Шейх-мансур "джованни батиста боэтти".

Движение горцев Северного Кавказа в конце XVIII в. под руководством шейха Мансура и сама его личность весьма неоднозначно оцениваются в историографии. Известный военный историк Н.Ф. Дубровин называл Мансура «лжепророком». Г. Прозрителев высказал мнение, что по своему происхождению Мансур был итальянцем. Однако это мнение не находит своего подтверждения в исторических источниках. Известно, что Мансур был чеченцем по своему происхождению.

Один из первых советских историков – марксистов М.Н. Покровский весьма положительно оценивал деятельность Мансура: «Это был первый кавказский революционер, - писал он, характеризуя шейха, - которому пришлось умереть на далеком севере (его сослали в Соловецкий монастырь)». Впоследствии, под влиянием работы М. Багирова «К вопросу о характере движения мюридизма и Шамиля» советские историки пересмотрели свое отношение к национальным движениям вообще и к восстанию под руководством шейха Мансура в частности. Так, Н.А. Смирнов безосновательно утверждал, что движение, возглавлявшееся Мансуром, было инспирировано султанской Турцией. Значительный вклад в исследование поставленной проблемы внес Ш.Б. Ахмадов. Он показал, что движение горцев Северного Кавказа под руководством Мансура не было инспирировано извне, а выросло на местной социально-экономической почве . Своим острием оно было направлено против политики царизма. Это концепция была поддержана участниками международной научной конференции «Шейх Мансур и освободительная борьба народов Северного Кавказа в последней трети XVIII в.», состоявшейся в 1992 г. в г. Грозном. Нам представляется, что движение под руководством шейха Мансура было своеобразной реакцией на колониальную политику российского царизма, приступившего к завоеванию Северного Кавказа вооруженным путем.

Следует согласиться с Я.А. Гординым, который утверждает, что существование царского плана прорыва в привело к столкновению с горцами. По его словам «…грандиозный план прорыва в Индию через Каспий неизбежно увязывал в один узел взаимоотношения России с Грузией и Кавказом». При этом «именно эта, Петром заложенная традиция взаимоотношений подготовила движение шейха Мансура, ставшее подлинным прологом классического периода ». Далее Я.А. Гордин пи- шет, что «…расширение империи на восток, мечта о прорыве в Индию была одной из на- вязчивых идей Екатерины». К схожим выводам пришел В.И. Лесин, который считает: «…«священная» война правоверных против православных началась по воле самих горцев, все более терявших независимость по мере продвижения русских в Грузию после подписания Георгиевского трактата». Шейха Мансура В.И. Лесин ставит в один ряд с Е. Пугачевым. Французский историк А. Беннигсен также подчеркивал, что восстание под руководством Мансура было вызвано активизацией наступательной политики Российской империи на Северном Кавказе. И действительно, вторая половина XVIII в. явилась важным периодом в политической истории Кавказа. Это было время перелома в ходе многовековой борьбы между Россией и Турцией за господство в Северном Причерноморье в пользу первой и перехода российского царизма к широкому колониальному наступлению на Кавказе.

Весьма важные последствия для внешнеполитического положения Северного Кавказа имели результаты русско-турецкой войны 1768- 1774 гг. Эта война закончилась вну- шительной победой Российской империи. Завершивший войну Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 г. значительно укрепил позиции царизма на Черном море и Кавказе. Это позволило царскому правительству активизировать свою северокавказскую политику. Серьезные последствия имело оформление присоединения Кабарды к России. По условиям 21 статьи Кючук-Кайнарджийского договора, решение вопроса о статусе Большой и Малой Кабарды было предоставлено «на волю хана крымского, с советом его и старшинами татарскими». Между тем по русско- крымскому договору 1772 г. хан уже признал Кабарду составной частью России, и вопрос считался решенным в пользу царского правительства. отказались от нового статуса. С 1774 г. и до конца первой четверти XIX века Кабарда вела упорную борьбу против притязаний царизма.

