Типичные ошибки оратора во время публичного выступления. Речь оратора без пауз

Вы можете дать лучшую презентацию в мире по своему содержанию, но, если вы не знаете основ публичного выступления , все пойдет насмарку. Это как разговаривать по поврежденной телефонной линии, когда вам есть что сказать, но на другом конце глухо, и вы не слышите собеседника.

На курсах ораторского мастерства разбирают распространенные ошибки оратора, которые не дают найти связь со слушателями.

1. Слушатели не ассоциируют себя с оратором.

Когда, например, вы бесконечно говорите о своих успехах и как вы этого добились, слушатели могут подумать: «Эти стратегии сработали для него, потому что он особенный. Но со мной это не сработает».

2. Слушатели не понимают, зачем им это нужно

Ваше введение, вся структура публичного выступления и заключение должны говорить аудитории о том, какую пользу принесет им эта информация.

Ораторы часто совершают эти ошибки – не учитывают мотивы аудитории.

3.Слушатели перегружены информацией.

Очень легко сбить слушателя с толку обилием цифр и фактов, только это мешает найти контакт. Люди попросту отсекут ненужное и перестанут внимательно слушать. Нельзя просто положиться на надежду, что они все усвоят. Нужно знать, что делать, если речь перенасыщена информацией .

4. Слушатели не вовлечены

Не вовлечены – значит, не заинтересованы. Сделайте свою аудиторию участниками диалога, а не просто слушателями. Также избегайте 10 фраз, которые никогда не говорят искусные ораторы , ведь именно такие фразы отбивают интерес.

5. Аудитория чувствует, что ваша речь не нова

Вероятнее всего, вы уже выступали по такой теме и говорили то же самое перед другой аудиторией. Не допустите этой ошибки оратора – слушатели должны чувствовать, будто вы говорите о своей теме впервые. Сделайте выступление свежим, наполните его новыми необычными идеями, идите в ногу со временем.

6. Оратор не вовлечен эмоционально

Если вы оставляете эмоции в стороне, не надейтесь заслужить доверие слушателей. Вы должны проживать каждую свою историю, используя хотя бы некоторые из 17 секретов ораторского мастерства для эмоционального выступления .

7. Оратор недостаточно узнал об аудитории

Мы часто говорим то, что хотим сказать, но не то, что хочет услышать аудитория. Что они хотят слышать? Узнайте и проанализируйте заранее.

8. Энергетика оратора и слушателей не совпадают

Не пытайтесь быть чересчур громким и энергичным, не бегайте по залу, если вы видите, что аудитория подобралась спокойная. Это будет их только раздражать. Почувствуйте, какая энергетика исходит от слушателей, и постарайтесь соответствовать.

Именно поэтому нужно также бороться со страхом выступлений и не допускать 10 самых вредных мыслей оратора .

9. Оратор не заинтересовал слушателей своим началом

В первые 30 секунд вашей речи аудитория решит, нужно им это слушать или нет. Пусть же эти 30 секунд озадачат, удивят, заинтересуют, поставят их в тупик… Только не оставят равнодушными и скучающими. Ошеломите их каким-то невероятным фактом, дайте пищу для размышлений или рассмешите. Одним словом, зацепите аудиторию с самого начала речи . Они должны быть «ваши» с первых секунд, иначе позже их внимание уже не вернешь.

10. Оратор не поддерживает зрительный контакт

Среди ошибок оратора это одна из грубейших.Зрительный контакт – обязательное условие публичного выступления. Таким образом, вы достигаете контакта с вашей аудиторией и одновременно следите за их реакцией. Если слушатели скучают, подбросьте дровишек в огонь, оживите свое выступление каким-то остроумным замечанием. Можно также обратиться к аудитории, задать вопрос. Главное – не терять контакт.

Мы рассказали вам о самых распространенных ошибках оратора, но есть и другие.

Например, оратор рассказывает о третьих лицах, вместо того чтобы заинтересовать слушателей своим опытом, своей историей.

Оратор только и говорит, что о себе, а его выступление превращается в автобиографию.

Оратор пытается подражать кому-то еще.

Можно вспомнить очень много таких недостатков. Ведь умение заинтересовать и убедить с помощью слова – сложнейшее искусство. Главное – вовремя анализировать и делать правильные выводы. В конце концов, ошибки – это ценный опыт.

Личностное развитие" url="http://marketnotes.ru/personal-growth/meeting-mistake/">

Недавно попал на англоязычную презентацию «типичные ошибки публичного выступления» на prezi.com, и советы мне показались очень дельными. Поэтому, решил перевести и прокомментировать их (как я это понимаю, возможно автор имел в виду и другое). Итак, вот наиболее распространенные ошибки.

1. Зажатость, мало движений.

Первое, что бросается в глаза, – это зажатость докладчика: стоит, словно приклеенный к месту, руки по швам, любое движение ему дается с трудом, а то, что делает – как-то неуверенно, или медленно (чтоб никого не спугнуть) или наоборот, резко и быстро, чтоб никто не заметил.
Как я уже писал, движущиеся предметы привлекают намного больше внимания, чем неподвижные. Поэтому старайтесь ходить по сцене, махать руками, указывать на отдельные элементы или предметы в целом. В общем жизнь – движение! В том числе и на сцене.

2. Мало энергии

Нет ничего более ужасного, чем скучный и нудный докладчик. Бывает так, что и презентация красочная, и материал интересный, и длился не долго, а ощущение после него, будто из вас все соки выжили. Дело в том, что хороший докладчик должен вас заряжать энергией. А плохо – соответственно наоборот – высасывает из вас жизненную силу.
Я думаю каждый сталкивался с такой ситуацией, что после доклада хочется сразу бежать, что-то начинать делать, переосмысливать свою жизнь или работу. Значит вас хорошо зарядили.
Поэтому, если вы делаете доклад или публичное выступление – не просто перечисляйте факты, заряжайте аудиторию энергией, шлите ей посылы, убеждайте вскочить с места и прямо сейчас начать действовать!

