Игнатия лойолы. Основание Общества Иисуса


Происхождение и детство.
Родился Игнатий Лойола 24 октября 1491 года в замке Лойола – во владении своих родителей, что в городе Аспейтиа, в провинции Гипускоа страны Басков. Происходил он из древнего и знатного рода, но обедневшего. Интересно, что Игнатий был 13 ребёнком в семье из 14 и седьмой сын по счёту. По действующему принципу майората, то есть наследования недвижимости только старшим сыном, в перспективе Игнатий оставался ни с чем. При рождении ему было дано имя Иньиго де Оньяс, фамилия Лойола – по принадлежности к родовому замку, а имя Игнатий он взял себе впоследствии. Его отец – сеньор Бельтран Ибаньес де Оньяс, мать – сеньора Мария Санчес де Ликона, также принадлежала к знатному роду из страны Басков. Стоит отметить, что детство его прошло на севере Испании, наименее подвергнутой влиянию мавров части Пиренейского полуострова. Здесь христианская вера со времён готов жила и развивалась.
Он рано лишился родителей. В 1506 или 1507 умирает его мать, ранее умер и его отец.
Так как род его был знатен, Иньиго в детстве становится пажом, попал он ко двору через казначея Кастилии Хуана Веласкеса. Службу он начинает при дворе Фердинанда II Арагонского, мужа Изабеллы I Кастильской. И здесь его служба протекала, ничем особенным не отличаясь.

Военная служба. Оборона Памплоны.
Время шло, Иньиго стал уже рыцарем при дворе Фердинанда и также жил обычной жизнью для человека его положения. Не были ему чужды все рыцарские развлечения. Как сам он рассказывал, имел большой успех у женщин. И воевал тоже достаточно много.
К 1521 году он становится защитником Памплоны. Идёт война между Францией и Испанией из-за Наварры – пограничной области. И вот оборона Памплоны, руководил которой Иньиго де Лойола, становится поворотной точкой в его жизни. В городе проживало много наваррцев, которые перешли на сторону французов, поэтому Иньиго решил сдать город, а сам с войсками ретировался в крепость. Случилось это 20 мая 1521 года, а на следующий день, 21 мая, противник начал осаду замка, в котором заперлись Испанцы. Превосходство французов было подавляющим, но солдаты Испании, во главе с Иньиго де Лойолой храбро сдерживали натиск французов. В какой-то момент, когда осада длилась уже достаточно долго, Иньиго был тяжело ранен. Снаряд пролетел между его ног, переломав одну из них и немного меньше покалечив другую. В конце концов, замок был сдан, но французы поступили в рыцарском духе. Отметив храбрость и мужество Иньиго, они отдали его своим лекарям, а после отнесли на носилках в замок Лойола.

Приобщение к религии.
Тяжелейшее ранение, полученное Иньиго, потребовало операции. Уже в замке родителей он переносит эту операцию. Всё это занимает месяцы, наполненные нестерпимой болью и мучениями, никакой анестезии, медицина очень слабая. Операция оказалась неуспешной, кость срослась неправильно и Иньиго принимает решение ломать ногу повторно. Сложно представить какие мучения тогда вынес Иньиго де Лойола, кроме физических страданий это ещё и понимание того, что он отныне калека. Наверное, он мог бы вынести какие угодно физические страдания, но осознание того, что теперь он беспомощен должно было сказаться на нём сильнее всего. Ведь он рыцарь! Покоритель дамских сердец и отважный воин! Теперь всё это никогда не вернуть.
В замке Лойола, во время этих страданий, он попросил принести ему рыцарские романы, почитать, отвлечься, развеять скуку. Но их не оказалось, зато была Библия и Жития Святых. Чтение этих книг захватило его серьёзно. И он точно обретает выход из этой, казалось бы, тупиковой жизненной ситуации. Рыцарское служение, но не королю, а Христу – он это видит на примерах канонизированных церковью святых. В этом служении ему пригодятся и его мужество, и его храбрость, и его харизма.

Паломничество в Монтсеррат.
Монтсеррат – это монастырь в центре Каталонии, недалеко от Барселоны, принадлежащий к Ордену святого Бенедикта. Главная его святыня – Чёрная Дева Мария. Это статуя Богоматери, вырезанная из чёрного дерева примерно в XII веке, во все века привлекала к себе паломников. Особенность монастыря – труднодоступное положение в скалах на высоте более 720 метров над уровнем моря.
Неизвестно каким образом взобравшись в этот монастырь на своих искалеченных ногах, он совершает своего рода обряд, и как рыцари служат выбранной даме сердца, он приносит клятву в рыцарском служении Деве Марии. Он уже выглядит не как рыцарь, каким мы его себе представляем, а как странствующий монах, путник, в рубище.
Когда он там находился, в нём начали созревать мысли, которые лягут потом в основы его проповедей, позже составят и устав Общества Иисуса. Это мысли о том, как достигнуть духовного совершенства, как служить богу и тому подобные. Он ещё хотел и всем рассказать, как именно следует служить. Не просто он служит там себе и служит, нет, он других учит, наставляет, показывает «как надо». Впоследствии он разовьёт целую педагогическую систему, приверженцы которой и по сей день существуют по всему миру.
Игнатий постоянно занимался самобичеванием и самоуничижением, соблюдал строгий пост, ухаживал за больными, боялся грехов, исповедовался. Он делал всё это искренне, безусловно, в нём присутствовала большая доля фанатизма, которая зародилась в страданиях в замке Лойола.
В небольшом селении Манреса, находящегося неподалёку от Монтсеррата, где проживал Игнатий в конце 1522 года, у него случилось видение, он получил «великий свет разумения». Теперь он уже не сомневается в том, что должен защищать истинную веру, Католическую церковь, папу, как прямого представителя бога на земле.

