Поэтическая тэтрад класс.



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: обобщить знания детей по данному разделу; развивать навыки выразительного чтения, любовь и интерес к поэзии, учить видеть и замечать прекрасное в природе, формировать умение работать в группе.

Подготовка к уроку: класс делится на четыре команды. На доске – иллюстрации, которые дети принесли в качестве выполненного домашнего задания.

Оборудование: мультимедийный проектор, жетоны.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и постановка цели

Как называется раздел, над произведениями которого мы работали?

С творчеством каких писателей мы познакомились? Вспомним годы их жизни. Какие произведения прочитали?

III. Конкурсы

1. Разминка (Вопросы задаются по очереди каждой команде.За правильный ответ – жетон.)

В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация. (Ф. И. Тютчев)

Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. (А. А. Фет)

Пушкин сказал о нём: “...оригинален – ибо мыслит” (Е. А. Баратынский)

Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. (А. Н. Плещеев)

Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. (И. С. Никитин)

От своего отца он унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели. (Н. А. Некрасов)

Последние годы он провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе А. П. Чехове. (И. А. Бунин)

Талантливая сказительница познакомила этого писателя с народной поэзией, на основе которой он создал свои сказки. (А. С. Пушкин)

2. Литературные исследователи

(Учитель готовит 4 задания на карточках.Дается время на подготовку.)

1-я команда

Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.

Задание: найдите в прочитанных стихотворениях олицетворение (И. А. Бунин “Листопад”, И. С. Никитин “В синем небе...”). Что помогает олицетворение почувствовать и понять?

2-я команда

Строфы – части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в каждой из них, одинаковым расположением рифм и относительной законченностью.

Задание: найдите примеры таких стихотворений (Н.А. Некрасов “В зимние сумерки...”, А. А. Фет “Весенний дождь”, Ф. И. Тютчев “Как неожиданно и ярко...”). Для чего поэт делит стихотворения на строфы?

3-я команда

Рифма–созвучие концов стихотворных строк.

Задание: приведите примеры из стихотворений (Н. А. Некрасов “В зимние сумерки...”, А. А. Фет “Весенний дождь”, Ф. И. Тютчев “Как неожиданно и ярко...”).

4-я команда

Ритм – равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении).

Задание: перечитайте стихотворения А. А. Фета “Бабочка”, “Весенний дождь”, Н. А. Некрасова “В зимние сумерки...”. Что напоминает вам ритм этих стихотворений? Какими должны быть темп, интонация, настроение, учитывая ритмический рисунок произведения?

3. Времена года

  • Ежегодно приходят к нам в гости:
    Один седой, другой молодой,
    Третий скачет, а четвертый плачет.
    (Времена года)
  • - Кто знает, когда это бывает? (пословицы)
  • Идет Варюха – береги нос да ухо (зимой)
  • Черемуха расцвела – холода позвала (весной)
  • День прозевал - урожай потерял (осенью)
  • Роса да туман живут по утрам (летом)

Три команды выполняют задание 4 на странице155 .

1-я команда-весна (Ф. И. Тютчев “Ещё земли печален вид...”, Е. А. Баратынский “Весна, весна!..”)

2-я команда-осень (И. С. Никитин “В синем небе плывут...”, И. А. Бунин “Листопад”)

3-я команда-зима (Н. А. Некрасов “В зимние сумерки...”, Е. А. Баратынский “Где сладкий шепот...”

4-я команда

1. Перечитайте стихотворение Ф. И. Тютчева “Как неожиданно и ярко...”. Объясните, почему в стихотворении дважды повторяется слово лови и три восклицательных предложения?

2. Перечитайте стихотворение И. А. Бунина “Листопад”. Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово сегодня ?

3. Что хотели сказать Ф. И. Тютчев и И. А. Бунин своим читателям? Соотнесите свой вывод с последним четверостишием из стихотворения Н. А. Некрасова “Школьник”

4. Конкурс чтецов

Проверка домашнего задания: сделать рисунок к произведению, которое тебе особенно понравилось, приготовить выразительное чтение или чтение наизусть.

(Участвуют по три человека от команды.Иллюстрации, которые приготовили ребята,на доске.)

IV. Подведение итогов

Как иначе можно назвать данный раздел? (Стихотворения поэтов XIX века о природе)

V. Домашнее задание

Стр. 154 задание 3, стр. 156 задание 10.

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4Б КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА:

« »

Дата проведения 09.12.2015 г.

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
КОЛЫЧЕВА ЛЮБОВЬ БОРИСОВНА

Тема. Обобщающий урок – игра по разделу «Поэтическая тетрадь - 1».

Цели: 1. Обобщить знания детей по разделу «Поэтическая тетрадь».

2. Развивать познавательную активность учащихся, речь, внимание, память.

3. Прививать любовь к книге, интерес к чтению.

Оборудование: сборники стихотворений поэтов Х I Х века, презентация, портреты писателей: Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Плещеева, И.А. Бунина, Н.А. Некрасова, Е.А. Баратынского, И.С. Никитина, рисунки, карточки, КИМы, жетоны, медали для награждения.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Добрый день, ребята! Давайте настроимся на работу.

Дети настраиваются на работу

Мы начать урок готовы

Будем думать, рассуждать и друг другу помогать.

2. Актуализация знаний

С какими поэтами мы познакомились?

Давайте подумаем, что объединяет представленных поэтов?

Чему научились в разделе «Поэтическая тетрадь»?

(Шмуцтитул с. 136)

Чему будем учиться сегодня?

Ф.И.Тютчев, Н.А.Некрасов, А.А.Фет, Е.А.Баратынский, А.Н.Плещеев, И.С.Никитин, И.А.Бунин,

Это поэты Х I Х века, писали о природе, о жизни людей.

