Энциклопедия кругосвет автор. Энциклопедия «Кругосвет

ФИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Онлайн Энциклопедия «Кругосвет»

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/
literatura/FINSKAYA_LITERATURA.html

Литература Финляндии развивается на двух языках - финском и шведском (носители последнего, т. н. «финские шведы», составляют около 7% населения страны). Литература на финском языке - продукт сравнительно позднего времени. Хотя устная традиция существовала еще в Средневековье (руны Калевалы, повествующие о мифологии дохристианской Финляндии, и огромный пласт народных песен), первые письменные памятники относятся лишь к эпохе Реформации. Это Азбука (1542) епископа М. Агриколы (ок. 1508 или 1510-1557) и его же перевод Нового Завета (1548). Литература на финском языке оставалась достаточно фрагментарной вплоть до 1831, когда в Хельсинки было создано «Финское литературное общество», поставившее перед собой задачу собирания фольклора и содействия развитию литературы на финском языке. До тех пор языком литературы, равно как и языком управления и торговли, был шведский, первым памятником которого в Финляндии считается Книга Йёнса Будде (1487-1491) - сборник переводов латинских религиозных трактатов, составленный неким монахом из монастыря Наантали (Нодендаль) неподалеку от Турку (Або), финляндской столицы в продолжение долгого шведского владычества. Под власть Швеции страна попала в результате «крестового похода» (ок. 1155), предпринятого с целью христианизации язычников-финнов.

В 17-18 вв. выходили произведения подражательного характера - «ренессансная» поэма Физика (1611) пастора и астронома С. А. Форсиуса (1550-1624); барочные эротические стихи профессора из Або Т. Рюдена (1661-1729); элегии Я. Фресе (ок. 1690-1729). Подобно Фресе, такие фигуры, как дипломат и автор идиллий в стиле рококо Г. Ф. Крейц (1731-1785), П. Кальм (1716-1779), оставивший записки о путешествии по Северной Америке (1753-1761), и талантливый поэт эпохи предромантизма Ф. М. Францен (1772-1847), равно принадлежат культуре Швеции и Финляндии. Предромантизм благоприятствовал активной заинтересованности в сохранении финского изустного наследия, имея своим средоточием Академию в Або (осн. в 1640), тогдашний центр интеллектуальной жизни страны; основополагающим остается трактат Х. Г. Портана (1739-1804) О финской поэзии (1766-1778).

Присоединение Финляндии к России после войны 1808-1809 только ускорило становление национального самосознания и истинно национальной литературы.

Многие десятилетия российская власть в Финляндии носила вполне либеральный характер. В известных пределах - как противовес шведской традиции - поощрялся финский национализм, цари поддержали строительство новой столицы автономии, города Хельсинки (Гельсингфорса), куда в 1828 был переведен и университет. Появилась блестящая плеяда студентов и преподавателей: Э. Лёнрот (1802-1884), будущий собиратель народных сказаний и песен знаменитой Калевалы (впервые опубл. в 1835-1836, в расширенной редакции в 1849; рус. перевод 1888), выпустивший также сборник народных лирических рун Кантелетар (1840-1841); пламенный защитник финского языка Ю. В. Снельман (1806-1881); физик, поэт и философ Й. Й. Нервандер (1805-1848). Но ярче всех сверкало имя Ю. Л. Рунеберга (1804-1877). Сжатая, лаконичная лирика Рунеберга, эпическая поэма Охотники на лосей (1832) и сельские идиллии, выдержанная в оссиановском духе поэма Король Фьялар (1844) и воспевающие героизм финнов в русско-шведской войне 1808-1809 Сказания прапорщика Столя (1848, ч. 1; 1860, ч. 2), - все это снискало ему славу национального поэта Финляндии, хотя писал он на своем родном шведском языке. К более молодому поколению принадлежали религиозный поэт Л. Стенбек (1811-1870), ориенталист Г. А. Валлин (1811-1851), исследователь финно-угорских языков М. А. Кастрен (1813-1852) (двое последних - авторы превосходных путевых очерков), а также Ц. Топелиус (1818-1898). «Эпоха Рунеберга» закончилась трагически. Экстремизм Снельмана и его последователей, желавших сделать Финляндию одноязычной страной, привел к расколу в национальном самосознании и бесконечным спорам по поводу языка, утихшим только с «зимней войной» 1939-1940. Вдобавок Финляндия рано потеряла два своих крупнейших таланта - писавшего по-шведски поэта и драматурга Й. Ю. Векселля (1838-1907) и Алексиса Киви (наст. имя - Алексис Стенвалль, 1834-1872). Киви - истинный гений финской литературы, создатель блестящего первенца финского романа - Семерых братьев (1870), первой финской трагедии Куллерво (1864), первой финской комедии Сапожники Нумми (1864); небольшое по объему стихотворное наследие Киви отражает характерные для его творчества дерзновенный порыв и смирение.

