Упражнение моторчик логопед. Как научить ребенка говорить Р? Первый этап

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ [Р] И [Р"]

Звук [Р] является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков че-ловеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки [Р] и [Р’] появляются позже многих других согласных, и как правило, с появлением в речи ребёнка развитых высказываний в форме сложных и сложно-подчинённых предложений. Искажение артикуляции звука [Р] или его пропуск называется ротацизмом . Замена нормального, зазубного [Р] любым другим звуком называется параротацизмом , например замена [Р] на [Л], [Д], [Т], [И] (лыба — рыба, Юла — Юра).

Различают следующие виды ротацизма:

  1. Горловое [Р] (картавость) — наиболее распространённый дефект артикуляции звука [Р] имеет два варианта, но в обоих случаях язык оттянут назад и своей корневой частью сближается с мягким нёбом.
  2. Если в первом варианте выдыхаемый воздух, проходя через желобок, приводит в коле-бание маленький язычок, то такой звук называется увулярное [Р] («грасси-рующее» ).
  3. Если [Р] образовано вибрацией мягкого нёба — перед нами велярное [Р] .
  4. Увулярное [Р] акустически наиболее близко к нормальному [Р], особенно у детей с хо-рошим музыкальным слухом. При велярном [Р] слышится грубый рокот.
  5. Доральное [Р] . Передний край языка опущен, вибрация образуется спинкой языка, которая ударяется в переднюю часть нёба или альвеолы. Вместе с языком дрожит вся нижняя челюсть. Слышен грубый рокот.
  6. Боковое [Р] (боковой ротацизм) . Переднеязычная вибрация заменяется отры-вом бокового края языка (обычно с одной стороны) от верхних коренных зубов. В обра-зовавшуюся щель прорывается выдыхаемый воздух. Слышится неприятный хлюпающий звук. В наиболее тяжёлых случаях в момент вибрации вовлекается щека и верхняя губа.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]

Сроки постановки вибранта [Р] колеблются от нескольких минут до нескольких месяцев и зависят как от психо-физиологических возможностей ученика и строения его речевого аппарата, так и от мастерства и методической вооруженности логопеда.

Постановка звука [Р] ведется в двух направлениях:

а) удержание языка, когда передний его край поднимается к альвеолам, оставляя узкую щель, через которую проходит выдыхаемый воздух;

б) выработка вибрации.

Подготовительные упражнения для правильного удержания языка.

    Сначала познакомьте ребёнка с частями его языка, показав их на его ладони: кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка.​

    Перед зеркалом научите ребёнка щёлкать языком (рот раскрыт «до ушей») и приса-сывать спинку языка к нёбу.

Обратите внимание на подъязычную связку: получился «грибок». Щелкать быстро и медленно, громко и тихо.

    Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счет) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой.

    Уметь из состояния присоса производить по команде логопеда громкий щелчок язы-ком — «шпок».

    Просунув язык между губами, сделать «болтушку».

Выработка фрикативного [Р].

Если ребёнок хорошо владеет своим языком, используйте методику профессора Ф.Ф. Рау, суть которой состоит во временном замещении вибранта фрикативным звуком. Этот фрикативный звук имеет общее место своего образования с нор-мальным звуком [Р] и отличается от последнего отсутствием вибрации. Ребёнку предлагается за верхними резцами, на «бугорках» (альвеолах) сказать ЗА или 3-3-3 и послушать, что получается. Полученный фрикативный (проторный) звук сходен по звучанию с английским г.

Фрикативный [Р] использовать в слогах РА (ЗА), РЫ (ЗЫ) и словах. С поднятым языком проговаривать: ЗА, ЗЫ, ЗЫба, Зыбак, ЗАбота, ЗАкета.

Если фрикативный [Р] хорошо закреплён, можно временно пользоваться им в речи.

Если ребёнок не нашел нужное «местечко» для языка, предложите следующие упраж-нения:

    Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам.

    Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Для лучшего обозрения можно вложить шпатель между коренными зубами.

    Попеременное повторение с придыханием на «бугорках» ТДА-ТДА-ТДА-ТДА... ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ.

Как правило, подъязычная связка постепенно растягивается. В крайнем случае обратитесь к врачу-сто-матологу.

    «Барабан»: быстро «стучим» по нёбу ДДДД, начинаем с нёба «верха» и спускаемся «вниз» к верхним резцам.

    «Ветерок на бугорках»: ДЗА-ДЗЫ (Р фрикативное).

    «Балалайка на бугорках»: ТДНЬ-ТДНЬ-ТДНЬ.