Научились самостоятельно определять интонацию, которая больше всего соответствует лирическому произведению;

Находить в тексте средства художественной выразительности, которые помогают нам увидеть картины, созданные автором;

сопереживать лирическому герою; наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

3 Обобщение и систематизация знаний

1) Представление команд

Чтобы урок прошёл интереснее, проведём его в виде игры-соревнования.

«Радужное виденье»

Девиз: «Ушло, как то уйдёт всецело.

Чем ты и дышишь и живёшь»

(Ф.И. Тютчев)

«Тёплый вечер»

«Точно в храме стою я в тиши

И в восторге молюсь от души»

(И.С. Никитин)

«Славный путь»

«Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, Родная Русь» (Н.А. Некрасов)

2). Игра «Продолжи стихотворение»




По цепочке – парами (стихотворение + автор)


3). Конкурс «Узнай поэта»

Узнай, о ком из поэтов идёт речь?

1). В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация.

Фёдор Иванович Тютчев

( 1803 -1873), в Орловской губернии

2). Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. За 17 лет хутор Степановка он превратил в образцовое доходное хозяйство.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 -1892), в Орловской губернии

3). А.С. Пушкин сказал о нём: «оригинален – ибо мыслит».

Евгений Абрамович Баратынский (1800 -1844), в Тамбовской губернии

4). Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь».

Алексей Николаевич Плещеев (1825 – 1893), в Костроме

5). Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города.

Иван Саввич Никитин (1824 -1861), в Воронеже

6). От своего отца он унаследовал силу характера, твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели.

Николай Алексеевич Некрасов

(1821 – 1878), в Подольской губернии

7). Последние годы он провёл в бедности, работал над книгой о своём литературном учителе А.П. Чехове

Бунин Иван Алексеевич (1870 – 1953), в Воронеже

4) Конкурс «Литературные исследователи»

Работа в группах.

Найдите в стихотворениях …

(Определение + 3 примера из стихотворений)

Метафора – скрытое сравнение.

Ковёр зимы

Покрыл холмы,

Леса и долы. (Е.А. Баратынский « Где сладкий шёпот…)

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса (А.А. Фет «Весенний дождь»)

Весь бархат мой сего живым миганьем –

Лишь два крыла (А.А. Фет «Бабочка»)

Олицетворение – перенос свойств человека на неодушевлённый предмет.

Ещё природа не проснулась

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась .

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла. ( Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»)

Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой. (И.А. Бунин «Листопад»)

Эпитеты – художественное образное определение.

Лес , точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный… (И.А. Бунин «Листопад»)

Невесёлая дорога

Эй! Садись ко мне, дружок! (Н.А. Некрасов «Школьник»)

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями… (

Рифма – созвучие концов стихотворных строк. Перекрёстная, опоясывающая, смежная.

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет . (А.А. Фет «Весенний дождь»)

Ещё природа не проснулась ,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась . (Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…»)

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями…

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно- румян. ( И.С. Никитин «В синем небе…»)

Сравнение - сопоставление предметов.

Точно в храме стою я в тиши

И в восторге молюсь от души. ( И.С. Никитин «В синем небе…»)

Лес , точно терем расписной… (И.А. Бунин «Листопад»)

Как вышки, ёлочки темнеют… (И.А. Бунин «Листопад»)

Строфа – части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк, одинаковым расположением рифмы, смысловой законченностью.

Восьмистишие (Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»)

Шестистишие (А. Н. Плещеев «Дети и птичка»)

Четверостишие ( И.С. Никитин «В синем небе…»)

Двустишие (Н.А. Некрасов «В зимние сумерки…»)

5). ФИЗМИНУТКА

- Прохлопайте и пропойте со словами Дон-динь ритмический рисунок и узнайте стихотворение. (А. А. Фет «Бабочка»)

Что напоминает вам ритм этого стихотворения? (порхание бабочки)

6). Конкурс «Иллюстраторы»

Подпиши рисунки строчками стихов.

Дети подписывают иллюстрации строчками из стихотворений

    Применение знаний и умений в новой ситуации.

7). Конкурс «Акростих»

С неба падает снежок

Н овый и красивый!

Е дет Дедушка Мороз,

Г од будет счастливый!

С олнце встало утром рано,

Н ебу улыбнулось.

Е ль зелёная в лесу

Г ордо покачнулась.

(Карагодин Алексей 4Б)

Акростих – это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово. Это любимая игра в России в 19 веке. Со словом снег

С нова люди в ожидании

Н овогодних праздников.

Е ли, фрукты покупают

Г остей поджидают.

(Басова Екатерина 4Б)

С ады, дома – всё в бахроме!

Н а улице зима!

Е щё сугробы во дворе.

Г урьбой идут снега.

(Русин Антон 4Б)

С нег пушистый падает, кружится

Н а ладошку тёплую ложится.

Е сли дунешь на него дыханьем тёплым,

Г де был снег, осталась капля мокрой .

(Дакукин Александр 4Б)

С телется позёмка ледяной порошей.

Н епогода злиться и зарядом бьёт.

Е сли не укрыться в закутке хорошем,

Г ололёд со снегом в поле унесёт.

(Мегега Андрей 4Б)

К ирюшка – братик младший мой.

Л юбимый, милый, озорной.

А ростом маленький такой,

Д уша семьи нашей большой.

(Кондаурова Анна 4Б)

    Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

1.Самостоятельная работа.

Тест №3 с.8 -9. Самопроверка

- У кого есть ошибки? Над чем предстоит работать?

2.Домашнее задание.

Обратите внимание на выставку книг. Как вы думаете, что будете делать дома?

Внеклассное чтение «Родные поэты», романсы*

Самопроверка по образцу.

    Рефлексия учебной деятельности.

Продолжи

Мы усердно потрудились…

В «Золотой энциклопедии мудрости» есть слова:

«Воля и труд человека дивные дивы творят!»

Вспоминать стихи разных поэтов научились;

Узнавать поэтов по фактам биографии научились;

Исследовать стихотворения научились;

Подписывать иллюстрации строчками стихов научились;

Сочинять акростихи научились.

