Причины возникновения дедовщины. Про дедовщину! Что делает её столь живучим явлением? Еврорадио: А у вас мы можем некоторые нюансы уточнить



Недавняя гибель военнослужащего Александра Коржича и вскрывшиеся акты неуставных отношениях в учебном центре в Печах вызвали волну общественного возмущения. Об издевательствах старослужащих над молодыми солдатами вновь заговорили во весь голос...

«Тебя взводный колотит по морде...»

Чтобы победить тяжелое заболевание, надо верно понимать его причины. Отчего и почему товарищи по оружию, с минимальной разницей в возрасте и в сроках службы, творят такое насилие друг над другом? И всегда ли и везде была эта самая «дедовщина»?


Неуставные взаимоотношения - бич почти любой армии. Эрих Мария Ремарк описывал это явление в армии Германской империи, Гомикава Дзюнпэй в своем знаменитом романе «Условия человеческого существования» - в армии императорской Японии. В кавалерии ВКЛ пьяные шляхтичи-«товарищи» стреляли из пистолетов в яблоки, положенные на голову своих военных слуг - «пахоликов». Во время моей срочной службы нас занимал вопрос - а была ли дедовщина в царской армии? И после какого срока там становились «дедами»? С учетом того, что «дембеля» от царя приходилось ждать 25 лет, в «духах» там пришлось бы ходить лет 12 с половиной...

Но в армии Российской империи дедовщины не было - там была «дядьковщина». К молодым рекрутам приставлялись старослужащие-«дядьки». «Скажи-ка, дядя, ведь недаром...» у Лермонтова - это и есть обращение молодых бойцов к «дедушке». Но роль «дядек» сводилась скорее к обучению и выполнению патронажа над новобранцами. А мордобоем и издевательством занимались унтер-офицеры и, собственно, сами офицеры.

Некоторые «унтеры» соревновались, кто больше зубов вышибет у солдата с одного удара. Кроме неформальной кулачной расправы, законом были прописаны и уставные телесные наказания - порка шпицрутенами, например. Приговор к нескольким тысячам ударов такими гибкими длинными прутьями фактически означал медленную и мучительную смерть. Официальные телесные наказания для «штрафованных» в армии Российской империи просуществовали до 1904 года и были вновь восстановлены для «защитников отечества» во время мировой войны в 1915 году. Рукоприкладство тылового поручика в отношении казака-фронтовика, имевшего ранения и Георгиевский крест, стало причиной восстания на Гомельском пересыльном пункте осенью 1916 года. Полицией в одном из солдатских рундуков в Гомеле тогда были найдены такие стихи:

Тебя взводный колотит по морде,
А фельдфебель ногой бьет в живот,
Через них в батальон попадешь ты
И тюремную жизнь понесешь...

Но уровень насилия зависел от позиции командования части. Лучшие офицеры всегда выступали против унижения подчиненных. В 1903 году поручик Куидоров, служивший в 160-м пехотном Абхазском полку, расквартированном в Гомеле, приказал вестовому в офицерском собрании языком вылизать ему сапоги - у нижнего чина не оказалось под рукой щетки. Но командир полка отправил изобретательного поручика под арест.

«Все там были товарищи, все там были друзья...»?

Впервые телесные наказания были отменены в армии Великой Французской революции. В Красной Армии - разумеется, тоже. Хотя рецидивы рукоприкладства со стороны бывших унтер-офицеров, занявших в РККА многие командные посты, иногда случались - но с этим жестко боролись. Мой дедушка проходил в начале 30-х годов срочную службу в Москве. Ни о каком брутальном «неуставняке» тогда и речи не шло - любой популяризатор «дедовской» идеи рисковал быть обвиненным в создании «контрреволюционной группировки». Но встречались различные шутовские процедуры, вроде предложения молодому матросу на флоте «принести ведро компрессии». Подобные ритуалы традиционно практиковались и в ремесленно-цеховых, и в рабочих сообществах, например, у шахтеров - они должны были изначально указать «профанам» их положение.

Для достижения полного социального равенства в Красной Армии были уничтожены сами понятия «солдат» и «офицер», отменены погоны и привилегии. Но логика государственной иерархии диктовала свое, и в 1935-1940 годах офицерские звания были вновь восстановлены.

Гомельчанин Александр Василенко приводит воспоминания своего отца. Осенью 1943 года житель Корюковского района Черниговской области Федор Василенко был мобилизован в Советскую Армию и отправлен на фронт под Гомель. Мать справила ему новые сапоги, но по прибытию в часть старослужащие предложили ему «поменяться». По воспоминаниям уроженца Беларуси Василия, служившего в конце 40-х на Северном флоте, дослуживавшие там фронтовики часто меняли свою старую форму на новую - у «салаг».


Но в целом на фронте воевали дружно, практиковалась взаимовыручка и коллективизм. Почти как в песне: «Парня встретила дружная, фронтовая семья...» Сим и победивши. Проявления же особого статуса старослужащих, особенно - воевавших, в первые годы после войны носили скорее символический характер. О такой же примерно «дедовщине» неоднократно рассказывали автору и те, кто служил в Советской Армии в 50-60-е годы. Гомельчанин Владимир Михайлов проходил срочную в 50-е годы в ВДВ на Дальнем Востоке. Служба в десанте была тяжелая - прыжки, стрельбы, многокилометровые марш-броски по сопкам, постоянные учения. Но старослужащие чаще помогали молодым, чем издевались над ними. Правда, к этому времени уже сформировалось деление на «стариков» и «молодых» со своими табу и неписанными ритуалами, особенностями ношения формы и так далее. Но избиения и третирование молодых было скорее исключением из правил. Однако к 70-м годам, по мере общей деградации на фоне «застоя», дедовщина стала носить все более криминальный характер...

«Душары, вешайтесь...»

Автор призывался в СА уже в 80-е годы. О том, что нас ждет, хорошо знали все. Когда мы ехали в поезде, договаривались - дадим отпор, дружно станем против дедов. Но вот мы в учебном полку ВВС в подмосковных Ватутинках. Хорошо помню свой первый день в учебке - после помывки в бане, выдачи х/б и распределения по ротам стоим перед казармой. «Построение в роте, бегом - марш!» - и мы бежим по лестнице на 2-й этаж в наше расположение, а на нас сыплются градом ремни сержантов-старослужащих и матерные ругательства. Было такое ощущение, что ты попал в большой сумасшедший дом. Все - бегом, кругом крик, мат, гогот.


