Типы и функции вопросительных предложений в "Повестях покойного И.П. Белкина" А.С

§ 2594. Невопросительные предложения могут быть преобразованы в вопросительные либо только посредством изменения их интонации (Интер1есная работа у вас. - Интер3есная работа у вас?), либо посредством изменения интонации и введения вопросительных частиц (Это мо1жет быть.

Мож3ет ли это быть? Здесь есть какая­то неточность. - Разве здесь ес3ть какая­то неточность?), либо посредством изменения интонации и замены невопросительного слова вопросительным местоименным словом (Что­то с тобой происходит. - Чт2о с тобой происходит?; Почему­то не дают сводки. - Поч2ему не дают сводки?). Во всех этих случаях может изменяться словопорядок (см. § 2625–2628).

Примечание. Ограниченные возможности преобразования в вопросительные предложения имеют формы желат., побудит. и долженств. накл. невопросительных предложений; фразеологизированные предложения с междометиями и с частицами; предложения, строящиеся формой род. п. (типа Смеху!; Грибов­то!).

§ 2595. При образовании вопросительных предложений на основе невопросительных вопросительные частицы присоединяются к предложениям разной синтаксической структуры.

Частица ли оформляет предложения, требующие утвердительного или отрицательного ответа: Читала ли ты серьезное что­нибудь? (Гонч.); Так ли я должна понять смысл вашей речи? (Тург.). При выражении вопроса, осложненного значением неуверенности, сомнения, частица ли взаимодействует с интонацией и контекстом: А реалисты ли они? - усомнился Эрнест Борисович (Тендр.); В эту последнюю минуту он с острой болью почувствовал вдруг, как любима, дорога ему черная толпа, как тяжело с ней расставаться. «Увижу ли?.. Вернусь ли?.. Да и все вернемся ли когда в родные места?» (Фурм.); Так ли уж велика разница между ними? (Тендр.). С помощью частицы ли оформляется переспрос: Вечером можешь пойти в театр? - Могу ли я вечером пойти в театр? Пожалуй, могу. Частица ли ставится непосредственно после слова, называющего то, о чем спрашивается: Все ли ясно?; А ему много ли надо?; А билеты есть ли? Из служебных слов частица ли сочетается с частицей только: А только ли из­за занятости некогда вспомнить о Кате?.. Нет, нет! (Тендр.).

§ 2596. Частица не... ли обрамляет слово, обозначающее то, о чем спрашивается: Вы, господа великолепные, - сказал он все с той же сегодняшней неприятной улыбкой, обращаясь к входящим, - не хотите ли со мной поскучать? (Тын.). Эта частица употребляется в следующих случаях.

1) При вопросе о соответствии сообщаемого действительности, осложненном значением неуверенного предположения: Не есть ли это обман, мечтание пустое? (С.­Щ.); [Полевой:] Звонят. [Ярцев:] Не матросы ли? (Лавр.); Видит Теркин погребушку, - Не оттуда ль пушка бьет? (Твард.).

Примечание. Предложения, в которых частица не...ли выделяет глагол восприятия (Не видел ли ты там моего брата?; Не заметил ли ты чего­нибудь необычного?), могут не содержать предположительного значения.

2) При вопросе, осложненном значениями совета, предложения, просьбы; в этих случаях частица не... ли выделяет инфинитив, глаголы хотеть, желать, мочь, а также слова лучше, угодно: Не угодно ли вам выбрать костюм для завтрака? (М.­Сиб.); Не поехать ли нам на Лукьяновку, Георгий Максимович? (Пауст.); Не можете ли вы нам помочь?; Не лучше ли было бы согласиться?

§ 2597. Частицы что, что же, как подчеркивают вопросительность, а также вносят оттенок непринужденности: Что, у вас каждый день такой? (Гоголь); Он что же, по­советски женился? (Фед.); Как, очень устал? Частица что употребляется для выражения сомнения, предположения: А что у вас там, в Новочеркасске, тоже неспокойно? (Фурм.). Частицы что же, как могут употребляться для выражения недоумения, удивления, возмущения: Как, и мечтать не может без спроса? (Гонч.); Тогда что же... отдать землю крестьянам? (Л. Никулин). Их обычная позиция - в начале предложения или после словоформы, начинающей собою предложение: Я, что же, действительно могу идти?; У вас, что же, семья, дети?; в этом последнем случае усиливается оттенок неуверенного предположения.

§ 2598. Частицы что ли, или вносят значение неуверенного предположения или подчеркивают это значение, если оно выражено другими средствами: Больной он, что ли?; Пальто у тебя новое, что ли?; Терпи, пока не улечу. Или полетишь со мной? (Симон.). Частица или служит также для установления альтернативных отношений между предполагаемым (в вопросе) и тем, о чем говорится перед этим: Где же наш пахарь? Чего еще ждет? Или мы хуже других уродились? Или не дружно цвели - колосились? (Некр.); У­у, меня что­то в жар кинуло. Или здесь вообще жарко? (Шукш.). Частица что ли обычно заключает собою предложение, но с целью подчеркивания того, о чем спрашивается, эта частица может помещаться в середине предложения вслед за соответствующим словом: Сюда, что ли, квартирантку­то вашу определить? (Бунин). Употребление частицы что ли в начале предложения возможно в просторечии: Что ли к дежурному вас отвести?; Что ли нам чайку попить? (разг. речь). Частица или помещается в начале предложения.

§ 2599. Частицы разве, неужели осложняют вопрос оттенками недоверия, неуверенности, сомнения, удивления, недоумения. Они показывают, что вопрос вызван несоответствием между представлением говорящего о чем­л. и тем, что этому представлению так или иначе противопоставляется: Папа, разве ты не пойдешь вместе со мной? (Дост.); Неужели и на этот раз вам не понравился Сапожков? (А. Н. Толст.). Аналогично употребление частиц неужто (прост.) и ужели (устар.): Ужели я принадлежу к числу этих людей? (С.­Щ.); Неужто не узнал меня? Все эти частицы обычно начинают собою вопросительное предложение. В разговорной речи частица разве нередко ставится также в середине или в конце предложения - непосредственно перед словом, называющим то, о чем спрашивается (при этом частица находится в середине предложения), или после такого слова (при этом частица находится в конце предложения): А ты разве уезжала?; Хозяйка не приходила разве? Частица неужели может находиться в середине предложения: Да ты из дому­то неужели ничего не принес? (Солоух.).

§ 2600. Частица что если служит для оформления предложений, которые выражают вопрос о возможности чего­л., осложняемый оттенками опасения, неожиданности, внезапности: Что, если когда­нибудь эти записки попадутся на глаза женщине? (Лерм.); Что, если их как раз у себя и застану? (Дост.); Что если бы все безумцы, чудаки, Геростраты собрались в этом городе? (Фед.). Аналогично употребляются модификации этой частицы: а что если, а если, что ежели (прост.), а что ежели (прост.): А что если ты меня обманываешь? А если он не придет? А ежели справка понадобится? В непринужденной речи если может замещаться частицей как (Что как не поспеешь?), коли (устар.: А коли сила не возьмет? А. Остр.). Здесь также употребляются частицы ну как, а ну как, а как: А ну как совсем и не выздоровлю? (Дост.); Ну, а как опыт не удастся? (Герц.). В тех же функциях для разговорной речи обычны частицы вдруг, а вдруг, вдруг да: А вдруг он не получил вашу телеграмму?; Вдруг да Варвара Ивановна едет? (А. Н. Толст.). Все перечисленные частицы открывают собою предложение. Частица а если в непринужденной речи может разделяться и обрамлять собою все предложение: А придет, позовет если? В заключающей позиции может стоять также частица если: [Настя:] А я, мама, умею глазки делать, уже выучилась.