Награждение

Наградить медалями за 1,2,3 место

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Фатежская средняя общеобразовательная школа № 2» Фатежского района Курской области

САМОАНАЛИЗ

УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4Б КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая тетрадь (часть 1) »

(учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий М.В.Голованова, М.В.Бойкина «Литературное чтение» 1 часть)

в рамках семинара

«Рациональное использование времени урока в начальной школе»

Дата проведения 09.12.2015 г.

Колычева Любовь Борисовна

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

1. Ответь на вопросы.

  1. Как называли песни о героических подвигах богатырей?
  1. Какие былины ты уже читал или знаешь?

____________________________________________________________________

  1. Кого из богатырей ты знаешь?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Догадайся, о ком идёт речь.

1) Однажды мальчик Варфоломей встретил старца- монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославил на всю Русь?

2) Ту дороженьку расчистил я,

Богатырь... .

Вырыл клад, да без клада назад

Воротился и опять небогат!

А судьбу я за гриву ловлю,

Норовистую объезживаю,

И судьбина для меня - за коня!

Чьи это слова и где были записаны?

  1. Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Стоял такой великий стон,

Шёл бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья.

А князя Дмитрия...

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших пор живёт.

Как прозвали князя Дмитрия?

3. Узнай произведение. Пользуясь текстом, вставь пропущенные слова.

  1. Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был ____________ , родился от неправедных.
  2. И пришёл день исполнения обета его матери: после шести недель, то есть когда наступил день после рождения его, родители принесли __________ в церковь Божью.
  3. ...в среду и пятницу он не брал __________________и не пил _______________ коровьего, и так без ________________ оставался в течение всего дня.
  4. Стефан и Пётр быстро изучили ____________________,Варфоломей же не ____________ учился читать, но как-то и не прилежно.

5) Отрок втайне часто со слезами ______________ Богу, говоря: «Господи! Дай мне ____________________ грамоту эту, научи Ты меня и меня».

6) Старец же ответил: «Сказал я тебе, что с сего дня дарует тебе Господь ____________грамоты. Произноси __________________ Божье без сомнения».

  1. Сыновья, Стефан и Пётр,

женились; третий же сын, блаженный юноша ____________ , не захотел жениться,

а весьма стремился к _______________________ жизни.

4. Напиши синквейн на Илью Муромца.

Инструкция

Синквейн - это нерифмованное стихотворение в переводе с французского - 5 строчек).

1-я строчка: тема (одно существительное).

2-я строчка: описание темы в двух словах (два прилагательных).

3-я строчка: описание действия в рамках темы тремя словами (глаголы, причастия, деепричастия).

4-я строчка: фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (целое предложение).

5-я строчка: синоним из одного слова к заявленной теме.

______________________________________________________________________________

1. По одной строчке стихотворения вспомни его название и автора. Запиши.

1) И молния грозно тебя обвивала...

2) Вскормлен грудью облаков...

_____________________________________________________________________

3) Глядишь в забытые вороты...

____________________________________________________________________

  1. И редкий солнца луч, и первые морозы...

________________________________________________________________________

1) Где счастье плодится, там и зависть родится.

________________________________________________________________________

2) Кто чего сильно хочет, тот того и добьётся.

________________________________________________________________________

3) Хотя с нуждою, а добился чести.

_________________________________________________________________________

4) Живи добрее, будешь всем милее.

_________________________________________________________________________

  1. Чем крепче дружба, тем легче служба.

_________________________________________________________________________

3. По опорным словам узнай произведение и его автора. Запиши.

Маленький человек, бизоны, Калифорния, мустанги, Америка, Монтигомо Ястребиный Коготь.

_________________________________________________________________________

4. К данным фамилиям допиши имена и отчества писателей.

  1. Ершов
  2. Пушкин
  3. Лермонтов
  4. Толстой
  5. Чехов

5. Какое произведение из этого раздела тебе больше всего понравилось? Кто его автор?_____________________________________________________________________

1. Узнай, о ком из поэтов идёт речь. Запиши.

1) В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация.

______________________________________________________________________________

2) Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. За 17 лет хутор Степановка он превратил в образцовое доходное хозяйство.

______________________________________________________________________________

3) А.С. Пушкин сказал о нём: «...оригинален - ибо мыслит».

______________________________________________________________________________

4) Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

______________________________________________________________________________

5) Он открыл в Воронеже книжный магазин при нём дешёвую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города.

_____________________________________________________________________________

6) От своего отца он унаследовал силу характера твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели.

______________________________________________________________________________

7) Последние годы он провёл в бедности, работая над книгой о своём литературном учителе А.П. Чехове.

______________________________________________________________________________

1) Ф.И.Тютчев а) «Школьник»

2) А.А.Фет б) «Где сладкий шёпот...»

3) Е.А.Баратынский в) «Листопад»

4) А.Н.Плещеев г) «Ещё земли печален вид...»

5) И.С.Никитин д) «Бабочка»

6) Н.А.Некрасов е) «В синем небе плывут над полями...»

7) И.А. Бунин ж) «Дети и птичка»

3. Найди в прочитанных стихотворениях олицетворение. (Олицетворение - наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.) Что оно помогает почувствовать и понять?

4. Дай определение своими словами следующих понятий

Ритм - _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рифма - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Кто из сказочных героев мог дать такие объявления? Запиши.

1) Продаю пиявок. Цена договорная.

______________________________________________________________________________

2) Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли.

______________________________________________________________________________

3) Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.

______________________________________________________________________________

4) Сплю и вижу принца.

_____________________________________________________________________________

5) Охранному агентству на постоянную работу требуются 33 сотрудника крепкого телосложения.

______________________________________________________________________________

6) Возьму оброк со всех, даже с чертей.

______________________________________________________________________________

7) Развлечение для вас: пою песенки, грызу орешки.