Царское правительство, опираясь на Кючук- Кайнарджирский договор, развернуло активные действия на Северном Кавказе. В 1777 г. началось строительство укреплений . В 1783 г. был провозглашен царский манифест о присоединении Крыма, Тамани и Кубанского правобережья к России. После присоединения Крыма на первый план во внешней политике царизма на южном направлении был выдвинут кавказский вопрос. В 1786 г. было образовано Кавказское наместничество. Утверждение господства царизма на Северном Кавказе, захват земель горцев вызвали острое недовольство .

Движение под руководством Мансура, направленное против завоевательной политики царизма, началось в 1785 г. Первоначально оно вспыхнуло в Чечне. Как указывалось выше, возглавил движение Ушурма, житель чеченского селения Алды. Он вошел в историю под именем шейха Мансура . Для объединения сил горцев Ушурма использовал идеологию . Впервые со своей религиозной проповедью он выступил в марте 1785 г. Царская администрация с тревогой наблюдала за действиями Ушурмы. Было принято решение подавить движение в самом зародыше. В 1785. г. против отрядов Ушурмы были отправлены войска под командованием полковника Пиери. Царский отряд сжег селение Алды. Однако на обратном пути отряд Пиери был разгромлен в горном ущелье.

Авторитет Ушурмы возрос. Он был провозглашен имамом Чечни и Дагестана , а также наречен именем Мансур («победитель»). Подробное рассмотрение действий шейха Мансура на Северо-Восточном Кавказе не является предметом изучения в рамках статьи, однако необходимо отметить, что летом 1785 г. во главе отряда вооруженных горцев он попытался взять крепость Кизляр, но не имел успеха. Осенью того же года Мансур двинулся в Кабарду, но потерпел там пора- жение от царских войск. В 1786 г. действия шейха на Центральном Кавказе были также безуспешны. Между тем шейх Мансур держал в поле своего зрения и Западную Черкесию.

По материалам турецких архивов, его эмиссары проникли на Кубань в 1784 г., то есть ещё до начала его проповеднической деятельности в Чечне. Когда в 1785 г. началось движение Мансура, представители выразили ему свою поддержку. Это также подтверждается документами турецких архивов, обнаруженными французским исследователем А. Беннигсеном. Так, в одном из писем знатного адыга Великому Везиру Османской империи сообщалось: «Мой властелин, если ты спрашиваешь новости о Мансуре, то они хорошие. Если ты спрашиваешь новости о скверных неверных, одно наше единственное дело - сражаться с ними. Число наших воинов невелико, но мы сражаемся каждый день и ежечасно».

В этот период западные адыги формально, согласно русско-турецким соглашениям, считались подвластными . На самом деле они были политически независимы. Утверждение царизма на Правобережной Кубани вызвало недовольство у многих представителей адыгов. Под натиском А.В. Суворова адыги-жанеевцы оставили в 1778 г. свои земли по правому берегу реки Кубани. Недовольные этим, адыги неоднократно нападали на суворовские военные укрепления. В июне 1786 г. заку- банские горцы приглашали Ушурму (шейха Мансура) к себе, а сами в составе трех тысяч человек атаковали .

В ноябре, согласно данным П.Г. Буткова, закубанцы разбили три полка донских казаков. Учитывая сложившуюся обстановку, летом 1787 г. шейх Мансур перебрался в Закубанье. У имама установились связи с представителями Османской империи. Исходя из того, что Мансур поддерживал определенные отношения с турками, некоторые исследователи делают поспешные выводы и утверждают, что «движение Мансура было организовано Турцией, помогавшей ему всеми средствами. Планы шейха Мансура, по существу, были планами турецкого правительства». Однако документальные материалы говорят о другом.

В 1785–1786 гг., до начала новой русско-турецкой войны, Турция отрицательно относилась к деятельности Мансура по укреплению независимости , ибо это противоречило планам утверждения своего владычества в крае. Так, комендант турецкой крепости Суджук-кала Биганзаде Али-Паша в рапорте Великому Везиру от 28 ноября 1785 г. выражал свое беспокойство поведе- нием имама Мансура и выразил опасение, что его действия могут обострить русско- турецкие отношения. Турецкие власти также опасались «мятежного» характера восстания под руководством Мансура. Исходя из фактов, Т.М. Феофилактова, говоря о начальном этапе движения горцев, вполне обоснованно подчеркивает: «Движение горцев возникло как национальное, шейх действовал самостоятельно и отклонил предложения турок о совместном сотрудничестве в борьбе против России». С этим выводом согласуется мнение В.И. Лесина: «…следует признать, что «свя- щенная война» горцев против «неверных» русских отнюдь не была следствием интриг Порты».

