Андрей шмеман - последний подданный российской империи. Шмеман и современная Россия


Андрей Шмеман
13 сентября 1921 - 07 ноября 2008
видный деятель русской эмиграции во Франции, председатель Объединения кадет российских кадетских корпусов во Франции
Семья
Дед - Николай Эдуардович Шмеман (1850-1928) - действительный тайный советник, сенатор, член Государственного совета, эмигрант.
Бабушка- Анна Шиеман -(1924).
Отец - Дмитрий Николаевич Шмеман (1893-1958) - офицер лейб-гвардии Семёновского полка, эмигрант.
Мать - Анна Тихоновна, урождённая Шишкова (1895-1981) - жила в эмиграции, дочь представителя старинного российского дворянского рода помещика Самарской губернии Т. А. Шишкова.
Брат-близнец - Александр Дмитриевич (1921-1983) - протопресвитер Православной церкви в Америке, богослов.
Сестра - Елена Дмитриевна (1919-1926).
Жена и дети - женат на Елене Ладыжинской (с 1944 года), у них две дочери.
Биография
С 1929 года семья живёт во Франции.
С 1930 года по 1939 год - обучался в русском кадетском корпусе в Париже.
В течение всей жизни работал администратором картинной галереи и занимался социальными делами русской эмиграции.
С детского возраста состоял в «Национальной организации витязей», был её инструктором.
В 1984-1994 годах - руководитель «Национальной организации витязей»
Являлся председателем Объединение кадет Корпуса-лицея императора Николая II, председателем Объединения кадет российских кадетских корпусов во Франции, хранителем кадетского музея.
Более полувека являлся старостой парижской церкви Знамения Божьей Матери, имел духовное звание иподиакона.
В 2004 году был одним из членов-учредителей «Движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе».
Гражданство
Единственный представитель эмиграции первой волны, не принявший французского гражданства.
Андрей Шмеман всю жизнь прожил с так называемым нансеновским паспортом - временным удостоверением личности, что сделало его пребывание на французской земле крайне сложным. А.Д. Шмеман - сын офицера лейб-гвардии Семеновского полка Дмитрия Николаевича Шмемана. В 1919 году Дмитрий Шмеман покинул Россию вместе с войсками Юденича. Андрей и его брат Александр родились в Ревеле (ныне Таллин) в 1921 году. В 1929 году Шмеманы переехали во Францию. Более полувека А. Шмеман являлся старостой Знаменской церкви в Париже, был иподиаконом. Стал одним из инициаторов создания общественной организации "Движение за поместное православие русской традиции в Западной Европе" и всегда оставался убежденным сторонником возвращения эмигрантов в лоно Русской Православной Церкви.
В 2004 году Президент России Владимир Путин во время пребывания во Франции встретился с одним из старейших русских эмигрантов, последним подданным Российской империи, 82-летним А.Д. Шмеманом, и вручил ему российский паспорт.


http://www.shmeman.ru/modules/pages/Biografiya_otca_Aleksandra_SHmemana.html
Протопресвитер Александр Шмеман
(Шмеман Александр Дмитриевич)
(Alexander Schmemann)
Родился 13 сентября 1921 г. в г. Ревель (Таллин) в Эстонии. Среднее образование получил в Париже. Окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже (1945). Принимал активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД) (в течение длительного времени был заместителем председателя Движения) и Содружества святого Албания и преподобного Сергия. Женат на Юлиане Осоргиной (янв. 1943, Париж). Преподавал в Свято-Сергиевском институте церковную историю (1945-1951). В 1946 г. принял священство. В 1951 г. с женой и детьми переселился в Нью-Йорк, приняв приглашение Свято-Владимирской духовной семинарии. Служил в юрисдикции Северо-Американской митрополии Русской Православной Церкви (с 1970 г. -Православная Церковь в Америке). В 1959 г. защитил в Париже докторскую диссертацию по литургическому богословию. В 1962-1983 гг. декан Свято-Владимирской духовной семинарии в г. Крествуд (шт. Нью-Йорк, США). Много выступал с проповедями по радио в передачах для России. Скончался 13 декабря 1983 г.
http://www.koob.ru/shmeman - здесь можно скачать другие книги Шмемана для чтения онлайн.
http://predanie.ru/mp3/Protopresviter_Aleksandr_Shmeman/ - радиобеседы о.Александра в мр3. Там же начитана и "Евхаристия". Ссылку предоставил Леонид Садович.

