Абсолютизм англия. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв

С 1485 по 1603 г. Англией правили короли из династии Тюдоров; они значительно укрепили свою власть, сделав ее, по существу, неограниченной. Генрих VII успешно боролся с крупными феодалами, противниками усиления королевской власти в стране. «Звездная палата», созданная им для наблюдения за исполнением статутов о роспуске вооруженных дружин зкати, превратилась в грозный суд короля по делам политической измены, каравший противников королевского абсолютизма. В первой половине XVI в. была усилена власть английского короля над слабо связанными с Лондоном окраинами – Уэльсом, Корнуоллом и северными графствами, для управления которыми были созданы специальные учреждения.

Английскую абсолютную монархию отличал от абсолютистских монархий других стран ряд особенностей.

Бюрократический аппарат Тюдоров на местах был слабым, местное самоуправление, как и при сословной монархии, продолжало играть важную роль – через него в графствах и приходах приводились в исполнение все королевские указы. Важные должности в графствах и городах занимали главным образом представители джентри и привилегированной верхушки городской буржуазии.

Для усиления своей власти Тюдоры смогли использовать также парламент. Нижняя палата парламента, состоявшая главным-образом из мелких и средних дворян и верхушки буржуазии городов, беспрекословно утверждала законы, внесенные королем; верхняя палата, в которую входили в основном представители аристократии, получившей от Тюдоров большие земельные пожалования, также была покорной королю.

Эти две особенности английского абсолютизма объяснялись тем, что в Англии к XVI в. силы крупных, феодалов – главных противников абсолютной власти короля – были в результате войны Алой и Белой розы и репрессий Тюдоров основательно подорваны, а в парламенте и органах местного самоуправления вследствие процесса обуржуазивания широких сlоев среднего и мелкого дворянства не проявлялся резкий антагонизм между заинтересованными в усилении власти короля дворянством и буржуазией.

Еще оДной особенностью английского абсолютизма было отсутствие"постоянной армии. Тюдоры обращали главное внимание на создание сильного военного флота, а английская армия сохраняла характер старинного ополчения, собираемого и экипируемого за счет свободных подданных короля, в соответствии с их имущественным достатком.

Важным средством-укрепления абсолютизма при Тюдорах явилась реформа церкви в Англии, которая началась при Генрихе VIII. Поводом к ее проведению послужил отказ папы римского разрешить развод короля Генриха VIII с его первой женой Екатериной Арагонской, родственницей Карла V. В ответ на этот отказ английский парламент в 1534 г. освободил церковь Англии от подчинения Риму и «Актом о супрематии» провозгласил главой церкви короля; при этом было объявлено о сохранении всех католических догматов и обрядов. ---В основе разрыва с Римом лежало стремление английских дворян и королевской власти использовать Церковь как орудие абсолютизма и в то же время завладеть ее землями и имуществом. Парламентскими актами 1536 и 1539 в Англии были закрыты монастыри, а их имущество и земли конфискованы королем; в 1545 г. были закрыты все часовни, . имуществом которых также завладела корона. Эти конфискации в конечном итоге увеличивали земельные владения дворянства и буржуазии, но секуляризация монастырских имуществ значительно пополнила королевскую казну.

Реформация проводилась путем жесточайшего террора. От англичан требовали полного подчинения новой организации церкви. За отрицание ее основных принципов полагалась смертная казнь. Опасаясь роста народной оппозиции к новой церкви, Генрих VIII запретил самостоятельно читать и толковать Библию мастеровым, поденщикам, земледельцам и слугам, потому что они могли истолковать ее в духе радикальных сектантских учений.

Активнейшими деятелями Реформации были Томас Кромвель – канцлер королевства – и Томас Крамер, занявший после Реформации пост архиепископа Кентерберийского.

При Марии Тюдор (1553-1558), дочери Генриха VIII от первого брака, ярой католичке, вышедшей замуж за Филиппа II Испанского, в Англии восторжествовала католическая реакция. Опираясь на недовольные абсолютистской политикой слои дворянства, главным образом из экономически отсталых районов Англии, Мария восстановила католичество и стала преследовать деятелей Реформации, за что и получила от них прозвище «Кровавой». Однако Мария не решилась возвратить церкви монастырские земли и имущества, отнятые короной при ее отце и перешедшие в руки светских владельцев.

После смерти Марии английская корона перешла к Елизавете 1 (1558-1603), дочери Генриха VIII от второго брака, не признанного папой. При Елизавете абсолютизм особенно укрепился. Она восстановила реформированную церковь, в чем ее поддержало большинство дворян и буржуазии. При ней была составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так называемые «39 статей»)- которую принял парламент в 1571 г. Хотя в новом вероучении заметно влияние кальвинизма, епископальная организация, характерная для католической церкви, была оставлена.

Церковь, созданная в Англии Реформацией, стала называться англиканской. Она заняла среднее положение между католической и протестантской церквами. В «39 статьях» признавались и протестантские догматы об оправдании верой, о Священном писании как единственном источнике веры и католический догмат о единоспасающей силе церкви (с некоторыми оговорками:). Церковь стала национальной и превратилась в важную опору абсолютизма. Ее возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии. Богослужение совершалось на английском языке. Отвергалось учение католической церкви об индульгенциях, о почитании икон и мощей, было уменьшено число праздников. Вместе с этим признавались таинства крещения и причащения, была сохранена церковная иерархия- а также литургия и пышный культ, характерные для католической церкви. По-прежнему взималась десятина, которая стала поступать в пользу короля и превратилась в важное средство обогащения короля и новых владельцев монастырских земель. Корона, передавая монастырские земли светским собственникам, одновременно передавала им также право на десятину, ранее собираемую монастырями. Так в Англии появился слой светских лиц, получавших десятину, – «импроприаторов».

Введение

3. Особенности Английского абсолютизма

4. Упадок английского абсолютизма

Заключение

Список используемой литературы

Введение.

Период абсолютной монархии являлся последним из этапов развития английского феодального государства и длился с конца XV века до середины XVII века. Абсолютная монархия установилась в Англии в период упадка феодализма и возникновения капиталистических производственных отношений.

Объект изучения представленной контрольной работы – государственный и общественный строй Англии периода абсолютной монархии.

Целью исследования является выявление причин и закономерностей развития и упадка абсолютной монархии в Англии.

В работе использованы учебные пособия Исаева И.А., Черниловского З.М., Крашенинниковой Н.А., исследования Черчилля У., Кареева Н.

Основная часть работы состоит из трёх параграфов, в которых рассмотрены предпосылки становления абсолютной монархии, расцвет и упадок абсолютизма. Изучение темы проводилось с разделением двух династий – правления Тюдоров и правления Стюартов.

В заключительной части представлены характерные признаки английского абсолютизма во времена правления династий Тюдоров и Стюартов. А также даны общие черты английского абсолютизма.

1. Исторические предпосылки становления абсолютной монархии

Крупные перемены в экономике и социальной структуре Англии происходившие в течение XIV-XV вв., обусловили становление абсолютизма.

К тому времени промышленность вступила в эпоху технического перевооружения , мелкое производство сменялось более крупным, на смену мастеру, создающему изделие от начала до конца, приходит мануфактурное производство.

В городах росло имущественное расслоение. В связи с развитием торгового и ростовщического капитала, возникали крупные состояния. По мере накопления капиталов предпринимательская верхушка городов складывается в класс буржуазии.

В течение XIV столетия в Англии обнаруживается тенденция к увеличению трудовых повинностей крестьян и одновременно с тем к более широкому использованию наемных рабочих. Однако после эпидемии чумы (1348-1350г.г.) рабочих рук стало мало, цены возросли и, соответственно, с тем обнаружилось стремление к получению более высокой заработной платы. Против этого со всей решительностью восстал английский парламент.

Бремя налогов было непосильным, волна крестьянского негодования вылилась в восстание, известное под названием восстания Уота Тайлера. Крестьяне заставили короля принять их требования, но излишняя доверчивость и отсутствие должной организации погубила плоды победы. Обманом и предательством король и его дворяне победили там, где было бессильно их оружие. А затем, как обычно, начался террор.

Крестьяне были разгромлены, их вожаки убиты, но недовольство осталось. В 1450 году оно с новой силой проявилось в восстании Джека Кэда.

Теперь уже и знать, и церковь, и богатые, и горожане искали спасения в сильной королевской власти.

К концу XV в. английское крестьянство разделилось на две основные группы — фригольдеров и копигольдеров. В отличие от фригольдеров копигольдеры — потомки прежних крепостных — продолжали нести ряд натуральных и денежных повинностей по отношению к феодалам. Их права на земельные участки были основаны на копиях решений манориальных судов.