Между тем, с началом русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг., политическая и военная обстановка на Северо-Западном Кавказе обострилась. Черкесия явилась одним из театров этой войны. В этих условиях Мансур решает вступить в союз с Турцией. Ещё раз подчеркнем при этом, что шейх отнюдь не был турецким ставленником. К союзу с османами его вынуждала тяжелая борьба с царскими войсками. В сентябре 1787 г. имам Мансур во главе 8-тысячного войска, состоявшего из черкесов и закубанских , расположился между реками Уруп и Лаба. Царское командование решает разгромить горцев и ногайцев. 20 сентября 1787 г. 8-тысячный отряд царских войск под командованием генерала П.С. Потемкина переправился через реку Кубань и предпринял энергичное наступление. С 20 по 22 сентября состоялись столкновения войск Потемкина и Мансура. Потерпев поражение, имам отступил.

В октябре 1787 года царские войска вновь были двинуты против Мансура. На этот раз отряд под командованием П.А. Текелли нанес серьезное поражение адыгам и ногайцам в районе рек Большой и Малый Зеленчук. Не удовлетворившись этим, Текелли двинулся в земли бесленеевцев и темиргоевцев и варварски истреблял их жилища. После этих событий Мансур вынужден был оставить горы и уйти в Анапу. Активного участия в военных действиях он уже не принимал вплоть до 1791 г. Если роль шейха Мансура в военных действиях на Северо-Западном Кавказе была невелика, то его религиозная и политическая деятельность в Западной Черкесии оставила заметный след. Недаром впоследствии, в 1843 г., начальник Черноморской береговой линии генерал А.И. Будберг отмечал: «В 1791 году, чеченский пастух Шейх Мансур сделал то, чего не сумел сделать в настоящее время.

Но тогдашнее восстание закубанцев подавлено экспедициею Гудовича, и кончено взятием Анапы…». В политической сфере шейх Мансур выдвинул идею объединения горцев в борьбе против царизма . Лозунг этот был актуален, но не был осуществим в реальных усло- виях конца XVIII в. Другое дело, что идеи Мансура не пропали, они получили развитие и в теории и на практике в следующем, XIX в. Недаром исследователи поставленной проблемы единодушно считают шейха Мансура предшественником имамов и . И на Северо-Западном Кавказе были, попытки претворения в жизнь идей развития государственности, выдвинутых Мансуром.

Другим важным направлением деятельности шейха в Черкесии являлось распространение им шариата и укрепление позиций ислама в целом. Религиозная программа Мансура состояла из трех пунктов: а) возвращение к первоначальному исламу с присущим ему аскетизмом и нравственным очищением; б) борьба против адатов и внедрение шариата; в) ведение газавата («священной войны») против неверных и против царизма. Следует согласиться с А. Беннигсеном, который писал, что в Черкесии «проповеди шейха Мансура, понятные и простые, обращенные главным образом к крестьянам, способствовали превращению их в мусульман, стойко привязанных к религии… Насаждение ислама среди населения Северо-Западного Кавказа, самая трудная работа шейха Мансура». В одном из писем, обращенном к горцам Северного Кавказа, Мансур писал: «Мы пренебрегали законами бога. Подчинимся его законам, отбросим все, что он нам запретил и подготовим себя к битве (газават)».