Паломничество в Иерусалим.
В начале 1523 года Игнатий отправляется в Святую землю, место, где так много неверных – мусульман. При этом он необразован, но на протяжении пути говорит, что общается с богом, Иисусом Христом и Девой Марией лично. Всё это вызывает подозрение у окружающих. В Иерусалиме ему отказывают в желании остаться в монастыре на святой земле. Он возвращается в Испанию. Тем временем его странное поведение привлекло внимание инквизиции.

Инквизиция.
Он понимает, что ему нужно получить образование. Игнатий изучает латынь в университете городка Алкала де Энарес. И вместе с тем постоянно проповедует, общается со всеми, кто об этом просит. И инквизиция его арестовывает, но, не усмотрев ереси в его действиях и речах, отпускает. Игнатий, дабы не искушать судьбу, покидает Алкалу и отправляется в Саламанку. В Саламанке он вновь имеет сношения с карающим церковным органом. В итоге он принимает решение отправиться в Париж.

Париж.
Стоит отметить, что в Париж он дошёл пешком на своих искалеченных ногах. А для этого, между прочим, надо перейти Пиренеи. Самобичевание у Игнатия не останавливается. Он вновь начинает изучение латыни, а параллельно вокруг него сплачивается нечто вроде кружка. Он своим неординарным поведением обращает на себя внимание. Наконец, он получил звание магистра теологии – уже может проповедовать.

В Париже вокруг Игнатия сплотились такие люди, как Франциск Ксаверий, Яков Лайнез, Пьер Эмиль Лазар Фавр, Альфонсо Салмерон и другие, ставшие впоследствии одними из основателей Общества Иисуса. И вот после долгого общения происходит то, что сблизит их ещё больше. 15 августа 1534 года они собрались в церкви на Монмартре и принесли клятвы идти в Палестину с миссионерской миссией, а также дали обеты целомудрия и бедности. Но пока они должны были все продолжать образование.

Венеция, Рим, основание Общества Иисуса.
В 1537 году Лойола сотоварищи собрались в Венеции, дабы оттуда отправиться в Палестину и предаться там служению. Пока они ждали возможности отплыть – работали в больницах, помогали страждущим, проповедовали. Но разразившаяся в водах Средиземного моря война не дала им отплыть в Святую землю. Пришлось отправиться в Рим. К этому времени Игнатий Лойола был уже рукоположен в сан священника. В Риме Лойола и его товарищи начинают проповедовать и имеют большой успех, людям очень нравится слушать их речи. Популярность Лойолы возрастает – становится возможна аудиенция у папы.

В это время в самом разгаре идёт борьба Реформации и Контрреформации. Идеи Лютера приобретают все большую популярность. Католическая церковь стремительно теряет свои позиции. На встрече с папой Павлом III, Лойола видимо высказал идеи о создании ордена, одной из главных идей которого станет защита Католической церкви. В такое непростое время это было сродни «манны небесной» для папы Павла III. Игнатий Лойола получает добро на создание Общества Иисуса. Стоит отметить, что Лойола, имевший некую популярность в народе и очаровавший папу, имел много противников и недоброжелателей среди аристократии и даже первейших кардиналов. Но это не помешало созданию его ордена.

Устав ордена Лойола написал лично, в 1540 году этот устав утвердил папа. Главные постулаты ордена – целомудрие, послушание, бедность и преданное служение богу и церкви, безропотное подчинение этой церкви и её главе папе. Строгая иерархия ордена не терпела никаких возражений стоящим выше в этой иерархии членам общества. Орден стал воинственным – защищал церковь от всех посягательств на её могущество.

В 1541 году Игнатий Лойола был избран первым генералом Общества Иисуса. После избрания Лойола несколько дней прислуживал на кухне – элементы самоуничижения в нём не исчезли.

Безропотное подчинение старшему в ордене стали его характерной и главной чертой. Лойола говорил, что церкви нужно отдавать всё, в том числе и свой разум. Идеальный иезуит, по выражению Лойолы, должен смотреть на старшего как на самого Христа. Несмотря на то, что орден Иезуитов был добровольным, нашлось много желающих в него вступить.

Последующую часть своей жизнь Лойола посвятил координации ордена, писанию своих сочинений. А в 1550 году он решил сложить с себя полномочия генерала ордена Иезуитов, чему воспротивились все. После долгих уговоров он остался на своём месте. Так он и умер в этой должности. Случилось это 31 июля 1556 года в Риме, где его и похоронили в церкви Иисуса Христа.

Жизнь после смерти.
В 1622 году Игнатий Лойола был официально канонизирован папой Григорием XV.
Произведения Лойолы стали широко популярны, в особенности знаменитое «Exercitia spiritvalia» - «Духовные упражнения».
Орден Иезуитов обрёл огромную популярность, став впоследствии больше политической организацией, чем Обществом Иисуса. Широкое применение получили иезуитские школы. Иезуиты-миссионеры проникли во многие страны мира, где успешно проповедовали свои идеи. Впоследствии иезуиты во всём мире оказывали огромное влияние на ход истории – во стольком они поучаствовали, что всего и не перечислишь. Но всё это уже имело небольшое отношение к Лойоле. В умах Лойола так и остался «пехотинцем Римского папы».

Игнатий де Лойола родился 23 октября 1491 года в замке Лойола в басконской провинции Гипускоа. При крещении получил имя Иньиго. После обращения принял имя Игнатий, избрав себе небесным покровителем святого Игнатия Антиохийского.

Происходил из древнего баскского рода. По недокументированным данным, был младшим из 13 детей. В 14 лет Иньиго остался круглым сиротой, и старший брат отправил его в Аревалло, к Иоанну Веласкесу, казначею Кастильского двора. Там Иньиго служил пажем. Достигнув совершеннолетия, перешёл на военную службу.

В 1521 году Иньиго де Лойола участвовал в обороне Памплоны, которую осаждали французские и наваррские войска под началом Андре де Фуа. В городе проживало много наваррцев, которые перешли на сторону противника, и городские власти решили сдаться. 20 мая 1521 года Андре де Фуа вошёл в город. Иньиго, сохранивший верность своему королю, с горсткой солдат отступил в крепость. Осада началась 21 мая. Битва завершилась довольно скоро. В течение последующих десяти дней он находился в Памплоне.

