этикет, нормы поведения, взаимодействие людей, грамотное социокультурное пространство
Аннотация:Одним из основных принципов жизни в современном светском обществе является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Но в жизни нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к другому человеку. Причина этого в том, что очень часто игнорируются азы этикетной культуры, являющейся частью общей светской культуры, основами которой является внимание и уважение к другим.
Текст статьи:
Человек на протяжении всей жизни находится в социокультурном пространстве, где правила поведения играют одно из главных ролей. Эти правила получили названия – этикет.
Этикет (франц.- etiquette) – это свод правил поведения, принятых в обществе, устанавливающий порядок светского поведения, который дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы достойного поведения и общепринятой вежливости для культурного общения между собой на различных уровнях структуры общества, в свете, при этом в процессе общения достойно учитывать в своем поведении интересы других.
Само слово этикет употребляется со времен Людовика XIV, на приемах которого гостям вручали карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. Эти карточки – «этикетки» и дали имя этикету. Во французском языке это слово имеет два значения: ярлык и свод правил, условный порядок поведения.
Понимая под этикетом систему устоявшихся взаимных ожиданий, одобряемых «моделей» и правил светского общения между людьми, следует признать, тем не менее, что реальные нормы поведения и представления о том, «как должно поступить», существенно меняются со временем. То, что раньше считалось неприличным, может стать общепринятым, и наоборот. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
Разумеется, различные народы вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные спецификой исторического развития своей культуры. Поэтому этикет отражает также специфическую систему национальных знаков-символов общения, положительных традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, соответствующих исторически обусловленным условиям бытия и нравственно-эстетическим потребностям людей.
Рассмотрение всех аспектов этикета не представляется возможным, так как этикет проходит через все сферы общественной и личной жизни человека. В свою очередь заострим внимание на наиболее важных его нормах как тактичность, вежливость, чуткость. Затронем такое понятие как «неравенство». Проанализируем уровни поведения, внутреннюю и внешнюю культуру человека. Выделим правила телефонного общения. Последняя позиция выбрана не случайно, так как телефон занимает в данный момент лидирующие место в общении, иногда заменяя межличностное, а иногда даже и межгрупповое общение.
Одним из основных принципов жизни в современном светском обществе является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Но в жизни нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к другому человеку. Причина этого в том, что очень часто игнорируются азы этикетной культуры, являющейся частью общей светской культуры, основами которой является внимание и уважение к другим.
В этой связи одной из самых необходимых норм и оснований этикета выступает вежливость, проявляющаяся во многих конкретных правилах поведения: в приветствии, в обращении к человеку, в умении помнить его имя и отчество, важнейшие даты его жизни. Истинная вежливость непременно доброжелательна, так как она – одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению к людям, с которыми приходится общаться.
Другими важнейшими человеческими качествами, на которых основываются правила этикета, выступают тактичность и чуткость. Они подразумевают собой внимание, глубокое уважение к тем, с кем общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать раздражение, досаду, обиду. Тактичность, чуткость проявляются в чувстве меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, в умении чувствовать границу, за которой слова и поступки могут вызвать у человека незаслуженную обиду, огорчение, боль.
Кроме основных принципов этикета: вежливости, тактичности, скромности – существуют еще и общие правила светского поведения. К ним относится, например, «неравенство» людей в области этикета, выражающееся, в частности, в форме преимуществ, которые имеют:
- женщины перед мужчинами,
- старшие перед младшими,
- больные перед здоровыми,
- начальник перед подчиненными.
Нормы этикета – в отличие от норм морали – являются условными, они носят характер как бы неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Условность этикета в каждом конкретном случае можно объяснить. Направленный на объединение людей, он предлагает общепринятые формы, стереотипы поведения, символы проявления мыслей и чувств, облегчающие людям взаимопонимание.
В то же время этикет можно рассматривать и как эстетическую форму проявления нравственной, светской культуры, поскольку он одновременно имеет прямое отношение и к нравственности, к моральному облику человека и к эстетическим аспектам его поведения. Красивые манеры, красивое поведение, красивые жесты, позы, мимика, улыбка, взгляд, т.е. то, что говорит о человеке, его чувствах и мыслях без слов; речь, обращенная к старшим, ровесникам, младшим при встрече и прощании, в гневе и радости; манера двигаться, есть, носить одежду и украшения, отмечать грустные и радостные события, принимать гостей – всем этим видам общения человек должен придавать не только нравственный, но и эстетический характер.
