Древнейшие восточные цивилизации. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока

Первая Цивилизация возникла 62 в. назад.

Последняя Цивилизация остановилась 41 в. назад.

К древневосточным относят цивилизации, сложившиеся в конце V - II тысячелетиях до Р.Х. в Северной Африке и Азии.

Эти цивилизации, развивавшиеся, как правило, изолированно друг от друга, называют речными, так как их зарождение и существование были связаны с великими реками - Нилом, Тигром и Евфратом, Индом и Гангом, Хуанхэ и Янцзы.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

И м типологически близки государства, существовавшие во II - начале I тысячелетия до Р.Х. на Балканском полуострове и островах Эгейского архипелага.

Д ревневосточные цивилизации возникли независимо друг от друга. Они создали первые системы письменности, открыли принципы государственности и нормы сосуществования людей, различавшихся этнически, социально, имущественно, профессионально и религиозно. Их исторический опыт был использован цивилизациями, возникшими в более позднее время.

Д ревний восток стал колыбелью современной цивилизации. Здесь появляются первые государства, первые города, письменность, каменная архитектура, мировые религии.

С ознание человека Древнего Востока было мифологическим. Причинно-следственные связи виделись ему как личностные силы, наделенные сознанием и волей.

В странах Древнего Востока Вселенная отождествлялась с государством. Сложившийся там идеал можно описать формулой «праведно жить, праведно мыслить и праведно действовать в нашей праведной общине». Идеалу соответствовал человек тихий - скромный, кроткий, смиренный, покорный установленному богами порядку вещей.

П олная покорность богам (и обожествленному правителю) была основой моральных ценностей и стержнем идеального человека. Ему противопоставлялся человек высокомерный, гордый и строптивый. Наихудшим из грехов было непослушание богам.

Т руд земледельца и скотовода признавался одной из высших ценностей, усердие - единственной дорогой к благополучию. В бедности видели зло, но богатство, если оно не было взаимосвязано с бескорыстием и помощью нуждающимся, обычно не считалось абсолютным добром. Более значимым было, как правило, приобретение высшего блага - мудрости.

К орпоративность древневосточных обществ делала семью одной из важнейших ценностей. Представления о норме семейной жизни были сопряжены с согласием между супругами, многодетностью и почитанием родителей.

П ервые государства возникают в долинах рек. Земледелие на древнем востоке было очень продуктивным, но для этого требовались ирригационные системы (осушение, орошение). Для строительства ирригационных систем требовалось большое количество рабочей силы. Одна община не могла справиться с такими работами, и была необходимость объединения общин под контролем единого государства. Впервые это происходит в Двуречье (река Тигр, река Евфрат), Египет (река Нил) в конце 4 – начале 3 тысячелетия до нашей эры. Позднее государства возникают в Индии и в Китае, эти цивилизации получили название речные.

Н а Древнем Востоке сложилась первая в истории командно-распределительная система экономики. Ее основой было земледелие (как правило, ирригационное), отделившееся от ремесла на начальном этапе складывания государства. Хозяйство носило натуральный характер.

И рригационная экономика, требовавшая трудоемких земляных работ, была основана на восточной форме собственности; верховным собственником земли выступало государство в лице царя. Он был главным организатором работ по созданию и поддержанию в порядке системы ирригационных сооружений, ведал распределением воды и урожая. Проблема избытка рабочей силы решалась путем поголовного привлечения общинников к строительству грандиозных сооружений.

Д ругой тип хозяйства - простое товарное производство - был представлен городским ремеслом

П ри отсутствии прямых (независимых от верховной власти) экономических, политических и культурных связей между общинами централизованное государство играло огромную роль. Оно было обожествленной силой, контролирующей, регулирующей и направляющей действия и поступки людей.

О сновой порядка была ничем не ограниченная и никем не контролируемая власть царя - живого бога или главного жреца. Он был верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, высшей инстанцией в суде. Опорой власти царя был бюрократический аппарат, управлявший от его имени.

Ш еловек был полностью подчинен государству. Оно эксплуатировало не отдель-ного общинника, а всю общину. Как пользователи земли общинники отдавали государству часть урожая, выполняли общественные работы и несли рекрутскую повинность. Земледельцев нередко прикрепляли к земле, а ремесленников - к профессии.

Т акой тип государственности является деспотическим (от греческого слова деспот - повелитель). Страны Древнего Востока почти не знали социальных смут. Это отчасти объяснялось тем, что отсутствовали представления о личности. В общественном сознании царило единомыслие. Понятия царь и справедливость сливались, а личную собственность и социальные низы в какой-то мере защищали традиция и закон.

П ервый этап развития государств Древнего Востока связан с формированием первых очагов цивилизаций - номовых государств в Египте и городов-государств в Двуречье - и охватывает конец V - IV тысячелетие до Р.Х.

В торой этап - эпоха централизованных царств - приходится на III-II тысячелетия до Р.Х. Возникшие в это время цивилизации Эгеиды, Закавказья, Иранского нагорья и Аравийского полуострова находились в теснейшем контакте с древними цивилизациями Ближнего Востока, тогда как современные им цивилизации Индии и Китая развивались изолированно.