Во время сражения он был ранен. Тряска во время пути сказалась на его здоровье, и врачи вынуждены были провести ещё одну - очень тяжёлую - операцию, после которой ему с каждым днём становилось всё хуже и хуже. 24 июня, в день Св. Иоанна Крестителя, врачи, не верившие уже в его выздоровление, посоветовали Иньиго исповедаться. Накануне дня Св. Петра, считавшегося покровителем рода Лойола, Иньиго причастили и соборовали. Ночью произошло внезапное улучшение, и на следующий день он уже был вне опасности. Но кость срослась неправильно, и пришлось снова делать операцию, ещё более долгую и мучительную, чем все предыдущие. В последовавший затем период выздоровления Иньиго попросил, чтобы ему принесли почитать рыцарские романы. Но романов в замке не оказалось - в семейной библиотеке хранились только «Жизнь Иисуса Христа» картезианца Рудольфа и один том «Жития святых».

В марте 1522 года Игнатий собрался совершить паломничество в Иерусалим. Но сначала отправился в Монсеррат - горное бенедиктинское аббатство близ Барселоны, где хранится чудотворная статуя Богородицы. В пути он принёс обет целомудрия. В городе Игуалада, недалеко от аббатства, он купил рубище кающегося, посох, флягу и полотняные туфли на верёвочной подошве. 21 марта 1522 года он пришёл в Монсеррат и три дня готовился к полной исповеди. 24 марта исповедовался, переоделся в рубище, отдал свою одежду нищему и начал «Ночную Стражу». Всю ночь он простоял в часовне перед образом Пресвятой Девы, иногда опускаясь на колени, но не позволяя себе садиться, а на рассвете передал своё оружие - меч и кинжал - исповедовавшему его монаху и попросил повесить как приношение в часовне. Отныне он считал себя посвящённым в рыцари Царицы Небесной.

Он жил на подаяние, соблюдал строгий пост, утром ходил к мессе, ухаживал за больными в местной больнице, вечером молился в соборе. Вскоре он заболел, и его приютили в доминиканском монастыре. Зиму 1522 года, которая оказалась для него очень тяжёлой, он провёл в Манресе.

Он понял, что для апостольской деятельности необходимы знания. Поэтому в 33 года начал изучать в начальной школе, вместе с детьми, латинский язык. Жером Ардевол, преподаватель латыни, бесплатно давал ему дополнительные уроки, и через два года объявил своему ученику, что теперь тот знает достаточно, чтобы слушать лекции в университете. В мае 1526 года Игнатий пешком отправился в Алькалу.

В Алькале, как и в Барселоне, он, помимо занятий в университете, учил детей катехизису и наставлял всех, кто обращался к нему за помощью. В связи с этим на Игнатия поступил донос, он был арестован, и после 42 дней тюремного заключения был оглашён приговор, запрещающий ему наставлять и проповедовать под страхом отлучения от Церкви и вечного изгнания из королевства. После трёх лет запрет могли бы снять, если на это дадут разрешение судья или генеральный викарий. Архиепископ Толедский порекомендовал Игнатию не оставаться в Алькале и продолжить обучение в Саламанке. Однако и в Саламанке почти сразу после прибытия Игнатия пригласили на собеседование в доминиканский монастырь и стали расспрашивать о Духовных Упражнениях, которые он давал в Алькале. Дело передали на рассмотрение церковного суда. Судьи не обнаружили в его учении никакой ереси, и ещё 22 дня спустя он был освобождён. После этого Игнатий принял решение покинуть Испанию и отправился в Париж.

В 1528 году, когда Игнатий прибыл в Париж, ему было 35 лет. Решив вновь начать образование с нуля и возобновить основы латыни, он поступил в школу Монтегю и оставался там до октября 1529 году. Затем поступил в школу Святой Варвары для изучения философии. В 1532 году, после четырёх лет обучения, незадолго до Рождества он сдал экзамен и получил учёную степень. В феврале 1533 году Игнатий сдал ещё один экзамен - по грамматике, а затем, предоставив свидетельства о том, что он прослушал курсы комментариев на Аристотеля, изучил арифметику, геометрию и астрономию, после ряда экзаменов и публичного диспута, состоявшегося в церкви Святого Юлиана Бедного, получил диплом магистра. Отныне он имел право «преподавать, участвовать в диспутах, определять и совершать все действия школьные и учительские… как в Париже, так и по всему свету». Оставалось пройти экзамен на доктора. Но перед этим экзаменом Игнатий ещё прослушал курсы богословия у доминиканцев. Докторское испытание состоялось в 1534 году, на Великий пост, Игнатию была присуждена степень и вручён головной убор доктора: чёрная круглая шапочка с квадратным верхом, украшенным кисточкой.

В годы обучения в Париже Игнатий познакомился с Петром Фавром, Франциском Ксаверием, Диего Лаинесом, Альфонсо Салмероном, Николасом Бобадильей и Симоном Родригесом. Каждому из них он преподал Духовные Упражнения. Всех их объединяло желание создать группу, посвящённую служению Христу.

В день Успения Пресвятой Богородицы, 15 августа 1534 году, на Монмартре, в церкви Святого Дионисия, они - все семеро - во время мессы, которую служил Петр Фавр, принесли обеты нестяжания, целомудрия и миссионерства в Святой Земле. В случае невозможности выполнения последнего обета до 1 января 1538 году было решено отправиться в Рим и предоставить себя в распоряжение Святому Престолу. Но сначала все должны были закончить обучение.

В 1535 году Игнатий тяжело заболел. Он был вынужден покинуть Париж и вернуться в Испанию. Почувствовав себя лучше, он пешком отправился в Венецию и пришёл туда в конце 1535 года. Здесь, в ожидании товарищей, он продолжил изучение теологии. Остальные прибыли из Парижа 18 января 1537 году. В это время года сообщения между Венецией и Палестиной не было, и в ожидании лучших дней все они решили работать в больницах. К тому моменту к обществу присоединились ещё пять человек. 24 июня 1537 года Игнатий и его товарищи были рукоположены во священники.

