Что является характерной особенностью первобытного общества. История развития общественных отношений

Первобытное общество - это период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.

Первые письменные хроники появились свыше 5000 лет назад, однако есть сведения о существовании первой человеческой расы в Африке около 2,5 млн. лет назад.

Эволюция первобытных людей происходила на фоне ледниковых эпох. Около 15 000 лет назад ледянки начали таять, климат стал более благоприятным. Земля стала плодоносить, покрылась растительностью, деревьями и травами, появились различные представители флоры и фауны, а в общинах первобытных людей стали складываться различные жизненные уклады.

Государство не существовало всегда, оно образовывалось постепенно, с момента становления социализации человечества.

Ученые и политологи сошлись во мнении, что экономической основой первобытнообщинного строя являлась коллективная собственность на средства производства. Иными словами, все орудия труда, пища, одежда, принадлежали всем, а точнее обобщенной группе людей. Формы социальной организации в тот период, такого человеческого общежития были различны, как то родовая община, племя, человеческое стадо и др.

Учитывая, что общество возникло гораздо раньше государства, необходимо дать характеристику социальной власти и нормам, существовавших в первобытном обществе.

Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества.

Для первобытнообщинного строя характерен коллективный характер

труда, разделение труда, по полу и возрасту, мужчины - войны и охотники, женщины и дети - собиратели плодов и ягод.

Член каждой половозрастной группы играл определенную социальную роль, то есть выполнял в общественной жизни определенную функцию, выполнение которой ожидало от него общество. Взрослый мужчина должен был охотиться и поступать с добычей определенным образом, а отнюдь не по своему усмотрению. Каждый ребенок, по достижении определенного возраста, проходил обряд инициации (посвящения во взрослые, связанного с довольно жестокими испытаниями), после чего сразу же получал статус взрослого, получая все соответствующие права и обязанности.

В первобытном обществе власть исходила от всех взрослых членов рода (старейшины, военные вожди, жрецы), которые назначались собранием членов рода.

Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить и пользоваться оружием (копья, палки, камни).

Так же, для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

  • 1) наличие примитивных орудий труда, в связи с чем, человек без помощи всего рода был неспособен выжить и обеспечить себе пропитание, одежду и жилище. Экономика первобытной общины базировалась на примитивном ручном труде, не знавшем даже помощи домашних животных. Хозяйство родового строя было добывающим (т.е. получающим готовый продукт от дикой природы путем охоты, собирательства плодов, рыбной ловли). Потребности росли с каждым днем, община разрасталась, и потребляли ровно столько, сколько добывали, не было излишков и запасов, в связи с чем, по экономическим признакам все были равны. Для последующих стадий общественного развития характерно уже производящее хозяйство. Например, для аграрного общества - это земледелие, скотоводство и ремесло, а для индустриального - это в первую очередь промышленность. Все предметы добычи делились на всех членов общины, в зависимости от приложенных им усилий;
  • 2) экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода;

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

  • 1) базировалась на родовых (семейных) отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по кровному родству, а также общности имущества и труда. Каждый род выступал в качестве самостоятельной единицы, обладающей общим имуществом, орудием труда и его результатом. Роды образовывали более крупные объединения, такие как фратрии, племена, союзы племен. Род играл решающую роль в становлении первобытного общества, власть, в основном, распространялась только в рамках рода, выражая его волю;
  • 2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии;
  • 3) опиралась на авторитет, уважение, традиции и обычаи членов рода;
  • 4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества;

Таким образом, власть в первобытном обществе в первоначальном своем виде не давала никаких преимуществ и основывалась только на авторитете. Позднее она стала видоизменяться и приобретать новые черты.

