Юнг. Архетипы

Данная статья является введением в обширную тему архетипа Тени. Её можно воспринимать как приглашение в путешествие по теневым аспектам человеческой души. Для начала обратимся к классике, а именно к Карлу Густаву Юнгу.

"Фигура Тени персонифицирует собой всё, что субъект не признаёт в себе и что всё-таки — напрямую или же косвенно — снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлемые тенденции" (К.Г. Юнг, "Сознание, бессознательное и индивидуация").

Тень является одним из шести архетипов, которые структурируют психику человека:

Эго — Самость,

Анима — Анимус,

Персона — Тень .

Наше путешествие мы начнём с мифологических проявлений Тени. Данный архетип ярче всего проявлен в мифах героических, солнечных, в которых присутствует мотив борьбы света с тьмой, добра со злом. Соответственно, чтобы разглядеть хорошенько теневые образы, нужно посмотреть на них глазами Героя. Данный режим воображения имеет определённые свойственные ему черты: вертикаль, разрубание, анализ, просвещение, раскладывание по полочкам, внесение ясности, преодоление, борьба со временем и смертью.

Самый абстрактный представитель Тени это Хаос. Один из распространённых образов Хаоса в сказках — это тёмный дремучий лес без тропок и ориентиров. Сейчас я предлагаю вам представить образ такого леса. Попробуйте почувствовать, какое впечатление он в вас вызывает. Что вы чувствуете, находясь в нём. Такое нехитрое исследование в собственном воображении поможет погрузиться в обозначенную тему чуть больше и не только головой, но и всем телом. Дремучий лес является противоположностью освещённым поселениям со своими обозначениями, дорогами и прочими знаками, которые помогают ориентироваться в пространстве.

Итак, первая черта нашего архетипа: Тень противоположна порядку.

Наше сознание, чтобы ориентироваться в мире, пытается всё упорядочить. Чем меньше в жизни порядка, тем больше места и возможности для проявления Тени. Довольно часто, когда в жизни порядка нет практически полностью, можно говорить об одержимости Тенью.

А мы идём от абстрактного к конкретному, второй вид персонажей, олицетворяющих Тень, — это животные, демоны, черти, драконы и прочая нечисть. Они отражают животное начало в нас. Обычно данные образы связаны с агрессией и сексуальностью.

В сказках часто герой заходит в лес и, путешествуя там, встречает волшебных персонажей злобной наружности. Квинтэссенцией этих чудищ является дракон, которого герой обязан победить. Какие страшные, жуткие животные персонажи мифов, сказок или кино вас больше всего впечатлили и почему? Какие у них черты вы бы выделили? Какая особенная деталь есть у каждого из них? Это всё что-то говорит о вашей Тени.

А мы идём далее и обращаем свой героический взор на антропоморфные образы: злые колдуны, ведьмы, боги и богини подземного царства в разных мифологиях. Тут тоже можно вспомнить персонажей из сказок мифов или кино, но уже человекообразные. Желательно сосредоточится на образах того же пола, что и вы, потому что Тень — это архетип того же пола, что и человек, который на него смотрит. Если же, например, речь идёт о злой ведьме, которая снится мужчине, то это можно назвать проявлением теневой стороны его анимы (архетипа внутренней женщины).

А теперь перебросим мостик от мифологии и коллективных образов Тени к психологии и тени личной, которая коренится, конечно, в коллективных пластах.

Тень появляется и начинает формироваться, когда появляется запрет. Она оформляется тогда, когда появляется образ себя. Она самим своим проявлением в жизни ставит вопрос об идентификации. Тень толкает человека задаваться вопросам "Кто я?". Как только найдён какой-то конкретный ответ, она своим поведением подрывает эту его идентификацию. Тень противоположна Персоне, той маске, которую мы предъявляем людям для успешной социальной коммуникации. Тень — это та сила, которая ставит под сомнение любое самоопределение.

