Положительные высказывания о николае 2. Как Ленин отомстил за Николая II

Одним из ньюсмейкеров прошлой недели стала депутат Государственной Думы Наталья Поклонская. Выступая с критикой фильма «Матильда», повествующего о малоизвестных страницах жизни Николая II, Наталья походя зацепила и другие исторические фигуры: «Парадоксально, но изверги двадцатого столетия (Ленин, Троцкий, Гитлер, Мао Цзэдун), пролившие море человеческой крови, не вызывали такого отторжения, как убиенный со своей Семьей, добрый и милостивый Государь, кардинально улучшивший благосостояние своего народа ». Именно эти слова не могли не стать причиной медиа-скандала.

Сегодня, когда мы справляем 99-ю годовщину Октября, называемого также Великим стоит поговорить о том, за что он получил такой эпитет.

***

О фигуре мы говорили буквально недавно. Кстати, и тезис о том, что последний государь - одна из фигур отечественной истории, для которой можно найти вал полярных оценок (в зависимости от симпатий ищущего), у нас также присутствовал. С этим мы как раз спорить не собираемся. А вот об остальном хотелось бы сказать пару слов.

Пролог

Россия в начале XX века - это большая деревня. Свыше 85% населения империи принадлежали к крестьянскому сословию. Это не значит, что все эти 85% проживали в деревнях. Напротив, многие после окончания полевых работ уходили на заработки в город. Не потому, что дома нечего было делать. А потому, что размеры и урожайность надела не позволяли прокормить семьи, заплатив полагающиеся налоги и выплаты.

В среднем в начале XX века на одного взрослого крестьянина приходилось 2,6 десятин земли (значение могло отличаться в зависимости от того, к какой дореформенной категории принадлежал крестьянин). Десятина - это чуть больше гектара земли. Отцы дробили землю между сыновьями, наделы постепенно уменьшались, вести севооборот становилось всё сложнее.

Далее. В хозяйстве нужна лошадь, хотя бы одна, иначе в плуг впрягаться нужно самому. Чем меньше надел, тем больше распахивались пастбища, а значит крестьяне становились безлошадными, попадая в зависимость от кулаков. Те сдавали лошадей в аренду втридорога, тем самым процесс обнищания села закручивался по спирали.

Необходимость земельной реформы была очевидна не только для левых партий, но и для правительства. - не наша сегодняшняя тема, поэтому разбирать, провалилась она или нет, мы не станем. Хотя если взять за критерий популярность в 1917 году партии эсеров («Землю - крестьянам» - это эсеровский лозунг), то придётся признать, что некоторые проблемы у реформы были.

Весной-летом 1917-го ситуация сильно напоминает современность. В прессе - сплошные заместительные информационные поводы («Война до победного конца», выборы, противостояние Советов и Временного правительства). Однако со стороны народа, тех самых 85%, идёт только один запрос: «Когда будут делить землю?». Одни начинают делить, не дожидаясь сигнала. Другие пишут об этом на фронт. К осени фронт начинает потихоньку сыпаться. В кинематографе это отражено примерно так

В этом нехитром диалоге, состоящем практически только из цитирования письма - вся жизнь, все чаяния того самого народа, с благосостояния которого мы и начали сегодняшний материал. Видимо, это его рост заставил авторов письма разобрать скот помещиков Терентьевых, а их самих и вовсе поубивать. Кстати, совсем не обязательная опция. Пришвина тоже приходили раскулачивать мужички, он описал это в дневнике. С ним обошлись по справедливости, оставив часть имущества и посевного материала, так как барину тоже жить нужно.

Власть Советов вместо власти дилетантов

Во всей этой кутерьме мало кто помнил, что ещё в апреле Ленин почти сразу набросал новую программу партии («апрельские тезисы»), среди которых под номером 5 значится: «Не парламентская республика, а республика Советов рабочих». То есть классическое «Вся власть Советам». Почему Советы, а не республика? Да потому что Ленин ещё весной заметил что:

1. В России, не пересекаясь друг с другом, идут два важнейших процесса: становление новой власти в виде парламентской республики; реализация вековой программы вселенской справедливости как её понимал крестьянин («Мы - ваши, а земля - наша»).

2. Когда эти процессы друг с другом встретятся - жахнет, и сильно. Потому что участники этих процессов живут в разных мирах, хотя и говорят на одном языке.

Революция - это не убрать царя. У самого Ленина, например, в собрании сочинений о последнем российском императоре не сказано практически ничего. Ну не писал Ленин Николае II. Да и не в нём дело, а в аппарате управления государством, где фигура царя - важная, но лишь деталь. Те, кто эту фигуру убрали, очень скоро обнаружили для себя и окружающих, что не знают, что делать с лавиной событий и ответственности. Напомним, за полгода, с марта по ноябрь 1917 года постреволюционное правительство пережило две попытки переворота и три крупных кризиса, в результате которых кабинет довольно серьёзно обновлялся.

Плохое управление, особенно во время войны - это плохо. Однако даже плохое управление хуже его отсутствия. Когда процессы в стране начинают идти сами по себе, независимо от воли правительства. 1917 год начался для России как выбор между плохим и ещё худшим. И в этом смысле историческая вина февральских революционеров, пожалуй, даже бо льшая, чем не слишком умелого управленца Николая II.

Ну а что Ленин? Ленин сделал ровно одно: перехватил управление, замкнув его на формировавшуюся в течение 1917 года систему Советов. Которые, помимо прочего, были ещё и ценной обратной связью, позволявшей чувствовать пульс страны и видеть чуть дальше Петрограда. Второй съезд Советов уже 26 октября (8 ноября) принял два важнейших решения: декреты о мире и о земле. Тем самым взяв под контроль процессы, потенциально способные развалить Россию на куски. Если смотреть с точки зрения Февраля - совершил контрреволюцию, как бы смешно это ни звучало.