Наш командир взвода на занятиях и в казарме был редким гостем. Все делали четыре сержанта - один «помаз»-полугодичник, «черпак»-годичник и два дедушки. Кулачная работа выпадала на долю двух первых. Любимое развлечение сержантов было «проверить душу» - нанести удар кулаком в грудную клетку. По лицу почти не били - чтобы не оставить следов. Признак особой лихости - смять кулаком пуговицу на солдатском кителе. Сержант Иванов из соседнего взвода, интеллигент в очках в металлической оправе, заступая дежурным по роте, любил ударить в пуговицу штык-ножом. Оптика, видать, у сержанта была хорошая - и бил он без промаха. Правда, штыки эти были от старого АК-47, с закругленным, не заточенным концом. Наш «черпак», атлетически сложенный сержант Зык, мог ударом сапога поднять на воздух отжимающегося от пола «духа». Ко мне он, правда, благоволил - уроженец брянских Клинцов, он считал гомельских земляками.

Били и для развлечения, и в «педагогических» целях. Мы учились на радиотелеграфистов, по ускоренной программе. Поэтому азбуку Морзе лишенным музыкального слуха вколачивали ударами деревянной указки по голове. Эту увесистую палку сержанты в духе военной образности называли «Биг файер» - видимо, по классификации НАТО. А еще сажали на «сержантский стул» - в позу горнолыжника с согнутыми коленями, и в таком положении заставляли принимать «морзянку» на скорость. Когда человек начинал сползать по стенке, могли заставить другого курсанта держать иголку под его ягодицами. Иногда «душары» принимали радиосигналы, отжимаясь от пола - в это время сержант также мог дублировать «Ба-а-ки те-кут», «Фи-ли-мо-он-чики» ударами палки по голове.


Но самым страшным наказанием считалось направление с каким-либо поручением в узел связи. Наш учебный полк был кадрированным - то есть предназначенным к развертыванию в полноценную боевую часть на случай военного времени. Поэтому его ядро, помимо 4-х учебных рот радистов, кабельщиков и «засовцев», составляло кадровое подразделение - «узел связи». По негласной традиции, ни один молодой не мог переступить его порог, не получив как следует от местных старослужащих. Грозой всего полка был сержант этого узла Колесников, 12 раз подтягивавшийся в 24-килограммовой гирей на ногах. Практически настоящие пытки применяли в автовзводе - провинившегося «духа» клали лицом под выхлопную трубу работающего двигателя, пока он не начинал задыхаться.

После отбоя сержанты устраивали развлечения - заставляли самых отъявленных доходяг поднимать гири или бороться. Еще были «полеты на СК-2». Так, в духе искрометного армейского юмора, назывались солдатские кровати - 2-й ярус. За 15 секунд мы должны были на них «отбиться», за 45 секунд - выполнить команду «подъем». В последнем случае спрыгивать со второго яруса нужно было обязательно через спинку кровати. Один курсант, застряв между прутьями, сломал таким образом ногу. А рязанцу Васе Староверову колено раздавило во время погрузочных работ, между двумя бревнами - сержанты не разрешали брать тяжести втроем или вчетвером, только - вдвоем. Зачастую хозработы носили характер бессмысленного занятия - для заполнения свободного времени. Иногда курсанты ставили рекорды грузоподъемности, которым могли позавидовать и строители египетских пирамид - например, силами двух взводов и с помощью металлических труб-рычагов мы поднимали на машину вагонную двухосную тележку.


Сопротивляться «дедовщине» было почти невозможно. Во-первых, в отличие от молодых, старослужащие представляли из себя хорошо слаженный коллектив. Во-вторых, наши «деды» были еще и нашими непосредственными начальниками - и любое физическое противодействие в этом случае являлось бы воинским преступлением. При этом жаловаться на «дедов» было нельзя по неписанному «кодексу чести». В то же время сержанты преспокойно стучали на нас вышестоящему командованию. Старослужащие убеждали нас: «Мы тоже через это прошли. А станете и вы дедами - у вас тоже будут свои духи». Также сплоченность молодых подрывалась и тем, что сержанты-старослужащие заводили среди них своих любимчиков, которые получали мелкие поблажки, а со временем - ефрейторские лычки, обещания оставить в учебке и так далее. Классическая схема управления и манипуляции почти государственного уровня.


Одним из немногих в нашей роте, кто открыто не подчинялся беспределу дедов, был аварец из Дагестана. Сержанты побаивались его и тихо ненавидели. Но не преминули сдать непокорного горца, как только представился удобный случай - после драки с другим курсантом в бане. Тот случайно плеснул кавказцу кипятком на одно болезненное место и был жестоко избит тазиком. Бешенного «дага» чуть не посадили - от военного трибунала его спас только приезд родителей. И видимо, не с пустыми руками.

А вот что до солдатского жалованья, как и на переводы из дома, то на них в СА никто не покушался. Рядовой получал 7 рублей, старший сержант получал около 20 (примерно 50 и 150 белорусских деноминированных рублей соответственно). В самом худшем случае старослужащие могли предложить «угостить» их кофе и овсяным печеньем в «чипке». Продуктовые посылки из дома делились на всю роту.

Печи для солдат

Нынешний 72-й гвардейский Объединенный учебный центр в Печах под Борисовом, где произошла трагедия с Александром Коржичем, был широко известен еще в Советской Армии. «В русских печах хлеб пекут, а в борисовских - солдат е...ут» - гласила незамысловатая армейская поговорка. Про Печи по всему Советскому Союзу ходили байки и легенды - дескать, порядок там такой, что даже листья заставляют красить.


Гомельчанин Александр Иваненко попал в Печи осенью 1973 года и учился там на механика-водителя БМП. По его словам, порядки были жесткие - но «дедовщины» не было. Офицеры - культурные, корректные. Сержанты гоняли будущих мехводов страшно, с полигона они не вылезали. Но как правило, все делалось по уставу, физическая сила применялась редко. И, как говорит Александр - «за дело». Основным наказанием для отстающих было натирание полов мастикой - по ночам, после отбоя. В мотострелковой дивизии в Уручье, куда Александр попал после Печей, деление на «дедов», «помазов» и «молодых» было четкое. Но в основном выражалось в том, что младшие призывы выполняли за «дедушек» наиболее тяжелые и грязные работы. Только один раз «дед» ударил Александра - для него это был такой шок, что он в ту же ночь оставил часть. Всю ночь просидел у костра на полигоне, наблюдая за полетами «трассеров» над стрельбищем. Но на следующий день все же вернулся в часть. Ожидал самых суровых кар - но его сержанты страшно обрадовались, увидев беглеца. Никакого наказания за самоволку гомельчанин не понес. А вот обидевший же его «дед» ушел на дембель под самый Новый год. Однако та дивизия в Уручье была образцово-показательной. В многих же других частях «попроще» дедовщина уже расцветала махровым цветом, росло количество дезертирства, самоубийств и расстрелов сослуживцев. При этом многое зависело от рода войск, конкретной части и ее командования - например, в пограничных войсках СССР, несших службу зачастую в боевых условиях, «неуставняка» не было или почти не было.

