Литературные произведения связанные с войной 1812 года. год в изобразительном искусстве

Цеев Адам - ученик 9 класса А

Эта презентация посвящена 200 - летнему юбилею Отечественной войны 1812года.

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. 26 августа 1812 года под Бородино произошло генеральное сражение Отечественной войны. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит - России. Бородинское сражение надломило моральный дух наполеоновской армии,пошатнуло в ней уверенность в победе, так как русские впервые остались непобежденными, ослабило ее наступательную активность, предопределило поражение Наполеона в зтой войне.

Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе об ее учреждении говорилось: "Воины! Славный... год, в который... поразили вы лютого и сильного врага... минул; но не пройдут и не умолкнут...громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Недаром помнит вся Россия» В 2012 году исполняется 200 лет одному из важнейших событий в истории нашей страны -Отечественной войне 1812 года. Победа в ней имела огромное значение для политического, общественного и культурного развития России. Действительно, чтобы строить будущее, надо знать прошлое, историю своего Отечества, истинных героев, принесших победу. Презентацию выполнил: Руководитель: Куадже Ася Шумафовна ученик 9 «А» класса Цеев Адам

Герои Отечественной войны 1812 года Невозможно пройти мимо таких великих людей, которые своим мужеством и отвагой предопределили эту победу, победу над «Великой армией» Наполеона, перед которой вся Европа преклонила голову и пала на колени….. - Багратион Петр Иванович -Давыдов Денис Васильевич - Кутузов Михаил Андреевич - Ермолов Алексей Петрович -Милорадович Михаил Андреевич - Священнослужитель - Отец Василий Васильковский - Балабин Степан Федорович -Арсеньев Михаил Андреевич -Раевский Николай Николаевич -Платов Матвей Иванович -Дибич Иван Иванович -Дурова Надежда Андреевна -Паскевич Иван Федорович - Сеславин Александр Никитич -Барклай де толи Михаил Богданович

Поэты и писатели 19 века об Отечественной войне 1812 года Выдающиеся поэты и писатели 19 века внесли свою лепту, отразив в произведениях это историческое событие и не забыв при этом об истинных героях….Среди них такие великие поэты и писатели, как Михаил Юрьевич Лермонтов, Иван Андреевич Крылов и Лев Николаевич Толстой. Невозможно пройти мимо таких произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года, как «Бородино», «Волк на псарне» и «Война и мир»…

Герои литературных произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года Стихотворение «Бородино» написано Лермонтовым в 1837 году к 25- летию со дня Бородинского сражения. В нем поднята тема исторического прошлого (отклик на события 1812 года) и судьбы поколения 30-х годов. Перед нами как бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны. Устами старого солдата автор упрекает «нынешнее племя» в бессилии. Прославляя подвиги отцов, поэт осуждает современников за бесславно прожитую жизнь. Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя, Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля. Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!

Басня Крылова «Волк на псарне» Размышления автора о смелости, бесстрашии, подвиге, воинском долге, защиты Отечества…переданы через ловчего(т.е Кутузова) в басне «Волк на псарне». Басня написана Крыловым на события 1812 года, когда Наполеон вошел в Москву и стал искать путей заключения мира с Россией. Но русские отказались: ни о каком договоре не могло быть и речи, пока враг оставался на русской земле, в ее “сердце” - Москве. В аллегоричной форме, с достаточной долей сатиры Крылов описывает ситуацию, в которую попал враг: Волк ночью, думая залезть в овчарню. Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор, Почуя серого так близко забияку. Псы залились в хлевах и рвутся Вон на драку; Псари кричат: “ахти, ребята, вор!” И вмиг ворота на запор; В минуту псарня стала адом.

Как это описание напоминает картину, созданную Лермонтовым в стихотворении “Бородино”. Наполеону не удалось победно и легко прошагать по России, как это было сделано им во многих европейских государствах и их столицах. Русские смогли защититься и сохранить боеспособную армию. Ключей от Москвы он так и не дождался, не получилось того триумфа, на который рассчитывал полководец. Крылов очень хорошо передает ту ситуацию, в которой оказался Наполеон, заняв пустую Москву: Мой волк сидит, прижавшись в угол задом, Зубами щелкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть; Но, видя то, что тут не перед стадом И что приходит наконец Ему расчесться за овец, Пустился мой хитрец в переговоры.

В образе седого ловчего Крылов выводит мудрого и опытного главнокомандующего Кутузова, который категоричен и непреклонен. “ Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой - С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой”. И тут же выпустил на Волка гончих стаю. Оптимистично и победно звучит заключительная фраза басни. Крылов ничуть не сомневается в победе русского оружия. Благодаря щедрому таланту и многосторонности творчества, писатель стал популярен еще при жизни, сейчас же его слава всемирна и будет расцветать до тех пор, пока звучит богатый язык русского народа.

Основные герои романа «Война и мир» Герои романа становятся единым целым с народом. В огне народной войны происходит проверка людей и проявляется истинный патриотизм. Войну 1812 года Лев Николаевич Толстой в романе – эпопее «Война и мир» представляет как столкновение духа и воли французских солдат и воли и духа русского народа. Это война справедливая для русского народа, поэтому их дух и воля к победе сильнее французских, а значит, победа над Францией была предопределена.

Андрей Болконский чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским сражением. Вячеслав Тихонов играет роль Андрея Болконского

Наташа Ростова отдает подводы раненым. Людмила Савельева исполняет роль Наташи Ростовой

Сергей Бондарчук играет роль Пьера Безухова Все мысли Пьера Безухова направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков (даже разрабатывает план убийства Наполеона).

Сцена боя партизан с французами Г.М. Курин в октябре дал французам семь боев и освободил от них город Богородск (ныне Ногинск). Весь народ от мала до велика поднялся на защиту своего Отечества и перед этой силой никакое нашествие не могло устоять. И д ействия отрядов старостихи Василисы Кожиной, Дениса Денисова, Сеславина, Фигнера, Курина невозможно забыть.

Ничего не изменит в ходе войны гибель пятнадцатилетнего мальчика, принесшего беду в его родную семью. Но без этих мальчиков, наверное, была бы невозможна будущая победа. Подтверждением этого являются слова А. Твардовского: Пускай до последнего часа расплаты, До дня торжества – недалекого дня – И мне не дожить, как и многим ребятам, Что были нисколько не хуже меня. Я долю свою по – солдатски приемлю, Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья, То лучше, чем смерть за родимую землю, И выбрать нельзя. гибель Пети Ростова

Источники ru.wikipedia.org › Бородинское сражение kinopoisk.ru › Война и мир lib.ru › Классика › KRYLOW/ basni

Валентина Калиничева

Эпоха Отечественной войны 1812 года оказала огромное влияние на развитие как русской национальной, так и мировой культуры. События 1812 года получили достойное отражение в поэзии и прозе, музыке и изобразительном искусстве, театре и кино. Память о войне хранят музеи, архитектурные и скульптурные памятники, монеты, названия улиц и городов, мемориальные доски. И всё это неоценимое богатство мы просто обязаны передать следующим поколениям.

Именно поэтому в юбилейный год 200-летия Отечественной войны 1812 года Фондом поддержки молодых талантов им. Елены Чудаковой при поддержке Посольства России в Литве в рамках проекта «1812 год в литературе и искусстве» был подготовлен и проведён цикл мероприятий, включавший в себя:

1. экспозицию произведений литературы и искусства, посвященных этой теме, развёрнутую в большом зале Вильнюсского Дома национальных общин; выставка продлилась до 19 января 2013 г.

2. торжественный вечер открытия этой экспозиции с комментариями и концертной программой;

3. серию встреч с учениками вильнюсских школ.

4. Предполагается издание памятного буклета, посвящённого этим мероприятиям и его презентация.

Недавнее мероприятие провели председатель Фонда им. Елены Чудаковой Инесса Маковская и член Фонда, руководитель вокальной студии классической музыки "Гармония" Людмила Мальцева.

Экспозиция, открывшаяся в Доме нацобщин, разделена на 5 частей: литература, живопись, музыка, кино, архитектура и скульптура.

Писатели и поэты об Отечественной войне 1812 года

Наследие здесь богатейшее: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов, Лев Толстой, Марина Цветаева, не говоря уже о К. Н. Батюшкове, В. А. Жуковском, П. А. Вяземском, М. Н. Загоскине, Д. Л. Мордовцеве, Г. П. Данилевском, Я. П. Полонском. Все они и многие другие были представлены в экспозиции.

Многие писатели были не только свидетелями, но и прямыми участниками военных событий — В.А.Жуковский, Ф.Н.Глинка, П.А.Вяземский, В.Ф.Раевский, К.Ф.Рылеев, А.С. Кайсаров, А. Ф. Воейков, С.Н. Марин, Д.В.Давыдов и многие другие.

