Можно ли увеличить диапазон голоса. Упражнение «Зарядка для голоса и тела»

Слушатель не до лж ен замечать вашего предела голосового диа па зона. Тут нужно научиться пользоваться приёмом голосовых от тя жек. Т.е. повышая слово или строку, де ла ть понижение в начале следующей строки, с тем чтобы повысить уд ар ное слово в последующей мысли. П от ом опять понизить немного голос, чтоб далее иметь возможность его п ов ысить. Шагайте по лесенке: два шага - вверх, шаг - вниз, два - вверх, шаг - вниз… Подкрепляйте при об ретаемый навык пользования диапазоном - тренировкой голосовой силы.

Упражнение "народный шквал"

Почувствуйте необходимость постепенности и всевозможных градаций силы звука в произнесении этого текста:

Всё бл иже, всё громче
Рокочущий шум:
Трум-ту-ту-тум! Трум-ту-ту-тум!
Сильней всё то тут барабан бьёт, то там:
Трам-та-та-там! Трам-та-та-там!
Трепещут враги. Задрожали враги.
Народ наступает. Сдавайся! Беги!
Народного гнева бушующий шквал
Поднялся, обрушился!
Враг злобный пал.


При усилении слегка повышайте голос. Стремитесь, чтоб при повышении не было больших интервалов. Т.к. слишком высокие и слишком низкие звуки слабо пригодны для усиления. Попробуйте это проверить. Усильте голос на слишком высокой ноте - сразу пустите петуха. Нужно выработать способность ощущать, какие тона грудного и головного регистров, способны к усилению. Усиливая, повышайте голос до самого высокого тона, способного звучать с силой на слове "поднялся". Слово "обрушился" опустите вниз. При этом голос по прежнему звучит с силой.

Тренируйте громкое звучание для укрепления дыхания. Когда от диктора требуют "громче" - не следует переходить на крик. Вспомните об опоре, о мышечной свободе голосового аппарата, о движении голоса вниз и вверх. За счёт активизации дыхания придайте речи большую звучность. На сигнал "громче" реагировать должна диафрагма, активнее подпереть звук, а не глотка, где сразу же произойдёт зажим, и речь перейдёт на крик.

Голос - очень индивидуальная "вещь". У одних он крепок от природы, у других очень капризен. Весь голосовой аппарат очень чувствителен к перегрузкам, охлаждению, к неумелому пользованию в сложных условиях. Нельзя диктору после активной работы сразу же выходить на холодный воздух, и идти, громко, возбуждённо разговаривая с кем-либо, особенно в сырую погоду. Холодный воздух будет попадать на слизистую оболочку голосовых связок, что приведёт к простуде.

Плохо переутомлять голос слишком большой работой. Алкоголь расширяет кровеносные сосуды и нарушает функцию желёз слизистой оболочки. Изменяется тембр. Голос понижается, начинает хрипеть и становится менее выносливым. На голос отрицательно влияет и никотин. Он вызывает спазмы гладкой мускулатуры бронхов и трахеи, и нарушает процесс дыхания. У курящих дикторов возникает сухой кашель, что травмирует голосовые связки. Они теряют свою эластичность, появляются сипота, исчезает мягкость звучания, лёгкость.

Интересно то, что голос очень связан с процессами, которые происходят в организме. На его тембр отражаются болезни желудка и сердца. Сказываются нервно-психические травмы. От нервного потрясения, от переживания, страха, голос начинает срываться, иногда перестаёт звучать или теряет чистоту, выносливость, интонационную подвижность. Необходимо закаливать нервную систему, чтобы во время чтения ничто не могло нарушить психическое равновесие диктора. Носоглотку закаливают полосканием её холодной водой, с постепенные понижением температуры от 20 до 12-10 градусов тепла. Перед эфиром рекомендуется выпить тёплого чая.

Однако, самая лучшая профилактика - это каждодневная голосовая зарядка. Она должна состоять из упражнений на дыхание, упражнений, приводящих голосовой аппарат в свободное состояние, активизирующих работу диафрагмы, укрепляющих опору. Разогревая голос, диктор не только тонизирует мышцы речевого аппарата, но и приводит к психофизиологической настройке весь организм. И, таким образом, настраивает себя на радостный, творческий акт общения с аудиторией. Только так можно научиться говорить красиво и развить речь!