Причины дедовщины исследователи сегодня называют разные. Одни считают, что первые «деды» появились в 1968 году, когда происходил переход с 3-летнего на 2-летний срок службы. По другой версии, что ее сформировали уголовники, которых также стали призывать в армию. По мнению третьих, «казарменное хулиганство» занесли в армию «пэтэушники» и дворовая шпана, в 70-е годы окончательно отбившиеся от рук. На мой взгляд, все эти гипотезы в лучшем случае содержат только часть истины. Например, тюремные понятия сильно отличаются от армейских.


Говорят также, что «дедовщина» стала расти после ликвидации института ротных старшин сверхсрочной службы. Ранее такой старшина, напоминавший царского фельдфебеля или вахмистра, жил и ночевал прямо в роте и постоянно следил за порядком.

А что же армия РБ? Уже в 90-е годы тут начались изменения - «дедовщина», казалось, пошла на спад. Ведь теперь стали служить рядом с домом и зачастую - вместе с земляками. Поэтому в лихие 90-е некоторые «борзые» молодые могли пообещать зарвавшемуся «деду» мгновенную карму - с помощью друзей с воли и прямо возле части. Или заслуженное возмездие по месту жительства - после увольнения в запас. К разоблачению казарменных преступлений стали подключаться и общественные правозащитные организации, и независимая пресса. В 2000-х, в связи с общим курсом на жесткое «наведение порядка» в государстве, неуставные взаимоотношения вообще должны были остаться в прошлом. Гомельчанин Владимир, два года назад отслуживший в железнодорожных войсках, говорит:

Сейчас дедовать - себе дороже. Молодые, чуть что, сразу пишут рапорта и заявления. Даже в бане командиры всех внимательно осматривают - не дай бог у кого синяк заметят.

И вот - очередная шокирующая трагедия в Печах. Что же происходит? Сегодня дедовщина приняла в значительной степени иной характер, чем в Советской Армии. Вооруженные силы меняются вместе с обществом. И если на гражданке сегодня в качестве главной ценности навязаны деньги, то и в армии - «бабки рулят». Уже давно в войсках РФ или Украины неуставные отношения превратилась в казарменный рэкет. И в случае с Александром Коржичем из белорусских Печей, и в других эпизодах, фигурируют крупные суммы денег, которые родные переводят солдатам, чтобы те могли откупиться от издевательств. Шокирует и то, что «в доле» с «дедами оказываются и некоторые командиры, которые с платежными карточками своих подчиненных разъезжают по магазинам и ночным клубам. Возможно, именно коммерческая составляющая современных неуставных отношений, вкупе с участием в ней начальствующего состава, служит одной из причин того, что дедовщина в ВС РБ стала более скрытой? И поэтому официальная статистика показывает резкое снижение правонарушений в войсках. Очевидно также, что многое по-прежнему зависит от конкретных частей и их командования - в одних частях белорусских ВС дедовщины почти нет, в других она практикуется «по полной».

Еще одним отражением современных нравов являются и ранее неслыханные сексуальные домогательства в армии.

Андрей из Светлогорска рассказывает:

Я призывался в 2000 году. В Печах отбирали всю зарплату, за исключением стоимости пачки «Астры». Плюс отдельно надо было оплатить «перевод» из «слонов» в «свистки», затем в «черпаки» и «деды». Стоимость перевода доходила до 50 баксов. Новую форму себе на дембель берут деды. И ни одного возбужденного дела по дедовщине, зато из моей роты посадили солдата за побег. Он бежал после того, как деды били и издевались над ним целую ночь. Дедам же ничего не было. Фамилия его была Киселев, призывался из Новополоцка. Так же постоянно практиковалось «проп...ние» - систематические побои без причины. «Готовь фанеру», «заряжай лося» и так далее. У людей были сломанные грудные клетки, тело у молодых вечно сине-зеленого цвета. В моей роте сержант облил ночью одеколоном рядового, и поджег. Я нашел сержанта в соцсетях, сейчас он работает пожарником. И в сети есть его фотки в Хатыни! Подожженный солдат получил тяжелые ожоги, но никого не наказали.


Неуставные отношения были или есть почти во всех армиях мира. Любая армия - жесткая иерархическая организация, основанная на насилии. Рядом с узаконенным принуждением всегда гнездится нелегитимное насилие. Полным решением проблемы может быть только радикальное изменение самой природы вооруженных сил - как и общества, которому они служат. А в реалиях сегодняшнего дня практика показывает - покончить или существенно ограничить казарменный произвол удается прежде всего с помощью общественного и родительского контроля. Не за военной техникой и прочими секретами, конечно. А за тем, как живут между собой наши дети в военной форме. Чтобы они не приходили домой грузом «200» -в мирное время, чтобы возвращались на долгожданный «дембель», сохранив физическое и психическое здоровье...

Важная тема, о которой сейчас пишут многие СМИ - это дедовщина в белорусской армии, все обсуждают недавний случай со смертью солдата Александра Коржича и ту позицию, которую заняли власти - сперва объявили, что Саша мол "повесился сам", но после общественного резонанса всё же признали, что это было убийство и возбудили уголовное дело.


Дедовщина и в белорусской, и в российской армии имеет свои корни в СССР и сохранилась с тех пор в фактически незименном виде. Как и во многих других сферах, в военной сфере в СССР было перевёрнуто всё с ног на голову - контрактные армии западных стран, куда идут служить подготовленные, мотивированные и профессиональные люди, получающие за это достойные деньги, назывались почему-то "позорными наёмниками", зато призывное стадо из вчерашних школьников, бесплатно с оружием в руках "отдающим долг родине", считали верхом развития. В общем, всё как в сказке про Джельсомино, где красный сыр называли зелёными чернилами.

Итак, в сегодняшнем посте мы попробуем разобраться, как и почему возникла дедовщина в СССР, что она из себя представляла и как она связана с дедовщиной в современной армии.

1. С чего всё началось.

Фанаты СССР любят рассказывать о том, что дедовщина в советской армии появилась только в Перестройку - мол, почитайте публикации тех лет, сколько там рассказов об этом явлении! Но на самом деле дедовщина появилась значительно раньше - просто в эпоху Перестройки была объявлена гласность, и о таких случаях стало принято писать в прессе и рассказывать по телевидению.

Уже в 1940-1950-е годы в советской армии существовало то, что сейчас можно классифицировать как дедовщину, хотя "официально" такого названия тогда ещё не было. Дело было в том, что после окончания Второй мировой войны в 1945 году из рядов вооруженных сил не были демобилизованы многие воевавшие солдаты, что порождало определенные неуставные отношения между повоевавшими старослужащими и "салагами-новобранцами". Думаю, и в те годы в казармах случалась всякая жесть, просто о ней было не принято говорить. Старший брат моего отца погиб в советской армии в пятидесятые годы - по официальной версии, указанной в похоронке - утонул, хотя что там произошло на самом деле - думаю я не узнаю уже никогда.