______________________________________________________________________________

2. Отгадай загадки. Вспомни, в какой прочитанной на последних уроках сказке встречается ответ. Запиши.

1) Он поёт месяц, а ворона каркает круглый год. Ласточка день начинает, а он кончает. Не нужна ему золотая клетка, лучше зелёная ветка.

_____________________________________________________________________________

2) Мал горшок, да её варит.

Сам её заварил, сам её и расхлёбывай.

Её маслом не испортишь.

_________________________________________________________________________

3. Прочитай отрывки из биографий писателей. Запиши их полные имена.

1) Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала.

_____________________________________________________________________________

2) Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». Очень любил своих сыновей, которые тоже стали известными.

______________________________________________________________________________

3) Пятилетним ребёнком он пережил семейную драму, повлиявшую на его характер как будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями.

______________________________________________________________________________

4) Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать - в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно встречались лучшие писатели и учёные столицы.

______________________________________________________________________________

4. Объясни, что такое литературная сказка. Чем она отличается от народной сказки?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. К каким произведениям из изученного раздела подходят эти пословицы? Укажи название произведения и автора.

1) Поздно поднялся - день потерял, в молодости не учился - жизнь потерял.

______________________________________________________________________________

2) Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года чтобы научиться лени - только три дня.

______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Ученику - удача, учителю - радость.

_________________________________________________________________________

2. По одной фразе узнай произведение и его автора. Запиши.

1) Попробуй в классе запой - сразу выгонят.

______________________________________________________________________________

2) Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное.

______________________________________________________________________________

3) Грохочут грузовики - скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу.

______________________________________________________________________________

  1. Я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить.

___________________________________________________________________________

3. Разгадай кроссворд.

По горизонтали: 1. Поэт, стихотворение которого не выучил Денис Кораблёв. 2. У главного героя его рассказов был прототип: сын самого писателя, его тёзка. Кто этот писатель? 3. Эта профессия помогла проспавшему мальчику примчаться за секунду до Раисы Ивановны. 4. Родился этот писатель в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, он выбрал живопись. 5. Двое рабочих поняли, что мальчику нечего делать. Они предложили подтолкнуть кривой дом сбоку, чтобы он ровным был. Им было... . 6. Его не умели ценить герои произведения Е.Л. Шварца. 7. Она стояла у стены. Дворник запретил трогать её.

По вертикали: 8. Черта характера человека, любящего трудиться. 9. По сценариям этого писателя сняты фильмы «Золушка», «Дон Кихот» и др.

1. Узнай, о каких героях или предметах из прочитанных произведений идёт речь. Запиши.

1) Эти брат и сестра испортили многим встречу Нового года.

______________________________________________________________________________

2) Эта девочка вдохновила великого композитора.

___________________________________________________________________________

  1. Обиженная тётя сказав, что в будущем Минька будет... .

___________________________________________________________________________

4) Мальчик положил кусок от него на пароходик, около будочки.

___________________________________________________________________________

  1. Этот инструмент мог петь обо всём.

__________________________________________________________________________

2. Вспомни, где это было. Ответь на вопросы.

1) Где проводил осень Эдвард Григ?

___________________________________________________________________________

2) Когда он был маленький, его отправили жить туда. Там и произошла эта неприятная история. Куда был отправлен мальчик?

______________________________________________________________________________

3) В каком городе родился К.Г. Паустовский?

______________________________________________________________________________

4) Где провёл детство Б.С. Житков?

______________________________________________________________________________

5) В Санкт-Петербурге в семье художника родился … .

______________________________________________________________________________

3. Прочитай модернизированные пословицы и поговорки, восстанови их. Запиши.

1) По лесу надо с корзинкой ходить.

______________________________________________________________________________

2) Скучен день до вечера, коли делать уроки.

3) Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать.

________________________________________________________________________

  1. Испокон века телевизор растит человека.

___________________________________________________________________________

  1. Первая двойка прощается.

___________________________________________________________________________

7) На шпаргалке далеко не уедешь.

_______________________________________________________________________

4. Отгадай загаданное слово в пословицах и поговорках. Для какого произведения оно является ключевым? Укажи название произведения и автора.

1) Поздний ОН гложет кость.

Из песни слова не выкинешь, из-за стола ЕГО не выгонишь.

Незваный ОН хуже татарина.

___________________________________________________________________________

2) Не вся та ОНА, что звучит.

Под хорошую ЕЁ и змеи пляшут.

Фома ЕЁ разумеет, а Ерёма плясать умеет.

___________________________________________________________________________

5 . О каком поступке идёт речь в этих пословицах? К какому произведению их можно отнести? Укажи название произведения и автора.

Ворота открыты, а он в подворотню лезет.

За тараканом - с барабаном, за комаром - с топором.

Зачем туда с ножом, где топор положен.

_______________________________________________________________________

1) В.Я. Брюсов а) «Бабушкины сказки»

6) «Наши царства»

  1. С.А. Есенин в) «Опять сон»
  2. М.И. Цветаева г) «Бежит тропинка с бугорка...»

Д) «Детская»

2. По четверостишию узнай стихотворение и его автора. Запиши.

1) И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идёт.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовёт.

___________________________________________________________________________

2) Месяц вышел. Громче шорох.

Зебра мчится вдалеке.

Лес, взрывая листьев ворох,

Тупо тянется к реке.

______________________________________________________________________________

3) Нам хорошо. Пока ещё в постели

Все старшие и воздух летний свеж,

Бежим к себе. Деревья нам качели,

Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..

______________________________________________________________________________

4) Слово скажешь, в траву ляжешь,

Чёрной цепи не развяжешь.

Снизу яма, сверху высь,

Между них вертись, вертись.

______________________________________________________________________________

3. Догадайся, о ком из поэтов изученного раздела идёт речь. Запиши.

