Магеллан Фернан. Что открыл


Исследование Атлантического океана можно условно разделить на 3 периода: от плаваний древних мореплавателей до 1749 г.; с 1749 до 1872 г. и с 1872 г. до наших дней. Первый период характеризуется изучением распределения вод океана и суши в Атлантическом океане, установлением границ океана и его связей с остальными океаничесими бассейнами. Во второй период изучались физические свойства океанической воды и проводились глубоководные исследования. В 1749 г. Г. Эллис впервые измерил температуру воды Атлантического океана на различных глубинах. Собранный фактический материал позволил Б. Франклину (1770) составить карту Гольфстрима, а М. Ф. Мори (1854) - карту глубин в северной части Атлантического океана, а также карту ветров и течений. В третий период проводятся комплексные океанографические экспедиции, начатые английской экспедицией на «Челленджере» (1872-1876), выполнившей первые подробные физические, химические и биологические исследования Мирового океана, включая и АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН. Собранный материал выпушен Дж. Мерреем в 50 томах. После нее работали экспедиции на судах «Газель» (1874-1876, герм.), «Витязь» (1886-1889, рус.), «Вальдивия» (1898-1899, герм.), «Гаусс» (1901 - 1903, герм.) и др. Наиболее значительные исследования в Атлантическом океане были проведены на «Метеоре» (1925-1927, герм.), «Дискавери II» (с 1931, англ.), «Атлантик» (с 1933, амер.). Большое значение для изучения Атлантического океана имели объединенные океанографические исследования в период Международного геофизического года (1957-1958), в котором активно участвовали советские НИС «Михаил Ломоносов», «Седов», «Экватор» и др. Крупный вклад в изучение геологической истории Атлантического океана вносят работы, начатые в 1968 г. американской экспедицией на судне «Гломар Челленджер», построенном для глубоководного бурения дна. В конце 20 века интенсивные комплексные океанологичесике исследования проводились СССР на НИС «Витязь», «Михаил Ломоносов», «Академик Курчатов», «Академик Вернадский», «Дмитрий Менделеев», «Петр Лебедев» и др. по национальным и международным программам. Существенный вклад в изучение изменчивости гидрофизических полей внесли международные экспедиции - советско-американский эксперимент «Полимоде», франко-американская глубоководная экспедиция «Фамус», Международный атлантический тропический эксперимент (1974), в котором участвовали ученые из 60 стран. См. также Научно-исследовательские экспедиции.

История исследования Атлантического океана европейцами

Первыми из философов античности слово «Атлантический» употребил в своих сочинениях греческий историк Геродот, писавший, что «море, по коему плавают эллины, и то, что за Геркулесовыми столпами, именуется Атлантическим». Термин «Атлантический океан» встречается в трудах Эратосфена Киренского (III век до н. э.) и Плиния Старшего (I век н. э.), но в том, какую именно акваторию он обозначал в древности, учёные не уверены до сих пор. Возможно, так именовали акваторию между Гибралтарским проливом и Канарскими островами.
Задолго до эпохи великих географических открытий просторы Атлантики бороздили многочисленные суда викингов, карфагенян, финикийцев, норманнов и басков. К примеру, племя басков обосновалось на Пиренейском полуострове в глубокой древности, ещё до появления на континенте индоевропейских народов. Кормясь рыболовным промыслом, но не имея доступа к тихим бухтам тёплого Средиземного моря, баски волей-неволей досконально изучили бурный Бискайский залив, о котором издавна ходила дурная слава. Нельзя исключить, что за несколько веков до Колумба они достигли «земли Вяленой Рыбы» (о. Ньюфаундленд)по ту сторону Атлантики: тамошние воды и доныне славятся богатейшими рыбными запасами. В X-XI ст. новую страницу в изучение северной части Атлантического океана вписали норманны. По мнению большинства исследователей доколумбовых открытий, скандинавские викинги первыми и не раз переплывали океан, достигнув берегов Американского континента (они называли его Винландом) и открыв Гренландию и Лабрадор.
Спустя несколько веков экспедиции Христофора Колумба нанесли на карту многие острова Карибского бассейна и огромный материк, позднее названный Америкой. Англичане не замедлили снарядить к северо-восточным берегам Нового Света несколько исследовательских экспедиций, собравших весьма ценные сведения, а в 1529 г. испанские картографы составили карту северной части Атлантики, омывающей западные берега Европы и Африки, и обозначили на ней опасные мели и рифы.
В конце XV века соперничество между Испанией и Португалией за господство в Атлантике обострилось настолько, что в конфликт был вынужден вмешаться Ватикан. В 1494 году был подписан договор, которым вдоль 48-49° западной долготы устанавливался т. н. «папский меридиан». Все земли к западу от него были отданы Испании, а к востоку - Португалии. В XVI столетии по мере освоения колониальных богатств волны Атлантики начали регулярно бороздить корабли, перевозившие в Европу золото, серебро, драгоценные камни, перец, какао и сахар. В Америку тем же путем доставлялось оружие, ткани, спиртное, продукты и рабы для плантаций хлопка и сахарного тростника. Неудивительно, что в XVI-XVII ст. в этих краях процветал пиратский промысел и каперство, а многие знаменитые пираты, такие как Джон Хокинс, Фрэнсис Дрейк и Генри Морган, вписали свои имена в историю.
На картах европейских мореплавателей, составленных в XVII веке, фигурирует название «Эфиопское море», а топоним «Атлантика» вернулся лишь в конце XVIII столетия.
Первые попытки изучения морского дна были предприняты в 1779 году близ берегов Дании, а начало серьёзным научным исследованиям положила в 1803-06 годах первая русская кругосветная экспедиция под началом морского офицера Ивана Крузенштерна. Участники последующих походов провели замеры температуры и удельного веса воды на разных глубинах, взяли пробы прозрачности воды и установили наличие подводных течений.
Не желая отставать, англичане в те же годы предприняли целый ряд успешных научных экспедиций. В 1817-18 гг. Джон Росс совершил плавание на судне «Изабелла», а в 1839-43 гг. его племянник Джеймс трижды плавал в Антарктику на судах «Эребус» и «Террор». Переломным событием в истории подводных исследований стало появление в 1845 году нового донного зонда, сконструированного Джоном Бруком. В течение 1868-76 гг. Королевское географическое общество Великобритании организовало ряд океанографических экспедиций под началом профессора Эдинбургского университета лорда Чарльза Томсона. Во второй половине XIX и начале XX вв. были проведены систематические исследования в Мексиканском заливе и Карибском море. Не менее ценные научные результаты принесла экспедиция Эриха фон Дригальски на судне «Гаусс» (1901-03), участники которой провели тщательные измерения в северо-восточной и юго-восточной части Атлантики. В 1899 году на международной океанографической конференции в Стокгольме было принято решение приступить к созданию батиметрической карты океана в масштабе 1:10 000 000 (первые карты такого типа появились ещё в середине XIX века). В первой половине XX века Германией, Британией, США и Россией был предпринят ряд научных экспедиций, по итогам которых учёные получили детальное представление о Срединно-Атлантическом хребте. В 1968 году американское судно «Гломар Челленджер» провело исследования подводных трещин в земной коре, а в 1971-80 гг. была успешно реализована программа Международной декады океанографических исследований.

Хотя эпоха Великих географических открытий в Мировом океане завершилась уже давно, его изученность, особенно глубоководных областей, еще недостаточна. Современные исследования дают этому свидетельства, позволяя открывать в различных районах океана новые формы подводного рельефа, течения, вихревые структуры и другие явления. Настоящая работа посвящена истории некоторых географических открытий при изучении дна Атлантического океана и Норвежско-Гренландского бассейна в морских экспедициях разных лет при непосредственном участии автора. Выявленные и исследованные при этом неизвестные ранее формы рельефа в соответствии с традицией получили названия и в настоящее время фигурируют на географических картах, например, на новой карте Атлантического океана, опубликованной в 1989 году.

Систематические исследования в Норвежско-Гренландском бассейне, связанные, в первую очередь, с развитием рыбного промысла, начались еще во второй половине XIX века. Первую батиметрическую карту составил известный норвежский исследователь Х. Мон в 1887 году. На рубеже XIX и ХХ веков регулярные работы норвежских экспедиций позволили Б. Хелланд - Хансену и Ф. Нансену уточнить эту карту и дать названия основным формам рельефа дна, в том числе подводному поднятию, разделяющему котловины Норвежского и Гренладского морей - порогу Мона. В то время порог представлялся в виде широкого пологого вала, протягивающегося от острова Ян-Майен на северо-восток до материкового склона в районе острова Медвежьего. Новый этап исследований подводного рельефа наступил в 30-х годах после внедрения в практику эхолотного промера. Работы немецкой экспедиции на судне «Метеор» в 1933 и 1935 годах и американской экспедиции Л. Бойд на судне «Веслекари» в 1933 и 1937-1938 годах показали, что порог имеет более сложное строение. Был обнаружен ряд подводных гор, осложняющих вершинную поверхность. Наиболее высоким были присвоены названия: гора Луизы Бойд (минимальная глубина 543 м) и гора Бруно Шульц (577 м), причем сведения о них появились в печати уже после 2-й Мировой войны. В 50-х годах регулярные океанографические съемки Норвежского и южной части Гренландского морей проводили норвежские экспедиции под руководством Й. Эггвина. В результате непрерывного эхолотного промера были обнаружены и обследованы подводные горы Эггвина (25 м) и Мюрсет (610 м). С 1954 года такие исследования стали проводить экспедиции Полярного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО), которые вначале были эпизодическими, а во время Международного геофизического года и Международного геофизического сотрудничества в 1957-59 годов стали регулярными. Они продолжались и в последующие годы. По материалам этих экспедиций автором в 1962 году была составлена детальная батиметрическая карта Норвежского моря, на которой появилась новая подводная гора Месяцева (820 м), обнаруженная еще в 1955 году. Она названа именем И.И. Месяцева - первого директора Плавучего морского института, наследником которого является ПИНРО. Кроме того, анализ результатов исследований показал, что порог Мона на самом деле представляет собой сложно расчлененный хребет, являющийся одним из звеньев системы срединно-океанских хребтов Мирового океана.

