Осознание бессознательного. Бессознательность — это путь к осознанию! Результаты теста на эмпатию

Роберт Джонсон - Сновидения и фантазии. Анализ и использование

В книге дается прямое и эффективное средство доступа к внутреннему миру сновидений и фантазий. Метод работы со сновидениями, состоящий из четырех этапов, позволяет эффективно развивать активную, созидательную часть нашего "Я", повышает уверенность в себе и дает возможность достигать поставленные цели.

Роберт Джонсон - Он. Глубинные аспекты мужской психологии

Роберт Джонсон – Мы. Глубинные аспекты романтической любви

Бессознательное и его язык

Осознание бессознательного

Однажды утром одна женщина, как обычно, села в машину и отправилась на работу, находившуюся в десятке километров от ее дома. В дороге у нее разыгралось воображение и она представила себя героиней грандиозного приключения. Она вообразила себя простой средневековой женщиной, живущей среди войн и крестовых походов и прославившейся своей силой и жертвенностью. Она спасла свой народ и встретила могущественного и благородного принца, который ее полюбил.

Ее сознание было полностью занято этими мыслями, и, тем не менее, она проехала по нескольким улицам, пару раз останавливалась под светофором, при поворотах соответствующим образом сигналила и в целости и сохранности добралась до стоянки, находящейся под окнами ее офиса. Придя в себя, она поняла, что совершенно не помнит, как она добралась до места назначения. Она не могла вспомнить ни единого перекрестка или поворота. Ее потрясенный разум спросил: "Как я могла проехать такое расстояние, совершенно этого не осознавая? Где был мой разум? Кто вел машину, пока я предавалась мечтам?". Но такое с ней уже бывало, и поэтому она выбросила все происшедшее из головы и отправилась в свой рабочий кабинет.

Когда она сидела за своим рабочим столом и составляла план дня, ее работа была прервана одним из ее коллег, ворвавшимся в кабинет, швырнувшем на стол меморандум, незадолго до этого розданный ею сотрудникам, и устроившим скандал из-за какого-то незначительного пункта, с которым он был не согласен. Она была потрясена. Такая ярость по такому ничтожному поводу! Что на него нашло?

Он сам, прислушавшись к своему повышенному тону, понял, что делает из мухи слона, смутился, пробормотал извинение и, пятясь, вышел из кабинета. Вернувшись в свой кабинет, он спросил себя: "Что на меня нашло? Откуда это во мне взялось? Мелочи, как правило, не выводят меня из себя. Я был не похож сам на себя!". Он догадался, что его гнев не имел ничего общего с меморандумом коллеги, а кипел в нем уже давно, и этот ничтожный повод лишь стал последней каплей, из-за которой гнев и вырвался наружу. Но откуда взялся этот гнев, он не знал.


Если бы у этих людей было время задуматься, то они могли бы догадаться, что этим утром они ощутили присутствие в своей жизни бессознательного. В бесконечном потоке банальных событий повседневной жизни мы в самых разных формах сталкиваемся с бессознательным, которое действует в нас и через нас.

Иногда бессознательное работает параллельно с осознающим разумом и берет на себя управление автомобилем, пока осознающий разум занят чем-то другим. Нам всем, хотя бы раз в жизни, доводилось проехать несколько кварталов на «автопилоте», как это сделала женщина из нашего примера. Осознающий разум отвлекается на непродолжительное время, и бессознательное берет на себя руководство нашими действиями. Оно останавливает машину на красный свет, трогается с места на зеленый и следит за соблюдением правил дорожного движения до тех пор, пока осознающий разум не вернется в свое нормальное состояние. Это - далеко не самый безопасный способ управления автомобилем, но бессознательное действительно обеспечивает нас такой великолепной жизненно важной, встроенной в нас системой "подстраховки", что мы воспринимаем это явление, как само собой разумеющееся.

Иногда бессознательное порождает фантазию, настолько наполненную яркими, символическими образами, что эта фантазия полностью подчиняет себе наш осознающий разум и удерживает наше внимание в течение долгого времени. Фантазии об опасных приключениях, героизме, жертвенности и любви, очаровавшие женщину по пути на работу, являются превосходным примером того, каким образом бессознательное вторгается в наш осознающий разум и пытается выразить себя посредством воображения, используя символический язык заряженных чувством образов.

Еще одна форма проявления бессознательного - это неожиданная и сильная эмоция, необъяснимая радость или беспричинный гнев, которые внезапно вторгаются в наш осознающий разум и полностью подчиняют его себе. Этот прилив чувств совершенно непонятен осознающему разуму, потому что осознающий разум его не порождал. Мужчина из нашего примера не мог объяснить самому себе неадекватность своей реакции. Он спросил: "Откуда это взялось?" Он полагал, что его гнев пришел откуда-то извне и что в течение нескольких минут он "не был самим собой". Но, на самом деле, этот прилив неконтролируемых эмоций родился в нем самом, в месте, которое находится настолько глубоко внутри его существа, что осознающий разум не может его видеть. Это место потому и называется «бессознательным», что его не видно.

Идея бессознательного порождена простыми наблюдениями за повседневной человеческой жизнью. Наш разум содержит материал, присутствия которого мы, по большей части, не осознаем. Бывает так, что, совершенно неожиданно, в нас оживают какие-то воспоминания, приятные ассоциации, идеалы, убеждения. Мы чувствуем, что эти элементы уже давно находились где-то внутри нас. Но где именно? Да в той неизведанной части души, которая находится вне пределов досягаемости осознающего разума.

Бессознательное - это чудесная вселенная, состоящая из невидимых энергий, сил, форм разума, даже отдельных личностей , которые все живут внутри нас. Большинство людей не представляет себе истинных размеров этого великого царства, которое живет своей совершенно самостоятельной жизнью, идущей параллельно нашему повседневному существованию. Бессознательное - это тайный источник большинства наших мыслей, чувств, поступков. А сила его воздействия на нас велика еще и потому, что воздействие это - незаметное.