Вторая волна неуставных отношений началась в 1967 году - именно тогда вышел указ о сокращении сроков службы с 3 до 2 лет в сухопутных войсках и с 4 до 3 лет во флоте. Разумеется, старослужащие стали испытывать острую неприязнь к "салагам", что уйдут на гражданку на целый год раньше, чем они. Мой отец как раз служил в СА в конце 1960-х и кое-что рассказывал об этих неуставных отношениях - скажем, вполне в порядке вещей была ситуация, когда спавший на нижнем ярусе койки "дедушка" будил спавшего наверху "молодого" поджопником через матрас. Впрочем, мой отец служил в осназе, который считался элитными войсками, и дедовщина там была выражена слабо - туда набирали, в основном, людей со средним либо высшим техническим образованием и только из славянских республик, так что дедовщина там носила, скорее, символический характер. Самая жесть творилась в мотострелковых частях ("махре"), стройбате, автомобильных войсках, службах тыла и прочем подобном, куда набирали крайне разношерстный контингент со всех советских республик.

Масла в огонь добавило и то, что одно время в советскую армию призывали и уголовников - так произошло из-за демографического провала, образовавшегося после Второй мировой войны, а Политбюро ЦК КПСС хотело во что бы то ни стало держать количество солдат в СА на уровне 5 миллионов человек - это позволило закрепить в казармах тюремные порядки.

Ещё часто пишут, что дедовщины не бывает в боевых частях - это не совсем так. Я читал много воспоминаний солдат-"афганцев", и очень многие рассказываю про царившие в казармах неуставные отношения.

2. Что из себя представляла дедовщина в советской армии.

Как я уже написал выше, в меньшей степени дедовщиной были поражены войска, считавшиеся в СССР "элитными" - осназ, разведка, войска спецназначения, ВДВ и ракетчики - сюда старались набирать образованных, подготовленных и более-менее приспособленных к службе в армии людей, плюс сама специфика войск не позволяла сильно развиться неуставным отношениям - в осназе и у ракетчиков в частях было очень мало солдат и много офицеров, ВДВ и спецназ много тренировались и практически не расставались с боевым оружием. Была своя специфика и у пограничников - солдаты часто ходили в дозоры с боевым оружием, что тоже минимизировало "неуставные отношения" - никто не хотел получить в лесу пулю в спину.

Зато у мотострелков, в стройбате, автомобильных войсках и всяких тыловых службах дедовщина цвела полным цветом, и в казармах многих частей царили почти уголовные порядки. Иерархия была следующей - "духом" назывался солдат, который прослужил менее года. Это была самая унижаемая и третируемая каста, которая должна была выполнять все поручения старослужащих (нередко унизительные и бессмысленные). Прослужив год, "дух" превращался в "черпака" - это была средняя прослойка между "духом" и "дедушкой". "Дедами" становились те, кто прослужил полтора года и кому, соответственно, оставалось полгода до дембеля.

"Духи" должны были делать в казармах всю грязную работу, выполнять любые поручения "дедушек" (в том числе и явно неуставные); тех, кто пытался как-то противится этой системе - били и унижали, вплоть до "опускания" в тюремном смысле этого слова. До Перестройки такие случаи редко становились известными - неуставные отношения старались не выносить за стены казарм, а самого рассказчика, чего доброго, могли обвинить в "очернении образа советского солдата" - как произошло, например, со Светланой Алексиевич после выхода её книги "Цинковые мальчики". В прессу просачивались лишь совсем одиозные случаи, вроде расстрела Артуром Сакалаускасом семерых старослужащих, что жутко издевались над ним.

Помимо этого, в советской армии существовали ещё и землячества . Землячества были слабо выражены у славян (русских, белорусов, украинцев), но зато были выражены очень сильно у армян, дагестанцев, чеченцев и азербайджанцев. Если в части были 4-5 чеченцев, то часто они устанавливали в казарме свои порядки, заступаясь за "своих" вне зависимости от срока службы.

3. Круговая порука.

Вы можете спросить - а что же офицеры, куда они смотрели? Как же устав, офицерская честь, вот это всё? Скажу сразу, что достойные офицеры, пресекающие неуставные отношения, в армии были и есть, но большинство офицеров полностью устраивала ситуация с дедовщиной. Сама советская армейская система была устроена так, что жить по "букве устава" было невозможно, так как это априори создавало невыносимые условия - ведь по уставу старший по званию может заставить тебя делать вообще всё что угодно, хоть рыть целую ночь канаву "от забора и до обеда".

Поэтому сама система, когда тот, кто прослужил дольше, пользуется некоторыми привилегиями, считалась вполне нормальной. "Старые" напрягают поручениями "молодых" и "следят за порядком" в казармах, такая ситуация полностью устраивала офицеров и на "дедовщину" закрывали глаза. В отличие от солдат (которые через 2 года уйдут "на гражданку" и забудут про армию), у офицера существовала военная карьера, которую очень легко можно было испортить - и поэтому факты "неуставных отношений" старались не выносить за стены казарм, фактически между офицерами и "дедами" существовала некая договоренность - вы "смотрите за порядком", мы закрывамем глаза на нарушения.

Именно поэтому немалая часть смертей и увечий, полученных в результате "неуставных отношений", в документах фигурируют как какие-то случайности, травмы на учениях, самоубийства, оправданиях в стиле "упал с дерева на топор". Даже в случае прямого избиения "духа" старослужащими офицер старался всячески выгородить последних - мол, солдат сам виноват, начал первый и так далее. В противном случае - всплывает факт неуставных отношений, и военная краьера офицера могла пойти под откос.

4. Эхо советской армии.

Как это ни грустно осознавать, но всё вышеперечисленное в практически неизменном виде осталось и в России, и в Беларуси. В Украине после 2014 года, думаю, это распространено в меньшей степени. Буквально на днях в Беларуси произошла страшная история, когда из военной части в Печах привезли труп Александра Коржича с "официальным объяснением" для родных - "самоубийство". 5 октября Министерство обороны и Следственный комитет дали свой комментарий - "суицид, признаков криминального характера не обнаружили".

Родные Александра начали бить тревогу и писать во все СМИ - на теле их сына были обнаружены многочисленные травмы и синяки, после чего с эффектом снежного кома начали появляться публикации на фейсбуке и в СМИ. Видимо, в войсках поняли, что в этот раз "круговой поруокой" не отделаешься, и дело начали расследовать. Оказалось, что Александра нашли повешенным "со связанными ногами и с майкой на голове", после чего Следственный комитет в итоге возбудил уголовное дело о дедовщине. При этом "по инициативе Министерства Обороны" был заблокирован сайт zvarot.by, на котором собирались подписи о расследовании дела Александра Коржича.