В любом случае этикет является неотъемлемой фрагментной частью структуры социокультурной матрицы и представляет собой значимую часть современного светского поведения, хотя, конечно, далеко не все поведение человека вообще. По сути, он подразумевает лишь общепринятые правила и манеры поведения человека в обществе в обусловленных для этого местах, где и можно наблюдать внешнюю сторону поступков индивидов, в которых они проявляются наподобие своеобразной, заранее заученной игры интеллекта.
Исходя из сложившегося образа жизни современного человека, его общественных связей и деятельности, несложно перечислить все те условности светского поведения, которые изначально связаны с общепризнанным этикетом и обуславливают соответствующие этические и эстетические его нормы. Все они должны изучаться и повторяться, быть хорошо известны всем гражданам страны. Эти нормы касаются практически всех сторон жизни и быта, а также сфер общественной деятельности человека, обуславливая его поведение в семье, в гостях, в школе, на работе, а общественных местах, на дорогах, когда он пешеход и когда он автоводитель, в гостиницах, в парках, на пляже, в самолете, в аэропорту, в общественном туалете, и т.д. и т.п.
При этом следует иметь в виду, что в большинстве общественных мест гражданам достаточно лишь немудреное знание хороших манер и умение вести себя сдержанно, культурно и вежливо, ничем не привлекая внимания со стороны других людей и тем самым не мешая им находиться в вашем обществе.
Вместе с тем существуют и такие общественные места, где знание лишь только этикета гражданам недостаточно. Там должны использоваться в той или иной мере и другие базовые фрагменты социокультурной матрицы, рассмотренные нами выше (этические, эстетические, гражданские, ценностные, экологические и т.д.), а также умение чувствовать систему баланса интересов и прежде всего владеть способностью учитывать интересы других, ставить их выше собственных.
Для этого применяются более серьезные нормы и законы поведения, вытекающие из прав, обязанностей и интересов граждан, госслужащих, предпринимателей. Без наличия знаний соответствующих фрагментов социокультурной матрицы индивиды не могут называться, статусно аттестоваться или допускаться к соответствующим ячейкам общественной деятельности или государственным должностям. И чем выше социально место деятельности индивида в структуре общественных отношений, тем большие требования помимо знания этикета должны предъявляться к его поведению, тем больше в его поведении должно обуславливаться обязанностями данного индивида перед другими членами общества, социума по пониманию их конкретных интересов, интересов общества в целом – национальных интересов.
Исходя из этого, можно утверждать, что культура поведения человека складывается из двух частей: внутренней и внешней.
Внутренняя культура – это знания, навыки, чувства и умения, лежащие в основе фундаментальных фрагментов индивидуальной социокультурной матрицы человека, приобретенные посредством его воспитания, образования, развития сознания и интеллекта, профессиональной подготовки, признаками хороших результатов чего должна быть его добродетельность, знание интересов других, трудолюбие и высокая нравственность.
Внешняя культура – это стиль жизни и манеры поведения, проявляющиеся в быту и в общественной деятельности во время непосредственных контактов, общения с другими людьми, с объектами окружающей среды. Внешняя культура, как правило, является прямым порождением внутренней культуры человека, тесно связана с ней, хотя существуют и некие нюансы.
Так, отдельные проявления внешней культуры могут быть не отражать внутреннюю культуру индивида или даже противоречить ей. Это бывает в случаях болезненных проявлений психики, а также в случаях поведенческой «мимикрии», когда невоспитанный индивид пытается выдать себя за благовоспитанного. Однако при более продолжительном наблюдении за ним эти противоречия легко обнаруживаются. Поэтому подлинно культурный и дельный человек может быть таковым только благодаря усердному его воспитанию. И, напротив, внешние проявления невоспитанности индивида свидетельствуют о его внутренней пустоте, а значит, безнравственности, полном отсутствии элементарной внутренней культуры.
