Последний подданный Российской империи. Андрей Шмеман (2013) SATRip

К 25-летию кончины
протопресвитера Александра Шмемана (1921-1983)

В этом году (статья написана в 2008 г. – прим ред.) отмечается двадцатипятилетие кончины отца Александра Шмемана, бывшего прислужника и иподиакона при нашем соборе, ставшего уже давно всемирно известным православным богословом. Сам отец Александр никогда ниоткуда не эмигрировал, как он сам любил вспоминать, но все же принадлежал русской парижской эмиграции, которая его и воспитала, и сформировала. В дневниках отец Александр трогательно, с почтением и благодарностью вспоминает своих воспитателей и наставников, в частности, генерала Римского-Корсакова, который передал ему любовь к русской литературе.

Однако не только кадетский корпус сыграл роль в воспитании отца Александра; с ранних лет со своим братом Андреем он прислуживал в соборе святого Александра Невского при митрополите Евлогии, а затем при митрополите Владимире под руководством Петра Евграфовича Ковалевского. Именно здесь, в соборе, отцу Александру открылся церковный мир, красота богослужения, предвосхищение Царствия Божьего, что будет впоследствии главной темой его богословской работы и мысли.

То, что получил отец Александр в годы юности в лоне русской эмиграции, в лицее и в Парижском университете, легло в основу его широкого мировоззрения и зародило в нем удивительную способность независимого и глубокого творчества. Завершением образования отца Александра были те годы, которые он провел в Парижском Свято-Сергиевском Богословском Институте. Тогда еще преподавали светила мирового богословия, и отец Александр впитал все наилучшее, что можно было почерпнуть тогда в эмигрантских условиях. В эту эпоху отец Александр уже сосредоточился на двух предметах, которые он не переставал углублять: церковной истории и литургике. Интерес к этим дисциплинам заложили в нем Антоний Карташов, архимандрит Киприан Керн и отец Николай Афанасьев. В те годы отцу Александру открылось глубокое убеждение, что Церковь жива именно в Литургии и Литургией, т.е. Евхаристией.

В 1951 г. отец Александр стал профессором, а затем деканом Свято-Владимирской семинарии под Нью-Йорком и преподавал в основном литургическое богословие. Впоследствии отец Александр написал известный труд « Евхаристия – Таинство Царства», который способствовал радикальному переосмыслению восприятия Евхаристии и, в частности, эффективного участия в ней народа. Эта книга облетела весь православный мир и сыграла большую роль в евхаристическом возрождении нашего времени. Этой замечательной книге вторит не менее известная книга о Великом Посте.

Будучи исключительно одаренным человеком, обладая незаурядными способностями, тонким чутьем и большим чувством юмора, отец Александр видел, что главнейшей задачей православных, оказавшихся на Западе, является благоустройство поместной Церкви. Именно в Америке отцу Александру удалось развить эту идею. Поэтому важнейшим событием и достижением Православия в Америке благодаря поддержке и трудам отца Александра было основание Автокефальной Православной Церкви в Америке в 1970 г.

Трудно охватить все творчество отца Александра; им написаны многочисленные статьи, брошюры, книги, на ясном языке, вполне приемлемом для широкого круга читателей. Отец Александр был блестящим оратором, замечательно и увлекательно для слушателей читал доклады. Его участие в съездах РСХД было всегда событием, привлекавшим много народу. Большую работу провел отец Александр на радио Свобода, где им были прочитаны сотни передач на русском языке. Их даже теперь можно еще прослушивать на некоторых сайтах. Своими передачами отец Александр тронул в свое время самого Солженицына, открыв ему самому глубину его творчества. Впоследствии отец Александр и Солженицын неоднократно встречались во время пребывания Александра Исаевича в Америке.

Отец Александр любил семейную жизнь, о которой много рассказано им самим в «Дневниках», недавно изданных в Москве и произведших большое впечатление не только на людей церковного мира, но и на весьма широкий круг читателей. Самой большой радостью для него было собираться своей семьей, в окружении детей и внуков. Регулярные поездки в Париж становились некоторым ритуалом, которые, кроме радости общения со своими родными, позволяли ему снова погрузиться в любимый Париж, совершить любимые прогулки, побывать в Шартре, пообщаться со старыми друзьями и непременно посетить родную колыбель - собор святого Александра Невского.

