Пришлые тейпы в чечне. Чеченские тейпы дагестанского происхождения

Л. Ильясов


Чеченский тейп

Чеченская республика и чеченцы: История и современность:

Матер. Всерос. науч. конф. Москва, 19-20 апреля 2005. М.: Наука, 2006, с. 176-185

Историю чеченцев вплоть до последнего времени представляли как историю народа, который провел тысячи лет в условиях родоплеменного строя, был вытеснен врагами в труднодоступные горные ущелья и не имел ни государства, ни письменности. Однако по работам древних авторов можно судить о существовании у нахов с древнейших времен различных государственных образований.

Верхние аорсы в "Географии" Страбона, которые по территории расселения(а по последним лингвистическим данным, и по языку) могут быть идентифицированы с предками чеченцев, описываются как могущественный народ, имеющийцаря и способный выставить огромное войско, контролирующий большие пространства от устья Дона вплоть до побережья Каспийского моря. Древнегреческий автор предполагает, что аорсы являются беглецами из народов, живущихвыше, т.е. в горах Кавказа 1 .

Монархией была и Кавказская Албания, основную и, вероятно, наиболеекультурную часть населения которой составляли гаргары (ср. чеч. гьаргар -
"близкий, родственный"), одно из нахских племен, помещаемое в I в. до н.э. Страбоном в восточной части Кавказа 2 . По Страбону, в Кавказской Албании "все жители подчинены одному лицу, а в древности каждая группа с особым языком имела особого царя" 3 .

Об активной роли нахских племен на Кавказе отмечается в "Жизни картлийских царей" Леонтия Мровели, грузинского историка XI в. 4 В древнеармянской версии источника говорится о том, что потомки Торгома "перевалили горы Кавказа иполонили земли Хазраца руками сына Тирета - Дуцука" 5 , т.е. Дурдзука (Дурдзук -этноним горных чеченцев). В сведениях из "Жизни Вахтанга Горгасала" грузинскийисторик пишет: "Тогда же отпустил царь своим союзникам - персам и царям кавкасианов - великие дары..." 6 То, что под этнонимом "кавкасианы" подразумеваютсяименно нахские племена, не вызывает сомнения у большинства ученых 7 . Можнопредположить, что под "царями кавкасианов" подразумевались правители, имевшиеопределенный социальный статус, и какой бы смысл это понятие ни имело, онопредполагает наличие социальной стратификации у нахских племен в тот исторический период.

Не менее могущественными были предки чеченцев и позже, в период арабского завоевания Закавказья и Дагестана. В это время "горные области предстают какрайоны развитого земледелия, густонаселенные, располагающие сильными укреплениями, районы, где вполне сформировались стойкие этнополитические образования. Во главе большинства из них стояли династии правителей, которые к моментуарабского завоевания уже имели развитые родословные" 8 . По свидетельствам арабских авторов (Ибн Рустэ, ал-Масуди) за Сериром, который идентифицируется историками с современной Аварией, находится государство Ал-Лан, очень густонаселенное, имеющее множество крепостей и замков, способное выставить 30-тысячное войско. Согласно Ибн Рустэ, аланы делятся на четыре племени, наиболее могущественным из которых является племя "дахсас" 9 . Я.С. Вагапов считал, что "дахсас" варабских источниках нужно читать как "нах-сас", где второй элемент восходит кдревнему этнониму чеченцев "сасан" 10 . Накануне монголо-татарского нашествия впредгорной и равнинной части Центрального и Северо-Восточного Кавказа существовало крупное раннефеодальное государство - Алания. Общество этого государства состояло из класса феодалов, прослойки свободных общинников, зависимыхкрестьян, домашних рабов 11 .
176

Таким образом, чеченцы вплоть до нашествия Тимура имели различные государственные образования с оформленной монархической формой правления иочерченной социальной стратификацией общества. И говоря об историческом опыте государственного строительства у чеченцев, нельзя ограничиваться только тейпово-тукхумной демократией, которую некоторые исследователи считают единственной формой политической организации чеченского общества в прошлом 12 . Тейпово-тукхумная демократия является традиционной формой политической организации чеченского общества с XIV до начала ХГХ в. 13 Верховный орган - Мехк-кхелили Совет страны представлял в одном лице законодательную и судебную власть.Члены Мехк-кхела избирались по системе пирамиды из представителей различныхтейпов.

Тейпово-тукхумная организация в ее классическом виде, по всей вероятности,оформилась в период после нашествия Тимура, когда были уничтожены чеченскоегосударство с его институтами, правящие династии, навыки цивилизации, наработанные предками чеченцев в течение тысячелетий, когда чеченская земля погрузилась во мрак смутного времени, при котором властвует один закон - право сильного. В этот период чеченцы были вынуждены покинуть равнины и предгорья и уйтив горы 14 .

Для того чтобы говорить о роли тейпово-тукхумной организации в историиЧечни, нужно определить, что мы имеем в виду под понятиями "тейп" и "тукхум".Эта проблема является очень сложной и запутанной и до сих пор не получила болееили менее ясного решения. "Констатация и изучение родовых группировок на Кавказе чрезвычайно осложняется и затрудняется тем, что у многих кавказских родовдля обозначения этих группировок употребляется иногда целый ряд терминов, какместных, так и заимствованных из других языков", - писал об этом М.А. Косвен 15 .Различные исследователи понимали под этими терминами и фамилию, и отдельныеобщества, и род, и родовую общину. Но чеченский тейп в своем классическом видене является ни патронимией, ни родом.

У чеченцев существовал термин "вар" - род (который, кстати, сохранился у ингушей, но уже в ином значении). Он гораздо ближе по своей структуре и содержанию к понятию рода. Вар - это кровнородственная организация, все члены которойвосходят к реально существовавшему единому предку. Подтверждением этомуможет быть реликтовое понятие, сохранившееся в чеченском языке до сих пор в идиоматических выражениях: "Вари да - отец рода, прародитель", хотя народнаяэтимология часто переосмысливает его в "Ворхи да - отец семерых (имеются в видусемь поколений)", но вполне вероятно, что "вар" - род и "ворх/варх" - семь восходят к одному корню. Определение М. Мамакаевым тейпа как "патриархальнойэкзогамной группы людей, происходящих от одного общего предка", более подходитк понятию "вар" или более позднего "некъи" 16 .

Тейпы также имели общего предка, но легендарного, мифологического. Объективный анализ генеалогических легенд коренных чеченских тейпов позволяет обнаружить их вторичный, производный характер по отношению к уже сложившимсяструктурам и территории, занимаемой ими. Предания о происхождении некоторыхчеченских тейпов от знатных пришельцев из переднеазиатских стран также не имеют под собой реальной почвы и появились сравнительно поздно, в период принятияислама. Почти в таком же виде подобные генеалогии встречаются у всех мусульманских народов Кавказа и связаны со стремлением повысить таким образом свойсоциальный статус. Генеалогические предания чеченцев отражались в фамильныххрониках 17 - "тептарах", которые с принятием ислама стали записывать письмом"раджаб", созданным на основе арабской графики. "Летописцы" чаще всего былилюдьми, имевшими хорошее мусульманское образование, и соответственно, поисккорней мифологического предка в Передней Азии или на Ближнем Востоке былсвоего рода данью традиции.
177

Но все же в тепловых генеалогиях можно выделить и вполне реальные исторические события. Во всех родословных коренных чеченских тейп ов звучит однамысль - о миграции из западных и южных районов Кавказа на восток, в Ичкерию,Чеберлой, Аух. Перевальным пунктом этой миграции, согласно народным преданиям, а также фамильным хроникам, была историческая область Нашх.

