Макдугалл уильям. Мак–Дугалл (McDougall) Уильям

Уильям Мак-Дугалл родился 22 июня 1871 г. в Ланкашире, в Англии.
Он окончил среднюю школу в Англии, а затем учился в Германии.
Поступив в Университет королевы Виктории, Мак-Дугалл окончил его в 1890 г., получив степень бакалавра. После этого он также изучал гуманитарные науки в Колледже Св Иоанна в Кембридже, окончил его в 1894 г. и отправился изучать медицину в госпитале Св. Фомы в Лондоне. За время учебы он получил несколько ученых степеней, что свидетельствовало о многочисленных научных интересах.
В 1899—1900 г. Мак-Дугалл принимал участие в Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресо-ва пролива. В составе экспедиции он выполнял роль врача, а на островах проводил психологическую диагностику местных жителей. Вернувшись в Европу, он отправился в Геттингенский университет, где проходил стажировку у Г. Мюллера по проблеме цветового зрения. С 1901 г. он начал работать в физиологической лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, в это же время выходят его первые работы, посвященные физиологии мозга. В этих ранних
работах по психофизике и физиологии Мак-Дугалл возродил юн-говскую теорию зрительного восприятия и предложил решение проблемы психофизического дуализма в терминах теории поля, клеточных ансамблей и кибернетических понятий.
В 1904 г. У. Мак-Дугалл стал преподавателем в Оксфордском университете, где читал курс ментальной философии.
В 1908 г. ученый издал книгу «Введение в социальную психологию», в которой сформулировал основные принципы социального поведения челове-
ка. В этой книге он предпринял попытку связать различные методы психологии с психологией индивидуальности.
Чтобы объяснить причины поведения человека, он применил понятие об инстинкте. При этом свою инстинктивную психологию он противопоставил теориям научения, и в частности представлениям Дж. Уотсона об инстинктах: навык, с точки зрения Мак-Дугалла, ϲам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его.
Под инстинктом он понимал прежде всего врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями и содержащее определенную последовательность, состоящую из процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Итак, это предрасположение заставляет человека воспринимать что-либо, испытывая при этом импульс к действию. Для того чтобы обосновать энергетическую основу психических процессов, У. Мак-Дугалл ввел такое понятие, как «витальная энергия», которой от рождения наделено каждое органическое тело. Ученый профессионально полагал, что не только «запасы» этой энергии, но и ее распределение, и пути ее «разрядки» предопределены и зависят от инстинктов. При взаимодействии индивидов в группе, по его мнению, их витальные энергии вступают во взаимодействие, образуя «душу группы».
По его мнению, инстинкты являются единственным существующим двигателем поступков человека, которые определяют его как существо социальное. Они являются детерминантами не только поведения человека, но и его сознания. Ни одно представление, ни одна мысль не может появиться без мотивирующего влияния инстинкта. Интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Итак, по теории Мак-Дугалла, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от этих бессознательных начал.
В своей работе У. Мак-Дугалл выделил 12 основных видов инстинктов: бегство или страх, неприятие, любознательность, агрессивность, самоуничижение (или смущение), самоутверждение, родительский инстинкт (одним из проявлений которого является нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой, стадный инстинкты, а также инстинкты приобретательства и созидания.
Естественным выражением инстинктов, с точки зрения Мак-Дугалла, являются эмоции.
Так, например, инстинкту агрессивности соответствуют такие эмоции, как ярость и гнев, а инстинкту бегства — чувство самосохранения. Инстинкт продолжения рода связан с жен-ской робостью и ревностью, стадный инстинкт — с чувством принадлежности.
На этих основных инстинктах основываются производные социальные (создание семьи, торговля), а также процессы (например война). Большое значение Мак-Дугалл придавал стадному инстинкту, удерживающему людей вместе, следствием его является происхождение городов, преимущественно коллективный характер труда и досуга. Так называемое эготическое чувство ученый считал наиболее важным, поскольку оно связано с инстинктом самоутверждения. Несколько эмоций могут суммироваться в более сложные чувства, это обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами и обстоятельствами.
Что касается переживания счастья, то оно, с точки зрения Мак-Дугалла, обусловлено гармоничным согласованием всех чувств и действий.
В 1912 г. Мак-Дугалл издал книгу «Психология: изучение поведения», где отразил свою теорию инстинктов, эмоций и воли, которую он назвал гормической психологией (от греческого слова «гор-ме» — «стремление», «желание», .«порыв»). Он считал стремление к цели фундаментальным явлением, которое свойственно как животному, так и человеку, и трактовал «горме» как признак живого вообще.
Впоследствии Мак-Дугалл распространил понятие «горме» и на неживую природу, охарактеризовав, Итак, свою теорию как телеологическую. Именно с этих позиций он критиковал бихевиоризм за его недостаток телеологии, а позже с воодушевлением принял появление в некоторых бихевиористических концепциях термина «влечение».
Во время Первой мировой войны Мак-Дугалл занимался медицинской практикой, которая была связана с излечением шоковых состояний. Эта его практика продемонстрировала, что теория Фрейда была слишком сильно сфокусирована на сексуальных и коренящихся в раннем детстве причинах неврозов.
В 1920 г. У. Мак-Дугалл переехал из Англии в США, где стал преемником Г. Мюнстерберга в Гарвардском университете, получив место профессора. Через 7 лет он перебрался в университет Дьюка в Северной Каролине, где стал деканом факультета психологии.
В книге «Групповое мышление», изданной в том же 1920 г., Мак-Дугалл связал психологию индивида уже с культурными или национальными психологическими структурами.

