История смоленщины 19 век. Смоленская земля в древности

Город в России, административный центр Смоленской области. Город-герой (1985). Расположен в верховьях , между Духовщинской и Краснинско-Смоленской возвышенностями.

Город в Средние века

Первое датированное упоминание о Смоленске встречается в Устюжском летописном своде и относится к 863 году. Летописец отмечал, что «град велик и мног людьми». Вероятно, первоначально Смоленск был центром обитавшего здесь племени кривичей и располагался на 10 км западнее нынешнего города, в районе современного села Гнёздова. Название города чаще всего связывается со словом «смола», которую гнали и продавали местные жители для ремонта проходивших по Днепру судов. В некоторых источниках встречается раннее название поселения - Смоленец. Возникший на торговом пути , в верховьях Днепра, Смоленск имел большое значение для всей , был крупным военным, торговым и ремесленным центром. Смоленские князья неоднократно становились Великими Киевскими князьями.

Христианство пришло в Смоленск в 1013 году, но первый каменный храм в городе появился лишь спустя столетие, в 1101 году. Тогда распорядился заложить на Соборной горе Смоленский Успенский собор. XII - начало XIII века стали эпохой расцвета Смоленского княжества: в Смоленске велось массовое каменное строительство, были возведены церкви Петра и Павла, Иоанна Богослова, Михаила Архангела. В ту пору Смоленск насчитывал около 30-35 тысяч жителей и по количеству памятников архитектуры уступал только Киеву и . В первой половине XII века под Смоленском, в бухте реки Смядыни, был основан Борисоглебский монастырь. Строительство шло на том месте, где в 1015 году люди Святополка Окаянного убили муромского князя Глеба, ставшего одним из первых русских святых.

Первый период расцвета Смоленского княжества тесно связан с именами внука Владимира Мономаха, князя Ростислава Мстиславовича, и его сыновей Давыда и Романа. О Давыде летопись свидетельствует, что он «любил книги читать и память острую имел», а о Романе - что он был «вельми учён всяких наук».

В 1230-1232 годах почти всё население Смоленска было поражено моровым поветрием, а в 1238 году к городу подступили войска , но смолянам удалось отразить нападение. В XIII веке Смоленское княжество испытывало постоянную внешнюю угрозу, прежде всего, со стороны Великого княжества Литовского на западе и Великого княжества Московского на востоке. Завоевательные походы воинственных соседей разорили Смоленск и нанесли значительный ущерб его развитию. К негативным для города последствиям приводили и пожары: в 1194, 1308, 1340 и 1415 годах Смоленск выгорал практически полностью.

Между Литвой и Москвой

В 1404 году войска литовского князя Витовта после двухмесячной осады овладели Смоленском, и с тех пор город на протяжении 110 лет входил в состав Великого княжества Литовского. В 1410 году смоленские полки в составе литовско-польской армии принимали участие в против сил Тевтонского ордена. В 1440 году смоляне, недовольные ущемлением прав православных, восстали против литовского наместника и избрали нового воеводу - князя Андрея Дорогобужского, и правителя - князя Юрия Мстиславского. Однако уже в следующем году литовцы вернули Смоленск под свой контроль.

В 1514 году московский великий князь отбил Смоленск у Литвы: такие попытки Москва предпринимала и ранее, но лишь теперь добилась успеха. Понимая, что противник будет предпринимать попытки вернуть Смоленск, в 1595 году царь издал указ о строительстве в Смоленске каменной крепости. Руководить процессом было поручено «государеву мастеру» из Москвы Фёдору Коню. На закладке крепости присутствовал сам Борис Годунов. Мастера и материалы прибывали в Смоленск со всей страны, и в результате всего за семь лет в городе была построена крепость протяжённостью около 6 км с 38 башнями. Современники прозвали её «Каменным ожерельем всея Руси». До наших дней сохранилось около 3 км стены и 17 башен крепости.

4 августа войска Наполеона подступили к Смоленску. На следующий день город был взят: взорвав в нескольких местах крепостную стену, французы вступили в Смоленск. Во время боёв в городе произошёл сильный пожар: в огне погибли более 1,5 тысяч обывательских домов и около 300 лавок. В Смоленске французами был казнён подполковник П.И. Энгельгардт, курировавший организацию партизанских отрядов в Смоленской губернии.

После окончания Отечественной войны 1812 года Смоленск оказался в руинах. Из 15 тысяч жителей города уцелели 600 человек. В 1816 году государство выделило из казны средства на помощь горожанам, а в 1817 году был утверждён новый план восстановления Смоленска, разработанный архитектором Гесте. Архитектор отказался от лучевой схемы застройки города, предпочтя ей исторически сложившуюся сеть улиц с небольшим выпрямлением внутри крепости. В 1830-х, в пору, когда смоленским губернатором был Н.И. Хмельницкий, в губернском центре проходила интенсивная застройка: Смоленск «принял приличный вид и украсился мостовыми, каменными зданиями и мостами». В конце XIX - начале XX века в городе проходила очередная волна активного каменного строительства и развития инфраструктуры. В середине XIX века Смоленск стал важным железнодорожным узлом, связывающим Москву, Ригу, Брест и Орёл. В 1901 году в Смоленске появилась первая электростанция, а вслед за ней и трамвай. В 1912 году в городе с помпой отпраздновали 100-летие войны с Наполеоном: в Смоленске появился целый ряд памятников той войне, в том числе знаменитая Аллея героев с бюстами полководцев.

Смоленск в годы советской власти

«Золотой век» классической литературы, в творческой лаборатории которой оказались и довольно успешно работали писатели-смоляне, начался с осознания основных художественных открытий своих предшественников по литературному цеху, в первую очередь с творческого освоения литературного процесса XVII - XVIII веков. Неслучайно в это время заметно выделяется публицистика и литературная критика, достигая за сравнительно небольшой период времени вершин в творчестве Н.М. Карамзина и В.Г. Белинского.

Находясь на основных позициях литературной жизни, писатели-смоляне, чтобы развернуть свои творческие возможности, вынуждены были искать зоны наибольшего благоприятствования, уезжая на постоянное местожитель-ство в Москву или Петербург, или в другие города - поближе к всесильным книгоиздателям, обладателям печатных станков. Конечно, существовали и обратные процессы, когда в Смоленск приезжали писатели и поэты из других мест России, чтобы прочно утвердить себя на литературном поприще, подчас они добивались настолько значительных успехов, что их деятельность приобретала общерусский характер, давая литературную перспективу на ряд десятилетий вперед.

XIX век начался с горячих споров о задачах русской драматургии, прочные традиции которой закрепили за собой русский классицизм и сентиментализм. За свое утверждение боролись два главных направления.

Первое было представлено русской сатирической коме-дией, идущей от Сумарокова, Фонвизина и Крылова, она отличалась злободневностью, «колкими» намеками на отдельных лиц и портретными персонажами, главой ее по праву считали А.А.Шаховского (1777-1846), написавшего и поставившего на сцене более ста своих комедий, - выходца из Смоленского края.

Второе направление находило свою опору в светской, «благородной» комедии - легкой, изящной, без скучных нравоучений; ее представлял вместе со своими последователями Н.И. Хмельницкий - Смоленский губернатор с 1829 по 1837 годы, петербуржец по рождению, которого А.С.Пушкин называл «любимым поэтом».

