Тыл вооруженных сил. Славный путь тыла

Десять лет назад началась "вторая чеченская война"

23 сентября 1999 года президент России Борис Ельцин подписал указ "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации". Практически в тот же день начались массированные бомбардировки города Грозного и других городов и населенных пунктов Чечни. 30 сентября федеральные силы вошли в республику.

О событиях десятилетней давности, ставших прологом к новому кровопролитию, большинство жителей республики имеют смутное представление. Люди вспоминают вторжение отрядов боевиков Басаева и Хаттаба в Дагестан на помощь "сражающимся мусульманам", взрывы домов в Москве и Волгодонске, обещание Путина "мочить террористов в сортире".

Однако еще до событий в Дагестане и взрывов жилых домов, в которых Москва обвинила чеченцев, российские военные фактически захватили часть территории непризнанной Чеченской Республики Ичкерия.

"Сегодня об этом не принято говорить, но фактическое вторжение российской армии на территорию Ичкерии, несмотря на подписанный в 1997 году между Ельциным и Масхадовым (Аслан Масхадов - президент ЧРИ, прим. "Кавказского узла ") Договор о мире и принципах взаимоотношений между Россией и ЧРИ, в соответствии с которым обе стороны отказывались "от применения или даже угрозы применения военной силы при решении любых спорных вопросов", произошло еще в конце июля 1999 года. Тогда части федеральных сил вошли на территории Ичкерии со стороны Дагестана, разрушив погранично-таможенный пост, и углубились на территорию республики на 10-12 километров", - рассказывает один из бывших депутатов парламента Ичкерии, пожелавший остаться неназванным.

Тогда эта акция была объявлена "выравниванием границы". "Масхадов и его правительство неоднократно пытались выйти на Ельцина и обсудить складывающуюся ситуацию, но все было тщетным", - говорит собеседник корреспондента "Кавказского узла ".

"Вопрос о новой войне в Москве был решен еще задолго до 1999 года - можно сказать, сразу же после завершения первой военной кампании. Несмотря на подписанный мирный договор и отложенный вопрос о статусе Ичкерии, российские спецслужбы вели активную подрывную деятельность в Чечне. Делалось все для того, чтобы дискредитировать руководство Чечни, в первую очередь президента Масхадова, которого Москва ранее признала легитимным лидером, представить чеченцев бандитами и террористами и так далее", - отметил бывший ичкерийский депутат.

По его словам, эти цели были достигнуты во многом благодаря отсутствию взаимопонимания между бывшими соратниками Масхадова.

"Опасаясь возможности начала в Чечне гражданской войны (летом 1998 года в Гудермесе произошли столкновения между отрядами ваххабитов и правительственных сил - прим. "Кавказского узла"), Масхадов упустил из виду тот факт, что в военно-политическом руководстве России сильны реваншистские настроения. А когда он попытался вступить в диалог с Кремлем, то было уже поздно. Машина была уже запущена, и останавливать ее никто не собирался", - рассказывает собеседник.

В результате "получено то, что получено: разрушенная республика, десятки тысяч убитых с обеих сторон и взаимное недоверие и ненависть".

"Те, кто говорит, что причиной повторного вторжения российских войск на территорию ЧРИ стали взрывы жилых домов в Москве и других города России или басаевско-хаттабовский поход в Дагестан, глубоко заблуждаются", - утверждает собеседник.

По словам жителя Грозного Ризвана Мадаева, о том, что новая война в Чечне неизбежна, было известно заранее. "Еще летом 1999 года в одной из российских газет вышла статья "Война в Чечне начнется в октябре". Я ее лично читал и прекрасно помню, что в ней были даже указаны номера и названия частей и подразделений российской армии, которые планируется задействовать в новой войне. Так что сегодня можно сколько угодно говорить и спорить, но никакой Басаев или Масхадов этой войны не начинал. Ее начал Кремль", - отметил Мадаев.

Начало второй войны в республике некоторые связывают с именем нынешнего российского премьера Владимира Путина. "Достаточно вспомнить 1999 год, когда никому неизвестный подполковник ФСБ в отставке Путин вдруг стал сначала директором этой службы, а затем и премьер-министром России. Военная операция в Чеченской Республике была задумана специально для того, чтобы привести его к власти", - считает сотрудник одной из местных общественных организаций Султан.

По его словам, Ельцин делал вначале ставки и на Примакова, и на Степашина, а выбрал, в конечном счете, Путина. "Первый указ, который подписал ставший исполняющим обязанности президента России Владимир Путин, был указа о предоставлении гарантий неприкосновенности бывшему президенту России и его семье. Фактически, Путин пришел в Кремль на чеченской войне", - говорит Султан.

23 сентября Борис Ельцин подписал указ "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", в соответствии с которым была создана Объединённая группировка войск (сил) на Северном Кавказе (ОГВ (с) для проведения "контртеррористической операции" на территории Чеченской Республики. Практически в тот же день начались массированные бомбардировки города Грозного и других городов и населенных пунктов Чечни. Спустя неделю федеральные силы вновь вошли в республику.

5 октября 1999 года Масхадов подписал указ "О введении военного положения на территории Чеченской Республики Ичкерия". Масштабные боевые действия на территории Чечни велись вплоть до середины 2000 года, после чего война приобрела партизанский характер.

По мнению некоторых чеченских политологов, "второй чеченской", впрочем, как и "первой", можно было избежать. "Если бы Ельцин в свое время встретился с Дудаевым (Джохар Дудаев - первый президент ЧРИ, прим. "Кавказского узла"), то не было бы первой военной кампании в Чеченской Республике. Если бы он или Владимир Путин встретился с Масхадовым, то не было бы и второй войны, - утверждает местный политолог, пожелавший быть неназванным. - Если уж Басаев вторгся в Дагестан, то почему федеральные войска его оттуда выпустили? Можно же было, в крайнем случае, просто блокировать отряды боевиков в горах Дагестана и уничтожить, а потом уже с позиции победившей стороны ставить условия Масхадову. И я уверен, Москва и Грозный рано или поздно пришли бы к единому мнению".

"Любую войну развязывает сильнейший. Ну как можно говорить, что крошечная Чечня, территория которой меньше одной Московской области, напала на Россию, ядерную державу? Москве реально не было никакого дела ни до Дудаева, ни до Масхадова, ни до Басаева или Хаттаба. При желании спецслужбы могли их ликвидировать ровно за два часа, как в свое время сказал Грачев. Вместо этого устроили здесь кровавую бойню, уничтожили тысячи людей и уже десять лет никак не могут победить каких-то полторы или тысячу боевиков. Это же абсурд", - говорит преподаватель Умар Ханкаров.

"Виновниками двух последних войн в Чечне являются Ельцин и Путин. Это однозначно. Потому что они были президентами России. Ни тот, ни другой не сделали ничего, чтобы избежать кровопролития, прекратить страдания сотен тысяч человек. Я очень надеюсь, что рано или поздно все те, кто причастен к развязыванию войны в Чечне, предстанут перед международным трибуналом, как в сове время руководство бывшей Югославии", - сказала по этому поводу жительница Грозного Милана Ахмадова, потерявшая во время двух военных кампаний нескольких близких родственников.


«Вторая чеченская война» (официально называлась контртеррористической операцией (КТО) — обиходное название боевых действий на территории Чечни и приграничных регионов Северного Кавказа. Началась 30 сентября 1999 года (дата ввода российских войск в Чечню). Активная фаза боевых действий продолжалась с 1999 по 2000 год, затем, по мере установления контроля Вооружёнными силами России над территорией Чечни, переросла в тлеющий конфликт, фактически продолжающийся по сей день. С 0 часов 16 апреля 2009 года режим КТО отменён.