Когда люди слышат термин бессознательное , большинство из них интуитивно понимает, о чем идет речь. Мы соотносим эту идею с огромным количеством больших и маленьких событий, из которых и состоит ткань нашей повседневной жизни. Каждому из нас приходилось делать что-либо в то время, когда его мысли находились в "другом месте", а потом с удивлением смотреть на результат своей работы. Бывает и другое - во время какой-нибудь беседы мы вдруг начинаем горячиться и совершенно неожиданно для себя высказываем резкую точку зрения, о наличии которой у себя мы и не подозревали.

Иногда мы изумляемся: "Откуда это взялось? Я и не знал, что могу испытывать по этому поводу такие сильные чувства?" Когда мы начинаем более серьезно воспринимать подобные выбросы энергии бессознательного, мы понимаем, что вопрос должен звучать по другому: "Какая часть меня верит в это? Почему именно эта тема вызывает такую сильную реакцию в этой невидимой части моего существа?"

Мы можем научиться относиться к этой проблеме с большим вниманием. Понятие "на меня что-то нашло" подразумевает внезапное вторжение энергии бессознательного. Если я говорю, что я не был похож на самого себя , то это только потому, что я не понимаю, что понятие «я» включает также и мое бессознательное. Скрытая часть нашего существа обладает сильными чувствами и желает их выразить. И если мы не научимся проделывать внутреннюю работу , эта невидимая часть так и останется скрытой от нашего осознающего разума.

Эта скрытая личность может быть очень вредной или склонной к насилию, и когда она проявляется, мы попадаем в крайне неловкое положение. С другой стороны, в нас могут пробудиться сильные и прекрасные качества, о которых мы и не подозревали. Мы приводим в действие скрытые ресурсы и совершаем поступки, которые в нормальном состоянии ни за что бы не сделали, высказываем такие мудрые мысли, на какие раньше не были способны, проявляем совершенно неожиданные для нас благородство и терпимость. И в каждом случае испытываем потрясение: "Я никогда не думал, что могу быть таким. У меня есть качества (как положительные, так и отрицательные), о которых я и не подозревал". Эти качества жили в бессознательном, где они были недоступны "ни зрению, ни уму".

Любой из нас - это нечто большее, чем «я», которым он себя считает. В любой момент наш осознающий разум может сосредоточиться только на ограниченном секторе нашего существа. Несмотря на все наши усилия в направлении самопознания, только очень маленькая часть огромной энергетической системы бессознательного может быть подключена к осознающему разуму или может функционировать на уровне сознания. Стало быть, мы должны научиться добираться до бессознательного и понимать смысл его посланий: это единственный способ постичь неизведанную часть нашего существа.

Лабиринты бессознательного, это вечная дорога многочисленных ребусов, которые когда-то будут решены человеком. Бессознательное - это все, что касается нашей кармы, нашего опыта, нашего ума и наших способностей. Роль бессознательного велика в нашей жизни. Роль сознательного, еще больше. Как же существуют эти неразделенные части нашего ума? Мы привыкли употреблять эти термины в нашей жизни, но по сути, многие не до конца понимают их значение. Ведь бессознательное - это «фабрика» по изготовлению Кармы. А сознательное, это «цех» по распределению кармы, где решают, куда ее отправить в сознательное или оставить опять в бессознательном.

Так вот, многочисленные реакции поведения человека, это неотъемлемый опыт эволюции, приобретенный предками человека. То есть, если чему - либо научатся 100 человек в одной родовой ветви, то это, чему они научились, будет передаваться генетически, будущим поколениям. Это связано не только с инстинктами выживания и адаптацией. Это связано и с тем, что называется болезнями. Да, именно так передаются наследственные болезни, переданные по наследству определенными индивидуумами рода, только по тому, что до них, многие индивидуумы этого же рода использовали подобный бессознательный опыт в своих целях.

Бессознательное - это все то, что ум запоминает в течение жизни. Между сознательным и бессознательным существует большая разница. Если взять среднестатистического человека, то его сознательное по отношению к бессознательному в процентном соотношении выглядит вот так, бессознательного 99% а сознательного 1%. Если взять просветленного человека, то это выглядит ровным счетом наоборот. Почему? Да потому что, большинство людей живут бессознательным. А это значит, что их поведение обусловлено спонтанными эмоциональными решениями, которые сопряжены бессознательным опытом. Они всегда так поступали и реагировали. Поэтому, отсутствие осознанного анализа не приводит человека к форме осознания тех или иных поступков в его жизни. И разница между знающими и не знающими заключается в том, что знающий пытается осознать то, что раньше всего лишь понимал. А, не знающий довольствуется теми знаниями, которые он получит на начальных этапах своего развития. То есть, живя старым опытом, реакциями, поведением, человек не задумывается о том, почему он так поступает. Он может ссылаться на наследственность, на дурной характер, и на то, что все это уже невозможно исправить, «родился, мол я таким». Если разобраться для чего мы живем, то конечная цель любого человека заключена в том, чтобы однажды познать себя. Но это происходит тогда, когда карма-опыт будет осознана человеком.

Любое действие сознательного и бессознательного приводит к рождению новой кармы, то есть, ситуаций. Не важно, хорошие они или плохие с точки зрения того, что такое хорошее или плохое, это все равно остается кармой. Поэтому, чтобы карму трансформировать, ей нужно дать возможность войти в третье, нейтральное состояние. А это уже, знания!!! То есть, в нейтральном состоянии карма теряет силу. А в сознательном и бессознательном, она увеличивает силу.

Бессознательное - это то, что многие тысячелетия мы накапливали, как опыт. И в этом опыте не только наш индивидуальный опыт, но и опыт наших предков. Наша радость, доброта, наша злость и обиды, это опыт, который мы приобрели бессознательно. В момент, когда присутствует ситуация, ум человека делает миллионы нейронных комбинаций касательно того, как поступать. На самом деле, эти комбинации ум находит в числе того опыта, который когда-то человеком был приобретен. Не больше, не меньше. Так вот, поскольку действующей силой нашего сознания есть наш выбор, то этим выбором мы руководствуемся, чтобы выбрать бессознательное, то есть то, что находится в поле бессознательного. Наши обиды, ревность, наша доброта и наше сострадание, это энергии, которые вызывают определенную химическую реакцию в организме, формирующие наше тело по подобию этих энергий. То есть, наше тело становится созвучием того, что мы собой представляем в бессознательном.