Внешняя культура не всегда полностью зависима от внутренней и иногда на какое-то время может скрывать недостаток последней. Хорошее знание правил этикета и их соблюдение может смягчить отсутствие высокой внутренней культуры, развитого сознания и интеллекта, хотя ненадолго.
Внешнюю культуру называют по-разному: культурой поведения, этикетом, хорошими манерами, правилами хорошего тона, благовоспитанностью, культурностью… Это говорит о том, что в зависимости от конкретной задачи люди акцентируют внимание на какой-то одной стороне внешней культуры: чаще всего либо на знании правил поведения и их соблюдении либо на степени вкуса, такта, мастерства в овладении внешней культурой.
Внешняя культура состоит из двух «частей»: того, что идет от элементов общественных социокультурных матриц (разных инструкций, уставов, общепринятых правил, приличий, этикета) и того, что идет от воспитанности и просвещенности светского человека (манеры, деликатность, такт, вкус, чувство юмора, совестливость и т.п.).
Существуют правила поведения разного уровня и содержания:
1) уровень общечеловеческих правил, принятых в современном светском обществе, в т.ч. в среде благовоспитанных людей – интеллигенции;
2) уровень национальных правил или правил, принятых в данной стране;
3) уровень правил, принятых в данной местности (в селе, городе, в регионе);
4) уровень правил, принятых в том или ином несветском общественном слое (в среде обывателей, среди приверженцев той или иной религиозной конфессии или секты, среди коррумпированных высокопоставленных чиновников, в бомонде, в среде олигархов и прочих индивидов со сверхвысокими доходами, и т.п.).
5) уровень светских правил, принятых в том или ином профессиональном сообществе или общественной организации (медицинских работников, юристов, милиционеров, военных, среди актеров, государственных служащих, членов той или иной партии…)
6) уровень светских правил, принятых в том или ином учреждении (образовательном, медицинском, государственном, коммерческом…)
Говоря о внешних проявлениях этических или эстетических фрагментов социокультурной матрицы индивидов, следует отметить, что и здесь тоже можно наблюдать большое разнообразие типов поведения: и деликатность и хамство, и хорошие и дурные манеры, и хороший и плохой вкус.
В ситуациях, когда человек не знает тех или иных правил поведения, принятых в данном обществе, но он обладает определенными навыками воспитанности и знанием основ этикета, он может в какой-то мере компенсировать свое незнание чутьем, интуицией, основанным на прирожденных или приобретенных деликатности, такте, вкусе.
Между правилами и внутренними регуляторами поведения имеют место очень сложные отношения. Они противоположны – внутренние и внешние, типичные и индивидуальные, хотя в то же время могут «работать» в одном направлении. Нормальные взаимоотношения людей – вообще тонкая материя, которая легко рвется, если люди грубо обращаются друг с другом, особенно сейчас в век постоянных стрессов и повышенной психической нагрузки.
Умение выслушать собеседника – непременное требование речевого этикета. Это, конечно, не означает, что нужно сидеть молча. Но бестактно прерывать другого. При разговоре вдвоем тоже нужно уметь слушать, Бывает, что приходится помолчать, когда чувствуешь, что твои слова могут разжечь страсти. Не стоит начинать горячий спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим.
Если человек желает совершенствоваться, быть лучше, быть достойным любви, добра, хочет, чтобы его уважали, тогда он должен следить за собой, за своими словами-действиями, чистить себя, не давать себе в этом покоя. Ведь известно, что благовоспитанность есть внешнее выражение внутренней деликатности души, заключающейся в общей благожелательности и внимании ко всем людям.
Вежливость не обязательно означает действительно уважительное отношение к человеку, так же как грубость не обязательно означает действительно неуважительное отношение к человеку. Человек может быть грубым в силу того, что он вращался в грубой среде, не видел иных образцов поведения.
Таким образом, вежливость – это моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.
Важным аспектом этикета является понятие хороший тон, который требует изучения и упражнения; он должен, так сказать, сделаться нашей второй натурой. Правда, многое, называемое хорошим тоном и утонченным вкусом, есть прирожденная деликатность, и поэтому верно утверждение, что человек может усвоить все и всему научиться, только не деликатности. Но деликатность еще не все, и прирожденный вкус требует совершенствования. Хорошие примеры и собственные старания способствуют этому.