В контексте изучаемой проблематики необходимо обратиться к вопросу распространения ислама в Черкесии. Ислам начинает проникать в Черкесию в XIV в. из . Процесс его распространения среди растянулся почти на 500 лет. Характерной особенностью духовного мировоззрения адыгов являлся религиозный синкретизм, т.е. есть сосуществование язычества, христианства и ислама. В XVI - XVIII вв. адыги считались полухристианами-полумусульманами. В течение XVIII в. позиции ислама в Черкесии постепенно упрочиваются. А.П. Новосельцев совершенно справедливо отмечал, что «…массовая исламизация адыгов, чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, а также отчасти осетин наблюдается лишь с конца XVIII в., когда принятие ислама стало формой борьбы горских народов против самодержавия. В этих условиях ислам, который в XVI - XVII вв. рассматривался как религия враждебных горцам Крыма и Османской империи, постепенно стал идеологическим знаменем в борьбе против захватнической политики царизма». Деятельность шейха Мансура способствовала дальнейшему распространению ислама среди адыгов. Однако следует оговориться, что процесс исламизации гор-ных адыгов продолжался вплоть до окончания в 60-х годах XIX в. Жизнь шейха Мансура завершилась трагически. Он попал в плен к русским в 1791 г., когда войска под командованием И.В. Гудовича взяли штурмом турецкую крепость Анапу. Мансур был заключен в Шлиссельбургскую крепость, где и умер в апреле 1794 г.

©сайт
создано на основе открытых данных в интернете

Шейх Мансур, Ушурма (1765 - 13 апреля 1794) - военный, религиозный и политический лидер кавказских горцев в конце XVIII века. Один из видных деятелей Кавказской войны 1785-1791 гг. Национальный герой чеченского народа.

Шейх Мансур (тур. «победоносный»), настоящее имя которого было Ушурма, родился в 1765 (по другим данным - 1760) году в селении Алды в Большой Чечне. Чеченец, происходил из тейпа Элистанжхой. Отец Мансура Шаабаз был родом из села Элистанжи. Некоторое время семья жила в селе Хаттуни, затем обосновалась в селе Алды, где и родился Мансур.

В детстве изучал Коран под началом дагестанского муллы.
Мансур выделялся своим могучим телосложением и высоким ростом. Люди, которые его видели из далека, стоящим в полный рост, часто думали, что он находится на коне. Мансур был большим мастером кинжальных боёв.

В 1783году начал проповедовать свое религиозное учение среди чеченцев и поднял их на борьбу против России, осуществлявшей колонизаторскую политику.
В 1785 году Масур женился на скромной девушке из села Гойты. Свадьба не была пышной: мулла обвенчал их, друзья пришли разделить радость и взглянуть на невесту. Нужно отметить, что Мансур был противником всяких торжеств и увеселений. Прямых наследников у Шейха Мансура не было: двое его детей, не дожив и до десяти лет, умерли. Они похоронены на старом кладбище в селе Алды.

В это время, под влиянием проповедей Мансура, Чечня преображалась. По примеру алдынцев во всех селах стали избавляться от курения, прекратили изготавливать бузу - традиционный хмельной напиток горцев. В центрах сел появились шесты, на которые привязывались всякие находки - деньги и прочие предметы. Люди становились добрее друг к другу, прощали кровников, почти все соблюдали пост, ходили в мечети, жили интересно. И если бы не притеснения со стороны русских, народ вообще не знал бы горя. Но Россия не желала мира на Северном Кавказе. Обе стороны готовились к новым схваткам. Посланный для захвата Мансура и его единомышленников отряд численностью в 2000 человек с 2 орудиями под начальством полковника Де Пиери 6 июля 1785 года потерпел при селении Алды совершенное поражение. Сам Пиери погиб. В числе пленных оказался адъютант Багратион, впоследствии герой Отечественной войны 1812 года.

Успех в этой битве побудил Мансура предпринять ряд наступательных действий против российских укреплений и станиц Кавказской линии. Гарнизоны, занимавшие укрепления от Моздока до Владикавказа, не были в состоянии предохранить дорогу в Грузию от нападений со стороны чеченцев. Вследствие этого в 1786 году только что возведенные укрепления (Потемкина, Григориполь, Владикавказ) были вынужденно оставлены и гарнизоны выведены на линию.

Основными своими целями Мансур ставил борьбу с рабством, феодалами, кровной местью, и в целом, искоренению горских адатов, противоречащих мусульманским законам.

