Женский род множественное число мягкий знак. Когда пишется Ь после шипящих

Правописание ъ и ь

А. Употребление разделительного ъ.

1. Разделительный ъ пишется :

1) перед буквами е, ё, ю, я после приставки, оканчивающейся на согласную: въезд, подъем, предъюбилейный, межъядерный ;

2) перед буквами е, ё, ю, я в иноязычных словах, в которых имеется приставка, оканчивающаяся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр, об-, суб, транс-), или составная частица пан-: адъютант, инъекция, конъюнктивит, контръякобинский, объект, субъект, трансъяпонский, панъевропейский ;

3) в сложных словах, первую часть которых образуют имена числительные двух-, трех-, четырех-: двухъярусный, четырехъязычный .

2. Разделительный ъ не пишется :

1) в сложносокращенных словах перед буквами е, ё, ю, я : детясли ;

2) перед гласными а, о, у, э : безапелляционный, безоблачный, отэкзаменовать .

Б. Употребление разделительного ь.

Разделительный ь пишется:

1) перед е, ё, и, ю, я внутри слова, не после приставок: карьера, курьёзный, воробьиный, вьюга, обезьяна, подьячий (от слова дьяк , т.е. ь в корне);

2) в некоторых иноязычных словах перед о : бульон, компаньон, шампиньон .

В. Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных.

1. Буква ь пишется:

1) нa конце слова после любого мягкого согласного: конь, уголь, фонарь ;

2) после мягкого л, стоящего перед любым согласным (твердым или мягким): больной, сельдь, мальчик, пильщик ;

3) после мягкого согласного, стоящего перед твердым согласным: Кузьма, меньше, борьба ;

4) между двумя мягкими согласными только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким: в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), о борьбе (борьба);

5) в числительных, оканчивающихся на -десят, -сот , после первого корня: пятьдесят, пятьсот, восемьдесят, восемьсот ; в числительных, оканчивающихся на -дцать на конце слова: пятнадцать, девятнадцать, двадцать .

2. Буква ь не пишется:

1) внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рш, рч : речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, испорченный ;

2) между мягкими лл : иллюзия , иллюминация, иллюстрация .

Г. Употребление ь для обозначения грамматических форм.

Примечание: к шипящим относятся буквы ж, ш, щ, ч .

1. После шипящих ь пишется:

1) в именах существительных женского рода единственного числа: речь, тишь, рожь (не смешивать с туч, рощ, тысяч , так как это формы родительного падежа множественного числа);

2) в повелительном наклонении глаголов: назначь, отрежь, съешь, назначьте, отрежьте, съешьте ;

3) в неопределенной форме глаголов: беречь, стричь, беречься, стричься ;

4) во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени: несешь, возишь, бросишь, несешься, бросишься, возишься ;

5) в наречиях: невмочь, сплошь . Исключения: уж, замуж, невтерпёж ;

6) в частицах: вишь, бишь, лишь, ишь .

2. Употребление ь в некоторых других падежных и глагольных формах:

1) в творительном падеже множественного числа некоторых существительных и числительных: детьми, людьми, четырьмя , а также и в других падежах числительного восемь : восьми, восемью и восьмью ;

2) в неопределенной форме глаголов: возить — возиться, брить — бриться ;

3) в повелительном наклонении: приготовь, приготовьте, приготовьтесь . Исключения: ляг, лягте .

Упражнения на тему « Правописание ъ и ь»

Упражнение 1. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

1. В эту минуту раздались п...яные крики гостей.
2. Сам решился он Чичиков] сочинить крепости, написать и переписать, чтоб не платить ничего под...ячим.

3. Она села за фортеп...яно и сыграла несколько любимых его п...ес.

4. Лакей обез...янничает их манеры, замашки.

5. Высокий зеленый бур...ян рос на том месте, где когда-то был двор.

6. Обивка на креслах первых рядов и на бар...ерах лож... давно выцвела.

7. Раз...яренная река пенилась и схлестывала волнами гранитные парапеты набережной.
8. Порой выходила группа от...экзаменовавшихся гимназистов, весело разговаривавших об удаче или озабоченно — о возможности провала.