Киви открыл путь целому потоку литературы на финском языке, впрочем, испытавшей сильное влияние зарубежных образцов. Так, в пьесах Минны Кант (1844-1897) четко прослеживаются ибсеновские мотивы; рассказы Юхани Ахо (наст. имя - Юханнес Бруфельдт, 1861-1921) своей жесткой стилистикой напоминают новеллы Г. Мопассана; А. Ярнефельт (1861-1932) в своих первых романах подражает студенческой хронике норвежца А. Гарборга, позже он попадает под влияние толстовства; С. Ивало (1866-1937) от идеализма в духе Топелиуса приходит к реализму стриндберговских исторических новелл; Т. Паккала (1862-1925), изображая трудовые деревенские будни, явно находился под влиянием норвежцев Ю. Ли, а затем К. Гамсуна. Опять-таки ориентируясь на зарубежные образцы, шведскоязычные писатели Финляндии разнообразили социальную географию своих романов. Труднейшую задачу ставил перед собой К. А. Тавастшерна (1860-1898), рисуя в своих романах широкую панораму жизни - от Хельсинки и финской провинции до континентальной Европы; в поэзии же Тавастшерна был поначалу певцом моря, а позже главной темой его стихов стало безысходное положение шведскоязычного меньшинства. Я. Аренберг (1847-1914) сосредоточился на проблемах юго-восточной Финляндии, где взаимодействовали карельская, русская, шведская и балтийская культуры. О незавидной участи малых городов, укромных летних вилл и умирающих усадеб поведал М. Любек (18641925).

Неоромантизм - движущая сила в финскоязычной литературе на рубеже веков и в первые десятилетия 20 в. Крупнейший представитель эпохи - Э. Лейно (1878-1926), самый глубокий лирический поэт Финляндии. В окружении Лейно было немало талантливых поэтов - автор исторических баллад Л. Киёсти (1873-1948); поэт академического склада О. Маннинен (1872-1950), стремившийся перевести на финский язык всю мировую классику; В. Коскенниеми (1885-1962), чей стих все более тяготел к классической архаике. Близко связаны с Лейно были авторы изысканной прозы, в частности А. Каллас (1878-1956) и Л. Онерва (1882-1972). В этот же период на литературном небосклоне блистали Майла Талвио (1871-1951), плодовитая романистка, склонная к морализаторству, и Й. Линнанкоски (1869-1913). Склонность к мелодраме несколько снизила их значимость, тогда как иные из их современников, напротив, поднялись на более высокую ступень - не в последнюю очередь благодаря выдержанности стиля. Отметим горький лаконизм рассказов Марии Йотуни (1880-1943) и столь же горький гротеск И. Кианто (1874-1970), раскованность Й. Лехтонена (1881-1934) и языковые поиски В. Килпи (1874-1939).

В шведскоязычной литературе Финляндии также произошла основательная критическая переоценка. Яркие поэты, такие, как Я. Прокопе (1868-1927), Б. Грипенберга (1878-1947) и Я. Хеммера (1893-1944) при всем их формальном совершенстве воспринимались уже как старомодные, зато публицистически острый А. Мёрне (1876-1946) прославился благодаря своей зрелой саркастической лирике, равно бичующей и Финляндию, и Европу. Настроение предвоенных лет (когда и русский деспотизм, и «антишведский» финский национализм приобрели особенно гнетущий характер) лучше всего выразилось в прозе - в новеллах Р. Шильда (1888-1925) и полемических выступлениях Г. Маттссона (1873-1914), выдержанных в духе Дж. Б. Шоу. Ущемленные финские шведы - герои рассказов Шильда о деревнях Восточного Нюланда и рассказов Г. Альма (1877-1944), писавшего об охотниках и рыбаках.

