Что такое «фольклор» и почему его надо изучать

Слово «фольклор» пришло к нам из английского языка, и означает оно «устное народное творчество». Это сказки, пословицы поговорки, загадки, считалки и прибаутки. У каждого народа свой фольклор. Он называется устным творчеством, потому что создавался в те далекие времена, когда еще не было письменности. Передавался фольклор «из уст в уста», то есть отец рассказывал сыну, тот потом своим детям… так и сохранялся в народе фольклор. А когда появилась письменность, ученые стали с большим интересом собирать и записывать все это богатство. Очень много сказок, песен (рун), былин записали у нас в Карелии.

И сегодня ученые и любители-знатоки народных традиций собирают фольклор. Это благодаря их многолетнему труду ты познакомишься с детскими играми, скороговорками, потешками, которые издавна были распространены на территории Карелии.

Скороговорки

Скороговорки – чистоговорки. Чем лучше ты научишься произносить скороговорки, тем четче и понятнее будет твоя речь. Их можно принять за развлечение, забаву, а польза от них большая. Поупражняйся:

Милая Мила мылась с мылом.

Пекарь печет калачи в печи.

А теперь посложнее:

Говорит попугай попугаю: «Попугай, я тебя попугаю». Отвечает ему попугай: «Попугай, попугай, попугай».

Маргарита маргаритки собирала во дворе, Маргарита маргаритки потеряла во дворе.

А вот эти скороговорки знали еще твои бабушка и дедушка:

На дворе трава, на траве дрова, не коли дрова на траве двора.

Из-под топота копыт пыль по полю летит.

Полезный совет: скороговорки вначале произносят медленно и четко, а потом все быстрее и быстрее.

Первым, кто обратил внимание на скороговорки и записал их, был Владимир Иванович Даль – известный составитель «Толкового словаря живого великорусского языка». Кстати, его дед и отец жили в Петрозаводске.

Дразнилки и поддевки

Хотя они так называются, на самом деле умный человек на них никогда не обижается. Надо же когда-то и пошалить! Дразнилки обычно бывают в виде небольших стишков, в которых рифмуются имя и прозвище, либо подчеркивается какое-то качество человека, которого пытаются подразнить. Например:

Алешка-поварешка-

Сырая картошка.

Алка-палка-сервелат-

Не ходи ты на парад.

Андрей-воробей в озере купался,

Как увидел воробья, сразу испугался.

А вот плаксам иногда говорят так:

Кок-мли, кок-мли

У тебя глаза промокли,

Если долго будешь плакать,

Как лягушка станешь квакать.

Посмеялись, пошутили немного. Опять дружим и играем вместе. В обычной жизни, не во время игры, следует помнить: «Кто обзывается – тот сам так называется».

Загадки

Что такое «загадка» ты уже знаешь. Любят ребята отгадывать загадки! Отгадай вот эти:

1. Явились в желтой шубке, прощайте две скорлупки.

2. Два брата в воду глядятся, а все никак не сойдутся.

3. Не конь, а бежит, не лес, а шумит.

4. Осенью раздевается, весной одевается.

5. Стоит Ермолка в красной ермолке: кто пройдет, всякий поклон отдает.

6. В шубе летом, а зимой раздетый.

7. Мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает, по полям ночует, коноплю ворует.

8. В озере купалась, сухая осталась

9. Сначала – блеск, за блеском – треск, за треском – плеск

10. Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят.

Отгадки ты найдешь в конце раздела

Карельские пословицы и поговорки.

Потому и дорого, что коротко.

Пословицы – это народная мудрость. Знать пословицы очень полезно, они помогают выражать мысли, делают нашу речь красивее. А подумать над смыслом пословиц, порассуждать – это не только полезно. но и увлекательно! Подумай над этими пословицами. Как ты их понимаешь?

Богата и мила Карельская земля.
Сила людская и скалы двигает.
Поле потом польешь - силу хлебом вернешь.
Топор теплее шубы греет.
Гость пообедает, дом не обеднеет.
Работа человека красит.
Начало трудным бывает, конец - работу украшает

Подумай и ответь.

Почему говорят «Пословица – недаром молвится»?

Домашнее задание.

1. Узнай у своих родных, какие скороговорки, пословицы или загадки они знают. Запиши их.

2. Попробуйте всей семьей или самостоятельно придумать свои собственные загадки или скороговорки.

На твою книжную полку.

С.М. Лойтер. «Где цветок, там и медок

Заклички и считалки

Заклички

Как ты думаешь, что значит слово «заклички»? Оно произошло от слова «кликать», то есть звать, вызывать. Ты «вызываешь» «кличешь» друзей гулять на улицу (а потом мама «кличет» вас домой). В старину ребята и взрослые кликали не только друг друга, но и дождик, солнце, снег и прочие явления природы. Ведь раньше человек зависел от природы гораздо больше, чем теперь. Поэтому и родились такие заклички

Солнышко-ведрышко,

Загляни в окошко!

Солнышко, появись,

Красное, покажись!

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка,

Дам и хлеба каравай.

Дождик, пуще поливай!

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Дай солнышка –

Колоколнышка!

Придумай заклички, которые можно использовать, например, во время поисков грибов в лесу! Или чтоб ушли холода и пришло, наконец, лето, а вместе с ним летние каникулы.

Считалки

Считалки – для чего они? Само название говорит о том, что они для того, чтобы решить (сосчитать) кому водить, кому жмуриться, кому в какой роли быть. В считалке действительно всегда есть счет, это ее главная часть:

Раз-два три-четыре-пять

Я уже иду искать.

Раз-два – кружева,

Три-четыре – прицепило,

Пять-шесть – кашу есть,

Семь-восемь – сено косим,

Девять-десять – масло месят,

Одиннадцать-двенадцать – на улице бранятся.

Все говорят – сарафаны делят.

Кому тони, кому стан,

Кому целый сарафан.

Стакан-лимон –

Выйди вон!

В этой считалке встречаются два непонятных слова: «Тоня» - это сеть для ловли рыбы, «стан» - часть одежды.

Считалка в игре учит законам равенства, честности и дружбы. Обычно от количества игроков зависит, с каким счетом выбирают считалку. Если игроков много, то считают до десяти или двенадцати, если поменьше – то до пяти.

Раз-два-три-четыре

Жили мыши на квартире,

Чай пили, чашки били, по три денежки платили.

Кто не хочет платить – тому и водить.

Лиса лычки драла,

лиса лапотки плела –

Мужу двое, себе трое

И детишкам – по лаптишкам.

А вот считалка поморская:

Шаланды, баланды,

По кусту, по мосту,

По лебяжьей горе,

По чужой стороне,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок –

Поди вон, королек!

«Шаланды, баланды» - эти слова в данном случае ничего не означают. Часто в считалки вставляют такие бессмысленные словечки, просто для рифмы.

Лычки драть – обрабатывать бересту, чтобы она была тонкой и гибкой.

А вот считалка-помощница. Она хоть и шуточная, зато с ней очень легко запомнить музыкальные ноты, стоит только несколько раз повторить две первые строчки.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си,

Дружно жили караси.

Как дошли до ноты «си» -

Попросились на такси.

А в такси сидела кошка

Улыбалась им в окошко!

Испугались караси –

И остались без такси.

Домашнее задание.

Какие считалки знаешь ты? Выучи новую считалку.

Детскому поэту Борису Заходеру, чьи веселые стихи любят многие ребята, так понравились считалки, что он написал целую книгу про сказочную, удивительную страну и назвал ее «Считалия».

Борис Заходер «Считалия»


Детские игры и забавы

Не ленись – пробегись

Подвижные игры, в которых участвуют несколько ребят – самые веселые и любимые. В мальчишках и девчонках воспитывается ловкость, выносливость, сообразительность, фантазия, умение выполнять принятые правила игры. А еще, играя, ты учишься придумывать новые слова, правильно говорить, четко выговаривать буквы., правильно считать! Все это пригодится тебе и твоим сверстникам во взрослой жизни.