Соединение этих двух литературных стихий - сатири-ческой комедии, бичевавшей преклонение перед иностран-щиной, и светской, в которой человек изображался свободным, независимым в своих чувствах, - дало такую «критическую массу», что она оказалась вполне достаточной для возникновения новой национальной реалистической комедии, у изголовья которого стояло «Горе от ума» А. С. Грибоедова - драматурга, деятельность которого связана с Хмелитой , смоленским имением его дяди А.Ф.Грибоедова . Сюда часто наведывалась мать будущего драматурга Настасья Федоровна с детьми Александром и Марией, позднее в Хмелите собиралась молодежь - И. Якушкин, В. Лыкошин и другие друзья юности А. С. Грибоедова .

Проложенный А.С. Грибоедовым курс в русской драма-тургии подхватил смолянин по рождению П.М. Невежин - автор пьес «Блажь», «Вторая молодость» и т. п.

От литературного XVIII века в новый XIX век перешли основные стиховые жанры русского классицизма, а также утвердившийся еще при сентиментализме жанр повести в письмах, давший в начале XIX века «Письма русского офицера» Ф.Н.Глинки, а также повесть/и роман, получив-шие свое дальнейшее развитие в творчестве писателей-смолян В.А.Вонлярлярского , П.М. Невежина («Страховая премия», «Озлобленные», «Знаменитость») и В.П. Клюшникова.

Следует подчеркнуть, что важнейшим звеном в развитии литературной Смоленщины явился 1812-й год. В истори-ческой памяти России он оставил свой неизгладимый след. В художественной литературе, мемуаристике , в письмах отразились исторические, философские, нравственные и художественные воззрения того времени и образ мыслей отдельных людей. При всем интонационном, стилевом, жанровом разнообразии общими связующими узами в них выступает единая тема величия России, ее мужества и чести, и ее художественного отражения. Особенно четко эту двуединую задачу выразил известный в начале прошлого века вольнодумец А.И. Тургенев, подчеркнувший, что зарево Москвы и Смоленска «рано или поздно осветит наш путь к Парижу».

Письма русских людей 1812 года чрезвычайно важны как первые непосредственные отклики на исторические события , как первая проба их осмысления. В этом плане они представляют собой оперативный и самый подвижный жанр из всех существующих видов письменной речи.

В письмах подчеркивается народный характер Отече-ственной войны. В этом отношении большой интерес вызывает переписка дежурного генерала Второй русской армии Н.С. Марина. Он сообщает, как мужики села Каменки расправились с огромным французским отрядом в 500 человек. Накормив и напоив допьяна непрошеных гостей, они с криком «ура!» бросились в атаку: сто французов было убито в этой схватке, остальные сдались в плен. Таких примеров можно найти множество. Народный характер войны на первых порах встревожил не на шутку многих авторов писем, увидевших в патриотических порывах русских крестьян серьезную угрозу новой пугачевщины. Однако вскоре эти опасения рассеялись. В письме к родным известный генерал Н.Н. Раевский отмечал, что Наполеон, много сделавший вреда России, просчитался в главном - народ не принимает его внушений, он его проклинает.

Отечественная война 1812 года на Смоленщине станет темой выдающихся произведений русской литературы в течение почти двух веков, начиная с Ф. Глинки, продолжая Л. Толстым и кончая Н. Рыленковым , автором романа «На Старой Смоленской дороге».

Как и в прошлые века, литературная Смоленщина предстает в двух своих главных ипостасях - в художествен-ных произведениях, независимо от того, кто их авторы, и отраженная собственно смоленскими писателями.

Смоленщина в литературе XIX века представлена творчеством А.А. Шаховского, Н.И. Хмельницкого, Г.А. Глинки, Ф.Н. Глинки, Ф.А. Эттингера , Б.Н. Алмазова , В.А. Вонлярлярского , В.П.Клюшникова, А.Н. Энгельгардта, Н.В. Шелгунова, М.К. ебриковой и др.

Смоленский край в литературе и фольклоре: учебное пособие/ под общей редакцией В.В. Ильина. - Смоленск: Траст-Имаком , 1995. - С.135-139.


Смоленский институт экономики
НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

Контрольная работа
Предмет: История и культура Смоленска и Смоленской области.
Вариант № 4

Выполнил: Елена Валерьевна Третьякова
1 курс, группа №16-29730/1-1
Проверил: к.и.н., доц. Демочкин Андрей Васильевич