И я думаю - а сколько же ещё было таких смертей из-за неуставных отношений, замаскированных в итоге под "самоубийства, самострелы, случайности на учениях"? Думаю, немало - и о большинстве из них мы никогда не узнаем. Как не узнаю никогда и я, от чего на самом деле погиб мой дядя в советской армии в пятидесятые годы.

А вы знаете что-нибудь про случаи дедовщины в СССР или сейчас?

Напишите в комментариях, интересно.

Максим Мирович

Дедовщина (аналог в ВМФ - годковщина ) - ранее в Вооружённых силах СССР, в настоящее время в ВС Российской Федерации, а также ряде армий стран СНГ форма насилия, основанная на неуставных доминантно-статусных отношениях между военнослужащими; наиболее распространенная форма неуставных отношений, представляющая собой нарушение уставных правил отношений между военнослужащими срочной службы, основанная на неформальном иерархическом делении солдат и сержантов по призыву и сроку службы.

Идеологическую основу дедовщины составляют традиции, обычаи и обряды, передаваемые от призыва к призыву. Зачастую указанные традиции и обряды сопряжены с фактами унижения чести и достоинства военнослужащих позднего призыва военнослужащими призыва более раннего. Нередко с целью поддержания авторитета и понуждения «молодых» к выполнению определенных хозяйственных работ в отношении последних может применяться психологическое или физическое насилие. Имеют место случаи, когда в результате побоев военнослужащим были причинены тяжкие, либо средней тяжести телесные повреждения. В исключительных случаях бывают и летальные исходы.

Особенности как правонарушения

Следует принимать во внимание, что неуставные взаимоотношения - понятие более широкое, чем «дедовщина». Неуставные взаимоотношения включают в себя весь спектр отношений между военнослужащими, которые не описаны в общевойсковых уставах (в том числе отношения начальник-подчинённый, подчинённый-начальник). «Дедовщина» в узком понятии охватывает только те нарушения уставов, которые связаны с взаимоотношениями между военнослужащими старшего и младшего призыва.

Кроме того, современная наука уголовного и административного права различает преступления, совершенные в рамках так называемых «дедовщины» и «казарменного хулиганства». Отличительным признаком является субъективная сторона правонарушения. В первом случае умысел правонарушителя направлен на утверждение своего статуса как старослужащего, принуждение молодого солдата к выполнению хозяйственных работ, совершению определенных ритуалов, связанных с традициями «дедовщины» и т. п. Во втором случае противоправные действия правонарушителя мотивированы личными неприязненными отношениями, межнациональной, межэтнической, религиозной неприязнью, имущественными взаимоотношениями, внезапно возникшими неприязненными отношениями и т. п. (комментарий уголовного кодекса к статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности, чести и достоинства; Ведомости Верховного Суда СССР, Верховного Суда Российской Федерации (судебная практика)).

Таким образом, нарушения в рамках «дедовщины» уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, не состоящими в отношениях подчинённости, можно квалифицировать как посягательства военнослужащих более старшего призыва на права, честь, достоинство и личную неприкосновенность военнослужащих младшего призыва.

Часто явление дедовщины обусловлено непосредственно соотношением физической и духовной силы «дедов, дедушек, ветеранов, старых, дембелей» (господ) и «чертей, духов, душар, чекистов, чека, салабонов, дрищей, молодых, слонов» (рабов).

Один из негативных факторов существования «дедовщины» как явления состоит в том, что данная армейская субкультура серьёзно подрывает авторитет армии среди молодёжи призывного возраста и является одной из причин уклонения от военной службы.

Подобное явление, правда, выраженное не столь ярко, как в армии, также наблюдается в школах, интернатах и других социальных учреждениях. Жертвами обычно становятся физически более слабые, неуверенные в себе или просто младшие по возрасту дети.

Ответственность

Нарушения уставных взаимоотношений по степени общественной опасности делятся на:

  • дисциплинарные проступки;
  • уголовные преступления.

К последней категории относятся нарушения, с объективной стороны подпадающие под диспозицию действующих статей Уголовного Кодекса (нанесение побоев, истязания, действия, грубо оскорбляющие человеческое достоинство, грабеж, разбой, мошенничество и др.). Ответственность наступает в общеуголовном порядке. Действия военнослужащего, допустившего неуставные отношения, которые не подпадают под понятие преступления, следует расценивать как дисциплинарный проступок (нарушение порядка заступления на смену в наряд, принуждение к выполнению хозяйственно-бытовых работ (если не связано с физическим насилием), принуждение к выполнению неуставных ритуалов (так же без физического насилия) и т. п.). В данном случае ответственность наступает в соответствии с требованиями Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил.

История

Социализация мальчиков всегда осуществляется не только по вертикали (взрослые мужчины социализируют мальчиков), но и по горизонтали, через принадлежность к группе сверстников. В этих группах часто формируются неформальные правила и обычаи, следование которым настолько важно для молодых людей, что они в первую очередь руководствуются ими, а не писаными законами и уставами.

«Цук» был откровенным издевательством старших над младшими: от младших требовали не полагающегося юнкерам старших классов отдания чести; заставляли делать приседания, выть на луну; им давались оскорбительные прозвища; их многократно будили ночью и т. д. Офицеры-воспитатели военно-учебных заведений не только знали об издевательствах, многие из них были уверены, что «подтяжка дает младшему классу дисциплину и муштровку, а старшему - практику пользования властью».

Следует отметить, что участие в подобных обычаях в некоторых случаях было относительно добровольным: когда вчерашний кадет, гимназист или студент попадал в стены училища, старшие прежде всего спрашивали его, как он желает жить - «по славной ли училищной традиции или по законному уставу?». Изъявивший желание жить «по уставу» избавлялся от «цука», зато «своим» его не считали, называли «красным» и относились к нему с презрением. К «красному» с особой дотошностью придирались командиры низшего звена - взводные юнкера и вахмистры, а главное - по окончании училища его не принимал в свою офицерскую среду ни один гвардейский полк. Поэтому подавляющее большинство юнкеров предпочитало жить по «традиции», издержки которой списывались на товарищескую спайку.

Первый случай, связанный с неуставными отношениями в Красной Армии, был зафиксирован в 1919 году . Трое старослужащих 1-го полка 30-ой дивизии забили до смерти своего сослуживца - красноармейца Куприянова, уроженца Балаковского уезда Саратовской области 1901 года рождения по причине того, что молодой боец отказался за «дедов» выполнить их работу. По законам военного времени виновные в смерти солдата были расстреляны.

По одной из версий, появление дедовщины в армии было обусловлено следующим фактором. В 1967 году срок службы в СССР сократили с трёх лет до двух. По времени это совпало с первой волной дефицита призывников. Было установлено, что пятимиллионная Советская армия может недобрать по численности целую треть - сказались демографические последствия Отечественной войны .