Первое десятилетие после восстановления независимости Финляндии в 1917 ознаменовалось в шведскоязычной литературе появлением группы писателей-«модернистов. Зачинателем и в дальнейшем кумиром этой группы, многое перенявшей от немецкого экспрессионизма, русского символизма, французского дадаизма и американского имажизма, стала поэтесса Эдит Сёдергран (1892-1923). Идейным вождем группы была драматург и новеллистка Хагар Ульссон (1893-1978), наиболее радикальную позицию занимал Э. Диктуниус (1896-1961), автор стихов, музыкально-критических статей, рассказов и экспериментального романа Янне Куб (1932). В сфере языка смелым реформатором проявил себя Г. Бьёрлинг (1887-1960); мастером бесстрастной иронии был Г. Парланд (1908-1930), законодателем вкуса - Р. Энкелль (1903-1974). Финская группа «пламеносцев» («факельщиков») стремилась соперничать с модернистами, и два ее представителя, поэты У. Кайлас (1901-1933) и Катри Вала (1901-1944) благодаря переводам Диктуниуса и его единомышленников приобрели известность в Швеции. Другие члены группы или примыкающие к ней, включая певца природы А. Хеллаакоски (1893-1952), меланхоличного П. Мустапяя (1899-1973), сверхрафинированного К. Саркиа (1902-1945), подражающую античным образцам Элину Ваару (р. 1903) и интеллектуала А. Тюни (р. 1913), в самой Финляндии были более популярны, поскольку скорее попадали в общий тон, нежели крайний в своих эмоциях Кайлас и Вала, с ее гражданским пафосом. Из представителей этой группы доходчивее всех писал эссеист и автор путевых очерков О. Пааволайнен (1903-1964). Два романиста тех лет, чуждые стилистическим и прочим экспериментам, снискали мировую славу: Нобелевский лауреат (1939) Ф. Э. Силланпя (1888-1964) и М. Валтари (1908-1980), чьи книги составили галерею картин отдаленного прошлого и из жизни современного Хельсинки.

Окончание «затяжной войны» (1941-1944) с СССР способствовало тому, что литература в большей степени повернулась к читателю. Обратившийся к сельской тематике Силланпяя был отнюдь не одинок: традицию, начатую Киви, продолжили Х. Топпила (1885-1963), В. Койо (1891-1966) и У. Сеппянен (1904-1955). Теперь же появляется множество книг из жизни индустриальных рабочих: романы Т. Пекканена (1902-1957) о фабрично-портовом городе Котка и Морена (1950) Л. Вийты (1916-1965), хроника Писпалы, бедняцкого предместья Тампере. Ни Пекканен, ни Вийта не исповедовали какой-либо политической доктрины; как и у необычайно яркого романиста и рассказчика П. Хаапняя (1905-1955), их интерес сосредоточивался в первую очередь на судьбах отдельных людей и семейств. Этим они разительно отличались от драматурга Хеллы Вуолийоки (1886-1954), поборницы марксизма, или от литераторов левой группы «Кийла» (фин. «Клин») - А. Туртиайнена (1904-1980), Я. Пеннанена (1906-1969) и Эльви Синерво (1912-1986). Тампере вообще превратился в литературного соперника Хельсинки. О нем был написан роман - Беспокойное детство (1942) О. Палохеймо (1910-1973); его воспевал в своих стихах В. Каява (р. 1909); там живет крупнейший писатель послевоенной Финляндии В. Линна (р. 1920), автор классического романа Неизвестный солдат (1954) о «зимней войне» 1939-1940.

