Его преследуют хулы он ловит. Н

О роли литератора в жизни общества Николай Алексеевич Некрасов размышлял очень часто, о чём говорят его произведения. Например, стихотворения «Поэт и гражданин» или «Блажен незлобивый поэт».

Из этих двух произведений, первым появилось в 1852 году стихотворение «Блажен незлобивый поэт». Написано оно было сразу после смерти Гоголя. И хотя имя Гоголя не вспоминается, в тексте чётко просматриваются лирические отступления из «Мёртвых душ».

Некрасов был полностью убежден что Россия потеряла одного из великих писателей. Он будто пытался донести до читателя насколько недооценено творчество Гоголя, которого многие современники считали упрощённым писателем-сатириком.

Николай Алексеевич был уверен, что потомки смогут оценить талант Гоголя. И он оказался прав.

Не все поэты, писатели, художники смогли обрести славу при жизни. Однако они не писали в угоду властям и толпе, а говорили о насущных проблемах общества. Это смогло поднять их над услужливыми современниками, и сделать кумирами в глазах потомков.

Блажен незлобивый поэт

Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе -
Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят…

Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья, -

И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.

Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он - ненавидя!

Вероятнее всего, говоря о незлобивом поэте, Некрасов имел в виду поэта Василия Жуковского, который будучи, несомненно, талантливым человеком, прославился романтизмом в русской поэзии. Писал элегии, романсы, баллады. Был любим при дворе и являлся наставником Александра II.

Но был и другой тип поэтов.

Поэтов, сильных духом, пишущих не в угоду существующей власти, умеющих обличить пороки общества и отразить проблемы народа всегда будут восхищать потомков. Такие поэты очень тонко выделяют ложь, фарс, лицемерие. Они не боятся критики и готовы к ней.

Именно об этой правде Некрасов и рассказывает в своем произведении. Негативную реакцию со стороны сильных мира сего, порой можно считать лучше всякой похвалы. Зачастую это и есть признание всевозможных пороков.

Неблагодарная правда

Бунтарство, несогласие, мятежность во все времена воспринимались с неодобрением. Правда не является приоритетом для информативности. Писателю и поэту намного проще приспособиться к действующему режиму, писать на заказ, то что угодно заказчику. Не волновать народные умы, не выбрасывать полные сарказма лозунги, обходить стороной острые углы. Так многие делают. Таких незлобивых писак и называет Некрасов блаженными.

Но затронута и другая сторона медали. Некрасов в своем произведении пишет, что судьба незлобивых поэтов легка, его везде встречают, он всем нравится, однако, ему стоит задать себе вопрос, ведь после смерти исчезнут все его труды, а за ним придет другой такой же и будет пускать людям пыль в глаза:

«А доволен ли он своей судьбой, приятна ли ему такая людская похвала, которую он заслужил одной только своей покорностью и услужливостью?»

Смерть как награда

В истории искусства бесчисленное множество биографий, когда при жизни, недооценённый гений был гоним. Его либо не понимали, либо не хотели понимать. И это не останавливало талантливого человека. Гении не ставили целью жизни - славу. Жить по-другому такие личности просто не могли. Они творили всю жизнь: писали стихи, пьесы, музыку, картины, делали научные открытия.

Некоторым из них посчастливилось прославиться после смерти. Посчастливилось, не потому, что их имя стало известно, а потому, что они смогли добиться своей цели - донести свои мысли и чувства до общественности.

Возможно, через десятилетия или даже столетия благодарные потомки смогут разглядеть в творчестве поэта поучительные строки, актуальные для любого времени. В этом и есть призвание настоящего литератора.

Анализ стихотворения

Произведение детально описывает судьбу поэтов того времени с двух сторон. Первые всегда были против сатиры и рассказывали в основном то, что приятно слышать цензуре. Хоть эти стихи были ни о чем, зато у них было много слушателей и власти относились к ним с признанием всячески поддерживая их:

«И современники ему
При жизни памятник готовят...».