1) После Константиново, где его детство «прошло среди полей и степей», четырнадцатилетний подросток оказывается вдали от дома в закрытой двухклассной школе-интернате. Единственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Долгими вечерами засиживались они с приятелями в доме Панфиловых допоздна - пели, играли, танцевали, а иногда читали друг другу стихи, среди которых стихи этого поэта отличались особой лёгкостью.

Даже самые ранние, бесхитростные и чистые его стихи уже при первом чтении захлёстывают душу своим певучим слогом:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленький матке

Зелёное вымя сосёт.

___________________________________________________________________________

2) Сочинять начал с восьми лет, а в семнадцать написал за один год почти две тысячи строк. С первых же шагов он не хочет идти по стопам пушкинских или некрасовских подражателей. Он твёрдо верит в свою звезду.

В истории русской литературы он навсегда остался открывателем новых путей, великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать всё мно гообразие человеческих страстей, все «сокровища заложенные в чувстве». Оставил он след в культуре и как талантливый критик, организатор, редактор педагог.

С детских лет его манило неведомое:

Мне снились: рощи пальм, безвестный океан,

И тайны полюсов, и бездны подземелий,

И дерзкие пути междупланетных стран.

___________________________________________________________________________

3) В октябрьские смертные дни, когда к власти пришли большевики, она остаётся в Москве одна двумя дочерьми, безо всяких средств к существованию. В то время в её стихах страшный быт преображается в высокую поэзию:

Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!

Взойдите! Гора рукописных бумаг...

Так. - Руку! - Держите направо,

Здесь лужа от крыши дырявой.

Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук,

Какую мне Фландрию вывел паук.

Не слушайте толков досужих,

Что женщина - может без кружев! Фландрия - средневековое графство, которое славилось (в числе прочего) своими кружевами.

___________________________________________________________________________

4. Какое произведение из этого раздела тебе больше всего понравилось? Что тебя в нём тронуло? Кто его автор?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Стрелками соедини авторов с их произведениями.

1) Д.Н. Мамин-Сибиряк а) «Выскочка»

2) А.И. Куприн б) «Кабан»

3) В.П. Астафьев в) «Приёмыш»

  1. Е.И. Чарушин г) «Стрижонок Скрип»
  2. М.М. Пришвин д) «Барбос и Жулька»

2. Узнай, из каких произведений эти предметы. Укажи название произведения и автора.

1) Норка.

___________________________________________________________________________

2) Рога.

___________________________________________________________________________

3) Хвост.

___________________________________________________________________________

4) Миска.

___________________________________________________________________________

5) Лодка.

___________________________________________________________________________

6) Метла.

___________________________________________________________________________

3. Запиши название произведения и укажи автора. 1) Какое произведение открывает раздел «Природа и мы»?

___________________________________________________________________________

2) В каком произведении сорока лишилась хвоста?

_______________________________________________________________________________

3) Герой какого произведения рисовал животных в зоопарке?

_______________________________________________________________________________

4) Герою этого произведения пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей.

_______________________________________________________________________________

5) Герои этого произведения были разными, но дружба их - крепкой.

_______________________________________________________________________________

  1. Герой этого произведения был приёмным членом семьи, но очень любимым.

_________________________________________________________________________

4. Узнай героя по описанию. Вспомни, из какого произведения этот герой и кто его автор. Запиши.

1) Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок - суета или драка, - он не торопясь пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник-птица!

_______________________________________________________________________________

2) Она была маленькая, тонконогая, с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди.

_______________________________________________________________________________

3) Всё равно как человек тоскует. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит...

_______________________________________________________________________________

4) Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать.

______________________________________________________________________________

5) Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.

______________________________________________________________________________

  1. Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов.

_______________________________________________________________________

Проверочная работа 9. К разделу «Поэтическая тетрадь 2» (часть 2)

1. Отгадай загадку и вспомни, какому прекрасному времени года был посвящён раздел «Поэтическая тетрадь».

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила

Все листья.

Зажгла огней рябиновых костёр.

То - щедрая красавица

Игриво улыбается

И охраняет всех косым дождём.

___________________________________________________________________________

2. Стрелками соедини авторов с их произведениями.

  1. С.А. Клычков а) «Лебёдушка»

2) Д.Б. Кедрин б) «Весна в лесу»

3) С.А. Есенин в) «Сентябрь»

4) Б.Л. Пастернак г) «Бабье лето»

5)Н.М. Рубцов д) «Золотая осень»

3. По нескольким строчкам узнай стихотворение запиши, кто его автор.

1) А кругом цветы лазоревы

Распускали волны пряные...

______________________________________________________________________________

2) Как в истоме клохчут сои

И кружатся глухари.

_____________________________________________________________________________

3) И ничего не желаю,

И ничего не хочу!

______________________________________________________________________________

  1. Сжалься, осень! Дай нам света!

Защити от зимней тьмы!

___________________________________________________________________________

4. Отметь пример, в котором встречается олицетворение.

1) Соберутся зайцы грудой

Под капелью и теплом,

Громче дятел красногрудый

Застучит в сухой и рудый

Ствол со щелью и дуплом.

2) Наступило бабье лето -

Дни прощального тепла.

Поздним солнцем отогрета,

В щёлке муха ожила.

3) А кругом роса жемчужная

Отливала блёстки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

5. Вспомни, какие сравнения использует Б.Л. Пастернак. Выпиши их.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. В каком из прочитанных стихотворений главным становится повествование о событиях из жизни героев. Укажи название стихотворения и автора.

___________________________________________________________________________

Проверочная работа 10. К разделу «Родина»

1. Прочитай стихотворение. Ответь на вопросы.

Мой первый друг, Антипин Колька!

Он, верно, помнит этот день,

Когда на тихом солнцепёке

Накрыла нас живая тень.

Мы оглянулись и застыли,

Разинув в оторопи рты:

Стоял солдат, седой от пыли,

И улыбался с высоты.