Выходит, что детские забавы – это очень важно! Согласен?

Вот игры, записанные Виолой Мальми:

Бег. Играющие стоят парами. Ведущий чертит линию, до которой должна пробежать пара. По хлопку ведущего первая пара, держась за руки, добегает до него, а затем разбегается в разные стороны. Если ведущий поймал кого-нибудь, то они становятся последней парой, а тот, кто остался, ведущим. Игра продолжается, пока не пробегут все пары.

Вороны на поле. Выбирают хозяина поля. На земле чертят небольшой квадрат. Это и есть поле, которое должен стеречь хозяин. Все остальные игроки – вороны. Они залетают на поле и кричат: «Поле топчем, зерна клюем». Проснувшийся хозяин старается изловить нахальных птиц. Но если они вылетели за черту поля, их уже ловить нельзя. Хозяин старается подольше претворяться спящим, чтобы осмелевшие вороны подошли к нему поближе. Пойманная ворона становится хозяином, а хозяин – вороной.

Бой петухов. Игра-соревнование для мальчиков. Играют вначале двое. Став на одну ногу, а другую поджав, они стараются столкнуть друг друга с места. Тот, кто стал на две ноги или упал – проигравший. Из числа зрителей выходит следующий петух, и бой продолжается. выигрывает тот, кто сумел победить двух-трех (договариваются заранее) петухов. Победителя ждет награда или право выбрать новую пару петухов-борцов.

Сиди, сиди Яша.

Кто-нибудь добровольно становится «Яшей». Ему завязывают глаза, сажают в центр круга. Остальные берутся за руки и идут против часовой стрелки под песню:

Сиди, сиди Яша,

Ты – забава наша.

Погрызи орешки

Для своей потешки.

Руки на темь положи

И словечко нам скажи:

Раз, два, три – ищи!

После этих слов «Яша» вскакивает – и все разбегаются. «Яша» старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится «Яшей». Игра продолжается.

Кубик. В центре игрового поля чертят кружок – лунку ведущего. 5-6 игроков чертят свои лунки поменьше размером на равном расстоянии от центральной. В руках у всех игроков палки, которыми они упираются в лунку. Водящий ставит в свою лунку деревянный кубик и силой ударяет по нему палкой, стараясь направить его в чью-то лунку. Игроки палкой пытаются помешать кубику влететь в их лунку и отбить его назад, у центру. Водящий бежит к лунке этого игрока и старается задеть его своей палкой. Если ему это удается – они меняются местами, а нет, игра начинается сначала.

Для любознательных и активных.

Соберите с ребятами игры, какие знаете, и проведите «карельские игрища» в классе. Можно выйти на улицу или собраться в спортивном зале. Пригласите и родителей на эти веселые игрища.

Домашнее задание.

1. Придумайте вместе с родителями закличку, считалку.

2. Если у тебя дома есть книги с карельскими сказками – принеси их в класс. На следующем уроке это тебе пригодится.

На твою книжную полку.

В. Мальми «Игры карельских ребят».


Сказки родного края.

Сказочный край.

Карелию часто называют сказочным краем за ее редкую красоту, ее дивную природу. Наши сосны способны выстоять на голом граните. Их богатырские корни раздвигают камень в поисках пропитания. Суровая земля и холодная, но ласковая вода сумели так тесно обняться под общим небом, что путешествие по Карелии невозможно без поворотливой лодки. Каждый пролив, мыс, остров – новая загадка. Разрешить ее с давних лет помогала человеку сказка. Поэтому Карелия еще и край сказок. Распространялись сказки всегда, даже в те далекие времена, когда еще не печатали книг. Сказители распространяли их устно. Каждый добавлял к известной истории что-то свое. Услышанная от стариков, сказка передавалась внукам и вот долетела до наших дней.

Лапоток.

Прочитай эту карельскую сказку по ролям:

« Жила когда-то старушка. И было у нее всего добра один лапоток. Пошла старушка по свету. Шла, шла, видит – дом. Зашла она в избу и говорит:

Нельзя ли у вас переночевать?

Можно, - сказали хозяева.

Есть у меня лапоток, куда бы его положить?

Положи под лавку, с лаптями.

Не хочу с лаптями, - сказала старушка, еще спутаю. Положу с курами.

И бросила лапоток к курам.

Утром стала собираться в путь, говорит:

Была у меня курочка…

Хозяйка удивилась:

Не курочка ведь у тебя была, а лапоток!

Старушка спорить:

Курочка была, курочка!

И взяла курочку».

В следующем доме она посадила курочку не в курятник, а к телятам. Так у нее появился теленочек. А дальше корова, лошадь и сани в придачу! Поехала она дальше. По дороге посадила в сани мышку, зайца, лису, волка и медведя.

«Ехали, ехали – оглобля сломалась. Послала старушка за оглоблей зайца. Принес он тоненькую хворостинку – не годится.

Пошла лиса. Принесла тонкую веточку – не годится.

Пошел волк. Принес длинное-предлинное деревце – тоже не подходит.

Иди-ка теперь ты, медведь.

Медведь принес толстое сучковатое бревно – и оно не годится.

Придется самой идти, - сказала старушка. – А вы караульте лошадь.

Пока старушка искала оглоблю, звери лошадь съели, одну шкуру оставили. Натянули шкуру на жерди. Пришла старушка, сменила оглоблю, запрягла лошадь. Стала понукать – лошадь не идет. Ударила по лошади – лошадь и свалилась.

Пропал мой лапоток, ничего у меня не осталось. – сказала старушка и заплакала.»

Новые, непонятные слова.

Оглобли – легкие прочные жерди, которые соединяют телегу с упряжью лошади. Без оглобель нельзя ехать.

Понукать – побуждать, заставлять.

Подумай и ответь.

1. Назови животных из сказки «Лапоток».

2. Как ты думаешь, какая главная мысль сказки?

3. Какие карельские сказки ты знаешь?

Животные в карельских сказках.

Когда народ придумывает сказки, конечно, ее героями становятся все живые (а иногда и неживые) существа, которых видят вокруг люди. Поэтому в карельских сказках не могли не появиться животные, очень уж богаты были ними леса в старину. Животные в сказках наделяются человеческим качествами. Чаще всего встречаются медведь, лиса, заяц. У медведя главное – сила, у лисы – хитрость, у зайца – трусость. Есть сказки о том, как медведь хвост «потерял»; и о том, почему у зайца губа рассечена, и про невесту-мышь.

Почитай карельские сказки, подумай над ними! Часто самый главный смысл сказок скрыт, но он всегда есть.

Для дополнительного чтения.

О книгах.

Полный текст сказки «Лапоток», а также многих других сказок, ты найдешь в книгах. Этот вариант текста из книги «Карельские сказки», изданной в 1977 году. В ней прекрасные иллюстрации художника Николая Брюханова. Сказки нашего края издавались не только в Карелии, но и в Москве, на русском и карельском языках. Было даже очень красивое подарочное издание «Карельские сказки». Эта книжка-малышка помещается на ладошке. А украшают ее рисунки известной художницы Тамары Юфа. Ее рисунки не спутаешь ни с какими другими. Когда-то давно эта замечательная художница учила рисованию ребят в поселке Ладва. Вот повезло им! Они, наверное, теперь с гордостью рассказывают, что их учительницей была сама Т. Юфа! фоторепродукции рисунков Юфы.

Сказка вдаль меня манила,

Сказка сердце мне пленила,

В радости смеялась звонко,

В горести со мной рыдала.

Подумай и ответь:

Чем дорога сказка поэту?

Зачем вообще людям сказки?

Расскажи о твоих любимых сказках.

Домашнее задание.

1. Почему сказку называют сказкой? Подумай!