СКФО - Северо Кавказский федеральный округ

Началась вторая чеченская война

Август 1999 года, чеченские боевики совершили нападение на Республику Дагестан РФ, так началась вторая чеченская война, теракты, нападения и инциденты также вступили в новый этап с этого момента, много ни в чем не повинных россиян погибли в августе этого года, став жертвами террористов.
ссылка: http://russian.people.com.cn/ 31519/6735684.html


Живая история: начало второй Чеченской войны

Сложно назвать отправной пункт начала войны в Чечне. Что это будет? Первые нападения боевиков на Дагестан? Введение Масхадовым военного положения в ЧРИ? Начало бомбардировок нашей авиацией баз боевиков? Взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске? Или старт наземной операции российской армии?
ссылка: http://www.livejournal.ru/ themes/id/21516


Дагестан. Начало второй чеченской войны

7 августа 1999 года полуторатысячная группировка под командованием Шамиля Басаева вторглась на территорию Дагестана. Боевики с ходу захватили ряд сел в Ботлихском и Цумадинском районах. Российских гарнизонов там не было, а малочисленная местная милиция не оказала сопротивления. Боевики сразу начали укрепляться на захваченной территории, намереваясь использовать ее в качестве плацдарма для дальнейшего наступления. Их очередной целью было соединение со своими союзниками - вооруженными отрядами ваххабитов, сосредоточенными в районе сел Карамахи и Чабанмахи.
ссылка: http://www.warchechnya.ru/ load


Вторая чеченская война. Начало чеченского кризиса

Чеченский кризис - явление сложное, многофакторное. Многие из его составляющих сегодня пока еще трудно оценить объективно. Вообще у таких событий не может быть однозначного толкования, у каждого его участника своя правда. Вместе с тем нынешняя степень изученности проблемы позволяет сделать ряд выводов. Августовские события 1991 г. в Москве, последовавший затем распад СССР, предоставили многонациональному народу ЧИР уникальный шанс сменить режим коммунистической бюрократии на демократическую систему власти конституционным путем, определить посредством референдума статус республики, найти приемлемую форму взаимоотношений с РФ, тем самым постепенно обрести реальную экономическую и политическую самостоятельность в рамках обновленной федерации.
ссылка: http://www.seaofhistory.ru/ shists-940-1.html


Причины второй Чеченской войны с точки зрения Масхадова

Десять лет назад началась вторая чеченская война. Война, которая, вопреки заявлениям официальных лиц, не закончилась до сих пор.


Ниже публикую отрывки из расшифровки аудиописьма, присланного в 2000 году Асланом Масхадовым своему другу и сослуживцу по Советской армии, просившему не называть его имени.
ссылка: http://01vyacheslav. livejournal.com/7700.html


Вторая чеченская война: Россия перед лицом террора

После трагедии на Дубровке Кремль поспешил объявить об «успехе уникальной операции по освобождению заложников». Вместо серьёзных оргвыводов в отношении руководства правоохранительных органов и спецслужб, допустивших боевиков в Москву, последовали награждения. Так звание Героя России получили генералы ФСБ В.Проничев и А.Тихонов. Первый - зам. директора ФСБ и руководитель штаба по освобождению заложников на Дубровке, второй - начальник центра спецназначения ФСБ (в который входят подразделения «Альфа» и «Вымпел»). Менее чем через 2 года эти же люди «отметятся» в Беслане - дважды Героями не станут, но ответственности за проваленный штурм и многочисленные жертвы среди заложников также не понесут. Об этом чуть ниже.
ссылка: http://www.voinenet.ru/voina/ istoriya-voiny/784.html


Вторая чеченская. За Путина?

23 сентября 1999 года был подписан президентский указ "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации". Согласно указу, была создана Объединённая группировка войск на Северном Кавказе для проведения контртеррористической операции.
ссылка: http://www.svoboda.org/ content/article/1829292.html


Вторая чеченская война как часть пиарной кампании Путина

14 сентября 1999 г., вскоре после взрыва второго жилого дома в Москве, Путин выступил на заседании Государственной думы, посвященном вопросу борьбы с терроризмом.
ссылка: http://www.razlib.ru/politika/ korporacija_


В Чечне закончилась война с террористами

С 16 апреля режим контртеррористической операции (КТО), действовавший в Чечне с 1999 года, снят, сообщает РИА Новости со ссылкой на Национальный антитеррористический комитет.
ссылка: http://lenta.ru/news/2009/04/ 16/regime/


«Вторая чеченская война» сегодня официально закончилась

Сегодня национальный антитеррористический комитет распространил следующее заявление: «Председателем Комитета, директором ФСБ Александром Бортниковым с 00:00 мск 16 апреля отменен приказ, объявляющий территорию республики зоной проведения контртеррористической операции». Как сообщил корреспонденту The Morning News источник из администрации президента, НАК внес изменения в организацию антитеррористической деятельности в Чеченской республике по личному поручению Дмитрия Медведева. Источник дополнительно сообщил The Morning News о том, что данное решение было ранее согласовано с премьер-министром РФ Владимиром Путиным.
ссылка: http://www.utronews.ru/news/ politics/001239868105700/


3 года назад закончилась вторая чеченская война

Три года назад было объявлено об отмене режима контртеррористической операции федеральных сил в Чечне
ссылка: http://www.rusichi-center.ru/ e/2965905-3


10 лет назад началась вторая чеченская война

У каждого своя дата начала этой войны. Дагестанцы считают: с 7 августа, когда банды Басаева вторглись в республику. Москвичи — с 9 сентября, когда взорвали дом в Печатниках. Военные — с 30 сентября: официальный ввод войск в Чечню. У каждого своя дата окончания этой войны. Для погибших она давно кончилась. Живые не пришли с нее до сих пор…
ссылка: http://bosonogoe.ru/blog/1556. html

Вторая чеченская война и ее последствия

В декабре 1994 г. власти России впервые предприняли попытку военным путем подавить чеченский сепаратизм, однако после двух лет кровопролитных боев армия была вынуждена уйти из Чеченской Республики. Упорство российских властей, взявших курс на военную победу в Чечне, привела к гибели как минимум 30 тыс. чеченцев и 4,3 тыс. российских солдат . Эта война, экономический ущерб от которой оценивается в 5,5 млрд долл. , в немалой мере обусловила общероссийский экономический кризис августа 1998 г., когда государство оказалось неспособно отвечать по своим непомерным долгам.
ссылка: http://old.nasledie.ru/ politvnt/19_38/article.php? art=53

Битва с драконом закончилась. Началась погоня за змеями.

Я не понимаю почему. Вторая чеченская война не была необходимой. Решение этой проблемы могло быть основано на тех соглашениях, которые подписал генерал Лебедь в Хасавюрте - они могли бы стать базисом для достижения долговременного мира в Чечне. Я думаю, что есть серьезные сомнения в том, что именно чеченцы взорвали дома в Москве. Как Вы помните, это послужило поводом для начала второй войны. Однако есть подозрения, что это была провокация российских спецслужб. Странно, что при взрывах был использован гексоген, который производился на фабрике, контролируемой КГБ, а потом прошли непонятные учения в Рязани. Чеченская война негативно отразилась на доверии к российской власти и на отношении к России со стороны демократических государств.
ссылка: http://flb.ru/info/34480.html

Чеченский путь «приморских партизан»

История с «приморскими партизанами», которых уже третью неделю безуспешно ловят сотни стражей порядка с вертолетами, а с сегодняшнего дня - и армейские части с бронетехникой, могла начаться еще 10 лет назад. Но Вторая Чеченская война и обрушившийся на Россию нефтедолларовый дождь дали стране отсрочку. Сейчас она закончилась, и пришла пора платить по старым и новым счетам. Если предварительная информация о группе Романа Муромцева верна, Кремль впервые получил на русской земле организованную группу боевиков, считающих правящий режим врагом и готовых без колебания убивать его прислужников.
ссылка: http://www.apn.ru/ publications/article22866.htm

Вторая чеченская война началась ровно 10 лет назад. А когда она закончилась? И закончилась ли?

Ко времени начала второй войны в октябре 1999 года мне было уже 26, у меня были жена и двухлетний ребенок, полностью зависящие от меня. Мы жили очень трудно и бедно, и мне было не до политики. Тогда я думал остаться в Петербурге. Тем более что новости о ходе войны были скорее успокаивающими: сначала расширяли "санитарный кордон", потом стали брать контроль над населенными пунктами Чечни, в основном без боя. Мой город, Шали, мирно впустил федеральные войска.
ссылка:

Из истории создания

Тыловое обеспечение войск возникло с зарождением армий рабовладельческих государств. Первые организационные формы оно получило в армии Древнего Рима, имевшей особые органы, выдававшие воинам жалованье, снабжавшие их оружием, одеждой и др. Для изготовления и починки оружия и предметов военного снаряжения имелись специальные лагерные мастерские. Продовольствие закупалось у населения или собиралось как дань с покорённых народов. Небольшие запасы оружия, продовольствия, одежды и обуви перевозились за войсками в обозах. Для этого использовались выделявшиеся населением по требованию военачальников вьючные животные, повозки, средства передвижения по воде. Большое значение придавалось строительству дорог, мостов, изысканию водных источников на путях движения войск. В армиях рабовладельческих государств впервые появились казначеи, интенданты, лица, ведавшие дорожными и фортификационными работами, устройством лагерей и расквартированием войск.