3. Недостаточная подготовка

Несмотря на всеобщее заблуждение, даже очень хорошему и профессиональному докладчику надо обязательно нужно готовиться к каждому докладу. Особенно это касается нового выступления (по новой теме или с новым докладом). Вдвойне критично, если презентацию готовили не вы (помошник, зам, специалист…).
Крайне важно знать структуру выступления, наиболее и наименее важные моменты, что и как подчеркнуть. Если слушатели почувствуют, или хотя бы заподозрят о том, что вы первый раз в глаза видите этот доклад – доверие к вам существенно снизиться.

Ну и конечно же недостаточная подготовка снижает вашу уверенность и энергию. Для молодых и неопытных докладчиков это умножается на десять.

4. Недостаточная тренировка

Кроме того, что докладчик должен знать свой доклад, он должен потренироваться с самим выступлением. Сколько времени у него занимает все вместе? А время на вопросы остается? А если секция сместиться – сможет он ужаться на 30%? А вдвое? Что самое главное?
А если кто-то не придет и доклад придется растянуть – сможет ли?
Как управлять своим голосом, на какие моменты и как именно делать ударения? Возможно, нужно что-то продемонстрировать? Когда и как именно это сделать?
Даже если вы считаете себя классным оратором, все равно готовьтесь заранее и тренируйтесь: расскажите свой доклад хотя бы 2-3 раза самому себе (или зеркалу, друзьям, коту…).

5. Много данных, нет историй

Люди любят истории и не любят голые факты. Кроме того, подавляющее большинство людей не воспринимают данные на слух. И даже слайд на стене не сильно улучшит этот показатель. Поэтому ни в коем случае не пытайтесь построить свое выступление путем перечисление фактов или данных исследований, пускай и очень интересных. Вообще, в докладе должны быть одна главная мысль и один главный факт, а остальные, менее важные должны как бы подчеркивать его (подтверждая или наоборот с противоположным примером).
При этом, хорошо бы этот факт преподнести в виде интересной и запоминающейся (или хотя бы понятной в данной аудитории) истории, примере из жизни. Или наоборот – совершенно и абсурдно нереальной, чтоб подчеркнуть суть (зависит от ситуации).

6. Играть безопасно

Многие ораторы настолько боятся непредвиденных ситуаций, что пытаются максимально все стандартизировать и четко прописать, чуть ли не поминутно что и как. При этом не дают никакой возможности проявить творчество, как себе так и слушателям.
Многие избегают «играть» с аудиторией, поскольку считают, что в этом случае кто-то обязательно проиграет. Но это неверно. Суть данной игры не в результате, а в самом процессе: например задавать каверзные и неоднозначные вопросы (что может вызвать споры и такие же неоднозначные вопросы со стороны аудитории к выступающему), делать резкие заявления и т.д. Если избегать всех острых и скользких вопросов во время выступления – ваш доклад пройдет гладко.. и так же гладко уйдет из памяти слушателей, ни за что не зацепившись…

7. Не показать свою уязвимость

Многие любят роботов, но никто не хочет общаться с ними. Люди ценят в других людях именно их человечность. И одним из неотъемлемых черт любого человека является его «неидеальность», уязвимость, право на ошибку.
Аудитория не любит «сильно умных» докладчиков. Причем, это выражается не столько в теме доклада или терминах (люди знали тему заранее), а именно в отношении самого оратора. Если вы допускаете ошибку (оговорка, например, или там споткнулись, когда шли по сцене) – используйте этот шанс. Покажите аудитории, что вы такой же человек, как и они! Не бойтесь этого и не игнорируйте.

8. Воспринимать себя слишком серьезно

Ну тут как бы и без комментариев все понятно. Нет ничего более смешного, чем серьезный человек на сцене, который явно переоценивает свою серьезность.
Ко всему нужно относится с небольшой иронией и юмором, особенно к самому себе.

9. Слишком много материала

Так уж вышло, что наше восприятие информации весьма ограничено. Кто-то может понять и запомнить больше, кто-то меньше, но все равно, это вполне ограниченные возможности. Поэтому, не стоит перегружать ваших слушателей массой информации, тем более, если это цифры и графики.
Думаю, каждый, кто учился в ВУЗе помнит свое ощущение к конце 4 пары. А 6? Не повторяйте ту же ошибку – не издевайтесь над своей аудиторией. Как уже говорилось выше, в рамках одного доклада должны быть только одна главная мысль…Донести ее и есть ваша основная задача. Остальной материал слушатели спокойно могут забыть, но эту главную идею вашего доклада должны запомнить надолго. Запомнить и начать действовать в соответствии с ней!

10. Спешка

Ну и последняя ошибка – это постоянная спешка во время выступления. Когда вы спешите, создается впечатление что вы или не уважаете слушателей или просто не знаете доклад.
Кроме того, во время спешки вы непроизвольно комкаете слова и фразы, велика вероятность пропустить что-то важное, допустить ошибку (особенно, если доклад с цифрами).
Довольно часто, спешка является результатом плохой подготовки и тренировки.

Надеюсь, этот простой перечень поможет вам избежать наиболее распространенных ошибок при публичных выступлениях. Если вас заинтересовал этот материал – рекомендую ознакомиться со статьями: «Камасутра для ораторов » и «Как подготовить хороший доклад »

Существует множество предпосылок для успешного выступления оратора перед публикой, но и для неудачного выступления предпосылок хватает. Поэтому педагоги ораторского мастерства Сцена Жизни хотели бы остановиться подробнее на наиболее распространенных ошибках, которые допускают ораторы (и профессиональные ораторы – не исключение), каждая из которых (подчеркиваем – каждая!) тем или иным образом связана с недостаточной подготовкой. Разберем некоторые из этих ошибок наиболее распростаненных ошибок оратора :

1. Перед тем как отправиться к месту ваше будущего выступления (доклада, презентации), важно понять, почему именно вас пригласили выступить перед членами конкретной организации. Для этого оратору необходимо собрать как можно больше информации об этой организации, о ее проблемах, с которыми сталкиваются ее члены, а также поинтересоваться, какой аудитория видит будущую презентацию (выступление).