Крупным географическим открытием стало установление продолжения хребта Мона в Арктический бассейн, о котором ранее не было известно. Работы экспедиций ПИНРО в 1960-1961 годах показали, что хребет Мона не упирается в материковый склон, а вблизи его подножья довольно резко поворачивает на север. Съемки Арктического института на судне «Обь» в северной части Гренландского моря, выполненные в 1956 году, позволили еще раньше обнаружить там схожие структуры хребта. Анализ этих материалов и некоторых других данных привел Я.Я. Гаккеля, В.Д. Дибнера и автора при составлении геоморфологической карты Северного Ледовитого океана к выводу о существовании здесь следующего звена срединно-океанического хребта, соединяющего в единую систему хребты Мона и Срединно-Арктический. Было предложено назвать новый хребет именем Н.М. Книповича, известного ученого, родоначальника промыслово-океанографических исследований на Севере в конце прошлого и начале нашего веков. Кстати, его имя присвоено Полярному научно- исследовательскому институту рыбного хозяйства и океанографии в г. Мурманске. Надо также отметить, что Я.Я. Гаккель внес большой вклад в изучение Арктики и исследование подводных хребтов Ломоносова и Срединно-Арктического, поэтому после его кончины было решено назвать последний хребтом Гаккеля.

Длинный путь прошел процесс изучения дна Атлантического океана, в частности - Срединно-Атлантического хребта. Еще в середине прошлого века дно океана представлялось в виде обширной впадины со слабо расчлененным рельефом. Но уже в конце века после экспедиций на судах «Челленджер», «Газель», «Ингольф» и других было установлено, что дно океана имеет сложное строение. Были обнаружены хребет Рейкьянес к юго-западу от Исландии, подводные понятия в районе Азорских островов и в некоторых других районах. Но только после проведения эхолотного промера экспедиций на судне «Метеор» в 1925-1927 годах в южной части океана и в 1928-1935 годах в северной его части удалось установить, что эти поднятия объединяются в единую систему Срединно-Атлантического хребта. В послевоенное время, особенно в период проведения МГГ и в последующие годы, в океане развернулись обширные исследования рельефа и геологического строения дна, в которых участвовали американские, английские, французские, немецкие, шведские и советские экспедиции. Наибольший вклад в изучение и картографирование дна океана внесли работы на судах «Атлантис», «Вема», «Крауфорд», «Трайдент», «Чейн» (США), «Челленджер», «Дискавери-2» (Англия), «Антон Дорн», «Гаусс» (ФРГ), «Жан Шарко», «Каллипсо» (Франция), «Альбатрос» (Швеция), «Михаил Ломоносов», «Академик Курчатов», «Обь», «Академик Книпович», «Севастополь» (СССР) и другие. К середине 70-х годов были составлены достаточно детальные батиметрические карты океана в целом и отдельных его частей, выявлены основные черты строения дна. Особое внимание было обращено на Срединно-Атлантический хребет. Выделены осевая зона хребта с системой рифтовых долин и поперечных разломов, обнаружены многие неизвестные ранее подводные горы и возвышенности, измерены максимальные глубины в ряде желобов и впадин. Многие из этих форм рельефа получили свои названия либо по именам известных ученых, либо по названиям исследовательских судов. Свой вклад в это дело внесли советские экспедиции, в которых участвовал автор.

В 1969 году в 6-м рейсе НИС «Академик Курчатов» проводились исследования в рифтовой зоне Срединно-Атлантического хребта в районах пересечения ее поперечными разломами. Один из них – разлом Атлантис к югу от Азорских островов - был открыт ранее американской экспедицией, поэтому наши работы дополнили уже имевшиеся данные. Существование другого разлома севернее островов на 40- 41 градусах северной широты только предполагалось. Выполненная детальная съемка включала эхолотный промер, геофизические и геологические работы. Удалось окончательно установить наличие и структуру поперечного желоба, являющегося морфологическим выражением трансформного разлома, по которому наблюдается левостороннее смещение соседних рифтовых структур и присущих им геофизических характеристик на расстоянии около 15 миль. По материалам съемки составлены профили дна и батиметрическая карта района в масштабе 1:250000 с сечением рельефа через 250 м. Было предложено назвать этот разлом именем Курчатова.

В южной части океана в пределах фланга Срединно-Атлантического хребта в районе острова Святой Елены во время 20-го рейса НИС «Академик Курчатов» (1975) проведено обследование нескольких подводных гор, располагающихся вдоль крупного трансформного разлома. Над каждой из них выполнены эхолотная и геофизическая съемка, геологические работы, подводное фотографирование, составлены батиметрические карты. Одна из гор была известна ранее и называлась горой Бонапарта, что связано с пребыванием Наполеона на острове Святой Елены. Высота ее над дном океана достигает более 4100 м, минимальная глубина – 113 м. Восточнее и западнее этой горы обнаружены две другие, ранее неизвестные. Высоты их и минимальные глубины составляют: у восточной горы – 2850 и 1341 м, у западной – 3700 и 410 м. В память о событиях Отечественной войны 1812 года решено назвать их соответственно горами Багратиона и Кутузова. Все три обследованные горы являются, по данным исследований, вулканическими сооружениями миоцен-плиоценового возраста. На вершинах гор Багратиона и Кутузова располагаются древние коралловые рифы, свидетельствующие о снижениях уровня океана и геологическом прошлом.

Ряд подводных гор обследован на дне котловин юго-восточной части океана. Над каждой из них выполнена эхометрическая съемка, по результатам которой составлены профили дна и детальные батиметрические карты. В 3-м рейсе НИС «Академик Курчатов» в 1968 году в Гвинейской котловине на границе со Срединно-Атлантическим хребтом обнаружена коническая гора высотой более 3000 м и минимальной глубиной на вершине 1514 м. Так как это произошло во время праздника пересечения экватора, то первоначально хотели назвать ее горой Нептуна, но затем, после обсуждения, было принято решение присвоить новой горе имя Курчатова. В северной части Ангольской котловины в этом же рейсе проведено детальное обследование подводных гор, обнаруженных ранее экспедициями на судах «Обь» и «Академик Книпович». По данным съемки на месте одной из гор оказалось два крупных конуса с общим основанием, поднимающихся с глубин более 5500 м. Минимальная глубина над восточной вершиной составляет 665 м, над западной - 840 м. Поверхность вершин выровнена, а склоны имеют крутизну до 20 градусов. Было предложено присвоить этой двойной горе имя П.П. Ширшова, основателя Института океанологии. Несколько юго-западнее располагается другая крупная гора, обследованная ранее экспедицией на "Академике Книповиче» и названная горой ВНИРО. В нашей экспедиции была уточнена ее конфигурация и изменена минимальная глубина – 442 м.

Аналогичные исследования проведены также на Китовом хребте и его окрестностях. В северной части хребта вдоль юго-восточного края вершинного плато располагаются глыбовые горы, осложняющие его рельеф. Одна из таких гор была детально обследована в 3-м рейсе «Академика Курчатова». Она имеет асимметричную форму, так как южный склон круче северного, и вытянута вдоль оси хребта. Высота над плато составляет около 1500 м, вершина плоская, а минимальная глубина - 223 м. Принято решение назвать ее горой Н.Н. Зубова, нашего известного океанолога. Южнее, на дне котловины вблизи подножья склона хребта тогда же была обследована крупная подводная гора, достигающая высоты более 3700 м. Форма горы массивная, склоны выпуклые, а вершина плоская с минимальной глубиной 789 м. Было предложено назвать ее именем С.О. Макарова, знаменитого русского флотоводца и мореведа. Впрочем, позже из зарубежных публикаций стало известно, что эта гора изучалась независимо от нас американскими исследователями, получившими практически те же результаты. Они назвали ее горой М. Юинга, крупного геофизика и океанолога. Так что гора имеет два названия и оба они, как нам представляется, вполне правомочны.

К юго-западу от основной морфоструктуры Китового хребта, на дне океана между ним и островами Тристан-да-Кунья, в 20-м рейсе «Академика Курчатова» проведено обследование группы подводных поднятий, морфология и структура которых были еще слабо изучены. Установлено, что большинство их представлено вытянутыми в юго-западном направлении горстовыми блоками, являющимися как бы обломками Китового хребта. Высота блоков над дном океана составляет 2000-3000 м, минимальные глубины над ними колеблются от 1000 до 2500 м. Вершинные поверхности выровнены или слабо волнисты и местами осложнены ступенями. Один из наиболее крупных блоков, вытянутый на расстоянии до 170 миль, расположен в средней части этой зоны. Центральный его участок с минимальной глубиной 887 м, известный по более ранним исследованиям немецких экспедиций как гора Вюст, на самом деле представляет приподнятую часть единого блока. То же самое можно сказать и относительно некоторых других блоков, ранее считавшимися из-за недостатка данных отдельными подводными горами.

