Важнейшие события истории пермского региона. История возникновения перми и общие сведения о городе

С глубоких времен покрытые лесами земли левого берега Камы, между ее притоками Буй и Белая, были обжиты человеком. По оценке историков местные племена говорили на финно-угорских языках, родственных современным удмуртскому, марийскому, коми, мансийскому, вергерскому и прочим языкам. Немногочисленное население занималось примитивным земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством. Круто изменилась обстановка в крае в середине 1 тыс. н. э., в эпоху "Великого переселения народов". Вторжение гуннов вызвало перемещения племен по всей Евро-Азматской степи и прилегающих лесостепных районах. Спасаясь от воинственных кочевых орд более слабые группы населения уходили на север - к берегам Средней Волги, Камы. Белой.

Со второй половины века наш край заняли племена так называемой кушнаренковской археологической культуры, пришедшие из Западной Сибири. Большинство исследователей считает их уграми, хотя есть точка зрения, что эго тюрки, самодийцы и др. (вели кочевой образ жизни, часть - земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством). В VIII-IX вв. большая группа кочевых угров ушла на запад в долину Дуная, где на землях Паннонии сформировался современный венгерский народ. В этот период по лесостепному левобережью в низовья Белой проникают и группы кочевников печенегов (древнних башкир). Издревле совершали набеги и походы войск на Каму и Волжскую Болгарию (государство, существующее в те времена на территории современного Татарстана) восточные славяне. А начиная с XI – ХП вв., новгородцы уже осваивают верховья Камы и Вятки. В начале XIII века очередное вторжение потрясло жизнь народов Восточной Европы.

В 1236 г. монголы разгромили Булгарское государство и их соседей. Вся территория среднего Поволжья, Приуралья, Нижнего Прикамья подпадает под власть Золотой Орды, в которой ислам становится официальной религией, а тюркский язык господствует в государстве, спасаясь от ярости победителей, население бежало на север за Каму или на восток. В то же время енейские роды были вынуждены переселиться с западных районов на правый берег Камы, Занять устье Белой и Буя. Переселяются сюда и племя уран, гарейцы и др. С конца XIV в. ХV вв. происходит достаточно массовое переселе¬ние енейцев на правый берег Камы. «История Николо-Березовки». М. И. Роднов, О. В. Васильева, Уфа-1997г. Поселение русских в Прикамье Основание Николо - Березовки К концу 1V в. верховья Камы были прочно освоены русским насе-лением и прикамские земли вновь стали ареной взаимных военных походов. В 30-40 гг. ХV1 века борьба окрепшего Русского государства с Казанским ханством за обладание Волжским бассейном, главной транспортной артерией Восточной Европы, развернулась с особым ожесточением. В итоге в 1552 году Казань пала.

В I554-1555 гг. северо-западные башкирские племена добровольно принимают русское подданство, в 1557 г. прикамские удмурты добровольно входят в состав Россия. После этого сюда хлынул поток русских вольных переселенцев, в основном уроженцев русского севера. Одно из основных групп русских переселенцев направилась в долину речки Березовки. Берегах в десяти ниже устья Буя на левом низком берегу Камы образовалось большое село Николо-Березовка, "одно из самых древних поселений этого края". Территории выше устья Белой надежно защищали большая река, густые леса и обширные болота от набегов кочевых орд. Ранняя история Николо-Березовки более-менее ясна и подтверждается документами с 1620-х годов.

Самый же древней период истории села окутан легендами. Связано это с существованием здесь, как писал кафедральный протоиерей Павел Желателев «пo преданию при устье реки Биря-бу (Березовка) Саввиновского монастыря (Саввы Сторожевского), в котором находилась чудотворная икона Николы Березовского» (икона св. Николая Чудотворца). Одна из версий утверждает, что якобы «в один из башкирских бунтов саввинский монастырь был разорен и разрушен, а икона чудом уцелела в дупле березы. А в I560 году (исследователь местной церковной истории К. Херувимов писал: «неизвестно на каком основании, обретение св. иконы относится к 1560 г.) «по Каме шел караван судов и товаром богатейших купцов Строгановых.

Против того места, где теперь село Николо-Березовка, караван без всякой видимой причины в совершенно тихую погоду и на глубоком месте остановился. Сколько ни старались матросы двинуть суда вперед или назад - успеха не имели. Наконец им внушено было в откровении, что они до тех пор не двинутся с места, пока не помолятся пред образом Св. и Чуд. Николая. В то время место это было пустынное и они, несомненно, не знали, куда им обратиться и где найти этот образ... В откровении им указано было, что этот образ они найдут на берегу. Вышли на берег и, по преданию, на высокой березе они обрели то, что им было обещано». Помолившись и поблагодарив Господа, сели на суда и тe легко поплыли. «Сплавивши товар (то есть шли вниз по течению), корабельщики возвращались к своим хозяевам и рассказали им обо всем случившемся с ними». Ревностные христиане Строгановы «собрали многочисленное духовенство и в сопровождении множества народа отправились на место явления иконы. Здесь они нашли все так, как им рассказали корабельщики и совершили усердное молебствие перед святителем. При этом многие больные, в числе других во многих сопровождающие Строгановых к месту явления иконы, молясь Святителю и Чуд. Николаю пред новоявленной Его иконою, получили исцеление в своих болезнях". Впоследствии здесь была построена первая деревянная церковь и возникло поселение русских переселенцев.