Нескольких пятиминутных звонков и разговоров с представителем заказчика явно недостаточно оратору для того, чтобы получить всю интересующую информацию.

2. Имея представление об атмосфере предстоящего мероприятия и о том, почему именно Вас, как оратора, пригласили выступить на нем, необходимо получше узнать свою будущую аудиторию. Вам нужно раздобыть информацию о том, каковы профессиональный состав ваших будущих слушателей, уровень их доходов, характерные особенности, возрастная категория, образование, и каково предназначение конкретного мероприятия. Копните поглубже. Какой путь им пришлось проделать, чтобы добраться сюда? Знают ли они друг друга или впервые собираются в таком составе? О чем им рассказывали в прошлом на подобном мероприятии? Какие ощущения они хотели бы испытать в ходе вашего выступления, и чего они хотели бы почерпнуть.

3. Если вы выступаете с программной речью или на неком пленарном собрании (заседании) перед большой массовой аудиторией, не нужно думать об опоздавших: оратору слкдует стартовать свое выступление в строго оговоренное время.

Другое дело – когда аудитория малочисленна, оратор выступает на некой практической конференции или проводите тренинг: если вы видите, что зал еще не заполнен, пару минут нужно подождать, но не стоит слишком долго испытывать терпение тех, кто пришел вовремя и желает поскорее приступить к работе.

Значительная задержка начала презентации возможна лишь тогда, когда очевидно, что большая часть слушателей смогут добраться до места проведения мероприятия только спустя некоторое время. Когда вы получите определенный опыт выступлений в рамках различных мероприятий, то осознаете, как важно начинать свою презентацию с небольшого рассказа или упражнения, призванного растормошить аудиторию.

При этом те, кто опоздал, с удовлетворением обнаружат, что они не пропустили ничего существенного, а те, кто пришел во время, будут довольны, что презентация (выступление) началась в точно указанное время.

4. Один из худших вариантов для оратора – едва выйдя на сцену, говорить о том, что только-только оправились от болезни либо смертельно устали от свалившейся на вас в последнее время работы или утомительной поездки. Слушателей мало интересует, что с оратором произошло до того, как вы появились перед ними – их, в общем-то, и не должно это интересовать. Show must go on!

5. Уважающий себя оратор не может позволить выступать себе без микрофона даже перед малочисленной аудиторией. Мне приходилось присутствовать на выступлениях ораторов , которые полагали, что могут обойтись и без микрофона – результат был плачевным. Если вы собираетесь выступать более чем 20 минут, окажите себе и аудитории услугу – воспользуйтесь микрофоном

6. В идеале оратор должен проверить микрофон, которым он будет пользоваться, до презентации (выступления). Если по каким-то причинам у вас нет возможности удостовериться в полной исправности микрофона перед выходом на сцену, понаблюдайте за тем как работает с ним предыдущий оратор . Попытки прокашляться в микрофон так же нелепы. Как и постукивание по нему. Ораторы, которые выйдя на сцену, первым делом специально прокашливаются в микрофон, поступают как любители. Тем не менее. Этот способ проверки микрофона чрезвычайно распространен.

Почему бы оратору не проделать эту процедуру перед выступлением?

Покашливание, постукивание в микрофон является верным признаком того, что выступающий чувствует неуверенность в собственных силах, и такими своими действиями он только передает эту неуверенность всем присутствующим в зале. И главное в этом пункте: если уж вы начали свою презентацию, поздно проверять, работает ли проекционный аппарат, аппарат для показов слайдов, монитор и прочие устройства – все это надо делать верх непрофессионализма.

7. Подобрать одежду для выступления оратору желательно задолго до начала презентации. Если вы ощущаете некую неловкость, выступая в галстуке, а требования к форме одежды для предстоящего выступления не запрещают оратору выступать без галстука – не надевайте его!

Когда оратор уже выступил с энным количеством презентаций, можете проанализировать свои предпочтения относительно гардероба и его корректировки в ходе презентации. Исходя из этих предпочтений, перед следующей презентацией уделите вашему гардеробу повышенное внимание.

8. Аудитория может простить оратору заезженную шутку, но вот мелкий шрифт текста на слайде или проецируемом изображении, буквы которого едва можно различить, сидя в середине зала, и практически нельзя разглядеть из задних рядов, слушатели вам не простят никогда. Некоторые ораторы в таких случаях приносят извинения заранее: «Прошу простить меня за нечеткое изображение на этом слайде» или «Я знаю. Что шрифт здесь слишком мелкий, поэтому прочитаю вслух». Однако такие извинения вряд ли будут приняты.

9. Выходя перед аудиторией, не забывайте о том, что люди собрались для того, чтобы послушать ваше выступление, а не оценить технику чтения по бумажке. Допускается зачитывать только отрывки из книг (цитаты), статьи или документа, сложные статистические данные. Как бы здорово вы не умели читать вслух, присутствующим в зале гораздо интереснее послушать, как вы умеете говорить. Особенно характерна эта ошибка для ученых, выступающих на конференциях: многие из них просто читают свой доклад слово в слово.

10. Когда оратор ходите взад-вперед по сцене, то растрачивает свою нервную энергию и демонстрируете сидящим в зале свою взвинченность, что может негативно отразиться на презентации.

Не сомневайтесь, что любое проявление нервозности с вашей стороны (а бесцельное хождение – ее наиболее характерный признак) не остается без внимания слушателей.

11. Каждый из тех, кто приходит послушать выступление, наверняка может назвать какой-либо неприятный момент, который ему особенно не хотелось бы наблюдать в исполнении оратора . К примеру, я, как слушатель терпеть не могу, когда кто-то сопит или шмыгает носом во время выступления. Большинство ораторов , делают это по причине простуды и собственной непредусмотрительности: нужно было всего лишь захватить с собой носовой платок. Если, пребывая на сцене, вы вдруг почувствовали, что вам необходимо высморкаться или захотелось чихнуть, извинитесь, выйдете за кулисы и примите все необходимые в таком случае меры.

И только затем можно вернуться на сцену и продолжить свое выступление. Правда. После этого довольно трудно делать вид, что ничего особенного не произошло.