Возможно, он и говорит о каких-либо своих тревогах и печалях, однако, это совсем не то, в чем на самом деле проблема общества. Хоть и существуют реальные трагедии большого масштаба, обыватель сочувствует лишь минутным переживаниям автора. Все это передается массово и позволяет с легкостью управлять многими людьми даже не сильно потрудившись. Однако Некрасов подчеркивает, что эта слава быстро проходит, стихи становятся пустыми, их кладут на полку и никто больше об этом не вспоминает. Истинные же детали остаются за кадром:

«…чей благородный гений
Стал обличителем толпы»

Такой поэт не ставил себе цель - понравиться обществу. Он попросту творил и писал что думает. А шквал обвинений и негодование со стороны проверяющих органов мог служить только подтверждением, о правильно выбранном пути. Например, в вопросе о борьбе с крепостным правом.

Однозначного одобрения общественности такие произведения заслужить не могли. От этого происходило постоянное гонение на литераторов. Каждая строчка сатирического текста была словно катализатор для увеличения количества врагов у автора определенного стиха. Такого поэта никто не хвалит, не говорит спасибо и не восхищается им. Что точно мог получить такой смельчак, так это угрозы, запугивание, и даже арест.

Именно бесстрашность делает таких писателей и поэтов настоящими героями, которые не ищут похвалы, а ищут понимания.

Послесловие

Вопрос, который Никрасов поднял в стихотворении «Блажен незлобивый поэт» проходит красной полосой через всё произведение.

Что лучше?

Спокойная писательская жизнь, на темы, заданные существующей властью, с признанием, достойными гонорарами, с благодарными отзывами. Работая в таком режиме, не придётся делать работу над ошибками, ведь стихи не несут никакого раздражающего фактора. Описание простых бытовых ситуаций, немного каждодневного юмора - всё просто в таком творчестве.

Или удел поэта-бунтаря, со всеми вытекающими последствиями, где есть место притеснению, негативу, открытой критике. Где цензоры, подчиняющиеся властям, постоянно видят угрозу существующему строю и готовы в любую минуту к опале.

Рассуждая на тему «правильности» поэта, Некрасов, бесспорно, думает и о своём месте в литераторском искусстве. Будучи достаточно известным писателем, редактором журнала, сумевшим найти свою нишу в то непростое время, его порой охватывали сомнения в правильности выбранного пути. Мысли, об идеальном поэте, о своём месте в среде литераторов, были частыми гостями в голове Николая Алексеевича.

В своих рассуждения писатель приходил к выводу, что литературно-общественное мнение во многом помогает народным массам. От этого его стихи приобретали особую окраску, где при помощи завуалированных приёмов, он старался донести до читателя наиболее острые проблемы. И это ему удавалось.

«Блажен незлобивый поэт» Некрасов

«Блажен незлобивый поэт» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Блажен незлобивый поэт» было написано в феврале 1852 г. на смерть Гоголя и опубликовано в журнале Современник № 3 за 1852 г. Стихотворение перекликается с лирическим отступлением в первом томе «Мёртвых душ» Гоголя. Отступление Гоголя - своеобразный манифест гражданского писательского направления (так называемого «гоголевского») против направления «чистого искусства».

Прототипом поэта-сатирика был Гоголь, но образ поэта обобщённый. Это передовой поэт своего времени. К таковым Некрасов причислял и самого себя. Неизвестно, кто был прототипом незлобивого поэта, возможно, Жуковский.

Литературное направление, жанр

Стихотворение относится к жанру гражданской поэзии. Некрасов как поэт реалистического направления доказывает, что только поэт с твёрдой гражданской позицией, поэт обличающий - истинная сущность поэта.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 10 строф и условно делится на 2 части. Первые 4 строфы посвящены незлобивому поэту, последние 6 - поэту-обличителю, поэту-сатирику. В основе композиции - антитеза.

Тема стихотворения традиционна для Некрасова - тема поэта и поэзии, а шире - творца и предмета его творчества. Это спор о жанрах стихотворений, соревнование между интимной, пейзажной лирикой - и гражданской.

Основная мысль: жизнь гражданского поэта-сатирика лишена славы и почестей, только через время поймут, что в основе его насмешек - любовь и желание изменить мир. Но только таким и должен быть поэт.

