Н туполев. Ранние годы А.Туполева

Биография

ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич , советский авиаконструктор, академик АН СССР (1953), генерал-полковник-инженер (1968). Трижды Герой Социалистического Труда (16.09.1945, 12.07.1957, 22.11.1972). Герой Труда РСФСР (1926).

Родился в семье нотариуса. В 1906 г. окончил Тверскую гимназию. В 1908 г. поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ), где под руководством Н.Е. Жуковского начал заниматься в воздухоплавательном кружке. Студентом участвовал в проектировании и строительстве аэродинамических труб, постройке планёра, на котором совершил свой первый полёт. По окончании в 1918 г. МВТУ он вместе Н.Е. Жуковским стал одним из организаторов Центрального Аэрогидродинамического института (ЦАГИ), где являлся заместителем начальника ЦАГИ. В 1922 г. он сформировал в составе ЦАГИ и возглавил Опытное конструкторское бюро (ОКБ), деятельность которого была связана с развитием авиационной промышленности (тяжёлые боевые и гражданские самолёты), судостроением (торпедные катера), а также с проектированием аэросаней.

В 1922-1924 гг. Туполев руководил работами по внедрению дуралюмина в самолётостроение, что позволило авиапромышленности СССР перейти от биплана к свободнонесущему моноплану. В 1923 г. им был создан лёгкий самолёт смешанной конструкции (АНТ-1), в 1924 г. - первый советский цельнометаллический самолёт (АНТ-2), в 1925 г. - первый боевой цельнометаллический самолёт (АНТ-3), строившийся серийно и поступивший на вооружение как разведчик Р-3. В том же году им был создан самолет АНТ-4, поступавший на вооружение как бомбардировщик ТБ-1. С 1930 г. - главный конструктор ЦАГИ. С 1931 г. - заместитель начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ. Выдающимся достижением конструкторской мысли стали самолеты АНТ-7 (разведчик Р-6), тяжелый бомбардировщик ТБ-3, использовавшийся советскими летчиками во всех предвоенных конфликтах и в Великой Отечественной войне, скоростной бомбардировщик СБ (АНТ-40). Авиационная техника, разработанная Туполевым и его ОКБ, позволила в 1930-е годы значительно повысить авторитет СССР на мировой арене, чему способствовал целый ряд перелётов по СССР, Европе и в Америку. Наиболее известны: в 1934 г. спасение экипажа парохода «Челюскин» на АНТ-4; беспосадочные перелёты в США экипажей В.П. Чкалова (Москва - Северный полюс - Ванкувер; 18-20.06.1937) и М.М. Громова (Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто; 12-14.07.1937) на АНТ-25; воздушные экспедиции по организации, высадке и снятию научных экспедиций «Северный полюс» во главе с И.Д. Папаниным.

С 1936 г. - 1-й заместитель начальника и главный инженер Главного управления авиационной промышленности Наркомтяжпрома, одновременно возглавлял выделенное из системы ЦАГИ КБ с заводом опытных конструкций (авиационный завод № 156). В 1937 г. А.Н. Туполев по ложному обвинению в организации и руководстве «Русско-фашистской партией», а также в шпионаже в пользу Франции, был арестован и до 1941 г., находясь в заключении, работал в ЦКБ-29 НКВД. Здесь им создан фронтовой бомбардировщик «103» (Ту-2) - один из лучших самолетов Второй мировой войны. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 г. А.Н. Туполев был досрочно освобожден со снятием судимости. Государственные награды возвращены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 ноября 1941 г. Но реабилитирован он был только в 1955 г. определением Военной коллегии Верховного суда СССР.

С началом Великой Отечественной войны эвакуирован в Омск, где назначен главным конструктором завода № 166 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР. Основной задачей в годы войны стали доработка и серийное производство бомбардировщика Ту-2. Всего в Великой Отечественной войне участвовали созданные Туполевым бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, Ту-2, разведчик Р-6, торпедные катера Г-4, Г-5. В 1943 г. он вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем завода № 156, где и была создана главная база ОКБ А.Н. Туполева. В августе 1944 г. ему было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.