Работая в университете, Мак-Дугалл столкнулся с парапсихологами Джозефом Райном и его женой Луизой. Он, в отличие от всех своих коллег, заинтересовался их исследованиями и взял чету ученых под свое покровительство. В 1927 г. совместно они организовали при университете Дьюка парапсихологическую лабораторию.
Продолжая свои разработки в области инстинктивизма, Мак-Дугалл сделал попытку разделить понятия «чувство» и «эмоция». Он признавал, что и ϲам употреблял эти понятия без большой определенности, вообще же в науке они часто путаются, поскольку нет единого мнения об основах, причинах возникновения и функциях тех процессов, к которым эти термины относятся.
После длительной работы над этими понятиями У. Мак-Дугалл пришел к выводу, что термины можно разделить на основе «их функционального отношения к целенаправленной активности, которую они определяют и сопровождают, поскольку эти отношения в обоих случаях существенно разделяются».
С точки зрения Мак-Дугалла, существуют две первичные формы чувства: удовольствие и страдание, которые в какой-либо степени определяют все устремления организма. Кроме этого, существуют еще и смешанные чувства, являющиеся смесью удовольствия и страдания, — надежда, тревога, отчаяние, чувство безысходности, раскаяние, печаль. Они возникают чаще всего после того, как удачно или неудачно осуществлены стремления человека, именно их люди обычно называют эмоциями.
Подлинные же эмоции, считал ученый, не зависят от успеха либо неудачи.

Уильям Мак-Дугалл умер 28 ноября 1938 г. в Дареме, штат Северная Каролина. Он вошел в историю науки как основатель гормической психологии, делающей упор на энергетическую основу психических процессов. Основное понятие этой теории — «горме» — движущая сила интуитивного характера, реализующаяся в действии инстинктов. Теория социального поведения Мак-Дугалла стала основой для развития инстинктивизма как отрасли психологии и социологии.

- БИОГРАФИЯ. ТРУДЫ, НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ И РАЗРАБОТКИ.

Мак-Дугалл (McDougall) Уильям

(22.6.1871, Чаддертон, Ланкашир - 28.11.1938, Дарем, Северная Каролина) - англо-американский психолог, основатель гормической психологии.

Биография.