Кроме того, в этикете существует такое понятие, как приличие. Это наименее приметный из всех понятий этикета, но наиболее чтимый.
Итак, хорошими манерами обладает только тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. Ведь каждый человек, как правило, живет в обществе, т.е. среди других людей. Поэтому каждый его поступок, каждое желание, каждое высказывание отражается на этих людях. По этой причине должна существовать граница между тем, что ему хочется сказать или сделать, и тем, что можно, что будет приятно или неприятно другим. В этой связи ему необходимо каждый раз производить самооценку, не причинят ли зла, не вызовет ли неудобств или неприятностей те или иные его высказывания или поступки. Всякий раз он должен поступать так, чтобы окружающим людям было хорошо.
К азам этикета, известным всем с детства, являются три волшебных слова: пожалуйста, спасибо, извините (простите).
Всякая просьба должна сопровождаться словом «пожалуйста».
За всякую услугу или помощь нужно благодарить, говорить «спасибо».
За всякую неприятность, причиняемому другому, нужно извиняться или просить прощения.
Эти волшебные слова нужно научиться говорить не задумываясь, автоматически. Отсутствие этих слов в соответствующих ситуациях или их неавтоматическое, неестественное употребление означает либо невежливость, хамство, либо объявление-демонстрацию вражды.
В этикете нет «мелочей», точнее, он весь состоит из «мелочей», нанизанных на единый стержень вежливости, внимания к людям, Начинается же этикет с определенного порядка и правил приветствий, обращений, представлений и знакомств.
Учитывая «неравенство» в этикете, следует иметь в виду, что молодые обязаны первыми приветствовать старших, входящие – присутствующих, запаздывающие – ожидающих, и т.д. На официальных приемах в первую очередь приветствуют хозяйку и хозяина, после них дам, сначала – более пожилых, затем – молодых, затем – более пожилых и старших по положению мужчин, а затем остальных гостей. Хозяйка дома должна пожать руку всем приглашенным гостям.
Следует помнить, что принятое у нас и на Западе рукопожатие при встрече и при представлении мужчины и женщины в мусульманских странах совершенно неуместно: ислам не приемлет даже простое соприкосновение лиц разного пола, не связанных кровными узами. Не принято обмениваться рукопожатиями и у народов Юго-Восточной Азии.
Большое значение при приветствиях имеет манера держаться. На человека, с которым здороваешься, следует смотреть прямо, с улыбкой. При обращении к незнакомому, малознакомому человеку или официальному лицу всегда следует говорить «Вы». Форма обращения «ты» выражает более близкие отношения с человеком. При обращении на «ты» отпадают многие формальности, свидетельствующие о внешней, отстраненной форме вежливости.
Не менее сложными являются и этикетные правила знакомств. Первый шаг к установлению знакомства – это представление. Представляясь или представляя кого-то, обычно называют фамилию, имя, отчество, иногда – должность или звание. Если вы по служебным или личным делам посещаете учреждение или должностное лицо, то прежде чем начать деловой разговор, вам следует представиться и, при наличии, вручить свою «визитную карточку».Представление необходимо и в том случае, если вы обращаетесь к незнакомому человеку по какому-либо вопросу.
Неотъемлемым атрибутом современного этикета является этика телефонных переговоров. К наиболее важным ее пунктам относятся следующие:
1) Всегда надо представляться, когда вы звоните, если не знакомы или малознакомы с адресатом или если вы редко звоните этому адресату. Надо также учитывать, что телефонная связь может быть плохой, т.е. ваш голос еле слышен или искажен и поэтому даже хороший знакомый может сразу не разобраться, с кем он говорит.
2) Почти всегда надо спрашивать, занят человек или нет и сколько у него времени на телефонный разговор. Бесцеремонным является поведение звонящего, который сразу без необходимых уточнений границ разговора начинает вести этот разговор.