На самом деле, этот путь не легкий. Это путь, который ведет к знаниям. Ведь, если ты 100 раз подумал плохо, то как минимум, 100 раз тебе нужно подумать хорошо, чтобы вот то, что раньше было бессознательным, стало сознательным. А затем, чтобы осознать свои поступки, нужно дать этому сознательному опыту пройти проверку в жизни, получив практический опыт и укрепив себя в осознании. И только тогда, вот этот осознанный опыт, как Духовная квинтэссенция Бога, обволакивает Духовное тело человека.

Все, что вокруг нас, это наша карма. Вы думаете, она пришла просто так. Нет. Она пришла для того, чтобы мы смогли ее осознать. Ведь карма-это МЫ! Поверьте, что все то, что находится вокруг нас, это мир энергий, который является нашей тенью. А вторая половинка, содержится в нас. Это наши знания. Так вот, любая ситуация, объекты или субъекты, это загадочный алгоритм, который нам всем нужно решить. Ведь наше окружение-это то, что потенциально выражает наш мир внутри нас. То есть, наше содержимое ума сознательного или бессознательного, это энергии, имеющие свою вибрацию, которые в свою очередь притягивают другой вид энергий. Нет, не подобных. Подобных, на вибрационном уровне. Но разница заключается в том, что этот вид энергий в нас, вызывает ТЕНЬ. Как думаете, для чего? Для того, чтобы они соединились и произошла трансформация. Это выглядит так, как если бы человек был раздражителен, то вокруг него всегда будут раздражители не потому, что это делается специально, а потому, что раздражение человека вызывает из пространства свою вторую половину-тень, в качестве этих людей, как другой вид энергий. И задача таких отношений - ОСОЗНАНИЕ. До тех пор, пока раздражительный человек не поймет вреда своего поведения, и что своим поведением он создает конфликт, до тех пор вокруг него будут находиться люди вызывающие у него раздражение. Пока ревнивый человек не поймет, что его ревность - это проявление его Эго, и его алчных амбиций. Пока он не поймет, что нет ничего в этом мире, чем бы он мог владеть. До тех пор на его пути будут люди, которые будут его предавать и изменять ему. Ибо только так, человек получает опыт осознания. И тогда, когда человек приходит к осознанию, вот тогда, эта часть осознанной кармы отделяется от его существа и наполняет его Духовное тело. И чем больше произойдет такой алхимии, тем больше, человек будет освобождаться от кармы.

Но на самом деле, то, что окружает нас, это то, во что мы верим. И это тоже продукт нашего ума, как и то, что находится в нашем уме. Мы есть то, во что мы верим. Многие говорят, что жизнь проста. Но, чтобы ее просто понимать, нужно пройти очень большой путь познаний. Вот, например, почему человек болеет? Все конечно начинает с того, о чем человек думает и что чувствует. И чем больше он это чувствует, тем больше в организме происходит биохимических реакций с изменением гормонального фона. Таким образом, человек заболевает. А это значит, что на протяжении многих лет жизни человек бессознательно верил во что-то. Например, если у человека есть кисты, значит он обидчив. А значит, он долгое время верил, что мир в некоторой степени жесток и может его обидеть. И чем чаще человек об этом думает и переживает бессознательно, тем быстрее у него будут образовываться кисты. Но простота заключается в том, что все, что в этом процессе существует, это всего лишь работа нашего ума, который бессознательно верил в свою обиду к окружающему миру. Во что ты веришь, то ты и получаешь. Весь материальный мир, это атомы и молекулы. Так, кто же управляет этим процессом, что это мир в нашем поле выглядит так, как он выглядит? Наш ум!!! Именно наш ум, создает этот мир таким, каким мы его представляем и переживаем внутри себя. Поэтому, чтобы изменить мир, нужно изменить себя.

Даже став взрослыми, мы всегда надеемся на то, что судьба подарит нам человека, который будет понимать нас с полуслова. Такого человека, который разделит с нами наши радости и горести как свои. Это прекрасное чувство, которое позволяет эмоционально вчувствоваться в своего собеседника, называется Эмпатия.

Чужие эмоции – как свои

Умение осознанно сопереживать чужие эмоции, к сожалению, сегодня встречается очень редко. Термин «Эмпатия» в психологии одним из первых был упомянут ещё в трудах Зигмунда Фрейда, который утверждал, что психоаналитику для осуществления эффективной работы с пациентом необходимо учитывать его эмоциональное состояние. Психоаналитик входит в это состояние, после чего получает способность понять его, сравнив с собственными ощущениями.

Сегодня понятие «Эмпатия» подразумевает многое. Прежде всего, эмпатия - осознанное сопереживание человеку, его эмоциональному состоянию, без потери ощущения внешнего контроля над таким состоянием. В медицине и психологии эмпатия часто приравнивается к эмпатическому слушанию - демонстрации того, что специалист правильно понимает эмоциональное состояние пациента. В криминалистике обладание навыком эмпатического слушания означает способность собирать информацию о чувствах и мыслях объекта.

У экстрасенсов эмпатия считается особым чувством, доступным только некоторым людям. Значение этой способности в экстрасенсорике велико: она служит инструментом восприятия эмоциональных состояний других людей «напрямую», а также транслирования своих эмоций, при этом отсутствие непосредственного контактирования с человеком - не помеха. Такое чувство приравнивается к понятию эмоциональная телепатия.

