Эпохи в истории по порядку. Эпохи живописи: основные характеристики

Название эпохи:

Временной отрезок эпохи:

Характерные черты эпохи:

1). Древний мир

1 век до н.э. - 5 век н.э.

Синкретизм искусства (неразрывное единство нескольких видов искусства - танца, музыки, пения).

2). Средневековье

5 - 16 века.

Теоцентризм (Бог во главе всего).

3). Возрождение

15 - 16 века (в Италии - с 14 века).

Антропоцентризм (человек в центре всего)

4). Барокко

2-я половина 17-го - первая половина 18 века.

Вычурность, изобретательность, ускорение темпа жизни, перевёрнутое мировоззрение.

5). Классицизм

2-я половина 18 века - 1-я половина 19 века.

Разум и порядок во главе всего.

6). Романтизм

2-я половина 19 века.

Конфликт внутреннего мира с внешним, восхищение природой, уход в себя, обострённое мироощущение.

7). Многостильность

ХХ век.

Множественность мироощущений, искажение базовых человеческих понятий.

Древний мир (1 в. до н.э. - 5 в. н.э).

Музыка в первобытном обществе : 1). ритуальный характер (сопровождала ритуалы и обряды мирного или военного характеры); музыка на раннем этапе развития была, преимущественно, ритмического и призывного характера. 2).синкретический характер (нерасторжимое единство пения, танца и музыки).

Музыка в древних государствах играла значительную роль в обрядах церковного (посвящение в правители, жрецы, войны) и светского характера (сопровождение празднеств и траурных процессий). О важной роли музыки в древних государствах свидетельствуют, прежде всего, фрески с изображением музыкантов и танцовщиц, упоминания в литературных источниках тех времён.

Египет.

«Страсти-мистерии» - высшее достижение серьёзного музыкального искусства Египта, повествующие о Богах и героях, поучительного характера. Инструменты: медные духовые, ударные, струнные (предки арфы).

Греция.

Функции музыки: 1). сопровождение обрядов; 2). сопровождение театральных представлений; 3). сопровождение чтения стихотворных текстов; 4). музыка как медицина духа (определённые лады определённым образом воспитывали душу); 5). музыка как часть математической науки (интервалами измерялись расстояния между планетами).

Крупнейший музыкальный теоретик античности: ПИФАГОР - изобрёл монохорд (6 в. до н.э) - однострунный прибор для измерения высоты звучания. Пифагор же разрабатывал теорию «гармонии небесных сфер» и эстетического воздействия музыки на человека.

Античный театр - важнейшее культурное достижение Греции, породившее многие театральные и музыкальные традиции. Особенности театральных представлений в греции: а). тексты проговаривались НАРАСПЕВ = позднее из возрождения этой традиции появилась опера; б). играли одни мужчины, использовавшие маски и катурны - обувь на высокой платформе; в). названия театральных площадок породили современные театральные термины; г). места для зрителей располагались по кругу с возвышением каждого следующего ряда над предыдущим.

Театральные античные термины:

орхестра (площадка, где стоял хор, комментирующий события) - оркестр;

скена (палатка, где переодевались актёры) - сцена.

Знаменитые слагатели трагедий (они же были и постановщиками и, часто - актёрами своих пьес): Эсхил , Софокл , Эврипид . Создали категорию катарсиса - очищения души через страдания.

Знаменитые слагатели комедий: Аристотель , Архилох.

В античности гораздо популярнее были трагедии, как несущие высокие моральные идеалы.

Парадокс античного музыкального искусства: о музыке содержится больше всего упоминаний в литературных и исторических источниках, множество скульптурных и фресковых изображений музицирующих людей, а нотных образцов практически не осталось. Те, что расшифрованы, не дают представления о величии музыкального искусства в Греции.

Средневековье (5 - 16 века).

Мировоззрение, психология, идеалы.

Мировоззрение простых людей складывалось в русле тех настроений, которые навязывала церковь. Средневековый человек ощущал себя ничтожеством перед мощью карающего Создателя, чувствовал свою бесконечную греховность, которую усиливали служители церкви в своих интересах (денежные поборы).

Отношение к жизни: как к испытанию, страданию, ожидание Страшного суда.

Характерные черты средневекового искусства: 1). аскетичность, слабая эмоциональность (особенно в первой половине средневекового искусства); 2). символичность, условность (особенно сильно это отражается в иконной живописи ранних этапов Средневековья)3). непримиримые антитезы (добро-зло, Бог - дьявол); 4). отсутствие личности как творческого идеала - всё создаётся во имя Бога (поэтому очень долго музыка и живопись Средневековья были анонимными , т. е. без указания авторов); 5).приобщение человека к постижению таинств божественного бытия - задача средневекового творца (это влияло на строгий отбор жанров и средств выражения0.

Музыка в церкви.

Строгий стиль - жёсткая система сочинения мелодии (диссонансами считались даже кварты и скачки на эти интервалы долгое время запрещались). Пение в церкви долгое время оставалось монодийным , т. е. одноголосным. Позднее, с развитием музыкального искусства, появились контрапункты, предполагавшие наличие нескольких голосов и их перестановку.Наиболееранняя форма многоголосия - органум (конец 9 века, мастера этого жанра -Леонин и Перотин).

Григорианский хорал - важнейшая мета эпохи Средневековья, отражающая единство сознания перед лицом Бога. ГХ представляет собой мужское хоровое пение в унисон отрешённого характера на латинском языке (долгое время службы в церкви проходили только на этом, непонятном для простых людей языке). ГХ были созданы из множества бытовавших на тот момент песнопений, упорядоченных папой Григорием 1 на рубеже 6-7 веков.

Секвенция « Dies irae” («День гнева») - жанр средневековой монодии, расширяющий строгие церковные напевы. Систематизацию секвенций приписывают Ноткеру Заике. « Dies irae” появилась около 13 века как отражение пика мировоззрения Средневековья с ожиданием Страшного суда и грозного возмездия за грехи. Данная секвенция очень часто цитировалась в мировой музыкальной литературе либо как знак Средневековья, либо как символ неотвратимого, неизбежного (Рахманинов, Чайковский) или даже демонического (Берлиоз, «Фантастическая симфония», 5 часть, «Шабаш ведьм»).

Нотация.

Долгое время хоралы не записывались, бытуя в устной традиции. Затем начали использоваться невмы, обозначающие не ноту, а целую попевку. Постепенно стали появляться линейки, число которых варьировалось от 1-й до 18-ти. Нотный стан был усовершенствован в 11 веке Гвидо Аретинским, который вместо множества вариантов узаконил 4 линейки.

Важнейшимжанром позднего Средневековья является Месса (первая из дошедших до нас - 1364г. Г. де Машо ) - циклическое вокальное или вокально-инструментальное произведение на тексты одноимённого католического богослужения. 5 частей мессы составляют ordinarium и являются обязательными и неизменными. Части, посвящённые определённым праздникам и воскресениям составляют proprium - изменяемую часть мессы. Части проприума: 1). Kyrie eleison (Кирие элейсон - «Господи, помилуй»); 2). Gloria (Глориа - «Слава»); 3). Gredo (Крэдо - «Верую»); 4). Sanctus, Benedictus (Санктус, Бенедиктус - «Свят, Благословен»); 5). Agnus Dei (Агнус Деи - «Агнец Божий»). Высокого совершенства жанр мессы достиг в творчестве О.Лассо и Д.Палестрино.

Музыка в средневековом замке (куртуазная культура).

Обращалась к человеку, культивировала преклонение перед Прекрасной Дамой (образ часто вымышленный, собирательный). В русле светского замкового искусства развивались вокальные и инструментальные жанры. Куртуазная любовь («учтивая») -предполагала соблюдение определённых правил стихосложения, поведения и музыкального сопровождения.

Жанры куртуазной культуры (стихотворные и музыкальные): 1). канцона (разновидность лирического стихотворения); 2). сервента (песня о рыцарских подвигах); 3). альба (песня на утренней заре); 4). пастурелла или пастурель (песня на лоне природы, восхваляющая простую любовь пастушки); 5). баллата (песняэпический- повествовательного содержания); 6). рондо (хороводная песня-пляска).

Искусство вагантов, трубадуров и труверов.

Art de trobar (искусство изобретать) - искусство вольных певцов любви, зародившееся в Провансе в 11-12 веках. Трубадуры часто были состоятельными людьми (например, рыцарями), которые странствовали по родному краю и слагали песни (альбы, канцоны и т. п.) в честь Прекрасной Дамы. Некоторые трубадуры были незнатного происхождения и зарабатывали на жизнь выступлениями со своими песнями. Труверы (от корня trover - находить, изобретать) появились на севере Франции в 13 веке. Сохранилось около 2000 песен, известны некоторые наиболее известные слагатели любовных песен, например, Адам де ла Аль. В Германии певцы любви назывались миннезингерами. В творчестве этих певцов кроме темы любви присутствовали так же морально-назидательные мотивы. Миннезингеры учредили соревнования певцов (мейстерзанг), которые демонстрировали своё вокальное и поэтическое умение. Соревнование немецких певцов отразил в своей опере Р.Вагнер «Нюрнбергские мейстерзингеры». Истории известны имена таких немецких миннезингеров, как Тангейзер (у Вагнера есть одноименная опера), Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон Фогельвейде.

