Поэтическая тэтрад класс. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь

ПЛЕЩЕЕВ, Алексей Николаевич -- поэт, переводчик, прозаик, литературный и театральный критик. Родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 г. служил его отец, скончавшийся, когда П. был еще ребенком. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна (урожденная Горскина), давшая сыну хорошее домашнее образование, продолженное им в Петербурге (куда он переселился вместе с матербю в 1839 г.) в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (поступил в 1840 г.). Однако царившая там атмосфера угнетала, военная карьера его не привлекала, и в 1842 г. он покинул училище (уволен по болезни), а осенью 1843 г. поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко-филологического факультета. В студенческие годы значительно расширился круг знакомств П. (он посещал салон Майковых, был вхож в дом П. А. Плетнева, бывал у А. А. Краевского) и определилась сфера его интересов: литературные и театральные увлечения сочетались с обращением к истории и политической экономии, что объяснялось, вероятно, влиянием М. В. Буташевича-Петрашевского и его друзей, со многими из которых П. познакомился в годы учебы, особенно сблизившись в дальнейшем с С. Ф. Дуровым, А. И. Пальмом, Ф. М. Достоевским, Н. А. Спешневым. Социалистические идеи петрашевцев увлекли П.; разделяя их пропагандистские устремления, он совместно с Н. А. Мордвиновым готовил перевод книги французского публициста, идеолога утопического социализма, Ф. Ламенне "Слово верующего", намереваясь отпечатать ее в тайной типографии. В 1845 г., не окончив курса, П. вышел из университета, но не прерывал контактов с единомышленниками, их встречи неоднократно бывали в его доме. К тому времени уже проявилось его поэтическое дарование (первые оригинальные стихотворения П. были напечатаны в нач. 1844 г. в "Современнике"), и в кругу петрашевцев он воспринимался как поэт-борец, свой Андре Шенье (см.: Петрашевцы в воспоминаниях современников.-- М.; Л., 1926.-- [Т. 1].-- С. 52, 195). Ранняя лирика П. действительно окрашена идеями социалистического утопизма. Традиционные романтические мотивы разочарования, одиночества, тоски осмыслены как реакция на социальное неблагополучие и неотделимы от темы "святого страдания" лирического героя: тревога, "мрачный дух сомненья" мотивированы "бедствиями <...> страны <...> родной", "муками братьев", а конфликт с толпой, "живущей мыслями отцов",-- мечтой лирического героя быть "гонимых утешителем", возвестить "мщенья грозный час / Тому, кто в тине зла и праздности погряз" ("Сон", "Странник", "На зов друзей"). Гуманистический пафос лирики П. сочетался с характерным для настроений утопистов пророческим тоном, питавшимся надеждой "увидеть вечный идеал": "Но будет время... пронесутся / Дни бедствий, горя и тревог; / Жрецы Ваала ужаснутся, / Когда восстанет правды бог! / Навеки в мире водворится / Священной истины закон..." ("Поэту",). Вера в возможность гармоничного мироустройства, ожидание скорых перемен выразились и в самом известном стихотворении П., исключительно популярном в кругу петрашевцев (а также и среди революционно настроенной молодежи следующих поколений),-- "Вперед! без страха и сомненья..." (): "Зарю святого искупленья / Уж в небесах завидел я!" Знаменательно, что В. Н. Майков, друг и единомышленник П., в рецензии на первый сборник его стихотворений (1846) с особым сочувствием писал о его вере в "торжество на земле истины, любви и братства", называя П. при этом "первым нашим поэтом и настоящее время" (Отечественные записки.--1846.-- No 10.-- Т. IV.-- С. 39--40; Майков В. Н. Литературная критика.-- Л., 1985.-- С. 272--278). Однако оценки творчества П. и в 40-е, и в последующие годы были довольно разноречивы. Его поэтическая система, сформировавшаяся в русле пушкинской и лермонтовской традиций, опиралась преимущественно на устойчивые словосочетания, сложившиеся ритмико-синтаксические схемы, хорошо разработанную систему образов. Одним критикам это представлялось свидетельством подлинного вкуса и таланта П. (см.: А.> // Современник.-- 1846.-- Т. 44), другим давало основание называть некоторые его стихотворения "бесцветными" (Белинский В. Г. Собр. соч.-- М., 1982.-- Т. 8.-- С. 490), обвинять его в "несамостоятельности" и "однообразии" (см.: Финский вестник, 1846.-- Т. XII; // Утро. Литературный сборник.-- М., 1859.-- .-- С. 67). Вместе с тем современники всегда высоко ценили "общественное значение" поэзии П., "благородное и чистое направление" его творчества, "глубокую искренность", "призыв к честному служению обществу" (// Современник.-- 1861.-- No 3.-- Т. IV.-- С. 91, 93, 94; см. также: Арсеньев К. К. Критические этюды по русской литературе.-- Спб., 1888.-- Т. 2). Во второй половине 40 гг. П. довольно успешно выступал и как прозаик. Бойко написанные рассказы с динамично развивающейся интригой, ироничной манерой повествования, насыщенные разоблачительными зарисовками чиновничьего быта, сатирическими характеристиками обывательской морали, отмечены несомненным влиянием Гоголя и примыкают к прозе "натуральной школы" (см.: "Енотовая шуба. Рассказ не без морали", 1847; "Папироска. Истинное происшествие", 1848; "Протекция. История бывалая", 1848). В те годы П. писал и остродраматические произведения, также близкие исканиям "школы": повесть "Шалость" (1848), где чистый и трогательный мир петербургских "горемык" разрушается при столкновении с миром расчета и богатства, и повесть "Дружеские советы" (1849), где получили развитие некоторые мотивы посвященных П. "Белых ночей" Ф. М. Достоевского, прежде всего мотив "мечтательства", трагически разбивающегося о реальность (см. об этом: Комарович В. Л. Юность Достоевского // Былое.-- 1924.-- No 23). Образ "мечтателя по природе", восторженного и благородного, но пасующего перед жестокой реальностью, занимал П. и позднее (см. повести "Буднев", 1858; "Две карьеры", 1859), будучи, возможно, наделен известной долей автобиографизма. Юношеские настроения П. действительно подверглись испытаниям. В 1849 г. вместе с другими петрашевцами он был арестован, заключен в Петропавловскую крепость и по обвинению в распространении запрещенной литературы (находясь в Москве, П. переправил в Петербург знаменитое письмо Белинского к Гоголю), в связях с неблагонадежными лицами, устройстве собраний в своем доме был приговорен к расстрелу, замененному -- когда П. и его товарищи уже стояли на эшафоте -- четырьмя годами каторги. Однако и этот приговор для П. был смягчен: в декабре 1849 г., лишенный всех прав состояния, он был отправлен рядовым в пограничный Оренбургский край. Находясь под строжайшим надзором, П. в течение нескольких лет нес чрезвычайно тяжелую солдатскую службу, а в 1853 г., надеясь получить офицерское звание, принял участие в штурме крепости Ак-Мечеть (ныне г. Кзыл-Орда). С этих пор его положение начало постепенно улучшаться: вскоре П. был произведен в унтер-офицеры, потом стал прапорщиком и перешел на гражданскую службу, сблизился в Оренбурге с местной интеллигенцией, осенью 1857 г. женился и через некоторое время, получив отпуск, отправился в Петербург. Хотя за ним был установлен тайный полицейский надзор и он лишен был права жить в обеих столицах, все же в 1859 г. П. добился разрешения переселиться в Москву, где полностью отдался литературной деятельности. Писать -- хотя и редко, урывками -- ему удавалось даже в годы ссылки; в 1856--1857 гг. несколько его новых стихотворений появились в "Русском вестнике", а затем и в др. изданиях. Еще в Оренбурге он встретился с поэтом М. Л. Михайловым, который помог ему наладить контакты с литераторами и прежде всего -- с обновленной редакцией "Современника", где П. сотрудничал в дальнейшем вплоть до запрещения журнала. В Москве он стал сотрудником и пайщиком газеты "Московский вестник", печатался в газете "Московские ведомости", журнале "Русский вестник" и в некоторых петербургских изданиях ("Светоч", "Искра", "Время", "Русское слово"). По воспоминаниям сына П., в 60 гг. их дом посещали А. Ф. Писемский, И. С. Аксаков, Н. А. Некрасов, Н. Г. Рубинштейн, П. М. Садовский (Плещеев А. А. Соч.