Проявления эмпатии очень различны: от полного погружения в чувства партнёра по коммуникации (эмоциональная или аффективная эмпатия), до объективного понимания переживаний партнёра по коммуникации без сильного эмоционального вовлечения. В этом случае выделяют такие виды эмпатии:

  • сочувствие - эмоциональная отзывчивость, потребность оказывать помощь;
  • сопереживание - человек испытывает такие же эмоции, как у партнёра по общению;
  • симпатия - очень доброжелательное и тёплое отношение к человеку.

Эмпатия не связана с восприятием каких-то конкретных эмоций (как при сострадании). Это чувство используется для обозначения сопереживания любого состояния. Есть множество профессий, в которых эмпатическое слушание не просто желательно, но даже необходимо. К таким профессиям относятся почти все профессии, ориентированные на общение с людьми:

  • психологи, психотерапевты;
  • врачи;
  • педагоги;
  • менеджеры по персоналу;
  • руководители;
  • детективы;
  • чиновники;
  • продавцы;
  • парикмахеры и другие.

Как видим, применение этому удивительному свойству нашей психики можно найти где угодно. Люди, обладающие способностью к эмпатии, называются эмпатами.

Можно ли стать эмпатом?

Часто можно услышать: «Он - прирождённый психолог». Часто подобная фраза указывает на умение человека эмоционально сопереживать без специальных профессиональных навыков. Можно ли стать эмпатом? Эмпатия - это врождённая или приобретённая способность? Каковы её признаки?

Согласно биологии, активность мозга, отражающая действия и состояние других индивидов, напрямую зависит от активности зеркальных нейронов. Биологи предполагают, что именно от их активности зависит сила эмпатии.

Косвенным подтверждением тому является то, что люди, страдающие от алекситимии, не обладают способностью к эмпатии, поскольку их нейрофизиологические проблемы не позволяют им различать даже свои эмоции.

Современные специалисты считают, что эмпатия является врождённым и генетическим свойством, но жизненный опыт усиливает либо ослабляет её. Сила эмпатии зависит от наличия богатого жизненного опыта, точности восприятия, развитых навыков в эмпатическом общении. Изначально более развитой способностью к эмпатии обладают женщины, особенно те, у которых есть дети.

При условии врождённого наличия хотя бы зачатков эмпатии, её развитие можно ускорить различными тренинговыми методами и специальными упражнениями, которые развивают навыки эффективного применения этой способности в профессиональном и личном общении. Если вы хотите научиться понимать эмоции и чувства окружающих, полезно практиковать такие артистические этюды, такие как «Запоминание лиц», «Как меня видят другие», «Перевоплощение». Также хорошо развивают умение сопереживать и сочувствовать любые гадания, игра «Ассоциация». Развитию эмпатии способствует общее развитие эмоциональности через танец, просмотр фильмов, прослушивание музыки, другие методы арттерапии.

Для выявления у людей уровня способности к эмпатии, а также отдельных аспектов этой способности, существуют разнообразные способы и методики. Наиболее достоверная диагностика, направленная на определение уровня эмпатии, называется «Empathy Quotient», для русскоязычных пользователей есть её адаптация под названием «Уровень сопереживания».

Плюсы и минусы

Эмпатия - настоящий дар, который не все умеют использовать по назначению. Часто такое свойство психики приносит страдания человеку, ведь не всегда люди испытывают только радость, счастье, любовь и другие позитивные состояния. То, что для одного человека кажется пределом мечтаний, для другого является тяжкой обузой.

Умение сопереживать и сочувствовать предполагает наличие у человека развитой личности, поскольку незрелый разум оказывается не в состоянии справиться со шквалом чужих эмоций. Решившись развивать эмпатию, совсем не лишним будет оценить плюсы и минусы такого решения.

Плюсы Минусы
Неисчерпаемые возможности для развития фантазии. Человек не способен на здоровую агрессию и конкуренцию.
Эффективная помощь во многих профессиях. Повышенная чувствительность, вследствие этого - эмоциональное выгорание.
Такое состояние продуцирует множество оригинальных решений. Лёгкое возникновение тревоги и страха, высок процент психических заболеваний.
Возможность помогать другим людям, давать им поддержку и принятие. Высока вероятность возникновения отношений по типу «игра в одни ворота», когда человек только даёт, ничего не получая взамен.
Эмпата невозможно обмануть. Эмпата легко обидеть и причинить ему боль.

Развивать или избавиться?

Каждый человек должен сам решить для себя, какой уровень эмпатии нужен ему для комфортной жизни. Всего существует 4 типа эмпатов:

Неэмпаты: полностью закрыли каналы эмпатии (сознательно или под влиянием психотравмы). Эти люди не могут распознавать невербальные и вербальные сигналы.

Обычные эмпаты: постоянно находятся в состоянии стресса и эмоциональной перегрузки, остро переживают чужие проблемы. Часто страдают от головных болей. Способность к эмпатии ими не контролируется.

Сознательные эмпаты: управляют своей способностью к сопереживанию, легко адаптируются к чужим эмоциям, умея не пропускать их через себя.

Профессиональные эмпаты: великолепно контролируют свою способность, зачастую используя её в профессиональных целях. Могут управлять любыми чужими эмоциями, менять настроение человека, избавлять от душевной и физической боли.

Если судьба наделила вас развитой способностью к сопереживанию, может всё же стоит развивать её? Хотя бы для того чтобы выполнить своё предназначение - помощь другим людям.

Однако, за сильную способность к сочувствию и сопереживанию нередко приходится расплачиваться. Эмпаты довольно часто вступают в ассиметричные отношения, не получая от партнёра достаточной поддержки. Такие люди некомфортно чувствуют себя в конфликте, не склонны к соперничеству и отстаиванию своих интересов.

Они часто страдают от депрессии, а также тревожных расстройств. Эмпатам нелегко преодолевать страх, поэтому возможны панические атаки. Способность чувствовать чужую боль приводит к тому, что психологи называют эмпатическим стрессом.

Для эффективной работы с людьми наличие развитой эмпатии - настоящая находка. А вот с личными отношениями у эмпатов часто возникают проблемы. Они настолько чувствительны, что скрыть от них ничего не возможно, а любые негативные эмоции партнёра в буквальном смысле «бьют по голове». Поэтому партнёр эмпата обязательно должен быть добрым, верным и неконфликтным человеком.