Структура первобытного общества. Первобытнообщинный строй состоит из нескольких этапов своего развития. Каменный век большинство народов пережили примерно 30 тысяч лет назад. В то время люди присваивали себе готовые продукты природы, которые добывались с помощью примитивных орудий труда (палка, камень, заточка и др.). Общественное устройство этого периода характеризуется как стадное общество, а точнее человеческое стадо. Именно в данном периоде начинают формироваться навыки коллективного труда и коллективного потребления добытых продуктов и мяса. Отдельные группы жили, по-видимому, изолированно, связи между ними были случайными. Брачные отношения в стаде первоначально были беспорядочными. Постепенно, половые отношения в стаде приобретали отграниченный характер, устанавливались определенные запреты на брачные отношения (между братьями-сестрами, матерьми-детьми, отцами-детьми и др. кровными близкими родственниками). С течением времени развивается животноводство, сельскохозяйственная деятельность, усовершенствуются орудия труда (появляется копте, топор, подобие ножа, лук и наконечники стрел). Постепенно человеческое племя накапливает определенный опыт во всех сферах деятельности (охоте, рыбной ловле, животноводстве, сельском хозяйстве), который совершенствует навыки любой сферы деятельности и делает ее наиболее эффективной (накопленные с опытом приемы помогают поймать определенное животное, рыбу, сохранить культуры овощей и фруктов). Меняются и производственные отношения, появляются зачатки коллективного труда, общественная собственность. Также на данном периоде появляются зачатки брачных отношений между разными членами стада. На этом этапе стадо уже преобразуется в род. Наиболее устойчивой формой являлась родовая община, которая представляла собой объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности ведения совместного хозяйства. Первостепенную роль в формировании общественного человека и появлении рода сыграл труд. Род сыграл решающее значение в социальном развитии первобытных людей. Он выступал подлинным общественным объединением, объединенный единой целью производства и потребления продуктов жизнедеятельности. Появилась общая собственность рода на землю, орудия труда, предметов добычи. Все члены рода - свободные люди, связанные кровными узами. Их отношения строились на основе взаимопомощи, никто не имел каких-либо преимуществ перед другими. Род как первоначальная ячейка человеческого общества был универсальной организацией, характерной для всех народов. В первоначальном виде в родоплеменной организации власть принадлежала всему роду и осуществлялась в интересах всех его членов. Наиболее значимые вопросы жизнедеятельности общества, разрешение существенных споров, распределение обязанностей, военные стратегии, религиозные церемонии и т.п. разрешались на общем собрании (совете) всех взрослых членов рода - мужчин и женщин. Это собрание, возникшее вместе с родом, было высшей властью в нем. Решения собрания являлись совершенно обязательными для всех и воспринимались как выражение общей воли. Для непосредственного управления собрание выбирало «лучшего среди равных», то есть наиболее опытного и умного главу рода (старейшину, волхва, вождя). Вождь (глава рода) не имел никаких преимуществ перед другими членами рода, трудился наравне с другими, не отличался материальными ресурсами, однако, обладал непреклонным авторитетом и уважением. Рассмотренные выше формы организации власти в родовой общине дают все основания сказать, что эта власть выступала как самоуправление, своеобразная первобытная демократия. Первобытные обычаи коренились в глубокой древности, тысячелетиями передавались из поколения в поколение. Обычаи представляли из себя непререкаемые запреты (табу), рассказы (мифы),проецирующие поведение в той и иной ситуации, а также магические знаки, обряды и ритуалы. Соблюдение обычаев было обязательным для каждого члена рода. Обычаи были неприкосновенны и священны, поэтому не поддавались пересмотру и осуждению. Обычаи сыграли важную роль в регулировании производственных процессов, быта, семейных и других общественных отношений. Обычаи были естественным порождением самого первобытного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности. Общество направляло поведение каждого члена рода так, чтобы оно соответствовало коллективным интересам. Многие важные обычаи непосредственно вытекали из существовавших общественных отношений. Они были тесно связаны с нормами первобытной нравственности (морали), религиозными велениями, а часто и совпадали с ними. Религиозную окраску носили и различные обряды, церемонии, связанные с эстетическими представлениями людей той эпохи. Большое значение имели многочисленные запреты (табу). Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность интересов членов родовой общины, равенство их положения, отсутствие между ними непримиримых противоречий. Таким образом, характерные признаки первобытных обычаев можно сформулировать следующим образом:

  • 1) они исходили от рода и выражали его волю и интересы;
  • 2) исполнялись в силу привычки на добровольных началах, а при необходимости их соблюдение осуществлялось в принудительном порядке;
  • 3) органов, карающих за неисполнение обычаев, не существовало, однако вместо них было всеобщее осуждение собратьев по роду;
  • 4) не наблюдалось различия между правами и обязанностями: право воспринимается как обязанность, а обязанность как право.

Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления и регулирования поведением людей при помощи определенных общих норм. Итак, в лице общины и родоплеменной организации наблюдается четкие отграниченные социальные институты, поведение членов племен регулируется уже не только инстинктами, но и определенными социальными нормами и правилами. Важнейшей ступенью социального человеческого развития явилась неолитическая революция, имевшая место 10-15 тыс. лет тому назад. В этот период появляются совершенные орудия труда, совершенствуется скотоводство и земледелие. Люди стали производить больше, чем потреблять, появились излишки, а в последствие запасы продуктов, и как следствие появилось неравенство (у кого больше запасов). Экономика стала производящей, человек стал меньше зависеть от природных явлений, что привело к значительному приросту населения. Также появился обмен товарами, появились зачатки оказания услуг, человек стал использовать в промышленной деятельности не только животных, но и человеческий труд (например, в обмен на часть произведенного продукта), появляются зачатки рабства. Именно в этот период, в эпоху неолита, начались разложение первобытнообщинного строя и постепенный переход к государственно организованному обществу. Постепенно возникает особая стадия развития общества и форма его организации, которая получила название «протогосударство», или «чифдом». В период присваивающей экономики не было заметно наличие избыточного продукта, а с появлением скотоводства и земледелия обмен становится необходимым для выживания. У некоторых членов общества, имеющих излишки, появляется право «торговаться» на их продажу (обмен), в связи с чем они еще больше увеличивают свой запас и становятся экономически независимыми от других членов племени. Появляются люди, которые занимаются обменом продуктов между общинами. Это приводит к новому разделению общественного труда появлению купцов, которые не участвуют в процессе производства, а занимаются только обменом товаров потребления. Появляется частная собственность, и в связи с ее появлением и материальное отличие членов общества. Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит к экономической самостоятельности семьи. Она становится социальной формой материальной обособленности, вся частная собственность сосредотачивается в рамках одной семьи и передается по наследству. Возникновение частной собственности вызвало расслоение на богатых и бедных. На этом этапе первобытнообщинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что возникла необходимость регулирования экономических отношений, неравенства, появилась необходимость защиты частной собственности. Органы первобытнообщинного строя постепенно перерождаются в ораны военной демократии для ведения войны с соседними племенами, для защиты своей территории и населения. В этот момент зарождается навязывание воли сильных и богатых членов племени на всех соплеменников.

Таким образом, перерождение органов первобытного общества постепенно ведет к возникновению государства.

Длительный и сложный процесс развития человечества начался с появления древнейших людей и завершился образованием пер-вых государств.

В этот период, который нередко именуют доисто-рическим , появляется первобытное общество. Для него характер-но отсутствие сословий, имущественного неравенства, государст-венности, городов и многого того, что появилось в более поздние периоды истории человечества.

В первобытную эпоху формируется физический тип современ-ного человека, создаются различные орудия труда, совершенст-вуются технологии их изготовления. Путём неустанного труда, по-степенных открытий, накопления опыта люди создали богатую ма-териальную и духовную культуру . Они научились строить жилища, шить одежду, пользоваться транспортными средствами, изготов-лять посуду и разнообразную бытовую утварь.

Одним из важнейших достижений первобытной эпохи стало от-крытие производящих форм хозяйства — земледелия и скотоводст-ва, которые до настоящего времени составляют для человека основ-ной источник получения пищи . Своё видение и понимание мира люди первобытной эпохи отразили в живописи, скульптуре, ми-фах, сказках, легендах.

Эпохи первобытного общества

Эпохи первобытного общества имеют крайне размытые хронологические рамки. В зависимости от географического региона может не только значительно разниться начало и конец периода, а и вовсе его наличие. Так, например, неолит в Америке начался уже в конце 3-го тысячелетия, когда в Европе он завершился, и начался энеолит. В ряде географических областей энеолит отсутствует.

Примерно в середине 4-го тыс. до н. э. начался переход челове-чества от первобытности к цивилизации. Показателем этого пере-хода было возникновение первых государств , развитие городов, письменности, новых форм религиозной и культурной жизни . Ци-вилизация — это более высокая ступень развития человеческого об-щества, следующая за первобытностью.