Д ля этой эпохи характерно господство натурального хозяйства. Становление двух форм собственности на землю, воду и полезные ископаемые - царско-храмовой и общинной - стало основой сосуществования двух секторов экономики - общинного и централизованного, государственно-храмового.

Т ретий этап - первая половина I тысячелетия до Р.Х. - эпоха возникновения и гибели великих империй - таких, как Новоассирийская, Нововавилонская, Ахеменидская и Циньская. Ведущей тенденцией их развития была интеграция составляющих эти супергосударства регионов и выравнивание уровней их развития.

Д ля этой эпохи были характерны рост роли товарного хозяйства и частной собственности.

Д ревневосточные общества на Ближнем Востоке прекратили существование после походов Александра Великого (336-323 гг. до Р.Х.). На Среднем и Дальнем Востоке древние цивилизации, в большей степени развивавшиеся изолированно, плавно вросли в цивилизации средневековые (заметно отличавшиеся от феодальной цивилизации Западной Европы).

Д ревневосточное общество было иерархичным и делилось на сословия - замкнутые группы населения со сходным набором обязанностей и привилегий; принадлежность к сословиям была наследственной. Каждый человек занимал строго определенную общественную нишу.

Н а вершине иерархии стояли царь и высший слой знати, состоявшей из родовой, управленческой и военной аристократии и жречества. К средним слоям принадлежали чиновники; бюрократический аппарат контролировал все сферы жизни. Низ общественной иерархии составляли ремесленники и свободные общинники-земледельцы.

В ряде стран Древнего Востока население делилось на касты, отличавшиеся от сословий полной изолированностью друг от друга.

Д ревневосточное общество было построено на общинном коллективизме. Община не только была основной производственной единицей, но и ообеспечивала социальную стабильность. Община имела самоуправление и была замкнутой. Принадлежность к ней являлась привилегией. Члены общины обычно несли коллективную ответственность за всё, что случалось на ее территории.

Т акая система могла существовать только при неизменности ее звеньев и при соблюдении традиции, мыслившейся как абсолютная истина. Главным было воспроизведение опыта отцов, который считался высшей ценностью. Это замедляло изменения в обществе.

П ервые государства появились в дельте Тигра и Евфрата (на рубеже V-IV тысячелетий до Р.Х.) и в долине Нила (в начале IV тысячелетия до Р.Х.) - в областях с сухим и жарким климатом. В это время там осваивались орудия труда из меди. Племена степи и лесостепи Евразии тогда только переходили к земледелию, а племена лесных и приполярных областей жили в условиях высокопродуктивного присваивающего хозяйства, основанного на охоте, рыболовстве и промысле морского зверя.

В долинах Нила, Тигра и Евфрата основой земледелия была ирригация. Возникновение системы дамб и каналов в Египте диктовалось необходимостью подвести к полям и как можно дольше удержать там воду с плодородным илом во время разливов Нила. В болотистом Южном Двуречье с помощью каналов воду с полей отводили.

П редки египтян появились в долине Нила, которую населяли родственные им по языку семитские племена, около 5000 г. до Р.Х. В первой половине IV тысячелетия до Р.Х. родовые общины в Египте состояли из больших патриархальных семей. Ее возглавлял патриарх, далее шли его сыновья и внуки с детьми и неотделившиеся родственники. Они совместно трудились на земле, бывшей собственностью общины.

П осле появления дамб и каналов во второй половине IV тысячелетия до Р.Х. урожай вырос. Община получила излишки, достаточные для содержания нетрудоспособных и для освобождения ремесленников от обработки земли. Так как излишки были невелики, осталась потребность в их уравнительном распределении и в организации труда по поддержанию системы каналов. Эти задачи выполняли жрецы, осуществлявшие контакт общины с богами. К жрецам попали рычаги управления экономикой и, как следствие, власть над общиной.

К ооперация родовых общин способствовала перерастанию их в номы - общины, где преобладали территориальные и соседские связи, основанные на совместном владении землей, на поддержании единой системой каналов и на почитании общих богов. Центром нома был храм, а его верховный жрец считался главой общины. Ему выделяли участок земли, который обрабатывали общинники. Со временем центры номов стали городами.

Б ольшие патриархальные семьи распались на малые. Они состояли из двух поколений - родителей, их неженатых сыновей и незамужних дочерей. Родовые связи уступили место соседским.

П еремены в сельском хозяйстве и распад родовых связей внутри общины привели к появлению аппарата управления. Его содержали общинники. В результате войн между номами в Египте распространилось рабство и появилась постоянная дружина, подчинявшаяся главе общины - жрецу.

Н омы (в Египте их было около 40), объединившие общины вокруг местной ирригационной системы, стали первыми государствами (иногда их называют протогосударствами). Центрами подобных политических образований был город с храмом верховного бога, вокруг которого селились ремесленники. Ном делился на податные округа. Подати шли на содержание правителя, аппарата управления и дружины.

П роцесс образования государства в Египте завершило объединение номов. В конце IV тысячелетия до Р.Х. 22 южных нома образовали Верхнее царство со столицей в Иераконполе. 20 номов на севере составили Нижнее царство со столицей в Буто.