-- Спб., 1914.-- Т. 3.-- С. 2-14). П. был участником и избирался старейшиной "Артистического кружка". В новой для П. литературной ситуации ему было трудно выработать собственную позицию. "Нужно сказать новое слово,-- писал он Достоевскому в 1862 г.,-- а где оно?" (Ф. М. Достоевский. Материалы и исследования. -- Л., 1935.-- С. 458). П. сочувственно воспринимал самые разные, в некоторых отношениях популярные общественно-литературные взгляды: он разделял многие идеи Н. Г. Чернышевского, а вместе с тем поддерживал и московских славянофилов, и программу журнала "Время". В этих различных литературных группировках его привлекали присущие каждой из них -- хотя и не в равной мере -- оппозиционные настроения; однако широта взглядов оборачивалась нередко неопределенностью суждений, что сказалось на характере критических выступлений П. 60--70 гг. Регулярно печатая библиографические заметки, театральные и литературные рецензии, он отстаивал реалистические принципы в искусстве, развивая идеи Белинского, которому следовал еще в своих критических фельетонах 40 гг. (появлялись в газетах "Русский инвалид" и "Санкт-Петербургские ведомости") и установки "реальной критики", прежде всего Н. А. Добролюбова, с которым его связывала -- помимо близости убеждений -- личная приязнь (см. письма П. к Добролюбову // Русская мысль.-- 1913.-- No 1). Исходя из общественного значения литературы, П. давал не только эстетическую оценку рецензируемым произведениям, но и стремился раскрыть их социальный смысл. Вместе с тем в конкретных разборах он опирался, как правило, на расплывчатые, слишком общие понятия -- такие, как сочувствие обездоленным, "знание сердца и жизни", естественность и пошлость, что приводило нередко к поверхностным суждениям, напр. к недооценке произведений А. К. Толстого (см.: Театр и музыка // Биржевые ведомости.-- 1877.-- No 29.-- 30 янв.). Но у П.-критика были и неоспоримые заслуги перед русским читателем: в 70--80 гг., преимущественно на страницах "Отечественных записок" и "Биржевых ведомостей", он помещал обстоятельные статьи о европейской литературе, сопровождая их часто переводами произведений Золя, Стендаля, бр. Гонкуров, Доде. Масштабная и интенсивная деятельность П.-переводчика охватывала весь его творческий путь и отнюдь не ограничивалась прозой: в 40 гг. пользовались успехом его переводы стихотворений Гейне, к которому П. обращался и позднее, вплоть до конца 70 гг. (самое крупное произведение -- напечатанная в 1859 г. в "Современнике" драма Гейне "Вильям Ратклифф"); в 60 гг. в переводе П. появлялись стихотворения М. Гартмана, Ф. Фрейлиграта, И. Эйхендорфа, Ш. Петефи, В. Сырокомли (Людвига Кондратовича) и др. Особое место в его творчестве занимали переводы произведений Шевченко, с которым П. был хорошо знаком (их первая встреча состоялась, вероятно, в 1850 г. в Уральске) и к поэзии которого обратился сразу по возвращении из ссылки, воспринимая ее -- в силу биографических параллелей -- обостренно личностно: тема "злой доли", утраченного счастья, тоски, побежденной надеждой "сердцем жить" и "ближнего любить" (перевод стихотворения "Дума", 1858), созвучна поэзии П. конца 50 -- нач. 70 гг. В центре его зрелой лирики, как и во многих стихотворениях Некрасова (с которым у П. встречается немало тематических перекличек),-- образ прогрессивно мыслящего интеллигента, уже не способного к борьбе, сломленного жизнью, но все же не отрекшегося от прежних "святых грез": "И до конца я веры не утрачу, / Что озарит наш мир любви и правды свет..." ("Призраки",). Мотивы усталости, "тоски гнетущей", "угасшего пламени", как правило, приглушаются, а иногда и преодолеваются "светлыми думами", верой в "вестников правды, бойцов благородных" ("Честные люди, дорогой тернистою...", 1863). "Грустная жалоба побежденного борца" -- так Добролюбов в своей сочувственной рецензии на сборник стихотворений П. (1858) охарактеризовал его основную интонацию, отметив вместе с тем "несостоятельность сладостных мечтаний", оптимистических настроений, которыми поэт "старается утешить себя" (Добролюбов Н. А. Собр. соч. -- М.; Л., 1963.-- Т. 3. -- С. 368). Немотивированность прорывавшихся у П. мажорных интонаций давала критикам серьезные основания упрекать его поэзию в тенденциозности. Однако уже М., Е. Салтыков-Щедрин в 1863 г. справедливо связывал эту особенность лирики П. со своеобразием его эпохи -- с "разорванностью самой жизни", порождающей "неопределившуюся, но <...> настоятельную потребность чего-то лучшего", что и позволило критику назвать П. "талантом скромным, но честным и искренним" (Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т.-- М., 1966.-- Т. 5.-- С. 418, 420). Современники вспоминали П. как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь литератору, в особенности начинающему (в 80 гг., напр., он опекал Надсона, Гаршина, И. З. Сурикова, И. Щеглова-Леонтьева, принимал участие в судьбе Чехова). Однако и у самого П. жизнь складывалась нелегко: после ссылки он многие годы находился под полицейским надзором, а в 1863 г. в связи с делом Чернышевского был вызван в Сенат по обвинению (фальшивому, как ему удалось доказать) в противоправительственной деятельности; всю жизнь он боролся с нуждой и, чтобы содержать семью (в 1864 г. умерла его жена, позднее он женился вторично, и от обоих браков у него были дети), вынужден был определиться на службу, не оставляя вместе с тем и литературных занятий. В 1872 г. П. переселился в Петербург, став секретарем редакции, "Отечественных записок" (а после смерти Некрасова -- и заведующим стихотворным отделом журнала), но скромного жалованья ему не хватало, поэтому зрелые годы П. были отравлены; литературной поденщиной (писал водевили, чаще всего -- на основе заимствованных сюжетов; много времени посвящал переводам и компилятивным статьям). Тем не менее, по словам мемуариста, он "редко брался за работу, бывшую ему не по душе" (Щеглов И. Padre // Русское обозрение.-- 1894.-- No 1.-- С. 317), и в литературном мире пользовался общим уважением как старейший и честный писатель, начавший свой литературный путь еще в эпоху Белинского. Лишь последние годы жизни П. провел относительно спокойно: он получил большое наследство и, свободный от изнурительной работы, путешествовал за границей; однако здоровье его уже было подорвано, и ему не довелось осуществить накопившиеся творческие планы. Соч.: Повести и рассказы / Биогр. очерк П. В. Быкова.-- Спб., 1896--1897.-- Т. 1--2; Стихотворения (1844--1891).-- 3-е изд., доп. / Под ред. П. В. Быкова.-- Спб., 1898; Полн. собр. стихотворений / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. М. Я. Полякова.-- М.; Л., 1964; Стихотворения / Вступ. ст. и примеч. Л. С. Пустильник.-- М., 1975; Житейские сцены. Повести / Вступ. ст. и примеч. Н. Г. Кузина.-- М., 1986; Папироска. Истинное происшествие // Живые картины. Повести и рассказы писателей "натуральной школы".-- М., 1988. Лит.: Добролюбов И. А. Благонамеренность и деятельность. Повести и рассказы А. Плещеева // Собр. соч.: В 9 т.-- М.; Л., 1963.-- Т. 6; Айхенвальд Ю. Плещеев и Помяловский (Сравнительная характеристика) // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей.-- М., 1906.-- Вып. I; Пустильник Л. С. Жизнь и творчество А. Н. Плещеева.-- М., 1988.