Чем же занимались первые березовцы? Обычным крестьянским землепашеством и, видимо, уже немало хлеба собирали, раз завели мельницу. Разводили скот, всю домашнюю утварь сами же изготовляли. Значительный доход березовцы получали от рыболовства, охоты и "даров" леса. Жизнь первопоселенцев была нелегка. Край эпизодически сотрясали восстания, которые жестоко подавлялись. Одновременно с русскими в Башкортостан переселялись марийцы. Есть сведения, что марийцы, находившиеся также как и башкиры в составе Казанского ханства, переезжали в Башкирию еще до русского владычества. Активно воевавшие в казанских войсках против русских, марийцы начали переселяться на восток сразу после падения Казани. Массовое переселение марийских крестьян за Каму началось в ХVII веке. Причинами миграции были нежелание креститься, недовольство налоговым прессом, земельные притеснения. Марийские переселенцы пришли позже русских, поэтому их деревни как бы окаймляют с севера и юга район расселения русских в долине Березовки. Самые ранние марийские деревни возникли в середине - второй половине ХVII века. Справка: Николай Мирликийский (Николай Чудотворец) – епископ города Миры в Ликии (Малая Азия) жил по Житиям святых в 260 – 343 гг. Один из наиболее популярных православных святых, считается покровителем плавающих и путешествующих, сельского хозяйства, всех "сирых и убогих". Церковь дважды в год чтит его память - 9(22) мая ("Никола вешний") - день перенесения мощей Николая Чудотворца в г. Бари (Италия) и 6(19) декабря ("Никола зимний”). Бурные полтора столетия (вторая половина ХVII - XVIII вв.)

Во второй половине ХVII в. обстановка в Башкортостане становится более напряженной. Одно за другим вспыхивает восстания башкир. По этой причине темпы прироста в этот период русского населения здесь снижается. 1662-1664 гг. - столкновения происходили около Кунгура и Мензелинска. На подавление восстания были брошены правительственные войска, на помощь к которым опять пришли Строгановы. 1681-1684 гг. - на прикамских землях. В 1662 г. было захвачено с. Николо-Березовка. Для защиты и подавления восстания была создана вооруженная дружина местным дворянином Семеном Григорьевичем Пекарским, который лично не только сидел в осаде, но и участвовал в боях. 1701-1711 гг. - события также охватили территорию нынешней Татарии и Прикамъев. В подавлении восстания участвовали Правительственные войска под командованием князя П. И. Хованского. Восстания часто принимали форму межнациональных конфликтов, сопровождались взаимными жестокими расправами, грабежами, насилием. 1735-1740 гг. - наиболее крупное башкирское восстание было связано со строительством города Оренбурга. В 1935г., когда Н. Березовке угрожало нападение башкир, чудотворную икону перенесли в Сарапул, и в последующие годы селу не раз угрожала опасность. Большее число жителей Н. Березовки переселяются на новые более спокойные защищенные земли и более пригодные для землепашества. Потому уменьшилось население с. Березовки, но увеличивается население в таких селах, как Касёво, Кутлинка, Ротково, Ташкиново, Марино.

В процессе освоения территории Прикамья русские крестьяне покупали землю у башкир. Местные жители занимались и рыболовством. “Река Кама изобилует множеством различных рыб, которые суть осетры, белуги, белая и красная рыбица, стерляди, сомы, сазаны, судаки, лещи и томy подобное. Вкус сих рыб гораздо волжских превосходит, а особливо Камские стерляди от всех за лучшие признаются”. “ Жители сей страны поймав оную солят с таким искусством, что не можно распознать, что то не самая лучшая семга”. Обилие лесов породило торговлю дровами, которые "отправляют в водой в Aстрахань" и в другие белесые края и была весьма прибыльна. В целом во второй половине 18 в. здесь сложился достаточно экономически развитым район с центром в дворцовом селе Сарапуле, " которое и строением обывательских домов, и богатством ее жителей превосходит многие уездные города". Здесь существовали кожевенные и мыльные заводы, мельница, велось строительство судов, процветала торговля дровами, салом, хлебом, железом, бесперебойно функционировал Камский речной путь. В богатых Камских лесах водились рыси, россомахи, бобры, куницы, лисицы, норки, белки, бурундук.

Восемнадцатый век стал эпохой рождения уральской горнозавод-ской промышленности. Так, в 1741 г. Акинфий Демидов, родоначальник знаменитой фамилии промышленников, купил у башкир енейцев за 120 руб. Камбарскую лесную дачу, бывшие охотничьи угодья березовцев, в долине реки Камбарка, где впоследствии его внуком Павлом Григорьевичем Демидовым в 1767 г. был построен молотовый завод, где выковывалось полосное железо. В 1760 г. заводчики Лукьян и Григорий Семеновичи Красильниковы купили у башкир землю для построения "железо-вододействемаго завода"