И вдруг, подхваченный тем мигом,

Признав чутьём, а не с лица,

Я задохнулся сладким криком

В немом объятии отца.

К его щеке припал и замер,

А сзади в ярком свете дня

Смотрел сиротскими глазами

Антипин Колька на меня.

В. Богданов

Вопросы:

1) Как ты понимаешь смысл стихотворения? О чём оно?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Можно ли это стихотворение ввести в раздел, который вы только что изучали?

_______________________________________________________________________________

2. По двум строчкам узнай произведение и его автора.

1) Мина кораблю пробила днище

Далеко-далёко от земли.

_____________________________________________________________________________

2) Я в каждом шелесте листов

_____________________________________________________________________________

  1. Мои обиды и прощенья

Сгорят, как старое жнивьё.

_____________________________________________________________________________

4) Посмотрю на юг

Нивы зрелые...

_______________________________________________________________________________

3. Допиши имя и отчество автора.

  1. Дрожжин
  2. Слуцкий
  3. Никитин
  4. Жигулин

1) Е.С. Велтистов

2) _____________________________________________________________________

«Путешествие Алисы»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 . Проверь себя, внимательно ли ты читаешь. Вставь пропущенные слова в предложения.

  1. Ранним майским утром к гостинице

подкатил светло-серый автомобиль.

2) Директор с ________________ с помощниками взялись за ручки и отнесли чемодан на _________ этаж.

3) Почётный гость приехал из ___________________ .

  1. Над деревьями прострекотал маленький

Воздушное.

  1. Оставив Электроника, профессор подошёл к ________________, набрал на диске номер.
  2. Ты будешь сегодня много двигаться. Надо подкрепиться ___________________.

3. Подбери синонимы к словам.

Прозрачный -

Раздался -

Сюрприз - ;

4. Расшифруй, что здесь написано, и ты узнаешь настоящее имя писателя-фантаста Кира Булычёва.

SИWLГGOVIPSWЬ

___________________________________________________________________________

WBLSCSGEWBILOSVЛOGIДOWBVSИЧG

МWSIOЖGWEVSЙLIKOSL

___________________________________________________________________________

5. Как можно охарактеризовать Алису? Выбери нужное. Дополни, если считаешь нужным.

Добрая, злая, смелая, трусливая, находчивая, отзывчивая, ____________________

6. Проверь себя, внимательно ли ты читаешь. Выбери правильный ответ.

1) Мы осторожно выкопали... кустов.

А) пять 6) шесть в) семь

  1. Я начал готовить к съёмкам камеру, потому что надеялся, что на кустах вскоре распустятся...

А) лечебные цветы б) удивительные цветы в) светящиеся цветы

  1. Механика звали...

А) Жёлтый б) Красный в) Зелёный

4) Чтобы защититься от кустиков, отец Алисы схватил...

А) швабру б) щётку в) метлу

5)Для борьбы с кустиками хотели применить...

А) огнемёт б) пулемёт в) водомёт

6)Кустики победила Алиса при помощи...

А) ведра б) лейки в) шланга

  1. Кусты бродили по песку и...

А) искали воду б) искали солнце в) искали еду

  1. Самый маленький и непоседливый кустик очень любил...

А) чай б) морс в) компот

Проверочная работа 12. К разделу «Зарубежная литература»

1. Узнай произведение. Укажи его название и автора.

1) В этом произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком.

_______________________________________________________________________________

2) В этом произведении главная героиня пожертвовала своей жизнью ради любви.

_______________________________________________________________________________

3) Главного героя этого произведения учитель часто наказывал.

_______________________________________________________________________________

4) В этом произведении рассказывается о ночи, в которую происходили чудеса.

______________________________________________________________________________

5) Этим произведением заканчивается раздел.

_______________________________________________________________________________

  1. В этом произведении можно узнать о подводной жизни.

_______________________________________________________________________________

2. Стрелками соедини авторов с их произведениями.

1) С. Лагерлёф а) «Путешествие Гулливера»

2)Д. Свифт б) «Святая ночь»

3)М. Твен в) «Русалочка»

4)Г.Х. Андерсен г) «Приключения Тома Сойера»

Д) «В Назарете»

3. Догадайся, из какого произведения эти вещи. Укажи название произведения и автора.

1) Глиняная серая птичка.

___________________________________________________________________________

2) Персик.

______________________________________________________________________________

3) Острый нож.

_____________________________________________________________________________

4) Длинная остроконечная палка.

______________________________________________________________________________

5) Длинные лестницы.

_____________________________________________________________________________

6) Грифельная доска.

______________________________________________________________________________

4. Назови имя.

1) Настоящее имя Марка Твена.

______________________________________________________________________________

2) Полное имя Сельмы Лагерлёф.

______________________________________________________________________________

3) Имя девочки, в которую был влюблён Том Сойер.

_____________________________________________________________________________

4) Имя матери Иисуса.

______________________________________________________________________________

Ответы к проверочным работам

Проверочная работа 1. К разделу «Летописи. Былины. Жития»

  1. 1) былины.
  2. 1) Сергий Радонежский; 2) Ильи Муромца, на камне; 3) смерть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня; 4) Дмитрий Донской.
  3. 1) воссиять, родителей; 2) сороковой, ребёнка;) грудь, молока, еды; 4) грамоту, быстро, медленнно; 5) молился, выучить, вразуми; 6) знание, слово;) Кирилла, Варфоломей, иноческой.

Проверочная работа 2. К разделу «Чудесный мир классики»

  1. 1) А.С. Пушкин «Туча»; 2) М.Ю. Лермонтов Дары Терека»; 3) А.С. Пушкин «Няне»; 4) А.С. Путин «Унылая пора...».
  2. 1) А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне о семи богатырях»; 2) М.Ю. Лермонтов «Ашик- Кериб»; 3) Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал»;) Л.Н. Толстой «Детство»; 5) П.П. Ершов «Конёк- горбунок».
  3. А.П. Чехов «Мальчики».
  4. 1) Пётр Павлович; 2) Александр Сергеевич; 3) Михаил Юрьевич; 4) Лев Николаевич; 5) Антон Павлович.