Движение Мансура, распространившись среди кабардинцев и закубанцев, быстро охватило весь Северный Кавказ. После нескольких удачных походов, а главное - после победы 30 сентября 1790 года генерала Германа над турко-горским отрядом турецкого паши Батал-бея на берегу Кубани, силы Мансура были истощены и он с последними отрядами укрылся в занятой турками Анапе. 22 июня 1791 года, во время штурма и взятия российскими войсками Анапы, от разрыва снаряда на Мансура обрушилась стена. Когда Мансура нашли российске военные, он был без сознания, но не выпускал саблю из рук и солдатам пришлось отрубить ему пальцы на руке, чтобы забрать эту саблю. Таким образом, в бессознательном состоянии раненный Мансур был пленён. Под усиленной охраной имам был отправлен в Санкт-Петербург. Весть о пленении вождя горцев взбудоражила столицу. Его пожелала видеть сама императрица. Легендарного чеченца доставили в Царское Село.
Было обеденное время, когда Мансура привезли к резиденции Екатерины II. Желающих увидеть знаменитого горца было много. Появился Потемкин. Наслишанная о красоте молодого человека Екатерина объявила, что хочет поближе познакомиться с пленником. Зная слабости императрицы, Потемкин не мог допустить этой встречи. "Матушка, он вам всю обедню испортит. Взгляните на него лучше из окна", - посоветовал он.
"Обаяние этого загадочного человека было так велико, что все верили в его чары, и приближенные Екатерины Великой отговорили ее от личной беседы с ним", - подтверждает и историк Г. Прозрителев.
Придворный А. В. Храповицкий, секретарь императрицы, наблюдал и записывал все, что происходило при дворе. События того дня, когда имам появился в Царском Селе, он внесет в свой дневник: "6 июля 1791 года привезли в Царское Село Шейха Мансура, взятого в Анапе: ему 23 года, и с 17 лет начал проказничать, сделал смуту, и нам он стоит до 30 тысяч войска. После обеда водили его близ колоннады, и Государыня изволила его видеть".
Кавказца-пленника водили возле дворцовой колоннады, а из окон на него смотрели сотни любопытных глаз. Императрица не могла отойти от окна: у нее защемило сердце при виде благородного красавца со спокойными манерами и горделивой походкой.
Шейх Мансур был готов принять все, что ему предначертал Аллах. На суде Мансуру предлагали в обмен на свободу признать свою борьбу "злодейством по принуждению", но Мансур категорически отвечал, что если он сможет вырваться на свободу, то примется за борьбу с ещё большей силой. Из Петербурга 15 октября 1791 года Шейха отвезли в Шлиссербургскую крепость, где он и умер (по другим данным - в Соловецком монастыре) 13 апреля 1794 года. Страшные тюремные условия, тоска по воле сделали свое дело: Мансур заболел быстротекущей чахоткой и скоропостижно скончался. Тело его было ночью погребено на Преображенской горе.
После смерти Екатерины II и Павла I в пору правления Александра 1, делегация горцев прибыла в Санкт-Петербург добиваться аудиенции у царя. Объяснив цель своего визита, горцы попросили царя помиловать Шейха Мансура. Александр I захотел узнать подробнее об этой личности. Горцы стали рассказывать о легендарном Шейхе. Царь встал и дослушал рассказ до конца стоя. Когда же один из приближенных спросил, почему он встал, говорят, царь ответил: "Я не мог сидя слушать о таком человеке".
Но императору не чем было обрадовать горцев. Он сообщил им, что Шейх Мансур умер 13 апреля 1794 года. Горцам показали надгробную плиту на кладбище узников Шлиссельбургской крепости.

Так закончилась жизнь великого чеченца, отданная святому делу борьбы за независимость народов Кавказа.

Шейх Мансур - знаменитый исламский религиозный проповедник, в первую очередь его знают как первого имама в регионе Северный Кавказ. Его деятельность пришлась на вторую половину XVIII века. Одно время он руководил так называемым народно-освободительным движением горцев на Северном Кавказе. Считается первым кавказским революционером.

Биография шейха

Шейх Мансур родился в 1760 году. По национальности он чеченец. Происходил герой нашей статьи из тейпа элистанжхой, а этому восточные народы уделяют особое внимание.