1. Ответь на вопросы.

  1. Как называли песни о героических подвигах богатырей?
  1. Какие былины ты уже читал или знаешь?

____________________________________________________________________

  1. Кого из богатырей ты знаешь?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Догадайся, о ком идёт речь.

1) Однажды мальчик Варфоломей встретил старца- монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославил на всю Русь?

2) Ту дороженьку расчистил я,

Богатырь... .

Вырыл клад, да без клада назад

Воротился и опять небогат!

А судьбу я за гриву ловлю,

Норовистую объезживаю,

И судьбина для меня - за коня!

Чьи это слова и где были записаны?

  1. Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Стоял такой великий стон,

Шёл бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья.

А князя Дмитрия...

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших пор живёт.

Как прозвали князя Дмитрия?

3. Узнай произведение. Пользуясь текстом, вставь пропущенные слова.

  1. Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был ____________ , родился от неправедных.
  2. И пришёл день исполнения обета его матери: после шести недель, то есть когда наступил день после рождения его, родители принесли __________ в церковь Божью.
  3. ...в среду и пятницу он не брал __________________и не пил _______________ коровьего, и так без ________________ оставался в течение всего дня.
  4. Стефан и Пётр быстро изучили ____________________,Варфоломей же не ____________ учился читать, но как-то и не прилежно.

5) Отрок втайне часто со слезами ______________ Богу, говоря: «Господи! Дай мне ____________________ грамоту эту, научи Ты меня и меня».

6) Старец же ответил: «Сказал я тебе, что с сего дня дарует тебе Господь ____________грамоты. Произноси __________________ Божье без сомнения».

  1. Сыновья, Стефан и Пётр,

женились; третий же сын, блаженный юноша ____________ , не захотел жениться,

а весьма стремился к _______________________ жизни.

4. Напиши синквейн на Илью Муромца.

Инструкция

Синквейн - это нерифмованное стихотворение в переводе с французского - 5 строчек).

1-я строчка: тема (одно существительное).

2-я строчка: описание темы в двух словах (два прилагательных).

3-я строчка: описание действия в рамках темы тремя словами (глаголы, причастия, деепричастия).

4-я строчка: фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (целое предложение).

5-я строчка: синоним из одного слова к заявленной теме.

______________________________________________________________________________

1. По одной строчке стихотворения вспомни его название и автора. Запиши.

1) И молния грозно тебя обвивала...

2) Вскормлен грудью облаков...

_____________________________________________________________________

3) Глядишь в забытые вороты...

____________________________________________________________________

  1. И редкий солнца луч, и первые морозы...

________________________________________________________________________

1) Где счастье плодится, там и зависть родится.

________________________________________________________________________

2) Кто чего сильно хочет, тот того и добьётся.

________________________________________________________________________

3) Хотя с нуждою, а добился чести.

_________________________________________________________________________

4) Живи добрее, будешь всем милее.

_________________________________________________________________________

  1. Чем крепче дружба, тем легче служба.

_________________________________________________________________________

3. По опорным словам узнай произведение и его автора. Запиши.

Маленький человек, бизоны, Калифорния, мустанги, Америка, Монтигомо Ястребиный Коготь.

_________________________________________________________________________

4. К данным фамилиям допиши имена и отчества писателей.

  1. Ершов
  2. Пушкин
  3. Лермонтов
  4. Толстой
  5. Чехов

5. Какое произведение из этого раздела тебе больше всего понравилось? Кто его автор?_____________________________________________________________________

1. Узнай, о ком из поэтов идёт речь. Запиши.

1) В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация.

______________________________________________________________________________

2) Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. За 17 лет хутор Степановка он превратил в образцовое доходное хозяйство.

______________________________________________________________________________

3) А.С. Пушкин сказал о нём: «...оригинален - ибо мыслит».

______________________________________________________________________________

4) Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

______________________________________________________________________________

5) Он открыл в Воронеже книжный магазин при нём дешёвую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города.

_____________________________________________________________________________

6) От своего отца он унаследовал силу характера твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели.

______________________________________________________________________________

7) Последние годы он провёл в бедности, работая над книгой о своём литературном учителе А.П. Чехове.

______________________________________________________________________________

1) Ф.И.Тютчев а) «Школьник»

2) А.А.Фет б) «Где сладкий шёпот...»

3) Е.А.Баратынский в) «Листопад»

4) А.Н.Плещеев г) «Ещё земли печален вид...»

5) И.С.Никитин д) «Бабочка»

6) Н.А.Некрасов е) «В синем небе плывут над полями...»

7) И.А. Бунин ж) «Дети и птичка»

3. Найди в прочитанных стихотворениях олицетворение. (Олицетворение - наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.) Что оно помогает почувствовать и понять?

4. Дай определение своими словами следующих понятий

Ритм - _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рифма - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Кто из сказочных героев мог дать такие объявления? Запиши.

1) Продаю пиявок. Цена договорная.

______________________________________________________________________________

2) Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли.

______________________________________________________________________________

3) Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.

______________________________________________________________________________

4) Сплю и вижу принца.

_____________________________________________________________________________

5) Охранному агентству на постоянную работу требуются 33 сотрудника крепкого телосложения.

______________________________________________________________________________

6) Возьму оброк со всех, даже с чертей.

______________________________________________________________________________

7) Развлечение для вас: пою песенки, грызу орешки.

______________________________________________________________________________

2. Отгадай загадки. Вспомни, в какой прочитанной на последних уроках сказке встречается ответ. Запиши.

1) Он поёт месяц, а ворона каркает круглый год. Ласточка день начинает, а он кончает. Не нужна ему золотая клетка, лучше зелёная ветка.

_____________________________________________________________________________

2) Мал горшок, да её варит.

Сам её заварил, сам её и расхлёбывай.

Её маслом не испортишь.

_________________________________________________________________________

3. Прочитай отрывки из биографий писателей. Запиши их полные имена.

1) Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала.

_____________________________________________________________________________

2) Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». Очень любил своих сыновей, которые тоже стали известными.

______________________________________________________________________________

3) Пятилетним ребёнком он пережил семейную драму, повлиявшую на его характер как будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями.