Во второй половине XV в. происходят значительные изменения и в структуре самого класса феодалов. Междоусобные войны Алой и Белой розы, длившейся с перерывами с 1455 по 1485г. подорвали мощь крупного феодального землевладения, привели к истреблению старой феодальной знати. Война эта, названная по гербам партий (в гербе Ланкастеров была алая роза, а в гербе Йорков — белая), велась между двумя главными претендентами на престол – Ланкастерами и Йорками. За Ланкастеров стояло большинство крупных феодалов, и, прежде всего привыкшие к политической самостоятельности феодалы севера, обладавшие большими вооружёнными силами; за Йорков стояла часть крупных феодалов более развитых экономически южных и восточных районов страны, а также значительная часть нового дворянства и богатых горожан. В ходе войны была истреблена почти вся старая знать Англии. Осталось около 25 фамилий. Таким образом, были устранены основные противники абсолютизма.

Одновременно возрастала роль средних слоев дворянства, интересы которых были близки интересам буржуазии. Эти слои образовали так называемое «новое дворянство», особенностью которого стало ведение хозяйства на капиталистических началах.

Старинные английские законы обязывали всякого свободного землевладельца, состояние которого достигало 20 фунтов стерлингов, покупать рыцарский патент, становиться дворянином. Мера эта преследовала финансовые цели, но привела к далеко идущим последствиям — значительная часть городской торгово-промышленной буржуазии, не оставляя своих занятий, переходила в дворянство.

Обратный процесс происходил в среде рыцарства. С тех пор как оно стало торговать шерстью, рыцари стали вступать в торговые компании, роднились с богатыми городскими фамилиями.

Обе эти группы и составили так называемое новое дворянство.

Немаловажное значение для формирования нового дворянства имела система майората, издавна существовавшая в Англии, согласно которой феодальное поместье переходило старшему сыну. Его братья должны были искать себе занятия на стороне — на государственной службе, принимая духовный сан, покупая офицерский патент.

Развитие единого национального рынка, а также обострение социальной борьбы обусловили заинтересованность нового дворянства и городской буржуазии в дальнейшем усилении центральной власти.

2. Расцвет английского абсолютизма

XVI век в истории Англии характеризовался заметным подъемом английского хозяйства, развитием капиталистических отношений как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

При правлении Тюдоров (от Генриха VII, начиная с 1485 г., и до смерти в 1603 г. Елизаветы) происходит усиление королевской власти.

Первый король этой династии Генрих VII (1485 - 1509 гг.) вел непримиримую борьбу с остатками феодальной знати. Так была запрещена свита феодалов, что подрывало военную мощь баронов; объявлялось о монопольном праве короны иметь на вооружении артиллерию, которая могла сокрушать любые крепости и замки. При нем была усилена власть над окраинами - Уэльсом, Корнуэллом и Северными графствами, для чего были учреждены «Северный совет» и «Уэльский совет». «Звездная палата», созданная Генрихом VII для наблюдения за исполнением его статута о запрещении частных военных дружин и вооруженных свит, превратилась в оплот королевского абсолютизма - суд по политическим преступлениям.

При Генрихе VIII в 1537 г. парламент принял статут, согласно которому королевские ордонансы и прокламации были приравнены к закону.

Обладая чертами, характерными для абсолютной монархии, английский абсолютизм отличался все же тремя существенными особенностями.

В Англии усиление королевской власти не повлекло за собой ликвидации парламента. Сохранялось и местное самоуправлением. В городах самоуправление находилось в руках привилегированной части бюргерства, в графствах - в руках дворянства, из числа которых назначались и мировые судьи.

И, наконец, английский абсолютизм не создал постоянной многочисленной армии, т. к. в этом не было необходимости ввиду ее островного положения. Основное внимание короны и парламента было обращено на создание сильного флота, который обеспечивал защиту Англии с моря, ее колониальную и торговую экспансию. В последние годы царствования Елизаветы у буржуазии и нового дворянства все больше стало проявляться недовольство опекой, которую осуществлял абсолютизм над производством и торговлей, стеснял свободу предпринимательской деятельности и конкуренции.

В 1601 г. парламент резко протестовал против политики раздачи короной патентов на монопольное право производства разных товаров и их продажу.

В начале XVII в. развитие капитализма делает в Англии дальнейшие успехи. Развитие новых форм шерстяной промышленности требовало решение вопроса о свободе торговли, предпринимательской деятельности и конкуренции.

Точно также и сельское хозяйство этого периода характеризуется ростом капиталистических отношений. “Огораживания”, вызывающие многочисленные жалобы на протяжении всего XVI в., продолжаются и в первые десятилетия XVII в. “Огораживания” вызывали обезземеление деревенского населения. Реакций на дальнейшие огораживания и разорение деревенского населения вызывали многочисленные крестьянские восстания в начале XVII в.

Среди буржуазии и нового дворянства усиливаются оппозиционные настроения по отношению к абсолютизму и англиканской церковности, сохранявшей немало от католицизма в отношении как вероучения, так и богослужебного ритуала. К полному очищению англиканской церкви от католицизма и стремилось пуританское движение, поддержанное многочисленными сторонниками из числа английской буржуазии и нового дворянства.

Среди пуритан было два течения. Умеренные пуритане, выражавшие интересы крупной торгово-финансовой буржуазии и новой знати, желали установления в Англии пресвитерианской государственной церкви, подобно той, которая в это время утвердилась в Шотландии. К началу 70-х годов XVI в. относится организация в Англии первой пресвитерианской общины.

Радикальное направление в пуританстве, выражавшее главным образом интересы джентры и средней буржуазии, осуждало самый принцип государственной церкви в Англии независимых самоуправляющихся общин верующих, отчего их и назвали индепендентами (независимыми). Первая индепендентская община была создана в 1581 г.

Пуританизм был религиозной формой буржуазного мировоззрения. Наряду с требованием церковных реформ строй с его моралью и противопоставляли ему свои идеалы бережливости и стяжательств, осуждая всякие развлечения и роскошь.

В 1625 г. королем Англии становится Карл I Стюарт, который пробовал править без парламента: взимал пошлины органом сословного представительства, практиковал принудительные займы, прибегал к внесудебной расправе.

В 1628 г. король вынужден был созвать парламент, в котором образовалась мощная оппозиция. Среди вождей оппозиции был и знаменитый юрист Эдуард Кок25 - защитник “свобод”, дарованных Великой Хартией Вольностей.

Парламент 1628 г. в числе прочих дел затронул и вопросы о принудительном займе, о произвольных арестах и об использовании законов военного времени. В этой связи Эд. Кок говорил: “Король не может облагать кого-либо займом. Займы против воли подданных есть деяние, противоречившее разуму и вольностям страны… Король не может приказать заключить в тюрьму кого-либо… Посылать человека в тюрьму и не называть причины, значит, идти против разума”26.

Обсуждение вопросов началось 27 марта 1628 г. на заседании комитета по причинам недовольства и затем продолжалось более двух месяцев. После первых дней обсуждения нижняя палата приступила к выработке “Петиции о праве”, текст которой неоднократно согласовывался с лордами. В этом документе были перечислены “обиды” общин и все нарушения законов и вольностей. В частности говорилось о нарушении Великой Хартии Вольностей, статута 1295 г., принятого при Эдуарде I, статутов Эдуарда III 1352 и 1355 гг. Затем высказывалась просьба не принуждать никого впредь “давать или уплачивать какие-либо дары, займы, беневоленсы, налоги и подобные сборы без общего согласия, выраженного актом парламента…, не подвергать аресту и другим преследованиям и притеснениям в связи с этими сборами или отказом платить их…, удалить названных солдат и матросов… в будущем не обременять народ их постоями, аннулировать предоставленные должностным лицам и не предоставлять впредь полномочия использовать законы военного времени, дабы не доводить тем самым подданных до гибели и смерти вопреки законам и вольностям страны”27.

При Генрихе VII была проведена церковная реформа, начало которой относится к 1533 г. Прежде всего была отменена юрисдикция папы в английских судебных делах; осуществлена секуляризация монастырских земель и имуществ. В 1534 г. король был объявлен главой английской церкви. Однако основные принципы католического вероучения не были затронуты Генрихом VII. И все же, порвав с папой, английские реформаторы должны были постепенно отходить от католицизма: король не только стал назначать на церковные должности, но и отделять само вероучение.

Создается специальное учреждение - «Суд прибылей», который должен был следить за поступлениями в королевскую казну с бывших монастырских земель, большая часть которых была продана крупными участками финансистам, мануфактуристам и дворянам. Одновременно шло расхищение церковных имуществ фаворитами короля.

Окончательно торжество реформации произошло при Елизавете (1558 - 1603 гг.), правительству которой приходилось вести борьбу не только с католиками и папой, но и с различными религиозными течениями и сектами. Дело в том, что реформированная англиканская церковь оставалась аристократическим учреждение, сохранившим многое от старой католической церкви: епископат, католическую внешность культа и богослужения. Англиканская церковь стала не только оплотом тюдоровского абсолютизма, но и в последующей борьбе короны с парламентом при Стюартах решительно поддерживала последних в их абсолютистских притязаниях.

2.1 Правление династии Тюдоров

В Англии абсолютизм сложился в правление династии Тюдоров. Основатель этой династии – Генрих VII Тюдор – занял английский престол в 1485 году, после войны Алой и Белой роз. Эта война ведущих аристократических кланов Ланкастеров и Йорков значительно ослабила королевскую власть.