Вот так если? (А. Остр.).

§ 2601. Частица а усиливает побуждение к ответу: Ведь хорошо сказано, а?; Обедать скоро будем, а? Частица да побуждает к утверждению: Так вы уедете, да?; Я угадала, да? Частицы правда, не правда ли, так, так ведь, не так ли, хорошо, ладно (прост.) употребляются в тех случаях, когда говорящий хочет привлечь внимание собеседника, либо узнать, согласен ли с ним собеседник: Все это странно, правда? Он влюблен в тебя, не правда ли? (Тург.); Но ведь снаряды у них должны быть к утру, так ведь? (Погод.). Обычная позиция всех этих частиц - в конце предложения. Частицы правда, не правда ли могут находиться в середине или в начале предложения: Ведь, правда, смешно?; Не правда ли, ведь это не столица? (Гоголь).

Примечание. Функцию вопросительной частицы выполняет слово можно, открывающее собой вопросительное предложение в форме буд. вр. (вопрос о разрешении): Можно - я доски возьму? (Плат.); Можно я одно замечание сделаю? (Шукш.).

§ 2602. В одном предложении могут совмещаться вопросительные частицы: что и не... ли (Что, не ушиблись ли вы где­нибудь? Гоголь); что ж и ли (Что ж, есть ли какая­нибудь надежда?); что и разве (А что, тут разве было когда­нибудь море?); что и или (Что, или вспомнил старую любовь? Пауст.); что ж и или (Что ж, или раздумал жениться? Л. Толст.); что и что ли (Так что ж он, не придет, что ли?); что и а (Что, он хорошо поет, а?); что и правда (Ну что, ведь правда, хозяйка мила? Гоголь); как и разве (Как, разве вы знакомы?); разве и а (Разве вам жалованья не хватает, а? Станюк.); а вдруг и а (А вдруг она нашла героя, а? Горьк.). Возможны и другие комбинации.

§ 2603. Вопросительные местоименные слова обозначают то, о чем спрашивается. Такие слова являются членами предложения; обычно они начинают собою вопросительное предложение, но такой словопорядок не обязателен: А где же мама?; А о чем ты думаешь?; Ты откуда явился?; Ты как ко мне относишься?; Ну, и что же тут у вас происходит?; А спать­то где положишь гостя?; Вы на кого намекаете?; С каких же пор он у вас хорошим человеком стал? (Корол.); А рабочая сила чья? (Панова). Возможны предложения с несколькими местоименными вопросительными словами: Как, где, кем допущена ошибка? (Грин).

Предложения с местоименными вопросительными словами принимают в свой состав вопросительные частицы: Ну что, где у тебя болит?; Что ж, как вы живете?; Куда же он ушел, а?; А что, каков у вас предводитель? (С.­Щ.); Когда же Аленка так успела вымахать, а, Захар? (П. Проскурин).

§ 2604. Вопросительные предложения, образованные на основе невопросительных, имеют четырехчленную парадигму: три формы синтаксического индикатива и форму сослагат. накл.: Дети спят?; Дети спали?; Дети будут спать?; Дети спали бы?; Что делать?; Что было делать?; Что будет делать?; Что было бы делать? Об употреблении других форм предложения для выражения вопроса см. ниже. О вопросе в форме долженств. накл. см. § 1948–1951.

Предложения со сказуемым - глаголом сов. вида в форме буд. вр., не содержащие вопросительных частиц и местоименных вопросительных слов, помимо основного значения, могут употребляться для выражения предположения или просьбы (Я сбегаю?; Мы подождем?; Ты посидишь еще?), а также опасения; в этом случае перед глаголом­сказуемым ставится частица не: - Мотор не заглохнет? - беспокойно спросил Рой (А. Первенцев); - Евдокия Трофимовна, - обеспокоенно крикнул Нестеров, - мы тут куда­нибудь в трясину не попадем? (Марк.).

Предложения с местоименными вопросительными словами, имеющие форму сослагат. накл., могут выражать вопрос о фактах, непосредственно относимых к моменту речи: В густом тумане он издали увидел что­то темное, услышал голоса людей. «Что бы это могло быть?» (Никол.). Здесь обычен оттенок вежливого обращения к собеседнику: С кем бы я мог подробнее побеседовать? Форма желат. накл. может выражать вопрос, осложненный значением предложения, совета: [Разина:] Михаил не собирался приехать? [Гарнаев:] Как будто собирался. [Разина:] Может, послал бы машину за ним? (Софр.).

Употребление формы побудит. накл. ограничено, во­первых, предложениями с глаголами разрешить, позволить (Разрешите доложить?; Позвольте закурить?; Позвольте ответить вопросом на вопрос?; Разрешите идти?), во­вторых, предложениями с формами совместного действия (Пойдем сядем в саду?; Мам, гляди, походная фляжка!.. Давай возьмем? Триф.).

В других случаях формы побудит. накл. могут употребляться при переспросах и уясняющих вопросах: - Пусти! - сказал Раскольников... - Пусти? Ты смеешь говорить «пусти?» (Дост.); - Прости меня, - сказал я. - Прости? Все это вздор! (Л. Толст.).

Предложения в форме побудит. накл. с частицами а, да, так, ладно, что ли выражают совет, смягченное предложение, просьбу: Останься со мной, ладно?; Уезжай и ты... а?; Приезжайте все­таки, а?; Давай закурим, что ли?; После войны возьмите меня на строительство с собой, а, Дмитрий Иванович? (Симон.).

§ 2605. Для вопросительных предложений малохарактерно распространение открытыми и закрытыми рядами словоформ и обособленными оборотами. Такое распространение отмечается в книжной речи: Отчего ты, себя не жалея, с непокрытой идешь головой? (Забол.); Кто эта молодая, но, судя по лицу, много пережившая женщина? (Солоух.).

Вопросительные предложения проявляют избирательность по отношению к вводным сло-вам и модальным частицам.

Вводные слова и сочетания, выражающие оценку сообщаемого с точки зрения достоверности (может, может быть, возможно, случайно, должно быть, верно, наверно, наверное, вероятно, кажется, видимо, по­видимому, пожалуй, конечно, разумеется, несомненно), употребляются в предложениях, не заключающих в себе вопросительных местоименных слов, и в предложениях с вопросительными частицами или, а: Вы, конечно, к моему сыну по какому­нибудь делу? (Лерм.); А отчего же вы не вместе с супругой? Или, может быть, Марья Викторовна не собирается сегодня? (Купр.); Жаль, давно его не слышно. Может, что худое вышло? Может, с Теркиным беда? (Твард.); Наверно, плохо кормлю вас? (Лидин); Может, это наша юность кончилась, а? (Б. Горбатов).

Вводные слова, выражающие ослабленное подчеркивание или выступающие в качестве вставок (собственно, собственно говоря), употребляются в предложениях с местоименными вопросительными словами: А что, собственно говоря, тянет тебя в Москву? (Л. Никулин).