Воспоминания об Андрее Дмитриевиче Шмемане

7-го ноября 2008 г. тихо скончался на 88-м году жизни Андрей Дмитриевич Шмеман, бывший Главный начальник Национальной Организации Витязей (НОВ). Отпевание состоялось 10-го ноября в соборе святого Александра Невского при большом стечении народа, при наряде витязей и вожатых в форме, при знаменах. Отпевание совершали три епископа с сонмом духовенства. Погребение состоялось на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. После погружения гроба в могилу громогласно звучали "Коль Славен" и гимн Витязей. В русском доме состоялись поминки, на которых многие выступили со словом в память усопшего.

Андрей и Александр Шмеманы родились в Ревеле в 1921 г. в семье офицера Семеновского полка Дмитрия Николаевича Шмемана и Анны Тихоновны Шмеман (Шишковой). Семья эвакуировалась из России с армией генерала Юденича и нашла убежище со многими другими в Эстонии. Вскоре семья Шмеман переехала в Париж, где окончательно устроилась после краткого пребывания в Белграде.

Братья Шмеман учились в кадетском корпусе имени Николая II в Верьере, откуда корпус переехал позже в Версаль в хороший большой особняк с парком и плацом. В эти годы братья Шмеман посещали собор святого Александра Невского в Париже и начали там прислуживать под управлением Петра Евграфовича Ковалевского, основавшего братство иподиаконов. Здесь на богослужениях, возглавляемых митрополитом Евлогием, братья Шмеман полюбили благолепие служб и на всю жизнь прониклись любовью к Церкви, к красоте богослужений. Оба были рукоположены в иподиаконов митрополитом Евлогием в 1940 г.
В корпусе братья Шмеманы получили прекрасное образование, они неоднократно вспоминали беседы генерала Римского-Корсакова о русской литературе, в частности о поэзии. В эту эпоху уже работали молодежные организации, в частности РСХД и при нем Дружина Витязей, основанная Николаем Федоровичем Федоровым в 1926 г. Братья Шмеманы тоже посещали дом № 10 на улице Монпарнасс, где был центр молодежной деятельности. Учение Андрей закончил в начале войны в русской гимназии, а Александр в лицее Карно.

Как известно, Александр поступил в Свято-Сергиевский Богословский Институт и в 1946 г. был рукоположен во священника, будучи некоторое время преподавателем Истории Церкви, помощником профессора Карташова. В 1951 г. отец Александр уехал с семьей в Америку. Андрей остался во Франции и был активен в НОВ. После войны он поступил на работу в известную парижскую картинную галерею.

После смерти митрополита Евлогия Андрей Дмитриевич был иподиаконом при митрополите Владимире и заслужил полное доверие. Таким образом, в 1952 г., в момент некоторой смуты в приходе Знамения Божьей Матери, Андрей Дмитриевич был назначен митрополитом Владимиром (Тихоницким) старостой в этом приходе и уже позже избранным пребывал на этом посту до 2005 г. Кроме приходской деятельности, Андрей Дмитриевич был также многие годы членом епархиального совета и казначеем епархии.

Андрей Дмитриевич был долгие годы членом Обще-кадетского Объединения, в котором состояли в основном кадеты Российский Кадетских Корпусов, среди них было много офицеров – участников Белого Движения. Собирались преимущественно в нашем приходе. В конце семидесятых годов это объединение закрылось. Впоследствии, в девяностых годах, Андрей Дмитриевич решил возобновить Кадетское Объединение с кадетами Версальского корпуса, через который прошло примерно 300 человек. Кроме того, в восьмидесятых годах Андрей Дмитриевич был привлечен в правление Земгора – одной из главных благотворительных организаций Зарубежья. Андрей Дмитриевич был активным членом Общества ревнителей памяти Николая II.