С исторической точки зрения Ленин скорее отомстил тем, кто вынудил Николая II отречься от престола в конце февраля. Хотя сам, конечно же, был антимонархистом. Просто дело тут совсем не в монархизме, а в государстве, не следует смешивать и путать два эти понятия.

К руководству партии большевиков можно относиться по-разному, у нас свобода слова, как сама же Поклонская и заметила. Но нельзя не признавать, что Октябрьская революция остановила разрушение государства того самого доброго и милостивого государя. Отстраняли которого от управления государством совсем не большевики.

Добавить к сказанному можно лишь одно. Дисциплина «бокс по переписке» - вещь для политика необходимая, и осваивать её нужно. Просто в процессе освоения желательно аккуратнее на поворотах.



Вѣрная національно-исто...

Проф. И. М. (Андреевъ) Андреевскій († 1976 г.) Помазанникъ Божій. 
(Къ вопросу о сущности православнаго русскаго самодержавія).

Если каждая человѣческая душа по природѣ своей христіанка, то русская душа - по природѣ своей - православная христіанка.
Быть истинно русскимъ, значитъ быть православнымъ. А быть православнымъ, значитъ и идею власти разрѣшать съ церковно-православной точки зрѣнія, т. е. истинною властью считать только власть Богоотвѣтственную, а всю соціальную проблему - проблемой религіозной.
Православный русскій человѣкъ никогда не долженъ забывать прямыхъ и ясныхъ словъ Священнаго Писанія: Бога бойтесь, царя чтите! (1 Петр. 2, 17).
«Царь естествомъ подобенъ всѣмъ человѣкамъ. властью же подобенъ высшему Богу» - утверждалъ горячій патріотъ Русской земли и ея національныхъ святынь, болѣе всѣхъ другихъ русскихъ историческихъ дѣятелей содѣйствовавшій развитію русскаго народнаго религіозно-политическаго самосознанія - святый преподобный Іосифъ Волоцкій.
Вѣрная національно-историческимъ своимъ основамъ, Православная Русская Церковь, никого не насилуя, только проповѣдуетъ, обращаясь къ свободной волѣ каждаго православнаго русскаго человѣка, - идею православнаго русскаго самодержавія, какъ наилучшій изъ возможныхъ на несовершенной землѣ и исторически оправданный для Россіи видъ Богоотвѣтственной власти съ помазанникомъ Божіимъ - царемъ.
Горячо проповѣдуя эту идею, Православная Церковь никогда не позволитъ себѣ, повторяемъ, никакого насилія надъ свободной волей русскаго народа, ибо это было бы противно самому духу и сущности Христовой Правды. Насиліе надъ волей народа употребляютъ только враги его!
Существовать Православная Церковь можетъ и будетъ при любой власти, даже при власти самаго Антихриста, борясь съ нимъ исповѣдничествомъ и мученичествомъ, уходя, по мѣрѣ надобности, въ катакомбы, твердо памятуя обѣтованіе Спасителя, что Его Церковь не смогутъ одолѣть всѣ силы ада! Но тосковать о православномъ самодержавіи и неустанно проповѣдывать его Православная Церковь будетъ до послѣдняго дня міровой исторіи, ибо подлинное «благоденственное и мирное житіе» «во всякомъ благочестіи и чистотѣ» считаетъ возможнымъ осуществить въ Россіи только при этой формѣ наиболѣе Богоотвѣтственной государственной власти!
Религіозныя цѣнности суть безспорно высшія цѣнности. Поэтому и нравственность должна непремѣнно основываться на религіи.
Н и а в т о н о м н а я этика Канта (т. н. «этика долга» категорическаго нравственнаго императива), ни г е т е р о н о м н а я этика съ ея соціально-біологическими обоснованіями нравственнаго поведенія человѣка, ни этика т. н. «врожденнаго а л ь т р у и з м а и с о л и д а р и з м а» - не могутъ быть достаточно обоснованы. Только т е о н о м н а я (т. е. религіозная) этика можетъ выдержать любую философскую критику.
Въ самомъ дѣлѣ, «этика долга» совершенно безсмысленна, если она не опирается на ученіе о цѣнности, ради которой проповѣдуется долгъ. Вѣдь коммунистическая этика тоже можетъ претендовать быть «этикой долга» и цѣликомъ повторить категорическій императивъ Канта («поступай такъ, чтобы правило твоей воли могло служить вмѣстѣ съ тѣмъ и началомъ всеобщаго законодательства»), понимая подъ этимъ «чувство долга» передъ партіей, установившей непререкаемыя начала всеобщаго законодательства.
Соціально-біологическія основанія этики еще болѣе безсмысленны, т. к. въ отрывѣ отъ высшихъ духовныхъ религіозныхъ цѣнностей само понятіе соціальнаго и біологическаго блага становится крайне субъективнымъ, а въ зависимости отъ идеологіи (напримѣръ, атеистически-матеріалистической) - прямо приводитъ къ готтентотской морали («этично то, что полезно партіи» и т. п.).
Человѣческой природѣ свойственъ не только эгоизмъ, но и альтруизмъ. И вотъ на этомъ пытаются нѣкоторые построить «этику врожденнаго альтруизма и солидаризма». Защитники этой «этики» говорятъ: «Альтруизмъ - естественный фактъ. Поэтому задача нравственнаго воспитанія заключается въ достаточномъ и планомѣрномъ развитіи врожденнаго инстинкта солидарности».
«Этика врожденнаго альтруизма и солидаризма» - великій соблазнъ и великое зло. Упраздняя изъ нравственности религіозныя основы и отрицая Божественное Откровеніе, согласно котораго міръ во злѣ лежитъ и князь міра сего - дьяволъ, для чего и понадобилась искупительная жертва Спасителя, - эта «этика» вѣритъ въ то, что своими силами, безъ помощи свыше, можетъ быть уничтожено на землѣ нравственное зло.
Но человѣкъ - не муравей и не пчела, а человѣчество - не муравейникъ и не улей. Человѣкъ имѣетъ свободную волю и способность созерцать не только законы матеріальной природы, но и высшія духовныя и вѣчныя цѣнности. Въ свѣтѣ этихъ высшихъ цѣнностей онъ видитъ, что Добро и Зло имѣютъ метафизическіе корни, а потому и борьба со зломъ только человѣческими силами трагически безплодна.