3) Если вам звонят, а вы очень заняты и не можете разговаривать, то, как правило, бремя повторного звонка лежит не на том, кто звонил, а на вас. Исключений здесь может быть два:
- если у звонящего нет телефона;
- если по каким-либо причинам затруднительно звонить тому, кто позвонил вам. Невежливо заставлять звонящего перезванивать вам вновь из-за вашей занятости. Когда вы так делаете, то невольно даете понять, что цените-уважаете его меньше, чем себя.
4) Когда звонят по телефону и спрашивают не вас, а другого человека, то невежливо спрашивать «кто это?» или «кто говорит?». Во-первых, неприлично отвечать на вопрос вопросом. Во-вторых, своим вопросом вы можете поставить в неудобное положение того, кто спрашивает. Спрашивающий не всегда расположен представляться постороннему, взявшему телефонную трубку. Его право – оставаться инкогнито для посторонних. Спрашивающий «кто говорит?» вольно или невольно «лезет в душу» позвонившему. С другой стороны, спрашивающий «кто говорит?» вольно или невольно «лезет в душу» и тому, кому непосредственно звонят, поскольку адресат может быть тоже хотел сохранить тайну своих отношений со звонящим. (Так родители поступают порой в своем стремлении контролировать каждый шаг своих взрослых детей, чем ограничивают их право на личную жизнь. Излишний контроль и излишняя опека со стороны родителей приводят к тому, что взрослые дети или остаются инфантильными, несамостоятельными или отчуждаются от родителей.) В случае отсутствия адресата нужно спрашивать не «кто говорит?», а «что передать адресату?»
5) В телефонном разговоре должен преобладать, за редким исключением, деловой или телеграфный стиль. Разговоры вокруг да около неуместны. Нужно по возможности сразу же формулировать вопросы, из-за которых вы звоните, и не стесняться просить об этом же собеседника, если он «увлекся» разговором на посторонние темы. Просить собеседника о переходе к предмету телефонного разговора нужно тактично, без грубого прерывания его речи. В принципе, допустимы и неделовые разговоры по телефону, но лишь после того, как выясняется, что обе стороны располагают желанием и временем вести такие разговоры.
6) Нужно иметь в виду, что телефонное общение не такое полное как общение «лицом к лицу». Поэтому требования к разговору в целом более жесткие, т.е. нужно вести себя более осторожно, осмотрительно. Слово, сказанное по телефону, и слово, сказанное лицом к лицу, может быть оценено по разному и даже противоположным образом.
В телефонном разговоре нужно говорить менее эмоционально, шутить осмотрительнее, стараться избегать резких слов и выражений.
Еще два понятия этикета, которые нельзя не отметить, это обязательность и точность. Необязательный человек очень неудобен для окружающих, хотя он может быть милым, обходительным и т.п. На такого человека нельзя положиться, нельзя рассчитывать. Пусть он не обижается, если его перестают уважать и избегают общения с ним. «Точность – вежливость королей» – утверждает поговорка. Не король тот, кто необязателен, кто ведет себя небрежно по отношению к своему же собственному обязательству.
→Что такое этикет, для чего он придуман и зачем нужна культура поведения - эти вопросы довольно часто можно услышать от расшалившегося ребенка, которого родители стараются утихомирить. Или от подростков, когда у них начинается период своеобразного бунта против установленных норм, правил и требований. Да и, чего уж греха таить, многие взрослые временами сетуют на рамки для правил поведения. Для чего все это нужно? Почему нельзя вести себя так, как хочется в данную минуту? Давайте разберемся!
Этикет
Слово «этикет» позаимствовано из французского языка . Означает оно манеру поведения, правила поведения и обходительности, принятые в обществе.
Но зачем в обществе существуют правила этикета? - спросите вы. А затем, что именно этикет дает людям возможность использовать уже готовый порядок поведения в той или иной ситуации:
- В домашней обстановке;
- В общественных местах;
- На работе или службе;
- В гостях;
- Во время делового общения;
- На официальных приемах и церемониях.
Поведенческие нормы для той или иной ситуации создавались и принимались на протяжении многих лет, даже веков. Первые правила поведения человека среди себе подобных появились еще в глубокой древности. Уже тогда люди стали стараться придерживаться определенных обычаев, чтобы мирно сосуществовать друг с другом.