ПОСЛЕДНИЙ ПОДДАННЫЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

В 2004 году Президент России Владимир Путин во время пребывания во Франции встретился в Канне с одним из старейших русских эмигрантов "первой волны", последним подданным Российской империи, восьмидесятидвухлетним Андреем Шмеманом и вручил ему российский паспорт. "Долгие годы я жил с разладом в душе, чувствуя себя абсолютно русским и одновременно оставаясь человеком без подданства, апатридом. И теперь я счастлив, что наконец обрел Родину", - сказал Андрей Дмитриевич.

Андрей Шмеман всю жизнь прожил с так называемым нансеновским паспортом - временным удостоверением личности, служившим заменой паспорта для апатридов и беженцев. Нансеновские паспорта были введены Лигой Наций и выдавались на основании Женевских соглашений 1922 года.

В одном из интервью Андрей Дмитриевич вспоминал: "Я долго, пока мог, оставался с нансеновским паспортом, а потом и его отобрали. Теперь у меня такой общий для всех беженцев документ. Я никогда не считал свое желание оставаться русским каким-то героизмом, но я просто не хотел быть нерусским. С этим паспортом политэмигранта я могу ездить по всему миру, но не могу ехать в Россию, потому что тогда мой статус, так сказать, закончится. Но французы эту проблему обходят и дают для поездки в Россию специальные документы. По этому поводу возникали трудности на российской границе. Когда я с семьей приезжал в Петербург, моя жена и дочери прошли таможню легко, как французы. А мне сказали: "Посидите, пожалуйста". Я ждал полчаса, дочь моя осталась со мной, боялась, что упекут меня куда-нибудь, но потом выходит их директор, извиняется и говорит: "Простите, что мы заставили ждать, но такой бумаги мы никогда не видали".

Все эти годы он сохранял статус беженца. Такого рода решение сделало пребывание Андрея Дмитриевича на французской земле крайне сложным - он был автоматически лишен многих социальных и иных преимуществ. Не имея местного паспорта, трудно было сделать и профессиональную карьеру. Поэтому в течение всей жизни он работал администратором небольшой картинной галереи, но в то же время уделял много сил и труда социальной помощи людям из русской эмиграции.

Андрей Шмеман - последний классический "белоэмигрант" (воспользуемся этим советским определением). Поэтому в каком-то смысле жизнь этого подданного Российской империи - одна из последних страниц той истории и тех людей, которые старались продлить ее жизнь и традиции вдали от родной земли. А почему судьбе было угодно, чтобы именно его имя оказалось среди последних записей истории почти забытой эпохи - судить не нам.

Андрей Шмеман - сын офицера лейб-гвардии Семеновского полка Дмитрия Шмемана, за доблесть и боевые подвиги награжденного многими медалями и орденами в Первую мировую войну. Его мать Анна Шишкова - дочь директора Крестьянского банка в Самаре Тихона Шишкова. Род Шишковых - древний, корнями уходящий в XV век. Дед Николай Шмеман - известный государственный деятель, действительный тайный советник, сенатор, член Государственного совета.

В 1919 году Дмитрий Шмеман покинул Россию вместе с отступившими от Петрограда войсками Юденича. Андрей и его брат Александр родились уже в Ревеле (ныне Таллин). Русские эмигранты бежали, спасая свою жизнь, у многих из них в эмиграции не оказалось ни средств, ни имущества, у большинства не было мирных профессий.

Поначалу отец Андрея и Александра Дмитрий Шмеман играл в ресторане "Европа" на скрипке, часто задерживался допоздна, что не нравилось его жене. Андрей Дмитриевич вспоминал, что отец часто играл для них с братом на ночь.

В 1929 году Шмеманы переехали во Францию, и в Париже скрипка "случайно" была сломана матерью Андрея. После переезда Дмитрий Шмеман устроился торговать бензином на бензоколонке, на которой часто заправлялись русские таксисты. С ними у него сложилась довольно веселая компания. Неподалеку было кафе, где они часто сиживали. Нельзя сказать, что работа была обременительной, но денег это приносило мало.

Дмитрий Шмеман, тогда уже немолодой, должен был на велосипеде ездить на работу. Туда еще он как-то спускался под горку, а обратно приходилось идти пешком и тащить велосипед за руль. Мать Андрея Дмитриевича стала служить гувернанткой. И успешно, ее очень любили. Но все это, конечно, позволяло лишь сводить концы с концами. Но по тем временам такое положение дел семьи Шмеманов в среде русских эмигрантов считалось очень даже хорошим. Те деньги, которые они зарабатывали, позволили отдать Андрея и Александра в кадетский корпус.