Гражданская война и конфликты с Советским Союзом стали для финских романистов неисчерпаемым источником творчества - о них писали и плодовитый Ю. Талви (р. 1920), и мастер «черного юмора» В. Мери (р. 1928), и любимый массовым читателем П. Ринтала (р. 1930), и авторы политизированного авантюрного романа А. Руут (р. 1943) и др. За исключением Мери, создатели эпических полотен о недавнем прошлом заботились прежде всего о содержании, а не о стиле и композиции. Озабоченная творческими проблемами группа прозаиков сложилась в 1950-е годы; своего рода экспериментальное крыло представляют в ней А. Хюрю (р. 1931) и П. Холаппа (р. 1927). Более традиционны, хотя и не безличны в стилистическом отношении произведения Эйлы Пеннанен (р. 1916), Эвы Йоэнпелто (р. 1921) и Марии-Лийсы Вартио (1924-1966): авторы не забывают о том, что их долг - поведать «историю». Что до поэзии, то после заключения мира она заявила о себе сенсационным дебютом Айли Мерилуото (р. 1921), познакомившей Финляндию с Р. М. Рильке; вскоре ее затмили поэты, сумевшие найти собственный, оригинальный голос: Эва-Лийса Маннер (р. 1921), Т. Анхава (р. 1927), П. Хаавикко (р. 1931) и П. Саарикоски (р. 1937). Можно предположить, что популярность Саарикоски отчасти объясняется мастерством, с каким он предает гласности свою богемную жизнь. Времена не слишком изменились с 1930-х годов, когда шокирующая откровенность Ирис Уурто (р. 1905) щекотала нервы читающей публики. В самом деле, ряд нашумевших современных романов - Танец Ивановой ночи (1964) Ханну Салама (р. 1936), Земля - грешная песня (1964) Т. Мукки (1944-1973), Песня Сольвейг (1971) и Сольвейг и Юсси (1973) Л. Синконена (1937-1976), - показывая убогое качество жизни в обществе изобилия, терял в остроте, отвлекаясь на рассуждения о границах пристойного в литературе.

Шведскоязычная литература, казалось бы, исчерпала себя в модернизме. Однако 1950-е и 1960-е годы явили возрождение талантов по всем направлениям. Среди писателей старшего поколения романист и драматург В. Корелль (р. 1912) продемонстрировал плодовитость, уникальную для шведскоязычной литературы Финляндии. Т. Коллиандер (р. 1904) и Сульвей фон Шульц (р. 1907), получившие известность еще в 1930-е годы (первый - романами религиозно-мистического характера, вторая - как последовательница модернистов), выступили в новом качестве: Коллиандер как мемуарист, фон Шульц как автор первоклассных новелл. Туве Янссон (р. 1914) прославилась на весь мир прежде всего своими детскими книгами о Муми-троллях. В поэзии видное место занимал дебютировавший в 1946 Бу Карпелан (р. 1926), чей неповторимый элегический стиль усвоил наследие модернизма. Произведения виртуозного мастера каламбура Л. Хульдена (р. 1926) пронизаны искрометным юмором, безусловно не менее ярким, чем у К. Андерссона (р. 1937), поэта «новой простоты» и общественного деятеля. Среди романистов ведущую роль играет К. Чильман (р. 1930). Острый, вдумчивый автор, он особенно много размышлял над упадочными тенденциями в шведскоязычном обществе Финляндии. Карпелан и Чильман, автобиограф Х. Тикканен (р. 1924), литературный «мастер на все руки» Ё. Доннер (р. 1933) и сатирик Й. Баргум (р. 1943) - вот представители шведскоязычного литературного истеблишмента Хельсинки.

Процветала и провинциальная литература. Если прежде, например, Эстерботтен дал лишь несколько талантливых литераторов, из которых можно назвать поэта Р. Р. Эклунда (1894-1946) и романистку Анну Бундестам (р. 1907), то в 1950-е годы финляндская провинция стала поистине плодородной нивой, взрастившей целую плеяду авторов, начиная с Э. Хульдена (1895-1968), крестьянского поэта, дебютировавшего в 56-летнем возрасте; за ним последовали, в частности, феминистка Вава Штюрмер (р. 1929), философическая поэтесса Инга-Бритт Вик (р. 1930) и шумный агитатор Ё. Огрен (р. 1936). На Аландских островах были найдены записные книжки художника Й. Петтерссона (1892-1937), изданные (1971) романистом и историком В. Нюманом (р. 1904). Наибольшую популярность из аландских авторов снискала Анни Блумквист (р. 1909), выступившая в 1966 с романом о жизни в шхерах.