Мы с вами уже поговорили. Давайте поговорим про построение вопросительных предложений в английском языке. Построение вопросительных предложений — очень важная тема в английской грамматике. Где бы мы ни жили, наша речь состоит из вопросов и ответов. Вопросительные предложения, конечно же, в любом языке подразумевают вопросительную интонацию. Именно это средство и служит созданием вопросов в русском языке. Но в английском языке, к сожалению, одной интонацией никак не обойтись!

Целью вопросительного предложения является получение от собеседника дополнительной информации или подтверждения/ отрицания самого вопроса.

  • What did you begin to learn last year? — English. (Что ты начал изучать в прошлом году? — Английский язык.)
  • Do you like studying? − Yes, I do. (Тебе нравится учеба? — Да.)

Вопросительное предложение и ответ на него образуют некое смысловое и грамматическое единство. Ответ в значительной степени зависит от формы вопросительного предложения. Прежде, чем вы перейдете непосредственно к построению вопросительных предложений, хочу обратить ваше внимание на то, что в английском языке существуют готовые образцы (типы) вопросов и ответов на них же. А ниже представленный материал является своеобразным вступительным уроком перед изучением следующих тем:

  • Вопрос к подлежащему и его определению в английском языке
Пять типов вопросов английского языка

Вопросительные предложения в английском языке отличаются от повествовательных своей конструкцией. Большинство из них характеризуются инверсией, то есть обратным порядком слов (часть сказуемого ставится перед подлежащим, а не наоборот). В некоторых случаях употребляется вспомогательный глагол to do. На письме, в конце всех вопросительных предложений ставится специальный пунктуационный знак — вопросительный знак.

Вопросы, выраженные только интонацией в английском языке (You was there yesterday?), употребляются только в фамильярном обращении.

Образование вопросительных предложений

По способу образования и конструкции все вопросительные предложения можно разделить на три основных вида:

Тип I (Инверсия без вспомогательного глагола)

Сказуемое в вопросительном предложении содержит глаголы to be, to have (если они выступают в качестве смысловых), модальные глаголы (can, must, should, may, ought) или вспомогательные глаголы (shall, will, should, would). Такие вопросы образуются при помощи инверсии и не требуют использования вспомогательного глагола to do. Смысловой глагол to be, to have, вспомогательный или модальный глагол выносится на первое место перед подлежащим, а остальная часть сказуемого остается на своем месте после подлежащего. В случае со смысловыми глаголами to be, to have (сказуемыми) в Present Simple и Past Simple, за подлежащим сразу последуют второстепенные члены предложения (дополнения, обстоятельства). Если вспомогательных глаголов несколько, то выносится только первый. Когда в вопросительном предложении есть вопросительное слово, оно всегда ставится в начале предложения.

Конструкция вопросительных предложений типа I

Вопросительное слово Вспомогательный, модальный глагол или глаголы to be, to have Подлежащее Остальная часть сказуемого Второстепенные члены предложения
Will you go there tomorrow?
What are you doing here, George?
Have you finished your composition?
When can you come?
May I ask you a question?
Where are you, Mary?
Have you any books on English literature?
Is your father in Moscow?

1. Когда сказуемое выражено оборотом there is/ are (was/ were), глагол to be выносится вперед слова there, а подлежащее остается после него.

  • Is there any time left?
  • Are there many songs in your playlist?
  • Was there a meeting after the concert?

2. Если глагол to have входит в состав фразового сказуемого (to have breakfast, to have a rest) или же используется в модальном значении, то вопросительное предложение образуется при помощи вспомогательного глагола to do по типу II.

  • When do we have breakfast?
  • What time do you have to be there?

В американском английском глагол have во всех случаях образует вопросительные предложения с помощью глагола to do.

  • Do you have red pencils?
  • (Сравните c британским: Have you red pencils?)
  • How many brothers do you have?
  • (Сравните с британским: How many brothers have you?)

Тип II (Использование вспомогательного глагола)

Сказуемое не содержит глаголов to be, to have, вспомогательных, а также модальных глаголов (кроме to have). Такие вопросительные предложения образуются при помощи вспомогательного глагола to do. В данном случае сказуемым является любой смысловой глагол (кроме to be и to have) в Present Simple или Past Simple. При образовании вопросительных предложений глагол to do употребляется в соответствующем времени, лице и числе (в Past Simple — did, в Present Simple для 3-го лица единственного числа — does, для остальных — do). Он ставится перед подлежащим, а основной глагол в инфинитивной форме — после подлежащего. Если в предложении имеется вопросительное слово — оно занимает место в начале предложения.

Конструкция вопросительных предложений типа II


Пример вопросительного предложения типа II

Тип III (прямой порядок слов)

Вопросительное слово в предложении является подлежащим (who, what) или его определением. Такие вопросительные предложения образуются без инверсии и без вспомогательного глагола to do, независимо от состава сказуемого. За вопросительным словом, которое выполняет функцию подлежащего, следует сказуемое, а после него — остальные члены предложения. То есть сохраняется прямой порядок слов.

Конструкция вопросительных предложений типа III

Хочу отметить, что данная статья представляет обобщенные схемы построения вопросов в английском языке. По характеру вопроса и требуемого ответа в английском языке принято различать пять основных типов вопроса, которые были перечислены в начале статьи. Каждый тип имеет ряд особенностей, которые освещены в соответствующих статьях на нашем сайте. Но, тем не менее, предложенные выше таблицы могут служить основой для построения вопросительных предложений в английском языке. Изучайте английский язык с удовольствием! Успехов вам!

Классификация вопросительных предложений

В основе существующих классификаций вопросительных предложений лежит стремление разграничить прежде всего предложения, являющиеся вопросительными по форме и по коммуникативной задаче, т.е. побуждающие к ответу, с одной стороны, и предложения, у которых вопросительная форма не соответствует содержанию - с другой.

Так, И.П. Распопов различал вопросительные предложения в полном смысле и предложения, которые лишь внешне сходны с вопросительными, но по существу имеют эмоционально-оценочное декларативное значение (Что это за привычка у вас - бросить дело и ходить жаловаться?). Такого рода предложения учёный называл квазивопросительными.

Среди вопросительных предложений в полном смысле И.П. Распопов выделял три типа: 1) собственно-вопросительные предложения, 2) удостоверительно-вопросительные предложения, 3) предположительно-вопросительные предложения.

Собственно-вопросительные предложения выражают вопрос, требующий в ответе конкретного наименования каких-то неизвестных говорящему «деталей» обозначаемого события (в широком смысле этого слова). Они строятся исключительно на базе синтаксических конструкций, включающих в свой состав вопросительные местоимённые слова, которые и служат непосредственно для указания на то, какими именно «деталями» события интересуется говорящий. Например:

Что ты хочешь делать? - спросила она, перебивая его речь. - Учиться, а потом - учить других.

Куда тебя утром Татьяна-то посылала? - В аптеку.

Удостоверительно-вопросительные предложения выражают вопрос, требующий в ответе лишь утверждения или отрицания сообщаемого. Они могут быть общего или частного характера. Первые включают в свой состав специальные удостоверительные слова и строятся, как правило, на базе сложных синтаксических конструкций типа правда (ли), что..., верно (ли), что... и т.п.: В дверях он приостановился, подумал, спросил вполголоса: «Правда, что ваш муж к будущей зиме вернётся?»; - Скажите, товарищ капитан, - спросил красноармеец, - правда ли, что мы с Германией пакт подписали? Также в состав удостоверительно-вопросительных предложений могут входить частицы ли, разве, неужели.