Смоленск
2012 год

    Перечислите характерные черты социально-эк ономического развития Смоленской земли в составе ВКЛ.
Смоленск отказывался признавать чужеземных властителей. Чтобы усмирить непокорный город, хан Узбек в 1339 году направил сюда большой монголо-татарский отряд. Вражеская рать подошла к Смоленску, сожгла его посады, но штурмовать крепость не посмела, ушла обратно в Золотую Орду.
С середины 13 века русским землям начали угрожать литовские князья. Будучи раздробленной, ослабленной татаро-монгольским игом и борьбой против немецко-шведской агрессии, Русь не могла оказать им серьезного сопротивления. Великое княжество Литовское одну за другой захватывало западные и южные русские области. Литовские феодалы совершали частые набеги и на Смоленское княжество, предпринимали многократные попытки захватить его столицу.
А Смоленск переживал одну беду за другой. В 1308 году он был охвачен голодом. Умирали тысячи людей. Мертвых не успевали хоронить. Улицы были завалены трупами. Страшный голод свирепствовал в городе и в 1313-1314 годах. он тоже унес в могилу множество смолян. Голодным выдался и 1322 год. В 1340 году Смоленск постигло новое бедствие – пожар уничтожил в городе все постройки. масса смолян погибла в 1352 году от чумы. "Черная смерть" опустошала город в 1364, 1377 и 1389 годах. А в 1387 году в Смоленске осталось несколько десятков человек, которые чудом спаслись от чумы. Но жизнь снова возрождалась. Однако беды не кончались. Много жителей погибло от голода в 1390 году. затем через десять лет снова последовали подряд два голодных года.
Нетрудно представить, каково было моральное состояние уцелевшего население и могли ли смоляне при таких невзгодах противостоять завоевателям.
Литовские князья, используя бедственное положение города, стали врываться в него. Но смоляне каждый раз находили в себе силы и выгоняли вон непрошенных гостей.
Чтобы укрепить свое владычество в русских землях, литовские феодалы в конце 14 века стали искать политического сотрудничества с польскими магнатами. Оно было закреплено в Кревской унии. После этого набеги литовцев на Смоленск участились.
В 1401 году литовское войско осаждало город на протяжении почти двух месяцев, но взять его не смогло. Захватчики пытались овладеть Смоленском в 1402 и 1403 годах, однако тоже безуспешно. Тогда литовские князья вооружили свое войско тяжелыми пушками и подвергли город варварскому артиллерийскому обстрелу. Смоляне выстояли и на этот раз. Горожане храбро отбивались от неприятеля в течение всей весны 1404 года. И только измена помогла литовцам 26 июня 1404 года ворваться в город.
С того времени Смоленск 110 лет находился под владычеством Литвы, но и пережив столь длительную оккупацию, не утратил черты русского города.
Вхождение в состав Великого княжества Литовского Смоленска и других русских городов, а также украинских и белорусских земель с более развитыми общественными отношениями и культурой способствовало дальнейшему развитию общественно-экономических отношений в самой Литве. Ее великие заимствовали у русских многие правовые нормы, формы государственного управления и т.п. Литовцы, не имевшие тогда еще своей письменности, сделали государственным русский язык. Таким образом, ход исторических событий углублял и укреплял экономические и культурные связи между литовским, русским, белорусским и украинским народами.
Совместными усилиями эти народы сдержали натиск армии немецких феодалов, не дали ей распространить завоевания на восток. Сокрушительный удар по рыцарям Тевтонского ордена был нанесен объединенными силами литовских, русских, украинских, белорусских и польских войск при участии чешских отрядов в знаменитой битве под Грюнвальдом на севере современной Польши в 1410 году. В этом сражении принимали участие и смоленские полки.
Феодалы, крестьяне и горожане составляли основное население страны. Феодалы не были одинаковыми. Выделялись: 1) богатые и знатные (князья и паны), которые владели землями, передававшимися по наследству и 2) средние и мелкие (бояре), обязанные нести военную службу. В 16 веке бояре стали называться на польский манер – шляхта. Феодалы постепенно приобретали все большие права. Великие князья за поддержку себе вынуждены были одаривать их не только новыми привилегиями, но и землями. Раздача земель сокращала государственные доходы и ослабляла власть великого князя. На протяжении 14 – 15 веков земля перешла в руки великого князя, феодалов и церкви. Крестьяне теперь только пользовались ею. От того чьей землей они пользовались, их разделяли на государственных, частновладельческих и монастырских. Крестьяне могли быть «похожими» (вольными), сохранившими личную свободу и право ухода от феодала и «непохожими», лишенными этого и передававшимися по наследству. Особой группой сельского населения была «невольная челядь». Они не вели свое хозяйство, жили при дворе феодала, прислуживали ему и были его полной собственностью.
Сельские поселения состояли из хозяйств отдельных семей – дымов. Крестьяне этого села составляли общину. Каждая семья обрабатывала свой надел и передавала его по наследству. Но лугами, лесами, выгонами для скота распоряжалась община. На Смоленщине села не были большими, они насчитывали 8-12 дымов (дворов), так как большие удобные незаболоченные участки земли встречались редко. Все селяне за пользование землей должны были выполнять различные повинности. Подати раскладывались на каждый дым, а ответственность за их выполнение несла вся община. Главными повинностями были дякло (бралась зерном) и мезлева (мясом, птицей, яйцами). Часть крестьян платила оборок деньгами (грошами).
Городские ремесленники и торговцы, или как их позднее стали называть, - мещане, выполняли особые обязанности и повинности. Главная – поддержание в порядке городского замка (укрепления) и защита города от неприятелей. Купцы уплачивали в казну мыто за ввоз и вывоз товара. Кроме того, горожане должны были исправлять городские дороги, давать подводы для послов и гонцов, платить судную, свадебную и вдовью пошлины, сторожить по очереди дома наместников и воевод, городскую казну. Кроме торговцев и ремесленников, в городах проживали также слуги крупных феодалов, присматривавшие за их городскими домами, и подданные епископов и других представителей духовенства. В отличии от остальных горожан на них не распространялись городские повинности. Смоленской землей управлял наместник, назначенный великим князем. При наместнике был совет (рада), состоявший из знатных людей. В него обязательно входили смоленский епископ, окольничие, казначей, городничий, маршалок. Смоленские мещане избирали своего старосту. Он ведал городскими делами, сбором пошлин, представлял горожан в органах верховной власти. Смоленская земля делилась на волости, которыми управляли тивуны. Такая система управления государством обеспечивала участие феодалов в управлении и охраняла их политические и экономические права и интересы.
15 век для Смоленщины был сравнительно мирным, если не считать первого и последнего десятилетия. Он был благоприятным и для развития хозяйства. Основу его составляло сельское производство. Как и раньше, были годы, когда эпидемии и сюрпризы природы сильно уменьшали численность людей. Особенно трудными были 1436 – 1438 годы. Доходило даже до людоедства.
Бедствия и войны опустошали села и деревни. Часть жителей уходили в соседние земли. Чтобы заселить особенно опустевшие восточные районы, великий князь разрешил селить в них москвичей и тверичей. Несмотря ни на что, растут новые поселения. Расчищаются от леса земли под пашню, увеличиваются площади посевов. Основой земледелия было двуполье. Больше всего сеяли рожь и овес. Пахали на волах и лошадях. Широко развивалось скотоводство. Смоленщина в то время была крупным поставщиком меда и воска. Охота давал пушнину. Города были центрами ремесла и торговли. Большую часть городских жителей составляли ремесленники.
Смоляне вели беспрерывную борьбу против угнетателей. Особенно мощным было восстание горожан весной 1440 года, вошедшее в историю под названием Великая замятня. Тогда все, кто мог держать оружие в руках, поднялись против литовских поработителей. Восставшие кузнецы, мясники, портные, ямщики, котельщики и другие черные люди уничтожили в Смоленске вражеский гарнизон, изгнали литовского наместника. Город был полностью освобожден от захватчиков.
Литовские феодалы послали на усмирение смолян крупный воинский отряд. Но жители Смоленска стойко оборонялись. Они отбили все вражеские приступы. Осаждавшие были вынуждены запросить подкрепление. Они обложили город со всех сторон, подвергли его жестокой блокаде и непрерывному артиллерийскому обстрелу. В городе начался голод, возникли пожары. Но восставшие продолжали бороться из последних сил. А силы были неравными. Литовские войска во много раз превосходили численно защитников Смоленска. И тем не менее войскам удалось осенью 1441 года ворваться в город..
Литовское правительство, пытаясь во что бы то ни стало удержать в своих руках ключ к Русскому государству, значительно укрепило Смоленск, обнесло его дубовой стеной с башнями, наводнило многочисленным войском. По тем временам такая крепость считалась неприступной, но русским войскам нужно было ею овладеть. Это требовали интересы Русского централизованного государства. И великий московский князь Василий III, энергично боровшийся за воссоединение русских земель, в ноябре 1512 года предпринимает свой первый поход на Смоленск. Однако осада, продолжавшаяся шесть недель, не принесла успеха. Второй поход на Смоленск был предпринят осенью 1513 года. Осада города продолжалась свыше четырех недель, но как и первая закончилась безрезультатно. Русские войска были вынуждены возвратиться в Москву.
Решающий третий поход на Смоленск начался летом 1514 года.. В нем участвовало 80 тысяч человек, в обстреле принимало участие 300 пушек. После нескольких залпов смоленский наместник Юрий Сологуб запросил перемирия на один день, но Василий III отказал ему в этом. И канонада продолжилась. Тогда под давлением смоленского «черного люда» наместник и воевода приняли решение о капитуляции. Смоленск открыл свои ворота 1 августа 1514 года. Так Смоленск был возвращен России.
    Дворянские усадьбы на Смоленщине и их владельцы.
Со второй половины 18 века дворяне Смоленской губернии начинают строить усадьбы. Естественно, что в наибольшей степени все многообразие и богатство дворянского усадебного мира выражали крупные усадебные комплексы. В них традиционно входили главный дом с флигелями, хозяйственные и служебные постройки, парк с беседками, пруды, сады, цветники, оранжереи, усадебный храм. В качестве примера крупнейших усадеб Смоленщины можно назвать Хмелиту (Грибоедовы, Волковы), Дугино (графы Панины, кн. Мещерские), Холм (Уваровы), Высокое (графы Шереметьевы), Липецы (Хомяковы), Николо-Погорелое и Алексино (Барышниковы), Александрино (кн. Лобановы-Ростовские), Самуйлово и Пречистое (кн. Голицыны), Аполье (кн. Друцкие-Соколинские), Беззаботы (Пассеки, Гедеоновы), Васильевское (Повалишины), Герчики (Корбутовские), Григорьевское (Лыкошины), Засижье (Ваксели), Крюково (Лыкошины, Гейдены), Мачулы (Реады, Энгельгардты), Вонлярово (Вонлярлярские), Рай (Вонлярлярские, Ромейко-Гурко), Скугорево (Воейковы, Муравьевы), Аделоидино (кн. Васильчиковы), Уварово (Лесли), Щелканово (Колечицкие), Козулино (Лыкошины), Кощино (Храповицкие, кн. Оболенские), Овиновщина (кн. Урусовы), Крашнево и Яковлевичи (Пассеки), Климово (Энгельгардты), Городок (Нахимовы), Покровское (Энгельгардты), Преображенское (кн. Щербатовы), Васильевское (графы Орловы-Денисовы, графы Граббе). В настоящее время сохранились усадьбы в селе Хмелита, Новоспасское и Фленово. В полуразрушенном состоянии находится усадьба Шереметьевых в селе Высокое Новодугинского района. В селе Дугино находятся остатки усадьбы Панина. Усадебные комплексы наиболее полно сохранились в Смоленском районе. Усадьбу в деревне Герчики выкупили владельцы московской фирмы, где после проведения реконструкции и реставрации открыли отель.
Мария Клавдиевна Тенишева и ее усадьба в Талашкино.
Летом 1896 года Тенишева упросила свою подругу Святополк-Четвертинскую продать ей Талашкино. Мария испытывала такую нежность к этому месту, будто оно было одушевленным. Благодаря Тенишевой Талашкино стало известно всему культурному миру.
В стремлении создать в отдалении от больших городов своего рода эстетический комплекс Тенишева не была одинока. Но нигде не было подобного размаха, отлично организованной на протяжении двадцати лет творческой работы, таких успехов и резонанса не только в России, но и за рубежом.
В Талашкине появились новая школа с последним по тем временам оборудованием, общедоступная библиотека, целый ряд учебно- хозяйственных мастерских, где местные жители, в основном молодежь, занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, окраской тканей, вышивкой. Началась практическая работа по возрождению народных ремесел. К этому процессу было привлечено немало местных жителей. Например, только русским национальным костюмом, ткачеством, вязанием и крашением ткани были заняты женщины из пятидесяти окрестных деревень. Их заработок достигал 10-12 рублей в месяц, что было тогда совсем неплохо. Места, где люди способные быстро набирались опыта, постепенно становились производством.
В Талашкине делали, по существу, все и из всякого материала. Посуда, мебель, изделия из металла, украшения, вышитые шторы и скатерти - все это поступало в открытый Тенишевой в Москве магазин «Родник».
От покупателей не было отбоя. Заказы приходили и из-за границы. Даже чопорный Лондон заинтересовался изделиями талашкинских умельцев.
Этот успех не был случайным. Ведь Тенишева пригласила в Талашкино жить, творить, работать и тех, кто составлял в то время художественную элиту России.
В мастерских деревенский мальчонка мог пользоваться советами М.А. Врубеля. Узоры для вышивальщиц придумывал В.А. Серов. М.В. Нестеров, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, Н.К. Рерих, В.Д. Поленов, скульптор П.П. Трубецкой, певец Ф.И. Шаляпин, музыканты, артисты - эта земля становилась для многих мастеров студией, мастерской, сценой.
Днем Талашкино словно вымирало, а под крышами мастерских шла непрерывная работа. Зато когда наступал вечер…
Тенишева организовала здесь оркестр народных инструментов, хор крестьянских детей, студию художественного слова. Получило Талашкино и театр со зрительным залом на двести мест. Декорации расшивали В. Васнецов, М. Врубель, местные смоленские художники, проходившие у них «практику». Репертуар был разнообразный: небольшие пьесы, классика. Ставили Гоголя, Островского, Чехова. С неизменным успехом шла «Сказка о семи богатырях», написанная самой Тенишевой. Она часто выступала на сцене своего театра как актриса.
Сама Мария Клавдиевна представляла собой уникальное создание природы, когда прекрасная внешность и внутренняя глубина находятся в гармонии и дополняют друг друга.
В Тенишеву влюблялись очертя голову. Художники, видя ее, тянулись к кисти. Только один Репин, говорят, написал с нее восемь портретов. Конечно, красота княгини просилась на полотно. Крупная, высокая, с густой копной темных волос и гордо посаженной головой, она была завидной моделью. Но среди изображений Марии удачных очень немного. Рисовали красавицу женщину, «Юнону-воительницу». Человек же с очень непростым характером, с бушевавшими в нем страстями, с талантами и редкостной энергией не помещался на холсте, ограниченном тяжелой рамой.
Быть может, только Валентину Серову удалось победить чисто внешнее впечатление от яркой, эффектной женщины и оставить вечности главное, что было в Тенишевой, - жившую в ней мечту об идеале, к которому она продиралась засучив рукава, не обращая внимания на насмешки и неудачи.
Деятельность княгини, которая забирала все время и огромные суммы, вкладываемые в Талашкино, не способствовали миру и спокойствию в семье. Сам Тенишев, которому выстроенное в Петербурге училище, получившее впоследствии его имя, стоило колоссальных трат, многие начинания жены считал излишними. Финансовая помощь, оказываемая княгиней художникам, ее поддержка культурных начинаний обходились дорого. Вместо заботливой хозяйки роскошных столичных особняков, занятой от нечего делать заботами благотворительности, он имел подле себя какой-то бурлящий поток, пробивавший себе дорогу по своему собственному руслу.
Княгиня увлекалась эмалью - той отраслью ювелирного дела, которое заглохло еще в XVIII веке. Она решила ее возродить. Целые дни проводила Мария Клавдиевна у себя в талашкинской мастерской, возле печей и гальванических ванн. Остались фотографии: она в темной одежде с закатанными рукавами, в фартуке, суровая, сосредоточенная.
Не удовлетворенная полученными образцами эмали, Мария поехала на выучку к ювелиру с мировой славой - мсье РенэЛалику. За короткий срок она в работе с эмалью достигла высоких результатов. Вернувшись в Талашкино, Тенишева получила более двухсот новых оттенков непрозрачных эмалей. Ее работы выставлялись в Лондоне, Праге, Брюсселе, Париже.
В 1903 году, после кончины мужа, княгиня Тенишева получила право распоряжаться семейным состоянием.
В 1905-м она подарила свою колоссальную коллекцию предметов искусства городу Смоленску. Власти не захотели предоставить ей помещение для ее показа. Более того, они вовсе не спешили принять дар княгини. Тогда Тенишева купила кусок земли в центре города, выстроила на свои средства музейное помещение и разместила там коллекцию.
Но, не успев открыться, музей оказался в опасности. В городе и деревнях начались поджоги, прокламации летали там и тут, кто-то уже видел выброшенные иконы и людей с красным флагом в руках.
Тайно ночью, упаковав коллекцию, Тенишева увезла ее в Париж. А вскоре в Лувре открылась выставка, о которой трубили все европейские газеты.
Редчайшая коллекция икон, собрание русского фарфора, резьба по слоновой и моржовой кости, коллекция царских одежд, расшитых серебром и золотом, кокошники, украшенные жемчужной россыпью, исторические реликвии от петровского до александровского времени, творения безвестных народных умельцев и лучшие образцы талашкинских мастерских.
За коллекцию балалаек, расписанных в Талашкине Головиным и Врубелем, Марии Клавдиевне предлагали астрономическую сумму. В газетах тех лет писали, что коллекция никогда не вернется домой: ее показ в разных странах мира может стать для владельцев настоящим золотым дном. Но в Смоленск вернулось все до единой вещи. Тенишева вновь обратилась к властям города, отказываясь от прав собственности и оговаривая только три условия: «Мне хотелось бы, чтобы музей навсегда остался в городе Смоленске и чтобы ни одна вещь не была взята в другой музей». И еще: она просила сохранить за ней право пополнять музей новыми экспонатами и «содержать его за свой счет».
30 мая 1911 года состоялась торжественная передача музея городу Смоленску.
Октябрьский переворот 1917 года застал Тенишеву уже во Франции. Из России приходили ужасающие вести. Княгиня купила под Парижем кусок земли и назвала Малое Талашкино.
После революции музей «Русская старина» постигла участь многих художественных собраний. Коллекции перегруппировывались, их «выживали» из собственного помещения, и, наконец, они оказались в чужих, совершенно не приспособленных для хранения. И, само собой, сделались недоступными для людей. Все, что было построено в Талашкине, постепенно ветшало, растаскивалось местными жителями и в конце концов сошло на нет. В церкви Святого Духа, построенной Тенишевой и расписанной Н.К. Рерихом, хранили картофель. Гробница В.Н. Тенишева была разорена, а его прах выброшен. Имя же княгини, не желая прослыть «неблагонадежными», старались не упоминать.
Надо было пройти многим десятилетиям, чтобы на Смоленщине поняли: она теряет свой шанс быть интересной соотечественникам и миру не только историей, но и сокровищами культуры. Не местное чиновничество, а рядовые музейные сотрудники берегли то, что осталось, спасали, как могли, казалось, уже никому не нужные картины и рукописные псалтыри, страдавшие от сырости. У кого-то оставались старые планы, чертежи, фотографии. Берегли, как принято в России, «на всякий случай». И он настал, этот случай, когда в Талашкине застучали топоры. Снова поднялось бывшее школьное здание, теперь отведенное под музей, в котором со старых фотографий спокойно и чуть печально смотрит на «племя младое, незнакомое» смоленская княгиня.
Мария КлавдиевнаТенишева умерла весной 1928 года в Малом Талашкино под Парижем. Похоронили ее на кладбище Сент-Женевьев де Буа.
После ее смерти прошло больше трех десятилетий. В отдел культуры Смоленского горисполкома пришли две старушки и сказали, что, будучи еще совсем молодыми женщинами, состояли в добром знакомстве с Марией Клавдиевной. А теперь им пора исполнить свой долг.
Из потрепанной старомодной сумочки одна за другой стали появляться редкостной красоты драгоценности: броши, кулоны, браслеты, кольца, изумрудные россыпи, блеск бриллиантов, густая синева сапфиров, вправленных в золотую оправу.
Посетительницы объяснили, что, уезжая, смоленская княгиня просила сберечь драгоценности до лучших времен, которые, как ей думалось, обязательно настанут. В случае чего просила передать их музею. К вещам прилагалась опись. Старушки просили проверить и принять.
Эта усадьба - редкий образец крупного имения эпохи барокко.