2. Почитайте дома всей семьей сказки. Это могут быть не только карельские, но и русские, вепсские, финские, и сказки других народов, живущих сегодня в Карелии. Тебя ждет путешествие «По дорогам сказок». Почему «Путешествие»? Потому, что сказки пришли к нам в Карелию из разных мест. Добро пожаловать, сказки!

Ответы на загадки.

1- цыплята, 2- берега, 3- река., 4 - дерево, 5 – земляника, 6 – лес, 7 – воробей., 8 – утка, 9 – гроза, 10.- месяцы

Первый урок.

Цели и задачи урока: Углубить представление о группах слов с общим значением как частях речи с введением их терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Учить отгадывать и составлять тексты загадок о капусте. Основные понятия: части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Слова из словарей: Ка пуста.

Ход урока:

  1. Упр.1 стр. 72. Упражнение в умении группировать слова как части речи.

 Найди «лишнее» слово в каждой строке.

Гладиолус, морковь, фиалка, роза.

Гладиолус, фиалка, красная, капуста.

Ходит, прыгает, плавает, бег .

Прямой, весёлый, читает, интересный.

 Выпиши слова, называющие: 1) предметы; 2) признаки предметов; 3) действия предметов.

  1. Работа с правилом на стр. 72. Введение термина части речи.

В науке о языке (грамматике) группы слов с общим значением называют частями речи.

III. Упр. 2 стр. 72. Устно. Углубление представлений о группах слов с общим значением как частях речи с введением их терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

 Рассмотри таблицу.

 Что нового о группах слов мож­но узнать из неё?

Слова - части речи

IV. Упр. 4 стр. 73. Выявление общего и различного в частях речи.

 Запиши слова, распределяя их по частям речи.

Ручка , пишет , красивая , громкий , свистит , сентябрь , альбом , нарисует , чёрное , ромашка , учится , аккуратный , ученик , высокий , прочитает .

 Подчеркни безударные гласные в словах из словаря.

V. Упр. 5 стр. 73. Закрепление представлений о группах слов с общим значением как частях речи. Повторение терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Составление предложений по предложенным схемам.

 Какие предложения можно составить по таким схемам?

 Запиши предложения.

| Сущ , гл. ?

| Прил.сущ , гл. .

| Предлогсущ , гл . сущ. !

VI. Работа со словарными словами капуста, капустный. Обучение отгадыванию и составлению текстов загадок о капусте.


Не шит, не кроен,

А весь в рубцах;

Без счету одежек,

А все без застежек.

(Капуста)

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

(Капуста)


Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

(Капуста)

  1. Упражнение в употреблении частей речи с разными лексическими значениями.

 Какие имена существительные обыгрываются в двустишии?

 Это одно слово или два разных?

Это кто стрелой из лука

Прострелил головку лука?

VIII. Итог урока.

 На какие вопросы отвечают имена существительные?

 Приведите примеры.

 На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

 Приведите примеры.

 На какие вопросы отвечают глаголы?

 Приведите примеры.

IX. Д/з: Упр. 3 стр. 73.

 Дополни предложения именами существительными с обобщённым лексическим значением.

 Каково общее значение всех вставленных слов?

 Вставьте пропущенные буквы. Объясни их написание.

Клён, ...сина, б..рёза - ... .

Свёкла, ..гурец, к..пуста - ... .

Роза, р..машка, пион - ... .

 Дома запишите предложения, вставляя буквы и дополняя предложения именами существительными с обобщённым лексическим значением. Вставленные буквы подчеркните.

Тема урока: Группы слов с общим значением. Второй урок.

Цели и задачи урока: Углубить представление о группах слов с общим значением как частях речи с введением их терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Упражнять попутно в употреблении частей речи с разными лексическими значениями.

Учить отгадывать и составлять тексты загадок о капусте. Основные понятия:части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Слова из словарей: Ка пуста, мо рковь, о ранжевая.

Ход урока:

Группировка слова как части речи.

Выявлять общее и различное в частях речи

Находить ключевые слова-признаки отгадки в тексте загадки.

 Какие действия и качества приписывает колокольчикам поэт Е. Серова? Прочитай.


Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

- Колокольчики-цветы

Очень вежливы... А ты?


 Спиши. Укажи знакомые части речи сокращённо: сущ., прил., гл. Подчеркни слова, употреблённые в переносном значении.

 Прочитай загадку. Какую барыню ты себе представил?


Расселась барыня на грядке,

Оделась в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка.


 Запиши загадку и отгадку. Укажи глаголы.

 Подбери антоним к глаголу оделась.

 Составь предложения из слов. Запиши их.

Пушистый, снег, выпал.

Платье, нарядилась, в, белое, земля.

Большие, намело, сугробы.

морковь, морко"вный,оранжевая

 Из каких частей речи построены эти предложения? Напиши над словами сокращённо части речи.

 Спиши текст, вставляя вместо вопросов подходящие слова: оранжевый, морковь, загадку, окрашивает, зрение, зелёная, съешь.

Все вы знаете (что?) о красной девице, у которой (какая?) коса на улице. (Что?) - любимый овощ народов разных стран. В (какой?) цвет её (что делает?) вещество «каротин». Когда ты (что сделаешь?) морковку, это вещество превратится в витамин А, который улучшает (что?) и помогает расти.

 Укажи части речи над вставленными словами.

Заметьте! Конкретные (лексические) значения слов изучает лексика, а общие (грамматические) значения и формы слов изучает грамматика. Лексика и грамматика - разделы науки о языке.

 Какие слова обыгрывает поэт в считалке?

Шла лисичка вдоль тропинки И несла грибы в корзинке: Пять опят и пять лисичек Для лисят и для лисичек.

(И. Мазнин)

 Спишите считалку.

 Подчеркните многозначные имена существительные.

 Почему грибы так назвали?

 Укажите глаголы.

 На какой вопрос они отвечают?

 Какое слово в тексте отвечает на вопрос сколько!

Тема урока: Ежели вы вежливы… Вежливые слова

Цели и задачи урока: Дать представление ещё об одной группе (междометных) слов с бытовым названием «вежливые» слова.

Систематизировать имеющиеся у детей знания о правилах (словах, жестах) этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности. Формировать навык использования разные этикетные языковые формулы в соответствии с ситуацией.

Основные понятия: Приветствие, прощание, просьба, благодарность.

Слова из словарей: спа сибо, по жалуйс та

Ход урока:

I. Знакомство с группой междометных слов с бытовым названием «вежливые» слова.

1. Упр.1 стр.76. Примеры использования «вежливых» слов в пословицах.Запись пословиц по памяти.

Чему учит народ в пословицах?

Не дорого ничто, дорого вежество*.

Ласковое слово что солнышко.

 Запиши по памяти вторую пословицу.

 В каких ситуациях её можно использовать в речи?

2. Упр. 2 стр.76. Формирование навыка использования разные этикетные языковые формулы в соответствии с ситуацией. Работа со словарными словами спа сибо, по жалуйс та

 Какие слова вежливости ты уже знаешь?

 В каких ситуациях ты их используешь?

 Научись правильно писать эти слова.

3. Упр. 3 стр.76. Систематизация имеющиеся у детей знания о правилах (словах, жестах) этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности.

 Почему вежливые слова называют добрыми, волшебными?

 Вспомни, когда доброе слово помогло тебе.

4. Упр. 4 стр.76. Систематизация имеющиеся у детей знания о правилах (словах, жестах) этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности. Выборочное списывание.

 Прочитай отрывок из рассказа В. Осеевой.

 Какому волшебному слову он посвящен?

Павлик подошёл к сестре. Глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста». Лена широко раскрыла глаза и смущённо пробормотала: «Какую тебе?»

 Спиши просьбу Павлика.

5. Упр. 5 стр.76. Обоснование выбора этикетные языковых формул в соответствии с ситуацией.

 Как ты закончишь предложения?

 Запиши их.

Здравствуй, дорогой (ая) ... ! До свидания, ... !