Для завершения этого краткого очерка надо подчеркнуть некоторые черты характера Андрея Дмитриевича. Это был крайне внимательный и добрый человек, муж и отец, семьянин, старался помогать всем неимущим, которые являлись к нам в храм за помощью. Прекрасный оратор, он любил веселую компанию, любил попеть, пошутить, но был и строгим, когда это надо было. Вся его жизнь была ознаменована преданностью Церкви, России и служением ближнему.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Андрей Дмитриевич Шмеман
267x400px

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Дмитрий Николаевич Шмеман

Мать:

Анна Тихоновна, урождённая Шишкова

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Елена, урождённая Ладыжинская

Дети:
Награды и премии:
Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Андре́й Дми́триевич Шме́ман (13 сентября , Ревель , Эстония - 7 ноября , Париж , Франция) - видный деятель русской эмиграции во Франции, иподиакон , председатель Объединения кадет российских кадетских корпусов во Франции.

Биография

«Ревель в своё время был частью Российской Империи, так что с детства я рос в русской среде, воспитывался в духе русской культуры и Православия. В эмиграции жизнь у всех складывается по-разному, но мои родители никогда не теряли корней, духовной связи с Родиной. Они всегда оставались истинно русскими людьми и верили в возвращение» .

В 1930 году Андрея отдали в открывшийся в Версале кадетский корпус императора Николая II . Преподававшие там офицеры старой русской армии сумели привить своим воспитанникам не только выправку, но и присущую российскому офицерству интеллигентность . В эти годы посещал Александро-Невский собор в Париже, где начал алтарничать под управлением Петра Евграфовича Ковалевского , основавшего при соборе братство иподиаконов.

Закончив корпус в 1939 году, Андрей Шмеман большую часть жизни посвятил упрочению кадетского братства, воспитанию русской молодежи за рубежом в духе традиций русского офицерства .

Являлся председателем Объединения кадет Корпуса-лицея императора Николая II, председателем Объединения кадет российских кадетских корпусов во Франции и казначеем «Общества Друзей Военной Были», которое организовало Музей-Архив .

В 1995 году впервые побывал в России. Посетил Санкт-Петербург , откуда родом его отец и мать, и Москву, а в последующие приезды побывал и на Дону, в Ростове и Новочеркасске, где общался с кадетами . Оказывал постоянную помощь образуемым в России кадетским корпусам, в частности, Второму Донскому кадетскому корпусу. Выступил с инициативой и непосредственно участвовал в передаче в Санкт-Петербурге от имени Общества кадетов иконы для могилы императорской семьи.

В апреле 2004 года был одним из членов-учредителей «Движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе » (OLTR) .

Семья

  • Дед - Николай Эдуардович Шмеман (1850-1928) - действительный тайный советник , сенатор, член Государственного совета , эмигрант.
  • Бабушка - Анна Шмеман (1924).
  • Отец - Дмитрий Николаевич Шмеман (1893-1958) - офицер лейб-гвардии Семёновского полка , эмигрант.
  • Мать - Анна Тихоновна, урождённая Шишкова (1895-1981) - жила в эмиграции, дочь представителя старинного российского дворянского рода помещика Самарской губернии Т. А. Шишкова.
  • Брат-близнец - Александр Дмитриевич (1921-1983) - протопресвитер Православной церкви в Америке , богослов.
  • Сестра - Елена Дмитриевна (1919-1926).
  • жена - Елена Александровна Ладыженская (1914-2006, вторым браком с 1944 года)
    • дети: дочери Наталья и Елена
    • приёмный сын Василий Кочубей (сын жены от первого брака)

Награды

Напишите отзыв о статье "Шмеман, Андрей Дмитриевич"

Примечания

Ссылки

  • Протоиерей Владимир Ягелло.