Его отца звали Шаабаз, вместе с братьями, которых звали Шахаб и Эламхой, переселился в Алды, куда приехал со своего хутора, где раньше жил весьма уединенно от окружающих. Сам хутор, откуда родом шейх Мансур, располагался в районе аула Тевзан. Случилось это приблизительно в 1740-х годах. Интересно, что географически хутор располагался примерно в тех же местах, где практически век спустя было основано селение Хаттуни.

Деятельность

История шейха Мансура хорошо известна с тех пор, когда он начал активно проповедовать свое религиозное учение среди чеченцев. Таким образом, начал все больше настраивать их против России. Возмущение в кавказском народе росло.

В результате царская армия даже выделила отряд, который должен был захватить чеченца шейха Мансура и его ближайших сторонников и единомышленников. В его составе были две тысячи человек и два орудия. Руководил отрядом полковник де Пиери. Но военная экспедиция закончилась сокрушительной неудачей. 6 июля 1785 года российские солдаты и офицеры были на голову разбиты в районе селения Алды. Сам Пиери был убит. По одной из версий, в результате того сражения в числе пленных оказался даже будущий герой Отечественной войны 1812 года

В наступлении

Успех в этом сражении сподвиг шейха Мансура начать активные наступательные действия против российских станиц и укреплений, расположенных на Кавказской линии. Сложности в их обороне заключалась еще и в том, что гарнизоны, которые отвечали за укрепления от Владикавказа до Моздока, были не в состоянии предохранить дорогу, ведущую в Грузию, от регулярных нападений и атак со стороны чеченцев.

В результате в 1786 году гарнизоны были фактически вынуждены оставить буквально только что возведенные укрепления. Это Григориполь, ныне практически одноименная станица, входящая в состав Новоалександровского района Ставропольского края. Оставлен был даже Владикавказ.

Идеи освободительного движения

Восстание шейха Мансура преследовало вполне конкретные цели. Это борьба с рабством, противостояние феодалам, популярная среди горцев кровная месть, замена горских адатов на мусульманские законы шариата.

Движение героя нашей статьи стремительно распространилось и стало популярным не только среди чеченцев, но и среди дагестанцев, адыгов, а скоро охватило и весь Северный Кавказ. На помощь к нему пришли турки во время Второй которая продолжалась в период с 1787-го по 1791 год. Противостояние этим силам потребовало задействовать большие ресурсы от Российской империи, привело к большому количеству жертв.

В 1785 году герой нашей статьи официально стал первым имамом Северного Кавказа. Это дало ему значительный вес в обществе, сделав самым влиятельным религиозным, политическим и военным лидером того времени.

Противостояние с турками

Конечно, сумела значительно укрепить чеченские отряды повстанцев. Стоит отметить, что сама русско-турецкая война официально велась между Российской империей, которая выступала в союзе со Священной Римской империей, и Османской империей. Турки рассчитывали вернуть себе земли, которые отошли России в ходе предыдущей Русской-турецкой войны, развернувшейся с 1768-го по 1774 год, а также Крым, присоединенный за четыре года до этого.

В дореволюционной историографии эта войны больше известна как Потемкинская, названная так в честь главнокомандующего русскими войсками.

Все началось с того, что в 1787 году Турция выдвинула России ультиматум, потребовав вернуть земли, а также получить официальное право досматривать корабли, проходящие через проливы Дарданеллы и Босфор. Получив отказ, Османская империя объявила России войну. При этом о том, что Россия заключила союз со Священной Римской империей, турки узнали значительно позже. Вероятно, в противном случае они бы повременили выступать против такого сильного противника.

Поначалу успехи турков были значительными, особенно в противостоянии с австрийцами в Банате, но затем последовали неудачи, когда в военные действия активно включилась Россия.

Среди основных событий этого противостояния нужно отметить Кинбурнское сражение, осаду Хотина, морскую осаду Очакова, сражение у Фидониси, непосредственно штурм Очакова.

Турецкий султан Селим III категорически не хотел заключать мир, не одержав хотя бы одной значимой победы в противостоянии с Россией, так он стремился восстановить сильно пошатнувшийся престиж своего государства. Но вскоре стало очевидным, что состояние турецкой армии не позволит этого сделать. Все закончилось тем, что в 1791 году Османская империя была вынуждена подписать так называемый Ясский мирный договор, согласно которому Крым и Очаков остались Российской империей, а граница была отодвинута до Днестра.