Цель упражнений - развить диапазон и силу голоса. Упражнение 1. «Повышение голоса по строчкам». Повышая голос с каждой новой строчкой стихотворения, рассчитайте свой диапа­зон, начав с удобного низкого уровня и заканчивая на удобном верхнем звуке.

Видел я оперу, слышал я пение Вьетти и Сальви.

Чудно природа устроила звучную арфу их груди:

Чистые, полные, сладкие звуки льются свободно,

Льются и вьются, летят и кружатся, и снова

В брызгах, в лучах ниспадают блестящею яркою трелью!

Слышал я плески и ложь, и партера, и самого рая!

Видел: букеты цветов и венки на счастливцев летели!

Видел и слышал я все и дивился и пенью и слуху -

Тонкому слуху судей, под холодным родившихся небом!

Только последнему, правду сказать, не совсем-то я верю!

Знаю: мы, русские, тоже певучий народ от природы;

Знаю, однако, и то, что природа дала нам простую

И заунывную песнь, а не эти скачки и рулады!

Ты нам родная; а это... одна лишь заморская роскошь!

М.Дмитриев

Упражнение 2. То же. Начать с удобного верхнего и закончить на удобном низком звуке.

Однозвучно гремит колокольчик, И дорога пылится слегка, И уныло по ровному полю Разливается песнь ямщика. Столько грусти в той песне унылой, Столько грусти в напеве родном, Что в душе моей хладной, остылой Разгорелося сердце огнем. И припомнил я ночи иные

И родные поля, и леса,

И на очи, давно уж сухие,

Набежала, как искра, слеза.

Однозвучно гремит колокольчик,

И дорога пылится слегка.

И замолк мой ямщик, а дорога

Предо мной далека, далека...

И. Макаров Упражнение 3. «Повышение и понижение голоса». Головной регистр

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Постепенное понижение голоса Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... Средний регистр

Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне... Грудной регистр

Скучно, грустно... Завтра, Нина, Завтра к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь не наглядясь. Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит, И, докучных удаляя, Полночь нас не разлучит. Самый низкий тон

Грустно, Нина: путь мой скучен. Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик.

А. С. Пушкин Упражнение 4. «Зазывалы». Зазывать народ послушать тжсты: Я - песельник. Я девок вывожу В широкий хоровод. Я с ветром ворожу. Я голосом тот край, где синь туман, бужу,

Я песню длинную прилежно вывожу.

Ой, дальний край! Ты - пой! Ой, косыньку развей!

Ой, девка, заводи в глухую топь весной!

Эй, девка, собирай лесной туман косой!

Эй, песня, веселей! Эй, сарафан, алей!

Легла к земле косой, туманится росой...

Ал сарафан - пожар, что девичий загар!

А. Блок

Следует добиваться ощущения того, что вы говорите дыхани­ем. Дыхание чистое, быстрое, легкие доборы воздуха. Упражнение 5. «Уличные продавцы». Пуговичный разносчик

Из-за пуговицы не стоит жениться,

из-за пуговицы не стоит разводиться!

Нажатие большого и указательного пальца,

и брюки с граждан никогда не свалятся.

Голландские, механические,

самопришивающиеся пуговицы,

6 штук 20 копеек...

Пожалте, мусью!

Разносчик кукол

Танцующие люди из балетных студий, лучшая игрушка в саду и дома, танцует по указанию самого наркома!

Разносчик яблок

Ананасов! Нету... Бананов! Нету...

Антоновские яблочки, 4 штуки 15 копеек, прикажите, гражданочка! Разносчик точильных камней

Германский небьющийся

точильный брусок,

30 копеек любой кусок.

Точит в любом направлении и вкусе

бритвы, ножи

и языки для дискуссий!

Пожалте, граждане!

Разносчик абажуров Абажуры любой расцветки и масти. Голубые для уюта, красные для сладострастии. Устраивайтесь, товарищи!



Продавец шаров

Шары-колбаски.