Трагическій опытъ міровой исторіи убѣждаетъ всякаго человѣка, ищущаго первооснову зла въ мірѣ, что и понять, и осмыслитъ и побѣдить зло можно лишь съ помощью свыше. Земля еще не адъ, и на ней существуютъ остатки отвергнутой міромъ Божественной Любви - единственнаго истиннаго принципа жизни. На проклятой Богомъ землѣ остались не только осколки былой цѣлостной красоты Божьяго міра, но и искры райскаго сіянія цѣлостнаго Добра: элементы альтруизма въ душахъ людей.
Закрывая глаза на потухающее пламя моральныхъ цѣнностей, обусловленное потерей самого источника свѣта и тепла, «альтруисты» предлагаютъ раздувать гаснущія искры Добра своими силами. Этимъ отвергается великое значеніе Голгоѳы и попирается бисеръ Божественныхъ словъ Спасителя: Безъ Меня не можете творить ничего. «Безъ тебя мы можемъ творить все» - говорятъ «альтруисты» - «и ни ты, ни твоя Голгоѳа намъ не нужны!»
Въ противоположность «естественному» закону «альтруизма и солидаризма», религіозное сознаніе утверждаетъ с в е р х ъ е с т е с т в е н н ы й нравственный законъ, оставшійся въ душѣ человѣка послѣ грѣхопаденія, какъ величайшая милостыня Божія (голосъ совѣсти!). Одновременно человѣку данъ другой великій даръ - даръ свободной воли!
Внимая голосу совѣсти, свободная воля человѣка, вразумляемая горькимъ личнымъ опытомъ, можетъ или просить помощи свыше для борьбы съ нравственнымъ зломъ въ себѣ и въ мірѣ или, отвергая эту помощь, надѣяться только на свои собственныя силы. Въ первомъ случаѣ человѣкъ идетъ по пути христіанскаго нравственнаго совершенствованія, а во второмъ - строитъ соціалистическій муравейникъ, отличающійся отъ муравейника насѣкомыхъ необходимостью для всеобщаго «соціальнаго блага» примѣнять универсальное безграничное насиліе!
Изъ трехъ видовъ государственной власти - монархія, демократія и деспотизмъ - собственно говоря, только первая (монархія) основана на религіозно-этическомъ принципѣ, вторая (демократія) основана на безрелигіозно-этическомъ, а третья (деспотизмъ) - на антирелигіозномъ (сатанинскомъ) принципѣ.
Для истинно православнаго русскаго человѣка, правильно понимающаго іерархію цѣнностей и стремящагося все въ жизни разсматривать съ высшей религіозной точки зрѣнія, никакого сомнѣнія въ выборѣ принципа государственной власти нѣтъ.
Ни одинъ церковно-православный русскій человѣкъ, знакомый съ элементами православной аскетики, не сомнѣвается въ томъ, что никогда нельзя надѣяться только на себя и строитъ жизнь на началахъ только своей воли. Наоборотъ, всегда памятуя молитву Господню, необходимо молиться Господу: Да будетъ воля Твоя!
То, что истинно для каждаго отдѣльнаго человѣка, истинно и для цѣлаго народа, особенно въ дѣлѣ установленія принципа государственной власти.
«Воля народа», столь восторженно воспѣтая демократіей, съ религіозной точки зрѣнія никакъ не можетъ быть принята за первоверховную цѣнность и за высшую инстанцію въ разрѣшеніи вопроса объ «истинномъ благѣ народа». «Воля народа», какъ высшая и окончательная инстанція - безсмысленна и представляетъ собою к о л л е к т и в н о е с а м о в л а с т і е, если она не обращена къ абсолютнымъ религіознымъ цѣнностямъ.
«Воля народа», какъ и воля отдѣльнаго человѣка, должна быть свободна, но свобода эта должна быть ограждена отъ соблазна «свободы насилія», когда ложно понятый принципъ неограниченной (лучше сказать - неогражденной) свободы превращается въ свою противоположность (см. признанія Шигалева въ «Бѣсахъ» Достоевскаго).
Богъ предоставилъ человѣку (и человѣческому обществу-народу) лишь с в о б о д у в ы б о р а между Добромъ и Зломъ (между Своей волей и своеволіемъ человѣка), но не предоставилъ абсолютной свободы дѣйствія по отношенію къ Себѣ и Своимъ законамъ. Такимъ образомъ, Онъ не допустилъ возможности уничтоженія Божественной любви, истины, добра, красоты и религіозно понимаемой свободы.
«Воля народа» можетъ в ы б и р а т ь между двумя принципами жизни: 1) Да будетъ воля Твоя, Господи, и 2) Да будетъ воля моя, внѣ зависимости отъ воли Господней.
По отношенію къ государственной власти воля Господня извѣстна: во главѣ народа долженъ быть царь-помазанникъ Божій, который въ своей дѣятельности руководится не «волей народа», а волей Бога!
При православномъ русскомъ самодержавіи народъ избираетъ царя, котораго Церковь затѣмъ помазуетъ на царство. Этому царю-помазаннику Божію народъ, желающій жить по Божьему, т. е. по правдѣ, добровольно, по своей свободной волѣ, ввѣряетъ всю полноту государственной власти. Царь-помазанникъ послѣ этого руководствуется уже не «волей народа» (т. е. демократическимъ принципомъ), а волей Божіей и своей совѣстью, какъ голосомъ воли Божіей.
Православный русскій царь-помазанникъ вовсе не является неограниченнымъ и безотвѣтственнымъ владыкой, подобно восточнымъ деспотамъ и вождямъ европейскихъ тоталитарныхъ государствъ. Нѣтъ, онъ ч р е з в ы ч а й н о отвѣтственъ предъ Богомъ! Достаточно вспомнить замѣчательныя молитвы, которыя читаетъ царь и народъ при совершеніи HYPERLINK " "Священнаго Коронованія и Мѵропомазанія Государя, чтобы понять глубочайшій религіозно-нравственно-политическій смыслъ православнаго русскаго самодержавія.
«Буди сердце мое въ руку Твоею», - молится самъ государь, - «еже все устроити къ пользѣ врученныхъ мнѣ людей и къ Славѣ Твоей, яко да и въ день Суда Твоего непостыдно воздамъ Тебѣ слово...»
Сердце свое царь отдаетъ въ руки Божіи, а потому и пользу ввѣреннаго ему народа онъ понимаетъ лишь въ соединеніи со славой Господней. За народъ свой царь-помазанникъ обѣщаетъ отвѣтить на Страшномъ Судѣ. Народъ же въ это время устами первосвятителя Православной Церкви, помазующей царя, молится:
