Основные мотивы лирики некрасова. «Основные темы и идеи лирики Н

Криницын А.Б.

Многие не понимали «сурового» лиризма Некрасова. О стихотворении «В больнице» Боткин писал поэту, что его стихи «действуют на душу, как сырой холодный туман на тело – проникают исподволь и страшно холодят». Вместо пушкинского благозвучия мы найдем у Некрасова нагоняющую тоску инструментовку гласных на у и ы[i] , а согласных –на шипящие и «р» (так, в стихотворении «Утро» звукопись на «ж» передает душераздирающий скрежет метала о камень: «Жутко нервам – железной лопатой /Там теперь мостовую скребут»).

Благодаря своим картинам петербургской действительности Некрасов стал одним из первых поэтов-урбанистов в русской поэзии (так называют поэтов, избравших своей темой изображение города и его жизни). Особенно выделяются циклы стихотворных очерков «О погоде», «На улице», стихотворения «Утро», «Еду ли ночью по улице темной…», «Секрет (опыт современной баллады)», «Петербургское утро». И надо сказать, что город в его изображении предстает неизменно отталкивающим: либо бесчеловечно морозным зимой, либо пасмурным, сырым и промозглым осенью, либо раскаленно душным, чадящим и задымленным летом.

Надо всем, что ни есть: над дворцом и тюрьмой,

И над медным Петром, и над грозной Невой,

До чугунных коней на воротах застав

(Что хотят ускакать из столицы стремглав) –

Надо всем распростерся туман.

Душный, стройный, угрюмый, гнилой,

Некрасив в эту пору наш город большой,

Как изношенный фат без румян... («О погоде»)

В цикле «О погоде» есть один особенно пронзительный рассказ, вызывающий пронзительное чувство жалости, – об жестоком избиении извозчиком своей лошади:

Под жестокой рукой человека

Чуть жива, безобразно тоща,

Надрывается лошадь-калека,

Непосильную ношу влача.

Вот она зашаталась и стала.

"Ну!" - погонщик полено схватил

(Показалось кнута ему мало) –

И уж бил ее, бил ее. бил!

Ноги как-то расставив широко,

Вся дымясь, оседая назад,

Лошадь только вздыхала глубоко

И глядела... (так люди глядят,

Покоряясь неправым нападкам).

Он опять: по спине, по бокам,

И вперед забежав, по лопаткам

И по плачущим, кротким глазам!

Это – одна из самых сильных картин изображения человеческой жестокости как таковой в русской литературе (позднее Достоевский в романе «Братья Карамазовы», сопоставляя разные типы жестокости, выберет именно избиение кнутом в качестве примера жестокости «по-русски»). Лошади придаются разумные, кроткие человеческие черты, а сам погонщик их лишается, превращаясь в озверевшего, безрассудного палача.

Образ музы и лирический герой Некрасова

С этим стихотворением перекликается другое, знаменитое своей афористичностью, где речь так же идет о прилюдном избиении:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Некрасов не просто пишет о том, как избивают крестьянку, но говорит о ней как о молодой женщине, чтобы возбудить в нас самое живое сочувствие. Тем самым он сосредотачивает внимание прежде всего на общечеловеческом в несчастной жертве. Заканчивается же стих риторическим сравнением истязаемой крестьянки с Музой. В дальнейшем это уподобление стало устойчивым в лирике Некрасова. «Рыдающим звукам» его стихов соответствует образ «неласковой и нелюбимой Музы, /Печальной спутницы печальных бедняков, /Рожденных для труда, страданья и оков, – /Той Музы плачущей, скорбящей и болящей, /Всечасно жаждущей, униженно просящей…» («Муза» 1852). В конце своей жизни Некрасов вновь возвратится к излюбленной метафоре, отождествив музу с бичуемой кнутом крестьянкой: «Не русский - взглянет без любви /На эту бледную, в крови, /Кнутом иссеченную Музу...» («О Муза! Я у двери гроба!» 1877).

Но наиболее ёмкое определение Некрасовым своей Музы, пожалуй, следующее – «Муза мести и печали», ибо часто она вдохновляет поэта не любовью, а ненавистью. В 1852 году он пишет стихотворение на смерть Гоголя, являеющееся поэтическим переложением одного из авторских отступлений «Мертвых душ» . Стихотворение построено на противопоставлении двух художников: романтика-идеалиста и сатирика. Под первым поэтом легко угадывается Пушкин.

Блажен незлобивый поэт,

В ком мало желчи, много чувства:

Ему так искренен привет

Друзей спокойного искусства,

<...> Дивясь великому уму,

Его не гонят, не злословят,

И современники ему

При жизни памятник готовят...

Под вторым поэтом подразумевается Гоголь, хоть его имя и не упоминается по цензурным соображениям (месяц спустя за напечатание некролога о смерти Гоголя в «Московских ведомостях» был на месяц посажен под арест Тургенев). Но у читателей того времени с художником-сатириком ассоциировался прежде всего сам Некрасов. Этот поэт не угождает моде и вкусам публики, но решается говорить ей нелицеприятные истины, изобличать ее пороки и слабости, служа не ей, но – в случае Некрасова – крестьянам и беднякам, которые никогда не прочтут посвященных им стихов. Некрасов как бы отрекается от своего «я», делаясь голосом вечно «безмолвствующего» народа. Поэтому он никогда не будет моден и прославлен среди читающего высшего сословия. Он призывает его к самоотречению, к жертвам, осуждает его спокойную и беззаботную жизнь, что, разумеется, не может понравиться большинству. Сознательно вызывает он на себя шквал возмущения и критики:

Но нет пощады у судьбы

Тому, чей благородный гений

Стал обличителем толпы,

Ее страстей и заблуждений

Питая ненавистью грудь,

Уста вооружив сатирой,

Проходит он тернистый путь

С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь

Мечте высокого призванья,

Онпроповедует любовь

Враждебным словом отрицанья…

Таким образом, вместо известного выражения Гоголя: «озирать всю громадно несущуюся жизнь <...> сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!» Некрасов использует другой оксюморонный образ: любви-ненависти («Онпроповедует любовь враждебным словом отрицанья»). Конец стихотворения уже напоминает лермонтовскую «Смерть поэта» по ожесточенности конфликта поэта с обществом, когда поэт подвергается настоящей травле и гибнет в неравной борьбе:

Со всех сторон его клянут

И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он - ненавидя!