Поэтому перед Генрихом VII первоочередной задачей стояло укрепление королевской власти. Он вёл непрерывную борьбу с самостоятельностью баронов и имел поддержку в лице большей части аристократии, рыцарства, горожан. Проведение этой политики облегчалось для него тем, что война Алой и Белой розы привела к гибели значительной части старой феодальной знати. В отношении оппозиции были приняты жесткие меры: земли оппозиционеров были конфискованы, бароны лишались привилегий и судебной юрисдикции, для борьбы с заговорщиками была создана Звёздная палата, укреплялись органы центрального управления. Политика короля получила поддержку со стороны парламента.

Одновременно росло землевладение и социальное значение нового дворянства, заинтересованного в усилении королевской власти..

У.Черчилль считает, что из всех английских монархов Генрих VII лучше других вел свои хозяйственные дела. При нем появились постоянные английские посольства за границей.

Дальнейшее усиление королевской власти произошло в правление Генриха VIII (1509 – 1547). Его активная внешняя политика позволила Англии войти в число великих европейских монархий. В его правление были заложены основы морской мощи страны, возродились парламентские институты.

Важным событием явилась реформация церкви, проведённая Генрихом VIII. Поводом к её проведению послужил отказ папы римского утвердить развод короля Генриха VIII с его первой женой Екатериной Арагонской, родственницей Карла V. В ответ на этот отказ английский парламент в 1534 г. освободил церковь в Англии от подчинения Риму и «Актом о супрематии» провозгласил её главой Генриха VIII; при этом было объявлено о сохранении всех других католических догматов и обрядов. Парламентскими актами 1536 и 1539 г.г. были закрыты в Англии все монастыри, а их имущество и земли конфискованы королём, в 1545г. были закрыты все часовни, имуществом которых также завладела корона. Эти конфискации в конечном итоге увеличили земельные владения дворянства и буржуазии. Секуляризация монастырских имуществ значительно пополнила королевскую казну.

При Эдуарде VI новая англиканская церковь отошла от католицизма и восприняла некоторые элементы протестантизма.

При преемнице Эдуарда VI — Марии Тюдор (1553-1558), дочери Генриха VIII от первого брака, ярой католичке, в Англии на короткое время восторжествовала католическая реакция. Мария восстановила католичество и стала преследовать деятелей реформации, за что и получила от них прозвище «кровавой». Однако она не решилась возвратить церкви монастырские земли и имущества, отнятые при её отце и перешедшие в руки светских владельцев.

При Тюдорах активно проводилось огораживание — земли превращались в пастбища для овец, крестьяне сгонялись со своих мест. Огораживания разрушали феодальную деревню и увеличивали число нищих и бродяг в стране, угрожая серьёзными социальными потрясениями. Абсолютная монархия была заинтересована в сохранении крестьянства ещё и по той причине, что важнейшей статьёй её доходов были налоги, взимаемые с крестьян; из них же набиралось главным образом военное ополчение. Поэтому Тюдоры, опираясь на своё право верховных сеньоров всех земель Англии, издали ряд законов против огораживания.

Однако законодательство Тюдоров против огораживания потерпело полную неудачу.

Следующий важный этап в истории Англии связан с сорокапятилетним правлением Елизаветы (1558-1603), дочери Генриха VIII от второго брака, непризнанного римским папой. При Елизавете английский абсолютизм достиг вершины своего могущества.

Политика протекционизма позволила английским мануфактурам выйти на мировой рынок в разных частях света, появились первые колонии в Северной Америке, была основана Ост-Индская торговая компания. Это было время подъема и в экономической, и в культурной жизни страны. Англия стала крупнейшей мировой державой.

Окончательно утвердилось англиканство. В 1559 году парламент подтвердил, что королева является главой церкви.

2.2 Государственный и общественный строй

Тюдоры сумели укрепить королевскую власть, стать абсолютными монархами и при этом сохранить старые английские традиции.

В Англии централизация управления не достигла такого высокого уровня, как в других абсолютистских государствах, не было и раздутого государственного аппарата.

Центральными органами власти и управления были король, Тайный Совет и Парламент.

Верховное управление делами страны король Англии осуществлял через свой Тайный совет. Члены его назначались королем и только перед ним несли ответственность. В его состав входили представители феодальной знати, нового дворянства, буржуазии. Компетенция: управление заморскими колониями, регулирование внешней торговли, участие в издании ордонансов, рассмотрение некоторых судебных дел в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке.

Отделением Тайного совета являлась Звёздная палата, учреждённая для борьбы с противниками королевской власти. Процесс носил инквизиционный характер, допускалось применение пыток. Звёздная палата осуществляла также цензуру печатных произведений. Это был чрезвычайный суд по политическим делам, находившийся в совершенном противоречии с английскими судебными порядками. Звездная палата выросла на почве того бесправия, которое было создано усобицей двух Роз и было подстать превращению парламента в послушное орудие королевской власти.

Для рассмотрения гражданских дел была создана Палата прошений. Она также представляла собой Отделение Тайного совета.

Высший церковный орган страны – Высокая комиссия, созданная при Елизавете, в состав которой наряду с духовными лицами входили члены Тайного совета и др. должностные лица. Основной задачей комиссии была борьба с противниками реформированной церкви – как с католиками, так и с протестантами. Позднее функции её были расширены, и она стала разбирать дела о бродягах, занималась цензурой.

Основные изменения в местном самоуправлении выразились в учреждении должности лорда-лейтенанта и административном оформлении местной единицы – церковного прихода. Лорд-лейтенант, назначаемый в графство непосредственно королем, возглавлял местное ополчение, руководил деятельностью мировых судей и констеблей.

Церковный приход – низшая самоуправляющаяся единица, являлся одновременно и территориальной, и церковной единицей. На приходском собрании, в котором могли принимать участие только лица, вносившие налоги на нужды церкви, происходили выборы должностных лиц – старосты, надзирателя за бедными.

Важной особенностью английского абсолютизма было также содержание немногочисленной постоянной армии. Сохранялась старинная система народного ополчения. Единственными постоянными частями войск были небольшие гарнизоны крепостей и отряд королевской гвардии. Основу сухопутной армии составляло ополчение в виде отрядов милиции. Большое внимание правительство уделяло военно-морскому флоту, который и стал основой Вооруженных сил Англии.

Одним из ярких проявлений английских традиций было совместное правление короля и парламента. При Тюдорах число членов палаты общин возросло с 296 до 462. Корона соблюдала тот порядок работы парламента, который сложился к XVI веку. Парламент использовался Тюдорами в качестве орудия усиления своей власти. Нижняя палата парламента при Тюдорах беспрекословно утверждала законы, внесённые королём; верхняя же палата состояла в своём большинстве из представителей аристократии, получившей от Тюдоров большие земельные пожалования и потому покорной им. В 1539 году парламент приравнял королевские указы к статутам, признав тем самым власть короля над собой. Королевские министры, бывшие одновременно членами палаты общин, оказывали большое влияние на её работу.

И всё-таки сам факт существования и деятельности парламента наряду с такими особенностями как отсутствие центрального бюрократического аппарата, постоянной сильной армии, сохранение местного самоуправления позволяет говорить об английском абсолютизме, как имеющем незавершённый характер.

К XIV веку в Англии утвердился судебный прецедент – узаконенный пример для решения аналогичных дел. Совокупность прецедентов составила в своей основе общее право Англии.

Возникновение общего права не может считаться вопросом вполне выясненным. Полагают, что разъездные королевские судьи, отправляя правосудие на местах, руководствовались местными обычаями, о которых они узнавали через присяжных. Далее они отбирали лучшие из местных обычаев.

Постепенно стало считаться, что самой существенной частью прецедента является не столько само решение, сколько его обоснование, и таким образом судьи не были обязаны следовать буквальному тексту предшествующего решения. Наиболее важные решения стали издаваться в виде Ежегодников.

При абсолютизме окончательно оформилась структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов.

Важнейшими судебными инстанциями были Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд канцлера.

Суд справедливости (канцлера) возник в связи с деятельностью лорда-канцлера, который сначала от имени короля, а с 1474г. от своего имени оказывал защиту истцам. В его компетенции находились те гражданские иски, которые не могли быть заявлены на основе общего, прецедентного права, как оно сложилось в практике Вестминстерских судов. Обращаясь же к суду справедливости (канцлера), истец мог получить предписание о принудительном исполнении договора, что должно было иметь большое значение для утверждения важнейшего из принципов буржуазного обязательственного права – принципа обязательности исполнения договоров.

К судам справедливости относят и суд адмиралтейства, в ведении которого оказались все те дела, которые были связаны с мореплаванием.

В суде канцлера складывается постепенно то, что называется перекрестным допросом. С течением времени он усваивается и судами общего права.

Суд справедливости не был связан не только нормами общего права, но и никакими нормами права вообще: каждое его решение было правотворческим в собственном смысле, и это считалось естественным, поскольку он действовал по прямому поручению короля.

Постепенно вошло в обычай, что решения лорда-канцлера имеют значение прецедента, подобно решениям судов общего права, но только для судов справедливости.

