Консультация (младшая группа) на тему: В детский сад без слёз или как уберечь ребёнка от стресса! Стресс у детей - как защитить ребенка. Детские стрессы и причины тревожности

В тяжелые времена многие родители задают себе один важный вопрос: как помочь ребенку адаптироваться к непростым условиям жизни и лучше противостоять тревожности и стрессу. Еще никогда тревожность и стресс у детей не достигали такого высокого уровня, как сегодня. Детство – время беззаботной радости и веселья, но, к сожалению, большинство современных детей знают об этом лишь понаслышке.

Оценка ситуации

Ежедневно дети подвергаются настоящей психологической атаке с экранов телевизоров, с рекламных щитов и страниц прессы; они узнают самые страшные, чудовищные новости, которые не всегда выдерживает даже психика взрослых. День прошел удачно, если в вечерних новостях не сообщат об очередном взрыве, землетрясении, крушении самолета или другой катастрофе, и все это с красочными подробностями и непременным изображением убитых горем родственников или самих пострадавших.

Кроме того, не стоит забывать, что у родителей немало и собственных проблем, например, болезнь близких, друзей иди родственников, постоянно существующая, пусть и призрачная, угроза безопасности, угроза потери работы и средств к существованию (вполне реальная), неспособность найти деньги для выплаты кредита или других долгов, неуверенность в завтрашнем дне, неспособность получить квалифицированное медицинское обслуживание из-за его высокой стоимости и так далее, и тому подобное.

Даже если вы относитесь к тем немногочисленным счастливчикам, которым не знакомы вышеперечисленные проблемы, не спешите радоваться: скорее всего, с ними сталкиваются многие семьи в вашем районе, о них не понаслышке знают родители одноклассников вашего сына или дочери, поэтому вас они касаются тоже.

Взрослым нередко трудно сдержать собственные эмоции , особенно дома, в кругу семьи, когда, как они считают, рядом все свои и можно расслабиться, дать волю раздражению и гневу. Занятые собственной жизнью и переживаниями, взрослые часто недооценивают восприимчивость ребенка и его способность как камертон улавливать эмоции окружающих (особенно близких людей и особенно негативные) и реагировать на них.

Конечно, трудно полностью защитить ребенка от эмоциональных срывов взрослых – незамеченный старшими, он может притаиться за дверью. Особенно трудно с подростками, которые тщательно скрывают свои чувства и ведут себя так, будто ничего не случилось, даже если у них в душе бушует настоящая буря.

Но в силах родителей поставить плотину на пути потока негатива, который ежедневно выливается на их ребенка, они могут помочь ему справиться со стрессом и преодолеть тревожность. В этой статье мы рассмотрим тревожность как психологическое явление, а также дадим родителям несколько практических советов, как уменьшить тревожность у детей, если полностью избежать ее невозможно.

Детские стрессы и причины тревожности

Для начала рассмотрим некоторые исследования. Ученые провели исследования с участием нескольких тысяч детей разного возраста, от пяти до семнадцати, и выяснили, что стресс и тревожность значительно возросли с 1950-х. Более того, одно исследование показало, что уровень тревожности возрос настолько, что типичный школьник 1980-х годов страдал от беспокойства и психологического дискомфорта гораздо сильнее, чем его психически больной сверстник в 1950-х.

Ученым давно известно, что тревожность у детей может привести к депрессии. По их прогнозам, в ближайшие десятилетия процент случаев депрессии у детей только возрастет, так как тревожность – это «первая ласточка» депрессии, и если ее не преодолеть, последствия могут быть самыми плачевными.

Также возрастет уровень алкоголизма и наркомании, поскольку тревожность обычно ведет к употреблению психоактивных веществ. Тревожность сказывается не только на психологическом, но и на физическом здоровье ребенка. Как показали исследования, среди людей, страдающих повышенной тревожностью , отмечается более высокий уровень смертности, что связано с повышением риска заболевания астмой, развития синдрома раздраженного кишечника, язвенной болезни, воспалительных заболеваний кишечника и ишемической болезни сердца.