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Шмеман, Андрей Дмитриевич

– Ну, конечно же, Изидора! Это теперь ваши покои! Надеюсь, они вам нравятся.
Неужели же он и в правду не понимал, что творил?!.. Или наоборот – прекрасно знал?.. И это всего лишь «веселилось» его неугомонное зверство, которое всё ещё не находило покоя, выдумывая для меня какие-то новые пытки?!.. Вдруг меня полоснула жгучая мысль – а что же, в таком случае, стало со всем остальным?.. Что стало с нашим чудесным домом, который мы все так сильно любили? Что стало со слугами и челядью, со всеми людьми, которые там жили?!.
– Могу ли я спросить ваше святейшество, что стало с нашим родовым дворцом в Венеции?– севшим от волнения голосом прошептала я. – Что стало с теми, кто там жил?.. Вы ведь не выбросили людей на улицу, я надеюсь? У них ведь нет другого дома, святейшество!..
Караффа недовольно поморщился.
– Помилуйте, Изидора! О них ли вам стоит сейчас заботиться?.. Ваш дом, как вы, конечно же, понимаете, теперь стал собственностью нашей святейшей церкви. И всё, что с ним было связано – более уже не является Вашей заботой!
– Мой дом, как и всё то, что находится внутри него, Ваше святейшество, после смерти моего горячо любимого мужа, Джироламо, принадлежит моей дочери Анне, пока она жива! – возмущённо воскликнула я. – Или «святая» церковь уже не считает её жильцом на этом свете?!
Внутри у меня всё кипело, хотя я прекрасно понимала, что, злясь, я только усложняла своё и так уже безнадёжное, положение. Но бесцеремонность и наглость Караффы, я уверена, не могла бы оставить спокойным ни одного нормального человека! Даже тогда, когда речь шла всего лишь о поруганных, дорогих его сердцу воспоминаниях...
– Пока Анна будет жива, она будет находиться здесь, мадонна, и служить нашей любимой святейшей церкви! Ну, а если она, к своему несчастью, передумает – ей, так или иначе, уже не понадобится ваш чудесный дом! – в бешенстве прошипел Караффа. – Не переусердствуйте в своём рвении найти справедливость, Изидора! Оно может лишь навредить вам. Моё долготерпение тоже имеет границы... И я искренне не советую вам их переступать!..
Резко повернувшись, он исчез за дверью, даже не попрощавшись и не известив, как долго я могу оставаться одна в своём, так нежданно воскресшем, прошлом...
Время остановилось... безжалостно швырнув меня, с помощью больной фантазии Караффы, в мои счастливые, безоблачные дни, совсем не волнуясь о том, что от такой неожиданной «реальности» у меня просто могло остановиться сердце...
Я грустно опустилась на стул у знакомого зеркала, в котором так часто когда-то отражались любимые лица моих родных... И у которого теперь, окружённая дорогими призраками, я сидела совсем одна... Воспоминания душили силой своей красоты и глубоко казнили горькой печалью нашего ушедшего счастья...
Когда-то (теперь казалось – очень давно!) у этого же огромного зеркала я каждое утро причёсывала чудесные, шёлковистые волосы моей маленькой Анны, шутливо давая ей первые детские уроки «ведьминой» школы... В этом же зеркале отражались горящие любовью глаза Джироламо, ласково обнимавшего меня за плечи... Это зеркало отражало в себе тысячи бережно хранимых, дивных мгновений, всколыхнувших теперь до самой глубины мою израненную, измученную душу.
Здесь же рядом, на маленьком ночном столике, стояла чудесная малахитовая шкатулка, в которой покоились мои великолепные украшения, так щедро когда-то подаренные мне моим добрым мужем, и вызывавшие дикую зависть богатых и капризных венецианок в те далёкие, прошедшие дни... Только вот сегодня эта шкатулка пустовала... Чьи-то грязные, жадные руки успели «убрать» подальше все, хранившееся там «блестящие безделушки», оценив в них только лишь денежную стоимость каждой отдельной вещи... Для меня же это была моя память, это были дни моего чистого счастья: вечер моей свадьбы... рождение Анны... какие-то мои, уже давно забытые победы или события нашей совместной жизни, каждое из которых отмечалось новым произведением искусства, право на которое имела лишь я одна... Это были не просто «камни», которые стоили дорого, это была забота моего Джироламо, его желание вызвать мою улыбку, и его восхищение моей красотой, которой он так искренне и глубоко гордился, и так честно и горячо любил... И вот теперь этих чистых воспоминаний касались чьи-то похотливые, жадные пальцы, на которых, съёжившись, горько плакала наша поруганная любовь...
В этой странной «воскресшей» комнате повсюду лежали мои любимые книги, а у окна грустно ждал в одиночестве старый добрый рояль... На шёлковом покрывале широкой кровати весело улыбалась первая кукла Анны, которой было теперь почти столько же лет, как и её несчастной, гонимой хозяйке... Только вот кукла, в отличие от Анны, не знала печали, и её не в силах был ранить злой человек...
Я рычала от невыносимой боли, как умирающий зверь, готовый к своему последнему смертельному прыжку... Воспоминания выжигали душу, оставаясь такими дивно реальными и живыми, что казалось, вот прямо сейчас откроется дверь и улыбающийся Джироламо начнёт прямо «с порога» с увлечением рассказывать последние новости ушедшего дня... Или вихрем ворвётся весёлая Анна, высыпая мне на колени охапку роз, пропитанных запахом дивного, тёплого итальянского лета...
Это был НАШ счастливый мир, который не мог, не должен был находиться в стенах замка Караффы!.. Ему не могло быть места в этом логове лжи, насилия и смерти...
Но, сколько бы я в душе не возмущалась, надо было как-то брать себя в руки, чтобы успокоить выскакивающее сердце, не поддаваясь тоске о прошлом. Ибо воспоминания, пусть даже самые прекрасные, могли легко оборвать мою, и так уже достаточно хрупкую жизнь, не позволяя покончить с Караффой... Потому, стараясь как-то «оградить» себя от дорогой, но в то же время глубоко ранящей душу памяти, я отвернулась, и вышла в коридор... Поблизости никого не оказалось. Видимо Караффа был настолько уверен в своей победе, что даже не охранял входную в мои «покои» дверь. Или же наоборот – он слишком хорошо понимал, что охранять меня не имело смысла, так как я могла «уйти» от него в любой, желаемый мною момент, несмотря ни на какие предпринимаемые им усилия и запреты... Так или иначе – никакого чужого присутствия, никакой охраны за дверью «моих» покоев не наблюдалось.
Тоска душила меня, и хотелось бежать без оглядки, только бы подальше от того чудесного призрачного мира, где каждое всплывшее воспоминание забирало капельку души, оставляя её пустой, холодной и одинокой...
Понемногу приходя в себя от так неожиданно свалившегося «сюрприза», я наконец-то осознала, что впервые иду одна по чудесно расписанному коридору, почти не замечая невероятной роскоши и богатства караффского дворца. До этого, имея возможность спускаться только лишь в подвал, или сопровождать Караффу в какие-то, его одного интересующие встречи, теперь я удивлённо разглядывала, изумительные стены и потолки, сплошь покрытые росписями и позолотой, которым, казалось, не было конца. Это не был Ватикан, ни официальная Папская резиденция. Это был просто личный дворец Караффы, но он ничуть не уступал по красоте и роскоши самому Ватикану. Когда-то, помнится, когда Караффа ещё не был «святейшим» Папой и являл собою лишь ярого борца с «распространявшейся ересью», его дом был более похож на огромную крепость аскета, по настоящему отдававшего жизнь за своё «правое дело», каким бы абсурдным или ужасным для остальных оно не являлось. Теперь же это был богатейший, «вкушающий» (с удовольствием гурмана!) свою безграничную силу и власть, человек... слишком быстро сменивший образ жизни истинного «монаха», на лёгкое золото Ватикана. Он всё так же свято верил в правоту Инквизиции и человеческих костров, только теперь уже к ним примешивалась жажда наслаждения жизнью и дикое желание бессмертия, ... которого никакое золото на свете (к всеобщему счастью!) не могло ему купить.