В послевоенный период под руководством Туполева создано семейство военных самолётов. Среди них стратегический бомбардировщик Ту-4 (1947), первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик Ту-12 (1947), турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 (1956), дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-16 (1953), сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 (1959) и многие другие. В августе 1947 г. ему было присвоено звание генерал-лейтенанта инженерно-авиационной службы. В 1956 г. А.Н. Туполева назначают Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР. В 1956-1957 гг. КБ Туполева занималось разработкой беспилотных летательных аппаратов. Были созданы крылатые ракеты, беспилотный разведчик Ту-123 «Ястреб». Велись работы по ракетоплану «Проект 136» («Звезда»). С 1955 г. в КБ велись работы по бомбардировщикам с ядерной силовой установкой. Намечалось создание экспериментального самолета Ту-119 с подобной силовой установкой. Одновременно широко развивалось и гражданское авиастроение. На базе бомбардировщика Ту-16 в 1955 г. был создан первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104. За ним последовали первый турбовинтовой межконтинентальный самолёт Ту-114 (1957), ближние и средние магистральные самолёты Ту-110 (1957), Ту-124 (1960), Ту-134 (1967), Ту-154 (1970), а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (совместно с А.А. Туполевым). Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелётов. Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий 1-й ст. (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).

Как ученый А.Н. Туполев внес значительный вклад в такие разделы механики как аэромеханика и гидромеханика, воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. Он являлся почётным членом Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института авиации и космонавтики (1971). Удостоен Большой золотой медали Международной Авиационной Федерации (ФАИ), золотой медали им. Н.Е. Жуковского «За лучшую работу по теории авиации» (1958), премии им. Леонардо да Винчи (Италия), золотой медали основоположников авиации (Франция). Имя Туполева увековечено в названии Авиационного научно-технического (научно-производственного) комплекса в Москве. Учреждена Золотая медаль им. А.Н. Туполева. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награжден 8 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова 2-й ст., Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, «Знак Почета», медалями, а также болгарским орденом Георгия Димитрова.

Андрей Николаевич Туполев — российский авиаконструктор, академик, лауреат Ленинской премии, трижды Герой Социалистического Труда. Под его руководством сконструировано более 100 типов военных и гражданских самолетов, в том числе первый реактивный пассажирский самолет Ту-104. На созданных им самолетах было выполнено 28 уникальных перелетов, среди которых, знаменитый перелет В. П. Чкалова через Северный полюс.

Родился Андрей Туполев 22 ноября 1888 года в селе Пустомазово бывшей Тверской губернии Корсуньского уезда. Его отец, Николай Иванович Туполев, происходил из сибирских казаков. Он работал учителем арифметики и геометрии, а затем поступил в Петербургский университет, откуда был исключен за сочувствие народовольцам в ходе студенческих волнений. Он не только не получил диплом, но и был лишен права жительства в столице и губернских городах. Туполев-старший сумел окончить экстерном юридический факультет университета и служил нотариусом в городе Корчев (ныне Керчь) Тверской губернии. Но, как впоследствии вспоминал Андрей Николаевич, отец тяготился службой. Поэтому в 1876 году он оставил ее, приобрел небольшой участок земли и занялся сельским хозяйством.

Мать Туполева, Анна Васильевна (урожденная Лисицына), происходила из семьи судебного следователя. Это была умная и хорошо образованная женщина. Она свободно владела французским и немецким языками, играла на рояле. Именно она дала сыну начальное домашнее образование. Затем он окончил Тверскую классическую гимназию и в 1908 году поступил на механическое отделение Императорского технического училища (позднее Высшее московское техническое училище МВТУ). В 1918 году Туполев окончил его с отличием.

Туполев так писал о своей семье: «Семья наша была очень дружная и большая. Старший брат Сергей, затем Татьяна, Мария, Николай, Вера, я и Наталья. Мать все свои силы и всю свою душу отдала семье. Я бы не сказал, что семья была патриархальной, семья была, бесспорно, передовая. Жизнь в семье была скромной».