Александр Сергеевич Грибоедов и его усадьба в Хмелите.
В 16 в. село принадлежало князьям Буйносовым-Ростовским. В конце 17 в. Хмелитой владел С.Ф. Грибоедов, чей конфликт с подчиненными ему стрельцами стал детонатором для "хованщины" - крупного стрелецкого бунта 1682 г. против правления царевны Софьи. С 1747 г. имением владел лейб-гвардии капитан-поручик Преображенского полка Федор Алексеевич Грибоедов, дед знаменитого драматурга. При Ф.А. Грибоедове в 1753 г. началось строительство главного дома, в 1759 г. возведена Казанская церковь. Четыре флигеля и хозяйственные постройки показаны уже на планах генерального межевания 1778 г. Два парка - регулярный и пейзажный - упомянуты в примечаниях к планам, составленных чуть позже. В 1789 г. за озером была возведена Алексеевская церковь (не сохранилась), более оригинальная и гармоничная, нежели Казанская. Ядром Алексеевской церкви была двусветная ротонда с граненой шлемовидной главой, венчавшей пологую коническую кровлю над низким аттиковым ярусом. Высокий антаблемент поддерживали полуколонны, разделявшие проемы на 12 осях. Нижние окна в барочных наличниках с фронтонами были высокими арочными, верхние - круглыми. Низкий квадратный переход соединял храм с коренастой трехъярусной колокольней под широким и высоким шпилем на четырехлотковой кровле. Барочный пластичный декор подчеркивал приземистые арки звона и большие круглые окна в среднем ярусе. Была при усадьбе и третья церковь - деревянная Успенская, построенная на небольшом кладбище, недалеко от Казанской, к юго-западу от нее и просуществовавшая до 1836 г. В 1790-1810-е гг. (до 1812 г.), в свои детские и юношеские годы, здесь каждое лето гостил А.С. Грибоедов (его мать, Анастасия Федоровна, была дочерью Федора Алексеевича).Хмелитские впечатления отразились в творчестве А.С. Грибоедова - более всего в комедии "Горе от ума". По преданию, дядя поэта А.Ф. Грибоедов послужил прообразом Фамусова, а его зять И.Ф. Паскевич-Эриванский - прототипом Скалозуба. Здесь же А.С. Грибоедов познакомился с будущим декабристом И.Д. Якушкиным.
В дни Отечественной войны 1812 г. в Хмелите вместе с оккупационными войсками останавливался ближайший сподвижник Наполеона, вице-король Неаполя и обеих Сицилии маршал Франции Мюрат. Во время отступления французских войск в Хмелите стоял конный партизанский отряд генерал-майора И.М. Бегичева.
Основная часть усадьбы 18 нач. 19 в. имела симметричную осевую планировку. С запада, от долины р. Вязьма, открывался вид на главное здание, на ступенчатые террасы перед ним и на церкви. Верхняя терраса, с четырьмя двухэтажными флигелями в ее углах, служила парадным двором. На середине ее длинной восточной стороны возвышался большой господский дом. По другую сторону дома находился квадратный регулярный парк с главной аллеей по оси дома и всего ансамбля. Аллея кончалась прямоугольным копаным прудом. К северу парк переходил в пейзажный, эта часть была намного больше по площади и имела свой пруд с островом посредине.
Около 1836 г. главный дом капитально переделывают, а у Казанской церкви расширяют трапезную. Барочную декорацию фасадов господского дома стесывают и заменяют на ампирную. Перед парадным фасадом появляется сильно вынесенный четырехколонный портик с треугольным фронтоном, над домом сооружается деревянный бельведер. Юго-восточный флигель, остававшийся до 20 в. одноэтажным, соединяет с главным домом галерея 1780-х гг.
Начиная со 2-й трети 19 в. Хмелита быстро меняет владельцев - сначала она переходит в руки представителей женской линии фамилии Грибоедовых, а в 1869 г. продается сычёвскому купцу Сипягину. К концу 19 в. "дом был в ужасном состоянии, никто не жил в нем уже много лет. Все было запущено. Северный флигель снесен, верхний этаж южного флигеля разрушен. В зале на полу сушилось зерно, из скважин паркета росла рожь". Но при этом в усадьбе тогда сохранялись "старинный парк, великолепные скотный и хлебный дворы и масса других построек. Кроме этого было 5 000 десятин полей и леса, два озера, пруд". Граф П. А. Гейден купил это имение в 1894 г., когда в огромном доме (с 8 детскими, 53 прочими комнатами и картинной галереей) была распродана вся мебель, и новым хозяевам пришлось закупать ее заново. Перед октябрьским переворотом усадьбой владела В.П. Гейден-Волкова, при которой в 1912 г. надстроили второй этаж над галереей и юго-восточным флигелем. Тогда при строительстве силосохранилища наткнулись на фундаменты дома, в котором раньше жили актеры и цыгане, составлявшие театральный хор. Среди усадебных сооружений, исчезнувших к 1910-м гг., была столярная мастерская, изготовлявшая мебель. Видимо, уже с 1880-х гг. в усадьбе появилась "сырная фабрика", принадлежавшая швейцарцу Шильдту, который поначалу обосновался с производством сыра в близлежащей усадьбе Лобановых-Ростовских "Торбеево" (на территории нынешнего Новодугинского р-на). Около 1910 г., после пожара в имении Гейденов "Глубокое" (Псковская губерния), оттуда в Хмелиту перевезли 130 картин, собранных князем Н.Н. Дондуковым-Корсаковым, когда он возглавлял Академию Художеств. Среди картин были работы Джорджоне, Гвидо Рени, Рафаэля Менгса, КамиляКоро и других известных мастеров.
В 1918 г. в главном здании разместили Народный дом - с театром, читальней, чайной. Его закрыли в 1919 г., а вещи, картины и библиотеку передали в музеи и собрания Смоленска, Вязьмы и Москвы. Во время немецко-фашистской оккупации главный дом был занят штабом гитлеровских войск и получил три пробоины от снарядов нашей артиллерии. В советское время разобрали два флигеля и до неузнаваемости изуродовали Казанскую церковь, уничтожив трапезную и колокольню. Два других храма снесли до основания. С 1970-х гг. идет восстановление архитектурных построек усадьбы. Большой вклад в него сделал работник московских реставрационных мастерских, а впоследствии директор музея в этой усадьбе В.Е. Кулаков. Исследование и подготовку проектных чертежей провел московский архитектор-реставратор М.М. Ермолаев. Восстановление исчезнувших усадебных построек продолжается. Среди них - конюшня с барочным обрамлением круглых окон по сторонам крупной входной арки. Наличники имеют ступенчатый верх и легкий прямоугольный выступ фартука под нижним горизонтальным обрезом. Часть стен конюшни была бревенчатой, с кирпичными каркасными столбами в мерном ритме. В настоящее время в усадьбе сохранились главный дом, галерея и юго-восточный флигель, воссозданный реставраторами юго-западный флигель, восточное и западное здания служб к юго-востоку от главного дома, Казанская церковь, остатки регулярного парка.