А налогичным был процесс образования государств в Южном Двуречье. В конце V тысячелетия до Р.Х. его заселили шумеры - народ, чья прародина неизвестна, а язык не похож ни на один из существующих. Себя они называли черноголовыми. Позднее это стало самоназванием всех народов Двуречья.

В начале IV тысячелетия до Р.Х. родовые общины Южного Двуречья владели сетью мелких каналов. Общины типа номовых и единая система каналов появились позднее.

Ц ентром общины был храм с зернохранилищами и мастерскими. Вокруг него группировались поселения. Так зародились первые города. Самым древним из них шумеры считали Шуруппак. Главой общины был верховный жрец храма - эн. Ему выделяли участок земли, считавшийся владением бога.

Н омовые хозяйства Египта и храмовые хозяйства Двуречья были столь сложными организмами, что из-за необходимости учета их деятельности возникла письменность - в начале IV тысячелетия до Р.Х. - в Египте, на рубеже IV-III тысячелетий до Р.Х. - в Шумере.

Шумерская письменность, развившаяся из рисунка, стала основой иных систем письма Двуречья, Передней Азии и Ирана. Символы и их группы обозначали слоги, понятия или детерминативы (пояснения понятий). Эту систему назвали клинописью, так как при письме на глине - основном писчем материале Двуречья - удобно было воспроизводить знаки, напоминающие клинья. Такая форма знаков сохранялась и при письме на камне.

Е гипетская письменность, как и у шумеров, развилась из рисунка. Каждый рисунок (пиктограмма, иероглиф) означал и слог, и понятие, и детерминатив. Писчим материалом была своего рода бумага, приготовленная из стеблей папируса, поэтому рисуночная форма знаков сохранилась.

Р азличают три вида египетского письма: парадная иероглифика, курсив-иератика (жреческое письмо) и скоропись-демотика (народное письмо). Позднее появился алфавит из 21 знака, обозначавшего согласные звуки, но широкого распространения он не получил.

Е гиптяне верили, что «знание вышло из Египта», родины наук. Время разлива Нила они определяли по звездам. На этой основе египтяне выделили знаки Зодиака, разделили год на 365 суток, а сутки - на 24 часа. Из опыта деления земельных участков и исчисления объемов урожая появилось знание основ геометрии и алгебры. Традиция мумификации тел умерших способствовала развитию анатомии и хирургии. Египтяне первыми выплавили стекло, что было основано на знании химических процессов. Слово химия произошло от имени, которым египтяне наделили свою страну, - Та-Кемет (Черная земля). Эти науки были суммой практических знаний и не подкреплялись теорией.

Ц ивилизации Древнего Востока:

Д вуречье, Междуречье, Месопотамия. В отличие от других цивилизаций оно являлось открытым государством. Через Двуречье проходили многие торговые пути. Двуречье постоянно расширялось, вовлекало новые города, в то время как остальные цивилизации были более замкнутые. Здесь появились: гончарный круг, колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница, и новые формы письменности. Земледельцы заселили Двуречье в 8 тысячелетии до нашей эры. Постепенно они научились осушать заболоченные участки.

Д вуречье было богато зерном. Жители меняли зерно на недостающие предметы в хозяйстве. Глина заменяла камень и дерево. Люди писали на глиняных табличках. В конце 4 тысячелетия до нашей эры, в южном Двуречье, возникло государство Шумер.

В о 2 тысячелетии до нашей эры возрастает значение Вавилона, где правил царь Хаммурапи. С 14 по 7 век до нашей эры усиливается Ассирия, а её сменило Нововавилонское государство. В 6 веке до нашей эры Вавилон был завоёван Персидским царством.

Е гипет. Располагался в долине реки Нил, который делился на верхний и нижний. Первые государственные объединения назывались номы. В результате длительной борьбы верхний Египет присоединил к себе нижний. В Египте были сильны позиции жречества.

К итай. Сформировался в долине реки Хуанхэ. Река Хуанхэ часто меняло своё русло и затопляло обширные территории. Во главе государства стоял обожествлённый правитель. В Китае существовал тотальный контроль над населением, население выполняло тяжёлые повинности.

И ндия. Сложилась в долине реки Инд. Здесь были созданы крупнейшие ирригационные системы и большие города. На высоком уровне развития было ремесло, были созданы канализационные системы. Высшим органом управления был Паршиат – Брахманы - Царь. Во второй половине тысячелетия до нашей эры в Индию вторглись племена Ариев, которые заселяли реку Ганг. Они установили систему Варн.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

К III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный момент первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.

Первичные цивилизации возникли в сходных климатических условиях. Ученые отмечают, что их зона охватывала территорию с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом, среднегодовая температура которых была достаточно высокой - около + 20° С. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизации стала распространяться к северу, где более суровая природа. А это означает, что для возникновения цивилизации нужны определенные благоприятные природные условия.

Историки также указывают, что родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тысячелетии до н. э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Ефрат - в Месопотамии. Несколько позднее - в III-II тысячелетии до н. э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ - китайская.

Конечно, не все древние цивилизации были речными. Так, в особой географической ситуации развились Финикия, Греция и Рим. Это тип приморских цивилизаций. Особенность приморских условий накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, а это, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций. Так формировался другой тип цивилизации - западный. Таким образом, уже в Древнем мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации - восточный и западный.