В конце 1773 года не обошли стороной события в связи с восстанием под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева. Осадивший в октябре 1773 г. Оренбург Пугачев рассылал по всему Южному Уралу отряды своих сторонников. В ноябре 1773 г. мятежники осадили Уфу. Ночью 6 декабря отряд повстанцев (казаки и башкиры) вошел в Каракулино, где они схватили и увезли местного управителя и скрывавшегося в селе мирского воеводу. Узнав о появлении мятежников, находившихся в Сарапуле поручик Горячкин с военной командой сбежал. Волость осталась без защиты. 13 декабря сарапульский волостной старшина получил известие, что бунтовщики заняли Ангасяк, а в ближайших марий¬ских деревнях крестьяне выставили караулы для поимки "проезжающих боярских и заводских людей". Казанский губернатор Яков Ларионович фон Брант приказал собрать в Сарапуле "ис каждого жительства крестьян с оружием". 17 декабря распоряжением было разослано по всей Сарапульской волости. “Токмо в помощь еще никого не явилось".

Более тoгo, когда рассыльщик с указом прибыл в Березовку, местные крестьяне Федор Воробьев и Михайло Лихачев схватили его и отвезли в Ангасяк. Отряды восставших со стороны Ангасяка, Карманово, Каракулино двигались на Сарапул. 18 декабря они вступили в д. Карякино, затем в Касево, где расположились лагерем. Местным крестьянам повстанцы "под смертною казнию" приказывали собрать людей по человеку с пяти дворов "в казаки" с оружием и припасами. Возглавил мятежников башкирский старшина Каранай Мратов. 22 декабря 1773 г. Сарапул был занят. На сторону пугачевцев перешел священник Троицкой церкви H-Березовки Данила Иванов (Шитов). Два других березовских священника - Яков Аникиев и Федор Фролов не признали самозванца, за что были схвачены и отправлены в Касево, в лагерь восставших. Я. Аникиев был увезен Шитовым в Чесноковку под Уфой, где был повешен. А Фролова дети его, дьячок Алексей и пономарь Федор, из-под караула увезли и спрятали. К концу января 1774 г. сторонники законной власти создали вооруженные отряды перешли к активным действиям. Отряд возглавляемый канцеляристом Сарапульской управительской конторы И. Гурьевым, в ходе боев 21 февраля, 3 и 9 марта, занял Сарапул. Отряды повстанцев отступили под Уфу.

В конце февраля - начале марта 1774 г. на территории побывала группа повстанцев во главе с Салаватом Юлаевым около десяти дней и отбыла под Красноуфимск. К началу марта из Мензелинска подошел Архангелогородский карабинерный полк подполковника А. Я. Обернибесова, который выдержал несколько сражений с повстанцами, двигаясь через Каракулино к Сарапулу. В конце марта правая сторона Камы была занята правительственным отрядом Ивана Гурьева, а левобережные деревни (в т.ч. Березовка, Касево) мятежниками. Но, слабовооруженные отряды повстанцев терпели неудачи, отступали. Мятежники имели "скоп" в деревнях Карманово, Сосновой, Шушнуре, откуда в Березовку, Касево, Маринo, Ташкиново "чрез день, два и в неделю толпами человек по 50 к nocту въезжают и не одному из них человеку oт домов отлучатца не позволяют, устращивая при том, что если кто отложитца от их злодейства, то дом раззорят и их искоренят до основания".

Очередное оживление военных действий в Прикамье приходится на лето 1774 г. 20 июня пришло сообщение, что в Щушнуре стоит вооруженный отряд марийцев-мятежников, дорога на Ангасяк закрыта. 22 июня главное войско Пугачева взяло г. Осу, переправилось через Каму и двинулось на Казань. Единственной боеспособной силой в Прикамье оставался небольшой отряд добровольцев И. Гурьева. Но сил у того было явно недостаточно, мужики разбегались, жители не давали ни людей, ни подвод и он отступил к селу Вятскому, а затем в Березовку. Здесь небольшая команда И. Гурьева (около 50 человек) в полночь 26 июня была атакована мятежниками (до 500 человек). Два с половиной часа в Березовке шел бой. Но силы были неравны и Гурьеву пришлось отступить к Мензелинску. Село пострадало очень сильно. И. Гурьев рапортовал: "мятежники все без остатку строение выжгли". К началу июля 1774 г. мятежники опять взяли Сарапул и Прикамье вновь оказалось под контролем мятежников. В селах Касево и Березовке находился отряд старшины повстанцев башкир Мяди Мядиярова.

Разгром основных сил Пугачева под Казанью в июле, а затем и арест самого "Петра III" 15 сентября 1774 г. не прекратили восстание. Борьбу с правительственными силами продолжали оставшиеся отрады мятежников. В августе-сентябре 1774 г. ожесточенные бои развернулись в долине реки Буй. Воинские части (команда майора И. Штерича) базировались в пpикамскиx русских деревнях, откуда вели операции против повстанческих отрядов. 4 сентября отряд Штерича был атакован полуторатысячным отрядом восставших во главе с Салаватом Юлаевым в районе речки Амзя. В дальнейшем военные действия перемещаются на восток, где под ударам правительственных войск к зиме восстание затихает. 25 ноября 1774 г. на севере края был схвачен Салават Юлаев. Война нанесла немалый урон. В пугачёвский бунт село Березовка "было разорено и сожжено бунтовщиками, не пощадившими и Березовского храма". По данным Вятской духовной консистории "в селе Березовке у церкви каменной крышу и прочее выжгли ж и престолы божии обрубили.”