Слово "тейп" заимствовано из арабского (где "тейфа" обозначает "вид, род" 18
и могло распространиться среди чеченцев не ранее XVII в. Оно также встречаетсяи у других кавказских народов для обозначения различных социальных и патронимических групп. Чеченский тейп - это классическая самоуправляемая территориальная община, состоящая из одного или нескольких сел и делегировавшая частьсвоих полномочий ассоциациям более высокого уровня. В условиях полного распада государства и уничтожения государственных институтов тейп стал выполнятьфункции защиты и охраны прав личности, собственности, обороны, обеспечения экономических условий существования. В период становления тейпа как социальной структуры в него входили и кровнородственные организации, самой крупной изкоторых была "вар" - род. С течением времени термин "вар" вышел у чеченцев изупотребления, вероятно, в связи с тем, что более широкие социальные функции"вар" перешли к тейпу, а более узкие - к мелким кровнородственным организациям: "некъи" - объединению родственных патронимии и "цIин нах" -патронимии 19 .

Было бы неверным отрицать, что некоторые небольшие чеченские тейпы (хотя часть исследователей, и вполне правильно, считает их ветвями - "гар" крупных тейпов) - результат количественного увеличения чисто кровнородственных структур. Но типичным был процесс образования тейпов по территориальному признаку, когда в тейпы объединялись "вары" или роды, поселившиеся рядом и имеющие общие экономические и политические интересы. Подтверждением этому может служить и то, что тейпы всегда принимали не только переселенцев из других стран, но и людей из других тейпов. То есть в те времена, когда тейп функционировал как социальный институт, был возможен переход отдельных семей и даже целых фамилий из одного тейпа в другой, что невозможно в условиях патронимической организации общества.

Тейпы возникали на основе военных поселений, а также военной и профессиональной специализации, что подтверждается названием многих чеченских тейпов(ср. "ширдой - пращники", "лаьш карой - резервные войска", "бIавлой - строителибашен"). Это может быть подтверждением тому, что большинство чеченских тейпов, обосновавшихся по южной и восточной границе Чечни, первоначально были пограничными военными поселениями. Можно предположить, что ремесленные общиныАлании при перемещении в горные районы также образовывали компактные поселения и становились самоуправляемыми территориальными общинами, т.е. тейпами. Большие группы выходцев из других стран при компактном расселении образовывали собственные тейпы, но это, по всей вероятности, процесс, характерный дляпериода разложения чеченского тейпа, ср. "туркой - турки", "джуьгти - евреи","чергзи - черкесы" и т.д.

Таким образом, можно выделить несколько способов образования тейповых
организаций:
объединение территориальных общин (в том числе военных поселений, ремесленных общин);
разрастание кровнородственных организаций с приданием им более широкихсоциальных функций;
становление тейпа на основе компактно расселившихся групп чужеземцев.

Тейп, или территориальная община, был единственно возможной моделью политической организации при низком уровне развития производительных сил и отсутствии классовой дифференциации общества в условиях послевоенного политического и экономического упадка. Ведь это был период, когда чеченцы
178

под натискомболее сильного и многочисленного врага были вынуждены уйти из цветущих и плодородных долин и тесниться в диких и суровых ущельях гор, где единственной целью существования была борьба за выживание. Несомненно, и ландшафт также повлиял на характер социальной организации чеченцев в тот период, когда в условиях суровых и труднодоступных гор в более или менее устойчивые социальные образования сельские общины объединялись именно по ландшафтному признаку (в пределах одного ущелья, одной котловины и т.д.).

Но от классической родовой организации, которая также являлась примитивным социальным институтом, тейп отличается тем, что он - не результат развитияпатронимии, а социальное явление качественно иного характера, возникшее в силуобъективных исторических обстоятельств. В условиях гибели государства и государственных институтов, утраты социальной стратификации общества в результатемассовой миграции и гибели больших групп населения "родовую идеологию, считает Э.А. Борчашвили, стали принимать территориальные общины и военные союзы.Возникнув на основе практических потребностей, эти организации стали считатьсвоих членов происходящими от общего предка".

Таким образом, классический чеченский тейп можно определить как институт, выполняющий социально организующие функции на уровне территориальной общины, и делегирующий часть своих полномочий ассоциациям более высокого порядка . Территориальная община могла состоять из одного или нескольких селений, находящихся в пределах одной ландшафтной зоны.

Тейп как институт имеет целый ряд основополагающих признаков: единствотерритории, общая экономическая, правовая и идеологическая база. Правовойосновой тейп овой организации было традиционное право. В научной практикетрадиционное право кавказских народов принято называть адатом. Но это несовсем корректно, так как адат является более широким понятием и включает всебя не только и не столько право, сколько этические и бытовые традиции.Обычное право трактуется в правоведческой литературе как неписаное правоили как социальные нормы или обычаи, которые сложились естественным путемв результате социального и исторического опыта народа. Нормы чеченскогоправа, по крайней мере с начала XVI в., устанавливались Мехк-кхелом, Высшимсоветом страны. Эти нормы к тому же были записаны. В Чечне были записи правовых актов конца XVII - начала XVIII в., которые исчезли уже после выселениячеченцев в 1944 г.

Записал некоторые нормы права чеченцев и ингушей (в основном касающиесяконкретной уголовной практики) российский правовед П.Ф. Леонтович во второйполовине XIX в. Чеченское традиционное 20 право предусматривало почти все институции, которые являются обязательными для современной судебной практики, т.е. обвинение, защиту, право ответчика обратиться в другую инстанцию. Согласнофольклорным материалам, источниками традиционного права у чеченцев был нестолько освященный обычай, сколько установления Мехк-кхела, в которых немалую роль играл и прецедент.

М. Мамакаев в работе "Чеченский тейп в период его разложения" определил23 принципа, лежащих в основе тейповой структуры 21 . Но в ряде случаев исследователь механически перенес правила, характерные для классического рода, например,римского 22 , на тейп, который представляет собой социальную, а не кровнородственную структуру и тем более не является классической родовой организацией. Некоторые из этих принципов характерны для патронимии или для небольших тейпов(вернее, для ветви тейпа "гар"), образовавшихся за счет разрастания патронимии. Характерный для рода запрет на брак между его членами не был обязательным внутри чеченского тейпа. По адату браки разрешались между мужчиной и женщиной,не имеющими между собой родства в восьми поколениях по отцовской линии,в семи - по материнской.
179

Основополагающими для классического чеченского тейпа можно считать следующие признаки:

1. Кризис общинного землевладения. Общинное землевладение было характерно для классического рода 23 . При тейповой организации, особенно в позднийпериод, были разные формы землевладения. Земля тейповой общины делиласьследующим образом: а) общие нераздельные земли, к которым относятся горныепастбища, берега рек и выгоны; б) общие делимые, которые составляют пахотные и покосные места издревле; в) собственные по праву первого завладения через очистку лесов, принадлежавших другим фамилиям или общине 24 . В недрах тейповой общины зарождается право частной собственности на землю или правоисключительного владения, когда земля может быть отдана частным владельцамв бессрочный залог, продана или обменена, хотя и остаются ограничения в правераспоряжения 25 .

2. Тейп имел вооруженную дружину или "гIер", которая собиралась на время боевых действий, так как община не могла содержать постоянное войско.

3. Военную дружину возглавлял "бячча" - военачальник, который выбирался на время войны.

4. Представительным органом тейпа был совет старейшин - тейпан кхел. Его решение было обязательным для всех членов тейпа. Как писал один из авторов XIX в., "чеченец, убегая всякого ограничения своей воли, как нестерпимой узды, невольно покорялся превосходству ума и опытности и часто исполнял добровольно приговор стариков, осудивших его" 26 .

5. Тейп возглавлял предводитель, который руководил советом старейшин, но при принятии решений он имел равный со всеми голос.

6. Тейп имел право на принятие в свой состав посторонних лиц. Это могли быть люди из других тейпов или чужеземцы.