    «Балалайка с ветерком»: ДЗНЬ-ДЗНЬ-ДЗНЬ (фрикативное).

Выработка вибрации языка.

    В момент произнесения учеником фрикативного [Р] его язык механически приводится в колебание, сначала логопедом с помощью специального зонда, а затем, взяв в свои руки указательный палец ребёнка, логопед подкладывает его под язык. Предложите ученику дли-тельно произнести фрикативное [Р] и быстрыми движениями пальца вправо-влево приводите язык в колебание. Получается прерывистый барабанящий звук.

    Ученик быстро говорит слоги на «бугорках»: ды-ды-ды-ды — и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под язычком.

В результате регулярных упражнений (не более 35 сек с перерывами) грубая вибрация заменяется нормальной. Если процесс закрепления вибранта [Р] идёт медленно, ребёнок может произносить отдельные слова со звуком [Р], помогая себе пальчиком.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р’]

После постановки звука Р твёрдого и его проработки в словах и фразах [Р’] мягкий может появиться спонтанно.

В случае необходимости [Р’] мягкое ставить от фрикативного мягкого (ЗИ, ЗЯ), исключая вибрацию и приучая делать один удар кончиком языка там, откуда растут верхние резцы или по ним.

Овладение правильной артикуляцией звуков [Р] и [Р’] иногда требует тщательной работы над вибрацией, как длительной для [Р] твердого, так и одноударной — для [Р’] мягкого.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «Р».

  • Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам);
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у альвеол;
  • Губы открыты;
  • Зубы разомкнуты;
  • На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха;
  • Голосовой моторчик работает.

Подготовительные упражнения для звука «Р»:

Упражнение для выработки напора воздуха.

Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

Примечание. Может быть следующая неточность: губы вибрируют без голоса.

Упражнения для языка.

1) Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.

Примечание. Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно.

2) Цоканье, прищёлкивание языком. С переменным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев. Повторять упражнение.

Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягивается и хорошо видна.

Примечание. Могут быть следующие неточности.

Предлагаемый конспект логопедической сказки для детей дошкольного возраста может быть использован на подготовительном этапе и на этапе постановки звука.

Педагог . Здравствуй, дружок. Мы сейчас отправимся с тобой в сказку, где живет звук [р]. Старичок Звуковичок с нами.

Посмотри, сколько разных предметов он принес. Я буду их называть, а ты, если услышишь в слове звук [р], возьми этот предмет и поставь в сундучок. (Ребенок выполняет действия.) Сколько ты выбрал предметов? Посчитай. (Ребенок считает.) А что это за предметы?

Ребенок. Это орехи.

Педагог. Старичок Звуковичок предлагает пальчикам поиграть с орехами.

Упражнения для развития мелкой моторики с грецким орехом.

  • Взять грецкий орех в правую руку и крепко сжать на счет «пять». Повторить упражнение левой рукой.
  • Правая ладонь прямая, пальцы крепко прижаты друг другу. Прокатывать грецким орехом от запястья до кончиков пальцев и обратно. Повторить упражнение для левой руки.
  • «Колобок»: грецкий орех лежит на левой руке, правая рука - сверху.

Катаем, катаем,

Крепко прижимаем.

Повторить упражнение для левой руки.

Примечание. После каждого упражнения выполняются уп­ражнения на расслабление рук (уронили ручки вниз и рассла­бились).

Педагог. Давай отвезем орехи Старичку Звуковичку на лошадке.

Упражнение «Лошадка».

Цель: укрепление мышц языка, отработка подъема языка вверх.

Когда лошадка скачет, ее копыта цокают. Научи свой язы­чок красиво цокать. Для этого улыбнись, приоткрой рот, по­щелкай медленно язычком. (Ребенок выполняет.)

Решил Звуковичок сделать ремонт, побелить потолок. Мы ему поможем.

Упражнение «Маляр»

Цели: вырабатывание подъема языка вверх и развитие его подвижности.

Ты можешь научить свой язычок «белить потолок» в своем домике-ротике. Улыбнись, открой рот, подними язык к буго­рочкам, води по нёбу вперед-назад, поглаживая кончиком языка как кисточкой.

Чистота и порядок у Старичка Звуковичка. Можно и в лес за грибами сходить.

Упражнение «Грибок».

Цели: вырабатывание подъема языка вверх, растягивание подъязычной уздечки.

Делаем «грибок»: улыбнись, приоткрой рот, медленно по­щелкай языком. Щелкни языком и присоси, открой рот шире. Удержи «грибок» подольше.