Создание современной психологии как науки о психике и поведении во всех их формах и диапазонах в значительной мере стало возможным благодаря открытию и использованию принципиально новых подходов к изучению и пониманию природы и сущности человека.

Наиболее существенным из них, по содержанию и последствиям, стал коперниканский переворот Зигмунда Фрейда. Бесспорной исторической заслугой З.Фрейда является то, что он положил начало систематическому собственно психологическому исследованию бессознательного психического, создал учение о бессознательном, психоанализ и психоаналитическую традицию. Осознание реальных достижений З.Фрейда предполагает понимание и того важного обстоятельства, что именно он впервые сумел преодолеть внутренние пределы психоанализа и фактически заложил основы глубинной психологии (понятие Э.Блейлера), ориентированной на исследование бессознательного психического, но отнюдь не сводящейся к своим психоаналитически маркированным элементам.

В существенной мере именно вследствие этих достижений психология человека, дотоле направленная почти исключительно на исследование феноменов сознания и самосознания, обрела новые измерения и качества, позволившие относительно корректно определить ее объект и предмет, цели и задачи, идеалы и нормы исследования, объяснительные принципы, методологию, методы и методические процедуры, основные отрасли, проблемные поля, функции и существенно дополнить, обновить и усилить концептуальный потенциал и категориально-понятийный аппарат.

Ретроспективный анализ проблематики бессознательного показывает, что она обладает специфической традицией. Некоторые намеки на возможное существование такой проблемы содержались еще в ранних формах фольклора, мифологии религии. В различных значениях и смыслах проблема бессознательного ставилась и разрабатывалась в философии и психологии на протяжении всей их истории.

В европейской рациональной традиции идея о бессознательном психическом восходит к эпохе создания философии (к учению Сократа и Платона об анамнесисе - знании-припоминании, учению Аристотеля о разных частях души и др.). Существенный вклад в последующее предпсихоаналитическое и внепсихоаналитическое осмысление и изучение проблемы бессознательного внесли Б.Спиноза (неосознаваемые "причины, детерминирующие желание"), Г.Лейбниц (трактовка бессознательного как низшей формы душевной деятельности), Д.Гартли (связь бессознательного с деятельностью нервной системы), И.Кант ("темные представления", связь бессознательного с проблемами интуитивного и чувственного познания, "в самом глубоком сне душа более всего способна к разумному мышлению"), А Шопенгауэр (идеи о бессознательных внутренних импульсах), К.Карус (ключ бессознательного в подсознательном), Э.Гартаман ("Философия бессознательного"), Г.Фехнер (представление о "душе-айсберге"), Т.Липпс ("бессознательные представления " и "бессознательные ощущения"), В.Вундт ("неосознаваемое мышление", "неосознаваемый характер процессов восприятия"), Г.Гельмгольц (учение о "бессознательных умозаключениях"), И.Сеченов ("бессознательные ощущения или чувствования"), И.Павлов ("бессознательная психическая жизнь"), В.Бехтерев (активность "бессознательного"), А.Льебо и И.Бернгейм (постгипнотическое внушение и поведение), Ж.Шарко (идеи о невидимой и неосознавемой психической травме), Г.Лебон (бессознательный характер поведения людей; бессознательное как доминирующая совокупность психических процессов, всегда преобладающая в толпе и управляющая "коллективной душой" толпы), Г.Тард ("законы подражания"), П.Жане (психические автоматизмы и бессознательные факторы неврозов), А.Бергсон (интуитивизм, бессознательное, "сверхсознание") и многие другие. В общем, эти идеи и концепции могут быть поняты как своеобразные точки роста в осознании проблемы бессознательного психического.

В ХХ веке наиболее подробно и систематически представление о бессознательном психическом разрабатывалось в границах психоаналитической традиции, обладающей ныне рядом учений, теорий, концепций и моделей различной степени общности, достоверности и эвристичности.

Принципиально важные результаты были получены З.Фрейдом, создавшим корректное психологическое определение бессознательного, учение о бессознательном, соответствующий категориально-понятийный аппарат и методы познания; установившим некоторые элементы содержания, функционирования и регуляции бессознательного.

Определяя бессознательное как психические процессы, "которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица", З.Фрейд предложил обоснованное понимание бессознательного как основной и наиболее содержательной системы психики человека (бессознательное - предсознательное - сознательное), регулирующейся принципом удовольствия и включающую в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью и т.д. По мнению З.Фрейда, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо). Согласно классическому психоаналитическому учению, содержание бессознательного включает в себя: 1) содержание, которое никогда не присутствовало в сознании индивида и 2) содержание, которое присутствовало в сознании, но было вытеснено из него в бессознательное (желания, воспоминания, образы и т.д.).

Фактически в учении З.Фрейда выделены не два (как это обычно полагают), а три вида бессознательного: 1) Латентное бессознательное, содержание которого, в общем, соответствует предсознательной системе психики и может быть осознано индивидом, 2) Вытесненное бессознательное, осознание которого предполагает использование специальных (по З.Фрейду, психоаналитических) методов и 3) Наследуемое общечеловеческое бессознательное, репрезентирующееся, например, в имманентных принципах психической жизни, универсальных комплексах Эдипа и кастрации, влечениях, мотивациях и т.д.

Но, к сожалению, наследуемое бессознательное З.Фрейд не квалифицировал даже с той степенью полноты, категориальной определенности и системности, которые характерны для его трактовки других форм бессознательного, вследствие чего в психоанализе и психоаналитической традиции появились дополнительные и избы-точные некорректности. В данном случае, пожалуй, целесообразнее было бы констатировать факт существования филогенетического (т. е видового, общечеловеческого) и онтогенетического (т.е. индивидуального) бессознательного. Более того, представление бессознательного в определенных филогенетических и онтогенетических ипостасях почти автоматически открывало возможности для их конкретизации, поиска взаимосвязей и иных потенциально возможных форм существования бессознательного.