ЛИТЕРАТУРА

Финская драматургия XIX-XX веков. Л. - М., 1960

Поэзия Финляндии. М., 1962

Карху Э. Г. Финляндская литература и Россия, 1800-1850. Таллин, 1962

Карху Э. Г. Финляндская литература, 1850-1900. М. - Л., 1964

Финские повести XIX-XX веков. Л., 1970

Карху Э. Г. Очерки финской литературы начала ХХ века. Л., 1972

Современная финская повесть. Л., 1976

Йотуни М. Просто жизнь: Повесть; Рассказы; Ребро Адама: Пьеса. Вуолийоки Х. Семья рабочего: Роман; Женщины Нискавуори: Пьеса. М., 1979

Карху Э. Г. История литературы Финляндии: От истоков до конца XIX века. Л., 1979

Поэзия Финляндии. М., 1980

Повести и рассказы. М., 1982

Карху Э. Г. Финская лирика ХХ века. Петрозаводск, 1984

Карху Э. Г. История литературы Фиинляндии: ХХ век. Л., 1990

  • Адрес : Энциклопедия Кругосвет: Универсальная научно-популярная онлайн

О проекте

Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «КРУГОСВЕТ »

Говорят, что энциклопедия – это свод вчерашних знаний, составленный сегодняшним днем для завтрашнего. Что ж, от «вчерашних знаний» никуда не уйдешь – это опыт, накопленный человечеством. В таком опыте есть и вечные истины, о них надо напоминать, иначе они вечно забываются. Так что «Кругосвет»® никак не чурается «вчерашних знаний».

Но составители «Кругосвета»® стремятся собирать и самые свежие, наиновейшие знания. Правда, тут риск – выдержат они проверку временем? Напишем о последнем открытии – а не отвергнут его завтра утром? О действующем политике – а не покажет он завтра совсем другое лицо?

Конечно, проще писать о том, что уже отстоялось, определилось: ведь за повторение избитых истин не побьют. Из этого раньше и исходили многие составители энциклопедий. Мы хотим отойти от этой традиции. Хотим, чтобы «Кругосвет»® отвечал на вопросы сегодняшней жизни. Жизнь все время в движении, в переменах – и современные энциклопедии должны стараться поспевать за ней, хотя это необычайно трудно.

Так что «Кругосвет»® все время в работе. И если вы сегодня не нашли ответа на ваш вопрос, то не расстраивайтесь. Может быть, завтра ответ будет.

Редакция

  • Генеральный директор – Цагарели Марина Юрьевна;
  • Главный редактор – Добровольский Александр Викторович;
  • Редакторы – Блюхер Ольга Рафаиловна, Липкин Михаил Аркадьевич, Пащенко Нинель Тихоновна, Прокопенко Любовь Ярославовна;
  • Технический директор – Туз Алексей Вячеславович

Контактная информация

Если у вас есть пожелания, вопросы или предложения, о том, как улучшить содержание нашей энциклопедии, пишите нам. Если вы готовы стать нашим автором, то присылайте свои материалы. Качественные и глубокие статьи мы с удовольствием опубликуем.

Присылайте свои идеи, мнения и предложения о том, какие новые статьи вам хотелось бы видеть в нашей энциклопедии. Это поможет нам создавать более нужный и полезный для читателей продукт.

  • Предложения по сотрудничеству и партнерству: [email protected]
  • Предложения по изменению и дополнению статей энциклопедии: infо@krugosvet.ru

Примечания

Чтобы узнать что такое торрент, кто такие хипстеры и когда празднуют день медика совсем необязательно обращаться к толстым томам энциклопедий. Достаточно зайти на виртуальный ресурс и за несколько минут узнать исчерпывающую информацию по своему запросу.
Наш сегодняшний Топ-5 собрал крупнейшие интернет-энциклопедии Рунета . Аналогичные ресурсы во всех странах мира. Так, крупнейшими являются китайский Hudong.com, а также английский и немецкий разделы Википедии.

5. — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия

Онлайн-энциклопедия содержит 150 тысяч статей и 60 тысяч медиаобъектов. Ресурс имеет универсальную тематику и предназначен, в первую очередь, для учащихся — школьников и студентов. Здесь есть статьи по биологии, географии, истории, технике и другим областям знаний. Большинство статей содержит иллюстрации и видеозаписи, что выгодно отличает проект от просто оцифрованных бумажных энциклопедий.