Помимо трубадуров и миннезингеров были бродячие певцы иного свойства - это были выходцы из народа , искусство которых было остросоциальным и остроконфликтным, осуждало политику и церковь, тексты этих бродячих артистов часто содержали фривольные, пошлые сюжеты, что объяснимо происхождением этих артистов и тем, что они работали на потребу публики низкого уровня. В разных странах эти бродячие артисты назывались по-разному: шпильманы (игрецы) в Германии, жонглёры в Англии, скоморохи в России. Часто к данным музыкантам применяют обобщённый термин - ВАГАНТЫ, обозначающий странствующих певцов и слагателей вольных стихотворных текстов. Часто вагантами становились недоучившиеся студенты (школяры), которые не смогли выдержать тяжёлых экзаменов и бросали университеты, пускались в странствия, зарабатывая себе на хлеб тем, что обучали полученными премудростями (латыни, математике) тех, кто мог платить. Но ваганты так же могли украсть, обмануть и убить, в зависимости от того, насколько моральные устои каждого из этих представителей были крепкими. Вагантами также становились отлучённые от церкви или бежавшие монахи, обедневшие дворяне. Т. об, контингент был, преимущественно, интеллектуальный и наблюдающий изнанку жизни - жадность и лживость служителей церкви, расовые беспорядки. Жизнь многих смелых вагантов заканчивалась либо в тюрьме, либо на костре, как, например, Гуго Орлеанского.

Известные произведения на тексты вагантов:

«Во Французской стороне» в обработке Д.Тухманова;

Carmina Burana” К.Орфа.

Возрождение (15 - 16 века; в Италии - с 14 века).

Мировоззрение, психология, предмет возрождения.

Возрождение античных форм искусства (скульптуры, живописи. Архитектуры). Пристальное внимание к человеку = большая психологичность в картинах и скульптурах, большая точность в передаче анатомии и перспективы. Время великих открытий (Х. Коллумб, Магелан), формирование европейской нации.

Искусство Ars nova. ВЕЛИКИЕ ИМЕНА:

Живопись, скульптура, архитектура:

Бернини, Леонардо да Винчи , Рафаэль Санти , Микеланджелло Буаноротти , Ян ван Эйк, П.Веронезе, Джотто, Лукас Кранах, А.Дюрер, Тициан, И.Босх .

Литература, поэзия:

Данте («Божественная комедия»), Петрарка (сонеты), Боккачо (пьесы вольного характера), Э.Роттердамский («Похвала глупости»), Т.Мор (поэзия), Ф.Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль»), Лопе де Вега (пьесы, театральное искусство).

Музыка приобрела самостоятельное значение, перестав быть только прикладной (т. е., сопровождать празднества и обряды), стала появляться музыка сама по себе. Как вид профессионального искусства.

Расцвет ренессансной полифонии в творчестве композиторов нидерландской школы - Ф.Ландино, Г.Дюфаи, Окегема, Ж.Депре, Обрехта.

Развитие инструментального исполнительства , развитие жанров только для инструментальной игры (виола, лютня).

Жанры светского музыкального искусства:

мадригалы , шансон, вилланелы, фроттолы, баллады, мотеты .

Необычный композитор Возрождения - Джезуальдо да Веноза (конец 16 - начало 17 века), создавший сложный хроматический стиль и смелые тональные сопоставления которые отразили противоречивые настроения музыкальных сочинений композитора. Веноза - крупнейший мастер мадригала (песни на родном языке). С ним же связана мрачная история убийства им жены и ребёнка, после чего композитор покончил жизнь самоубийством. Эту историю положил в основу своей оперы советский композитор А.Шнитке (опера «Джезуальдо»).

Барокко (2-я половина 17-го - первая половина 18 века).

Значение термина Барокко.

В переводе с португальского - «жемчужина неправильной формы» - причудливый, странный = изобретение новых жанров и инструментов, детализация нюансов музыки.

Мировоззрение, психология.

Характерные черты времени: 1). «Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить?..» (Шекспир, «Гамлет») = «разорванная» картина мира (изобретение микроскопа и телескопа расширили у людей представления о мира); 2). ускорение темпа жизни (Бог - вечный часовщик; добавляются темповые динамические обозначения в произведения; Мадонны на картинах не сидят, а «парят» в креслах); 3). время понимается как чередование контрастных процессов; 4). смешение трагического и комического, нарушение законов древнегреческой трагедии (пьесы Шекспира , к примеру. В трагедиях всегда содержат комический фарс, а в комедиях имеет место серьёзность); 5).тенденция к нарушению канонов, изобретательности; 6). свобода в толковании любого жанра.

Особенности музыкального искусства.

1). разрушение представлений о логике старого голосоведения, введение параллелизмов, тритонов, неожиданных переходов в далёкие тональности (в особенности. В музыке И.С.Баха ).

2). развитие полифонического искусства (в переводе - многоголосие) - вид музыки, в котором каждый из голосов обладает определённой самостоятельной траекторией движения, и вместе с тем, подчиняется определённым правилам сочинения контапункта;

3). музыка провозглашается независимым искусством.

Композиторы: И.С.Бах , Г.Ф.Гендель (Германия); Дж.Каччини, К.Монтеверди, О.Чести (Италия); более ранние композиторы-полифонисты: Габриэли, Фрескобальди, Кунау, Букстехуде, Пахебель.

Жанры муз.произведений:

1). фуга (в переводе - «бег») - жанр полифонической музыки, в котором определённое количество голосов (от 3-х до 10) последовательно проводят тему, а затем начинают перестанавливаться относительно друг друга по правилам контрапунктической техники;

2). токката (от «токкаре» - ударять) - жанр прелюдийно- импровизационного характера, часто являющегося вступлением к строгой части произведения (например, фуге);

3). инвенция (в переводе («выдумывать», «изобретать»)- вольное название пьес свободно-имитационного построения;

4). опера (в переводе - «труд», «творение») - жанр сценического искусства, объединяющий пение, инструментальное исполнительство, балет, декоративное и постановочное мастерство.

5). сюита (в переводе - «ряд», «последовательность») - последовательность обязательных (4 старинных танца) и необязательных пьес;

6). оратория (в переводе - красноречие)- монументальное произведениедляхора, солистов и оркестра на определённую сюжетную основу, предназначенное для концертного исполнения;

7). кантата - сочинение для певцов-солистов, оркестра и, возможно, хора, состоящее из законченных номеров-эпизодов, предназначенное для концертного исполнения. Кантаты меньше, чем оратории по масштабам сюжета и по длительности во времени;

8). соната (в переводе - «звучать»)- в эпоху Барокко - всякое инструментальное произведение для четырёх инструментов с обязательным клавишным, исполнявшим партию бассо континуа;

9). концерт (в переводе - «соревнование», «состязание») - виртуозное произведение для оркестра и солиста (в эпоху Барокко соревновались различные группы оркестра - большие и маленькие, ярко выраженная солирующая партия солиста присутствовала не у всех композиторов),

Музыкальные инструменты:

клавикорд , клавесин , скрипка (Амати, Гварнери, Страдивари), альт, виолончель.

Классицизм (2-я половина 18 века - 1-я половина 19 века).

Направление, сложившееся во Франции и ставшее ведущим для этой страны и Германии.

Мировоззрение, психология.

Разум во главе всего. Стремление к рациональному решению конфликтов, назидательность в пьесах, литературных произведениях (возвращение к античным формам стройности пьес). Новые формы дизайна городов как отражение новой психологии: прямые дорожки, подстриженные под определённые геометрические фигуры кусты и т. п.

Появление энциклопедистов (Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро и др.), систематизировавших огромные знания в первые энциклопедии.

Особенности музыкального искусства.

Упорядоченность формы основных жанров, приведение их разнообразия к общему стандарту. Классический - в переводе «образцовый».

Активное развитие инструментальных жанров.

Доминирование сонатной формы - одна из самых сложных музыкальных форм, сравнимая по драматургической сложности с романом. Сонатная форма предполагает наличие экспозиции, разработки и репризы, в которых происходит показ, развитие и возвращение тем в первоначальную тональность.

Жанры:

1). симфония (в переводе - «созвучие») - обычно - 4-х частный цикл для симфонического оркестра, в котором хотя бы одна из частей написана в сонатной форме.

2). соната (в переводе - «звучать»)- 3-х частное произведение для фортепиано или для солирующего инструмента (инструментов) и фортепиано, в котором хотя бы одна из частей написана в сонатной форме.

3). квартет (в переводе - «четвёртый») - 4-х частное произведение для 4-х инструментов (чаще всего это струнные - скрипка, альт, виолончель, контрабас), в котором хотя бы одна из частей написана в сонатной форме.