В 11-15 вв. централизованного обеспечения войск не было. В наёмных армиях 15-17 вв. наёмники обязаны были на жалованье приобретать оружие, снаряжение, одежду и продовольствие. Армию в походах сопровождали торговцы (Маркитанты), снабжавшие воинов продовольственными товарами и предметами солдатского обихода. С увеличением численности регулярных армий возникали всё большие трудности в их обеспечении во время войн продовольствием и фуражом. В связи с этим во 2-й половине 17 в. во французской, а затем и в др. европейских армиях была принята Магазинная система снабжения, позже были введены подвижные магазины, которые, хотя и являлись государственными, не были подчинены вооружённым силам. С увеличением численности армий и развитием их организации (18-19 вв.) в составе частей и соединений постепенно стали создаваться штатные подразделения, предназначенные для централизованного тылового обеспечения войск и флотов. С тех пор начал организационно складываться Т. в. с. в современном его понимании. С появлением во 2-й половине 19 - начале 20 вв. массовых вооружённых сил, построенных на принципах кадровой армии и ВМФ, оснащением войск и сил флота новой боевой техникой Т. в. с. становится всё более сложным и многообразным.

В России в начале 18 в. с созданием регулярной армии Петр I образовал две службы: провиантскую - для обеспечения войск продовольствием и фуражом, и комиссариатскую - для финансирования, обеспечения вещевым имуществом, обозом, ручным оружием. В полках имелись хозяйственные подразделения - постоянные обозы с запасами материальных средств: осуществлялись хлебопечение, сушка сухарей, заготовка мяса, пошив и ремонт обмундирования, обуви. В 18 в. были созданы лазареты и госпитали (См. Госпиталь).

С начала 19 в. в Военном министерстве имелись комиссариатский и провиантский департаменты, вошедшие в состав образованного в 1864 Главного интендантского управления. На него были возложены функции, ранее выполнявшиеся самими войсками (снабжение всеми видами материальных средств, организация пошива обмундирования и др.): были установлены должности интендантов от главного до дивизионного. В 1900 в Петербурге были созданы интендантские курсы (в 1911 преобразованы в Интендантскую академию). К началу 1-й мировой войны 1914-18 существовали интендантские управления - Главное, окружные, крепостные, корпусные, дивизионные - как распорядительные органы и различные тыловые учреждения (склады, мастерские, хлебопекарни и др.). В состав войск входили подразделения и части материального, медицинского, ветеринарного, а на флоте, кроме того, аварийно-спасательного обеспечения.

В германской армии начала 20 в. главному интенданту подчинялись интенданты армий, продовольственные магазины на театре войны (См. Театр войны), продовольственные подвижные магазины в поездах, на железных дорогах и на судах. Войсковой интендантской деятельностью ведали армейские, корпусные и дивизионные интенданты. Подобную организацию тыла имели и др. армии.

Применение в ходе 1-й мировой войны танков, авиации и автомобильного транспорта потребовало создания сил и средств технического, дорожного, инженерно-аэродромного и аэродромно-технического обеспечения, снабжения горючим, инструментами и др. новым имуществом. Появление химического оружия вызвало необходимость снабжать войска средствами защиты от отравляющих веществ. Сложность удовлетворения потребностей многомиллионных вооружённых сил во время войны в разнообразной боевой технике привела к значительному расширению связи Т. в. с. с экономикой государства.

Тыл Советских Вооруженных Сил создавался одновременно с формированием частей Красной Армии и ВМФ. В 1918 было организовано Центральное управление снабжения. Первые отряды Красной Армии штатных тыловых подразделений не имели, материальные средства получали от местных Советов и военных комиссариатов, в ведении которых находились склады бывшей царской армии. С 1918 обеспечением войск материальными средствами ведал начальник снабжения соответствующего фронта, армии, дивизии, бригады, которому подчинялись различные службы. Важные меры по организации Т. в. с. были приняты в результате проведения Военной реформы 1924-25 (См. Военная реформа 1924-25); материальное обеспечение сосредоточено в едином органе - Управлении начальника снабжения РККА; установлен порядок взаимоотношений органов Т. в. с. с народно-хозяйственными органами; принята схема снабжения - центр - округ - часть; реорганизованы войсковые органы тылового обеспечения. По мере развития народного хозяйства и технического перевооружения вооружённых сил появились части и подразделения, выполнявшие функции снабжения авиации, бронетанковых, автотракторной техникой и имуществом, горючим и др. В марте 1941 по решению ЦК КПСС и Советского правительства руководство Главным интендантским управлением, Санитарным, Ветеринарным управлениями Красной Армии, отделом материальных фондов было возложено на заместителя наркома обороны Маршала Советского Союза С.М. Буденного.

К началу Великой Отечественной войны 1941-45 Т. в. с., кроме тыловых подразделений, частей и учреждений, входивших в состав частей, соединений и объединений родов войск и видов вооружённых сил, имел также базы и склады с запасами материальных средств, автомобильные, железно- дорожные, дорожные, эвакуационные, ремонтные, инженерно-аэродромные, авиационно-технические, медицинские, ветеринарные и др. тыловые части и учреждения центрального подчинения. Постановлением ГКО 1 августа 1941 введена централизованная система управления Т. в. с.: были созданы Главные управление тыла Красной Армии и управления тыла во фронтах и армиях, а также учреждены должности начальника тыла Красной Армии и начальников тыла фронтов и армий. В составе Главного управления тыла был образован Штаб начальников тыла, а в управлениях начальников тыла фронтов и армий - организационно-плановые отделы. В центре и объединениях имелись, кроме того, управления (отделы) военных сообщений, автодорожной службы и инспекция начальника тыла. Начальнику тыла Красной Армии подчинялись также Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, Главные военно-санитарное и Ветеринарное управления; соответствующие управления и отделы находились в подчинении начальников тыла фронтов и армий. 19 августа 1941 была введена должность начальника тыла ВВС, в мае 1942 - начальника тыла ВМФ; в это же время учреждены должности начальников тыла в корпусах и дивизиях. Начальники тыла были наделены правами: в центре - соответственно заместителя наркома обороны и ВМФ, а в объединениях и соединениях - заместителей командующих (командиров). На них возлагалась ответственность за устройство тыла, подвоз материальных средств всех видов, эвакуацию и обеспечение войск по подчинённым службам; начальник тыла Красной Армии отвечал также за перевозку к фронтам всех видов пополнений. В ходе войны во фронтах стационарные склады были заменены полевыми складами, в армиях созданы полевые армейские базы. В января 1943 сформировано Главное автомобильное, а в июне Главное дорожное управления. В июне 1943 Главное управление тыла Красной Армии было упразднено; входившие в его состав штаб, управления и отделы подчинены непосредственно начальнику тыла. Тогда же была принята новая система подвоза - «от себя», по которой ответственность за доставку материальных средств от станций снабжения (армейских складов) к войскам (на дивизионные обменные пункты) возлагалась на начальников тыла армии, а за подвоз от дивизионных до полковых складов - на начальников тыла дивизий.

За годы войны Т. в. с. принял от народного хозяйства страны, обеспечил хранение и подвоз войскам и силам флота более 10 млн. т боеприпасов, свыше 16 млн. т горючего, большого количества вооружения, техники, продовольствия и др. материальных средств. Только автомобильным транспортом было перевезено 145 млн. т снабженческих грузов. Воинские железнодорожные перевозки превысили 19 млн. вагонов. Дорожной службой построено и восстановлено около 100 тыс. км автомобильных дорог. Силами железнодорожных войск и спецформирований восстановлено и перешито около 120 тыс. км железнодорожных путей. Для авиации оборудовано свыше 6 тыс. аэродромов. Медицинская служба вернула в строй после излечения свыше 72% раненых и около 91% больных. Личный состав армии и флота получал полноценное питание. Все важнейшие вопросы тылового обеспечения вооружённых сил решал ГКО через Генштаб, начальника тыла Красной Армии и начальников др. центральных органов управления. Централизация управления тылом позволила эффективно и экономно использовать имеющиеся силы и средства. Подвиги воинов Т. в. с. в годы Великой Отечественной войны высоко оценены партией и правительством: 52 из них присвоено звание Героя Советского Союза и более 30 - Героя Социалистического Труда, многие десятки тысяч награждены орденами и медалями; большое число тыловых частей и учреждений награждено орденами, удостоено звания гвардейских и получило почётные наименования.

После войны произведены перестройка организационной структуры и технического переоснащение Т. в. с. С образованием новых видов вооружённых сил одновременно создавался их тыл. Проведена полная моторизация всех звеньев Т. в. с., созданы новые части и учреждения различного назначения. В июне 1958 была учреждена должность заместителя министра обороны - начальника тыла министерства обороны, которая с 1962 именуется заместитель министра обороны - начальник тыла Вооружённых Сил; в объединениях, соединениях и частях должность начальника тыла была преобразована в должность заместителя командующего (командира) по тылу. Т. в. с. возглавляли: генерал-лейтенант (впоследствии генерал армии) А.В. Хрулёв (август 1941 - январь 1951), генерал-полковник В.И. Виноградов (январь 1951 - июнь 1958), Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян (июнь 1958 - апрель 1968), генерал армии С.С. Маряхин (апрель 1968 - июнь 1972). С июля 1972 Т. в. с. возглавляет генерал армии С.К. Куркоткин.