Летай без опаски.

Такой бы шар

генералу Нобиле -

они бы на полюсе дольше побыли.

Берите, граждане...

Разносчик селедок

А вот лучшие республиканские селедки -

незаменимы к блинам и водке! Разносчица галантереи

Бюстгалтеры на меху! Продавец клея

У нас и за границей, а также повсюду граждане выбрасывают битую посуду. Знаменитый Экцельзиор, клей-порошок, клеит и Венеру, и ночной горшок. Угодно, сударыня? Разносчик духов

Духи Коти на золотники!

Духи Коти на золотники!

Продавец книг

«Что делает жена, когда мужа нету дома» -

сто пять веселых анекдотов бывшего графа Льва Николаеича Тол­стого

вместо рубля двадцати - пятнадцать копеек.

В. В. Маковский

Петь на сцене – мечта, как многих девушек, так и мужчин. Однако не всем позволяют стремиться к своей цели голосовые возможности. Не стоит огорчаться, есть множество различных способов того, как расширить диапазон голоса. Попробуем разобраться. Диапазон профессионального артиста эстрады должен составлять не менее двух октав. Расширять его в сторону верхнего или нижнего регистра решают специалисты в индивидуальном порядке. Наиболее простой способ увеличения диапазона, который доступен каждому, чтение вслух различных произведений. Что это даст:

  1. В первую очередь, наряду с другими , возможность сделать свою речь четче. Это имеет значимость для настоящего певца, ведь люди должны понимать его.
  2. Чтение вслух даст возможность определить подвижность голоса. При помощи интонации вы сможете познать некоторые моменты, которые помогут понять, в какую сторону расширять регистр.

Сколько же нужно читать вслух? На самом деле, вопрос достаточно индивидуален. В целом – достаточно одного часа в день. Однако если есть стремление и желание, то никто не запрещает заниматься чтением куда более длительное время.

Как расширить диапазон голоса

  1. Форсирование
    Преимущества: с помощью форсирования (пения на верхних нотах) можно увеличить диапазон в сторону верхнего регистра. Достаточно быстрый и эффективный способ для начинающих артистов.
    Недостатки: сложность пения на высоких нотах очевидна. К тому же, непрофессионал может и не заметить, как он перешел на крик или противный писк. Еще один недостаток – форсирование – это наиболее верный способ сорвать голос. Поэтому, без специалистов лучше не заниматься таким видом развития собственных возможностей.

  2. Недостатков у этого способа нет. А к преимуществам можно отнести укрепление диафрагмы, что, безусловно, повлияет на голосовые возможности. Специальный комплекс дыхательных упражнений должен подбирать педагог по вокалу.
  3. Чтение вслух по принципу «Лестница»
    Если вы не знаете, как повысить диапазон голоса, то можно читать вслух любимые стихотворения. Этот способ немного отличается от первого. Все строчки нужно читать, изменяя собственный диапазон от нижнего регистра до самого верхнего. Только не стоит переходить на крик. Вы должны словно подниматься и опускаться по лестнице, медленно и плавно.

В целом – все средства хороши. Но лучше заниматься с профессиональным педагогом, который направит вас в нужное русло. Ведь в домашних условиях можно лишь навредить своему голосовому диапазону, привыкнуть не петь, а кричать.

Прежде, чем приступать к упражнениям, следует все же узнать свой истинный диапазон голоса. Для этого достаточно обратиться к другу с хорошим слухом и умением играть на инструменте или преподавателю музыки. Он покажет, как определить свой диапазон голоса при помощи обыкновенного фортепиано или хорошо настроенной гитары.

В каком возрасте корректировать голос?

Нужно отметить тот факт, что полную красоту и силу голос приобретает по завершении подросткового периода. У мужчин лучше оценивать диапазон после 18 лет, а у женщин после 20 лет. Не стоит корректировать и совершенствовать голос в период его становления. Это не только бессмысленно, но и опасно. Непомерная нагрузка может сломать даже великолепный вокал.