Тропы и образы

В стихотворении не только первые строфы противопоставлены последним, всё оно целиком строится на антитезах. Рассматривая творчество незлобивого поэта, Некрасов не просто описывает его выгоды, но и противопоставляет их неудобствам, которых он лишён: мало желчи - много чувства, сочувствие толпы - сомнения в себе, беспечность и покой, миролюбивая лира - дерзкая сатира, памятник при жизни - гонят, злословят . Некрасов не насмехается над незлобивым поэтом. Кажется, он даже завидует ему. Блажен - значит окружён добром, счастьем. Образ поэта сопровождают положительные эпитеты: незлобивый поэт, искренний привет, миролюбивая лира, великий ум . Ирония видна разве что в упоминании привета от друзей спокойного искусства (Некрасов негативно относился к «чистому искусству», что видно и из этого стихотворения). С помощью сравнений и метафор Некрасов изображает величие незлобивого поэта: сочувствие толпы ласкает ухо, как ропот волн, «он прочно властвует толпой своей миролюбивой лирой» . Сомнения в себе, которым чужд поэт, Некрасов называет пыткой творческого духа (метафора). К этой пытке был склонен сам Некрасов.

О незлобивом поэте Некрасов рассказывает на едином дыхании, одним сложным предложением в трёх строфах.

Второй тип поэта тоже описывается с помощью противопоставлений: благородный гений - обличитель страстей и заблуждений толпы, «звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья», любовь во враждебном слове отрицанья, любит - ненавидя . Но антитезы второй части неполные: поэт находит положительное в отрицательном, включает хорошее в плохое.

Рисуя творческий путь поэта во второй части, Некрасов использует метафоры: нет пощады у судьбы, проходит он тернистый путь, его преследуют хулы, звуки его речей плодят суровых врагов, со всех сторон его клянут . Причина такой тяжёлой жизни - в гражданской обличающей позиции поэта: благородный гений обличает страсти и заблуждения толпы, он питает грудь ненавистью, вооружает уста сатирой, лира его карающая (метафоры). Такое противостояние приводит к сомнениям: он верит и не верит вновь «мечте высокого призванья» .

Но поэт не может молчать, потому что мотив обличения - любовь: через враждебное отрицание он проповедует любовь, он любит ненавидя . Казалось бы, это оксюморон, совмещение несовместимого. Но можно любить людей и ненавидеть недостатки в них. Люди потому ругают обличителя, что он затрагивает потаённые струны их душ, открывает правду, которую они скрывали даже от себя. Суровые враги плодятся и из умных, и из пустых людей (эпитеты), слышащих звуки обличенья. Клеймят и клянут поэта «со всех сторон», то есть даже образованные люди не склонны с радостью принимать обличение. Такова человеческая природа.

Некрасов надеется, что после смерти поэта все поймут его благородные мотивы, посмотрят на себя со стороны, раскаются и почтят поэта.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Мужская рифма чередуется с женской. Рифмовка перекрёстная.

Николай Некрасов, как и многие его предшественники, нередко задавался вопросом о том, какая роль в обществе отведена литератору. Размышляя на эту тему, в 1852 году он создал стихотворение “Блажен незлобивый поэт…” , посвященное годовщине смерти Николая Гоголя. Имя адресата ни разу не упоминается в этом произведении, так как к тому моменту Гоголь находился в опале. Однако Некрасов был убежден, что Россия потеряла одного из величайших русских писателей, вклад которого в литературу еще предстоит оценить потомкам.

В своем стихотворении автор проводит четкую грань между поэтами, творчество которых нравится обывателям, и теми, чьи стихи вызывают у читателей бурю возмущения. Первых он называет незлобивыми и блаженными, так как они всегда живут в мире с самими собой и с окружающими. Их стихи лишены критики и сарказма, но при этом не заставляют задумываться людей над проблемами, которые есть у каждого. Такой поэт “прочно властвует толпой с своей миролюбивой лирой” и при этом может рассчитывать на то, что памятник от благодарных почитателей будет поставлен ему еще при жизни. Но пройдут года, и его творчество, не несущее в себе ни крупицы рационализма, пустое и лишенное истинных эмоций, канет в небытие.