О некоторых из них:

Из патриотических стихотворений Жуковского, навеянных 12-м годом, наибольшую популярность получил «Певец во стане русских воинов», оказывавший огромное воодушевляющее воздействие на передовую дворянскую молодежь. В «Певце» Жуковский обратился к патриарху русской поэзии Г.Р.Державину с приглашением «грянуть в струны», и семидесятилетний поэт отозвался на этот призыв «Гимном лиро-эпическим на прогнание французов из Отечества».

На события войны откликнулся и другой представитель старшего поколения, известный писатель и историк Н.М.Карамзин. После вступления союзных войск в Париж Карамзин пишет стихотворение «Освобождение Европы и слава Александра I». Он гордится русским народом, который «главы под иго не склонял», и приходит к выводу, что «победами славна лишь справедливая война».

Патриотических стихотворений тех лет известно около шестисот. Часть из них собрал В.А.Жуковский и издал в 1814 г. под названием «Собрание стихотворений, относящихся к незабвенному 1812 году».

Рвется в бой совсем еще молодой К.Ф.Рылеев, будущий декабрист. Он первым обращается к теме партизанской войны. Его «Песнь партизанская» стала народной.

В рядах русской армии сражался Ф.Н.Глинка, известный уже в то время поэт и публицист. В минуты передышки, нередко прямо на поле боя заносил он в записную книжку свои мысли и наблюдения. Так создавались «Письма русского офицера».

Слева направо: Людмила Мальцева, Жильвинас Радавичюс, Людмила Исаева, Валентина Калинчева,Инесса Маковская, Гражина Косарева и Алина Краскаускене. Фото: Аугустинас Дагялис.

Ф.Н.Глинка первым в литературе назвал войну 1812 г. Отечественной. Широко известны были также его песни и стихи на тему Отечественной войны. В связи с открытием в 1839 г. памятника на Бородинском поле Глинка создает «Очерки Бородинского сражения».

Откликнулся на события войны и знаменитый баснописец И.А.Крылов. Особую известность в народе получила басня «Волк на псарне». Все понимали, что Крылов высмеивает попытки Наполеона вступить в мирные переговоры, когда стало очевидно его опасное положение.

Мотивами войны пронизано всё творчество поэта-партизана Дениса Давыдова. Лирический герой его стихов — лихой воин-гусар, пламенный патриот, не жалеющий своей жизни ради защиты Родины. О том, как вместе с крестьянами громил врага, рассказал Давыдов в «Дневнике партизанских действий» — цикле художественных новелл.

Андрей Сергеевич Кайсаров - выдающийся ученый-филолог, профессор, героически павший на Отечественной войне 1812 года.

Его имя - в галерее воинской славы храма Христа Спасителя. С Кайсарова началась русская военная журналистика и фронтовая печать.

В 1812 Кайсаров служил в походной типографии при главной квартире армии, выпускавшей листовки и воззвания к местному населению и солдатам наполеоновской армии, газету «Россиянин» на русском и немецком языках, приказы, произведения, посвященные войне.Типография, в организации и деятельности которой Кайсаров играл важную роль, стала одним из центров публицистики 1812 года.

Марин Сергей Никифорович (17.2.1776-9.2.1813), полковник, поэт-сатирик, флигель-адъютант императора Александра I. Начал службу подпрапорщиком в Преображенском полку, где проявил склонность к литературе. Во время Отечественной войны 1812 состоял при генерале П.И. Багратионе. Приобрёл широкую известность у современников благодаря своему блестящему уму, бойким шуточным стихотворениям и пародиям. Стихи Марина расходились во множестве списков.

Хмельницкий Николай Иванович, русский драматург, государственный чиновник. В Отечественную войну 1812 года - адъютант Кутузова. В 1829 - 1837 годах - Смоленский губернатор.

В 1836 г. вышли записки героини войны Надежды Дуровой под названием «Кавалерист-девица. Происшествия в России». Рассказывая о своем участии в войне, Дурова живописно воспроизводит военный быт русской армии, дает красочные характеристики Кутузову, Ермолову и другим.

Участником войны 1812 г. является также А.С.Грибоедов. Вслед за комедией «Горе от ума» он задумывает трагедию «1812 год». К сожалению, был сделан только план и несколько набросков. Грибоедов хотел показать истинного героя войны и его горестную судьбу: вернулся, освободив родину, в прежнее рабство.

Двенадцатый год застал Пушкина на школьной скамье, в лицее. Многие свои строки и строфы Пушкин напоил, по его собственному выражению, «славою двенадцатого года».

В 1831 г. вышел роман Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году». Это было первое по времени обширное художественное повествование об Отечественной войне. Участник событий 1812 г., Загоскин сумел правдиво воссоздать некоторые эпизоды войны, партизанского движения, картины провинциального быта.

В ответ на «Рославлева» Загоскина Пушкин начал писать свой роман «Рославлев». Блестяще начатый, он, к сожалению, не был закончен. В противовес загоскинской идиллизации Пушкин дал в своем романе картину, полную исторической правды.

Особое место в художественной литературе, посвященной героической странице в истории России, занимает стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» — первое художественное произведение, в котором исторически точное описание боя сочетается с высочайшим поэтическим мастерством. Впервые Лермонтов дал рассказ о Бородинском сражении от лица рядового участника, простого солдата-артиллериста.

Семь лет напряженного труда (1863—1869) посвятил Л.Н.Толстой созданию грандиозной эпопеи «Война и мир». Он изучал исторические документы, работы историков, разыскивал «сырой и жизненный материал» в письмах, записках, рассказах, совершил поездку в Бородино. Стремясь понять, какая сила поднимала на героические подвиги тысячи русских солдат в Бородинском сражении, Толстой приходит к выводу, что сила эта — патриотизм русского народа.

На события Отечественной войны откликнулся также автор широко известных в свое время исторических произведений Г.П.Данилевский, написав роман «Сожженная Москва».

Особый интерес в экспозиции представляет копия книги литератора, историка, педагога, этнографа Ф. А. Кудринского «Вильна в 1812 г.», жившего в Вильне и сотрудничавшего в газете «Виленский вестник».

Книга написана в память столетней годовщины Отечественной войны. С факсимиле Императора Александра I, Наполеона и некоторых русских генералов.

Героическая тема 1812 г. с новой силой зазвучала в годы Великой Отечественной войны. В первый же год войны была написана и напечатана повесть С.Голубова «Герасим Курин». В 1943 г. вышел в свет его роман «Багратион».

На сценах многих театров страны с успехом шли пьесы советских авторов «Фельдмаршал Кутузов» В.Соловьева, «Полководец» К.Тренева, «Петр Багратион» Г.Мдивани, «Давным-давно» А.Гладкова.

В дальнейшем также был создан ряд интересных произведений, посвященных событиям, связанным с Отечественной войной 1812 г.

В романе Л.Раковского «Кутузов» перед читателями предстает прекрасный образ великого русского полководца. В основе романа Б.Окуджавы «Свидание с Бонапартом» также события Отечественной войны 1812 года. Романтические судьбы героев тесно переплетены с истинной историей нашествия, а потом и изгнания из России наполеоновских войск.

Можно отметить также историческую хронику «Денис Давыдов» Н.Задонского, «Сынов степей донских» Д.Петрова-Бирюка, «На Старой смоленской дороге» Н.Рыленкова.

Художественные произведения, посвященные теме двенадцатого года, часть из которых представлена в экспозиции, весьма различны по своему характеру, но их историческое значение бесспорно.

1812 год в изобразительном искусстве

Война 1812 года особенно ярко отразилась в произведениях живописи и графики, архитектуры и скульптуры.

Тысячи русских и зарубежных художников, как профессионалов, так и любителей, приняли участие в создании произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года, наиболее крупным её сражениям и ярким личностям, проявившим себя в этих битвах. Репродукции наиболее известных художников, посвятивших себя этой теме, представлены в экспозиции.

В первую очередь художников привлекали образы русских военачальников.

В 1813 г. Р.М. Волков написал парадный портрет М.И. Кутузова. Более достоверное изображение М.И. Кутузова принадлежит кисти А.О. Орловского (1813). Автор не идеализирует полководца — перед нами печальный человек, умеющий размышлять и чувствовать.

Известна значительна работа «Портрет Багратиона» художника Василия Тропинина, созданная им в 1816 году.

Другой известный художник Орест Кипренский (1782-1836), по праву названный певцом русской воинской доблести, создал романтический образ русского война в портрете гусарского полковника Давыдова (1809).

25 декабря 1826 года в присутствии императора Николая I, его семьи и ближайшего окружения состоялось официальное открытие постоянно действующей «Военной галереи» Зимнего дворца.