Поскольку из-за начавшейся войны Венеции с Турцией отплыть в Палестину было невозможно, обет, данный на Монмартре, обязывал их отправиться в Рим. В 1537 году, после аудиенции, папа Павел III поручил Лаинесу и Петру Фавру преподавать богословские дисциплины в Римском университете. Народ охотно слушал новых проповедников, но кардиналы и аристократия подняли против них гонение. Игнатий добился личной встречи с папой Павлом III, и после беседы, продолжавшейся час, Папа принял решение поддержать Игнатия и его товарищей.

На Рождество 1538 года в церкви Святой Марии Великой в Риме Игнатий отслужил свою первую мессу.

В 1539 году перед Игнатием и его товарищами встал вопрос: «что дальше?» Решено было официально образовать сообщество - новый монашеский орден. В том же году Игнатий представил папе Павлу III Установления - проект будущего Устава, где в дополнение к трём стандартным обетам послушания, целомудрия и нестяжания был добавлен четвёртый: обет непосредственного послушания Святому Отцу. 27 сентября 1540 года устав нового ордена - Общества Иисуса - был утверждён папской буллой «Regimini militantis ecclesiae».

На Великий пост 1541 года Лойола был избран первым генеральным настоятелем ордена.

В эти годы Игнатий занимался координацией деятельности ордена, создавал «Конституции», диктовал «Автобиографию». Он умер 31 июля 1556 года Погребён в Риме, в церкви Иль-Джезу.

Происходил из древнего испанского рода. По недокументированным данным, был младшим из 13 детей. В 14 лет Иниго остался круглым сиротой, и старший брат отправил его в Аревалло, к Иоанну Веласкесу, казначею Кастильского двора. Там Иниго служил пажом. Достигнув совершеннолетия, перешёл на военную службу. Впоследствие, рассказывая о своей молодости о. Гонзалесу де Камара, он описывал себя в тот период следующими словами: «Внимательный к своей наружности, падкий на успех у женщин, смелый в своих ухаживаниях, придирчивый в вопросах чести, ничего не боявшийся, дёшево ценивший жизнь свою и других, я предавался роскоши…»

1521 г. Оборона Памплоны

В Алькале, как и в Барселоне, он, помимо занятий в университете, учил детей катехизису и наставлял всех, кто обращался к нему за помощью. В связи с этим на Игнатия поступил донос, он был арестован, и после 42 дней тюремного заключения был оглашён приговор, запрещающий ему наставлять и проповедовать под страхом отлучения от Церкви и вечного изгнания из королевства. После трёх лет запрет могли бы снять, если на это дадут разрешение судья или генеральный викарий. Архиепископ Толедский порекомендовал Игнатию не оставаться в Алькале и продолжить обучение в Саламанке . Однако и в Саламанке почти сразу после после прибытия Игнатия пригласили на собеседование в доминиканский монастырь и стали расспрашивать о Духовных Упражнениях, которые он давал в Алькале. Дело передали на рассмотрение церковного суда. Судьи не обнаружили в его учении никакой ереси, и ещё 22 дня спустя он был освобождён. После этого Игнатий принял решение покинуть Испанию и отправился в Париж .

1528–1534 гг. Годы учения. Париж

«Духовные упражнения»

«Духовные упражнения» («Exercitia Spiritualia ») святого Игнатия, одобренные Папой Павлом III 31 июля 1548 г., представляют собой сочетание испытания совести, размышления, созерцания, молитвы словесной и мысленной. Упражнения распределяются на четыре этапа - недели (название «неделя» - достаточно условное, в зависимости от успехов упражняющегося каждая неделя может быть сокращена или же увеличена). Первая неделя - очищающая (vita purgativa ). В этот период человек вспоминает грехи, совершённые в истории мира и им самим, в его личной жизни, прилагая усилия к тому, чтобы «достичь первичного обращения»: выйти из состояния греха и обрести благодать. Вторая неделя - просвещающая (vita illuminativa ), она посвящена молитвенным размышлениям о земной жизни Иисуса: от Его Рождества до конца Его общественного служения. Вторая неделя рассматривается как подготовка к решению, ответу на призыв следовать за Христом, к определённому жизненному выбору. Третья неделя - соединение со Христом в Его крестном страдании и смерти. Таким образом, упражняющийся умирает со Христом, чтобы с Ним вместе воскреснуть. Четвёртая неделя - Воскресение и Вознесение. Духовный плод всех недель заключается в высшем созерцании ради обретения любви (contemplatio ad amorem ), которое даёт возможность всё возлюбить в Боге, а Бога - во всём.

Любимая молитва Игнатия Лойолы

Душа Христова, освяти меня.
Тело Христово, спаси меня.
Кровь Христова, напои меня.
Вода ребра Христова, омой меня,
Страсти Христовы, укрепите меня.
О благий Иисусе, услыши меня:
В язвах Твоих сокрой меня.
Не дай мне отлучиться от Тебя.
От лукавого защити меня.
В час смерти моей призови меня,
И повели мне прийти к Тебе,
Дабы со святыми Твоими
восхвалять Тебя
во веки веков.
Аминь.

Библиография

  • Хуго Ранер SJ Игнатий Лойола и историческое становление его духовности. - Москва: Институт филосифии, теологии и истории.
  • Св. Игнатий Лойола Духовные упражнения. Духовный дневник. - Москва: Институт филосифии, теологии и истории.
  • Св. Игнатий Лойола Рассказ паломника о своей жизни, или Автобиография. - Москва: Колледж филосифии, теологии и истории св. Фомы Аквинского в Москве, 2002. (перевод А. Н. Коваля)
  • Мишель Леруа Миф о иезуитах: От Беранже до Мишле - Москва: Языки Славянской Культуры, 2001.
  • Генрих Бемер Иезуиты / Иезуиты. Бемер Г.; Инквизиция. Ли Г. Ч. - СПб.: ООО «Издательство ПОЛИГОН», 1999.
  • Игнатий Лойола и Дон Кихот / Бицилли П. М. Место ренессанса в истории культуры. - СПб.: Мифрил, 1996. - XIV, 256 с.