Интересные результаты изучения подводной горы Ампер, связанные с легендой об Атлантиде, получены в 30-м рейсе НИС «Академик Курчатов» в 1979 году. Эта гора расположена в северной части океана западнее Гибралтарского пролива и была известна уже давно. Здесь выполнялись различными экспедициями эхолотные и геофизические съемки, геологические работы, подводное фотографирование. В 1977 году в печати появилось сообщение о том, что сотрудник Института океанологии В.И. Маракуев в экспедиции на НИС «Академик Петровский» сделал фотографии вершины горы Ампер, на которых довольно четко были видны какие-то сооружения в виде стены с кирпичной или мелкоблоковой кладкой. Сразу же возникло предположение, что это могут быть следы исчезнувшей Атлантиды, которую многие ученые безуспешно искали в разных районах океана и Средиземного моря. Поэтому в экспедиции на «Академике Курчатове», главной задачей которой были подводные исследования в Красном море, решили по пути мимо горы Ампер проверить это предположение. Здесь провели, помимо стандартных работ, специальные наблюдения при помощи буксируемого подводного аппарата «Звук - 4» и подводного обитаемого аппарата «Пайсис», в котором погружались акванавты В.С. Кузин и А.М. Сагалевич. Просмотр видеозаписи, сделанной на «Пайсисе», изучение поднятых образцов коренных пород, анализ записи локатора бокового обзора и фотоснимков дна позволили получить новые данные о строении горы. Она возвышается над дном океана более чем на 4000 м, а минимальные глубины на вершине составляют 60-90 м, причем рельеф здесь неровный, образован сериями гряд. Более высокие гряды сложены скоплениями конгломератов из сцементированных обломков вулканических пород, между которыми протягиваются узкие проходы. Низкие гряды, выступающие из слоя кораллового песка, образованы выходами базальтов с характерной прямоугольной трещинноватостью. Трещины засыпаны белым песком, что в целом, создает впечатление кирпичной кладки, скрепленной известковым раствором. Анализ полученных результатов привел нас к выводам, что вершина горы представляет собой полузасыпанный вулканический кратер, по краям которого обнажаются коренные породы. В ледниковое время, когда уровень океана снижался, вершина горы выступала над водой в виде небольшого острова и подвергалась воздействию штормовых волн, которые разрушали породы и формировали галечные пляжи. После поднятия уровня океана здесь происходило накопление карбонатных осадков и цементация галек мелким детритом и литотамниевыми водорослями, что привело к образованию скоплений конгломератов. В то же время штормовые волны размывали слабо сцементированные конгломераты и создавали в них промоины и каналы. Следовательно, подводный ландшафт вершины горы Ампер создан природой и никаких следов человеческой деятельности здесь не обнаружено. В 1982 году в экспедиции на судне «Витязь» были проведены новые исследования горы с применением водолазной глубоководной техники и подводного аппарата «Аргус», но результаты оказались такими же. Легенда о существовании здесь остатков Атлантиды была развеяна.

Измерения максимальных глубин в глубоководных желобах также является вкладом в процесс изучения и картографирования Атлантического океана. В 14-м рейсе «Академика Курчатова» в 1973 году проводились биологические и геолого-геофизические исследования в Карибском море, в том числе детальные съемки на полигонах в глубоководных желобах Пуэрто-Рико и Кайман, по материалам которых составлены крупномасштабные батиметрические карты. Один из полигонов располагался в западной части желоба Пуэрто-Рико, где по данным промера на американском судне «Вема» была измерена максимальная глубина 8385 м. В то же время на некоторых старых морских картах здесь же отмечалась глубина 9202 м, которая во время нашей съемки не была обнаружена. Непрерывный эхолотный промер с записью на прецизионный самописец «Ладога» позволил измерить с учетом поправки по таблице Меттьюза максимальную глубину 8395 м в точке с координатами 19 градусов 41,5 секунд северной широты и 67 градусов 22 секунд западной долготы, которая подтвердила и уточнила величину, измеренную на «Веме». Более того, строение плоского дна желоба, представляющего четковидную депрессию шириной от 2 до 4 км, указывает на то, что здесь выработан предельный уровень аккумулятивного выравнивания и существование более глубоких участков с перепадом глубин в несколько сот метров практически невозможно. В связи с этим следует усомниться в достоверности значения максимальной глубины в том же районе 8742 м, появившегося позже в некоторых официальных изданиях и взятого с одной из американских карт после пересчета цифры их морских саженей в метры. Источник появления такой величины на указанной карте неизвестен, а особенности строения дна желоба не допускают какого-либо резкого увеличения глубины. Второй полигон располагался в средней части желоба Кайман, называемой впадиной Бартлетт. Здесь также детальная съемка позволила исправить ошибочное значение максимальной глубины, указываемое на картах - 7680 м. На самом деле, по данным съемки максимальная глубина здесь составляет 7065 м. Дно желоба плоское, представляя предельный уровень аккумулятивного выравнивания в данном районе, а ширина его не превышает 3,5 км.

Приведенные в сообщении материалы имеют, конечно, разный характер и неодинаковое значение для географической и геологической изученности дна океана, но все они вносят свой вклад в процесс его картографирования. Даже самые незначительные новые детали позволяют так или иначе изменять наш взгляд на природу океана и, в конечном итоге, полнее и правильнее понимать закономерности его строения и развития.

21 декабря 1872 г. в кругосветное плавание отправился первый в мире специально оборудованный океанографический корабль «Челленджер». Он вышел из английского порта Портсмут, имея на борту шесть ученых британской научной экспедиции. 15 февраля 1873 г. «Челленджером» была сделана первая из 362 океанографических станций. Океанографический корабль прошел по всем океанам (исключая Северный Ледовитый) около 70 тыс. морских миль и закончил свои исследования в мае 1876 г. в Англии. Огромный материал, собранный экспедицией за три года плавания, обрабатывался в течение ряда лет. Первый том трудов «Челленджера» вышел в 1880 г., а последний, пятидесятый - в 1895 г.

В создании этого труда под руководством Уайвилла Томсона и Джона Меррея участвовало 76 авторов. В издании содержатся материалы по зоологии (40 томов), ботанике (2 тома), физико-химическим процессам (2 тома), донным осадкам (1 том). Детальные исследования собранных «Челленджером» донных проб вместе с просмотром 12 тыс. образцов, добытых другими экспедициями, позволили Меррею и Ренару составить первую карту осадков Мирового океана. Ими же впервые была разработана классификация донных отложений. Не случайно, что большую часть трудов «Челленджера» занимали книги по зоологии. До экспедиции о жизни в море было почти ничего не известно. «Челленджер» впервые показал, что океан гораздо более населен разнообразными видами животных, нежели суша.

Исследования на «Челленджере» открыли новую эпоху в изучении океана: считается, что с этого времени зародилась новая наука - океанография.

Конечно, это не означает, что исследования океана не велись до «Челленджера». История изучения океана начинается намного раньше: от древних греков или даже египтян или карфагенян. Но то были общегеографические работы с целью познания устройства поверхности Земли, открытия новых земель.
Подробное описание истории изучения океана не входит в наши задачи. Мы скажем лишь об основных этапах его изучения, основных событиях, имевших наибольшее значение в развитии научных представлений об океане.

Большинство авторов выделяют четыре главных этапа изучения океана. Первый этап охватывает период общегеографических исследований до работ первой океанографической экспедиции на «Челленджере». Этот период богат географическими открытиями мореплавателей прошлого: Колумба, да Гама, Магеллана в средние века, Беринга, Кука, Лаперуза в XVIII в., Коцебу, Беллинсгаузена и многих других моряков, совершавших кругосветные плавания в начале XIX в. Магеллану принадлежит первая, правда не-удачная, попытка измерить глубину в центральной части океана. Однако уже в XVI в. первые отметки глубин открытого моря стали наноситься на карты (Меркатор, 1585; Вагенауер, 1586).

Первое океанологическое судно «Челленджер», осуществившее кругосветную экспедицию в 1872 - 1876 г.

Отдельные научные наблюдения проводились и во время кругосветных экспедиций XVIII - XIX вв. В экспедиции Крузенштерна и Лисянского были проведены определения температуры глубинных вод и относительной прозрачности. Участник плавания Коцебу известный физик Эмилий Ленц разработал новые приборы для исследования в океане, в частности новую конструкцию глубомера, разработал методику для наблюдения в океане и лабораторных исследований. Другой участник экспедиции - зоолог И. И. Эшшольц открыл новый тип морских животных - гребневиков. Сам О. Коцебу на основании наблюдений на коралловых островах высказал соображение о возможном происхождении атоллов, предвосхитив некоторые идеи Ч. Дарвина. Первооткрыватель Антарктиды Ф. Беллинсгаузен также обратил внимание на такой замечательный феномен Мирового океана, как коралловые атоллы. Он предположил, что кольцевой риф возникает в результате растворения известняков внутренней части островов. Теорию происхождения коралловых островов, которая и по сей день остается наиболее правдоподобной, создал, как известно, Ч. Дарвин после кругосветного плавания на корабле «Бигль». Важно заметить, что теория Ч. Дарвина рассматривает генезис атоллов не изолированно, а в связи с развитием океанических впадин.

В XVIII-XIX вв. появляются и первые научные работы, обобщающие сведения об океанах, отдельных процессах, происходящих в море. Первой океанографической сводкой является книга Л. Марсильи (1725 г.). В этой книге он высказывает идею о большом сходстве рельефа суши и морского дна. Одновременно Бюсли, автор способа изображения рельефа морского дна в виде изобат, составляет карты, на которых рисует продолжение горных стран и плато суши на дне морей и океанов. В обширном труде по теории Земли Бюффон обосновывает взгляды о единстве геологического строения суши и океана. Он считал, что в первоначальные этапы развития Земли существовал «первозданный» океан, из которого поднялась суша.

Нужно сказать, что представления о сходстве строения суши и океана, о возможности суши превращаться в морское дно и обратно возникли у древних греков. Аристотель говорил, что одни и те же пространства на Земле не всегда остаются морями, а другие континентами, напротив, все изменяется с течением времени. Страбон в своей «Географии» (I в. до н.э.) писал, что в рельефе суши и моря нет различий, на дне располагаются горные хребты и долины, подобные хребтам и долинам суши.