9. Повар давал им [матросам] вываренное бул...онное мясо.
10. Среди большой чистой площадки на высоком п...едестале высился слепок могучей фигуры Давида.
11. Вот нам и еще один компан...он для пикника.
12. Неподалеку, за деревьями, открывался необ...ятный лазурный простор.

13. При малейшем из...яне в костюме, при оторванных пуговицах этот костюм должен сдаваться для починки, чистки и пр.

14. Мы уж с отцом от...ужинали.

15. Мы отходили на север, прикрываясь все время сильными ар...ергардами.

16. Письма Андрея стали неот...емлемой част...ю моей жизни.

17. Аксинья с...узила глаза, шевел...нув черными бровями.

18. Настал день прем...еры, подготавливавшейся свыше полугода.

19. Мы пред...явили Фокину ряд требований, и прежде всего о повышении заработной платы.

Упражнение 2. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

1. В городке было сконцентрировано нескол...ко батал...онов пехоты.

2. Сначала производились натурные с...емки, затем работа была перенесена в павил...оны кинофабрики.

4. Во время ремонта театра были заменены меж...ярусные перекрытия.
5. В газете опубликовано интерв...ю с руководителем иностранной делегации.

6. Новые методы работы позволили с...экономить много времени и средств.
7. Активная контр...атака противника поставила в затруднител...ное положение молодого шахматиста.

8. Работу переводчика облегчил недавно изданный трех...язычный словарь.

9. В такую в...южную ноч... нетрудно было сбит...ся с пути в незнакомых местах.

10. По ночам нередки были заморозки, и лист...я на дерев...ях с...ёжилис... от холода.

11. Для пересылки срочных и важных документов была испол...зована фельд...егерская связь.
12. Крестьяне неоднократно восставали, стремяс... избавит...ся от тяжести под...яремной жизни в условиях крепостничества.

13. Беряс... за какую-либо работу, нужно об...ективно оцениват... свои возможности.
14. Денежные знаки старого образца были из...яты из обращения.

15. На заре человеческой жизни поч...ти любое явление природы казалось людям сверх...естественным и необ...яснимым.

16. Химик производил опыты с какими-то четырех...элементными соединениями.

17. В основе таких теорий, как пан...тюркизм, пан...японизм, лежат не стол...ко религиозные, скол...ко политические цели.

18. Гигантский советский реактивный самолет совершил транс...европейский перелет за нескол...ко часов.

Упражнение 3. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

1. Прос...ба моя состоит в следующем.

2. Дождик сеялся все мел...че и мел...че.

3. На землю легла измороз... .

4. Одеваеш...ся около открытого ил...юминатора, в который тянет апрел...ской свежест...ю.

5. Ему не сиделос....

6. Он учит...ся катат...ся на кон...ках.

7. Короткий зим...ний день начинал смеркат...ся.

8. С ним все нян...чилис... .

9. Помощ...ник был старателный и толковый.
10. Феврал... сем...надцатого ворвался в город ветром, л...дистым и в...южным.

11. Нян...ка любила возит...ся с дет...ми.

12. Л...няные головы белели во т...ме.

13. Я боюс... сер...езно увлеч...ся.

14. И нечему дивит...ся: как дереву с огнем дружит...ся?

15. Захочеш... — доб...еш...ся.
16. Ран...ним летним утром отправ...тесь в лес.

17. Позабот...тес... о еде: воз...мите что-нибудь с собой.

18. Не плач...те, утеш...тес... .

19. Заступитес... за слабого.

20. Брос...те ругат...ся.

Источники:

  • Глава «Трудности русской орфографии и пунктуации» в пособии Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи»
  • Раздел «Буквы ъ и ь» в «Пособии по русскому языку для поступающих в вузы» Розенталя Д.Э.

Дополнительно на Геноне:















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

УМК «Перспектива»

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи урока:

  • выявлять грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода единственного числа имени существительного путём исследовательской работы учащихся;
  • формировать умение различать слова мужского и женского рода;
  • воспитывать у учащихся терпимость, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
  • воспитывать самостоятельность, творческую активность;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать мышление, внимание, память.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные:
    • оценивать ход и результат выполнения задания;
    • сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;
    • корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.
  • Познавательные:
    • общеучебные:
      • логические:
      • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем;
    • логические:
      • устанавливать причинно-следственные связи;
      • строить логические цепи рассуждений;
    • постановка и решение проблем:
      • самостоятельно искать способ решения проблемы.
  • Коммуникативные:
    • уметь работать в парах;
    • внимательно слушать друг друга;
    • уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты:

  • воспроизведение своими словами правила, алгоритма; выполнение действий по образцу;
  • знать, как пишутся имена существительных женского рода с шипящими на конце;
  • находить в тексте слова с ь после шипящих на конце имён существительных женского рода, обогащать речь детей.