Проверочная работа 3. К разделу «Поэтическая тетрадь» (часть 1)

  1. 1) о Ф.И. Тютчеве; 2) об А.А. Фете; 3) о Е.А. Баратынском; 4) об А.Н. Плещееве; 5) об И.С. Никитине 6) о Н.А. Некрасове; 7) об И.А. Бунине.
  2. 1 - г; 2 - д; 3 - б; 4 - ж; 5 - е; 6) - а; 7 - в.

4. Ритм - равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении).

Рифма - созвучие концов стихотворных строк.

Проверочная работа 4. К разделу «Литературные сказки»

1 .1) Дуремар; 2) Маугли и Тарзан; 3) Айболит; 4) Спящая красавица; 5) Черномор; 6) Балда; 7) бе лочка.

2. 1) соловей. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»;

  1. каша. П.П. Бажов «Серебряное копытце».

3. 1) Павел Петрович Бажов; 2) Сергей Тимофеевич Аксаков; 3) Всеволод Михайлович Гаршин; 4) Владимир Фёдорович Одоевский.

  1. Литературная сказка - это сказка, написанная писателем, у неё есть автор. Народную сказку сочинил народ, она передавалась из уст в уста.

Проверочная работа 5. К разделу «Делу время - потехе час»

  1. 1) Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»; 2) В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»; 3) В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»; 4) В.Ю. Драгунский «Главные реки».
  2. 1) В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»; 2) В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»; 3) Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»; 4) В.Ю. Драгунский «Главные реки».
  3. По горизонтали: 1. Некрасов. 2. Драгунский. 3. Пожарный. 4. Голявкин. 5. Смешно. 6. Время. 7. Метла . По вертикали: 8. Трудолюбие. 9. Шварц .

Проверочная работа 6. К разделу «Страна детства»

1. 1) Минька и Лёля; 2) Дагни; 3) разбойником; 4) леденец; 5) рояль.

  1. 1) около Бергена; 2) к бабушке; 3) в Москве; 4) в Одессе; 5) М.М. Зощенко.
  2. 1) По лесу надо с умом ходить. 2) Скучен день до вечера, коли делать нечего. 3) Не стыдно не знать, стыдно не учиться. 4) Испокон века книга растит человека. 5) Первая вина прощается. 6) На обмане далеко не уедешь.
  3. 1) гость. М.М. Зощенко «Ёлка»; 2) музыка. С.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». 3) О необдуманности. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

Проверочная работа 7. К разделу «Поэтическая тетрадь 1» (часть 2)

  1. 1 - в, д; 2 - а; 3 - б, д.
  2. 1) С.А. Есенин «Бабушкины сказки»; 2) В.Я. Брюсов «Опять сон»; 3) М.И. Цветаева «Наши царства»; I) В.Я. Брюсов «Детская».
  3. 1) о С.А. Есенине; 2) о В.Я. Брюсове; 3) о М.И. Цветаевой.

Проверочная работа 8. К разделу «Природа и мы»

  1. 1 - в; 2 - д; 3 - г; 4 - б; 5 - а.
  2. 1) В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»;) Е.И. Чарушин «Кабан»; 3) М.М. Пришвин «Выскочка»; 4) А.И. Куприн «Барбос и Жулька»; 5) Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»; 6) Е.И. Чарушин «Кабан».
  3. 1) Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»; 2) М.М. Причин «Выскочка»; 3) Е.И. Чарушин «Кабан»;) В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»; 5) А.И. Куприн «Барбос и Жулька»; 6) Д.Н. Мамин-Сибиряк Приёмыш».
  1. 1) серый журавль. Е.И. Чарушин «Кабан»; 2) Жулька. А.И. Куприн «Барбос и Жулька»; 3) лебедь. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»; 4) мама-стрижиха. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»; 5) собака Вьюшка. М.М. Пришвин «Выскочка»; 6) Барбос. А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

Проверочная работа 9. К разделу «Поэтическая тетрадь 2» (часть 2)

  1. Осень.
  2. 1 - б; 2 - г; 3 - а; 4 - д; 5 - в.
  3. 1) С.А. Есенин; 2) С.А. Клычков; 3) Н.М. Рубцов; 4) Д.Б. Кедрин.
  4. 2, 3.
  5. Как на выставке картин, как венец на новобрачной, словно в золочёных рамах и др.
  6. С.А. Есенин «Лебёдушка».

Проверочная работа 10. К разделу «Родина»

1. 1) Возвращение с фронта. Не все вернулись. 2) Да.

  1. 1) Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»;2) С.Д. Дрожжин «Родине»; 3) А.В. Жигулин «О, Родина!..»; 4) И.С. Никитин «Русь».
  2. 1) Спиридон Дмитриевич; 2) Борис Абрамович;3) Иван Саввич; 4) Анатолий Владимирович.

Проверочная работа 11. К разделу «Страна Фантазия»

1. 1) Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»; профессор Громов, Электроник, директор. 2) Кир Булычёв «Путешествие Алисы»; механик Зелёный, Алиса, кусты, капитан Полосков, папа Алисы.

  1. 1) «Дубки»; 2) тремя, второй; 3) Синегорска; 4) вертолёт, такси; 5) видеотелефону; 6) электрическим током
  2. Прозрачный - чистый, хрустальный, кристальный; раздался - послышался, зазвучал, прозвучал, пронёсся; сюрприз - неожиданность, нечаянность.
  3. Игорь Всеволодович Можейко.
  4. 1) а; 2) в; 3) в; 4) а; 5) а; 6) б; 7) а; 8) в.