7. Каждый тейп имел свое имя, восходящее к имени мифологического родоначальника. На самом деле имена многих чеченских тейпов связаны, во-первых, с названием селений или местности, например, Пхьамат - пхьамтой, во-вторых, с профессиональной специализацией (ср. белгIатой - работные люди; бIавлой - строители башен), в-третьих, с этническим происхождением (ср. цадахарой - даргинцы).

8. Тейп занимал особую территорию и имел свою тейповую гору. Коренными чеченскими тейпами считаются только те, которые имеют свою гору, хотя были случаи, когда тейпы были вынуждены уступать свои земли, в том числе и горные вершины, в качестве платы за кровь в междоусобных войнах.

9. Тейп имел отдельное, тейповое кладбище.

Но чеченский классический тейп уже не имел собственного религиозного культа, в отличие от ингушского, который и количественно, и качественно отличается от чеченского и является патронимической единицей 27 (и результатом сегментации одного вайнахского тейпа). Чеченский тейп был качественно иной социальной организацией по сравнению с классическим родом. Даже те признаки, которые считаются признаками родовой организации, приобрели в тейповой общине качественно иной характер. Но в соответствующих экономических условиях и при отсутствии выраженной социальной дифференциации территориальная община, объединившись в тейп, не могла создать другой идеологии, чем общность происхождения от единого предка и тейпового братства.

Но в процессе развития и усложнения социальной жизни, внешней экспансии тейповая община перестала справляться с возложенными на нее функциями, и прежде всего с функциями внешними. Закономерным стал процесс объединения тейпов в более крупные и сложные социальные организации - тукхумы. Чеченский тукхум, согласно М. Мамакаеву, "это своего рода военно-экономический союз определенной группы тейпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач защиты от нападения противника и экономического обмена " 28 . Возглавлял тукхум совет старейшин, в который входили представители всех тейпов, образовавших союз.
180

Согласно классификации М. Мамакаева, в XVI-XVII вв. в Чечне сложились девять тукхумов: Аькхий, Маьлхий, Нохчмахкхой, ТIерлой, ЧIаьнтIий, ЧIеберлой, Шарой, Шуотой и Эрштхой 29 . Но количество чеченских тукхумов является предметом дискуссии, что, вероятно, объясняется отсутствием иной разницы между тейпом и тукхумом, чем просто количественная. И тейп, и тукхум - это институты социальной организации общества. Если тейп могли образовать от одного до нескольких селений, то в тукхум входили несколько тейпов. При этом в Чечне существовали тейпы, которые не состояли ни в одном из тукхумов, например, пешхой, майстой.

Следующей логической ступенью эволюции тейпово-тукхумной демократии был высший орган страны - Мехк кхел. В него выбирались представители тукхумов и отдельных тейпов из числа самых уважаемых и почетных людей. "Нахские старейшины в Мехк кхел устанавливали порядок землевладения и землепользования и согласовывали нормы поведения и меры наказания за их нарушение, решали вопросы торговли, как внутренней, так и внешней, принимали меры для того, чтобы обеспечить необходимую оборону крепости, строили боевые башни, создавали сторожевые или пограничные поселения, решали вопросы войны и мира, для общественных нужд проводили сборы материальных средств и определяли различные обложения и повинности. Если отдельные селения и территориальные общины не подчинялись решению Мехк кхел, их могли даже полностью уничтожить" 30 .

Классическое государство появляется как результат социально-экономического развития общества при определенном уровне его социальной стратификации, как организация, обеспечивающая баланс политических и экономических интересов его различных слоев и защиту их от внешней экспансии. Возникновение и укрепление государства сопровождается ликвидацией кровнородственной организации, разделением населения по территориальным единицам. Отличительным признаком государства также является наличие публичной власти, не совпадающей непосредственно с населением, и государственных учреждений (армия, полиция, бюрократический аппарат), которые содержатся на регулярно взимаемые с населения налоги 31 .

Таким образом, ни тукхум как союз тейпов, ни Мохк как ассоциация тукхумов, объединенных идеей этнического единства, не стали государственными образованиями в классическом понимании этого слова, так как, во-первых, не было для этого социально-экономических предпосылок в условиях низкого уровня развития производительных сил, во-вторых, это противоречило внутренней логике развития тейпово-тукхумной демократии. Мохк, или Ассоциация территориальных общин Чечни, был государственным образованием иного порядка, в котором самоуправление отдельных субъектов стало почти абсолютным. Правовая жизнь общества централизованно регулировалась только на уровне установления единых норм традиционного права, а налоги собирались не для содержания государственного аппарата, а для строительства дорог, крепостей, сторожевых и сигнальных башен. Высший совет страны решал только наиболее важные для ассоциации вопросы: объявления войны, формирования ополчения, создания новых колоний, а также
вопросы права и религии.

Согласно фольклорным материалам, Мехк кхел назначал правителей в различные области Чечни, как, например, Алдама-Гези в Чеберлой, которые со временем становились феодалами, объявляя свои права наследственными. Это может быть подтверждением фольклорных материалов о существовании в ту эпоху и исполнительной власти, которая позднее обозначается арабским термином "Iедал", и судебной власти в виде маслаатов.
181

Исходя из вышесказанного, социальную структуру чеченского общества в период тейпово-тукхумной демократии можно представить следующим образом:

Мохк - страна (Ассоциация тукхумов)

Тукхум - союз тейпов

Тейп - территориальная община

Гар - группа некъи, объединенная идеей легендарного родства

Некъие - объединение родственных групп (пЬш-нах), ведущих свою линию от общего предка

Щин-нах - группа близкородственных семей (до семи поколений)

Доьзал - семья

В процессе эволюции тейпово-тукхумного строя уже в его недрах зарождались противоречия, которые являлись причиной его разложения.-Исторические данные, а также народные предания свидетельствуют о существовании в чеченском обществе того периода и феодальных владельцев - "эла", имевших свои укрепленные замки и поместья 32 . Чеченский фольклор изобилует материалами о борьбе сельских общин с "князьями". Это был период нового расцвета чеченского тейпа перед его закатом. Тейповые общины победили в этой многолетней войне. Но социально-имущественная дифференциация в самой общине, зарождение новой знати из числа предводителей и военачальников подрывали внутренние устои тейповой организации. Увеличение доли феодальной и индивидуальной собственности на землю способствовало разрушению экономических основ тейпово-тукхумной организации. И если еще существовали тейповые формы владения и пользования землей и скотом, это были уже, считает Э.А. Борчашвили, не пережитки родового строя, а отголоски "архаичных форм эпохи раннеклассовых отношений, возникших вторично в результате ликвидации политических прав аристократической знати".

При выселении на равнину и образовании полигенных (т.е. многотейповых) поселений, а также в связи с усложнением социально-экономической жизни чеченские общины стали приглашать на управление иноземных феодалов из Дагестана и Кабарды. Но власть их была чисто номинальной, и нередко были случаи, когда они изгонялись или уничтожались своенравными чеченцами. Но сам факт попытки организовать такого рода управление с выплатой содержания приглашенному правителю свидетельствует о том, что тейпово-тукхумная организация уже не соответствовала новым социально-экономическим реалиям.