Способы взаимодействия с Тенью

Первый заключается в жёстком убеждении о том, кто я. Чем жёстче "знание" человека о себе, тем больше и сильнее его Тень, которая проявляется в телесных симптомах, перепадах настроения, снах и пр.. Например, в Тени ярого фанатичного христианина находится тот самый змей искуситель. Хорошим художественным олицетворением данной установки эго является "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда". Тень противоположна тем качествам, которые мы хотим показывать другим людям, но также и тем, качествам которые нас определяют. В лакановском психоанализе это называется господские означающие (по-простому, названия), эффекты которых (образы, манеры поведения) мы показываем другому. Так вот в Тени скапливаются противоположные означающие, которые создают определённого рода давление. Если я считаю себя монархистом, то в тени у меня находится анархист. Если человек считает себя сдержанным и спокойным, то в тени скапливается много тревоги, агрессии, или просто экспрессивного поведения.

Если вам интересно поближе познакомится с вашей Тенью, то можно сделать простое упражнение: выпишите в столбик 10 качеств, которые, как вы считаете, видят в вас другие люди. Затем во втором столбике выпишите их противоположности. После этого представьте образ того, кто бы олицетворял эти качества (желательно что-то одушевлённое и того же пола, что и вы). Назовите этого персонажа. Данный образ является вместилищем тех качеств, которые вы не принимаете, но он несёт в себе большой заряд вашей силы. Далее можно пообщаться с этим образом. Например, можно спросить, что он чувствует, чего хочет. Если будет желание и готовность, то в воображении можно попробовать сделать то, что этот образ хочет. Это будет являться шагом по направлению к интеграции собственной Тени. Даже просто услышать голос Тени бывает достаточно для того, чтобы выйти из первой, тоталитарной, позиции.

Второй способ взаимодействия с Тенью

Отсутствие и избегание какой-либо определённости в мире может свидетельствовать о поглощённости тенью. Если в первом случае эго считает, что оно пуп земли и может всё контролировать и всем управлять, то в этом случае, наоборот, эго как проходной двор, куда может заглянуть кто угодно, пройтись и наследить. Человек не знает своей позиции по отношению к тому, что с ним происходит (вернее, он не может или боится в ней признаться себе), поэтому мощные архетипические (общественные, родовые) потоки, сюжеты проходят через него, а он становится рабом всего этого. Пример можно найти в той же истории Джекила и Хайда, а конкретно в тех местах, где Джекил описывает себя в обличие Хайда.

Третий способ

Диалог. Эго в данном случае готово смотреть в сторону Тени, общаться с ней и идти к ней навстречу, так как ему интересно что-то другое. (Упражнение для наработки этой позиции описано выше.)

Столкновение с Тенью связано с чувствами страха, отвращения, раздражения. Последнее, кстати, является хорошим маячком для поиска своих теневых качеств в повседневной жизни. Тот человек, который вызывает раздражение, показывает вам вашу Тень.

Почему Тень представляется нам в жутких, отвратительных образах? Только потому, что мы негативно к ней относимся. Эго оформляет то, что стоит напротив, как ужасное и враждебное, потому что оно самим своим наличием в нас угрожает эго в том образе, в котором оно привыкло быть. Можно сказать, что, приняв Тень, старое эго умирает.

Мы с вами немного погрузились в теневое пространство и обрисовали его контуры и те законы, по которым он живёт. Посмотрели с помощью Героя, какие обличия принимает Тень в коллективном и личном бессознательном каждого из нас. Также было предложено простое упражнение по работе с личной Тенью.

В переводе с греческого архетип - это «прообраз». Теорию архетипов разработал ученик великого З. Фрейда Карл Густав Юнг. Он переработал психоанализ и в результате появился целый комплекс сложных идей, основанный на философии, психологии, литературе, мифологии и других областях знаний. В чем заключается понятие архетип – в этой статье.

Архетип – что это?

Под ним понимают универсальные базовые врожденные структуры личности, которые и определяют потребности человека, его чувства, мысли и поведение. Архетип – это коллективное , унаследованное от предков через фольклор. Каждый человек в соответствии со своим архетипом выбирает себе партнера, дело по душе, воспитывает детей и т.д. Имея представление об этой врожденной структуре личности, психотерапевт может помочь человеку избавиться от комплексов и даже поменять сценарий его жизни.