Угадай, кого увидел в лесу Звуковичок?

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

Правильно, дятла. Постучи, как дятел.

Упражнение «Дятел».

Цель: укрепление мышц кончика языка, развитие умения удерживать кончик языка у альвеол и ощущать его вибрацию.

Открой рот, кончик языка подними за верхние зубы и постучи: «Д-д-д».

На цветах Звуковичок увидел пчелку. Давай позвеним, как пчелка.

Упражнение «Пчелка».

Цель: выработка умения удерживать кончик языка у аль­веол и ощущать его вибрацию.

Пчелка летает от цветка к улью, звеня: «Дз-дз-дз». Соби­рает целый день сок-нектар из цветов и несет его к улью, издавая звуки: «Дз-дз-дз».

Открой рот, кончик языка - за верхними зубами. Сильно выдохни на кончик языка, произнося звуки: «Дз-дз-дз». По­чувствуй кончиком языка щекотание от сильной струи воздуха (ветерка). Проверь силу струи воздуха - поднеси тыльную сторону руки ко рту.

Вдруг Звуковичок на дороге увидел машину, которая за­стряла и буксует, не может выехать: «Дз-дз-дз». Помоги вы­ехать машине, заведи мотор.

Упражнение «Заведи мотор».

Цель: умение вызывать вибрацию кончика языка.

Открой рот,подними кончик языка за верхние зубы. На сильном выдохе произнеси «дз-дз-дз» в ускоренном темпе. (Чистым указательным пальцем делать колебательные движе­ ния под кончиком языка.)

Мотор машины рычит: «Р-р-р». Вот мы и нашли звук [р]. Ты старательно и правильно выполнял пальчиковую гимнас­тику, упражнения на дыхание, заставлял язычок трудиться, и у тебя появились правильные звуки, которые ты не умел го­ворить.

Всем нам известно, что буква «р» довольно сложно произносится. Многие люди в детстве не могут правильно выговаривать эту букву в словах, а у некоторых и с возрастом ничего не меняется. Папы и мамы для исправления дикции у ребёнка прибегают к услугам профессионалов. Но можно тренировать своё дитя и дома. Эта статья, как раз и послужит вам небольшим учебным пособием.

Как подойти к решению проблемы

В состав речевого аппарата входят: гортань, голосовые складки, ротоглотка с мягким и твёрдым нёбом, язык, губы, зубы, носоглотка и органы дыхания.

Возможные причины дефекта речи

Это могут быть отклонения после травмы и врождённые дефекты. Основной причиной многие специалисты считают недостаточное общение взрослых и детей. Маленький человечек должен и слышать нашу речь и видеть движение мышц нашего лица. Не допускайте скованности и стеснения ребёнка во время занятий. Недостаток речи вызывает комплексы в общении, что может повлиять на успеваемость. Чёткая дикция способствует лёгкой адаптации в новом коллективе. Обратим внимание на необходимые упражнения, в решении этого вопроса.

Общие понятия

Наша цель — качественно поставить речь. В процессе образования звука участвуют органы носоглотки и ротовой полости человека. Правильная постановка этих органов в комплексе даёт чёткий и ясный звук. Проходя этапы данной гимнастики, малыш обучается преобразовывать простые звуки в сложные звуковые фразы. Добиться всего вышесказанного нам помогут методические рекомендации по проведению необходимых уроков.

С чего начать

Малыша нужно заинтересовать, и выделить из его устоявшегося графика несколько минут для необходимых тренировок. Урок рекомендуется красочно оформить и интересно подать, так что бы разница между игрой и занятием была бы не заметна. Перед началом занятий не допускайте перевозбуждения организма ребёнка. В спокойном состоянии ребёнок способен лучше сосредоточиться на напряжении тех или иных мышц. Плюс ко всему, он будет более внимательным и качественно выполнит задание. На данном этапе мы плотно подошли к нашей главной задаче.

Основные принципы обучения

Здесь важно создать обстановку, в которой ребёнок будет чувствовать себя свободно. При проведении занятий необходимо учитывать временную и силовую нагрузку, а так же положение тела ученика. Ни в коем случае нельзя ускорять процесс обучения, что может негативно отразиться как на качестве произносимых звуков, так и на желании малыша заниматься. Будьте внимательны, терпеливы и настойчивы в проведении тренировок и тогда всё получится.