Современный тыл Советских Вооруженных Сил имеет в своём составе: арсеналы, базы и склады с запасами материальных средств; специальные войска - автомобильные, железнодорожные, дорожные и трубопроводные; вспомогательный флот; части, учреждения и подразделения - инженерно-аэродромные, авиационно-технические, аварийно-спасательные, эвакуационные, ремонтные, строительные, медицинские, ветеринарные и др. Для обеспечения деятельности Т. в. с. в его состав могут входить также части и подразделения инженерных войск, войск связи, ПВО и охраны. По масштабу и характеру выполняемых задач Т. в. с. делится на тыл стратегический, оперативный и войсковой; по принадлежности - на тыл центра, окружной, флотский, фронтовой, армейский, флотилий, авиации флотов, корпусной, военно-морских баз, дивизионный, бригадный, полковой, корабельный, батальонный. Стратегический тыл включает тыл центра (арсеналы, базы и склады с запасами материальных средств, части специальных войск тыла и др. тыловые части и учреждения, находящиеся в постоянном непосредственном распоряжении министерства обороны и главнокомандующих видами вооруженных сил). Оперативный тыл составляют базы и склады с запасами материальных средств, части специальных войск тыла и др. тыловые части и учреждения, входящие в состав всех видов вооруженных сил. Войсковой тыл образуют склады с запасами материальных средств, автотранспортные, ремонтные, медицинские и др. части и подразделения, предназначенные для непосредственного тылового обеспечения соединений, частей, кораблей и подразделений. Каждое войсковое соединение, часть (корабль) и подразделение имеют свой тыл, состав которого определён штатами. Например, тыл мотострелкового батальона состоит из взвода снабжения, ремонтной мастерской и батальонного медицинского пункта. Располагая необходимым автомобильным транспортом, он способен следовать за батальоном при ведении им боевых действий или на марше и выполнять свои задачи в любых условиях обстановки.

Тыл Вооруженных Сил - это силы и средства, осуществляющие тыловое и техническое обеспечение армии и флота в мирное и военное время.

Тыл это составная часть вооружённых сил; совокупность воинских частей, учреждений и подразделений, осуществляющих подвоз материальных средств, материальное, транспортное, техническое, инженерно-аэродромное, аэродромно-техническое, медицинское, ветеринарное, торгово-бытовое, квартирно-эксплуатационное, финансовое, а в ВМФ, кроме того, аварийно-спасательное обеспечение.

    В состав тыла входят различные части, учреждения и подразделения, необходимые для выполнения следующих основных задач:
  • постоянно содержать запасы материальных средств и обеспечивать ими войска;
  • осуществлять подготовку, эксплуатацию, техническое прикрытие и восстановление путей сообщения и транспортных средств;
  • обеспечивать воинские перевозки всех видов;
  • восстанавливать военную технику и имущество;
  • создавать условия для базирования авиации и сил флота;
  • оказывать медицинскую помощь раненым и больным;
  • осуществлять противоэпидемические, лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические и ветеринарные меры;
  • осуществлять торгово-бытовое, квартирно-эксплуатационное и финансовое обеспечение;
  • оказывать помощь войскам в восстановлении их боеспособности и ликвидации последствий ударов противника.

Для выполнения этих задач он располагает базами и складами с запасами материальных средств различного назначения, специальными войсками (автомобильные, дорожные, трубопроводные и др.), вспомогательным флотом, инженерно-аэродромными, авиационно-техническими, ремонтными, медицинскими, ветеринарными и другими частями, подразделениями и учреждениями.

Тыл Вооруженных Сил предназначен для обеспечения Вооруженных Сил всеми видами материальных средств и содержания их запасов, подготовки и эксплуатации путей сообщения, обеспечения воинских перевозок, ремонта оружия и военной техники, оказания медицинской помощи раненым и больным, проведения санитарно-гигиенических и ветеринарных мероприятий и выполнения ряда других задач тылового обеспечения. В состав тыла Вооруженных Сил входят арсеналы, базы, склады с запасами материальных средств. Он имеет специальные войска (автомобильные, железнодорожные, дорожные, трубопроводные, инженерно-аэродромные и другие), а также ремонтные, медицинские, охраны тыла и другие части и подразделения.

    Тыл Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС России) включает:
  • Центральное управление военных сообщений Минобороны России
  • Автомобильно-дорожное управление Минобороны России
  • Центральное управление ракетного топлива и горючего Минобороны России
  • Центральное продовольственное управление Минобороны России
  • Центральное вещевое управление Минобороны России
  • Служба пожарно-спасательная и местной обороны ВС России
  • Ветеринарно-санитарная служба ВС России
  • Управление экологической безопасности ВС России
  • Главное управление торговли Минобороны России
  • Управление по активному отдыху Минобороны России
  • Управление сельского хозяйства Минобороны России
  • Военно-научный комитет Тыла ВС России
  • Секретариат начальника Тыла ВС России
  • Отдел кадров Тыла ВС России
  • Отдел военного образования Тыла ВС России
  • Тыл СВ ВС России
  • Тыл ВВС
  • Тыл ВМФ
  • Тыл КВ (1 декабря 2011 года на их базе сформированы Войска воздушно-космической обороны)
  • Тыл РВСН
  • Тыл ВДВ
  • Тыл военных округов (флотов) (группы войск (флотилии)) ВС России
  • Автомобильные войска
  • Железнодорожные войска ВС России
  • Дорожные войска ВС России
  • Трубопроводные войска ВС России
  • Войска охраны тыла ВС России

С 1991 года в составе Вооруженных Сил России числится специальная служба, представленная воинскими соединениями, частями, подразделениями и учреждениями, задача которых - осуществлять тыловое и техническое обеспечение армии и флота. Обозначена она как Тыл Российской Федерации (Т. ВС РФ). С помощью данной службы возможна эффективная жизнедеятельность армии в случае начала военного конфликта. Информацию о командовании, предназначении и структуре Тыла вы найдете в статье.

Знакомство

Тыл Вооруженных Сил - это связующее звено между армией и экономикой государства, неотъемлемая часть оборонного потенциала страны. Иными словами, Т. ВС. является эффективно действующим, слаженным механизмом: производимая тыловыми службами продукция используется непосредственно армией и флотом. Вооруженных Сил Российской Федерации - 1 августа. Т. ВС функционировал с 1991 по 2010 год. После проведенной структурной реорганизации начала свою деятельность система МТО ВС (Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил).

Как все начиналось?

Первые элементы Тыла армии появились в XVII веке. До 70-х годов функции Т. ВС выполнялись различными невоенными ведомствами и частными предпринимателями. Как утверждают специалисты, организация войсковых походов была на различных торговцах (маркитанцах). В XVIII веке снабжение также осуществлялось по магазинной системе. Формирование регулярной армии, увеличение масштабов военных действий, а также появление новых способов их ведения стали толчком к образованию специальных штатных подразделений, частей и учреждений, задача которых - осуществлять централизованное обеспечение войск отдельно по родам. Таким образом, появились казенные склады, из которых на государственном уровне снабжались регулярная армия и флот России. В развитие системы тылового обеспечения значительный вклад внес опыт боевых действий. Система интенсивно усовершенствовалась. Вскоре военное командование создало единую интендантскую службу, разработало новые способы транспортировки материальных средств от складов к войсковым соединениям. К первой мировой было создано несколько армейских баз, фронтовых распределительных и выгрузочных станций. В XX веке с появлением танков возникла потребность в тыловых службах, отвечающих за доставку на поле боя горюче-смазочных материалов.

О работе Тыла в Великую Отечественную

В 1918 году в РККА создали Центральное управление снабжения. Руководство частями, учреждениями и тыловыми службами осуществлялось начальниками снабжения. Как утверждают специалисты, прорыв в усовершенствовании Т. ВС состоялся в годы Великой Отечественной.

Перед Тылом был поставлен большой объем задач, с которыми тыловые службы успешно справились. В начале боевых действий создали централизованный тыл. В 1942 г. появились должности корпусных и дивизионных начальников. За всю войну Т. ВС доставил в Красную Армию боеприпасы, общий вес которых составил не менее 10 млн т, горючее - 16 млн, продовольствие и фураж - 40 млн, комплекты обмундирования для личного состава - 70 млн единиц. были восстановлены автомобильные дороги, протяжностью не менее 100 тыс. км, железнодорожные пути - 120 тыс. км. В распоряжении советской авиации находились аэродромы численностью более 6 тыс. Они также были оборудованы сотрудниками Тыла ВС СССР. Военно-медицинской службой и лечебными учреждениями были возвращены обратно в строй 72 % раненых солдат.