С точки зрения Некрасова, в этом как раз и заключается истинный патриотизм – обличить пороки, чтобы исцелить от них общество. Но Некрасов заостряет этот мотив: общество нужно активно изменить, и возможно, не только через искусство. Некрасов призывает к активной гражданской позиции («Страшись их участь разделить, Богатых словом, делом бедных, И не иди во стан безвредных, Когда полезным можешь быть!..»).

В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов окончательно формулирует свою поэтическую и идеологическую программу. Стихотворение построено как диалог поэта с гражданином, являющегося представителем общественности и требующим от поэта служения обществу своей поэзией. Этот диалог можно понять как диалог внутренний, поскольку за обоими голосами стоит сам Некрасов, который осознает себя одновременно и художником и патриотом. Произведение явно соотносится по форме и по тематике с пушкинскими стихами «Разговор книгопродавца с поэтом» и «Поэт и толпа», тоже построенными в форме диалога. Некрасов, таким образом, вступает не только в демонстративный спор сам с собой, но и в полемику с Пушкиным, цитируя в своем стихотворении от лица Поэта пушкинские строки:

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Некрасов приводит их для того, чтобы их опровергнуть устами Гражданина:

… я восторг твой разделяю,

Но, признаюсь, твои стихи

Живее к сердцу принимаю...

Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда;

С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать...

Таким образом, Отечество находится, по мысли Гражданина, в опасности, в бедственном состоянии, и посему им объявляется своего рода «военное положение» в искусстве (хотя по видимости и нет никакой войны). Но Некрасов именно зовет в бой, «в огонь» – за освобождение народа, в бой, который закончится, только когда народ избавится от своей скорбной участи.

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет: гражданин достойный

К отчизне холоден душой -

Ему нет горше укоризны...

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь,

Иди и гибни безупречно –

Умрешь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь...

Поэт признает в конце концов правоту гражданина, но жалуется на отсутствие дара и вдохновенья, на потерю сил («Под игом лет душа погнулась, остыла ко всему она, И Муза вовсе отвернулась, презренья горького полна»).

Некрасов постоянно изображает себя слабым, грешным, лишенным сил, не могущем далее бороться за свои идеалы. Достойных борцов он видит лишь в своих соратниках: Белинском, Добролюбове, Чернышевском. В их облике он всякий раз подчеркивает самоотверженность и:

Суров ты был, ты в молодые годы

Учил рассудку страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать. («Памяти Добролюбова»).

О Чернышевском:

Но любит он возвышенней и шире,

В его душе нет помыслов мирских.

«Жить для себя возможно только в мире,

Но умереть возможно для других!»