ШМЕМАН Андрей Дмитриевич, председатель Кадетского Объединения во Франции, кадет Версальского Кадетского Корпуса имени императора Николая Второго, скончался 7 ноября 2008 года, в Париже.

Один из старейших русских эмигрантов «первой волны», «последний подданный Российской империи», Андрей Шмеман скончался на 88-м году жизни от продолжительной болезни, сообщает «Интерфакс-Религия». Он был братом-близнецом одного из наиболее известных богословов современности, протоиерея о. Александра Шмемана.

Сын орденоносного офицера лейб-гвардии Семеновского полка Дмитрия Шмемана, Андрей Шмеман родился 13 сентября 1921 года в Ревеле (современный Таллин), куда семья в 1919 году бежала вместе с отступившими от Петрограда войсками генерала Юденича.
В 1929 году Шмеманы переехали во Францию, и Андрей вместе с братом поступил в только что открывшийся кадетский корпус- лицей императора Николая II в Версале. Русские офицеры воспитывали братьев в православной вере, на любви к русской культуре, литературе и истории. Андрей Шмеман закончил корпус-лицей в звании вице-фельдфебеля, пронеся через всю свою жизнь верность кадетским идеалам и друзьям-однокашникам.
Он возглавлял созданную в Париже организацию «Русские витязи», занимавшуюся, в частности, приобщением детей русских эмигрантов к русской культуре и истории. Долгие годы Андрей Дмитриевич занимал должность председателя Кадетского Объединения в Париже и являлся хранителем кадетского военного музея.