С 1909 года Андрей Туполев стал членом воздухоплавательного кружка при МВТУ и активно работал на постройке планеров. Планер — это безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха, на котором совершается парящий или планирующий полет без потери высоты.

Туполев не только строил планеры, но и летал на них. Свой первый самостоятельный полет он совершил в 1910 году. А в 1911 году он был арестован за участие в студенческих сходках. Вскоре Туполева выпустили, но исключили из МТУ, не помогло даже заступничество ученого Н. Е. Жуковского. Только в 1914 году Андрей Николаевич смог вернуться к учебе.

В июне 1918 года Туполев с отличием защитил проект «Опыт разработки гидроплана по данным испытаний в аэродинамических трубах» и получил звание инженера-механика.

С 1918 года Туполев работал в ЦАГИ (Центральном аэродинамическом институте) под руководством Н. Е. Жуковского, в апреле 1921 года Андрей Николаевич был избран товарищем директора института. В начале 1920-х годов Туполев добился выпуска и внедрения в авиастроение легкого и прочного алюминиевого сплава дюралюминия, чтобы перейти к строительству цельнометаллических самолетов.

Испытание же первого самолета, построенного по конструкции Туполева, состоялось в октябре 1923 года. Это был спортивный одноместный самолет АНТ-1. Последующие модели АНТ-2, АНТ-3 имели большую скорость и способны были под-нять в воздух уже более одного человека.

Затем Туполев приступил к решению новой серьезной задачи — созданию тяжелой авиации. В 1924 году он получил задание спроектировать тяжелый двухмоторный бомбардировщик за весьма ограниченный срок в 9 месяцев. Туполев и его команда уложились в этот срок. Так был построен самолет АНТ-4, первый в мире серийный цельнометаллический тяжелый двухмоторный бомбардировщик-моноплан.

В ходе его испытаний были установлены 2 мировых рекорда продолжительности полета с грузом. Конструктивное решение разгрузки крыла, предложенное Андреем Николаевичем, было взято на вооружение во всем мире и осталось практически единственными и на сегодняшний день.

Помимо самолетов, Туполев разрабатывал аэросани, катера и глиссеры — быстроходные суда, способные вести разведку на мелководных реках.

В июле 1929 года приняли программу создания новых самолетов, причем особое внимание уделялось тяжелой бомбардировочной авиации. И Туполев приступил к конструированию новых самолетов. Главная идея состояла в том, что для обеспечения эффективности тяжелых самолетов необходима разгрузка крыла и толстый профиль в корне крыла. Эта идея была блестяще воплощена в конструкции АНТ-б (ТБ-3). Это четырехдвигательный цельнометаллический самолет со свободнонесущим крылом. Этот самолет также использовали для перемещения легких танков. Всего в СССР построено 818 таких самолетов.

После проведения испытаний было принято решение о запуске самолета в серийное производство.

Создания только этой машины, ставшей важным этапом в истории мирового самолетостроения, было бы достаточно для того, чтобы навсегда обессмертить имя конструктора, но для Туполева это только начало.

К середине 1930-х годов Советский Союз был единственной страной в мире, сумевшей наладить массовое производство таких огромных машин, как АНТ-6. Эти самолеты стали основой, на которой успешно развивались новые направления ВВС - военно-транспортная авиация, воздушно-десантные войска.

В 1933 году под руководством Туполева был создан крупный гидросамолет АНТ-22, предназначенный для проведения разведки и нанесения бомботорпедных ударов. В том же году состоялись исПЬ1Тания построенного по проектуТуполева самолета для дальнего беспосадочного полета АНТ-25 (РД-1 - “Рекорд дальности”). В 1934 году в честь юбилея М. Горького под руководством Туполева был построен самолет-гигант «Максим Горький», не имеющий аналогов в мировом самолетостроении. На самолете были установлены мировые рекорды грузоподъемности — 10 и 15 т на высоту 5000 м.