Закат классического чеченского тейпа характеризуется обострением социальных противоречий между сельской тейповой общиной и феодалами, как иноземными, так и местными, между тейпами, а также между патронимическими образованиями внутри тейпа. Этот процесс сопровождался формированием новой тейповой знати из числа старейшин и военачальников, что способствовало дальнейшему разложению тейпа изнутри. Разрушению классической тейповой общины и возникновению новой, многотейповой сельской общины способствовало возвращение чеченцев с гор на равнину и возникновение полигенных поселений. Хотя при создании этих поселений каждый тейп образовывал свой квартал, они уже были социальными единицами нового уровня с определенной общностью жизненного уклада,
182

Традиций, психологии. Отдельные группы тейпа отрывались от тейповой общины и соответственно утрачивали общие с ней экономические и политические интересы. Вновь зарождавшаяся сельская община при формальном сохранении тейпового деления в силу объективных причин приобретает единые интересы, которые в конкретных ситуациях патронимические группы, являющиеся членами этой общины, ставят выше иллюзорных интересов своего тейпа.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что возникновение тейпово-тукхумной демократии было вызвано потребностью в социально-политической организации общества, оказавшегося в результате жесточайшей войны лишенным государствообразующих институтов, а самое главное, экономических основ существования. Тейповые общины, а затем их союзы - тукхумы, образовывались на основе сельских общин, военных поселений, общин ремесленников, а позже компактных поселений иноземцев с целью социальной организации жизни общества, выхода из хаоса смутного времени, порожденного войной. Но с самого начала тейпово-тукхумная демократия не была классической родовой организацией, хотя и имела (в измененном виде) некоторые ее внешние признаки. Это был классический тейповый строй, основу которого составляла сельская община, имевшая вторичные признаки родовой организации (но иного пути у нее не было, так как в результате войны были уничтожены социально-экономические устои зарождения государства). Однако уже в недрах тейпово-тукхумной демократии существовали такие категории, как "къам" - нация, "Мохк" - страна, которые принципиально несвойственны родовому сознанию.

Тейпово-тукхумная демократия не была идеальной моделью социальной организации. Она - результат определенным образом сложившихся социально-исторических обстоятельств и соответствовала определенному социально-экономическому укладу чеченского общества, но в процессе эволюции и изменения экономических основ существования изжила себя. К концу XIX в. чеченский тейп исчезает как социальный институт, прежде всего потому, что отпала необходимость в его социально организующих функциях. Эти функции взяло на себя государство. Часть функций тейпа (которые в общем-то и раньше считались тейповыми номинально) перешла к патронимии, часть к новым сельским общинам (как отмечалось выше, сложились новые социально-административные единицы, полигенные по структуре, которые идентифицируются чеченцами как определенная этнокультурная общность, например, "шелахой" - жители села Шали, "мартанхой" - жители села Урус-Мартан).

Таким образом, разложению тейпа и исчезновению его как реальной социальной категории способствовали следующие причины:

 рост внутренних противоречий и несоответствие тейпа как социального института новым социально-экономическим реалиям;
 отсутствие необходимости в социально организующих функциях тейпа в связи с появлением государственных учреждений (имамат Шамиля, царская администрация и т.д.);
 нарушение принципа единой территории тейпа;
 отсутствие единых экономических и политических интересов у различных социальных и патронимических групп тейпа в связи с нарушением принципа единства территории;
 принятие патронимией на себя функций, определяемых особенностями национального менталитета.

Чеченский тейп из социально-политической организации превратился в категорию мифологическую, в категорию нравственного порядка и как таковая становится в представлении чеченцев идеалом всеобщего равенства и справедливости. Интерес к тейпу, к тейповой организации всегда усиливался в периоды ослабления государства. Характерным это было и для начала 90-х годов XX в. в связи с развалом великой империи. Были проведены съезды многих чеченских тейпов, избраны главы и руководящие органы, разработаны программы действий. Но, не имея под собой реальной
183

Почвы, ни социально-экономической, ни политической, этот процесс постепенно угас. К тому же чеченское общество в этот период еще представляло собой более или менее устойчивую социальную структуру, элементы которой имели определенные экономические и политические интересы, не обремененные тейповой идеологией.

Не произошло возрождения тейпа как социальной организации и в современных условиях, когда после жесточайшей войны уничтожены основы государственности, экономики, разрушена социальная стратификация чеченского общества. Нестабильность современного чеченского общества во многом объясняется отсутствием оформленной социальной структуры, стратов, имеющих устойчивые политические и экономические интересы. Но сложная социальная стратификация общества невозможна без развитой экономики, построенной на высоких технологиях, без национальной идеи. В этих условиях вполне логичным может показаться стремление определенных политических сил использовать тейповую стратификацию как фактор стабилизации чеченского общества и социальную основу для строительства государственной системы, якобы являющейся национальной по своей сущности и форме. На самом деле, как мы говорили выше, тейп был лишь определенным этапом в развитии социальных институтов организации общества, и уровень его учреждений, права, "социальных отношении соответствовал своему времени, определенному социально-экономическому укладу. Любая попытка искусственно перенести или институты, или нормы права, существовавшие при тейпово-тукхумной организации, на современную государственную систему нанесет огромный ущерб строительству нового чеченского государства, будет возвращением в далекое прошлое, во "тьму веков", регрессом в социально-исторической эволюции чеченской нации.

Всеобщее избирательное право является величайшим достижением человеческой цивилизации в области государственного строительства. Стремление реформировать его якобы применительно к специфическим национальным условиям и особенностям менталитета на самом деле является или попыткой узурпировать власть, или прийти к власти окольными путями. А реанимация тейповых структур в ухудшающихся социально-политических условиях, при усиливающейся имущественной дифференциации общества может привести к дальнейшему развалу государства в Чечне.

Тем не менее, отбросив политические спекуляции вокруг тейпа как социальной организации, необходимо отметить его огромное нравственное значение для чеченского народа. Каждый чеченец помнит название своего тейпа, его генеалогию, и эта память может быть определяющей в его нравственной позиции, в его мироощущении. Ведь именно в недрах тейповой демократии сложилась великая нравственная культура чеченцев. В этом смысле тейп, тейповая память может сыграть важную роль в воспитании молодежи, в формировании у нее уважения к прошлому, в сохранении лучших традиций чеченской культуры.