Работа с информацией:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя

– Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

– Улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что урок принесет вам радость нового открытия.

– Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Минутка чистописания

– Чтобы узнать, какую букву будем писать на минутке чистописания, послушайте загадку:

Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать. (Буква мягкий знак.)

– Напишите по образцу букву и ее соединения, предложение.
При письме следите за высотой, наклоном и шириной букв.
Не забывайте о правильной посадке при письме.

ь ььь ь ьььньнья ль лье пь пью
Лось – самый крупный в лесу зверь семейства оленьих.

– Что вы знаете о лосе? Расскажите. (Большой лесной зверь. Ест траву и ветки…)

– Послушайте интересные факты (подготовленные учащиеся):

1) У лосей чрезвычайно чувствительные носы. Волки знают об этом свойстве, поэтому при нападении иногда могут схватить зверя за нос. От сильной боли лося парализует, и он не может сопротивляться хищнику.
2) Лоси могут достигать скорости до 56 километров в час.
3) Они отлично плавают, причём могут плыть со скоростью до 10 километров в час – неплохо для существа с четырьмя ногами. Лоси могут даже нырять и задерживать дыхание до 30 секунд.

3. Актуализация опорных знаний и способов действий

– Объясните роль «ь знака» в словах лось? зверь?(Обозначает мягкость предыдущего согласного.)

– Какова роль мягкого знака в слове оленьи?(Является разделительным мягким знаком.)

– Назовите согласные шипящие звуки. ([ж], [ш], [ч’], [щ’])

– Что вы можете сказать о них? (Согласные, шипящие, [ж], [ш] – всегда твердые; [ч’], [щ’] – всегда мягкие.)

– Расскажите, как определить род имени существительного.

– Верно ли, что слова «мышь», «стриж», «сыч» – имена существительные женского рода, которые оканчиваются на шипящий звук? Обоснуйте своё мнение.
(Ответы детей.)

4. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

На доске: Малыш, мышь, грач, дочь, плащ, помощь.

– Прочитайте слова. Что вы можете сказать о них? (Это имена существительные. На конце слов слышится шипящий согласный звук.)

– Запишите слова в два столбика.

Проверка:

– По каким признакам распределили слова? (Слова с «ь» на конце после шипящего, и слова без «ь»; имена существительные женского и мужского рода)

– Почему в написании слова мышь есть «ь», а в слове малыш нет «ь»? (Аналогично: грач – дочь, плащ – помощь)

– Какая проблема появилась? (Почему на конце после шипящих в одних именах существительных пишется «ь», а в других – нет?)

– Сформулируйте тему урока. («ь» на конце имён существительных после шипящих.)

– Сформулируйте учебную задачу. (Будем учиться писать имена существительные с шипящими на конце с «ь» и без «ь».)

– Возьмите листочки и запишите, чему хотели бы научиться на уроке (фразу-конструкт).

5. Открытие «нового» знания (решение проблемы)

– Проведём исследование над словами, используя алгоритм. Вывод сделайте в виде схемы. Обратите внимание на значок, как будете работать? (В паре.)

Алгоритм исследования:

1. Прочитайте слово.
2. Определите часть речи.
3. Определите род имён существительных.
4. Какие звуки слышатся на конце слова?
5. Определите, на какие группы можно распределить слова?
6. Запишите слова, распределив их в группы.
7. Чем отличаются написания слов в группах.
8. Сделайте вывод. Сформулируйте правило.
9. Сравни свой вывод с другими парами.

Слова на карточках: мяч, речь, ключ, лещ, вещь, молодёжь, карандаш, уж, ночь.

– Сравним результаты исследования.

– Выполните схему на доске (У интерактивной доски работает пара) .


– Откройте учебник стр. 13, рубрика «Узелки на память».

– Прочитайте правило и сравните его с нашим выводом.