В 2000 году русские кадеты и их потомки во Франции, при участии Андрея Шмемана, приняли историческое решение – о примирении и сотрудничестве с Россией, что было закреплено торжественным богослужением на русском кладбище в Сен-Женевьев де Буа у могил предков и соратников.

Андрей Шмеман жил всю жизнь с так называемым нансеновским паспортом – временным удостоверением личности для политических эмигрантов, введенному Лигой Наций на основании Женевских соглашений 1922 года, после незаконого лишения гражданства миллионной массы русских эмигрантов правительством Ленина, еще до основания СССР. Андрей Шмеман тоже был незаконно лишен его российского гражданства (им унаследованного от родителей), в возрасте трёх месяцев. Когда он, через восемьдесят лет, был официально приглашен в Россию, как соотечественник, на «Конгрес соотетечественников», ему в посольстве РФ в Париже отказались поставить визу на этот нансеновский паспорт (с которым он до этого разъезжал по всему миру), а один служащий посольства ему даже посоветовал сперва получить французское гражданство для этого. Андрей Шмеман отказался следовать этому совету, и, как он затем рассказывал кадетам, написал по этому поводу письмо в Россию, со своим протестом. В результате, в 2004 году президент России Владимир Путин встретился с Андреем Шмеманом в Каннах и лично вручил ему российский паспорт. Значит, в его индивидуальном случае было аннулировано действие акта от 15 декабря 1921 года, но не в случае его родителей, его знаменитого брата и всех других русских эмигрантов и их детей.

«Долгие годы я жил с разладом в душе, чувствуя себя абсолютно русским и одновременно оставаясь человеком без подданства, апатридом. И теперь я счастлив, что, наконец, обрел Родину» - признался тогда Андрей Дмитриевич.
Более полувека Андрей Шмеман являлся старостой Знаменской церкви в Париже, был иподиаконом. Вместе с другими видными деятелями русской эмиграции он стал инициатором создания общественной организации «Движение за поместное православие русской традиции в Западной Европе», и всегда оставался убежденным сторонником возвращения русских эмигрантов в лоно Русской Православной Церкви. Он принимал участие в нескольких Кадетских Съездах в Русском Зарубежье, в том числе и в 18-м Съезде в Канаде, в 2004 году.
Из журнала "Кадетская перекличка № 80, 2009"

  • Дед - Николай Эдуардович Шмеман (1850-1928) - действительный тайный советник, сенатор, член Государственного совета, эмигрант.
  • Бабушка- Анна Шиеман -(1924).
  • Отец - Дмитрий Николаевич Шмеман (1893-1958) - офицер лейб-гвардии Семёновского полка, эмигрант.
  • Мать - Анна Тихоновна, урождённая Шишкова (1895-1981) - жила в эмиграции, дочь представителя старинного российского дворянского рода помещика Самарской губернии Т. А. Шишкова.
  • Брат-близнец - Александр Дмитриевич (1921-1983) - протопресвитер Православной церкви в Америке, богослов.
  • Сестра - Елена Дмитриевна (1919-1926).
  • Жена и дети - женат на Елене Ладыжинской (с 1944 года), у них две дочери.

Биография

С 1929 года семья живёт во Франции.

С 1930 года по 1939 год - обучался в русском кадетском корпусе в Париже.

В течение всей жизни работал администратором картинной галереи и занимался социальными делами русской эмиграции.

С детского возраста состоял в «Национальной организации витязей», был её инструктором.

В 1984-1994 годах - руководитель «Национальной организации витязей»

Являлся председателем Объединение кадет Корпуса-лицея императора Николая II, председателем Объединения кадет российских кадетских корпусов во Франции, хранителем кадетского музея.

Более полувека являлся старостой парижской церкви Знамения Божьей Матери, имел духовное звание иподиакона.

В 2004 году был одним из членов-учредителей «Движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе».

Гражданство

Единственный представитель эмиграции первой волны, не принявший французского гражданства.

До 2004 года сохранял статус беженца и жил с так называемым нансеновским паспортом - временным удостоверением личности, служившим заменой паспорта для апатридов и беженцев.

6 июня 2004 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин во время пребывания во Франции вручил ему российский паспорт.

Андрей Дмитриевич сказал по этому поводу:

Шмеман и современная Россия

  • Оказывал постоянную помощь образуемым в России кадетским корпусам, в частности, Второму Донскому кадетскому корпусу.
  • Выступил с инициативой и непосредственно участвовал в передаче в Санкт-Петербурге от имени Общества кадетов иконы для могилы императорской семьи.

Награды

  • Медаль Пушкина (3 марта 2008 года) - за большой вклад в укрепление российско-французского сотрудничества в области культуры и образования.
  • Кавалер ордена Почётного легиона (2004 год)

В современном православном христианстве не существует более известного ученого, богослова, миссионера, чем отец Александр Шмеман, который посвятил свою жизнь служению высоким христианским идеалам. Его литературное и богословское наследие перевернуло представление многих людей о религии и христианстве. Он пользуется заслуженным авторитетом не только среди православных, но и среди католиков.

Родственники

Шмеман Александр Дмитриевич происходил из знатной семьи, которая была вынуждена покинуть Российскую империю после революции.

  • Дед Николай Эдуардович Шмеман (1850—1928) являлся членом Государственной думы.
  • Отец Дмитрий Николаевич Шмеман (1893—1958) был офицером царской армии.
  • Мать Анна Тихоновна Шишкова (1895—1981) происходила из знатной семьи.

Александр Шмеман был не единственным ребенком в семье. Брат-близнец Андрей Дмитриевич (1921—2008) исполнял обязанности старосты храма в честь образа Божией Матери «Знамение». Кроме этого, возглавлял общество русских кадетов в эмиграции. Работал в митрополии Западно-Восточного экзархата Константинопольского патриархата, исполняя епархии и референта представителя Константинопольской Патриархии.

Сестра Елена Дмитриевна (1919—1926) умерла в раннем детстве, не пережив различных трудностей жизни эмигранта.

Жизненный путь: Париж

Александр Шмеман родился 13 сентября 1921 года в Эстонии в городе Ревель. В 1928 году семья переезжает в Белград, а в 1929 году, как многие эмигранты, поселяется в Париже.

В 1938 году стал выпускником русского кадетского корпуса, расположенного в Верасле. Годом позже окончил лицей Карно. В 1943 году, будучи студентом Свято-Сергиевского богословского института в Париже женился Александр на родственнице протоирея Михаила Осоргина. Его супруга Ульяна Ткачук стала верным спутником на многие годы жизни. В 1945 году Александр Шмеман окончил обучение в Свято-Сергиевскиом богословском институте. Его учителем и куратором диссертационного исследования являлся Карташев А. В. Поэтому неудивительно, что молодой ученный увлекся историей церкви, вслед за своим наставником. Его диссертация была написана на высоком профессиональном уровне, вслед за ее защитой ему было предложено остаться преподавателем при учебном заведении.

Кроме вышеупомянутых учебных заведений, окончил Сорбонский университет. В 1946 году Александр Шмеман был рукоположен вначале в диаконы, а затем в пресвитеры.

Период его пребывания в Париже был достаточно плодотворным, кроме исполнения обязанностей священнослужителя и педагогической деятельности, отец Александр занимал должность главного редактора епархиального журнала «Церковный вестник».
Еще в период своей студенческой жизни он принимал активное участие в работе русского христианского движения среди молодежи и студентов. Одно время даже являлся его руководителем и председателем собраний молодежи.

Жизненный путь: Нью-Йорк

В 1951 году отец Александр вместе с семьей переезжает в Америку.
В период с 1962 года по 1983 годы он возглавлял Свято-Владимировскую духовную семинарию. В 1953 году священник Александр Шмеман был возведен в сан протоирея.
В 1959 году в Париже защитил докторскую диссертацию по предмету "Литургическое богословие".

В 1970 году был удостоен возведения в сан протопресвитера, высший ранг в Церкви для белого (женатого) духовенства. Протопресвитер Александр Шмеман сыграл значительную роль в получении церковной независимости (автокефалии) Американской Православной Церкви. Умер 13 декабря 1983 года в Нью-Йорке.

Преподавательская деятельность

В период с 1945 года по 1951 годы Александр занимал должность преподавателя церковной истории в Свято-Сергиевском богословском институте. С 1951 года после приглашения, которое было получено им из Свято-Владимировской духовной семинарии, переезжает в США.

В этом учебном заведении ему предложили вакансию преподавателя. Кроме преподавания в семинарии, Шмеман вел факультатив в посвященный истории восточного христианства. В течение тридцати лет вел радиопередачу, посвященную положение Церкви в Америке.

Основные труды

  • "Церковь и церковное устройство";
  • "Таинство крещения";
  • "Исторический путь православия";
  • "Введение в литургическое богословие";
  • "For the Life of the World";
  • "Введение в богословие: Курс лекций по догматическому богословию";
  • "Таинства и православие";
  • "Евхаристия: Таинство Царства";
  • "Церковь, мир, миссия: Мысли о православии на Западе";
  • "Великий Пост".

Литературное наследие

Наследие этого ученного притягивает к себе внимание не только отечественных читателей, но и является интересным источником для западного человека, ведь знакомит последнего с восточной аскетической традицией, которая имеет свои корни в пустыни и восходит к древним анахоретам.

Бесспорно, что западная ветвь христианства, католицизм, а вслед за ним и протестантизм утратили эту связь, поддавшись различным секулярным тенденциям, потеряли связующую нить между мистической жизнью церкви и повседневными реалиями. Об этом говорил и Александр Шмеман.

Книги, над которыми он трудился, в большей мере посвящены литургическим вопросам, потому что именно в литургии и евхаристии происходит наибольшее соприкосновение человека с богом, а потому именно это должно привлекать христианина и становится центром его мировоззрения.

В своих трудах Александр Дмитриевич разбирается в процессе эволюции христианского культа. От подражания литургическим формулам ессеев и ферапевтов до унификации литургической жизни в VIII веке лежит целая пропасть различных попыток сформировать единообразие и выверенные догматические формулы в таинстве. Рассматривает структуру христианства в своих книгах Александр Шмеман. "Великий пост" - сочинение, посвященное исключительно мистическому переосмыслению христианской жизни, вызвало множество различных мнений в ученном сообществе.

Как раз этот исторический процесс и является одним из основных пунктов ученой деятельности Александра Шмемана. Анализ литургических памятников может помочь нынешним христианам понять современное богослужение и проникнуться мистическим смыслом данного действия.

Публикация дневников

В 1973 году была сделана первая запись в большой тетради. Протопресвитер Александр Шмеман сделал ее после того, как прочитал сочинение Достоевского Ф.М. «Братья Карамазовы». В своих дневниках он не только описывает свои переживания относительно различных происшествий в личной жизни, но также рассказывает про события, происходящие в церковной жизни того непростого периода. Бесспорно, что многие церковные деятели нашли свое место в его записях.

Кроме всего этого, в опубликованных трудах находятся размышления, посвященные событиям, которые пережила семья Шмемана после эмиграции из России. Публикация его дневников состоялась в 2002 году на английском языке, и только в 2005 году его записи были переведены на русский язык.

Негативное отношение

Бесспорно, что позиция Александра Шмемана по отношению к Советскому Союзу была довольно недружелюбной. В своих докладах и радиопередачах он неоднократно обвинял руководителей страны в негативном отношении к Русской православной церкви. Необходимо отметить, что ситуация между РПЦ и ЗРПЦ была довольно шаткой.
Поэтому труды автора не могли попасть в СССР.

Ситуация не поменялась и после распада Советского Союза. Ряд епископов Православной церкви, принадлежащих к наиболее консервативной партии, считают протопресвитера Александра Шмемана еретиком и запрещают читать его научные сочинения.

Наиболее ярким примером является запрет на чтение его трудов в Екатеринбургском духовном училище. Правящий архиерей Никон предал Александра Шмемана анафеме и запретил студентам читать его сочинения. Повод, который послужил к принятию такого решения, до сих пор остается неизвестным. Несмотря ни на что, Александр Шмеман, биография которого остается образцом пастырского служения, является эталоном жизни священнослужителя.