XIX ВЕК Первая половина XIX века была периодом спокойной и размеренной жизни. Положение удельных крестьян было несравненно лучше, чем помещичьих крепостных. Население по прежнему занималось сельским хозяйством, постепенно расчищая леса. распахивая новые земли. К началу XIX века появляется дер. Пенза, часть березовцев переселяется туда поближе к сельхозугодьям. В 1830-х гг. распространился картофель. В начале XIX века строится в Н - Березовке четвертый, теперь уже каменные храм во имя Живоначальной Троицы. Он был выстроен в стиле классицизма, с характерной строгостью в композиции, сдержанностью во внешнем оформлении зданий. Сама Троицкая церковь представляет собой распространенный в России вариант - "восьмерик на четверике", т. е. на четырехгранном основании (первом этаже) стоит восьмигранник. Купол, закрывающий храм, также разбит на восемь граней, а в завершение строители поставили небольшой световой восьмеричёк, на котором возвышался крест. По традиции на восток сильно выступает полукруглая апсида алтаря. Как жили простые рядовые жители, крестьяне Н - Березовки?

Как и по всей России в конце ХIX века, местные жители были объединены в одну сельскую общину (общество или мир), низшую административно-территориальную единицу в государстве. Полноправными членами общины являлись крестьяне – мужчины, домохозяева, главы семей, владельцы домов, личного имуществa. Нравы были строго патриархальными. Только домохозяева распоряжались всей жизнью членов фамилии, хозяйством, имел право представлять семью. Лишь с согласия домохозяина, например, брат или сын мог получить паспорт и уехать куда-нибудь на заработки. Все основные вопросы в жизни сельской общины рассматривало собрание домохозяев - сельский сход. Решение принималось большинством голосов. После смерти главы семьи, брат или старший сын признавались в качестве домохозяина. Текущими делами общины управлял сельский старостa, избираемый домохозяевами на три года и получавший от общества небольшое жалование. Должность эта была весьма хлопотной, и люди на ней менялись часто.

Сельский сход и староста решали все внутриобщинные вопросы, включая разбор конфликтов в семье, мелкие уголовные проступки. За общественным порядком следили семи крестьяне. Сход мог также приговорить к штрафу, а в крайнем случае выслать в Сибирь на поселение. Основою общины, ее фундаментом являлось так называемое, обычное, традиционное право - крестьянская мораль. Многочисленные неписаные законы, обычаи, установления регулировали всю жизнь крестьянской семьи, поведение человека дома, в быту, в деревне. Осуждалось безбрачие, поощрялась многодетная семья, покорность родителям, приверженность родственным чувствам, уважение и забота о старших и детях, соблюдение религиозных традиций, осуждались индивидуализм, противопостановление обществу, неподчинение старшим, безверие. Общинный строй защищал крестьянина от угрозы неурожая, голода, гарантировал ему поддержку в случае несчастья. Община добровольно и бесплатно помогала слабосильным семьям в уборке урожая, строительства, пожаре, перераспределяла налоги с бедных на богатых, иногда вообще содержала за свой счет одиноких стариков, нищих и калек. Широкое распространение в деревне получили помочи - бесплатная или за угощение помощь в различных работах. В сельском обществе регулярно производились переделы пашен-ной земли. В целях равенства, справедливости, чтобы ни у кого не было лучших или худших участков земли, служила чересполосица. Община, с учетом качества почвы, увлажненности, близости от села и т. д. нарезала каждому домохозяину определенное количество полос на разных полях. Чересполосица страховала от неблагоприятных, природных явлений (града, засухи, обильных осадков и т. д.). Однако, частые переделы не стимулировали крестьян заботиться о земле. В условиях нехватки земли крестьяне могли взять или наоборот сдать свои земельные угодья в аренду.

А в годы столыпинской реформы (1906 – 1915 гг.) желающие могли выйти из общины, превратить свою землю в частную собственность, чем и воспользовались некоторые крестьяне. Были и такие, кто сразу же продал ненужные им земли. Орудия труда были в основном деревянные. Для обработки земли в основном применяли разновидности русской сохи - кунгурку и чегандинку, деревянные бороны, Хлеба жали серпами, косили яровые и редкие посевы. Фабричных с/х орудий пoчти не было. Имелись лишь веялки, которые крестьяне изготавливали сами. В начале XX века в Н - Березовке и Пензе почти половина крестьян не занимались с/хозяйством, жили на доходы от торгово-промышленной деятельности, работы по найму и т. д. Многие из-за нехватки своего хлеба сочетали работы на своих участках с работой где-нибудь на стороне. В обычном крестьянском дворе держали много скотины. Например, в хозяйстве Ивана Дмитриевича Воробьева были три лошади, жеребенок, три коровы, две подтелки, три теленка, 11 овец, 10 ягнят, пять свиней, два подсвинка и пять поросят, 20 ульев. Четверть всех дворов не имела лошадей и коров, являясь покупателем мяса, молока, масла.