1 Страбон. География. М., 1879. С. 516.
2 Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании М.; Л., 1959. С. 48-49.
3 Страбон. Указ. соч. С. 512.
4 Мровели Л. Жизнь картлийских царей. М., 1979. С. 25.
5 Там же. С. 52.
6 Там же. С. 85.
7 Гамрекели В.Н. Двалы и Двалетия в 1-ХУ вв. н.э. Тбилиси, 1961. С. 27.
8 Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа ГУ-Х вв. Л., 1979. С. 162.
9 Там же. С. 172,
10 Вагапов Я.С. Сарматы и вайнахи. Грозный, 1990. С. 108.
11 Хизрие в Х.А. Кавказцы против Тимура. Грозный, 1992. С. 34.
12 Документы о русско-чеченских отношениях XVI-XVII вв. не дают ясной картины о социально-политическом устройстве Чечни. В них упоминаются чеченские феодалы, в том числе Ших-мурза Окоцкий и его брат Салтан-мурза, владелец Ларсова кабака (селения). Но о многих горных обществах говорится как о джамаатах - союзах сельских общин, т.е. как о тукхумах. См.: Русско-чеченские отношения (вторая половина ХУ1-ХУП в.). М., 1997.
13 Нельзя исключать существования в горных районах Чечни территориальных общин типа тейпа и в более раннее время. По крайней мере названия некоторых чеченских тейпов упоминаются античными авторами еще с первых веков н.э.
14 Согласно историческим источникам, а также фольклорному материалу, до нашествия монголо-татар, а затем орд Тимура нахские племена занимали на равнине территории, включая левобережье Терека и верховья Кубани, а в более древние времена вплоть до устья Дона и нижнего течения Волги (ср. чеченское идиоматическое выражение "Идал деха вакха" - букв. "переправить через Волгу", т.е. изгнать за пределы Чечни).
15 Косвен М.А. Этнография и история Кавказа. М., 1961. С. 24.
16 Мамакаев М. Чеченский тейп в период его разложения. Грозный, 1973. С. 22.
17 Тептар - вид фамильной (семейной) хроники, в которой велась запись всех предков и наиболее важных событий в жизни фамилии и народа. В более древние времена тептары писались на чеченском языке грузинским алфавитом, с 1Х-Х вв. (при сближении аланов с Византией) - греческим, а с XVII в. - на арабском или чеченском языке арабским письмом. Есть сведения о чеченских тептарах, написанных клинописью (зайл йоза), а также об использовании чеченцами грузинского и греческого (византийского) алфавитов. О надписи, состоящей из двух строк и выполненной греческим письмом на камне основания одной из башен в селении Кирды в Аргунском ущелье, упоминает Н.С. Иваненков. Согласно чеченским тептарам, укрепление Кирды было построено аланским правителем, ушедшим в горы со своей свитой, спасаясь от нашествия отрядов Тимура. На чеченском языке выполнена аланская надпись на каменной могильной плите Х-Х1 вв. у реки Зеленчук в Карачаево-Черкесии. В качестве материала для письма могли использоваться деревянные дощечки, каменные плиты, кожа, а в позднее время бумага. В 1944 г., во время выселения чеченцев, все тептары (так же как и теологические сочинения XVII-XIX вв. на чеченском языке) у местного населения были изъяты и уничтожены. Отдельные экземпляры вывезены офицерами НКВД в Россию, несколько тептаров удалось спасти их владельцам.
18 Кстати, в чеченском языке помимо социального термина слово "тейп" употребляется и в значении "вид".
19 Социальная организация хурритов напоминала организацию чеченских средневековых тейповых общин. У них существовали большесемейные общины, именуемые в документах домами - биту или башнями - димту (ср. чеч. цIа - дом, группа близкородственных семей). Несколько семейных общин образовывали село, которое являлось территориальной или территориально-родственной общиной. Селения располагались вокруг укрепленного поселения, где находился главный храм, жилища правителя и должностных лиц города-государства. Здесь же собирался совет старейшин и народное собрание, которые активно участвовали в процессе управления.
20 В юридической науке следующей ступенью после обычного права считается традиционное право.
21 Мамакаев М. Указ. соч. С. 28-33.
22 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1980. С.137-150.
23 Там же. С. 139.
24 Попов И. Ичкеринцы // Сборник сведений о Терской области. Вып. 1. С. 263.
25 Иваненков Н.С. Горные чеченцы //Терский сборник. Вып. 7. Владикавказ, 1910. С. 35.
26 Москвитянин. 1851. № 19-20. Кн.1-2. С. 179,
27 Харадзе РЛ. Некоторые стороны сельско-общинного быта горных ингушей // Кавказский этнографический сборник. Вып. II. Тбилиси, 1968. С. 165-198.
28 Мамакаев М. Указ. соч. С. 16.
29 Там же.
30 Саидов И.М. Мехк кхел (Совет страны) у нахов в прошлом // Кавказский этнографический сборник. Вып. II. С. 202.
31 Теория государства и права. М., 1973. С. 50-56.
32 Нельзя исключать того, что часть аланских феодалов ушла под давлением монголов в горные районы вместе со своими дружинами и зависимыми людьми, как об этом свидетельствуют чеченские тептары.

Точного времени того, когда в чеченском обществе начала формироваться тейповая система сегодня уже невозможно установить, однако известно, что к середине XVIII века чеченцы (нохчи) с присоединением к ним ингушей сложились как этнос. До этого времени уже произошло формирование особого рода родовых военно-экономических союзов - тейпов.

Как появились тейпы

Как гласит легенда, у предков чеченцев был бронзовый котел, на котором были выгравированы названия изначальных 20 тейпов (Беной, Сесанхой Ильеси-некъе, Юбак-Некъе, Млли-некъе, Центорой и другие), те же, кто не входил в эти тейпы, расплавили этот котел.

Практически все чеченские тейпы объединены в более крупные образования - тукхумы. В середине XIX века 135 чеченских тейпов были уже объединены в девять тукхумов.
Сегодня тейпов больше, они делятся на горные (около 100) и равнинные (около 70). Внутри себя тейпы также делятся на "гары" (ветви) и "некъи" - фамилии.

Во главе каждого тейпа стоит совет старейшин, который формируется из наиболее уважаемых и опытных чеченцев-представителей тейпа. Также у каждого тейпа есть свой военачальник, называемый бячча.

Названия и чистота тейпов

Названия чеченских тейпов могли образовываться как от местности, где проживал род, так и дел, которыми в нем преимущественно занимались. К примерам первого словообразования можно отнести названия тейпов Харачой ("пещера"), или Шарой ("ледник"). Ко второму типу словообразования можно отнести, например, тейп Пешхой ("печники"), Хой ("стражники") или Дешни ("золотых дел мастера").

Существует также условное деление тейпов на "чистые" и "смешанные". "Чистые" чеченские тейпы называются "нохчмакхой", они формировались из одних чеченцев. Смешанные тейпы, что можно понять по названию, формировались не только из чеченцев, в них оказывались и другие крови. Тейп Гуной, например, имеет родство с терскими казаками, тейп Харачой - с черкессами, тейп Дзумсой - с грузинами, тейп Арсалой - с русскими.

Начала тейпов

Тейп - это родовой союз, и именно здесь происходит формирование личности. Нравственные постулаты тейпов также называются началами. Всего их 23. Мы назовем только первые 10.

Первое начало - это единство и незыблемость тейповых обычаев для каждого из членов тейпа, а также его родственников.

Второе начало предполагает право на общинное землевладение.

Третье начало - кровная месть за убийство представителя своего тейпа.

Четвертое начало - это запрет брака между членами одного тейпа.

Пятое начало подразумевает любую помощь представителю своего тейпа в случае необходимости.

Шестое начало: в случаем смерти одного из членов тейпа объявляется траур, в течение определенного периода запрещено участие в праздниках и увеселительныз мероприятиях.

Седьмое начало: решающую роль в управлении тейпом играет совет старейшин.
Восьмое начало: выбор руководителя тейпа, или военачальника производится не по наследственному признаку.

Девятое правило: представительский орган лейпа - совет старейшин (тейпанан кхел).

Десятое начало подразумевает то, что совет старейшин формируется из самых мудрых и уважаемых людей пожилого возраста без возрастного ценза. Формально должность члена совета старейшин была пожизненной, но бывали и случаи смещения представителя со своей должности.

Кровная месть

Как мы уже сказали, третьим началом тейповой системы Чечни является кровная месть (по-чеченски "чир") за любого представителя своего рода. Этот обычай в вайнахском обществе имеет глубокие корни. Историк У. Лаудаев писал: "В случае убиения целая фамилия или тейпа бежала на иное местожительство. Кровь (ци) переходила из рода в род. Первоначально кровь распространялась на всю фамилию; с умножением фамильных членов кровь переходила на "гар", а в позднейшее время – на одно семейство".

После убийства представителя тейпа собирался совет старейшин. На нем принималось решение об отмщении. Тейп убийцы также собирал свой совет, который искал способы примирения с тейпом погибшего. Если тейпы не приходили к согласованному решению вопроса, то тогда собирался совет из представителей нейтральных тейпов, на котором вырабатывались условия перемирия. Если пострадавшая сторона отказывалась от перемирия, то на её совете решалось, на кого именно будет распространяться кровная месть.

Убийство кровника должно осуществляться холодным или огнестрельным оружием, при этом строго запрещается совершать его со спины, без предупреждения. Также запрещается убивать кровника в месяц Рамазан и в дни праздников, в людном месте или у кого-то в гостях.

Разложение тейповой системы

Большинство исследователей говорит, что сегодня тейповая система Чечни находится в процессе разложения. Некоторые крупнейшие тейпы, такие как Беной и Центарой, настолько увеличились, что забыли о своем первоначальном кровном родстве, отчего сегодня не является чем-то экстраординарным браки между центороевцами и беноевцами.

Это связано с тем, что по мере своего увеличения тейп постепенно расчленяется на несколько родов, а тары прежнего рода становятся при таком развитии самостоятельными родами, а первоначальный род существует уже в качестве тукхума.

Чеченцы помнят ещё те времена, когда каждый представитель тейпа знал не меньше 20 своих прямых предков. Сегодняшние опросы среди чеченской молодежи показывают, что только половина может ответить на вопрос о принадлежности к тейпу и о том, знает ли человек своих прямых предков.