4). концерт (в переводе - «соревнование», «состязание») - 3-х частное виртуозное произведение для оркестра и солиста, в котором хотя бы одна из частей написана в сонатной форме.

5). тема с вариациями - жанр, призванный продемонстрировать виртуозное владение композитором или исполнителем мастерства обрабатывать тему (композиторы или исполнители часто импровизировали на концертах на заданную залом тему). Тема могла заимствоваться из любого сочинения (даже из оперного) своего или чужого.

Композиторы:

Д.Скарлатти (ранний классицизм), Й.Гайдн («отец» жанров симфония, соната и квартет - т. е., он привёл эти жанры в образцовый, классический вид), В.Моцарт ,Л.ван Бетховен .

Романтизм (2-я половина 19 века).

Мировоззрение, психология.

1). Романтик - человек с обострённым восприятием событий внешнего мира, ранимый, чувствительный, склонный к драматизации или идеализации событий.

2). Противоречие внутреннего и внешнего миров;

3). Ощущение одиночества;

4). Чувство враждебности внешнего мира;

5). Восхищение природой, наделение её одушевлёнными качествами;

6). Интерес к народной культуре (обработка народных мелодий, использование народных текстов).

Особенности музыкального искусства.

1). повышенная эмоциональность музыки или её медитативно -размышляющий характер;

2). значительная связь с литературными и художественными образами (от программных заголовков до лейтмотивов, имеющих конкретные образные выражения);

3). тенденция к выбору малых форм (экспромты, музыкальные моменты, экосезы) = доверительность высказывания, расчитанного на небольшой круг самых близких, понимающих людей;

4). ощущение импровизационности;

5). сложная эмоционально-драматургическая основа музыки;

6). усложнение фактуры (часто смешанного типа с несколькими солирующими голосами в виде диалога - Шуман, Шопен) и гармонии (переходы в далёкие тональности, усложнение состава гармонических функций).

Литераторы:

Г.Гейне , Э.Гофман , В.Гюго , О.Бальзак, А.Дюма.

Композиторы:

Ранний романтизм: К.-М. Фон Вебер, Ф.Мендельсон , Ф.Шуберт, Дж.Россини.

Зрелый романтизм: Р.Шуберт , Ф.Шопен , Б.Сметана, Р.Вагнер, Дж.Верди.

Поздний романтизм: А.Дворжак , Р.Вагнер, Дж.Верди, Г.Малер , Дж.Пуччини .

Многостильность (ХХ век).

Мировоззрение, психология.

1. социально-исторические катаклизмы (Мировые войны, революции);

2. НТХП (научно-технический прогресс);

3. множественность мироощущений;

4. плюрализм - вседозволенность; всё относительно, даже вечные категории добра, красоты и истины = циничность, жестокость восприятия;

5. общее ускорение темпа жизни.

Отличие направлений от стиля: стиль проявляется во всех видах искусства, направление - в одном или нескольких (например, в литературе и живописи). Стиль имеет более всеобъемлющее значение, чем направление и может дать название целой эпохе (например, Средневековье и Барокко).

Особенности музыкального искусства.

1. тесная связь всех видов искусства, переход свойств одного искусства в свойства другого (например, свои стихотворения поэты-символисты часто называли музыкой или музыкальными жанрами);

2. трансформация и переосмысление (изменение) музыкальных жанров;

3. изобретение новых жанров и техник.

Композиторы:

Зарубежные:

К.Дебюсси , М.Равель , А.Шёнберг , А.Берг, А.Веберн , К.Орф , Б.Барток , Д.Мийо , Ф.Пуленк , Ж.Тайфер, П.Хиндемит , П.Булез, Д.Лигетти, К.Пендерецкий.

Отечественные:

С.Прокофьев , Д.Шостакович , Г.Свиридов , В.Гаврилин , А.Шнитке , С.Губайдулина, Уствольская.

Новейшее время (21 век, уральские и российские композиторы):

О.Викторова, В.Якимовский, О.Пайбердин, В.Кобекин, А.Жемчужников, Д.Павлов, Л.Табачник, Л.Гуревич.

Название данному периоду дали историки Возрождения, определяя серединный «провал» между идеальной Античностью и возрождением её традиций в 14-16 веках. Термин «Средневековье» долгое время носил негативно-пренебрежительный характер.

Комедия не в смысле, что текст содержит что-то смешное, а по античному принципу: начинается плохо-заканчивается хорошо (в трагедии наоборот).

Основные периоды развития мирового искусства.

Первобытное искусство – искусство первого человека, племен, населявших нашу планету до появления первых цивилизаций. По территории оно охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени – всю эпоху существования человека, вплоть до наших дней, т.к. до сих пор существуют народности, живущие вне цивилизации. К предметам первобытного искусства относятся наскальные рисунки, скульптурные изображения, рельефы и рисунки на предметах быта, оружия, украшения и ритуальные предметы, архитектурные постройки культового характера.

Искусство Древнего мира это искусство первых цивилизаций: Египта, Греции, Рима и прилегающих государств и цивилизаций. Искусство тесно связано с языческими верованиями, практически полностью посвящено божествам и мифологическим героям. В ранние периоды искусство разных цивилизаций имеет схожие черты первобытного, но в более поздние периоды происходит резкое отличие в архитектурных постройках, принципах и правилах изображения человека, животных и т.д.

Средневековье – качественно новый этап в развитии всего европейского искусства, начавшийся с принятия странами западной Европы христианства, и в этом смысле объединивший тематику и направление стиля разных народов. Подразделяется на романский и готический стили.

Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (и в некоторых странах Восточной Европы) в основном в 10–12 вв. Главная роль отводилась суровой, крепостного вида архитектуре. Монастырские комплексы, храмы, замки располагались на возвышенностях и господствовали над местностью; их наружный облик отличался монолитной цельностью, был исполнен спокойной иторжественной силы, подчеркнутой массивностью стен и объемов, ритмом простого по формам архитектурного декора. Внутри здания Романского стиляделились на отдельные ячейки, перекрытые сводами (иногда куполами). В изобразительном искусстве главное место занимали монументальные рельефы на порталах храмов и резные капители колонн, а также книжная миниатюра, получившая в эту эпоху значительное развитие. Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство Романского стиля– литье, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело и т.п.

Готика (от итал. gotico, буквально – готский, т.е. относящийся к германскому племени готов) - художественный стиль, заключительный этап в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (12 - 15\16 вв). Готическое искусство оставалось культовым и религиозным, соотнесено с вечностью, с Божественным мирозданием. Моделью этого мироздания, символом Вселенной стал готический собор, сложная каркасная конструкция которого, торжественное величие и динамика, изобилие пластичности выражали как идеи небесной и земной иерархии, так и величие творческих сил человека. Живопись существовала преимущественно в виде витражей. В готической скульптуре застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур. В эпоху готики расцвела книжная миниатюра, появилась алтарная живопись, высокого уровня достигло декоративное искусство. Собственные варианты Готикискладывались в Испании, странах Скандинавии, Нидерландах, Чехии, Словакии, Венгрии, Польше и др. странах Европы.

Возрождение , Ренессанс - эпоха в культурном развитии ряда стран Европы (в Италии 14–16 вв., в других регионах – конце 15–16 вв.), переходная от средневековья к новому времени и отмеченная ростом светского, гуманистического, обращением к античности, "возрождению" его. В архитектуре и изобразительном искусстве эпохи Возрождения - открытие чувственности и многообразия окружающей действительности сочеталось с разработкой законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и т.д. Наиболее сильно Возрождение реализовалось в Италии, где различают периоды Проторенессанс (13 и 14 вв.), Раннее Возрождение (15 в.), Высокое Возрождение (конец 15 –начало 16 вв.), Позднее Возрождение (16 в.). Крупнейшие мастера этой эпохи – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Общепринятое, но условное понятие "Северное Возрождение" применяется к культуре и искусству Германии, Нидерландов, Франции; одной из главных особенностей этих стран является их связь с искусством поздней готики. Это произведения И. Босха, П. Брейгеля Старшего и др.

Барокко (итал. barocco– причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 вв. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, приподнятость, интенсивность чувств, эффектная зрелищность, сильные контрасты масштабов и ритмов, света и тени. Интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство. В живописи это эмоциональность, ритм, свобода мазка, в скульптуре –текучесть формы, ощущение изменчивости образа. Наиболее яркими представителями были П.П. Рубенс, А. ван Дейк.

Академизм – оторванность от практики, от жизненных реалий, направление, сложившееся в художественных академиях 16–19 вв. и основанное на буквальном следовании формам классического искусства эпох античности и Возрождения. Академизмнасаждал систему вневременных, "вечных" канонов, форм красоты, идеализированных образов.

