Алеша попович сообщение о нем подвиги. Происхождение образа Добрыни

Он совмещал в своей учебной программе общеобразовательный и военно-специальный курсы, и выпускал окончивших курс непосредственно в офицеры. Вследствие этого, кадеты должны были не только усвоить учебную программу, но и настолько ознакомиться со строевой службой, чтобы сразу же после поступления в полк быть способным командовать вверенными им подразделениями рядовых солдат.

Морская гвардия

Морская гвардия

Он был с формирован по штату гвардейского батальона (4 строевые роты, нестроевая команда, музыкантский хор и артиллерийская команда общей численностью 434 человека). Предназначался для комплектования команд и обслуживания придворных яхт и гребных судов, а также придворной и гарнизонной караульной службы. Однако принимал активное участие в военных кампаниях: в 1813—1814 гг в составе шести рот и артиллерийской команды состоял при Действующей армии и выполнял функции понтонного батальона (строил, исправлял и уничтожал мосты), тогда же в качестве пехотной части принимал участие в делах под Бауценом и Кульмом, в 1814 году вступил в Париж; в 1828 году был направлен в действующую армию, участвовал в штурме Варны, использовался в качестве морской пехоты; в 1831 году 6-я рота участвовала в подавлении польского мятежа 1831 года в качестве понтонной части (обеспечение переправ); в кампанию 1854-56 годов чины экипажа участвовали в боевых действиях как морская часть, составляя экипажи морских кораблей Балтийского флота; в 1905 году часть экипажа участвовала в Цусимском сражении.

Главный артиллерист СССР

Главный артиллерист СССР

28 февраля 1968 года скончался Николай Николаевич ВОРОНОВ, главный маршал артиллерии.

В 1937 году он был назначен начальником артиллерии РККА, сменив расстрелянного по делу Тухачевского 10 сентября 1937 года комдива Н. М. Роговского.

После вступления на должность начальника артиллерии РККА Николай Воронов начал работу по модернизации артиллерии РККА и уже в ноябре 1937 года на столе у наркома обороны Климента Ефремовича Ворошилова лежала докладная записка, содержащая широкую программу оснащения артиллерии разведывательной техникой, создания новой звукометрической станции обнаружения, усовершенствования и разработки новых образцов артиллерии тяжёлой и большой мощности, развития зенитной и самоходной артиллерии и развития средств механической тяги. Решение этих задач способствовало тому, что артиллерия была хорошо подготовлена к Великой Отечественной войне.

Подводник Лев Столяров

28 февраля 1992 года скончался контр-адмирал, подводник, Герой Советского Союза Лев Николаевич Столяров.

Подводник Лев Столяров

28 февраля 1992 года скончался контр-адмирал, подводник, Герой Советского Союза Лев Николаевич Столяров.

Он родился 2 января 1930 г. в Калужской области в семье рабочего. После школы работал слесарем-ремонтником на железнодорожной станции Калуга. В 1953 г. он окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище, служил на Северном и Тихоокеанском флотах. Столяров командовал атомной подводной лодкой К-133 Северного флота. Экипаж атомохода участвовал в знаменитом групповом кругосветном плавании, проложившем путь атомным подводным лодкам Военно-Морского Флота СССР из Атлантики в Тихий океан через пролив Дрейка. За успешное выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм капитану 2 ранга Л.Н.Столярову в 1966 г. присвоено звание Герой Советского Союза. В 1970 г. Лев Николаевич окончил командный факультет Военно-морской академии. В 1979-1990 гг. Столяров был начальником Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Он был награжден орденами Ленина, Красной Звезды, медалями. Скончался в Санкт-Петербурге.

Алёша Попович, сын ростовского попа Левонтия, - самый младший из трех знаменитых русских богатырей. Как это часто бывает с младшими персонажами, он самый острый на язык, ловкий, удалой и лукавый, и в этом в первую очередь его сила.

Русский воин-путник, богатырь Алёша Попович прославился своими подвигами на благо отечества и князя. Правитель ни о чем не просил своих богатырей, и это принципиально важно для былин: их герои сами предлагали свои услуги государству и сами выбирали своих врагов. Более того, в истории Алёши Поповича и Тугарина Змея богатырь не просто действует самостоятельно, но и позволяет себе подтрунивать над киевским князем. Все это делает характер этого богатыря объемным и человечным.

Бой Алёши с Тугарином Змеем стал самым ярким и запоминающимся подвигом. В нем он в полной мере проявил свое характерное жизнелюбие, смекалку, хитрость и даже дерзость. Поединок со змеем - архетипический сюжет, присутствующий в эпосах многих народов. Тугарин демонстрирует свою причастность к огненной стихии, когда грозится задушить дымом и засыпать искрами богатыря. По предположению исследователей, на Руси этот бродячий сюжет со временем переосмыслялся по итогам вполне реальных битв с кочевниками. Это сближает Тугарина из былины с собирательным образом половецкого хана. Главное, что он принципиально отличается от русичей: он не соблюдает этикета, не молится Богу и обликом похож на собаку.

Остроумие и удаль - главное орудие Алёши Поповича в этой истории. Наблюдая, как Тугарин по-свойски расположился за столом князя, богатырь язвительно подтрунивает над ним из-за печки, чем провоцирует поединок. Так выясняется, что у Тугарина, помимо недюжинной силы, есть секретное оружие - летающий конь с бумажными крыльями. Вера богатыря оказывается сильнее: своей молитвой он вызывает дождь, от которого намокают крылья, и исход боя решают смекалка и ловкость Алёши Поповича. Важно, что вмешательство божественных высших сил не только не снижает достоинство победителя: напротив, в народном творчестве так подчеркивается значительность его подвига.