Создание этой галереи началось вскоре после триумфальной победы русской армии над Наполеоном. Император Александр I задумал создать в Зимнем дворце галерею, где были бы представлены портреты прославленных русских полководцев Отечественной войны 1812 года - Кутузова, Барклая-де-Толли, Багратиона, Раевского, Тучковых, Кутайсова, Дохтурова, Ермолова, Неверовского и многих других славных сынов России. Условием размещения портрета в Военной галерее было участие в боевых действиях против наполеоновских войск в 1812-1814 годах в генеральском чине, либо произведение в генералы вскоре после окончания войны за отличия, проявленные в боях.

С этой целью в 1819 г. был приглашен замечательный английский портретист Джордж Доу. За 10 лет Доу и два его русских помощника — А.В.Поляков и В.А.Голиков — написали 332 портрета русских генералов — участников Отечественной войны и заграничных походов, ставших порой единственными изображениями героев. Современников удивляла и скорость, с какой работал портретист, и схожесть изображения с натурой. Для Военной галереи в Зимнем дворце был специально подготовлен парадный зал, потолок его украшен декоративной росписью, на стенах в пять рядов в золоченых рамах размещены портреты. Более 300 портретов участников войны!

Этот художник некогда восхищал А.С. Пушкина, который в своем стихотворении «Полководец» писал:

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года.

В первой четверти 19 века наиболее популярен был жанр графики, позволяющий быстро и непосредственно выражать наблюдения, мысли; он был живее и свободнее живописи.

Немецкий художник-баталист и литограф А. Адам участвовал в походе на Россию в составе IV-го корпуса вице-короля Италии Евгения Богарне. На протяжении всей кампании он подробно фиксировал в рисунках и дневниковых записях ход событий, в которых, как правило, принимал непосредственное участие.

После возвращения во Францию, на основе многочисленных зарисовок, которые ему удалось сохранить несмотря на неимоверные тяготы отступления, Адам в период с 1827 по 1833 гг. литографирует их и снабжает пояснительными текстами из своего походного журнала. Альбом Адама несомненно представляет большой интерес, поскольку объективно отражает события Отечественной войны 1812 г.

События войны отражены и в рисунках баварского придворного художника, члена Академий художеств в Мюнхене, Берлине, Вене и Санкт-Петербурге Петера Гесса. В 1813 - 1815 годах он участвовал в походах против французов, его впечатления и наблюдения воплотились в ярких рисунках. Позднее художник создал ряд жанровых сцен из военной жизни эпохи 1812-1814 годов. Получив заказ написать серию картин о наиболее крупных сражениях войны 1812 г., художник В 1839 г. вместе с военными консультантами посетил места боев, которые ему предстояло изобразить. В 40-е гг. он написал 12 полотен маслом: «Сражение при Бородине», «Переправа через Березину», «Сражение при Тарутине», «Сражение под Смоленском» и др.

Христиан Вильгельм Фабер дю Фор (v. Faber du Faur) - вюртембергский генерал-майор (1839), художник-любитель. Изучал право, с 1802 г. государственный адвокат в Штуттгарте. В 1809 добровольно поступил в полк Короля. В 1812 году служил в 25-й пехотной дивизии Великой армии. С 1849 - генерал-майор.

Создал серию рисунков о походе в Россию, которая в 1827-1830 гг. была гравирована и издана под названием «Листы из моего портфеля, зарисованные на месте во время кампании в России» с подробными пояснениями к гравюрам. Альбом выдержал несколько изданий, наряду с серией рисунков А. Адама он является ценнейшим изобразительным источником о войне 1812 года. Кисти Фабер дю Фора принадлежат картины «Переход через Березину» и «Кофейня в Вильно». Ныне вся серия акварельных рисунков, посвященных походу в Россию, хранится в собрании Баварского музея армии (г. Ингольштадт, Германия).

В картинах русского живописца Василия Васильевича Верещагина проявилась истинная роль народа, рядового русского солдата в войне 1812 года. Около семнадцати лет отдал Верещагин работе над этой темой. Серия осталась незавершенной и в нынешнем виде включает в себя двадцать картин, не считая этюдов, рисунков и незаконченных композиций. Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием «Наполеон в России», представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью «Великой армии» в снегах России. Сюда входят такие работы, как: «Наполеон на Бородинских высотах», «Сквозь пожар», «На морозе» и другие. Другую часть он озаглавил «Старый партизан».

Очень важно то, что в лице этого живописца тема Двенадцатого года и русская батальная школа получили всемирное признание, чему способствовал и передвижной характер его художественных выставок. Примеру Верещагина последовали многие баталисты: А.Д. Кившенко, Ф.А.Чирка, И.Ф.Прянишников, В.В.Мазуровский, Н.С.Самокиш, А.Ю. Аверьянов и др.

Одновременно с картинами художник Василий Верещагин написал и книгу о тех событиях «Наполеон в России», в которой дал оригинальную и непривычную трактовку личности французского императора.

Столетний юбилей Отечественной войны всколыхнул интерес к ее событиям. В 1912 г. непревзойденный мастер панорамной живописи Ф.А.Рубо написал лучшую из своих панорам — «Бородинская битва», где показал один из напряженных моментов сражения в полдень 26 августа (7 сентября). На огромном живописном полотне массы воюющих размещены с таким искусством, что нет ощущения их скученности, и в то же время картина не распадается на изображение отдельных эпизодов.

Память человечества об Отечественной войне 1812 г. запечатлена в архитектурных ансамблях и скульптурных памятниках: Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник и Александровская колонна, триумфальные Нарвские ворота и памятник защитникам Смоленска

1812 г., памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, П.И. Багратиону и другим героям, Храм Христа Спасителя и Триумфальная арка в Москве.

Большое число памятников было установлено к широко отмечавшемуся столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Особое место среди них занимает группа памятников, сооруженных на Бородинском поле.

Огромное количество самых разных новых памятников создано по всему миру и в прошедший юбилейный год 200-летия этого события. Это архитектурно-скульптурные памятники героям войны и новый десантный катер с именем «Денис Давыдов», новые или восстановленные храмы, часовни, музеи и открытие (после реконструкции) новой экспозиции панорамы «Бородинская битва», картины и скульптуры, памятные знаки и доски, монеты и марки, новые версии спектаклей, посвящённых Отечественной войне 1812 г., и новая постановка оперы С.С.Прокофьева «Война и мир» в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, и многое, многое другое.

Отечественная война 1812 года в музыке

Музыке, однако, повезло меньше других видов искусств. Далеко не все произведения дошли до нашего времени, а сохранившиеся нотные издания стали редкостью, существуя лишь в единичных экземплярах.

Музыка Отечественной войны 1812 года - это, главным образом, военные песни и марши (победные - на взятие городов и траурные - на смерть героев), а также произведения, воспевающие победу, - хоры, куплеты на возвращение войск и императора и т. п. Все эти произведения были написаны по конкретным поводам, создавались в ходе непрестанно меняющейся картины войны, отражали ее основные события и возникали сразу «по горячим следам». Можно сказать, что это была своеобразная музыкальная хроника Отечественной войны. Все издания, которые можно было найти в библиотеке или в Интернете, были представлены в экспозиции.

Ценны также вокальные сочинения на стихи поэтов, которые участвовали в войне 1812 года, - Д.В.Давыдова, генерал-лейтенанта, предводителя партизанского движения, и В. А. Жуковского, вступившего в Московское ополчение в чине поручика.

Отдельного внимания заслуживают произведения Д. С. Бортнянского и А. Н. Верстовского на текст знаменитой оды В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов», написанной накануне Тарутинского сражения.

Участником военных действий 1812 года был и композитор А. А. Алябьев, увековечивший свое имя романсом «Соловей». Добровольно вступив в русскую армию, он прошел в её рядах путь защитника Отечества вплоть до Парижа. На военную тему А. А. Алябьевым написаны патриотические и гусарские песни. Разумеется, много внимания уделялось авторами Александру I и Наполеону.

Одним из самых знаменательных событий Отечественной войны 1812 года является Бородинское сражение. Оно запечатлено в музыкальных сочинениях разных жанров и для разных средств исполнения. Из вокальных произведений стоит отметить песню «Бородино» на слова М. Ю. Лермонтова и музыку Алексея А. Архангельского для хора с фортепиано), «Скажи-ка, дядя» (муз. Ю. Полкорая для голоса с фортепиано). В ряду инструментальной музыки значительное место занимают марши, для духового оркестра - «Бородинский марш» (муз. А.Ф. Львова, талантливого скрипача, композитора, автора русского национального гимна «Боже, царя храни»). «Бородинский марш» им написан в 1839 году по случаю сооружения памятника на Бородинском поле.