– Послушайте профессора Ивана Ивановича Самоварова и заметьте, что нового вы услышали в правиле. (Диск, часть 1, 2).

– Что вы заметили? Дополним схему.


– Расскажите правило друг другу в паре, не забудьте про важное дополнение.

– О какой роли мягкого знака в словах вы узнали? (В именах существительных женского рода на конце слов после шипящих [ж], [ш], [ч’], [щ’] пишется «ь», который указывает на женский род имени существительного в единственном числе.)

6. Первичное закрепление. Комментированное выполнение типового упражнения

– Выполним задание, которое предлагает Умный совёнок, но сначала объясните значение слова тушь.

– Обратимся к словарю. (Один из учащихся находит слово в Толковом словаре, читает.)

На слайде:

Туш – короткое торжественное музыкальное приветствие.
Тушь – устойчивая краска для черчения, рисования, письма.
Тушь – косметическое средство.

– Выполните задание с комментированием в парах.

(Распредели слова на две колонки. В первую перенеси те, на конце которых пишется мягкий знак (ь), во вторую – те, в которых мягкий знак (ь) не пишется.
Слова: багаж, горечь, чиж, тушь, фарш, печь, пляж, врач, дочь, корж, дрожь.)

– Проверим. (Пара учащихся у доски распределяет слова на две колонки с комментированием.)

– Какое значение имеет слово тушь в упражнении? (Устойчивая краска для черчения, рисования, письма; косметическое средство.)

– Подумайте, можно ли утверждать, что «Ь» знак обозначает мягкость шипящих на конце существительных женского рода? Обоснуйте своё мнение.

– Какое правило использовали при выполнении задания?

– Что обозначает слово чиж? (Чиж – это птица.)

– Что вы знаете о чиже?

– Вот послушайте.

Подготовленный учащийся:

Чиж является одной из любимых певчих птиц человека.
Пение чижа состоит, как из собственных его трелей, так и подражания другим птицам (преимущественно синицам). Чиж водится во всех лесах Европы и Азии и отдает предпочтение хвойным и смешанным лесам. Чижи - птицы перелетные.

– Писатели в своих литературных произведениях тоже рассказывают о чиже. У Льва Николаевича Толстого есть рассказ «Чиж», а Иван Андреевич Крылов написал басню «Чиж и голубь».

Физминутка

– Давайте отдохнём. Встаньте удобно у стола.

– Если в слове надо писать «ь» знак, поставьте руки на пояс и идите на месте, если нет – ставьте руки в стороны.

Учитель называет слова: шалаш, ложь , грач, глушь , морж, сторож, рожь , чиж.

– Молодцы!

– А знаете ли вы, что в нашем городе тоже живёт чиж? Что вы об этом знаете? (Ответы детей.)

– В нашем городе есть памятник, который называется Чижик-пыжик.

Подготовленный учащийся:

1. Памятник Чижику-пыжику на Фонтанке – один из самых маленьких в городе: его размер всего 11 сантиметров, а вес его – 5 килограмм. Авторы скульптуры – архитектор Вячеслав Бухаев и грузинский режиссер, сценарист и скульптор Резо Габриадзе.
2. Существует мнение, что создатель этой скульптуры назвал её так, потому что форма студентов Императорского училища правоведения своим цветом напоминала окрас чижей, а пыжик потому, что студенты носили пыжиковые шапки.
3. Существует ещё и народное поверие, что эта статуя исполняет желания. Чтобы желание исполнилось – нужно попасть монеткой в чижа так, чтобы после отскока она осталась на постаменте.

7. Организация самостоятельной работы с самопроверкой в классе

– А теперь возьмите карточку. На карточке два варианта задания. Выберите задание по своим силам, выполните.

(Самостоятельное выполнение. Самоконтроль.)

– Возьмите в конверте лист самоконтроля и проверьте свою работу.

Карточка:

1 вариант

Замените каждое словосочетание одним именем существительным с шипящим звуком на конце, напишите его и определите род:

Мелкие предметы - … ,
сильный вихрь - … ,
горький вкус - … ,
суп со свёклой и овощами - … ,
дикие птицы, на которых охотятся - … ,
маленькая лесная певчая птичка - … .
Слова для справок: борщ…, гореч…, дич…, мелоч…, смерч..., чиж… .