Конечно, расширение диапазона голоса требует целенаправленного системного подхода. Важно учесть все нюансы. Не нужно форсировать. Еще одним важным правилом является обратная взаимосвязь высоты ноты и усилий, приложенных для ее вытягивания. Выполнение этого простого постулата поможет как расширить диапазон голоса вверх, так и избежать его «поломки».

Для развития нижней части речевого диапазона необходимо выполнять следующий комплекс упражнений:

1. Сомкнув губы, мы как бы произносим звук «О». В таком положении речевого аппарата нужно пропеть по восходящей и нисходящей терции, поочередно понижая основной звук на Ѕ тона, но не превышая 3-х тонов вниз.
2. Пропеваем «О» по восходящей и нисходящей кварты с ферматой на самом верхнем звуке, поочередно понижая основной звук на Ѕ тона, но не превышая 3-х тонов вниз. Это упражнение поможет развитию диапазона голоса вниз на полтора тона.
3. Пропеваем «ДА» по восходящей и нисходящей квинты с ферматой на самом верхнем звуке, поочередно понижая основной звук на Ѕ тона, но не превышая 3-х тонов вниз.

Это упражнение способно как развить диапазон голоса вниз на 2 тона, так и «сломать» его при неверном выполнении. Конечно, вышеперечисленные упражнения нельзя выполнять лицам, которые простужены. В случае ярко выраженных аллергических реакций, сопровождаемых отеком носоглотки, в дни менструаций и при наличии мутации голоса разрешение на подобные занятия должно быть получено от специального врача-фониатора.

Следующим, вторым этапом работы становится РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА . Диапазон голоса певца довольно значительно превышает размеры диапазона разговорного голоса, это очевидно, при этом профессиональный певческий диапазон смещен вверх, относительно разговорного. Но любой певец – такой же человек, как и вы, когда-то его диапазон был практически таким же, как у вас. Просто с течением времени и тренировками он качественно и количественно изменился.

Ваша задача – произвести определенную работу по его расширению и качественному изменению.

Разговаривая преимущественно в регистре нижнем, мы редко задействуем верхний в обычной жизни, но если речь идет о вокале, то роль верхнего регистра там трудно переоценить!

Его использование, в частности, и «сдвигает» в более высокую область характерный диапазон певца по сравнению с его же обычным, речевым.

Звучание голоса «необработанного», неподготовленного, в этих разных регистрах, которые называют «грудным» и «фальцетным», очень отличается по тембровым
характеристикам. А нужно создать из них, «склеить» такой голос, который звучал бы однотемброво (в определенной степени).

Вот представьте себе, что вам, привыкшему двигаться и управлять своим телом без излишних нагрузок, вдруг прицепили за плечи рюкзак, весящий половину массы вашего тела! Ну и как теперь выглядят ваши движения?

Постановка голоса, о которой шла речь в предыдущей статье (в общих чертах, конечно), является некой тренировкой, которая позволит научиться управлять собой и в условиях такого дополнительного «рюкзака». Неспроста ведь перед нагрузками спортсмены или военные тренируются с небольшим весом, чтобы потом легче и, главное, без вреда для своего здоровья воспринимать настоящие тяжелые нагрузки.

Данное сравнение, бесспорно, является лишь образным, поймите правильно.

*****

Справиться с автоматической реакцией организма (рефлексом) – очень сложно. По крайней мере, это невозможно сделать сходу! Пою привычным голосом, обычным, родным звуком, и вдруг бац! Голос выше, как говорят в вокале - «киксует», резко изменяется на тонкий фальцет, который мне совсем не нравится! «Дал петуха» - еще одно название подобного рефлекторного эффекта.

О-о-очень часто вокалист-самоучка считает такое природное свойство случайностью и просто увеличивает громкость, чтобы «продавить» более высокую ноту своим «обычным» грудным голосом. Но.... Характер звука никуда не спрячешь, он становится гортанно-крикливым, в нем не получить свободного звука, о чем будет свидетельствовать отсутствие вибрато, да и последствия от форсирования (так называется то, о чем я сейчас пишу) совершенно неблагоприятны для здоровья.

В первом примере постепенно с повышением тона прямо слышно, насколько натужно начинает звучать голос. То же самое, примерно, происходит и в примере втором, где последнее слово, «сон», звучит явно на пределе всех сил и кажется, что звук вот-вот сорвется...