Удостоверительно-вопросительные предложения частного характера обычно строятся на базе простых синтаксических конструкций того же лексико-грамматического состава, что и повествовательные. Причём соответствующее значение они приобретают в тех случаях, когда суть вопроса выражается в них глагольным сказуемым или любым грамматическим членом, в функции которого выступает слово, имеющее в лексической системе языка антонимическую пару (можно - нельзя, трудно - легко, хороший - плохой и т. п.). Например:

Вечером в шашки играть придёшь? - Приду;

Скоро ли станция, ямщик? - Не скоро ещё...

Ответные реплики на удостоверительно-вопросительные предложения оказываются в речевой действительности довольно многообразными. Но в принципе все они могут быть сведены к словам-предложениям Да - Нет, которые в полной мере исчерпывают смысл любого ответа на удостоверительный вопрос.

В предположительно-вопросительных предложениях вопрос о неизвестных говорящему «деталях» какого-то события сочетается с предполагаемым ответом, который может быть либо подтверждён собеседником, либо отвергнут и заменён другим, соответствующим действительности.

Как и удостоверительно-вопросительные, эти предложения строятся на базе синтаксических конструкций, совпадающих по своему лексико-грамматическому составу с повествовательными. Но, в отличие от первых, суть вопроса выражается в них словом, которое лексически противопоставляется не одному, а целому ряду тематически однородных слов с различным реальным (денотативным) содержанием. Например:

Это вы на меня намекаете?- Боже упаси...

Разговор идёт о небесной механике? - Угадали.

В качестве ответных реплик на предположительно-вопросительные предложения, как и в случаях с удостоверительными вопросами, могут использоваться слова-предложения Да и Нет. Однако если Да, подтверждающее правильность высказанного говорящим предположения, вполне достаточно для того, чтобы удовлетворить его потребность в определённом знании, то Нет отвечает этой потребности лишь частично и поэтому обычно дополняется более содержательным ответом Распопов И.П. Вопросительные предложения // Русский язык в школе. 1958. № 1. С. 73-75..

В «Словаре лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой различается несколько типов вопросительных предложений:

а) собственно-вопросительное предложение, на которое реально ожидается ответ: Далеко вы отсюда живете?;

б) вопросительно-утвердительное предложение, содержащее вопрос к собеседнику, от которого ожидается подтверждение сказанного в предложении: Да ведь фуражка на голове у вас?; Неужто ты не понимаешь, что сам виноват?;

в) вопросительно-отрицательное предложение, в котором под видом вопроса выражается отрицание: Разве можно останавливаться на полпути?;

г) вопросительно-побудительное предложение, в котором через вопрос выражается побуждение к действию: Отчего же ты у меня не спросишь?;

д) вопросительно-риторическое предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ: На кого не действует новизна? Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976. С. 127..

В лингвистической науке известны и другие классификации вопросительных предложений.

Так, А.Н. Гвоздев в «Очерках по стилистике русского языка» выделяет две группы вопросительных предложений, противоположных по характеру ожидаемого ответа.

1. Вопросительные предложения, не имеющие вопросительных слов и отличающиеся от повествовательных только интонацией или вопросительной частицей: Вы прочитали книгу? Он закончил перевод? Пришёл ли секретарь? Такие предложения предполагают только один из двух ответов (Да или Нет), то есть здесь идёт речь об отношении высказываемой мысли к действительности. (Позже подобные вопросы назвали модальными.)

2. Вопросительные предложения, в которых говорящему неизвестны те или иные элементы интересующей его мысли, ему важно знать лицо или предмет, их качества, место, время, причину, цель действия и т.п. В этих случаях вопросительные предложения включают вопросительные слова, выступающие членами предложения (кто, что, когда, почему, куда, зачем и т. д.): Кто открыл окно? Как пройти на вокзал? У кого ты был?

Особое место в классификации А.Н. Гвоздева занимает риторический вопрос. По определению учёного, он представляет собой категорическое, обычно эмоционально окрашенное утверждение, только имеющее грамматическую форму вопроса Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965. С. 89..

В учебнике «Современный русский литературный язык» А.Н. Гвоздев различает также две основные разновидности вопросительных предложений - только уже по другим основаниям: по отношению говорящего к участникам речевого общения и связанными с этим разными функциями. Он выделяет:

1) предложения, в которых говорящий обращается к собеседнику, чтобы получить подтверждение или отрицание высказанной им мысли. Вопрос в них выражается в основном интонацией, иногда используются вопросительные частицы ли, неужели, что, как, ведь;

2) предложения, показывающие, что говорящему не известны элементы высказанной им мысли, и он хочет уяснить их в диалоге. В таких предложениях используются вопросительные слова кто, что, какой, где, когда и др.

Как особую категорию А.Н. Гвоздев рассматривает косвенный вопрос. Выражается он придаточным предложением и передает содержание поставленного кем-то вопроса. По форме напоминает прямой вопрос. Вводится в предложение с помощью относительных местоимений, местоименных наречий, частицы ли: Он просил узнать, кто поедет в Москву Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч. II. Синтаксис. Учебник для студентов фак. рус. яз. и лит. пед. ин-тов. Изд. 4-е. М., 1973. С. 47-49. .

И.Б. Шатуновский обнаруживает в русском языке три основных типа полных вопросов: 1) полные (общие) диктально-модальные вопросы, 2) полные модальные вопросы, 3) полные (общие) экспликативные вопросы, или полные вопросы-предположения. Различие в употреблении полных модальных и полных модально-диктальных вопросов сводится к противопоставлению известности и данности обстоятельств коммуникативной ситуации в первом случае и неизвестности, новизне их во втором. Вопросы-предположения являются своего рода продолжением, развитием полных диктальных вопросов. Они употребляются в ситуациях, когда известно, что что-то имеет место, и известно, что неизвестно, что именно происходит Шатуновский И.Б. Основные коммуникативные типы полных (общих) вопросов в русском языке // Русский язык: пересекая границы. Дубна, 2001. С. 46-47..

В учебнике «Современный русский литературный язык» под редакцией П.А. Леканта о видах вопросительных предложений говорится следующее: «Не всякое предложение, вопросительное по форме, заключает в себе вопрос. Поэтому вопросительные предложения по целенаправленности высказывания делятся на собственно вопросительные предложения и на предложения, не заключающие вопроса, но имеющие вопросительную форму, которые, в свою очередь, могут быть разделены на 4 группы: вопросительно-риторические, вопросительно-побудительные, вопросительно-отрицательные, вопросительно-утвердительные.

Собственно вопросительные предложения по способу выражения вопроса подразделяются на неместоименные и местоименные» Современный русский литературный язык: Новое издание. Учебник / П.А. Лекант, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков и др.; Под. ред. П.А. Леканта. М., 2009. С. 21. .

Н.С. Валгина в учебнике «Синтаксис современного русского языка» пишет: «Вопросительные предложения делятся на собственно вопросительные, вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические» Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учеб. для вузов. 3-е изд., испр. М., 1991. С. 75..

Собственно вопросительными предложениями Н.С. Валгина называет те, которые требуют обязательного ответа: Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир? (Лермонтов).