2 вариант

Вставьте мягкий знак, где это необходимо (определите род имени существительного). Подберите к именам существительным имена прилагательные и запишите словосочетания.

Гараж.., молодёж.., ткач.., этаж.., ёж.., уж.., борщ.., плащ.., обруч.., луч.., богач.., циркач.., лож.., врач.., силач.., трубач.., гореч.. .

Лист самоконтроля:

1 вариант

Мелкие предметы - мелочь (ж.р.),
сильный вихрь - смерч (м.р.),
горький вкус - горечь (ж.р.),
суп со свёклой и овощами - борщ (ж.р.),
дикие птицы, на которых охотятся - дичь (ж.р.),
маленькая лесная певчая птичка - чиж (м.р.).

2 вариант

Крепкий гараж (м.р.), талантливая молодёжь (ж.р.), умелый ткач (м.р.), последний этаж (м.р.), хлопотливый ёж (м.р.), быстрый уж (м.р.), вкусный борщ (м.р.), осенний плащ (м.р.), красный обруч (м.р.), тёплый луч (м.р.), щедрый богач (м.р.), ловкий циркач (м.р.), вредная ложь (ж.р.), добрый врач (м.р.), высокий силач (м.р.),весёлый трубач (м.р.), полезная горечь (ж.р.).)

– Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло?

– У кого были ошибки? Какие затруднения у вас были? Почему?

(Если позволяет время на уроке для учащихся, быстро справившихся с заданием.)

Деформированные предложения.

Берег, я, шалаш(?), на, поставил. Была, ноч(?),звёздная. Луч(?), разбудил, утром, солнца, меня. Я, удоч(?)ка, сел, берег, и, закинул, на. Лещ(?), ёрш(?), попались, щука, и.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

– Вспомните всё, что мы делали на уроке и подведите итог своей деятельности.
– Узнали ли вы что-либо новое?
– Какое правило вывели сегодня на уроке?
– Приведите примеры.
– Что повторили?
– Какие задания вам было легко выполнять?
– Что было трудно?
– Был ли урок интересен? Полезен?
– Письменно выполните самоанализ и самооценку.

8. Домашнее задание

– Предлагаю 3 варианта на выбор для выполнения домашнего задания.
Возьмите карточку, прочтите задания. Всё ли понятно?

Карточка:

1 вариант

Допиши, если необходимо, ь.
В каждой строчке по горизонтали есть «лишнее» слово. Вычеркни его, объясни свой выбор.

ноч чиж манеж морж
пейзаж экипаж ландыш дич
ключ реч рож мелоч
помощ чертёж гуляш москвич
полноч королевич нож марш
дрож камыш вещ тиш

2 вариант

Выпиши из рассказа имена существительные с шипящим на конце в два столбика.

Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да шуршит мышь. Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь. Как чудесен ландыш в свете луны! Ночь тянулась долго, но вот первый луч солнца упал на рожь. Хотелось взять карандаш и нарисовать этот утренний пейзаж.

3 вариант.

Составьте небольшой рассказ, используя данные слова и словосочетания: ночь в лесу, дальний поход; ключ, шалаш, вещь, рожь, плащ, луч.

9. Организованное окончание урока

– Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Я хочу вам подарить стихотворение – вопрос.

Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова?
ДА !

– Урок окончен. До свидания.

1. Сказка.

Всегда твёрдая буква Ш и Мягкий Знак.

Мягкий Знак давно и безнадёжно влюблён в букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слово, но всё напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.

А Мягкий Знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём.

Другим буквам, которым приходится близко встречаться с Мягким Знаком, нравятся эти его качества. Многие из них даже сами смягчаются от его соседства.

Не смягчается только буква Ш, несмотря на все старания Мягкого Знака. Она по-прежнему тверда и так шипит, что Мягкий Знак буквально теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать, и всякий раз снова становится рядом с буквой Ш.

У Мягкого Знака слишком мягкий характер. Он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге – от маленькой Запятой до самого твёрдого Знака.

Я прилагаю всё старанье,

Хочу понять правописанье.

Но вызывает тем не менее

Правописанье удивленье.

А ну, не плачь, кончай-ка плач!

Синяк пройдёт, - сказал мне врач.