Поэтому в двух словах, с юмором, проясните ситуацию. Например: «Итак, теперь, когда я устранил некоторые проблемные моменты…», «Это, естественно, было не запланировано…» или «Я рад быть снова с вами!...»

Никто в жизни не застрахован от ошибок, в том числе и опытные ораторы и нам успешно удастся избежать самых распространенных ошибок и радовать вашу аудиторию яркими тренингами и выступлениями

В 21 век прогресса и полной публичности необходимо уметь владеть собой и своим голосом. Часто мы сталкиваемся с тем, что боимся выступлений перед своим коллективом, коллегами по бизнесу и даже перед друзьями. Тренер по ораторскому искусству, коуч Дарья Воронова подготовила разбор типичных ошибок публичных выступлений руководителя.

Самая распространенная ошибка – скучное выступление. Оратор пытается усыпить аудиторию, чтобы к нему было поменьше вопросов. Из опыта моих клиентов такая тактика имеет негативные последствия, в разных очень крупных даже государственных компаниях скучные выступления останавливают (например, защита бюджета или проекта), а докладчика отправляют дальше готовиться. То есть деньги или согласие он не получает. А привычка усыплять людей потом долго преследует человека. Работайте над подачей информации, добавляйте в свои презентации видео/графику, играйте с аудиторией.

2. Тратата

Заболтать, заговорить, увести от сути. Прием, который помогает лишь в редких случаях прямой продажи. В остальных случаях тараторящий спикер – это засада для аудитории. Слушатели даже если и хотят пробраться к сути речи, то сделать это крайне сложно, потому что в докладе очень много лишних слов и они произносятся крайне быстро. Делайте акценты на фразах, дайте аудитории осмыслить и принять то, что вы сказали.

3. Бесцельно

При подготовке материала необходимо определить цель выступления. Об этом забывают 99% выходящих к аудитории. Если нет цели, то к чему вы можете прийти и насколько это будет эффективно?

4. Цель и средства

Цель выступления (например, продажа проекта) часто путается с основной мыслью доклада. То есть тезис и цель смешиваются в голове у оратора в какой-то симбиоз. Речь от этого страдает, вы все дальше от заветной цели.

К примеру, цель – продать проект. Основная мысль – с нашим проектом вы сможете заработать энную сумму. Доказательства – проект уже прибыльный и будет расти. Он на быстро развивающемся рынке, но конкуренция пока слабая. У нас есть сильная команда, которая способна работать эффективно и компетентно.

5. Тон – монотон

Любое выступление – это некий мини спектакль или шоу. Вы, как слушатель или зритель, хотите видеть представление и различать суть сообщения через интересную форму подачи. А если оратор не дает пауз, не меняет темп и высоту голоса, то информация теряется, потому что суть слов – это лишь 7% из вашей речи. Остальное – это подача.

6. Не тот, кем кажется

Многие почему-то убеждены, что главное – суть вашего доклада. И при этом совсем не важно, как вы выглядите на сцене, но это не так. Вас считывают всего за пару секунд. На основании этого первого впечатления человек принимает решение о вас. Поэтому ваш внешний образ должен подкреплять то впечатление, которое вы хотите произвести (будь то романтик, творческая личность, предприниматель, инвестор или финансист).

7. А судьи кто?

8. Через край

Слишком энергичная подача встречается редко. Больше характерна для ораторов, у которых «накипело». Эмоции зашкаливают, слюна брызжет. Лучше рядом с таким человеком не находиться. Это обратная сторона нервозности, которая считывается аудиторией как агрессия. Так оратор не внушит доверия и не завоюет аудиторию. Расслабьтесь, вероятно, ваши эмоции из-за чрезмерного волнения.

9. Кто кого переспорит

Не вступайте в конфронтацию с залом, проиграете. Когда вы начинаете проявлять любой вид агрессии – это значит, что вы в себе не уверены. Это слабая позиция. Только позитив спасет вас от противостояния и возможного проигрыша. То есть если кто-то из зала с вами не согласен – говорите: «Да, я понимаю вашу позицию, хотел бы не отнимать общее время уважаемой аудитории и предлагаю ваше авторитетное мнение обсудить дополнительно после моего выступления отдельно». Хвалите человека, а не нападайте на него. Делайте комплимент и вы обезоружите агрессора.

10. Завалили вопросами

Не давайте себя сбить вопросами и комментариями. Если кто-то пытается выяснить у вас что-то в ходе доклада, скажите, что вы видите интерес, признательны и обязательно ответите на вопросы в конце выступления. Иначе вы рискуете так и не завершить презентацию, сбиться, не убедить публику.

11. Нет модерации

Вы – центр в аудитории. Вы в позиции главного, как только вышли и встали. Не давайте закидать себя шквалом комментариев, распределяйте их. Сами называйте того, кого хотите услышать и успокойте остальных. Пример: «Хотелось бы услышать все ваши мнения, давайте по очереди. Девушка в очаровательном платье, что вы хотели уточнить?»

12. Одной крови

Перед написанием речи узнайте, кто будет сидеть в зале. Когда вы говорите с людьми, используйте их слова. Не сорите незнакомыми понятиями, словами, которые эти люди не используют. Так вы только отгородитесь от аудитории. Поймите, что за лексика у вашей аудитории, допустимо ли использование жаргона? Есть ли профессионализмы? Можно ли произносить иностранные слова или люди просто не смогут их перевести? То же касается аббревиатур. Всегда расшифровывайте их!

13. Улыбаемся и машем

Ораторы часто из-за страха ведут себя неестественно. Это проявляется в жестах и мимике. Не забывайте, что жесты сдают ваше волнение быстрее голоса. Поэтому стойте ровно, не пляшите, не переминайтесь с места на место. Открывайте ладони к аудитории и улыбайтесь! Это всем нравится.