Первым обществом в истории человечества принято считать первобытное, или догосударственное. Оно пришло на смену Чем же отличалась новая организация? Каковы признаки первобытного общества? Есть ли в нем предпосылки государства? Постараемся ответить.

Признаки

Признаки первобытного общества:

  • родоплеменная организация;
  • коллективный труд;
  • общая собственность;
  • примитивные орудия труда;
  • уравнительное распределение.

Приведенные признаки первобытного общества затрагивают экономическую жизнь, так как культура еще только начала формироваться. Единственное, что можно выделить, - фетишизм, обожествление природы. Но последний пункт, грубо говоря, условный. Наши предки, древние славяне, также поклонялись природе - солнцу (Ярило), молнии (Перуну), Ветру (Стрибогу). Однако это не дает повода говорить о них, как о первобытных. Поэтому в качестве признаков первобытного общества выделяются именно экономические аспекты (труд, орудия, распределение и т. д.).

Понятие о полигамной семье

Основу рода в первобытном обществе составляла полигамная семья. Предполагалось, что входили в половую связь для продолжения рода только внутри своей общины. Та образовывала племя по мере роста, а племя - союз племен. То есть фактически все были друг другу родственники. Отсюда понятие «род» в значении «свой». «Чужаков» в такие семьи не пускали. Союз племен - прообраз первых наций с отличительными чертами.

Если проанализировать вышеперечисленные признаки, то мы увидим, что с такой системой экономической модели невозможно появление социального неравенства. Орудия были примитивны, все занимались одним трудом, чтобы сохранить свой род, происходило распределение продуктов, так как работали все коллективно.

Что мы не будем относить в признаки первобытного общества? Наличие аппарата принуждения. Это и понятно. Наличие аппарата принуждения связано с появлением имущественного неравенства, которое появилось позже, во времена разделения труда в период «военной демократии». Об этом скажем чуть позже.

Признаки первобытного общества и государства

К признакам зарождающего государства из первобытного общества относятся:


Общественное разделение труда

Со временем труд начинает усложняться. Многие историки связывают эти изменения с ухудшением климата. Жизнь стала суровее. Поэтому от традиционной охоты и собирательства пришлось отойти в сторону обрабатывания земли. Человек теперь сам начал создавать продукты питания. Именно это, по мнению ученых, является началом социального расслоения.

Однако человек не мог одновременно делать несколько операций. В результате произошло:

  • Первое крупное разделение труда. Земледелие отделилось от скотоводства.

Со временем люди начинают усовершенствовать свои сельскохозяйственные орудия. От примитивных мотыг, камней общество переходит к новым орудиям, которые уже невозможно сделать самому без специальных знаний и навыков. Появляется категория, которая лучше других стала делать сельскохозяйственные орудия. Постепенно эта прослойка обособлялась и привела ко второму крупному разделению труда.

  • Отделение ремесла от земледелия.

Два разделения труда привели к тому, что производители изготавливали различные товары, которые необходимы каждому классу. Земледелец нуждался в орудиях труда, животных, ремесленник - в хлебе и т. д. Однако обмен затрудняла занятость. Если крестьянин потратит время на то, чтобы обменять свою продукцию, то он понесет больше убытков. Всем необходим был посредник. Вспомним, как наше общество боролось со спекулянтами. Однако они помогали развиваться обществу. Появилась отдельная категория, которая упростила жизнь всем. Произошло третье разделение труда.

Появление торговцев

Все это привело к социальному неравенству, расслоению. У одного - плохой урожай, другой - нашел товар по более выгодной цене и т. д.

Естественно, при расслоении начинается столкновение интересов. Старая уже не могла все это контролировать. На ее месте появилась соседская, где люди были чужими друг другу. Необходима была новая организация. В качестве таковой выступила политическая власть. Начали сформировываться протогосударственные отношения. Этот период получил название «военной демократии». Именно с созданием полноценных элит начинается настоящее государство, то есть цивилизация. Именно об этом подробнее далее.