Было написано много сочинений, посвященных Москве того времени. Среди них выделяется фантазия Д.Штейбельта «Изображение объятой пламенем Москвы», написанная сразу после изгнания наполеоновских войск.

Из наиболее выдающихся оркестровых произведений можно назвать торжественную увертюру «1812 год» П. И. Чайковского. Она создавалась по случаю открытия Храма Христа Спасителя, возведение которого было посвящено 70-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. Немало музыкальных произведений было написано в связи со 100-летним юбилеем.

Среди музыкально-сценических произведений конца XIX - начала XX века следует отметить неоконченную оперу В.С. Калинникова «В 1812 году» (был написан только пролог).

К созданию оперы «В 1812 году» композитор Василий Сергеевич Калинников (1866—1900) приступил по предложению театрального и музыкального деятеля, мецената Саввы Ивановича Мамонтова (1841—1918), написавшего либретто. Знаменитый меценат проявил себя с неожиданной стороны. Однако начав работу над оперой в 1899 году, композитор успел завершить только «Пролог». В 1901 году «Пролог» был поставлен на сцене русского частного оперного театра в Москве, основанного тем же С. И. Мамонтовым.

Либретто незаконченной Калинниковым оперы легло в основу оперы (с тем же названием в 3 действиях с прологом и эпилогом) Бориса Карловича Яновского (1875—1933), композитора, дирижера и музыкального критика. Опера «В 1812 году» была им написана к 100-летнему юбилею победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Из сценической музыки 2-й половины ХХ века этой теме посвящена знаменитая опера С.С.Прокофьева «Война и мир» на либретто самого композитора и М.А.Мендельсон-Прокофьевой по одноимённому роману Л.Н.Толстого (началом работы над оперой стал 1941 год). Задуманная еще перед Великой Отечественной войной, эта опера создавалась, несомненно, как отклик композитора-патриота на грозные события военных лет уже XX века. Ни над каким другим своим произведением Сергей Сергеевич не трудился так долго и тщательно. Он посвятил опере десять лет, и все-таки не успел при жизни увидеть ее на сцене в полном варианте.

Почти одновременно с С.С.Прокофьевым Т.Н.Хренников написал музыку к спектаклю Театра Красной Армии «Давным-давно» по пьесе А.К.Гладкова. Спектакль был поставлен в 1942 году и имел большой успех. А в 1980 году в Государственном академическом Большом театре состоялась премьера балета Т.Н.Хренникова «Гусарская баллада» (либретто О.М.Виноградова на сюжет той же пьесы).

Отечественная война 1812 года в кино

Тема Отечественной войны 1812 года нашла свое отражение и в кинематографе. Одной из первых картин о войне 1812 года была историческая драма «1812 год», снятая к 100-летнему юбилею событий. Впоследствии были «Кутузов» Владимира Петрова, «Эскадрон гусар летучих» Станислава Ростоцкого, «Гусарская баллада» (муз. Т.Хренникова) и «О бедном гусаре замолвите слово» (муз. А.Петрова) Э.Рязанова и другие фильмы. Но наиболее известная и любимая всеми зрителями стала экранизация романа Льва Толстого «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука. Хотя это не первая попытка отечественных кинематографистов переложить для экрана бессмертную эпопею Льва Толстого, пишет Федор Раззаков в книге «Наше любимое кино… о войне». Первая была предпринята в 1915 г. режиссерами Владимиром Гардиным и Яковом Протазановым. Учитывая состояние тогдашнего кинематографа, получилась лишь экранизация отдельных отрывков романа.

Спустя сорок лет американский режиссер Кинг Видор вновь обратился к «Войне и миру», сняв двухсерийную версию с участием таких звезд Голливуда, как Одри Хепберн (Наташа Ростова), Генри Фонда (Пьер Безухов), Мела Феррера (Андрей Болконский) и др. Однако фильм не имел того успеха, на который рассчитывали его создатели.

Именно американо-итальянская киноверсия «Войны и мира», а также приближающееся 150-летие Бородинского сражения побудили советских кинематографистов снять свой вариант толстовского романа.

15 апреля 1969 г. в Лос-Анджелесе, на церемонии вручения премии «Оскар» за 1968 г., фильм «Война и мир» был удостоен награды как лучший зарубежный фильм. Он также внесен в Книгу рекордов Гиннесса за то, что в его съемках принимало участие самое большое число киностатистов — 120 тысяч человек.

Торжественный вечер открытия экспозиции состоялся 19 декабря 2012 г. в Вильнюсском Доме национальных общин. Несмотря на холодную погоду за окном, свободных мест в зале не было. Вечер вели председатель фонда им. Елены Чудаковой Инесса Маковская и руководитель вокальной студии классической музыки «Гармония» Людмила Мальцева. Они рассказали об идее мероприятия и прокомментировали представленные на выставке экспонаты. Среди выставленных книг, портретов героев Отечественной войны 1812 г., репродукций картин, нот музыкальных произведений тех лет или посвящённых им, нашлось место и для кукол в форме воинов разных родов войск Отечественной войны 1812 г. (автор - преподаватель русской начальной школы «Svaja» Залина Хуцистова).

В ходе вечера было немало музыки, помогавшей создать обстановку и настроение той эпохи. Очень трогательным было выступление детей русского детсада «Sveikuolis» (руководитель - Любовь Кольцова, музыкальный руководитель Елена Беляева). Совсем маленькие мальчики, одетые в мундирчики того времени, и девочки в бальных платьях представили собравшимся картинку бала. Сначала танцевали, пройдясь перед зрителями парами, а затем, усевшись отдохнуть, общались и беседовали словами из лермонтовского «Бородино».

Камерные произведения для флейты, скрипки, виолончели и фортепияно исполнил семейный ансамбль «Regnum musicale» (руководитель Раймонда Даунене) и Л. Мальцева. Солисты ансамбля «Гармония» Валентина Калинчева и Игорь Абетковский проникновенно исполнили произведения композитора Андрея Петрова из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово».

Вечер прошёл с большим успехом и завершился словами благодарности от И. Маковской всем собравшимся, проявившим интерес к столь непростой, но очень интересной теме, директору Дома национальных общин госпоже Альвиде Гедаминскене, а также всем тем, кто помогал в подготовке и проведении этого мероприятия.

Вечер вызвал большой интерес у присутствовавших преподавателей средних школ Вильнюса, которые выразили желание привести сюда своих воспитанников, чтобы провести для них не совсем обычный, но полезный и наглядный урок истории.

Встречи с учениками вильнюсских школ

И такие уроки истории состоялись уже после праздника Нового года и зимних школьных каникул. Особенно многочисленным был отряд школьников из русской школы «Senamiesčio» (около 80 человек) во главе с директором, магистром педагогических наук Людмилой Исаевой, учителями Жильвинасом Радавичюсом (магистром исторических наук, дворянином, старшим учителем неформального образования детей, автором ряда образовательных проектов для детей, подростков и взрослых), а также учителями истории - Гражиной Косаревой (учителем-методистом) и Алиной Краскаускене (старшим учителем).

Эти встречи-беседы с детьми были невероятно тёплыми. Иногда создавалось впечатление, что дети не хотят уходить. Они слушали, задавали вопросы, сами читали стихи. Очень жаль, что при встрече с первой школой не было музыки. Совсем по-другому проходили встречи, иллюстрированные музыкальным сопровождением. В этом случае школьники не так уставали, внимание и настроение были совсем другими, дети и взрослые были ближе друг другу.

Одну из групп составляли дети из литовской школы, изучающие русский язык. При общении с ними на русском языке абсолютно не чувствовалось языкового барьера. Они были раскованы, не стеснялись и с удовольствием исполнили литературный монтаж, подготовленный ими в школе, на стихи М.Ю.Лермонтова «Бородино». Все встречи завершались общим фотографированием.

Вне зависимости от настроения и самочувствия организаторов до начала встреч со школьниками, после этих встреч было ощущение, что всё это не зря, не впустую, а настроение всегда было приподнятым.

Валентина Калиничева,

член Фонда им. Елены Чудаковой

Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях – лицеях.

Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.

Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.

Первую треть XIX называют Узолотым векомФ русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.

Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге – самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, – это шедевр мирового зодчества.

В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского УРевизораФ, где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки УЖизнь за царяФ. Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки УРуслан и ЛюдмилаФ публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.

А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют УЗолотым векомФ русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин – гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, – это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: УГордиться славою своих предков не только можно, но и должно… Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…Ф

Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли УВечера на хуторе близ ДеканькиФ. Первая печатная форма УРевизораФ появилась в 1836 году.

В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.

Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки. Стихотворение УСмерть ПоэтаФ, ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста.

Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.

Пожалуй, ни одно событие из российской военной истории (кроме Великой отечественной, конечно) не оставило такую живую и долгую память, как война с Наполеоном. Не последнюю роль здесь сыграли и Лермонтов со Львом Толстым. Все мы смотрели на Бородинскую битву глазами Пьера Безухова и – ночью разбуди – продекламируем «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…» У всех на слуху имена участников войны 1812 года – поэта Дениса Давыдова и писательницы, «кавалерист-девицы» Надежды Дуровой, чьи произведения входят в наш читательский обиход с отрочества. Российские писатели постарались немало для увековечения имён и событий тех лет. И те, кто был непосредственным их участником, как тот же Денис Давыдов или ополченец Василий Жуковский, написавший знаменитое «Певец во стане русских воинов». И те, кто родился на десятилетия позже, как популярная в 19-начале 20 века писательница Софья Макарова (роман «Грозная туча»). Книги о войне с французами есть на любой возраст и вкус и в электронных библиотеках, и в каждой районной.

Тех, кто постарше и посерьёзнее, увлекут «Письма русского офицера» Ф.Глинки, романы «Сожжённая Москва» Г.Данилевского, «Н. Рославлев, или Русские в 1812 году» М.Загоскина и «Свидание с Бонапартом» Б.Окуджавы. Для дошкольников и младших школьников писал свои исторические книги С. Алексеев («Птица-слава: повести из русской военной истории»), Н.Надеждина («Недаром помнит вся Россия»), Е.Холмогорова («Великодушный русский воин», о генерале Раевском).

Каждому громкому имени войны 1812 года посвящена не одна книга. Конечно, больше всего – Кутузову. О нём написаны одноимённые исторические романы О.Михайлова, Л.Раковского. Кстати, и оппоненту Кутузова посвящено немало любопытных художественно-исторических исследований, самые известные из которых принадлежат Е.Тарле («Наполеон» и «Нашествие Наполеона на Россию. 1812 год»). Второй по популярности – Денис Давыдов, о котором написан роман Н.Задонского и адресованная младшим школьникам книжка А.Баркова «Питомец муз, питомец боя…» О Багратионе – одноимённый роман С.Голубова и повесть «Мужество» двух Михаилов – Лободина и Бойцова. О Барклае – книга, специально изданная для школьников под редакцией В.Балязина. О Н.Дуровой – повесть И.Стрелковой «Во славу Отечества».

В этом году издательство «РОСМЭН-ПРЕСС» (автор-составитель Е.А.Гуричева) выпустило оригинальную «книгу с пазлами» «Отечественная война 1812 года». На каждом развороте в ней – красочные картинки со всеми подробностями обмундирования и вооружения русских и французских войск и рядом – лаконичное, но ёмкое изложение всех основных этапов войны с Наполеоном. Полезно не только детям, но и их родителям! Как и книги издательства «Белый город» «Русские победы» (автор – В.Калинов), «Война 1812 года» (Ю.Лубченков) с картами и схемами главных сражений и «Герои 1812 года» (А.Лазарев) о партизанах и их легендарных командирах Денисе Давыдове, Александре Сеславине и других. Отлично изданные книги, с яркими иллюстрациями, качественными репродукциями известных картин, даже с фрагментами панорамы Бородинской битвы Ф.Рубо. Потрясающе интересно: подробности о партизанской войне, о лихих отрядах Дениса Давыдова, в которых кто только не служил! Плечом к плечу били врага помещики и крестьяне, донские казаки и джигиты-горцы, мальчишки-юнкера… А крестьянские отряды, которые возглавляли колоритнейшие персонажи, вроде Василисы Кожиной, которая ходила на француза с одними вилами!..

Есть книги универсальные, для чтения всех возрастов, например, С. Любецкий «Русь и русские в 1812 году», М.Брагин «В грозную пору: 1812 год», П. Жилин «»Отечественная война 1812 года.

Особняком в этом ряду стоит повесть Константина Сергиенко «Бородинское пробуждение». Фантастическая, историческая, лирическая и даже слегка детективная, эта книга, может быть, лучше, чем самое глубокое и серьёзное исследование, позволяет проникнуться атмосферой тех горьких и мужественных дней. И след за Константином Сергиенко хочется сказать: «Я почувствовал нерв тех великих дней. Мне показалось, что он затаён и во мне, в каждом из нас, и время любви, славы и восторга ещё вызовет его к жизни». Герой повести «Бородинское пробуждение», писатель, мечтает написать книгу о войне 1812 года. Он приезжает на Бородинском поле и, заночевав там, просыпается гусарским поручиком Берестовым накануне великого сражения. И оказывается в центре грозных событий. Это не сухой методичный пересказ, тяжеловесная реконструкция эпизодов той войны, а искреннее, как выдох, мальчишески свежее восприятие «дел давно минувших лет». «Я проникся всеми жизнями, погасшими на холмистой равнине Бородинского поля», – говорит Сергиенко.

Эта повесть – о великой истории России. О той крепкой цепи, звенья которой – легендарные битвы: сражения под предводительством Минина и Пожарского, Куликовская, Полтавская, Бородинская, сражения за Москву в 41-м здесь же, при селе Бородино… Недаром один из героев повести – полковник Артюшин, ветеран Великой Отечественной. «Он выполз из дота за патронами, но пулемётная очередь из подходившего танка раздробила ему плечо. Он лежал и прощался с жизнью, но граната, брошенная товарищем, осадила танк. Здесь, на Бородинском поле, среди гранитных монументов прошлого века ворочались стальные громады и очереди плели в воздухе свинцовую сетку». Романтика, которой так сегодня не хватает, и чистота, щемящая пронзительность – всё это подкупает в повести Сергиенко.

«Чего только не перенесла Россия, вспомнить страшно! – говорят герои исторической повести Софьи Макаровой «Грозовая туча». – И все перенеслось и перетерпелось. Господь посылает вместе с испытанием и силы нести его. Как грозная туча, нагрянул на нас Наполеон со своими полчищами, и, как от тучи, не осталось от них и следа. От грозы воздух очищается, пусть и эта вражья гроза заставит нас встрепенуться и полюбить ещё сильнее своё отечество».

Иллюстрация: “Сквозь пожар”, Верещагин В. В.

Дёмин Вадим Петрович,

академик РАО, доктор искусствоведения,
профессор, академик-секретарь
Отделения образования и культуры РАО