Классицизм , художественный стиль в европейском искусстве 11–начала 19 вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству, как к эталону. Художественное произведение рассматривалось как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и чувствами. В архитектуре Классицизма отличают логичность планировки и ясность объемов. В живописи основными элементами стали линия и светотень, локальный цвет. Неоклассицизм (18 – начала 19 вв) стал общеевропейским стилем, также формировался в основном во французской культуре, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре это изысканный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь, стремление к суровой простоте, драматизм исторических и портретных образов, господствование традиции академизма.

Романтизм - художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – начала 19 вв. - устремленность к безграничной свободе ибесконечному, жажда совершенства и обновления, личная и гражданская независимость. Разлад идеала и действительности лег в основу романтизма; утверждение самоценности творческой и духовной жизни человека, изображение сильных страстей, одухотворение природы, интерес к национальному прошлому сочетаются с мотивами мировой скорби, тягой к исследованию и воссозданию "теневой", "ночной" стороны человеческой души. Наиболее последовательная романтическая школа сложилась во Франции (Э. Делакруа).



Импрессионизм (от франц. impression – впечатление), направление в искусстве конца 19 – начала 20 вв. Зародился во французской живописи конце 1860-х гг.: Э. Мане О. Ренуар, Э. Дега изображали мгновенные, «подсмотренные» в реальности ситуации, использовали неуравновешенные композиции, неожиданные ракурсы, точки зрения, срезы фигур. К. Монеи др.выработали систему пленэра, создавали в своих картинах ощущение сверкающего солнечного света и воздуха., богатства красок. Название направления произошло от наименования картины К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце" экспонировалась в 1874 в Париже. В картинах сложные цвета разлагались на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками, цветные тени, рефлексы. Понятие Импрессионизм вскульптуре – это стремление к передаче мгновенного движения, текучестью и мягкостью формы.

Натурализм (от лат. naturalis – природный, естественный), направление в искусстве, сложившееся в Европе и США в последней трети 19 в. и стремившееся к точному и беспристрастному воспроизведению реальности. Натурализм– это внешне жизнеподобное воспроизведение реальности, поверхностное изображение, пристрастие к воссозданию мрачных, теневых сторон жизни.

Модерн (франц. moderne – новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца 19 в. – 1910-х гг. Мастера модерна использовали новые технические и конструктивные средства, создание необычных, подчеркнуто индивидуальных по облику зданий, фасады построек модернаобладают динамичностью и текучестью форм. Одним из основных выразительных средств в модернестал орнамент. Для живописи модерна характерны сочетание "ковровых" орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей. Динамикой и текучестью форм отличается скульптура и графика модерна.Один изизвестных живописцев и графики того направления - П. Гоген.

Реализм (от лат. realis – вещественный, действенный) – это убежденность в познаваемости реального мира. Это творчество Рембрандта, Д. Веласкеса и др.

Хронология (от греч. χρόνος - время и λόγος - учение) - наука об измерении времени, вспомогательная историческая дисциплина , которая изучает способы счисления времени различных народов в разные исторические периоды. Её цель - дать историку верные сведения о времени исторических событий или определить точные даты .

Сегодня мы знаем, что великий историк Древней Греции Геродот жил в 484-425 гг. до н. э., в 490 г. до н. э. были разбиты персидские войска при Марафоне, Александр Македонский умер в 323 г. до н. э., 15 марта 44 г. до н. э. был убит Гай Юлий Цезарь, в I в. до н. э. творили Вергилий и Гораций. Как же устанавливается, когда именно происходили события, столь отдаленные от нас? Ведь даже дошедшие до нас исторические источники нередко не имеют даты. А от более удаленных эпох письменных источников не сохранилось.

Историческая хронология обладает различными методиками, позволяющими вполне достоверно установить дату исторического события. Основное условие установления достоверной даты источника - комплексный подход, т. е. использование данных палеографии, дипломатики, лингвистики, археологии и, безусловно, данных астрономической хронологии. Если при датировке исторического факта не учитывать все компоненты исследования - ошибка неизбежна. Это обусловливает трудности установления хронологии древней истории.

Для измерения времени использовались повторяющиеся в природе явления: периодическая смена дня и ночи, смена лунных фаз и смена времен года. Первое из этих явлений определяет единицу времени - сутки; второе - синодический месяц, средняя продолжительность которого равна 29,5306 сут; третье - тропический год, равный 365,2422 сут. Синодический месяц и тропический год не содержат целого числа солнечных суток, поэтому все эти три меры несоизмеримы. Попытка хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год приводили к тому, что в разные эпохи были созданы три типа календарей - лунные (в их основе лежала продолжительность синодического месяца), солнечные (основанные на продолжительности тропического года) и лунно-солнечные (сочетавшие оба периода). Они стали основой лунно-солнечного календаря.

В каждой стране в древности были свои способы летоисчисления и, как правило, отсутствовала единая эра, т. е. счет лет от определенного события. В государствах Древнего Востока год обозначался по выдающимся событиям: строительству храмов и каналов, военным победам. В других странах счет времени шел по годам правления царя. Но такие записи были не точны, так как отсутствовала последовательность фиксации событий истории страны в целом; иногда эти записи и вовсе прекращались вследствие военных или социальных конфликтов.

Но и эти древние записи соотнести с современной хронологией можно только в том случае, когда удается их связать с точно датируемым (чаще всего астрономическим) явлением. Наиболее достоверна хронология, проверяемая по солнечным затмениям. Так, например, на этой базе все события истории Передней Азии, начиная с 911 г. до н. э., датируются наиболее точно, ошибка, как правило, не превышает 2 лет.

Хронология Древнего Египта велась по записям правления фараонов, начиная с эпохи Раннего царства 21-28 вв. до н. э. Однако в этих записях, как и в царских списках Месопотамии, очень много неточностей, ошибки иногда достигают 300 и более лет. Египетский историк Манефон, живший в конце 4 в. до н. э., тщательно изучил и во многом уточнил списки фараонов Древнего Египта по материалам архивов фараонов, и его хронологией в мировой исторической науке пользуются до сих пор.

То же самое можно сказать и о хронологии Древнего Китая. В Китае, как в Египте, Греции и Риме, создавались специальные исторические труды, где обязательно давались хронологические сведения. Выдающийся историк Древнего Китая Сыма Цянъ написал «Исторические записки».

В своем труде большое внимание он уделил хронологии, дал хронологические рамки истории Древнего Китая - от легендарной даты сотворения мира до конца II в. до н. э. Однако он не указал источники и основания датировок событий, почему датировки и не могут быть признаны безусловно надежными.

Наиболее достоверные хронологические системы древности - счет лет в греческой и римской истории. В Греции существовала общегреческая система летоисчисления по Олимпиадам. По преданию, первая Олимпиада состоялась в 776 г. Затем Игры последовательно проводились каждые четыре года. Связь датировки и событий греческой истории прослеживается и с датировкой правления архонтов - должностных лиц в Афинах (эти записки частично сохранились до наших дней).

Достоверность греческой хронологии можно считать доказанной при условии постоянного сопоставления данных разных исторических источников, результатов археологических раскопок, нумизматического материала. Так, например, благодаря методу сопоставительного анализа установлено, что Александр Македонский умер в 114-ю Олимпиаду, т. е. в 323 г. до н. э.; через год после его смерти скончался его учитель великий философ античности Аристотель (384-322 до н. э.).

Хронология Рима тоже имеет свою определенную точку отсчета. Римская эра начинается с 753 г. до н. э. - с легендарной даты основания Рима. Археологические раскопки недавнего времени подтвердили эту дату. Но еще в I в. до н. э. римский историк Марк Теренций Варрон применил метод сопоставительного анализа греческих датировок по архонтам и Олимпиадам с римскими датировками по консулам. Таким образом он вычислил год основания Рима, отнеся его к третьему году шестой Олимпиады (754-753 до н. э.).

В 46 г. до н. э. в Риме Юлий Цезарь принял солнечный календарь, разработанный александрийским астрономом Созигеном. В новом календаре три года подряд содержали 365 сут (простые годы), а каждый четвертый (високосный) - 366. Новый год начинался с 1 января. Продолжительность года составила 365 сут, 6 ч, т. е. была на 11 мин 14 с длиннее тропического. Этот календарь, получивший название юлианского, был признан обязательным для всех христиан на Никейском вселенском соборе в 325 г.

Новая попытка создания системы летоисчисления была предпринята только в IV в. н. э. Дионисий Ничтожный (он был прозван так за свой маленький рост) предложил начать новое летоисчисление от даты рождения Иисуса Христа, считая днем рождения Христа 25 декабря 753 г. от основания Рима.

Новая эра была далеко не сразу признана в мире. Долгое время отсчет здесь сосуществовал с отсчетом от «сотворения мира»: 5508 г. до н. э. - по датировке восточной христианской церкви. Мусульманская эра и сейчас начинается от даты путешествия Мухаммеда пророка из Мекки в Медину (622 н. э.) - по мусульманскому календарю ныне идет только XIV век.

Постепенно летоисчисление с начала нашей эры (от условной даты рождения Иисуса Христа) было принято большинством народов мира.