Источники

Ссылки

Основатель Общества Иисуса имел вполне обыденное испанское имя и фамилию - Игнатий Лойола. Отец ордена иезуитов был одним из величайших христианских аскетов, духовные упражнения которого стали настольной книгой многих поколений христиан. В отличие от прочих религиозных реформаторов, Игнатий Лойола был скорее консерватором, а не революционером.

Как и любое заключение, высказанное выше, тоже не свободно от критики. Консерватор или революционер - это всего-навсего ярлык или дефиниция. А понятия, по мнению Альберта Эйнштейна, относятся к вещам, не как бульон к кости, а как гардеробный номерок к одежде. Где грань между революцией и консервацией? Говорят, если бы не пушечное ядро, выпущенное во время осады Памплоны, Игнатий никогда бы не стал мистиком. Вряд ли кто-нибудь может сказать категорически "да" или "нет". Может быть на его месте оказался бы другой, может быть... но почему-то оказался именно он - сын дочери землевладельца-баска и рыцаря.

Мистик, наделенный "даром слез" (умением плакать во время молитвы), который чуть было не лишил его зрения, Игнатий Лойола оставил дневник, в котором описал свои видения, когда ему открылась божественная истина. Кроме дневника им написаны Устав ордена иезуитов (1541-1556) и "Духовные упражнения" (1548), в которых излагается учение Лойолы.

Лютер

Иньиго Лопес де Оньяс-и-Лойола родился, вероятно, в 1491 году в испанской стране басков. К сожалению, приходские книги общины не сохранились и о детстве Иньиго сведений у нас нет. Считается, что семья Лойолы относилась к древнему рыцарскому роду, который верно служил королям Кастилии. Провинция Гипускоа в то время управлялась 14-ю семействами и Лойолы были одними из них.

Иньиго был последним из тринадцати законных детей (поскольку были еще и незаконные) и, как говорится, еще в детстве должен был стать священником. Строгость католической морали в той среде вполне уживалась с галантными авантюрами, дуэлями и прочими далекими от монашеской жизни вещами. Столь высокочтимая испанскими грандами честь превратилась впоследствии в представлении усмирившего плоть Лойолы исключительно в духовную ценность.

Мать Игнатия умерла во время родов своего последнего ребенка. Мальчика вскормила жена кузнеца. Будущий иезуит вырос среди идиллии деревенской жизни. В некотором роде огромную роль в его воспитании сыграла его дальняя родственница, донья Мария де Гевара. Помогая ей опекать больных, Игнатий выработал в себе склонность работать в больницах для бедных.

С младых ногтей Игнатий Лойола отличался склонностью к выпивке и жизнелюбивым характером. Он одевался и красился как франт, полагая, что настоящий мужчина не должен отставать от моды. Сейчас такого типчика назвали бы метросексуалом. Точных свидетельств, конечно, не имеется, но некоторые историки склонны полагать, что Лойола был отцом некой Марии де Лойола.

Основатели учений в реальности: Конфуций

В мае 1521 г. Игнатий принимал участие в военном походе против Наваррского королевства. Защитники города хотели уже было сдаться без боя ввиду численного превосходства противника, но Иньиго счел это позорным и и с небольшой группой своих сторонников перешел в недостроенную крепость в верхней части города, чтобы вступить в неравный бой с французами. Во время осады вражеское ядро повредило Лойоле ногу.
Противник проявил благородство и доставил раненого на родину, где хирурги постарались вернуть ему здоровье. В процессе выздоровления баск много читал. Поскольку его любимых бестселлеров (тогда это были рыцарские романы) не оказалось, Лойола вынужден был читать произведения клириков и прочие душеспасительные сочинения. Сначала он осилил "Жизнь Христа" Рудольфа Саксонского и "Золотую легенду" доминиканца Иакова Ворагинского - собрание житий святых.

Игнатий любил вступать в споры с разными людьми. Однажды он беседовал с неким мавром о девстве Девы Марии. Мавр отрицал, что после рождения Сына Человеческого Мария осталась девственницей. Иньиго как мог пытался защитить честь Богородицы, но не сумел убедить мавра. Он даже хотел заколоть несговорчивого спорщика. Религиозный фанатик, готовый прибегнуть к насилию, чтобы защитить священные для него идеалы - вот кем был на тот момент Игнатий Лойола. Кроме того, как настоящий куртуазный дворянин он вступился за честь Дамы, попранную неверным.

Однажды Лойола три дня кряду исповедовался и отец-исповедник дал ему "Сборник упражнений для духовной жизни" аббата-реформатора Гарсиа Хименеса де Сиснероса, испытавшего на себе влияние широко распространившегося в Нидерландах духовного движения "Новое благочестие" (Devotio moderna). Некоторые идеи из книги аббата перекочевали в "Духовные упражнения" Игнатия Лойолы.

Отдавсвой роскошный наряд нищему, Игнатий надел специально сшитую одежду из мешковины, призванную служить "доспехами Христа" и накануне Благовещения удалился на всенощное бдение перед черной статуей Богородицы на Монтсеррате. Вскоре Игнатий удалился в небольшой городок Манресу, где жил в больнице для бедных и добывал себе пропитание, прося милостыню. Ежедневно он молился по семь часов, стоя на коленях. Каждое утро посещал мессу, регулярно подвергая свое тело бичеванию и соблюдал длительные и строгие посты. Бывший модник перестал стричь ногти и волосы, чтобы побороть свое тщеславие. Он не ел мяса и не пил вина во все дни, кроме воскресенья.