Сочинение

Некрасов отдал дань романтизму сборником стихотворений \"Мечты и звуки\" (1840), жестоко осужденным,
даже высмеянным тогда же Белинским. Зрелый Некрасов, начиная со стихотворения \"В дороге\" (\"Скучно?
скучно!.. Ямщик удалой...\") 1845 года, является продолжателем пушкинской линии в русской поэзии - по
преимуществу реалистической. В некрасовской лирике есть лирический герой, но единство его определяется не
кругом тем и идей, связанных с определенным типом личности, как у Лермонтова, а общими принципами
отношения к действительности. И здесь Некрасов выступает как выдающийся новатор, существенно
обогативший русскую лирическую поэзию, расширивший горизонты действительности, охваченной лирическим
изображением. Тематика Некрасова-лирика разнообразна.
Первый из художественных принципов Некрасова-лирика можно назвать социальным. Узкий круг
лирической тематики он дополнил новой темой - социальной. Вспомним хрестоматийные строки 1848 года:
\"Вчерашний день, часу в шестом\". В своем последнем стихотворении \"О, Муза, я у двери гроба\" поэт последний
раз вспомнит \"эту бледную, в крови, /Кнутом иссеченную Музу\". Источник вдохновения поэта, Муза, у Некрасова
- родная сестра несчастных, подвергаемых насилию и угнетению. Не любовь к женщине, не красота природы,
а страдания замученных нуждой бедняков - вот источник лирических переживаний во многих стихотворениях
Некрасова. Причем эта социальная тема меняет характер и собственно любовной лирики Некрасова. \"Ночь.
Успели мы всем насладиться. Что ж нам делать? Не хочется спать\", - начинается стихотворение 1858 года. И
герой предлагает помолиться за тех, \"кто все терпит\", \"чьи работают грубые руки, / Предоставив почтительно
нам / Погружаться в искусства, в науки, / Предаваться мечтам и страстям\". Ясно, что дворянин по
происхождению, Некрасов выражает здесь сознание разночинца, истинного демократа, знающего темные
стороны общественного бытия, испытавшего на себе голод и холод, не умеющего, не способного по-дворянски
брезгливо и спесиво, отвернуться от изнанки жизни.
В то же время лирический герой Некрасова не просто разночинец, а разночинный интеллигент. Вот еще
один шедевр некрасовской любовной лирики - \"Я не люблю иронии твоей\" (датируется предположительно 1850
годом и тоже, предположительно, обращенное к А. Я. Панаевой). Одновременно это и образец
интеллектуальной поэзии, герой и героиня - культурные люди, в их отношениях ирония и, главное, высокий
уровень самосознания. Они знают, понимают судьбу своей любви и заранее грустят. Воспроизведенная
Некрасовым интимная ситуация и возможные пути ее разрешения, напоминают отношения героев
Чернышевского \"Что делать?\".
Ярчайшим проявлением новой лирической темы - социальной - стало стихотворение \"Еду ли ночью по
улице темной\" (1847). Это душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть ребенка
выгнали на панель. \"Беззащитная, больная и бездомная\", женщина вызывает жалость, но нет возможности
помочь несчастной жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие стихотворения 40 – 50-х
годов: \"В дороге\", \"Перед дождем\", \"Тройка\", \"Родина\", \"Псовая охота\", маленький цикл \"На улице\", \"Несжатая
полоса\", \"Маша\". \"Тяжелый крест достался ей на долю\", \" В больнице\". Пафос этих стихотворений, источник
лиризма в них суммируется и обобщается в небольшой поэме \"Рыцарь на час\" (1862), особенно в знаменитых
строках: \"От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови, / Уведи меня в стан погибающих, / За
великое дело любви\", - обращается поэт к матери. Эти строки волнуют и сегодня.
Второй художественный принцип Некрасова-лирика - социальный аналитизм. И это было новым в
русской поэзии, отсутствующим и у Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного
возраста мы помним стихи \"Однажды, в студеную зимнюю пору\" - про “мужичка с ноготок”. Но не все знают, что
предшествует этому отрывку в стихотворении \"Крестьянские дети\", где герой оборачивает \"другой стороною
медаль\" крестьянского детства: \"Положим, крестьянский ребенок свободно / Растет, не учась ничему, / Но
вырастет он, если богу угодно, / А сгибнуть ничто не мешает ему\".
То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл воспроизводимых явлений и
придавать его своим, вполне лирическим, излияниям. Иными словами, носителем, субъектом социальной
типизации оказывается не только автор, но и его лирический герой. Социальный аналитизм пронизывает два
известнейших стихотворения \"Размышления у парадного подъезда\" (1858) и \"Железная дорога\" (1864). В
\"Размышлениях...\" конкретный единичный факт - приход мужиков с просьбой или жалобой к министру
государственных имуществ - возводится в ранг типичного явления: \"Знать, брели-то долгонько они / Из каких-
нибудь дальних губерний\". Лирический герой домысливает то, что на увиденных им из окна мужиках, как
говорится, не написано. То же в четверостишии \"За заставой, в харчевне убогой...\", строки 86 – 89 и, наконец,
знаменитый финал стихотворения \"Назови мне такую обитель...\".
За \"Железную дорогу\" редактор \"Современника\", где она впервые была напечатана, и он же автор
стихотворения получил второе, предпоследнее предупреждение о возможном закрытии журнала от самого
министра внутренних дел Валуева, известного автора либерально-реформаторских проектов. Особые
нарекания цензуры вызвал, на первый взгляд, вполне невинный эпиграф: цензоры поняли, что все \"страшно
эффектное\", как выразился один из них, стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл и
бросает тень не только на руководившего строительством Николаевской железной дороги бывшего
главноуправляющего железными дорогами графа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его
ныне царствующего сына. Вторая и четвертая части стихотворения, проведенный в них социальный анализ
выливались в страшное обвинение правительства в геноциде, как сказали бы сегодня, и спаивании
собственного народа. Столь же социально заострено и презрительное отношение Ванюшиного папаши-
генерала к каторжному труду простого народа.
Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике закономерно выходили на третий
принцип - революционность. Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная, крестьянская
революция может изменить жизнь России к лучшему. Два разобранных стихотворения, названных выше, вполне
ясно иллюстрируют этот принцип: отрывок \"Назови мне такую обитель\" из \"Размышлений\" и последние три
строфы второй части \"Железной дороги\".
Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его стихам агитационно-
пропагандистский характер. Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в
стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по революционно-демократическому движению,
другим вождям этого движения: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву. Некрасов в обрисовке
их личностей исходит из того, что революционно-демократическая деятельность является самым завидным и
желанным уделом, и вообще роль \"народного заступника\" для Некрасова есть, используя формулу Фета,
\"патент на благородство\" для любого честно мыслящего современника. Черты вождей революционной
демократии приобретают иконописный характер, их жизненный путь представляется в традициях жития
мученика-аскета, подвижника за народ.
Таково стихотворение \"Памяти Добролюбова\" (1864). В его содержании не стоит выискивать реальных
или вымышленных черт, в нем воспроизведено преимущественно должное. Безвременно скончавшийся критик
в некрасовском стихотворении не есть конкретный, живший когда-то человек, а \"идеал общественного деятеля,
который одно время лелеял Добролюбова\", как позднее признавался сам автор.
Обычно Некрасова представляют поэтом деревенско-крестьянской тематики. Но есть у него и
урбанистическая лирика, т. е. стихи о городе, в которых он выступает достойным продолжателем петербургских
страниц \"Евгения Онегина\" и \"Медного всадника\" и предшественником Блока. Гениальным образцом
стихотворения о большом городе с его социальными драмами является \"Утро\" (1872 – 73 гг.). Но три первые
строфы (из 9) в нем не городские. Сначала поэт обращается к \"ней\", связывая ее грусть и душевные страдания
с \"окружающей нас нищетою\", с которой \"здесь природа сама заодно\". Затем следуют две \"сельские\" строфы с
характерными, эмоционально окрашенными эпитетами: унылые, жалкие, мокрые, сонные, \"кляча с
крестьянином пьяным,/ Через силу бегущая вскачь\", туман, мутное небо, и вывод автора: \"Хоть плачь?\", \"Но не
краше и город богатый\". В стихотворении воскрешаются мотивы ранних \"городских\" стихов: \"Еду ли ночью\", \"На
улице\", \"Убогая и нарядная\" (1859), цикла \"О погоде\" (1858 – 65 гг.). Жизнь города ужасна, никакой отрады для
измученной души героя в ней нет. Прежде всего, в городской суете нет смысла, трудовые усилия обитателей
столицы отчуждены от них: дела их налицо - лиц, людей не видно: \"железной лопатой... мостовую скребут\",
\"начинается всюду работа\", \"возвестили пожар с каланчи\", \"на позорную площадь кого-то провезли\" -
преобладают безличные и неопределенно-личные конструкции. То же и в последних строках: \"кто-то умер\", \"где-
то раздался выстрел - Кто-то покончил с собой\".
Человеческие фигуры в стихотворении символизируют отчужденность людей друг от друга и от жизни -
смерть. Первыми, если не лицами - лиц нет, - то первым родом деятельности, встречаемым в
стихотворении, оказывается работа палача. Сейчас они произведут гражданскую казнь, т. е. ритуал публичного
лишения гражданских и политических прав. Затем мы видим офицеров, едущих на дуэль. Еще целый ряд
образов проходит перед нами.
Торговля, этот двигатель буржуазного прогресса, у поэта революционной демократии - торжество
бессмыслицы: \"Торгаши просыпаются дружно / И спешат за прилавки засесть:/ Целый день им обмеривать
нужно,/ Чтобы вечером сытно поесть\".
Всего лишь. Понятно, что певец капиталистического Петербурга не был поклонником и сторонником
капитализма. А вот отголоски литературных предшественников Некрасова: \"Чу! из крепости грянули пушки!
Наводненье столице грозит\", - эхо \"Медного всадника\", но в совершенно другой эмоциональной окраске.
Избиение вора дворником уже не вызывает в душе героя тех чувств, того сочувствия, которым проникнута
сценка поимки вора в цикле \"На улице\". Слова \"колотит\" и \"попался\" - низкая лексика, просторечие: \"Опять
вор! Опять бьют\". \"Гонят стадо гусей на убой\" - понятно: чтоб есть. И заключительный аккорд - самоубийство
на чердаке - лучше не придумаешь в этой юдоли!
Впрочем, нет ни заключения, ни аккорда, ибо в конце стихотворения не точка, а многоточие, т. е. этот
бессмысленный ряд можно длить бесконечно. Некрасов оборвал свое гнетущее, сводящее с ума и в могилу,
обозрение столичной жизни на полуслове... Под стать эмоциональному колориту стихотворения размер -
трехстопный анапест, напевно-тягучий и заунывный. Поется тяжело, мелодия скрипит и буксует: размер
нарушают сверхсхемные ударения в начале стиха: \"Верю - здесь не страдать мудрено\"; \"В даль сокрытую...\",
\"Жутко нервам...\"; \"Чу! из крепости...\"; \"Выстрел - кто-то покончил с собой...\". Большинство произведений
русской классики сочетают художественную неувядаемость с глубиной и поистине неисчерпаемостью смысла. К
сожалению, поэма \"Кому на Руси жить хорошо?\" не из их числа. Она прямолинейна в своей однозначности и
однопланова, трудно заключить о глубине ее содержания.