XX ВЕК. РАСЦВЕТ. На рубеже 19-20 вв. Н - Березовка вновь переживает эпоху расцвета, из рядовой деревни она превращается в крупный торгово-промышленный центр. Резко возрастает численность населения. В 1914 г. в селе было 146 дворов. Кроме того, вокруг села возникают отдельные небольшие поселения. Причиной расцвета Березовки послужило ее выгодное расположение, как удобной пристани на Каме. Огромное количество производимого в западной части Бирского уезда хлеба вывозилось преимущественно речным путем с Березовской пристани. По объему грузооборота Н - Березовская пристань входила в число крупнейших в Камско-Бельском бассейне. В начале XX века она считалась третьей по масштабам тоproвыx операций пристанью в Уфимской губернии.

Березовские купцы - хлеботорговцы построили в селе множество лесных амбаров, где скапливался привезенный хлеб, а с началом навигации начиналась его отправка. Н - Березовка являлась крупным центром торговли "рынком сбыта для всей волости". 6-10 декабря в селе ежегодно проводилась большая ярмарка. Пo выходным устраивались базары. Существовало множество торговых лавок. Для переработки сельхоз. продукции в селе имелись водяные мельница, мельницы с паровым двигателем и нефтяным двигателем сушилки, кулеткацкие заведения, которые принадлежали купцам или зажиточным крестьянам. В селе живет много богатых купцов, постройки которых имеют вид совсем городских. Есть почтово-телеграфное отделение, частная аптека. Рост населения Н - Березовки вызвало увеличение плотности застройки. Расположенное на относительно небольшом возвышении между Камой и речкой Береэовкой, село практически не имело свободной земли под уделы. Жизненно важными для села являлись переправы. Перевоз через речку Березовку сдавался Удельным ведомством жителям Сухаревки в аренду, а через Каму - арендовали мужики из деревни Галаново. В 1912 г. через речку Березовку возводится деревянный мост. Наличие гостиницы в селе было отмечено в 1870 г.

Н - Березовка 19I7 года - эго уже поселение городского типа. В селе многочисленные наемные рабочие, приказчики, купцы, мастеровые, представители интеллигенции жили за счет покупных продуктов питания Действовали пекарни, булочные, чайные лавки, кабаки. Купеческие дочки, щеголи-приказчики "задавали тон" в местной моде. Приличным считалось одеваться по городскому. В то время в селе было семь портных, четыре швеи, два сапожника, две чулочницы, две модистки, одевавшие дам Березовского "высшего общества", Плотники, печники, столяры, прачки, прислуга, извозчик, водолив предлагали свои услуги. Был даже "живописец" Александр Васильевич Втулов, окончивший курс в Холуской живописной и иконописной школе. Сложилась небольшая прослойка интеллигенции, вместе с духовенством - около 20 семейств.

Торговля требует обязательного умения читать и считать. С 1869 г. в H - Березовке действовало земское училище (школа). Сначала преподавание велось отдельно для мальчиков и девочек, а с 1910 г. началось совместное обучение. Повысился статус училища: оно стало именоваться Николо - Березовское городское 4-х классное училище. В 1917 г. существовала библиотека. Богатое купечество выписывало газеты и журналы. Для простого народа очагами культуры были школа и церковь. К началу XХ века имелся земский фельдшерский пункт Сапожникова П. А., действовала аптека Львова. Существовала вольно-пожарная дружина, состоящая из бескорыстных и отважных добровольцев.


Современный город Пермь считается третьим городом России после двух столиц по площади – почти 800 км2. Пермь расположена на реке Кама, и если говорить о протяженности, ему отдано снова третье место, но уже после Сочи и Санкт-Петербурга.

Название «Пермь» и закладка завода

Происхождение названия города не имеет какой-то одной точной версии. Согласно первому предположению, «Пермь» произошло от слова «Парма», что означает поросший елями пологий холм. Другая версия допускает вариант происхождения слова «Пермь» от богатыря Перы. Но существует и другое предположение. Советский финноугоровед Д.В. Бубрих считал, что слово это пришло от народностей под названием веси, которые некогда населяли территорию, расположенную между двумя озерами – Ладожским и Онежским.

Пермяки отмечают рождение своего города весной, так как в это время года была совершена закладка завода. А это событие произошло в мае 1723 года. Это был промышленный медеплавильный завод, и закладывали его крестьяне. В те далекие времена они селились в землянках, летом – просто в шалашах. После, стали возводить постройки из дерева. Так рос рабочий поселок рядом с речкой Егошиха. Постройки, в которых расположилось начальство завода, были защищены посадом из бревен, а по углам стояли самые настоящие бастионы. Здание завода считается первой каменной постройкой города. На заводе поставили кузницы, несколько плавильных печей, сараи для руды и угля.

В то же время была поставлена 55-метровая плотина, высота которой достигала 8,5 метров. Так зарождался будущий город Пермь. В наши дни на месте расположения Егошихинского медеплавильного завода стоит мебельная фабрика. Примерно в то же врем, когда был заложен завод, был построен деревянный храм им. Св. Петра и Павла. В 1726 году он был освящен и стал действовать. В середине 30-х годов 18 века в районе Прикамья начало работать несколько заводов: Мотовилихинский, Юго-Осокинский, Курашимский, Висимский, Нижний и Верхний Юговские. В самом центре находился первый, Егошихинский завод.

