Сначала пришли за евреями я молчал. Цитируется как напоминание о неизбежных последствиях конформизма, социальной апатии, равнодушия к судьбе ближнего


Когда пришли за коммунистами, я промолчал (не протестовал), потому что не был коммунистом. Когда пришли за евреями, я промолчал, потому что не был евреем. Когда пришли за католиками, я промолчал, потому что был протестантом. А когда пришли за мной, к этому времени не осталось никого, кто мог бы вступиться за меня (протестовать)

Слова немецкого протестантского теолога и настоятеля прихода в Дале-ме (район Берлина), одного из руководителей «исповедальной церкви» Мартина Нимёллера (1892-1984), который подвергался преследованиям со стороны нацистов и долгое время (с 1937 по 1945 г.) находился в заключении - в тюрьме и концлагере.

В англоязычных странах эти слова обычно цитируются, со ссылкой на официальное издание конгресса США «Congressional records» от 14 октября 1968 г., в следующем виде: «Когда Гитлер начал преследовать евреев, это меня не касалось, ведь я не был евреем. И когда Гитлер начал преследовать католиков, это меня не касалось, ведь я не был католиком. И когда Гитлер начал преследовать профсоюзы, это меня не касалось, ведь я не был членом профсоюза. А когда Гитлер начал преследовать меня и евангелическую Церковь, не осталось уже никого, кого бы это касалось».

Возможно, это перефразировка фрагментов проповеди Нимёллера во Франкфурте-на-Майне (6 января 1946 г.): «...Те, кто тогда (в 1933 г. - Сост.) попадал в концентрационные лагеря, были коммунистами. Кого это касалось? [...]. Затем наступил черед ликвидации больных, т. н. «неизлечимых». [...]. И наконец очередь дошла до самой (евангелической. - Сост.) Церкви. Тогда мы попытались что-то сказать, но нас никто не услышал. Преследования евреев [...], ведь об этом писали газеты. [...]. Мы предпочли промолчать». (Martin Niemuller aber die deutsche Schuld... Zbrich, 1946).

Не редко можно встретить данное выражение "Когда пришли за коммунистами, я молчал. Я не был коммунистом...", порой без указания авторства, где перечисляются группы людей, которых объединяет определенный признак (полит. взгляды/принадлежность к партии имярек/религиозно-этнический признак). Порядок перечисления равно как и группы людей - варьируются. Что же именно сказал священник евангелической Церкви Мартин Нимёллер?
Но вначале - немного о нем:
Мартин Нимёллер (Martin Niemöller ) (встречаются также следующие варианты его фамилии на русском : Нимеллер , Ниемеллер ) родился 14 января 1892 в Липштадте( Lippstadt ) в семье лютеранского священника Хайнриха Нимёллера (Heinrich Niemöller ). Прошел путь от офицера на подводных лодках Thüringen“ и „Vulkan“ до священника в приходе евангелической Церкви в берлинском районе Далем. Мартин Нимёллер симпатизировал национал-социалистам в 20х годах 20го века. Веймарскую Республику он не приветствовал - зато приветствовал введение гос-ва фюрера в 1933м. Претило ему однако смешивание полит. высказываний и вероисповедания. Он является одним из основателей в мае 1933го Движения «Молодые реформаторы» (Jungreformatorische Bewegung ) , объединявшего евангельских священников и теологов, выступавших против Союза немецких христиан (Deutschen Christen (DC )). Mitteilungsblatt der Deutschen Christen (уведомление немецких христиан, Weimar, 1937)