Как родители могут помочь ребенку, склонному к тревожности?

Если вы замечаете, что ваш ребенок склонен расстраиваться сильнее, чем другие дети, нужно действовать. Лучше всего восстановить душевное спокойствие ребенка помогают организованные действия, действия по плану, например, четкий распорядок дня: кушать, готовить уроки, делать работу по дому, смотреть телевизор, ложиться спать ребенок должен в четко установленное время, а на выходных ему нужно найти какое-нибудь увлекательное занятие.

Так, если во вторник на ужин вы обычно едите спагетти, а затем вместе с ребенком смотрите любимые телепрограммы, следует по возможности придерживаться этого сложившегося распорядка, чтобы не вызывать у ребенка лишнего беспокойства. Всегда сдерживайте свои обещания, даже если они касаются мелочей, - ваш сын или дочь должны быть уверены в вас. Например, если вы пообещали ребенку, что через пять минут прочитаете ему сказку на ночь, не заставляйте его ждать – будьте в его комнате через пять минут, а не надейтесь, что он уснет сам, не дождавшись вас. Если вечером у вас появилось незапланированное дело, постарайтесь сделать его до или после общения с ребенком, чтобы не нарушать устоявшуюся рутину.

Предположим, что у ребенка имеется серьезная причина для беспокойства. Последовательные и ожидаемые действия родителей – одно из лучших средств защиты от «накопления» ребенком стресса, который в конечном итоге может привести к расстройству его физического здоровья. Какие действия можно расценивать как «последовательные и ожидаемые»? Например, вы можете усадить ребенка рядом с собой на диван или в кресло и посидеть с ним в обнимку некоторое время, или сделать ребенку легкий массаж спины, ступней или кожи головы. При желании ребенок может сделать массаж вам – главное, чтобы был физический контакт: это успокоит вашего малыша и уменьшит его тревожность.

Постоянная нехватка времени на себя провоцирует стресс, и если взрослые ещё худо-бедно справляются с такими ситуациями, то детям порой приходится очень несладко. Но расстраиваться не стоит - родителям вполне по силам научить малышей справляться со стрессом. Разбираемся, с чего начать.

Способ 1: Научите ребёнка различать и называть свои чувства

Малыш должен осознавать, что он испытывает в данный момент. Страх, обиду, боль, злость или что-то другое. Это помогает снизить накал эмоций и снять ощущение паники. Учите своего кроху и учитесь этому сами. С непривычки это не так-то просто.

Способ 2: Развивайте умение выражать чувства

То есть если злишься, нужно сказать об этом: можно потопать ногами или сжать кулаки. А если обидно - можно заплакать. Когда страшно, совсем не стыдно спрятаться за маму, взять её за руку.

Способ 3: Переключайте внимание на что-то приятное

Если стрессовая ситуация затянулась - найдите то, что может отвлечь ребёнка. Это может быть игра, прогулка по лесу, катание на аттракционах, какая-то сладость, пение песенок. Вместе с крохой поищите такие отвлекающие моменты и активно используйте их, когда нужно переключиться.

Способ 4: Научите малыша просить о помощи

Если ребёнок не справляется сам со стрессовой ситуацией, очень важно, чтобы он умел попросить кого-либо о помощи. Так, если малыш потерялся в торговом центре - он может попросить кого-то из взрослых помочь, а если навалилось много заданий в школе - пора подключать родителей. Когда очень страшно идти к врачу - просьба пойти вместе с ним позволит ребёнку чувствовать поддержку и поможет справиться со стрессом.


Способ 5: Учите ребёнка «не зависать» в эмоциях

Пусть лучше ваше чадо направит энергию на действие. Как только возникла стрессовая ситуация, помогите ребёнку осознать и выразить свои чувства. А потом вместе с ним ищите пути выхода из этой ситуации. Спросите малыша: «Что нам нужно сделать, чтобы эта ситуация не была такой тяжёлой?». Затем выделите несколько шагов и начинайте их воплощать.