«Умудри и настави Его непоползновенно проходить великое сіе къ Тебѣ служеніе: даруй Ему разумъ и премудрость!» Народъ понимаетъ возложенное Богомъ бремя царской власти, какъ «великое служеніе Богу». Каждый народъ имѣетъ свою мистическую и историческую миссію, которую онъ (самъ народъ) можетъ и не знать и не понимать до исчерпывающей глубины. Царская власть есть посредничество между Богомъ и народомъ. Царю-помазаннику, по Своему усмотрѣнію, внимая смиреннымъ молитвамъ самого государя, молитвамъ Церкви и всего народа, - Господь пріоткрываетъ глубины народной миссіи и помогаетъ ея осуществленію.
Необычайно трогательный и въ высшей степени умилительный чинъ Коронаціи и Мѵропомазанія государя, такъ высоко художественно и въ то же время правдиво, искренно, просто и величественно описанный А. Н. Муравьевымъ, не можетъ не оставить въ душахъ и памяти присутствующихъ, включая самаго царя, глубочайшаго впечатлѣнія на всю жизнь. Многіе государи плакали во время Коронаціи вмѣстѣ съ потрясеннымъ народомъ.
Царь и народъ, вѣнчающіеся въ этомъ многозначительномъ чинѣ Церковью на своеобразный б р а к ъ, съ мужскимъ главенствомъ и отвѣтственностью царя и съ женственной жертвенностью, чистотой и страхомъ народа, - взаимно даютъ обѣты вѣрности и, молясь смиренно о помощи свыше, соглашаются добровольно передъ лицомъ Божіимъ «нести тяготы другъ друга».
Послѣ этого б р а к а царь и народъ становятся однимъ государственнымъ тѣломъ, взаимоотвѣтственнымъ передъ Богомъ. Совершенно ясно, что Церковь, вѣнчающая царя съ народомъ, никакъ не можетъ быть «отдѣлена» отъ государства. Ибо царь-помазанникъ Божій, помазующая его на царство Церковь и обвѣнчанный церковно съ царемъ народъ представляютъ собою нераздѣльное цѣлостное тріединство строя Россійскаго государства.
Отсюда совершенно понятной становится истина словъ священной формулы - догмата о національно-исторической сущности Россіи: «п р а в о с л а в і е, с а м о д е р ж а в і е, н а р о д н о с т ь!» Отсюда совершенно понятнымъ становится и исконный историческій священный лозунгъ Россіи въ ея подвижнической борьбѣ съ врагами внѣшними и внутренними: «З а В ѣ р у, Ц а р я и О т е ч е с т в о!»
Въ свѣтѣ вышеизложеннаго, становится совершенно яснымъ, какой величайшей мистической и исторической трагедіей въ жизни Россіи было отреченіе покойнаго Царя-Мученика отъ Престола! За свои ошибки и прегрѣшенія и за страшные грѣхи всего своего народа Помазанникъ Божій заплатилъ мученичествомъ не только личнымъ, но и всей своей Семьи, включая несовершеннолѣтняго невиннаго отрока сына-Наслѣдника. Народъ же русскій за прегрѣшенія своего государя и за безмѣрные свои грѣхи передъ нимъ и передъ Богомъ получилъ отъ Господа такое возмездіе, которому не видно конца. Ибо - кто, поднявъ руку па Помазанника Господня, останется не наказаннымъ? - говоритъ Господь (1 Цар. 26, 9) и неужели не умретъ за то, что злословилъ Помазанника (2 Цар. 19, 21).
Царская Россія - это Солнце съ Востока - несомнѣнно, имѣла на себѣ и темныя пятна. Но сущность солнца не въ пятнахъ, и уничтожать солнце во имя борьбы съ его пятнами - безсмысленно и непростимо преступно. Поэтому февральская революція 1917 года, породившая кошмарный октябрь, не можетъ имѣть никакого религіознаго оправданія!
Не б у н т о м ъ (каковымъ является всякая революція по отношенію къ царю-помазаннику), а м о л и т в о й долженъ отвѣчать народъ за грѣхи своихъ царей.
Мудрый солнечный Пушкинъ, истинный сынъ Россіи, объ этомъ сказалъ просто и ясно святыми устами своего Пимена-Лѣтописца:
Своихъ царей великихъ поминаютъ 
За ихъ труды, за славу, за добро - 
А за грѣхи, за темныя дѣянія 
Спасителя смиренно умоляютъ.
Многихъ, даже пріемлющихъ идею монархіи, смущаетъ вопросъ о наслѣдственной формѣ власти. Только съ безрелигіозно-этической точки зрѣнія можетъ казаться болѣе справедливымъ и, главнымъ образомъ, страхующимъ (по-человѣчески) отъ злоупотребленій принципомъ - принципъ избранія главы государства на опредѣленный срокъ. Но съ религіозной точки зрѣнія становится все яснымъ.
Да, при наслѣдственной монархической власти могутъ быть разные цари: и святые и грѣшные, и умные и простецы, и сильные и слабые. Но послѣ помазанія (которое совершается надъ каждымъ новымъ членомъ династіи отдѣльно!), - они всѣ получаютъ особую помощь и благодать отъ Бога, Который можетъ превратить грѣшнаго въ святаго, слабаго въ сильнаго, простеца въ мудреца. Сама жизнь царя всецѣло въ рукахъ Божіихъ!
Но самое главное, о чемъ никогда не слѣдуетъ забывать, это - п р о в и д е н ц і а л ь н о с т ь ниспосланія народу въ р а з н ы е моменты его исторической жизни - р а з н ы х ъ царей. Народъ при династическомъ наслѣдованіи монарха получаетъ отъ Бога такого царя, какого онъ заслуживаетъ!
Самое страшное и жуткое въ наше лукавое и тяжкое время - это и з м ѣ н а православному русскому принципу самодержавія со стороны нѣкоторыхъ представителей самой Православной Церкви. Духъ красной обновленческой реформаціи и церковной революціонности, этотъ самый страшный духовный ядъ, пророчески предсказанный, какъ признакъ приближающагося конца міра, начинаетъ все настойчивѣе проявляться въ жизни Православной Русской Церкви.
Масса волковъ въ овечьихъ шкурахъ пытается отнять отъ понятія «царь» его религіозный корень, старается заставить насъ забыть все то, что говорится о царѣ въ Священномъ Писаніи.
Къ счастью, самъ народъ русскій начинаетъ отрезвляться и научается отличать «пастырей добрыхъ» отъ «пастырей злыхъ». Идея православнаго русскаго самодержавія, несмотря на непрекращающуюся пропаганду враговъ Бога и Россіи т. н. лѣвыхъ круговъ (или, можетъ быть, именно благодаря этой пропагандѣ!) начинаетъ привлекать все большее и большее количество православныхъ русскихъ сердецъ, смертельно тоскующихъ по Хозяину Русской Земли, Царю-Помазаннику Божію.
Если русскій народъ будетъ этого достоинъ, Господь возвратитъ ему Своего Помазанника

