Перцептивная фонетика.

В традиционной фонетике мы имеем дело с аспектом, который там назван акустическим. Акустический аспект существует, но это аспект чисто физический, это позиция стороннего наблюдателя звуковой волны при помощи приборов. И акустический аспект отличается от перцептивного аспекта, который воникает как бы с позиций слушающего, а слушающий – это не ученый, анализирующий звучащую материю при помощи приборов.

Чтобы осознать различие акустического и перцептивного аспектов русской фонетики весьма полезно прочесть книгу З.Н Джапаридзе «Перцептивная фонетика» (Тбилиси, 1985, на рус. яз.).

Что же слышит слушающий? Он слышит тембр звука как комплекс его различаемых ухом свойств.

«Тембр звука. Окраска звука речи, создаваемая обертонами, их соотношенрием с основным тоном. «Соотношение обертонов с основным тоном определяет тембр звука» (Панов, 1967, с 136). «То, что называем тембром, ест результат совокупности основного тона ипарциальных тонов (или иначе обертонов), т.е. результат сложных колебательных движений, дающих звуковую волну» (Матусевич, 1976, с.29)» (В.Н. Немченко. Основные понятия фонетики в терминах, 1993, с.211).

Итак, тембр звука можно определить и описать в терминах воспринимаемых признаков. Мы слышим не обертоны как таковые, а перцептивный (воспринимаемый) эффект от обертонов – это наше принципиальное расхождение с традиционными учебниками по фонетике, хотя еще М.В. Ломоносов правильно понимал суть этого и характеризовал русские звуки в «Грамматике российской» как «дебелые», «тонкие» и т.д.

Таким образом, очень важно не впадать в путаницу и различать физическую акустику и психическую перцепцию, помня при этом, что та и другая взаимосвязаны: воспринимать психологически можно то, что дано в физической акустической форме, т.е. звуки речи.

Каков сам нейрологический механизм восприятия звуков речи – для нас не так уж и важно. Важным для нас является осознаваемое впечатление от звука, его психологический отпечаток в нашем сознании.

В перцептивном аспекте фонетики тембр звука может быть охарактеризован ео следующим слуховым впечатлениям:

Тембр тональный или шумный (вокальный-сонорный-шумный), что соттветствует делению звуков на гласные – сонорные – шумные согласные.

Тембр высокотональный или низкотональный, что соответствует делению гласных на высокотональные /и/,/э/,/ь/,/ Иэ/, с одной стороны, и низкотональные /а/, /ы/, /ъ/, /а/-крышку, /Ыэ/, а также низкотональные бемолные /о/, /у/, с другой стороны.

Воспринимаются как высокотональные тембры согласных те, которые соответствуют услышанным звуками, образованым в зубной и передненёбноё зоне (/т/,/д/,/с/,/з/, /ш/, /ж/ и др.). К числу низкотональных относятся слуховые впечатления от звуков, которые образованы в заднеязычной зоне. К числу низкотональных бемольных – образованные в заднеязычной зоне с губной артикуляцией одновременно.

Тембр гласного может быть полнозвучный, средневокальный и малозвучный (у гласных в артикуляционном аспекте это соответствует ширине резонатора).

У высокотональных шумных тембр может быть шипящий (/ш/, /ж/ и т.д), свистящий (/с/,/з/ и т.д.) и простой (/т/,/д/ и т.д.).

У шумных и сонантов тембр может быть взрывной (/п/,/б/,/м/ и т.д.) и проходной (/с/,/з/,/й/ и т.д.).

Тембр ринезный (/н/,/м/ и т.д.) и простой может быть только у сонантов;

Бывает глухой или звонкий тембр у шумных согласных.

У сонантов и шумных бывает диезный или простой тембр (т.е. «мягкий» или «твердый», хотя это тактильные термины, характеризующие предмет «на ощупь»).

У низкотональных звуков бывает тембр бемольный или простой, при этом бемольность возникает как перцептивный эффект от губной артикуляции. В таком случае простые низкотональные – это звуки /а/, /ы/, /г/, /х/ и др., а низкотональные бемольные – это звуки /о/,/у/,/м/, /п/,/б//,/в/,/ф/ и под.

Другими словами, в этом аспекте описания звуков применима музыкальная терминология.

В третьем разделе этой книги будет дано подробное описание звуков в такой системе терминов и понятий, а также будут предложены таблицы русских гласных, сонантов и шумных в пространстве перцептивных признаков.

Акустический аспект фонетики .

Акустика – это раздел физики, изучающий чисто физические параметры звуков. Вполне понятно, что для фонетики такие сведения представляют значительный интерес.

Важно понимать, с каких позиций в данном случае проводится описание. Мы уже выше говорили, что эта позиция – позиция сторонего наблюдателя, который регистрирует параметры материального волнового физического явления, которое находится между говорящим и слушающим (покинуло говорящего и распространяется в пространстве и времени в поисках слушающего).

Другими словами, это продукт деятельности говорящего, который выставлен на продажу, но еще не куплен и не используется слушающим. Если слушающий приобретет этот продукт, он сразу превратится для слушающего в тембр и будет дешифрован как бит информации.

В акустическом аспекте описания звуков русской речи нам придется использовать чисто физическую терминологию. Однако подчеркнем, что не все богатсво, которое можно при помощи приборов выявить в звуке, используется для нужд языка, - есть и ненужная информация, которая остается за скобками. Напрмиер, англосаксы не используют в своем языке «мягкость», а в русском языке – это полезная информация, способная различать слова и их смысл. И наоборот, немцы и ангшлосаксы используют длительность ударного гласного для различения смысла слов (вспомните, как по-английски произносится корабль и овца , а по немецки слова море и больше ), а в русском языке длительность ударного гласного не влияет на смысл слова (стол или сто-ол – все равно).

Длительность звука

Итак, длительность звука – это продолжительность его звучания во времени. Длительность измеряется в миллисекундах (мсек, 1/1000 секунды). Перцептивный эффект при восприятии длительности можно назвать долготой, поэтому в ряде языков различаются долгие и краткие звуки. Есть они и в русском, но смыслоразличительной функции они в нем не выполняют.

Перцептивная фонетика. Этапы восприятия звучащей речи

Перцептивная фонетика

Перцептивная фонетика — раздел фонетики, рассматривающий восприятие звуков речи человеческими органами слуха. Отвечает на вопрос о том, какие звуковые свойства существенны для восприятия речи человеком (например, для опознания определённой фонемы) с учётом меняющихся акустических и артикуляционных характеристик речевых сигналов, то есть каковы перцептивные корреляты релевантных (существенных) признаков фонем и просодем.

Кроме того, в перцептивной фонетике учитывается, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.

Перцептивная фонетика также выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков, что позволяет сделать вывод о том, что восприятие опирается не только на инвариантные свойства фонем, но и на вариантные.

Она считается также с тем, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.

Перцептивная фонетика выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков. Она приходит к выводу, что восприятие опирается не только на инвариантные свойства фонем, но и на их вариантные свойства.

Этапы восприятия речи:

  • прием акустического сигнал
  • первичный слуховой анализ;
  • выделение акустических событий и признаков;
  • лингвистическая интерпретация звуковой стороны речевого сообщения.

При изучении восприятия звучащей речи необходимо различать психоакустический аспект и собственно перцептивную фонетику.

Уровни восприятия звуков.

Восприятие звуков обеспечивается работой слуховой системы. Она состоит из трех основных отделов: периферического, центрального слухового пути и слуховой зоны коры головного мозга. Периферический отдел: наружное, среднее и внутреннее ухо. Он преобразует воздушные колебания, передающие звук, в нервные импульсы. Центральный слуховой путь передает эти импульсы в слуховую зону коры головного мозга, при этом происходят определенные преобразования импульсов. Слуховая зона коры головного мозга производит окончательную обработку поступивших нервных импульсов и на основании их свойств «принимает решения» о фонетических свойствах воспринимаемого звука или звуковой цепочки. Предполагается, что фонетическая классификация звуков происходит в левом полушарии головного мозга, а оценка временных и мелодических характеристик - в правом.

Перцептивная фонетика как раздел науки о звуках человеческого языка призвана изучать особенности восприятия тех звуковых единиц, которые используются человеком в его языковом общении.

Одной из наиболее общих задач перцептивной фонетики является определение того, какие звуковые характеристики существенны для воспринимающего речь человека.

Основные методы исследования восприятия: сегментация, пересадка, синтез, имитация. Сегментация - это выделение из звучания речевого отрезка тех звуков, восприятие которых нас интересует. Пересадка - манипуляция со звуковым сигналом, которая позволяет выделенное из одного слова звучание поместить в другой контекст. Синтез речеподобных звуков сигналов - создание звуков, слогов, слов, фраз и целых текстов при помощи специальных приборов - синтезаторов речи.

Звучащая речь изучается с двух разных точек зрения: с позиции говорящего и с позиции слушающего. Изучени­ем речи с позиции говорящего занимается артикуляцион­ная фонетика, с позиции слушающего - акустическая и перцептивная фонетика.

Акустическая фонетика описы­вает звучащую речь как физическое явление, имеющее в каждой своей точке определенную частоту, силу, длитель­ность и спектр. Эти параметры достаточно точно фиксиру­ются современными приборами. Но есть еще один аспект изучения звучащей речи - то, как она воспринимается не акустическими приборами, а другими людьми. Этим за­нимается перцептивная фонетика (от лат. perceptio - ‘вос­приятие’). Предмет перцептивной фонетики - воспри­ятие речи слушающими, установление соотношения между произнесенными звуками и услышанными.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ

Разрешающие способности человече­ского слуха ограничены, мы можем воспринимать и различать далеко не все звуки. Так, уже говорилось выше, что человек способен воспринимать звуки, различные по высоте, в диапазоне от 16 до 20 000 Гц. Звуки более низкие и более высокие мы не слышим. Человеческое ухо обычно способно отличить один звук от другого, если разница меж­ду ними не меньше полутона - одного из двенадцати зву­ков музыкальной октавы (частоты крайних из них соотно­сятся, как 1:2). Но музыкально одаренные люди различают и более близкие по частоте звуки.

Разница в длительности между звуками менее 10 мс со­вершенно незаметна для говорящих. Вполне достаточна для определения качества отдельного звука величина 30 мс. Су­ществует и предел скорости говорения, при которой речь остается разборчивой: длительность звуков, исключая от­дельные звуки в потоке речи, не должна быть менее 50 мс.

Сила, интенсивность звука - это его физическая вели­чина, громкость звука - это его восприятие человеком. Громкость звука связана не только с его интенсивностью, но и с высотой. При одной и той же интенсивности звуки разной высоты воспринимаются как разные по громкости: увеличение высоты звука до 5000 Гц воспринимается как уменьшение его громкости, а от 5000 до 9000 Гц - как увеличение громкости.

То, что человек слышит и воспринимает, зависит не толь­ко от характера звука, но и от ряда других причин. Одна из них - языковой опыт слушающего. Зву­ки родного языка узнаются достаточно хорошо. Если же это звуки чужого языка или даже другого диалекта своего язы­ка, отличающиеся от привычных звуков, они могут иденти­фицироваться с трудом. Часто непонимание связано не с не­знанием слова, а с необычным с точки зрения слушателя его звучанием.

На степень разборчивости речи влияют условия об­щения, которое может происходить при наличии посторонних, мешающих пониманию звуков: шум от уличного движения транспорта, музыка, звуковые помехи при телефонном разговоре, одновремен­ный разговор нескольких собеседников, большое расстоя­ние между говорящими, например, находящимися в разных комнатах. В результате таких помех могут возникать о с - л ы ш к и - неверно воспринятые слова; например:

читаешь считаешь

Таня была та не была

толстый немножко с толстыми ножками

у них дом выше у них дома мыши

я воду закрою я рот закрою

Анализ ослышек помогает выявить некоторые стороны фонетической системы языка. Так, выделяются «ключевые» звуки, которые редко заменяются другими звуками, и зву­ки, легко заменяющие друг друга. Опорой узнавания фраг­мента речи является и его ритмическая схема - распреде­ление разных по силе гласных. Так, в русском литературном языке свистящие и шипящие согласные при ослышках ча­сто заменяют друг друга и реже заменяются другими со­гласными, точно так же сонорные согласные легче заменя­ют друг друга, чем заменяются шумными согласными. Гласные безударных слогов, кроме первого предударного, очень краткие, поэтому при ослышках они могут заменять друг друга либо вовсе не восприниматься. Гласный же пер­вого предударного слога по силе и длительности может быть равным ударному гласному, и это тоже проявляется в ос­лышках: он может восприниматься как ударный.

На восприятие речи влияет смысловой кон­текст, он может вызывать ожидание появления опреде­ленного слова. И если это слово будет произнесено нечетко, с отсутствующими звуками или даже другими похожими звуками, все равно оно будет узнано. Так, в одном экспе­рименте по опознаванию слов, искусственно произведенных синтезатором - устройством по переводу письменного текста в звучащий, слово хорошо узнавалось вполне пра­вильно, хотя в нем звук [р] не был синтезирован, а заме­нялся перерывом в звучании гласных. Для человека, зна­ющего русский язык, [р] в этом слове предсказывался остальными звуками. В разговорном языке в словах мо­гут не произноситься как отдельные звуки, так и целые звуковые блоки, однако понимание при этом сохраняется: в[а]бще - вообще, п[ии]сят - пятьдесят, -

тысяча, здра[с’]те - здравствуйте, Пал Ыванч, Сан Санч.

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ЭТАЛОНЫ

В памяти человека существует ограниченное число зву­ков языка в виде определенных эталонов этих звуков. Эта­лоны эти имеют зонную природу. Это значит, что каждому эталону соответствует не один конкретный звук, а множе­

ство близких, но отличающихся друг от друга звуков. Если измерить акустические параметры каждого звука одного и того же слова, произнесенного разными людьми, то окажет­ся, что звуки эти будут отличаться по силе, длительности, высоте тона, тембру. Но отличия эти несущественны для слушающих, которые всегда в этом слове выделяют и опо­знают одни и те же звуки. Серия опытов помогает опреде­лить границы таких зон рассеивания, в пределах которых разные конкретные звуки опознаются слушающи­ми как один и тот же звук.

Зонную природу имеют также и такие единицы, как ударение и интонация.

Между зонами рассеивания отдельных звуков существу­ют промежутки - зоны безопасности. В процес­се речи говорящие должны избегать произношения зву­ков в зонах безопасности, но иногда могут произнести конкретные звуки и в этой зоне. В этом случае возникают трудности для слушающих, которые в процессе восприя­тия должны отнести произнесенный звук к одной из со­седних эталонных зон рассеивания. Такая ситуация - один из источников возникновения ослышек.

Эталоны звуков в каждом языке свои, зоны рассеивания звуков могут в разных языках не совпадать, что зависит от особенностей фонетических систем этих языков. Так, для русского языка твердость и мягкость согласного - суще­ственные признаки; согласные, отличающиеся этими при­знаками, имеют свои зоны рассеивания, слушающие опре­деляют твердые и мягкие согласные как разные звуки. Но есть и такие языки, например английский, немецкий, фран­цузский, в которых твердость/нетвердость согласного - признаки несущественные, носители этих языков относят твердые и нетвердые согласные звуки к одной и той же зоне рассеивания, т. е. считают их одним и тем же зву­ком.

МЕТОДЫ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Основная задача перцептивной фонетики - установить отношение между звуками, произнесенными без всяких помех, и звуками воспринятыми. Поэтому эксперименты по восприятию звуков проводят в специальных звукоизоли­рованных помещениях. Чтобы исключить влияние семан­тики, часто предлагают испытуемым, или, как их называют, аудиторам, слова, неизвестные аудиторам, или логотомы - искусственные слова, не обладающие значением в данном языке.

В качестве предъявляемых аудиторам для опознавания звуковых сегментов используются слова или фразы, начи­танные на магнитофон специально подобранными диктора­ми либо искусственно синтезированные. Эти слова или фра­зы могут предъявляться целиком, либо из них могут быть вырезаны отдельные части: слоги или звуки, которые и предъявляются аудиторам. При этом задания могут быть в виде требования определить, какой это звук, слог или слово, где стоит ударение, каково движение тона во фразе. Другой вид задания, когда аудиторам предъявляются пары звуча­щих сегментов (звуковых стимулов) и дается задание опре­делить, одинаковы они или различны, какие пары ближе друг к другу, а какие дальше. Таким образом, основные виды перцептивных заданий - опознание, различение и сравне­ние предъявляемых звуковых стимулов.

При подготовке звуковых стимулов для аудирования ис­следователь может производить пересадку сегментов в дру­гой звуковой контекст, например, в записанных на магнито­фонную ленту словах мёд и мот. вырезать гласные, поменять их местами и предъявить полученные слова аудиторам. Еще один способ определить характер звука - прослушать его наоборот: от конца к началу.

В ходе эксперимента некоторые параметры звуков могут быть изменены при помощи особых компьютерных про­грамм. Так, например, исследуется порог, до которого звук воспринимается как краткий и выше которого он начинает восприниматься как долгий, определяется уровень тона, при котором повествовательное предложение начинает воспри­ниматься как вопросительное.

Оценка звуковых стимулов может носить вероятностный характер, когда в эксперименте участвуют несколько ауди­торов и их оценки не всегда совпадают.

ЗВУКОВОЙ символизм

М. В. Ломоносов писал: «В российском языке, как кажет­ся, частое повторение письмени а способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного страха; учащение письмен е, и, ю - к изображению нежности, ласкательства, плачев­ных или малых вещей; через я показать можно приятность, увеселение, нежность и склонность, через о, у, ы - страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боязнь и печаль». В одном опыте маленьким детям показали две матрешки, отличаю­щиеся размером: одна большая, другая совсем маленькая.

Сказали: «Вот две сестрички, одну зовут А, другую - И. Отгадай, какую зовут И». И большинство детей показали на маленькую матрешку.

Многие люди связывают звуки, чаще всего гласные, с оп­ределенным цветом. Так, звуку [а] обычно соответствует красный цвет, [О] - светло-желтый, [и] - голубой, [э] - желто-зеленый, [у] - сине-фиолетовый, [ы] - темно-корич­невый. Противопоставление согласных чаще строится на других признаках: светлый - темный, маленький - боль­шой, хороший - плохой и др.

Все звуки противопоставлены друг другу по тону: есть звуки высокие и низкие. Низкие звуки образуются в боль­шей по объему и менее расчлененной ротовой полости, вы­сокие - в меньшей по объему и более расчлененной. Так, гласные [и], [э], образующиеся в передней части полости рта, высокие, а непередние гласные [а], [о], [у] низкие; согласные, периферийные по месту образования, т. е. губные и задне­язычные, низкие, а согласные центральные, т. е. передне- и среднеязычные, высокие (исключение - низкий [л]). С вы­сокими звуками связаны представления о светлом, высоком, легком, тонком, гладком, горячем, с низкими звуками - о темном, глубоком, тяжелом, толстом, шероховатом, холодном.

В различных опытах аудиторам предлагалось описать при помощи этих признаков логотомы, составленные из высоких звуков (например, дичее, незйч, терйлья, dec, тин) и из низких звуков (например, букоф, мовук, пум, вумп, буф). Большинство аудиторов слова первого типа описывали при помощи признаков из первой группы, а слова второго типа описывали при помощи признаков из второй группы.

Эту особенность звуков хорошо чувствуют и используют в своих стихах поэты. Вот начало стихотворения А. С. Пуш­кина «Зимнее утро»:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Безмятежное, радостное, светлое настроение передается и преобладанием высоких звуков над низкими: их соотно­шение 61:39%. Совсем иная эмоциональная тональность в стихотворении «Зимний вечер»:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Здесь и иное соотношение высоких и низких звуков - 44:56 %, низкие преобладают.

1) анатомо-физиологический (артикуляционный) - исследует звук речи с точки зрения его создания: Какие органы речи участвуют в его произношении; активны или пассивны голосовые связки; и т. д

2) акустический (физический) - рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3) функциональный аспект (фонологический) - изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

4) перцептивный - изучает восприятие речи слушающим, устанавливает соотношения между произнесёнными звуками и услышанными.

Методы фонетических исследований:

Артикуляционный аспект:

1 . Самонаблюдение; Можно вслушиваться в свою речь и речь окружающих, сопоставляя звуки и устанавливая их различие. Можно анализировать свое мышечное чувство и определять способы образования звуков. Многие лингвисты приходили таким образом к важным открытиям.

2 . Палатографирование : В последнее время все больше применяется метод прямого палатографирования при помощи фотографирующего устройства. При прямом палатографировании язык окрашивают водным раствором карболена. После произнесения испытуемым исследуемого звука в рот ему вставляется специальное зеркало; отражаемое в нем небо со следами от прикосновения к нему языка снимается фотоаппаратом. Метод палатограмм может быть использован только для изучения артикуляции согласных, при произнесении которых участвует язык, и гласных высокого подъема ; кроме того, на палатограмме фиксируется только место (т.е. пассивный орган) и отчасти способ артикуляции.

3 . Лингвографирование ; Этот метод используется для определения формы и площади контакта языка с твёрдым нёбом.

4 . Одонтографирование ; Для анализа положения кончика языка его прикосновение к задней стенке передних нижних зубов фиксируется на специальной пластинке, надеваемой на эти зубы.

5. Фотографирование ; Для фотографирования артикуляций органов, расположенных внутри (язык, мягкое нёбо, маленький язычок и т. д.), использу­ют микрофотосъемку, когда на проводе (который может быть доведен до нейлоновой нитки) в полость рта вводится ма­ленький фотоаппарат, снабженный осветительным прибором; этот микрофотоаппарат можно уложить над и под языком, рядом с языком и т. п., и при нажатии кнопки рукой испытуемого произ­водится сразу несколько одновременных снимков (до восьми). Ко­нечно, благодаря присутствию во рту инородного тела естествен­ность артикуляции несколько страдает, да и сопоставление сним­ков, направленных в разные стороны, но не дающих целого изо­бражения, представляет большие трудности.

6 . Киносъёмка для и зучение губных артикуляций . Чтобы получить не только форму губного отверстия и расстояние между губами, но и степень их выдвинутости вперед, делают одновременно два снимка: спереди и сбоку.

7 . Рентгеносъёмка ; Кинорентгеновские снимки дают ясное представление о движениях языка, губ, нижней челюсти, а также о движении небной занавески и изменениях объема полости глотки .

8 . искусственное нёбо Специально изготовленная, индивидуальная для каждого испытуемого тонкая пластмассовая пластинка сдатчиком. Нёбо посыпается тонким слоем талька (иногда покрывается специальной эмульсией) и вставляется в рот диктора, который произносит отдельный слог (либо слово), подобранный так, чтобы в нем не было других звуков, произносимых с участием языка. В тех местах, где язык соприкасается с нёбом, тальк будет слизан и на нёбе получится рисунок, который переносится на проекцию нёба (или перерисовкой вручную, или с помощью фотоаппарата), и получается палатограмма данного звука .

Акустический аспект:

1 . Осциллографирование для определения частоты звука;

2 . Спектрографирование; Это динамические спектрограммы типа “видимая речь”, где линейность звуковой цепи идет слева напра­во, а по низу расположен отсчет времени; формантная характеристика, которая измеряется герцами, обозначается расположе­нием пятен по вертикали: низкие форманты внизу, высокие -- вверху. Интенсивность пятен (от белого через серое до черного) соответствует амплитуде, что можно перевести в децибеллы, сде­лав при помощи особого приспособления спектральный разрез (или срез).

Осциллограммы и спектрограммы позволяют получать разнообразные акустические характеристики звуков, необходимые для изучения фонетической стороны речи.

3. Интонографирование а втоматический анализ изменения частоты основного тона и интенсивности звуков во времени осуществляется прибором, который называют интонографом. Результаты анализа фиксируются на фотобумаге или на киноленте в виде ряда вертикальных линий, каждая из которых соответствует частоте отдельного периода, либо в виде кривой, которая представляет собой огибающую верхних точек этих линий.

Функциональный аспект:

1 . Дистрибутивный метод включает в себя: установление звуков, выявление фонемной принадлежности определенного звука и классификацию фонем. (такой метод в основном используют зарубежом)

2 . Семантический метод широко применяется в отечественной лингвистике. В основу метода положена способность фонемы в одинаковом фонетическом положении различать морфемы и слова. Применение этого метода заключается в постоянной подстановке разных звуков в один фонетический контекст. Данная процедура получила название коммутационного или подстановочного теста. Цель подобного анализа состоит в том, чтобы выяснить, в каких случаях фонетический контекст остается без изменений, а в каких подстановка приводит к смене значения. Конечный результат семантического метода состоит в нахождении минимальных пар слов и их грамматических форм. Под минимальной парой понимается пара слов или морфем, различающихся одной фонемой. Например, заменяя звук [p] на звук [b] в слове pin - , можно заключить, что данные звуки принадлежат разным фонемам, поскольку подстановка привела к изменению значения. Противопоставление представляет собой фонологическую оппозицию.

Перцептивный иначе говоря восприимчивый, имеющий отношение к чувственному восприятию.

Перцептивная фонетика призвана изучать особенности восприятия звуковых единиц. Она исследует функции различных отделов слуховой системы и высшую нервную деятельность в процессе восприятия звуков речи, а также то, какие характеристики определяют принадлежность звука к определенной фонеме, как воспринимаются звуки незнакомого языка, какие звуковые характеристики существенны для субъекта, воспринимающего речь человека, а какие нет (влияние окраски голоса на восприятие, телефонных шумов, ошибок в речи, помех). Перцептивная фонетика представляет значительный интерес для всех изучающих произношение, как для преподавателей, так и для студентов.

Основные этапы звукового восприятия речи можно представить следующей схемой:

  1. Прием акустического сигнала;
  2. Первичный слуховой анализ;
  3. Выделение акустических событий и признаков;
  4. Лингвистическая интерпретация звуковой стороны речевого сообщения.

Для перцептивной фонетики (от лат. "восприятие") представляют интерес прежде всего второй и третий из указанных выше этапов.

Основные методы исследования восприятия: сегментация, пересадка, синтез, имитация. Сегментация – это выделение из звучания речевого отрезка тех звуков, восприятие которых нас интересует. Пересадка – манипуляция со звуковым сигналом, которая позволяет выделенное из одного слова звучание поместить в другой контекст. Синтез речеподобных звуков сигналов – создание звуков, слогов, слов, фраз и целых текстов при помощи специальных приборов – синтезаторов речи.

Изучение речи с позиций слушающего. Предмет перцептивной фонетики – восприятие речи слушающим, установление соотношения между произнесенными звуками и услышанным … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Акустическая фонетика самостоятельная научная дисциплина, возникшая на стыке лингвистики, физики и биоакустики, изучающая физические свойства речевого сигнала. В рамках данной дисциплины исследуются акустические характеристики звуковых… … Википедия

- (лат. extra «сверх», «вне») раздел фонетики, изучающий особые звукообразования, не свойственные нормальной речи, направленной на передачу языкового сообщения: звуки, которым в языке не соответствует та или иная фонема;… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Артикуляция. Способы образования согласных Шумные Смычные Взрывные Аффрикаты Фрикативные Сибилянты Сонорные … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Фон. Фон, фона в фонетике единица звукового уровня языка, выделяемая в речевом потоке безотносительно к её фонемной принадлежности (то есть без отнесения её к той или иной фонеме) или… … Википедия

- … Википедия

Лингвистика … Википедия

Эту страницу предлагается переименовать в Щербовская школа или Ленинградская фонологическая школа. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/6 января 2012. Возможно, её текущее название не соответствует… … Википедия

- (МФШ) одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме (наряду с Ленинградской фонологической школой (ЛФШ), основанной Л. В. Щербой). Возникновение школы… … Википедия

Книги

  • Практикум по курсу "Современный русский литературный язык" . Выпуск 2: Акустическая и перцептивная фонетика. Рабочая тетрадь , Князев Сергей Владимирович. Учебное пособие соответствует программе кафедры русского языка филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и отражает многолетний опыт преподавания данного курса авторами учебного…
  • Практикум по курсу "Современный русский литературный язык" . Выпуск 2. Акустическая и перцептивная фонетика. Рабочая тетрадь , Князев С.В., Моисеева Е.В.. Учебное пособие соответствует программе кафедры русского языка филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и отражает многолетний опыт преподавания данного курса авторами учебного…