Способ 6: Расставляйте приоритеты

Если стрессовая ситуация затянулась и усугубляется всё новыми и новыми сложностями, самое время научить ребёнка расставлять приоритеты. К примеру, если у него много заданий в школе, плюс в расписании ещё стоят кружки и секции, на которые наложилась ссора с лучшим другом, да ещё он обещал поехать к бабушке на выходные - стресс будет нарастать как снежный ком. Учите ребёнка говорить: «Стоп!». А дальше - расставлять задачи по степени важности выполнения и неотложности. Потому что успеть сразу всё невозможно, и этот навык неоднократно пригодится вашему чаду во взрослой жизни.


Способ 7: Проиграйте стрессовые ситуации заранее

Если вы знаете, что ребёнку предстоит столкнуться со стрессом — например, при походе к зубному или при поступлении в садик, школу - хорошо бы «пережить» такие моменты заранее. Вместе с малышом придумайте игру, в которой будет такая ситуация: экспериментируйте с вариантами поведения, проговаривайте чувства, которые испытывают герои игры, спросите ребёнка, как можно помочь героям справиться с такой ситуацией. Все это сделает сложную ситуацию не такой пугающей, так как в игре кроха уже получает навык преодоления стресса в таких моментах.

Рассказывает детский психотерапевт психоневрологического дис­пансера Елена Остапенко.

Стресс - это состояние напряжения, возникающее у человека под влияни­ем сильных неблагоприятных для орга­низма факторов. Эти факторы называют стрессорами.

Определенный уро­вень стресса необходим для организ­ма, поскольку мобилизует его для со­противляемости стрессорам. Но чрез­мерная интенсивность стресса может привести к патологическим изменени­ям и болезням.

Стресс, возникающий при сильных нервно-психических нагрузках, называ­ют эмоциональным. И стрессорами здесь являются сильные негативные эмоции - гнев, тоска, тревога, страх, по­давленность.

В основе высшей нервной деятель­ности находятся два основных процес­са - возбуждение и торможение, точ­нее, их слаженная, сбалансированная работа. Упрощенно: возбуждение - это активная, работоспособная фаза, тормо­жение - фаза расслабления, отдыха. Под действием сильных негативных эмо­ций происходит « сшибка» этих процес­сов - нарушается их баланс. И в пси­хической деятельности человека начи­нают преобладать либо процессы воз­буждения, либо торможения.

Психофизиологи считают возраст младших школьников переходным пе­риодом в психическом развитии ребен­ка - теперь ведущей его деятельнос­тью становится учебная. От 6-7лет до 10-11 лет закладываются основы тео­ретического мышления, происходит осознание ребенком того, как он в дей­ствительности воспринимается окружа­ющими, дети становятся готовыми к со­держательному сотрудничеству со взрослыми. Для любого переходного возраста характерна эмоциональная неустойчивость, которая проявляется быстрой, часто беспричинной сменой настроения - от смеха к слезам, а так­же игнорирование требований взрос­лых. У младших школьников это избе­гание ситуации - он как бы « не слы­шит» вас. Еще одной психологической особенностью семилеток является по­теря непосредственности. Временами они начинают вести себя неестествен­но, « манерничать» или копировать по­ведение взрослого человека. Все это возрастное, а значит, проходящее. Но помнить об этом стоит, поскольку это фон, на который накладывается стрес­совая ситуация.

К причинам, способствующим эмо­циональному стрессу у детей, относят конфликтную ситуацию в семье, недо­статочное внимание к ребенку, повы­шенные психологические нагрузки, в том числе огромный поток информа­ции, обрушивающийся на растущий, еще не сформировавшийся организм, различные хронические заболевания.

Но даже для вполне здорового и благополучного в семье 7-летнего ре­бенка поступление в школу является стрессовой ситуацией. Почему?