О предназначении Т. ВС в мирное время

Подразделения и части Тыла Вооруженных Сил обеспечивают постоянную и мобилизационную готовность армии. Тыловые структуры комплектуются современными материальными и техническими средствами, благодаря чему возможно своевременное и полное обеспечение армии самым необходимым для поддержания ею обороноспособности государства. Ввиду того что ракету или самолет нельзя условно заправить горючим, а солдата - экипировать, в мирное время учебные задачи для Тыла Вооруженных Сил не предусмотрены. При отсутствии боевых действий службами Т. ВС осуществляется триединая задача: войсковые части и соединения снабжаются продуктами и одеждой для военнослужащих. Кроме того, тыловыми службами осуществляется контроль здоровья солдат.

О задачах служб во время боевых действий

Т. ВС располагает арсеналами, базами и складами, на которых хранятся различные материальные средства. В распоряжении Тыла имеется все самое необходимое для выполнения войсковыми соединениями боевых задач. Сотрудниками Тыла доставляются боеприпасы, горючее, организовывается медицинское, торгово-бытовое, транспортное и техническое обеспечение.

Об управлениях

До 2010 года Тыл Вооруженных Сил комплектовался следующими управлениями.

  • Центральным управлением военных сообщений Министерства Обороны РФ.
  • Главным военно-медицинским.
  • Автомобильно-дорожным управлением. С 2009 года является Центральным авто-дорожным управлением.
  • Центральным управлением ракетного топлива и горючего.
  • Центральным вещевым.
  • Службой, отвечавшей за пожарно-спасательную и местную оборону ВС РФ.
  • Ветеринарно-санитарной службой.
  • Управлением, обеспечивающим экологическую безопасность.
  • Главным торговым управлением российского Министерства Обороны.
  • Управлением по активному отдыху.
  • Сельскохозяйственным.
  • Военно-научным комитетом Т. ВС.
  • Секретариатом начальника Тыла Вооруженных Сил
  • Отделом кадров.
  • Отделом военного образования.

О составе Т. СВ

Вооруженные Силы располагали следующими тыловыми организациями.

  • За техническое и материальное обеспечение частей в составе отвечали сотрудники Тыла РВСН.
  • Воздушно-десантных войск - Тыла ВДВ.
  • Военно-воздушных сил - Тыла ВВС.
  • Военно-морского флота - сотрудники Тыла ВМФ.
  • Сухопутных войск - Тыла СВ.
  • Космических войск - Тыла КВ. В декабре 2011 г. данный род войск был переименован в ВКО (военно-космическая оборона).

О тыловых специальных службах

Тыловое обеспечение осуществлялось следующими специальными формированиями.

  • Автомобильными и железнодорожными войсками доставлялся личный состав, горючее, боеприпасы, продовольствие и другие материальные средства, необходимые в условиях боевых действий.
  • Трубопроводными. Данным формированием ВС прокладываются полевые и магистральные трубопроводы, через которые к складам войсковых объединений и соединений ВС поступает горючее. Формирование действовало еще в годы Советского Союза и значилось как ТбВ. Сегодня оно в составе ВС России и подчинено Центральному управлению ракетного топлива и горючего. Как утверждают специалисты, военнослужащими ТбВ в короткий временной промежуток может передаваться несколько тысяч тонн горюче-смазочных материалов.

О командовании

За весь период существования Т. ВС. (1991-2010) руководство осуществлялось следующими офицерами.

Сегодня

Штабом Тыла Вооруженных сил, девятью главными и центральными управлениями, тремя службами и управленческими органами до 2010 года обеспечивался оборонный потенциал страны. В настоящее время эту задачу под руководством Д. В. Булгакова выполняет МТО ВС России (Материально-техническое обеспечение). Являясь составной частью Вооруженных Сил, состав МТФ представлен:

  • Штабом МТФ ВС;
  • Департаментом транспортного обеспечения;
  • Департаментом, отвечающим за коммунальное обеспечение;
  • Продовольственным управлением Министерства Обороны;
  • Главным бронетанковым управлением;
  • Главным ракетно-артиллерийским управлением;
  • Управлением метрологии;
  • Главным управлением Железнодорожных войск.

Обучение специалистов осуществляется в Военной академии МТО им. генерала армии Хрулева А. В.

За точку отсчета истории Тыла Вооруженных Сил принят 1700 год. Тогда 18 февраля ПетрI подписал Указ "О заведовании всех хлебных запасов ратных людей Окольничему Языкову, с наименованием его по сей части Генерал-Провиантом". Был учрежден первый самостоятельный снабженческий орган - Провиантский приказ, ведавший поставками для армии хлеба, крупы и зернофуража. Он осуществлял централизованное продовольственное обеспечение, которое, как известно, является сегодня одним из видов материального обеспечения войск.

В тот же день "во вторую половину светлого дни" - своим Указом самодержец учредил еще один Приказ - Особый, впоследствии получивший название Военного (иногда его называют еще Комиссариатским). Этот приказ ведал ассигнованиями, направляемыми на вооружение войск, денежным довольствием армии, снабжением ее обмундированием и лошадьми.

Созданные царем-преобразователем регулярные армия и флот требовали дальнейших шагов по централизации их обеспечения и в 1711 году по указу Петра I снабженческие органы вошли в состав действующей армии. В ее полевом управлении был создан комиссариат, ведавший всеми видами снабжения, в том числе и продфуражем. В дивизиях организация снабжения была возложена на обер-комиссаров и обер-провиантмейстеров, а в полках, соответственно, на комиссаров и провиантмейстеров. Причем полки обзаводились собственным войсковым хозяйством.

Сложившаяся в начале XVIII века структура органов управления и накопленный в ходе Северной войны опыт снабжения действующей армии были закреплены в Уставе Воинском 1716 года. Ответственность за обеспечение войск возлагалась на командующего армией (генерал-фельдмаршала), а непосредственное руководство ее снабжением - на генерал-кригс-комиссара, в обязанности которого, в частности, входило снабжение войск деньгами, вещевым имуществом, провиантом, оружием и лошадьми. Медицинское обеспечение осуществляли: в армии - доктор при высших генералах, в дивизиях - доктор и штаб-лекарь, в полках - лекарь, в роте - цирюльник (фельдшер).

Любопытно оценить статус генерал-кригс-комиссара нынешними мерками. С одной стороны, заведование финансами делало его наиглавнейшей фигурой. Но, с другой, - он видится послабее современного начальника тыла с точки зрения имеющихся возможностей по организации обеспечения. Основное: в его руках не находились транспортные средства. Обоз в армии подчинялся генерал-вагенмейстеру. Над ним стоял генерал-квартирмейстер. Наряду с подвозом генерал-квартирмейстер также руководил размещением войск и госпиталей, то есть фактически именно он создавал тыловую инфраструктуру полевой армии, хотя в тоже время и не являлся организатором материального обеспечения.

Разделение снабженческих и транспортных полномочий между должностными лицами имело в то время и свои резоны. В частности, в случае острой необходимости обоз мог превратиться в подобие фортификационного сооружения и использовался как оборонительный рубеж. Но ситуация, когда один начальник определяет тыловую "диспозицию", а другой - ее снабженческое содержание, внутренне противоречива. По началу это едва заметно. Тылы Петровских армий украшала спартанская скромность. Однако по мере развития военного дела и усложнения тыловой организации "червь" противоречий становился опаснее. "Тыловая раздробленность" стала смерти подобна в начале Великой Отечественной войны.

В общей системе снабжения наибольший удельный вес имело продовольствие. Провиантом армия обеспечивалась полностью из запасов государства. К 1705 году во многих городах были открыты продовольственные склады. Продукты доставляли на подводах или по рекам на стругах (больших лодках). Кроме постоянных (стационарных) организовывали также временные и подвижные склады. Временные развертывались войсками при остановках на непродолжительное время. В подвижных складах, именуемых магазинами, предписывалось иметь постоянные запасы продовольствия в размере месячной потребности.