Архетипы Юнга

Между архетипами, выступающими элементами психоструктур, и мифологическими образами, которые являются продуктами первобытного сознания, есть прямая связь. Сначала автор проводил аналогию, затем тождество, а после высказал мысль, что одно порождает другое. принадлежат всему человеческому роду и переходят по наследству. Первообразы концентрируются в глубоком бессознательном, выходящем за границы личности.

Их эмоциональная насыщенность и отчетливость определяют таланты человека, его творческий потенциал. В своих работах Юнг прибегает к анализу мифов народов мира. Позднее он использует архетип для обозначения общечеловеческих фундаментальных (мифологических) мотивов, лежащих в основе любого рода структур. Особое место в своей теоретической системе от отводил «маске», «аниме», «тени», «самости». Многие отождествлялись автором с героями литературных произведений. «Тень» – это Мефистофель Гёте в «Фаусте», «Мудрый старик» – это Заратуштра у Ницше.


Архетип мудрец

Его еще называют мыслителем, для которого духовное имеет большее значение, чем материальное. Мудрец спокоен и собран, сконцентрирован. Для него важны аскетизм и простота. Архетипы личности имеют и определенную цветовую гамму, так вот для мудреца это ахроматические, бесцветные оттенки. Внешне философы могут казаться холодными и необщительными людьми, но это не так. Просто они предпочитают бесполезным разговорам и увеселительным мероприятиям поиск истины. Они всегда экспериментируют, узнают что-то новое, творят и своими мудрыми советами помогают каждому.

Архетип Анима

Это один из архетипов гендера – женская составляющая психики мужчины. Данный архетип Юнга выражает чувства, настроение и порывы мужчины, его эмоции. В нем сконцентрированы все женские психологические тенденции – быстро меняющееся настроение, пророческие наития, способность полюбить один раз и на всю жизнь. Юнг говорил об аниме как о готовности к прыжку. Несколько лет назад мужчин, одержимых анимой, называли аниматозными. Это раздражительные, импульсивные и легко возбудимые представители сильного пола, психика которых реагирует на стимул неадекватно его силе.

Архетип Анимус

Второй архетип гендера – мужская составляющая психики женщины. Этот архетип по Юнгу производит мнение, тогда как анима – настроение. Зачастую солидные убеждения женщин ни на чем конкретно не обоснованы, но если уж она что-то решила… Позитивный анимус отвечает за прозрение женщины, ее приверженность всяким вероучениям. А негативный может толкнуть ее на безрассудный поступок. Данный архетип заключается в маскулинности, лежащей в основе женщины. И чем более женственно выглядит представительница слабого пола, тем сильнее в ней анимус.

Последний может брать на себя функции и коллективной совести. Мнения анимуса всегда коллективны и стоят выше индивидуальных суждений. Такая своеобразная «судебная коллегия» архетипа и является персонификацией анимуса. Он и реформатор, под влиянием которого женщина вплетает в свою речь незнакомые слова, использует выражения «общеизвестно», «так поступают все», черпая знания из книг, подслушанных разговоров и пр. Ее интеллектуальные рассуждения могут легко превратиться в абсурд.

Архетип самости

Юнг считал его главным архетипом – архетипом целостности личности, центрированности. Он объединяет сознательное и бессознательное, нормализуя баланс противоположных элементов психики. Открывая архетипы человека и исследуя другие структуры личности, Юнг и открыл этот первообраз самости, считая его всеобъемлющим. Это символ динамического равновесия и согласия противоположностей. Самость может проявляться во снах в качестве незначительного образа. У большинства людей она не развита и они ничего о ней не знают.


Архетип тени

Юнг называет его «анти-Я». Это те , которые человек в себе не признает и видеть не хочет. Архетип тень по Юнгу является темной, дурной, животной стороной личности, которую носитель подавляет. Это касается неприемлемых обществом страстей и мыслей, агрессивных поступков. Данный архетип пример имеет такой: если по доминантной функции человек чувственный, склонный к сильным эмоциям, то его тенью будет мыслительный тип, который в самый неожиданный момент может проявлять себя как черт из табакерки.

Тень растет по мере взросления и осознавать ее, все про себя понимать человек начинает на закате свой жизни. Разобраться с тенью можно путем индивидуальной исповеди и в этом отношении очень повезло католикам, в конфессии которых имеется такое явление. Каждый человек должен понимать и разуметь, что в любой момент он готов к дурному поведению и стремлениям.