Эта тенденция не может не вызывать тревог, поскольку для чеченского общества родство имеет очень важную роль. Когда чеченец хочет подчеркнуть отсутствие родства у другого человека, то говорит: "Цу стеган тайпа а, тукхум а дац", что на русский язык переводится как "У этого человека нет ни рода, ни племени".

Традиционно у чеченцев наиболее крупной единицей считается тукхум – союз племен, состоящий из тейпов. «Чистыми» чеченцы считают тейпы, в которых нет ни дагестанцев, ни ингушей. Сегодня мы кратко расскажем вам о самых главных из них.

Алерой – «чистый» тейп, к которому принадлежал Аслан Масхадов. Алеройцы преимущественно живут в восточной части Чечни и захватывают часть Дагестана. После разрешения вернуться на родину в 1957 г. алеройцы с большим трудом смогли вновь заселить свои земли в Дагестане.

Белтой – крупный «чистый» тейп, живущих на Востоке Чечни в Ножайюртовском районе. Беной является одним из самых крупных «чистых» тейпов Чечни, к нему принадлежит Кадыров. К нему принадлежит примерно 1/3 всех этнических чеченцев. Он расселен по всей республике и делится на 9 крупных родов: Жоби-некъе, Уонжби-некъе, Асти-некъе, Ати-некъе, Чупал-некъе, Очи-некъе, Девши-некъе, Эди-некъе и Гурж-махкахой. Считается, что именно беноевцы изгнали кабардинских и дагестанских князей, после чего заложили основы горской демократии чеченцев.

Варандой – «чистый» горный тейп, представители которого довольно долго сопротивлялись принятию ислама. Этот тейп отличается традиционностью, в нем сохранилось множество древних языческих обычаев.

Гендаргеной - «чистый» равнинный тейп, одним из представителей которого является Доку Завгаев. Считается, что в древности гендаргеноевцы жили в историческом центре Нохчиймохка в бассейнах рек Аксая, Мичига и на землях вдоль Терека, а затем расселились по всей Чечни. В Нохчиймохка находился доисламнский религиозный центр чеченцев Нашха, где проводили советы конфедерации тейпов.

Дешни – «чистый горный" тейп, представители которого живут на юго-востоке Чечни и в Ингушетии. Тайп Дешни считается аристократическим.

Зумсой - горный тейп, представители которого наиболее активно сопротивлялись советской власти и сильнее других пострадали от репрессий.

Гуной – равнинный тейп, имевший родственные связи с терскими казаками. Гунойцы последними из тейпов приняли ислам и всегда поддерживали хорошие отношения с русскими.

Калхой - горный чеченский Зелимхана Яндарбиеве, котрые имеет родственные связи с ингушами и осетинами.

Нашхой – «чистый» тейп, живущий на легендарной прародине чеченцев Нашхо.

Терлой – тейп, расселившийся в верховьях Аргуна. По преданию, в древности терлойцы были жреческим тейпом.

Харачой – тейп Руслана Хасбулатова, традиционно поддерживающий прочные связи с Россией.

Цонторой – второй по величине и влиянию тейп после беной. Цонторойцы живут главным образом на востоке Чечни.

Чартой – тейп миротворцев и посредников, представители которого не участвуют в войнах. Считается, что это тейп еврейского происхождения.

Элистанжи – тейп шейха Мансура. Представители этого тейпа переселились из села Хаттуни Веденского района в Алды близ современного Грозного.

Энгеной – тейп, из которого происходят чеченские шейхи. Энгенойцы живут по всей территории Чечни.

Эрсеной – аристократический равнинный тейп, живуший в Шалинском и Гудермесском районах.

Ялхорой - тейп Джохара Дудаева, считается родственным ингушам, в частности, тейпу Аушева. Это тейп включает в себя территориальную субэтническую группу мялхистинцев, которые после 1991 г. заняли ключевые посты в Ичкерии. Расселены высоко в горах в местности Мялхисте между верховий Аргуна и Мешехи.

До образования общего понятия «чеченская нация» (около XVIII века) на территории современной Чечни проживали нахские (чеченские, ингушские и некоторые другие) родоплеменные образования, именуемые тейпами, или тайпами. Они представляли собой особые военно-экономические союзы, занимавшие определенную местность и изначально формировавшиеся из сложных семей (родители, дети, дяди, тети и прочая родня).

Отсюда и разделение тейпа на некъи и гары, то есть на фамилии и ветви.


«Русские» тейпы в Чечне

Число тейпов у чеченцев и других народов Кавказа постоянно изменяется. Некоторые из этих родоплеменных образований сформировались еще в Средние века. По преданию их имена были начертаны на легендарном бронзовом котле, который расплавили «неисконные» нахские тейпы. Другие сформировались позднее в силу целого ряда причин. В XIX веке на юге Российской империи насчитывалось около 130-ти только чеченских тейпов, несколько веков назад объединившихся в более крупные военные союзы — тукхумы (по количеству их 9).

Помимо этого существовало еще несколько десятков ингушских (около 50-ти), аккинских и других тейпов. Поскольку по нахским законам браки внутри одного тейпа категорически запрещены во избежание кровосмешения и рождения больного потомства, невест брали из неродственных родоплеменных образований. По этой причине в структуре чеченского общества есть и тейпы, которые можно условно назвать русскими. Так представители тейпа Арсалой часто заключали браки с русскими и переняли часть их культуры.

Отличие «русских» от других тейпов

То, что тейп Арсалой считается русским, не говорит о том, что он полностью состоит из русских по национальности граждан. Таких в тейпе очень мало. В Арсалой входят осетины и потомки смешанных браков. Также условно русскими считаются тейпы Гуной и Орси, по происхождению хазарские. Есть мнение, что Арсалой и Орси были образованы с участием беглых русских солдат. Представители крупнейшего тейпа Гуной считаются потомками терских казаков.

Отличаются эти родоплеменные образования от других более мягкими внутриплеменными законами. Во многих прослеживаются остатки старинного культа женщины и даже православия, что в целом не повлияло на достаточно бесправное положение женщин, но избавило их от таких крайностей, как женское обрезание. Тейп Гуной позднее других принял ислам, будучи до этого православным.

Отношения между «русскими» и другими тейпами, в целом, мало отличаются от остальных межплеменных взаимоотношений кавказских народов. Каждый тейп свято хранит свои обычаи и культуру, уходящие корнями в глубочайшую древность. Во главе стоит совет старейшин. Остальные члены общества являются равноправными. Помощь пострадавшему оказывается всеми соплеменниками. Так же соблюдается и траур — всеми сразу. В случае убийства своего соплеменника тейп объявлял кровную месть убийце. Также все чаще наблюдаются случаи слияния разных тейпов.

В «русских» тейпах соблюдаются и другие чеченские законы, принятые в этих родоплеменных общинах. При этом в последние десятилетия отмечается общее разрушение самой тейповой структуры, что объясняется сильным влиянием извне: светскими контактами с другими народами, получением образования богатыми членами тейпа в России и Европе и пр.. От старшего поколения молодое зачастую получает определенный объем информации, а в остальном воспринимает членов своего тейпа как земляков, что способствует более быстрому налаживанию контакта и возникновению доверия между людьми.

Алерой. Довольно многочисленный тейп, происходящий из Восточной Чечни, но расселенный по всей стране. К этому тейпу принадлежит Аслан Алиевич Масхадов. По преданию имя этого тейпа имелось на легендарном бронзовом котле, который принесли предки в Нашха.

Вместе с Алерой там были указаны тейпы Беной, Сонторой, Белгатой, Нихалой, Терлой, Варандой, Пешхой, Гуной и другие так называемые "чистые" тейпы. По чеченской легенде представители неисконных, вторичных по происхождению тейпов расплавили этот котел.