Составить представление об этих прототипах современных бригад материального обеспечения можно, например, из донесения адмирала Апраксина от 11 марта 1711 года. Он докладывал Петру I об организации походного магазина на 2609 подводах, возившего 4160 четвертей сухарей, 384 четверти круп, 1200 четвертей овса и 22713 пудов сена. Если подсчитать, то это около 1300 т. Вполне сопоставимо с грузоподъемностью бортового транспорта отдельного батальона материального обеспечения современной дивизии. Поскольку дело снабжения армии всецело становилось заботой государства, неизбежно требовалось нормирование. 18 февраля 1705 года Указом был определен точный размер хлебного "жалования" всем без исключения нижним чинам. "Прапрадедушка" нашего продовольственного пайка состоял из полуосьмины муки (около 24 кг) и малого четверика круп (около 3,5 кг) в месяц. На приобретение остальных "приварочных" продуктов выдавались деньги.

Войскам за пределами России предусматривалась выдача дополнительных "порционов": двух фунтов хлеба (820 г), одного фунта мяса (410 г), двух чарок вина (250 г) и одного гарнца пива (3,28 л) на человека в день. Кроме того, на месяц полагалось два фунта соли и полтора гарнца круп. Как правило, порционы выдавались не натурой, а деньгами. Воины могли купить продукты по своему усмотрению. Современники утверждали, что "довольствие было отличным, и царь сам испытывал на себе в продолжении месяца солдатский паек раньше, чем утвердить его".

Многие аспекты современной тыловой проблематики уходят корнями в историю. К примеру, в петровскую эпоху провиантмейстеры и комиссары подчинялись только вышестоящим начальникам по своей специальности и не были в подчинении командиров полков и дивизий. Состояли при войсках как уполномоченные от армии, иногда - от губернии. Командиров, чтобы надежнее уберечь казну от хищений, отстраняли от непосредственного распоряжения материальными средствами. Уж больно был живуч образ "воеводы на кормлении".

А взять войсковую экономику. После смерти Петра I в 1730 году Временная воинская комиссия констатировала недостаточную обеспеченность войск. Последовали решения, дававшие полкам право накопления отпущенных казной средств. На "экономические суммы" (сэкономленные деньги) можно было покупать все необходимое - вплоть до лошадей. Известная автономность войскового хозяйства была выгодна государству: собственное имущество сберегается лучше казенного. А чем не "экономическая сумма", скажем, нынешний вид 101, куда поступают средства от подсобных хозяйств, экономии хлеба и т.д. Очевидно, практика внебюджетных средств имеет многовековую историю.

В середине XVIII века за мундир, выданный для носки, с военнослужащего вычиталось до 49 процентов жалованья. Так, государство улучшало сбережение вещевого имущества. Кстати, то, что долгое время жалование и вещевое имущество курировало одно должностное лицо - комиссар, обуславливалось именно этой их тесной взаимосвязью. В современной концепции вещевого обеспечения военнослужащих, проходящих службу по контракту, - метаморфоза той же идеи. За предусмотренное нормами, но неполученное снабжение, полагается компенсация.

Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупок продукции для государственных нужд" ввел конкурсную систему поставок для Вооруженных Сил. Логичный шаг государства, переводящего экономику на рыночные рельсы.

Сколько сил и энергии потребовалось специалистам служб тыла, чтобы приноровиться к новым требованиям. Но ведь они не такие уж и новые. К снабжению регулярной армии в России испокон веку привлекались частные подрядчики.

Например, с середины XIX века были узаконены пять способов заготовки материальных средств: подряд с торгов, коммерческий, комиссионный, наличной покупкой, а также отпуском денег полкам на заготовку "собственным попечением".

Подряд с торгов считался наиболее выгодным. Причем, официально признавалась двоякость цели всякого казенного подряда. Она заключалась: "1) в приобретении необходимых для заготовления предметов по ценам, не отяготительным для казны и безобидным для частных лиц и 2) в развитии всех отраслей частной промышленности, открытием ей пути к сбыту своих произведений на довольствие и снабжение войск".

Вместе с условиями (кондициями) торгов интендантское управление устанавливало "крайнюю цену". Платить больше было нельзя. Определялась и минимальная цена, покупать дешевле которой также запрещалось. В инструкциях заготовителям указывалось, что казна не должна гнаться за как можно меньшей ценой подряда, а должна всегда сопоставлять ее с минимумом, за которым неизбежны убытки подрядчика или недобросовестное исполнение обязательств (подкуп приемщиков и прочее). В том и другом усматривался вред казенному интересу, а посему конкуренция при подрядах должна была иметь определенные пределы.

Значительное развитие тыл Русской армии получил в начале XIX века . В 1802 году в России образуется Военное министерство, первоначально названное Министерством военно-сухопутных сил. Первым военным министром стал генерал от инфантерии С.К. Вязмитинов, который ранее некоторое время возглавлял Комиссариатский департамент. Именно при нем в 1805 году Комиссариатский и Провиантский департаменты были объединены в одно Интендантское ведомство. ("Интендант" - слово французского происхождения, означающее: "управляющий, заведующий". Сегодня же наслуху его английский эквивалент - "менеджер").

Интендантское ведомство тогда просуществовало недолго. Современники не смогли по достоинству оценить важность наличия органа централизованного управления материальным обеспечением войск. На интендантство была возложена основная вина за неудачи в войнах 1807 года с Францией и 1808-1809 годах со Швецией, хотя тогда буксовал весь военный механизм государства. Возникла не лучшая традиция видеть в тыловиках "козла отпущения". Правда, в армиях, корпусах и дивизиях интенданты все же были сохранены.

С 1812 года Военное министерство включало 7 самостоятельных департаментов, в том числе - провиантский, комиссариатский и медицинский. Произошла существенная подвижка в полевом управлении войск. Согласно новому Положению, названному "Учреждение для управления большой действующей армией", управление тылом возлагалось на штаб армии. Он был обязан при участии соответствующих начальников разрабатывать планы по обеспечению армии оружием, боеприпасами, продовольствием, инженерным и вещевым имуществом, жалованием, планировать подвоз снабженческих грузов, оборудовать военные дороги и управлять движением по ним, организовывать медицинское обеспечение, размещать и перемещать магазины, артпарки, госпитали. Штаб как орган управления, планируя одновременно и боевые действия войск и их снабжение, подчинил интересам снабжения всю организацию тыла. Оперативность работы тыла была поднята на более высокую ступень.

И все же вопросы устройства тыла и организации снабжения по-прежнему дробились - теперь между генерал-интендантом и начальником главного штаба, которые на равных подчинялись Главнокомандующему. Но важный момент: была введена должность дежурного генерала, подчинявшегося начальнику главного штаба армии. Это должностное лицо объединяло, с одной стороны, руководство транспортным обеспечением: ему подчинялся директор военных сообщений (тоже новая должность - авт.) и, через генерал-вагенмейстера, армейский обоз. А, с другой, он отвечал также за организацию эвакуации раненых и больных и оказание им медицинской помощи.

Через полвека идею теснейшей консолидации снабженческих органов подхватил выдающийся Российский военный реформатор Д.А. Милютин. В 1864 году Комиссариатский и Провиантский департаменты вновь были объединены в одном ведомстве - Главном интендантском управлении Военного министерства. В 1868 году учреждается Комитет по передвижению войск по железным дорогам, получившим к тому времени достаточное распространение. На смену обозу приходит понятие "интендантский транспорт".

Поистине переворотом в теории и практике военного искусства, можно считать, открытием Д.А. Милютина и его соратников, стала организация тыла действующей армии в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Изменения в способах ведения войны и увеличение численности армии делали невозможной эффективную организацию снабжения без "тылового" единоначалия.

Тогда был предпринят неординарный шаг - введена должность "начальника военных сообщений действующей армии и командующего войсками, в тылу ее находящимися". На эту должность назначили командующего Киевским военным округом. Ему подчинялись штаб начальника управления, интендантское, артиллерийское, военно-медицинское, инженерное в тылу армии, и военно-медицинское управления в тылу армии. Права и обязанности нового должностного лица были изложены во "Временном положении об управлении военными сообщениями действующей армии и находящимися в ее тылу войсками". Это был первый опыт действительной централизации руководства тылом. Территория, на которой размещались войска "в тылу находящиеся", получила статус военного округа. Командующий округом по сути являлся начальником тыла действующей армии. Согласно Положению 1890 года "О полевом управлении войск", каждая действующая армия должна была обеспечиваться "своим военным округом", то есть своим тылом.

Но все же "тыл" как специальный термин, пополнил военный лексикон лишь в русско-японской войне 1904-1905 годов. Стали различать "общий" и "ближайший" тыл. По сути, первый - ни что иное как тыл фронта, а второй - тыл армии. Общий тыл получил, своего рода автономию - независимость от других должностных лиц. Главный начальник тыла Маньчжурских армий подчинялся только главнокомандующему. В его ведении находилось тыловое управление, которое размещаясь в Харбине, имело в распоряжении различные части и учреждения, выполнявшие функции снабжения и эвакуации.