______________________________________________________________________________

4) Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать - в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно встречались лучшие писатели и учёные столицы.

______________________________________________________________________________

4. Объясни, что такое литературная сказка. Чем она отличается от народной сказки?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. К каким произведениям из изученного раздела подходят эти пословицы? Укажи название произведения и автора.

1) Поздно поднялся - день потерял, в молодости не учился - жизнь потерял.

______________________________________________________________________________

2) Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года чтобы научиться лени - только три дня.

______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Ученику - удача, учителю - радость.

_________________________________________________________________________

2. По одной фразе узнай произведение и его автора. Запиши.

1) Попробуй в классе запой - сразу выгонят.

______________________________________________________________________________

2) Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное.

______________________________________________________________________________

3) Грохочут грузовики - скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу.

______________________________________________________________________________

  1. Я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить.

___________________________________________________________________________

3. Разгадай кроссворд.

По горизонтали: 1. Поэт, стихотворение которого не выучил Денис Кораблёв. 2. У главного героя его рассказов был прототип: сын самого писателя, его тёзка. Кто этот писатель? 3. Эта профессия помогла проспавшему мальчику примчаться за секунду до Раисы Ивановны. 4. Родился этот писатель в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, он выбрал живопись. 5. Двое рабочих поняли, что мальчику нечего делать. Они предложили подтолкнуть кривой дом сбоку, чтобы он ровным был. Им было... . 6. Его не умели ценить герои произведения Е.Л. Шварца. 7. Она стояла у стены. Дворник запретил трогать её.

По вертикали: 8. Черта характера человека, любящего трудиться. 9. По сценариям этого писателя сняты фильмы «Золушка», «Дон Кихот» и др.

1. Узнай, о каких героях или предметах из прочитанных произведений идёт речь. Запиши.

1) Эти брат и сестра испортили многим встречу Нового года.

______________________________________________________________________________

2) Эта девочка вдохновила великого композитора.

___________________________________________________________________________

  1. Обиженная тётя сказав, что в будущем Минька будет... .

___________________________________________________________________________

4) Мальчик положил кусок от него на пароходик, около будочки.

___________________________________________________________________________

  1. Этот инструмент мог петь обо всём.

__________________________________________________________________________

2. Вспомни, где это было. Ответь на вопросы.

1) Где проводил осень Эдвард Григ?

___________________________________________________________________________

2) Когда он был маленький, его отправили жить туда. Там и произошла эта неприятная история. Куда был отправлен мальчик?

______________________________________________________________________________

3) В каком городе родился К.Г. Паустовский?

______________________________________________________________________________

4) Где провёл детство Б.С. Житков?

______________________________________________________________________________

5) В Санкт-Петербурге в семье художника родился … .

______________________________________________________________________________

3. Прочитай модернизированные пословицы и поговорки, восстанови их. Запиши.

1) По лесу надо с корзинкой ходить.

______________________________________________________________________________

2) Скучен день до вечера, коли делать уроки.

3) Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать.

________________________________________________________________________

  1. Испокон века телевизор растит человека.

___________________________________________________________________________

  1. Первая двойка прощается.

___________________________________________________________________________

7) На шпаргалке далеко не уедешь.

_______________________________________________________________________

4. Отгадай загаданное слово в пословицах и поговорках. Для какого произведения оно является ключевым? Укажи название произведения и автора.

1) Поздний ОН гложет кость.

Из песни слова не выкинешь, из-за стола ЕГО не выгонишь.

Незваный ОН хуже татарина.

___________________________________________________________________________

2) Не вся та ОНА, что звучит.

Под хорошую ЕЁ и змеи пляшут.

Фома ЕЁ разумеет, а Ерёма плясать умеет.

___________________________________________________________________________

5 . О каком поступке идёт речь в этих пословицах? К какому произведению их можно отнести? Укажи название произведения и автора.

Ворота открыты, а он в подворотню лезет.

За тараканом - с барабаном, за комаром - с топором.

Зачем туда с ножом, где топор положен.

_______________________________________________________________________

1) В.Я. Брюсов а) «Бабушкины сказки»

6) «Наши царства»

  1. С.А. Есенин в) «Опять сон»
  2. М.И. Цветаева г) «Бежит тропинка с бугорка...»

Д) «Детская»

2. По четверостишию узнай стихотворение и его автора. Запиши.

1) И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идёт.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовёт.

___________________________________________________________________________

2) Месяц вышел. Громче шорох.

Зебра мчится вдалеке.

Лес, взрывая листьев ворох,

Тупо тянется к реке.

______________________________________________________________________________

3) Нам хорошо. Пока ещё в постели

Все старшие и воздух летний свеж,

Бежим к себе. Деревья нам качели,

Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..

______________________________________________________________________________

4) Слово скажешь, в траву ляжешь,

Чёрной цепи не развяжешь.

Снизу яма, сверху высь,

Между них вертись, вертись.

______________________________________________________________________________

3. Догадайся, о ком из поэтов изученного раздела идёт речь. Запиши.

1) После Константиново, где его детство «прошло среди полей и степей», четырнадцатилетний подросток оказывается вдали от дома в закрытой двухклассной школе-интернате. Единственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Долгими вечерами засиживались они с приятелями в доме Панфиловых допоздна - пели, играли, танцевали, а иногда читали друг другу стихи, среди которых стихи этого поэта отличались особой лёгкостью.

Даже самые ранние, бесхитростные и чистые его стихи уже при первом чтении захлёстывают душу своим певучим слогом:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленький матке

Зелёное вымя сосёт.

___________________________________________________________________________

2) Сочинять начал с восьми лет, а в семнадцать написал за один год почти две тысячи строк. С первых же шагов он не хочет идти по стопам пушкинских или некрасовских подражателей. Он твёрдо верит в свою звезду.

В истории русской литературы он навсегда остался открывателем новых путей, великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать всё мно гообразие человеческих страстей, все «сокровища заложенные в чувстве». Оставил он след в культуре и как талантливый критик, организатор, редактор педагог.

С детских лет его манило неведомое:

Мне снились: рощи пальм, безвестный океан,

И тайны полюсов, и бездны подземелий,

И дерзкие пути междупланетных стран.

___________________________________________________________________________

3) В октябрьские смертные дни, когда к власти пришли большевики, она остаётся в Москве одна двумя дочерьми, безо всяких средств к существованию. В то время в её стихах страшный быт преображается в высокую поэзию:

Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!

Взойдите! Гора рукописных бумаг...

Так. - Руку! - Держите направо,

Здесь лужа от крыши дырявой.

Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук,

Какую мне Фландрию вывел паук.

Не слушайте толков досужих,

Что женщина - может без кружев! Фландрия - средневековое графство, которое славилось (в числе прочего) своими кружевами.

___________________________________________________________________________

4. Какое произведение из этого раздела тебе больше всего понравилось? Что тебя в нём тронуло? Кто его автор?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Стрелками соедини авторов с их произведениями.

1) Д.Н. Мамин-Сибиряк а) «Выскочка»

2) А.И. Куприн б) «Кабан»

3) В.П. Астафьев в) «Приёмыш»

  1. Е.И. Чарушин г) «Стрижонок Скрип»
  2. М.М. Пришвин д) «Барбос и Жулька»

2. Узнай, из каких произведений эти предметы. Укажи название произведения и автора.

1) Норка.

___________________________________________________________________________

2) Рога.