Первокласснику предстоит адапта­ция к новым для него условиям жизни. Прежде всего ему необходимо приспо­собиться к большей дистанции между им и взрослым (учителем). Воспита­тельницы в детском садике частично брали на себя функции родителей, во всем опекая маленьких дошколят. В школе между учителем и учеником от­ношения более взрослые. Вторая за­дача - нужно найти контакты с одно­классниками. Да и всей семье требу­ется адаптация к новым для нее усло­виям. Наконец, где-то в середине пер­вого класса у ребенка наступает пре­сыщение учебой - он получил боль­шое количество информации, на его взгляд, совершенно оторванной от ре­альной жизни. Это тоже стресс.

Как справиться с этими трудными задачами адаптации и ребенку, и се­мье? Только вместе.

К ответственности надо приучать еще до школы - уже в 5 лет у ребенка должно быть в семье домашнее пору­чение. А в самом начале первого клас­са обязательно организуйте ребенку рабочее место и вместе с ним напи­шите подробный распорядок дня.

Контактам с одноклассниками не научишь, это приходит только с опы­том, поэтому еще до школы не стоит изолировать своего малыша дома от сверстников. Когда ребенок пошел в школу, ищите « золотую середину» организации жиз­ни всей семьи. Все равно вам вместе с ним « учиться» в первом классе. Все это поможет справиться первоклашке со стрессом. В противном случае может произойти « сшибка» процессов возбуж­дения и торможения. Родители обра­щают внимание на неадекватное пове­дение своего ребенка, перестают « уз­навать» свое чадо. « Он стал раздражи­тельным, непослушным и грубым. Со сверстниками ведет себя агрессивно, часто ссорится и дерется», « Очень силь­но устает в школе, вялый, спит на ходу», « Начал так хорошо учиться, а теперь совсем плохо, и вообще в школу идти не хочет», - вот типичные рассказы родителей. А это все последствия стрессовой ситуации. Это еще не бо­лезнь. Справиться с этим поможет пси­холог в школе или в центре социаль­ной помощи семье и детям, который есть в каждом районе нашего города.

Если нет эффекта от этих занятий - контакт с ребенком не восстанавлива­ется, поведение его все более ухуд­шается, значит, это уже невроз - функциональное нарушение высшей не­рвной деятельности. Увы, но ими стра­дают до 15 процентов младших школь­ников.

Как это выглядит? Состояния, описан­ные выше, ухудшаются: усиливается аг­рессивность и конфликтность и с родными, и в школе. Могут появиться расторможенность и невнимательность, часто сопровождающиеся нарушением сна. Ребенок во сне может разговари­вать или ходить. Возможно появление различных страхов, патологических при­вычек грызть ногти, выдергивать воло­сы и т. д. Очень пугает родителей, ког­да ребенок навязчиво повторяет дви­жения и действия, начинает однообраз­но играть с предметами, не имеющими игрового назначения, то есть без кон­ца перекладывает с места на место ка­кой-либо предмет или без конца мо­нотонно постукивает им по столу. Это признаки заболевания. Следовательно, при возникновении любой из этих пе­речисленных проблем необходимо обратиться в детскую районную поли­клинику к участковому педиатру, кото­рый направит ребенка в психоневро­логический диспансер. Здесь прово­дят полное обследование ребенка. И сразу начинают комплексное лечение. Невроз - это функциональное рас­стройство, он успешно лечится, но луч­ше не доводить дело до серьезного расстройства.

Профилактика неврозов у детей

Соблюдение режима дня поможет организовать жизнь ребенка так, чтобы нагрузки чередовались с отдыхом. Хо­рошо, если кто-то из родителей в пер­вый месяц учебы первоклассника бе­рет отпуск. Утром после зарядки на­кормите ребенка завтраком не на ско­рую руку. И с первых дней выработай­те « школьный ритуал»: утром собира­емся в школу, обсуждаем по дороге важные дела малыша. После школы вместе обедаем, обсуждая события в школе. Замечательно, если у ребенка есть возможность поспать днем после школы. Затем прогулка, а вечером под­готовка к школе.