Как долго можно бежать с тяжелым рюкзаком без тренировки? Рано или поздно человек просто свалится на землю от усталости... А тренированные люди не только уйдут дальше, но и не почувствуют особого напряжения в своем организме.

Вот пример, где тоже в высоких звуках применен полный голос, вокалистка учащаяся, но, конечно, имеет совершенно иной уровень подготовки. И такие ноты вовсе не форсированны! Как так? В оттенках звука все дело... А чтобы добиться таких оттенков, учиться нужно достаточно долго.

Очевиден вывод – расширять свой вокальный диапазон не просто, это требует серьезной тренировки. Игнорирование природных механизмов приводит только к отрицательным последствиям, следовательно, путь, связанный с «громче орать» - совершенно не годится.

*****

С другой стороны – многие люди даже не понимают, что за их переходным порогом существует еще какой-то голос! Другой! Его называют фальцетом.

Пытаясь продавить звук более высокий, чем могут на данный момент, они, в конце концов, полностью останавливаются, упираясь в кажущуюся им непреодолимой стену. Рецепт-то прост – сначала хотя бы попробовать вызвать фальцетный голос! Чтобы понять, что за стеной тоже не пустота, там целый регистр скрывается!

Очень хорошая иллюстрация всех этих понятий и связей между ними вот в этом видеоролике:

Все равно абсолютно без фальцета высоких нот в голосе певцов не бывает, все дело только в том, СКОЛЬКО этого фальцета, «головы» в звуке.

Насколько горячий чай вам нужен, настолько вы и разбавите его холодным кипятком. Чай останется чаем, а температура его понизится. Вот и с фальцетом так же – добавив много, получите плоское звучание, но зато голосу легче будет петь высокие ноты, добавите мало – звучание будет более богатым, но и трудности пения (по сравнению с большим количеством фальцета) возрастут.

*****

Что же является самым существенным и необходимым для того, чтобы данная работа была выполнена успешно?

К фундаментальному навыку следует отнести умение четко согласовывать воздушный поток с высотой звучащей ноты. Как правило, неумение это делать и не дает возможности диапазону голоса расти качественно, а не только КОЛИЧЕСТВЕННО .

Однако нужно хорошо понимать, что имеется ввиду под «воздушным потоком» в данном случае. А имеется ввиду исключительно тот воздух, который нужен для создания чистого звука.

Звук – это воздушный поток, это не отдельная физическая природная компонента! Только это не просто «белый» шум, а содержащий в своем составе четко заданные вокальными складками частоты. Говоря о звуке голоса нужно, в первую очередь, ассоциировать его именно с воздухом. Но беда, зачастую, в том, что неопытный человек для своего голоса использует воздуха значительно больше, чем необходимо, когда пытается петь более высокие ноты.

Получив достаточное качество голоса на этапе его постановки в своем разговорном диапазоне, вокалист, в силу выработавшейся привычки, никак не может уловить требуемый баланс. «Ну не получается петь выше, и все тут! Все время в фальцет ухожу!» - так можно обобщить массу различных жалоб и вопросов, поступающих на сайт.

Ответ один – уменьшайте количество «лишнего» воздуха, постепенно привыкая к нужной координации! Сип, явно слышимый при пении фальцетом – это и есть тот самый «лишний» воздух, который резко меняет качество звука. Вокальные складки так реагируют! Да и не только вокальные, но и «ложные»!

Не в состоянии справиться со слишком большим потоком в растянутом и жёстком виде (эффект срабатывания рефлекса переходного порога), складки пропускают мимо «необработанный» воздух. Только часть этого воздуха превращается в звук, но по этой же причине он (звук) и становится фальцетным!

Почувствовать самому, что такое скоординированный воздушный поток для высоких нот, помогает понять упражнение, которое опубликовано в статье «Превращаем фальцет в головной голос» .

*****

Однако, нужно согласиться, что достигать вершин головного звука и даже использовать его многие не хотят. Ну, не нравится им такой вокал, и все тут!