В объемной мозаике противостояние героев представлено на уровне цвета: сдержанная гамма костюма Алёши Поповича противопоставлена броской цветастости одежды его противника, выраженной прежде всего сочетанием насыщенно-синего лазурита штанов и удивительного по яркости родонита стеганого доспеха. Стоит присмотреться к крыльям Тугарина Змея: тончайшая резьба превращает их в почти трепещущие мембраны из бумаги.

Из сборника народных песен Кирши Данилова

Алёшины молитвы доходны ко Христу.

Дает Господь Бог тучу с градом дождя,

Замочила Тугарина крылья бумажныя,

Падает Тугарин, как собака, на сыру землю.

Приходил Еким Иванович,

Сказал Алёши Поповичу,

Что видел Тугарина на сырой земле.

И скоро Алёша нарежается,

Садился на добра коня,

Взял одну сабельку вострую

И поехал к Тугарину Змеевичу.

И увидел Тугарин Змеевич Алёшу Поповича,

«Гой еси ты, Алёша Попович млад!

Хошь ли, я тебе огнем спалю?

Хошь ли, Алёша, конем стопчу

Али тебе, Алёшу, копьем заколю?»

Говорил ему Алёша Попович млад:

«Гой ты еси, Тугарин Змеевич млад!

Бился ты со мною о велик заклад -

Биться-драться един на един,

А за тобою ноне силы сметы нет

На меня, Алёшу Поповича».

Оглянется Тугарин назад себя,

Втапоры Алёша подскочил,

Ему голову срубил,

И пала глава на сыру землю, как пивной котел.

Былинный образ богатырей является особенностью русского эпоса. Подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича описаны во многих сказаниях и отражают целый пласт мировоззрения периода Киевской Руси. В данной статье мы разберемся с тем, кто такие богатыри, а также узнаем, чем знамениты некоторые из этих витязей.

Былинные богатыри

В былинах упоминаются такие слова, как «богатырь» и «витязь». Давайте разберемся с их происхождением.

Исследователи пока не пришли к единому соглашению, поэтому существует несколько версий. Богатырь имеет схожие по звучанию аналоги в праарийском языке («удачливый»), в монгольском («багадур» - «смельчак, храбрый всадник»).

Витязь, предположительно, происходит от глагола «бить», то есть означает «воин». По второй версии, это видоизмененное на славянский манер слово «викинг».

Богатыри делятся исследователями по двум классификациям.

Первая выделяет старших, младших и богатырей Киевской Руси. К первым относятся витязи, олицетворяющие враждебные человеку силы. Это Святогор, Микула Селянинович, Полкан, Иван Колыванович, Самсон и некоторые другие.

Младшие уже имеют человеческий облик, без способности к изменению формы, в отличие от старших. К ним относят Соловья, Чурилу, Дюка.

Основу былин о киевских богатырях составляют подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Также упоминаются Илья Муромец, Михайло Поток, Иван Гостиный сын и другие.

Вторая классификация основана на периодах – дотатарский период, татарский и московский. В ней эти же витязи располагаются немного в другом порядке.

Кто такой Добрыня Никитич?

Жизнь и подвиги Добрыни Никитича описаны во многих былинах. Он относится к периоду Киевской Руси и изображается служивым витязем при князе Владимире Красно Солнышко.

Считается, что в жены он взял дочку Микулы Селяниновича Настасью.

Примечательно, что среди всех богатырей этой эпохи он находится в самых близких отношениях с княжеским родом. Он исполняет не только военные поручения, но и дипломатические миссии, а также осуществляет сбор и доставку дани.

Кроме этого, Добрыня часто выполняет такие задания, от которых отказываются остальные витязи.

По популярности он находится на втором месте, после Ильи Муромца, и часто изображается в роли его компаньона.

Судя по сказаниям, Добрыня рано обнаружил у себя «силушку богатырскую». Далее мы с вами познакомимся с его заслугами, но наиболее выделяются три подвига Добрыни Никитича. Бой со Змеем, сражение с Дунаем Ивановичем и помощь в добыче невесты князю Владимиру.

Происхождение образа

Исследователи русских былин склоняются к мнению, что этот образ собирательный. Тем не менее, многие утверждают, что он построен на нескольких прототипах реальных исторических личностей.

Главным аргументом в пользу высокопоставленности этого богатыря является «вежество», которое не раз упоминается в песнях. Этим словом наши предки обозначали учтивость, умение находить общий язык, дипломатический дар.

Судя по былинам, его отцом является рязанский воевода Никита. Однако исследователи славянского эпоса считают, что прототипом Добрыни был дядя князя Владимира Красно Солнышко, брат его матери Малуши. Этого воеводу звали так же, как и былинного героя.

Один из фактов, который может доказывать правдоподобность версии, состоит в следующем: в летописях указывается о насильном крещении новгородцев, в некоторых былинах этот момент соотносится с тем временем, когда жил Добрыня Никитич.

Бой со Змеем Горынычем

Первый подвиг Добрыни Никитича имеет сюжет, схожий со многими легендами древнего мира. Сражение с драконом, змием, первопричинным злом имеет место в мифах разных народов.

Итак, что же нам известно из былин?