Дороги и улицы Перми

В 1763 году был построен Сибирский тракт, который соединил Пермь с другими городами. В середине 18 века в том самом месте, где сейчас расположен вокзал Пермь-I, располагался гостиный двор. А на месте нынешнего речного вокзала стояли дома купцов, и здесь же появилась первая улица, не имеющая отношения к заводу. На этой улице была построена деревянная часовня и оригинальное изваяние Иисуса Христа из дерева. Изваяние достигало 2 метров, и кто его установил неизвестно. По мере разрастания населения города церковь перестала вмещать всех прихожан и в 1757 году неподалеку от нее начали строительство каменного храма, который был освящен спустя 7 лет.

В 1775 году в результате административной российской реформы на территории России появилось Пермское наместничество. Рабочая слобода, расположенная на реке Егошиха, постепенно переместилась выше, на Заводскую площадь. С этого времени начала отсчет история города Пермь. Затем был составлен план развития города, архитектором которого стал Иван Лем. В начале 20 века в Перми было уже 10 улиц, и расположены они были вдоль реки Кама. Их пересекали 18 других улиц. Современная Пермь может похвастать 1300 улицами и переулками.

Облик прошлый и настоящий города Пермь

Благодаря грамотной планировке, уже в то время город был замощен, имел водопровод и электричество. На территории города множество садов (знаменитые Театральный и Загородный), красивых строений (Спасо-Преображенский собор, Свято-Троицкая церковь), учебных заведений. Здесь находятся известные дома Любимовой, Грибушина, Мешкова.

Современная Пермь – это красивый, интересный, богатой историей город. Городские достопримечательности не оставят равнодушными ни одного гостя Перми. Приехав сюда, можно остановиться в одной из городских отелей или рассмотреть такой вариант, как частная мини гостиница . В любом случае, город надолго останется в воспоминаниях посетившего его.

Добавить себе закладку на эту станицу:

История названия Перми проста и незатейлива. Предположительно означает «далекая земля», если переводить с вепсского языка слово «перама». Действительно, путь туда неблизкий. Ведь Пермь расположена в предгорье Урала в 1158 км от Москвы. Большой город (720 кв. км) имеет богатую историю и является культурным, промышленным и научным центром России.

Поселок становится городом

История г. Перми начинается в далеком 17 веке, когда на реке Ягошихе образовалось поселение. В начале 18 века в этой местности по указу Петра I начали постройку медеплавильного завода, на котором выпускали монеты для всей страны. В 1970 году Екатерина II обратила внимание на выгодное месторасположение поселения Егошиха и повелела сделать его городом. Благодаря размещению на берегу начинает развиваться пароходство и судостроительство. Укрепляются экономические и торговые связи. Об этом рассказывает городская история.

Культура Перми тоже не отстает. Открываются театры, музей, а также государственный университет. Несмотря на то, что история Перми началась в 17 веке, в 1940 году ее, как и многие другие города в советское время, переименовали. До 1957 г. она носила название Молотов. Памятники истории и культуры Перми достойны изучения. К ним относятся скульптуры, храмы, музеи и другие объекты.

Памятники истории Перми

Мемориал на 51 годовщину Уральского танкового корпуса установлен перед Домом офицеров на Сибирской улице. Он представляет собой композицию, в которую вошли рельефная стена, танк Т-34 и стела. Чтобы установить памятник доктору Гралю около второй клинической больницы, пришлось собирать деньги всем миром. Пожертвования сделали как жители города, так и организации. В 2003 году эта больница была названа в честь известного пермского врача, а памятник установили в 2005-м.

В честь известной летчицы назвали улицу Полины Осипенко. А до 1940 года она была 1-й Пролетарской. Сибирская улица вела на тракт с одноименным названием. Еще в XVIII веке по нему переправляли товары на Восток. Вел он из Москвы в Сибирь.

Есть в городе улица, история которой довольно зловещая. Ее название — Уральская. Те, кто проживают на ней, наверняка радуются близкому соседству с цирком и парком культуры. Однако ранее эта улица называлась Ново-Кладбищенская и вела к Мотовилихинскому кладбищу. В советское время на его месте построили парк им. Свердлова, церковь снесли, и теперь вместо нее стоит обычный жилой дом.

А как с культурной жизнью?

Жители и гости города не могут пожаловаться на скуку и на то, что в Перми некуда пойти. Здесь множество культурных развлечений. Взять хотя бы Театр оперы и балета. Он был построен еще в 1970 году и имеет обширный репертуар. Его труппа участвует во многих конкурсах и получает призы.

Кроме того, работают в городе Театр юного зрителя и Есть в нем и художественная галерея с 43 тысячами экспонатов. Желающие подробнее узнать, что представляет собой история Перми, могут посетить краевой музей, которому уже более 100 лет. Есть и музей современного искусства. Кроме того, хорошо провести время можно в кинотеатрах, ресторанах и развлекательных центрах.

Школы в Перми

Этот город достаточно старинный, некоторым из его учебных заведений более 100 лет. История школ Перми достаточно богатая. Например, школа №1 заработала в 1906 году. Изначально это был деревянный дом, который стоял на берегу Камы. В ней учились всего 35 детей, поделенных на три группы. Учительница была всего одна — Мария Тиховская. В советское время школа несколько раз переезжала, пока в 1961 году у нее не появилось свое здание по адресу проспект Калинина, д. 19.