Но прежде, чем пропал синяк,

Исчез из плача мягкий знак!

Я прилагаю всё старанье,

Я проявляю прилежанье,

Но очень часто, тем не менее.

Я прихожу в недоуменье.

Вот перед вами целый ряд слов, которые оканчиваются на шипящие согласные: трубач, меч, клич, душ, гуляш, хвощ, борщ;

Печь, речь, горечь, дичь, роскошь, мышь, ночь.

В первой строке – всё в порядке. Во второй почему-то после шипящих стоит мягкий знак. Зачем он здесь стоит и что обозначает?

Приглядитесь: в одном случае все существительные мужского рода, а в другом – в женском.

Вот указывать на род существительных, оканчивающихся на шипящие ш, ж, ч, щ и входит в обязанности мягкого знака.

Слова нож и рожь мы произносим, заканчивая их одинаковым твёрдым Ж. Таков закон нашего произношения. А пишем мы существительные женского рода с мягким знаком после шипящего. Такова «служба» мягкого знака.

2. Допиши пословицы и подчеркни ь.

Поспешишь – людей … (насмешишь).

Без труда … (не вытащишь рыбку из пруда).

С кем поведёшься … (от того и наберёшься).

Что посеешь, то и … (пожнёшь).

Шила в мешке не … (утаишь).

3. Найдите слова с шипящей на конце и объясните правописание.

Вдали сверкает горный ключ,

Сбегая с каменной стремнины.

Оделись пеленою туч

Кавказа спящие вершины…

Дремлет чуткий камыш.

Тишь – безлюдье вокруг …

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного…

4. Ответь на вопросы.

Как называют человека, который играет на скрипке?

Как называют человека, который лечит больных?

Непромокаемое пальто.

Позднее, тёмное время суток.

Мой весёлый, звонкий … .

5. На конце каких слов пишется ь?

Сем…, помощ…, циркач…, ноч…, брош…, дожд…, борщ…, рож…, щавел…, трубач…, вещ…, дич…, глуш…, сухар…, москвич… .

6. Спиши, вставляя нужные слова с шипящей на конце.

Колосится золотистая … . Мой отец много лет работает на заводе. У него большой … работы. … - хороший строительный материал. Холодный … полезен всем. Лесной … внесён в Красную книгу.

(Рожь, стаж, кирпич, душ, ландыш.)

7. Замени, одним словом и напиши.

Человек, который играет на трубе.

Человек, который выступает в цирке.

Очень сильный человек.

Человек, который играет на скрипке.

Житель Москвы.

Помещение, где стоят машины.

Колючее животное.

Место. Где купаются и загорают.

Известный музей картин в Санкт – Петербурге.

Крупное морское животное с усатой мордой.

8. Данные слова объедини в пары так, чтобы в каждой паре оказались слова с противоположным значением.

Ложь, мякиш, правда, бедность, роскошь, корка, тишь, бедняк, шум, богач, старики, мощь. Молодёжь, слабость.

9. Укажи слово, в котором пропущен мягкий знак.

Багаж…, ноч…, гараж…, молодёж..., душ…. Дуеш…, сторож…, брош…, лож…, скрипач…, полноч…, усач…, плащ…, помощ…, сыч…, ключ…, дрож…, калач…, вещ…, мыш…, богач… .

10. Найди ошибку.

Хорош, полноч, рожь, даёшь.

11. Слова для орфографического разбора.

Около рощ…, луч… солнца, запряч… лошадей, хитрая мыш…, подстрич… ребёнка, на месте пожарищ…, зажеч… свечу, много Саш…, засохший корж…, назнач… время, извлеч… на свет, неуклюж…, печ… пирожок, не плач…, много детских передач…, нет лыж…, спряч… кирпич…, решил разжеч…, прелестный малыш…, острый меч…, сеч… капусту, красивая доч…, мясной фарш…, спряч… подарок, нужная вещ…, вовлеч… в игру, у луж…, стереч… двор, нет задач…, мелкая дрож…, сердитый сыч…, у дач… леч… на воду, подземный ключ…, обознач… место, обеспеч… семью, увидел мыш…, много училищ…, испеч… калач…, остров сокровищ…, мягкий плюш…, прилеч… на траву, сбереч… честь, пять тысяч…, русская реч… .