Архетип персона

Говоря простым языком, это маска, которую человек надевает для исполнения определенной роли. Виды архетипов выделяют персону как некую часть психики, обращенную вовне и служащую задачам адаптации. Для маски характерна коллективность, поэтому это элемент коллективной психики. Персона выступает неким компромиссом между индивидуумом и социумом. Надевая на себя маску, человеку легче взаимодействовать с окружающими. Тех, у кого не развита персона, называют бесшабашными социопатами. Но и обратная ситуация нежелательна, так как она губит индивидуальность человека.

Архетип бог

Последователем юнгианского учения является Джин Шинода Болен, которая изучала женские и мужские архетипы в мифологии. К мужским архитипическим образам она относила следующих Богов:

  1. Зевса – волевого и властного, .
  2. Гадеса – тихого и загадочного, отстраненного.
  3. Аполлона – зрелого и рационального, обладающего здравым смыслом.
  4. Гефеста – трудолюбивого и сильного.
  5. Диониса – увлекающегося и неконфликтного.

Виды архетипов по Юнгу среди Богов-женщин такие:

  1. Артемида – сильная и рискованная. Она не терпит ограничений.
  2. Афина – мудрая и волевая, способная отбросить эмоции и анализировать только факты.
  3. Афродита – чувственная и нежная.
  4. Тюфе – противоречивая, стремящаяся объять необъятное, но при этом неспособная предусмотреть последствия своих действий.
  5. Геката – великий мистификатор. Предрасположенные к этому типу часто занимаются оккультными практиками.

В каждом человеке сочетается два-три и более архетипа. Они соперничают друг с другом, превалируют один над другим, управляя своим носителем, определяя область его интересов, направление деятельности, приверженность тем или иным идеалам. Эти Боги возможные модели поведения, но многое будет зависеть от воспитания, способности человека приспосабливаться, соответствовать и отвечать ожиданиям других.


Юнг – архетип матери

Это зло всех вещей и начало всех вещей. Этот архетип психология особенно выделяет, ведь в любом психотерапевтическом процессе обязательно всплывает эта фигура. При этом она может проявлять себя как материя и тогда у ее носителя будут проблемы по части обращения с вещами. Если архетип затрагивает семью и социальные связи, то любые нарушения этого аспекта будут проявляться в трудностях адаптации, общения. Ну а последний третий феномен матка определяет способность носителя к зачатию, вынашиванию и рождению или же возможность закончить начатое дело.

Архетип ребенка

Этот архетип в психологии называют Божественным. А все потому, что в нем заключена вся мощь духа, вся сила природы и коллективного бессознательного. С одной стороны, беззащитное дитя может уничтожить кто угодно, но с другой для него характерна потрясающая живучесть. Сознание носителя может разрываться различными противоборствующими тенденциями, но вспыхивающий архетип ребенка их объединяет.

Архетип ведьмы по Юнгу

Это самый инстинктивный прообраз, символизирующий потребность в познании и ведании. Такая женщина может интересоваться тайнами бытия, религией и эзотерикой. Она окружает себя оберегами, носит амулеты и нередко татуировки. Для носителей такого архетипа характерна высокоразвитая интуиция. Примеры архетипов по Юнгу включают Мери Поппинс. Данный прообраз продемонстрирован и в фильме «Муза». Так называют светлую сторону ведьмы. Темная сторона проявляется в способности интриговать и соблазнять, хитрить, руководить, вызывать желание.

Архетип шута по Юнгу

Это креативно мыслящий архетип, исповедующий нестандартный взгляд на вещи. Теория архетипов включает множество прообразов, но только этот учит легко относиться к жизни, не задумываясь о том, что подумают другие. Шут как лучик света в абсурдности современного мира и безликой повседневной бюрократической рутине. Он привносит хаос в упорядоченный мир и делает мечту былью. Для него характерны импульсивность и спонтанность, игривость, которую человек мог позволить себе лишь в детстве.

Архетип шута помогает людям выходить сухими из воды, выкручиваться из самых сложных ситуаций. Они открыты и приветливы, и способны даже самую рутинную и скучную работу превратить в творческий процесс, внести нотку задора и веселья. Яркий пример – Семен Семенович в фильме «Бриллиантовая рука». Чарли Чаплин и смешная девочка Тося из фильма «Девчата» также являются яркими представителями шута.