Признаки первобытного общества и цивилизации

Период «военной демократии» - это время, когда все члены общества еще равны. Никто не выделяется роскошью или нищетой. Это время, где от личных достоинств зависело будущее не только свое, но и своих потомков. При имущественном расслоении начались постоянные войны за богатства. Одно племя постоянно нападало на другое. Общество не могло жить по-другому. Нападения приводили к обогащению наиболее удачливых воинов. Естественно, тот, кто находился дома, оставался ни с чем. Так начала формироваться знать. У всех народов политические элиты формировались именно из воинов. Добыв денег и славы в боях, люди начали искать способ закрепить такое положение дел. Передать свое привилегированное положение наследникам. Именно так формировались государства с иерархической кастовой структурой закрытого типа. Это время считается началом цивилизации.

Познание государства следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества. Появление этих социальных институтов тесно связано с развитием экономических отношений, власти и социальных норм. Вот почему начинать приходится с характеристики сторон первобытного общества.

По данным современной науки около 3-3,5 миллиардов лет назад в результате эволюции материи на земле возникла жизнь (биосфера). Более 40 тысяч лет назад появился человек. Элементы государственности и первых государственных образований возникли относительно недавно. Первым государством является Египет. В Казахстане же государственность возникла чуть более тысячи лет назад. Современному обществу предшествовала длительная эпоха первобытно-общественного строя. Но само первобытное общество никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы. Особую ценность представляет для теории государства периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию».

До появления государства человечество прошло ряд этапов в своем развитии. Сначала человек мало чем отличался от животного. Являясь физически достаточно слабым существом, человек должен был либо погибнуть, либо с помощью более быстрого развития неравной и мозговой системы найти средства к спасению.

Физически первым шагом в этом направлении было «выпрямление» человека, освобождение его верхних конечностей для определенной деятельности (защита себя и нападение на других, добывание пищи); появление возможности использовать подсобные материалы (палка, камень). На первоначальном этапе своего существования человек сам ничего не производил и всё, что ему необходимо брал у природы (охота, собирательство). Отсутствие производства материальных благ обрекало человека на полную зависимость от природы.

Одним из важнейших событий в развитии человека был переход от стадного существования к объединению по кровнородственному признаку - появление рода. Род был наиболее естественной формой связи между предками и потомками первобытного человека. В результате многообразных отношений между индивидами постепенно рождаются и становятся самой отличительной чертой человеческого общества социальные связи, возникают определенные организационные методы воздействия на поведение людей, появляются зачаток такого важнейшего инструмента, как власть, и обязательные правила поведения. Таким образом, образование общества предшествует государственной организации его жизни.

Можно назвать основные элементы, из которых складывается понятие общества:

  • - совокупность индивидов, обладающих волей и сознанием;
  • - общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер;
  • - взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов;
  • - регулирование общественных интересов общеобязательными правилами поведения;
  • - наличие организованной силы (власти), способной обеспечить внутренний порядок и внешнюю безопасность;
  • - способность и возможность самообновления и совершенствования общества;
  • - наличие территории проживания.

Таким образом, можно сформулировать понятие «общество» как исторически сформировавшуюся общность людей, объединенных общими потребностями, интересами, территорией.

Первобытное общество (стой) было самым длительным этапом развития человечества и охватывало период более 2 миллионов лет. В его истории выделяют следующие этапы: ранний (стадия становления, эпоха праобщин), средний (стадия зрелости, эпоха родовой общины) и поздний (стадия стратификации первобытного общества, формирования надобщинных структур или эпоха «вождества»).

Экономика первобытного общества имела присваивающий характер. Все, что первобытные люди добывали, складывалось в общий «котел» (реципрокность), а потом делилось между всеми членами рода (редистрибуция). Такой способ существования человека получил название «присваивающая экономика». Такое хозяйство обеспечивало только минимальные потребности родовой общины, причем при максимальном напряжении объединенных усилий

Общество было эгалитарным - все его члены были равны. Основой социальной структуры являлась родовая община. Крайне медленно, но неуклонно совершенствовали орудия труда.