Анализ лирики

1: Некрасов - это прежде всего поэт-гражданин, человек, на первом месте у которого проблемы его родины, народа. Он точно и чутко улавливал настроения простых людей и передавал всю палитру народной жизни в своих стихотворениях. Тема народных страданий стала одной их главных тем творчества великого поэта и гражданина. Лирика Некрасова проникнута чувствами грусти и боли за судьбу русского крестьянина, рабочего, всякого простого человека, живущего своим трудом. Самоотверженность и достоинство крестьянской Руси показаны в творчестве Некрасова с особым уважением и состраданием, с сочувствием к душевной боли, с пониманием огромного внутреннего потенциала русского человека. Трагично, что этот потенциал остаётся нереализованным, и эту трагичность подчёркивает Некрасов. Он писал: "Я узнал, что... есть несчастливцы, которым нет места даже на чердаках и в подвалах, потому что есть счастливцы, которым тесны целые домы."

Тема социального неравенства вызывает у поэта протест, он не может смириться с таким положением вещей и призывает к борьбе, восстановлению справедливости. "Кому на Руси жить хорошо" - спрашивает Некрасов читателей. Он ищет ответ на этот вопрос, ищет возможность установить иной, справедливый порядок вещей, призывает к состраданию и сопротивлению.

Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди и гибни безупречно,
Умрёшь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь...

Тема жертвования собственной жизнью ради счастья своей родины звучит в поэзии Некрасова гневным призывом. Он не мыслит личное счастье без общественного, считает гражданский долг делом чести.

Героем поэмы "Кому на Руси жить хорошо" является весь русский народ. Перед нами широкая картина народной жизни, состоящей из страданий, непосильного труда и безграничной веры русского человека в жизнь и счастье. Русские люди не помнят зла, многое прощают, они привыкли трудиться не покладая рук и делали бы это с радостью, если бы это не был подневольный труд.

Народная жизнь, представленная в поэме не просто печальна - она трагична. Некрасов акцентирует наше внимание на бедности и страданиях, приводя название деревень - Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неёлово, Неурожайка тож.

Встречаются на Руси всюду больные и голодные люди. Но сам слог поэмы оптимистичен. Автор верит в то, что все тяготы народной жизни всё же могут закончиться, им придёт конец, народное терпение велико, но не настолько, чтобы снести унижение. Даже среди горестей и бед русский человек может чувствовать себя счастливым. Эта необыкновенная сила характера дана солдату, который счастлив, что, участвуя в двадцати сражениях, остался жив, старой женщине, которая рада урожаю.