Работы Туполева по разработке нового класса самолетов были прерваны арестом и заключением на Лубянку (21 октября 1937 года), затем в Бутырскую тюрьму по обвинению во вредительстве и шпионаже. От конструктора пытались добиться признания в том, что он продал чертежи самолета за границу.

В заключении Туполев продолжил работу, он был поставлен во главе Центрального конструкторского бюро № 29 (ЦКБ-29), куда включили многих арестованных конструкторов и ученых. Туполев сам составил список нужных специалистов и тем самым спас многих от гибели. В условиях заключения они продолжали работать, создавая самолеты. В 1941 году Туполев вышел на свободу. В 1943 году за разработку самолета Ту-2 Туполеву была присуждена Государственная премия I степени.

Всего в Великой Отечественной войне участвовало более 5000 самолетов «АНТ» и «Ту», они использовались в качестве бомбардировщиков, буксировщиков, транспортных, санитарных и десантных самолетов и во многом обеспечили победное завершение войны.

После испытания в США атомного оружия перед руководством нашей страны встала задача создания тяжелого стратегического бомбардировщика, способного нести атомную бомбу. Вскоре был создан самолет Ту-4, за который Туполев в 1947 году получил орден В. И. Ленина.

В дальнейшем были созданы четырехмоторный стратегический бомбардировщик Ту-85, тяжелый трансзвуковой самолет Ту-12, фронтовой бомбардировщик Ту-14.

К 60-летию Туполева в 1949 году ОКБ под его руководством разработало 57 самолетов и построило 32 из них. Сконструированный в 1952 году реактивный бомбардировщик Ту-16 выпускался в ряде стран соцлагеря и до сих пор находится на вооружении. В военных кругах НАТО этот самолет получил прозвище бэджер — барсук. На его основе был разработан пассажирский самолет Ту-104, вызвавший большой резонанс за границей.

Эта машина стала первым в мире реактивным самолетом, выполнявшим регулярные пассажирские перевозки. А 31 декабря 1968 года в газетах появилось сообщение о полете первого в мире сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. Конструктору к тому времени исполнилось 80 лет. Необычайная работоспособность Туполева, умение преодолевать трудности и вовлекать в работу тысячи ученых из различных отраслей науки и техники позволяли ему добиваться высочайших результатов, на много опережая свое время и создавая самолеты, не имевшие аналогов в мире. Андрей Николаевич был счастливо женат на Юлии Николаевне. Вместе они прожили 62 года. Интересно, что Туполев познакомился со своей будущей женой, которая работала медсестрой, когда сам был медицинской сестрой. В 1910 году в высшем училище был образован госпиталь, а для студентов организовали медицинские курсы. Андрей Николаевич тоже посещал их, а в свободное время безвозмездно и добровольно работал медсестрой в том же госпитале.

Туполеву по окончании занятий даже присвоили почетное звание «старшая медсестра третьего этажа». В госпитале Андрей Николаевич и познакомился со своей будущей женой.

Умер Андрей Николаевич Туполев 23 декабря 1972 года. В знак признания заслуг авиаконструктора была учреждена медаль имени А. Н. Туполева.

Открытия и изобретения России, Славянский Дом Книги

Летательные аппараты

Награды и Звания

(10 ноября 1888 - 23 декабря 1972) - советский авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник-инженер (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972), Герой Труда РСФСР (1926).

Под руководством Туполева спроектировано свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.

Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, В. А. Чижевский, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, А. П. Голубков, И. Ф. Незваль, A. A. Туполев.

Биография

Родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года, в селе Пустомазове Кимрского района Тверской губернии, в семье провинциального нотариуса.

Ещё во время обучения в гимназии он проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 поступил в Императорское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года - член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910). В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в волнениях и распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. И только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году. В 1916-1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ. В ЦАГИ окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918-1936 годах он являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.

21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве и шпионаже. Вместе с ним была арестована вся верхушка ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. Многие из них были расстреляны. В заключении работал в закрытом КБ НКВД - ЦКБ-29 («Туполевская шарага»).