Дело не в том, чтобы петь так, как показано в упражнении, это же просто упражнение! Дело в том, чтобы ПОНЯТЬ , как настроить свой голос на борьбу с лишним воздушным потоком! Только и всего! Проделав его до степени совпадения своего звука и внутренних ощущений с предлагаемым примером, вы сможете выработать в своем сознании понятие о качественности звучания (пока – головного голоса, но зато не фальцета). Память останется, и добиваться такого звука, в смысле отсутствия в нем излишнего воздуха, будет проще и быстрее и на более низких нотах.

Где головной звук является лишь «примесью», облегчающей звук модальный, грудной.

*****

К сожалению, часто происходит так, что педагог не объясняет учащемуся очень важную роль в данном деле специальной работы над дыханием. А может и сам не видит этой роли в том смысле, в котором нужно.

Как, зачастую, происходит? Это, кстати, можно увидеть в массе видеороликов о том, как надо заниматься пением, на различных сайтах и видеохостингах.


Педагог просит научиться «дышать диафрагмой». Для этого стоя прямо, плечи опущены, нужно набрать воздух «в живот», так, чтобы почувствовать даже расширение нижних ребер со стороны спины (можно тыльными сторонами ладоней). Ученик выполняет. Почувствовал и привык, через некоторое время, как он должен делать вдох. При этом живот его раздувается, выпячиваясь вперед, воздуха очень много, надулся студент, подобно воздушному шарику...

Это упражнение лишь ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ! Если студенту педагог забыл сказать, что при реальном пении действовать нужно совсем иначе, то он и будет стремиться именно так и дышать! Раздуваясь воздушным шаром!

При таком количестве воздуха в легких не то, что правильно петь, говорить сложно!

Набирание воздуха в «живот» лишь показывает, ЗА СЧЕТ ЧЕГО нужно делать вдох, не более. Но совершенно не должно восприниматься, как закон для вокала. Наоборот, чтобы получить качественный звук, воздуха должно быть ГОРАЗДО МЕНЬШЕ ! Об этом написано в статье «Как правильно петь? Вокальная опора» .

Истинную опору вы не получите, качая литры воздуха через свои легкие и голосовые связки, а уж о высоких качественных нотах можно просто забыть! Так что первое, с чем нужно подходить к вопросу работы над своим диапазоном – умение балансировать собственное дыхание, не допуская лишнего воздуха в выдохе. Только когда он весь превратится в звук, будет достигаться требуемое качество голоса и работа по освоению высоких нот пойдет верно и быстро.

*****

Вот пример исполнения песни в диапазоне достаточно низком. Хорошо спето, но несколько портят звук шумы при резком вдохе, доборе воздуха перед фразой.

Думаю, что присутствует та же проблема - не умеем еще поддерживать верный баланс, многовато воздуха. Если бы это происходило там, где нужно петь ноты высокие, результат был бы значительно хуже.

Прислушайтесь к исполнению различных песен нашими «эстрадными» звездами! Не у всех, но у большинства слышен явно чрезмерный «всос» воздуха при вдохе между фразами! А теперь прислушайтесь к западным исполнителям... Там, как раз, такой эффект редок. Квалифицированный профессиональный певец «берет дыхание» совсем не так, как учат наших «эстрадников», в результате и звук чище, и тембр лучше, и диапазон шире...

Прислушайтесь к моментам взятия дыхания Нюшей и Адель...
Например при резком "включении" вокалистом эффекта поддержки (анкеровки) существенно увеличивается громкость, а кажется, что он просто "воздухом даванул", крикнул...

Видимое следствие часто имеет иную причину, чем та, которая приходит в голову первой...

...

Хороший "всос воздуха", но есть вероятность, что это просто отличие западного звукорежиссера от отечественного, а не разница техники.

Такие моменты легко убираются на самых первых этапах обработки.

Ещё странно, перед началом пения у Нюши огромный запас по времени.. Обычно такие явные всосы делают на длинных фразах, пытаясь уложиться в короткую паузу.

...

Я думаю расширение диапазона -это очень актуальная проблема многих певцов,поэтому считаю эти советы использовать на практике.Замечательно,обязательно попробую)Спасибо Вам.

...