4. – Академик

Академик – это огромное собрание энциклопедий на самые разные темы: от Большой Советской до Энциклопедии средневекового оружия. Ресурс предлагает скачать бесплатные приложения для Android и iOS. Помимо энциклопедий на сайте представлено великое множество словарей, как на русском, так и на иностранных языках. К примеру, словарь военных терминов и англо-русский юридический словарь.

3. – Мир энциклопедий

Ресурс содержит не сами статьи, а ссылки на сайты самых разных, универсальных и специализированных, энциклопедий. Прежде чем отправить пользователя по ссылке, «Мир энциклопедий» расскажет, как работает поиск на указанном сайте, сколько там статей и иллюстраций. На страничке можно найти ссылки на справочные издания общего типа, ресурсы по психологии, философии, математике, искусству и другим областям знаний.

2. — Универсальная научно-популярная энциклопедия «КРУГОСВЕТ»

Ресурс работает с 2005 года. Сегодня база «Кругосвета» содержит более 200 тысяч статей по культуре и искусству, географии, науке и технике и т.д. Примечательно, что статьи содержать не только классические сведения, но и информацию о современных веяниях и течениях. Стиль опубликованных статей очень живой, научно-популярный. При этом составителями и редакторами проекта являются авторитетные деятели российской науки.

1. — Википедия

Википедия является свободной энциклопедией, а значит, авторами статей для этого всеобъемлющего источника являются сами посетители. Поэтому информация обновляется очень быстро, статьи на злободневные темы появляются максимально оперативно. Русскоязычный раздел Википедии содержит более 800 тысяч статей, и их число постоянно увеличивается. Главный недостаток самой крупной интернет-энциклопедии – это субъективизм некоторых статей. Порой достоверность сведений в Википедии вызывает нарекания у специалистов. Но все равно именно этот ресурс является самым популярным, причем, не только в Рунете.

(собрание законов) и Гемары (обсуждения и толкования Мишны ). Существуют две версии Талмуда – иерусалимская и вавилонская. И та и другая содержат Мишну , но Гемара у них разная. Более важным и авторитетным считается Вавилонский Талмуд .

Мишна , после ее фиксации в 200, стала основным текстом, изучаемым в раввинских академиях Вавилонии и Палестины. Не все из 63 трактатовМишны сопровождаются Гемарой Вавилонском Талмуде , например,Гемару имеет только один трактат из первого раздела). Это связано, по-видимому, с тем, что законы, касавшиеся сельского хозяйства, были неприменимы в условиях Вавилонии. Иерусалимский Талмуд был завершен около 400, а Вавилонский на столетие позднее. Вавилонский Талмуд содержит приблизительно 2,5 млн. слов, Иерусалимский – в три раза меньше. Авторы Мишны – таннаи, авторы Гемары – амораи, а редакторы Талмуда , работавшие сразу после его составления, – савораи.Мишна написана на иврите, а Гемара – на арамейском языке с вкраплениями иврита, однако диалекты арамейского языка вВавилонском Талмуде и Иерусалимском Талмуде различаются.

Материал Талмуда состоит из Галахи (законодательная часть) и Агады . Крайне разнообразная агадическая часть включает этический, фольклорный, экзегетический, исторический, гомилетический, научный и биографический материал. Агада составляет около трети Вавилонского Талмуда и около шестой части Иерусалимского Талмуда .

Талмуд представляет собой Устный Закон (или Устную Тору). Ортодоксальным еврейством он почитается наравне с Писаным Законом (Библией). Традиционно считается, что Устный Закон был получен Моисеем на горе Синай вместе с Писаным и передавался изустно из поколения в поколение. Талмудические законы выводятся из библейских в соответствии с традицией и религиозной практикой, существовавшей в момент их составления. Правила соблюдения библейских законов основываются на их истолковании Талмудом , на котором, в свою очередь, строятся все последующие еврейские кодексы законов. Поэтому Талмуд – чрезвычайно важен для еврейской религиозной практики. Некоторые группы евреев не признают авторитет Талмуда , наиболее известны из них – караимы. Евреи – приверженцы реформистского иудаизма также не считают, что Талмуд необходимым для повседневной религиозной жизни.