Таким образом возникли две системы прецедентного права, из которых последняя отличалась большей приспособляемостью к меняющимся условиям жизни.

В последние годы правления Елизаветы наметился конфликт между обществом и короной. Он был вызван финансовыми проблемами. Активная внешняя политика опустошила государственную казну, что привело к необходимости сократить финансовую поддержку аристократии, увеличить поборы, ввести принудительные займы, ложившиеся на торгово-предпринимательские круги. Недовольство политикой правительства проявлялось со стороны различных слоёв населения. Центром оппозиции становится палата общин, в которой всё громче раздаются голоса о нарушении парламентских привилегий, о необходимости ограничить вмешательство короны в дела парламента. В 1601 году под давлением оппозиции были отменены некоторые монопольные привилегии в производстве и торговле, что свидетельствовало о правительственном кризисе. В последствии внутренняя и внешняя политика Стюартов привела к разрастанию этого кризиса.

3. Особенности английского абсолютизма.

С начала XV в. роль и значение английского парламента начинают сокращаться. В Англии, как и в других государствах Европы, начинает складываться абсолютная монархия. Однако, в отличие от континентальной Европы, английский абсолютизм имел ряд особенностей, позволяющих определить его как «незавершенный»:

1.наряду с сильной королевской властью в Англии продолжал существовать парламент.

2. сохранение местного самоуправления и отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата.

3. отсутствовала крупная постоянная армия.

Центральными органами власти и управления в период абсолютной монархии в Англии были Король, Тайный совет и Парламент. Реальная власть сосредоточилось в этот период полностью в руках короля.

Тайный совет короля, окончательно сложившийся в период абсолютизма, состоял из высших должностных лиц государства: лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда-хранителя печати и др.

Государство и церковь. С целью учреждения в стране церкви, подчиненной королевской власти, в Англии была проведена Реформация, сопровождавшаяся изъятием церковных земель и превращением их в государственную собственность (секуляризация).

Таким образом, церковь перестала зависеть от римского папы и превратилась в часть государственного аппарата.

Местное управление. Графства – шериф, лорд – лейтенант, сотни – Бейлиф, коронёры, констебли, Община — мировые судьи, церковный приход – настоятели.

Основные изменения в местном управлении в этот период выразились в учреждении должности лорда-лейтенанта и административном оформлении местной единицы церковного прихода. Лорд-лейтенант, назначаемый в графство непосредственно королем, возглавлял местное ополчение, руководил деятельностью мировых судей и констеблей.

Судебная система. В период абсолютизма окончательно оформилась структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтейства. Помимо них создаются чрезвычайные суды, такие, как Звездная палата и судебные советы в «мятежных» графствах. Звездная палата в качестве специального отделения Тайного совета являлась орудием борьбы с противниками королевской власти.

4. Упадок английского абсолютизма. Правление династии Стюартов

В начале 17 века, развиваясь в благоприятных условиях, Англия выглядела в некотором отношении страной гораздо более «буржуазной», чем феодально-крепостнической.

Огораживания и обезземеливание успели разложить сельскую общину и пролетаризировать значительную часть крестьянства. Больших успехов достигли промышленность и морская торговля. Главным предметом экспорта являлась уже не шерсть, а сукно. Возникали и быстро богатели крупные торговые компании, организованные по-капиталистически.

Тем не менее буржуазия была недовольна. Она тяготилась столь типичной для феодализма правительственной опекой над производством товаров и их продажей, ограничением числа подмастерьев и учеников, препятствиями, которые чинились крестьянам при переселении в города.

Постоянное раздражение вызывало откровенное вымогательство денег, которым занималось правительство то под видом произвольных налогов, то с помощью новых пошлин, то принудительными займами.

Предметом острой критики становится система управления страной: внесудебная юстиция, сосредоточенная в политических трибуналах (Звездной палате, Высокой комиссии); постоянные насилия над судами общего права; солдатские постои в домах частных лиц; жалкое состояние вооруженных сил, особенно военно-морского флота; игнорирование парламента; злоупотребления всесильного и бесчестного фаворита, герцога Бекингама и т.д.

Кареев Н. определяет основные функции парламента к началу правления династии Стюартов:

1) согласие на установление налогов;

2) участие в законодательстве;

3) право судить королевских советников.

Это учреждение ограничивало королевскую власть, которая не могла ни произвольно устанавливать налоги, ни издавать законы. От этих ограничений и хотели отделаться короли династии Стюартов. Мирное сосуществование парламента и короны кончилось. Ссылаясь на прецеденты XIV-XV в.в., опираясь на поддержку населения, парламент повёл борьбу за восстановление своих привилегий. В конце концов эта борьба вылилась в буржуазную революцию.

Уинстон Черчилль объясняет суть конфликта между короной и парламентом следующим образом.

Сутью конфликта между короной и парламентом стал вопрос о природе королевских прерогатив и силе актов парламента. Тогда ещё не сложилась современная точка зрения, согласно которой акт парламента имеет высшую силу и остается неизменным до тех пор, пока не будет отменен или изменен, и что верховная власть государства не может быть осуществлена иным способом. Тюдоровские статуты в действительности являлись мощными инструментами реформ в церкви и государстве, и казалось, что с их помощью можно изменить почти всё. Но статуты требовали как согласия парламента, так и одобрения короля. Парламент не мог собраться без повеления короля или заседать после того, как его объявили распущенным. Помимо финансовой необходимости, мало что могло заставить короля созвать парламент. Если деньги можно было достать каким-то другим образом, он управлял страной, годами не обращаясь к этому органу.

В таких условиях началось правление шотландской ветки Стюартов, по женской линии родственной Тюдорам.

Яков I царствовал 22 года (1603-1625г.г.), оставив престол своему сыну Карлу I. С самого начала между Яковом I и парламентом начались трения, которые только усилились при Карле I.

Вопреки стремлению буржуазии к свободному предпринимательству, ее поискам новых путей обогащения, Яков I насаждал систему монополий отдельным лицам или компаниям. Буржуазия лишалась свободы конкуренции и свободы распоряжения буржуазной собственностью -необходимых условий капиталистического развития.

Наступление феодально-абсолютистской реакции отчетливо проявилось и в церковной политике Якова I. На первом плане у правительства стала борьба с пуританизмом. Преследование пуритан вскоре приняло обширные размеры, вследствие чего из Англии хлынул поток эмигрантов, что положило начало основанию североамериканских колоний Англии.

Яков I не считался с интересами буржуазии и в своей внешней политике. Развитие английской заморской и колониальной торговли повсюду наталкивалось на колониальное преобладание Испании. Все царствование Елизаветы прошло в ожесточенной борьбе с этим врагом протестантской Англии. Однако Яков I начал добиваться мира и союза с Испанией, назначив испанского посла ближайшим советником и добиваясь бракосочетания своего сына с испанской инфантой, в чем он видел залог дальнейшего укрепления англо-испанского союза и средство пополнить опустевшую казну. В ответ на действия короля парламент отказался вотировать короне новые налоги.

Ни первый (1604-1611), ни второй (1614 г.) парламенты не предоставили Якову достаточных средств, которые сделали бы его хотя бы на время независимым от парламента. Между тем острая финансовая нужда короны все усиливалась вследствие казнокрадства, расточительности двора и неслыханной щедрости короля к фаворитам, среди которых первым был герцог Бекингем.

Третий парламент, созванный в 1621г. выступил с резкой критикой в адрес короля и, как следствие, был распущен. Это было сделано не без совета испанского посла.

Четвёртый, последний парламент Якова I собрался в феврале 1624г. Правительству пришлось пойти на ряд уступок: отменить большинство монополий и начать войну с Испанией, в которой потерпел поражение.

В 1625г. престол в Англии и Шотландии унаследовал его сын Карл I.

Смена на престоле не повлекла за собой изменения политического курса. Карл I, довольно ограниченный человек, упорно продолжал цепляться за абсолютистскую доктрину своего отца. Потребовалось всего несколько лет, чтобы разрыв между королем и парламентом стал окончательным.

Созыв первого и второго парламентов не принесли Карлу I результатов, а только усилили конфликт короны и парламента.

Третий парламент собрался 17 марта 1628г. и заставил короля утвердить «Петицию о праве», обеспечивающую неприкосновенность личности, имущества и свобод подданных. Вторая сессия парламента открылась резкой критикой церковной политики Карла I и впервые проявила открытое неповиновение королевской воле. После чего Карл I распустил палату общин и решил впредь править без парламента.

Однако достаточно было одного внешнего толчка, чтобы обнаружилась слабость абсолютизма. Таким толчком послужила война с Шотландией за введение англиканской церковной службы в Шотландии, в которой Карл I потерпел поражение.

Поражение английского абсолютизма в войне с Шотландией ускорило созревание в Англии революционной ситуации. Уплата населением королевских налогов почти полностью прекратилась, «корабельные деньги» не принесли правительству и одной десятой части ожидаемой суммы. Многочисленные петиции, поступавшие со всех концов страны, требовали от правительства заключения мира с Шотландией и немедленного созыва парламента. Пуританские проповедники призывали к неповиновению королю. Политическая атмосфера в стране накалилась до предела. Карлу I не оставалось иного выхода, как снова обратиться к парламенту.