Часто Андрей Дмитриевич вспоминает своего деда Николая Шмемана и то, как он был дружен в Париже с Владимиром Николаевичем Коковцевым - в дореволюционной России он был председателем Совета министров (после Столыпина). Они садились друг против друга и говорили: "Ваше превосходительство, как бы Вы прошли от этого пункта в такой-то пункт?" – и рассказывали друг другу о петроградских улицах, по которым мысленно проходили. У отца Андрея Шмемана, который тоже участвовал в этих играх, был козырь - он родился в каком-то переулке, которого практически никто не знал. Так они проводили время.

Внешне Николай Шмеман был очень представительным, с орденом Почетного легиона, который в то время еще ценился. Когда он переходил улицу, такой импозантный, с орденом в петлице, ему прохожие бросались помогать. Когда он умер, французы прислали предложение отправить на его похороны роту солдат. Во Франции по статуту ордена Почетного легиона полагается отдание воинских почестей на похоронах. Но тетушки Андрея Дмитриевича категорически отказались. Николая Шмемана отпели скромно в маленькой православной церкви, похоронили на небольшом кладбище, а потом перенесли на Сен-Женевьев-де-Буа. В 1930 году Андрей вместе с братом поступил в только что открывшийся кадетский Корпус-лицей императора Николая II в Версале. Братьев воспитывали в православной вере, на любви к русской культуре, литературе и истории. "Вы - русские!" - эти слова родителей Андрей Дмитриевич воспринял с раннего детства. Простые слова, которые определили всю жизнь.

В корпусе-лицее преподавали русские офицеры, прошедшие через кадетскую школу воспитания в императорской России. В корпусе Андрей Дмитриевич получил не только знания, но и выправку, по которой можно и сейчас узнать в нем русского кадета. Он закончил корпус-лицей в звании вице-фельдфебеля, пронеся через всю свою жизнь верность кадетским идеалам, друзьям-однокашникам. Сегодня, когда он путешествует по России и приезжает в современные кадетские корпуса, к нему, как к старшему кадету, мальчишки с трепетом обращаются "господин вице-фельдфебель". Он здесь всегда желанный гость, для них он - живая легенда.

Брат Саша выбрал другую стезю. Протоиерей Александр Шмеман, перебравшийся из Франции в Америку, считается одним из крупнейших богословов современности. Его перу принадлежит большое число научных трактатов и статей по теологии и православной традиции христианства. Он скончался в 1983 году. Его вклад в русское богословие велик, личность - масштабна, как и его труды, оставшиеся потомкам.

Что удивительно: русский до мозга костей, отец Александр никогда так и не был в России. В годы Советского Союза он часто говорил, что ни разу его нога не ступит в пределы железного занавеса. Он не хотел разочаровываться. Ведь русские эмигранты хранили в памяти свой образ России - одни ее помнили с детства, другие знали по рассказам родителей.

Еще мальчиком Андрей Дмитриевич вошел, а затем и возглавлял созданную в Париже организацию "Русские витязи", занимавшуюся, в частности, приобщением к русской культуре и истории. Долгие годы он - председатель Объединения русских кадет в Париже и является хранителем военного музея.

В июне 2000 года русские кадеты и их потомки во Франции приняли историческое решение - о примирении и сотрудничестве с Россией. Это решение, как рассказывает Шмеман, было принято на своего рода референдуме, который прошел среди выпускников корпуса кадет-версальцев, существовавшего во Франции до 1964 года. Примирение с Россией было закреплено торжественным богослужением на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа близ Парижа, у могил предков и соратников.

"Сегодня пришло время перейти к новым отношениям с нашей Родиной, - говорит Андрей Шмеман в одном из интервью. - Тем более что сегодня в самой России есть условия для этого, что немало связано с личностью ее нового Президента Владимира Путина, в котором кадеты и потомки эмигрантов видят человека, радеющего за благо России и стремящегося вернуть ей былую славу, воссоздать сильное государство".

Объединение кадет Корпуса-лицея императора Николая II вносит свой вклад в воспитание сегодняшней российской молодежи в духе традиций русского офицерства. Созданная под эгидой Объединения молодежная организация "Русские витязи" заботится о памяти русских воинов времен Первой мировой войны из русского экспедиционного корпуса, погибших на французской земле.

Более полувека Андрей Дмитриевич является старостой парижской церкви Знамения Божьей Матери, имеет духовное звание иподиакона. Не так давно он вместе с другими видными деятелями русской эмиграции стал инициатором создания общественной организации "Движение за поместное православие русской традиции в Западной Европе". Андрей Дмитриевич - убежденный сторонник возвращения эмигрантов в лоно Русской Православной Церкви. В этом году ему исполнится 87 лет. У него большие планы, и все они связаны с Россией.

Жизнь Андрея Шмемана вряд ли может претендовать на какую-то уникальность. Таких или похожих судеб среди представителей первой волны русской эмиграции можно, наверное, найти далеко не одну. Может, именно поэтому в его выборе - несмотря ни на что не принимать гражданства - можно усмотреть особый смысл. Именно таким, похожим сразу на всех эмигрантов, видимо, и должен был быть последний подданный Российской империи.

И это придает не меньшую символическую важность принятию им гражданства Российской Федерации. В конце концов, не так уж часто формальная бюрократическая процедура становится историческим событием, в котором даже вручающий паспорт Президент Путин отнюдь не главная фигура.

П. Барковец, выпускник Первого Московского кадетского корпуса. Апрель 2008 г.

В современном православном христианстве не существует более известного ученого, богослова, миссионера, чем отец Александр Шмеман, который посвятил свою жизнь служению высоким христианским идеалам. Его литературное и богословское наследие перевернуло представление многих людей о религии и христианстве. Он пользуется заслуженным авторитетом не только среди православных, но и среди католиков.

Родственники

Шмеман Александр Дмитриевич происходил из знатной семьи, которая была вынуждена покинуть Российскую империю после революции.

  • Дед Николай Эдуардович Шмеман (1850—1928) являлся членом Государственной думы.
  • Отец Дмитрий Николаевич Шмеман (1893—1958) был офицером царской армии.
  • Мать Анна Тихоновна Шишкова (1895—1981) происходила из знатной семьи.

Александр Шмеман был не единственным ребенком в семье. Брат-близнец Андрей Дмитриевич (1921—2008) исполнял обязанности старосты храма в честь образа Божией Матери «Знамение». Кроме этого, возглавлял общество русских кадетов в эмиграции. Работал в митрополии Западно-Восточного экзархата Константинопольского патриархата, исполняя епархии и референта представителя Константинопольской Патриархии.

Сестра Елена Дмитриевна (1919—1926) умерла в раннем детстве, не пережив различных трудностей жизни эмигранта.

Жизненный путь: Париж

Александр Шмеман родился 13 сентября 1921 года в Эстонии в городе Ревель. В 1928 году семья переезжает в Белград, а в 1929 году, как многие эмигранты, поселяется в Париже.

В 1938 году стал выпускником русского кадетского корпуса, расположенного в Верасле. Годом позже окончил лицей Карно. В 1943 году, будучи студентом Свято-Сергиевского богословского института в Париже женился Александр на родственнице протоирея Михаила Осоргина. Его супруга Ульяна Ткачук стала верным спутником на многие годы жизни. В 1945 году Александр Шмеман окончил обучение в Свято-Сергиевскиом богословском институте. Его учителем и куратором диссертационного исследования являлся Карташев А. В. Поэтому неудивительно, что молодой ученный увлекся историей церкви, вслед за своим наставником. Его диссертация была написана на высоком профессиональном уровне, вслед за ее защитой ему было предложено остаться преподавателем при учебном заведении.

Кроме вышеупомянутых учебных заведений, окончил Сорбонский университет. В 1946 году Александр Шмеман был рукоположен вначале в диаконы, а затем в пресвитеры.

Период его пребывания в Париже был достаточно плодотворным, кроме исполнения обязанностей священнослужителя и педагогической деятельности, отец Александр занимал должность главного редактора епархиального журнала «Церковный вестник».
Еще в период своей студенческой жизни он принимал активное участие в работе русского христианского движения среди молодежи и студентов. Одно время даже являлся его руководителем и председателем собраний молодежи.

Жизненный путь: Нью-Йорк

В 1951 году отец Александр вместе с семьей переезжает в Америку.
В период с 1962 года по 1983 годы он возглавлял Свято-Владимировскую духовную семинарию. В 1953 году священник Александр Шмеман был возведен в сан протоирея.
В 1959 году в Париже защитил докторскую диссертацию по предмету "Литургическое богословие".

В 1970 году был удостоен возведения в сан протопресвитера, высший ранг в Церкви для белого (женатого) духовенства. Протопресвитер Александр Шмеман сыграл значительную роль в получении церковной независимости (автокефалии) Американской Православной Церкви. Умер 13 декабря 1983 года в Нью-Йорке.

Преподавательская деятельность

В период с 1945 года по 1951 годы Александр занимал должность преподавателя церковной истории в Свято-Сергиевском богословском институте. С 1951 года после приглашения, которое было получено им из Свято-Владимировской духовной семинарии, переезжает в США.

В этом учебном заведении ему предложили вакансию преподавателя. Кроме преподавания в семинарии, Шмеман вел факультатив в посвященный истории восточного христианства. В течение тридцати лет вел радиопередачу, посвященную положение Церкви в Америке.

Основные труды

  • "Церковь и церковное устройство";
  • "Таинство крещения";
  • "Исторический путь православия";
  • "Введение в литургическое богословие";
  • "For the Life of the World";
  • "Введение в богословие: Курс лекций по догматическому богословию";
  • "Таинства и православие";
  • "Евхаристия: Таинство Царства";
  • "Церковь, мир, миссия: Мысли о православии на Западе";
  • "Великий Пост".

Литературное наследие

Наследие этого ученного притягивает к себе внимание не только отечественных читателей, но и является интересным источником для западного человека, ведь знакомит последнего с восточной аскетической традицией, которая имеет свои корни в пустыни и восходит к древним анахоретам.

Бесспорно, что западная ветвь христианства, католицизм, а вслед за ним и протестантизм утратили эту связь, поддавшись различным секулярным тенденциям, потеряли связующую нить между мистической жизнью церкви и повседневными реалиями. Об этом говорил и Александр Шмеман.

Книги, над которыми он трудился, в большей мере посвящены литургическим вопросам, потому что именно в литургии и евхаристии происходит наибольшее соприкосновение человека с богом, а потому именно это должно привлекать христианина и становится центром его мировоззрения.

В своих трудах Александр Дмитриевич разбирается в процессе эволюции христианского культа. От подражания литургическим формулам ессеев и ферапевтов до унификации литургической жизни в VIII веке лежит целая пропасть различных попыток сформировать единообразие и выверенные догматические формулы в таинстве. Рассматривает структуру христианства в своих книгах Александр Шмеман. "Великий пост" - сочинение, посвященное исключительно мистическому переосмыслению христианской жизни, вызвало множество различных мнений в ученном сообществе.

Как раз этот исторический процесс и является одним из основных пунктов ученой деятельности Александра Шмемана. Анализ литургических памятников может помочь нынешним христианам понять современное богослужение и проникнуться мистическим смыслом данного действия.

Публикация дневников

В 1973 году была сделана первая запись в большой тетради. Протопресвитер Александр Шмеман сделал ее после того, как прочитал сочинение Достоевского Ф.М. «Братья Карамазовы». В своих дневниках он не только описывает свои переживания относительно различных происшествий в личной жизни, но также рассказывает про события, происходящие в церковной жизни того непростого периода. Бесспорно, что многие церковные деятели нашли свое место в его записях.

Кроме всего этого, в опубликованных трудах находятся размышления, посвященные событиям, которые пережила семья Шмемана после эмиграции из России. Публикация его дневников состоялась в 2002 году на английском языке, и только в 2005 году его записи были переведены на русский язык.

Негативное отношение

Бесспорно, что позиция Александра Шмемана по отношению к Советскому Союзу была довольно недружелюбной. В своих докладах и радиопередачах он неоднократно обвинял руководителей страны в негативном отношении к Русской православной церкви. Необходимо отметить, что ситуация между РПЦ и ЗРПЦ была довольно шаткой.
Поэтому труды автора не могли попасть в СССР.

Ситуация не поменялась и после распада Советского Союза. Ряд епископов Православной церкви, принадлежащих к наиболее консервативной партии, считают протопресвитера Александра Шмемана еретиком и запрещают читать его научные сочинения.

Наиболее ярким примером является запрет на чтение его трудов в Екатеринбургском духовном училище. Правящий архиерей Никон предал Александра Шмемана анафеме и запретил студентам читать его сочинения. Повод, который послужил к принятию такого решения, до сих пор остается неизвестным. Несмотря ни на что, Александр Шмеман, биография которого остается образцом пастырского служения, является эталоном жизни священнослужителя.