Тыл, в понимании, близком нынешнему, сложился в оперативно-стратегическом звене. Возросшее количество служб, частей и учреждений тыла, объем задач обеспечения, перемещаемого личного состава и грузов, раненых и больных повлекло за собой качественное изменение системы управления. Штаб оперативно-стратегического объединения не мог переварить тыловую информацию. В лице начальника тыла и его аппарата состоялся новый самостоятельный управленческий орган. Тыловое обеспечение, таким образом, самоопределилось.

Но новый орган еще не был в полной мере организатором обеспечения войск объединения. Во фронте этим занимались также другие органы и должностные лица. Территориальная составляющая во многом еще превалировала над функциональной.

Однако факт остается фактом, самостоятельный тыловой орган сложился! С этого момента дальнейшее можно рассматривать через призму внедрения тыла - во все звенья воинского организма - тыла, перманентно эволюционному.

Строительство войскового и оперативного тыла, по образу и подобию обретенной для фронта модели, не могло проходить гладко, хотя бы в силу многовариантности возможных решений. Например, совокупность армий (в ряде случаев это - "действующая армия"), решающих общую оперативно-стратегическую задачу, стала официально именоваться фронтом в первую мировую войну. Руководство его снабжением осуществлял главный начальник снабжения армий фронта. Подчиняясь непосредственно командующему, он, по существу, являлся начальником самостоятельного тыла фронта. Но назвать его так мешала оглядка на прошлое, а, вернее, отставание теории военного искусства. Когда понятие расплывчато, подыскать наилучшую форму выражения его содержания, в том числе организационную, как правило, не удается. Не говоря уже об интерполяции этой формы на другие уровни. Первая мировая война - яркое тому подтверждение. Прочие звенья тыла еще не обрели самостоятельности. Руководство тылом и снабжением армии сосредотачивалось в этапно-хозяйственном отделе ее штаба. Что само по себе беспрецедентно! Хотя штабы периодически и ведали транспортными средствами, вопросами санитарной службы, давали отдельные указания по тылу, но службы снабжения непосредственно штабам никогда ранее не подчинялись. Также в подчинении начальника штаба оказался главный полевой интендант при Ставке Верховного главнокомандования на театре военных действий, созданной уже в ходе войны.

К сожалению, этому звену не было суждено наладить надежную снабженческую связь фронтов и центра, где царила полнейшая разобщенность довольствующих ведомств.

В войсковом звене действовала третья схема: ни в штабе, ни в тылу - соответствующие тыловые службы не объединялись вовсе. Их начальники автономно замыкались непосредственно на командира.

Да и в самом фронтовом звене произошло отступление от устройства тыла, выстраданного несколькими войнами и закрепленного Положением о полевом управлении войск в военное время, на котором 16 июля 1914 года император Николай II начертал: "Быть по сему". Из Управления главного начальника снабжения фронта были выведены и переподчинены непосредственно главнокомандующему начальник управления ВОСО и начальник санитарной части фронта.

Таким образом, преимущества и эффективность объединения служб снабжения, военных сообщений и санитарной в едином самостоятельном тыле в 1914-1918 годах осознаны не были. Необходимо отметить, что после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. органы тыла многократно подвергались реорганизации. Однако первая и вторая части Устава тыла Красной Армии (войсковой и армейский тыл) и наметки относительно фронтового тыла так же существенно расходились с опытом первой мировой войны. Организация тыла и подвоз возлагались на штаб фронта, в составе которого предполагалось иметь отдел военных сообщений (3- й) и отдел тыла (5-й). Снабженческие службы подчинялись непосредственно командующему фронтом. В центре координация их действий была еще меньше. Прозрение пришло в первые же недели Великой Отечественной войны.

30 июня 1941 г. генерал-лейтенант А.В. Хрулев письменно доложил начальнику Генерального штаба генералу армии Г.К. Жукову: "Дело организации служб тыла действующей армии находится в исключительно тяжелом положении. Ни я как Главный интендант, ни Управление тыла и снабжения Генерального штаба, на сегодняшний день не имеем никаких данных по обеспечению продовольствием и интендантским имуществом фронтов... Подвоза также нет, так как Главное интендантское управление не имеет данных, куда и сколько нужно и можно завозить".

При этом А.В. Хрулев нисколько не драматизировал ситуацию. Управление обеспечением войск действительно было потеряно, как впрочем, и руководство собственно войсками. Г.К. Жуков при личной встрече ответил Главному интенданту примерно так: "Я вам ничего не могу сказать, так как никаких связей с войсками у нас не имеется и мы не знаем, что войскам требуется".

Возникла транспортная коллизия: на запад шли оперативные и снабженческие перевозки, а с запада - эвакуационные. Зачастую войскам направлялось то, что ими же и эвакуировалось. Встречные грузопотоки держали в огромном напряжении железные и автомобильные дороги. К середине июля 1941 года бесплановость и бессистемность отправки снабженческих транспортов, несвоевременность их разгрузки парализовали многие коммуникации. 14 июля на промежуточных железнодорожных станциях насчитывалось 465 фактически брошенных без локомотивов поездов.

Требовалось срочно что-то предпринять. Страна становилась единым военным лагерем. Лучшие умы интендантства во главе с Андреем Васильевичем Хрулевым, изучив и проанализировав опыт организации снабжения русской армии в первой мировой войне, Красной Армии в годы гражданской войны и в последующих боевых действиях подготовили предложения по реорганизации тыла Красной Армии, которые первоначально были доложены заместителю Председателя Совета Народных Комиссаров СССР, члену Государственного Комитета Обороны А.И. Микояну, ведавшему вопросами снабжения армии.

"На другой день, - писал А.В. Хрулев, - тов. А.И. Микоян позвонил мне по телефону.

Товарищ Хрулев, - сказал он, - Верховный Главнокомандующий поручил вам подготовить проект решения Государственного Комитета Обороны по организации тыла Красной Армии.

Немедленно были привлечены к работе представители Генерального штаба и лучшие работники служб тыла. И уже в конце июля проект постановления ГКО (О был готов. Руководящие работники ГКО собрались у И.В. Сталина. Прочитав документ, Верховный главнокомандующий... сразу же подписал его".

1 августа 1941 года он же подписал приказ Народного комиссара обороны СССР № 0257 "Об организации Главного управления Тыла Красной Армии...", объединившего в своем составе штаб начальника Тыла, Управление ВОСО, автодорожное правление и инспекцию начальника Тыла Красной Армии.

Была введена должность начальника Тыла Красной Армии, которому помимо Главного управления Тыла Красной Армии "во всех отношениях" были также подчинены Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, Санитарное и Ветеринарное управления. Должность начальника тыла вводилась также во фронтах и армиях. Начальником Тыла Красной Армии, был назначен заместитель Народного Комиссара Обороны СССР генерал-лейтенант интендантской службы А.В. Хрулев, начальником его штаба - генерал-майор интендантской службы П.В. Уткин. Сведение под одно начало всей совокупности снабженческих, медицинских и транспортных структур позволило наладить сложный процесс тылового обеспечения действующей армии.

Именно данный исторический факт был положен в основу подготовки приказа Министра обороны № 225, которым "...учитывая заслуги личного состава Тыла Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны, эффективную деятельность по тыловому обеспечению боевой учебы войск и сил флота в мирное время" 7 мая 1998 года учрежден День Тыла Вооруженных Сил. Теперь он ежегодно отмечается 1 августа. Выбор даты, без сомнения, не нуждается в пояснениях: 1 августа 1941 года произошло фактическое самоопределение Тыла Вооруженных Сил. Он предстал как самостоятельный вид или род Вооруженных Сил. Пятилетию этого события, в частности, был посвящен приказ Министра Вооруженных Сил СССР от 25 августа 1946 года № 38, подписанный И.В. Сталиным.

Май 1942 года ознаменовался новым шагом в развитии Тыла Вооруженных Сил. Организационно-плановые отделы фронтов и армий были реорганизованы в штабы управления тыла. Должности заместителей командира по тылу были введены в корпусах и дивизиях. По вопросам общей организации тыла, планирования снабжения, подвоза и эвакуации начальнику тыла стали подчиняться службы снабжения: артиллерийского, автобронетанкового, инженерного, связи, химического и другие.

Изменения не приостанавливались и в дальнейшем. В ведение начальника Тыла то входили, то выходили различные органы, например, Финансовое управление Красной Армии. Реорганизовывались подчиненные довольствующие структуры. Варьировалась численность.