alexandr_rogers в Кто там вякает на Ленина?

На днях, 22 апреля, всё прогрессивное человечество отмечало день рождения Владимира Ленина. И, как водится, вся регрессивная нечисть попыталась вылезти в комментах, неся свою обычную чушь с заезженной пластинки про «немецкого шпиона», «еврейские корни», «святого царя», «брестский мир» и «создал Украину».
Меня всегда удивляло, как можно нести подобную чушь. Вроде все учились в школе, причём большинство пишущих подобное учились ещё в хорошей советской школе. Хотя нет, это мы учились, а некоторые там просиживали штаны, считая ворон за окном.

Кстати, о воронах. Сейчас я изложу вам ряд фактов, которые все антисоветчики и монархисты предпочитают игнорировать.
1. В период с 1900 по 1917 годы было СЕМЬ неурожаев, семь голодных лет. Число погибших от голода никто не считал. За всё время существования СССР было ДВА случая голода - 1932 и 1946 годы. Но вони поднимают в сотню раз больше.

2. «Добрый царь» Николай 2 вчистую, позорно, бездарнейшим образом проиграл русско-японскую войну. Угробив флот и сдав Порт-Артур.

3. «Святой великомученик» Николай 2 не задумавшись ни на минуту отдавал приказы о расстреле мирных демонстраций и кровавых подавлениях восстаний. Не пытаясь вникнуть в причины этих восстаний и не пытаясь ничего исправить.

4. Николай 2 «Кровавый» втянул Россию в абсолютно ненужную для неё Первую мировую. Имея при этом «снарядный голод». Угробив в ходе войны несколько миллионов русских.
Вступил в войну против традиционных союзников России (и Австрия, и Пруссия длительное время были союзниками России). На стороне извечных врагов России - Франции и Великобритании. Хотя многие советники говорили ему, что если уж вступать в войну, то ровно наоборот - в союзе с Германией.
Интересна также ситуация с Распутиным, который выступал против войны, но был убит британскими резидентами разведки.

5. Продразвёрстку, которую постоянно тыкают в нос большевикам, ввело царское правительство в 1916 году. И продолжило Временное правительство «либералов». А большевики при первой же возможности отменили, заменив на продуктовый налог.

6. Во время февральского восстания в Петербурге Николай 2 сидел на даче, гонял чаи и устраивал длительные пешие прогулки.