Вопрос обсудили на заседании Политбюро, и решение было найдено. В армию стали призывать людей с уголовным прошлым, что ранее было совершенно исключено. Идеологически это выглядело как исправление оступившихся сограждан. Однако на деле всё происходит иначе: внутренняя жизнь армии изменяется в худшую сторону. Вместе с уголовным элементом в казармы приходят уголовные порядки, в солдатскую речь проникает воровской жаргон. Копируя тюремные порядки, бывшие уголовники вводят ритуальные унижения и издевательства.

Также, к концу 60-х годов в Вооруженных Силах не осталось командиров, участвовавших в Великой Отечественной войне и из личного опыта знающих, что здоровая моральная обстановка во вверенном им подразделении - залог их собственной жизни.

Эту теорию оспаривает тот факт, что уже в 1964 году ученые педагоги и психологи занимались вопросами дедовщины в армии. Наиболее глубоко это явление было изучено в ходе подготовки диссертации по психологии Глоточкиным А.Д.

Кроме того, по другим данным, при уменьшении срока службы с трёх до двух лет в течение известного времени в одном и том же войсковом подразделении находились и те, кто дослуживал третий год, и вновь поступившие, которые должны были служить на один год меньше. Последнее обстоятельство злило тех, кто уже отслужил два года, но до своего срока оставалось ещё служить. Военнослужащие третьего года службы и вымещали свою злобу на новобранцах.

Иерархические ступени

Значение терминов может варьироваться от традиций рода войск или воинской части, а так-же сроков службы.

Основные определения на армейском сленге для военнослужащих по сроку службы :

  • «Запахи», «дрищи», «духи бесплотные», «карантины» - военнослужащие, которые проходят карантин до присяги.
  • «Духи», «салаги», «бобры», «салабоны», «васьки», «отцы», «малыши», «ежи», «воробьи» (ВВ), «чеки» (ВВ), «чекисты» (ВВ), «щеглы», «ЧИЖи» (бэкроним от «человек, исполняющий желания») - военнослужащие, прослужившие до полугода.
  • «Слоны» (ВДВ и ВВ), «помоза», «шнурки», «гуси», «вороны» (ВВ), «караси» (флот), «молодые», «моржи», «щеглы», «мамонты» - военнослужащие, прослужившие полгода.
  • «Черепа», «черпаки» (бэкроним от «Человек, Еженощно Разрушающий Покой Армейской Казармы»), «борзые караси» (ВМФ), «фазаны», «котлы», «помазки» - военнослужащие, прослужившие один год.
  • «Деды» - военнослужащие прослужившие полтора года. От устойчивого термина «дед» и происходит название явления.
  • «Дембеля», «граждане» (ВВ) (считаются уже почти гражданскими): военнослужащие срочной службы, после выхода приказа об увольнении в запас.

На флоте (по крайней мере до 1990 года) иерархических ступеней было ровно 7:

  • до полугода - «дух» (Существо бесплотное, бесполое, ничего не понимающее, ничего не умеющее, ничего не знающее, годен только для грязной работы, зачастую беспомощен);
  • полгода - «карась» (Пообтесавшийся в условиях реальной службы боец, твердо знает обычаи, традиции и свои обязанности, но из-за нерасторопности «духов» часто бывает бит);
  • 1 год - «борзый карась» (Это тёртый калач. Службу знает крепко. Ответственен за исполнение работ «карасями» и «духами». Физическому воздействию подвергается в исключительных случаях);
  • 1 год 6 мес. - «полтора́шник» (Первая ступень «неприкасаемых». Подвергается только моральному давлению со стороны старослужащих за недосмотр за нижестоящими. «Полторашник» считается самым злым и беспощадным существом. На этой ступени очень отчетливо проявляются люди с низкими моральными устоями);
  • 2 года - «подгодо́к». Наиболее либеральная ступень. Уставшие от морального напряжения «полтора́шничества», особо не «заморачиваясь» служебными проблемами, просто отдыхают);
  • 2 года 6 мес. - «годо́к», или, как вариант, имевший хождение на ТОФе : «саракот» (Видимо, поэтому на флоте «дедовщина» называется «годковщи́ной)». Реально руководящая верховная каста старослужащих. К физическому насилию лично прибегают в исключительных случаях, в основном действуя через «полторашников». В свою очередь, неформальное воздействие на коллектив офицерским составом осуществляется исключительно через «годко́в»);
  • 3 года - «профсоюз», «гражданский» (Это «звание» присваивалось после опубликования приказа Министра обороны об увольнении в запас. «Годок» сразу после приказа Министра обороны неформально признавался уволенным в запас и снятым с довольствия, но поскольку «волею судеб» вынужден находиться в части, содержался якобы на средства флотского профсоюза. Живёт в части или на корабле как гражданское лицо, носящее военную форму).

Традиции перевода на следующую ступень иерархии

Перевод с более низкого иерархического уровня на более высокий осуществляется в ходе ритуала «перебивания», «перевода». Солдат, не пользовавшийся уважением своих сослуживцев или нарушавший принципы дедовщины может остаться «неперебитым» - в этом случае он не имеет права на привилегии более высоких уровней неофициальной иерархии, а приравнивается к «духам» или «запахам». Это случается нечасто, в виде исключения.

Переход на следующий уровень сопровождается причинением физической боли особым ритуальным способом: солдату, отслужившему год (ранее, когда срок службы составлял 2 года) наносятся удары ремнем (бляхой), табуретом или металлическим половником (черпаком) по ягодицам. Количество ударов разное в соответствии с уровнем, на который переводится солдат (например, при переводе из «черпаков» в «деды» полагается больше ударов, чем из «чекистов» в «черпаки»). Перевод из «дедов» в «дембеля» носит символический характер, без применения физического воздействия: будущего дембеля «бьют» по заду ниткой сквозь слой матрасов и подушек, а за него «кричит от боли» специально выделенный «дух». За заслуженные к моменту «перевода» лычки (звание ефрейтора или сержанта) в некоторых частях полагаются дополнительные удары.

На флоте так же существовало немалое количество обычаев и традиций, но стоит выделить лишь два основных, встречавшихся нередко на различных флотах.

  • При переводе из «карасей» в «полторашники» происходит т.н. «смывание чешуи». В зависимости от погодных условий и места действия с «карася» «смывают чешую», выбрасывая того за борт, окуная в прорубь, обливая из пожарного шланга и т.д., стараясь провести обряд перевода неожиданно для «посвящаемого».
  • «разрыв годка» - в момент появления первого печатного варианта приказа Министра обороны «Об увольнении в запас...» (например, в газете) на «годке» разрывается в мелкие клочки вся находящаяся на нём в данный момент военная форма включая носки и нижнее бельё. Ритуал также проводится неожиданно для «годка». После «разрыва» «годок» становится «Профсоюзом», т. е. гражданским. В «разрыве» имеет право принять участие любой военнослужащий вплоть до «духа».