Близкой к собственно вопросительным разновидностью вопросительных предложений являются такие, которые требуют только подтверждения того, что высказано в вопросе. Такие предложения называются вопросительно-утвердительными: Значит, в Москву теперь? (Чехов).

Вопросительно-отрицательными Н.С. Валгина называет предложения, которые заключают в себе отрицание того, о чем спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно (Блок).

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения она объединяет в одну группу вопросительно-повествовательных, так как они имеют переходный характер - от вопроса к сообщению.

Следующий вид вопросительных предложений, выделяемый Н.С. Валгиной, - вопросительно-побудительные. Они побуждают к действию посредством вопроса: Не поговорить ли нам сначала о делах? (Чехов).

К вопросительным предложениям она относит также вопросительно-риторические - предложения, не требующие ответа, так как он содержится в самом вопросе, и содержащие утверждение или отрицание чего-либо. Они являются одним из стилистических средств и часто используются в художественной литературе для передачи эмоционально-окрашенной речи: Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать? (Лермонтов).

Н.С. Валгина также говорит, что вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера: неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др., - которые выражаются в предложениях как с помощью интонации, так и с помощью вопросительных частиц. Например, смягчение вопроса достигается с помощью частицы не (Ты не придешь ко мне?).

Эти добавочные оттенки придают вопросительным предложениям большую эмоциональность, экспрессивность, что часто используется в художественном тексте для придания ему выразительности и яркости. Например: Как, ты ее разлюбил? (Лермонтов); Разве ты меня не узнаешь? (Пушкин); И как она могла допустить до этого Курагина? (Л. Толстой).

В своей работе мы будем придерживаться классификации, предложенной авторами «Русской грамматики», так как она основана на нескольких критериях, по которым характеризуются вопросительные предложения, и потому позволяет рассмотреть изучаемые конструкции с разных сторон. Безусловно, в данной работе обобщены все ранее предложенные классификации вопросительных предложений.

В «Русской грамматике» функционально-семантические типы вопросительных предложений разграничиваются, прежде всего, на основе функций данных единиц - первичных или вторичных Русская грамматика: В 2 т. Т. 2: Синтаксис. М., 1980. С. 394-396..

Вопросительные предложения в своих первичных функциях направлены на получение информации и требуют обязательного ответа. Они классифицируются по нескольким линиям.

1. Вопросительные предложения делятся на общевопросительные и частновопросительные. Это разграничение зависит от характера и объема той информации, которая должна быть получена. Общевопросительные предложения содержат вопрос о ситуации в целом: (Как же быть?; Что случилось?), частновопросительные - о конкретном действии, деятеле, признаках, обстоятельствах (Это вы сделали?; А вы как сюда попали?; Какие же она песни поет?).

2. Следующая линия классификации - степень осведомленности говорящего о том, что спрашивается. Этот критерий позволяет разделить вопросительные предложения на 3 группы:

· собственно вопросительные, которые отражают полную неосведомленность говорящего в данном вопросе (Другая дорога тут есть?; Кто здесь был?);

· неопределенно-вопросительные, которые содержат вопрос с оттенком догадки, неуверенности, сомнения (Вы не меня ждете?; Вы как будто чем-то расстроены?);

· констатирующе-вопросительные, в которых вопрос совмещается с утверждением (Значит, я не ошибся?; Ведь у тебя уже есть билет?).

3. В зависимости от ожидаемого ответа на заданный вопрос предложения делятся на 2 группы:

· предложения, которые требуют ответа-подтверждения или ответа-отрицания, то есть содержащие вопрос о соответствии или несоответствии содержания сообщения действительности (Хорошо ли вам здесь?);

· предложения, которые требуют не односложного ответа, а сообщения определенной информации о том, что спрашивается (Какой цвет вы предпочитаете?).

Особое положение среди предложений этих категорий занимают две группы конструкций:

1) со словами много, мало, близко, далеко, давно, скоро, долго и др. В одних случаях они требуют ответа-подтверждения / отрицания, в других - конкретной информации (Ср.: Ты давно с ним знаком? - Да; Много нужно написать? - 8 страниц);

2) с местоименными словами, выражающие беспокойство или опасение за что-либо. Они являются вопросом-раздумьем, вопросом о будущем. Такие вопросы задаются часто самому себе: Что-то в Киеве? Где-то наши фронты? Далеко ли Петлюра и Деникин? - Ничего мы не знаем (Гайдар).

Все вопросительные предложения, выполняющие первичные функции, характеризуются по каждому их критериев, приведенных выше.

Вопросы во вторичных функциях не связаны с поиском информации, не требуют ответа, так как используются вместо предложений других коммуникативных типов - повествовательных (если направлены на передачу экспрессивно окрашенной информации) или побудительных (если содержат побуждение к действию). Таким образом, вопросительными они являются только по форме. Среди них выделяются:

1) вопрос, заключающий в себе уверенное утверждение чего-либо, при этом подчеркивается категоричность, целесообразность, закономерность этого утверждения (Разве это не красота?);

2) так называемые риторические вопросы, в которых заключается отрицание. В них подчеркивается невозможность или ненужность ситуации, о которой говорится (Разве безумного можно научить? - Горький);

3) предложение, в котором повторяется предыдущая реплика, осложненная оттенком удивления, недоумения и т.д., иначе - вопрос-уяснение (Чего ты хочешь? - Чего я хочу?... Я не знаю - Горький);

4) вопрос - побуждение к действию или к его прекращению, иначе - вопросительно-побудительные предложения (Что же вы молчите? Ответьте!; Да бросите ли вы в конце концов вашу музыку? - Федин);

5) вопрос, в котором выражается реакция говорящего, оценка, отношение, состояние (Вы смеетесь надо мной?);

6) вопрос, призванный активизировать внимание, заинтересованность собеседника (И что ж бы вы думали? Этой, можно сказать, блистательной фразе приятель мой обязан был местом - Салтыков-Щедрин).

Обратим внимание, что в названии типов вопросительных предложений единодушия нет, т.е. терминология в этой области еще не устоялась. Опираясь на концепцию, предложенную в «Русской грамматике», мы будем употреблять термины в том значении, которое им придается в данной работе.

Признаки предложения.

  • 1. Имеет грамматическую основу.
  • 2. Является высказыванием о предмете речи.
  • 3. Является единицей общения.
  • 4. Имеет интонационную законченность.

Виды предложений

В зависимости от строения, цели высказывания, эмоциональной окраски, полноты грамматической основы и наличия второстепенных членов предложения бывают простые и сложны, повествовательные, вопросительные и побудительные, восклицательные и невосклицательные, двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные:

По цели высказывания предложения делятся на:

повествовательные (цель-сообщить информацию);

вопросительные (цель-задать вопрос);

побудительные (цель-побудить, призвать к действию).

Какие же предложения называются вопросительными и какую функцию они выполняют в русском языке?

Вопросительными называются предложения, в которых специальными языковыми средствами выражается стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чем-либо. Вопросительные предложения, таким образом, информируют о том, что хочет узнать говорящий. Характер искомых сведений может быть самым различным: это могут быть сведения о деятеле (Кто здесь сейчас разговаривал ?), о месте действия (Ты была на пристани ?), о цели (Зачем это ему понадобилось ?), о ситуации в целом (Что -нибудь я забыл ?; Есть у тебя время ?).