Женская доля, о которой в поэме рассказывает Матрёна, прозванная губернаторшей, полна страданий и непосильного труда. Матрёну назвали счастливицей, так как ей удалось вернуть мужа из рекрутов, но сама она говорит, что женского счастья не надо искать на Руси, нет его. Тем не менее сама Матрёна, будучи женщиной сильной, не согнулась под бременем работы, беды не сломили её, она полна чувства собственного достоинства и женской мудрости.

Один из героев поэмы представлен настоящим богатырём. В этом образе, образе Савелия, поэт представляет нам великую силу русского народа:

Цепями руки кручены, И гнётся, да не ломится,
Железом ноги кованы, Не ломится, не валится...
Спина... леса дремучие Ужли не богатырь?
Прошли по ней - сломалися...

Народная сила, вера русского человека в будущее создают оптимистический тон поэмы, дающей надежду.

Мотив дороги, странствий объединяет главы поэмы в единое целое. Дорога не бесконечна, она ведёт к цели и в то же время позволяет не задерживаться нигде, не зацепится душой за земное и идти к возвышенному и прекрасному, позволяющему выстоять русской душе при всех невзгодах и несчастьях.

2. К. Чуковский.

"В чём же заключалась великая художественная сила Некрасова?

Прежде всего - в реализме... Реализм Некрасова был лирически страстен, исполнен то яростной злобы, то порывистой нежности."

"Обладая изумительной зоркостью к деталям окружающей жизни, он в то же время широко обобщал все свои сюжеты и образы... В лице Савелия и Матрёны ("Кому на Руси...") поэт дал монументальные образы, типичные для лучших представителей дореформенного, крепостного, крестьянства."

Некрасов был одновременно мастером сатиры и тонким лириком. В центре поэзии Некрасова крестьянская жизнь. Поэт "видел их (крестьян) темноту, их забитость, порождённую тысячелетней неволей, и не скрывал от себя, что в их среде есть великие грешники." Некрасов ненавидел людей, чуждающихся народа, гневно обличал их в своей поэзии, критиковал крепостной строй.

"Золото, золото сердце народное!..." Некрасов не только провозгласил эту истину, но и воплотил её в широко обобщённых поэтических образах."

ЛИРИКА Н.А.НЕКРАСОВА

Некрасов отдал дань романтизму сборником стихотворений "Мечты и звуки" (1840), жестоко осужденным, даже высмеянным тогда же Белинским. Зрелый Некрасов, начиная со стихотворения "В дороге" ("Скучно? скучно!... Ямщик удалой...") 1845 года, является продолжателем пушкинской линии в русской поэзии - по преимуществу реалистической. В некрасовской лирике есть лирический герой, но единство его определяется не кругом тем и идей, связанных с определенным типом личности, как Лермонтова, а общими принципами отношения к действительности. И здесь Некрасов выступает как выдающийся новатор, существенно обогативший русскую лирическую поэзию, расширивший горизонты действительности, охваченной лирическим изображением. Тематика Некрасова-лирика разнообразна.

Первый из художественных принципов Некрасова-лирика можно назвать социальным. Узкий круг лирической тематики он дополнил новой темой- социальной. Вспомним хрестоматийные строки 1848 года "Вчерашний день, часу в шестом". В своем последнем стихотворении "О Муза, я у двери гроба" поэт последний раз вспомнит "эту бледную, в крови,/ Кнутом иссеченную Музу". Источник вдохновения поэта, Муза, у Некрасова - родная сестра несчастных, подвергаемых насилию и угнетению. Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания замученных нуждой бедняков - вот источник лирических переживаний во многих стихах Некрасова. Причем эта социальная тема меняет характер и собственно любовной лирики Некрасова. "Ночь. Успели мы всем насладиться. Что ж нам делать? Не хочется спать", - начинается стихотворение 1858 года. И герой предлагает помолиться за тех, "кто все терпит", "чьи работают грубые руки,/ Предоставив почтительно нам/ Погружаться в искусства, в науки,/ Предаваться мечтам и страстям". Ясно, что дворянин по происхождению, Некрасов выражает здесь сознание разночинца, истинного демократа, знающего темные стороны общественного бытия, испытавшего на себе голод и холод, не умеющего, не способного дворянски брезгливо и спесиво отвернуться от изнанки жизни.

В то же время лирический герой Некрасова не просто разночинец, а разночинный интеллигент. Вот еще один шедевр некрасовской любовной лирики "Я не люблю иронии твоей" (датируется предположительно 1850 годом и тоже предположительно обращенное к К.Я.Панаевой). Одновременно это и образец интеллектуальной поэзии, герой и героиня культурные люди, в их отношениях ирония и, главное, высокий уровень самосознания. Они знают, понимают судьбу своей любви и заранее грустят. Воспроизведенная Некрасовым интимная ситуация и возможные пути ее разрешения напоминают отношения героев Чернышевского "Что делать?".

Ярчайшим проявлением новой лирической темы - социальной - стало стихотворение "Еду ли ночью по улице темной" (1847). Это душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть ребенка выгнали на панель. "Беззащитная, больная и бездомная", женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие стихотворения 40-50-х годов: "В дороге". "Перед дождем", "Тройка", "Родина", "Псовая охота", маленький цикл "На улице", "Несжатая полоса". "Маша". "Тяжелый крест достался ей на долю", " В больнице". Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируется и обобщается в небольшой поэме "Рыцарь на час" (1862), особенно в знаменитых строках: "От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви," - обращается поэт к матери. Эти строки волнуют и сегодня.