Михаил Иванович Глинка в Новоспасском
Музей-усадьба М.И. Глинки в Новоспасском – единственный мемориальный музей великого композитора, основоположника русской классической музыки. Новоспасское – поистине сказочный уголок смоленской земли, расположенный на берегу реки Десна. Здесь Глинка провел 12 лет детства, неоднократно приезжал сюда будучи взрослым человеком.
Уникален и неповторим пейзажный парк усадьбы: многочисленные цветники, каскады прудов, беседки, мельница, оранжерея, островок Муз и Амуров лужок. Основу экспозиции составили переданные в свое время родственниками композитора подлинные предметы из родового дома в Новоспасском, мемориальные вещи.
Достопримечательностью усадьбы является действующая родовая церковь семьи Глинок. Ежегодно в конце мая – начале июня на Смоленщине проводится музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки, завершение которого традиционно проходит в Новоспасском.
Во владение Глинок - потомков старинного польского шляхетского рода, от которого в 1655 году отпочковалась ветвь смоленских дворян - усадьба Новоспасское, а точнее, пустошь Шатькова, как она первоначально называлась, перешла в 1750-году. Небольшой деревянный дом, в котором родился композитор, был выстроен в конце XVIII века дедом М.И. Глинки - отставным майором Н.А. Глинкой. Тогда же, в 1786 году, была сооружена каменная усадебная Спасо-Преображенская церковь, по имени которой селение получило название Новоспасское. На безымянном ручье, впадающем в Десну, был устроен каскад прудов, а по обеим сторонам разбит небольшом парк, впоследствии значительно увеличившийся. Для него отец М.И. Глинки - отставной капитан Иван Николаевич Глинка (1777-1834), к которому усадьба перешла в 1805 году - специально выписывал из Петербурга, Риги и даже из-за границы саженцы и луковицы редких растений и цветов.
Усадебная церковь построена дедом Глинки в стиле провинциального барокко. Возле церкви похоронены родители композитора. В 1812 году отряд французских солдат, заняв Новоспасское, попытался ограбить церковь, но крестьяне во главе со священником И. Стабровским - первым учителем М.И. Глинки - заперлись в храме и успешно отбились от неприятеля. Французы ограбили усадьбу, дом священника, но церковь осталась нетронутой.
Спасская церковь славилась своими колоколами. Самый большой из них весил 106 пудов. Его звук был слышен на десять верст окрест. В этот колокол по приказанию хозяина усадьбы звонили целый день, когда пришла весть о победе над Наполеоном и об изгнании врага из пределов России.
Колокола Новоспасской церкви чудом сохранились во время коммунистических погромов. В 1941 году священник и несколько мирян сняли колокола и затопили их в Десне. Кто-то из местных сообщил об этом фашистам. Они схватили священника и начали его пытать, обливая на морозе холодной водой и требуя, чтобы он указал место, где спрятаны колокола - цветной металл был нужен для победы третьего рейха. Священник умер под пытками - фашисты заживо заморозили его. После войны один из новоспасских колоколов был найден и ныне находится в смоленском музее.
Михаил Иванович рос в большой семье, у него было шесть сестер и два брата. Душой семьи была мать Евгения Андреевна. 49 лет она прожила в Новоспасском, заботливо воспитывая своих детей. Самым любимым и дорогим для матери был старший сын Михаил.
Юный Глинка воспитывался по методе того времени. Была у него гувернантка-француженка, обучавшая его читать и писать. Архитектор, нанятый в имение, учил рисовать. Глинка рано заинтересовался географией, начав путешествовать по книгам и картам, и они определили его дальнейший интерес к странствиям.
Большое влияние на будущего композитора оказала его няня Авдотья Ивановна. Она с особой охотой пела мальчику русские песни и рассказывала увлекательные сказки, сумев привить ему любовь к родному фольклору. Глинка всегда тепло вспоминал ее, и, несомненно, многое из услышанного в детстве от няни глубоко запало ему в душу.
Усадебный дом в Новоспасском был построен И.Н.
и т.д.................