Почувствовав пробуждающуюся силу, Добрыня начал «гулять по полюшку». Однажды он сказал матери, что хочет сходить на реку Почайну. По легенде, она обладала необычным свойством. В ней было два потока, которые двигались в противоположные стороны и разрезали всех, кто попытается переплыть.

Там богатырь встречает Змея Горыныча. Завязывается бой, и после победы витязя чудовище обещает больше никогда не нападать на землю Русскую и не грабить деревни. Но по классическим канонам жанра Змей сразу же нарушает данное слово. Он похищает дочку киевского князя Владимира Красно Солнышко.

Получив волшебные вещи от матери (кольчугу, меч-кладенец, могучего боевого коня), богатырь находит логово змея. Там ему противостоят младшие дракончики, которых он с легкостью побеждает.

Бой же с Горынычем затянулся на три дня. Когда силы уже оставляли витязя, он услышал голос с небес, который сказал, что нужно продержаться еще три часа. Выстояв сражение, Добрыня поверг чудовище, но чуть не утонул в его крови. Спасся он из-за того, что земля расступилась и все впитала в себя.

Бой с Дунаем Ивановичем

В этой былине показано противостояние Киева и соседних племен. Дунай – трагический образ в русском эпосе. Некогда этот богатырь служил литовскому князю, но, попав в немилость, уехал на Русь. В сказании о сватании невесты для Владимира говорится и о том, что Дунай увозит также ее сестру Настасью, к которой некогда испытывал чувства.

Но на свадьбе богатыри начали соревноваться в стрельбе из лука, и Дунай случайно убил Настасью. Когда он узнает, что она была беременна, то бросается на свою саблю. Легенда гласит, что из его крови образовалась река Дунай.

Былина же о битве этого литовца с Добрыней повествует о событиях, произошедших до сватания. Сюжет заключается в следующем. Киевский богатырь ехал по полю и увидел бархатный шатер, на котором была надпись, что всякий, кто к нему подойдет, – погибнет.

Добрыня осерчал, напился вина из шатра и разрушил его. Сам же заснул на этом месте. Вернувшийся Дунай решил наказать обидчика. Он разбудил витязя, и бились они несколько дней. Вначале изрубили все оружие, после сражались врукопашную.

По одной версии, их помирил проезжавший Илья Муромец, по другой - они поехали на суд к Владимиру Красно Солнышко. Князь, выслушав обоих, оправдал Добрыню и посадил Дуная в погреб за то, что тот угрожал его витязю.

Кто такой Алеша Попович?

Следующим по популярности былинным героем является Алеша, сын попович. Отцом его считается поп из Ростова Левонтий, правда, иногда его именуют Федором.
История Алеши Поповича упоминается в двух былинах, где он выступает главным героем. В остальных он является второстепенным участником или упоминается вскользь.

Если не брать в счет двух сказаний о его подвигах, в основном этот витязь является противоречивым, а часто и отрицательным персонажем. Многие исследователи проводят параллели между ним и Вольгой Святославичем.

Таким образом, характеристика Алеши Поповича, которая вырисовывается из сказаний, не совсем соответствует образу «богатыря земли русской».

Единственной былиной, в которой этот хромой и не отличающийся великой силой воин показан в положительной роли, является легенда о его сражении с Тугарином. О ней мы поговорим дальше.

Алеша и Тугарин

Сходная по содержанию былина - о сражении этого витязя со Скимом-зверем. По сути, она воспроизводит в точности все основные моменты сказания о победе над Тугарином.

Сюжет легенды заключается в следующем. Алеша приезжает со своим умелым и проворным слугой Екимом в Киев к Владимиру. Здесь на пиру он встречает Тугарина, который «кладет голову на грудь княжне». Видя прожорливость и жадность змея, Алеша начинает его высмеивать. Сначала он сравнивает воина с собакой своего отца, которая от жадности подавилась костью и подохла, позже - с коровой.

Обиженный Тугарин бросает в него нож, но Еким ловит его на лету. Далее Алеша вызывает врага на битву «в чистом поле».

Судя по былине, он побеждает с божьей помощью и с использованием хитрости.
Вначале Тугарин летал на «бумажных крыльях», но Алеша помолился в храме и пошел дождь. После того как змей упал, витязь подъехал к нему и сказал: «Зачем ты привел с собою такую большую силушку?»

Когда Тугарин обернулся, чтобы посмотреть, что имеет в виду богатырь, последний отрубил ему голову. В этой сцене показан характер Алеши Поповича: воин часто добивался своего не силой, но хитростью. Чем-то его образ похож на образ Одиссея у Гомера.

Что говорят исследователи?

Если рассмотреть подвиги Алеши Поповича, краткое содержание которых можно найти во многих сборниках былин, мы увидим некоторые особенности образа.

С одной стороны, исследователи склоняются, что историческим прототипом героя был ростовчанин Александр Попович. Боярин, который был на службе у князя Всеволода, а позже - у его сына Константина.

После того как Юрий садится на престол в 1281 году, Александр уезжает в Киев к Мстиславу и погибает в битве на Калке.

Изучая подвиги Алеши Поповича (краткое содержание или полный текст былин), можно увидеть его высокомерное и презрительное отношение к князю Владимиру и киевской знати.

Часто он называет их «сводниками», и в этих сказаниях нередко изображаются внебрачные связи богатырей с боярскими, княжескими и воеводскими женами.

Это наводит на мысль о том, что подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича описаны в разные периоды времени. Когда они встречаются в одной былине, это свидетельствует только о более позднем происхождении сказания.