Отечественная война 1812 года стала наивысшей точкой напряжения сил страны. Победы в заграничных кампаниях 1813–1815 годов, купленные кровью русских солдат, завершили серию многочисленных войн наполеоновской эпохи, а Российская империя прочно вошла в орбиту европейской и мировой политики в качестве великой державы1 – справедливо утверждают современные отечественные историки.
Но не все так думают.
В украинских научных и публицистических кругах утверждается, что украинцы пошли на войну с Наполеоном, лишь надеясь на возрождение «древних казацких вольностей» и «украинской автономии», а после войны их надежды на свободу были обмануты российским правительством. В украинских школах война преподносится не как Отечественная, а как «русско-французская» или «французско-русская».
В книге белорусских авторов «История отношений. Белорусы и русские», изданной в Смоленске, написано, что в войне 1812 года «русские сражались за своего царя – крепостника, поляки – за возрождение Польши, французы – за военную добычу и славу. А белорусы – за право на жизнь»…
О впечатляющем празднике – реконструкции Бородинской битвы 2 сентября 2012 года – на белорусских телеканалах не было сказано ни слова.
Ну, это, как говорится, братья-славяне, что уж говорить о тех «соседях», которые вину за трудную свою судьбу при любом случае валят на Россию.
В литовском Каунасе в июне этого года более 1000 любителей истории из Литвы, России, Франции, Польши, Украины, Белоруссии, Латвии и Чехии попытались реконструировать события июня 1812 года, связанные с вступлением Великой армии в Каунас (тогда – российский Ковно).
Событие, которое у нас в стране было отмечено светлой памятью о массовом героизме народов России, у властей Литвы вызвало совершенно иную реакцию. Министр обороны Литвы Р. Юкнявичене в своем приветствии участников реконструкции подчеркнула, что армия Наполеона стала для литовцев реальной надеждой на восстановление утерянной независимости, однако бегство французов из России унесло несбывшиеся надежды – с помощью Франции вернуть Литве утраченную свободу.
Вместо восстановления снесенного в 1915 году памятника, сооруженного в 1835 году в Каунасе на месте одной из важнейших битв в войне 1812 г., на одном из кладбищ в Вильнюсе в июне этого года появилась мемориальная доска в память о павших солдатах наполеоновской армии. Слава Богу, что на Бородинском поле еще в 1912 году был установлен памятник воинам Литовского полка, героически сражавшимся плечом к плечу с офицерами и солдатами России. В самой Литве монументов героям Отечественной войны 1812 года нет.
Представляется, что тема отражения в отечественной литературе и искусстве событий войны 1812 года важна для наших современников прежде всего тем, насколько отчетлива и волнующа память сегодня о героических временах прошлого и великом уроке, который извлекли Россия и Франция.
Несколько слов о самой войне.
Мистика, но Наполеон объявил войну России 22 июня (вспомним, что спустя 129 лет в эту дату Гитлер напал на СССР) а через день корпуса французской армии переправились через Неман и вступили в бой с русскими войсками.
Лишь половину численности войска Великой армии в начале 1812 г. (600 тыс. чел.) составляли французы, остальные – немцы, итальянцы, поляки, швейцарцы, испанцы, португальцы, бельгийцы, голландцы, австрийцы, хорваты – были рекрутированы из союзных и вассальных Франции европейских государств.
Численность вооруженных сил России достигала 622 тыс. человек, из них на западной границе было сосредоточено лишь 210–220 тысяч. Почти все регулярные части (за исключением уланских полков) имели однонациональный состав, но среди нерегулярных войск и ополченских формирований было довольно много полков, сформированных из представителей народов, населяющих Российскую империю.
Театром военных действий стало огромное пространство от Немана и Западного Буга на западе до Москвы на востоке, от Риги на севере до Луцка на юге. Оставление русскими значительной территории и непопулярная отступательная тактика Барклая де Толли вызвали резкое недовольство в кругах генералитета, офицерства, да и общества. 20 августа Александр I назначает главнокомандующим всеми русскими войсками на западном фронте военных действий генерала от инфантерии светлейшего князя М. И. Кутузова.
7 сентября произошло решающее военное столкновение при Бородино. Соединенные российские армии в Бородинском сражении, как известно, проявили небывалый героизм (даже западные академики высоко оценили стойкость русской пехоты в 1812 г., приравнивая ее, например, к обороне Брестской крепости в 1941 году). Понесенные потери (только военных музыкантов погибло более 1000) вынудили русскую армию отступить к Москве, где планировалось дать французам новое генеральное сражение в районе Поклонной горы. Но 3 сентября на военном совете в Филях было принято решение оставить Москву ради сбережения русской армии. 14 сентября русские войска оставили город, в тот же день в него вступили части Великой армии.
Захват неприятелем Москвы, символа русского государства, катастрофический московский пожар произвели колоссальное впечатление на современников, разбудили дремавшие национальные чувства, породили общий патриотический подъем. Война приобрела всероссийский размах, в ее орбиту были втянуты все социальные слои населения, крестьяне охваченных войной территорий встали на защиту своих селений. По призыву императора в кратчайшие сроки удалось сформировать губернские ополчения, создать пешие и конные волонтерские формирования. На театр военных действий были направлены сформированные полки Донского, Бугского, Черноморского, Оренбургского, Уральского казачьих войск; знакомые с военным делом народности (калмыки, крымские татары, башкиры и др.) выставили свои конные полки.
Особенно важным, как показали последующие события, стало прибытие в стан русских войск свежих 26 конных полков Донского ополчения, которое было использовано для ведения «малой войны» на коммуникациях в тылу неприятеля. Окрестности Москвы стали ареной активных действий армейских партизанских отрядов; основные дороги, ведущие из Москвы, были блокированы отрядами губернских ополчений, а части Смоленского, Московского, Санкт-Петербургского, Новгородского, Черниговского, Полтавского, Тульского ополчений пополнили ряды действующих корпусов и дивизий; остальные губернские ополчения в 1812 году составляли резерв.
Затянувшееся пребывание Наполеона в Москве повлекло за собой трагические для его армии последствия. 9 октября Великая армия покинула Москву. Неудавшиеся попытки прорваться к Калуге, перезимовать в Смоленске привели Наполеона к катастрофической переправе через реку Березину, где он потерял все свои обозы, всю кавалерию и почти всю артиллерию. 29 ноября части французской армии навсегда покинули Россию. Наполеону удалось вывести из России до 80 тысяч человек (по разным данным), свыше 550 тысяч солдат из стран Западной Европы нашли в России свою смерть или попали в плен.
Потери российских войск за всю кампанию 1812 года оцениваются в 210–230 тысяч человек.
Заграничные походы русской армии 1813–1814 годов стали логическим продолжением кампании 1812 года. Взятие Парижа в 1814 году стало высшей точкой славы русских войск, России и Александра I. Кстати, в завоеванном нами Париже не было разрушено ни одного здания, не было убито ни одного жителя.
Озабоченный послевоенной судьбой Европы, российский император лично разработал схему мирного сосуществования держав, создал так называемую «Венскую систему», зафиксировавшую передел границ и новую расстановку сил в Европе. «Венская система» просуществовала около 40 лет, в течение которых Европа не знала длительных войн. Хотя идея союза монархов и не выдержала проверки временем, она во многом может считаться предтечей современного Европарламента.
Историография событий войны 1812 года весьма обширна и насчитывает не менее 200 публикаций, среди которых многотомные энциклопедические издания, исследования, дневники, сборники документов и материалов, исторические обзоры, воспоминания и размышления о событиях 1812 года и зарубежных походах Русской армии 1813–1814 годов. Среди авторов – В. Г. Белинский, М. П. Погодин, В. О. Ключевский, П. А. Вяземский, Ф. Н. Глинка, А. Кизеветтер, А. И. Михайловский-Данилевский, Е. В. Тарле и многие другие.
Не менее впечатляющим является отражение войны 1812 года в литературе и искусстве России.
Подвиг русских запечатлен в величественных архитектурных созданиях: в архитектурном ансамбле Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, в храме Христа Спасителя в Москве, отреставрированной Триумфальной арке на Кутузовском проспекте, а рядом – обновленной панораме «Бородинская битва» замечательного живописца-баталиста Ф. А. Руба, созданной им в 1911–1912 гг. и в 1962 г. размещенной в специально построенном здании.
Музейные учреждения страны активно участвуют в проведении юбилейных мероприятий. Неотъемлемой частью Государственного исторического музея стал созданный в этом году Музей 1812 года; примечательные выставки музейных экспонатов открыты в музеях Московского кремля, ГМИИ им. А. С. Пушкина; памятные работы, в том числе фотографии русских эмигрантов, представлены в экспозициях региональных и национальных музеев и выставочных залов.
В музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе экспонируются художественные работы 158 юных художников, отобранные из художественных школ Подмосковья, Тулы, Саранска, Нижнего Новгорода и харьковской области Украины на тему «Отечественная война 1812 года в работах юных художников».
Заметным явлением стала реконструкция событий 7 сентября 1812 года на Бородинском поле. Праздник, состоявшийся 2 сентября, еще раз не только ярко напомнил собравшимся зрителям и участникам славного и горького сражения события далеких лет, но и убедительно показал, что в военно-исторических реконструкциях заложена несомненная просветительская, а значит, и воспитательная польза для всех. Историзм как нравственное начало, соединенное с документальностью как явлением художественным, общая увлеченность участников и зрителей делают реконструкцию близкой к высокому искусству.
Насыщенной программой многочисленных передач, документальных и художественных сериалов «1812 год» порадовало телезрителей и радиослушателей высокое телевидение и радио.
К уникальному произведению печатного искусства я бы отнес созданную в 2011 году авторами и сотрудниками «Росвоенцентра» своеобразную энциклопедию «Отечественная война 1812 года», в которой сосредоточено более 400 портретов и кратких биографических сведений генералов русской армии – героев войны, портреты которых находятся в военной галерее 1812 года, созданной в 1826 году в Зимнем дворце архитектором К. И. Росси. Большинство портретов принадлежит кисти замечательного живописца Джорджа Доу (1781–1829 гг.). Работая в Санкт-Петербурге с 1819 года по 1829 год, Дж. Доу с помощью русских живописцев В. В. Голикова и А. В. Полякова написал 329 (!) погрудных портретов героев Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов Русской армии 1813–1814 гг., в то числе М. И. Кутузова и М. Б. Барклая де Толли. Художественный и человеческий подвиг Дж. Доу – пример, достойный восхищения.
Кстати, среди портретов военной галереи есть портреты людей, чей вклад замечен в развитии отечественной культуры:
а) Александр Михайлович Римский-Корсаков (1763–1840 гг.) – генерал от инфантерии, происходивший из тульской ветви дворянского рода Римских-Корсаковых.
Будучи музыкально одаренным, как и другие представители рода Римских-Корсаковых, во время командования лейб-гвардии Семеновским полком, шефом которого был наследник престола, написал полковой марш, под звуки которого семеновцы маршировали до расформирования полка в конце 1917 года;
б) Михаил Андреевич Милорадович (1771–1825 гг.) – генерал от инфантерии, герой Бородинского сражения, с 1818 г. – петербургский военный генерал-губернатор, в 1820 г. допрашивал А. С. Пушкина по поводу его «противуправительственных» стихов и фактически спас поэта от ссылки в Соловецкий монастырь или Сибирь. Страстный театрал, М. А. Милорадович с 1821 года возглавлял комитет для составления нового проекта об управлении театрами. 14 декабря на Сенатской площади он был смертельно ранен П. Г. Каховским.
в) Денис Васильевич Давыдов (1784–1839 гг.) – генерал-лейтенант, военный писатель и поэт. Приобрел известность как автор «гусарских» стихов, воспевал удаль и вольное веселье. Автор книг «Опыт теории партизанских действий» (1821 г.), «Дневники партизанских действий 1812 года» (создано в 1814–1838 гг., полностью опубликовано в 1860 году.)
Теме войны 1812 г. посвятили свои работы многие выдающиеся российские живописцы, скульпторы, графики, оставив потомкам великолепное наследие.
Возвращаясь к портретам военной галереи, хотелось бы отметить одно поэтическое явление, связанное с памятью о генералах 1812 года.
В творчестве Марины Цветаевой есть стихи, навеянные войной 1812 года, которые так и называются:
Генералы двенадцатого года
(посвящено Сергею Эфрону – В. Д.)
Вы, чьи широкие шинели
напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след –
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, –
Царя на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера –
Малютки мальчики, сегодня
Офицера.
Вам все вершины были малы
И мягок – самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
***
Ах! На гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И Вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.
О, как, мне кажется, могли Вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И Ваши кудри, Ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало – трое!
Лишь первый не вставал с земли.
Вы были дети и герои.
Вы всѐ могли.
Что так же трогательно-юно,
Как Ваша бешеная рать…
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие –
И весело переходили
В небытие.
Феодосия. 26 декабря 1913 г.
Тучков-четвертый Александр Алексеевич (1778–1812 гг.) – генерал-майор, павший в Бородинском сражении. Его портрет, увиденный М. И. Цветаевой на лакированной коробочке из папье-маше, пленил ее и вдохновил на эти великолепные стихи.