Как правило, «перевод» происходит в первую же ночь после выхода приказа Министра обороны «Об увольнении в запас…» (обычно - 27 сентября и 27 марта), но может и откладываться на несколько дней, так как командование любой части прекрасно осведомлено о процедурах «перевода» и зачастую в первые дни и ночи после выхода «Приказа…» особенно сурово следит за соблюдением Устава.

Распространение явления в зависимости от условий службы

Обычно полагают, что наиболее злостные формы дедовщины характерны для «второсортных» частей и родов войск, в особенности для стройбата , но факты дедовщины нередко вскрываются в частях и соединениях, считающихся «элитными». В погранвойсках дедовщина традиционно значительно менее распространена «…данное печальное явление почти не коснулась погранвойск» . Кроме того, дедовщина мало распространена в авиачастях. Дедовщина не получила широкого распространения в небольших, удалённых частях (для примера - части радиолокационной разведки ПВО).

Причины появления

Существуют различные точки зрения на причины возникновения дедовщины. По мнению некоторых экспертов, происхождение дедовщины напрямую связано с практикой призыва в армию СССР заключённых из тюрем . В таком случае в довоенной РККА (а до этого в армии дореволюционной России) дедовщины не было, и она ведёт своё начало с 1942-43 гг. Именно тогда в действующую армию стали призывать заключённых, которые и внесли часть своей «зоновской» субкультуры в Советскую Армию . Существует также мнение, что «старт» дедовщине был дан в 1960-е годы, в момент сокращения срока службы в Советской Армии (с трёх до двух лет в сухопутных войсках и с четырёх до трёх в ВМФ), когда старослужащие, вынужденные дослуживать свои три или четыре года, начали вымещать зло на пришедших новобранцах, которым предстояло служить на год меньше. Окончательно дедовщина как явление приобрела свой настоящий вид в конце 80-х - начале 90-х годов и во время разрухи первых годов независимости постсоветских государств, когда беспорядок и запущенность армии достигли апогея.

В воинских коллективах, которые формируются за счёт призывников, у командиров отделений, взводов и рот слишком мало формальных рычагов воздействия на рядовой состав. К таковым относятся :

  • выговор,
  • строгий выговор (в отношение рядовых срочной службы выговоры совершенно бесполезны, так как никак не отражаются в военном билете - фактически, единственном документе, который он заберёт с собой из Армии),
  • лишение нагрудного знака отличника,
  • лишение очередного увольнения,
  • объявление наряда на работу,
  • снижение в должности (никаких ценных для солдата должностей он не занимает),
  • снижение в воинском звании на одну ступень (примерно 80% военнослужащих-срочников находятся в низшем воинском звании - рядовой),
  • предупреждение о неполном служебном соответствии (не несёт никаких последствий, не применяется),
  • арест с содержанием на гауптвахте (связан с оглаской, командир пострадает больше, чем провинившийся),

Из приведённого выше следует, что формальных эффективных способов стимулирования солдата-срочника практически не существует. В таких условиях командиры вынуждены использовать ту власть, которая эффективна. Ею и является дедовщина.

Высказывается мнение, что появление дедовщины в той или иной форме является закономерным при наличии ряда провоцирующих факторов, среди которых можно отметить следующие:

  • Закрытость сообщества, невозможность легко покинуть его, тем более - принудительность нахождения в сообществе (в армии - служба по призыву).
  • Недостаточно комфортные условия проживания (теснота, отсутствие горячей воды и прочих удобств цивилизованного общежития).
  • Отсутствие внутренних механизмов, предназначенных для защиты одних членов сообщества от агрессии со стороны других (в армии - за порядок официально отвечают офицеры , фактически они выполняют эту функцию настолько, насколько хотят).
  • Культивируемое в обществе представление об аморальности противодействия насилию с помощью обращения к органам охраны правопорядка или лицам, выполняющим их функции. Проще говоря, представление о том, что «стучать» - подло. В армии - жалоба офицеру на старослужащего, избившего новобранца, автоматически делает этого новобранца «изгоем» среди своего призыва, и, прежде всего, в своих глазах. Однако некоторые считают, что лучше быть «изгоем», чем подвергаться физическому и психологическому насилию, для них моральное презрение сослуживцев в этом случае значения не имеет. Каждый сам выбирает, как ему поступать в зависимости от конкретных обстоятельств.
  • Необходимость выполнения работ, не относящихся к непосредственным целям и задачам сообщества, но отнимающих время и не являющихся популярным (в армии - хозработы). Существует противоположная точка зрения, согласно которой дедовщина развивается в условиях лишнего свободного времени у военнослужащих, и что новобранцу лучше заниматься хозработами, чем сидеть в казарме и быть объектом иерархических экспериментов «дедов».
  • Незаинтересованность руководства в поддержании порядка. В армии офицеры часто поддаются искушению отстраняться от текущей работы, перекладывая её на «дедов».
  • Оценка деятельности руководства по отсутствию официально зарегистрированных происшествий (в армии - даже явные преступления на почве дедовщины предпочитают скрывать, поскольку за выявленные случаи командиров подразделений наказывают). Тем не менее, поскольку следствием дедовщины нередко бывают самоубийства (часто являющиеся следствием унижения, гораздо реже - изнасилования), то факты дедовщины «всплывают», и проводится разбирательство с участием

Сегодня я расскажу, есть ли дедовщина в армии. Перед тем, как ответить на этот вопрос, я объясню, что есть дедовщина в армии, а что — неуставные взаимоотношения.

Дедовщина в армии — это процесс обучения старослужащими (военнослужащие более раннего срока призыва) или по-другому «дедами» молодого пополнения. А неуставные взаимоотношения в армии — это взаимоотношения между солдатами грубо нарушающими требования уставов и обычно являющимися нарушением закона со всеми вытекающими последствиями.

Дедовщина в армии сегодня — миф или реальность?

Как вы поняли, дедовщина в армии и неуставные взаимоотношения в армии — это абсолютно разные вещи. Дедовщина — это когда приходит молодое пополнение, а «деды» или, так называемые «дембеля», военнослужащие более старшего призыва начинают учить их, к примеру, правильно ходить, правильно разговаривать, обращаться к старшим по воинскому званию и т.д. То есть происходит плавное становление военнослужащего и собственно говоря с этого .

Дедовщина в армии и неуставные взаимоотношения в армии

Дедовщина в армии никак не связана с тем, что вы можете увидеть, к примеру, на ютубе, вписав в поиск фильмы про дедовщину в армии . Все, что вы там видите, это неуставные взаимоотношения в армии.