___________________________________________________________________________

3) Хвост.

___________________________________________________________________________

4) Миска.

___________________________________________________________________________

5) Лодка.

___________________________________________________________________________

6) Метла.

___________________________________________________________________________

3. Запиши название произведения и укажи автора. 1) Какое произведение открывает раздел «Природа и мы»?

___________________________________________________________________________

2) В каком произведении сорока лишилась хвоста?

_______________________________________________________________________________

3) Герой какого произведения рисовал животных в зоопарке?

_______________________________________________________________________________

4) Герою этого произведения пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей.

_______________________________________________________________________________

5) Герои этого произведения были разными, но дружба их - крепкой.

_______________________________________________________________________________

  1. Герой этого произведения был приёмным членом семьи, но очень любимым.

_________________________________________________________________________

4. Узнай героя по описанию. Вспомни, из какого произведения этот герой и кто его автор. Запиши.

1) Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок - суета или драка, - он не торопясь пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник-птица!

_______________________________________________________________________________

2) Она была маленькая, тонконогая, с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди.

_______________________________________________________________________________

3) Всё равно как человек тоскует. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит...

_______________________________________________________________________________

4) Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать.

______________________________________________________________________________

5) Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.

______________________________________________________________________________

  1. Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов.

_______________________________________________________________________

Проверочная работа 9. К разделу «Поэтическая тетрадь 2» (часть 2)

1. Отгадай загадку и вспомни, какому прекрасному времени года был посвящён раздел «Поэтическая тетрадь».

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила

Все листья.

Зажгла огней рябиновых костёр.

То - щедрая красавица

Игриво улыбается

И охраняет всех косым дождём.

___________________________________________________________________________

2. Стрелками соедини авторов с их произведениями.

  1. С.А. Клычков а) «Лебёдушка»

2) Д.Б. Кедрин б) «Весна в лесу»

3) С.А. Есенин в) «Сентябрь»

4) Б.Л. Пастернак г) «Бабье лето»

5)Н.М. Рубцов д) «Золотая осень»

3. По нескольким строчкам узнай стихотворение запиши, кто его автор.

1) А кругом цветы лазоревы

Распускали волны пряные...

______________________________________________________________________________

2) Как в истоме клохчут сои

И кружатся глухари.

_____________________________________________________________________________

3) И ничего не желаю,

И ничего не хочу!

______________________________________________________________________________

  1. Сжалься, осень! Дай нам света!

Защити от зимней тьмы!

___________________________________________________________________________

4. Отметь пример, в котором встречается олицетворение.

1) Соберутся зайцы грудой

Под капелью и теплом,

Громче дятел красногрудый

Застучит в сухой и рудый

Ствол со щелью и дуплом.

2) Наступило бабье лето -

Дни прощального тепла.

Поздним солнцем отогрета,

В щёлке муха ожила.

3) А кругом роса жемчужная

Отливала блёстки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

5. Вспомни, какие сравнения использует Б.Л. Пастернак. Выпиши их.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. В каком из прочитанных стихотворений главным становится повествование о событиях из жизни героев. Укажи название стихотворения и автора.

___________________________________________________________________________

Проверочная работа 10. К разделу «Родина»

1. Прочитай стихотворение. Ответь на вопросы.

Мой первый друг, Антипин Колька!

Он, верно, помнит этот день,

Когда на тихом солнцепёке

Накрыла нас живая тень.

Мы оглянулись и застыли,

Разинув в оторопи рты:

Стоял солдат, седой от пыли,

И улыбался с высоты.

И вдруг, подхваченный тем мигом,

Признав чутьём, а не с лица,

Я задохнулся сладким криком

В немом объятии отца.

К его щеке припал и замер,

А сзади в ярком свете дня

Смотрел сиротскими глазами

Антипин Колька на меня.

В. Богданов

Вопросы:

1) Как ты понимаешь смысл стихотворения? О чём оно?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Можно ли это стихотворение ввести в раздел, который вы только что изучали?

_______________________________________________________________________________

2. По двум строчкам узнай произведение и его автора.

1) Мина кораблю пробила днище

Далеко-далёко от земли.

_____________________________________________________________________________

2) Я в каждом шелесте листов

_____________________________________________________________________________

  1. Мои обиды и прощенья

Сгорят, как старое жнивьё.

_____________________________________________________________________________

4) Посмотрю на юг

Нивы зрелые...

_______________________________________________________________________________

3. Допиши имя и отчество автора.

  1. Дрожжин
  2. Слуцкий
  3. Никитин
  4. Жигулин

1) Е.С. Велтистов

2) _____________________________________________________________________

«Путешествие Алисы»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 . Проверь себя, внимательно ли ты читаешь. Вставь пропущенные слова в предложения.

  1. Ранним майским утром к гостинице

подкатил светло-серый автомобиль.

2) Директор с ________________ с помощниками взялись за ручки и отнесли чемодан на _________ этаж.

3) Почётный гость приехал из ___________________ .

  1. Над деревьями прострекотал маленький

Воздушное.

  1. Оставив Электроника, профессор подошёл к ________________, набрал на диске номер.
  2. Ты будешь сегодня много двигаться. Надо подкрепиться ___________________.

3. Подбери синонимы к словам.

Прозрачный -

Раздался -

Сюрприз - ;

4. Расшифруй, что здесь написано, и ты узнаешь настоящее имя писателя-фантаста Кира Булычёва.

SИWLГGOVIPSWЬ

___________________________________________________________________________

WBLSCSGEWBILOSVЛOGIДOWBVSИЧG

МWSIOЖGWEVSЙLIKOSL

___________________________________________________________________________

5. Как можно охарактеризовать Алису? Выбери нужное. Дополни, если считаешь нужным.

Добрая, злая, смелая, трусливая, находчивая, отзывчивая, ____________________

6. Проверь себя, внимательно ли ты читаешь. Выбери правильный ответ.

1) Мы осторожно выкопали... кустов.

А) пять 6) шесть в) семь

  1. Я начал готовить к съёмкам камеру, потому что надеялся, что на кустах вскоре распустятся...

А) лечебные цветы б) удивительные цветы в) светящиеся цветы

  1. Механика звали...

А) Жёлтый б) Красный в) Зелёный

4) Чтобы защититься от кустиков, отец Алисы схватил...

А) швабру б) щётку в) метлу

5)Для борьбы с кустиками хотели применить...

А) огнемёт б) пулемёт в) водомёт

6)Кустики победила Алиса при помощи...

А) ведра б) лейки в) шланга

  1. Кусты бродили по песку и...

А) искали воду б) искали солнце в) искали еду

  1. Самый маленький и непоседливый кустик очень любил...

А) чай б) морс в) компот

Проверочная работа 12. К разделу «Зарубежная литература»

1. Узнай произведение. Укажи его название и автора.

1) В этом произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком.

_______________________________________________________________________________

2) В этом произведении главная героиня пожертвовала своей жизнью ради любви.

_______________________________________________________________________________

3) Главного героя этого произведения учитель часто наказывал.

_______________________________________________________________________________

4) В этом произведении рассказывается о ночи, в которую происходили чудеса.

______________________________________________________________________________

5) Этим произведением заканчивается раздел.

_______________________________________________________________________________

  1. В этом произведении можно узнать о подводной жизни.

_______________________________________________________________________________

2. Стрелками соедини авторов с их произведениями.