Летательные аппараты

В 1925 году Андрей Николаевич создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолет АНТ-25. В 1934 году появился многомоторный самолёт модели «Максим Горький». Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

Конструкторское бюро Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель - реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт - Ту-104.

В 1957 году был разработан первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114.

Память

В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года - Казанский государственный технический университет).

В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст (скульптор Х. Б. Геворкян) в память о трижды Герое Социалистического труда Туполеве А. Н.

Одна из улиц Донецка (Украина) носит имя А. Н. Туполева. В Киеве на улице Академика Туполева размещены здания АНТК имени О. К. Антонова.

Награды и Звания

  • Награждён восемью орденами Ленина (1933, 1945, 1947, январь 1949, декабрь 1949, 1953, 1958, 1968), орденами Октябрьской Революции (1971), Суворова 2-й степени (1944), Отечественной войны 1-й степени (1943), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1927, 1933), орденами Красной Звезды (1933), "Знак Почёта" (1936), медалями, орденом Георгия Димитрова (Народная Республика Болгария, 1964).
  • Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий 1-й степени (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).
  • Почётный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968).
  • Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971).
  • Присуждены премии Н.Е. Жуковского АН СССР (1958), Золотая авиационная медаль ФАИ (1958), премия имени Леонардо да Винчи (1971), Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).

Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года в селе Пустомазово под городом Кимры Тверской губернии (области) в многодетной семье. Мать его была из дворян, отец — из разночинцев.

В 1906 году Андрей Туполев окончил гимназию в городе Тверь.

В 1908 году поступил в Императорское московское техническое училище (позже МВТУ). Во время учебы под руководством Николая Жуковского начал заниматься в воздухоплавательном кружке. В 1910 году совершил первый полет на планере, в постройке которого участвовал.

В 1911 году за участие в студенческих волнениях Туполев был исключён из училища и на два года выслан на родину под надзор полиции.

В 1916-1918 годах он участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище.

В 1918 году Туполев с отличием окончил МВТУ и вместе с Жуковским стал организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1918-1936 годах — член коллегии ЦАГИ.

С 1922 года — председатель Комиссии по постройке металлических самолётов при ЦАГИ. С этого времени в системе ЦАГИ начало действовать сформированное и возглавляемое им опытное конструкторское бюро (ОКБ), деятельность которого была связана с развитием тяжёлых сухопутных, морских боевых и гражданских самолётов, торпедных катеров и аэросаней. Туполев был главным конструктором этого КБ.

В 1922-1936 годах Андрей Туполев являлся одним из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчиком проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытного гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов. Он был организатором производства алюминиевого сплава — кольчугалюминия, полуфабрикатов из него.

В 1923 году он создал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции (АНТ-1), в 1924 году — первый советский цельнометаллический самолёт (АНТ-2), в 1925 году — первый боевой цельнометаллический самолёт (АНТ-3), строившийся серийно, а также первый цельнометаллический бомбардировщик-моноплан (АНТ-4, 1925).

Андрей Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей.

С 1930 года он был главным конструктором ЦАГИ. С 1931 года — заместитель начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ, с 1932 года — начальник конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, с 1933 года — заместитель начальника ЦАГИ по сектору опытного строительства.

С 1936 года Андрей Туполев совмещал руководство ОКБ, выделенного из системы ЦАГИ, с должностью главного инженера Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности (НКТП), формировал стратегическое направление развития советской авиации, науки и техники.

21 октября 1937 года Туполев был необоснованно обвинен во вредительстве и шпионаже и арестован. 28 мая 1940 года он был приговорен к 15 годам исправительно-трудовых лагерей.

Находясь в заключении, работал в ЦКБ-29 ("Особое техническое бюро НКВД СССР"), впоследствии получившим название "Туполевская шарага". Здесь Туполевым был создан фронтовой бомбардировщик "103" (Ту-2).

19 июля 1941 года был досрочно освобожден от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости. Реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 9 апреля 1955 года.

В начале Великой Отечественной войны Туполев был эвакуирован в город Омск и назначен главным конструктором авиационного завода № 166.