В революционной обстановке, создавшейся в Англии к осени 1640г., выборы и открытие нового парламента имели громадное значение. Парламент стал центром борьбы с феодально-абсолютистским режимом. Этот парламент известен под названием Долгого парламента.

На первых же заседаниях палата общин возбудила судебное преследование против лорда Страффорда, главного вдохновителя королевского деспотизма. Через месяц вслед за Страффордом в Тауэр был заключен и архиепископ Лод. Орудие королевского произвола — судебная Звездная палата — была уничтожена. Вместе с ними перестала функционировать и церковная Высокая комиссия. Из тюрем вышли политические заключенные. Палата отменила патенты на монополии, а их обладателей исключила из парламента и впредь запретила взимание налогов без разрешения парламента. Наконец, 10 мая 1641г. король был вынужден подписать закон, согласно которому парламент не мог быть распущен иначе, как по своему собственному постановлению. Таким образом, основы абсолютизма были подорваны.

Заключение

Основной причиной становления абсолютной монархии считают социально-экономические перемены в обществе, вызванные зарождением и развитием буржуазных отношений.

Подводя итоги развития Англии в период абсолютизма, следует отметить, что этот исторический этап можно разделить на этап правления Тюдоров — сплочение государства, преодоление феодальной розни и успешное экономическое и политическое развитие государства и этап правления Стюартов — рост поборов с населения, ненависть к пуританам, расширение функций Высокой комиссии и Звёздной палаты.

Правление Якова I и Карла I отмечено религиозной и политической борьбой. Приверженность католицизму, пренебрежительное отношение к парламенту, непризнание его властных функций, установление в обход него налогов, невыгодная для Англии внешняя политика — всё это отличает правление Стюартов.

В период абсолютизма окончательно утверждается верховенство королевской власти над английской церковью.

Особенности английской абсолютной монархии: в Англии продолжал существовать парламент; сохранение местного самоуправления, отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата, как на континенте; отсутствие крупной постоянной армии.

Английский абсолютизм имел свои особенности, благодаря чему получил в литературе название незавершенного. Незавершенность этой политической формы в условиях Англии означала сохранение политических институтов, свойственных предшествующей эпохе, а также отсутствие некоторых новых элементов, типичных для абсолютизма классического, французского образца.

2. Во время войны Эшнун попал в плен. Его жена, Латифа, узнав об этом, вышла замуж за другого человека, т.к. не знала когда вернется Эшнун и не имела средств к существованию. От нового мужа Латифа родила сына. Вернувшись через несколько лет домой. Эшнун потребовал, чтобы Латифа вернулась к нему. Как дело решится по «Законам Хаммурапи»? Правомерно ли требование Эшнуна и с кем останется ребенок?

Статья 135 «Законов Хаммурапи» гласит: «Если человек был взят в плен, а в доме его нет пропитания, и до его возвращения его жена вступила в дом другого и родила детей, а затем её муж вернулся и достиг своего поселения, то эта женщина должна вернуться к своему супругу, а дети должны идти за своими отцами.

Соответственно, Латифа должна вернуться к мужу Эшнуну, а её сын останется с отцом.

Список использованных источников и литературы

1. Е.В. Глазова, Л.Н. Терехова История государства и права зарубежных стран – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.

2. История государства и права зарубежных стран: учеб./ К.И. Батыр, И.А. Исаев, Г.С. Кнопов и др.; под ред. К.И.Батыра. – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. – 496 с.

3. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. В 2т./ Отв. ред. д.ю.н. проф. Н.А. Крашенинникова и д.ю.н. проф. О.А. Жилков. – 3-е изд. перераб. и доп. – Том 1. Древний мир и Средние века. – М.: Норма, 2004. – 720 с.

4. Кареев Н. Две английские революции XVII века. – М.: ГПИБ, 2002. – 205 с.

5. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 2002. – 576 с.

6. Черчилль У.С. Британия в Новое время (XVI-XVIIв.в.)/ Пер.с англ. О.Ю.Ивановой, С.Н. Самуйлова. – Смоленск: Русич, 2006. – 416 с.

7. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Составитель: доктор юридических наук, профессор В.А. Томсинов. – М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1999. – 480 с.

Абдурахманова И. В. История государства и права зарубежных стран/ И. В. Абдурахманова, Н. Е. Орлова. – М: Издательский центр “МарТ”, 2011. – 192 с. – (100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов)

Вениосов А. В. История государства и права зарубежных стран/ А. В. Вениосов. – ТетраСистемс, 2011. – 554 с.

Вологдин А. А. История государства и права зарубежных стран. Практикум/ А. А. Вологдин. – М: Высшая школа, 2012. – 288 с.

Глазова Е. В. История государства и права зарубежных стран/Е. В. Глазова, Л. Н. Терехова. – СПБ.: Питер, 2009. – 192 с.

Желудков А. В. История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций/ А. В. Желудков. – М: А-Приор, 2011. – 176 с.

Иванов А. А. История государства и права зарубежных стран/ А. А. Иванов. – М: Юнити-Дана, 2010. – 344 с.

Ильинский Н. И. История государства и права зарубежных стран. В вопросах и ответах/Н. И. Ильинский, Г. К. Аргучинцев. – М: Дикта, 2011. – 164 с.

Исаев И. История государства и права зарубежных стран. Учебник для бакалавров/И. Исаев, Т. Филиппова. – М: Порспект, 2013. – 560 с.

История государства и права зарубежных стран. в 2 ч.. Учебник для вузов// Под ред. Н.А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. – М.: Издательство НОРМА, 1996. – 480 с.

История государства и права зарубежных стран/ Под ред. К.И. Батыра 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – 496 с.

История государства и права зарубежных стран: Конспект лекций/Сост. С. Князева. – М.: АСТ, Сова, 2010. – 160 с.

Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран/А.И. Косарев. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2012. – 376 с.

Кудинов О.А. История государства и права зарубежных стран/О.А. Кудинов// М.: МЭСИ, 2012. – 305 с.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник/ О.А. Омельченко. – Т. 1.– М.: ТОН – Остожье, 2010. – 528 с

Попова А. В. История государства и права зарубежных стран. Краткий курс лекций/А. В. Попова. – М: Юрайт, 2011. – 224 с.

Прудников М. Н. История государства и права зарубежных стран /М. Н. Прудников. – М: Юнити-Дана, 2013. – 368 с.

Рубаник В. Е. История государства и права зарубежных стран. Курс лекций/В. Е. Рубаник. – М: Эксмо, 2013. – 480 с.

Сажина В. В. История государства и права зарубежных стран. Древний мир и Средние века/ В. В. Сажина. – М: ТетраСистемс, 2011. – 208 с.

Сажина В. В. История государства и права зарубежных стран. Новое и Новейшее время. Ответы на экзаменационные вопросы/ В. В. Сажина. – М:ТетраСистемс, 2011. – 208 с.

Саломатин А. Ю. История государства и права зарубежных стран/ А. Ю. Саломатин. – М: Норма, 2012. – 496 с.

Севастьянов А. В. История государства и права зарубежных стран в вопросах и ответах/А. В. Севастьянов. – М: РГ-Пресс,2011. – 144с.

Симонишвили Л. Р. История государства и права зарубежных стран/ Л. Р. Симонишвили. – М: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. – 280 с.

Тинт Ю. С. История государства и права зарубежных стран/ Ю. С. Тинт. – М: РИОР, Инфра-М, 2010. – 112 с.

Томсинов В. А. История государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века/В. А. Томсинов. – М: Зерцало-М, 2013. – 128 с.

Томсинов В. А. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века/В. А. Томсинов. – М: Зерцало-М, 2012. – 562 с.

Томсинов В. А. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Новое и Новейшее время/В. А. Томсинов. – М: Зерцало-М, 2012. – 440 с.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 томах / Под ред. К.И. Батыра – М: Проспект, 2013. – 520 с.

Шинкаренко К. И. История государства и права зарубежных стран в схемах К. И. Шинкаренко. – М: Проспект, 2012. – 80 с.

Абсолютная монархия установилась в Англии, как и в других странах, в период упадка феодализма и возникновения капиталистических производственных отношений. Вместе с тем английский абсолютизм имел свои особенности, благодаря чему получил в литературе название "незавершенного".
Незавершенность этой политической формы в условиях Англии означала сохранение политических институтов, свойственных предшествующей эпохе, а также отсутствие некоторых новых элементов, типичных для абсолютизма классического, французского образца.

Англия при абсолютизме

Особенности английского абсолютизма:

  1. основная - наряду с сильной королевской властью в Англии продолжал существовать парламент;
  2. сохранение местного самоуправления;
  3. отсутствие в Англии такой централизации и государственного аппарата, как на континенте;
  4. отсутствие крупной постоянной армии.

Центральные органы власти и управления в период абсолютной монархии в Англии:

  1. король;
  2. Тайный совет;
  3. парламент.

Реальная власть сосредоточилась в этот период полностью в руках короля .