Но разница между тропическим и календарным годами постепенно увеличивалась (каждые 128 лет на 1 сут) и к концу VI в. составила 10 дней, в результате чего весеннее равноденствие стало приходиться не на 21 марта, а на 11. Это осложняло расчеты церковных праздников, и тогдашний глава католической церкви папа римский Григорий XIII провел в 1582 г. реформу юлианского календаря по проекту врача и математика Алоизио Лилио. Специальная папская булла предписывала после четверга 4 октября пропустить в счете 10 суток и следующий день считать пятницей 15 октября. Для того чтобы в будущем день равноденствия не перемещался, предписывалось из каждых четырехсот юлианских календарных лет исключать 3 дня, поэтому изменялась и система високоса. Из «вековых» годов високосными оставались те, у которых первые две цифры делились на 4 без остатка - 1600, 2000, 2400 и т. д. Григорианский календарь точнее юлианского; разница в одни сутки набегает в нем за 3280 лет. В течение XVI-XVIII вв. он был принят в большинстве европейских стран.

Календарь древних славян был лунно-солнечный; счет дней в нем в пределах месяцев начинался от новолуния. Два года имели по 354 дня (12 лунных месяцев по 29 и 30 дней), а третий год - 384 дня (354 + 30). Начало года приходилось на весеннее новолуние (около 1 марта). Названия месяцев были связаны со сменой сезонов и сельскохозяйственными работами: травень (когда прорастала первая весенняя трава), серпень (время жатвы), листопад, студень и т. д. С введением христианства православная церковь приняла юлианский календарь и эру от «сотворения мира» («сотворение мира» церковь, согласно византийской традиции, приурочила к 5508 г. до Рождества Христова). Новый год (с 1492 г.) начинался 1 сентября. Такая система счисления времени продержалась до конца 17 в., когда Петр I провел реформу календаря. Он перенес начало года на 1 января и ввел эру от Рождества Христова. Сейчас она принята в исторической науке и называется новой эрой (н. э.).

Введение общепринятой эры и январского начала года облегчало для России торговые, научные и культурные связи. Однако сохранялся юлианский календарь, и уже в XIX в. Россия почувствовала серьезные неудобства из-за календарной изолированности. В частном порядке григорианский календарь употреблялся в министерствах иностранных дел, финансов, путей сообщения, внутренних дел, на коммерческом и военном флоте, а также на астрономических метеорологических службах. Против григорианского календаря выступали правительство и православная церковь, так как ее каноны и учет хронологических циклов были связаны с юлианским календарем.

Реформа календаря была проведена после Октябрьской революции 1917 г. Декрет Совнаркома определил, что после 31 января 1918 г. следует считать не 1 февраля, а 14 февраля. Теперь у нас Новый год отмечается два раза: 1 января по новому стилю и 13 января по старому стилю.

Развитие хронологии продолжается на основе системного использования достижений археологических, палеографических, лингвистических и других методов исследования, что в конечном итоге позволит уточнить до сих пор спорные датировки истории многих стран.

Редукция дат

  • 1. Перевод дат византийской эры.
    • а) Даты сентябрьского года. Если событие приходится на месяцы с января по август, следует вычитать 5508 лет; если событие приходится на месяцы с сентября по декабрь, следует вычитать 5509 лет.
    • б) Даты мартовского года. Если событие приходится на месяцы с марта по декабрь, следует вычитать 5508 лет, а если на январь и февраль - вычитать 5507 лет.
  • 2. Перевод дат с юлианского календаря на григорианский.
    • а) Даты переводятся прибавлением к числу месяца:
      • 10 дней для XVI в. (с 1582 г.) - XVII в.,
      • 11 дней для XVIII в. (с 1 марта 1770 г.),
      • 12 дней для XIX в. (с 1 марта 1800 г.),
      • 13 дней для XX в. (с 1 марта 1900 г.) - XXI в.,
      • 14 дней для XXII в. (с 1 марта 2100 г.).
    • б) В XXI в. разница между юлианским и григорианским календарями составит 13 дней, как и в 20 в., так как 2000 г., которым заканчивается XX в., будет високосным и по юлианскому и григорианскому календарю. Разница увеличится только в XXII в.
    • в) Изменяется число дней при переводе дат с юлианского на григорианский календарь за счет дополнительного дня, которым оканчивается февраль високосного года (29 февраля), поэтому разница увеличивается с 1 марта.
    • г) Века заканчиваются годами с двумя нулями на конце, и следующий век начинается с 1-го года - 1601, 1701, 1801, 1901, 2001 (3-е тысячелетие) и т. д.

ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ

ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ

ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ - единица периодизации исторического процесса, выделяющая качественно период развития человечества. Не существует какой-то однозначной периодизации истории по эпохам. Уже разделение прошлого, настоящего и будущего может с некоторым основанием быть представлено как разделение на исторические эпохи. В эпоху Возрождения в науке были выделены такие периоды истории, как Древность (Античность и Древний Восток) и Средневековье. Позднее появились понятия новой и новейшей истории. Средние века закончились падением Константинополя, с этого момента начинался отсчет новой истории. Просветители называли Средние века временем господства религии и теологии. Для марксистов Средние века - феодализма. В теориях модернизации это характеризуется как эпоха традиционных обществ.

Новое время подразделяется на этапы на основе конкретных событий, напр.: от Английской революции 1640 до Французской революции 1789, от 1789 до разгрома Наполеона в 1815, от Венского конгресса до поражения революции 1848, от 1849 до Парижской коммуны 1871, с 1871 до Октябрьской революции 1917. В теориях модернизации периодизация Нового времени выглядит по-иному: 1) эпоха меркантилизма, захвата торговых путей, мировой торговли, колонизации других народов; 2) эпоха буржуазных революций, становления и расцвета капитализма; 3) эпоха раннего индустриализма (после 1-й промышленной революции); 4) эпоха после 2-й промышленной революции (использование электричества, конвейера в нач. 20 в., открытие радиоактивности и пр.); 5) эпоха научно-технической революции, начавшаяся в середине 50-х гг. 20 в.

Критериями выделения эпох в марксизме были формации (см. Формации общественные) и периоды классовой борьбы. Поэтому внутри формации выделял определенные этапы (эпоха домонополистического капитализма, эпоха империализма).

Лит.: Ленин В. И. Империализм как высшая капитализма.- Полн. собр. соч., т. 27; Маркс К. К. критике политической экономии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13; ШпенгдерО. Закат Европы, т. 1, Образ и . Новосибирск, 1993; Савельева И. М; Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997; NeisbittJ. Megatrends. Ten New Direction Transforming Our Lives. N. Y, 1983; Eisenstadt S. N. Introduction: Historical Traditions, Modernization and Developement.- Pattern of Modernity, vol. 1, The West. L., 1988; TofflerA., TofflerH. Greating of New Civilization. The Politic of the Third \\ave. Atlanta, 1995.

В. Г. Федотова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ" в других словарях:

    ЭПОХА (от греч. epoche, букв. остановка), промежуток времени в развитии природы, общества, науки и т. д., имеющий какие либо характерные особенностиЭнциклопедический словарь

    Брежнев и его эпоха. Историческая справка - Леонид Ильич Брежнев родился по новому стилю 1 января 1907 года, но официально его днем рождения считалось 19 декабря 1906 года (старый стиль), и его юбилеи всегда отмечались 19 декабря, возможно, во избежание совпадения с Новым годом. Родился он … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Историческая наиболее крупная единица исторического времени, обозначающая длительный период человеческой истории, отличающийся определенной внутренней связностью и только ему присущим уровнем развития материальной и духовной культуры. Следующие… … Философская энциклопедия

    - «ЭПОХА НЕВИННОСТИ» (The Age of Innocence) США, 1993, 133 мин. Эстетская историческая мелодрама. Мартин Скорсезе вечный неудачник оскаровских церемоний. На этот раз ни его фильм, ни сам режиссер не были даже номинированы на эту премию: в почетный… … Энциклопедия кино

    эпоха - О периоде общественного и культурного подъема; о счастливом времени. Блаженная (устар.), блестящая, блистательная, бурная, важная, великая, величественная, героическая, грандиозная, громкая, достославная (устар. и ирон.), знаменательная,… … Словарь эпитетов

    Сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? эпохи, чему? эпохе, (вижу) что? эпоху, чем? эпохой, о чём? об эпохе; мн. что? эпохи, (нет) чего? эпох, чему? эпохам, (вижу) что? эпохи, чем? эпохами, о чём? об эпохах 1. Эпоха это продолжительный… … Толковый словарь Дмитриева

    Историческая феминология - (женская история, история женщин) направление исторического знания, сформировавшееся в отдельную самоценную отрасль в середине 70 х гг. XX в. Предмет исторической феминологии это женщины в истории, история изменений их социального статуса и… … Термины гендерных исследований

    Науч. дисциплина, задачей к рой является составление ист. карт и атласов, разработка методики их создания. Использование картографич. метода исследования для целей ист. науки привело к широкому применению ист. карт в ист. и историко географич.… … Советская историческая энциклопедия

    ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА - ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА, сочинения историков, ставивших своей задачей не только установление, осмысление фактов прошлого, но и яркое, живое их изображение; разновидность научной прозы. В античном мире различали большую форму исторического… … Литературный энциклопедический словарь

    Эпоха Сталина период в истории СССР, когда его руководителем фактически являлся И. В. Сталин. Начало этой эпохи обычно датируется интервалом между XIV съездом ВКП(б) и разгромом «правой оппозиции» в ВКП(б) (1926 1929); конец приходится на… … Википедия

Книги

  • Эпоха Петра I c головы до ног. Развивающая карточная игра , Степаненко Екатерина. Короли, ученые, государственные мужи и полководцы - 14 важнейших персонажей первой четверти XVIII века в одной колоде! Веселая и увлекательная историческая игра познакомит с героями того…

Понятие культура употребляется для характеристики исторических эпох)Античность, Ренессанс), отдельных стран (культура Др. Египта, Киевской Руси), иногда она обозначает совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом в определенные эпохи или в конкретных странах. Искусство не только отражает реальную жизнь, оно служит дополнением, иногда заменой реальной жизни, передавая при этом дух эпохи, ее идеалы. В стиле прописан высший смысл духовной жизни эпохи.