«Молодые реформаторы» были однако вполне лояльны к Гитлеру и иногда заявляли об этом, но они указывали, что Церковь должна быть независима даже от фюрера. Затем было основаниe так называемой Исповеднической Церкви (Bekennenden Kirche) инициатором которой был в том числе и Мартин Нимёллер. Теологическим фундаментом данной церкви была, принятая 31 мая 1934 года в городе Бармене (теперь Вупперталь) Чрезвычайным синодом лютеранских священников «Барменская декларация», шесть статей которой содержат теологическую аргументацию в защиту духовной свободы христиан и утверждают зависимость церкви исключительно от Бога. (полный текст на немецком ). В частности, в ней утверждалось:
«Мы отвергаем ложное учение о том, что государство якобы должно и может, выходя за рамки своего специфического задания, стать единственным и тотальным порядком человеческой жизни и тем самым брать на себя также и задачи Церкви. Мы отвергаем ложное учение о том, что Церковь якобы должна и может, выходя за рамки своего специфического задания, присваивать себе облик и задачи и достоинства государства и тем самым сама превращаться в орган государства».
Wir verwerfen die falsche Lehre, als solle und könne der Staat über seinen besonderen Auftrag hinaus die einzige und totale Ordnung menschlichen Lebens werden und also auch die Bestimmung der Kirche erfüllen. Wir verwerfen die falsche Lehre, als solle und könne sich die Kirche über ihren besonderen Auftrag hinaus staatliche Art, staatliche Aufgaben und staatliche Würde aneignen und damit selbst zu einem Organ des Staates werden.

В января 1934 года встретился Нимёллер наряду с другими религиозными деятелями Церквей с Гитлером. Поскольку Нимёллер из религизных соображений не приемлет уже тогда применение "Арийских параграфов " (Arierparagraphen ) на священников, его увольняют, ему запрещено выступать, но он не подчиняется приказу и продолжает читать проповеди. Затем в 1935 следуют аресты Нимёллера вместе с другими несколькими сотнями священников, временное освобождение его, вновь аресты. В 1937м Нимёллер арестовывается и становится в 1938м узником КЦ Заксенхаузен (KZ Sachsenhausen). С 1941 по 1945 он - узник КЦ Дахау (КZ Dachau)
Краткий обзор биографии до 1937 года в период дополню

Описанием событий, опять же кратким, происходивших в 1933 году.

4 января 1933 - договорённость между Гитлером и Франц вон Папеном (Franz von Papen) в доме одного банкира о формировании правительства.
30 января 1933 года президент Гинденбург (Hindenburg) назначил Гитлера рейхсканцлером.
15 февраля 1933 года в Лейпциге проходит пропагандистский марш НСДАП.
19 февраля 1933 в Лейпциге проходит демонстрация профсоюзов с коммунистами и социал демократами против правительства Гитлера.
22 февраля 1933 как реакция на демонстрацию запрещены все мероприятия со стороны Компартии в нем.
23 февраля 1933 убит социал-демократ Вальтер Хайнце (Walter Heinze) штурмовиками из НСДАПа.
23 февраля 1933 В Берлине полиция и штурмовики окончательно захватывают Головное здание Компартии
Несколько тысяч функционеров-коммунистов в течение нескольких недель по всей Германии были взяты шурмовиками под арест либо убиты или принуждены к бегству заграницу.
27 февраля 1933 горит Рейхстаг. В нем захватывают левого анархиста Маринуса ван дер Люббе (Marinus van der Lubbe) , еще в 1931м году вышедшего из рядов Компартии Голландии. Еще в ночь пожара Геринг (Hermann Göring ) в качестве прусского и.о. министра внутренних дел заявляет о попытке восстания со стороны коммунистов.
28 февраля 1933 года выходит Предписание рейхпрезидента о защите народа и государства . Как обоснование выхода Предписания служит , где говорилось о возможности применения военной силы в случае нарушения безопасности и порядка в стране.
В Предписании говорится о защите от насильственных действий коммунистов. Параграф 1й Предписания дозволяет: ограничение личной свободы персон, ограничение свободы волеизъявления. Разрешается посягательство на право тайны переписки и т.д.