К большому сожалению, в наши дни многие принципы этикета стали считаться устаревшими, отжившими свое. Но что плохого в том, например, если молодые люди будут уступать место в транспорте пожилым людям? Или в том, что мужчина откроет дверь и вежливо пропустит даму вперед? Что же такое стало происходить с людьми, если простые правила вежливого общения стали вдруг неактуальными? И когда нужно начинать их соблюдать?
С раннего возраста
Именно с младенческого возраста начинают формироваться поведенческие привычки, с которыми потом индивидуум может провести всю свою жизнь. Культура общения закладывается ребенку с самого его рождения, а за основу малыш возьмет поведение взрослых - своих родителей. Поэтому глупо требовать от детей придерживаться каких-то рамок в общении, если сами мы этих рамок не соблюдаем. Недаром говорят, что воспитывать надо не детей, а начинать с себя.
Как было принято у наших бабушек и дедушек:
- Дети обращались ко всем взрослым на «вы», даже к собственным родителям;
- С детства малышам внушали, что перебивать разговор взрослых нельзя;
- Ребенка с детства приучали к тому, что старость нужно уважать и т. д.
В подростковый период
Что происходит сейча с: дети чувствуют вседозволенность, они стараются быть наравне со взрослыми и даже берут на себя смелость за взрослых что-то решать. А уж про поведение молодежи в общественных местах и упоминать не стоит: нередки случаи, когда в общественном транспорте сидя будут ехать именно молодые люди, а пожилые граждане, мамочки с малышами и беременные женщины будут «болтаться» стоя. А попытка сделать замечание чревата потоком нецензурной брани, которую юнцы радостно вывалят на того, кто «посмел» призвать их к порядку.
Вряд ли все эти люди задумываются над тем, что молодыми, крепкими и здоровыми они будут не всегда, и наступит то время, когда именно им придется выслушивать гадости от таких же вот юных и «продвинутых» сограждан.
По большому счету вины молодежи в таких ситуациях нет - им просто в свое время не объяснили, как правильно нужно себя вести.
Мы зачастую настолько сильно стремимся оградить своих детей от всего, что ставим их выше всех остальных людей:
- Именно мы сами подаем пример поведения, когда стараемся усадить своего уже подросшего ребенка в общественном транспорте в кресло и не объясняем ему, что иногда удобное место нужно уступать тем, кто более нуждается: беременным, пожилым или людям с ограниченными возможностями;
- Именно мы на неприятное замечание реагируем либо потоком негатива на голову «воспитателя», либо же делаем вид, что нас это не касается;
- Именно мы своим примером показываем своим детям, что наши желания приоритетны.
Но мы забываем о том, что нашим детям все равно надо будет учиться жить в социуме и мириться с окружающими людьми.
Взрослые люди
И вот малыши становятся взрослыми . И теперь уже они начинают недоумевать, для чего нужны правила поведения в обществе: ведь они уже взрослые, они могут делать все, что им хочется. И начинается:
- Один любит слушать музыку ночами: ну, а что, это его квартира, он «имеет право». И он предпочитает не думать о том, что права соседей на тишину он грубо нарушает. Они пришли сделать замечание? Безобразие! Еще учить тут будут!
- Другому нужно делать ремонт. И делать он его хочет именно в выходные, с утра пораньше, или в будние дни допоздна. Что? Договариваться с соседями? Вот еще! И что, если кому-то там утром рано вставать, и что, если чьего-то ребенка он разбудит и т. п.
- А третий, заняв высокую должность, напрочь забывает о том, как нужно вежливо общаться с окружающими - хамство и самодурство стало уже почти неотъемлемой частью общения с подчиненными.
А где культура общения, тактичность, понимание, что вокруг тоже люди?
Заключение
Можно долго и занудно перечислять правила и нормы поведения, которые были раньше. Можно оправдывать нынешнее отсутствие культуры у людей тем, что мир изменился - и правила тоже нужно менять. Зачем нужно знать правила поведения , которые были актуальны сто лет назад? Затем, что все эти нормы учат нас уважать друг друга: разговаривать корректно и тактично, не использовать нецензурную лексику, быть добрее к окружающим, сострадательнее.