Основатели религий в реальности: Заратустра

Время от времени у него случались видения некой "очень красивой вещи", похожей на змею. Созерцая ее, Игнатий испытывал подлинное удовольствие и не любил, если видение исчезало. Совершив паломничество в Иерусалим, Лойола страстно мечтал остаться в Святой земле, однако настоятель францисканцев, беспокоясь за его жизнь, запретил ему здесь оставаться. Игнатий настаивал на своем желании, но францисканец пригрозил ему отлучением от церкви и Лойола смирился.

В 1526 г. Игнатйи осел в Алькале, где начал изучать философию. Хотя апостольской деятельности он предавался более, нежели изучению науки. Его образ жизни привлек внимание властей. Лойолу подозревали в приверженности к учению Эразма Роттердамского, но более всего их беспокоило то, что некоторые люди считали его алумбрадо. Алюмбрады (alumbrados, также iluminados, illuminati - просвещенные), приверженцы влиятельного мистического движение в Испании в XVI-XVII вв. считали своим идеалом полное растворение человеческой личности в единстве с Всевышним, причем в этом состоянии невозможно совершение греха, что бы ни делал человек. Для общения с Богом, учили члены этой секты, необязательно совершение причастия. В 1529 г. учение было запрещено.

Инквизиция в Толедо обратила внимание на подозрительную пастырскую деятельность Иньиго, но признала его невиновным. Его обязали носить разную одежду, а не одеваться одинаково, подобно монахам. В течение 42 дней, которые он провел в тюрьме, пока длилось расследование, инквизиторы постановили, что его учение не содержит в себе заблуждений, однако Лойола должен 4 года изучать богословие. Епископ Толедский, очень ласково принявший Игнатия, по отечески рекомендовал ему отправиться для этого в Саламанку.

В Саламанке его упекли за решетку уже доминиканцы. В монастырской тюрьме Лойола провел 22 дня в цепях. Когда все заключенные бежали из тюрьмы, он добровольно в ней остался, по его признанию, "ради любви к Богу". Ему официально вынесли оправдательный приговор, но также постановили, чтобы он учился четыре года, прежде чем сможет наставлять других. В общей сложности инквизиция восемь раз возбуждала против Лойолы судебные расследования, но ни разу его учение и его апостольская деятельность не были осуждены.
Своих первых настоящих последователей Игнатий нашел в парижском коллегиуме Святой Варвары.
Вначале их было шестеро: французы Пьер Фавр (Петр Фабер) и Франсуа Ксавье (св. Франциск Ксаверий), португалец Симон Родригес, испанец Диего Лайнес (обратившийся в христианство иудей) - ставший после смерти Лойолы вторым генералом ордена, Альфонсо Сальмерон из Толедо и Николас Бобадилья, вечно споривший с Игнатием.

В ноябре 1537 г. Игнатий, Пьер Фавр и Диего Лайнес направились в Рим, куда их призвали. В часовне Ла-Сторта, в нескольких километрах от Вечного города, Лойоле было дано видение Христа с крестом на плечах и Бога-отца, который повелел Сыну взять к себе на службу Игнатия. Зимой 1538-1539 г. в Риме по благословению папы Павла III десять друзей составили Общество Иисуса. С марта по июнь 1539 г. они составляли устав и правила руководства общиной.

Наряду с тремя традиционными орденскими обетами - бедности, безбрачия и послушания - они постановили принести четвертый обет - послушания Папе "в том, что касается миссий". Желающий вступить в новое общество должен был пройти испытательный срок в один год, а перед этим совершить 3-месячные духовные упражнения, паломничество и предать себя служению больным.

Теологи считают, что основатель ордена иезуитов, реформатор католической церкви, Лойола до сих пор помогает ищущему Христа человеку обрести осмысленное существование. После смерти Игнатия в мире насчитывалось тысяча иезуитов.

Интереснто, что Игнатий Лойола, сам не будучи писателем, тем не менее, умудрился оставить свой след в мировой литературе. Многие исследователи творчества Сервантеса утверждают, что главный герой романа "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" был списан именно с него. И анализ биография Лойолы заставляет думать о том, что эта версия не лишена основания...

Детство Игнатия Лойолы

Игнатий Лойола родился 23 октября 1491 года. Его настоящее имя Игнасио. Он появился на свет в замке Лойола в баскской провинции Гипускоа. Его родители принадлежали к древнему баскскому роду. Некоторые исследователи говорят, что в семье родителей было 14 детей, а Игнатий Лойола был самым младшим из них (восьмым сыном).

К сожалению, родители Игнатия Лойолы умерли, когда ему было 14 лет, поэтому, оставшись круглым сиротой, ему пришлось рано начать заботиться о себе. Старший брат помог ему переехать в Аревалло к Иоанну Веласкесу (казначею Кастильского двора), где Игнатий Лойола стал служить пажем. Та же он прошел некоторое обучение, научившись писать и читать, играть на мандолине, ездить верхом и фехтовать.

Надо отметить, что некоторые исследователями говорят, что родители Игнатия Лойолы не умирали. Путаница с ранней биографией этого великого человека связана с тем, что в дальнейшем последователи Ордена иезуитов, желая придать значимости биографии их основателя, многие вещи либо слишком приукрасили, ибо приврали, желая максимально приблизить события жизни Игнатия Лойолы к судьбе Иисуса. Так, например, они утверждают, что мать Игнатия Лойолы родила его в хлеву, как некогда это сделала Мария – мать Христа.

Карьера военного Игнатия Лойолы

Достигнув совершеннолетия, Игнатий Лойола поступил на военную службу.

Говорят в том возрасте он был весьма хорош собой – славился не только как красивый и остроумный молодой человек, но и как любимчик дам и отчаянный дуэлянт. Но был ли Игнатий Лойола таким на самом деле, или это очередной «биографический миф», неизвестно. Но зато мы точно знаем, что вступив на путь военного, Игнатию Лойоле пришлось побывать в настоящем сражении, а именно, Игнатий Лойола в 1521 году участвовал в обороне Памплоны, которую осаждали французские и наваррские войска. Во время этой военной операции Игнатий Лойола был ранен осколком снаряда, причем достаточно сильно – одна нога была изувечена, а вторая сломана. В результате он был госпитализирован, а потом отправлен в отцовский замок – в Лойолу.