14. Болтание микрофоном

Репетиция речи – это правильно. Но выходя к аудитории часто из-за волнения спикеры не обращают внимания, как размахивают несчастным микрофоном и буквально издеваются над слухом аудитории. Все потому что не отрепетировали моторику. Поэтому делайте «прогон» речи не только говоря текст, но и используйте всю жестикуляцию . Если микрофона нет – подойдет любой предмет. Мы как-то репетировали с вилкой в руках в ресторане, или с бутылкой йогурта. Все потому что вы будете отвлекаться от речи, если будете в самый последний момент обращать внимание на микрофон в руках.

15. Не деловой этикет

Яркий пример несоответствия – кричащий маникюр или макияж. Очень часто девушки в погоне за креативом делают картины или узоры на ногтях, красят ярко лицо так, что это притягивает внимание больше, чем суть сообщения. И это удачный ход, если вы не хотите ничего сообщать. Но если вам нужно донести что-то до аудитории, то такое несоблюдение норм приведет к негативному эффекту. Люди будут смотреть на разноцветные ногти (глубокий вырез, чересчур яркие губы или глаза) вместо оценки вашего мнения.

Конференции, выступления, совещания и даже корпоратив. Что все это объединяет? Необходимость выступать. Продавать себя или проект. Несмотря на частоту и необходимость задвинуть речь, многие не справляются с такой нужной задачей. Проверьте себя. Может и ваше выступление нельзя назвать идеальным?

Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь. Оставляйте комментарии!

Почти каждый день вижу людей, которые выступают. И почти каждый день я вижу ошибки в выступлениях ораторов.

Одни и те же грабли, на которые наступает бесчисленное количество выступающих людей.

Многие люди не умеют выступать, и поэтому совершают ошибки при выступлениях.

Кто-то не смотрит на публику, кто-то слишком торопится, кто-то не знает, куда деть руки…

Все люди разные. И все по-разному выступают на публике.

Но мне, профессионалу, видятся одни и те же ошибки. Об этих ошибках и пойдет речь.

Впрочем, если ошибок мало – все хорошо. Но если ошибок много, если они типичные – тут нужно с этими ошибками что-то делать. Уверен, что прочитав эту книгу, вы станете совершать куда меньше ошибок в своих выступлениях.

С уважением, тренер по ораторскому искусству, .

Глава 1. Главные ошибки ораторов

Несколько слов об ошибках ораторов и видеоблогеров.

Меня часто спрашивают: «Ну, какие у меня были ошибки при выступлении?»

Я ведь тренер по ораторскому искусству. Работа у меня такая. И хобби тоже. Обучаю, как на живых тренингах, так и

Но я не оцениваю выступления по ошибкам . Мне, к примеру, важнее любых ошибок – положительная реакция публики на это выступление.

Если люди слушают – значит оратор состоялся. Можно этим гордиться. Но если не слушают – какая разница, были ли ошибки?

Даже если ошибок у оратора не было – это не значит, что выступление было хорошим.

Уж пусть лучше будут ошибки. Пусть хотя бы ошибками оратор запомнится.

Выступление без ошибок не гарантирует хорошее выступление!

Но, если людей беспокоят ошибки, то почему бы и не написать об этом книгу?
В этой книге собраны самые распространенные ошибки ораторов и видеоблогеров.

В первых главах собраны ошибки очевидные.

Может, не стоило о них писать? Но такие ошибки совершаются – значит, кто-то о них не знает. Пусть эти очевидные ошибки ораторов будут в книге. А вы, уважаемый читатель, пропускайте банальные слова и листайте книгу дальше.

Потом идут ошибки спорные.

Например, о жестах. Много разных мнений по этому поводу. И заблуждений – тоже.

Это опять же, мое личное мнение профессионального тренера, проверенное практикой успешных выступлений.

Еще в книге есть информация, как избежать ошибок.

То есть, по этой книге можно учиться. Пусть это не учебник по риторике – польза от него будет немалая.

Теперь вы будете видеть ошибки других.

Это тоже полезно. Это может стать стимулом решиться на выступление:
“Ведь другие люди выступают, даже с ошибками выступают, причем какими ошибками. А почему я боюсь? Я уж точно буду не хуже.”

С уважением, тренер Болсунов Олег.

Ошибка № 1. Где взгляд оратора?

Куда смотрит оратор?

Первая ошибка – очевидна. Она связана с взглядом оратора.

Вспомните, куда устремлен взгляд плохого оратора?

Вверх, вниз, в окно?

А куда нужно смотреть?

Нужно смотреть в глаза тем людям, которые оратора слушают. Так ведь?

Уважаемый читатель! Возможно, вы являетесь хорошим оратором и всегда смотрите в глаза своим слушателям.
Это хорошо! Тогда вы согласитесь со мной, что это очень важно – видеть каждого человека в зале.

Ко мне на обучение приходят разные люди. В том числе и студенты. И они подтверждают то, что их преподаватели могут вести лекцию, глядя куда угодно: в окно, в пол, на доску, на «любимчиков» из первого ряда.

Часто – просто в потолок.

Учитель занят своим делом – лекцией. А ученики занимаются своими делами.

На уроке у такого учителя можно делать что угодно.

Но есть и другие преподаватели. От их взгляда невозможно скрыться. Стоит только на секундочку отвлечься, как уже пытливый взгляд напоминает: «Не отвлекайся! Слушай внимательно».

Есть такие преподаватели?

Таких преподавателей хочется видеть, хочется слушать.


Найдите разницу между двумя картинками.

Оратор должен научиться смотреть прямо в публику.

Всегда видеть зрителей. Каждому человеку заглянуть в глаза. Переходить взглядом от одних глаз к другим.
Оратор, который не видит публику, подобен слепому человеку. Или человеку, находящемуся в плотном тумане.

Поэтому и страшно выступать. Ведь не видно людей. Не видно эмоций. Не понятно, что думают об ораторе люди.

Такой оратор хочет быстрее рассказать свою речь – и уйти.

Вот и причина спешки. Вот одна из причин страха выступлений.

Зрительный контакт - очень важный навык оратора.

Только по тому, как выступающий смотрит на аудиторию, можно определить, оратор ли это вообще. Без зрительного контакта оратор не может влиять на зрителей, не может добиваться своих целей при выступлениях.

Спокойный взгляд на публику - показатель уверенности в себе человека, показатель психологической зрелости и профессиональной компетенции.