Всю историю МХК можно рассматривать как историю стилей (Вёльфлин). Стиль – это то своеобразие, которое позволяет сразу определить в какую историческ3ую эпоху создано произведение искусства. Великие стили: античность – архаика и классика, средние века – романский стиль, готика. Возрождение – это переходный период от Ср. веков к новому времени. Новое время – барокко и классицизм. На рубеже XIX- XX вв. – модерн 0 попытка возрождения единства архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Романский стиль, Готика, Ренессанс – эти стили проявились во всех видах искусства, оказали влияние на мировоззрение, философию, быт. Все чтили тесно связаны в своем развитии. Сложившись в определенную эпоху, они возрождались на новом этапе. Стиль присутствует во всех видах искусства, но в первую очередь он формируется в архитектуре.

Впервые формирование стиля происходит в Древнем Египте.Египетский стиль (5-4 тыс. до н.э. – первых веков н.н.). Великие достижения связаны с архитектурой и монументальной скульптурой. Оказал глубокое влияние на зодчество и изоб. искусство Др. Греции и др. стран Средиземноморья. Д.Е. искусство главным образом призвано обслуживать потребности религии, в т.ч. заупокойного культа и культа обожествленного фараона. Были выработаны много классич. архит. формы и типы (пирамида, обелиск, колона), виды изоб. иск-ва (круг. скульптура, рельеф, монумент, живопись и др.). сложилась канонизированная форма изображения челов. фигуры на плоскости – одновременно в фас (глаза, плечи) и в профиль (лицо, грудь, ноги). Господствуют принципы монументальности и статичности (незыблемость социального строя и сверхчеловеческое величие фараона). Выработан новый арх. тип гробницы – пирамида, предельная простота формы и гигантские размеры. В росписях и рельефах – проявилась острая наблюдательность, чувство ритма, красота контурной линии, силуэта, цветового пятна. Типы в изображении людей (идущий, сидящий), отличаются ясностью и точностью в передаче характерных черт и соц. положения. Скальные гробницы – ср. царство. В изоб. иск-во – тенденция в правдоподобию, изображение бытовых сцен, растений, животных. В скульптуре – раскрывается характер. Символизм Ег. искусства, некоторые его образы и конкретные произведения (Пирамиды, Сфинкс, Фаюмский портрет и др.) имели большое значение для развития Европ. худ-ного мышления последующих тысячелетий.



Стиль азиатских народов. Мало повлияло на будущие исторические стили. Отличит. Черты: монументальность, роскошь, величие. Храмы – зиккураты (ступенчатые пирамиды). Внутрен. отделка – рельефы, плиты и дер. Дощечки с клинописью, колоны с капителями в виде чел. голов, повествовательные рельефы (как егип.), изображение в профиль, орнамент в виде лотоса, цветы. Стиль развивался в Шумере и Аккаде. Все храмовое строительство, скульптура – подчинено богам. Символ – голова быка – символ силы.

Греческий стиль. Рамки:11 -1 вв. до н.э. 3 периода: архаика, классика, эллинизм. Творчество др. греч. мастеров основывалось на мифологических представлениях, однако оно проникнуто пристальным вниманием к реальности, ощущением гармонии и соразмерности мира, красоте естественного бытия, физич. и духовного совершенства человека. Челов. метрическое начало присутствует не только в изоб. ис-ве, но и в зодчестве (пропорции храмов – соразмерны челов. фигуре). Архаика – складывается храм – периптер (в результате эволюции – от др. жилища – мегарона к храму в антах, простилю и амфипростилю). Строились общ. сооружения (театры, стадионы). Складываются разновидности архит. ордера – дорический (Храм Геры в Олимпии, Аполлона в Коринфе), ионический – строгая изысканность, стройность (Храм Артемиды в Эфесе). Скульптура украшает храмы (рельефы фризов, фронтонов). Суровые изваяния богов и миф. героев, борющихся со страшными чудовищами. Статуарная скульптура – атлетический идеал юноши (куроса) и женщины (коры). Крайне ограниченная мимика лица (архаич. улыбка). Развитие основных др. греч. ваз: амфора, кратер, килик, гидрия и др. Чернофигурные и краснофигурные. Искусство глиптики. Классика . (5-4 вв. до н.э.). Достигли расцвета др.-греч. города, сложилась система регул. планировки. Скульпторы, вазописцы и живописцы начинают создавать более близкие к реальности образы, совершеннее изображать челов. фигуру, ее структуру и движение. В творчестве Мирона (Дискобол) и Поликлета складывалось представление об идеальном образе гармонически развитого, совершенного человека. Вершиной ис-ва классики - время правления Перикла, велич. скульптор Фидий, архитекторы Иктин и Калликрат – создатели Афинского Акрополя. Классический период завершается творч. Праксителя, Скопаса, Леохара и Лисиппа, произведения которых отмечены вниманием к миру челов. чувствии и страстей, нарушением внутренней гармонии и согласия с окружающим миром. Эллинизм . Строительство новых городов. особенность – величие. Фаросский маяк. Величественные архит. ансамбли (акрополь в Пергаме). Храм – перистиль (весь обнесен колонами). Скульптура – Венера Мелосская, Ника Самофракийская, борьба гигантов фриза Пергамского алтаря, группа Лаокоон – пронизаны внутренним напряжением, движением и тревогой, окрашены трагизмом мироощущения. На смену гармоничному идеалу человека-гражданина приходит прославление владык, божество (статуя Гелиоса – Колосс Родосский). В живописи, как и в скульптуре развивается более свободная экспрессивная манера изображения.

Римский стиль. Решающее значение в формировании римского стиля имеет этрусское зодчество, достигшее успехов в создании сводчатых сооружений. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, ве­ликолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвященных нимфам), базилики, аквидуки, мосты, триумфальные арки, дворцов, термы, вилл и просто хороших домов с доброт­ной красивой мебелью - всё то, что характерно для цивилизованного об­щества.

Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произ­ведения, не имевшие себе равных в древности.

До наших дней дошло очень мало имён рим. худ-ков. Однако оставленные ими памятники входят в сокровищницу мирового искусства.

История Рима делится на 2 этапа – эпоха республики и императорский (правление Октавиана августа до 4 в. н.э.)

Архитектура (кон.6-кон.1 в. до н. э.). В республиканский период сло­жились основные типы рим. арх-ры. Суровая простота жизненного уклада - конструктивная логика монументаль­ных инженерных сооружений (оборонительные стены Рима).

Из Греции и эллинистических государств в Рим проникли утонченность и роскошь. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и кар­тины греческих мастеров. Римские храмы, двор­цы превратились в своего рода музеи искусства. Обратились к греческой ордерной системе (в декоративных целях). Опорные функции в римской архитектуре вы­полняла обычно стена. Большое место поэтому принадлежало арке, опиравшейся на массивные столбы. Применялся пышный коринфский ордер и строгий тоскан­ский, унаследованный от этрусков. Колонна тосканского ордера отличается от дорического на­личием базы, отсутствием фриза и каннелюр. Строились круг­лые (моноптер, окруженной колоннадой) и четырехугольные псевдо-периптеры с вхо­дом лишь с главного фасада. Разрабатывается система высокохудожественных стенных росписей. Использовалась античная фреска (помпейские росписи - 4 группы).

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обо­гатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с точным повествовательным началом. Рельеф составлял неотъемлемую часть архитектурного декора. Лучшим в художественном наследии римской скульптуры был портрет . Новое понимание этого жанра. В отличие от греческих мастеров, подчинявших в портрете индивидуальный образ идеальному типу, рим­. худ-ки пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами. В портретном жанре самобытный реализм (статуя «Оратор»). Создавали но только портретные бюсты и статуи отдельных римлян, но и групповые поясные.