В духовной жизни восточного человека господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. В мировоззренческом плане в восточных цивилизациях отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому восприятию мира восточным человеком присущ синкретический подход, выражающийся в формулах «все в одном» или «все во всем». С точки зрения религиозной жизни, восточной культуре присущи нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природными и надприродными силами. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Наиболее распространенный символ восточной культуры «человек в лодке без весел». Он свидетельствует о том, что жизнь человека определяет течение реки, т. е. природа, общество, государство - поэтому человеку весла не нужны.

Восточные цивилизации обладают удивительной стабильностью. А. Македонский покорил весь Ближний Восток, построил громадную империю. Но однажды все вернулось на круги своя - к своему извечному порядку. Восточная цивилизация ориентирована прежде всего на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию сложившегося образа жизни, господствовавшего на протяжении многих столетий. Характерной чертой восточной цивилизации является традиционализм. Традиционные образцы поведения и деятельности, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как важная ценность и воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов.

Общественная жизнь восточных цивилизаций построена на принципах коллективизма. Личностное начало не развито. Личные интересы подчинены общим: общинным, государственным. Коллектив общины определял и контролировал все стороны жизнедеятельности человека: нравственные нормы, духовные приоритеты, принципы социальной справедливости, форму я характер труда.

Политическая организация жизни восточных цивилизаций получила в истории название деспотий. Рассмотрим подробней, что представляла собой восточная деспотия.

Важный признак восточного деспотизма - политика принуждения, а то и террора. Для восточного деспотизма характерна общественно-государственная собственность (прежде всего на землю). Согласно религиозно-нравственным учениям, земля, вода, воздух и другие природные ресурсы были дарованы всему человечеству. В социальном плане структурной основой восточного деспотизма была уравнительность, полное отсутствие или крайне незначительная роль сословных различий, горизонтальных связей вообще.

Следующим глобальным типом цивилизации, сложившимся в древности, стал западный тип цивилизации. Он начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято именовать античным миром в период с IX-VIII вв. до н. э. до IV- V вв. н. э. Поэтому западный тип цивилизации с полным основанием можно именовать как средиземноморский или античный тип цивилизации.

Античная цивилизация прошла длительный путь развития. На юге Балканского полуострова в силу различных причин раннеклассовые общества и государства зарождались не менее трех раз: во 2-й половине III тыс. до н. э. (уничтожено ахейцами); в XVII- XIII вв. до н. э. (уничтожено дорийцами); в IX-VI вв. до н. э. последняя попытка удалась - возникло античное общество.

Античная цивилизация, так же как и восточная цивилизация является первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно из первобытности и не могла воспользоваться плодами предшествующей цивилизации. Поэтому в античной цивилизации, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни общества существенно влияние первобытности. Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение. Однако в этом мировоззрении имеются существенные особенности. Античное мировоззрение космологично. Космос по-гречески - это не только мир. Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежат мера и гармония. Таким образом, в античной культуре на основе мировоззренческих моделей формируется один из важных элементов западной культуры - рациональность.

Цивилизация Древней Греции. Своеобразие греческой цивилизации заключается в появлении такой политической структуры, как «полис» - «город-государство» , охватывающий сам город и прилегающую к нему территорию. Полисы были первыми республиками в истории всего человечества.

Многочисленные греческие города были основаны и по берегам Средиземного и Черного морей, а также на островах - Кипре и Сицилии. В VIII-VII вв. до н. э. большой поток греческих переселенцев устремился на побережье южной части Италии, формирование на этой территории больших полисов было столь значительным, что получило название «Великой Греции».

Граждане полисов имели право владеть землей, обязаны в той или иной форме принимать участие в государственных делах, а в случае войны из них составлялось гражданское ополчение. В эллинских полисах, помимо граждан города, обычно проживало лично свободное население, но лишенное гражданских прав; нередко это были переселенцы из других греческих городов. На нижней ступени социальной лестницы античного мира находились совершенно бесправные рабы.

Порождением высочайшей культуры древности является цивилизация эллинизма, начало которой положило завоевание Александром Македонским в 334-328 гг. до н. э. Персидской державы, охватывавшей Египет и значительную часть Ближнего Востока до Инда и Средней Азии. Период эллинизма длился три столетия. На этом широком пространстве сложились новые формы политической организации и социальных отношений народов и их культуры - цивилизация эллинизма.

К характерным особенностям цивилизации эллинизма можно отнести: специфическую форму социально-политической организации - эллинистическая монархия с элементами восточной деспотии и полисного устройства; рост производства продуктов и торговля ими, развитие торговых путей, расширение денежного обращения, в том числе появление золотых монет; устойчивое сочетание местных традиций с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами греками и другими народами.

Цивилизация Древнего Рима по сравнению с Грецией была более сложным явлением. Согласно античной легенде, город Рим был основан в 753 г. до н. э. на левом берегу Тибра, справедливость которой подтвердили археологические раскопки нынешнего столетия. Первоначально население Рима состояло из трехсот родов, старейшины которых составляли сенат; во главе общины стоял царь (по-латыни - reve). Царь являлся верховным военачальником и жрецом. Позднее присоединенные к Риму жившие в Лациуме общины латинов получили наименование плебеев (плебс-народ), а потомки старых римских родов, составлявшие тогда аристократический слой населения, получили название патрициев.