В плане познания психики, поведения и бессознательного психического человека особую роль сыграла и играет созданная З.Фрейдом диалектическая энерго-информационная модель психики (Бессознательное - Предсознательное - Сознательное). В свете современных научных представлений эта модель может быть понята, в том числе как психологический императив и прообраз построения новейших энерго-информационных моделей психики, без которых эффективное развитие современной психологии и пограничных дисциплин вряд ли возможно.

С учетом той роли, которая придавалась в психоанализе З.Фрейда познанию и толкованию сновидений, как "царской дороге" в мир бессознательного психического человека, необходимо отметить, что в психоаналитической традиции некоторые важные проблемы не получили должного объяснения или даже не были сформулированы с желаемой степенью определенности. К ним могут быть отнесены, например, проблемы понимания природы и сущности сновидного сознания и сновидного самосознания (в том числе самоконтроля) и их взаимодействия с бессознательными силами и тенденциями. В качестве особых проблем могут и должны быть осмыслены проблема возможности управления сновидениями (т.е. влияния на их содержание и направленность) и проблема возможности достижения искусственного сновидческого катарсиса. Исследование данных проблем представляется тем более важным, поскольку предложенные З.Фрейдом принцип внешнего подобия и сексуальная символика сновидений, как выяснилось, отнюдь не обладают той универсальностью, которая им приписывалась.

Учение З.Фрейда инициировало и стимулировало возникнове-ние и развитие множества разнообразных подходов к изучению бессознательного психического, в пределах которых были сформулированы интересные идеи и получены важные результаты (например, идеи о внутрипсихических коммуникациях, композиционных особенностях и стратификации бессознательного, мозгового субстрата бессознательного, голографичности элементов бессознательного, содержательной и функциональной асимметрии межполушарного взаимодействия бессознательного, вероятностном характере бессоз-нательных процессов и др.).

Но на собственно психологическом уровне наиболее устойчивым вектором развития все же осталась психоаналитическая традиция, эволюция которой, в общем, направлена на движение от учения к современной научной теории бессознательного психического путем последовательных приближений.

В этом плане существенно важными этапами и результатами стали концепции К.Г.Юнга, Дж.Морено и Э.Фромма.

Согласно аналитической психологии К.Г.Юнга, бессознательное состоит из трех слоев: 1) Личностного бессознательного - поверхностного слоя бессознательного, включающего в себя преимущественно эмоционально окрашенные представления и комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности, 2) Коллективного бессознательного - врожденного глубокого слоя бессознательного, общего центра и ядра психики, имеющего не индивидуальную, а всеобщую природу, репрезентирующую опыт предшествовавших поколений людей и включающего в себя сверхличное универсальное содержание и образцы, выступающие в качестве всеобщего основания душевной жизни. Основное содержание коллективного бессознательного, по К.Г.Юнгу, составляют архетипы, то есть наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения и 3) Психоидного бессознательного - наиболее фундаментального уровня бессознательного, обладающего свойствами общими с органическим миром и относительно нейтральным характером, в с илу чего оно, не будучи полностью ни психическим, ни физиологическим, практически полностью недоступно сознанию.

В общем виде эти представления являют собой, по преимуществу, некий психоаналитический римейк, поскольку, в конечном счете посредством обновленных обозначений воспроизводят базисные идеи З.Фрейда о существовании бессознательного, его филогенетических и онтогенетических формах, стратификационности бессознательного, доминирующей роли и т.д. Однако, вместе с тем К.Г.Юнг привнес и определенные новации, связанные, главным образом, с существованием и функционированием архаичных психических структур. Осуществив редукцию коллективного (т.е. филогенетического) бессознательного к психической эволюционной архаике, выражающейся в архетипах, он значительно содействовал осмыслению базисных представлений и измерений бессознательного психического и существенно увеличил эвристический потенциал психоаналитической традиции. Вместе с тем следует отметить, что допущения К.Г.Юнга о существовании некоторых конкретных архетипов, их форм и роли нуждаются в дальнейшей критической проверке и соответств ующем обосновании.

Развивая гипотезу З.Фрейда о возможном существовании непосредственной взаимосвязи и общения между бессознательным разных людей, Дж.Морено сформулировал концепцию, согласно которой существенно важным основанием и механизмом общения и взаимодействия людей является "общее бессознательное", возникающее и функционирующее при относительно продолжительном контакте между партнерами и содействующее снятию интерперсональных ролевых конфликтов. В общем представленная как обобщение познавательной деятельности и результатов практики, она не получила ни теоретического, ни практического подтверждения.

Значительным событием в развитии психоаналитических и психоаналитически ориентированных представлений о бессознательном стало создание Э.Фроммом концепции "социального бессознательного", являющего собой вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества и содержащие то, что данное общество не может позволить своим членам довести до осознания. Однако описание и объяснение социального бессознательного не получили необходимых элементов организации, доказательности и обоснованности.

В отличие от психоанализа З.Фрейда (и частично аналитической психологии К.Г.Юнга), непроработанные и несопряженные концепции общего бессознательного и социального бессознательного при всех их достоинствах и эвристическом потенциале являют собой специфическую форму мнений и допущений, а не обоснованные рабочие гипотезы и уж тем более научные теории, соответствующие эталонам современного научного знания.

Тем не менее, введение в психоаналитический оборот представлений об общем и социальном бессознательном породило кажимость завершенности психоаналитической картины бессознательного психического и иллюзорные представления о том, что современ-ный психоанализ располагает некой общей теорией бессознательного.

Исторически важные достижения психоаналитической традиции в постановке, осмыслении и приватных решениях проблемы бессознательного велики и бесспорны. Но при этом в настоящее время нет необходимых и достаточных оснований считать, что современный психоанализ располагает такой теорией или возможностями для монопольного создания общей теории бессознательного, соответствующей стандартам современной теории и практики. И в этом плане фактический уход психоаналитического сообщества от обсуждения данной фундаментальной проблемы является весьма показательным.