В XVIII-XIX вв. появляются отдельные обобщения о процессах, происходящих в водной массе океана. Первой работой по океаническим течениям нужно считать карту Гольфстрима, составленную в начале XVIII в. американским ученым и государственным деятелем Б. Франклином. Правда, еще ранее И. Ньютоном была создана теория приливов. Однако это частный случай приложения к океану всемирного закона тяготения, и Ньютон дал только могучее средство для изучения одного из замечательных явлений в Мировом океане.

В середине XIX в., когда сведений о поверхностных явлениях в океане (температуре, течениях, ветре, волнении) накопилось достаточно много, основатель американской Гидрографической службы М. Ф. Мори пишет «Физическую географию океана» и издает атлас ветров и поверхностных течений Мирового океана. Одновременно в 1854 г. он составляет первую батиметрическую карту северной части Атлантического океана. Она явилась обобщением результатов измерений глубин Северной Атлантики, предпринятых главным образом для обеспечения работ по прокладке подводных телеграфных и телефонных кабелей.

Однако развитие мореплавания, океанского промысла, настойчиво требовали более точных сведений об океане, о его природе. Организованная в третьей четверти XIX в. экспедиция на «Челленджере», ознаменовавшая второй этап изучения океана, не была случайным событием в истории океанографии.

Одновременно и вслед за «Челленджером» в открытый океан направились другие отряды ученых. В 1874 - 1876 и 1873 - 1878 гг. состоялись кругосветные экспедиции на немецком корабле «Газелле» и американском судне «Тускарора». В конце XIX - начале XX в. работают океанографические экспедиции: немецкие - на судах «Вальдивия», «Эди», «Стефан», «Планет», американские - на «Блейк», «Альбатрос», «Неро» и др., датская - на «Ингольф», английские - на «Эджерия», «Дарт», «Пингвин», «Дискавери II» и многие другие. Каждая из этих экспедиций обогащала науку новыми данными по различным областям океанографии. Особенно следует отметить большой вклад в изучение океанографических условий Тихого океана, внесенный исследованиями С. О. Макарова на корабле «Витязь» (1886 - 1889). Много сделано было по изучению Полярного бассейна норвежским ученым Ф. Нансеном, который открыл в период плавания на корабле «Фрам» глубины Северного Ледовитого океана и составил первую карту его дна. Ф. Нансен высказал исключительно важные идеи о происхождении подводного рельефа, особенно рельефа шельфа. Эти идеи не потеряли своего значения и в наши дни. Ф. Нансеном впервые были проведены геофизические исследования во время плавания. Сотрудник Ф. Нансена океанолог Свердруп впервые исследовал гидрологию Северного Ледовитого океана.

Советское экспедиционное судно «Витязь». Исследования, выполненные во время экспедиции на этом судне (начиная с 1949 г.) - важнейшая веха отечественной и мировой океанологии.

Большое значение для изучения дна океана имело изобретение эхолота. Наиболее эффективное применение нового способа измерения глубин было осуществлено на немецком судне «Метеор», проводившем океанологические исследования в Атлантическом океане (1925 - 1927). Эхолот позволил во много раз увеличить производительность промерных работ, и знания о подводном рельефе стали возрастать с необычайной быстротой.

Второй этап истории изучения океана, от плаваний «Челленджера» до начала второй мировой войны, характеризуется переходом от описаний к исследованию в океане. В таком переходе весьма значительную роль играла молодая советская океанология. В 1921 г. В. И. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научного института (Плавморнин), в состав которого вошли главным образом профессора Московского университета.

Структура института была комплексной, в нем были заложены основы всех направлений современной отечественной океанологии. Морской базой Плавморнина служил первенец советского исследовательского флота «Персей» - небольшая деревянная парусно-паровая шхуна с четырьмя лабораториями и научным составом в 16 человек. Несмотря на скромные возможности этого судна, его экспедиции были блестящей школой почти для всех выдающихся советских океанологов старшего поколения (Н. Н. Зубов, Л. А. Зенкевич, В. А. Богоров, В. В. Шулейкин, В. С. Буткевич, Е. М. Крепе и др.). В результате исследований «Персея» наука обогатилась выдающимися работами: динамический метод расчета течений Н. Н. Зубова, количественные методы изучения бентоса (Л. А. Зенкевич) и планктона (В. Г. Богоров) и т. п. Сотрудником Плавморнина Н. Н. Зубовым в то время был введен в научную литературу термин «океанология», что предусматривало приход на смену океанографическим, описательным работам исследований взаимодействия явлений и процессов в океане.

В результате большого размаха океанографических работ стали совершенствоваться методы изучения океана, появляться обобщающие сводки и, главное, новые идеи. Из новых методов отметим определение магнитного поля с немагнитного судна «Карнеги» (1909 - 1929), применение геофизических приборов для измерения силы тяготения с подводной лодки, осуществленное в 1923 - 1932 гг. голландским ученым В. Мейнесом, внедрение накануне второй мировой войны эхолотов-самописцев, первые попытки фотографирования морского дна, сделанные Юингом в 1940 г.

Обобщением знаний о рельефе морского дна стали многочисленные карты. В 1904 г. под руководством принца Монакского Альберта I в Монако была составлена Генеральная батиметрическая карта океанов на 24 листах в масштабе 1:10 000 000. В основу карты было положено 18 400 измерений глубин. Второе издание карты вышло в 1927 г., третье - в 1936 г. В довоенные годы были изданы и другие карты по отдельным районам Мирового океана. Наиболее подробной для Атлантического океана была карта, изданная после работ «Метеора» Т. Штоксом (1935 г.). Для Тихого океана Гидрографической службой США были изданы обзорные батиметрические карты разного масштаба. Батиметрические карты позволили рассмотреть вопрос о соотношении ступеней глубин в океанах, определить среднюю глубину океана. Первая кривая соотношения глубин была составлена Лаппараном в 1883 г. Более точную гипсографическую кривую в 1933 г. вычислил Э. Коссина. Эта кривая в общих своих чертах остается верной и по сей день. По гипсографической кривой можно уже было сделать выводы об основных морфоструктурах дна океана. На ней показаны шельф, материковый склон, глубоководные желоба, ложе океана.
Исходя из особенностей распределения глубин по гипсографической кривой, Траберт высказал мысль о коренных различиях в геологических структурах дна океана и морей. Возникло представление о древности и постоянстве (перманентности) океанов, которое было особенно популярно у американских геологов.

С другой стороны, большой популярностью пользовалась гипотеза Зюсса о возникновении, углублении и расширении океанов за счет погружения древней суши вследствие остывания и сжатия земного шара. Из этого следует, что принципиальной разницы в геологическом строении океанических впадин и материков нет. Эта точка зрения поддерживалась и отечественными геологами А. Д. Архангельским, Н. С. Шатским и многими другими. Л. Коберс, поддерживая выводы Э. Зюсса, считал, что высота океанического дна и материков определяется силами изостатического выравнивания.

Изучение географического распространения растений и животных на материках и островах наводило на мысль о возможном единстве последних в геологическом прошлом. Впервые в 1846 г. Фобе выдвинул гипотезу о существовании былых континентальных связей в виде «мостов» суши, т. е. перемычек между континентами. Более того, биогеографические данные служили одним из подтверждений гипотезы раздвижения (дрейфа) материков, выработанной, как известно, наиболее полно А. Вегенером в 1922 г. Идея о существовании в прошлом единого материка и об образовании Атлантического океана в результате отхода Евразии от Америки высказывалась еще в 1858 г. Сандре и Пеллигрини, а в 1908 г.- Тейлором и Бейкером, но наиболее полно и последовательно гипотезу о дрейфе континентов разработал А. Вегенер. В 30-е годы нашего столетия эта гипотеза пользовалась большой популярностью, а затем в 40-х годах и после второй мировой войны ее полностью отвергли, более того, ее не стали принимать всерьез и высмеивали.

Ни одна из гипотез, выдвинутых в довоенные годы, не могла удовлетворительно объяснить происхождение океанических впадин. Ф. Шепард, подводя итоги результатов изучения океана, в своей книге «Геология моря» (изданной в США в 1948 г.) пишет: «По-видимому, наиболее разумно оставить вопрос о происхождении океанических впадин на этом дискуссионном этапе, заметив, что он так же далек от определенного решения, как и вопрос о происхождении Земли». Более определенны в довоенные годы были представления о генезисе водной массы океана и происхождении органической жизни в нем. Уже в 30-40-х годах XX в. поддержкой большинства ученых пользовалась теория А. И. Опарина о возникновении жизни в океане. Рождение этой теории, естественно, предопределено огромным количеством и океанских биологических исследований, и изучением палеонтологами остатков древних организмов в морских отложениях континентов. Теория А. И. Опарина разрабатывается и уточняется и в наши дни.

Относительно генезиса морской воды большинство исследователей, исходя из теории Канта - Лапласа, придерживались почти полностью отвергнутых в настоящее время взглядов о конденсации воды на поверхности Земли по мере остывания планеты.

Первое крупное плавание после второй мировой войны совершила шведская океанографическая экспедиция на судне «Альбатрос» под руководством Ганса Петтерсона. С этого плавания 1947 - 1948 гг. начинается третий этап изучения, длившийся до 1957 г. - начала Международного геофизического года. Послевоенные экспедиции отличаются гораздо большей оснащенностью техническими средствами. Уже на «Альбатросе» впервые с успехом была применена длинная грунтовая поршневая трубка конструкции Кулленберга. В различных экспедициях широко использовались геофизические методы. Особенно следует отметить цикл геофизических исследований в Атлантике, проведенный под руководством Юинга сотрудниками Ламонской геологической обсерватории (США). Все послевоенные экспедиции были снабжены эхолотами-самописцами, которые непрерывно совершенствовались и достигли весьма большой точности. Непрерывное эхолотирование в сочетании с новыми методами определения места судна в океане резко увеличило информацию о рельефе океанских впадин.