Второй художественный принцип Некрасова-лирика - социальный аналитизм. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим и у Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного возраста мы помним стихи "Однажды, в студеную зимнюю пору" - про мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в стихотворении "Крестьянские дети", где герой оборачивает "другой стороною медаль" крестьянского детства: "Положим, крестьянский ребенок свободно \Растет, не учась ничему, \Но вырастет он, если богу угодно, \А сгибнуть ничто не мешает ему".

То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл воспроизводимых явлений и придавать его своим вполне лирическим излияниям. Иными словами, носителем, субъектом социальной типизации оказывается не только автор, но и его лирический герой. Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения "Размышления у парадного подъезда" (1858) и "Железная дорога" (1864). В "Размышлениях..." конкретный единичный факт - приход мужиков с просьбой или жалобой к министру государственных имуществ - возводится в ранг типичного явления: "Знать, брели-то долгонько они/ Из каких-нибудь дальних губерний". Лирический герой домысливает то, что на увиденных им из окна мужиках, как говорится, не написано. То же в четверостишии "За заставой, в харчевне убогой...", строки 86-89 и, наконец, знаменитый финал стихотворения "Назови мне такую обитель...".

За "Железную дорогу" редактор "Современника", где она впервые была напечатана, и он же автор стихотворения получил второе, предпоследнее предупреждение о возможном закрытии журнала от самого министра внутренних дел Валуева, известного автора либерально-реформаторских проектов. Особые нарекания цензуры вызвал, на первый взгляд, вполне невинный эпиграф: цензоры поняли, что все "страшно эффектное", как выразился один из них, стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл и бросает тень не только на руководившего строительством Николаевской железной дороги бывшего главноуправляющего железными дорогами графа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его ныне царствующего сына. Вторая и четвертая части стихотворения, проведенный в них социальный анализ выливались в страшное обвинение правительства в геноциде, как сказали бы сегодня, и спаивании собственного народа. Столь же социально заострено и презрительное отношение Ванюшиного папаши-генерала к каторжному труду простого народа.

Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике закономерно выходили на третий принцип - революционность. Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная, крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Два разобранных выше стихотворения вполне ясно иллюстрируют этот принцип: отрывок "Назови мне такую обитель" из "Размышлений" и последние три строфы второй части "Железной дороги".

Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его стихам агитационно-пропагандистский характер. Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по революционно-демократическому движению, другим вождям этого движения: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву. Некрасов в обрисовке их личностей исходит из того, что революционно-демократическая деятельность является самым завидным и желанным уделом, и вообще роль "народного заступника" для Некрасова есть, используя формулу Фета, "патент на благородство" для любого честно мыслящего современника. Черты вождей революционной демократии приобретают иконописный характер, их жизненный путь представляется в традициях жития мученика-аскета, подвижника за народ.

Таково стихотворение "Памяти Добролюбова" (1864). В его содержании не стоит выискивать реальных или вымышленных черт, в нем воспроизведено преимущественно должное. Безвременно скончавшийся критик в некрасовском стихотворении не есть конкретный, живший когда-то человек, а "идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбова", как позднее признавался сам автор.

Обычно Некрасова представляют поэтом деревенско-крестьянской тематики. Но есть у него и урбанистическая лирика, т.е. стихи о городе, в которых он выступает достойным продолжателем петербургских страниц "Евгения Онегина" и "Медного всадника" и предшественником Блока. Гениальным образцом стихотворения о большом городе с его социальными драмами является "Утро" (1872-73 гг.). Но три первые строфы (из 9) в нем не городские. Сначала поэт обращается к "ней", связывая ее грусть и душевные страдания с "окружающей нас нищетою", с которой "здесь природа сама заодно". Затем следуют две "сельские" строфы с характерными, эмоционально окрашенными эпитетами: унылые, жалкие, мокрые, сонные, "кляча с крестьянином пьяным,/ Через силу бегущая вскачь", туман, мутное небо, и вывод автора: "Хоть плачь?", "Но не краше и город богатый". В стихотворении воскрешаются мотивы ранних "городских" стихов: "Еду ли ночью", "На улице", "Убогая и нарядная" (1859), цикла "О погоде" (1858-65 гг.). Жизнь города ужасна, никакой отрады для измученной души героя в ней нет. Прежде всего, в городской суете нет смысла, трудовые усилия обитателей столицы отчуждены от них: дела их налицо - лиц, людей не видно: "железной лопатой... мостовую скребут", "начинается всюду работа", "возвестили пожар с каланчи", "на позорную площадь кого-то провезли" - преобладают безличные и неопределенно-личные конструкции. То же и в последних строках: "кто-то умер", "где-то раздался выстрел -Кто-то покончил с собой".

Человеческие фигуры в стихотворении символизируют отчужденность людей друг от друга и от жизни - смерть. Первыми, если не лицами - лиц нет, - то первым родом деятельности, встречаемым в стихотворении, оказывается работа палача. Сейчас они произведут гражданскую казнь, т.е. ритуал публичного лишения гражданских и политических прав. Затем мы видим офицеров, едущих на дуэль. Еще целый ряд образов проходит перед нами.

Торговля, этот двигатель буржуазного прогресса, у поэта революционной демократии - торжество бессмыслицы:

"Торгаши просыпаются дружно И спешат за прилавки засесть: Целый день им обмеривать нужно, Чтобы вечером сытно поесть".

Всего лишь. Понятно, что певец капиталистического Петербурга не был поклонником и сторонником капитализма. А вот отголоски литературных предшественников Некрасова: "Чу! из крепости грянули пушки! Наводненье столице грозит", - эхо "Медного всадника", но в совершенно другой эмоциональной окраске. Избиение вора дворником уже не вызывает в душе героя тех чувств, того сочувствия, которым проникнута сценка поимки вора в цикле "На улице". Слова "колотит" и "попался" -- низкая лексика, просторечие: "Опять вор! Опять бьют". "Гонят стадо гусей на убой" - понятно: чтоб есть. И заключительный аккорд - самоубийство на чердаке - лучше не придумаешь в этой юдоли!