Не стоит с первого же месяца отда­вать ребенка в группу продленного дня или в различные дополнительные сек­ции. А вот к ноябрю занятия в спортив­ных секциях: плавание, коньки, лыжи, для мальчиков - восточные единобор­ства. Очень полезны танцевальные и театральные кружки - здесь выплес­кивается вся накопившаяся за день энергия, ребенок получает навыки не­формального общения. Что же касает­ся дополнительных интеллектуальных занятий - в разумных количествах они не повредят. Но если у ребенка не остается времени на игры и прогулки, за­нятия любимым делом - вы лишаете его радостей, обеспечивая ему стресс и все его последствия.

О ночном сне: он должен длиться 9-10 часов в сутки. Причем очень ва­жен сон от 21 до 24 часов, поскольку именно в это время восстанавливаются после дневной нагрузки клетки цент­ральной нервной системы, а в следую­щие ночные часы восстанавливаются другие системы организма.

Четыре совета родителям

1. Детские неврозы чаще всего возникают там, где стресс первоклассника накладывается на семейные проблемы. Развод родителей действует на психику ребенка как угроза жизни и вызывает острый стресс с последующим тяжелейшим нервным потрясением. Бес­ конечные ссоры и конфликты между членами семьи, а то и просто непонятное для ребенка поведение родителей, бумерангом отзываются на его психическом здоровье.

Ребенок очень чутко улавливает на­строение и психическое состояние близких. И по невидимой связи ему пе­редается их напряжение и тревога. На­учитесь справляться со своими стрес­сами сами, тогда и у вашего ребенка не будет нервных срывов.

2. Непривычная обстановка в школе и необходимость постоянно концентрировать внимание отнимает много сил. Пусть у вашего ребенка будет хорошее настроение, тогда он будет меньше уставать. Не забывайте подбадривать и хвалить первоклассника, особенно первое время. А вот критикой увлекаться не стоит. Любые замечания своему ребенку надо делать только с глазу на глаз - присутствие посторон­них вызовет только обиду. И постарай­тесь делать это в спокойной форме, без крика.

3. Не стоит постоянно твердить ре­бенку, что « в его годы вы были…» и т. д. Вы сами незаметно развиваете у соб­ственного чада всевозможные комплек­сы неполноценности и чувство безус­пешности его попыток сравняться в будущем со своими родителями. Не лучше ли будет вспомнить, какими вы были на самом деле и откровенно рас­сказать о своих переживаниях и ошиб­ках ребенку?

4. Важно не сколько времени роди­тели проводят со своими детьми, а как они его с ними проводят. Надо быть вместе с ним. Вы удивитесь, как много­му вы сможете научить своего ребен­ка. И незаметно будет вырабатываться модель поведения на будущее, по об­разу и подобию родителей.

Дети не могут успешно развиваться без внимания родителей. Почаще го­ворите своему ребенку, как вы его любите. Именно вы, родители, а не только бабушки и дедушки.

Материал подготовила Надежда Фролова

ДЕТСКИЙ САД БЕЗ СЛЕЗ ИЛИ КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ СТРЕССА!

Сразу хочу сказать, пишу сама, на основе данных, полученных от психолога, из лекций и от моей дорогой и любимой подруги, педагога Монтессори! Кого не устраивает, читайте инет.. ну или не читайте вообще))
Лично для меня эта тема ну очень важная и хочется своих деток подготовить к садику и сделать их адаптационный период максимально легким!
Так же предоставлю фото буклетов, которые у меня на руках, но повторюсь, в инете очень много инфы на эту тему, дорогие родители... читайте, очень вас прошу!

В моем понимании один из важных факторов - это спокойные родители, позитивные и уверенные в прекрасном!!! Дети вас чувствуют, помните! Будете дергаться, нервничать и переживать, тоже самое будет и с вашим ребенок !