Чтобы наработать навык спокойного взгляда - нужно выступать. Во время выступлений контролируйте себя, не избегайте взгляда с аудиторией. Заставляйте себя смотреть только на людей. И так действуйте до полного закрепления навыка.

О важности взгляда оратора можно говорить долго. И мы еще вернёмся к этой теме. Рассмотрим другие ошибки.

Уважаемый читатель! Посмотрите видео , где я рассказываю об этой ошибке на своем Ютуб-канале

Кстати, на этом канале будет много полезного видео, поэтому рекомендую на него сейчас подписаться:

Ошибка №2. Для чего нужны паузы?

Речь оратора без пауз

Наглядная картина. Видели, как мама кормит маленького ребенка с ложки?

Представьте, как это происходит.
Первое, что делает мама – привлекает внимание ребенка: «Милый малыш, открой ротик!» Так?
Затем мама набирает немного каши в ложку и протягивает по направлению ко рту. Малыш радостно жует.
Когда мама даст следующую порцию каши малышу?
Правильно, тогда, когда малыш не только прожуёт кашу, но еще и проглотит ее.
Что делает мама, пока малыш жует?
Ждет. И думает, сколько каши зачерпнуть ложкой в следующий раз. Так?
Если малыш жует долго – значит, каши можно давать меньше.
Если малыш проглотил кашу сразу – значит, можно увеличить порцию каши в ложке.

Оратор кормит публику.

Только не кашей, а информацией. Эту информацию публика усваивает. После каждой порции информации необходима пауза.

Если не делать пауз – информация может не усвоиться. Не восприняться. Или не запомнится.

Каждое предложение – это кусочек информации.

Эту информацию нужно проверить на правдивость. Примерить на себе. Подумать о ее пользе. И только после этого, возможно, запомнить что-то из этой информации.
Паузы дают время на все эти операции.

А если нет пауз, то когда нам думать над словами? Без пауз – сложно. А запомнить услышанную информацию без пазу – еще сложнее.

Хотите, чтобы вас понимали – делайте паузы.
Хотите, чтобы ваши слова запомнились – делайте еще большие паузы.

Пауза – это элемент речи. Паузы так же важны, как пробелы между словами в тексте.

Как точки между предложениями. Как запятые, тире и двоеточия.
Есть обязательные паузы, а есть – произвольные.

Паузы великого оратора Мартина Лютера Кинга

Как вам такие паузы? Не маленькие?

У меня на занятиях бывали случаи (один на сто участников), когда кто-то начинал критиковать подобные паузы. У меня есть готовые ответы на подобную критику. Ведь в данном видео выступление на очень большую аудиторию. В таких случаях паузы нужны именно такие, большие паузы.

Пауза – это инструмент оратора.

И этим инструментом необходимо научиться пользоваться.
Есть паузы, которые нужны оратору.

Есть паузы, которые нужны публике.

Обдумать услышанные слова, запомнить…

Оратор должен учитывать всё это. И должен следить, успевают ли люди воспринимать информацию?
По моим наблюдениям большинству ораторов не хватает…
Чего? Нет, не слов.

Не хватает – пауз.
Либо пауз вовсе нет.

Ошибка №3. Нужны ли публике мусорные звуки?

Мусорные звуки

Риторический вопрос:

– Что важнее в автомобиле: педаль акселератора или педаль тормоза?

Сложно ответить на этот вопрос.

Без акселератора машина не поедет. Без тормоза лучше никуда не ехать.

Многие ораторы умеют говорить, но не умеют молчать, то есть, делать паузу.

Пауза в речи оратора – как педаль тормоза в автомобиле.

Ораторы легко и быстро набирают темпы своей речи. Но вот «притормозить» или даже «остановиться» многие совсем не могут.
Что сделает водитель, если вдруг на дороге появилась яма, которую объехать невозможно?

Водитель притормаживает, медленно проезжает препятствие и снова набирает скорость.

Что придется сделать водителю, который не может притормозить?

Ему придется маневрировать влево или вправо, вылетать на обочину или на встречную полосу. Если водитель поедет прямо – его машина может потерять колесо на дороге. В любом из этих случаев может случиться авария.

У спикера тоже могут быть непредвиденные обстоятельства.

Неясно выразился. Сказал не то, что хотел. Или не так, как хотел. Или что-то забыл. Бывает?

Оратор начинает «выкручиваться».

Говорить лишнее. Уходить от темы «влево» и «вправо». Произносить пустые слова.

А ведь всего-то нужно остановиться, подумать, найти нужное слово – и продолжить.

Зачем выступающий человек использует «мусорные звуки»?

Для того, чтобы заполнить пустоту между словами.
Вместо пауз.

– Э… Хочу вам сказать… э… важную речь ммм… то есть слова… э… в общем я подумал, что… э… всем нам нужно… короче, вы меня поняли…

Пример речи с мусорными словами и звуками

Тогда искоренить их не составит труда.

Мусорные звуки могут быть следствием страха замолчать на публике.

Тогда полезно научиться говорить на публике вперемежку с молчанием, то есть, с паузами. Научиться этому не трудно.

Мусорные звуки могут быть следствием невежества или нежелания говорить иначе.

Тут я, увы, бессилен. Как говорится: «Осла можно заставить подойти к реке, но ни один шайтан не сможет заставить его напиться».

Заключительное видео к теме “Мусорных звуков”

Ошибка №4. Где внимание публики?

Выступление без внимания публики

Для наглядности этой ошибки, я продолжу рассказ о маме, каше и малыше.

Напомню: мама кормит малыша и следит внимательно за порцией еды в ложке.
Но! Представьте, вдруг пролетела муха. Малыш отвлекся на нее: «Муха!» Голова малыша поворачивается вслед за летящим насекомым.
Мама будет продолжать кормить малыша? Нет! Она тут же остановится.
Так?
Если мама не будет внимательной, то ее ложка попадет туда, где только что был рот – в ухо.
Внимательная мама сначала привлечет внимание ребенка, убедится в том, что можно продолжить кормление, и, только после этого, продолжит кормить кашей ребенка.
«Это понятно? – тогда продолжаем».