Вторая категория поэтов – это прирожденные бунтари, которые не только видят все пороки и недостатки общества, но и вскрывают их в своих произведениях. Поэтому вполне естественно, что их стихи не любит никто. Даже здравомыслящие люди, осознающие, что каждая строчка такого обличительного стихотворения призвана изменить мир к лучшему, предпочитают присоединиться к возмущенной толпе, в которой “со всех сторон” клянут автора. Более того, его совершенно не воспринимают всерьез, так как обида от справедливо, но подчас очень жесткой критики, мешает осознать, что в стихах есть доля истины.

Однако хулу и проклятия в свой адрес такой поэт воспринимает, как “звуки одобренья”, понимая, что сумел затронуть стихами душу людей, вызвать у них пусть и негативные, но все же яркие эмоции. В его словах, подчас обидных и грубых, любви и справедливости гораздо больше, чем в елейных речах того, кто предпочитает критике хвалебные оды. Но, к сожалению, судьба поэта-бунтаря всегда трагична: выступив против общества, он никогда не сможет рассчитывать на признание. И лишь после его смерти те, кто считал такого поэта смутьяном и невеждой, “как много сделал он, поймут, и как любил он – ненавидя!”.

(No Ratings Yet)

  1. Не секрет, что Николай Некрасов довольно иронично относился к своему творчеству, считая, что муза, кем бы она ни была, явно обделала его талантом, которым, несомненно, обладал Пушкин. В произведениях этого...
  2. Пушкин Неоднократно задавался вопросом о том, какова же роль поэта в социуме. Он понимал, что рифмованные строки могут полностью изменить мир и заставить людей мыслить по-иному. Примером тому являлось восстание...
  3. Выбирая литературную стезю, Сергей Есенин очень четко представлял, с чем именно ему придется столкнуться. Шансов на то, что он действительно станет выдающимся поэтом, было не так уж много. И будущее...
  4. Хрестоматийное стихотворение “Размышления у парадного подъезда” было написано Николаем Некрасовым в 1858 году, став одним из многочисленных произведений, которые автор посвятил простому народу. Поэт вырос в родовом имении, однако из-за...
  5. Николая Некрасова, который посвятил большинство своих произведений народу, описывая его тяжелую долю, нередко называли “мужицким поэтом” и критиковали за то, что он слишком много внимания уделяет быту и жизни крестьян....
  6. Исторически так сложилось, что Россия на протяжении всей своей истории постоянно принимала участие в различных военных компаниях. Однако честь отечества защищали не столько именитые полководцы, сколько обычные крестьяне. Даже после...
  7. Николай Некрасов был убежден, что крепостное право является не только пережитком прошлого, но и совершенно недопустимым явлением в европейской стране, которой себя считала Россия в середине 19 века. Однако еще...
  8. Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут...
  9. Творчество Николая Некрасова весьма реалистично и лишено приукрашивания действительности. Это объясняется не только личной драмой поэта, который подростком сбежал из дома, опасаясь гнева своего несдержанного и довольно жестокого отца. Годы...
  10. Каждый из нас в самые сложные периоды своей жизни мысленно обращается к самому близкому и дорогому человеку к матери. Некрасов, не отличающийся сентиментальностью, также прошел этот путь, хотя о матери...
  11. Николай Некрасов по праву считается одним из наиболее ярких русских поэтов-реалистов, который в своих произведениях изображал жизнь без каких-либо приукрашиваний. Очень многие его стихи вскрывают пороки общества, все еще обремененного...
  12. Николай Некрасов по праву считается знатоком крестьянской души, поэтому многие его произведения посвящены представителям низших сословий, которые во времена крепостного права приравнивались к домашнему скоту. В те далекие времена крепостных...
  13. Стихотворением “Демону” , написанном в 1855-ом, Некрасов Изначально хотел открыть сборник, опубликованный годом позже. В итоге этим планом не суждено было претвориться в жизнь. Первым в книге оказалось произведение “Поэт...
  14. Личная жизнь Некрасова вызывала осуждение у многих его знакомых. Все дело в том, что начинающий литератор не только влюбился в замужнюю женщину, но и переехал жить в ее дом, деля...
  15. Николай Некрасов вошел в историю русской поэзии как поэт с четко выраженной гражданской позицией, выступающий за равенство и свободу людей вне зависимости их социального статуса. Однако мало кто знает о...
  16. Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми. Жестокость отца, который не только бил крепостных,...
  17. Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью от того, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в...
  18. С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал “Современник”, одним из...
  19. Некрасов считается одним из наиболее ярких русских поэтов-реалистов, чье творчество передает без прикрас события, очевидцем которых довелось быть автору. Кроме этого, Некрасова нередко называют певцом крестьян, так как большинство его...
  20. Жизнь не баловала Николая Некрасова с самого рождения. Он появился на свет в семье отставного офицера, который отличался особой жестокостью и тиранил домочадцев. Поэтому будущий поэт еще подростком покинул отчий...
  21. Личная жизнь Николая Некрасова сложилась довольно трагически. Будучи начинающим литератором, он влюбился в Авдотью Панаеву, супругу достаточно известного писателя. Этот роман длился без малого 16 лет. Причем, и супруги, и...
  22. Николай Некрасов не понаслышке знал о том, как тяжела жизнь русских крестьян. Он и сам в полной мере испытал, что значит голод и лишения, когда в 16 лет из-за разногласий...
  23. Свое детство Николай Некрасов провел в родовом имении, где рос вместе с детьми крепостных крестьян. Позже поэт вспоминал, что его друзья относились к нему не как к молодому барину, а...
  24. Детство и юность Николая Некрасова трудно назвать счастливыми, так как будущий поэт рос в семье, которой заправлял жестокий и своевольный отец. Он не только измывался над крепостными крестьянами, но и...
  25. В Этом стихотворении поднимаются темы, которые были традиционны для Творчества Некрасова, – жизнь и страдания простого народа. Автор рассказывает о судьбе крестьянской девушки, выросшей в господском доме, но впоследствии выданной... Николая Алексеевича Некрасова многие называют народным поэтом, ведь свои творения он посвящал народу, который для него стоял на первом месте. Любовь к Родине и народу виднеется во многих достижениях писателя....
Анализ стихотворения Некрасова “Блажен незлобивый поэт