Образ богатырей в культуре

Характеристика Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Ильи Муромца и многих других богатырей вдохновляет многих писателей, художн
иков, композиторов и режиссеров.
Например, Алеша изображен на картинах Васнецова, Верещагина, Васильева. Он упоминается в балладе Толстого А. К.

Современные создатели мультфильмов также используют этот былинный образ.

Говоря о Добрыне Никитиче, ко всему упомянутому выше стоит добавить то, что в его честь названы остров в архипелаге Норденшельд, гора в Курильской гряде и несколько кораблей.

Былинный образ богатырей является особенностью русского эпоса. Подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича описаны во многих сказаниях и отражают целый пласт мировоззрения периода Киевской Руси. В данной статье мы разберемся с тем, кто такие богатыри, а также узнаем, чем знамениты некоторые из этих витязей.

Былинные богатыри

В былинах упоминаются такие слова, как "богатырь" и "витязь". Давайте разберемся с их происхождением.

Исследователи пока не пришли к единому соглашению, поэтому существует несколько версий. Богатырь имеет схожие по звучанию аналоги в праарийском языке ("удачливый"), в монгольском ("багадур" - "смельчак, храбрый всадник").

Витязь, предположительно, происходит от глагола "бить", то есть означает "воин". По второй версии, это видоизмененное на славянский манер слово "викинг".

Богатыри делятся исследователями по двум классификациям.

Первая выделяет старших, младших и богатырей Киевской Руси. К первым относятся витязи, олицетворяющие враждебные человеку силы. Это Святогор, Микула Селянинович, Полкан, Иван Колыванович, Самсон и некоторые другие.

Младшие уже имеют человеческий облик, без способности к изменению формы, в отличие от старших. К ним относят Соловья, Чурилу, Дюка.

Основу былин о киевских богатырях составляют подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Также упоминаются Илья Муромец, Михайло Поток, Иван Гостиный сын и другие.

Вторая классификация основана на периодах - дотатарский период, татарский и московский. В ней эти же витязи располагаются немного в другом порядке.

Кто такой Добрыня Никитич?

Жизнь и подвиги Добрыни Никитича описаны во многих былинах. Он относится к периоду Киевской Руси и изображается служивым витязем при князе Владимире Красно Солнышко.

Считается, что в жены он взял дочку Микулы Селяниновича Настасью.

Примечательно, что среди всех богатырей этой эпохи он находится в самых близких отношениях с княжеским родом. Он исполняет не только военные поручения, но и дипломатические миссии, а также осуществляет сбор и доставку дани.

Кроме этого, Добрыня часто выполняет такие задания, от которых отказываются остальные витязи.

По популярности он находится на втором месте, после Ильи Муромца, и часто изображается в роли его компаньона.

Судя по сказаниям, Добрыня рано обнаружил у себя "силушку богатырскую". Далее мы с вами познакомимся с его заслугами, но наиболее выделяются три подвига Добрыни Никитича. Бой со Змеем, сражение с Дунаем Ивановичем и помощь в добыче невесты князю Владимиру.

Происхождение образа

Исследователи русских былин склоняются к мнению, что этот образ собирательный. Тем не менее, многие утверждают, что он построен на нескольких прототипах реальных исторических личностей.

Главным аргументом в пользу высокопоставленности этого богатыря является "вежество", которое не раз упоминается в песнях. Этим словом наши предки обозначали учтивость, умение находить общий язык, дипломатический дар.

Судя по былинам, его отцом является рязанский воевода Никита. Однако исследователи славянского эпоса считают, что прототипом Добрыни был дядя князя брат его матери Малуши. Этого воеводу звали так же, как и былинного героя.

Один из фактов, который может доказывать правдоподобность версии, состоит в следующем: в летописях указывается о насильном крещении новгородцев, в некоторых былинах этот момент соотносится с тем временем, когда жил Добрыня Никитич.

Бой со Змеем Горынычем

Первый подвиг Добрыни Никитича имеет сюжет, схожий со многими легендами древнего мира. Сражение с драконом, змием, первопричинным злом имеет место в мифах разных народов.

Итак, что же нам известно из былин?

Почувствовав пробуждающуюся силу, Добрыня начал "гулять по полюшку". Однажды он сказал матери, что хочет сходить на реку Почайну. По легенде, она обладала необычным свойством. В ней было два потока, которые двигались в противоположные стороны и разрезали всех, кто попытается переплыть.

Там богатырь встречает Змея Горыныча. Завязывается бой, и после победы витязя чудовище обещает больше никогда не нападать на землю Русскую и не грабить деревни. Но по классическим канонам жанра Змей сразу же нарушает данное слово. Он похищает дочку киевского князя Владимира Красно Солнышко.

Получив волшебные вещи от матери (кольчугу, меч-кладенец, могучего боевого коня), богатырь находит логово змея. Там ему противостоят младшие дракончики, которых он с легкостью побеждает.

Бой же с Горынычем затянулся на три дня. Когда силы уже оставляли витязя, он услышал голос с небес, который сказал, что нужно продержаться еще три часа. Выстояв сражение, Добрыня поверг чудовище, но чуть не утонул в его крови. Спасся он из-за того, что земля расступилась и все впитала в себя.

Бой с Дунаем Ивановичем

В этой былине показано противостояние Киева и соседних племен. Дунай - трагический образ в русском эпосе. Некогда этот богатырь служил литовскому князю, но, попав в немилость, уехал на Русь. В сказании о сватании невесты для Владимира говорится и о том, что Дунай увозит также ее сестру Настасью, к которой некогда испытывал чувства.