Турция подтвердила, что навсегда уступает Крым и Тамань, а также обязалась выплатить контрибуцию в размере 12 миллионов пиастр. При пересчете на деньги того времени это было сопоставимо с семью миллионами рублей.

Правда, они так и не были уплачены. Граф Безбородко, сразу после того как эта сумма была официально включена в договор, отказался от ее получения, действуя от имени императрицы Екатерины II. Дело в том, что финансовое положение в Турции в то время и так было плачевным, а после поражение в войне с Россией экономика и вовсе пришла в катастрофический упадок.

В войне, которую устроил Мансур, турецкие войска сыграли определенную роль. Без их участия победить чеченцев русской армии было бы намного проще.

Поражение восстания

Определяющим для будущего всего восстания стало сражение на берегу Кубани 30 сентября 1790 года. Генерал Герман одержал более чем убедительную победу над турко-горским отрядом, которым руководил турецкий паша Батал.

После этого силы Мансура и его ближайших сторонников оказались сильно истощены. Со своим последним отрядом он сумел укрыться в крепости Анапа, построенной еще турками. Но в июне 1791 года российские войска приступили и к ее штурму.

Анапа была взята, раненый Мансур оказался в плену.

Смерть

В биографии шейха Мансура утверждается, что он скончался в Шлиссельбургской крепости. Согласно сведениям, приведенным в рапорте, он скончался 14 апреля 1794 года. 15-го числа того же месяца был погребен после того, как его тело вывезли из крепости в район Преображенской горы. В рапорте его называют секретным арестантом.

Комендант и полковник русской армии Колюбакин, который занимался погребением предводителя чеченского восстания, отмечал, что вывез тело из Шлиссельбургской крепости вместе с поручиком Юхаревым, на Преображенской горе оно и было предано земле. Об этом он в том же месяце докладывал Тайной экспедиции и в правительственный сенат.

Семья шейха

В семье Мансура кроме него были еще три брата. Их звали Гамбулат, Лама и Епал. Последний был убит в 1785 году в сражении при Алдах.

Его родители умерли примерно в одно время, когда сам Мансур находился в заключении в Шлиссельбургской крепости. Потомки шейха Мансура - трое его детей. Правда, ни один из них не дожил до совершеннолетия. Сын Мадак умер, когда ему было девять лет, а дочери Рагмат и Неамат скончались в два и четыре года соответственно.

Жену его звали Чечи. Как сложилась ее судьба, историкам доподлинно неизвестно. Среди его потомков можно выделить только племянников, родившихся от младшего брата по имени Гамбулат, ему единственному удалось вырастить и воспитать своих детей.

Сегодня они носят фамилии Яхъевы, Умархаджиевы и Абдулкадыровы, проживают в поселке Алда на территории Грозного.

Память о Мансуре

Во многих населенных пунктах есть улицы, названный в его честь. Например, в Шали, Хасавюрте, Коби, Знаменском, Шелкозаводской.

Во времена фактической независимости Чечни от России, которая возникла в результате противостояния руководства республики с федеральным правительством, имя шейха Мансура получили площадь Ленина, улица Маяковского и аэропорт Северный, которые располагались в Грозном.

У известных чеченских бардов по имени Тимур Муцураев и Хасмагомед Хаджимуратов есть немало песен, посвященных Мансуру.

В 2015 году его потомки установили мемориальную плиту на мечети в его честь.

Шейх Мансур, Ушурма, шайх Учерман (чеч. Шейх Мансур; 1760-1794 гг) - исламский проповедник, первый Имам Северного Кавказа, руководитель народно-освободительного движения горцев Северного Кавказа 1785-1791 годов. В различных источниках определяется как «первый накшбандийский имам», «первый суфийский шейх» и «первый кавказский революционер».

Биография

Чеченец, происходил из тейпа элистанжхой. Отец Мансура, Шаабаз с братьями Эламхой и Шахабом, переселились в Алды со своего хутора, располагавшегося недалеко от аула Тевзана приблизительно в 1740-х годах.Территориально хутор предков Мансура располагался приблизительно там же, где было основано селение Хаттуни спустя почти сто лет.