Усовершенствовались, естественно, и приборы для гидрологических, биологических видов исследований, что также дало немедленный эффект. Одна из первых послевоенных экспедиций на датском судне «Галатея» (1950 - 1952), занимаясь драгированием дна в районе глубоководных океанских желобов, открыла новые виды животных - аналогов ископаемых организмов. {mospagebreak}

Подводная исследовательская лодка «Пайсис», способная опускаться на глубину до 2 тыс. м. Такого рода подводные аппараты - мощные средства изучения морских организмов, свойств воды, геологии и рельефа дна.

Нужно отметить, что в первые послевоенные годы особенно большое внимание уделялось изучению глубоководных желобов, о которых до 40-х годов почти ничего не было известно. Но уже в 50-е годы была открыта сложная система глубоководных желобов - этого совершенно уникального феномена океана, понимание генезиса которого - несомненный ключ к познанию происхождения океанических впадин.

Исключительно важное место в изучении глубоководных желобов занимают исследования советских ученых на экспедиционном судне «Витязь». Исследования этого корабля - важнейшая веха не только в отечественной, но и в мировой океанологии. Он начал свои работы в Тихом океане в 1949 г. Тогда это был один из самых больших и самый совершенный по оборудованию океанологический корабль (водоизмещением 5,5 тыс. т, 13 лабораторий, 70 научных сотрудников на борту). «Витязем» сделано более 60 научных рейсов, во время которых собраны сотни проб донных колонок, образцов фауны, проб воды, открыты максимальные глубины океана, открыты не только многие новые виды животных, но даже и новый их тип - погонофоры. Исследования на «Витязе» послужили основой для создания крупных монографических сводок, и, прежде всего, многотомного труда сотрудников Института океанологии имени П. П. Ширшова АН СССР «Тихий океан», издание которого завершено в 1974 г.

В 1955 г. в Южном океане начала работать морская Антарктическая экспедиция АН СССР на исследовательском судне «Обь», позволившая собрать обширнейший материал по Приантарктическому району. Эти материалы были обобщены в монографических изданиях «Атласа Антарктиды».

Однако в области теории этот период не принес кардинальных идей о происхождении океанических впадин. По-прежнему противоборствуют две основные точки зрения. Согласно одной, океаны - древние, постоянно существовавшие образования; согласно другой, океаны молоды и образовались на месте суши. Конечно, эти старые гипотезы были сильно модернизированы в соответствии с новыми данными.

В то же время изменились взгляды на генезис океанских вод. В 1951 г. В. Руби (США) представил ряд доказательств, поддерживающих предположение об образовании гидросферы в процессе дифференциации мантии Земли. Затем эта идея была развита и обоснована А. П. Виноградовым, и в настоящее время ее разделяет большинство исследователей океана.

С 1957 г. начинается четвертый этап в изучении океана. Он связан с исследованиями, проводимыми по программам Международного геофизического года и Международного геофизического сотрудничества. В этот период изучение океана приобретает очень широкий размах, работы ведутся различными странами, и прежде всего СССР и США, по согласованным планам; происходит интенсивный обмен материалами, результатами исследований. В этот период создаются различные международные организации по координации исследований в океане. Так, в 1961 г. была организована Межправительственная океанографическая комиссия (МОК) в составе ЮНЕСКО. Международные исследования концентрируются по отдельным районам (например, Фарерско-Исландский порог) или отдельным проблемам («Тропический эксперимент» и др.). Невозможно перечислить хотя бы часть экспедиций, ибо ежегодно их бывает более десятка. Важно отметить, что происходит дальнейшее усовершенствование методов работы и оборудования, применяемого при исследованиях. Результаты не замедлили сказаться.

Важнейшим событием в изучении океана является открытие в конце 50-х годов единой планетарной системы срединных океанических хребтов (Юинг и Хизен, 1956; Менард, 1958). По мере сбора и систематизации данных о строении и природе срединно-океанических хребтов большинству геологов и геофизиков становится ясно, что эти структуры образуются и развиваются под действием процессов, происходящих в глубинах мантии Земли. Исследования конца 50-х - начала 60-х годов, особенно изучение срединных океанических хребтов и магнитных аномалий в их зоне, привели к рождению новой концепции - «глобальной тектоники плит», которая на новом уровне возрождает гипотезу Вегенера (Диц, 1961; Ф. Вайн, Д. Мэттьюз, 1963). Ныне эта гипотеза в преображенном виде совершает триумфальное шествие по миру, и многие исследователи посвящают памяти Альфреда Вегенера свои книги о «глобальной тектонике плит» (Сорохтин, 1974). Мобилистских взглядов в настоящее время придерживается большинство зарубежных морских геологов и геофизиков. Популярна она и в нашей стране.

В 1961 г. начали проводиться работы по проекту «Мохол», предусматривающие бурение сквозь толщу земной коры до границы с верхней мантией. Первая скважина была пробурена в Тихом океане у о. Гваделупа. С 1968 г. начало работать первое специальное океанское буровое судно «Гломар Челленджер».

Специальное буровое судно «Гломар Челленджер», проводившее по международной программе бурение дна океанов на глубинах до 6 км и получающее керны длиной до 1 км. и более

Советские исследователи располагали большим научным флотом, который возглавлял корабль «Космонавт Юрий Гагарин» водоизмещением 45 тыс. т. В СССР действовали несколько океанологических центров: Институт океанологии имени П. П. Ширшова АН СССР с отделениями, Всесоюзный Институт морского рыбного хозяйства и океанографии, Государственный океанографический институт (Москва), Морской гидрофизический институт (Севастополь), Тихоокеанский океанологический институт, Институт биологии моря (Владивосток) и др.

Характернейшая черта современной океанологической науки - вооруженность новейшими техническими средствами. Все большее число крупнейших промышленных предприятий конструирует и изготовляет разнообразное оборудование для исследований в океане: различные типы судов, подводные лодки, специальные платформы и буи, специальные материалы (стали повышенного качества, стекловолокно, плавучие кабели, нейлоновые сети и т. п.), точные приборы для определения места судна, для производства геофизических работ.

В последние годы вместо маршрутных исследований океана получают распространение работы на полигонах или установка на длительное время буев. В исследованиях на полигонах принимает участие обычно несколько судов, одновременно замеряющих те или иные параметры водных масс океана. Такие исследования особенно важны при гидрофизическом изучении океана, так как позволяют охватывать значительную площадь и прослеживать изменения полей температур, солености, течений в пространстве. На полигонах устанавливаются также радиобуи, снабженные датчиками, непрерывно получающими и передающими на корабли или береговые базы информацию о параметрах водных масс. На кораблях и береговых станциях данные обрабатываются с помощью ЭВМ и автоматизированных электронных систем. Для изучения водных масс, взаимодействия атмосферы и океана особенно важны длительные наблюдения, позволяющие улавливать сезонные изменения. Поэтому нередко устанавливаются и обитаемые буи, представляющие собой заглубленные на глубину до 100 м огромные трубы, увенчанные надводными площадками с жилыми помещениями исследователей-наблюдателей. Такие буи позволяют проводить одновременные наблюдения на разных горизонтах глубины и в надводном слое. Исследования на полигонах с использованием буйковых станций сейчас проводятся зачастую по обширным, международным долголетним программам с участием сотен ученых и десятков кораблей. Таковы программы: «Изучение глобальных атмосферных процессов», «ПОЛИМОДЕ» (Полигон для изучения среднемасштабной динамики океана) - исследование вихрей течений в океане, «Изучение Индийского океана» и др.

Конечно, кроме различного рода датчиков, проводящих замеры солености, температур, течений непосредственно в море, широко используются и приборы для получения проб воды, которая анализируется затем лабораторными методами. Отбор проб производится батометрами различной конструкции, способными получать определенные объемы воды на заданной глубине. Биологические пробы отбираются океанологами с судов с помощью различных сетей, драг, соскребающих донную фауну, дночерпателей и т. п.

Особое место в изучении океана занимают подводные исследования. Они позволяют проводить измерения и наблюдения непосредственно в водной толще. Океанологи используют для этого акваланги, подводные лодки, стационарные подводные лаборатории. В настоящее время в разных странах работают десятки подводных аппаратов, способных погружаться на различные глубины, исследовать морские организмы, свойства морской воды, геологию и рельеф дна. Правда, подводные лодки не дают возможности исследователю находиться в подводной среде, он отделен от нее стенками корабля. Другое дело - подводные лаборатории, или подводные дома, когда в любое время человек может выплыть из помещения в открытое море. Впервые такие дома поставил на дно Средиземного моря Жак Кусто, доказав, что человек может неделями жить под водой, не выходя на поверхность. В Советском Союзе также проводились исследования из подводных домов. Наиболее известна подводная лаборатория «Черномор». Большое развитие в последние годы получили геологические и геофизические исследования Мирового океана. Морские геологи имеют богатый арсенал различного рода грунтовых приборов, способных отбирать пробы осадков и пород с любой глубины океана. Некоторое время назад в океане работало специальное буровое судно «Гломар Челленджер», которое по международной программе производило бурение на глубинах океана до 6 км и получало керны длиной до 1 км и более. Пробурив несколько сот скважин, эта плавучая буровая установка позволила получить бесценный материал по истории океана. Геофизические исследования включают в себя сейсмическое зондирование земной коры под океаном, исследование магнитного и гравитационного поля, теплового потока из недр земли. Вместе с глубоководным бурением геофизические методы позволяют получать наиболее ценный материал по происхождению и развитию океанических впадин. Глубинное сейсмическое зондирование, т. е. посылки сквозь толщу воды и дна при взрывах специальными пневматическими «пушками» или электрическими разрядами упругих колебаний среды, делает возможным по скорости прохождения сейсмических волн различать слои земной коры, судить о их составе, топографии, определять границу раздела между слоями, залегающими глубоко под дном океанов. Морские гравиметрические работы (изучение распределения силы тяжести в разных районах) дают сведения о плотности слоев, слагающих кору, примерном рельефе поверхности раздела коры и мантии, об изостатическом равновесии отдельных блоков и горизонтальной неоднородности вещества Земли. Магнитное поле отражает картину распределения магматических очагов, простирания зон расколов и разрывов земной коры. Наконец, исследования теплового потока сквозь дно океана дают представление о физических процессах, протекающих в недрах Земли, местах подъема к поверхности глубинного вещества, зонах раскола коры. В целом геофизическое изучение дна океана выявляет его тектоническое строение и тектоническую жизнь.