Раздел 1. ФАМИЛИИ КАК ОСОБЫЙ ВИД ИМЕНОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА: Раздел 2. ИСТОРИЯ ФАМИЛИЙ СМОЛЕНСКОГО КРАЯ В ЭТНОСОЦИАЛЬНОМ АСПЕКТЕ:

§ 1. Исторический и географический очерк о Смоленском крае (вы сейчас на этой странице)

§ 3. Фамилии смоленского дворянства:

3.3. Смоленские дворянские роды в историко–культурном ареале:
Раздел 3. ФАМИЛИИ СОВРЕМЕННОЙ СМОЛЕНЩИНЫ:

§ 1. Фамилии, образованные от редких форм крестильных имен:

§ 2. Фамилии, образованные от некрестильных имен:

§ 7. Структурные особенности смоленских фамилий читать
Раздел 4. ФАМИЛИИ С ДИАЛЕКТНЫМИ ОСНОВАМИ:
– Буквы А–В читать
– Буквы Г–Л читать
– Буквы Г–Л читать
– Буквы Г–Л читать
ПРИЛОЖЕНИЕ:

1. УДАРЕНИЕ В ФАМИЛИЯХ

2. СКЛОНЕНИЕ ФАМИЛИЙ

ЛИТЕРАТУРА
СПИСОК СЛОВАРЕЙ И СОКРАЩЕНИЙ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И СОКРАЩЕНИЙ
УКАЗАТЕЛЬ ФАМИЛИЙ читать


Смоленск. Крепостная стена с башней Веселуха в 1912 г.
Автор снимка: С. М. Прокудин-Горский

Историю становления и развития фамилий Смоленского края можно объективно представить только на фоне истории развития этой территории.