В 1943 году он вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем авиационного завода № 156, где была создана главная база конструкторского бюро (ОКБ) А.Н. Туполева.

В 1956 году Андрей Туполев был назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР.

Андреем Туполевым было разработано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых выпускались серийно. На его самолетах установлены 78 мировых рекордов, выполнены 28 уникальных перелетов, в том числе спасение экипажа парохода "Челюскин" на АНТ-4, беспосадочные перелеты в США через Северный полюс экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова на АНТ-25, высадка научных экспедиции "Северный полюс" во главе с Иваном Папаниным.

Большое число самолётов-бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков конструкции Туполева (ТВ-1, ТВ-3, СБ, ТВ-7, МТБ-2, ТУ-2) и торпедных катеров Г-4, Г-5 применялось в боевых действиях в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годах.

В послевоенные годы в числе разработанных под руководством Туполева военных и гражданских самолетов — стратегический бомбардировщик Ту-4, первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-16, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22; первый реактивный пассажирский самолет Ту-104 (на базе бомбардировщика Ту-16), первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114, ближние и среднемагистральные самолеты Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (совместно с Алексеем Туполевым).

Самолеты Туполева стали основой парка авиационной компании "Аэрофлот", эксплуатировались в десятках стран.

Андрей Туполев имел воинское звание генерал-полковника инженерно-технической службы, был избран действительным членом Академии наук СССР (1953), почетным членом Королевского общества аэронавтики Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971); ему были присуждены премия и золотая медаль имени Н. Е. Жуковского, Ленинская премия (1957), пять Государственных премий СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972), высшая награда Международной авиационно-спортивной федерации (ФАИ). Ему трижды было присвоено звание Героя Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). ОКБ А. Н. Туполева — ОАО "Туполев", входящее в ОАО "Объединенную авиастроительную корпорацию", Казанский технический университет, остров в Обской губе Карского моря.

Именем Андрея Туполева названа набережная в Москве, улицы в Киеве (Украина), Ульяновске, Кимрах, Жуковском и других городах. На зданиях в Москве и Омске, в которых работал Андрей Туполев, установлены мемориальные доски.

В городе Кимры Тверской области установлен бронзовый бюст Туполева. В 2005 году на месте дома-усадьбы Туполевых в Пустомазово открылась мемориальная композиция и установлен памятный камень.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года в селе Пустомазово под городом Кимры Тверской губернии (области) в многодетной семье. Мать его была из дворян, отец - из разночинцев.

В 1906 году Андрей Туполев окончил гимназию в городе Тверь.

В 1908 году поступил в Императорское московское техническое училище (позже МВТУ). Во время учебы под руководством Николая Жуковского начал заниматься в воздухоплавательном кружке. В 1910 году совершил первый полет на планере, в постройке которого участвовал.

В 1911 году за участие в студенческих волнениях Туполев был исключён из училища и на два года выслан на родину под надзор полиции.

В 1916-1918 годах он участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище.

В 1918 году Туполев с отличием окончил МВТУ и вместе с Жуковским стал организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1918-1936 годах - член коллегии ЦАГИ.

С 1922 года - председатель Комиссии по постройке металлических самолётов при ЦАГИ. С этого времени в системе ЦАГИ начало действовать сформированное и возглавляемое им опытное конструкторское бюро (ОКБ), деятельность которого была связана с развитием тяжёлых сухопутных, морских боевых и гражданских самолётов, торпедных катеров и аэросаней. Туполев был главным конструктором этого КБ.

В 1922-1936 годах Андрей Туполев являлся одним из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчиком проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытного гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов. Он был организатором производства алюминиевого сплава - кольчугалюминия, полуфабрикатов из него.

В 1923 году он создал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции (АНТ-1), в 1924 году - первый советский цельнометаллический самолёт (АНТ-2), в 1925 году - первый боевой цельнометаллический самолёт (АНТ-3), строившийся серийно, а также первый цельнометаллический бомбардировщик-моноплан (АНТ-4, 1925).