В VI в. до н. э. Рим стал довольно значительным городом и находился в зависимости от этрусков, обитавших к северо-западу от Рима.

В конце VI в. до н. э. с освобождением от этрусков формируется римская республика, просуществовавшая около пяти столетий. Римская республика вначале была небольшим по площади государством, менее 1000 кв. км. Первые века республики - время упорной борьбы плебеев за их уравнение в политических правах с патрициями, за равные права на общественную землю. В результате постепенно территория римского государства расширяется. В начале IV в. до н. э. она уже более чем вдвое превысила первоначальные размеры республики. В это время Рим был захвачен галлами, которые несколько ранее обосновались в долине реки По. Однако галльское вторжение не сыграло значительной роли в дальнейшем развитии римского государства. II и I вв. до н. э. были временами больших завоеваний, отдавших Риму все страны, прилегавшие к Средиземному морю, Европу до Рейна и Дуная, а также Британию, Малую Азию, Сирию и почти все побережье Северной Африки. Страны, завоеванные римлянами вне Италии, получали наименование провинций.

В первые века существования римской цивилизации рабство в Риме было слабо развито. Со II в. до н. э. количество рабов возросло в связи с успешными войнами. Положение в республике постепенно обострялось. В I в. до н. э. война неполноправных италиков против Рима и восстание рабов под предводительством Спартака потрясли всю Италию. Все завершилось установлением в Риме в 30 г. до н. э. единоличной власти императора, опиравшегося на вооруженную силу.

Шесть тысяч лет назад человечество переходит в новый этап своего развития – в Древний мир (4 – 1-е тысячелетие до нашей эры), когда на сцену жизни выходят первые цивилизации.

На чем зиждились цивилизации?

Этот способ существования племен (на некоторой стадии их перехода в народ) и народов стал возможным лишь с появлением государств. Неважно, какого размера они были – в пол-Востока или в рамках одного полиса.

Другой важной чертой цивилизационного процесса являются наличие государственной власти и появление общественных классов. Появлялся глава государства – император, царь или деспот. За ним тянулся особый класс – аппарат управления страной. Довольно многочисленный, такой же тиранический, как и глава государства.

Шла классификация общества. Сочетались рабство и свободные сословия. Значительным моментом в деятельности древних цивилизаций являлось наличие армий для защиты границ, как от варваров, так и таких же новых государств. И не всегда рядом расположенных.

Но чаще воинские формирования существовали для захвата других территорий для привлечения трудовых и обладания природных ресурсов или для выхода на торговые пути, морские территории.

Цивилизации Древнего Востока

История свидетельствует, что некоторые цивилизации (античные греческая и римская) как будто специально создавались для присоединения чужеземных государств и народов, чуждых друг другу по менталитету, традициям, характеру деятельности, верованиям: одни поклонялись конкретному богу, другие – держались за многобожие.

Плодородие дало толчок торговле продуктами питания, потому что сами шумерцы все не съедали. За ней пошло и ремесленничество, поскольку меньше людей стали выращивать пропитание.

Эта часть народа позже переродилась в управленцев, жрецов. Шумер, с его безразмерным плодородием, породил и негатив: города притягивали крестьян, а поля заболачивались или засыпались песчаными барханами.

Шумерская письменность, потребность в которой диктовала торговля, возникла за три столетия до египетской. На артефактах найден перечень продаваемого зерна, скота.

Но не все так безоблачно происходило в Шумере. Он фактически состоял из ряда политически самостоятельных городов. Некоторые объединялись между собой, возвышаясь над другими, искали новые территории.

Шумерский зикурат — древнее культовое сооружение. Реконструкция

Так, аккадский правитель Саргон подчинил себе все другие города цивилизации Шумер, а затем увеличил его территорию до Средиземного моря.

Так родилась первая мировая империя. Но и она просуществовала недолго. Но, как и все цивилизации, Шумер закономерно подошел к своему концу. Но его культура стала основой для возникновения цивилизации Вавилона.

Вавилон

После гибели Аккадского царства роль переходит к шумерскому городу Вавилон с умнейшим правителем Хаммурапи, известным создателем свода правовых норм. Последующие двадцать веков он становится крупнейшим в мире и столицей цивилизации, взявшей с собой все лучшее от погибшей, шумерской. Ее знаменитая, хотя и недостроенная стометровая башня-храм, признана одним из семи «чудес света».

Хетты

Ближайшим «соседом» Шумер и Вавилона была Хеттская цивилизация. Хетты появились в Малой Азии (современная Турция) почти одновременно с развитием Шумерской цивилизации. От племен они быстро сформировались в народ. Осознали, что выживают только сильные, и они создали мощную по тем временам армию. Передвигались быстро на лошадях, а не пешим ходом, как соседи по Древнему Востоку, и с более поражающим оружием из металла. Их государство крепко простояло на «ногах» пять веков.

Хетты стали влиять на политику всего Ближнего Востока, показав свою военную силу. Один из полководцев захватил даже хорошо укрепленный Вавилон и разграбил его. Об этой тенденции, присущей всем цивилизациям, мы рассказали выше.