Самым замечательным музыкальным произведением по праву считается увертюра П. И. Чайковского «1812 год», часто исполняемая и полностью, и фрагментами. Патриотическая мощь музыки великого композитора – одно из наиболее совершенных свойств русской музыки. Славной традиции героического последовал и С. С. Прокофьев, создав оперу «Война и мир». Впервые прозвучав в 1944 году в исполнении Ансамбля советской оперы Всероссийского театрального общества, опера триумфально прошла по оперным сценам – Ленинградский малый оперный театр (1955 г.), Киевский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко, Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (1957 г.). 15 декабря 1959 г. ее поставил Большой театр СССР (Наташу Ростову пела Г. П. Вишневская, Наполеона – П. Г. Лисициан, Элен – И. К. Архипова). Сегодня опера идет снова в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (режиссер А. Б. Титель).
Зрителя музыкального театра ждет встреча с героями «Войны и мира» в новом, пока еще не поставленном произведении для поющих драматических актеров, симфонического оркестра и хора Алексея Рыбникова, которое он назвал «Живые картины времен Александра I и Наполеона Бонапарта». Фрагменты этого произведения А. Рыбников намеревается показать в своем театре.
Думается, что авторское чутье и уважение к литературному творчеству не позволят А. Рыбникову слишком вольно относиться к роману Л. Н. Толстого. Во всяком случае, не так, как создатели фильма «Ржевский против Наполеона» (российские студии «Квартал»-95, «Леополис», режиссер Марюс Вайберг, 2012 г.), содержание которой состоит в том, что поручик Ржевский превращенный в публичном доме Ксении Собчак в графиню Ржевскую, внедряется в ближайшее окружение Наполеона, водит влюбленного клиента за нос, мешая тому двинуть войска на Урал, параллельно изменяет Наполеону с Наташей Ростовой, переодетой в костюм императорского адъютанта. Комментарии, как говорится, излишни.
История кинематографа ХХ века, слава Богу, содержит разные по уровню, но одинаково уважительные по отношению к автору и его «Войне и миру» произведения.
30 июня 1912 года была показана первая российская кинокартина «1812 год» (режиссеры Василий Гончаров, Кай Хансен, Александр Уральский). Грандиозный успех сопутствовал картине продолжительностью в 33 минуты, ставшей первым в истории международным проектом (Россия, Франция), натурные съемки, около 3000 участников в массовых сценах, эффектные кадры московского пожара. В фильме, говорят, участвовали даже дрессированные волки Владимира Дурова.
В 1915 году «Войну и мир» сняли знаменитые и в то, и в наше время режиссеры Владимир Гардин и Яков Протазанов. В марте 1944 года состоялась премьера замечательного советского фильма «Кутузов», режиссер Вл. Петров, в роли Кутузова – А. Дикий, Барклая де Толли – Н. Охлопков, Багратиона – С. Закариадзе.
В 1956 году вышел на экраны американский кинофильм «Война и мир» с первоклассными актерскими работами (Наташа – Одри Хепберн, Безухов – Генри Фонда, Андрей Болконский – Мэл Ферер) в режиссуре знаменитого Кинга Видора.
Самая масштабная картина в истории советского кино по роману «Война и мир» была создана в 1965–1968 гг. Сергеем Бондарчуком. В приуроченном к 100-летию романа фильме только в массовых сценах участвовали 120 тысяч человек. В 1968 году фильм удостоен премии «Оскар», не сходит он с экрана и по сей день.
Заметный след в отечественном киноискусстве оставили фильмы о войне 1812 года в приключенческом, историко-комедийном ощущении героического времени «Гусарская баллада» режиссера Э. Рязанова, «Эскадрон гусар летучих» (режиссеры С. Степанов, Никита Хубов).
50 лет назад вышедшая на экран «Гусарская баллада» и по сей день остается одной из самых популярных российских лент. Созданная на основе популярной в военное и послевоенное время пьесы А. К. Гладкова «Давным-давно» и музыки к спектаклю Т. А. Хренникова, «Гусарская баллада» прочно и надолго вошла в нашу жизнь.
Выпущенная киностудией имени М. Горького в 1980 году двухсерийная приключенческая лента о гусаре и поэте Денисе Давыдове также популярна у нашего кинозрителя, а исполнитель главной роли Андрей Ростоцкий остался навсегда в памяти народной (сначала планировался в этой роли К. Райкин).
В драматическом театре наиболее значительный вклад в отражение войны 1812 года внесла пьеса А. К. Гладкова «Давным-давно» – героическая комедия в стихах, в центре которой судьба девушки, убежавшей из дома на войну и под видом корнета Александра Азарова героически в ней участвовавшей. Сюжет (скорее – персонаж) был навеян автору дневниковыми записями кавалерист-девицы Надежды Дуровой, участницы подлинных событий той войны.
В 1941 году эта пьеса под названием «Питомцы славы» была поставлена в Ленинградском театре комедии, но самый знаменитый спектакль по пьесе «Давным-давно» состоялся в 1942 году в Центральном театре Красной армии. Премьера проходила в г. Свердловске, куда театр был эвакуирован; успех режиссера А. Д. Попова, композитора Т. Н. Хренникова и актеров, занятых в спектакле, был ошеломляющим. Пьеса навсегда вошла в репертуар театра армии и всего советского театра и, как говорилось выше, стала основой одного из самых популярных отечественных фильмов. Сегодня спектакль «Давным-давно» идет на сцене театра Российской армии в режиссуре Б. Морозова.
Наряду с этой пьесой про Надежду Дурову в 1941 году была поставлена пьеса «Надежда Дурова» А. Кочеткова и К. Липскерова, где в главной роли блистала В. П. Марецкая, удостоенная в 1941 г. Сталинской премии за эту роль.
Художественная литература наибольшим образом откликнулась и запечатлела события Отечественной войны 1812 года. Выдающаяся литература от свидетелей событий до их летописцев – огромная антология замечательной поэзии и прозы. Даже если бы существовали только два произведения о 1812 годе – «Бородино» М. Ю. Лермонтова и «Война и мир» Л. Н. Толстого, – вклад отечественной литературы в эту тему был бы не менее весом.
Помимо вышеназванной М. И. Цветаевой я бы хотел напомнить читателю об одном из участников, свидетелей и мыслителей войны 1812-го года, замечательном русском гражданине и писателе XIX века – Федоре Николаевиче Глинке.
Федор Николаевич Глинка – боевой офицер, прошедший путь от прапорщика до полковника, участник войны 1812 г. и заграничных походов от Аустерлица до Парижа, редактор «Военного журнала», помощник военного губернатора Санкт-Петербурга, политический ссыльный, чиновник Тверской губернской управы, военный писатель-мемуарист, историк, ученый краевед, географ, археолог, путешественник, организатор народных училищ и помощи бедным в Твери, естествоиспытатель и, наконец, стихотворец и прозаик, проживший на земле почти целый век – вот «послужной список» его жизни. Член «Союза спасения» и «Союза благоденствия», он вышел из них перед декабрьскими событиями, но в 1826 г. по доносу был сослан в Олонецкую губернию (ныне Карелия).
Еще в 30-е годы XIX века журнал Северный Меркурий», давая обзор русской словесности, писал: «Наиболее природный из русских стихотворцев есть Федор Николаевич Глинка. Доброжелательная любовь к родной стране и произведенная ею полнота души, тонкое чувство изящного, открывшее тайну поэзии в русской природе, в русских нравах, в политической жизни России, русский язык со всей его выразительностью, гибкостью, благозвучием – вот, по нашему мнению, отличительный характер того рода стихотворений Глинки, который ставит его, в отношении к народности, на первое место между русскими стихотворцами и делает сего поэта драгоценным достоянием России».
Современному читателю и слушателю хорошо известны романсы на тексты Ф. Н. Глинки «Не слышно шума городского», «Город чудный, город древний», «Вот мчится тройка удалая».
А разве не поражает такой стих, написанный полтора века тому назад:
Об улучшении хозяйств вели мы повесть:
Умом, суждениями был полон зал.
И порешили: нужен капитал,
Или кредит, по крайней мере совесть…»
А совесть где ж теперь? – в Америке была,
Да и оттоль куда-то уплыла!
Кредита нет за то, что нет доверья…
Итак, переломав карандаши и перья,
До истины одной мы только лишь дошли,
Что все сидим как раки на мели!..
(Подчеркнуто самим Ф. Н. Глинкой – В. Д.)
Отечественной войне 1812 года Федор Николаевич отдал большую дань: это стихи, посвященные Милорадовичу, атаману Платову, Давыдову, Сеславину и другим офицерам, солдатам, полководцам; прозаические произведения «Письма русского офицера» (основа – дневники и путевые заметки), «Очерки Бородинского сражения» и др.
Чего стоит его ирония в «Письмах русского офицера» по поводу нашего офранцузивания – явления, требующего, кстати, специального рассмотрения.
«Прощайте, парижане, прощайте, добрые приятели наши! Мы никогда не забудем ваших чудесных трактирщиков, купцов, и конфетчиков!» (далее следует подробное и длинное перечисление условий и прелестей Парижа – В. Д.). «Любезные французы! Прелестные француженки! Вы нас пленили, очаровали, просветили, вы офранцузили нас! Читайте же в душах наших усердное, пламенное желание подражать вам всегда! Так мы употребим все усилия, чтобы общества обеих столиц наших одушевились, украсились умом и духом французским. (Так говорят французы за русских; а истинные русские верно повторять будут в утренних и вечерних молитвах своих: «Избави Господи от мора, потопа и французского духа!»).
«…О град утех и наслаждений! Все твое будет нашим!... В науках, художествах, промышленности, а более в великом умении жить будем мы подражать одному тебе! Немного погостили, но многому научились мы в стенах твоих!... Твои обычаи и нравы процвету в пределах русских. (К несчастью, они уже и без того там цветут. Дай Бог, чтоб поскорей увяли). Придет, придет то счастливое время, когда храбрые россияне достигнут модной славы называться северными французами, когда… Но довольно! Довольно!... Да мимо идет чаша сия! – Нельзя ли обойти нас производством в «северные французы». Мы право еще не стоим этого. Разница между нами и вами, господа французы, еще очень велика: Москва и Париж свидетельствуют в том!...»