С точки зрения характера ожидаемого ответа вопросительные предложения неоднородны: ответ может подтверждать или отрицать истинность чего-л. (- Завтра можете ко мне прийти ? ответ: - Да или - Нет ), либо сообщать новые сведения о чем-л. (Кто это ? - ожидается ответ, содержащий новое сообщение, новые сведения).

Вопросительные предложения часто имеют субъективно-модальную окраску. В них может выражаться предположение (Опять будем встречать кого -нибудь ?), неуверенность (Вы как будто змеям сочувствуете ? Пришв.) и другие значения. По отношению к субъективно-модальным значениям вопросительные предложения проявляют избирательность: одни такие значения возможны во всех типах вопросительных предложений, другие - только в некоторых из них.

Вопрос может совмещаться также с теми значениями, которые обычно выражаются невопросительными предложениями. Так, вопрос Ведь ты домой идешь ? содержит элемент утверждения; вопрос Молока не продашь ли , хозяюшка ? (Тендр.) содержит просьбу; вопрос Почему бы не вспоминать почаще об этом опыте ? (газ.) содержит совет.

Примечание. В некоторых случаях граница между вопросом и утверждением оказывается нечеткой, предложение выступает как полувопрос-полуутверждение: Так вы ведь любите писать в газетах ? (Солоух.); Ты как будтораньше не говорил про нее ?; Что -то знакомая фамилия ?

В выражении вопросительности главная роль принадлежит интонации, вопросительным частицам ли , не ли , что , что же , как , что ли , разве , неужели , что если , а , да , правда , не правда ли , так , так ведь , не так ли , верно , вопросительным местоименным словам кто , что , какой , каков , чей , который , сколько , как , где , куда , откуда , докуда , когда , почему , отчего , зачем , насколько . С помощью этих средств любое невопросительное предложение может стать вопросом или переспросом.

В словаре лингвистических терминов Т.В. Жеребило предлагается следующая классификация типов вопросительных предложений:

  • 1) собственно вопросительные предложения;
  • 2) предложения, не заключающие вопроса, но имеющие вопросительную форму:
    • а) вопросительно-риторические;
    • б) вопросительно-побудительные;
    • в) вопросительно-отрицательные;
    • г) вопросительно-утвердительные.

Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ. (Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир?)

Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, близких к собственно вопросительным, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными: Так вы едете?

Вопросительные предложения могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно ;А если бы и заговорил... Что нового может он рассказать?

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные, поскольку они имеют переходный характер - от вопроса к сообщению.

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса. Например: Итак, может быть, наш прекрасный поэт продолжит прерванное чтение? ; Не поговорить ли нам сначала о делах? ; - Так вы дадите мне Гоголя? - спрашивает Иван Матвеич .

В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи. Например: Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своею совестью? Желанья... Что пользы напрасно и вечно желать? ; Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей?

По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса): - Скажите, Степан, вы женились по любви? - спросила Маша. - Какая у нас в деревне любовь? - ответил Степан и усмехнулся

Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника, например: Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и - можешь себе представить? - ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает .

Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера - неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др. Например: Как, ты ее разлюбил? Разве ты меня не узнаешь? И как могла она допустить до этого Курагина?

Дополнительные оттенки могут быть эмоционального плана, например, оттенок отрицательной экспрессии: Ты, что, глухой, что ли? ; оттенок вежливости (смягчение вопроса достигается обычно с помощью частицы не): Ты не придешь завтра ко мне? Ср.: Ты придешь завтра ко мне?

Обратимся к произведениям А.И.Куприна и посмотрим, использует ли автор в своем творчестве вопросительные предложения, или же обходится одними повествовательными.

Рассмотрим отрывок из детского рассказа «Слон»:

  • - Милая Надя, милая моя девочка, - говорит мама, - не хочется ли тебе чего-нибудь?
  • - Нет, мама, ничего не хочется.
  • - Хочешь, я посажу к тебе на постельку всех твоих кукол. Мы поставим креслица, диван, столик и чайный прибор. Куклы будут пить чай и разговаривать о погоде и о здоровье своих детей.
  • - Спасибо, мама... Мне не хочется... Мне скучно...
  • - Ну, хорошо, моя девочка, не надо кукол. А может быть, позвать к тебе Катю или Женечку? Ты ведь их так любишь.
  • - Не надо, мама. Правда же, не надо. Я ничего, ничего не хочу. Мне так скучно!
  • - Хочешь, я тебе принесу шоколаду?

Но девочка не отвечает и смотрит в потолок неподвижными, невеселыми глазами. У нее ничего не болит и даже нет жару. Но она худеет и слабеет с каждым днем. Что бы с ней ни делали, ей все равно, и ничего ей не нужно.

Так лежит она целые дни и целые ночи, тихая, печальная. Иногда она задремлет на полчаса, но и во сне ей видится что-то серое, длинное, скучное, как осенний дождик.

Очевидно, что здесь происходит диалог между обеспокоенной мамой и заболевшей маленькой девочкой. В данном случае мама задает вопросы, а дочка на них отвечает.

Эту ситуацию можно было бы описать примерно следующим образом:

Мама спрашивает дочку, нужно ли ей что-нибудь, но та от всего отказывается.

Но одно это предложение не может передать всех чувств мамы-беспокойства, тревоги за своего ребенка, желание поддержать дочку, угодить ей, порадовать. Вряд ли читателям было бы интересно читать произведения, в которых сухо излагаются факты.

В данном случае для создания художественности произведения огромную роль играют вопросительные предложения.

  • -Милая Надя, милая моя девочка, не хочется ли тебе чего-нибудь?
  • может быть, позвать к тебе Катю или Женечку?
  • -Хочешь, я тебе принесу шоколаду?

В первом предложении мы видим уточнение желания девочки, средство выражения уточнения- частица не…ли, обрамляющая слово, требующее уточнения.

Во втором случае-тоже уточнение, но выражается оно иначе- вводной конструкцией может быть.

В третьем случае-предложение принести шоколаду. Выражено обособлением глагола хочешь .

Все три предложения в данном случае принадлежат к собственно вопросительному типу. На этом примере видно, что структура предложений одного типа может быть различной.

Следующий пример из этого же рассказа:

Но однажды утром девочка просыпается немного бодрее, чем всегда. Она что-то видела во сне, но никак не может вспомнить, что именно, и смотрит долго и внимательно в глаза матери.

- Тебе что-нибудь нужно? - спрашивает мама.

Но девочка вдруг вспоминает свой сон и говорит шепотом, точно по секрету:

- Мама... а можно мне... слона? Только не того, который нарисован на картинке... Можно?

Рассмотрим вопросительные предложения из этого отрывка:

  • - Тебе что-нибудь нужно?
  • - Мама... а можно мне... слона? Только не того, который нарисован на картинке... Можно?

В случае с вопросом мамы всё понятно-это опять собственно вопросительное предложение, требующее положительного или отрицательного ответа.

Что касается слов девочки, то в них прослеживается нерешительность, боязнь получить отказ. Об этом свидетельствует двукратное повторение слова можно?

Из выше написанного можно сделать вывод: предложения одного типа могут иметь различную субъективно-модальную окраску: забота мамы и нерешительность дочки.

Следующая ситуация из этого рассказа:

Жена смотрит на него тревожно.