Путь в замок оказался тяжелым для человека с такими ранениями, поэтому врачам пришлось сделать сложную операцию, чтобы помочь Игнатию Лойоле выжить.

Чудо, изменившее жизнь Игнатия Лойолы

К сожалению, после операции Игнатию Лойоле лучше не стало, напротив, состояние его ухудшалось с каждым днем, причем настолько, что в какой-то момент врачи посоветовали ему исповедоваться и готовиться к смерти.

Игнатий Лойола с горечью в сердце принял эту новость, но все же в канун дня Св. Петра, считавшегося покровителем рода Лойола, его причастили и соборовали.

И каково же было изумление Игнатия Лойолы, когда в ту же ночь ему стало значительно лучше, настолько, что о скорой смерти и речи быть уже не могло. Врачи сочли это чудом.

Но, к сожалению, кость на одной из ног срослась неправильно, поэтому врачи настояли на второй, еще более сложной и тяжелой операции. Игнатий Лойола согласился.

В период выздоровления, чтобы отвлечься от тревожных мыслей и болей, он захотел почитать развлекательные рыцарские романы, но в замке таких не оказалось, из всей семейной библиотеки сохранилась лишь две книги - «Жизнь Иисуса Христа» и «Жития святых».

Эти две книги в купе с его чудесным выздоровление оказали на Игнатия Лойолу глубокое впечатления. Впоследствии он сам писал: «героизм этот отличен от моего, и он выше моего. Неужели я не способен на него?»

С того момента жизнь Игнатия Лойолы изменилась кардинальным образом.

Как Игнатий Лойола начал новый путь

В 1522 году Игнатий Лойола отправляется в Монсеррат (горное бенедиктинское аббатство близ Барселоны), где хранится чудотворная статуя Богородицы.

К этому паломничеству Игнатий Лойола отнесся со всей серьезностью, сделав его частью своего духовного испытания пути. Он сбрасывает с себя дорогие одежды и покупает рубище кающегося, посох, флягу и полотняные туфли на веревочной подошве, а также дает обет целомудрия.

Достигнув 21 марта 1522 года Монсеррат, Игнатий Лойола в течение трех дней готовится к полной исповеди.

24 марта, пройдя исповедь, Игнатий Лойола начал «Ночную Стражу» - специальный духовный обряд, который необходимо пройти, чтобы получить посвящение в рыцари. Он состоит из омовения, исповеди, причастия, благословения и вручения меча.

Во время ночной стражи, Игнатий Лойола всю ночь стоял перед образом Пресвятой Девы, лишь иногда опускаясь на колени для молитвенного поклона, но так ни разу и ни присел.

На рассвете Игнатий Лойола стал рыцарем Царицы Небесной.

Уединение и молитвы Игнатия Лойолы

Преисполненный духовной благодатью после «Ночной Стражи» и посвящения в рыцари, Игнатий Лойола недалеко от городка Манреса нашел уединенный грот на берегу реки Карденер, чтобы побыть там несколько дней, полностью посвятив себя божественному служению

За это время Игнатий Лойола питался только подаяниями, соблюдал строгий пост и каждое утро и вечер ходил молиться в собор.

Как Игнатий Лойола преодолел духовный кризис

Ведя напряженную духовную жизнь в тяжелых условиях пещерного грота, Игнатий Лойола не выдержал и заболел. К счастью, на лечение его приютили монахи доминиканского монастыря.

Восстанавливая силы, Игнатий Лойола пережил серьезный духовный кризис. Ему казалось, что совсем недавно, пройдя исповедь и посвящение в рыцари, он полностью искоренил в себе все темное, все грехи, надеясь, что больше никогда о них не вспомнит. Но, мысли о них возвращались, от этого он сам себе казался ничтожным. Игнатий Лойола с каждым днем все больше и больше разочаровывался в себе, причем настолько, что стал подумывать о самоубийстве, считая, что такой ничтожный человек просто не должен существовать.

Игнатий Лойола пробовал снова исповедоваться, но это не помогло, мало того, он даже решил, что подобные действия сами по себе несут зло. Впоследствии Игнатий Лойола писал: «Я понял, что в таком исповедании заключено действие злого духа».

Игнатий Лойола осознал, что постоянно вспоминая Тьму, к Свету не придешь.

Игнатий Лойола и духовное прозрение

Отказавшись от бесполезных исповедей в прошлых грехах, Игнатий Лойола задал себе вопрос – а откуда приходят все темные сомнения и искушения?

Размышляя над этим вопросом, Игнатий Лойола прогуливался по берегу реки Карденер, вдруг получил духовное прозрение, о котором сам рассказывал следующее: «Глаза моего разумения начали открываться. Это не было видение, но мне было дано разумение многих вещей, как духовных, так и касающихся веры, а равно и человеческих наук, и с такой большой ясностью… Достаточно сказать, что я получил великий свет разумения, так что, если сложить всю помощь, на протяжении всей жизни полученную мною от Бога, и все приобретенные мною знания, то мне кажется, что это было бы меньше, чем то, что я получил в этом единственном случае. Мне показалось, что я стал иным человеком… Все это продолжалось самое большее три минуты».

Игнатий Лойола и паломничество в Иерусалим

После того, как Игнатий Лойола испытал духовное прозрение, он еще больше укрепился в мысли совершить паломничество в Иерусалим, о котором когда-то мечтал. Но теперь от грез он перешел к делу.

Как всегда, Игнатий Лойола подошел к этому вопросу серьезно и сначала отправился в Рим, чтобы получить благословение Папы Адриана VI. И уже после этого двинулся к цели своего путешествия.

1 сентября 1523 года корабль, на борту которого был Игнатий Лойола, достиг Святой Земли. Там паломника встретили монахи-францисканцы. В их сопровождении Игнатий Лойола в течение двух недель бродил по Иерусалиму.