Белгатой. Большой и известный в Чечне тейп. Когда-то был подразделением тейпа Белтой. Легенда о происхождении Белгатой гласит, что Белгатоевцы почти вымерли в результате некогда случившейся эпидемии, но потом снова размножились, о чем свидетельствует этимология названия ("бел" - умереть, "гатто" - воскреснуть). Считаются очень энергичными людьми.

Белтой (Билтой). Большой и известный тейп. Из него происходил знаменитый политический деятель Бейбулат Таймиев, о котором упоминал А.С. Пушкин в описании своего путешествия в Эрзерум. Сейчас Белтой расселены повсюду, но исконный их район находится на Востоке Чечни (Ножайюртовский район).

Беной. Один из самых многочисленных чеченских тейпов, может быть, самый из них крупный. Один из самых известных чеченских бизнесменов Малик Сайдуллаев, сам беноевец и много занимающийся делами своего тейпа, утверждает, что из 1 миллиона чеченцев беноевцы насчитывают 360 тысяч. Расселены по всей республике. Беноевцы подразделяются на 9 родов-гаров: Жоби-некъе, Уонжби-некъе, Асти-некъе, Ати-некъе, Чупал-некъе, Очи-некъе, Девши-некъе, Эди-некъе и Гурж-махкахой. Принимали самое активное участие в Кавказской войне прошлого века. Из их числа происходит национальный герой Байсангур Беноевский, не покинувший Шамиля до самого его пленения и не сдавшийся после сдачи Шамиля царским войскам.

Много беноевцев находится в диаспоре в странах Передней Азии. Беноевцы - герои многих шуточных историй, в которых вышучивают неуклюжую фигуру или деревенскую хитроватость беноевцев. В то же время они известны своим бесстрашием, верностью данному слову.

По-видимому, беноевцы составили костяк демократических крестьянских слоев, несколько столетий назад сбросивших в Чечне свои собственные аристократические институты и власть кабардинских и дагестанских правителей. Эти слои породили ту самую горскую демократию, ставшую социальной основой этнического менталитета чеченцев.

На примере Беной проиллюстрируем появление в тейпе иноплеменника. В исконной местности беноевцев на реке Аксай есть урочище, называющееся Гуржийн мохк (грузинское место, владение). А. Сулейманов сообщает следующее предание: "Во времена набега на соседнюю Грузию беноевская дружина привезла грузинского мальчика. Подрастая, маленький пленник приобрел большую известность среди своих сверстников и взрослых силой, находчивостью, ловкостью, красотой. Он стал равным членом общества, в жены ему дали красавицу, выделили землю и помогли построить дом, дали рабочих волов, корову, коня. В последствии, когда семья грузина разраслась, выделились отселки, разросся хутор. Тогда беноевцы назвали это место Гуржийн мохк" (См.:[Сулейманов А. Топонимика Чечни. Изд-е 2-е. Грозный, 1998. С.317]).

Варандой. Один из известных горных тейпов. Автор прошлого века, первый чеченский этнограф Умалат Лаудаев утверждает, что варандой "пришлого происхождения". В Чечне мне пришлось слышать утверждение, что они "русского происхождения". Скорее всего, это говорит только о принятии ими беглых русских солдат эпохи Кавказской войны прошлого века. Сам термин варандой известен в исторических документах I тысячелетия. Другая подоплека суждения о "русском происхождении" может быть связана с тем, что варандоевцы долго не принимали мусульманскую веру и с целью защиты древних верований уходили в горы. Как бы то ни было, варандоевцы до сих пор сохранили некоторые древние обычаи (вроде женского обрезания) и уникальный чеченский фольклор.

Гендаргеной. Тейп, к которому принадлежит Доку Гапурович Завгаев. Он считается одним из самых многочисленных тейпов и расселен поэтому по Чечне довольно широко. Тейп Гендаргеной вышел из исторического центра Чечни Нохчиймохка (Нохчамахк, "Страна чеченцев"). Эта "Страна чеченцев", расположенная в бассейнах рек Аксая, Мичига и на землях вдоль Терека, всегда была житницей не только Чечни, но и Дагестана и даже более отдаленных стран. Экономическая и военная сила обусловила существование в Нохчиймохке культурно-политического и ритуально-религиозного доисламского центра Нашха. В этом центре располагался один из ранних Мехк кхелов ("Совет страны"). Оттуда, по преданию, вышли все "чистые" тейпы чеченцев. Среди этих тейпов находится и Гендаргеной.

Нохчиймохк собственно совпадает с тем образованием, которое известно под тюркским именем Ичкерия. Эта часть Чечни была с трудом занята царскими войсками в 1852г. Только это событие стало в историографии прошлого века рассматриваться как начало конца Кавказской войны. Очевидно, принятие правительством Д.М. Дудаева названия Ичкерия в качестве официального должно было означать и приобщение к истоку чеченского этногенеза, и к славной странице сопротивления прошлого века.

Гендаргеноевцы в истории Чечни всегда занимали видное место.

В советские годы из его членов вышло много руководителей хозяйственного и партийного уровня. В "мирные" 1991-1994 гг. в Чечне от гендаргеноевцев можно было услышать жалобы на засилие новых, дудаевских, кадров в основном "горного" происхождения. Прошедшие в те годы тейповые собрания некоторыми лицами из правительства Д.М. Дудаева интерпретировались как попытка найти опору в массах со стороны старой советской партноменклатуры.

Дешни. Горный чеченский тейп, расселенный на юго-востоке Чечни. Относится к известным "чистым тейпам", обладающим своей горой, у тейпа Дешни - Дешни-лам. Некоторые из Дешни живут в Ингушетии. Дешни известны тем, что к 1917 году у них сохранились фамилии, считавшиеся княжескими. В Чечне с юмором рассказывают историю, как один из представителей такой фамилии женился на грузинской княжне, выдав тейповую гору за свою собственную.

Зурзакхой. Этот тейп считается одним из исконных, ибо в своем имени он сохранил этноним дзурзуков, который в средневековье грузины давали предкам чеченцев и ингушей. По мнению М. Мамакаева, тейп зурзакхой не входил в тукхумы, занимая самостоятельную позицию, также как и тейпы Майстой, Пешхой и Садой.

Зумсой (Дзумсой). Горный чеченский тейп, носящий либо тотемное ("зу" - еж; в чеченской символике он носитель мудрости), либо профессиональное название (зум - горная арба). Всегда был одним из политически активных чеченских тейпов. Зумсоевцы чрезвычайно сильно пострадали от советской власти.

Гуной. Известный чеченский тейп, расселенный на северо-востоке Чечни. Гуноевцы непосредственно соседствуют с терскими казаками, с которыми имеют родственные связи. Считается, что много позже других чеченских тейпов приняли ислам.

Калхой (Калой). Горный чеченский тейп, к которому принадлежит Зелимхан Яндарбиев. Фамилия Калоевых известна у ингушей, а также у осетин.

Мулкой. Небольшой чеченский тейп, расселенный в горах (Шатоевский район). Известны своим сопротивлением автократической власти Шамиля.

Нашхой. Нашхо - местность, считающаяся родиной "чистых тейпов". Это этногенетический центр средневековых нохчиматиенов, населявших по данным армянских исторических источников юго-восток Чечни. (Армянская география VII по Р.Х. Спб, 1877. С.36). Иногда все население Нашхо причисляется к одному тейпу.

Садой. Считается, что этот тейп выделился из Билтой (вместе с Белгатой и Устрадой). Все они из Нашхо (тукхум Нохчимокхой).

Вместе с этим нужно сослаться на мнение Ахмада Сулейманова, что Садой считался аристократическим тейпом и из него происходили князья (эли). А. Сулейманов (устное сообщение), приводя огласовку али, производил этот термин от древнего кавказского социально-этнического термина алан. При этом он считал, что Садой родственен тейпу Орсой, поскольку существует слитный термин, относящийся к обеим группам: сада-орси. В Орсах, Орсой этот автор видит потомков греков. Обратим внимание на то, что Садой не входили не в один из тукхумов, что, возможно, говорит об их иноплеменном происхождении. В то же время аристократическая традиция Садой является престижной: почетно давать имя, указывающее на этот тейп.