  • - Милый, здоров ли ты? Не болит ли у тебя голова? Может быть, ты плохо спал сегодня?
  • - Я совсем не спал, - отвечает он сердито. - Я вижу, ты хочешь спросить, не сошел ли я с ума? Покамест нет еще. До свиданья! Вечером все будет видно.

В словах жены мы слышим обеспокоенность здоровьем её супруга. Разное синтаксическое строение предложений одного типа позволяет автору избежать тавтологии и более глубоко передать чувства женщины.

- Я вижу, ты хочешь спросить, не сошел ли я с ума? Покамест нет еще.

Это предложение является вопросительно-утвердительным. Муж переспрашивает, правильно ли он понимает вопросы жены о своём здоровье.

Он рассержен тем, что его считают сумасшедшим, и не дожидаясь ответа жены, сам отвечает на свой вопрос.

Перейдём к встрече девочки Нади и слона:

Слон осторожно берет и пожимает ее тоненькие пальчики своим подвижным сильным пальцем и делает это гораздо нежнее, чем доктор Михаил Петрович. При этом слон качает головой, а его маленькие глаза совсем сузились, точно смеются.

  • - Ведь он все понимает? - спрашивает девочка немца.
  • - О, решительно все, барышня!
  • - Но только он не говорит?
  • - Да, вот только не говорит. У меня, знаете, есть тоже одна дочка, такая же маленькая, как и вы. Ее зовут Лиза. Томми с ней большой, очень большой приятель.
  • - А вы, Томми, уже пили чай? - спрашивает девочка слона.

Слон опять вытягивает хобот и дует в самое лицо девочки теплым сильным дыханием, отчего легкие волосы на голове девочки разлетаются во все стороны.

Предложение Ведь он все понимает? тоже является вопросительно-утвердительным, средство выражения-утвердительная частица ведь в начале предложения.

- Но только он не говорит ?

Как и в предыдущем случае, здесь мы видим вопрос-утверждение. Девочка догадывается, что слон не говорит, но спрашивает, чтобы убедиться в своей догадке.

Следующее предложение:

-А вы, Томми, уже пили чай?

В данном случае мы вновь видим собственно вопросительное предложение. В нём присутствует обращение к слону, от которого девочка ждёт ответа.

-А это вот, посмотрите, это слон!

Правда, совсем не похоже? Разве же слоны бывают такие маленькие, Томми?

Здесь мы снова видим вопросительно-утвердительное предложение. Словом правда девочка просит поддержки у слона. А следующее предложение, напротив, является вопросительно-отрицательным. Средство выражение отрицания- частица разве же.

Посмотрим на еще одно известное произведение А.И.Куприна-рассказ «Белый пудель».

Первый пример:

Дедушка сам сознавал эти недостатки своей машины и иногда замечал шутливо, но с оттенком тайной грусти:

- Что поделаешь?.. Древний орган... простудный... Заиграешь - дачники обижаются: "Фу, говорят, гадость какая!" А ведь пьесы были очень хорошие, модные, но только нынешние господа нашей музыки совсем не обожают. Им сейчас "Гейшу" подавай, "Под двуглавым орлом", из "Продавца птиц" - вальс.

Опять-таки трубы эти...

Здесь мы можем видеть пример риторического вопроса. Звучит вопрос что поделаешь? Но ответ на него не предусмотрен автором. В данной фразе мы можем услышать смирение старика с судьбой и сожаление о том, что ничего нельзя поделать.

Следующий пример:

  • - Ты что, Сережа? - спросил шарманщик.
  • - Жара, дедушка Лодыжкин... нет никакого терпения! Искупаться бы...

Шарманщик задаёт конкретный вопрос мальчику, называя его по имени. Это собственно вопросительное предложение. Здесь слова ты что? Употреблены в значении что случилось? Субъективно-модальная окраска-обеспокоенность за мальчика.

Следующий разговор:

Мне один знакомый фельдшер говорил: соль эта самая на человека действует... значит, мол, расслабляет... Соль-то морская...

  • - Врал, может быть? - с сомнением заметил Сергей.
  • - Ну, вот, врал! Зачем ему врать? Человек солидный, непьющий... домишко у него в Севастополе. Да потом здесь и спуститься к морю негде. Подожди, дойдем ужотко до Мисхора, там и пополощем телеса свои грешные. Перед обедом оно лестно, искупаться-то... а потом, значит, поспать трошки... и отличное дело...
  • - Зачем ему врать? В этой ситуации данное предложение является вопросительно-отрицательным, употребляется в значении незачем ему врать . Тип предложения здесь можно определить только благодаря контексту.

Еще один пример:

- Эт-то что за безобразие! - захрипел он сдавленным, испуганным и в то же время начальственно-сердитым шепотом. - Кто позволил? Кто пропустил?Марш! Вон!..

Здесь мы видим два вопросительных предложения, они оба являются риторическими. Восклицания Марш! Вон! исключают возможность ответа на вопросы. Интонация данных предложений позволяет нам понять чувства автора слова-злость, ярость.

  • - Вы вот что... - начал запыхавшийся дворник еще издали. - Продавайте, что ли, пса-то? Ну, никакого сладу с панычом.
  • - Продавайте, что ли, пса-то?

В этом случае мы видим пример вопросительно-побудительного предложения. Дворник одновременно задаёт вопрос и настаивает на продаже собаки, эта фраза-своеобразная просьба пойти навстречу барыне.

Следующий пример из того же произведения:

Дневной жар и длинный путь изморили артистов, которые встали сегодня чуть свет. У дедушки слипались глаза. Сергей зевал и потягивался.

- Что, братику, разве нам лечь поспать на минуточку? - спросил дедушка.

В дедушкиных словах мы видим вопрос-утверждение. Этой фразой дедушка предлагает мальчику отдохнуть, одновременно проявляет заботу и советуется с ним.

  • - К мировому... да... конечно... Это верно, к мировому... - с бессмысленной, горькой улыбкой повторял Лодыжкин. Но глаза его неловко и конфузливо забегали. - К мировому... да... Только вот что, Сереженька... не выходит это дело... чтобы к мировому...
  • - Как это не выходит? Закон один для всех. Чего им в зубы смотреть? - нетерпеливо перебил мальчик.

Находим вопросительные предложения:

- Как это не выходит? Чего им в зубы смотреть?

Это вопросительно-отрицательные предложения. В них мальчик выражает своё несогласие со словами деда и возмущение по поводу того, что дед боится отстаивать свою правоту.

- Сереженька, родной мой! - протянул к нему старик дрожащие руки. - Да будь только у меня пачпорт настоящий, разве я бы поглядел, что они генералы?

Здесь мы снова видим вопросительно-отрицательную конструкцию. Автор слов выражает несогласие с произволом властей, но ничего не может с этим поделать. Несогласие переплетается с досадой на отсутствие возможности исправить ситуацию.

- Сереженька, может, убежит от них еще Артошка-то? - вдруг опять всхлипнул дедушка. - А? Как ты думаешь, милый?

Но мальчик не ответил старику. Он шел впереди большими, твердыми шагами. Его глаза упорно смотрели вниз на дорогу, а тонкие брови сердито сдвинулись к переносью.

В этой ситуации мы наблюдаем собственно вопросительный тип предложения. Дедушка обращается к Серёже и ждёт от него ответа. Субъективно-модальная окраска-надежда дедушки на возвращение собаки.