1) С. Лагерлёф а) «Путешествие Гулливера»

2)Д. Свифт б) «Святая ночь»

3)М. Твен в) «Русалочка»

4)Г.Х. Андерсен г) «Приключения Тома Сойера»

Д) «В Назарете»

3. Догадайся, из какого произведения эти вещи. Укажи название произведения и автора.

1) Глиняная серая птичка.

___________________________________________________________________________

2) Персик.

______________________________________________________________________________

3) Острый нож.

_____________________________________________________________________________

4) Длинная остроконечная палка.

______________________________________________________________________________

5) Длинные лестницы.

_____________________________________________________________________________

6) Грифельная доска.

______________________________________________________________________________

4. Назови имя.

1) Настоящее имя Марка Твена.

______________________________________________________________________________

2) Полное имя Сельмы Лагерлёф.

______________________________________________________________________________

3) Имя девочки, в которую был влюблён Том Сойер.

_____________________________________________________________________________

4) Имя матери Иисуса.

______________________________________________________________________________

Ответы к проверочным работам

Проверочная работа 1. К разделу «Летописи. Былины. Жития»

  1. 1) былины.
  2. 1) Сергий Радонежский; 2) Ильи Муромца, на камне; 3) смерть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня; 4) Дмитрий Донской.
  3. 1) воссиять, родителей; 2) сороковой, ребёнка;) грудь, молока, еды; 4) грамоту, быстро, медленнно; 5) молился, выучить, вразуми; 6) знание, слово;) Кирилла, Варфоломей, иноческой.

Проверочная работа 2. К разделу «Чудесный мир классики»

  1. 1) А.С. Пушкин «Туча»; 2) М.Ю. Лермонтов Дары Терека»; 3) А.С. Пушкин «Няне»; 4) А.С. Путин «Унылая пора...».
  2. 1) А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне о семи богатырях»; 2) М.Ю. Лермонтов «Ашик- Кериб»; 3) Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал»;) Л.Н. Толстой «Детство»; 5) П.П. Ершов «Конёк- горбунок».
  3. А.П. Чехов «Мальчики».
  4. 1) Пётр Павлович; 2) Александр Сергеевич; 3) Михаил Юрьевич; 4) Лев Николаевич; 5) Антон Павлович.

Проверочная работа 3. К разделу «Поэтическая тетрадь» (часть 1)

  1. 1) о Ф.И. Тютчеве; 2) об А.А. Фете; 3) о Е.А. Баратынском; 4) об А.Н. Плещееве; 5) об И.С. Никитине 6) о Н.А. Некрасове; 7) об И.А. Бунине.
  2. 1 - г; 2 - д; 3 - б; 4 - ж; 5 - е; 6) - а; 7 - в.

4. Ритм - равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении).

Рифма - созвучие концов стихотворных строк.

Проверочная работа 4. К разделу «Литературные сказки»

1 .1) Дуремар; 2) Маугли и Тарзан; 3) Айболит; 4) Спящая красавица; 5) Черномор; 6) Балда; 7) бе лочка.

2. 1) соловей. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»;

  1. каша. П.П. Бажов «Серебряное копытце».

3. 1) Павел Петрович Бажов; 2) Сергей Тимофеевич Аксаков; 3) Всеволод Михайлович Гаршин; 4) Владимир Фёдорович Одоевский.

  1. Литературная сказка - это сказка, написанная писателем, у неё есть автор. Народную сказку сочинил народ, она передавалась из уст в уста.

Проверочная работа 5. К разделу «Делу время - потехе час»

  1. 1) Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»; 2) В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»; 3) В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»; 4) В.Ю. Драгунский «Главные реки».
  2. 1) В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»; 2) В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»; 3) Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»; 4) В.Ю. Драгунский «Главные реки».
  3. По горизонтали: 1. Некрасов. 2. Драгунский. 3. Пожарный. 4. Голявкин. 5. Смешно. 6. Время. 7. Метла . По вертикали: 8. Трудолюбие. 9. Шварц .

Проверочная работа 6. К разделу «Страна детства»

1. 1) Минька и Лёля; 2) Дагни; 3) разбойником; 4) леденец; 5) рояль.

  1. 1) около Бергена; 2) к бабушке; 3) в Москве; 4) в Одессе; 5) М.М. Зощенко.
  2. 1) По лесу надо с умом ходить. 2) Скучен день до вечера, коли делать нечего. 3) Не стыдно не знать, стыдно не учиться. 4) Испокон века книга растит человека. 5) Первая вина прощается. 6) На обмане далеко не уедешь.
  3. 1) гость. М.М. Зощенко «Ёлка»; 2) музыка. С.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». 3) О необдуманности. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

Проверочная работа 7. К разделу «Поэтическая тетрадь 1» (часть 2)

  1. 1 - в, д; 2 - а; 3 - б, д.
  2. 1) С.А. Есенин «Бабушкины сказки»; 2) В.Я. Брюсов «Опять сон»; 3) М.И. Цветаева «Наши царства»; I) В.Я. Брюсов «Детская».
  3. 1) о С.А. Есенине; 2) о В.Я. Брюсове; 3) о М.И. Цветаевой.

Проверочная работа 8. К разделу «Природа и мы»

  1. 1 - в; 2 - д; 3 - г; 4 - б; 5 - а.
  2. 1) В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»;) Е.И. Чарушин «Кабан»; 3) М.М. Пришвин «Выскочка»; 4) А.И. Куприн «Барбос и Жулька»; 5) Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»; 6) Е.И. Чарушин «Кабан».
  3. 1) Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»; 2) М.М. Причин «Выскочка»; 3) Е.И. Чарушин «Кабан»;) В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»; 5) А.И. Куприн «Барбос и Жулька»; 6) Д.Н. Мамин-Сибиряк Приёмыш».
  1. 1) серый журавль. Е.И. Чарушин «Кабан»; 2) Жулька. А.И. Куприн «Барбос и Жулька»; 3) лебедь. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»; 4) мама-стрижиха. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»; 5) собака Вьюшка. М.М. Пришвин «Выскочка»; 6) Барбос. А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

Проверочная работа 9. К разделу «Поэтическая тетрадь 2» (часть 2)

  1. Осень.
  2. 1 - б; 2 - г; 3 - а; 4 - д; 5 - в.
  3. 1) С.А. Есенин; 2) С.А. Клычков; 3) Н.М. Рубцов; 4) Д.Б. Кедрин.
  4. 2, 3.
  5. Как на выставке картин, как венец на новобрачной, словно в золочёных рамах и др.
  6. С.А. Есенин «Лебёдушка».

Проверочная работа 10. К разделу «Родина»

1. 1) Возвращение с фронта. Не все вернулись. 2) Да.

  1. 1) Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»;2) С.Д. Дрожжин «Родине»; 3) А.В. Жигулин «О, Родина!..»; 4) И.С. Никитин «Русь».
  2. 1) Спиридон Дмитриевич; 2) Борис Абрамович;3) Иван Саввич; 4) Анатолий Владимирович.

Проверочная работа 11. К разделу «Страна Фантазия»

1. 1) Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»; профессор Громов, Электроник, директор. 2) Кир Булычёв «Путешествие Алисы»; механик Зелёный, Алиса, кусты, капитан Полосков, папа Алисы.