Проверочная работа 12. К разделу Зарубежная литература»

  1. 1) Д. Свифт «Путешествие Гулливера»;) Г.Х. Андерсен «Русалочка»; 3) М. Твен «Приключения Тома Сойера»; 4) С. Лагерлёф «Святая ночь»;) С. Лагерлёф «В Назарете»; 6) Г.Х. Андерсен «Русалочка».
  2. 1 - 6, д; 2 - а; 3 - г; 4 - в.
  3. 1) С. Лагерлёф «В Назарете»; 2) М. Твен «Приключения Тома Сойера»; 3) Г.Х. Андерсен «Русалочка»; 4) С. Лагерлёф «Святая ночь»; 5) Д. Свифт Путешествие Гулливера»; 6) М. Твен «Приключения Тома Сойера».
  4. 1) Сэмюэль Ленгхорн Клеменс; 2) Сельма Оттилиана Ловиза Лагерлёф; 3) Бекки Тэтчер; 4) Мария.

Тема: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

Цель: обобщить знания детей по данному разделу; развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей; формировать умение работать в группах.

Планируемые результаты:

Предметные: умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию;

Личностные: проявление бережного отношения к природе, к родному краю;

Метапредметные:

Регулятивные: формулированиеучебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные: анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли.

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре, в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.

Подготовка к уроку. Класс делится на 3 команды. На столах каждой команды лежат сборники стихов поэтов, творчество которых изучали на предыдущих уроках. На доске - иллюстрации, которые дети приносили в качестве выполненного домашнего задания.

Оборудование: презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Работа по теме.

1.Самоопределение к деятельности.

Как называется раздел, над произведениями которого мы работали?

С творчеством каких писателей мы познакомились?

Вспомним годы их жизни. Слайд 1.

Какие произведения вы прочитали в этом разделе?

Почему они объединены в «Поэтическую тетрадь»?

Сформулируйте тему урока. Слайд 2.

Игра «Кто лишний?» Слайды 3-6

Кто из писателей здесь лишний и почему?

3. Конкурсы.

Первый конкурс «Разминка».

*Вопросы задаются быстро по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получает – жетон.)

1)В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация. (Ф. И. Тютчев)

2)Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. (А. А. Фет)

3)Пушкин сказал о нём: “...оригинален – ибо мыслит” (Е. А. Баратынский)

4)Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. (А. Н. Плещеев)

5)Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. (И. С. Никитин)

6)От своего отца он унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели. (Н. А. Некрасов)

7)Последние годы он провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе А. П. Чехове. (И. А. Бунин)

- Молодцы! Вы были внимательны на уроках и быстро узнали поэтов, творчество которых мы изучали.

Второй конкурс «Вспомни стихотворение».

Ребята, вы иллюстрировали стихи к нашим урокам. Ваши иллюстрации перед нами, на

доске. Предлагаю вспомнить эти замечательные произведения.. Приготовьтесь читать выразительно, показав свою иллюстрацию.

*Участвуют по 3 человека от каждой команды.

Третий конкурс « Литературные исследователи».

*Учитель готовит 3 задания на карточках. Дается время на подготовку.

1-я команда

Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека . Слайд 7.

Задание : найдите в прочитанных стихотворениях олицетворение (И. А. Бунин “Листопад”, И. С. Никитин “В синем небе...”). Что помогает олицетворение почувствовать и понять?

2-я команда

Строфы – части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в каждой из них, одинаковым расположением рифм и относительной законченностью. Слайд 8 – 11.

Задание: найдите примеры строф в стихотворениях (Н.А. Некрасов “В зимние сумерки...”, А. А. Фет “Весенний дождь”, Ф. И. Тютчев “Как неожиданно и ярко...”). Для чего поэт делит стихотворения на строфы?

3-я команда

Рифма–созвучие концов стихотворных строк.

Ритм- равномерное чередование каких –нибудь элементов (в звучании, в движении).

Слайд 12- 13

Задание: приведите примеры из стихотворений (Н. А. Некрасов “В зимние сумерки...”, А. А. Фет “Весенний дождь”, Ф. И. Тютчев “Как неожиданно и ярко...”).

Что напоминает вам ритм этих стихотворений? Какими должны быть темп, интонация, настроение, учитывая ритмический рисунок произведения?

Четвёртый конкурс «Времена года».

Отгадайте загадку.

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года)

Кто знает, когда это бывает?

Идет Варюха – береги нос да ухо (зимой)

Черемуха расцвела – холода позвала (весной)

День прозевал - урожай потерял (осенью)

Роса да туман живут по утрам (летом)

Молодцы! Слайды 14-16

О красоте русской природы любили писать не только поэты, но и художники.

*работа по репродукциям картин

*Три команды выполняют задание 4 на странице153.

1-я команда -весна (Ф. И. Тютчев “Ещё земли печален вид...”, Е. А. Баратынский “Весна, весна!..”)

2-я команда -осень (И. С. Никитин “В синем небе плывут...”, И. А. Бунин “Листопад”)

3-я команда -зима (Н. А. Некрасов “В зимние сумерки...”, Е. А. Баратынский “Где сладкий шепот...”

Пятый конкурс Не ошибись».

*Даются карточки с отрывками из стихотворений.

1)Ещё древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

2)Кротко звёзд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

3)Где сладкий шёпот

Моих лесов?

Потоков ропот,

Цветы лугов?

Из какого произведения эти строки? Кто автор?

Шестой конкурс. Игра «Акростих»

Акростих - это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово.

Напишите по вертикали выбранное слово. Затем каждый играющий пишет по строчке или же

свой акростих. Это была любимая игра в России в XIX в.

*Можно предложить каждому ученику попробовать свои силы. Затем в команде выбираются

лучшие и зачитываются вслух.*

III.Рефлексия.

IV. Подведение итогов.

Как иначе можно назвать данный раздел? (Стихотворения поэтов XIX века о природе)

V. Домашнее задание

Составить альбом своих любимых стихов с иллюстрациями.