6. Упр. 6 стр.77. Обоснование выбора этикетные языковых формул в соответствии с ситуацией. Списывание предложений.

 Какие слова можно употребить для приветствия знакомого?

 А какие для прощания?

 Запиши их.

7. Упр. 7 стр.77. Формирование навыка использования разные этикетные языковые формулы в соответствии с ситуацией. Выборочное списывание.

 Спиши предложения из письма, вставляя в него нужные слова вежливости.

... , дорогая бабушка!

... за письмо. Спешу сразу ответить.

Бабушка, приезжай, ... , к нам погостить!

Твой внук Дима

8. Упр. 8 стр.77. Формирование навыка использования разные этикетные языковые формулы в соответствии с ситуацией. Составление и запись небольшого текста.

 Каким будет твоё письмо (к бабушке, к другу)? Подумай и напиши.

9. Упр. 9 стр.77. Систематизация имеющихся у детей знаний о правилах (словах, жестах) этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности. Работа в парах. Списывание загадки.

 Какими жестами принято сопровождать слова при­ветствия, прощания?

 Покажите друг другу.

 Прочитай загадку. О каком народном приветствии она напоминает?

Знакомого встречу - соскочу, привечу*.

 Спиши загадку.

 Поясни написание сочетания чу в словах.

10. Упр. 7 стр.77. Систематизация имеющихся у детей знаний о правилах (словах, жестах) этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности.

 Какие жесты, позы, выражения лица не следует использовать при общении? Рисунки подскажут тебе от­веты.

VIII. Итог урока.

Тема: «Учимся словами рисовать, сравнивать... облака»

Задачи уроков:

1) учить проводить лексико-орфографический анализ слова облако;

2) учить наблюдать над языковыми средствами изображения предметов (на примере облаков) в научном, художественном текстах;

3) учить систематизировать разные средства языка, с помощью которых можно сравнивать предметы: похож на, как, словно, точно, скрытое сравнение, употребление слова в переносном значении;

4) побудить детей удивиться многообразию этих синонимических средств в родном языке и использовать разные средства языка в собственной речи при необходимости сравнить что-либо;

5) учить наблюдать за природными явлениями, воображать, фантазировать, изображать словами (сочинять).

План уроков

1. Вводное слово учителя о задаче урока - научиться описывать (объект описания вводится через загадку: Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.)

В ходе нахождения отгадки обращается внимание на глаголы со значением движения. Выясняется, кто же может так двигаться - как по небу, как по земле, как по воде.

2. Лексико-орфографическая работа со словом облако:

2.1. Выявление значения прямого и переносного (чтение материала, см. ниже);

Материал для лексической работы

A) Отрывок из главы «Как Незнайка летал на воздушном шаре» повести Н. Носова «Незнайка и его друзья»:

В это время воздушный шар очутился в каком-то дыму или тумане. Земля исчезла внизу. Вокруг была как будто белая завеса.

Что это? - закричали все. - Откуда тут дым?

Это не дым, - сказал Знайка. - Это облако. Мы поднялись до облаков и сейчас летим в облаке.

Ну, это ты сочиняешь, - ответил Незнайка. - Облако - оно жидкое, как овсяный кисель, а это какой-то туман.

А из чего, ты думаешь, сделано облако?- спросил Знайка. - Облако ведь и сделано из тумана. Это только издали кажется, что оно плотное.

Вы его не слушайте, братцы. Это он все выдумывает... Облако - это кисель.

Каково ваше мнение?

Б) Из научной статьи, энциклопедии:

«Облако состоит из совсем крохотных капелек воды и кристалликов льда. Когда капли и кристаллы сливаются и становятся побольше размером, облако темнеет, его называют тучей, из тучи идет дождь или град».

B) Словарная статья из словаря СИ. Ожегова:

1) скопление сгустившихся водяных паров в воздухе;

2) перен. Сплошная масса мелких летучих частиц чего-нибудь (дыма, пыли т. п.).

2.2. Этимологический экскурс в историю происхождения слова (истинное его значение), («ключик», № 2, с. 79 - оболокать, обволакивать, облачать);

2.3. Орфографический и графический анализ слова и прописывание: об, обл, облако с выделением безударной гласной.

2.4. Запись слова с толкованием прямого значения.

3. Наблюдение над описанием облаков писателем-натуралистом

Юрием Линником.

3.1. Чтение текста по учебнику (№ 1, с. 78), анализ роли выделенных курсивом слов.

3.2. Знакомство с материалом Ключика (с. 78), демонстрирующим разные словесные (языковые) варианты выражения сравнительных отношений между предметами.

3.3. Выборочное списывание отрывка, в котором описываются облака (№ 2, с. 79).

Подчеркивание слов и выражений - сравнений.

4. Наблюдение над образным описанием облаков в загадках и стихах (№ 3, 4, с. 79) с выборочной записью.

5. Творческая работа (дифференцированная):

а) составить недостающую часть стихотворения (по данному началу

На что похожи облака?

На что они похожи?

......................(на крокодила)

...............................(на быка)

И на оленя тоже!

(О. Высотская)

б) описываем облака сами, жанр выбираем тоже сами (проба пера).

5.1. Побуждение к творческой работе (№ 5, с. 79).

5.2. Работа с черновиком описания.

5.3. Сочинение загадки или стиха, или прозы об облаках (набело).

5.4. Озвучивание первых работ (при наличии времени). Привлечь внимание детей к удачным языковым находкам, сравнениям.

6. Итог урока.

чания). Расположение данного раздела именно после раздела «Слово и его значение» не случайно. С одной стороны, матери­ал раздела конкретизирует, из чего складывается значение всего слова, с другой - готовит к осознанию единообразного право­писания морфем.

Основным объектом изучения является главная значимая часть слова - корень. Понятие о корне формируется на основе двух признаков: одинаковости внешней части слов и общности их значения.

Формирование понятия о корне естественным образом свя­зано с формированием понятия об однокоренных словах. Быто­вой термин родственные слова заменяется языковым - одноко-ренные слова. Сам термин говорит об основной отличительной черте этого типа слов - наличии одного и того же корня. Для прочности усвоения этого признака как «провокационные» в упражнениях даются: а) слова с омонимичными корнями (с. 81), имеющие только внешнюю сходную часть; б) слова-си­нонимы, имеющие общность в значениях. Отмечается, что си­нонимы - слова одной и той же части речи, а однокоренные слова могут быть разными частями речи.

Далее дается общее представление об историческом корне на примере некоторых этимологических экскурсов {отец, отче, отчий, Отчизна, Отечество; дерево, деревня и др.). Практика по­казывает, что представление об историческом корне помогает детям проникнуть в истоки слова, его истинное значение, глуб­же понять современное значение слова и осознать его правопи­сание. Многие слова из словаря из числа непроверяемых пере­ходят в разряд труднопроверяемых, а при знании исторического корня становятся «легкопроверяемыми», например, столица (стол), деревня (дерево), здравствуй (здравие) и т.д. При озна­комлении с историческим корнем слова необходимы этимоло­гические экскурсы, проведение которых невозможно без обра­щения к этимологическим словарям (в учебнике, настоящим словарям).

Углубление понятия об однокоренных словах происходит при ознакомлении с другими значимыми частями слова - суф­фиксом и приставкой. Определять однокоренные слова нужно по двум признакам: по общему корню и наличию словообразо­вательных морфем - суффикса или приставки, или обеих вмес­те. Именно суффикс и приставка образуют новые слова, то есть I слова с новым лексическим значением, по-иному, однокоренные слова. В отличие от них слова, в образовании которых уча­ствует только окончание, считаются в языке формами одного и того же слова. В дальнейшем умение образовывать или устанав­ливать однокоренные слова поможет детям находить среди них проверочные слова при решении орфографических задач. Орга­низуется наблюдение над единообразием написания одних и тех же корней. Возможно наблюдение над частотными чередо­ваниями согласных: г//з//ж - друг, дружок, друзья; к//ч -рука, ручка, и//ч - конец, конечный.