За целостность Тыла приходилось бороться. Так, в ноябре 1944 года в подчинение Заместителю Наркома обороны было передано Управление снабжения горючим. Вернулось оно в 1946 году и уже навсегда. А вот органы ВОСО "ушли в отрыв" всего на 36 дней. Их переподчинили Генеральному штабу в январе 1943 года. Снабжение стало "пробуксовывать". И опрометчивое решение срочно отменили.

Окончание Великой Отечественной войны не остановило поиски оптимальных форм организации тыла. В 1946 году объединились Наркоматы обороны Военно-морского флота. В 1953 году, после "развода" 1950 года, последовало их новое объединение. Тыл в полной мере прочувствовал превратности перестройки высшего военного руководства. В конце 40-х - начале 50-х годов начальник Тыла Вооруженных Сил утратил статус заместителя Министра обороны. Из его подчинения вышли службы военных сообщений и квартирно-эксплуатационная. Штаб тыла был расформирован. На его базе сформировали Управление служб Тыла, вернувшее свое штабное качество только в 1953 году.

Были и приобретения. В 1947 году образовался тыл воздушно-десантных войск. Он занял подобающее место в одном строю с тылом ВВС и ВМФ, которые образовались еще в первом периоде войны. Впоследствии к ним присоединились тыл войск ПВО и РВСН.

В 1956 году по решению Правительства в Министерство обороны из Министерства торговли передается Главвоенторг, который вливается в Тыл, как Главное управление торговли МО.

Период завершения адаптации к условиям мирной жизни и преодоления сопутствующей ему неизбежной стихийности совпал с приходом к руководству Тылом Маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна. С конца 50-х годов широко развернулись исследования в области теории тылового обеспечения. В 1964 году издается Наставление по оперативному, а в 1965 году - по войсковому тылу. Начальник тыла вновь становится заместителем командира (командующего). Свершается долгожданное, обусловленное логикой всех предшествующих преобразований, событие - понятие тыла распространяется на полковое (бригадное) и батальонное звенья. В полках (бригадах) и батальонах вводится должность заместителя командира полка (бригады), батальона по тылу.

Мирное время в отличие от военного, дарует известную безнаказанность реформаторской фантазии. И зачастую те или иные новации происходят не в силу необходимости, не на основе выводов науки, а по наитию, под давлением субъективных факторов, порою вследствие межличностных отношений. Именно так можно расценить выход из Тыла Вооруженных Сил в 1992 году службы военных сообщений и медицинской службы.

По большому счету органы военного управления, подчиненные начальнику Тыла Вооруженных Сил, как, впрочем, и любому другому заместителю Министра обороны, в мирное время с тем или иным успехом могут функционировать самостоятельно. Все бы ничего, но возвращение любого отторгнутого ранее организма требует времени. Кто может поручиться, что оно будет отпущено? Вооруженные Силы должны гарантировать немедленный отпор любому агрессору. Вот почему органы управления, за которым и закрепилось название органов тыла, требуют единого, в числе прочего, руководства уже в мирное время. Только их совокупность рождает качество, гарантирующее надежность тылового обеспечения. А разобщенность, как удар, но не кулака, а растопыренной пятерни.

Стремление воссоздать прежнюю структуру, способную решать весь комплекс задач по тыловому обеспечению войск (сил) с приемлемым качеством, подвигли руководство Министерства обороны в 1997 году к решению возвратить военно-медицинскую службу и службу ВОСО в систему Тыла Вооруженных Сил.

К сожалению, опыт прошлого нечасто берется в расчет. В 1991 году повторилась ситуация сорокалетней давности: начальник Тыла в очередной раз утратил статус заместителя Министра. Управленческая дистанция между Тылом ВС и Министром обороны увеличилась, хотя большинство значимых тыловых вопросов по-прежнему требовали именно его решения. Оперативность управления Тылом как и его качество снизились, а вот поток документов, наоборот, резко возрос. Для возвращения начальника Тыла в непосредственное подчинение Министру обороны и в ранг его заместителя - на "круги своя" - потребовались три года.

Сегодня Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации, являясь неотъемлемой частью оборонного потенциала государства и связующим звеном между экономикой страны и непосредственно войсками, потребляющими производимую продукцию, представляет собой слаженный, эффективно действующий механизм. В его состав входят штаб Тыла, 9 главных и центральных управлений, 3 службы, а также органы управления, войска и организации центрального подчинения, тыловые структуры видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов и флотов, объединений, соединений и воинских частей.

Оснащение современными образцами материальных и технических средств позволяет тыловым структурам своевременно и в полном объеме обеспечивать войска всем необходимым при решении ими сложных и ответственных задач, связанных с поддержанием на должном уровне обороноспособности государства.

В прошедшие годы тыл работал устойчиво. Выполнены все мероприятия, предусмотренные Планом строительства и развития Тыла Вооружённых Сил Российской Федерации на 2001 – 2005 гг., другими документами.

Сегодня Тыл Вооруженных Сил в интересах войск решает целый комплекс задач, основными из которых являются: прием от экономического комплекса страны запасов материальных средств и техники тыла, хранение и обеспечение ими войск (сил); планирование и организация совместно с транспортными министерствами и ведомствами подготовки, эксплуатации, технического прикрытия, восстановления путей сообщения и транспортных средств; подвоз всех видов материальных средств; осуществление оперативных, снабженческих и других видов воинских перевозок, обеспечение базирования авиации и сил флота; техническое обеспечение войск (сил) по службам тыла; организация и проведение лечебно - эвакуационных, санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий, медицинской защиты личного состава от оружия массового поражения и неблагоприятных экологических факторов, проведение ветеринарно-санитарных мероприятий и мероприятий служб тыла по РХБ защите войск (сил); осуществление контроля за организацией и состоянием противопожарной защиты и местной обороны войск (сил), оценка экологической обстановки в местах дислокации войск (сил), прогноз её развития и контроль за проведением мероприятий по защите личного состава от экологически вредных воздействий природного и техногенного характера; торгово-бытовое, квартирно-эксплуатационное и финансовое обеспечение; охрана и оборона коммуникаций и объектов тыла в тыловых полосах, организация лагерей (приемных пунктов) военнопленных (заложников), их учет и обеспечение; обеспечение работ по эксгумации, идентификации, захоронению и перезахоронению военнослужащих.

Основные усилия Тыла Вооружённых Сил направлены на:

  • обеспечение боевой и мобилизационной готовности, повседневной жизнедеятельности войск (сил), а также мероприятий военной реформы Вооружённых Сил Российской Федерации;
  • выполнение мероприятий Плана перехода к межведомственной унифицированной (сопряженной) системе тылового обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;
  • выполнение мероприятий по реализации концепции военного строительства Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • оптимизацию системы эшелонирования запасов продовольствия, накопление и организацию комплектного хранения вещевого имущества, а также продолжение работ по закладке горючего в систему «Транснефтепродукт»;
  • тыловое обеспечение ОГВ (с) в Северо-Кавказском регионе, а также соединений и частей постоянной готовности и миротворческих сил;
  • накопление и завоз материальных средств в гарнизоны Крайнего Севера, в том числе воинским частям и организациям федеральных органов исполнительной власти;
  • проведение мероприятий по обеспечению сохранности материальных средств.

Кроме того, стоят и такие немаловажные задачи, как базирование авиации и сил флота; торгово-бытовое обслуживание военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил. Немалое внимание уделяется и качественному обслуживанию семейного отдыха военнослужащих на имеющейся материальной базе военного туризма.

Для решения данных задач Тыл Вооруженных Сил в имеет в своем составе специальные войска (автомобильные, дорожные, трубопроводные), соединения и части материального обеспечения, медицинские соединения, части и учреждения, стационарные базы и склады с соответствующими запасами материальных средств, транспортные комендатуры, ветеринарно-санитарные, ремонтные, сельскохозяйственные, торгово-бытовые и другие учреждения.

Какие бы задачи на протяжении всей истории страны ни стояли перед Вооруженными Силами, будь то отражение вражеской агрессии в суровые военные годы, в послевоенный период - создание ракетно-ядерного щита, выход флота в Мировой океан, укрепление государственных границ, действия подразделений в так называемых «горячих точках» и миротворческих операциях - всегда органы тыла в тесном единстве с командованием делали и делают все, от них зависящее, чтобы войска и силы флота имели все самое необходимое для выполнения поставленных задач. Ведь от того, насколько тыловые службы готовы четко выполнять свои функции, зависит и общий результат боевых действий, и, в конечном итоге, жизнь бойцов.

Обеспечивая повседневную деятельность войск, структуры Тыла ВС РФ ежедневно должны обеспечивать всем необходимым не только военнослужащих, но и боевую технику; осуществлять жизнеобеспечение военных гарнизонов и проводить ряд других мероприятий в соответствии с поставленными задачами.