Андрей Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей.

С 1930 года он был главным конструктором ЦАГИ. С 1931 года - заместитель начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ, с 1932 года - начальник конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, с 1933 года - заместитель начальника ЦАГИ по сектору опытного строительства.

С 1936 года Андрей Туполев совмещал руководство ОКБ, выделенного из системы ЦАГИ, с должностью главного инженера Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности (НКТП), формировал стратегическое направление развития советской авиации, науки и техники.

21 октября 1937 года Туполев был необоснованно обвинен во вредительстве и шпионаже и арестован. 28 мая 1940 года он был приговорен к 15 годам исправительно-трудовых лагерей.

Находясь в заключении, работал в ЦКБ-29 ("Особое техническое бюро НКВД СССР"), впоследствии получившим название "Туполевская шарага". Здесь Туполевым был создан фронтовой бомбардировщик "103" (Ту-2).

19 июля 1941 года был досрочно освобожден от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости. Реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 9 апреля 1955 года.

В начале Великой Отечественной войны Туполев был эвакуирован в город Омск и назначен главным конструктором авиационного завода № 166.

В 1943 году он вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем авиационного завода № 156, где была создана главная база конструкторского бюро (ОКБ) А.Н. Туполева.

В 1956 году Андрей Туполев был назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР.

Андреем Туполевым было разработано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых выпускались серийно. На его самолетах установлены 78 мировых рекордов, выполнены 28 уникальных перелетов, в том числе спасение экипажа парохода "Челюскин" на АНТ-4, беспосадочные перелеты в США через Северный полюс экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова на АНТ-25, высадка научных экспедиции "Северный полюс" во главе с Иваном Папаниным.

Большое число самолётов-бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков конструкции Туполева (ТВ-1, ТВ-3, СБ, ТВ-7, МТБ-2, ТУ-2) и торпедных катеров Г-4, Г-5 применялось в боевых действиях в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годах.

В послевоенные годы в числе разработанных под руководством Туполева военных и гражданских самолетов - стратегический бомбардировщик Ту-4, первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-16, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22; первый реактивный пассажирский самолет Ту-104 (на базе бомбардировщика Ту-16), первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114, ближние и среднемагистральные самолеты Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (совместно с Алексеем Туполевым).

Самолеты Туполева стали основой парка авиационной компании "Аэрофлот", эксплуатировались в десятках стран.

Андрей Туполев имел воинское звание генерал-полковника инженерно-технической службы, был избран действительным членом Академии наук СССР (1953), почетным членом Королевского общества аэронавтики Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971); ему были присуждены премия и золотая медаль имени Н. Е. Жуковского, Ленинская премия (1957), пять Государственных премий СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972), высшая награда Международной авиационно-спортивной федерации (ФАИ). Ему трижды было присвоено звание Героя Социалистического Труда (1945, 1957, 1972).

Награжден восемью орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Октябрьской Революции, Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "Знак Почёта", медалями, а также иностранными орденами. Почетный гражданин Парижа (Франция), Нью-Йорка (США) и города Жуковский Московской области.

Туполев был женат на Юлии Николаевне Туполевой (1894-1962). В семье было двое детей. Сын - Алексей Туполев, профессор, генеральный конструктор ОКБ "Туполев" (1973-2001). Дочь - Юлия Туполева, врач

Имя Андрея Туполева носят продолжатель традиций ОКБ А. Н. Туполева - ОАО "Туполев", входящее в ОАО "Объединенную авиастроительную корпорацию", Казанский технический университет, остров в Обской губе Карского моря.

Именем Андрея Туполева названа набережная в Москве, улицы в Киеве (Украина), Ульяновске, Кимрах, Жуковском и других городах. На зданиях в Москве и Омске, в которых работал Андрей Туполев, установлены мемориальные доски.

В городе Кимры Тверской области установлен бронзовый бюст Туполева. В 2005 году на месте дома-усадьбы Туполевых в Пустомазово открылась мемориальная композиция и установлен памятный камень.