Но на свадьбе богатыри начали соревноваться в стрельбе из лука, и Дунай случайно убил Настасью. Когда он узнает, что она была беременна, то бросается на свою саблю. Легенда гласит, что из его крови образовалась

Былина же о битве этого литовца с Добрыней повествует о событиях, произошедших до сватания. Сюжет заключается в следующем. Киевский богатырь ехал по полю и увидел бархатный шатер, на котором была надпись, что всякий, кто к нему подойдет, - погибнет.

Добрыня осерчал, напился вина из шатра и разрушил его. Сам же заснул на этом месте. Вернувшийся Дунай решил наказать обидчика. Он разбудил витязя, и бились они несколько дней. Вначале изрубили все оружие, после сражались врукопашную.

По одной версии, их помирил проезжавший Илья Муромец, по другой - они поехали на суд к Владимиру Красно Солнышко. Князь, выслушав обоих, оправдал Добрыню и посадил Дуная в погреб за то, что тот угрожал его витязю.

Кто такой Алеша Попович?

Следующим по популярности былинным героем является Алеша, сын попович. Отцом его считается поп из Ростова Левонтий, правда, иногда его именуют Федором.
История Алеши Поповича упоминается в двух былинах, где он выступает главным героем. В остальных он является второстепенным участником или упоминается вскользь.

Если не брать в счет двух сказаний о его подвигах, в основном этот витязь является противоречивым, а часто и отрицательным персонажем. Многие исследователи проводят параллели между ним и Вольгой Святославичем.

Таким образом, характеристика Алеши Поповича, которая вырисовывается из сказаний, не совсем соответствует образу "богатыря земли русской".

Единственной былиной, в которой этот хромой и не отличающийся великой силой воин показан в положительной роли, является легенда о его сражении с Тугарином. О ней мы поговорим дальше.

Алеша и Тугарин

Сходная по содержанию былина - о сражении этого витязя со Скимом-зверем. По сути, она воспроизводит в точности все основные моменты сказания о победе над Тугарином.

Сюжет легенды заключается в следующем. Алеша приезжает со своим умелым и проворным слугой Екимом в Киев к Владимиру. Здесь на пиру он встречает Тугарина, который "кладет голову на грудь княжне". Видя прожорливость и жадность змея, Алеша начинает его высмеивать. Сначала он сравнивает воина с собакой своего отца, которая от жадности подавилась костью и подохла, позже - с коровой.

Обиженный Тугарин бросает в него нож, но Еким ловит его на лету. Далее Алеша вызывает врага на битву "в чистом поле".

Судя по былине, он побеждает с божьей помощью и с использованием хитрости.
Вначале Тугарин летал на "бумажных крыльях", но Алеша помолился в храме и пошел дождь. После того как змей упал, витязь подъехал к нему и сказал: "Зачем ты привел с собою такую большую силушку?"

Когда Тугарин обернулся, чтобы посмотреть, что имеет в виду богатырь, последний отрубил ему голову. В этой сцене показан характер Алеши Поповича: воин часто добивался своего не силой, но хитростью. Чем-то его образ похож на образ Одиссея у Гомера.

Что говорят исследователи?

Если рассмотреть подвиги Алеши Поповича, краткое содержание которых можно найти во многих сборниках былин, мы увидим некоторые особенности образа.

С одной стороны, исследователи склоняются, что историческим прототипом героя был ростовчанин Александр Попович. Боярин, который был на службе у князя Всеволода, а позже - у его сына Константина.

После того как Юрий садится на престол в 1281 году, Александр уезжает в Киев к Мстиславу и погибает в битве на Калке.

Изучая подвиги Алеши Поповича (краткое содержание или полный текст былин), можно увидеть его высокомерное и презрительное отношение к князю Владимиру и киевской знати.

Часто он называет их "сводниками", и в этих сказаниях нередко изображаются внебрачные связи богатырей с боярскими, княжескими и воеводскими женами.

Это наводит на мысль о том, что подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича описаны в разные периоды времени. Когда они встречаются в одной былине, это свидетельствует только о более позднем происхождении сказания.

Образ богатырей в культуре

Характеристика Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Ильи Муромца и многих других богатырей вдохновляет многих писателей, художников, композиторов и режиссеров.
Например, Алеша изображен на картинах Васнецова, Верещагина, Васильева. Он упоминается в балладе Толстого А. К.

Современные создатели мультфильмов также используют этот былинный образ.

Говоря о Добрыне Никитиче, ко всему упомянутому выше стоит добавить то, что в его честь названы остров в архипелаге Норденшельд, гора в Курильской гряде и несколько кораблей.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Сочинение по картине "Богатыри" Васнецова. История создания и описание

November 10th, 2013

После очень долгого перерыва возвращаюсь к все еще На очереди у нас вот такая тема от esvidel : «А ещё интересно. Читала про Илью Муромца. А как насчет Алёши Поповича и Добрыни Никитича?»

Про Илью Муромца я вам подробно рассказывал вот тут — вспоминайте: А теперь что мы знаем о других героях:

Былинный Алеша Попович встречается в летописях под именем Александра Поповича. Александр Попович был одним из выдающихся «хоробров» Ростовской земли. Тверская летопись, составленная на основании ростовских летописей под 1224 г. рассказывает об Александре Поповиче следующее. «Бе бо некто от ростовских житель Александр, глаголемый Попович, и слуга бе у него именем Тороп; служаше бо той Александр великому князю Всеволоду Юрьевичу…». Когда старший сын Всеволода Юрьевича Константин получил в удел Ростов, Александр Попович перешел на службу к Константину и верно служил ему, так же верно, как и отцу его.