Литература Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей . М., 1993
Штейнзальц А. Введение в Талмуд . М., 1993
Мировоззрение талмудистов: Свод религиозно-нравственных поучений в выдержках из главных книг раввинистической письменности . М., 1994
Ковельман А.Б. Толпа и мудрецы Талмуда . М. – Иерусалим, 1996
Штейнзальц А. Мудрецы Талмуда . М., 1996

Энциклопедии «Collier’s» (издававшейся в 1952-1998 гг.), которые периодически дорабатываются и дополняются.

Энциклопедия «Кругосвет» бесплатно доступна на сайте «Krugosvet.ru », полную электронную копию можно купить на двух компакт-дисках или одном DVD-диске. На бумаге «Кругосвет» не издаётся.

Авторские права

Со всеми авторами статей заключён договор о передаче всех исключительных прав на них издательству - «Центральноевропейскому университету» (Central European University). В настоящее время все права на энциклопедию принадлежат ООО «Кругосвет».

Права на электронное издание на русском языке было передано их правообладающим издательством издателю энциклопедии «Кругосвет». Географические и исторические карты были приобретены у издательства «Atlas Editions», при этом они были переведены и доработаны. Права на иллюстрации принадлежат ООО «Кругосвет». Права на электронную версию энциклопедии «Collier’s» (на английском языке) были в 1998 году приобретены у издательства «Collier’s» корпорацией Encarta».

Редакция

  • Генеральный директор - Марина Юрьевна Цагарели.
  • Главный редактор - Александр Викторович Добровольский.
  • Редакторы - Ольга Рафаиловна Блюхер, Михаил Аркадьевич Липкин, Нинель Тихоновна Пащенко, Любовь Ярославовна Прокопенко.
  • Технический директор - Алексей Вячеславович Туз

Финансы

«Кругосвет» существует за счёт финансирования от разных фондов, а также на доходы от продаж компакт-дисков и рекламы на сайте энциклопедии.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Энциклопедия Кругосвет" в других словарях:

    - «Кругосвет» универсальная электронная энциклопедия на русском языке. Энциклопедия развивается с 2000 года и, по данным на 2010 год, содержит свыше 12 700 статей (из них 7 100 биографии), более 12 100 иллюстраций, 600 политических,… … Википедия

    - «Кругосвет» универсальная электронная энциклопедия на русском языке. Энциклопедия развивается с 2000 года и, по данным на 2007 год, содержит более свыше 12 000 статей, включая 6000 биографий, и около 11 500 иллюстраций, сотни исторических… … Википедия

    - (новолат. encyclopaedia (не ранее XVI века) от др. греч. ἐγκύκλιος παιδεία «обучение в полном круге», κύκλος круг и παιδεία обучение/пайдейя) приведённое в систему об … Википедия

    Энциклопедия Кольера энциклопедия, опубликованная в Соединённых Штатах Крауэлом, Кольером и Макмиланом, самоописанная в предисловии, как «научный, систематический, постоянно пересматривающийся труд, являющийся значимым для человечества».… … Википедия

    Энциклопедия (новолат. encyclopaedia (не ранее XVI века) от др. греч. ἐγκύκλιος παιδεία «обучение в полном круге», κύκλος круг и παιδεία обучение) редко Циклопедия (новолат. cyclopaedia др. греч … Википедия

    Эта статья об энциклопедии; об издательстве см.: Большая Российская энциклопедия (издательство)#История. У этого термина существуют и другие значения, см. БСЭ (значения). Большая советская энциклопедия (в выходных сведениях Большая Советская… … Википедия

    Достоверность раздела «Критика» поставлена под сомнение. Необходимо проверить точность фактов, изложенных в этом разделе. На странице обcуждения могут быть пояснения. У этого термина существуют и другие значен … Википедия

    Для улучшения этой статьи желательно?: Проставить интервики в рамках проекта Интервики … Википедия

    Эта статья об энциклопедии. Об одноимённом издательстве см. Большая Российская энциклопедия (издательство). Большая российская энциклопедия Др. названия: БРЭ Обложка первого тома БРЭ … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Большая энциклопедия. Содержание 1 Авторы 2 Статьи … Википедия