Это стихотворение – часть сатирической и гражданской лирики Некрасова. Тут, конечно, поднимаются и вопросы о предназначении поэта.

Практически всё стихотворение автор «нахваливает» доброго поэта, но вот это преувеличение в описании его «хороших» качеств и поступков создаёт комический эффект. И тут же контраст с тем «злым» поэтом, которым и был сам Николай Алексеевич, показывает, на чьей стороне правда.

Главное достоинство добренького поэта в том, что он для всех удобен. Его ничто (особенно несправедливость, которую обличал сам Некрасов) не волнует, не раздражает. Он не очень умен, ведь от ума рождаются сомнения, а их у него нет. Живётся ему прекрасно, он ко всем добр – его все любят. Он даже властвует над толпой, каждый рад его похвалить, ему помочь. Памятник ему готов, как говорится, при жизни.

Понятно, что ничего принципиально нового он не создаёт, жизнь не меняет. Творческие муки ему тоже неизвестны. И всё это его осознанный выбор, так как этот поэт любит покой, а сатиры боится. Никаких конфликтов, скандалов или ссылок – такой поэт живёт спокойно и богато.

В середине стихотворения с «но» начинается описание настоящего поэта, которое до этого читатель мог уловить только через отрицание. Говорится, что судьба не щадит этого обличителя. Он показывает людям их ошибки, грехи. Конечно, это вызывает раздражение и ненависть. (Но и врач должен иногда сделать больно, чтобы пациенту стало лучше.) Поэт сам ненавидит, сам вооружается против толпы. У него трудный путь, его все ругают, живёт он в бедности. Он весь в сомненьях – то верит, то нет в свою избранность, мучается. И всё-таки, своей злостью и разрушением он несёт в мир любовь. Некрасов повторяется, преувеличивает, мол, уже каждое слово такого поэта создаёт ему врагов. И они могут быть не только глупцами, которые просто не понимают творческую личность, но и умными людьми, которые видят в нём угрозу для их мира.