После окончания в 1890 г. Колледжа Оуэна в Манчестере, учился в Колледже Св.Иоанна в Кембридже, который окончил в 1894 г.(бакалавр, 1898), после чего несколько лет, с 1894 г. по 1898 г., изучал медицину в госпитале Св. Фомы в Лондоне. В 1898 г. сопровождал группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психологическую диагностику местных жителей. По возвращению проходил научную стажировку у Г.Э.Мюллера в университете Геттингена по проблеме цветового зрения (1900). С 1901 г. по 1904 г. Мак-Дугалл работал в качестве ассистента в экспериментальной лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, затем, с 1904 г. по 1920 г., он - преподаватель ментальной философии в Оксфордском университете (в это время у него учился Ч.Э.Спирмен), в 1908 г. защитил здесь магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности "Physiological Psychology" (1905) и "Body and Mind: A History and Defense of Animism" (1911), где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии. В 1920 г. Мак-Дугалл переехал из Англии в США, где в качестве профессора стал преемником Г.Мюнстерберга в Гарвардском университете. Не найдя поддержки своим идеям в Гарварде, Мак-Дугалл перебрался в 1927 г. в университет Дьюка, Дарем, Северная Каролина, где стал деканом факультета психологии.

Исследования.

Решительно заявил о себе как об оригинальном мыслителе еще в 1908 г., когда вышла одна из важнейших его работ (An Introduction to Social Psychology. L, 1908, в рус. пер.: Основные проблемы социальной психологии. М., 1916), где он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта работа легла в основу его "гормической психологии" как части динамической психологии, делающей упор на видоизменениях психических процессов и их энергетической основе. При этом свою психологию он сознательно противопоставлял теориям научения и, в частности, представлениям, высказанным Дж.Уотсоном об инстинктах (1913): , по мнению Мак-Дугалла, сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения. Но его понимание инстинкта, из-за расплывчатости, вызвало критику специалистов по этологии, в частности К.Лоренса. В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждениях, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях. Инстинкт - этот термин был в дальнейшем заменен Мак-Дугаллом на термин "склонность" - представляет собой врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе определенную последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Таким образом это психофизическое предрасположение заставляет индивида что-либо воспринимать, испытывая от этого специфическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию. Первоначально выделял 12 видов инстинктов: бегство (), неприятие (отвращение), любознательность(удивление) - еще в 1908 г. он указывал на наличие познавательной мотивации у высших приматов, - агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), (воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания. По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями, так как внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Опираясь на учение Ч.Дарвина о эмоциях, трактовал их как аффективный аспект инстинктивного процесса. Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция: побуждение к бегству связано со страхом, любопытство - с удивлением, драчливость - с гневом, родительский инстинкт - с нежностью. Критиковал теорию Джемса-Ланге за то, что в ней в центр внимания был поставлен сенсорный компонент эмоций и игнорировался побудительный. Различал две первичные и фундаментальные формы чувства: удовольствия и страдания, напрямую связанные с определенным устремлением. Несколько эмоций могут суммироваться в сложные чувства, что обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами или обстоятельствами, которые оказываются втянутыми в когнитивно-эмоциональное оценивание. Среди чувств рассматривал, как наиболее важное, так называемое "эготическое", связанное с самосознанием. Переживание счастья обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в контексте единства личности. Мак-Дугалл - один из начинателей социально-психологических исследований, ввел само понятие "социальная психология" (1908). Пытался дать научную интерпретацию процессов в социальных группах: трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение - как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп ("душа группы"), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе (The Group Mind. Cambridge, 1920). Как и его предшественник, У.Джемс, Мак-Дугалл имел выраженный научный интерес к оккультным феноменам. В 1927 г. он, при участии Дж.Райна, организовал в университете Дьюка первую парапсихологическую лабораторию. Исходил из понимания психической энергии как такой же действенной как и физическая (The Frotiers of Psychology. L., 1934). На этой основе вновь пытался подойти к проблеме личности и объяснить клинический материал, касающийся феномена "множественной личности", здесь он пришел к пониманию личности как системы мыслящих и целеустремленных монад. В целом же его работы в этой области дали новый импульс исследованиям личности, прежде всего ее мотивационных характеристик (Г.У.Олпорт, Г.А.Мюррей, Р.Б.Кеттелл, Ф.Лерш).

Сочинения.