Впрочем, нет ни заключения, ни аккорда, ибо в конце стихотворения не точка, а многоточие, т.е. этот бессмысленный ряд можно длить бесконечно. Некрасов оборвал свое гнетущее, сводящее с ума и в могилу обозрение столичной жизни на полуслове... Под стать эмоциональному колориту стихотворения размер - трехстопный анапест, напевно-тягучий и заунывный. Поется тяжело, мелодия скрипит и буксует: размер нарушают сверхсхемные ударения в начале стиха: "Верю - здесь не страдать мудрено"; "В даль сокрытую...", "Жутко нервам..."; "Чу! из крепости..."; "Выстрел - кто-то покончил с собой...". Большинство произведений русской классики сочетают художественную неувядаемость с глубиной и поистине неисчерпаемостью смысла. К сожалению, поэма "Кому на Руси жить хорошо?" не из их числа. Она прямолинейна в своей однозначности и однопланова, трудно заключить о глубине ее содержания.



Сочинение

Некрасов отдал дань романтизму сборником стихотворений «Мечты и звуки» (1840), жестоко осужденным, даже высмеянным тогда же Белинским. Зрелый Некрасов, начиная со стихотворения «В дороге» («Скучно? скучно!… Ямщик удалой…») 1845 года, является продолжателем пушкинской линии в русской поэзии – по преимуществу реалистической. В некрасовской лирике есть лирический герой, но единство его определяется не кругом тем и идей, связанных с определенным типом личности, как Лермонтова, а общими принципами отношения к действительности. И здесь Некрасов выступает как выдающийся новатор, существенно обогативший русскую лирическую поэзию, расширивший горизонты действительности, охваченной лирическим изображением. Тематика Некрасова-лирика разнообразна. Первый из художественных принципов Некрасова-лирика можно назвать социальным. Узкий круг лирической тематики он дополнил новой темой – социальной. Вспомним хрестоматийные строки 1848 года «Вчерашний день, часу в шестом». В своем последнем стихотворении «О Муза, я у двери гроба» поэт последний раз вспомнит «эту бледную, в крови,/ Кнутом иссеченную Музу». Источник вдохновения поэта, Муза, у Некрасова – родная сестра несчастных, подвергаемых насилию и угнетению. Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания замученных нуждой бедняков – вот источник лирических переживаний во многих стихах Некрасова. Причем эта социальная тема меняет характер и собственно любовной лирики Некрасова.

И герой предлагает помолиться за тех, «кто все терпит», «чьи работают грубые руки,/ Предоставив почтительно нам/ Погружаться в искусства, в науки,/ Предаваться мечтам и страстям». Ясно, что дворянин по происхождению, Некрасов выражает здесь сознание разночинца, истинного демократа, знающего темные стороны общественного бытия, испытавшего на себе голод и холод, не умеющего, не способного дворянски брезгливо и спесиво отвернуться от изнанки жизни. В то же время лирический герой Некрасова не просто разночинец, а разночинный интеллигент. Вот еще один шедевр некрасовской любовной лирики «Я не люблю иронии твоей» (датируется предположительно 1850 годом и тоже предположительно обращенное к К. Я.Панаевой). Одновременно это и образец интеллектуальной поэзии, герой и героиня культурные люди, в их отношениях ирония и, главное, высокий уровень самосознания. Они знают, понимают судьбу своей любви и заранее грустят. Воспроизведенная Некрасовым интимная ситуация и возможные пути ее разрешения напоминают отношения героев Чернышевского «Что делать?». Ярчайшим проявлением новой лирической темы – социальной – стало стихотворение «Еду ли ночью по улице темной» (1847). Это душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть ребенка выгнали на панель. «Беззащитная, больная и бездомная», женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие стихотворения 40-50-х годов: «В дороге». «Перед дождем», «Тройка», «Родина», «Псовая охота», маленький цикл «На улице», «Несжатая полоса». «Маша». «Тяжелый крест достался ей на долю», « В больнице». Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируется и обобщается в небольшой поэме «Рыцарь на час» (1862), особенно в знаменитых строках:

«От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви,»

Обращается поэт к матери. Эти строки волнуют и сегодня. Второй художественный принцип Некрасова-лирика – социальный аналитизм. И это было новым в русской поэзии,

отсутствующим и у Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного возраста мы помним стихи «Однажды, в студеную зимнюю пору» – про мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в стихотворении «Крестьянские дети», где герой оборачивает «другой стороною медаль» крестьянского детства:

«Положим, крестьянский ребенок свободно

Растет, не учась ничему,

Но вырастет он, если богу угодно,

А сгибнуть ничто не мешает ему».