Существующая ныне фрагментарность и приблизительность представлений о бессознательном и весьма значительная роль этой проблемы дают основания полагать, что современная общая теория бессознательного психического является не результатом, а одной из наиболее актуальных задач теоретической психологии и пограничных дисциплин, решение которой естественно предполагает необходимость использования огромного потенциала позитивных психоаналитических идей, подходов и результатов.

В.И.Овчаренко

Однажды утром одна женщина, как обычно, села в машину и отправилась на работу, находившуюся в десятке километров от ее дома. В дороге у нее разыгралось воображение и она представила себя героиней грандиозного приключения. Она вообразила себя простой средневековой женщиной, живущей среди войн и крестовых походов и прославившейся своей силой и жертвенностью. Она спасла свой народ и встретила могущественного и благородного принца, который ее полюбил.

Ее сознание было полностью занято этими мыслями, и, тем не менее, она проехала по нескольким улицам, пару раз останавливалась под светофором, при поворотах соответствующим образом сигналила и в целости и сохранности добралась до стоянки, находящейся под окнами ее офиса. Придя в себя, она поняла, что совершенно не помнит, как она добралась до места назначения. Она не могла вспомнить ни единого перекрестка или поворота. Ее потрясенный разум спросил: "Как я могла проехать такое расстояние, совершенно этого не осознавая? Где был мой разум? Кто вел машину, пока я предавалась мечтам?". Но такое с ней уже бывало, и поэтому она выбросила все происшедшее из головы и отправилась в свой рабочий кабинет.

Когда она сидела за своим рабочим столом и составляла план дня, ее работа была прервана одним из ее коллег, ворвавшимся в кабинет, швырнувшем на стол меморандум, незадолго до этого розданный ею сотрудникам, и устроившим скандал из-за какого-то незначительного пункта, с которым он был не согласен. Она была потрясена. Такая ярость по такому ничтожному поводу! Что на него нашло?

Он сам, прислушавшись к своему повышенному тону, понял, что делает из мухи слона, смутился, пробормотал извинение и, пятясь, вышел из кабинета. Вернувшись в свой кабинет, он спросил себя: "Что на меня нашло? Откуда это во мне взялось? Мелочи, как правило, не выводят меня из себя. Я был не похож сам на себя!". Он догадался, что его гнев не имел ничего общего с меморандумом коллеги, а кипел в нем уже давно, и этот ничтожный повод лишь стал последней каплей, из-за которой гнев и вырвался наружу. Но откуда взялся этот гнев, он не знал.

Если бы у этих людей было время задуматься, то они могли бы догадаться, что этим утром они ощутили присутствие в своей жизни бессознательного. В бесконечном потоке банальных событий повседневной жизни мы в самых разных формах сталкиваемся с бессознательным, которое действует в нас и через нас.

Иногда бессознательное работает параллельно с осознающим разумом и берет на себя управление автомобилем, пока осознающий разум занят чем-то другим. Нам всем, хотя бы раз в жизни, доводилось проехать несколько кварталов на «автопилоте», как это сделала женщина из нашего примера. Осознающий разум отвлекается на непродолжительное время, и бессознательное берет на себя руководство нашими действиями. Оно останавливает машину на красный свет, трогается с места на зеленый и следит за соблюдением правил дорожного движения до тех пор, пока осознающий разум не вернется в свое нормальное состояние. Это - далеко не самый безопасный способ управления автомобилем, но бессознательное действительно обеспечивает нас такой великолепной жизненно важной, встроенной в нас системой "подстраховки", что мы воспринимаем это явление, как само собой разумеющееся.

Иногда бессознательное порождает фантазию, настолько наполненную яркими, символическими образами, что эта фантазия полностью подчиняет себе наш осознающий разум и удерживает наше внимание в течение долгого времени. Фантазии об опасных приключениях, героизме, жертвенности и любви, очаровавшие женщину по пути на работу, являются превосходным примером того, каким образом бессознательное вторгается в наш осознающий разум и пытается выразить себя посредством воображения, используя символический язык заряженных чувством образов.

Еще одна форма проявления бессознательного - это неожиданная и сильная эмоция, необъяснимая радость или беспричинный гнев, которые внезапно вторгаются в наш осознающий разум и полностью подчиняют его себе. Этот прилив чувств совершенно непонятен осознающему разуму, потому что осознающий разум его не порождал. Мужчина из нашего примера не мог объяснить самому себе неадекватность своей реакции. Он спросил: "Откуда это взялось?" Он полагал, что его гнев пришел откуда-то извне и что в течение нескольких минут он "не был самим собой". Но, на самом деле, этот прилив неконтролируемых эмоций родился в нем самом, в месте, которое находится настолько глубоко внутри его существа, что осознающий разум не может его видеть. Это место потому и называется «бессознательным», что его не видно.

Идея бессознательного порождена простыми наблюдениями за повседневной человеческой жизнью. Наш разум содержит материал, присутствия которого мы, по большей части, не осознаем. Бывает так, что, совершенно неожиданно, в нас оживают какие-то воспоминания, приятные ассоциации, идеалы, убеждения. Мы чувствуем, что эти элементы уже давно находились где-то внутри нас. Но где именно? Да в той неизведанной части души, которая находится вне пределов досягаемости осознающего разума.

Бессознательное - это чудесная вселенная, состоящая из невидимых энергий, сил, форм разума, даже отдельных личностей , которые все живут внутри нас. Большинство людей не представляет себе истинных размеров этого великого царства, которое живет своей совершенно самостоятельной жизнью, идущей параллельно нашему повседневному существованию. Бессознательное - это тайный источник большинства наших мыслей, чувств, поступков. А сила его воздействия на нас велика еще и потому, что воздействие это - незаметное.