Конечно же, таких мам не бывает, которые могут угодить ложкой в ухо. А ораторы, которые слепо кормят публику, бывают. Так ведь?

К сожалению, такие лекторы встречаются даже в институтах.

Оратор должен следить за вниманием публики.

Зорко следить.
И, если это внимание исчезло, необходимо сделать все возможное для привлечения внимания публики. А уже потом продолжить свою речь.


Оратор может привлечь внимание публики разными способами.

Что может сделать оратор, если его не слушают?

Сделать паузу. Замолчать.

Смысл говорить – если, все равно, никто не слушает?

Оратор должен следовать принципу: «Нет внимания – нет информации!»

Как же привлечь внимание – об этом отдельный разговор. Долгий и подробный. Сейчас мы лишь разбираем ошибки ораторов.

Ошибкой является продолжение речи без внимания публики.

Зачем говорить – если вас не слушают? Зачем разбрасывать слова на ветер?Уж лучше замолчать, нежели продолжать речь.

Оратор должен остановиться. Привлечь внимание.

Например, словами: «Коллеги, прошу внимания!».

Возможно, потребуется выдержать паузу.
Причин для отвлечения внимания у публики может быть очень много.

К примеру, кто-то опоздал на лекцию и шумно заходит в зал, хлопая дверью. Наверняка, большая часть публики повернет голову к двери и частично отвлечется от слов оратора. На несколько секунд внимание публики исчезнет.

Личное дело каждого оратора, как на это реагировать.

Можно сделать замечание, можно отшутиться, можно не заметить. Это не важно.

Важно – вновь собрать внимание публики. Убедиться в этом внимании. И, только после этого – продолжить свою речь.

Ошибка №5. Как читать текст перед публикой?

“Правильное и неправильное” чтение

Вы видели читающего оратора?


Оратор читает лекцию – все занимаются своими делами или разговаривают.

Согласитесь, читающий оратор – печальное зрелище.

Не всегда, есть, конечно же, исключения.

По этой причине, многие мои клиенты высказывают предположение, что лучше не читать, а говорить экспромтом.

Согласен.

Но только наполовину.

Такие ситуации бывают. К этому нужно быть подготовленным. И полезно научить читать текст так, чтобы все слушали. Чтобы никто не отвлекался.

Публичное чтение (чтение перед аудиторией), сложнее обычной речи, и требует особых навыков.

Почему сложнее? Потому что, как и при любом публичном выступлении, здесь важен зрительный контакт с аудиторией, а во время чтения с листа создать, а тем более, удержать этот контакт сложно.

И не только видеть, но и чувствовать, насколько хорошо аудитория принимает и усваивает ваш материал.

Увидеть, почувствовать, поняли ли предыдущее слова мои дорогие слушатели.

Часто, очень часто, оратор не замечает, как быстро он перегружает восприятие слушателей.

Вспомним наши “замечательные” лекции в институте…

Когда вы держите паузу – нужно смотреть в текст. Когда говорите слова – нужно смотреть в глаза своим зрителям.

Вот хороший пример, как оратор читает с листа.

А ведь на этом видео Барак Обама читает свою речь. Читает, даже листики переворачивает. Но это не заметно. Кажется, что сейчас Обама просто разговаривает с журналистами, а не читает.

Нужно отрегулировать скорость речи, длительность пауз и фраз. Все это достигается упражнениями.

Можно эти техники отработать самостоятельно. Лучше – записаться на курсы ораторского мастерства в своем городе.

Если таких курсов нет – записывайтесь к нам на . Для начала можно просто попробовать

  • И подписывайтесь на наш YouTube-канал . Там много интересных видео.

Ошибка №6. Как выступать за трибуной?

Ошибка №6.
Оратор за трибуной

Трибуну придумали – как место выступления оратора.

На нее удобно положить материалы к выступлению. За ней легко спрятать свое тело. На трибуну можно опереться, заняв делом свои руки.


Оратор за трибуной

За трибуной выступать проще.

Первое. Трибуна делает барьер между оратором и аудиторией.

Это – преграда. Как визуальная, так и энергетическая. А зачем это нужно выступающему оратору?

Второе . Трибуна закрывает телодвижения оратора и сковывает жесты.

Да, плохому оратору, не умеющему жестикулировать – это помощь. Хорошему – ограничение возможностей.

Третье. Да, за трибуной оратор чувствует себя безопаснее.

У него есть своя “территория” – трибуна. И оратор забывает, что его настоящая территория – зал, полный людей. Вот где он должен быть хозяином! Вот, где он должен себя чувствовать комфортно.

Главное.

Не опирайтесь на трибуну! – это одна из самых распространенных ошибок ораторов, выступающих за трибуной.

Не опирайтесь на трибуну. Иначе вся ваша энергия уйдет в трибуну.

А куда эта энергия должна направляться? – Правильно, в публику.

Весь вес тела должен быть на ногах. А руки нужны для того, чтобы делать жесты, а не опираться на трибуну.


Найдите четыре ошибки оратора 🙂

Трибуна – не самое лучшее место для оратора .

Передвигайтесь по всей сцене.

Заходите в зал. Перемещайтесь в разных направлениях. Двигайтесь легко и непринужденно. Останавливайтесь. Снова двигайтесь.

Можно даже за трибуной несколько фраз сказать.

Трибуну можно использовать для того, чтобы на нее положить план-конспект, чтобы освободить руки для активной жестикуляции.
Тем не менее, полезно научиться выступать и за трибуной.

За трибуной оратор смотрится красиво, с точки зрения фотографа или видеооператора. И этому тоже нужно учиться.

Некоторым ораторам приходится выступать за трибуной из-за микрофона. Поэтому заранее поинтересуйтесь у организаторов, как можно снять микрофон. Или где взять другой микрофон

Ошибка №7. Длинные предложения. Кому они нужны?

Ошибки в публичных выступлениях

Длинные предложения

Спикерам хочется блеснуть красноречием.

Чтобы все ахнули: «Какой умный человек!»
Это понятно.