Архетипы: Явные (ложные) и Теневые (репрессируемые) стороныДрянная
Девчонка
Божественно
е Дитя
Бродяга
Ронин
Трикстер
Мудрость
Черный Маг
Ведьма
Принцесса
Принц
Сила
Жрица
Людоед
Воин
Амазонка
Самость
Ужасная
Мать
Хозяин
Охотница
Хозяйка
Архетипы: Явные (ложные) и Теневые
(репрессируемые) стороны

Принц/принцесса

Базовая потребность: стремится к новым впечатлениям, развлечениям.

Качества: радость жизни, веселье, беззаботность, новые возможности,
спонтанность, интерес, любопытство. Оптимист, фантазер и выдумщик, он
открыт всему новому, готов постоянно экспериментировать.
Мотивация: новизна, игра, перспективы, обновление. Посещение новых
мест для него – праздник, быстро, переключается на очередную новинку.
Выбор профессии:
прикольно, за компанию
Отношения с противоположным полом: Легкие и ненавязчивые,
искренние.
Одежда и прическа:
Как бы ни был одет, во всем облике чувствуется
некоторая небрежность: расстегнутый ворот, слабо завязанный галстук и т.д.
Высоко оценивают себя во всем, любят хорошо одеваться и испытывают
удовольствие от этого. Внимательны к моде, но не идут у нее на поводу,
используют модные тенденции по своему. Зачастую опережают моду.
Тяготеют к удобной одежде.

Бродяга/дрянная девчонка

Бродяга/дрянная девчонка
Базовая потребность: Желание противостоять, Вызывать неодобрение у
окружающих.
Абсолютный возраст: Детство, юность.
Качества: Безответственность, нигилизм, отрицание любой иерархии,
показная грубость, демонстративное презрение к соц.
условностям, эпатаж, жалобы на жестокий мир, мечтательность,
отказ от любых границ, постоянные сомнения в том, любят ли
его, ценят (требования доказательств)
Выбор профессии: определяется внешними обстоятельствами
Отношения с противоположным полом: Несчастная любовь с
«заменителями», постоянный поиск «той
самой» половинки,
Характерное поведение: «Зависание» в гостях, квартирники, «отсидеться
дома»
Одежда и прическа: Одеты без разницы во что, не маркое, не привлекающее
внимание или протестное

Трикстер/жрица

Базовая потребность: Необходимость испытывать сильные эмоции,
показать себя.

Качества: Обаяние, Коммуникабельность, Сообразительность,
Креативность, Хитрость, Легкость, Смелость, Медиатор,
Посредник,
Выбор профессии: Творческая, дающая возможность творить и
выделиться, креативщик, спец по «безумным» планам, PRкомпаниям и прочей экзотике. Актеры, артисты, ведущие
Отношения с противоположным полом: Драматические
Характерное поведение: Душа компании, необязательность,
безалаберность, чувство юмора.
Одежда и прическа: Не столько стильное, сколько модное, бренды,
фейки, не дорогое, а понтовое, или явно дорогое с претензией на
высокий социальный статус. Губы, грудь, попа соответствующие
трендам.
Поведение демонстративное, вычурное, с фиксациями, постоянно
отслеживание реакции окружающих.
Фразы из интернета, афоризмы, расхожие выражения

10. Черный Маг/ Ведьма

Черный Маг/
Ведьма
Базовая потребность: Познание тайны
Абсолютный возраст: Молодость.
Качества: Расчетливость, сарказм, анализ. Многоходовые
комбинации, интриги ради интриг. Неразличение
добра и зла. Использование интересов других людей
в своих целях. Не понимает, зачем сообщать другим
о своих планах и действиях.
Выбор профессии: Профессии, связанные с информацией и
анализом или творчеством(бедные художники,
писатели, поэты)
Отношения с противоположным полом: не понимают сигналов и
бывают только по инициативе с другой
стороны
Характерное поведение: пребывание «в своем мире»
Одежда и прическа: не выразительная, чаще черная(водолазка),
прическа не опрятная

11.