Геологические исследования, познание истории эволюции океанического ложа невозможны в наши дни без развития методов лабораторного анализа, методов обработки получаемых материалов. Современные физико-химические методы позволяют получать сведения о возрасте, происхождении, составе тех или иных геологических объектов. Широко используются рентгеноструктурный анализ, геохимические исследования, изучение изотопного состава океанических осадков. По изотопам углерода, урана, протактиния, иония, тория геологи научились определять абсолютный возраст пород, по изотопам кислорода - температуры океанских вод в те или иные геологические эпохи.

Геофизические, геологические исследования вместе с методами современной лабораторной обработки материала особенно бурно развивались в конце прошлого столетия. Благодаря этому был сделан ряд выдающихся открытий, накоплен обширный научный материал.



Первые плавания через океаны были наиболее впечатляющими ввиду огромных трудностей и тягот, с которыми сталкивались капитаны и экипажи их кораблей. Корабли были тесными, неудобными, грязными, хранить еду свежей было негде. Цинга, заболевание, вызванное недостатком витамина С, представляла серьезную проблему. В конце XV в. Васко да Гама потерял две трети экипажа во время плавания к Индии. Цингу можно предотвратить, питаясь свежими фруктами, и капитан Кук не потерял ни одного человека во время второго кругосветного плавания в 1772 г., обеспечив здоровую диету для своей команды. Еще одной проблемой были чрезвычайно ограниченные возможности навигационных приборов. Полинезийцы определяли близость суши по цвету моря, облакам, появлению птиц или просто по запаху. В Европе методы вычисления широты (расстояния от Северного полюса) были доступны еще в 1480-х гг., но определение долготы (расстояние к востоку или к западу) вызывало затруднения вплоть до XVIII в. С тех пор, как маршруты через океаны проложены, отважным мореплавателям приходится искать других приключений, повторяя маршруты древних путешественников, - например, совершив плавание на «Кон-Тики» или в одиночку на яхте.

Колумб

В 1492 г. Христофор Колумб отплыл из Испании, отчаявшись получить в Португалии средства, необходимые для своей экспедиции. На флагманском корабле «Сажа-Мария» и двух кораблях поменьше с экипажем в 120 человек Колумб пересек Атлантический океан, надеясь отыскать более короткий путь в Азию и дать испанцам преимущество перед португальцами, которые достигали Азии, огибая Африку. Суда Колумба побывали у берегов Багамских островов, а затем у берегов Кубы и Гаити. Во время последующих путешествий Колумб открыл множество других островов Карибского моря, а также берега Центральной и Южной Америки. После смерти Колумба другие исследователи продолжали изучать Новый Свет. В их числе был и Америго Веспуччи, именем которого названа Америка.

Чтобы проверить теорию о том, что жители Полинезии происходят из Южной Америки и пересекли на бальзовых плотах. Тур Хейердал попытался совершить такое же плавание на плоту «Кон-Тики». Несмотря на то что он успешно преодолел 4000 миль, антропологи и историки доказали позже, что полинезийцы происходят от народов Юго-Восточной Азии.

Навигация

Искусство навигации имеет огромное значение для плавания по океану (см. статью « «). Греки изобрели различные приборы, в том числе астролябию, помогающую ориентироваться по звездам. Использование магнитного компаса широко распространилось в XII в. Пользуясь картами, моряки могли определять направление в открытом море. Широту можно вычислить, измеряя угол подъема солнца или звезд над горизонтом с помощью секстанта. Изобретение в 1735 г. хронометра позволило знать точное время на борту корабля, чтобы измерять расстояние от Гринвичского меридиана (Англия) и таким образом определять долготу.

«Дух Сент-Луиса»

Для первых аэропланов океаны представляли такую же преграду, как и для других транспортных средств. Американец Чарльз Линдберг был первым человеком, в одиночку перелетевшим через Атлантический океан без промежуточных посадок. Моноплан с высоко расположенным крылом и одним двигателем был построен специально для полета всего за 60 дней. Линдберг сам помогал собирать первые узлы. Аэроплан получил название «Дух Сент-Луиса» — в честь города, который финансировал этот проект. Линдберг выбрал один двигатель, поскольку хотел свести до минимума число возможных механических поломок. Чтобы облегчить вес, он не взял с собой ни передатчика, ни парашюта — только сандвичи и термос с кофе. В 1927 г. он успешно совершил перелет из Нью-Йорка в Париж за 33 ч 30 мин и завоевал приз — 25 тыс. долларов. Сегодня трансатлантические рейсы занимают около семи часов, а сверхзвуковой «Конкорд» затрачивает на перелет всего три часа

Плавания капитана Кука

Англичанин Джеймс Кук предпринял три плавания вокруг земного шара в 1768-1779гг. Он пользовался новыми навигационными приборами, созданными XVII в., чтобы составить карты побережья Папуа-Новой Гвинеи, Новой Зеландии и Восточной Австралии. Он открыл много островов в северной и южной части Тихого океана, пересекал Северный и Южный полярные круги. Последнее плавание с целью поиска северо-западного прохода близ Ванкувера оказалось неудачным. На обратном пути Кук сделал стоянку у Гавайских островов, открытых ранее. К ужасу товарищей и экипажа, Кук был убит в неожиданно вспыхнувшей схватке с местными жителями.

Одинокий яхтсмен

Джошуа Слокум стал первым человеком, который в одиночку совершил кругосветное плавание на парусном судне. Он покинул Новую Шотландию на маленькой деревянной яхте «Спрей» в 1895 г и вернулся в тот же порт в 1898 г. Плавать в одиночку он продолжал до 1909 г, когда бесследно исчез вместе ссудном.

Китайский флотоводец XV в. Чжэн Хэ был одним из первых исследователей океана. Он возглавил плавание на джонке от берегов Китая на запад, к Красному морю, к Восточной Африке и на юг, к Индонезии. Океанские джонки его времени были больше любых судов, которые строились тогда в странах Запада.

Когда 4,5 миллиарда лет назад возникла наша планета, она была раскалена и состояла из жидких горных пород. На протяжении следующих миллионов лет Земля остывала, а её внешняя поверхность постепенно обретала твердую оболочку.

Однако это происходило неравномерно. Поскольку уже затвердевшие слои горных пород погружались в ещё жидкие, возникали обширные углубления, которые позднее стали глубоководными бассейнами. Земля медленно охлаждалась, при этом поднимался горячий водяной пар и образовывался плотный слой облаков.

Когда Земля в достаточной степени остыла, из этой тучи пошел дождь, который лил непрерывно тысячи лет. Попадая на горячую горную породу, вода испарялась, и снова поднимался пар, вследствие чего дождь только усиливался. Когда температура на Земле упала, воды стало испаряться все меньше и осадки собрались в огромных глубоководных бассейнах.

Древние океаны

Около 300 миллионов лет назад вся суша на нашей планете была объединена в один огромный континент, который назывался Пангея. Этот суперконтинент окружал один гигантский океан - Панталасса . Некоторые учёные предполагают, что за 1-2 миллиарда лет до появления Пангеи существовала еще большая часть суши, окруженная ещё большим праокеаном. Но эта теория до сих пор не имеет подтверждений.

Древний океан Тесис

Существовал еще один древний океан — Тесис . Это огромный океан, который существовал приблизительно от 250 до 65 миллионов лет назад. Когда континент Пангея раскололся на две части, этот океан возник между образовавшимися северной (Лавразия) и южной (Гондвана) частями. Современное Средиземное море между Южной Европой и Северной Африкой - остатки Тетиса .

Изменения морей и океанов

Моря и океаны постоянно изменяются - расширяются и сужаются. Так, например, около 300 миллионов лет назад, когда столкнулись все части суши, возник суперконтинент Пангея. При этом большинство морей сжалось. Около шести миллионов лет назад Средиземное море практически высохло, когда на пути воды встала неожиданная преграда. Это произошло потому, что Гибралтарский пролив оказался перекрыт после столкновения Африки с Европой. Лишь спустя миллион лет Средиземное море снова наполнилось водой. Вода в Атлантическом океане поднялась и огромным водопадом выплеснулась на высохший участок. Во время последнего ледникового периода около 10 000 лет назад так много воды превратилось в лёд, что уровень моря упал на 90 метров. Представь себе: из Америки в Африку можно было добраться пешком!

Люди и океаны

Долгое время люди считали, что море - спокойно текущая и глубокая река. Также они думали, что Земля имеет форму диска. На древней карте, нарисованной 2500 лет назад, видно, что эта «река» омывает дискообразную Землю со всех сторон. Но уже в те времена существовали смелые мореплаватели, которые отваживались уйти далеко в неизведанное море. Несмотря на полученные новые знания, представление о море и нашей планете в человеческом сознании менялось очень медленно.