Обязательные правила

  1. Тренировка проводится ежедневно, при регулярном повторении организм запоминает движения. Достаточно три раза в день по 5 минут.
  2. Начинаем тренировку с движения губ и щёк. Далее идём во внутрь рта.
  3. Требуемое упражнение выполняется около пяти раз. Не следует перегружать мышцы и делать более трёх упражнений за урок, во избежание появления усталости.
  4. Не забываем о статических упражнениях, для удержания группы мышц в нужном положении в пределах пятнадцати секунд.
  5. При планировании занятий педагогу следует вначале ввести простые упражнения и связать их с игрой. Далее постепенно можно усложнять задания.
  6. При закреплении материала необходимо вводить новое упражнение. Оно должно быть только одно — первое. Остальные должны повторяться как закрепление предыдущих тренировок.
  7. Гимнастику выполняют, находясь в сидячем положении, при этом нужно следить за правильной осанкой.
  8. Выполняя упражнение, ученик должен видеть лицо взрослого и контролировать своё. В этом случае хорошо помогут зеркала, как настенные, так и переносные настольные небольшого размера.
  9. В учебном процессе каждое движение, необходимо соотнести с каким ни будь образом, можно с изображением на открытке или рисунке. На последующих занятиях у ребят будет срабатывать зрительная и мышечная память.

Вместе – мы сила

Взрослый и ребёнок должны добиваться улучшения дикции сообща. Это взаимодействие прослеживается в следующих рекомендациях:

  1. Педагог объясняет задание и вступает с ребёнком в игру.
  2. Затем показывает необходимое для повтора упражнение.
  3. Далее малыш повторяет и отрабатывает задание самостоятельно. Взрослый контролирует правильность, последовательность и плавность выполняющихся движений.
  4. Ученик может не сразу качественно выполнить артикуляционный жест и здесь надо будет ему помочь либо шпателем, либо чистым пальцем, либо чайной ложкой.
  5. К учебно-методическому процессу необходимо подходить творчески. Например, для того, чтобы ученик в процессе произношения в нужное место подставил язык, намажьте это место вареньем

Примеров артикуляционных упражнений очень много, но нас интересует подвижность языка.

Постановка буквы «р»

Опишем комплекс артикуляционной гимнастики, при качественной отработке которого, мы придём к правильному произношению звука «р». Одно из упражнений — дятел, в комплекс артикуляционной гимнастики также входят упражнения:

1.«Лошадка»

Укрепляем мышцы языка.

Делаем язычком согнутую лопаточку, подсасываем её к нёбу и затем резко опускаем, расширяя язык и ударяем по внутренней стороне нижних зубов. При этом слышится «цок-цок-цок».

2.«Маляр»

Отрабатываем подвижность языка.

Улыбнуться, открыть рот и поднять язык к бугорочкам верхних зубов. Водить по нёбу вперёд — назад. Представьте, что нёбо красите кисточкой.

3.«Грибок»

Отрабатываем статическое напряжение языка.

Приоткрыть рот и медленно цокать языком. Остановить язычок на нёбе и присосаться к нему. Удержать подольше «грибок», растягивая подъязычную уздечку.

4.«Дятел»

Развиваем умение удерживать кончик языка у альвеол (посадочное место) верхних зубов.

Широко открыть рот, острие языка поднять вверх и с силой ударять в бугорки над верхними зубами, постучать в них: «д-д-д»».

5.«Пчёлка»

Учимся удерживать макушку языка, вибрируя им у верхних альвеол.

Открыть рот. Кончик язычка поднять к альвеолам верхних зубов. Мысленно провести стрелку от основания языка к выходу изо рта. Сильно выдохнуть по направлению этой стрелки, получится звук «дз», который нужно повторять, приминая язычок к бугоркам — «дз-дз-дз» Развиваем. Необходимо почувствовать кончиком языка щекотание от сильной струи воздуха. Ощутить вибрацию языка.

6.«Заведи мотор»

Ставим и развиваем вибрацию языка.

Открываем рот, поднимаем кончик языка к альвеолам(верхние зубки). Сильно выдыхаем и произносим «дз-дз-дз» в ускоряющемся темпе. Чистый указательный палец вставляем в ротик под язык и делаем колебательные движения — запускаем мотор. Мотор рычит: «р-р-р-р-р». Вот мы и нашли звук «р»!

Первый звук «р», из уст вашего ребёнка не будет отчётливо слышен. В дальнейшем, если строго будут соблюдаться рекомендации по проведению занятий, этот звук станет выразительным и чётким в произношении. Хотя, если ребенок начал выговаривать желаемый звук, его дальше можно развивать не с помощью артикуляционных упражнений, а с помощью целенаправленного выговаривания слов, в которых есть желаемый звук.