Когда люди слышат термин бессознательное , большинство из них интуитивно понимает, о чем идет речь. Мы соотносим эту идею с огромным количеством больших и маленьких событий, из которых и состоит ткань нашей повседневной жизни. Каждому из нас приходилось делать что-либо в то время, когда его мысли находились в "другом месте", а потом с удивлением смотреть на результат своей работы. Бывает и другое - во время какой-нибудь беседы мы вдруг начинаем горячиться и совершенно неожиданно для себя высказываем резкую точку зрения, о наличии которой у себя мы и не подозревали.

Иногда мы изумляемся: "Откуда это взялось? Я и не знал, что могу испытывать по этому поводу такие сильные чувства?" Когда мы начинаем более серьезно воспринимать подобные выбросы энергии бессознательного, мы понимаем, что вопрос должен звучать по другому: "Какая часть меня верит в это? Почему именно эта тема вызывает такую сильную реакцию в этой невидимой части моего существа?"

Мы можем научиться относиться к этой проблеме с большим вниманием. Понятие "на меня что-то нашло" подразумевает внезапное вторжение энергии бессознательного. Если я говорю, что я не был похож на самого себя , то это только потому, что я не понимаю, что понятие «я» включает также и мое бессознательное. Скрытая часть нашего существа обладает сильными чувствами и желает их выразить. И если мы не научимся проделывать внутреннюю работу , эта невидимая часть так и останется скрытой от нашего осознающего разума.

Эта скрытая личность может быть очень вредной или склонной к насилию, и когда она проявляется, мы попадаем в крайне неловкое положение. С другой стороны, в нас могут пробудиться сильные и прекрасные качества, о которых мы и не подозревали. Мы приводим в действие скрытые ресурсы и совершаем поступки, которые в нормальном состоянии ни за что бы не сделали, высказываем такие мудрые мысли, на какие раньше не были способны, проявляем совершенно неожиданные для нас благородство и терпимость. И в каждом случае испытываем потрясение: "Я никогда не думал, что могу быть таким. У меня есть качества (как положительные, так и отрицательные), о которых я и не подозревал". Эти качества жили в бессознательном, где они были недоступны "ни зрению, ни уму".

Любой из нас - это нечто большее, чем «я», которым он себя считает. В любой момент наш осознающий разум может сосредоточиться только на ограниченном секторе нашего существа. Несмотря на все наши усилия в направлении самопознания, только очень маленькая часть огромной энергетической системы бессознательного может быть подключена к осознающему разуму или может функционировать на уровне сознания. Стало быть, мы должны научиться добираться до бессознательного и понимать смысл его посланий: это единственный способ постичь неизведанную часть нашего существа.

Приближение к бессознательному - сознательное или невольное

Бессознательное проявляет себя посредством языка символов. Мы можем соприкоснуться с бессознательным не только в ходе непроизвольных поступков. Бессознательное может преодолеть пропасть между ним и осознающим разумом двумя способами. Один способ - это сновидения ; другой - воображение. Душа создала эти сложные системы связи для того, чтобы бессознательное и сознание могли общаться друг с другом и вместе работать.

Бессознательное изобрело специальный язык, который используется в снах и в воображении: язык символизма. Как мы увидим далее, внутренняя работа требует, прежде всего, понимания этого символического языка бессознательного. Стало быть, большую часть нашего времени мы должны посвятить работе со сновидениями, воображением и символизмом.

Многие попытки бессознательного связаться с нашим разумом заканчиваются неудачей. Бессознательное всплывет на поверхность снов, но очень немногие люди обладают информацией, необходимой для того, чтобы воспринять свои сновидения всерьез и понять их язык. Результаты деятельности бессознательного явно прослеживаются и в полетах нашего воображения: фантазия, словно гейзер, возникает на поверхности нашего осознающего разума, но мы едва замечаем ее; многие люди не замечают даже целых потоков фантазии, которые, подобно рекам, частенько бегут по краю их разума. Мы думаем, что мы «думаем», или мы думаем, что мы «планируем», но, чаще всего, мы просто грезим наяву, погрузившись на несколько минут в реку фантазии. Ну а потом мы выбираемся обратно на «сушу», то есть возвращаемся в физическую ситуацию, к неотложной работе, к людям, с которыми мы разговариваем.

Чтобы понять, что мы есть на самом деле, чтобы стать более полноценными и более цельными человеческими существами, мы должны отправиться к бессознательному и установить с ним связь. В бессознательном содержится значительная часть нашего «я» и многие детерминанты нашего характера. Только приблизившись к бессознательному, мы получаем шанс стать по-настоящему мыслящими, полноценными, цельными человеческими существами. Юнг доказал, что жить более полной и насыщенной жизнью можно только в том случае, если приблизиться к бессознательному и понять его символический язык. Мы вступаем с бессознательным в партнерские отношения вместо того, чтобы постоянно воевать с ним или сдаваться на его милость.

Однако большинство людей приближается к бессознательному не по своей воле. Они узнают о существовании бессознательного только тогда, когда у них возникают с ним проблемы. Современные люди настолько оторвались от внутреннего мира, что сталкиваются с ним, в основном, в результате стресса. Например, женщина, которая думает, что у нее все под контролем, может впасть в ужасную депрессию и при этом не сможет ни стряхнуть это состояние, ни понять, что с ней происходит. Или мужчина может вдруг обнаружить, что жизнь, которую он ведет, пришла в полное противоречие с идеалами, таящимися в той части его существа, в которую он никогда не заглядывал. Он будет ощущать гнетущее беспокойство, но причину его определить не сможет.

Когда мы чувствуем необъяснимое противоречие, которое мы не можем разрешить; когда мы попадаем в плен иррациональных, примитивных или разрушительных эмоций; когда нас поражает невроз, потому что наше сознание приходит в противоречие с нашим инстинктом, тогда мы начинаем понимать, что бессознательное действительно имеет место в нашей жизни и нам надо встретиться с ним "лицом к лицу".

Исторически так сложилось, что Юнг и Фрейд вновь открыли существование бессознательного посредством неких патологопсихологических страданий пациентов, у которых распалась связь между уровнем сознания и уровнем бессознательного.