В начале 1970х Нимёллер участвует в демонстрации в Бонне против войны во Вьетнаме.
В 1980-83 Нимёллер является соинициатором Крефельдского воззвания (Krefelder Appell) , в котором призывают правительство ФРГ, требовать в НАТО одностороннего разоружения, а также отказа от размещения в Центральной Европе ракет "Першинг 2" и крылатых ракет (die Zustimmung zur Stationierung von Pershing-II-Raketen und Marschflugkörpern in Mitteleuropa zurückzuziehen; ). В нем также содержался призыв не допустить превращения Центральной Европы в ядерную платформу США. (eine Aufrüstung Mitteleuropas zur nuklearen Waffenplattform der USA nicht zulässt )

Мартин Нимеллер поддерживал Адольфа Гитлера в «еврейском вопросе»?

«В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем. Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной - за меня уже некому было заступиться», - сказал как-то пастор Мартин Нимеллер. Точный текст подтвержден женой Мартина Нимеллера. Слова эти знают сейчас все - и евреи очень любят их повторять.

Но на самом деле все несколько жестче и сложнее...

«Нимеллер является образцом убежденного противника нацистов, который был таким же убежденным антисемитом», - пишет о нем американский историк (еврей) Даниэль Йона Голдхаген. Впрочем, насчет «убежденный противник» - тоже не все гладко: «Из лагеря пастор-патриот пишет Гитлеру, просясь на фронт». Кем же был добрый пастор?

«Восстание против устоев цивилизации», - написал американский писатель Людвиг Левисон о нацизме. «Мы, как правило, не любим евреев и поэтому нам нелегко распространить на них всеобщую любовь к человечеству», - как бы вторит ему по-своему Карл Барт, лидер конфессиональной церкви, июль 1944 года. «Смерть - мастер из Германии», - заключает Пауль Целан в своей «Фуге смерти». В последнее время среди евреев стали очень популярны указанные в самом начале слова Мартина Нимеллера. Диапазон задетых струн в еврейской душе простирается от еврейских поселенцев Эрец Исраэль до охочих к поучениям популяризаторов всяческих знаний. Но этого мало: искаженные на еврейский лад слова пастора-антифашиста печатают в виде поэмы и даже на стене Яд ва-Шем!

В статье «Катастрофа», помещенной в одной американской русскоязычной газете, написано следующее: «Ну а те, что не были палачами, что стояли в стороне и молча наблюдали за происходящим, понимали ли они, что являются, по меньшей мере, соучастниками? Пастор Немеллер (sic!) понимал: «Вначале пришли за евреями, и я ничего не сказал»... (В той же статье: «400 тысяч немцев состояли в смешанных браках с евреями». К 31 декабря 1942 года смешанных браков было: в Старом рейхе 16 760, в Австрии 4 803, в протекторате 6 211, всего - 27 774. По данным Отчета о статистике СС Рихарда Коррера за 19 апреля 1943 года, приведенного американским историком Раулем Хильбергом в книге «Уничтожение евреев Европы»).


Дела пастора Нимеллера не всегда совпадали с его словами...


Кем же был добрый пастор? «Мы говорим о «вечном жиде» и в нашем воображении всплывает образ беспокойного странника, не имеющего дома... Мы видим высокоодаренный народ, вырабатывающий идеи для блага всего мира, но все это отравлено и приносит ему только презрение и ненависть, потому что время от времени мир замечает обман и по-своему мстит за это», - это сказал в 1937 году с амвона церкви один из самых прославленных противников нацизма протестанский пастор Нимеллер. Тут же, не называя их, он клеймит нацистов, сравнивая их... с евреями: евреи ответственны не только «за кровь Иисуса и кровь его посланников», но и «за кровь всех погубленных праведников, подтвердивших святую волю Бога против тиранической воли человека».

Выходит, евреи хуже нацистов: они, носители вечного зла, в союзе с дьяволом погубили мириады. Зато после войны пастор сказал слова, которые вместе с привилегированной отсидкой в «der Bunker der Prominente» в Дахау и Заксенхаузене завоевали ему место в вымышленном пантеоне немецких борцов с нацизмом, и даже звание защитника евреев. Капитан подводной лодки в годы Первой мировой войны, потом пастор, он поддерживает Гитлера, но не желая отрекаться от христианской религии, которую нацисты хотели заменить языческим мифами, становится его противником.