Тайный совет короля , окончательно сложившийся в период становления английского абсолютизма, состоял из высших должностных лиц государства: лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда-хранителя печати и др.

Усилившаяся королевская власть не смогла упразднить парламент . Его устойчивость была следствием союза джентри и буржуазии, основы которого были заложены в предшествующий период. Этот союз не позволил королевской власти, используя рознь сословий, ликвидировать представительные учреждения в центре и на местах. Верховенство короны во взаимоотношениях с парламентом было оформлено статутом 1539 года, который приравнял указы короля в Совете к законам парламента. Хотя в 1547 году парламент формально отменил этот статут, преобладание короны над парламентом фактически сохранялось.

Парламент продолжал сохранять за собой прерогативу утверждения размеров сборов и налогов. Противодействие парламента установлению новых налогов вынуждало английских королей прибегать к займам, введению на ввоз и вывоз товаров, к выдаче за крупные денежные выплаты привилегий компаниям на исключительное торговли (так называемых ). Эти действия иногда вызывали сопротивление парламента, но его возможности влиять на политику королевской власти в этот период ослабли.

В период абсолютизма окончательно утверждается верховенство королевской власти над английской церковью . С целью учреждения в стране церкви, подчиненной королевской власти, в Англии была проведена Реформация, сопровождавшаяся изъятием церковных земель и превращением их в государственную собственность (секуляризация). Парламент Англии при Генрихе VIII с 1529 по 1536 г. принял ряд законов, объявлявших короля главой церкви и наделявших его правом намечать кандидатов на высшие церковные должности. В конце XVI в. законодательным путем было установлено содержание вероучения новой церкви, а также порядок богослужения. Таким образом, так называемая англиканская церковь перестала зависеть от римского папы и превратилась в часть государственного аппарата.

С установлением абсолютизма система местных органов управления стала более стройной, возросла их зависимость от центральных органов власти. Основные изменения в местном управлении в этот период выразились в учреждении должности лорда-лейтенанта и административном оформлении местной единицы - церковного прихода . Лорд-лейтенант, назначаемый в графство непосредственно королем, возглавлял местное ополчение, руководил деятельностью мировых судей и констеблей.

Приход представлял собой низовую самоуправляющуюся единицу, сочетавшую функции местного церковного и территориального управления. Собрание прихожан, плативших налоги, решало вопросы распределения налогов, ремонта дорог и мостов и т.п. Кроме того, собрание избирало должностных лиц прихода (церковных старост, надзирателей за бедными и пр.). Ведение церковных дел в приходе осуществлялось настоятелем прихода. Вся его деятельность была поставлена под контроль мировых судей, а через них - под контроль органов управления графствами и центральных органов.

Становление английского абсолютизма окончательно оформило структуру и юрисдикцию центральных Вестминстерских судов , в том числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтейства. Однако помимо них создаются чрезвычайные суды, такие как Звездная палата и судебные советы в "мятежных" графствах. Звездная палата в качестве специального отделения Тайного совета являлась орудием борьбы с противниками королевской власти (первоначально - с непокорными феодалами). Судопроизводство в ней носило в основном инквизиционный характер, а решения выносились по усмотрению судей. Впоследствии Звездная палата стала выполнять также функции цензора и органа надзора за правильностью вынесения вердиктов присяжными. Судебные советы, подчиненные Тайному совету, были созданы в тех районах Англии, где часто нарушалось "общественное спокойствие" (Уэльс, Шотландия).

В период абсолютизма расширилась судебная компетенция мировых судей . Все уголовные дела предписывалось рассматривать разъездным и мировым судьям после утверждения по ним обвинительного акта большим жюри. Присяжные заседатели включались в состав суда. Имущественный ценз для присяжных по закону Елизаветы I был повышен с 40 шиллингов до 4 фунтов стерлингов.

Основные принципы организации армии изменились незначительно . Во время установления абсолютной монархии Генрих VII (1485-1509 гг.), чтобы подорвать окончательную военную мощь старой аристократии, издал закон о запрещении феодалам иметь свиту и утвердил монопольное право короны использовать артиллерийские орудия.
Упразднение вооруженных сил крупных феодалов в Англии при абсолютизме не повлекло за собой создания постоянной королевской армии. Стража крепостей и королевская гвардия оставались малочисленными. Сухопутная армия продолжала основываться на ополчении в виде отрядов милиции.

Английское государство, занимая островное положение, нуждалось для защиты своей территории в сильном морском флоте. Военный флот стал основой вооруженных сил Англии, орудием господства на морях и колонизации других территорий.

Главная > Учебно-методический комплекс

7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.