Именно этикет прививает нам первые понятия о взаимопомощи, умении держать данное слово, с заботой относиться к тем, кто слабее нас, ценить своих родителей и уважать друг друга.
Этикет - это не архаичные правила поведения людей в обществе. Этикет - это разумно выстроенное общение порядочных, тактичных и культурных людей в цивилизованном социуме. Поэтому давайте всегда будем об этом помнить.
Этикет - правила поведения людей в обществе, которые определяют, что можно и что нельзя делать в тех или иных ситуациях. Знание этикета помогает производить на людей приятное впечатление и строить эффективное общение. Особенно полезны эти знания при посещении торжественных мероприятий.
Многие из нас, попадая в дорогой ресторан или присутствуя на важной деловой встрече, чувствуют себя неловко. Это происходит из-за того, что мы точно не знаем, как правильно себя вести. Основные правила этикета позволят тебе не упасть лицом в грязь в любой ситуации.
Правила поведения в обществе
- Никогда не приходи в гости без звонка. А если тебя навестили без предупреждения, можешь позволить себе быть в халате и бигуди.
© DepositPhotos - Если ты принял приглашение, прояви пунктуальность - не стоит говорить знаменитое: «Могу слегка опоздать». Приходи вовремя. Больше чем на полчаса может опоздать только очень важная персона или звезда: они, как известно, не опаздывают, а задерживаются.
© DepositPhotos - Приходить в гости или на вечеринку всегда лучше с подарком. Он необязательно должен быть дорогим. Беспроигрышные варианты - вино и десерты. Если в доме есть маленькие дети, захвати что-нибудь и для них.
- Формат приветствий при входе - поцелуи, объятия, рукопожатия или иные знаки уважения - определяют гости более старшего возраста. Кем бы ты ни был - директором, академиком, пожилой женщиной или студентом, входя в помещение, здоровайся первым.
- За столом действуют обычные правила. Ешь в том же темпе, что и остальные.
- Определенных неудобных тем для разговора лучше избегать. Считается, что нельзя говорить о зарплате, политике, здоровье, религии. Удачные темы для непринужденной беседы: спорт, погода, кулинария, домашние животные, искусство, наука, путешествия и тому подобное.
© DepositPhotos - Во время еды положи салфетку на колени, а после - слева от тарелки. В свою очередь столовые приборы оставь на тарелке, а не на столе.
© DepositPhotos - Не клади смартфон на стол в общественных местах. Поступая таким образом, ты показываешь, насколько важную роль в твоей жизни играет этот гаджет и насколько тебе неинтересна происходящая рядом беседа. Лучше вообще не использовать телефон во время ужина.
- Принимая гостей, проследи, чтобы размер стола соответствовал количеству пришедших. Скатерть должна быть безупречной.
- Посуда должна быть из одного набора. Стоит подобрать все тарелки и прочие предметы по материалу и цветам.
- Если в меню 2 типа блюд и 2 принципиально разных вина, поставь каждому гостю по дополнительному бокалу. Не забудь и о стаканах для воды.
- Если кто-то пришел к тебе впервые, сначала покажи гостю, где можно вымыть руки и привести себя в порядок, а затем пригласи в гостиную.
- Если среди гостей есть незнакомые люди, их обязательно следует представить друг другу. При знакомстве представляют: мужчину - женщине, младших по возрасту и положению - старшим, пришедших позже - уже присутствующим. При этом человек, которому ты представляешь незнакомца, упоминается первым, а тот, кого ты представляешь, - вторым.
- Представительницам прекрасного пола не рекомендуется проверять или наносить макияж во время беседы или за столом, а мужчинам - расчесывать волосы, трогать прическу или бороду.
- Не забывай благодарить! Скажи спасибо хозяину и по возможности остальным, с кем ты беседовал, за интересный разговор. Хозяину стоит поблагодарить всех гостей, упомянув, что именно их приход сделал это мероприятие особенным.
Всегда включай беззвучный режим или вовсе отключай телефон в театре, библиотеке, кино, на лекции. Если тебе нужно сделать или принять звонок, отойди на два-три метра в сторону, чтобы не мешать беседе друзей.