Данный комплекс упражнений дятел артикуляционной гимнастики — это только небольшая часть всех тех упражнений, которые следует отрабатывать при выявлении тех или иных дефектов речи у ребёнка. В начале курса этих занятий у малыша будет наблюдаться напряжённость не только мышц лица, но и мышц всего тела. Впоследствии со временем напряжение исчезнет, движения речевых органов станут, естественными и скоординированными. Систематическое занятие детей с родителями, качественная организация уроков у логопедов — это залог скорейшего успеха в ликвидации дефектов речи у детей. Впоследствии ребёнок, без каких либо трудностей усваивают и произносят слова сложной слоговой и звуковой структуры.

Звук «Р» – это один из самых сложных звуков в русском языке. Если малыш его вообще не произносит, то «поставить» этот звук будет гораздо проще, чем исправлять картавость.

Речевой аппарат готов к произношению звука «Р» ориентировочно в 5−6 лет. Поэтому до этого возраста, если ребенок не начал произносить «Р» самостоятельно, не форсируйте события. Ни в коем случае не приставайте к ребенку со словами: «Скажи Р-Р-Р!» Малыш постарается выполнить вашу просьбу, а поскольку его речевой аппарат еще не готов к произношению данного звука, то он получится неправильный. Ребенок запомнит эту артикуляцию и дальше будет произносить «Р» именно так.

Последнее время все больше встречатся детей с речевыми нарушениями. Логопед нужен практически каждому второму ребенку. С чем же это связано? С экологией? Вообще, да. С ее ухудшением с каждым годом рождается все больше слабеньких детей. Плохо развивается у них и речевой аппарат. Но, оказывается, есть и другая причина, по которой современные дети начинают говорить позже, чем мы и наши родители в своем детстве. Выяснилось, что большое значение имеет то, чем вы ребенка кормите.

В последнее время педиатры пришли к выводу, что прикорм грудничкам надо вводить с шести месяцев, чтобы не испортить им животики. А вот раньше детей переводили на новое питание с трех месяцев. Пищеварению это, как позже выяснилось, вредило, а вот гимнастика для артикуляционного аппарата была отменная. Ребенок с раннего возраста учился жевать и, соответственно, быстрее был готов заговорить.

Баю-бай! Почему малыш не спит?

  • Подробнее

Что же делать в таком случае? Не кормите детей исключительно протертыми кашами! Когда вводите прикорм, поскорее учите его жевать, давайте твердую пищу – пусть почаще грызет морковку, яблоко.

Кстати, наблюдения специалистов привели к выводу, что у детей, которые находились на грудном вскармливании, речевой аппарат более подготовлен к речевой деятельности, чем у «искусственников». А все потому, что сосать грудь – это труд и, соответственно, хорошая зарядка для ротика малыша.

Если ребенку уже исполнилось шесть лет, а звука «Р» так и нет, то обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, вам достаточно будет в течение какого-то времени выполнять ряд артикуляционных упражнений, чтобы «завести моторчик». А может быть, выяснится, что у ребенка короткая уздечка, которая и не дает произнести звук «Р». В таком случае логопед либо поможет растянуть ее, либо посоветует посетить хирурга, чтобы надсечь уздечку. Процедура довольно простая, поэтому не стоит ее бояться.

Самое главное – внимательно следите за речью своего ребенка. При обнаружении дефектов как можно раньше обращайтесь к специалистам. Став взрослыми, ваши дети будут благодарны вам за то, что вы постарались сделать их речь чистой.

На заметку! Вот одно из самых эффективных упражнений для постановки звука «Р»:

Называется оно «Заведи моторчик» . Для звука Р характерна вибрация языка. Добиться ее проще, используя механический способ. Для этого вам понадобится ватная или коктейльная палочка (не остарая), но можно выполнять это упражнение и при помощи пальца (но прежде, конечно же, не забудьте хорошенько вымыть руки!).

Попросите ребенка сделать язык широким и поднять его за верхние зубы. Малыш должен многократно произносить звук «Д». Получается это так - ддддддддддд. Вы в это время палочкой, либо пальцем производите частые колебательные движения справа налево по небу возле кончика языка. При этом звук ддддддд «превращается» в звук ррррррр. Регулярно проводя такое упражнение, артикуляционный аппарат ребенка учится и запоминает, как нужно произносить звук «Р».

Это упражнение ребенок может выполнять самостоятельно при помощи пальца.