В стихотворении продолжает нарастать напряжение. Главного героя уже проклинают со всех сторон… Но вот в последних строках – снова перелом и контраст. Увидев труп настоящего поэта, люди понимают, сколько он сделал для них. Они поймут его любовь через всю ту ненависть к их недостаткам.

Стихотворение несколько устарело по лексике («желчь», «чужд», «сей»), но по смыслу ещё очень актуально. В нём много силы, возмущения, гнева, но в то же время понимания жизни, улыбки и мудрости.

Вариант 2

Есть известная фраза, которая называет поэта в России чем-то больше нежели просто поэтом. Однако, такое утверждение верно практически всегда, ведь настоящий поэт всегда представляет собой нечто большее. Такой человек не просто владеет строки и складывает рифмы, он рифмует различным образом саму суть бытия, жернова его ума отделяют зерна от плевел, а огненный взор испепеляет невежество и дисгармонию.

Безусловно, для каждого настоящего поэта характерным типом рассуждения является рефлексия, оценка своего внутреннего мира и своего положения в обществе. Вообще поэтам свойственно отстраняться от действительности и наблюдать за сутью бытия. Поэтому не составляет труда посмотреть и на себя со стороны.

Некрасов описывает вполне типичные трудности поэта, особенности его внутреннего мира. Стихотворение начинается со слова блажен и такое определение в дальнейшем раскрывается на протяжении всего стихотворения.

Может казаться будто автор описывает разные типы поэтов, сначала такого которому по нраву «беспечность и покой», потом того, кто «питает ненавистью грудь» и «вооружил уста сатирой». Тем не менее, речь идет об одном и том же поэте, который предстает в разных ипостасях, ведь путь поэта труден и требует разной реакции. Его руки могут быть заняты и «миролюбивой» и «карающей» лирой, при этом Некрасов в заключении стихотворения подводит как бы итог этому противоречию, которое разрешает в синтезе «любил он - ненавидя».

Такая деталь является невероятно значимой, так как описывает поэта как человека великого отречения, способного выйти за рамки привычного понимания, но при этом не отвергнув высоких идеалов. Если толпа требует обличения, обличительных речей, поэт любит, ненавидя, его ненависть становится орудием любви, которая всегда остается в его душе. Различная хула и подобное не привлекают внимания поэта, равно как похвала, он всегда блажен и незлоблив.

В этом смысле мы можем легко сравнить описание, которое предлагает Некрасов с описание того как пациент может протестовать против действий доктора. К примеру, когда нужно удалить гной из тела или зашить рану, проявляется боль и пациент может быть против этого, страдать, хулить доктора. Тем не менее, доктор, понимая, как причиняет своему пациенту боль, все равно выполняет собственную миссию, для того чтобы достигнуть излечения.

Об этом пишет и Некрасов, который говорит про «враждебное слово отрицанья», которое служит для проповеди любви, подобно тому как хирургический прибор может служить для того чтобы удалить гной. Если нечто становится нарывом для человеческого бытия, поэт выступает обличителем, хотя может и совершенно не иметь сторонников, а общество может видеть больший комфорт в противоположной позиции. Конечно, в «мечте высокого призванья» отсутствует потакание личным интересам и тем более интересам толпы.

Поэт является своеобразным доктором для общества. Он пользуется разными инструментами, он восхваляем и хулим. Блажен незлобливый поэт.

Анализ стихотворения Блажен незлобивый поэт по плану

  • Анализ стихотворения Творчество Ахматовой

    Произведение является составной частью поэтического сборника «Тайны ремесла», основной целью которого поэт представляет описание творческой процесса и объяснение появления поэтических строк.

  • «Блажен озлобленный поэт» - полемическое стихотворение, выражающее один из взглядов на поколение ХIX века и роль поэта в обществе. В школе его изучают в 10 классе. Предлагаем быстро и качественно подготовиться к уроку, используя краткий анализ «Блажен озлобленный поэт» по плану.

    Краткий анализ

    История создания – стихотворение было написано в 1872 году как ответ на стих Н. А. Некрасова «Блажен незлобливый поэт».