Для этой цели пишутся длинные речи , состоящие из многословных предложений .

Такая речь в написанном виде, возможно, вызовет восхищение некоторых литераторов. Но слушать все это крайне сложно. И утомительно.

Устная речь – это не литература . Здесь не нужно особо извращаться.
Не столь важно, как красиво «завернул» свои слова оратор, сколько важно, чтобы публике в этих словах было все понятно.
Это не единственная причина многословности. Если люди, которые просто не умеют лаконично говорить. И это – не ошибка, а неумение.

Лаконичность

Стиль письма и стиль разговорной речи существенно различаются. Если в письме приемлемы длинные сложные предложения с красочными словесными оборотами. То при разговорной речи такие предложения являются не эффективными.
Литература – это искусство написанного слова, а не разговорного.

Такой вид искусства. Художественная литература.

Писатели прошлых веков, старались писать красиво, используя причастные и деепричастные обороты, вставляя в предложение различные фигуры и тропы. Предложения получались длинными, красочными – это считалось истинным искусством.

Никого не смущало большое количество слов в предложении: ведь читать можно медленно, никуда не торопясь, вдумчиво, смакуя каждое слово, и, если что-то будет не ясно, у читателя всегда есть возможность вернуться к началу абзаца, и прочитать текст еще раз.

Так писали многие. Так было принято. Читатель был элитный, образованный – не жаловался. Даже хвастался: «Прочитал такую трудную книгу – не всем по силам».
Откроем, для примера, роман Достоевского «Преступление и наказание», считающееся классикой литературы. Самое первое предложение:

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-му мосту.

Следующий отрывок – из «Анны Карениной» Льва Толстого. Первая страница романа.

На третий день после ссоры князь Степан Аркадьич Облонский - Стива, как его звали в свете, - в обычный час, то есть в восемь часов утра, проснулся не в спальне жены, а в своем кабинете, на сафьянном диване. Он повернул свое полное, выхоленное тело на пружинах дивана, как бы желая опять заснуть надолго, с другой стороны крепко обнял подушку и прижался к ней щекой; но вдруг вскочил, сел на диван и открыл глаза.

Или вот еще, из Льва Толстого, «Два гусара». Всего одно предложение:

В 1800-х годах, в те времена, когда не было ещё ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стёклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики; когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек,

Вы еще не устали? Дочитываем это предложение до конца:

на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были ещё молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин, из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно или не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили короткие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков; когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света; в наивные времена масонских лож, мартинистов тугендбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, - в губернском городе К. был съезд помещиков и кончались дворянские выборы.

А теперь насладитесь искусством Оскара Уайльда.

С покрытого персидскими чепраками дивана, на котором лежал лорд Генри Уоттон, куря, как всегда, одну за другой бесчисленные папиросы, был виден только куст ракитника — его золотые и душистые, как мед, цветы жарко пылали на солнце, а трепещущие ветви, казалось, едва выдерживали тяжесть этого сверкающего великолепия; по временам на длинных шелковых занавесях громадного окна мелькали причудливые тени пролетавших мимо птиц, создавая на миг подобие японских рисунков, — и тогда лорд Генри думал о желтолицых художниках далекого Токио, стремившихся передать движение и порыв средствами искусства, по природе своей статичного.

Красиво? Да?

Да, конечно же, не все и не всегда писали длинными предложениями. Были и короткие предложения. И были мастера короткой прозы

Чехов, к примеру.
Помните его слова: «Краткость – сестра таланта»?

Современные писатели больше пользуются короткими предложениями. Так проще писать. И, самое важное – так проще читать. Конкуренция на книжных полках вынуждает писателей писать то, что будет читаться.

Нудная литература уже не в почёте.

Если вы, открыв книгу на любой странице, не можете от нее оторваться – там короткие предложения.

И понятные слова.

Не только в письменной речи полезно использовать короткие предложения. В устной речи – тем более важны именно короткие предложения.

Почему же люди говорят длинными предложениями?

Причин много.

Ребёнок подражает взрослым, впитывая манеру говорить. Дети проходят школьную программу, пересказывая наизусть тексты из учебников. Школьники слышат такую речь от учителей, а потом эту речь пересказывают на уроках. Именно так в школе вынуждают писать сочинения – с богатым синтаксисом. Читая художественные книги, мозг школьника надёжно привыкает к словесным оборотам.

Как мы читаем – так мы в этот момент думаем. Чтение и мышление – суть одна и та же.

В результате такого обучения, люди начинают так говорить – длинно и путано. Хуже – они начинают так думать. И не подозревают, что можно думать иначе.
Что делать? Полезно научить себя новому стилю речи – говорить короткими предложениями. И думать. Тоже короткими предложениями.

Не нужно учиться разбивать сложные предложения на простые. Необходимо учиться говорить лаконично: коротко и ясно.

Хороший пример в исполнении Барака Обамы. Короткие предложения. Всё лаконично.

Ошибка №8. Как не стоит отвечать на вопросы публики?

Ошибки при ответах на вопросы

Как бы ни задали вопрос, вы должны на него отреагировать позитивно и доброжелательно.

Можно, конечно же, и не отвечать на вопросы – это ваше право.
Но, раз вы взяли слово для ответа, сделайте это достойно.

Большой ошибкой будет реагировать на вопросы подобным образом:

– Я это уже говорил.
– Это не важно.
– Я удивлен, что вы не поняли.
– Это глупый вопрос.

Кто виноват в том, что публика не услышала слова оратора? Это оратор не смог донести свои слова.

Отвечая на подобные вопросы, удержитесь от реплики:

– Как я уже говорил…

Ничего страшного не произойдет, если вы еще раз повторите свои слова. Такие слова лучше запоминаются.

Если из публики задают вопрос – значит это им важно. И это не может быть «глупым вопросом».

Это еще не всё.

Тема вопросов и ответов – важная. Здесь можно говорить много. Эту тему мы более подробно разбираем на наших занятиях. Используя многочисленные техники, наши ученики учатся хорошо отвечать на любые вопросы или уходить от ответа, если это необходимо.