Между Константином и его младшим братом Юрием возникла борьба из-за престолонаследия. В этой борьбе деятельное участие принял и Александр Попович. Когда Юрий отправился на Константина с войском, Константин отступил к Костроме и сжег ее. Войско Юрия остановилось на реке Ишне недалеко от Ростова. Тогда выступил против Юрия Александр Попович с войсками и убил много слуг Юрия, части которых, говорит летописец, видны и до сих пор на реке Ишне.

В победоносной битве Константина с тем же Юрием на реке Узе опять принимает участие храбор Александр Попович и его слуга Тороп; товарищем Александра был Тимоня Золотой пояс, былинный Добрыня. В битве был убит храбор Юрия Юрята. В Липецкой битве, происшедшей между Юрием, в союзе с его братом Ярославом, с одной стороны, и Константином в союзе с Мстиславом Мстиславовичем Удалым, с другой стороны, опять фигурирует Александр Попович: Юрий потерпел поражение; в битве пал другой его храбор — боярин Ратибор. Константин занял престол во Владимире и через два года скончался. Тогда Александр Попович, опасаясь мести со стороны Юрия за убиение Юряты и Ратибора и многих других, решил покинуть Ростово-Суздальскую землю. Он собрал совет из своих «храбрых» в одном городе у гремячего колодца на реке Узе. На совете решено было, вместо того, чтобы служить разным князьям и избивать друг друга, отправиться на службу к великому Киевскому князю Мстиславу Романовичу Храброму. Мстислав был очень рад, что к нему на службу поступил такой славный храбор, как Александр Попович с товарищами, и похвалялся, что теперь он справится с каким угодно врагом. Дальнейшие события показали Мстиславу, что он ошибается: в битве с татарами на Калке (1223 г.) он потерпел поражение, причем пал и Александр Попович с другими семьюдесятью «храбрыми».

В Никоновской летописи Александр Попович представлен уже современником Владимира святого. Под 1000 г. рассказывается следующее: «Прииде Володарь с половцы к Киеву, забыв благодеяния господина своего кн. Владимира, демоном научен. Владимиру же тогда в Переяславцы на Дунаи: и бысть смятение велие в Киеве. И изыде нощию во сретение им Александр Попович, и уби Володаря и брата его и иных множество половец уби, а иных в поле прогна. И се слышав Володимер, и возрадовася зело, и возложи на нь (него) гривну злату и сотвори и (его) вельможа в палате своей». Рассказанное здесь событие, как предполагают, отнесено Никоновской летописью к 1000 году, ошибочно: в действительности оно может отнестись к 1110 г., когда Владимир Мономах находился в Переяславце на Дунает; в отсутствии Владимира Володар Перемышльский мог в самом деле привести к Киеву половцев.

По-видимому, заметка Никоновской летописи представляет отголосок древней былины об освобождении Киева от врагов Александром Поповичем. Современная былина на этот же сюжет напоминает летописное сказание. Василий Прекрасный (соответствующий былинно-летописному Володарю) осадил Киев: он хочет завладеть столицей, сжечь святые церкви, князя Владимира казнить, княгиню Евпраксию взять себе в жены. Алеша предлагает своей дружине напасть на врагов и освободить Киев: «Выслуга наша, — говорил Алеша, — не забудется, а пойдет про нас слава великая про выслугу нашу богатырскую…». Алеша с дружиной напускается на великую рать Василия Прекрасного и разбивает ее. Разбежалась сила великая по полю широкому, по тем кустам ракитовым, очистила дорогу прямоезжую. Когда Алеша проехал в Киев, он был за свой подвиг награжден селами и проселками, городами с пригородами; не закрыта была ему и казна княжеская.

Под 1001 г. в Никоновской летописи опять сообщается об Александре Поповиче: «Александр Попович и Ян Усмошвец, убивый печенежского богатыря, избиша множество печенег и князя их Родмана и с тремя сыны его в Киев к Володимеру приведоша. Володимер же сотвори празднование светло и милостыню многу раздаде по церкавам и по монастырем, и убогим, и нищим и по улицам больным и клосным (увечным) великия кади (кадки) и бочки меду и квасу, и перевары, и вино поставляше и мяса, и рыбы, и всякое овощие, что кто требоваше и ядяше». Эта заметка, может быть, является отголоском былины о борьбе Алеши с Тугарином. Что касается описания пиршества у Владимира, то оно тоже напоминает былинное описание, напр., после поражения Калина: «Ай, как тут солнышко Владимир князь на радости на великой для удалых для молодцов забирал столованье почестен пир; ай как начали пить, кушать, добром проклаждаются, над собой невзгоды боле не начаются… Публиковал он указы строгие по городу по Киеву, растворил он все кабаки, чтобы весь народ пил да зелено вино: кто не пьет зелена вина, тот бы пил да пива пьяные, а кто не пьет пивов, тот бы пил меды стоялые, чтобы все да веселися».
Все эти данные рисуют Алешу Поповича могучим дружинником-храбором, явившимся из Ростово-Суздальской области на службу к Киевскому князю в начале XII в., причем процесс циклизации песен о киевских богатырях заставил приурочить время деяний Алеши к эпохе Владимира святого. Приблизительно до XVII-XVIII в. Алеша Попович выступает с положительными чертами. С течением времени, под влиянием, вероятно, вероятно, прозвища (Попович), Алеше начинают приписывать поповские черты, а это в свою очередь привлекло к имени Алеши ряд сказаний, в которых рисуются несимпатичные черты духовного сословия. Вследствие этого Алеша приобрел следующие качества: он коварен, хитер, обманщик, предается любовным похождениям.