Вспомним Садо Мисирбиева, верного друга молодого Льва Толстого. Этноним орс - аорс может увести нас в этногенетические пласты глубокой древности, связанные, может быть, с племенем роксоланов, возможных предков русских. Современное название чеченцами русских звучит орси. Примечательно, что "Хронология истории Чечено-Ингушетии" А. Айдамирова (С.6) начинается с указания на I век нашей эры, когда существовал союз гаргареев и исадаков, состоящих из садов и хамхитов (в тексте книги явная опечатка - хашкиты. Следует читать хамекиты или хамхиты. Дискуссия о происхождении этого этнонима от реки Хамхи в книге Е.Л. Крупнова "Средневековая Ингушетия". М., 1971. С.28.).

Терлой. Считается, что тейп терлой расселился из горного башенного комплекса Кирды. Предком считается человек по имени Терлой. По некоторым данным Терлой был в ХVI-XVII веках самостоятельным тукхумом. В отличие от некровного родства всех тейпов Терлой (по мнению М. Мамакаева) вместе с Чанти были когда-то кровно-род ственным объединением. Сейчас терлоевцы населяют территорию по верховьям Аргуна. С тейпом Терлой связан комплекс преданий об обладании ими особым закрытом немусульманском знании. Возможно, что Терлой были кастой жрецов-огнепоклонни ков (Предположение С.А. Хасиева, высказанное устно).

Туркхой (Турки из Гашан-чу). В Веденском районе есть небольшая группа, относящая себя к "турецкому" тейпу. Они живут также в Рошни-чу.

Харачой. Тейп знаменитого Зелимхана Харачоевского. Это также тейп Руслана Имрановича Хасбулатова. Этот тейп рано попал на страницы письменных российских документов. А вот в этнографической реальности наших дней у населения восточной Чечни осталась память, что "харачоевцы раньше других стали жениться на русских".

Тесные связи харачоевцев с Россией не помешали их среде выдвинуть в начале текущего столетия одного из самых выдающихся борцов с несправедливостями царизма - абрека Зелимхана Харачоевского.

В Чечне относятся с большим уважением к харачоевскому тейпу и считают, что его представители наделены особым умом. Правда, им ставится в упрек, что они громко разговаривают. Пожалуй, нет ни одного тейпа, о котором не говорили бы чего-нибудь подобного. Но это уже область чеченского юмора, ценимого, кстати, когда-то Шамилем.

Хиндхой. Небольшой чеченский тейп, расселенный в горах в районе Галанчожа. Хиндхоевцы по происхождению относятся к ветви орстхоевцев (карабулаков), вошедших в состав чеченцев. Другая ветвь влилась в ингушей. Орстхоевцы, живущие на равнине, понесли наибольшие потери в результате Кавказской войны прошлого века. Часть оставшихся орстхоевцев выселилась в страны Передней Азии, часть ушла в горы, как Хиндхой.

Цонторой (Центорой). Это один из самых многочисленных тейпов. (По численности с ним соперничают только беноевцы). Они делятся на Корни-некъе, Оки-некъе и др. группы, претендующие на самостоятельность. Этимология Цонторой восходит, возможно, к обозначению жреческой профессии. Видимо, это отразилось в насторожен ном отношении цонтороевцев к Шамилю и к его сторонникам. В литературе есть данные, что Шамиль мстил цонтороевцам за убийство ими одного своего сподвижника. Считаются людьми неспокойного энергичного нрава. Расселены главным образом в восточной части Чечни.

Чартой. Очень интересный тейп, известный тем, что чартоевцы не воевали, но всегда были миротворцами и посредниками во внутричеченских делах. У представите лей других тейпов существует мнение, что "чартой еврейского происхождения".

Чермой. Один из известных чеченских тейпов, к которому принадлежал знаменитый нефтепромышленник и политический деятель Тапа Чермоев. Основной центр расселения чермоевцев село Мехкеты. У них есть родовая гора Чермой-лам. Но прежде, по легендам, они жили в горной местности Майсты.

Элистанжи. Этот тейп происходит из Веденского района села Хаттуни. Оттуда он переселился в Алды около теперешнего Грозного. Этот тейп знаменит тем, что из него происходил шейх Мансур (Ушурма), родившийся, по-видимому, в 1765 г.

Энгеной. Расселены по всей Чечне. Считается тейпом, из которого происходят мусульманские проповедники и религиозные главы - шейхи. Из Энгеной, действитель но, вышло много шейхов.

Эрсеной. Тейп, расположенный в восточной Чечне в исторической области Нохчимокх (Шалинский, Гудермесский район). После походов Тамерлана это один из первых тейпов, выселившихся снова на равнину. Эти тейпы считались аристократически ми. Сейчас их представителям приписывают высокие духовные качества. В этимологии "Эрсеной" носитель языка чувствует связь с мужским началом (Сравни: эр бух = некастрированный бык, русское бугай).

Ялхорой. Из этого тейпа происходит фамилия Джохара Дудаева. Есть село Ялхорой, названное по имени тейпа. По одним версиям к этому тейпу принадлежали зависимые люди, по другим, наоборот, это тейп, имевший наемных работников. Скорее всего происхождение этого тейпа связано с профессионально-кастовой организацией и Ялхорой были воинами, получавшими от других тейпов плату за охрану рубежей. В изысканиях М. Мамакаева о чеченских тейпах Ялхорой указаны среди коренных чеченских тейпов. Очевидно, Ялхорой относится к орстхойскому компоненту в этногенезе чеченцев, о чем мы скажем ниже более подробно. В Ингушетии мной было зафиксировано предание о том, что некоторые фамилии родственны фамилии Д.М. Дудаева. Например, фамилия Дакиевых, которые имеют по преданию общих родственников с Дудаевыми в шестом поколении. Согласно этой версии первые Дакиевы вместе с Аушевыми и Мусольговыми основали в Ингушетии село Сурхохи. В Ингушетии живет также собственно ингушская ветвь Дудаевых.

На орстхойском происхождении Ялхорой следует остановиться особо, хотя бы потому, что локальная группа орстхойцев - мялхистинцы - считаются в Чечне наиболее преданными сторонниками Д.М. Дудаева. Именно мялхистинцы составляют основное население села Бамут. Работа среди мялхистицев убедила меня в том, что они, действительно, потомки наиболее сильного в военном отношении подразделения вайнахского этноса орстхойцев (карабулаков). Издревле они населяли северокавказскую равнину. Глубоко в горах, в Мялхисте, между верховий Аргуна и Мешехи, они оказались, вероятно, во время опустошительных походов Тамерлана по Северному Кавказу, и здесь включили в себя исконно горское вайнахское население. Память о неясном подразделении на коренных и пришлых еще прослеживается у мялхистинцев.

В горах мялхистинцы не утратили воинственный нрав и вели периодические войны с Грузией. (Их территория граничит с Хевсуретией). Мялхистинцы же укрывали Орджоникидзе от поимки царской охранкой. Культ воинственности, наряду с другими горскими ценностями вроде почитания женщины, гостеприимства, по мнению самих мялхистинцев отличает их от других чеченцев. Некоторые из них считают себя людьми княжеского достоинства. Другие чеченцы побаиваются решительного нрава мялхистинцев.

В правительственных органах Чеченской республики Ичкерии при Д.М. Дудаеве оказалось много мялхистинцев. Это вызвало разговоры об их засилии в республике. Об особом отношении Д.М. Дудаева к этой проблеме ничего не известно. Его покровительство религиозному братству кадирийцев, представленному у мялхистинцев, еще ничего не говорит, ибо это братство широко распространено в Чечне и не только у горского населения.