    Тема стихотворения – взаимосвязь поэта и общества, роль поэтического искусства в общественной жизни.

    Композиция – Стихотворение Я. Полонского - монолог-рассуждение лирического героя, который условно можно поделить на две части. В первой в центре внимания находится поэт, во второй - поэт и поколение его современников. На строфы произведение не делится.

    Жанр гражданская лирика.

    Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, в последних четырех строках рифмовка кольцевая АВВА.

    Метафоры «нравственный калека», «дети озлобленного века», «страдает под ярмом противоречий очевидных», «в любви - зародыши идей».

    Эпитеты «озлобленный поэт», «пророческий стих», «мужа солидные», «невольный крик».

    Сравнения «он как титан колеблет тьму», «он… как мы отравлен…».

    История создания

    Литература знает немало примеров споров между поэтами, которые развивались на почве актуальных проблем: заданий словесного творчества, его роли в развитии общества, художественных особенностей. Этот список далеко не полный. В первой половине ХIX века разгорелась полемика между приверженцами гоголевского и пушкинского направлений. Это стало толчком для написания Н. Некрасовым программного стихотворения «Блажен незлобливый поэт» в 1852 г. История создания анализируемого произведения связана с этими событиями.

    Я. Полонский не принадлежал ни к одному направлению, но с Некрасовым он вскоре вступил в творческую полемику. В 1872 году поэт написал полемический стих «Блажен озлобленный поэт», взяв за основу произведение Некрасова. Существует две редакции стихотворения Полонского. Первый вариант был принят не всеми журналами из-за острой характеристики поколения. Поэт отмечал, что ничего не имел против Некрасова, а полемика была направлена на некоторые его взгляды.

    Тема

    Анализируемое произведение раскрывает вечную проблему поэта и общества, их взаимосвязи. Автор показывает, что личность поэта развивается в общественной среде и если мастер слова воспитывается среди злобы и ожесточенья, то и сам он становится озлобленным. За таким положением вещей Я. Полонский наблюдает с иронией, а иногда и сокрушением.

    Лирический герой стихотворения - представитель «детей озлобленного века» . С позиции своего поколения он дает характеристику поэту, пытаясь найти в нем лучшие черты. Блаженным герой считает поэта, который озлобился, даже если при этом была искалечена его нравственность. Такой мастер слова никогда не останавливается, не опускает руки, он постоянно пытается найти выход. Лирический герой считает его сильным, поэтому сравнивает с титаном. Озлобленный поэт не слушается сердца или других людей, руководствуется только своим умом. Он не покоряется даже богам, а своими стихами способен встревожить даже «мужей солидных» .

    Идеальный поэт, по мнения Я. Полонского неподкупный, не любит лицемерия. Его сила в отрицанье и непоколебимых идеях, рожденных в любви. Главная же причина, почему народ следует за «озлобленным поэтом» - его крик и пороки сливаются с народными. Вместе с народом он испил яд из общей чаши.

    Композиция

    Стихотворение по смыслу делится на две части: в первой автор создает образ «озлобленного поэта», во второй дополняет эту характеристику описанием общества, в котором живет этот самый поэт. Первая часть гораздо объемнее второй, обе они тесно переплетены и являют собой единое целое. Формального разделения на куплеты в стихотворении нет.

    Жанр

    Жанр произведения - гражданская лирика, так как автор размышляет в стихотворении над актуальной проблемой. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. Я. Полонский использует перекрестную рифмовку АВАВ, а в последних строках - кольцевую. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

    Средства выразительности

    Главную роль играет метафора : «нравственный калека», «дети озлобленного века», «страдает под ярмом противоречий очевидных», «в любви - зародыши идей». Дополняется картина эпитетами : «озлобленный поэт», «пророческий стих», «мужа солидные», «невольный крик».

    Сравнений в тексте всего два: «он как титан колеблет тьму», «он… как мы отравлен…».

    Средства выразительности подчеркивают настроение лирического героя и автора. В некоторых строфах эмоциональный фон создается при помощи аллите-рации например, согласных «с», «ц»: «Яд в глубине его страстей, спасенье в силе отрицанья» .