НАЧНИТЕ ГОТОВИТЬ МАЛЫША К САДИКУ ЗАРАНЕЕ

Рассказывайте что это за место, чем малыш будет там заниматься, что его там ждет? Естественно все только хорошее, что там буду новые игрушки, красивые площадки для прогулки, что вы там будете петь песни, танцевать, будут ребятки, можно будет играть в догонялки! Тут я думаю стоит упереться в индивидуальность вашего ребенка, вот мои любят догонялки, поэтому я им про них и говорю в том числе, ну и т. п.
Можно гулять около садика, в том числе, когда в нем на прогулке детки, показывать, как там здорово, как ребятки играют, бегают, прыгают, кто-то даже сажает цветочки и т. д.
Так же очень даже можно и нужно сводить ребенка в садик, куда будете ходить, показать здание, площадки, группу, познакомиться с воспитателем, показать кроватку, обязательно рассказывая как ему будет весело и интересно тут.
Можно дома поиграть в детский сад и т. д. и т. п., включайте свою фантазию!
ОЧЕНЬ ВАЖНО соблюдать дома режим такой, какой будет в садике!!!
(можете попросить режим дня у заведующей или взять на сайте садика!). Если у вас не такой, начините прямо сейчас все перестраивать! Ребенку будет очень тяжело, если вы привыкли дома вставать в 10-11 часов, а ложиться спать в 23-00 ночи. Представьте, ребенок лег спать в 23 - в полночь, вставать в 7 утра, естественно он не выспался, это повлечет огромный стресс, тут могут быть и капризы, и истерики.. оно вам надо?
ПИТАНИЕ - дома оно должно быть максимально похожим на садиковское.
ГОРШОК - в идеале конечно чтоб сам все умел, но минимум, чтоб малыш не боялся садиться на горшок. Лично в нашем садике, зав разрешила даже первое время приносить свои горшки
Научить ребенка кушать ложкой, а малышей - хотя бы держать её.
Отлучить от груди, от соски (всякие случаи есть )
Желательно спланировать свой отпуск так, чтоб в первый месяц посещения ребенком ДС у вас была возможность водить его не на полный день
ОЧЕНЬ ВАЖНО - на время ДО посещения садика и на ПЕРИОД АДАПТАЦИИ - в вашей семье должно быть максимально спокойно и не конфликтно!!! Для малыша это очень важно!
На период ДО и адаптации - почаще говорить что вы его любите, что он вам дорог и любим! Порой детки начинают думать, что их хотят отдать и испытывают сильнейший стресс. А вообще... надо всегда, ежедневно говорить..."люблю тебя, солнышко!" Вы говорите?
Умение общаться с другими детьми и играть самостоятельно!
Бывают такие семьи, где вся среда малыша - это мама, папа, бабушка и дом/квартира, этого ооочень мало!!! У ребенка должны быть навыки общения в социуме, пусть этот социум еще в песке играет, но это социум! Если у вас так, то до садика - почаще гулять на детских площадках, ходить в гости, к себе звать гостей, парки, ДР и т. д. Иначе малышу придется довольно тяжело в непривычной для него среде!

ПЕРВЫЕ ДНИ В САДИКЕ - АДАПТАЦИЯ

Каждый ребенок индивидуален! Кто-то адаптируется за три дня, кто-то за неделю, кто-то за месяц.. три месяца. Считается, что в среднем период адаптации бывает 2-3 недели, может длиться и дольше конечно и меньше (выделяют степени адаптации: легкая, средняя, тяжелая и очень тяжелая)

От всего сердца желаю вашим деткам легкой адаптации в садике!
Если у вас есть вопросы, задавайте, попробую ответить
Всем отличного настроения, мира и добра

Первоклассник, особенно если он единственный ребёнок в семье, оказавшись в непривычной обстановке, сталкивается со множеством незнакомых вещей и понятий. Он не знает, как реагировать на первое школьное прозвище, что хорошо или плохо, как вести себя с обидчиками, как воспринимать критику учителей.