Из лагеря пастор-патриот пишет Гитлеру, просясь на фронт. Освобожденный американцами, он принимает участие в написании «Stuttgarter Schuldbekkentnis», поднимающей вопрос коллективной вины немцев. Как говорится, птичку жалко. После этого становится пацифистом и президентом Всемирного совета церквей, сотрудничавшего с СССР (1961-1968). Ратует за примирение с Восточной Европой, едет в Москву в 1952 году и Северный Вьетнам в 1967 году. Лауреат Ленинской премии мира 1967 года.


Рауль Хильберг - американский историк, виднейший историограф Холокоста, автор книги «Уничтожение евреев Европы»


Выступая в марте 1946 года в Цюрихе, Нимеллер сказал: «На христианстве лежит большая ответственность перед Богом, чем на нацистах, СС и гестапо. Мы должны были распознать Иисуса в страдающем и преследуемом брате, несмотря на то, что он был коммунистом или евреем...».
Лестно читать это «несмотря»!

Благочестивые дела отцов церкви. Единство немецкого народа лучше всего проявлялось в отношении к евреям. Хорошие немцы, приютившие евреев не за деньги и не из желания купить себе жизнь в конце войны, составляют крошечную группу. Немецкий народ вознесся на вершину подлости истинно тевтонского духа, как когда-то предсказывал Фридрих Ницше. В убийстве и дележе награбленного участвовал весь народ, ведомый христианской церковью.

Один из моральных эталонов немецкой нации, епископ Отто Дибелиус, в 1928 году предложил для мирного исчезновения евреев запретить еврейскую иммиграцию, а после объявления бойкота евреям в апреле 1933 года заявил, что всегда «был антисемитом... Нельзя не признать, что во всех разрушающих проявлениях современной цивилизации еврейство играет ведущую роль».


Солдаты айнзацкоманды стреляют в мужчин. Решение «еврейского вопроса»


Пастор Хайнрих Грюбер, очень человечный глава бюро помощи крещеным евреям, свидетель на процессе Адольфа Эйхмана, который был даже арестован в 1940 году за протест против депортации евреев, в 1939 году критиковал датчан за неприятие понятия идеи «безродных евреев», о которой «с радостью говорят в нацистской Германии. С 1919 по 1932 год евреи управляли финансами, экономикой, политикой, культурой и прессой Германии. Это было действительно еврейское господство».

В одном из главных документов сопротивления нацизму, подготовленном
по инициативе поддержавшего Нюрнбергские законы Дитриха Бонхоффера (еще одного героя-антифашиста и любимца еврейских невежд), было «Предложение к разрешению еврейской проблемы Германии»: «Подтверждаем, что новая Германия будет иметь право на шаги для отражения бедственного влияния этой расы на наш народ». В осуждение геноцида говорится, что в будущем евреев даже могут впустить в Германию: их теперь слишком мало, «чтобы быть опасными».
Члены легендарного сопротивления Гитлеру разделяли его взгляды на евреев: на допросе в гестапо заговорщики 20 июля 1944 года заявили, что в основном согласны с политикой властей. Как сказал брат Клауса фон Штауффенберга, подложившего бомбу Гитлеру: «В сфере внутренней политики мы приветствуем основные принципы нацистов... Концепция расы вполне разумна и внушает надежду».

Даже расстрел 33 771 еврея 29-30 сентября 1941 года в Бабьем Яре, слух о котором широко распространился в Германии, не смягчил церковной ненависти к евреям. В том же месяце лидеры протестантов издали декларацию, объявлявшую «невозможность спасения евреев путем их крещения из-за их особой расовой конституции» и возлагавшую ответственность за войну на этих «прирожденных врагов Германии и всего мира... Поэтому необходимо принять самые суровые меры
против евреев и выбросить их с немецкой земли».


Церковники нередко ходили с гитлеровцами в одной упряжке


Церковь по своей инициативе поддержала истребление евреев. «Эта прокламация, - санкция на геноцид, - является уникальным документом в истории христианства», - пишет Даниэль Йона Голдхаген («Гитлер охотно делает палачей» - «Hitler"s willing executioners»).