В английском государстве абсолютизм имел некоторые особенности, сильно отличавшие его от французского абсолютизма. В Англии не сложилась доктрина, согласно которой монарх подчинен только Божественным законам, но не обязан подчиняться человеческим. Английский монарх должен был действовать в рамках общего права королевства и соблюдать законы страны. Свою власть король осуществлял вместе с парламентом, органом сословного представительства. Монарх рассматривался как неотъемлемая часть парламента, как одна из его корпораций (estates ) наряду с корпорациями общин, светских и духовных лордов. Считалось, что только в парламенте король достигает высшего величия и его власть становится подлинно абсолютной. Без парламента власть короля менее значительна и подчинена первой власти. В отличие от Франции монарх в Англии также не располагал большой вооруженной силой, здесь не было создано разветвленной бюрократии. По-прежнему сохраняло свои позиции местное самоуправление. Все это дает исследователям основания утверждать, что абсолютизм в Англии носил «незавершенный характер», он якобы не развился до уровня классического французского абсолютизма. Некоторые ученые вообще отрицают его существование и приходят к выводу о зарождении конституционной монархии уже в этот период.Усилению королевской власти в Англии XV–XVI вв. способствовал ряд факторов. Прежде всего, оказала воздействие Война Алой и Белой розы 1455–1485 гг. – династическая война между Ланкастерами и Йорками. В результате войны на престоле утвердилась новая династия, связанная родственными узами с обеими династиями – Тюдоры (1485–1603) . В ходе войны был уничтожен цвет английской знати, много феодалов погибло, что автоматически усиливало власть короля. Первый монарх из династии Тюдоров Генрих VII произвел пожалования званий лордов, новая знать оказалась прочно связана с короной. Желая также укрепить позиции центральной власти, король упразднил ливрейные свиты (отряды слуг, одетых в ливрею господина), широко использовавшиеся феодалами во время междоусобий, и ввел королевскую монополию на применение артиллерии. Другим фактором, который способствовал укреплению абсолютизма, стала Реформация церкви в Англии XVI в. Начавшись как личное противостояние короля Генриха VIII и папы римского Климента VII (из-за несогласия папы на развод короля с первой женой Екатериной Арагонской), этот конфликт быстро перерос в дело общенационального масштаба, затронувшее конфессиональные интересы всех англичан. Монарх разорвал отношения с римской курией и встал на путь создания самостоятельной христианской церкви – Англиканской . В 1534 г. был принят Акт о супрематии , согласно которому король был объявлен главой новой церкви в Англии. Эта церковь сохраняла епископат, прежнее богослужение, в основном следовала старой католической догматике (отдельные лютеранские догматы вошли затем и в англиканский символ веры). Во время реформы были уничтожены монастыри, а их имущество (включая четверть всех обрабатываемых земель Англии) отошло к короне. Безусловно, распространение власти монарха на духовную сферу должно было усилить ее влияние во всем государстве. Усилению этого влияния способствовали и внешнепо-литические успехи английских монархов, территориальное расширение государства. При Генрихе VIII в состав английских владений окончательно включается Уэльс; ведется наступление в Ирландии, и в 1541 г. монарх принимает титул короля Ирландии. В 1603 г. со вступлением на английский трон Якова I Стюарта достигается личная (династическая) уния Англии и Шотландии.Высшие органы власти и управления. Тайный совет. Незадолго до воцарения Тюдоров Королевский совет был переименован в Тайный совет . Короли стали формировать его в основном из назначенных чиновников, а не из знати. Состав совета не был стабильным и часто менялся. Так, при Генрихе VII в нем находилось более 200 членов, в царствование его сына Генриха VIII (1509–1547) состав уменьшился до 120, а в последние десять лет правления этого короля вообще не превышал
19 человек. В дальнейшем он изменялся, но не столь значительно. Непременными членами Тайного совета («великими официалами») являлись: лорд-канцлер, лорд-хранитель печати, лорд-камергер, вице-камергер, казначей двора, королевский конюший и лорд-адмирал. Почетным председателем Совета был лорд-канцлер, но неформальное лидерство в нем в XVI в. перешло к государственному секретарю (secretary of state ). Такой секретарь, по сути, являлся посредником между королем и всей остальной администрацией. (Могло назначаться два государственных секретаря.) При Совете имелся ряд комитетов, которые осуществляли текущее управление страной. Совету были предоставлены широкие полномочия: он участвовал в законодательной работе, вел контроль за центральными и местными органами власти, вырабатывал внешнюю политику и управлял колониями Англии. Указы Тайного совета использовались для ареста преступников.Парламент. В период абсолютизма парламент из органа, представлявшего интересы сословий и в определенной мере находившегося в оппозиции к королевской власти, превращается в послушное орудие этой власти. Парламент действует уже не вопреки королевской воле, но вполне согласно ее предписаниям. Монарх при этом обладает достаточными рычагами, чтобы держать парламентариев в повиновении.Король определял в значительной мере состав представительного органа. Монарх обладал правом назначения светских лордов, а после проведения Реформации – и духовных. Таким образом, от него зависел состав верхней палаты. Нижняя палата формировалась на основе выборов от графств и городов, но эти выборы также находились под контролем монарха. В графствах шерифы получали от правительства указания о подборе удобных кандидатов в депутаты. Что касается городов, то их участие в избирательной кампании определялось наличием соответствующей привилегии, дарован-ной монархом. Не все города наделялись таким правом, часто привилегию имели мелкие населенные пункты, где легче было добиться благоприятного для властей исхода голосования. Король обладал правом контроля над правильностью проведения выборов в парламент. В случае признания факта незаконного избрания лица, оно подлежало удалению из палаты общин. Впрочем, начиная с 1581 г. палата сама стала осуществлять такой контроль. Но в правление Елизаветы I (1558–1603) была установлена присяга для всех членов палаты общин в отношении главы государства: не присягнувшее лицо не могло находиться в ее составе. В палате лордов в XVI в. было менее 100 человек (например,
в 1563 г. – 80). В палате общин численность избранных возросла за XVI столетие с 296 до 462.В эпоху абсолютизма парламент заседал нерегулярно. За 118 лет правления Тюдоров он созывался 58 раз. Однако по желанию монарха представительный орган мог долго не распускаться. Созванный в 1529 г. Реформационный парламент (для проведения церковной реформы) заседал целых семь лет. Процедура голосования в палате общин первоначально предполагала голосование криком, в начале царствования Елизаветы I оно было заменено разделением голосующих (голосовавшие «за» обязаны были покинуть палату). Король мог повлиять на позицию депутатов палаты через ее спикера, который имел право предоставления слова ораторам и право прекращения выступлений. Постепенно складываются особые привилегии депутатов, которые рассматриваются пока только как королевская милость, а не как их неотъемлемые права. К таким привилегиям относятся: свобода от ареста, свобода слова в парламенте и право на внутренний парламентский контроль. Последнее право выражалось в проведении контроля палаты общин над правильностью выборов в парламент и осуществлении суда в отношении своих членов.Парламент сохраняет свои прежние функции: законодательные, финансовые и судебные. Хотя, как и ранее, основными законами королевства считались статуты, в 1539 г. равную силу с ними получили прокламации короля, принимаемые им единолично. Свое право импичмента парламент тоже использует по желанию монарха, а не самостоятельно.Местное управление. Местное управление осуществлялось мировыми судьями . Мировой судья назначал низших служащих: помощников шерифов в сотнях бейлифов, полицейских служащих – констеблей , коронеров (служащих, расследовавших дела о насильственной смерти), дорожных надсмотрщиков. С конца XV в. шерифы графств также оказались под контролем мировых судей. Надзор же над самими мировыми судьями были призваны осуществлять с XVI в. лорды-лейтенанты . Изначально это была военно-административная должность: лорды-лейтенанты присылались из центра для сбора местного ополчения. Со временем им были присвоены функции контроля над местной администрацией. В период абсолютизма вводится также низовая административная единицацерковный приход . Приход ведал распределением налогов среди прихожан, занимался содержанием мостов и дорог, следил за поведением членов прихода. Мировые судьи осуществляли надзор за деятельностью приходов.Судебная система. На низшем уровне функционировали магистратские суды – суды мировых судей. Мировой судья разбирал мелкие гражданские дела и проводил предварительное следствие по уголовным делам. Дела о мелких правонарушениях решались мировым судьей самостоятельно в суммарном (от фр. sommaire – «упрощенный») порядке, без участия присяжных. Более опасные преступления рассматривались мировыми судьями в суде четвертных сессий (созывавшемся четыре раза в год), в присутствии присяжных. Продолжали действовать и разъездные суды в форме Судов ассизов. Он вели судебное разбирательство по уголовным делам и рассматривали земельные споры.На высшем уровне сохраняют свое значение Вестминстерские суды общего права и суд справедливости (Суд лорда-канцлера). К первым относились Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд Палаты шахматной доски. Суд королевской скамьи был специализирован на апелляциях по уголовным делам, Суд общих тяжб рассматривал гражданские иски и являлся надзорной инстанцией для низших судов, Суд Палаты шахматной доски (Суд казначейства) разбирал спорные дела, связанные с королевской казной. Апелляции от Суда общих тяжб можно было подавать в Суд королевской скамьи, а от последнего суда – в палату лордов парламента. В 1585 г. был учрежден особый Суд казначейской палаты для принятия апелляций от Суда королевской скамьи во время парламентских каникул.Абсолютизм отличался использованием органов чрезвычайного правосудия. Чрезвычайным судом являлся Суд Звездной палаты (назван по росписи потолка в зале заседаний, изображавшей небесный свод). Его состав почти совпадал с составом Тайного совета. Он был учрежден в конце XV в. для борьбы с мятежами и другими политическими преступлениями, но с 1540 г. был специализирован на делах о мисдиминорах, поэтому не использовал в качестве санкций смертную казнь и членовредительные наказания, но зато мог налагать большие штрафы. Ему также принадлежала цензура печатных изданий. Палата широко применяла пытки, процесс в ней носил инквизиционный характер. По образцу данного суда были учреждены Советы по делам Уэльса и по делам северных территорий . Другой чрезвычайный суд касался церковных преступлений и назывался Высокой комиссией . Это высший трибунал по вопросам веры, который рассматривал дела о ересях и других преступлениях против религии. Он был учрежден при Елизавете I.Среди органов специальной юрисдикции следует отметить Суд адмиралтейства , получивший особое значение в связи с превращением Англии в XVI в. в крупнейшую морскую державу. Данный суд рассматривал гражданские дела, связанные с морской торговлей, и уголовные дела о преступлениях, совершенных на английских судах.

7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.