В конце изучения раздела дается образец разбора слова по составу его значимых частей.

В «Обязательном минимуме», новом Госстандарте нет ука­зания на знание учащимися основы слова, поэтому во 2 классе разбор проводится как систематизация изученного о составе слова и первым обычно указывается главная значимая часть слова - корень.

Вопросы для проверки степени усвоения материала раздела:

1) без какой значимой части слово не существует?

2) какие части слова помогают образовывать однокоренные слова?

3) какая часть слова помогает изменять форму слова?

Основные виды упражнений при изучении раздела: наблю­дение над значениями слов, их составных частей, нахождение корня в однокоренных словах, группировка в «семьи» одноко­ренных слов, сопоставление со словами с омонимичными кор­нями, со словами-синонимами, образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок, моделирование, вы­бор слов с нужными приставками, суффиксами в зависимости от контекста, изменение слов по вопросам с помощью оконча­ний, составление предложений и т. п. Дополнительный матери­ал к разделу см. на с. 129.

Правописание гласных и согласных в корне слова (16 ч)

Этот раздел открывает изучение наиважнейшего пласта сис­темы русского языка - правописания слов, то есть способов обозначения букв на письме. Если в учебнике 1 класса и разделе повторения в учебнике 2 класса звучал термин правила записи слов, то с этого раздела будут приоритетны термины правописа-

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. Урок 1.

Цели и задачи урока

водица, водиться ).

Основные понятия:

Слова из словарей : О тец, о тече ство, о тчизна (от отче - отец), сто лица

Накапливать опыт

Различать

Уточнять значения

Ход урока:

1. Наблю­дение над значениями слов, их составных частей.

 Сравни значения слов в обеих строках.

 В какой из них названы родственники, а в какой даны родственные слова?

Дедушка, отец, сын, внук.

Дедушка, дед, дедов (наказ), дедушкин (шарф).

 Выпиши родственные слова.

 Общие части слов обозначь сверху дугой◠

2. Работа с правилом.

Родственные слова имеют общую часть (корень). Корень - главная значимая часть слова. В ней заключено общее значение родственных слов, которые иначе называются однокоренными.

Игра, игрушка, игровой (час), играть.

3. Нахождение корня в однокоренных словах.

 Можно ли эти слова назвать однокоренными?

Какими двумя признаками должны обладать такие слова?

Слово, словечко, пословица, словарь.

 Спиши. Обозначь корень.

4. Сопоставление однокоренных слов со словами с омонимичными кор­нями, со словами-синонимами.

 Однокоренные ли эти слова? Докажите.

Летний (день), летательный (аппарат).

 Подберите к каждому слову однокоренные слова. Запишите их, выделите корень.

5. Группировка в «семьи» одноко­ренных слов.

 Собери в «семейки» однокоренные слова.

 Запиши их, обозначь корни.

Дождь, кормить, дождливый, корм, дождевой, кормушка, дождик, кормовые (травы).

 Проверь, чтобы в корнях однокоренных слов были написаны одинаковые гласные. Подчеркни их. Поставь в словах знак ударения.

 Корни в однокоренных словах пишутся одинаково:

ли_ст, листочек, лцства; глаз_, глаз_ки, главной.

6. Запиши однокоренные слова разных частей речи.

Ход, зима, спешить, бег, больница, смешной, распевать, сосна, свежесть.

 Укажи над словами части речи так: сущ., прил., гл.

 Выдели корни, подчеркни в них гласные.

7. Сопоставление со словами с омонимичными кор­нями, со словами-синонимами.

 Прочитай песенку Водяного из мультфильма.

Я водяной, я водяной.

Никто не водится со мной.

Внутри меня водица.

Ну что с таким водиться 1 . (Ю. Энтин)

 Подбери и запиши ряд однокоренных слов: водица - .... Почему рифмуются слова водица-водиться?

8. Знакомство со словарными словами отец, отчий (дом) и Отечество.

9. Итог урока.

Наблю­дение над значениями слов, их составных частей. Нахождение корня в однокоренных словах.

Группировка в «семьи» одноко­ренных слов.

Сопоставление со словами с омонимичными кор­нями, со словами-синонимами.

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.

Моделирование, вы­бор слов с нужными приставками, суффиксами в зависимости от контекста.

Изменение слов по вопросам с помощью оконча­ний.

Составление предложений

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. Урок 2.

Цели и задачи урока Повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части. Ввести термины «корень», «однокоренные слова».

Формировать умение определять однокоренные слова по двум признакам - общая часть (внешняя) и общность смысла. Показать отличие от слов с омонимичными корнями (водица, водиться ).

Упражнять в нахождении, группировке, образовании однокоренных слов, в различении однокоренных слов (они могут быть разными частями речи) и слов-синонимов (среди слов одной и той же части речи, только смысловая общность).

Дать общее представление об историческом корне слова.Основные понятия:

Корень, однокоренныеслова, историческийкорень.

Слова из словарей:

О тец, о тече ство, о тчизна (от отче - отец), сто лица

Характеристика учебной деятельности учащихся Накапливать опыт по осознанию назначения каждой морфемы в слове.

Определять корень слова с позиций совокупности его отличительных признаков.

Различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями, синонимы.

Уточнять значения слов с помощью этимологического словаря.

Ход урока:

1. Стр. 82 упр. 7. Группировка в «семьи» одноко­ренных слов.

 Поиграем в «четвёртое лишнее»!

1. Дорога, путь, подорожник, дорожный.

2. Весельчак, весёлый, радостный, веселье.

 По какому принципу ты будешь искать «лишнее» слово?

 Выпиши однокоренные слова. Обозначь корень. Сделай вывод о написании гласных в корнях этих слов.

 Какие слова близки по значению, но их нельзя считать однокоренными?

 Заметьте! Синонимы - слова одной части речи; однокоренные слова могут быть разными частями речи.

2. Стр. 82 упр. 8. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.

 Прочитай, заменяя рисунки однокоренными словами.

В густом ельнике росла маленькая ель

- Почему, - спрашивала маленькая ель у старой сосны к тебе в гости часто прилетают дятлы и клесты?

- Они прилетают за семенами, которых много в шишках. Еловые семена -- самая лакомая еда для дятлов и клестов.

 Запиши текст. Обозначь корень в подобранных словах.

3. Стр. 82 упр. 9. Моделирование, вы­бор слов с нужными приставками, суффиксами в зависимости от контекста.

 Посоревнуйтесь, кто больше подберёт слов разных частей речи с корнями: -лес-, -воз-, -ход-.

 Запишите группы слов. Проверьте друг друга.

4. Стр. 82 упр. 10. Наблю­дение над значениями слов, их составных частей. Нахождение корня в однокоренных словах.

 Есть ли общее в значении слова корень в данных сочетаниях слов?

Корень дерева, корень зуба, корень слова.

 Выпиши сочетания слов, обозначающие:

1) подземную часть растения, которая удерживает его в почве и служит для всасывания влаги и питательных веществ;

2) главную часть слова, в которой выражается его значение.

5. Стр. 82 упр. 11. Наблю­дение над значениями слов, их составных частей. Нахождение корня в однокоренных словах.

 Являются ли однокоренными слова в предложениях?

Коля колет. Поля полет. Паша па­шет. Варя варит. Валя валит. Света светит.

 Выпиши глаголы. Подбери к ним однокоренные имена существительные. За­пиши.

6. Стр. 82 упр. 12. Сопоставление со словами с омонимичными кор­нями, со словами - синонимами.

 Прочитай стихотворение В. Лунина «Ластик».

Ластится ластик Всё бы неплохо!

К словам на листке, Да ласка его

Льнёт к предложению, Не оставляет от них

Липнет к строке... Ничего!

 Спиши. Обозначь корень в однокоренных словах.