Епископ Август Мараренс, говоря в августе 1945 года о грехах церкви, заметил, что евреи причинили «огромное бедствие» немецкому народу и заслужили наказания, «но более человечного». Насколько же он и все прочие священнослужители пропитаны антисемитизмом: даже после войны он видит нужду в «наказании», только «более человечном»! Епископ Теофиль Вурм уверял, что он не скажет «ни одного слова» против права властей бороться с евреями как с опасным элементом, который разъедает «религиозную, моральную, литературную, экономическую и политическую сферы».

Не забыть и не простить! Некоторые немецкие теологи хотели избавиться от евреев мирным способом, другие предпочитали тотальное истребление. Но в главном церковь была согласна с нацистами: евреи распяли и не признали Иисуса и потому должны исчезнуть. К тому же, церковь объявила себя Новым Израилем, который теперь стал любимым сыном Бога, а подлинный Израиль должен был влиться в христианство или исчезнуть с лица земли.


Почтовая марка ФРГ, посвященная Мартину Нимеллеру, 1992, 100 пфеннигов


Нимеллер не стоял в стороне, молча наблюдая за происходящим, а ретиво, с христианским рвением последователя Мартина Лютера, требовавшего жечь евреев, подготавливал эту Катастрофу, разжигая своими проповедями всепожирающий огонь в геенне немецкого духа, настоянном на пиве, музыке Вагнера и теории «арийской расы».

Сегодня слова Нимеллера переделывают на свой лад мусульмане и их левые защитники. «Нимеллер... был таким же убежденным антисемитом», - потому и заключает это Голдхаген. Ссылки на Нимеллера противоречат исторической справедливости и еврейскому достоинству. Они оскорбляют память 6 миллионов кадойшим, завещавших нам: не забыть и не простить...

Фридрих Густав Эмиль Мартин Нимеллер родился 14 января 1892 года в немецком городе Липштадте. Он был известным немецким пастором, который придерживался религиозных взглядов протестантизма. Кроме того, он активно пропагандировал антифашистские идеи в период Второй мировой войны и выступал за мир во время Холодной войны.

Начало религиозной деятельности

Мартин Нимеллер получил образование морского офицера и во время Первой мировой войны командовал подводной лодкой. После войны он командовал батальоном в Рурской области. Теологию Мартин начинает изучать в период с 1919 по 1923 год.

В начале своей религиозной деятельности он поддерживал антисемитскую и антикоммунистическую политику националистов. Однако уже в 1933 году пастор Мартин Нимеллер выступает против идей националистов, что связано с приходом Гитлера к власти и его тоталитарной политикой гомогенизации, согласно которой необходимо было исключить из всех протестантских церквей служащих, имеющих еврейские корни. Из-за навязывания этого "арийского параграфа" Мартин вместе со своим другом Дитрихом Бонхеффером создает религиозное движение, которое резким образом выступало против национализации немецких церквей.

Арест и концентрационный лагерь

За свое противодействие контролю нацистов над религиозными учреждениями Германии Мартин Нимеллер был арестован 1 июля 1937 года. Состоявшийся 2 марта 1938 года трибунал осудил его за антигосударственные действия и приговорил к 7 месяцам тюрьмы и штрафу в 2000 немецких марок.

Поскольку Мартина задержали на 8 месяцев, что превышало срок его осуждения, то он сразу же после суда был освобожден. Тем не менее как только пастор покинул зал суда, то сразу же был арестован снова организацией Гестапо, подчинявшейся Генриху Гиммлеру. Связан этот новый арест был, вероятнее всего, с тем, что посчитал наказание для Мартина слишком благосклонным. В результате Мартин Нимеллер с 1938 по 1945 год находился в заключении в и Дахау.