Спасибо за такие доступные объяснения по координации дыхания... И балансе с высокими нотами! Очень полезный материал, а за работу сайта отдельная благодарность, все на профессиональном уровне!

Содержание:

Что может быть хуже бурчания на одной ноте? Скорее всего, речь, лишенная дикции. Вы хотите, чтобы ваш голос звучал мелодичнее и выразительнее? Тогда вам следует заняться упражнениями для развития интонации и . А также произносить сочетания гласных с сонорными согласными, меняя высоту тона и читать стихотворения с повышением или с понижением звучания строк. Максимально «раскачав» свой голос, вы сможете свободно играть со своей интонацией.

Что такое диапазон голоса?

Диапазон человеческого голоса представляет собой объем звуков. Это потенциальные возможности выступающего, будь то певца или оратора, брать те или иные ноты. Каждый с рождения обладает определенным диапазоном. Но вы можете его расширить на несколько тонов.

Регистр – это конкретное пространство звукового объема. Он бывает верхним, средним и нижним. Используется как отдельная возможность измерения данных голоса.

Можно ли расширить его границы?

Прежде всего, следует различать речевой диапазон и певческий. В обыденной жизни мы можем издавать различные звуки: начиная от едва различимого шепота и заканчивая пронзительными возгласами счастья и радости. Но такие звуки, низкие или высоки, вряд ли удастся воспроизвести в пении.

Если вы хотите узнать, как определить диапазон своего голоса, то есть несколько способов:

1. С помощью фортепиано

Это можно сделать дома, при наличии у вас этого инструмента. Подойдите к нему и начните распевать звуки: от низкого до высокого. Если вы не сможете взять низкие ноты, либо высокие – это предел возможностей вашего голоса на данный момент.

2. Визит к фониатору

Это более надежный и достоверный способ. Он проведет полноценную консультацию и расскажет вам, если ли смысл развивать свои возможности. Если да – то в сторону нижнего или верхнего регистра.

Существует ли самый большой диапазон голоса?

Всего насчитывается 8 октав. Татьяна Долгополова, певица Санкт-Петербурга, обладает самым уникальным голосом. Эти она прославилась и попала в Книгу рекордов Гиннеса. Пока, никто ее не может превзойти ее диапазон – пять октав и один тон.

У певцов современной эстрады средний диапазон в 2 октавы. Этого вполне достаточно для полноценного исполнения песен и до этого порога его можно развить.

Согласитесь было бы неплохо брать пример со звезд мировой величины. Например, диапазон певческого голоса Уитни Хьюстон имел 5 октав. Обладая великолепным голосом, певица, шесть раз за свою жизнь объехала земной шар. Ее восторженно ждали поклонники в любой стране. А неповторимый Фредди Меркури, диапазоном голоса в 3 октавы, очаровывал миллионы людей. Даже выдающая испанская певица Мария де Монсеррат Кабалье пела вместе с музыкальным коллективом «Queen». Талант такого рода, к сожалению, развить невозможно. Это бесценный дар матери-природы.

Фредди Меркури — лидер группы «Queen»

Голоса женские, мужские, детские

Среди детских выделяют альт и дискант. Для мужчин характерен бас (низкий), тенор (высокий) и баритон (средний). Отдельно стоит упомянуть сверхвысокий тенор-альтино и сверхнизкий бас-профундо. Для слабой половины человечества – контральто, меццо-сопрано, сопрано. Последовательность такая же, как и у мужских голосов: от более низкого до самого высокого.

Самыми знаменитыми певицами современности, чьи оперные голоса сопрано поражали воображение и услаждали слух многих почитателей, необходимо отметить нашу соотечественницу Антонину Нежданову, гречанку Марию Каллас и итальянку Амелиту Галли-Курчи. Гораздо реже у певиц встречается контральто. Однако именно для этого голоса известный композитор Римский-Корсаков написал песни «Леля» из оперы «Снегурочка». Также партия Ольги в «Евгении Онегине» создана для этого плотного и невообразимо насыщенного женского голоса, который завораживает саму душу прилежного слушателя. Правильное дыхание является основой красивого вокала. Необходимо ему с раннего детства.