Прусское государство сложилось в результате соединения под властью одной династии Гогенцоллернов трех разнородных частей: курфюршества Бранденбург, герцогства Пруссии и территорий в Рейнской области. Герцогство Пруссия представляло собой земли бывшего Тевтонского ордена и являлось с 1525 г. вассалом Польши. В 1618 г. оно было предоставлено бранденбургскому курфюрсту (курфюрст, или elector (лат.), обладал правом участия в избрании императора Священной Римской империи). Вассальная зависимость Пруссии от Польши сохранялась до 1657 г. Ее ликвидация в значительной мере была заслугой Великого курфюрста – Фридриха Вильгельма (1640–1688). Реформы, проведенные им, способствовали росту могущества бранденбургско-прусского государства и его возвышению среди европейских стран. Фридрих Вильгельм ослабил провинциальные сословно-представительные собрания, ввел административную централизацию и создал постоянную армию. Он укрепил экономику, разоренную после Тридцатилетней войны (1618–1648), развернув широкую колонизационную программу на опустошенных землях. В рамках этой программы практиковались обещание амнистии поселенцам, совершившим преступления, покровительство религиозным эмигрантам: гугенотам-кальвинистам, бежавшим из Франции, лютеранам из католических германских государств, иудеям и католикам из Голландии. Меркантилистская политика правительства также способствовала экономическому росту. В результате к концу XVII столетия значительно усилилась власть бранденбургско-прусских правителей, в государственной организации утвердился абсолютизм. В 1701 г. по согласию германского императора бранденбургско-прусское государство получило статус королевства. Первым королем в Пруссии стал сын Великого курфюрста Фридрих I.Органы государственной власти и управления в первой половине XVIII в. Высшим органом власти в Пруссии являлся Тайный совет . Он был разделен на три департамента: иностранных дел, юстиции и внутренних дел. Департамент внутренних дел сложился в первой половине XVIII в. и стал, по сути, главным правительственным учреждением Пруссии. Он получил обозначение как Генеральная высшая директория финансов, военных дел и доменов . На местах Генеральной директории были подчинены военные и домениальные палаты, ведавшие в провинциях военным и домениальным хозяйством. В помощь им были введены должности ландратов – земских советников, которые назначались монархом из числа дворян по рекомендации дворянских собраний. Ландраты, с одной стороны, были агентами центральной власти, они ведали сбором налогов, полицией, набором рекрутов в армию. С другой стороны, они председательствовали на дворянских собраниях и совместно с дворянскими комитетами решали дела местного дворянства. Прусские города находились под контролем королевских податных советников, управление городом относилось к ведению городского совета, составленного из назначенных правительством магистратов. Самоуправление сохранилось лишь на уровне свободных крестьянских общин.Органы сословного представительства (ландтаги ) в некоторых землях вообще перестали функционировать, например, в Бранденбурге, в других же их полномочия были ограничены.
В частности, они по большей части лишились права вотирования налогов. Это является ярким показателем укрепления прусского абсолютизма. «Просвещенный абсолютизм» Фридриха II . Под политикой «просвещенного абсолютизма» можно понимать комплекс мер, направленных на модернизацию государства и общества и проводимых под воздействием идей европейского Просвещения. Такая политика опиралась на принятые философами XVIII в. принципы естественного права и общего блага. На основе этих принципов выводились задачи просвещенного монарха, «философа на троне», цивилизовать своих подданных, предоставить им возможность получить образование, установить веротерпимость, смягчить уголовные наказания. Модернизация государства предполагала введение централизованного и унифицированного управления, основанного на разумных началах и законах. Однако подобная политика отнюдь не предусматривала каких-либо ограничений власти монарха. Напротив, абсолютная власть предоставлена монарху как раз для осуществления реформ во имя общего блага. Политика «просвещенного абсолютизма» не была направлена и на разрушение сословного строя. Монархи исходили из представления о рациональном распределении функций среди разных социальных групп, равенство между ними понималось только в отношении к самому монарху, но не в отношении друг к другу. Поэтому «просвещенный абсолютизм» был ориентирован на сохранение сословного деления общества, но к введению еще большей правовой регламентации жизни сословий и усилению полицейского контроля над ними со стороны государства.В Пруссии политику «просвещенного абсолютизма» начал проводить Фридрих II Великий (1740–1786). Фридрих задался целью благоустроить прусское государство и превратить его в процветающую державу. В процессе государственного строительства он отводил монарху первенствующую роль. В его понимании монарх являлся абсолютным не по «Божией милости», но в качестве «первого слуги» государства, как его управитель, отвечающий за четкую работу государственного механизма. Воля такого управителя должна требовать себе беспрекословного подчинения.В административной сфере реформы Фридриха II были направлены на упорядочение и централизацию управления. В состав Генеральной директории входили министры, которые курировали как отраслевое, так и территориальное управление. Министр отвечал за несколько провинций. Четыре департамента Директории ведали управлением территорий (исторических областей, вошедших в королевство). В начале царствования Фридрих создает Пятый департамент, уже не связанный с территориальным управлением, но отвечавший за вопросы экономической политики и развитие торговли и мануфактур. Правда, сделать из него эффективный орган для реализации экономических программ королю не удалось: фактически Пятый департамент превратился в бюро статистики и информации. В дальнейшем были созданы еще четыре специализированных департамента по разным отраслям. Особую роль в координации деятельности правительственных служб приобрел сам монарх. Как писал король, «система [управления] может быть придумана лишь одним лицом, и поэтому она должна исходить от государя» . Хотя Фридрих редко председательствовал на Генеральной директории и избегал личных контактов с министрами (всего их 20), он надзирал за администрацией из своего кабинета. В кабинете короля служило несколько секретарей, которые имели определенную сферу компетенции и докладывали монарху о текущих делах. В своей политике монарх опирался на бюрократию. Стремясь сделать ее более послушной и зависимой от правительства, король отказался от практики продажи государственных должностей.В судебной сфере король шел по пути унификации и централизации судебных органов. На смену разным провинциальным судебным органам пришли суды среднего звена: судебная палата в Берлине, трибунал в Кёнигсберге и др. Был учрежден Высший трибунал для всего королевства. Судебная власть была отделена от административной. Служащие судов получали фиксированное жалованье, а все судебные издержки стали поступать в общую казну. В 1781 г. в составе судов были выделены особые члены (ассистенты ), которые должны были играть роль адвокатов, но их процессуальные права были ограничены. Они также получали жалованье от государства. Новшества-ми были отмечены изменения в судопроизводстве. Сразу после вступления Фридриха II на престол в 1740 г. были отменены судебные пытки, за исключением важных дел, а в дальнейшем пытки было запрещено применять во всех случаях. Были сокращены сроки судебного разбирательства: каждое дело должно было решаться не более чем в течение одного года. В 1749 г. был издан новый cудопроизводственный устав Фридриха II – Codex Fridericianus . Отдельными нововведениями было отмечено и прусское уголовное право. Можно говорить о некотором смягчении уголовных наказаний: например, была отменена смертная казнь за аборты (чтобы мать могла искупить свое преступление умножением рода человеческого). В правление Фридриха II также было положено начало всеобъемлющей кодификации прусского права, в результате которой было составлено уложение под названием Allgemeines Landrecht f ü r Preussichen Staaten («Всеобщее земское право для Прусских государств»), изданное в 1794 г. Оно включило в себя не только нормы гражданского, но и немало норм уголовного права. Для него также характерно смягчение уголовной репрессии.В сословной политике Фридриха II наблюдалось стремление закрепить за сословиями строго определенные функции в жизни общества. Дворяне обязаны были находиться на военной или гражданской службе государству, им воспрещалось заниматься торговлей и ростовщичеством. Им принадлежали исключительные права на родовые земли. Продавать их недворянам было запрещено. За горожанами закреплялись права на ведение торговли и предпринимательство. Крестьяне прикреплены к земле и обязаны трудиться на своего помещика. В 1763 г. король предпринял попытку отменить крепостное право в Померании. Хотя такая мера не носила всеобщего характера, она натолкнулась на столь яростное сопротивление прусских дворян, что монарх вынужден был от нее отказаться. Впрочем, король издал указы о запрете сгона крестьян с земли. Что касается крестьян королевского домена, им были предоставлены права наследственного владения землей.В религиозной сфере король Пруссии, покровитель вольнодумцев Ф. Вольтера и Ж.-Ж. Руссо придерживался политики веротерпимости. В 1781 г. была установлена свобода вероисповедания для лиц христианских конфессий. В области культуры Фридрих тоже придерживался передовых взглядов. В своей стране монарх фактически ввел всеобщее начальное образование – в 1763 г. Вводились ограничения цензуры печати. Король оказывал неизменное покровительство наукам и искусствам.При характеристике прусского государства следует отметить его откровенно милитаристский характер. Усилиями королей Фридриха Вильгельма I и его сына Фридриха Великого в Пруссии была создана одна из лучших армий в Европе XVIII в., отличавшаяся жесткой дисциплиной и боевой выучкой. На содержание вооруженных сил при Фридрихе II тратилось до 2 / 3 государственного бюджета. Однако к началу XIX в. военные преимущества прусской армии оказались исчерпаны, она не смогла противостоять армии, созданной Великой французской революцией. Это привело к военному поражению Пруссии в 1806 г. от войск императора Наполеона I. По Тильзитскому миру 1807 г. она лишилась более половины своей территории, должна была уплатить Франции гигантскую контрибуцию, а до ее выплаты терпеть оккупацию французских войск.Реформы в Пруссии начала XIX в. Воздействие Великой революции во Франции и поражение от ее армии привели правительство короля Фридриха Вильгельма III к осознанию необходимости проведения новых реформ. Они должны были предотвратить развитие революционных настроений внутри прусского общества и восстановить силы государства для отражения военной угрозы. Реформы шли по разным направлениям. Целый комплекс преобразований в период 1807–1811 гг. получил название реформ Штейна – Гарденберга (по именам министров).
В 1808–1810 гг. было реорганизовано центральное управление, создано пять министерств по отраслям с четко определенной ведомственной компетенцией: военное, иностранных дел, финансов, внутренних дел, юстиции. Учрежден Совет министров во главе с государственным канцлером.
В 1808 г. была также проведена реформа местного управления. В Пруссии восстанавливалось самоуправление на уровне городов, где создавались выборные муниципальные советы. В выборах могли принимать участие только крупные налогоплательщики.Принятием «октябрьского эдикта» 1807 г. в Пруссии было отменено крепостное право. Крестьяне получили личную свободу и право распоряжения своей земельной собственностью, но при сохранении сеньориальных повинностей и платежей. За помещиками была также сохранена судебная и полицейская власть в отношении бывших крепостных. Немного позже крестьянам было предоставлено право выкупа повинностей у помещиков, но на весьма тяжелых условиях (сумма выкупа в 25 раз превосходила сумму годичных платежей помещику). В 1811 г. были упразднены цехи и установлена свобода промышленной деятельности. Нужды обороны потребовали проведения реформ в армии (реформы Шарнхорста–Гнейзенау, по именам военачальников). Был учрежден Генеральный штаб. В целях улучшения командного состава было разрешено занятие офицерских должностей недворянами. В армии были отменены телесные наказания. В 1814 г. в Пруссии была введена всеобщая воинская повинность (с 3 годами действительной службы и 2 годами в резерве). Проведенные преобразования укрепили прусское государство. Участие Пруссии в шестой антифранцузской коалиции оказалось победным и позволило вернуть отторгнутые земли. После создания Германского союза в 1815 г. Пруссия вступила в борьбу с Австрией за лидерство в объединении Германии.

Контрольные вопросы

    В чем заключались лимиты королевской власти во Франции при абсолютизме? Что такое министериат во Франции? В каких случаях он устанавливался? Какую роль играл парламент в абсолютистской Англии? Что такое политика «просвещенного абсолютизма»? Укажите ее основные направления в Пруссии XVIII в. В чем заключались реформы Штейна – Гарденберга в Пруссии?