Расцвет культуры Рима приходится на 1-п вв.н.э. - наз. ис-вом империи. Август посвящал богам новые храмы. Придавали значение декоративному эффекту. Новшество - возводили стену из кирпича и бетона, затем навешивали мраморную облицовку и приставляли колонны. При Флавиев характерна помпезность, нач. строить Колизей (амфитеатр) закончили при Тите. Триумфальные арки.

Византийский стиль (с 4 в. до1453 г.). история Византийского искусства – это период становления христианского искусства, его образного строя, тематики, канонов. Высшие достижения связаны с храмовой архитектурой, фреской, мозаикой, иконописью, миниатюрой . Главным храмом Византии была гранд. Церковь Св. Софии в Константинополе (6 в.). мозаики Равенны (5-7 вв.) стали вершиной в истории этого вида изоб. искусства.

В культовой арх-ре уже в 4 в. возникают типы храмов, принципиально отличные от античных – базилики и центрические купольные здания. Простота наружного облика контрастирует с великолепием декоративного убранства интерьеров. Главная роль – стенным росписям, иконописи. Церкви украшались христианскими символами и орнаментом. В зодчестве совершился переход к типу крестово-купольного храма. В 9-10 вв. – росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды – мозаика и фреска. Господствует идеально возвышенный образ людей. Лучшее произведение иконописи, отличающиеся глубокой человечностью чувств – «Владимирская богоматерь».

Средние века. Романский стиль. Господствовал в искусстве ср.-век. Европы с 10 по12 вв. термин был введен в науку в 1-ой пол. 19 века. В эпоху Р.с. духовная жизнь, образование и культура были сосредоточены в монастырях, там проходило становление искусства - искусств слова, музыки, архитектуры, скульптуры, монументальной живописи (фрески, витражи), книжного искусства (шрифта, миниатюры). Стиль проявился особенно ярко в архитектуре, представленной церквами, монастырями, замками. Это массивные каменные сооружения ставились на возвышенных местах, окруженные рвом. Внешний вид – монолитная цельность и торжественность, здание состояло из простых, четко выявленных объемов, впечатление от толщины стен усиливалось узкими проемами окон, углубленными порталами, внушительными башнями. Тип – базилики. Несмотря на общие стилистические черты, Р.с. отличается разнообразием образных решений: во Франции – множество архит. школ – одни предпочитали гладкие каменные поверхности, др. – декоративно оформленные фасады, высокие башни. В Италии – под влиянием античного искусства – памятники в Пизе, во Флоренции трудно назвать суровыми, тяжеловесными; памятники Болоньи – строги, напоминают арх-ру соборов Москов. Кремля.

Если в раннем Р.с. главную роль в декоре играла настенная живопись, то в кон. 11- нач. 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монумен. рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену. В роман. живописям и скульптуре центр. место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе. Доминировала фигура Христа, повествовательные циклы на библейские и евангельские сюжеты принимали более свободный и динамичный характер. Для романской пластики типичны монументальная обобщенность форм, отклонение от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем экспрессии. Во всех видах искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (начало «звериному стилю»).

Готический стиль (приблиз. с 12 по 14-15 вв).Термин возник в эпоху Возрождения как отрицательная характеристика искусства всего средневековья, которое представлялось варварским. Для стиля характерно : легкость, ажурность, устремленность к небу, к Богу, стрельчатые арки. Возросла роль монархий, власть перешла в руки королей. Монастыри теряют власть. Города стали независимы. В городах располагались дворцы аристократов, резиденции высшего духовенства, церкви, монастыри, университеты. Центром общественной жизни среднев. города стала ратуша (здание город. самоуправления) исобор (крупный христианский храм). Ратуши 2-х этажные здания с башней – символ свободы города. Соборы должны были вмещать все население города. Строили соборы городские мастера (не монастырские, как прежде).

Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода: романская церковь тяжеловесна и приземиста, готи­ческий собор лёгок и устремлён ввысь. Это связано с новой конструкцией сводов. Если в роман­ской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь - на столбы. Боковое давление свода передаётся аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфор­сам (наружным опорам, своего рода «костылям» здания). В готическом соборе ис­чезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу. Внутри и снаружи собор ук­рашало множество статуй и рельефов. Пространство собора - создавало образ небесного мира, воплощал мечту о чуде.

Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на рели­гиозные и светские сюжеты. В застылость и замкнутость пришла подвижность, фигуры обратились к зрителям. Показывали реального человека, без обобщений. В готический период изменился образ Христа - на первый план выдви­нулась тема мученичества: изображали Бога скорбя­щего и страдающего. Го­тическое искусство постоянно обращалось к образу Богоматери - заступницы и просительницы. Культ Богоматери сло­жился практически одновременно с поклонением прекрасной даме, харак­терным для Средневековья. В то же время сохранялась вера в чудеса, фантастических животных, ска­зочных чудовищ. Их изображения встречаются в готическом искусстве очень часто, как и в романском в виде скульптур химер.

В разных странах готический стиль имеет своеобразные черты. Во Франции – на родине готики – произведения этого стиля характеризуются ясностью пропорций, чувством меры, четкостью, изяществом форм (Нотр-Дам де Пари – Собор Парижской Богоматери, Собор в Шартре (XII-XIV вв.)). К выдающимся произведениям зрелой готической архитектуры от­носится соборы и Реймсе и Амьене. В Англии они отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора. (Кентерберийский собор , соборы в Линкольне, Солсбери 13 век). Место коронации англ. королей - гл. собор Вестминстерского аббатства в Лондоне - похож на французский тип. В Германии готика получила более отвлеченный, мистический, но страстный по выражению характер. Архитекторы резко увеличили высоту сводов, увенчав их башенками со шпилями. Не встречались окна-розы, вместо них использовали стрельча­тые окна. Соборы в Марбурге, Наумбурге, Фрейбурге, Ульме. Выдающееся произведение гер­манской архитектуры - собор в Кёльне (1248 г. - XIXв.), высота - 46 м, укра­шенное множеством арок, шпилей, ажурной резьбой, стрельчатыми окнами. Скульптура Германии, как и в романский период, в основном укра­шала не фасады, а внутренние поме­щения храмов. Исполнена менее изящно. В Испании готические формы обогатились элементами мусульманского искусства, привнесенного арабами. Итальянская культура была более светской, чем религиозной. В Италию проникли лишь отдельные, преимущественно декоративные элементы готики: стрельчатые арки, «окна-розы». Соборы Флоренции – Санта Кроче, Санта Мария Новелла, Санта Мария дель Фьоре . Готика представлена в гражданской архитектуре – палаццо, лоджии, фонтаны. В Венеции из мрамора построен Дворец Дожей. Но в 14 в. готика распространилась в Италии повсеместно. Пламенеющая готика (линии самых разных изображений приобрели форму языков пламени, широко использовались криволинейные формы, сложный рисунок, ажурный орнамент) достигла своего высшего завершения в Миланском соборе, Руанский собор, аббатская церковь Мон-Сен-Мишель.

Возрождение (ренессанс). Эпоха, охватывающая в Италии 14-16 вв., в странах к северу от Альп (северное В.) – 15-16 вв.; знаменательна возрождением интереса к античности. Истоки В. – в гуманизме как мировоззрении эпохи. Круп. худ-ки – универсальные личности в науки, разных видах искусства. Гуманизм не противоречил религии: мир сотворен Богом, его всестороннее изучение есть средство познания Бога во всех явлениях природы и прежде всего в человеке. Использовали «прямую перспективу», изучали анатомию человека. Евангельские сцены изображались на фоне гор. архитектуры или природы своей страны. Рядом со святыми – портрет заказчика и исполнителя. Особое место заняла мифологическая тема; изображение обнаженного тела стало предметом изучения и худ-ного воплощения (Донателло, Микеланджело, Тициан, Дюрер). Портрет определился как отдельный жанр и достиг вершин в творчестве скульпторов Донателло, живописцев Рафаэля, Леонардо, Тициана, Ван Эйка, Дюрера.

Ведущее значение приобрел синтез искусств, в котором лидирующее положение занимала архитектура – городской ансамбль, где гл. являлись храм, общественные здания, разнообразные светские постройки (дворцы, лоджии). На протяжении эпохи В. определяется место скульптурного памятника на площади (следование античным традициям). Главенствующее место занимали монументальные виды изобр. искусства (фреска, скульптура), украшавшие дворцы и храмы. Возрождается классический ордер.

Итальянское искусство периода расцвета на рубеже 15-16 вв. – это Высокое В.Художники – Браманте, Леонардо, Рафаэль, Микеланджело. Позднее – Джорджоне, Тициан, Палладио. Последние две трении 16 в. – позднее В. Художники как правило, прибегали к заимствованию мотивов и приемов (манер) вел. мастеров, что определило название направления – «Маньеризм»: в утонченных, рафинированных формах им удалось выразить сложный мир человека этого периода.

Барокко (вычурный, странный) – стиль, получивший развитие в 17 и 1-ой половине 18 вв. В искусстверяда европейских стран, гл. образом в Италии, а также в Испании, германии, Франции.