7. Итог урока

Тема урока: ШКОЛА ГРАМОТЕЯ.

Цель урока : Учить прогнозировать результаты своей работы, выявлять затруднения и находить способы выхода из них, анализировать слова по составу, группировать их в соответствии с составом, синтезировать: составлять слова с опорой на модели (схемы), действовать в соответствии с этапами памятки морфемного разбора слов.

Ход урока:

I. Постановка учебной задачи.

 Производить анализ слова по составу - важное учебное умение. Умеешь ли ты это делать?

II. Анализ строения слова со стороны наличия в нём значимых частей (морфем).

 Спишите слова и завершите их графический анализ по составу значимых частей.

слонята вылетает

(детёныши слона) (начинает летать)

 Сделайте устно разбор слов по составу. Воспользуйтесь памяткой 4 или подсказкой.

Римма ХРАМЦОВА,
гимназия № 1514,
Москва

Игра со словом

Поэзия обериутов
в контексте литературы абсурда

Вагоны – это стулья,
А паровоз – кровать,
А если ты не веришь,
А если ты не веришь,
А если ты не веришь,
То можешь не играть.
(Р.Сеф. «А если...»)

О бращали ли вы внимание, во что играют наши ученики? Не сидя у компьютера и не в “морской бой” на скучном уроке? Давно ли вы играли с ними на своих уроках? Предложите – безусловно, они очень обрадуются. Если можно выйти на улицу, воспользуйтесь этой замечательной возможностью, тем более что изучение произведений, включённых в блок Программы литературного образования МИРОСа, который называется «Замкнутая реальность искусства. Собственная логика построения образов и сюжетов», приходится на начало четвёртой четверти 5-го класса. Но прежде чем играть во что-нибудь, вам нужно будет решить два очень важных вопроса: 1) во что играть и каковы правила этой игры? 2) кто будет водить? Вот здесь начнётся самое интересное для нас: ребята будут вспоминать считалки. Попробуйте и сами припомнить. Помимо «Вышел месяц (ёжик) из тумана...» и «На златом крыльце сидели...», ученики наверняка расскажут много интересного. Вернувшись в класс, запишите как можно больше считалок, которые вспомнили ребята, предложите их вниманию считалки, собранные фольклористами в разных районах России. Например, вот эти:

Чикилики, микилики,
Летели голубилики
По кусту, по мосту,
По белому лукосту.
Птичка,
Клетка,
Соколик,
Вон.

Чикирики, микирики,
По кусту, по насту,
По лебеди баласту,
Чаво, пиво,
Два алтына,
Солнце,
Бронце,
Луковка.

Сикелики, микелики,
По кусту, по насту,
По дереву баласту,
Стульчик, яльчик,
Поляна, сокол,
Шишел, вышел,
Вон пошёл,
Под карету
Спать
Ушёл.

Раз, два – голова,
Три, четыре – прицепили,
Пять, шесть – сено везть,
Семь, восемь – сено косим,
Девять, десять – деньги весить,
Одиннадцать, двенадцать –
На улице бранятся,
В избе ссорятся.

Есть такие считалки и у других народов. Вот, например, английская:

One, two – bucle my shoes,
Three, four – open the door,
Five, six – pick up sticks,
Seven, eight – lay the straight,
Nine, ten – a good fat hen,
Eleven, twelfe – I hore you’re well.

(Раз, два – застегни мои башмаки,
Три, четыре – открой дверь,
Пять, шесть – подними палку,
Семь, восемь – ложись прямо,
Девять, десять – хорошая жирная курица,
Одиннадцать, двенадцать – будь здоров!)

Здесь же можно прочитать стихи С.Маршака и К.Чуковского – два перевода известной всем малолетним англичанам считалки про Робина-Бобина, стихотворение Даниила Хармса «Миллион», в котором он так “аппетитно”, весело и заразительно играет со словом “четыре”.

С просите ребят: “Считалки – совершенно бессмысленные стихи? Или это только кажется на первый взгляд?” Ответ на вопрос поможет искать название этого жанра детского фольклора. Считалка предназначена для счёта. Во многих из них действительно упоминаются цифры, в других названия чисел искажены, но довольно легко угадываются. Но есть считалки, где вообще не встречаются слова с числовыми значениями. Какой должна быть хорошая считалка? Не очень длинной, легко запоминающейся, ритмичной, лучше если будет заканчиваться каким-нибудь коротким словом. Важно ли, о чём она? Совершенно не важно – в ней даже могут быть бессмысленные слова . (А бывает ли так? Если они без смысла , то почему мы так легко запоминаем все эти эники-бэники ?) Предложите ребятам самим сочинить считалочку (для тех, кому обычно трудно бывает сделать первый шаг, можно предложить начальную строчку) – увидите, с какой радостью откликнутся они на это задание. С особенной радостью, поскольку оно будет продолжением игры .

И грать продолжим на следующем уроке. Познакомим учеников с ещё одним жанром детского фольклора – песенками-потешками. Например, такими:

Стучит-брячит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
Туды ж по дорожке.
– Куды, Фома, едешь? Куды погоняешь?
– Сено косить.
– На что тебе сено?
– Коровок кормить.
– На что тебе коровы?
– Молоко доить.
– На что тебе молоко?
– Ребяток поить.

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выбегла дубина
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах.
Кнут схватил собаку
Парить мужика,
А мужик со страху –
Бац под ворота.
Деревня закричала:
“Мужики горят!”
Сарафаны с бабами
На пожар спешат.

Е сть такие забавные стишки и в английском, и во французском фольклоре. На что обращаешь внимание, когда читаешь их? Изображаемый мир предстаёт каким-то странным, не таким, как на самом деле . Зададимся вместе с ребятами вопросом, который ставит К.И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» (глава «Лепые нелепицы»): “Почему <...> среди <...> произведений фольклора, так чудесно приспособленных для воспитания детей, возникла <...> обширная группа озорных, диковинных стишков, посвящённых нарочитому систематическому отклонению от установленной нормы? Почему образцовая детская песня, одобренная миллионами детей, в течение многих веков культивирует с таким упорством это явное нарушение реальности?” Пусть ребята попробуют ответить на вопрос: в чём заключается притягательность этих абсурдных, казалось бы, произведений? Вариантов ответа будет много, и среди них наверняка прозвучит предположение о том, что очень интересно и смешно “переворачивать” мир. В такой перевёрнутый мир мы попадаем, читая стихи Даниила Хармса («Иван Топорышкин»), Генриха Сапгира («Небылица в лицах», «Крокодил и Петух»), Эдуарда Успенского («Память»), Ирины Пивоваровой («Кулинаки-пулинаки») и других поэтов (их можно найти в книге «Всё наоборот. Небылицы и нелепицы в стихах», вышедшей в 1992 году в издательстве «Просвещение»).

Прочитайте с ребятами стихотворение Бориса Заходера «Где поставить запятую?» и Эдуарда Успенского «Удивительный пейзаж» и предложите им поиграть – расставить в предложенных фразах знаки препинания так, чтобы получились два варианта: в одном – мир предстал бы перед нами обычным, а в другом – повернулся бы к нам своей непривычной, “нереальной” , поэтому интересной стороной. Эти фразы можно придумать самому, можно воспользоваться материалами по занимательной грамматике:

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.
В нашем хозяйстве много рогатого скота лошадей свиней.
Рябчики говорят охотники любят дремать на деревьях.
Когда солнце село с блеяньем и рёвом прошло стадо.
Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу.
И так далее.