  1. 1) «Дубки»; 2) тремя, второй; 3) Синегорска; 4) вертолёт, такси; 5) видеотелефону; 6) электрическим током
  2. Прозрачный - чистый, хрустальный, кристальный; раздался - послышался, зазвучал, прозвучал, пронёсся; сюрприз - неожиданность, нечаянность.
  3. Игорь Всеволодович Можейко.
  4. 1) а; 2) в; 3) в; 4) а; 5) а; 6) б; 7) а; 8) в.

Проверочная работа 12. К разделу Зарубежная литература»

  1. 1) Д. Свифт «Путешествие Гулливера»;) Г.Х. Андерсен «Русалочка»; 3) М. Твен «Приключения Тома Сойера»; 4) С. Лагерлёф «Святая ночь»;) С. Лагерлёф «В Назарете»; 6) Г.Х. Андерсен «Русалочка».
  2. 1 - 6, д; 2 - а; 3 - г; 4 - в.
  3. 1) С. Лагерлёф «В Назарете»; 2) М. Твен «Приключения Тома Сойера»; 3) Г.Х. Андерсен «Русалочка»; 4) С. Лагерлёф «Святая ночь»; 5) Д. Свифт Путешествие Гулливера»; 6) М. Твен «Приключения Тома Сойера».
  4. 1) Сэмюэль Ленгхорн Клеменс; 2) Сельма Оттилиана Ловиза Лагерлёф; 3) Бекки Тэтчер; 4) Мария.

«Много изменилась Россия с тех пор, как я отдаю себе отчет в происходящих вокруг меня событиях. Каждое новое царствование силилось придать ей новый вид, и вот я живу в начале пятого», — пишет вдова инженера.

К моменту публикации ей было 84 года. Ее жизнь наполнена встречами с известными людьми, впечатлениями от событий, которые спустя время окажутся бесценными. Живая, не приукрашенная история очевидца.

Мы знаем из курса , что в прославился деспотизмом, получив прозвище «Николай Палочник». Ему не забывают казнь . Справедливости ради, это была единственная казнь инакомыслящих за все тридцатилетнее правление. Насильственная русификация жителей Поволжья, создание секретных служб личной канцелярии, ужесточения в армии — все это не способствовало созданию образа доброго царя. Но что же думали о нем его современники?

Россию потрясла эпидемия . А сразу после эпидемии накрыли годы неурожая. Николай предпринял целый ряд мер, чтобы облегчить жизнь крестьянам. Приостановил рекрутский набор и сбор податей, отменил пошлины на ввоз хлеба. Выделил значительную сумму для засева крестьянских полей.

В это время донесли, что один из торговцев, закупивший хлеб, продает его по спекулятивным ценам. К нему был послан адъютант Николая, но купец отказал в просьбе царю продавать дешевле. Он уверял, что сам купил очень дорого и не может нести убытка.

Тогда государь приказал, чтобы не нести разорения, продавать этот хлеб не ниже заявленной цены. А в это время открыл склады, где торговали очень дешево. Эта акция принесла убытку алчному купцу в сотни тысяч рублей.

Фото: ru.wikipedia.org

Пожар в Зимнем дворце в декабре 1837 года вызвал сильное сочувствие всех граждан империи. Известен случай, когда в сани императору какой-то крестьянин забросил мешок с пятьюстами рублями. Закинул и скрылся. В мешке лежала записка, что это пожертвования от крестьян царю-батюшке, который некогда помог восстановить их деревню.

И это была не единственная акция такого рода. Николаю даже пришлось особым рескриптом на имя статс-секретаря Блудова выразить благодарность всем за участие и просьбу остановить жертвования. Интересно, что Бутковская не упоминает о вине Николая в пожаре. Император лично утверждал проект реконструкции под руководством Монферрана . Ошибки реконструкции и привели к пожару. Вероятно, слухи пресекались.

У одного из помещиков, отличавшегося особым зверством к своим крестьянам, служил казачком сын псаря. Играя, мальчик перебил лапу одной из собак. Разгневанный помещик втащил мальчика в кабинет и выстрелом снес ему голову. На звук прибежал псарь, отец ребенка. Заметив труп сына, бросился на помещика с вопросом: «За что ты убил мое дитя?» Помещик начал рассказывать про поврежденную лапу собаки, тогда обезумевший отец набросился на барина, связал и решил убить.


Фото: ru.wikipedia.org

Как христианин, он ждал от помещика хотя бы предсмертной покаянной молитвы. На него не действовали ни обещания откупа, ни другие посулы. Сбежались слуги, но увидев труп мальчика, в ужасе отступили. Несчастный и у них спрашивал, убивать ли ему злодея? И слуги поддержали порыв отца. Псарь зарезал мучителя. Потом сам отправился к становому и рассказал, как было дело. Донесли Николаю, император выслушал и ответил: «Собаке — собачья смерть». Псаря отпустили.

Бутковская вспоминает историю старца, которого встретил Николай на Дворцовой набережной. Император заметил глубокого старика, стоящего на коленях и кланяющегося при его приближении. Подошел к нему и сделал замечание, что в его годы надо кланяться только Богу, а он не Бог. Старик ответил, он специально шел из Сибири посмотреть на царя-батюшку. Уверял, ему больше ста лет, а царя до сих пор не видел. Николай взял его во дворец и лично представил семейству. На следующий день довольный старик отправился обратно.

Фото: ru.wikipedia.org

Вдова заканчивает мемуары кончиной императора.

«18 февраля 1855 года умер Николай I, государь, в котором, по моим понятиям, олицетворялось величие России…
На этой эпохе следует закончить „Рассказы бабушки“, так как с этого времени события делаются уже воспоминаниями моих детей и внуков, которые с большим сочувствием отнесутся к современному. С наступлением нового царствования и заключением мира, повеяло новым духом, который изменил многое и дал ход частной инициативе», — пишет А. Бутковская.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Презентация разработана для учащихся 4 класса по чтению.Тема: «Поэтическая тетрадь» Выполнила:Юркина А.С учитель нач. классовМОУ «СОШ № 60»г. Магнитогорска Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь» Цель урока: обобщить знания по данному разделу. 1. В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация. Кто он? (Ф.И. Тютчев.)2. Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. За 17 лет хутор Степановка он превратил в образцовое доходное хозяйство. (Это А.А. Фет).3. Пушкин сказал о нем: «…оригинален – ибо мыслит». (Е.А. Баратынский.)4. Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.(А.Н. Плещеев.)5. Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. (И.С. Никитин).6. От своего отца он унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели. (Н.А. Некрасов).7. Последние годы он провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе А.П. Чехове. (И.А. Бунин). Олицетворение – это наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека. Строфа – это части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в каждой из них, одинаковым расположением рифм и относительной законченностью. Ритм – это равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении). Рифма – созвучие концов стихотворных строк. Акростих – это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово. Это была любимая игра в России в XIXв. Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? Какие еще произведения вы бы включили в раздел «Поэтическая тетрадь»? Объясните свой выбор.

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4Б КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА:

« »

Дата проведения 09.12.2015 г.

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
КОЛЫЧЕВА ЛЮБОВЬ БОРИСОВНА

Тема. Обобщающий урок – игра по разделу «Поэтическая тетрадь - 1».

Цели: 1. Обобщить знания детей по разделу «Поэтическая тетрадь».

2. Развивать познавательную активность учащихся, речь, внимание, память.

3. Прививать любовь к книге, интерес к чтению.