Алеша Попович и Тугарин Змеевич

Под именем Тугарина разумеют историческое лицо — половецкого хана Тугоркана (как под именем Идолища разумеют половецкого хана Боняка). О Тугоркане наши летописи рассказывают следующее. В 1094 году «сотвори мир Святополк с половци и поя себе жену, дщерь Тугорканю». В 1096 г. «воева Куря с половци у Переяславля и Устье пожже, месяца мая 24 день…Сего же месяца приде Тугоркан, тесть Святополчь, к Переяславлю, месяца мая 30…и сдея Господь в тот день спасенье велико: месяца иулия в 19 день побежени быша иноплеменници, и князь их убиша Тугоркана, и сына его и ини князи; много врази наши ту падоша; на заутрие же налезоша (нашли) Тугоркана мертва, и взя и Святополк, аки тестя и врага, и привезше и к Кыеву, погребоша и на Берестовем».
Весьма вероятно, что родственные или враждебные отношения между Святополком, великим киевским князем, и половецким ханом Тугорканом и послужили историческим зерном, из которого развились былины о взаимных отношениях Владимира, Евпраксии и Тугарина; гибель Тугоркана, в свою очередь, послужила основой для поэтического изображения Алеши с Тугарином.

Принято считать, что образ Алеши Поповича взят с реального человека. Прототипом его был боярин из Ростова, которого звали Александр (Олеша) Попович, которого иногда называют Александром Ростовским. Александр Попович был известным воином своего времени. На поединках и в междуусобных сражениях между князьями он сразил немало хороших бойцов. Погиб он служа киевскому князю Мстиславу Старому в сражении при Калке в 1223 году. К слову сказать, сам Мстислав Старый тоже погиб в той битве. Это было одно из редких сражений, когда русские и половцы выступали вместе против монголов. К сожалению, наши войска тогда потерпели поражение и погибло очень много воинов, богатырей и князей с дружинами.

По разным сведениям, Алеша Попович был сыном попа ростовского Леонтия (Левонтия). Но сведения различаются. Несомненно одно, отцом Алеши был поп. Но вот версии места рождения Алеши не сходятся. По одной версии, он был родом из городка Пирятин, который находится в Полтавской области. В другом варианте рассматривается деревня Селище (нынче покинутая), которая расположена в Ростовском районе Ярославской области.

Но существует и другая версия происхождения Алеши Поповича. Здесь считается, что былины об Алеше Поповиче были и раньше, до рождения Александра Поповича (Ростовского). А так как Александр был знаменитым воином своего времени, то его образ наложился на образ былинного героя.

  • Известный украинский писатель Тарас Шевченко написал «Думу об Алеше Поповиче», когда приезжал в город Пирятин.
  • Алтайский вариант былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» отличается от других вариантов. В нем Алеша Попович фигурирует вместе со своим слугой, а название былины звучит как «Алеша Попович и Еким Иванович «.
  • В былине «Добрыня Никитич и Алеша Попович» Алеша Попович сватался к жене Добрыни Никитича — Настасье Никулишне, но свадьба не состоялась — Добрыня вернулся из отлучки (правда, отлучка длилась аж 12 лет).
  • Существует вариант былины «Алеша Попович и сестра братьев Петровичей (Збродовичей)» , где Алеше Поповичу отрубили голову.
  • В 2009 году власти Украины приняли решение поставить памятник Алеше Поповичу в городе Пирятов.

Добрыня Никитич , это былинный богатырь. В отличии от Алеши Поповича и Ильи Муромца, Добрыня Никитич всегда, или почти всегда, состоит на службе у князя Владимира. Он воевода княжеской дружины. В результате, он выполняет большинство своих подвигов именно благодаря службе у князя Владимира. По характеру Добрыня Никитич храбр, но одновременно и обладает дипломатическими способностями. В результате, он является как-бы личным порученцем князя, выполняя не только свои обязанности по службе, но и деликатные поручения князя Владимира. По своей значимости в былинном эпосе русского народа, Добрыню Никитича можно назвать вторым по известности и популярности богатырем. На первом месте стоит Илья Муромец.

Происхождение образа Добрыни

Былинный Добрыня, при сравнении с летописным Добрыней, дядей Владимира, кажется не имеющим с ним ничего общего. В то время, как летописному Добрыне принадлежит едва ли не руководящее значение до вступления Владимира на престол Киевский и долгое время спустя после этого, Добрыня былинный занимает при дворе Владимира второстепенную роль. Мало того, былинный Добрыня жалуется матушке на свою судьбу: он жалеет о том, что мать не родила его горючим камешком, что она не бросила этот камешек на дно синего моря, где он лежал бы спокойно и был бы избавлен от необходимости ездить по чистому полю.

Это несходство может быть объяснено тем, что под именем Добрыни в былинах воспевается не один Добрыня, дядя Владимира, но и ряд других Добрынь, которые были смешаны с первым. Так, в Тверской летописи рядом с Александром Поповичем (Алешей Поповичем былин) упоминается его товарищ Добрыня (Тимоня) Златопояс; а в Никоновской летописи упоминаются Александр Попович, его слуга Тороп и Добрыня Разанич Златый Пояс.