И да, Николай 2 трудился на благо Отечества в поте лица. За период с 1884 по 1909 год застрелил 11582 собаки, 18679 кошек, а ворон и вовсе без счёта (не считая традиционных охотничьих целей). Всё это подтверждается записями в его личном дневнике, где он вёл точный подсчёт убитых животных и птиц.
Простая математика говорит нам, что практически каждый день убивал по собаке и паре кошек, не считая ворон. Когда уж тут заниматься государственными делами, если в округе уже не осталось домашних животных и нужно совершать длительные пешие походы, чтобы найти чудом выжившую кошку?
Даже в дни февральского переворота в дневниках царя продолжаются записи типа «Пили чай с фрейлинами» или «Много гулял».

Если кто и виноват в падении российской монархии, то это никак не Ленин, а как раз вот такой откровенно дегенеративный монарх, который был бесконечно далёк от управления государством и провалил всё, что только можно было провалить.

7. Царя свергали не большевики, а либералы, создавшее своё «Временное правительство».

8. Универсалы УНР (в том числе про декларацию «независимости» Украины, продиктованную германским Генштабом) признавали тоже не большевики, а Временное правительство.
А большевики при первой же возможности отправили туда парочку ответственных товарищей типа Муравьёва и Щорса, которые дали немецким, английским и французским марионеткам мзды.

9. Ленин и большевики спасли Россию от либералов, которые всего за несколько месяцев удвоили внешний долг России, развалили фронт (численность дезертиров превысила миллион человек) и активно сливали страну.
По некоторым данным Ленин так торопился с октябрьским переворотом именно потому, что немецкий флот уже подходил к Кронштадту, и до слива Петрограда оставались считанные недели. Немецкий шпион, ага.

Ну и хотелось бы закончить цитатой из Ленина, написанной в 1918 году:
«Надо иметь мужество глядеть прямо в лицо неприкрашенной горькой правде.
Надо измерить целиком, до дна, всю ту пропасть поражения, расчленения, порабощения, унижения, в которую нас теперь толкнули.
Чем яснее мы поймем это, тем более твердой, закаленной, стальной сделается наша воля к освобождению, наше стремление подняться снова от порабощения к самостоятельности, наша непреклонная решимость добиться во что бы то ни стало того, чтобы Русь перестала быть убогой и бессильной, чтобы она стала в полном смысле слова могучей и обильной».

И кто после этого посмеет вякнуть, что Ленин не любил Русь?

Император Всероссийский Николай II.Часть 2.

Николай II

В тексте отречения Николаи писал: "В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу родину. Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны... В эти решительные дни в жизни России почли Мы долгом совести облегчить народу Нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы, и в согласии с Государственною Думою признали мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с себя Верховную власть..."

Николай II, Б.Кустодиев

Великий князь Михаил Александрович под давлением думских депутатов отказался принять императорскую корону. В 10 часов утра 3 марта Временный комитет Думы и члены только что сформированного Временного правительства отправились к великому князю Михаилу Александровичу. Встреча происходила в квартире князя Путятина на Миллионной улице и затянулась до двух часов дня. Из присутствующих только министр иностранных дел П. Н. Милюков и военный и морской министр А. И. Гучков уговаривали Михаила принять престол. Несмотря на неприятие монархии восставшим народом, лидеры кадетов и октябристов пытались убедить великого князя возложить на себя корону, видя в Михаиле залог преемственности власти. Великий князь встретил Милюкова шутливой репликой: "А что, хорошо ведь быть в положении английского короля. Очень легко и удобно! А?".

Однако Родзянко, Керенский, Шульгин и другие члены делегации уже поняли, что спокойного царствования наподобие британского монарха у Михаила никак не получится и что, учитывая возбуждение рабочих и солдат, реально взять власть ему вряд ли удастся. Убедился в этом и сам Михаил. Его манифест, подготовленный членом Думы Василием Алексеевичем Максаковым и профессорами Владимиром Дмитриевичем Набоковым (отцом знаменитого писателя) и Борисом Нольде, гласил: "Одушевленный единою со всем народом мыслью, что выше всего - благо родины нашей, принял я твердое решение в том лишь случае воспринять Верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, которому и надлежит всенародным голосованием через представителей своих в Учредительном собрании установить образ правления и новые основные законы Государства Российского".

Великий князь Михаил Александрович

Интересно, что перед публикацией манифеста возник спор, продолжавшийся целых шесть часов. Суть его была в следующем. Кадеты Набоков и Милюков с пеной у рта доказывали, что надо именовать Михаила императором, поскольку до отречения он сутки вроде бы царствовал. Они пытались сохранить хоть слабую зацепку для возможного восстановления монархии в будущем. Однако большинство членов Временного правительства в конце концов пришло к выводу, что Михаил как был, так и остался всего лишь великим князем, раз власть он принять отказался.

Гибель царской семьи

Пришедшее к власти Временное правительство арестовало царя и его семью 7 (20) марта 1917 г.

Депутаты городских Советов Москвы и Петрограда требовали суда над бывшим императором. Глава Временного правительства А. Ф. Керенский отвечал на это: "До сих пор русская революция протекала бескровно, и я не позволю омрачить ее... Царь с семьёй будет отправлен за границу, в Англию". Однако Англия отказалась принять семью низложенного императора до окончания войны. Пять месяцев Николай и его близкие содержалась под строгим надзором в одном из дворцов в Царском Селе.

Александр Фёдорович Керенский

Здесь 21 марта произошла встреча бывшего государя и Керенского. "Обезоруживающе обаятельный человек", - писал впоследствии лидер Февральской революции. После свидания он с удивлением сказал сопровождавшим его лицам: "А ведь Николай II далеко не глуп вопреки тому, что мы о нем думали". Через много лет в своих воспоминаниях Керенский писал о Николае: "Уход в частную жизнь не принес ему ничего, кроме облегчения. Старая госпожа Нарышкина передала мне его слова: "Как хорошо, что не нужно больше присутствовать на этих утомительных приемах и подписывать эти бесконечные документы. Я буду читать, гулять и проводить время с детьми"

Великие княжны и цесаревич: Ольга, Алексей, Анастасия и Татьяна. Александровский парк, Царское Село. Май 1917 года

Однако бывший император был слишком политически значимой фигурой, чтобы ему могли разрешить спокойно "читать, гулять и проводить время с детьми". Вскоре царскую семью отправили под охраной в сибирский город Тобольск. А.Ф. Керенский оправдывался позднее, что оттуда семью рассчитывали переправить в США. К изменению места пребывания Николай отнесся равнодушно. Царь много читал, участвовал в постановках любительских спектаклей, занимался образованием детей.

Николай II с дочерьми Ольгой, Анастасией и Татьяной (Тобольск зима 1917 г )

Узнав об октябрьском перевороте, Николай записал в своем дневнике: "Тошно читать описание в газетах того, что произошло в Петрограде и Москве! Гораздо хуже и позорнее событий Смутного времени!". Особенно болезненно Николай отреагировал на сообщение о перемирии, а затем о мире с Германией. В начале 1918 Николая заставили снять погоны полковника (его последний воинский чин), что он воспринял как тяжелое оскорбление. Привычный конвой был заменен красногвардейцами.

Дом Ипатьева. 1928 год. Первые два окна слева и два окна с торца — комната царя, царицы и

наследника. Второе окно с торца — комната великих княжон. Внизу под ней — окно подвала,

где были расстреляны Романовы

После победы большевиков в октябре 1917 г. судьба Романовых была предрешена. Последние три месяца жизни они провели в столице Урала городе Екатеринбурге. Здесь ссыльного государя поселили в особняке инженера Ипатьева. Владелец дома накануне приезда поднадзорных был выселен, дом обнесен двойным дощатым забором. Условия содержания в этом "доме особого назначения" оказались значительно хуже, чем в Тобольске. Но Николай вел себя мужественно. Его твердость передавалась и домашним. Дочери царя научились стирать белье, готовить еду, печь хлеб. Комендантом дома был назначен уральский рабочий А.Д. Авдеев, но из-за сочувственного отношения к царской семье его вскоре сняли, и комендантом стал большевик Яков Юровский. "Этот тип нам все меньше нравится..." - записал Николай в своем дневнике.

Комендант Дома Ипатьева Юровский Я. М. ( 1918 год )

Гражданская война отодвинула план судебного процесса над царем, который первоначально вынашивали большевики. Накануне падения советской власти на Урале в Москве было принято решение казнить царя и его родных. Убийство было поручено Я.М. Юровскому и его заместителю Г.П. Никулину. В помощь им выделили латышей и венгров из числа военнопленных.

Ночью 17 июля 1913 г. бывшего императора и его семью разбудили и попросили спуститься в подвал под предлогом их безопасности. "В городе неспокойно", - объяснил арестантам Юровский. Романовы вместе с прислугой спустились по лестнице. Николай нес на руках царевича Алексея. Затем в помещение вошли 11 чекистов, и Юровский объявил пленникам о том, что они приговорены к смерти. Сразу же после этого началась беспорядочная стрельба. Самого царя Я.М. Юровский застрелил из пистолета в упор. Когда отгремели залпы, оказалось, что Алексей, три великие княжны и царский врач Боткин еще живы, - их добили штыками. Трупы убитых вывезли за город, облили керосином, пытались сжечь, а затем закопали.

Убитые в доме Ипатьева. По часовой стрелке: Николай II с семьёй. (Слева направо: Ольга, Мария ,Николай, Александра, Анастасия, Алексей и Татьяна ), лейб-повар М.Харитонов , камердинер полковник Е.Трупп комнатная девушка С. Демидова лейб-медик Е.С.Боткин

Следователь Сергеев обнаружил на южной стороне подвальной комнаты, где погибла семья последнего императора вместе со своими слугами, строфы поэмы Гейне - "Валтасар" на немецком языке, которые в стихотворном переводе звучат так:

И прежде чем взошла заря, Рабы зарезали царя...

Царская семья

Николай II и Александра Федоровна

Прожив полную потрясений жизнь, Николай II и его жена Александра Фёдоровна сохранили до конца любовно-восторженное отношение друг к другу. Их медовый месяц длился более 23 лет. О глубине этого чувства мало кто догадывался в то время. Лишь в середине 20-х гг., когда в России было опубликовано три объемистых тома переписки царя и царицы (около 700 писем), открылась поразительная история их безграничной и всепоглощающей любви друг к другу. Через 20 лет после свадьбы Николай записал в своем дневнике: "Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы. Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости".

Мария Федоровна, Александра Федоровна и Николай II с дочерью Ольгой

В царской семье родились пять детей: великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и цесаревич Алексей. Дочери рождались одна за другой. В надежде на появление наследника императорская четы стала увлекаться религией, явилась инициатором канонизации Серафима Саровского. Набожность дополнил интерес к спиритизму и оккультизму. При дворе начали появляться различные прорицатели и юродивые. Наконец, в июле 1904 родился сын Алексей. Но родительская радость оказалась омрачена - у ребенка обнаружили неизлечимую наследственную болезнь гемофилию.

Цесаревич Алексей

Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич и Великий Князь Алексей Николаевич

Николай II с цесаревичем Алексеем

Последний русский император Николай II с детьми по возрасту .

Пьер Жильяр, педагог царских дочерей, вспоминал: "То, что было самого лучшего у этих четырех сестер - это их простота, естественность, искренность и безотчетная доброта". Характерна и запись в дневнике священника Афанасия Беляева, которому в пасхальные дни 1917 г. довелось исповедовать арестованных членов царской семьи. "Дай Бог, чтобы и все дети были нравственно так высоки, как дети бывшего паря. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи, страстной и греховной, меня привело в изумление", - писал он.

Из семейного альбома царской семьи Романовых

Их Императорские Величества с Августейшей Семьей.

Дети Николая II. Карлсруэ, Германия, начало XX века

Ее Императорское Высочество Великая Княжна Татьяна Николаевна.

Комитет Ее Имп. Выс. Вел. Княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий.

Ее Императорское Высочество Великая Княжна Татьяна Николаевна

В семье императора царила атмосфера согласия, любви и покоя. Здесь Николай всегда отдыхал душой и черпал силы для исполнения своих обязанностей. 8 апреля 1915 г., накануне очередной годовщины помолвки, Александра Федоровна написала мужу: "Дорогой, сколько мы пережили тяжелых испытаний за все эти годы, но в нашем родном гнездышке всегда было тепле и солнечно".

Великая Княжна Ольга Николаевна Романова родилась в ноябре 1895

года. Ольга стала первым ребенком в . Родители не могли

нарадоваться появлению ребенка. отличилась

способностями в изучении наук, любила уединение и книги. Великая

княжна была очень умна, у нее отмечались творческие способности. Вела

себя Ольга со всеми просто и естественно. Княжна была удивительно

отзывчива, искренна и щедра. Первая дочь Александры Федоровны

Романовой , унаследовала от матери черты лица, осанку, а так же волосы

золотистого оттенка. От Николая Александровича же дочь унаследовала

внутренний мир. Ольга, как и её отец, обладала удивительно чистой христианской душой. Царевна

отличалась врожденным чувством справедливости, не любила вр анье.

Великая княжна Ольга

Великая княжна Татьяна Николаевна Романова родилась 11 июня

1897 года, и была вторым ребенком в чете Романовых . Как и Великая княжна


Наш царь – кровавое пятно
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму - темно.

Наш царь - убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь - висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел.


Но будет, час расплаты ждет.
Кто начал царствовать - Ходынкой,
Тот кончит - встав на эшафот.»

Категории: Блоги , Выбор Редакции , История
Теги: ,

Интересная статья? Расскажи друзьям:

Короткая подборка цитат современников о «страстотерпце» Николае II, которого так настойчиво пытаются реабилитировать в последние годы.

Из дневника профессора Б. В. Никольского, участника и идеолога монархического «Русского собрания»:

15 апреля: «…Я думаю, что царя органически нельзя вразумить. Он хуже, чем бездарен! Он - прости меня Боже, - полное ничтожество…

26 апреля: «…Мне дело ясно. Несчастный вырождающийся царь с его ничтожным, мелким и жалким характером, совершенно глупый и безвольный, не ведая, что творит, губит Россию. Не будь я монархистом - о, Господи! Но отчаяться в человеке для меня не значит отчаяться в принципе»…

Из дневника М.О.Меньшикова за 1918 г.:

«…Не мы, монархисты, изменники ему, а он нам. Можно ли быть верным взаимному обязательству, к-рое разорвано одной стороной? Можно ли признавать царя и наследника, которые при первом намеке на свержение сами отказываются от престола? Точно престол — кресло в опере, к-рое можно передать желающим».

«…При жизни Николая II я не чувствовал к нему никакого уважения и нередко ощущал жгучую ненависть за его непостижимо глупые, вытекающие из упрямства и мелкого самодурства решения. Ничтожный был человек в смысле хозяина. Но все-таки жаль несчастного, глубоко несчастного человека: более трагической фигуры „человека не на месте“ я не знаю…»

С.Ю. Витте: «Неглупый человек, но безвольный» /Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1960. Т.2. С. 280

А.В. Богданович: «Безвольный, малодушный царь» /Богданович А.В. Три последних самодержца. М., 1990. С. 371

А.П. Извольский: «Он обладал слабым и изменчивым характером, трудно поддающимся точному определению» / Извольский А.П. Воспоминания. Мн., 2003. С. 214

С.Д. Сазонов, бывший министр иностранных дел, 3 августа 1916 г. в беседе с М. Палеологом: «Император царствует, но правит императрица, инспирируемая Распутиным» /Палеолог М. Указ. соч., с. 117

И даже антисоветчик Бальмонт в 1906 г.:

«Наш царь – Мукден, наш царь – Цусима,
Наш царь – кровавое пятно
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму - темно.

Наш царь - убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь - висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел.

Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, час расплаты ждет.
Кто начал царствовать - Ходынкой,
Тот кончит - встав на эшафот.»

Финальную точку в описании «царя-батюшки» ставит цитата из воспоминаний известного юриста и члена Государственного совета Российской империи, Анатолия Фёдоровича Кони:

«Его взгляд на себя, как на провиденциального помазанника божия, вызывал в нем подчас приливы такой самоуверенности, что ставились им в ничто все советы и предостережения тех немногих честных людей, которые еще обнаруживались в его окружении…

Трусость и предательство прошли красной нитью через всю его жизнь, через все его царствование, и в этом, а не в недостатке ума и воли, надо искать некоторые из причин того, чем закончилось для него и то, и другое… Отсутствие сердца и связанное с этим отсутствие чувства собственного достоинства, в результате которого он среди унижений и несчастья всех близко окружающих продолжает влачить свою жалкую жизнь, не сумев погибнуть с честью.»