Едва ли не первым Ф. Н. Глинка в своем творчестве отразил избранную нами тему. Уже в июле 1812 года он написал «Военную песнь», написанную во время приближения неприятеля к Смоленской губернии»:
Раздался звук трубы военной,
Гремит сквозь бури бранный гром:
Народ, развратом воспоенный,
Грозит нам рабством и ярмом!
Текут толпы, картечью гладны,
Ревут, как звери плотоядно,
Алкая пить в России кровь.
Идут, сердца их – жесткий камень,
В руках вращая меч и пламень
На гибель весей и градов!
В крови омочены знамена,
Багреют в трепетных полях.
Враги нам вьют вериги плена,
Насилье грозно в их полках.
Идут, влекомы жаждой дани, -
О страх! Срывают дерзки длани
Со храмов Божьих лепоту!
Идут – и след их пепл и степи!
На старцев возлагают цепи,
Влекут на муки красоту!
Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны?!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем – и в ужасах войны
Друзьям, Отечеству, народу
Отыщем славу и свободу
Иль все падем в родных полях!
Что лучше: жизнь, где узы плена,
Иль смерть – где русские знамена?
В героях быть или в рабах?
Исчезли мира дни счастливы,
Пылает зарево войны,
Простите, веси, паствы, нивы!
К оружью, дети тишины!
Теперь, сей час же мы, о други!
Скуем в мечи серпы и плуги:
На бой теперь – иль никогда!
Замедлим час – и будет поздно!
Уж близко, близко время грозно!
Для всех равно близка беда!
И всех, мне снится, клятву внемлю:
Забав и радостей не знать,
Доколе враг святую землю
Престанет кровью обагрять!
Там друг зовет на битву друга,
Жена, рыдая, шлет супруга,
И матерь в бой – своих сынов!
Жених не мыслит о невесте,
И громких труб на поле чести
Зовет к Отечеству любовь.
Июль 1812 г.
Далее последовали стихи: «Картина ночи перед последним боем под стенами Смоленска и прощальная песнь русского воина», «Песнь русского воина при виде горящей Москвы».
Именно Ф. Н. Глинка дал войне 1812 года гордое название «Отечественная»: он по праву считал ее священной и этой теме посвятил всю свою жизнь.
Песнь русских воинов
Святая то была у нас война!
И ты, и ты изведала смятенье,
О, милый край, о, Русская страна!
И нам, и нам грозило покоренье!
Враги, как буря, к нам войной –
И след их был – пожар и степи!
Для нас звенели рабства цепи,
И враг ругался под Москвой!
Но стали русские стеной
И отстояли трон и царство.
Нас русский Бог водил к Святой войне,
И в прах от нас – угрозы и коварство!
Я признаюсь, мне часто в сладком сне
Гремит тот бой, когда спасалось царство.
Тут прежним грудь полна огнем,
В мечтах и простираю руки
И в перекатах ратный гром
И страшной битвы слышны звуки…
Но затихает дальний бой,
И слышен глас приветной славы!
Они бегут – сии толпы врагов,
Бегут от нас, как страшная зараза!
А русский царь с Днепровских берегов,
С Задонских стран, с седых вершин Кавказа
Привел, под знамем чести рать
От берегов пустынной Лены,

На берега роскошной Сены,
Победы праздник пировать!
В 60–е годы XIX века Ф. Н. Глинка написал цикл стихов, адресованных не только своим современникам, но и последующим поколениям русских. Сегодня они звучат как завет, как наказ, как призыв:
I
С духом, лестью омраченным,
Пустословствует наш век,
Где с огнем в душе священном
Не родился человек.
II
Где от пятки до макушки,
Движим влагой мозговой,
Обезьяны иль лягушки
Есть потомок по прямой.
III
Но довольно, чтоб пред светом
Кануть мыслям сим на дно,
Стань лицом к лицу с поэтом:
Прочитай Бородино!7

Литература

1. Отечественная война 1812 года. Биографический словарь. – М.: Росвоенцентр, 2011.
2. Духовное пространство русской Европы //Культура: газета. – № 33 – № 35, 2012.
3. Гладков А. К. Театр: воспоминания и размышления. – М.: Искусство, 1980.
4. Федор Глинка. Сочинения. – М.: Советская Россия, 1986.
5. Марина Цветаева. Собрание сочинений в 7 тт. – М.: Эллис Лек, 1994.
6. Кино: энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986.
7. Театральная энциклопедия в 6 тт. с дополнением и указателем. – М.: Советская энциклопедия, 1961–1967.
8. Три века. Россия от смуты до нашего времени. Исторический сборник в 6 тт. – М.: Издание т-ва И. В. Сытина, 1912. – Репринтное издание. – М.: Издательство «ГИС», 1994. – Т.5.
9. Избранные сочинения кавалерист-девицы Н. А. Дуровой. – М.: 1985.