Выполнение этого задания принесёт много радости детям. На фоне веселья, вызванного чтением предложений с неправильно поставленными знаками препинания (кстати, спросите у них, можно ли считать, что эти знаки поставлены неправильно, если мы задали новую систему правил и мир у нас перевёрнут ), можно ненавязчиво повторить правила пунктуации. А потом зададим ученикам вопрос: каково было бы оказаться в мире, где живут существа с десятью пальцами на каждой руке, рогатые свиньи и лошади, дремлющие на деревьях охотники, ревёт и блеет на закате солнце, а скамейка ждёт подругу (скамейку)? Почему же нам не страшно, а смешно, весело наблюдать за этим абсурдным миром? В результате поиска ответа на этот вопрос ребята обязательно скажут: “Не страшно потому, что мы знаем: мир – не таков!” К.И. Чуковский формулирует эту мысль следующим образом: “...Не только не страшно «переворачивать» по своей прихоти мир, а, напротив, весело и очень забавно, лишь бы только рядом с этим неправильным представлением о мире в уме оставалось сознание правильного <...> Чем яснее <...> та правильная координация вещей, от которой он (ребёнок) намеренно отступает в игре, тем сильнее в нём это ощущение смешного”. А ещё веселее становится от сознания, что ты играешь .

И грают и поэты в своих стихах. Прочитаем стихотворение Даниила Хармса «Игра» и подумаем, почему оно так называется, что в нём описывается, чем это стихотворение напоминает фольклорные произведения. После этого можно предложить ребятам “поиграть” вместе с Александром Кушнером в его стихотворение «Игра». Странное словосочетание – “поиграть в стихотворение”. Начните читать ребятам «Игру» и увидите, как живо они откликнутся на это предложение. Итак, «Игра» начинается:

Антон Антонович Антонов,
Фонтан Фонтанович Фонтанов,
Вагон Вагонович Вагонов,
Диван Диванович Диванов.

Можно ли по первой строфе понять правила игры, которую предлагает нам поэт? Пусть ученики их сформулируют и продолжат стихотворение. Например, можно “запустить” вторую строфу, предложив первое слово – Федот, третью – словом Захар:

Федот Федотович Федотов,
Борис Борисович Борисов,
Компот Компотович Компотов,
Редис Редисович Редисов,
Захар Захарович Захаров,
Матвей Матвеевич Матвеев,
Кошмар Кошмарович Кошмаров,
Злодей Злодеевич Злодеев.

Самым интересным будет решение вопроса, как закончить этот бесконечный ряд, как поставить точку. Пусть ребята пофантазируют, а после этого прочитайте им последнюю строфу:

Сысой Сысоевич Сысоев,
Болтай Болтаевич Болтаев,
Постой Постоевич Постоев,
Устал Я Больше Не Желаев.

Играет с читателем в своём известном стихотворении «Кто?» и Александр Введенский. А «Разноцветные люди» Романа Сефа вовлекают маленького читателя в игру, где правила определяются не только законами стихосложения. А какими ещё?

Был ярко-красный человек
Весёлым
И здоровым,
Но встретил
Тёмно-синего –
И сразу
Стал лиловым.
А тёмно-синий человек
В лесу,
Под старым клёном,
Вчера увидел
Жёлтого –
И сразу
Стал зелёным.

Не веришь
Этой сказке?
Смешай
На блюдце
Краски.

Похожи ли две «Игры» – Хармса и Кушнера? Даниил Хармс с увлечением, азартом рассказывает об игре, которая захватила Петьку, Ваську, Мишку. Александр Кушнер сам играет и предлагает включиться в игру читателю. А играть он предлагает со словом .

Д авайте и мы предложим своим ученикам поиграть со словом . Часто ли мы это делаем? Мы учимся писать его без ошибок, составлять с ним словосочетания, делать его фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический разбор, а вот играть со словом, признайтесь, некогда.

В условиях дефицита учебного времени поиграйте со словом на уроках русского языка, пусть это будет интересная игра, позволяющая закрепить имеющиеся знания , совершенствовать умения и навыки. Разнообразные лингвистические игры предлагаются в книге С.В. Волкова «Я познаю мир» (Детская энциклопедия. Русский язык. М., 1999). Предложите, например, ученикам поиграть в игры лексические, связанные со значением и употреблением слов в речи. С удовольствием занимаются ребята образованием неологизмов – заселяют и обставляют удивительный город (страну...), где всё имеет отношение к табурету : выбрав в качестве исходного слова табурет , образуют новые слова – существительные, прилагательные, глаголы, наречия, используя приставки и суффиксы.

Когда на уроках литературы пойдёт речь о сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», на уроках русского языка можно разъяснять и обыгрывать внутреннюю форму слова, поясняя его значение через семантику отдельных морфем или указание на производящее слово. Очень любят ребята составлять «Бестолковый словарь».

Вот как можно поработать со стихотворением из сказки Кэрролла:

Варкалось. Хливкие шорьки
пырялись по наве,
и хрюкотали зелюки,
как мюмзики в мове.

Розгрень. Юрзкие хомейки
просвертели весь травас.
Айяяют брынскучейки
Под скорячий рычисжас.

Предложите ребятам выполнить следующие грамматические задания:

А. Найдите предложение, которому соответствует характеристика:

1) повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное с главным членом подлежащим, нераспространённое, неосложнённое;
2) повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое;
3) повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, среди второстепенных членов есть согласованное определение, относящееся к подлежащему.

Б. Найдите в предложениях слово, которое характеризуется следующими признаками:

1) существительное мужского рода, второго склонения, конкретное, неодушевлённое, нарицательное, в единственном числе, в винительном падеже, в предложении является прямым дополнением;
2) глагол 2-го спряжения, в настоящем времени, во множественном числе, в 3-м лице, в предложении – простое глагольное сказуемое;
3) прилагательное в единственном числе, мужском роде, винительном падеже, в предложении является согласованным определением.

Н а этом этапе можно перейти к разговору о “новом мироощущении” “творцов не только нового поэтического языка, но и создателей нового ощущения жизни и её предметов”, как определил суть творчества обериутов один из участников этого литературного объединения Николай Заболоцкий. Словесные игры, в которые мы играем со своими учениками, разрушая устоявшиеся, привычные языковые схемы, разрушают тем самым стереотипы мышления. “Кто сказал, что «житейская» логика обязательна для искусства? – говорит Заболоцкий в «Поэзии ОБЕРИУТОВ». – Посмотрите на предмет голыми глазами, и вы увидите его впервые очищенным от ветхой литературной позолоты”. Давайте посмотрим “голыми глазами” на то, что изображено в стихотворении Н.Заболоцкого «Движение»:

Сидит извозчик как на троне,
из ваты сделана броня,
и борода, как на иконе,
лежит, монетами звеня.
А бедный конь руками машет,
то вытянется, как налим,
то снова восемь ног сверкают
в его блестящем животе.
(1927)

Предложите ученикам текст стихотворения, не упоминая его названия. Спросите, понятно ли им, что изображает поэт (слова “извозчик” и “конь” помогут). Следующие вопросы: что за человек смотрит на коня и извозчика? какой его взгляд? – могут быть поняты по-разному, они, собственно, и задаются с этой целью. Некоторые из ребят скажут (тем более что к этой мысли мы их подводили на протяжении ряда уроков), что это взгляд человека взрослого, но привыкшего обращать внимание на интересные вещи, замечающего необычное в обычном. Другие могут сказать о том, что это маленький человек – ребёнок, который никогда не видел извозчика, правящего лошадью, или он не видел никогда извозчика на городских улицах зимой (почему зимой – об этом немного позже) и потому очень удивился. Доказательство тому – использованные в стихотворении сравнения и метафоры, подчёркивающие величину и величественность изображаемого: фигура сидящего высоко по отношению к зрителю извозчика кажется даже царственной – “как на троне”; его одежда, защищающая от холода (только ли?), напоминает “броню”; борода извозчика состоит из звонких (от мороза?) “монет”-завитков и очень напоминает бороды святых на иконах; конь сравнивается с налимом – крупной рыбой. Отметим все эти существенные наблюдения, сделанные ребятами, и спросим их: что странного и непонятного есть в стихотворении? Выявятся “странности” в том, как поэт изображает коня: “конь руками машет”, “вытянется, как налим”, “восемь ног сверкают в его блестящем животе”. Не стоит разгадывать каждую из этих “загадок” отдельно. “Кто сказал, что «житейская» логика обязательна для искусства?” (Н.Заболоцкий). Попробуем посмотреть на это изображение, выбрав другой ракурс.