После Вавилона хетты обратили взоры на Египет. Но силы были равны, и битва закончилась «ничьей», — правители побратались. И хетты, и египтяне поняли, что лучше дружить, чем враждовать. Поэтому стали дожидаться, когда кто-то ослабнет, чтобы добить. В тринадцатом веке до нашей эры хеттская цивилизация пала под напором более сильных народов Средиземноморья.

Египет

Египет — один из несравненных долгожителей в восточной цивилизации. Географически он чем-то похож на Шумер: с двух сторон пустыни, а посредине полноводный Нил с плодородными долинами. Так же разливался, как Тигр и Евфрат, причиняя неудобства земледельцам и одновременно помогая им. Иначе этот народ просто не выжил бы.

Социальной особенностью цивилизации Египта было сплошное подчинение пяти миллионов человек правителям – фараонам, царям, а иногда жрецам, в которых видеть богов народ приучали с малолетства. В царстве была периодизация династий – ранняя, древняя, переходная, новое царство и так далее, по которым исчисляли года. Велось деление на территории по географическому принципу – Верхний и Нижний.

Его история – период расцвета городов, земледелия, торговли, культуры, искусства (правление Тутанхамона), ремесел, строительного дела (пирамиды, храмы, двух- трехэтажные жилые дома из кирпича) и так далее.

Восьмой, или Поздний период, оказался самым критическим для египетской цивилизации. Она разрывалась на части многочисленными войнами – ассирийцев, персов, Александра Македонского. Жирную точку поставил Цезарь Август в тридцатых годах до нашей эры. Исчезло и государство, и его язык.

государства древнего востока возникли на тех территориях, которые представляли собой долины великих рек: нила, тигра и ефрата, инда и ганга, янцзы и хуанхэ. Это обеспечивало людей речной водой для индивидуального орошения земель, и тем самым давало возможность увеличивать производство продуктов питания, что являлось стимулом для создания системы разделения труда и взаимного сотрудничества.

Реки служили также транспортными артериями.

В рамках древневосточных обществ складываются особые социальные, политические и правовые структуры.

Для восточного общества были характерны следующие черты:

1) патриархальность. Ее сохранению способствовало господство натурального хозяйства, устойчивость государственных форм собственности на землю, крайне медленное развитие индивидуальной частной собственности;

2) коллективизм. Древневосточные цивилизации можно отнести к цивилизациям земледельческого типа. Хозяйственная деятельность в этих регионах была возможна только при наличии сложных ирригационных систем, регулирующих режим стока великих рек. Для их создания и использования необходимы были большие коллективные усилия людей. Нельзя сбрасывать со счетов особую роль коллективной взаимопомощи, поддержки и в повседневной жизни;

3) общинность. Своеобразие общественного строя древневосточных государств создавалось прежде всего его социальной базой -общиной. Своим консерватизмом, своей отчужденностью от внешнего мира и нежеланием власти в деспотию. Подавление человека, его личности, воли начиналось уже в пределах общины, к которой он принадлежал. В то же самое время общины не могли обходиться без организующей роли центральной власти;

4) традиционность. Это подтверждает то обстоятельство, что основы социальной структуры, государственности и права древневосточных обществ пережили века;

5) религиозность. Религия определяла образ жизни человека. Человек был ориентирован на духовное самосовершенствование;

6) пестрый социальный состав. Его можно дифференцировать в границах трех групп:

– господствующий слой (чиновничество, придворная и служилая аристократия, военачальники, жрецы и др.);

– свободные мелкие производители (крестьяне, ремесленники);

В целом для древневосточного региона были характерны замедленные темпы исторического прогресса. Крупные социальные сдвиги происходили зачастую лишь под влиянием внешних завоеваний или природных катаклизмов. Жизнь шла как бы по замкнутому кругу, подчиняясь природному циклу, циклу сельскохозяйственных работ. Незначительные улучшения не могли качественно изменить сложившийся уклад. Если и появлялись какие-либо государственные идеи, то они становились достоянием узкого круга жрецов, придворных, знати, которые сохранялись в секрете.

Древневосточные цивилизации. Специфика развития

первые цивилизации возникают на востоке: китай, индия, шумер, египет. Таким образом, восточная культура обгоняет западную. В то же время, обнаруживается отставание востока от запада во многих областях культуры в новое время, заложившее основы индустриальной культуры. Например, причиной отставания востока считается отсутствие здесь своего средиземного моря. К возрождению восток опережал запад в культурном развитии. Почему же намечается отставание? Его не объяснить ни географическими, природными факторами, ни научными, техническими. Главное в культуре цивилизации древнего востока – это сохранение и восстановление – если что-то нарушено – порядка, организации, закона. Подданные должны поддерживать закон – они должны вовремя вносить налоги, платить подати, выполнять повинности. Придворные, царедворцы также должны знать закон –

ритуал, церемониал, которому подчинялась придворная жизнь. Если порядок нарушался, например, не поступали налоги – это воспринималось как гнев богов, как гибель культуры. Миропорядок срочно надо было восстанавливать.