Художественные особенности стиля Б. определились новым (в сравнении с эпохой В.) пониманием места человека в мироздании, расцветом религиозного чувства, восстановлением роли церкви в формировании духовного мира человека, что нашло отражение во всех видах искусства, и прежде всего в архитектуре. Как и в средние века, приоритетное место во многих архитектурных комплексах занимает храм, органично связанный с новыми дворцово-парковыми ансамблями; в результате на протяжении 17-18 вв. складывается планировка и облик крупных городов Европы – Рима, Парижа, Мадрида и др. Особенности стиля Б. - ясное выражение в характере архитектурного пространства и масс, «перетекании» одних объемов в другие, в пушном декоре фасадов и интерьеров. Для искусства Б. характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Дворцы и церкви Б. благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность, вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий Б. украшались многоцветной лепкой, резьбой; зеркала и росписи стен и плафонов иллюзорно расширяли пространство. В изоб. иск-ве Б. преобладают декоративные композиции религиозного, мифологического и аллегорического характера. В живописи – эмоции, непринужденная свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости. Знаменитый мастер Б. – архитектор и скульптор Бернини; мастер декорат. живописи – Пьетро да Картона. В живописи черты Б. проявились в творчестве Тьеполо, Рубенса.

Русское Б. развивалось в 1-ой половине 18 в (рус. архитектура кон. 17 в. лишь условно называется «Нарышкинским барокко»), гл. образом в архитектуре Растрелли и близких к нему мастеров. Блистательными примерами Б. являются ансамбли Зимнего дворца в СПб, екатерининского дворца в Царском Селе (г. Пушкин0, скульптурные произведения Растрелли-отца (Памятник Петру 1 в СПб, портрет Меньшикова, «Анна Иоанновна с арапчонком»).

Рококо – худ-ное направление в 18 в. гл. обр. во Франции в период Людовика XV. Название обозначает «узор из камней и раковин». Р. Явилось завершающей стадией барокко. Характеризуется усилением декоративного начала во всех видах искусств, прежде всего в архитектуре. Утрачивает тектоничность. Размеры парадных помещений уменьшаются, стены облицовываются деревянными панно с резьбой в виде завитков: растительных побегов и гирлянд. Десюдепорты, зеркала. Центральным мотивом каждой орнаментальной композиции становится изображение раковины (рокайль). В период Р. Падает значение исторической и мифологической картины. Религиозные сюжеты проникаются светским духом. Игривость, легкая развлекательность, прихотливое изящество – черты Р. Живопись и графика Р. – характерны камерные по духу галантные сцены, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, ассиметричные композиции. Ватто, Фраганар, Буше. В скульптуре Р. Преобладали рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты. Лучшие произведения Р. Были созданы во Франции, но стиль получил распространение и в Германии, и в России (Мраморный дворец Ринальди в СПб).

Классицизм («образцовый») – направление в евр. ис-ве кон. 16 – нач. 19 в. за это длительное время К. вступал в сложные отношения со многими художественными и идеологическими направлениями. Вначале К. был связан с идеей абсолютной монархии; позже, в форме т. наз. революционного К., - с идеями тираноборчества и гражданственности, созвучными Фран. революции; на заключительной стадии своего развития выступил, в форме стиля «ампир» - стиля наполеоновский империи (холодное величие, четкость линий, академизм). В разных странах К. приобретал и некоторые национальные особенности. Но есть и общие черты. Искусству К. свойственна упорядоченность, соразмерность частей, ясность замыслов и построений, тяготение к уравновешенности и симметрии. С этой точки зрения символом К. служит геометрическая планировка королевского парка в Версале. Идеальный герой К. чужд индивидуализма, подчиняет частные интересы общим – национальным, государственным, душевные порывы – голосу разума; его отличает нравственная стойкость, правдивость, мужество, непреклонная верность долгу. Высшим образцом для К. служит античная («классическая»), преимущественно римская культура. Сюжеты и герои заимствуются из античной мифологии и истории.

Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила и регламентацию художественных правил, строгую иерархию жанров – от «высоких» (ист., миф., религ.) до «низших», или «малых» (пейзаж, портрет, натюрморт); каждый жанр имел строгие границы и четкие формальные признаки.

Достоинством К. является представление о важной общественной миссии искусства. Каноны к. обеспечивали высокий уровень мастерства. С другой стороны – приглушалась индивидуальность художника, уводила от многообразия действительной жизни. Эти негативные стороны К. делались все заметнее в поздний период его существования, который принято называть –академизм . Ограниченность К. начали преодолевать другие худ. направлении: сентиментализм, романтизм, зарождающийся реализм.

К. в изоб. ис-ве в 17 в. представляет живопись Пуссена, Лоррена, а в 18-19 вв. – Давида, Энгра, скульпторы Фальконе, Гудона, итальянца Кановы. Величественными памятниками арх-ры К. стал Версаль, резиденция короля Людовика XIV.

В России К. утвердился лишь в 18 в., после реформ Петра 1. С его распространением связано лит-ное творчество Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, Державина; создание рус. профессионального театра. Живописцы А. Иванов, Лосенко, Угрюмов, следуя законам К., изображали события древней славянской истории. Художники – Никитин, Матвеев, Рокотов, Левицкий. Скульпторы: Мартос, Козловский, Гордеев, Щедрин, Щубин, Пименов. Архитекторы (ясность, величественная простота, человечность): Баженов, Казаков, Воронихин, Стасов, Росси, Захаров, Тома де Томон, Жилярди, Бове, Камерон, Кваренги.

Романтизм (1-ая пол. 19 в). Р. 19 в. во многом противоположен классицизму предыдущей эпохи и нормам академического искусства. Для Р. характерно обостренное внимание к душевному миру человека, но, в отличие от сентиментализма , романтиков интересует не обычный человек, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой испытывает бурные чувства, «мировую скорбь», стремление к совершенству, мечтает об идеале. Романтик любит и порой идеализирует далекое средневековье, «первозванную» природу, в мощных проявлениях которой он видит отражение обуревавших его сильных и противоречивых чувств. Неприятие повседневной жизни, отсюда и внутренняя раздвоенность. Р. захватил все сферы духовной культуры: лит-ру, музыку, театр, философию, эстетику и др. но он не был тем универсальным стилем, каким был классицизм. В отличие от класс-ма Р. существенным образом не затронул арх-ру, повлияв в основном на садово-парковую арх-ру, на зодчество малых форм и на направление т.н. псевдоготику. Романтики в изоб. ис-ве – фр. живописцы Делакруа, Жерико, нем. – Фридрих, Рунге, рус. – Кипренский, Блюллов, Айвазовский и др. проявлением Р. в архитектуре была ложная готика – подражание характерным формам ср.-век. Построек. Для Р. выражение внутреннего мира человека важнее, чем изображения внешнего, объективного мира, поэтому «главным» романтическим искусством стала музыка и литература.

Эклектизм (от греч. - выбирать) – соединение разнообразных художественных элементов. В истории искусства наиболее заметное место занимает Э. арт-ры сер. -2-ой пол. 19 в., чрезвычайно широко и зачастую некритически использовавшей формы различных ист. стилей (готики, ренессанса, барокко, рококо и др.). он оказал влияние на становление целостного в своей сущности стиля – «модерн».

Модерн (новейший, современный), стиль в европ. и америк. иск-ве кон.19- нач.20 вв. разные названия:во Франции и Бельгии – «ар нуво», в Германии – «югендстиль», в Австрии – «сецессион», в Италии – «либерти». Наиболее ярко М. выразился в арх-ре частных домов – особняков, в строительстве деловых, пром. и торг. зданий, вокзалов, доходных домов. Новое – отказ от ордерной системы украшения фасада и интерьера. Определяюшее значение в структуре здания – построение внутреннего пространства. Фасады зданий М. обладают динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих орган. природные явления (постройки Гуади, Орта, Шехтеля в России). Некоторые арх-ры М. предвосхищали функционализм, стремясь выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объемов. Одним из основных выразительных средств – орнамент характерных криволинейных очертаний , часто пронизанный экспрессивным ритмом. Орнаментальное начало объединяет все виды иск-ва (в интерьере – стены, пол, потолок). Произведения живописи и скульптуры теряют свой самостоятельных характер, включаясь в общий ансамбль. Вестибюли украшались витражами , интерьеры – живописными , а фасады майоликовыми или мозаичными панно , рельефами . Цель – создание синтетического, цельного проив. иск-ва. Особенно широкое распространение М. получил в декор.-прикл. иск-ве (керам. и жел. изделия Гауди, ограды метро Гимара). Тяготение к конструктивизму, чистоте линий, лаконизму форм проявилось в мебели Макинтоша. Большое развитие в М. получила графика (ведуший представитель – англ. Бёрдсли, норвеж. Мунк, в России – Бенуа, Сомов, фран. Тулуз-Лотрек). Графика тесно связана с расцветом книжного дела.