История Смоленщины, по мнению ученых, включает несколько периодов: 1) с древнейших времен до 1404 года, т.е. того времени, когда литовский князь Витовт покорил Смоленск, 2) литовский – с 1404 до 1514 года, времени освобождения смоленских земель и вхождения их в состав Московского государства, 3) московский – с 1514 по 1611 год, год захвата края поляками, 4) польский – с 1611 по 1654 год (а отдельные территории – по 1686 год), 5) великорусский – до 1812 года, когда весь Смоленский край был охвачен Отечественной войной, разорен и опустошен (Бугославский, 1914, с.1). Периодизацию можно продолжить: 1) период с 1812 по 1861 год, год отмены крепостного права, 2) предреволюционный (с 1861 по 1917 год), 3) послереволюционный (с 1917 года по настоящее время).


Сразу же укажем, что нелегкие исторические судьбы региона (общеизвестно, что Смоленск – «ключ-город», «форпост Москвы», на его гербе – птица феникс, более 20 раз возрождавшая город из пепла) нашли прямое отражение как в географии Смоленщины, так и в истории смоленских говоров и смоленской фамильной системы.


Интересно отметить, что в период своего расцвета – XII век – Смоленское княжество по своей территории вдвое превышало территорию современной Смоленской области, включала в себя часть могилевских, витебских, московских, калужских, брянских, псковских, орловских и тверских земель. Но к началу XV века княжество потеряло свое былое могущество, заметно сузило свою территорию и было покорено Литвой. В XV веке в составе Литовского государства начинается новое возвышение Смоленщины: к ней вновь возвращаются вяземские, дорогобужские, бельские, гжатские, великолукские и некоторые другие территории. Однако, начиная со второй половины столетия, русские отвоевывают один за другим утраченные регионы, целостность Смоленского края снова нарушается, и к 1514 году, когда великий князь Василий Иванович окончательно присоединил Смоленское княжество к Москве, оно имело в своем составе приблизительно те же земли, что и в начале столетия.


XVI век – период вхождения Смоленского края в состав Московского государства – явился веком укрепления границ, расширения территории Смоленщины. Так, от 1596 года сохранился подлинный документ – «Дело о строении крепостной стены», – который позволяет не только в полной мере представить себе все этапы строительства этого уникального сооружения, «ожерелья всея Руси великой», но и определить территориальные границы: в Деле сохранился документ, содержащий роспись сел Смоленщины.


Гравюра «Осада Смоленска в 1609–1611 г.»

Однако с начала XVII века смоленская земля вновь подверглась нашествию – на этот раз польскому. Именно в этот «польский» период сложились наиболее тесные связи смолян с белорусами, украинцами и поляками. Вся территория края вошла в состав Речи Посполитой.


После нового присоединения Смоленщины к Московской Руси по Вечному миру 1686 года Смоленская земля получила на какое-то время территориальную целостность и определенные границы. Сначала Петр I, а потом Екатерина II старались укрепить и узаконить границы губернии, которые и сохранялись вплоть до революции 1917 года. В состав Смоленщины вошли старинные земли, такие, как Бельский, Вяземский, Гжатский, Дорогобужский, Духовщинский, Ельнинский, Краснинский, Поречский, Рославльский, Смоленский, Сычевский, Юхновский уезды.


Мы не ставим своей целью подробно, по годам, указать на присоединение или выход из состава Смоленщины каких–то мелких конкретных территорий: приведем лишь частный пример.


Районный центр Красный, который еще при князе Ростиславе Великом с 1155 года был удельным городом, потом становился местечком, рабочим поселком, а сейчас является поселком городского типа, не раз переходил «из рук в руки». Менялось и его название – Красный – Красное – Красный.


Отдельные территориальные изменения края происходили на протяжении всего XIX века и до середины 30-х годов ХХ века: некоторые районы входили в состав Смоленщины, потом выходили из нее, не раз менялась граница с соседней Беларусью, русскими регионами (Тверью, Калугой, Псковом, Брянском). В 30-е годы ХХ века процесс «кройки и шитья» территории, обоснованием которому явилось, как тогда говорили, «приспособление старых административно-территориальных единиц к новым экономическим и политическим потребностям», отделил от Смоленской области некоторые исстари смоленские и важные регионы (Бельский и Юхновский).


Как видим, сложна и противоречива история Смоленского края. Не раз и не два смоленские земли переходили из рук в руки, попадая в круговорот военных и политических событий, меняя границы, административное обозначение.


Как же влияет история края и его географическое положение на развитие фамильной системы региона?


Еще в эпоху существования Смоленского княжества развивались торговые отношения с Прибалтикой, немецкими землями (укажем на хорошо знакомые историкам и лингвистам грамоты XII–XIV веков). Исследование антропонимии того периода свидетельствует о достаточно широком взаимодействии антропонимической лексики Смоленского края и означенных территорий.


Литовский период в истории Смоленщины оценивается исследователями неоднозначно, однако в языковом отношении сразу же отметим, что XV столетие серьезно не повлияло на смоленские говоры прошлого. Хотя нельзя не сказать, что столь длительное вхождение Смоленского края вместе с другими западнорусскими, украинскими и белорусскими землями в состав одного государства, естественно, должно было оказать влияние на именования смолян. На наш взгляд, в первую очередь это связано с миграцией населения литовско–русских территорий. Кроме того, по словам А.И. Соболевского, «Смоленск был посредником между Русью и остальной Европой, в Смоленск и далее на Русь вливалась широкой струей европейская образованность и культура» (1909, с. 109).


А вот польский период весьма серьезно отразился в судьбе Смоленского края. Страшную картину представлял Смоленск – центр региона – после его захвата поляками. Город был пуст и являл собою разрушенное незаселенное пространство, огражденное стеной (Писарев, 1898, с. 46). Это пространство стало заново отстраиваться и заселяться новыми людьми, выходцами из Литвы и Польши. Образовалось новое сословие – мещане-помещики. Из делопроизводства упразднялся русский язык, все документы составлялись на польском или на латинском языках. Таким образом, нахождение Смоленского края в составе Польско-Литовского государства оказало, по мнению историков языка, серьезное влияние как на судьбу смоленского диалекта той поры, так и именования жителей региона.


После окончательного присоединения Смоленска к Москве в 1654 году началась реорганизация края. Широким потоком хлынули переселенцы из разных русских областей. Появилось много московских служилых людей, подьячих, писцов. Проводилась политика ассимиляции особого дворянского привилегированного сословия – смоленской шляхты – с приезжими.


До 1812 года связи Смоленского края с Прибалтикой, польскими и немецкими землями по-прежнему активны, развивается торговля, так как границы стали безопасными. В 1708 году смоленское воеводство было преобразовано в губернию, а с 1719 года губерния сделалась Рижской провинцией с 5 крупными уездами по числу главных городов. В это время наблюдается большое число смешанных браков, что, бесспорно, отразилось как на этническом составе края, так и на его антропонимии. В 1775 году вновь образуется Смоленская губерния с 12 уездами, но торговля снижается, значимость региона падает, заметно уменьшается миграция населения, что приводит к определенной стабилизации именника жителей.