Статья Льва Стейна

Лев Стейн, компаньон Мартина Нимеллера в тюрьме, который был освобожден из лагеря Заксенхаузен и иммигрировал в Америку, написал статью о своем сокамернике в 1942 году. В статье автор излагает цитаты Мартина, которые последовали на его вопрос о том, почему он изначально поддержал партию нацистов. Что сказал Мартин Нимеллер на этот вопрос? Он ответил, что сам часто задает его себе и каждый раз, когда это делает, сожалеет о своем поступке.

Также он говорит о предательстве Гитлера. Дело в том, что у Мартина была аудиенция с Гитлером в 1932 году, где пастор выступал официальным представителем от Протестантской Церкви. Гитлер поклялся ему защищать права церкви и не издавать антицерковные законы. Кроме того, народный вождь пообещал не допустить погромов против евреев на территории Германии, а лишь ввести ограничения на права этого народа, например отнять места в правительстве Германии и так далее.

Также в статье говорится о том, что Мартин Нимеллер был недоволен популяризацией атеистских взглядов в довоенное время, которые поддерживали партии социал-демократов и коммунистов. Именно поэтому Нимеллер возлагал большие надежды на те обещания, которые ему дал Гитлер.

Деятельность после Второй мировой войны и заслуги

После своего освобождения в 1945 году Мартин Нимеллер вступил в ряды движения за мир, в числе членов которого оставался до конца своих дней. В 1961 году он был назначен президентом Всемирного Совета Церквей. Во время войны во Вьетнаме Мартин сыграл важную роль, выступая за ее прекращение.

Мартин способствовал утверждению Штутгартской декларации вины, которая была подписана немецкими протестантскими лидерами. В этой декларации признается, что церковь не сделала все возможное, чтобы ликвидировать угрозу нацизма еще на начальных стадиях его формирования.

Холодная война между СССР и США во второй половине XX века держала весь мир в напряжении и страхе. В это время Мартин Нимеллер отличился своей активностью за поддержание мира в Европе.

После ядерной атаки Японии в 1945 году Мартин назвал президента США Гарри Трумэна "худшим мировым убийцей после Гитлера". Сильное негодование в США также вызвала встреча Мартина с президентом Северного Вьетнама Хо Ши Мином в городе Ханой в самый разгар войны в этой стране.

В 1982 году, когда религиозному деятелю исполнилось 90 лет, он сказал, что начинал свою карьеру политика в качестве жесткого консерватора и теперь он активный революционист, а затем добавил, что если он доживет до 100 лет, то, возможно, станет анархистом.

Споры о знаменитой поэме

Начиная с 1980-х годов, Мартин Нимеллер стал хорошо известен как автор поэмы "Когда нацисты пришли за коммунистами". Поэма повествует о последствиях тирании, которой никто не противостоял в момент ее формирования. Особенностью этой поэмы является оспаривание многих ее точных слов и фраз, поскольку она по большей своей части была записана из речи Мартина. Сам же ее автор говорит, что ни о какой поэме речь не идет, это всего лишь проповедь, которая была произнесена во время Святой Недели в 1946 году в городе Кайзерслаутерне.

Считается, что мысль о написании своей поэмы пришла к Мартину после того, как он посетил концлагерь Дахау уже после войны. Поэма впервые вышла в свет в печатном виде в 1955 году. Отметим, что автором этой поэмы по ошибке часто называют немецкого поэта Бертольта Брехта, а не Мартина Нимеллера.

"Когда они пришли..."

Приведем ниже максимально точный перевод с немецкого языка поэмы "Когда нацисты пришли за коммунистами".

Когда нацисты пришли, чтобы забрать коммунистов, я молчал, потому что я не был коммунистом.

Когда посадили в тюрьму социал-демократов, я молчал, потому что я не был социал-демократом.

Когда они пришли и стали искать профсоюзных активистов, я не протестовал, потому что я не был профсоюзным активистом.

Когда они пришли, чтобы забрать евреев, я не протестовал, поскольку я не был евреем.

Когда они пришли за мной, уже не было никого, кто мог бы протестовать.

Слова поэмы ясно отражают настроения, которые царили в умах многих людей в период становления фашистского режима в Германии.