Оборудование: сборники стихотворений поэтов Х I Х века, презентация, портреты писателей: Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Плещеева, И.А. Бунина, Н.А. Некрасова, Е.А. Баратынского, И.С. Никитина, рисунки, карточки, КИМы, жетоны, медали для награждения.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Добрый день, ребята! Давайте настроимся на работу.

Дети настраиваются на работу

Мы начать урок готовы

Будем думать, рассуждать и друг другу помогать.

2. Актуализация знаний

С какими поэтами мы познакомились?

Давайте подумаем, что объединяет представленных поэтов?

Чему научились в разделе «Поэтическая тетрадь»?

(Шмуцтитул с. 136)

Чему будем учиться сегодня?

Ф.И.Тютчев, Н.А.Некрасов, А.А.Фет, Е.А.Баратынский, А.Н.Плещеев, И.С.Никитин, И.А.Бунин,

Это поэты Х I Х века, писали о природе, о жизни людей.

Научились самостоятельно определять интонацию, которая больше всего соответствует лирическому произведению;

Находить в тексте средства художественной выразительности, которые помогают нам увидеть картины, созданные автором;

сопереживать лирическому герою; наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

3 Обобщение и систематизация знаний

1) Представление команд

Чтобы урок прошёл интереснее, проведём его в виде игры-соревнования.

«Радужное виденье»

Девиз: «Ушло, как то уйдёт всецело.

Чем ты и дышишь и живёшь»

(Ф.И. Тютчев)

«Тёплый вечер»

«Точно в храме стою я в тиши

И в восторге молюсь от души»

(И.С. Никитин)

«Славный путь»

«Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, Родная Русь» (Н.А. Некрасов)

2). Игра «Продолжи стихотворение»




По цепочке – парами (стихотворение + автор)


3). Конкурс «Узнай поэта»

Узнай, о ком из поэтов идёт речь?

1). В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация.

Фёдор Иванович Тютчев

( 1803 -1873), в Орловской губернии

2). Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. За 17 лет хутор Степановка он превратил в образцовое доходное хозяйство.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 -1892), в Орловской губернии

3). А.С. Пушкин сказал о нём: «оригинален – ибо мыслит».

Евгений Абрамович Баратынский (1800 -1844), в Тамбовской губернии

4). Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь».

Алексей Николаевич Плещеев (1825 – 1893), в Костроме

5). Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города.

Иван Саввич Никитин (1824 -1861), в Воронеже

6). От своего отца он унаследовал силу характера, твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели.

Николай Алексеевич Некрасов

(1821 – 1878), в Подольской губернии

7). Последние годы он провёл в бедности, работал над книгой о своём литературном учителе А.П. Чехове

Бунин Иван Алексеевич (1870 – 1953), в Воронеже

4) Конкурс «Литературные исследователи»

Работа в группах.

Найдите в стихотворениях …

(Определение + 3 примера из стихотворений)

Метафора – скрытое сравнение.

Ковёр зимы

Покрыл холмы,

Леса и долы. (Е.А. Баратынский « Где сладкий шёпот…)

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса (А.А. Фет «Весенний дождь»)

Весь бархат мой сего живым миганьем –

Лишь два крыла (А.А. Фет «Бабочка»)

Олицетворение – перенос свойств человека на неодушевлённый предмет.

Ещё природа не проснулась

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась .

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла. ( Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»)

Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой. (И.А. Бунин «Листопад»)

Эпитеты – художественное образное определение.

Лес , точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный… (И.А. Бунин «Листопад»)

Невесёлая дорога

Эй! Садись ко мне, дружок! (Н.А. Некрасов «Школьник»)

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями… (

Рифма – созвучие концов стихотворных строк. Перекрёстная, опоясывающая, смежная.

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет . (А.А. Фет «Весенний дождь»)

Ещё природа не проснулась ,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась . (Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…»)

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями…

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно- румян. ( И.С. Никитин «В синем небе…»)

Сравнение - сопоставление предметов.

Точно в храме стою я в тиши

И в восторге молюсь от души. ( И.С. Никитин «В синем небе…»)

Лес , точно терем расписной… (И.А. Бунин «Листопад»)

Как вышки, ёлочки темнеют… (И.А. Бунин «Листопад»)

Строфа – части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк, одинаковым расположением рифмы, смысловой законченностью.

Восьмистишие (Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»)

Шестистишие (А. Н. Плещеев «Дети и птичка»)

Четверостишие ( И.С. Никитин «В синем небе…»)

Двустишие (Н.А. Некрасов «В зимние сумерки…»)

5). ФИЗМИНУТКА

- Прохлопайте и пропойте со словами Дон-динь ритмический рисунок и узнайте стихотворение. (А. А. Фет «Бабочка»)

Что напоминает вам ритм этого стихотворения? (порхание бабочки)

6). Конкурс «Иллюстраторы»

Подпиши рисунки строчками стихов.

Дети подписывают иллюстрации строчками из стихотворений

    Применение знаний и умений в новой ситуации.

7). Конкурс «Акростих»

С неба падает снежок

Н овый и красивый!

Е дет Дедушка Мороз,

Г од будет счастливый!

С олнце встало утром рано,

Н ебу улыбнулось.

Е ль зелёная в лесу

Г ордо покачнулась.

(Карагодин Алексей 4Б)

Акростих – это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово. Это любимая игра в России в 19 веке. Со словом снег

С нова люди в ожидании

Н овогодних праздников.

Е ли, фрукты покупают

Г остей поджидают.

(Басова Екатерина 4Б)

С ады, дома – всё в бахроме!

Н а улице зима!

Е щё сугробы во дворе.

Г урьбой идут снега.

(Русин Антон 4Б)

С нег пушистый падает, кружится

Н а ладошку тёплую ложится.

Е сли дунешь на него дыханьем тёплым,

Г де был снег, осталась капля мокрой .

(Дакукин Александр 4Б)

С телется позёмка ледяной порошей.

Н епогода злиться и зарядом бьёт.

Е сли не укрыться в закутке хорошем,

Г ололёд со снегом в поле унесёт.

(Мегега Андрей 4Б)

К ирюшка – братик младший мой.

Л юбимый, милый, озорной.

А ростом маленький такой,

Д уша семьи нашей большой.

(Кондаурова Анна 4Б)

    Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

1.Самостоятельная работа.

Тест №3 с.8 -9. Самопроверка

- У кого есть ошибки? Над чем предстоит работать?

2.Домашнее задание.

Обратите внимание на выставку книг. Как вы думаете, что будете делать дома?

Внеклассное чтение «Родные поэты», романсы*

Самопроверка по образцу.

    Рефлексия учебной деятельности.

Продолжи

Мы усердно потрудились…

В «Золотой энциклопедии мудрости» есть слова:

«Воля и труд человека дивные дивы творят!»

Вспоминать стихи разных поэтов научились;

Узнавать поэтов по фактам биографии научились;

Исследовать стихотворения научились;

Подписывать иллюстрации строчками стихов научились;

Сочинять акростихи научились.

Награждение

Наградить медалями за 1,2,3 место

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Фатежская средняя общеобразовательная школа № 2» Фатежского района Курской области

САМОАНАЛИЗ

УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4Б КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая тетрадь (часть 1) »

(учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий М.В.Голованова, М.В.Бойкина «Литературное чтение» 1 часть)

в рамках семинара

«Рациональное использование времени урока в начальной школе»

Дата проведения 09.12.2015 г.

Колычева Любовь Борисовна

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