Здесь мы ограничимся относительно подробной характеристикой отдельных исторически сложных периодов в судьбах Смоленского края, внесших определенные, иногда довольно серьезные изменения в развитие антропонимической системы региона. Хотя сразу же укажем, что и последующие эпохи имели свои особенности: как уже отмечалось, до 30-х годов ХХ века не было полной завершенности в формировании территориальных границ Смоленщины, серьезными экстралингвистическими факторами явились Октябрьская революция 1917 года, Великая Отечественная война и некоторые другие события. Ограничения в описании связаны прежде всего с объемом работы, а также с тем, что к началу XIX века был в основном сформирован корпус фамилий Смоленского края – этого главного компонента трехчленной формулы именования русского человека. Но, естественно, все исторические факторы, повлиявшие на развитие фамильной системы Смоленского края в период после 1812 года, нами учитываются.


В настоящее время территория Смоленской области включает в себя 25 районов: Велижский, Вяземский, Гагаринский, Глинковский, Демидовский, Дорогобужский, Духовщинский, Ельнинский, Ершичский, Кардымовский, Краснинский, Монастырщенский, Ново-Дугинский, Починковский, Рославльский, Руднянский, Сафоновский, Смоленский, Сычевский, Темкинский, Угранский, Хиславичский, Холм–Жирковский, Шумячский, Ярцевский.


Соседствует Смоленщина с Брянской, Калужской Московской, Псковской, Тверской областями России, Витебской и Могилевской областями Белоруссии.


Особо следует сказать о бывшем Бельском уезде, который в настоящее время входит как район в состав Тверской области. В истории края эта территория, исконно смоленская, не раз меняла свою административную принадлежность. Не исключением является и последнее время, когда беляне подняли вопрос о переходе в состав Смоленской области (1992 год), который пока еще не решен, но возможен и положительный результат.

История города Смоленска уходит корнями в старину. В истории Руси Смоленск занимает важное место.
Город занимал выгодное географическое положение на берегу Днепра. В в Устюжском летописном своде Смоленск упоминается под 863 годом. В то время Смоленск был уже достаточно крупным городом.

Смоленск был центром славянского племени кривичей, которые славились как искусные строители и ремесленники. В IX столетии в Смоленске часть сооружений была построена из камня.

Через город проходил древний торговый путь «из варяг в греки», который связывал Север с Черным морем. Смоленск вел широкую торговлю со странами Запада, городами Северо-Восточной Руси и странами Востока. Расположенный на перекрестке дорог, город Смоленск быстро осваивал достижения науки и культуры зарубежных государств и использовал их.

Еще до образования Киевской Руси Смоленск был центром крупного самостоятельного княжества. С 882 года городом управляли наместники киевского князя, но потом там стали княжить собственные представители рода Рюрика - основателя Древней Руси.

В первой половине XII века город Смоленск опять становится центром независимого княжества. Окруженные с трех сторон недругами, земли Смоленского княжества постоянно подвергались нападениям. Но это время было периодом политического возвышения Смоленска, он не признает даже формальной зависимости от Киева, не платит дани, здесь укрепляется династия князей Смоленских и утверждается собственная епархия.

В начале XIII века по размаху строительства Смоленск превосходил все центры Древней Руси, там сложилась блестящая, вполне самостоятельная архитектурная школа.

Смоленск не был захвачен и разорен во время нашествия орд Батыя, хотя и платил хану дань. Но на пороге стоял другой враг - Литва. Первые вторжения литовцев в смоленские земли случались еще в конце XII века, а после ослабления Руси монголо-татарским нашествием Смоленск все чаще подвергается их нападениям. В самом княжестве тоже не было спокойствия: весь XIII век здесь постоянно велась борьба за право княжения в Смоленске. Княжество начало дробиться на уделы, и это очень ослабило его.

XIV век не принес Смоленску мира. Теперь за него вели борьбу Москва и Литва, которые пытались объединить под своей властью территорию бывшей Киевской Руси.
В 1386 году смоляне потерпели поражение от литовцев на реке Вехри и начали платить дань Литве. Договор они не нарушали, но князь Витовт опять захватил город и включил его в свои владения.

В 1401 году на реке Ворскле произошло новое сражение между князем Витовтом и бывшим смоленским князем Юрием. Победа была на стороне смолян, которые с большой радостью открыли ворота законному русскому князю, однако, радость была недолгой. Князь Юрий проводил жесткую политику, а многочисленные расправы над противниками, отличавшиеся особой жестокостью, вынудили горожан принять власть Литовского княжества. В 1404 году Смоленск без боя был сдан Витовту и на более, чем сто лет вошел в состав Великого княжества Литовского. Лишь в годы правления Василия III, в1514 году, Смоленск стал русским городом.

Москва очень старалась удержать Смоленск, который и весь XVI век был лакомым куском для Польши и Литвы. Вопрос о городе вставал на всех мирных переговорах, но каждый раз Смоленск удавалось отстоять и сохранить в составе русского государства. Постоянные угрозы захвата Смоленска заставили московских правителей начать строительство новой каменной крепости. В 1595 году «городовых дел мастеру» Федору Коню было дано царское предписание срочно отправляться в Смоленск и приступить там к постройке каменных оборонительных сооружений.

Наблюдение за работами было поручено царскому шурину Борису Годунову. Новую крепость строили всем миром.

В городе работало несколько кирпичных заводов, в других районах России на это время прекратилось каменное строительство, а все каменщики были направлены в Смоленск для работы, которую следовало завершить к окончанию перемирия с Речью Посполитой, то есть до 1603 года. Новая крепость, охватившая фактически весь город, была закончена и освещена в 1602. А через несколько лет ей предстояло первое серьезное испытание. В 1609 - 1611 годах она выдержала осаду войск польского короля Сигизмунда. Руководил обороной полководец Шеин. Только в июне 1611 года полякам удалось захватить Смоленск. Вновь на несколько десятилетий Смоленск оказался в составе Речи Посполитой.

В 1654 году Смоленск был взят русскими войсками, а навсегда в состав России он вошел по Андрусовскому миру в 1667 году. Восстанавливался Смоленск весьма медленно. Еще в 1830 году встречались следы ничем не застроенных пепелищ. Лишь в начале 1830 годов началось строительство жилых домов, административных зданий и ремонт смоленской крепостной стены. В городе появился сад Блонье, который стал любимым местом гулянья. В 1841 году в Смоленске был торжественно открыт памятник героям войны 1812 года, на котором изображен план боев и указано число воинов, которые пали в сражениях за город.

Постепенно в Смоленске развивались торговля и ремесла, помимо базаров начали действовать две ярмарки, так же возникли промышленные предприятия.

Развитию торговых связей способствовало появление шоссейных дорог, проходящих через Смоленск, а со второй половины XIX века город стал крупным железнодорожным узлом, где сошлись Московско-Брестская и Риго-Орловская линии. По объему торговли город вышел на первое место среди других городов губернии. Там действовало более 800 торговых заведений. Среди отраслей производства основными были кирпичное производство, кожевенное дело и пивоварение.

В начале XX века Смоленск представлял собой типичный деревянный город с населением в 47 тысяч человек.

История города Смоленска - это история русской доблести и воинской славы. О том, что Смоленск - воин, говорит и его герб: в серебряном щите черная пушка с сидящей на ней золотой райской птицей.