Ситуации, которые малыш считает безвыходными, начинают отравлять его жизнь, он теряет мотивацию и поддаётся апатии. Очень часто родители путают это состояние с обычной ленью и начинают принимать меры, пугая своё чадо незавидным будущим, подстерегающим нерадивого ученика, ещё более повергая его в состояние стресса и делая агрессивным. У некоторых детей состояние стресса трансформируется в болезнь. Хотя, часто стоит сделать незначительные изменения, например, купить угги и другую красивую одежду ребенку, или начать чаще разговаривать с ребенком, или помочь в чем-либо ребенку и проблема сама решится.

Психологи предупреждают: когда ребенок становится тревожным, начинает бояться темноты, не хочет оставаться в доме один или начинает волноваться о здоровье близких, первоочередная задача взрослых - заметить эти перемены, выявить причину, и помочь малышу выйти из трудной ситуации. В противном случае такая манера поведения может стать нормой, далеко не в лучшую сторону изменится характер. Ребенок, находящийся в состоянии длительного стресса, боится ночных кошмаров, у него появляются речевые дефекты, нервные тики, выражающиеся в частом моргании, глотании, наматывании локонов на пальцы. Также наблюдается ухудшение аппетита. Тревожным сигналом специалисты считают быструю утомляемость, решительный отказ посещать школу или гулять с одноклассниками. Не меньшую тревогу должно вызвать у родителей внезапное усердие и ожидание постоянных похвал.

Малыш не всегда может определить и сформулировать настоящую причину своего беспокойного состояния. Зачастую детям, особенно мальчикам, трудно делиться своими горестями и чтобы вызвать их на откровенный разговор, родителям приходится идти на некоторую хитрость.

1. По мнению детских психологов, лучшие результаты дают уединённые прогулки (только ребёнок и родители), разговор на отвлеченную тему, рассказы о своём детстве, учёбе, сложностях и страхах, связанных с первыми годами учёбы. При этом родители непременно должны рассказать, какой выход из создавшегося положения они нашли, но не читать мораль, а разговаривать по-дружески, на равных.

2. Ещё одним, не менее действенным способом выяснить причину стресса является семейный просмотр фильма о школе с его последующим обсуждением. Если родители внимательно слушали ребёнка и отметили, кому (или чему) он посочувствовал, что осудил, им не составит труда понять причины беспокойства их чада.

3. Немало могут «рассказать» и рисунки ребенка . Преобладание тёмных тонов - серьёзный повод забить тревогу. Иногда детские рисунки являются отражением конкретной ситуации, но в большинстве случаев причина стресса бывает настолько глубоко «спрятана», что узнать о ней можно только с помощью специалиста.

Конечно, маленький школьник может быть не в настроении - это нормально, если капризы длятся день-два. Хотя, нервозность может не покидать его несколько дней, если он перегружен домашними заданиями. Ребенок в состоянии стресса, по мнению детских психологов, ведёт себя, как маленький. Если он старший ребёнок в семье, то подсознательно начинает дублировать эмоциональное состояние младших детей. Подавленный ребенок выглядит, как маленький скандалист, он грубит, теряет самооценку, становится подозрительным, его игры наполнены драками и угрозами.

Задача родителей - стать более понимающими, всегда быть готовыми подсказать, объяснить и помочь. При этом, советуют специалисты, категорически нельзя сравнивать своего ребенка с кем-то другим. Не говорить, что он хуже кого-то, а подчеркивать его индивидуальность, приводя в качестве примера действительно достойные похвалы реальные черты характера. Ребенок перестанет доверять родителям, не поддерживающим его благие начинания, даже если они бессмысленны. Малыш должен узнать именно от родителей, что сложная жизненная ситуация всегда сменяется светлой и радостной.