То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл воспроизводимых явлений и придавать его своим вполне лирическим излияниям. Иными словами, носителем, субъектом социальной типизации оказывается не только автор, но и его лирический герой. Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (1858) и «Железная дорога» (1864). В «Размышлениях…» конкретный единичный факт – приход мужиков с просьбой или жалобой к министру государственных имуществ – возводится в ранг типичного явления: «Знать, брели-то долгонько они/ Из каких-нибудь дальних губерний». Лирический герой домысливает то, что на увиденных им из окна мужиках, как говорится, не написано. То же в четверостишии «За заставой, в харчевне убогой…», строки 86-89 и, наконец, знаменитый финал стихотворения «Назови мне такую обитель…».За «Железную дорогу» редактор «Современника», где она впервые была напечатана, и он же автор стихотворения получил второе, предпоследнее предупреждение о возможном закрытии журнала от самого министра внутренних дел Валуева, известного автора либерально-реформаторских проектов. Особые нарекания цензуры вызвал, на первый взгляд, вполне невинный эпиграф: цензоры поняли, что все «страшно эффектное», как выразился один из них, стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл и бросает тень не только на руководившего строительством Николаевской железной дороги бывшего главноуправляющего железными дорогами графа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его ныне царствующего сына. Вторая и четвертая части стихотворения, проведенный в них социальный анализ выливались в страшное обвинение правительства в геноциде, как сказали бы сегодня, и спаивании собственного народа. Столь же социально заострено и презрительное отношение Ванюшиного папаши-генерала к каторжному труду простого народа. Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике закономерно выходили на третий принцип – революционность. Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная, крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Два разобранных выше стихотворения вполне ясно иллюстрируют этот принцип: отрывок «Назови мне такую обитель» из «Размышлений» и последние три строфы второй части «Железной дороги». Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его стихам агитационно-пропагандистский характер. Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по революционно-демократическому движению, другим вождям этого движения: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву. Некрасов в обрисовке их личностей исходит из того, что революционно-демократическая деятельность является самым завидным и желанным уделом, и вообще роль «народного заступника» для Некрасова есть, используя формулу Фета, «патент на благородство» для любого честно мыслящего современника. Черты вождей революционной демократии приобретают иконописный характер, их жизненный путь представляется в традициях жития мученика-аскета, подвижника за народ. Таково стихотворение «Памяти Добролюбова» (1864). В его содержании не стоит выискивать реальных или вымышленных черт, в нем воспроизведено преимущественно должное. Безвременно скончавшийся критик в некрасовском стихотворении не есть конкретный, живший когда-то человек, а «идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбова», как позднее признавался сам автор. Обычно Некрасова представляют поэтом деревенско-крестьянской тематики. Но есть у него и урбанистическая лирика, т. е. стихи о городе, в которых он выступает достойным продолжателем петербургских страниц «Евгения Онегина» и «Медного всадника» и предшественником Блока. Гениальным образцом стихотворения о большом городе с его социальными драмами является «Утро» (1872-73 гг.). Но три первые строфы (из 9) в нем не городские. Сначала поэт обращается к «ней», связывая ее грусть и душевные страдания с «окружающей нас нищетою», с которой «здесь природа сама заодно». Затем следуют две «сельские» строфы с характерными, эмоционально окрашенными эпитетами: унылые, жалкие, мокрые, сонные, «кляча с крестьянином пьяным,/ Через силу бегущая вскачь», туман, мутное небо, и вывод автора: «Хоть плачь?», «Но не краше и город богатый». В стихотворении воскрешаются мотивы ранних «городских» стихов: «Еду ли ночью», «На улице», «Убогая и нарядная» (1859), цикла «О погоде» (1858-65 гг.). Жизнь города ужасна, никакой отрады для измученной души героя в ней нет. Прежде всего, в городской суете нет смысла, трудовые усилия обитателей столицы отчуждены от них: дела их налицо – лиц, людей не видно: «железной лопатой… мостовую скребут», «начинается всюду работа», «возвестили пожар с каланчи», «на позорную площадь кого-то провезли» – преобладают безличные и неопределенно-личные конструкции. То же и в последних строках: «кто-то умер», «где-то раздался выстрел – Кто-то покончил с собой».Человеческие фигуры в стихотворении символизируют отчужденность людей друг от друга и от жизни – смерть. Первыми, если не лицами – лиц нет, – то первым родом деятельности, встречаемым в стихотворении, оказывается работа палача. Сейчас они произведут гражданскую казнь, т. е. ритуал публичного лишения гражданских и политических прав. Затем мы видим офицеров, едущих на дуэль. Еще целый ряд образов проходит перед нами. Торговля, этот двигатель буржуазного прогресса, у поэта революционной демократии – торжество бессмыслицы: «Торгаши просыпаются дружно и спешат за прилавки засесть: Целый день им обмеривать нужно, Чтобы вечером сытно поесть».Всего лишь. Понятно, что певец капиталистического Петербурга не был поклонником и сторонником капитализма. А вот отголоски литературных предшественников Некрасова: «Чу! из крепости грянули пушки! Наводненье столице грозит», – эхо «Медного всадника», но в совершенно другой эмоциональной окраске. Избиение вора дворником уже не вызывает в душе героя тех чувств, того сочувствия, которым проникнута сценка поимки вора в цикле «На улице». Слова «колотит» и «попался» - низкая лексика, просторечие: «Опять вор! Опять бьют». «Гонят стадо гусей на убой» – понятно: чтоб есть. И заключительный аккорд – самоубийство на чердаке – лучше не придумаешь в этой юдоли! Впрочем, нет ни заключения, ни аккорда, ибо в конце стихотворения не точка, а многоточие, т. е. этот бессмысленный ряд можно длить бесконечно. Некрасов оборвал свое гнетущее, сводящее с ума и в могилу обозрение столичной жизни на полуслове… Под стать эмоциональному колориту стихотворения размер – трехстопный анапест, напевно-тягучий и заунывный. Поется тяжело, мелодия скрипит и буксует: размер нарушают сверхсхемные ударения в начале стиха: «Верю – здесь не страдать мудрено»; «В даль сокрытую…», «Жутко нервам…»; «Чу! из крепости…»; «Выстрел – кто-то покончил с собой…». Большинство произведений русской классики сочетают художественную неувядаемость с глубиной и поистине неисчерпаемостью смысла. К сожалению, поэма «Кому на Руси жить хорошо?» не из их числа. Она прямолинейна в своей однозначности и однопланова, трудно заключить о глубине ее содержания. Поэтому мы рекомендуем нашим читателям еще раз перечесть ее текст перед экзаменом или иным образом освежить в памяти ее содержание.