Ничто не стоит нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Правила этикета достаточно просты и основаны на здравом смысле. Ты проявляешь вежливость по отношению к другому человеку, он проявляет ее по отношению к тебе. Таким образом выигрывают все.
Что такое этика? Какие принимать во внимание, а какие кажутся нам устаревшими? Правила, по которым живет человеческое общество, и культура поведения неразрывно связаны между собой. В наше время эти понятия также имеют значение. желанные гости и члены любой компании. Как социальные существа, мы стремимся к тому, чтобы общество принимало нас благосклонно, поэтому вынуждены соответствовать особым критериям, даже если в глубине души не очень хочется это делать. Как правильно представляться и знакомиться? Уже с самого момента знакомства мы выполняем простые правила поведения в современном обществе: мужчина всегда представляется первым, начиная деловой разговор, представляется тот человек, который выходит на контакт первый. Но существуют и исключения – если например, женщина студентка, а мужчина преподаватель, тогда женщина здоровается первая. В бизнесе определенную роль играет — первыми представляются младшие по званию. Не требуется называть себя в общественных местах — транспорте, магазинах, театре и когда вы обращаетесь с вопросом к незнакомому человеку. Здороваться в общественном месте со знакомым человеком нужно всегда. Близких людей можно поприветствовать громко, едва знакомых — обычным кивком головы.
Как правильно разговаривать по телефону?
Телефоны прочно вошли в нашу жизнь уже на новом уровне. Однако речь пойдет не о самих телефонах, и не о возможности в любой момент поговорить с нужным человеком, а о самом разговоре. Важно знать наверняка – не мешаете ли вы собеседнику в данный момент, не отвлекаете ли его? Часто воспитанные люди из вежливости выслушивают поток наших мыслей просто потому, что не могут Этично в самом начале спросить – не помешали ли вы, не отрываете от важного дела? Если в ответ вы слышите «Извините, я занят», — не стоит обижаться или навязывать беседу. Если вы ведете разговор с человеком, а вам звонят в это время – следует отложить звонок до конца разговора, или извиниться перед собеседником и прервать разговор. Если вам в течение беседы постоянно звонят, следует отложить разговор. В рабочее время надо отвечать сразу после первого сигнала. Если вы вдруг ошиблись, не спрашивайте «Какой у вас номер?», а назовите номер, по которому вы звоните и спросите – правильно ли вы попали.
Опоздания
Правила поведения человека в обществе предписывают нам следовать французской пословице: «Точность – вежливость королей». Народная французская мудрость говорит о том, что приходить на встречу вовремя — самое яркое проявление воспитанности. Особенно это касается совместных походов в кино или театр, на концерт. Другие люди планируют свое время, они не простят вам, если вы станете расточительно обращаться с их временем, и заставите ждать. Недопустимо опаздывать на или на прием по записи на конкретное время. Что делать если вы опоздали? Если это поход в культурно-развлекательное учреждение, следует остаться недалеко от входа, чтобы не привлекать внимание и не создавать шум. Если опаздываете на встречу – позвоните и обязательно предупредите ожидающих. Международный этикет Каждая страна имеет свои правила поведения человека в обществе. Если вы попали в чужую страну, ознакомьтесь с ее обычаями, чтобы ненароком не обидеть жителей. Проявляйте интерес к местной культуре, уважайте традиции и обряды. Например, в Испании приглашение в гости на завтрак считается чисто символическим проявлением вежливости, и соглашаться при этом не следует. Не нужно принимать приглашение и на второй раз. А вот в третий можно согласиться. Если в поезде вам предлагают вместе перекусить, в Европе не принято соглашаться – следует просто отказаться. Но соседей также нужно пригласить – они обязательно откажутся. В Германии при разговоре указывают титул. Если вам он неизвестен – моно называть человека «доктор», это не привязка к определенной профессии, а всего лишь способ проявить уважение. В Англии большое внимание уделяется манерам за столом. Все перечисленное – это не законы и требования, а всего лишь полезные советы и рекомендации, помогающие сориентироваться в общественной жизни.