В период существования первобытного общества развитие человечества шло по трем основным направлениям:

  • 1. формирование человека как биосоциальное существо;
  • 2. развитие брачно-семейных отношений;
  • 3. переход от присваивающей экономики к производящей, т.е. от присвоения готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство) к их производству (земледелие, ремесло, скотоводство). Производящая экономика к 4-3 тыс. до н.э. стала вторым и основным способом существования и воспроизводства человечества. В основе перехода к производящей экономике лежат кризисные явления, которые поставили под угрозу само существование человечества. Ответив перестройкой всей своей социальной и хозяйственной организации, человечество смогло выйти из глобального экологического кризиса. В эту перестройку входит новая организация властных отношений - появление государственных образований, раннеклассовых городов-государств.

Первая ступень развития общества - первобытное общество имеет два основных признака: наличие потестарной власти и существование мононорм.

В первобытном обществе существовала единство регуляторов, потому что виды норм не выделялись, а также в представлении первобытного человека не существовало разделение прав и обязанностей. Поскольку социальные нормы первобытного общества не были расчленены по содержанию, носили единый с точки зрения содержания, дифференцированный характер, поэтому получили название «мононормы».

Особенностями власти в догосударственный период были:

  • - базирование на кровных связях (основная организация общества - род или родовая община, т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда);
  • - непосредственно общественный характер, власть строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (совпадение субъекта власти и объекта власти в лице общины);
  • - осуществление как обществом в целом (родовыми собрания, вече), так и его представителями.

Другим признаком развития первобытного общества было различие мононорм (социальных норм), которые обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода.

Существовал период, когда не было государства – он носит название «догосударственный» период или первобытнообщинный период.

Первобытное общинное общество – как раз такой период.

Экономика первобытного общества присваивающая: собирательство, охота.

По мере истощения природных ресурсов, человек начинает заниматься земледелием и скотоводством. Начинается обмен.

Неолитическая революция

Неолитическая революция – переход от присваивающей экономике к производящей экономике. В её результате появляются земледельцы, скотоводы и торговцы. Таким образом, начинает появляться имущественное неравенство, а затем и социальное неравенство. С этого момента общество перестаёт быть первобытным.

Это создаёт условия для возникновения государства.

Разделение труда идёт по половозрастному признаку.

Род и племя – основные ячейки первобытного общества:

Род – менее крупное объединение, которое основано на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, общая собственность и социальное равенство.

Племя – более крупное объединение (союз родов). Необходимо защищать свою территорию, более удобно существовать всем вместе. Своя территория, язык, религиозные и бытовые обряды.

Институты власти первобытного общества

Особенность власти первобытного общества состоит в том, что в первобытном обществе существует особый вид власти – потестарная власть. Такая власть не оторвана от общества и не стоит над ним. Осуществляется самим обществом (родовое собрание) либо выбранными лицами (вожди, старейшины), которые не обладают привилегиями кроме авторитета и могут быть заменены. Нет аппарата принуждения и управления.

Право в первобытном обществе

Права нет, правила поведения выражены в виде мононорм. В эти правила поведения включаются религиозные, корпоративные, моральные нормы.

Основные теории происхождения государства

1. Теологическая теория происхождения государства. Государство есть продукт божьей воли. Государь – наместник бога на земле. Государство вечно как сам бог. Является официальной теорией Ватикана.

2. Патриархальная теория происхождения государства. Государство представляет собой продукт разрастания и развития семьи.

3. Классовая теория происхождения государства. Государство возникает в результате разделения общества на классы и является машиной для подавления одного класса другим.

4. Договорная теория происхождения государства. Государство возникает в результате соглашения или договора между людьми, которые, находясь в естественном состоянии, вынуждены были вести войну всех против всех. В силу договора часть своих прав люди делегируют в обмен на их защиту и покровительство.

5. Насильственная теория происхождения государства. Завоевание одних другими. Бывает теория внешнего (одно племя завоёвывает другое племя) и внутреннего насилия (формируется группа людей, которые путём силы подавляют всё остальное население, которые в большинстве).

6. Психологическая теория происхождения государство. Государство представляет собой результат особенности психики человека, его влечений и инстинктов.

7. Историческая школа происхождения государства. Государство представляет собой продукт развития народного духа, органическое проявление народа. Формируется в ходе исторического развития (как язык).

Понятие, признаки и сущность государства