Легендарные места и сами францисканцы так понравились Игнатию Лойоле, что он попросился остаться в их монастыре до конца своих дней. Но в этой просьбе ему было отказано, поэтому Игнатий Лойола вернулся назад в Барселону.

Как Игнатий Лойола начал жизнь с нуля

Последние события жизни Игнатия Лойолы закалили его веру и окончательно убедили его продолжить апостольский путь. Но он понимал, что одного духовного рвения мало, нужны еще и знания. Поэтому в свои 33 года Игнатий Лойола фактически начинает свою жизнь с нуля – он идет в начальную школу, чтобы вместе с детьми, изучать латинский язык. Это был своего рода подвиг, ибо учиться на одной скамье с теми, кто уже сам мог быть твоим ребенком, было испытанием для гордыни. Но Игнатий Лойола с честью прошел этот путь. Через два года, преподаватели латыни сказал ему, что тот настолько продвинулся в изучении латинского языка, что теперь свободно может слушать лекции в университете.

Игнатия Лойолы и Инквизиция

В мае 1526 года Игнатий Лойола начинает обучение в университете. Но, кроме собственно учебы, он также бесплатно обучал всех желающих катехизису, даже детей. Но это почему-то очень не понравилось Церкви и на Игнатия Лойолу поступит донос в Инквизицию. В результате ни в чем не повинный человек был арестован.

В тюрьме Игнатий Лойола провел 42 дня, только по истечению которых ему был оглашен приговор, полностью запрещающий ему наставлять и проповедовать под страхом отлучения от Церкви и вечного изгнания из королевства.

После этого Игнатий Лойола решил покинуть Испанию и уехать в Париж.

Игнатий Лойола в Париже

В 1528 году в возрасте 35 лет Игнатий Лойола прибывает в Париж, где возобновляет свои занятия латынью, сначала в школе Монтегю, а затем в школе Святой Варвары, где уже приступил к изучению философии.

Четыре года Игнатий Лойола упорно изучал различные науки и предметы и вот в 1532 году, в канун Рождества он, наконец-то, сдал экзамен и получил ученую степень. А затем, в феврале следующего года сдал еще несколько экзаменов и после публичного диспута, состоявшегося в церкви Святого Юлиана Бедного, ему выдали диплом магистра.

Но на этом Игнатий Лойола не остановился, а прослушал еще дополнительные курсы по богословию у доминиканцев, что позволило ему в 1534 году получить степень доктора.

Первые ученики и соратники Игнатия Лойолы

Уже во время обучения в Париже, Игнатий Лойола полностью оформил свою систему Духовных Упражнений, которые преподавал своим ближайшим друзьям, с которыми его объединяло мечта создать группу, посвященную служению Христу. И вот 15 августа 1534 года семеро верных друзей Игнатия Лойолы дали обеты целомудрия и не стяжательства в церкви Святого Дионисия.

В каком-то смысле можно сказать, что для Игнатия Лойолы это стало прообразом его будущего Ордена иезуитов, особенно если учесть, что 24 июня 1537 года Игнатий Лойола, его верные товарищи и еще пять примкнувших к ним человек были рукоположены в священники.

С этого момента Игнатий Лойола и его соратники начали проповедовать и быстро снискали славу среди простых людей, за что их невзлюбили кардиналы и аристократия. Дело дошло до того, что Игнатию Лойоле пришлось добиться личной аудиенции с Папой Павлом III, чтобы попросить его о помощи. Выслушав Игнатия Лойолу, тот принял его сторону и ситуация с гонениями стала сходить на нет.

Еще один мистический опыт Игнатия Лойолы

Зимой 1538 года Игнатий Лойола пережил еще одни глубокий мистический опыт. Однажды он услышал голос Господа, обратившегося к нему со словами «Я окажу тебе покровительство в Риме», а затем ему было видение, что Бог поставил его рядом со своим Сыном.

Естественно, все это произвело на Игнатия Лойолу неизгладимое впечатление, придав силы и мужество для дальнейшей духовной деятельности.

Игнатия Лойолы и Орден Иезуитов

Когда духовная деятельность Игнатия Лойолы достигла широко масштаба, он со своими соратниками задумался о перспективах. Они решили создать новый монашеский орден.

Игнатий Лойола представил Папе Павлу III проект будущего Устава, который был одобрен и в результате 27 сентября 1540 года папской буллой «Regimini militantis ecclesiae» был утвержден устав Общества Иисуса (Орден Иезуитов). А на Великий пост 1541 года Игнатий Лойола был избран первым генеральным настоятелем ордена.

Игнатий Лойола и его «Духовные упражнения»

Важнейшим мистическим и духовным наследием Игнатия Лойолы являются его «Духовные упражнения», оказавшие невероятно глубокое и широко влияние на многих мистиков и оккультистов.

«Духовные упражнения» Игнатия Лойолы представляют собой сочетание различных визуализаций, наблюдений за собой, размышлений, созерцания, словесной и мысленной молитвы.

Весь свод «Духовных упражнений» разделен на этапы, называемые «недели». Термин этот достаточно условен, так как на первое место Игнатий Лойола ставил не временные рамки, а уровень достижения успеха в том или иной упражнении.

В «Духовных упражнениях» Игнатий Лойола выделяя четыре недели:

Первая неделя (vita purgativa) - очищающая. На этом этапе ученик раскаивается в своих грехах и прилагает все усилия, чтобы выйти из их плена.

Вторая неделя (vita illuminativa) - просвещающая. На этой ступени ученик посвящает себя молитве и размышлениям о земной жизни Иисуса.

Третья неделя - соединение со Христом в Его крестном страдании и смерти. С помощью глубоких медитаций и визуализаций, ученик «проживает» страдания Иисуса Христа.

Четвертая неделя (contemplatio ad amorem) - Воскресение и Вознесение. Ученик учиться видеть во всем Божественно Проявление.

Смерть Игнатия Лойолы

Игнатий Лойола покинул этот мир 31 июля 1556 в возрасте 64 лет. Он был погребен в Риме, в церкви Иль-Джезу (Иисуса Христа)