A contribution toward an improvement in psycholgical methods // Mind. 1898, 7, p. 15-33, 159-178, 364-387;

Pagan tribes of Borneo. V. 1-2, L., 1912; An Outline of Psychology. 2 ed., 1923; An Outline of Abnormal Psychology. 1926; Character and the Conduct of Life. 2 ed., L., 1927; Emotion and feeling distinguished // (Ed.) Reymert M.L. Feelings and Emotions. Worcester, 1928; в рус. пер.: Различение эмоции и // Психология эмоций. Тексты, М., 1984; World Chaos. L., 1931; The Energies of Men: The Fundamentals of Dynamic Psychology. L., 1932; Psycho-analysis and Social Psychology. L., 1936; Psychology: Study of Behavior. 1912, 2 ed., L., 1952. Литература.

Flugel J.C. McDougall and "Hormic" Psychology // A Hundred Jears of Psychology. L., 1933, pt. 4, chapter 7, p. 270-278;

W.McDougall: A Biography. (Ed.) Robinson A.L. Camb., 1943.

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Смотреть что такое "Мак-Дугалл (McDougall) Уильям" в других словарях:

    МАК-ДУГАЛЛ (McDougall) Уильям - (1871 1938) англо американский психолог. Основой психической жизни считал стремление горме (греч. horme стремление, порыв; отсюда название концепции Мак Дугалла гормическая психология): врожденные инстинкты и склонности либо приобретенные чувства … Большой Энциклопедический словарь

    Мак–Дугалл (Mcdougall) Уильям - Мак Дугалл (McDougall) Уильям (22.6.1871, Чаддертон, Ланкашир 28.11.1938, Дарем, Северная Каролина) англо американский психолог, основатель гормической психологии. После окончания в 1890 г. Колледжа Оу … Психологический словарь

    МАК-ДУГАЛЛ (MCDOUGALL) Уильям - (1871 1938) англо американский психолог и социальный психолог, представитель инстинктивизма в социологии. С 1920 М. работает профессором американского университета в Гарварде, с 1927 университета в Дьюке (Северная Каролина). М. Д. разработал… … Социология: Энциклопедия

    МАК-ДУГАЛЛ - (McDougall) Уильям (22.6.1871, Ланкашир, 28.11.1938, Дарем,США), англо амер. психолог. Основой психич. жизни считал стремление «горме» (греч. стремление, порыв), отчего психология М. Д. часто наз. «гормической». «Горме» трактуется как… … Философская энциклопедия

    Мак-Дугалл Уильям - Мак Дугалл (McDougall) Уильям (22.6.1871, Ланкашир, ‒ 28.11.1938, Дарем, США), англо американский психолог. Первоначально занимался биологией и медициной, под влиянием «Принципов психологии» У. Джемса обратился к изучению психологии, сначала в… …

    Мак-Дугалл Уильям - (McDougall) (1871 1938), англо американский психолог. С 1904 в Оксфорде (Великобритания), с 1920 в США. Основой психической жизни считал стремление «горме» (греч. hormē стремление, порыв; отсюда название концепции Мак Дугалла гормическая… … Энциклопедический словарь

    Мак-Дугалл - (McDougall) Уильям (22.6.1871, Ланкашир, 28.11.1938, Дарем, США), англо американский психолог. Первоначально занимался биологией и медициной, под влиянием «Принципов психологии» У. Джемса обратился к изучению психологии, сначала в… … Большая советская энциклопедия

    Мак-Дугалл У. - МАК ДУ́ГАЛЛ (McDougall) Уильям (1871–1938), англо амер. психолог. С 1904 в Оксфорде, с 1920 в США. Основой психич. жизни считал стремление – горме (греч. horme – стремление, порыв; отсюда назв. концепции М. Д.– гормич.… … Биографический словарь

    Психология мира - (англ. peace psychology) область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание … Википедия

22.06.1871 Чаддертон. Ланкашир -28.11.1938 Дарем. Северная Каролина

Выдающийся англо-американский психолог. Закончил Кем­бриджский университет. В 1898 г. участвовал в Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Тор-ресова пролива, где занимался психодиагностикой аборигенов. По возвращению стажировался у Г. Э. Мюллера в Геттингеие, где занимался проблемой цветового зрения (1900). С 1901 г. по 1904 г. Мак-Дугалл работал ассистентом в экспериментальной психологической лаборатории Лондонского университета, за­тем, преподавал философию в Оксфорде (у него учился Ч. Э. Спирмен), в 1908 г. защитил здесь магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности «Physiological Psychology» (1905), и «Body and Mind: A History and Defense of Animism» (1911), где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии. В 1920 г. Мак-Дугалл стал преемником Г. Мюнстер-берга в Гарвардском университете. С 1927 года был деканом факультета психологии в университете Дьюка. Дарем, Север­ная Каролина.