Первые исследовательские экспедиции

Уже тысячи лет назад люди садились в каноэ или на плот и отправлялись к неизведанным материкам. Люди, которые жили в каменном веке, аборигены Австралии, 60 тысяч лет назад переплыли море на пути из Юго-Восточной Азии. Известно, что за 3000 лет до нашей эры некоторые народы Океании предпринимали исследовательские экспедиции к островам, расположенным в южной части Тихого океана. Уже 4000 лет назад моряки и торговцы переплывали на кораблях через Аравийское море.

Самые известные европейские мореплаватели Средневековья

Самыми известными европейскими мореплавателями раннего Средневековья (800-1000 годы) были викинги из Северной Европы, которые переплывали Атлантический океан, переселяясь в Гренландию, Исландию и на Ньюфаундленд. Существует версия, что викинги доходили до Северной Америки. Сегодня исследователи сходятся во мнении, что именно они, а не Христофор Колумб, открыли Америку.

Что доказал Тур Хейердал

Тур Хейердал (1914-2002) - норвежский естествоиспытатель, исследователь и путешественник, который прославился тем, что отправился на плоту «Кон-Тики» из Перу к островам Полинезии. Тем самым он доказал, что люди задолго до европейских моряков могли предпринимать такие путешествия.


Путешественник Тур Хейердал

В 1970 году Хейердал на парусной лодке собственной постройки успешно проделал путь из Марокко до Карибских островов (Атлантический океан), обосновав свою теорию, согласно которой древние египтяне уже тысячи лет назад могли плавать на подобных судах из Северной Африки в Америку.

Лодка из звериной кожи

Британский путешественник Тим Северин в 1976-1977 годах прошёл под парусом на лодке «Брендан», сделанной из бычьих шкур, от Ирландии до Ньюфаундленда (Канада). Из древних источников он узнал, что ирландский монах приблизительно в 570 году нашей эры доплыл на судне, изготовленном из кожи животных, до Северной Америки. Своим путешествием Северин хотел доказать, что это возможно на подобном судне - и ему это удалось.

Путешествия мореплавателей — поиски морских путей

Основная причина поисков морских путей в Азию - торговля товарами , которые отсутствовали в Европе. Прежде всего - это были специи и другие ценные вещи. Мореплаватели хотели наладить устойчивое торговое сообщение, так как в то время торговля контролировалась арабами. Европейцам приходилось переправлять товары через арабские страны и, соответственно, платить высокую пошлину. Кроме того, в начале XV века на арабской территории то и дело вспыхивали войны. Мореплаватели считали, что смогут без проблем доставлять товар в Европу, если найдут морской путь в Восточную Азию. Инициатором поисков стал Генрих Мореплаватель (1394-1460), принц Португалии, который подтолкнул европейских моряков к великим открытиям.

Знаменитое путешествие Колумба

Великий итальянский мореплаватель Христофор Колумб (1451-1506) отправился по поручению испанской короны на поиски западного морского пути из Европы в Индию. На кораблях «Санта-Мария», «Нинья» и «Пинта» он поплыл через Атлантику и достиг Багамских островов, решив, что это острова, расположенные перед Индией. Так была открыта Америка - двойной материк, ранее в Европе неизвестный.


Итальянский мореплаватель Христофор Колумб

На обратном пути «Санта-Мария» потерпела кораблекрушение. В 1493 году Колумб на двух оставшихся кораблях вернулся в Испанию.

Кто первым обогнул Землю

Португальский мореплаватель Фернан Магеллан (1480-1521) первым совершил путешествие вокруг Земли. Свое плаванье он начал из Испании в 1519 году, отправившись с пятью кораблями на запад. Магеллан пересек Атлантический и Тихий океаны, в 1521 году открыл Филиппины, однако на одном из островов был убит в столкновении с аборигенами. Хуан Себастьян Элькано - один из его капитанов - взял на себя командование, и в 1522 году лишь один из пяти кораблей вернулся в Испанию.

После первого кругосветного путешествия было окончательно доказано, что Земля - круглая. Также узнали, что Христофор Колумб не открыл путь в Индию, а обнаружил новый, неизвестный доселе континент. Кроме того, стало ясно, что существует Мировой океан, который омывает нашу Землю.

Первый европеец, открывший морской путь в Индию

Португальский мореплаватель Васко да Гама (1469-1524) первым нашел морской путь в Индию. По поручению португальского короля в 1497 году он отправился в плавание на 4 кораблях. Его маршрут лежал от Португалии до мыса Доброй Надежды на южной оконечности Африки, оттуда вдоль восточного побережья Африки до Малинди (Кения) и, наконец, на северо-восток до западного побережья Индии, которого да Гама достиг в 1498 году.

Джеймс Кук является одним из величайших первооткрывателей XVIII века. Человек, возглавивший целых три кругосветных экспедиции, открывший множество новых земель и островов, опытный мореплаватель, исследователь и картограф - вот кто такой Джеймс Кук. Кратко о его путешествиях читайте в данной статье.

Детство и юность

Будущий мореплаватель родился 27 октября 1728 г. в селении Мартон (Англия). Отец его был небогатым фермером. Со временем семейство перебралось в селение Грейт-Айтон, где Джеймс Кук получил образование в местной школе. Так как семья была бедной, родители Джеймса были вынуждены отдать его в подмастерья лавочнику, который жил в маленьком приморском городке Стейтесе.

Будучи 18-летним юношей, Джеймс Кук, биография которого рассказывает о нем, как о человеке трудолюбивом и целеустремленном, оставил работу у лавочника и нанялся юнгой на угольное судно. Так началась его карьера моряка. Судно, на котором он выходил в море в течение первых нескольких лет, в основном курсировало между Лондоном и английским Также он успел побывать в Ирландии, Норвегии и на Балтике, а практически все свое свободное время посвящал самообразованию, интересуясь такими науками, как математика, навигация, астрономия и география. Джеймс Кук, которому предлагали высокую должность на одном из кораблей торговой компании, предпочел завербоваться рядовым матросом в военно-морской флот Великобритании. В дальнейшем он принял участие в Семилетней войне, а по ее окончании зарекомендовал себя в качестве опытного картографа и топографа.

Первое кругосветное путешествие

В 1766 г. Британское Адмиралтейство приняло решение направить в Тихий океан научную экспедицию, целью которой были различные наблюдения за космическими телами, а также некоторые вычисления. Кроме того, следовало изучить побережье Новой Зеландии, открытой Тасманом еще в 1642 г. Руководителем плавания был назначен Джеймс Кук. Биография его, впрочем, содержит не одно путешествие, в котором он играл главенствующую роль.

Джеймс Кук отплыл из Плимута в августе 1768 г. Корабль экспедиции пересек Атлантику, обогнул Южную Америку и вышел в Тихий океан. Астрономическое задание было выполнено на острове Таити 3 июня 1769 г., после чего Кук направил корабли в юго-западном направлении и через четыре месяца достиг Новой Зеландии, побережье которой он досконально исследовал, прежде чем продолжить путешествие. Далее он поплыл в сторону Австралии и, обнаружив который на тот момент не был известен европейцам, обогнул ее с севера и 11 октября 1970 г. приплыл в Батавию. В Индонезии экспедиция подверглась эпидемии малярии и дизентерии, от которой погибла треть команды. Оттуда Кук направился на запад, пересек Индийский океан, обогнул Африку и 12 июля 1771 г. вернулся на родину.

Второе кругосветное путешествие

Осенью того же года Британское Адмиралтейство вновь затеяло очередное плавание. На этот раз его целью является исследование еще неизученных частей Южного полушария и поиски предполагаемого Южного континента. Эта задача была поручена Джеймсу Куку.

Два корабля экспедиции выплыли из Плимута 13 июля 1772 г. и 30 октября пристали в Капштадте (ныне Кейптаун), находящемся на юге Африки. Пробыв там чуть менее месяца, Кук продолжил плыть в южном направлении. В середине декабря путешественники наткнулись на сплошные льды, преградившие путь кораблям, однако сдаваться Кук не собирался. Южный полярный круг он пересек 17 января 1773 г., но в скором времени был вынужден повернуть корабли на север. На протяжении следующих нескольких месяцев он посетил несколько островов Океании и Тихого океана, после чего предпринял еще одну попытку пробиться на юг. 30 января 1774 г. экспедиции удалось достичь самой южной точки своего плавания. Затем Кук вновь взял курс на север, посетил несколько островов. Джеймс Кук, биография которого полна открытий, и на этот раз наткнулся на новые острова. Завершив исследования в этом регионе, он поплыл на восток и в декабре пристал к Огненной Земле. В Англию экспедиция вернулась 13 июля 1775 г.

По завершении этого плавания, которое сделало Кука весьма знаменитым на всю Европу, он получил новое повышение, а также стал участником Королевского географического общества, которое также наградило его золотой медалью.

Третье кругосветное путешествие

Целью очередного плавания стали поиски северо-западного маршрута из Атлантики в Тихий океан. Путешествие Джеймса Кука началось в Плимуте, откуда 12 июля 1776 г. под руководством его вышла экспедиция в составе двух кораблей. Мореплаватели прибыли в Капштадт, а оттуда отправились на юго-восток и к концу 1777 г. побывали на Тасмании, в Новой Зеландии и в других местах. В середине декабря следующего года экспедиция посетила Гавайские острова, после чего продолжила следовать на север, где Кук направил корабли вдоль побережья Канады и Аляски, пересек и вскоре, окончательно застряв в сплошных льдах, был вынужден повернуть обратно на юг.