Развитие востока предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем. Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Кроме того, в отличие от европы, на востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 7. Древние восточные цивилизации. Общие черты развития:

  1. 19 Восточная Европа после Второй мировой войны. Кризогенные черты социалистической модели в странах Восточной Европе.
  2. 20 Крах социализма в Восточной Европе и проблемы современного развития восточно-европейских государств.
  3. Общие черты и особенности философиипостмодернизма. Влияние постмодернизма на развитие современной философии.
  4. 11. Публицистический стиль: условия функционирования (сфера общения), функции, подстили, жанровые разновидности, стилеобразующие черты, общие языковые черты.

И многое другое, без чего невозможно представить нынешнее человеческое сообщество. Первые государства возникают в долинах крупных рек. Зем-леделие в этих районах было очень продуктивно, но для этого требовались ирригационные работы — по осушению, орошению, возведению дамб и поддержанию всей иррига-ционной системы в порядке. Одна община не могла спра-виться с этим. Назревала необходимость в объединении всех общин под контролем единого государства.

Впервые это происходит сразу в двух местах независимо друг от друга — в Двуречье (долины рек Тигр и Евфрат) и Египте в конце IV-III тыс. до н. э. Позднее государство возникает в Индии, в долине реки Инд, а на рубеже III-II тыс. до н. э. — в Китае. Эти цивилизации получили в науке наименование речных цивилизаций.

Самым важным центром древней государственности яв-лялся район Двуречья. В отличие от других цивилизаций Двуречье было открыто всем миграциям и веяниям. Отсюда открывались торговые пути и распространялись нововведе-ния в другие земли. Цивилизация Двуречья непрерывно расширялась и вовлекала новые народы, в то время как ос-тальные цивилизации были более замкнуты. Благодаря это-му Западная Азия постепенно становится флагманом в со-циально-экономическом развитии. Здесь появляются гончар-ный круг и колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница и новые формы письменности. Ученые просле-живают влияние Двуречья на Египет и цивилизацию древ-ней Индии.

Земледельцы заселили Двуречье в VIII тыс. до н. э. По-степенно они научились осушать заболоченные участки. В долинах Тигра и Евфрата нет камня, лесов, металлов, зато они очень богаты зерном. Жители Двуречья выменива-ли зерно на недостающие в хозяйстве предметы в процессе торговли с соседями. Камень и дерево были заменены гли-ной. Из глины строили дома, изготавливали различные пред-меты бытового обихода, на глиняных таблицах писали.

В конце IV тыс. до н. э. в Южном Двуречье возникло несколько политических центров, которые объединились в государство Шумер . На протяжении всей своей древней ис-тории район Двуречья был ареной ожесточенной борьбы, в ходе которой власть захватывал какой-либо город или пришедшие со стороны завоеватели. Со II тыс. до н. э. ведущую роль в регионе начинает играть город Вавилон, став могучей державой при царе Хаммурапи . Затем уси-ливается Ассирия , которая с XIV по VII вв. до н. э. была одним из ведущих государств Двуречья. После падения Ас-сирийской державы вновь усиливается Вавилон — возни-кает Нововавилонское царство. Персы — выходцы с терри-тории современного Ирана — сумели завоевать Вавилонию и в VI в. до н. э. основать огромное Персидское царство.


Цивилизация древнего Египта обязана своим появлени-ем крупнейшей в мире реке Нил и ее ежегодным разливам. Египет делился на Верхний (долина Нила) и Нижний (дельта Нила). Вдоль Нила возникали первые государственные объе-динения — номы, центром которых становились храмы. В результате долгой борьбы номы Верхнего Египта объеди-нились и присоединили Нижний Египет.

Китай как государство сформировался в долине реки Хуанхэ. Другая великая китайская река — Янцзы, проте-кающая южнее, была освоена позже. Хуанхэ очень часто меняла свое русло, затопляя обширные местности. Для обуздания реки требовался упорный труд по возведению дамб и плотин.

Египет и Китай, несмотря на отдаленность друг от друга, имеют ряд общих черт, что объясняется несколькими при-чинами. В этих странах изначально проживало этнически однородное население, государственный аппарат был очень устойчивым; во главе государства стоял обожествленный правитель. В Египте это фараон — сын Солнца, в Китае — Ван, сын Неба. В рамках обеих цивилизаций существовал тотальный контроль над населением, которое привлекалось для исполнения тяжелых повинностей. Основу населения Египта составляли общинники, которые назывались «слуга-ми царя» и были обязаны сдавать весь урожай государству, получая за это продукты или надел земли для обработки. Аналогичная система функционировала и в Китае.

Огромную роль в государстве такого типа играли жре-цы-чиновники, управлявшие аппаратом и распределяли продукты среди всего населения. В Египте именно жрецы играли главную роль в процессе распределения матери-альных благ. Храмы обладали значительной властью, что позволяло им успешно противостоять Центру. В отличие от Египта, в Китае религиозная составляющая власти го-сударственного аппарата отошла на второй план.

В Индии, в долине реки Инд, сложилась протоиндийская цивилизация. Здесь были созданы крупные ирригационные системы и построены большие города. Развалины двух горо-дов найдены у современных поселений Хараппы и Мохенджо-Даро и носят эти названия. Цивилизация достигла здесь высокого уровня развития. Об этом говорит наличие ремес-ла, канализационной системы, письменности. Однако пись-менность протоиндийской цивилизации, в отличие от иероглифов Египта и клинописи Двуречья, еще не разгадана уче-ными, и эта цивилизация продолжает оставаться для нас загадкой. Причины гибели цивилизации Древней Индии, просуществовавшей несколько столетий, также неизвестны.

Во второй половине II тыс. до н. э. в Индию вторглись племена ариев. Язык ариев относится к индоевропейской языковой семье и близок славянским языкам. Арии засели-ли долину реки Ганг, подчинив себе местное население. При-шедшие арии жили преимущественно родовым строем. Во главе племен стояли вожди — раджи, которые опирались на прослойку воинов-кшатриев. Жрецы-брахманы боролись с кшатриями за первое место в обществе и государстве.

Арии, не желая раствориться среди многочисленного местного населения, были вынуждены установить систему варн. Согласно данной системе, население распределялось на четыре варны — жрецы-брахманы, воины-кшатрии, производители-вайшьи, а также шудры — покоренное ме-стное население. Принадлежность к варне наследовалась, и изменить ее было невозможно. Браки всегда происходи-ли между членами одной варны.

Система варн способствовала консервации индийского общества. Поскольку варны взяли на себя часть функций государства, государственный аппарат в Индии не стал та-ким сильным и влиятельным, как в других цивилизациях Древнего Востока.

В Восточном Средиземноморье возникает новая форма цивилизаций, отличающаяся от классических речных госу-дарств. Здесь существовали древнейшие центры земледелия и скотоводства, здесь же возникают первые урбанистиче-ские центры. Город Иерихон в Палестине известен как древ-нейший город в мире (VIII тыс. до н. э.). Восточное Среди-земноморье — это регион, расположенный на пересечении важнейших торговых путей, связывающий между собой Азию, Европу и Африку.

С III тыс. до н. э. города Восточного Средиземноморья становятся важными центрами транзитной торговли. Бога-тые города и плодородные земли этого региона постоянно служили объектом притязаний крупных держав — Египта, Ассирии, Хеттского царства (на территории Малой Азии). Восточное Средиземноморье делится на три части: на севере — Сирия, на юге — Палестина, в центре — Фини-кия. Финикийцы сумели стать опытными мореходами, зани-мались транзитной торговлей, основывали свои колонии по всему Средиземноморью. Финикийцы изобрели буквенное письмо, помогающее им оформлять торговые сделки. Этот алфавит лег в основу всех современных алфавитов.

Древняя Греция - колыбель западной цивилизации

Древнейшая цивилизация в Европе возникла на островах Эгейского моря и на Балканском полуострове и известна как крито-микенская цивилизация (по названию центров — острова Крит и Микен, города на юге Греции). Крито-микенская цивилизация являлась типичной древне-восточной цивилизацией, существовавшей во II тыс. до н. э. Крит, как и Финикия, прославился как морская держава с могучим флотом. Гибель крито-микенской цивилизации свя-зана с рядом природных катаклизмов и нашествием в Гре-цию и на острова Эгейского моря северных племен. Это нашествие привело к установлению на развалинах циви-лизации более отсталых родоплеменных отношений. XII—IX вв. до н. э. и известны в Греции как темные века.

В VIII-VI вв. до н. э. в Греции начинает формировать-ся античная цивилизация. Большую роль в ее развитии сыграло появление железа и соответствующих орудий. В Греции недостаточно земли для возделывания, поэтому широкое развитие здесь получило скотоводство, а затем и ремесло. Греки, знакомые с морским делом, активно зани-мались торговлей, что постепенно привело к освоению ими окружающих территорий, расположенных вдоль побере-жья. Вследствие катастрофической нехватки земельных ресурсов, греки были вынуждены основывать колонии в Италии, Малой Азии, Причерноморье.

С разделением труда и появлением прибавочного продук-та родовая община сменяется соседской общиной, но не сель-ской, а городской. У греков эта община называлась поли-сом. Постепенно полис оформлялся в город-государство. В Греции были сотни полисов. Колонии также создавались по такому образцу. В рамках полиса происходила ожесто-ченная борьба между родоплеменной знатью, не желающей уступать свою власть, и демосом — незнатными членами общины.

Греки осознавали свое единство, — они называли свою родину Элладой, а себя — эллинами. У них был единый пантеон богов-олимпийцев и общеэллинские спортивные состязания. Однако все это не мешало им регулярно вое-вать между собой.

Одной из главных черт эллинской культуры является принцип состязательности и стремление к первенству, что нехарактерно для цивилизаций Востока. В полисе сложи-лась ситуация, когда его могущество находилось в зависи-мости от граждан, на которых, в свою очередь, налагались определенные обязанности, но вместе с этим и значитель-ные права.

Греция не была объединена одним полисом — этому мешала их раздробленность и разобщенность. В результа-те Греция оказалась завоеванной сначала Македонией, а затем Римом. Но Римское государство, покорившее Гре-цию, испытало сильнейшее влияние греческой культуры. Достижения греческой культуры в конечном итоге легли в основу всей европейской культуры и цивилизации.