Заявил о себе как об оригинальном мыслителе еще в 1908 г., когда вышла одна из важнейших его работ («An introduction to social psychology», L, 1908, рус. пер. «Основные проблемы со­циальной психологии», М., 1916), в которой он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта ра­бота легла в основу его «термической психологии», делающей упор на энергетическую динамику психических процессов. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения.


Классики Мировой Психологии

Мак-Дугалл полагал, что в основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, кото­рое проявляется в навыке. Всякий организм от рождения наде­лен некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены реперпуаром ин-стинкюв. Он считал, что психическая энергия такая же реаль­ность, как и физическая («The Frollers of Psychology», L., 1934). Первичные импульсы проявляются в виде направленных нате или иные цели побуждений и выражаются в соотвегсгвующих телесных реакциях.

Инстинкт - этот термин был в дальнейшем заменен Мак-Дугаллом на термин «склонность» - представляет собой врож­денное образование, обладающее побудительной и управляю­щей функциями, содержащее в себе определенную последова­тельность процесса переработки информации, эмоционально­го возбуждения и готовности к моторным действиям. Таким образом это психофизическое предрасположение заставляет индивида что-либо воспринимать, испытывая от этого специ­фическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию. Он выделил 12 видов инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательность(удивление), агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), самоутверждение (вооду­шевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт про­должения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания.



По его мнению, внутренним выражением инстинктов явля­ются эмоции. Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция: побуждение к бегству связано со стра­хом, любопытство - с удивлением, агрессивность - с гневом, родительский инстинкт - с нежностью. Критиковал теорию Джемса-Ланге за то, что в ней рассматривался сенсорный ком­понент эмоций и игнорировался побудительный. Различал де первичные и фундаментальные формы чувств: удовольствия и страдания, напрямую связанные с определенным устремлени-


м

Классики Мировой Психологии

ем. Несколько эмоций могут суммироваться в сложные чувства, что обусловлено опытом и научением. Среди чувств выделял как наиболее важное так называемое «эготическое», связанное с самосознанием. Переживание счастья обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в кон тексте единства личности.

Мак-Дугалл - одним из первых в мире начал социально-психологические исследования и предложил само понятие «со­циальная психология» (1908). Он интерпретировал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение - как организацию системы взаимодействующих энергий всех чле­нов этих групп («душа группы»), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе («The group mind», Cambridge, 1920). Как и его предшественник, У. Джеймс, Мак-Дугалл проявлял выраженный научный интерес к оккультным феноменам. В 1927 г. он, при участии Дж. Раина, организовал в университете Дьюка первую парапсихологическую лаборато­рию. В целом же его работы дали новый импульс исследовани­ям личности, прежде всего ее мотивационных характеристик (Г. У. Олпорт, Г. А. Мюррей, Р. Б. Кеттелл).



Малиновский Бронислав

7.04.1884 Краков - 16.05.1942 Нью-Хевен. Коннектикут. США Выдающийся польский антрополог, один из самых извест­ных ученых в этой области в XX веке. Всемирную известность ему принесли полевые исследования народов Океании. Родил­ся в Кракове. Закончил Ягеллонский Университет с высшими оценками по философии, физике и математике, затем там же докторантуру в 1908 году. На Малиновского большое влияние оказала известная книга сэра И. Фрезера «Золотая ветвь». Он изучал психологию и экономику в Лейпциге, а в 1910 году в Лондонской Школе Экономики и Политической Науки, где не­давно было начато преподавание антропологии. В течение сле­дующей четверти века его карьера была связана с Лондоном. В


Классики Мировой Психологии


Классики Мировой Психологии


1914 он отправился в Новую Гвинею. Результатом этой экспе­диции была монография, принесшая автору докторскую степень Лондонского Университета в 1916 году. Затем последовали но­вые экспедиции. Его монографии и полевые дневники заложи­ли основу современной социальной антропологии и оказали большое влияние на развитие психологии.

Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоя­тельных социально-психологических построений, является теория инстинктов социального поведения английского психолога В. Макдугалла (1871 - 1938), переехавшего в 1920 г. в США и в дальней­шем работавшего там. Работа Макдугалла «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г., и этот год считается годом оконча­тельного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании (в этом же году в США вышла книга социолога Э. Росса «Социальная психология», и, таким образом, достаточно символично, что и психолог и социолог в один и тот же год издали первый систематический курс по одной и той же дисциплине). Год этот, однако, лишь весьма условно может считаться началом новой эры в социальной психологии, поскольку еще в 1897 г. Дж. Болдуин опубликовал «Исследования по социальной психо­логии», которые могли бы претендовать тоже на первое система­тическое руководство.

Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, при­нимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип осо­бенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиориз­му (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию «целевой» или «гормической» (от греческого слова «гормэ» - стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного ха­рактера, объясняющая социальное поведение. В терминологии Макдугалла, гормэ «реализуется в качестве инстинктов» (или позд­нее «склонностей»).

Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в резуль­тате определенного психофизического предрасположения - на­личия наследственно закрепленных каналов для разрядки нерв­ной энергии.

Инстинкты включают аффективную (рецептивную), централь­ную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Та­ким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и опре­деленный характер. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответ­ствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохране­ния; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт стро­ительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство при­надлежности. Из инстинктов выводятся и все социальные учреж­дения: семья, торговля, различные общественные процессы, в пер­вую очередь война. Отчасти именно из-за этого упоминания в тео­рии Макдугалла склонны были видеть реализацию дарвиновского подхода, хотя, как известно, будучи перенесен механически на общественные явления, этот подход утрачивал какое бы то ни было научное значение.


Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, их роль в истории науки оказалась весьма отрицательной: интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стрем­ления к цели узаконивала значение иррациональных, бессозна­тельных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. Поэтому, как и в общей психологии, преодоле­ние идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной ве­хой становления научной социальной психологии.

Итог: Таким образом, можно подытожить, с каким же теоретическим багажом осталась социальная психология после того, как были выстроены эти ее первые концепции. Прежде всего, очевидно, положительное значение их заключается в том, что были выделе­ны и четко поставлены действительно важные вопросы, подлежа­щие разрешению: о соотношении сознания индивида и сознания группы, о движущих силах социального поведения и т.д. Интерес­но также и то, что в первых социально-психологических теориях с самого начала пытались найти подходы к решению поставленных проблем как бы с двух сторон: со стороны психологии и со сторо­ны социологии. В первом случае неизбежно получалось, что все решения предлагаются сточки зрения индивида, его психики, пере­ход к психологии группы не прорабатывался сколько-нибудь точ­но. Во втором случае формально пытались идти «от общества», но тогда само «общество» растворялось в психологии, что приводило к психологизации общественных отношений. Это означало, что сами по себе ни «психологический», ни «социологический» под­ходы не дают правильных решений, если они не связаны между собой. Наконец, первые социально-психологические концепции оказались слабыми еще и потому, что они не опирались ни на какую исследовательскую практику, они вообще не базировались на исследованиях, но в духе старых философских построений были лишь «рассуждениями» по поводу социально-психологических про­блем. Однако важное дело было сделано, и социальная психоло­гия была «заявлена» как самостоятельная дисциплина, имеющая право на существование. Теперь она нуждалась в подведении под нее экспериментальной базы, поскольку психология к этому вре­мени уже накопила достаточный опыт в использовании экспери­ментального метода. Следующий этап становления дисциплины мог стать только экспериментальным этапом в ее развитии.