В конце XVIII века начал проповедовать своё религиозное учение среди чеченцев и возмутил их против России. Посланный для захвата Мансура и его единомышленников отряд численностью в 2000 человек с 2 орудиями под начальством полковника Де Пиери 6 июля 1785 года потерпел при селении Алды сокрушительное поражение. Сам Пиери погиб. Существует версия, что в числе пленных оказался Пётр Багратион, впоследствии герой Отечественной войны 1812 года.

Успех в этой битве побудил Мансура предпринять ряд наступательных действий против российских укреплений и станиц Кавказской линии. Гарнизоны, занимавшие укрепления от Моздока до Владикавказа, не были в состоянии предохранить дорогу в Грузию от нападений со стороны чеченцев. Вследствие этого в 1786 году только что возведённые укрепления (Потемкина, Григориполь - ныне станица Григориполисская Новоалександровского района Ставропольского края, Владикавказ) были вынужденно оставлены и гарнизоны выведены на линию.

Основными своими целями Мансур ставил борьбу с рабством, феодалами, кровной местью, и в целом, замену горских адатов на мусульманские законы шариата.

Движение Мансура, распространившись среди адыгов и дагестанцев быстро охватило весь Северный Кавказ. Борьба с Мансуром и явившимися к нему на помощь турками во время Второй турецкой войны 1787-1791 гг. потребовала больших усилий и стоила Российской империи многих жертв.

После победы 30 сентября 1790 года генерала Германа над турко-горским отрядом турецкого паши Батал-паши на берегу Кубани, силы Мансура были истощены и он с последними отрядами укрылся в построенной турками крепости Анапа. 22 июня 1791 года, во время штурма и взятия российскими войсками Анапы, Мансур был ранен и попал в плен.

Смерть

Рапорт Сего апреля 14-го из объявленной экспедиции отпущенное повеление здесь мною оное получено 15 числа о погребении и о вывозе ис крепости на Преображенскую гору тела находящегося в сей крепости секретного арестанта Шиха Мансура. Исполняя оное повеление сего месяца в шестое на десять число пополудни в двенадцатом часу вышеписанного Ших Мансура тело ис крепости порутчиком Юхаревым вынесено и прямо водою на Преображенскую гору отвезено, где оное и погребено, о чем сим Правительствующего Сената Тайной экспедиции покорнейше имею честь донесть.

Полковник и комендант Колюбакин.

Семья

У Мансура было три брата: Епал(погиб в бою при Алдах в 1785 году), Лама и Гамбулат. Шаабаз, отец Мансура и его мать Ану, скончались примерно в период его заключения в Шлиссельбургской крепости. Трое его детей сын-Мадакъ(умер в девять лет), дочери Неамат и Рагмат (умерли в 4 и 2 года соответственно). Судьба его жены, Чечи, доподлинно неизвестна. Потомки рода Мансура, происходящие от его младшего брата Гамбулата,единственного из четырех братьев оставившего после себя потомков, Умархаджиевы, Абдулкадыровы и Яхьяевы проживают в п.Алда города Грозного.

Память

  • Чеченские барды Хасмагомед Хаджимуратов и Тимур Муцураев посвятили песни Шейху Мансуру с одноимёнными названиями.
  • В период фактической независимости Чечни в городе Грозный улица Маяковского, площадь Ленина и аэропорт «Северный» получили имя Шейха Мансура.
  • Улицы Шейха Мансура по сей день есть в Хасавюрте, Шали, Знаменском, Иласхан-Юрте, Коби и Шелкозаводской.
  • Его именем названа улица в селе Кадыротар Хасавюртовского района Республики Дагестан.
  • Мемориальная доска в Хасавюрте на улице Шейха Мансура.
  • Имя Шейха Мансура носит чеченский батальон в составе Добровольческого украинского корпуса.
  • Потомки рода шейха Мансура в 2014 году установили на Алдынском кладбище памятник (чурт) шейху Мансуру, как уроженцу Алдов погибшему на чужбине.
  • В 2015 году на мечети имени шейха Мансура в Алдах потомки рода шейха Мансура установили мемориальную плиту.