Рассмотрим еще один рассказ- «Куст сирени».

Наконец она заговорила первая, с той осторожностью, с которой говорят только женщины у кровати близкого труднобольного человека...

- Коля, ну как же твоя работа?.. Плохо?

Он передернул плечами и не отвечал.

- Коля, забраковали твой план?

Здесь мы видим прямое обращение женщины к мужу с целью выяснить, как обстоят дела у него на работе. Это собственно вопросительные предложения, которые передают заботу женщины о супруге и тревогу о нём.

- Ну да, ну да, забраковали, если уж тебе так хочется знать. Неужели сама не видишь? Все к черту пошло!

В ответе муж тоже использует вопросительное предложения, которым подтверждает, что дела его идут плохо. Его слова несут негативную эмоциональную нагрузку, потому что он разочарован и подавлен.

  • - Какое же пятно, Коля? - спросила она еще раз.
  • - Ах, ну, обыкновенное пятно, зеленой краской.

Женщина вновь обращается к мужу. И мы вновь видим использование собственно вопросительного предложения. Повторение вопроса подчёркивает то, что ей не безразлична судьба мужа, и она всячески хочет узнать, в чём дело и помочь супругу справиться с проблемами.

Думал я, думал, что теперь из него сделать, да и решил кучу деревьев на том месте изобразить... Очень удачно вышло, и разобрать нельзя, что пятно было. Приношу нынче профессору. "Так, так, н-да. А откуда у вас здесь, поручик, кусты взялись?" Мне бы нужно было так и рассказать, как все было. Ну, может быть, засмеялся бы только...

В этом случае мы можем вновь наблюдать наличие вопросительного предложения. Но здесь оно выполняет роль повествования, т.к. вопрос звучит в процессе рассказа сути проблемы жене.

  • - Но почему же он так уверенно говорит, что там нет кустов?
  • - Ах, господи, почему? Какие ты, ей-богу, детские вопросы задаешь.

В этой ситуации мы видим явление, которое часто встречается в повседневной жизни: ответ вопросом на вопрос. Первый собеседник, в нашем случае, жена, спрашивает мужа о причинах проблемы, на что тот отвечает тоже вопросом. Это происходит потому, что он раздражен и ему трудно говорить о своих неудачах.

Уж глядел он на них, глядел, даже листочек сорвал и пожевал.

"Что это за дерево?" - спрашивает. Я говорю: "Не знаю, ваше-ство". - "Березка, должно быть?" - говорит. Я отвечаю: "Должно быть, березка, ваше-ство".

Здесь представлен диалог профессора и Николая. Профессор задает вопросы, собеседник на них отвечает. В первом случае мы видим собственно вопросительное предложение, заданное с целью получить информацию о названии дерева. Во втором случае-вопросительно-утвердительное предложение, из которого мы понимаем, что профессор почти уверен в правоте своего предположения.

предложение вопросительный художественность куприн

Чем отличаются предложения? Конечно, они могут быть простыми и сложными. Могут состоять даже из одного слова. Каждый раз, складывая слова в единое целое, мы составляем предложение для какой-то определенной цели и вкладываем в него определенный смысл. Таким образом, предложение обретает свою По этому критерию предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные. Кроме того, предложения также носят разную эмоциональную окраску. Как цель высказывания связана с эмоциональной окраской? Разберемся со всем по-порядку.

Пример повествовательных предложений в русском языке

Повествовательные предложения используются очень часто в повседневной речи. Они рассказывают о чем-либо, просто Когда человек делится какими-то произошедшими событиями, в ходе рассказа он составляет повествовательные предложения. На письме обычно они заканчиваются точкой. Но возможны и другие знаки препинания, но об этом в другом пункте. Рассмотрим пример повествовательных предложений:

Мы были в парке. День был солнечный и теплый. Мы купили мороженое и гуляли по тенистым аллеям.

Из этого примера повествовательных предложений видно, что этот тип используется для рассказа о каких-то событиях и фактах. Подобные предложения часто встречаются в повседневной речи и в литературе. Стоит открыть любое художественное произведение, и можно встретить множество примеров повествовательных предложений.

Побудительные

Побудительные предложения используются, когда необходимо попросить о чем-либо или даже приказать. Т. е. побудить слушателя к каким либо действиям. Примеры:

Принеси мне, пожалуйста, воды. Позвони мне, как придешь. Немедленно сделай это!

Вопросительные предложения

Это третий и последний тип предложений по цели высказывания. Уже из названия понятно, что вопросительные предложения используются, когда нужно спросить о чем-то или получить определенную информацию. Примеры:

Сколько это стоит? Когда мне лучше позвонить? Сколько яблок купить?

Этот тип предложений заканчивается вопросительным знаком.

Однако он не всегда выражает прямой вопрос, требующий ответа. К этой категории также относятся и риторические вопросы, которые задаются с долей иронии и не нуждаются в ответе.

Предложения по эмоциональной окраске

По этому критерию предложения делятся на два типа: восклицательные и невосклицательные.

В конце восклицательных предложений на письме ставится Он показывает, что при чтении необходимо в голос вложить некие эмоции, большую выразительность и яркость.

Невосклицательные предложения подразумевают, что фраза не обладает какой-либо явной эмоциональной окраской. Такие предложения произносятся достаточно спокойно и нейтрально. А заканчиваются чаще всего точкой.

Стоит отметить, что восклицательными по эмоциональной окраске могут быть все типы предложений по цели высказывания.

Восклицательные

Разные по цели высказывания предложения также могут выражать и разные эмоции. Рассмотрим пример повествовательного восклицательного предложения:

Сегодня был такой хороший день!

В конце этого предложения стоит восклицательный знак. Становится понятно, что при чтении вслух в эту фразу нужно вложить определенные эмоции. А поскольку это предложение рассказывает о каком-то событии, то его необходимо отнести к типу повествовательных. Если бы в конце предложения стояла точка, то оно было бы невосклицательным, и произносилось бы уже с более нейтральной интонацией:

Сегодня был такой хороший день.

Определенную эмоциональную окраску предложение приобретает не только благодаря восклицательному знаку, но и благодаря определенной лексике. Например, больше эмоций добавляет использование междометий, некоторых видов прилагательных и наречий. Сравните:

Сегодня хороший день./Ах, сегодня просто восхитительный день!

Побудительное предложение также может быть восклицательным. Сравните:

Принеси мне, пожалуйста, книгу./Принеси мне воды скорее!

В этому случае определенная лексика также может добавить эмоциональную окраску. Также сам тон высказывания имеет значение. Простая просьба звучит более нейтрально, чем приказ.

И, конечно, вопросительное предложение также может быть восклицательным. Пример:

Разве я успею?/Ну и как же мне все успеть?!

В этом случае также значительную роль имеет лексика. Причем стоит заметить, что в вопросительных предложениях восклицательный знак ставится после вопросительного, ведь предложение, в первую очередь, выражает некий вопрос.

Подведем короткий итог. Предложения согласно цели высказывания делятся на три типа. По эмоциональной окраске - на два. На примерах повествовательных предложений, побудительных и вопросительных стало понятно, что эмоциональная окраска зависит от выбора лексики и определенных знаков препинания. Все типы предложений согласно своей цели высказывания могут быть как восклицательными, так и невосклицательными.