ДОСТОВЕРНО НЕИЗВЕСТНЫ НИ ТОЧНАЯ ДАТА ЕГО РОЖДЕНИЯ (МЕЖДУ 25 АВГУСТА И 31 ОКТЯБРЯ 1451 ГОДА) , ни место рождения (принято за место рождения считать город Генуя, но нет достоверных доказательств). Нет ясности и относительно его социального положения. Обычно говорят, что он происходил из бедной семьи. Нет никаких данных, как прошли его детство, отрочество, юность, какое у него было образование (по официальной версии, он немного поучился в университете города Падуя, но нет никаких подтверждений этому; возможно, он получил домашнее образование или окончил какое-то учебное заведение; во всяком случае Колумб хорошо знал навигацию, что предусматривало знание математики, геометрии, космографии и географии; разговаривал на португальском, итальянском и испанском языках, знал латынь, по слухам, мог писать на древнееврейском), какой он был национальности (есть сведения, что у него было еврейское происхождение, а по вероисповеданию Колумб был маран, т.е. крещеный еврей, хотя официально считался католиком). Основное занятие Колумба было связано с морем, морской торговлей, составлением карт. Это помогало ему содержать семью.

До 1472 г. Колумб жил в Генуе, затем в поисках работы перебрался в Лиссабон, где работал в одном из генуэзских торговых домов. Здесь он познакомился со своей будущей женой, которая происходила из небогатой, но дворянской семьи, что позволяло Колумбу налаживать контакты и устанавливать связи в кругах португальского дворянства. В Португалии Колумб занимался морской торговлей и навигацией, начал составлять морские карты. По-видимому, именно здесь у него возникла идея поиска западного пути в Индию. На это его натолкнули приобретенный морской опыт, жизненная энергия, желание вырваться из нищеты и стать значимой персоной. Колумб знал, что у него достаточно знаний, он опытный мореход и картограф и сумеет провести корабли по нехоженым морским путям. Но в Португалии Колумб не нашел поддержки своей идеи. Его проект плавания в Индию категорически отверг в 1485 году король Жуан II, после чего Колумбу пришлось срочно бежать в Испанию. Правда, есть и другие версии причин его отъезда из Португалии: Колумб задолжал многим в Португалии, и ему пришлось скрываться от кредиторов; надежда получить поддержку на осуществление своей идеи у католических королей Испании, которые в это время искали новые источники доходов.

ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ ИМЕННО ЭТО БЕГСТВО ИЗМЕНИЛО СУДЬБУ КОЛУМБА , т.к. в первом своем пристанище (в монастыре Санта-Мария-да-Рабида) в Испании он встретил человека, который помог ему передать письмо с идеями о плавании в Индию через Атлантический океан королеве Изабелле. Правда, в это время король Испании готовился к войне с Гранадой, и об организации экспедиции не могло быть и речи. Однако первая попытка все же оправдалась.

Колумбу пришлось еще несколько лет искать спонсоров для осуществления своего проекта. В 1488 г. он разослал письма со своими предложениями всем влиятельным дворам Европы, но ответ получил только от английского короля Генриха VII, который поддержал его идею, но ничего конкретного не предложил. В это же время португальский король пригласил Колумба вернуться в Португалию, но Колумб решил добиваться своего именно в Испании и снова, уже в 1491 г., лично встретился с королевской четой – Фердинандом и Изабеллой. И опять осечка – ни денег, ни помощи не дали. Испания в это время воевала с Гранадой. Королевской чете было не до сомнительной идеи Колумба. Прошло почти 10 лет с момента его первого обращения к царствующим особам с просьбой финансово помочь осуществить интересный и перспективный проект поиска нового пути в Индию.

В январе 1492 г., когда война с Гранадой была победоносно завершена, у Колумба появилась надежда получить согласие испанского короля на организацию экспедиции, но из-за чрезмерно высоких требований Колумба (а он требовал в случае успеха назначить его вице-королем всех новых земель, присудить ему титул "главного адмирала моря-океана" и очень много денег) король отказал ему. Колумб после этого даже думал уехать из Испании, но положение спасла королева Изабелла, которая предложила свои драгоценности для организации экспедиции. Согласился на требования Колумба и король Фердинанд. 30 апреля 1492 г. король официально пожаловал Колумбу титул "дон", сделав его дворянином, а также подтвердил все его требования вплоть до звания вице-короля всех новооткрытых земель и передачи их по наследству.

Итак, прошло целых пять лет, прежде чем Фердинанд и Изабелла дали свое согласие на организацию экспедиции. В неизведанную дорогу первая экспедиция Колумба в составе 90 человек отправилась 3 августа 1492 года на трех кораблях (Санта-Мария, Пинта и Нинья). Через 70 дней плавания корабли Колумба подошли к неизвестной земле. Это был один из островов Багамского архипелага, который Колумб назвал Сан-Сальвадором. Именно этот день, 12 октября 1492 г., стал официальной датой открытия Америки.

Огромное значение открытий Колумба для Испании и для всего мира оценили лишь через полвека, когда из колонизированных испанцами Мексики и Перу пошли галеоны с золотом и серебром. Интересно, что королевская казна истратила на подготовку первой экспедиции Колумба всего 10 килограммов золота, а затем за 300 лет Испания добыла в Новом Свете и вывезла оттуда золота, серебра и других драгоценностей на сумму, эквивалентную трем миллионам килограммов чистого золота!


В США ЛИЧНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ КОЛУМБА ВОСПРИНИМАЮТСЯ НЕОДНОЗНАЧНО
. Ведь все знают, что прибытие европейских поселенцев стало началом массовой колонизации, работорговли и истребления коренных народов. Поэтому в США День Колумба отмечается не только парадами, но и демонстрациями протеста коренных народов Америки и правозащитных организаций, которые несут портреты мореплавателя с надписью "Убийца" и называют его колонизатором. День Колумба является общественным выходным во многих частях США, но в Калифорнии, Неваде, Гавайи этот день не отмечается.

В период между 1492 и 1504 гг. Колумб совершил четыре экспедиции к берегам открытых им земель, которые он ошибочно до конца жизни считал Индией. Лишь спустя шесть лет после того, как в 1497 г. Васко да Гама действительно открыл Индию, выяснилось, что Колумб достиг берегов Нового Света. Это подтвердила позже экспедиция Америго Веспуччи.

Во время последней (четвертой) экспедиции Колумб тяжело заболел. Вернувшись в Испанию, он попытался восстановить ранее дарованные ему королем привилегии и права, а затем отобранные у него. Но это ему не удалось. Не получил он и денежную компенсацию. Христофор Колумб скончался в 1506 г. в Севилье после тяжелой болезни. Он не был оценен своими современниками по достоинству. Его смерть не заметили. Все свои права и привилегии он потерял, накопления истратил на товарищей по экспедициям. Колумб разделил судьбу многих великих людей. Неизвестно даже место его погребения, т.к. его прах несколько раз перевозили с места на место и в итоге, по-видимому, останки его вообще были утеряны. Вот и благодарность людей за его подвиг! Лишь Зураб Церетели по достоинству оценил величие Христофора Колумба, изваяв его статую высотой 90 метров, что в два раза больше высоты Статуи Свободы без пьедестала. Весит скульптура 599 тонн. Но эту статую до сих пор не установили ни в одной стране Американского континента. Наоборот, в 2004 году группа сторонников Уго Чавеса сломала и увезла в неизвестном направлении бронзовую статую Колумба, а в 2009 г. префект Каракаса приказал снести статую Колумба, за что получил горячее одобрение Уго Чавеса. Последний во время телевизионного выступления заявил, что Христофор Колумб положил начало геноциду индейского населения Америки и недостоин почитания.


ХРИСТОФОРА КОЛУМБА НАЗЫВАЮТ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕМ АМЕРИКИ
, однако если подойти к этому вопросу строго научно, то надо признать, что первыми людьми, которые заселили материк, были коренные индейцы, перешедшие туда примерно 30 тысяч лет назад из Азии по Берингову перешейку.

Колумб не был и первым европейцем, ступившим на материк. Еще в Х-XI вв. в Северной Америке существовало поселение исландских викингов. Сейчас Л’Анс-о-Медоуз ("бухта медуз") – это историко-археологический памятник на территории канадских провинций Ньюфаундленд и Лабрадор. Только в ХХ в. норвежскому исследователю Хельге Мар-кусу Ингстаду удалось отыскать древнее поселение. Ученые считают, что первыми европейцами в Северной Америке были викинги, прибывшие из колонии норманнов в соседней Гренландии.

Есть предположения также о посещении Американского континента финикийцами в 371 году до н.э., тайваньским буддийским монахом в V в., ирландским монахом в VI в., китайским исследователем Чжэн Хэ в 1421 г. Есть версия, что Американский континент был известен ордену тамплиеров по меньшей мере с XIII века. Тур Хейердал допускал возможность посещения Америки египтянами на парусных лодках.

Христофор Колумб имел довольно сложный характер, что во многом и стало причиной его краха в конце жизненного пути. Он был страстным мечтателем, фанатом своей идеи и цели, которым служил всю жизнь. Все люди, знающие близко Колумба, характеризовали его как алчного, неумеренно властного человека, мечтающего быть выше других. Характер не позволил Колумбу остаться на вершине богатства и знатности. Но он все же прожил выдающуюся жизнь, совершив великие открытия.

Можно сказать, что Христофор Колумб умер несчастным человеком. Ведь он не добрался до сказочно богатой Индии, куда так страстно стремился. Он даже не понял, что совершил, поэтому открытые им земли получили имя совсем другого человека. Фактически Америку открыли норманны за несколько веков до него, так что и здесь Колумб не стал первым. Он достиг многого и одновременно не достиг ничего. И в этом его трагедия.