С делаем небольшое отступление. Я очень часто предлагаю своим ученикам порисовать, в пятом-шестом классах они делают это с удовольствием: удовлетворяется потребность в творческой деятельности. За эту работу не ставится оценка: важным является не умение воспроизвести на бумаге некий предмет с фотографической точностью – рисунок помогает выразить то, что не всегда юному читателю удаётся выразить словами. Учителю детский рисунок может подчас дать больше информации о воспринятом на уроке материале, чем контрольная работа или сочинение. А может и помочь объяснить трудные для понимания вещи. Предыдущий блок изучаемых произведений включает в себя стихи, рассказы, повести о животных. Порисуйте с ребятами героев произведений в разные моменты: в покое, в движении. Эти рисунки могут помочь в работе над стихотворением Заболоцкого. На детских рисунках можно заметить стремление показать предмет не с одной точки, а как бы со всех сторон сразу (чего не бывает в действительности), попытаться создать цельный образ предмета, изобразить одновременно и конкретную кошку в конкретный момент, и кошку вообще. Как же изображены извозчик и конь в стихотворении Заболоцкого? Странно: извозчик – анфас (только так можно увидеть лежащую, “как на иконе”, бороду и “монеты”), а конь, вытянувшийся, “как налим”, – в профиль. В чём же дело? В неумении поэта изобразить жизнь достоверно?

Здесь можно обратиться к искусству Древнего Египта, которое считалось носителем жизни вечной, освобождалось от всего мгновенного, изменчивого, неустойчивого. В древнеегипетских рельефах фигуры своеобразно распластывались на плоскости (голова и ноги изображались в профиль, а торс развёрнутым). Художники не стремились изобразить увиденное с одной точки зрения – задача была другой: изобразить сущность человека, а не один момент его существования. Когда смотришь на такое изображение, восхищаешься красотой и мощью человеческого тела и чувствуешь в нём жизнь, движение.

На этом этапе можно спросить ребят, как назвали бы они стихотворение Заболоцкого. Очевидно, что их внимание теперь сосредоточится на том, что поэт изобразил не просто коня и человека, который им управляет, – он изобразил само движение . Как же поэт изображает движение?

На сколько частей можно было бы разделить стихотворение? Композиционно оно делится на две части: в первой описывается извозчик, во второй – конь. Похожи ли эти описания или они противопоставлены друг другу? (Напомню, что мы уже отметили два разных изображения: анфасное – извозчика и профильное – коня). Эти части противопоставлены друг другу не только союзом А :

1) статичность изображения в первом четверостишии подчёркивает динамику второго (сидит, лежит , на иконе – ассоциируется со статичным изображением; машет, вытянется, сверкают, блестящем );
2) структура предложения, составляющего второе четверостишие, отличается от структуры начального предложения. (Обратите внимание ребят на союз то... то , который соединяет в качестве однородных конструкций член простого предложения и часть сложного. Каков эффект этой “ошибки”?);
3) во втором четверостишии нет рифмы.

Спросим ребят, как рассматривает автор человека. Как на троне – общий вид, затем постепенно присматривается – из ваты... броня, борода... монетами . Как увиден конь? Как бы одновременно со всех возможных точек: спереди – и тогда, подобный человеку, имеет руки; сбоку (или сверху?) – в скачке – вытягивается, “как налим”, сбоку – очень быстро передвигающийся – имеет восемь ног; снизу – и тогда ноги в животе. Увиденный “голыми глазами”, конь стал объёмным, ожил, сошёл с картинки, со страницы... В конце разговора об этом стихотворении можно прочитать слова самого Заболоцкого, определяющего суть своего раннего творчества (статья «Поэзия ОБЕРИУТОВ» относится, как и «Движение», к 1927 году): “Н.Заболоцкий – поэт голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя. Слушать и читать его следует более глазами и пальцами, нежели ушами. Предмет не дробится, но, наоборот, сколачивается и уплотняется до отказа, как бы готовый встретить ощупывающую руку зрителя”.

Если ребятам было интересно работать над анализом этого стихотворения, предложите им поразмышлять о том, каким предстаёт мир в стихотворении «Меркнут знаки Зодиака...» (можно взять его фрагмент).

Д о сих пор мы искали смысл в кажущейся бессмыслице . Давайте теперь поговорим о стихах, в которых описывается всякая чепуха . И что самое удивительное – это название жанра (по-английски – нонсенс ). Называются такие стихи лимерики (по названию города Лимерик в Ирландии). Предложите ребятам лимерики Эдварда Лира – например, такие:

Или эти:

Пусть ребята попробуют определить, почему можно сказать, что эти стихи похожи на всем известную игру в “чепуху”. В лимерике всего пять строчек. К первой можно задать вопросы кто? и откуда? Ко второй строчке обычно подходят какой? какая? К двум следующим – что произошло? И наконец, к последней – чем закончилось? Каковы требования к форме лимерика? Пусть ребята определят стихотворный размер, систему рифмовки, сами попробуют сочинять стихи о нелепых и смешных людях, чудаках .

Творчество Эдварда Лира очень любил Льюис Кэрролл, о сказке которого «Алиса в Стране чудес» мы и поговорим на следующих уроках.

Э та книга предоставляет учителю богатейший материал для разговора с учениками о языковой и литературной игре. Возможны самые различные виды работ с текстом: сравнение со сказкой фольклорной – выявление принципа построения сюжета; наблюдение над тем, как сюжет в сказке Кэрролла следует за логикой языка; наблюдения над тем, как автор овеществляет метафоры (таких в сказке огромное количество); поиски в тексте примеров “народной этимологии” и так далее.

Очень важным представляется обсудить вопрос о трудностях перевода этой сказки на русский язык. Спросите у ребят, легко ли это сделать и в чём именно заключаются трудности. Переводчику приходится не только переводить на другой язык литературный текст и делать понятными русскому читателю исторические, культурные реалии другой страны, но и делать понятным читателю мироощущение людей другой эпохи, другой страны, другой культурной и языковой традиции. Расскажите ребятам о том, кем был Льюис Кэрролл (“жить-то он жил, а вот быть-то его не было”), как родилась эта сказка. Может быть, они задумаются над вопросом, почему эта сказка появилась в Англии в 1862 году (в печати – в 1865 году) из-под пера учёного-математика, профессора Оксфордского университета Чарльза Лютвида Доджсона (думается, что в этом вопросе важны все детали). В середине XIX века, когда уже сделаны многие крупные естественнонаучные открытия, когда возникает иллюзия возможности объяснения мира с помощью компактных формул и схем, в стране, где свято чтятся все традиции, именно учёный-математик пишет книгу, где увлекательно, весело говорит об относительности (кому, как не ему, математику, знать об относительности), а порой и абсурдности многих устоявшихся понятий. Кэрролл своей нелогичной логикой разрушает этот застывший, неподвижный, скучный и чопорный мир и создаёт свой – яркий и весёлый МИР ЧУДЕС, в котором так замечательно интересно живётся и героям, и читателям.

О том, какие словесные игры можно использовать на уроках, посвящённых сказке Кэрролла, говорилось выше. Думается, что каждый учитель, исходя из особенностей своего класса, может сам выбрать, чем им интереснее будет заниматься: сочинением сказок, в которых перепутаются самые разные ситуации и герои (например, Красная Шапочка повстречается с семерыми козлятами); “оживлением” фразеологизмов; подбором из фольклора разных стран пословиц и поговорок, имеющих сходное значение; составлением “мозаики” из “разрезанных” на несколько частей пословиц. Главное, что эти уроки станут и для учеников, и для учителя праздником, оставаясь уроками постижения сложности, многообразия мира через игру.