12. Воин/Охотница

Воин/Охотница
Базовая потребность: Великая идея. Достижение целей. Борьба с
несправедливостью

Качества: Чувство собственного достоинства, командность, сила,
решительность, смелость, справедливость, суровость,
мужественность, честь активность. Четкая иерархия с
непременной выслугой. Признание и защита закона (с
недоверием к начальству). Прямота. В преимуществе
простые эффективные ходы. Непритязательность в еде и
жизненных условиях.
Выбор профессии: профессия с карьерой и/или развитием
Отношения с противоположным полом: Уважение, забота,
партнерские отношения.
Характерное поведение:. Рубленые движения, резкость
Одежда и прическа: Опрятная стрижка. Функциональность и
высокое качество одежды. Деловой костюм очень высокого
качества, униформа. Цвета: серый, синий. Только
функциональные детали

13.

14. Убийца/Амазонка

Базовая потребность: Борьба за ресурсы
Абсолютный возраст: Зрелость.
Качества: Перфекционизм и ЧСВ. Не способность к
симметричным отношениям. Деление на «своих» и
«чужих». Не умеет делегировать, предпочитает
делать сам. Недоверие к окружающему миру и его
законам. Цели примитивны.
Выбор профессии: Работа ради ресурсов
Отношения с противоположным полом: Двойные стандарты.
Потребительское отношение.
Характерное поведение: Тело в тонусе, движения напряженные.
Одежда и прическа: Функциональная стрижка, спортивная
одежда, униформа, защитный костюм. Цвета в одежде:
коричневый, серый, синий.

15.

16. Хозяин/Хозяйка

Базовая потребность: Стабильность, спокойствие, забота о
ближнем.

Качества: Ответственность, порядочность, следование нормам,
гостеприимство, прагматичность, приземленность.
Преемственность рода, Чадолюбие. Аккуратность и
бережливость. Стремление накопить и приумножить
накопленное. Толерантность. Любовь к природе,
животным и детям.
Выбор профессии: Проверенные временем профессии,
желательно не командные. Связанные с
людьми, природой (лесник, врач, учитель)
Отношения с противоположным полом: Уважение, бережное
отношение, забота.
Характерное поведение: Хлебосольство, Следование
Осторожность к новому.
правилам,
Одежда и прическа: Добротность, натуральность, без лишних
деталей.

17.

18. Людоед/Ужасная мать

Людоед/Ужасная мать
Базовая потребность: Предусмотреть опасности
Абсолютный возраст: Старость.
Качества: Гиперопека и сверконтроль, сохранение порядка.
Подозрительность, тревожность. Ярко выраженная
внутренняя референция. Гнев и печаль в качестве
основных инструментов управления.
Выбор профессии: Куда родители послали, профессии
проверенные временем.
Отношения с противоположным полом: Удержание, отношение
как к неразумному ребенку
Характерное поведение: Тревога, множество микродвижений,
«бегающий» взгляд, эмоции страха и
гнева.
Одежда и прическа: Старомодная, очень опрятная одежда.
Прическа простая, проверенная временем.

Всем доброго времени суток! Хочу вкратце рассказать об архетипах Юнга, к которым появился интерес в сообществе на фоне "архетипов по цветотипу". Слово "архетип" ввел в науку К.Г.Юнг, поэтому начнем с него:

Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии.

Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейлера. В 1907—1912 годах сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении. Несмотря на это, в 1911 году Юнг вышел из Международной психоаналитической ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике. Он разработал собственную теорию и терапию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.

В своих трудах Юнг охватил широкий спектр философско-психологической проблематики: от традиционных для психоанализа вопросов терапии нервно-психических расстройств до глобальных проблем существования человека в обществе, которые рассматривались им сквозь призму собственных представлений об индивидуальной и коллективной психике и учения об архетипах.
Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, “в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума”. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”). Архетип - стереотип, штамп в человеческом мышлении, освященный культурно-исторической традицией, устойчивое, часто образное, символическое, представление о чем-либо. В юнгианской философии А. понимаются как присущие коллективному сознанию каждого народа, этноса своеобразные представления о явлениях жизни, напр., А. воды, А. старика и т. д. Это своего рода "подпорки" сознания, находящиеся у индивидуумов в сфере бессознательного, в наследственном генетическом материале, доставшемся от предков. А. участвуют в формировании фундаментальных представлений о мире. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, которую он считал воплощениями единства и целостности “Я”:


К архетипам можно отнести устойчивые представления людей о "домашнем очаге", "мужчине - добытчике и воине", "женщине - матери". Еще к А. относят мифологические и легендарно-сказочные сюжеты и образы, характерные для каждой из национальных культур, с учетом влияния наследия Древней Греции и Рима: мифы о Елене Прекрасной, Прометее, Геракле, русские Иванушка-дурачок, Емеля или Илья Муромец и др. Таких А. культурного сознания великое множество. Это Дон Кихот у испанцев, Мальчик-с-пальчик или Кот-в-сапогах у французов, легенды о короле Артуре у англичан. Художественная литература часто возрождает и переосмысливает А. в новых исторических условиях, новых образах.
В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.
Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Могу сказать что архетипов у Юнга действительно много, например Младенец и Дева, Мать и Возрождение, Дух и Трикстер и т.д., их характеристики представляют собой очень глубокие философские и психологические аспекты, поэтому они будут больше интересны и понятны сугубо специалистам, изучающим Юнга.

Особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости как основным архетипах в жизни каждого человека:

Персона

Персона (от латинского слова “persona”, обозначающего “маска”) — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает большое значение, то человек может стать не глубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

Тень

В противоположность той роли, которую играет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные стороны. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция этого состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в тоже время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Анима и Анимус

В архетипах анимы и анимуса проявляется врожденная андрогинная природа людей. Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчины и женщины, вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, до некоторой степени, “феминизировались” в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же, как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

Самость


Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы.
Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. Основным символом архетипа самости является мандала и её многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство “Я”, символически выраженные в завершенности фигур, вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого “Я” требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

Помимо перечисленных архетипов, Юнг в своих работах уделял большое внимание архетипу Матери. Архетип матери имеет множество проявлений. Это может быть мать, бабушка или мать в переносном смысле слова - богиня. По Юнгу, символ матери, так же, присутствует в вещах, «выражающих цель страстного стремления к спасению: рай, царство божье». Вещи, вызывающие у человека «благоговение»: церковь, университет, страна, небо, земля, леса, моря, луна. Архетип матери символизирует, так же изобилие и плодородие. «Он может быть связан со скалой, пещерой, деревом, весной, родником». Благодаря своей защитной функции символом матери может являться мандала. «С ним ассоциируются полые предметы», сосуды, некоторые животные: «корова, заяц, полезные животные в целом».

Архетип матери, как и многие другие, характеризуется двойственностью проявлений. «Злыми символами являются ведьма, змея, могила, саркофаг, глубокие воды, смерть, привидения, домовые и другие».

Положительное проявление архетипа: «забота, сочувствие, магическая власть женщины; мудрость и духовное возвышение, превосходящее пределы разума; любой полезный инстинкт или порыв; все, что отличается добротой, заботливостью или поддержкой или способствует росту и плодородию». Архетип матери связан с воскрешением и магическими превращениями. В отрицательном смысле может означать «нечто тайное, загадочное, темное: бездну, мир мертвых, все поглощающее, искушающее, т.е. то, что вселяет ужас и что неизбежно как судьба».

Также Юнг считал что каждая женщина проходит в своем развитии архетип Девы. Буквально Дева, Кора,— это Персефона из греческой мифологии, дочь Деметры, насильственно выданная замуж за Гадеса. Женщина-ребенок. Мать и девушка. Ее чистота, непорочность, гибкость, зависимость, податливость остается в каждой из нас на протяжении всей жизни. Архетип Девы воплощает в себе женскую покорность.

Существет также огромное число архетипов, которые используются в НЛП-методиках, именно их описание часто-густо встречается в Сети. В таких архетипах идея Юнга взята за основу, пререработана, переосмысленна,упрощена для более широкого круга людей(что тоже хорошо), они более развернуто описывают психотипы и характеры реальных людей. Они могут перекликаться с юнгианскими, но часть исследователей такие архетипы не считают проявлениями коллективного безсознательного, а скорее результатом приобретенного опыта.