англо–американский психолог, основатель гормической психологии. После окончания в 1890 г. Колледжа Оуэна в Манчестере, учился в Колледже Св. Иоанна в Кембридже, который окончил в 1894 г. (бакалавр, 1898), после чего несколько лет, с 1894 г. по 1898 г. изучал медицину в госпитале Св. Фомы в Лондоне. В 1898 г. сопровождал группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психологическую диагностику местных жителей. По возвращению проходил научную стажировку у Г.Э. Мюллера в университете Геттингена по проблеме цветового зрения (1900). С 1901 г. по 1904 г. Мак–Дугалл работал в качестве ассистента в экспериментальной лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, затем, с 1904 г. по 1920 г., он - преподаватель ментальной философии в Оксфордском университете (в это время у него учился Ч.Э. Спирмен), в 1908 г. защитил здесь магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности „Physiological Psychology“, 1905, и „Body and Mind: A History and Defense of Animism“, 1911, где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии. В 1920 г. Мак–Дугалл переехал из Англии в США, где в качестве профессора стал преемником Г. Мюнстерберга в Гарвардском университете. Не найдя поддержки своим идеям в Гарварде, Мак–Дугалл перебрался в 1927 г. в университет Дьюка, Дарем, Северная Каролина, где стал деканом факультета психологии. Решительно заявил о себе как об оригинальном мыслителе еще в 1908 г., когда вышла одна из важнейших его работ („An introduction to social psychology“, L,1908, рус. пер. „Основные проблемы социальной психологии“, М., 1916), где он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта работа легла в основу его „гормической психологии“ как части динамической психологии, делающей упор на видоизменениях психических процессов и их энергетической основе. При этом свою психологию он сознательно противопоставлял теориям научения и, в частности, представлениям, высказанным Дж. Уотсоном об инстинктах (1913): навык, по мнению Мак–Дугалл, сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения (его понимание инстинкта, из–за расплывчатости, вызвало критику специалистов по этологии, в частности К. Лоренса). В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждениях, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях. Инстинкт - этот термин был в дальнейшем заменен Мак–Дугалл на термин „склонность“ - представляет собой врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе определенную последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Таким образом это психофизическое предрасположение заставляет индивида что–либо воспринимать, испытывая от этого специфическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию. Первоначально выделял 12 видов инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательность(удивление) - еще в 1908 г. он указывал на наличие познавательной мотивации у высших приматов, - агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), самоутверждение (воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания. По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями, так как внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Опираясь на учение Ч. Дарвина о эмоциях, трактовал их как аффективный аспект инстинктивного процесса. Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция: побуждение к бегству связано со страхом, любопытство - с удивлением, драчливость - с гневом, родительский инстинкт - с нежностью. Критиковал теорию Джемса–Ланге за то, что в ней в центр внимания был поставлен сенсорный компонент эмоций и игнорировался побудительный. Различал две первичные и фундаментальные формы чувства: удовольствия и страдания, напрямую связанные с определенным устремлением. Несколько эмоций могут суммироваться в сложные чувства, что обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами или обстоятельствами, которые оказываются втянутыми в когнитивно–эмоциональное оценивание. Среди чувств рассматривал как наиболее важное так называемое „эготическое“, связанное с самосознанием. Переживание счастья обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в контексте единства личности. Мак–Дугалл - один из начинателей социально–психологических исследований, ввел само понятие „социальная психология“ (1908). Пытался дать научную интерпретацию процессов в социальных группах: трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение - как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп („душа группы“), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе („The group mind“, Cambridge, 1920). Как и его предшественник, У. Джемс, Мак–Дугалл имел выраженный научный интерес к оккультным феноменам. В 1927 г. он, при участии Дж. Райна, организовал в университете Дьюка первую парапсихологическую лабораторию. Исходил из понимания психической энергии как такой же действенной как и физическая („The Frotiers of Psychology“, L., 1934). На этой основе вновь пытался подойти к проблеме личности и объяснить клинический материал, касающийся феномена „множественной личности“, здесь он пришел к пониманию личности как системы мыслящих и целеустремленных монад. В целом же его работы в этой области дали новый импульс исследованиям личности, прежде всего ее мотивационных характеристик (Г.У. Олпорт, Г.А. Мюррей, Р.Б. Кеттелл, Ф. Лерш).