Когда ты приходишь в армию, ты, соответственно, новобранец. Тебе встречаются полугодичники — это такие же солдаты, но они уже отслужили полгода, так называемые «слоны». В общем понимании дедовщина — это когда так называемый старослужащий начинает унижать физически либо морально молодого солдата.

Полезная информация для военнослужащих по призыву:

  • Сколько дней, часов, минут осталось до твоего дембеля.

Но, к счастью, сегодня эта проблема в армии вообщем то сведена на нет. Поэтому, если меня читают матери либо молодые люди, которые только пойдут в армию, запомните: в армии дедовщины нет!

Сейчас разница между дедами и новым пополнением всего полгода. Неуставные взаимоотношения в армии появляются, потому что военнослужащие в армии живут мужским коллективом и у них, конечно же, могут быть разногласия. Эти разногласия появляются по абсолютно разным причинам, даже по бытовым. Так что не думайте, что вся армия построена на том, что деды показывают свое превосходство над молодыми солдатами.

Многие думают что именно так выглядит дедовщина в армии. Но это не так!

В общем понимании дедовщина — это когда старослужащий бьет молодого солдата (так называемого «духа»). Конечно, много зависит от людей, и в каждом воинском коллективе есть такие «гнилые» солдаты, которые начинают рассказывать, какой он «дед» и сколько отслужил.

А по факту при нынешнем сроке службы, какой он может быть «дед»? Он отслужил на 4-5 месяцев больше, чем молодой солдат. Но все же в основном в армии служат более менее адекватные молодые люди, для которых честь и порядочность не пустые слова, и, соответственно, они себя так не ведут.

Молодые люди, сейчас я обращаюсь к вам, запомните, какая бы ни была ситуация всегда держите голову в холодном рассудке. Не давайте верх эмоциям над собой, потому что эта ваша секундная слабость (желание кого то ударить) может привести к необратимым последствиям.

Учитывайте тот момент, что люди военные, в частности солдаты срочники, и все их деяния умножаются на три. Если на гражданке ты ударишь кого-то по лицу, и даже если он напишет на тебя заявление в полицию, то тебе максимум будет административное наказание.

В армии это все умножается на три, если ты ударил солдата, и он написал на тебя рапорт, то тебя 100% посадят на так называемый «дизель» — дисциплинарный батальон (дисбат), там ты можешь отсидеть год, полтора или максимально два года. И вот эта минутная секундная слабость может привести к таким пагубным последствиям.

Поэтому лучше послать такого оппонента на три российских буквы, чем потом кусать себе локти. Подводя итог хочется еще раз сказать: дедовщины как таковой нет. Есть конфликты на бытовом уровне и не совсем адекватные солдаты из старшего призыва, которые думают, что они мега крутые солдаты.

Также, что я хотел сказать в этой статье: в армии есть и дедовщина, и неуставные взаимоотношения. Только дедовщина — это хорошее понятие, процесс обучения молодого пополнения, неуставные взаимоотношения в армии — это любая ситуация, которая нарушает воинские уставы или законы и может привести к плохим последствиям.

Попав в армию, солдат подчиняется строгому распорядку: регулярно проходят утренние и вечерние построения, групповые занятия и занятия на спортивных снарядах, и даже на часы отдыха с просмотром телевизионных программ отводится определенное время. В начале службы также тревожит новобранцев и такое понятие, как дедовщина в армии . Но есть она или нет — решает каждый сам для себя… Все это является «скелетом» армейской жизни и строго контролируется командирами, доводится до автоматизма.

Между тем солдат – все-таки не заводной механизм, и характер любого бойца проявляется в отношениях с себе подобными. «Прижиться» в армии – это еще и установить понимание с такими же, как и ты, призывниками. Тот, кто не «приживется» — станет жертвой «армейской дедовщины ». О том, какое поведение в казарме приемлемо, пойдет разговор ниже.

Как влиться в новый коллектив?

Прежде всего, необходимо усвоить: лидеров не любят в любом коллективе, а особенно их не любят старослужащие. Да и лидеры бывают разные: кто-то слишком «правильный», кто-то превосходит остальных в спортивной подготовке или учебе, кто-то сразу ставит «барьер» между собой и окружающими. Любые «барьеры» в отношениях отделяют человека от группы. В армии необходимо сделать наоборот – влиться в коллектив, стать его частью.


Чем больше у солдата будет друзей из своего призыва, тем лучше. Взаимопомощь, выручка, поддержка товарищей – непременное условие того, что вас будут считать своим. Отдельный разговор – принятие пищи. Если из дома пришла посылка, поделись продуктами с друзьями. Поедание консервов в одиночку – первый шаг на пути к дедовщине в армии . Если все-таки влиться в коллектив по каким-то причинам не получилось, или дедовщина стала реальным кошмаром, жаловаться вышестоящему командованию, писать об этом родным, согласно негласным солдатским правилам, ни в коем случае нельзя. О жалобе обязательно узнают, а письмо могут прочитать, и тогда ситуация намного усложнится. Лучше сразу обращаться в военную прокуратуру с жалобой на неуставные отношения.

Однако нужно помнить, что жалоба жалобе рознь. Одно дело – пожаловаться на зарвавшуюся группу «дедов», и совсем другое – непосредственно на командира, который изнуряет солдат муштрой. В обязанность любого солдата входит своевременное выполнение поручений вышестоящего командного состава. За невыполнение приказа можно сурово поплатиться.

Уборка и порядок — это святое

Например, кто-то из солдат решает отказаться от уборки казармы: «Почему опять я?» «Опять я» в случае с уборкой не «прокатывает». В уборке участвует поочередно каждый солдат, ведь казарма – это общий дом для призывников, и от того, как чисто в нем будет, зависит и самочувствие, и настроение. Кроме того, большинство просто не поймет твое нежелание убираться: «Мы убираемся, а ты что – какой-то особенный?»

Противоположная ситуация с уборкой туалетов. Если ты проштрафился, уборка туалетов – обычное наказание. Но вот если тебя не наказывали, никто не имеет права направить солдата на такую уборку. Вообще любое поручение, которое унижает человеческое достоинство, находится вне закона. Если кто-то считает себя «выше», а другого зачислил в «рабы» и поучает его, как себя вести в армии , такого человека необходимо ставить на место. Желательно, совместно с товарищами, чтобы униженный чувствовал крепкую руку взаимопомощи.


За что еще можно проштрафиться? За неряшливость – в первую очередь. Неопрятный внешний вид – основной повод для издевательств. Плохой запах от ног – то же самое. Слабый ремень – замечание. Не понял с первого раза – получил за непонимание.

Если к солдату нет замечаний, его и не трогают. Дисциплина, соблюдение устава в армии ценится превыше всего. Верный способ избежать «армейской дедовщины » — быть хорошим солдатом.