История школы №22 началась в 1890 году, когда было решено открыть училище для слепых детей. Их обучение и реабилитация оплачивались за счет пожертвований и продажи изделий, которые мастерили сами ученики. Кроме плетения корзин, изготовления сапог, ткачества, они обучались арифметике, Закону Божьему, русскому языку, географии, истории, естествознанию, пению. Был создан даже свой хор, состоящий из 20 детей. Для детей работала библиотека, все книги в которой были набраны

Во время Гражданской войны здание училища было передано под госпиталь. В 1919 году в здании открыли школу для беспризорников. Постепенно она была реорганизована в семилетку, росло число учеников. Во время Отечественной войны здание снова занимал госпиталь. В настоящее время в школе углубленно изучают иностранные языки. В старших классах предметы преподают на французском и английском, дополнительно изучают латинский, испанский, немецкий. Обучение проходит по экспериментальным программам.

Незнакомая Пермь

Этот город расположен далеко от столицы нашей родины. Мало кто знает, что когда-то его называли Пермь Великая. Она много дала нашей стране в царское время и продолжает это делать до сих пор. Но Пермский край — это не только промышленность, но также чудесная природа. Город неизменно привлекает желающих заняться рафтингом, трекингом, пойти в поход.

Известен и геологический памятник — Кунгурская пещера. Он расположен в 100 км от Перми и является туристическим объектом. Внутри находятся а также таинственные озера. Пещера протянулась на 5,7 километра. Особенно красиво внутри нее, когда там проводится лазерное шоу.

В этой статье мы рассказали о Перми — старинном и загадочном российском городе. На туристов, побывавших в нем, он оказывает самое благоприятное впечатление. Хотя некоторым людям, особенно прибывшим из столицы, Пермь кажется излишне провинциальной. Отзывы о городе противоречивы. Посетите его самостоятельно, чтобы понять, нравится он вам или нет.

Первые поселения на территории Перми появились в древнейшие времена – археологи обнаружили и изучили исторические памятники (более 130), созданные нашими предками с каменного века до периода позднего средневековья.

У этимологов две основные версии - название города произошло либо от видоизменения слов «Парма», либо «Пэра Маа». На языке древнего народа веси первое переводится как «возвышенность, поросшая еловым лесом», а второе (с коми-пермяцкого) - «дальняя земля».

Основанием создания города послужили обнаруженные в месте соединения рек Ягошихи (Егошихи) и Камы богатые запасы медных руд.

История самой Перми берет свое начало с 1723 г., когда был построено первое медеплавильное предприятие и поселок при нем. Кстати, место будущей столицы Прикамья было подобрано широко известным историком, географом В. Н. Татищевым. А в 1780 г. Екатерина II издала Указ, повелевающий создать здесь уездный город.

Его герб, утвержденный через три года, сохранился без изменений до наших дней: идущий на четырех лапах серебряный медведь (символ плодородии, и самое почитаемое у народа коми животное) на красном фоне. На спине у него Евангелие в золотом окладе, символизирующее просвещение, которое пришло в эти края благодаря христианским проповедникам. Венчает герб, выполненный в форме геральдический щит, серебряный равносторонний крест.

Сегодня Пермь – крупнейший промышленный и научный центр России, первый по значимости в ее восточной европейской части. Ведущие отрасли представлены машиностроением (с большой долей предприятий ВПК), нефте – и газопереработкой, химией и нефтехимией, электроэнергетикой, деревообработкой, полиграфией и пищевой промышленностью.

Город раскинулся на территории почти 800 кв. км и входит в тройку самых крупных российских мегаполисов (после Москвы и Санкт-Петербурга). Исторически сложилось, что градообразующей осью стала Кама – главная водная артерия Западного Урала, приток Волги. Вдоль ее берегов Пермь протянулась на 70 км и уступает по протяженности среди российских городов только «северной столице» и Сочи.

Благодаря пересечению трансконтинентальных автомобильных, железнодорожных и авиационных трасс город стал крупным транспортным узлом с развитой инфраструктурой и значительным логическим центом всего уральского региона. Кроме того, по Каме можно водным путем попасть как в южные моря (Каспийское, Азовское, Черное), так и северные (Балтийское и Белое).

На автомобиле в Пермь лучше добираться, воспользовавшись трассой федерального значения Москва – Чита.
Воздушные перевозки по российским просторам и за их пределы осуществляются аэропортом международного значения "Большое Савино», имеющим необходимую таможенную и пограничную инфраструктуру.

Н.А.Швецова.

Краткая история посёлка Майкора (с XII – XIXвек).
I глава - Краткая история Пермского края.


Краткая история Пермского края.
Впервые слово «Пермь» встречается в выдающемся памятнике Древней Руси начала XII века «Повести временных лет». Среди народов, которые «иже дань дают Руси», названа и Пермь. Если учесть, что первые походы русских на Урал проходили севернее бассейна Камы, то словом «пермь», вероятнее всего, первоначально называли население вычегорского бассейна, предков коми – зырян. Впоследствии эта территория в русских летописях именовалась Пермью старой, Пермью Вычегодской. По мере знакомства русских с коренным населением, название «пермь» закрепляется и за землями. В отличие от Перми Вычегодской, верхнекамские земли стали известны под именем Перми Великой. Это название встречается в письменных памятниках XIV века: в Троицкой летописи за 1324 год, при описании похода брата Ивана Калиты Юрия (Долгорукого) Даниловича в 1324 году, в «Житии Стефана Пермского» (1396г) и др.
Слово «Пермь» пришло от финно-язычных вепсов (или их называли весью). Вепсы занимали территорию между Онежским и Ладонежским озерами, через них проходили торговые пути новгородцев на европейский север в Заволочье. Встретившись с вепсами, новгородцы узнали, что далеко есть ещё земли, т. е. за их рубежом. На языке вепсов земля далекая и называлась «Пера ма» (Мы до сих пор произносим «перемь»).
В официальных источниках XV – XVII веков древнее население верхней Камы обозначалось как пермяне, пермячи, пермяки (Не стоит путать с коми – пермяками. В советские годы «коми это жители Прикамья, в отличие от «коми - зырян»).
В пермские земли за пушниной и данью направлялись новгородские ушкуйники и до XIV – первой половины XV века земли по Верхней Каме считались волостями Новгорода Великого.
Вслед за купцами и дружинниками пришли на берега Камы русские крестьяне. Разные причины вели их к пермяцким поселениям: гнет феодалов, несправедливый суд, желание поселиться на свободных землях, просто спасались от врагов. Но богатые пермские земли привлекали и московских князей. После присоединения Великого Новгорода к Москве верхнекамские земли стали частью Русского государства. И в Перми Великой стали возникать русские поселения. Так пришедший на московскую службу двинский боярин Анфал Никитин на рубеже XIV – XV веков основывает на верхней Каме городок, а вологодские посадские люди Калиниковы построили варницы по притоку Камы – реке Боровой – и положили начало солеварению. А в 1430 году возникает новое поселение – город Соль Камская (Соликамск).
После проникновения русских в пермские земли начинается христианизация населения. В 1455 году «владыко Питирим в Пермь Великую приездил на Чердыню крести святой вере чердынцов».
В 1451 году великий московский князь Василий Васильевич посылает сюда своего наместника – князя Михаила Ермолаевича. В 1472 году на Урал было направлено московское войско во главе с князем Федором Пестрым и устюжским воеводой Гаврилой Немедовым. В этом году Пермь Великая была окончательно присоединена к Русскому централизованному государству. Станицей этого края стает город Чердынь. Первые уральские города были одновременно и крепостями:
- за «каменным поясом» было сибирское ханство, на юге – Казанское.
Часто русские и коми – пермяцкие поселения страдали от набегов, но два народа вместе отражали нападения. Русские поселения возникали чаще в северной части верхнекамья: густая тайга была защитой от конницы казанских ханов. Однако после победы Ивана Грозного над Казанью стали появляться поселения и на юге. Но это перемирие было настолько не надежным, что Иван IV разрешил богатым купцам из Соли Вычегодской Строгановым строить на этих землях крепости, набирать гарнизоны и содержать их за свой счет, охраняя восточные границы государства. Царь позволил «пожаловать их велеть» землями по Каме от устья Ласовы до устья реки Чусовой в 1558 году.
В том же году был основан городок Канкор, затем Кергедан, и получивший название Орел – городок. Строгановы освобождали переселенцев от уплаты «тягла» и многих других повинностей, щедро наделяли землёй, на протяжении 146 верст быстро вырастали новые деревни.
В 1568 году они получили земли по реке Чусовой, а через 30 лет их земли самые обширные в России, протянулись до реки Ошап.
Основными занятиями крестьян были:
- земледелие;
- вываривание соли;
- рубка леса, строительство домов, дорог;
- добыча пушнины, лебяжьего пуха;
- иногда становились защитниками восточных границ (хотя после завоеваний Ермака Сибири эта необходимость отпала).
В своей вотчине Строгановы были полноправными хозяевами, они сами вершили суд и управление, селили крестьян, занимались рыбными и соляными промыслами. Центром вотчины стал Орел – городок.
В XVI веке в Прикамье было два уезда – Соликамский и Чердынский. Это были довольно большие города для того времени:
В 1579 году в Чердыни было 290 дворов с населением 326 человек мужского пола, 67 лавок, 5 кузниц, а в Соликамске – 190 дворов, 201 человек мужского пола, 27 лавок, 16 соляных варниц.
В XVIII веке, когда Петр I начинает войну со Швецией Урал стает центром строительства новых заводов, одним из основных поставщиков меди и чугуна. В крае появляется привилегированное крепостное заводовладение. Государственные крестьяне были приписаны к частным заводам. Положение прикамских крестьян было крайне тяжелым. В разгар полевых работ их отрывали от земли и заставляли идти на заводы (порой путь был более 500 верст). Крестьяне за свой счет покупали хлеб и корм для лошади по ценам втрое выше, чем в своём уезде.
Приписная система отрицательно сказывалась на развитии сельского хозяйства. Есть документы, которые свидетельствуют об отказе крестьян идти на заводы.
В вотчинах Строгановых и их наследников строили предприятия (к концу XVIII века было 12 заводов).
В последней четверти XVIII века почти вся территория Прикамья (Пермской губерни) с 1797 года поделена на 12 уездов.