Работа с речевым диапазоном

Упражнение «Маляр»

Представьте, что вам нужно перекрасить известный Луксорский обелиск, что в Париже:

«Краской крашу обелиск:

И вверх и вниз, и вверх и вниз.

Вот и мой сюрприз»

Старайтесь произносить первые две строчки, махая правой рукой вверх-вниз. При этом каждое слово произносите на разной высоте. Третья строчка будет резюме.

Двигайте рукой свободно, легкими движениями. В начале мазки маленькие, только кистью руки. Затем движения становятся гораздо шире и уверенней, уже от локтя. Слова при этом становятся крупнее, голос выше, вместе с движением руки. Далее рука работает от плеча. Широкие мазки вверх-вниз. Гласная становится шире вместе с поднимающимся и понижающимся голосом.

Упражнение «Подъем»

По тропинке узкой горной

Вместе с песенкой задорной

Мы с тобой идём в поход.

За горой нас солнце ждёт.

Наш подъём всё выше, круче.

Вот шагаем мы по тучам,

За последним перевалом

Нам на встречу солнце встало.

Небольшая рекомендация: Для овладения перспективой распределения высоты голоса, резко не повышайте голос. Рассчитайте его так, чтобы хватило на все строчки. Для этого высотные промежутки должны быть маленькими. Стоит помнить об опоре.

Упражнение «Колокола»

1. Сначала вам следует имитировать звучание большого колокола. При этом на самом низком регистре произносить: «БУМММММ».

2. После этого имитируйте звучание уже маленького колокольчика, произнося на самом высоком диапазоне голоса: «бим-бом-бим-бом».

3. Не задерживаясь поочердено произносите: «БУМММММ, бим-бом-бим-бом, БУМММММ, бим-бом-бим-бом».

Упражнение «Прыжок»

Это упражнение способствует развитию гибкости вашего :

Разбег… прыжок…

И вот лечу, головой «загиб кручу»…

Теперь мне надо опуститься…

Чтоб ставить точку … научиться.

Упражнение «Зарядка для голоса и тела»

Поставьте ноги на ширине плеч, делая вдох. На выдохе прочтите:

Ах, зарядку раз по двадцать

Наклонитесь корпусом вперёд, руки поднимите вверх. Повысив интонацию, читайте:

Выполняем рано по утрам

Наклонитесь еще ниже, руки поднимите выше. И прочтите гораздо выше

Чтобы быть скорей бодрее

Вдохните, находясь в этом положении и прочтите ниже:

Чтобы быть на шаг смелее

Поднимитесь немного выше, руки поднимите вверх и прочите ниже:

Чтобы стать во всем добрее

Вернитесь в исходное положение, прочитав при этом еще ниже:

Чтобы не было войны.

Забота о гигиене

Выступающему оратору или обычному человеку не следует сразу же выходить на холодный воздух после активного и живого выступления. А особенно, в сырую погоду громко и возбужденно с кем-либо разговаривать. Холодный воздух может попасть на слизистую голосовых связок, вследствие чего вы простудитесь.

Алкоголь и никотин отрицательно влияют на голос: он понижается, начинает хрипеть, теряет свою эластичность.

Примечательно и то, что голос имеет связь с процессами, происходящими в организме человека. На его тембр отражаются заболевания сердца и желудка, нервно-психические травмы. Испытывая страх или потрясение, человеческий голос начинает срываться, терять свою выносливость и чистоту. Для этого следует закаливать нервную систему, что благоприятно отразиться на психическом равновесии говорящего во время чтения. Носоглотку закаляют холодной водой, промывая ее с постепенным понижением температуры от 15 до 11-12 градусов выше нуля. Перед выступлением хорошо выпить теплого чая с лимоном.

Тем не менее, одна из лучших профилактик – ежедневная голосовая зарядка. Это могут быть упражнения на дыхание, способствующие укреплению диафрагмы. Разогревая голос, выступающий, не только подготавливает свои речевые мышцы к предстоящей речи, но и настраивает себя на веселое и приятное общение со слушателями.

Желательно перед выступлением выпить…не то что вы подумали! А чашку теплого чая с лимоном =)