Некоторые былины о Добрыне, действительно, выводят его из Рязани; отец его — торговый гость Никитушка Романович. Во всяком случае в былинах о Добрыне есть некоторые черты, которые могут иметь связь с историческим дядей Владимира: добывание невесты для Владимира представляет несомненный отголосок истории с Рогнедой.

Добрыня и Марина

Имя любовницы Змея Марины — позднейшего происхождения, именно Марина Мнишек, знаменитая жена Лжедмитрия I (начала XVII в.), которая приравнена была народной молвой к чародейкам. Имя Марина, очевидно, вытеснило из былины более древнее имя, вероятно, половецкое.
Изложенная былина любопытна по тем бытовым отношениям древности, которые она отражает. Добрыня обивает (по некоторым былинам — случайно) милого Марины-иноземки (степнячка); Марина мстит Добрыне, прибегая в тому виду внушения, который в древности назывался чародейством, и заставляя Добрыню влюбиться в нее. Затем Добрыня освобождается от гипноза и убивает Марину. Такие отношения могли возникать очень часто.

Добрыня и Змей

В борьбе Добрыни с Змеев-Горынищем и его змеенышами изображаются столкновения, мирные договоры и из нарушение между русскими и степняками. Имя «Змей» олицетворяет врага, вражескую силу; прозвище «Горынищ» указывает на связь родины или столицы степняков с горной страной.
На обработку былины о борьбе Добрыни со Змеем должны были повлиять духовные стихи о св. Егории и Федоре Тироне.

Добрыня участвует в добывании Владимиру невесты

В основу этой былины, по-видимому, легло событие отмеченное летописью под 980 г., именно сватовство Владимиром дочери Рогволда Полоцкого Рогнеды. В Лаврентьевском списке летописи, под 1128 г., это событие излагается так: «О сих же Всеславичах (полоцких) сице есть, яко сказаша ведущие (т.е. знающие певцы) прежде: яко Роговолоду держащю и княжащю Полотьскую землю, а Володимиру сущю Новегороде детьску сущю, еще и погану и бе у него Добрыня воевода и храбор, а наряден муж: и с посла к Роговолоду и проси у него дщери (его) за Володимира. Он же рече дщери своей: «хощищь ли за Володимир»?

Она же рече: «не хочю розути робичича, но Ярополка хочю»; бе бо Роговолод пришел из заморья, имяеше волост свою Полтеск. Слышав же Володимер, разгневася о той речи, еже рече: «не хочю я за робичича»; пожалися Добрыня и исполнися ярости, и поемша вои идоста Полтеск и победиста Роговолода. Роговолод же вбеже в город, и приступивше к городу и взяша город, и самого яша, и жену его и дщерь его; и Добрыня поноси ему и дщери его, нарек ей рабичица, и повел Володимеру быти с нею перед отцем ея и матерью. Потом отца ея уби, а саму поя жене, и нарекоша ее имя Горислава».
Между былиной и этим летописным преданием есть, при различии их, значительное сходство: во-первых, действие происходит в земле находящейся на западе, по летописи в Полоцкой области, по былине в земле Литовской; во-вторых, на сватовство невесты получается отказ; невеста добывается насилием, причем главную роль играет Добрыня, по летописи разбивший Рогволода и овладевший Полоцком, а по былине перебивший всех татар до единого.

Добрыня и поленица-женщина

Встреча Добрыня с богатырской женщиной (как и аналогичгая встреча Ильи Муромца с бабой Горынинкой), по-видимому, является отголоском древне-русских отношений с Кавказом. Поленица Настасья Никулична — иноземка. Это видно из ее слов, напоминающих слова Святогора Илье: «думала-же русские комарики покусывают, ажно русские богатыри пощалкивают». В кавказских сказаниях о нартах последним приходится сталкиваться не только с великанами мужчинами, называемыми эмегенами, но и с великанами женщинами. Эмегены, мужчины и женщины, одарены гигантским ростом и огромной физической силой; они людоеды и живут в пещерах. По-видимому, образы эмегенов — отголоски очень древнего быта эпохи охотничьего периода и матриархата, когда часть женщин по образу жизни не отличалась от мужчин.

Большинство историков склоняются к тому, что у былинного богатыря Добрыни Никитича был реальный прототип. Это дядя великого князя Киевского Владимира Святославовича (известен как Владимир Ясно Солнышко) Добрыня. Добрыня был братом матери князя (Малуши) и состоял на службе воеводой княжеской дружины. Точные даты жизни воеводы Добрыни неизвестны, но происходили эти события на рубеже тысячелетий. Князь Киевский Владимир Святославович правил до 1015 года нашей эры и наиболее известен тем, что при нем произошло крещение Руси. Согласно историческим данным, Добрыня обладал следующими качествами: «умен, образован, ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях» (Киреев. II, 49).

Есть и другая версия историков. Добрыня был племянником князя Владимира. Но это менее распространенная версия. Все же принято считать прототипом Добрыни Никитича дядю князя Добрыню. Этим, кстати, объясняется то, что князь поручал Добрыне личные и деликатные поручения. Согласно тем же историческим сведениям, Добрыня был сыном Малка Любечанина Мсиши-Люта (Мстислава Лютого) Свенельдича. А сын Добрыни, Константин Добрынич, какое то время был посадником Новгородским.

Напомню вам еще какие нибудь версии из старинной истории РУСИ: или вот , а вот есть такая версия, сто представляла из себя Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -