Критская операция (1941). Сражение за крит как "пиррова победа" германских вдв

Оригинал взят у kartam47 в Критская операция. Успешное применение воздушного десанта! (фоторассказ)

Сражение на Крите (в немецких планах — операция «Меркурий») — стратегическая

десантная операция Германии в ходе Второй мировой войны. Сражение за Крит


Немецкие парашютисты у транспортного самолета Юнкерс Ю.52 (Ju.52) перед началом операции «Меркурий» (немецкая десантная операция по захвату Крита) .

Операция имела целью уничтожение британского гарнизона на острове Крит для установления стратегического контроля над Средиземноморским бассейном. Является прямым продолжением греческой кампании итало-германских вооружённых сил, нацеленной на вытеснение Великобритании из Средиземного моря.
Окончилась оккупацией Крита, Германия получила контроль над коммуникациями восточного Средиземноморья.

Немецкие транспортные самолеты Юнкерс Ю.52 (Ju.52) буксируют планеры DFS 230 во время первого дня проведения операции «Меркурий» (немецкая десантная операция по захвату Крита). На фотографии запечатлен полет Западной десантной группы (кодовое наименование «Комета»). Ее целью был захват аэродрома Малеме и подходов к нему.

Вторая волна немецких парашютистов группы «Марс» из состава 7-й воздушно-десантной дивизии десантируется восточнее города Ретимнон во время операции «Меркурий» (немецкая десантная операция по захвату Крита). В задачу группы «Марс» (Центральная группа) под командованием генерала Зюсманна входил захват городов Ханья и Ретимнон.

Операция «Меркурий» вошла в историю как первая крупная операция воздушно-десантных войск. Несмотря на тяжёлые потери, немецкие десантники смогли выполнить поставленные перед ними задачи и обеспечить высадку основных сил немецких войск.

Немецкие транспортные самолеты Юнкерс Ю.52 (Ju.52) производят выброску десанта на Крит.


Пилоты 7-й эскадрильи 2-й учебной эскадры люфтваффе (7.(F)/LG 2) совещаются после вылета во время операции «Меркурий». Снимок сделан на греческом аэродроме после возвращения 7.(F)/LG 2 из вылета на прикрытие десанта на Крит.


Пилот немецкого истребителя Мессершмитт Bf.110C-5 из 7-й эскадрильи 2-й учебной эскадры (7.(F)/LG 2) после бевого вылета. Снимок сделан на греческом аэродроме после возвращения 7.(F)/LG 2 из вылета на прикрытие десанта на Крит.

Успехи немецких воздушно-десантных частей заставили высшее руководство остальных стран-участниц войны (в частности, Великобритании) пересмотреть своё отношение к этому роду войск.

Группа немецких парашютистов идет по улице греческой деревни на Крите.

Основным вооружением немецкого десантника был карабин Маузер 98k. Около четверти высаженных парашютистов вместо карабина были вооружены пистолет-пулемётом MP-38 или МР-40. Каждое отделение имело в своем распоряжении ручной пулемёт MG-34. Недостаток более тяжёлого вооружения немецкие технические и военные специалисты попытались компенсировать новинкой — 75-мм безоткатным орудием LG 40. При весе в 130 кг оно было в 10 раз легче немецкого 75-мм полевого орудия при всего на треть меньшей дальности стрельбы.

Оружие и боеприпасы сбрасывались в контейнерах. Немцы использовали парашюты разных цветов, чтобы обозначить контейнеры с различными грузами: личным оружием, тяжёлым оружием, боеприпасами. Безоткатные орудия LG 40 сбрасывались на специальных связках из 3 парашютов.


Группа немецких парашютистов на Крите. Позируют перед объективом.


Немецкие парашютисты и пролетающие над ними транспортные самолеты Юнкерс Ю-52 в районе высоты №107 на Крите. Высота №107 в районе аэродрома Малеме была одной из важнейших опорных точек союзников, за которую шли ожесточенные бои. 21 мая высота была захвачена немцами.

В отличие от парашютистов большинства других стран, немецкие парашютисты прыгали без карабинов и пулемётов (десантники, вооружённые MP-38/40, покидали самолёт с оружием, так как компактность позволяла крепить его под подвесной системой парашюта), которые сбрасывалось отдельно — в контейнерах.


Трое немецких парашютистов вынимают оружие из контейнера после высадки на Крите.


Немецкие парашютисты несут контейнеры (Fallschirmjäger Abwurfbehälter) со снаряжением по дороге на Крите.

Для удобства транспортировки по земле, данные контейнеры были снабжены специальными колесами и ручками (частично видны на фото).

Конструкция немецкого армейского парашюта была очень надёжна, но не позволяла управлять направлением полёта, и десантники нередко приземлялись вдали от своего вооружения.
В эти моменты они могли рассчитывать только на личное оружие — пистолеты и ручные гранаты, которыми набивали объёмные карманы десантных комбинезонов. Многие парашютисты были убиты именно при попытках добраться до контейнеров с оружием.

Могилы немецких парашютистов на Крите.


Итальянские морские пехотинцы у 8-мм пулемета Breda M37 после высадке в Ситии на Крите.

Командир боевой группы «Орион» (FJR-1 и II./FJR-2 из состава 7. Fliegerdivision) оберст парашютных войск люфтваффе Бруно Бройер (Bruno Oswald Bräuer, 1893—1947, слева) во время боев на Крите.


Немецкие парашютисты конвоируют британских пленных по улице города на Крите.

Немецкие парашютисты обыскивают пленных британских солдат на Крите.


Немецкие парашютисты проходят мимо убитых на Крите британских солдат.

Колонна британских пленных под конвоем немецких парашютистов на Крите .

Парашютист 3-го батальона 7-й немецкой дивизии у тел расстрелянных жителей деревни Кондомари на Крите.

Немецкие парашютисты на отдыхе в оливковой роще на Крите.

Немецкие парашютисты в трофейном британском автомобиле Morris-Commercial CS8 на Крите.

Немецкие парашютисты на мотоцикле у разбитого немецкого военно-транспортного самолета Юнкерс Ю-52 (Ju-52, бортов номер 1Z+BA) на аэродроме Малеме (Malemes) острова Крит.

Снимок с воздуха аэродрома Малеме на Крите, захваченного немецкими войсками в ходе операции «Меркурий». Фотография сделана с немецкого транспортного самолета Юнкерс Ю-52 (Ju.52). На земле видны разбитые и целые немецкие транспортники Ю-52 и пикирующие бомбардировщики Ю-87 (Ju.87).

Немецкие десантники ведут бой в городе Ханья (Χανιά, Chania) на острове Крит.

Немецкие парашютисты на отдыхе в перерыве между боями на Крите.


Немецкие парашютисты в бою с частями союзников на Крите.

Захваченный немецкими войсками британский военный палаточный лагерь в районе города Ханья на Крите

Пленные британские солдаты под конвоем немецких парашютистов на Крите.


Немецкий грузовик проезжает мимо колонны британских военнопленных на Крите.

Немецкие солдаты в трофейных британских грузовиках на Крите.

Командир 5-й немецкой горнострелковой дивизии генерал-майор Юлиус Рингель (Julius Ringel) награждает железными крестами солдат и офицеров из числа своих подчиненных, отличившихся во время операции по захвату Крита.

Вид на бомбежку кораблей у побережья Крита.

Британский ВМФ потерял в битве за Крит (исключительно от действий авиации): три крейсера, шесть эсминцев, 10 вспомогательных судов и более 10 транспортов и торговых судов. Также были повреждены три линкора, авианосец, шесть крейсеров, 7 эсминцев.

Потери союзного греческого флота не уточнены.

Британские ВВС потеряли 46 самолётов.

Люфтваффе потеряло 147 самолётов сбитыми и 73 в результате аварий (в основном транспортные).

Британская армия потеряла большую часть дислоцированных на острове военнослужащих

Греческая армия после операции практически перестала существовать.

После окончания операции «Меркурий», генерал Штудент был вызван на «ковер» к фюреру, Гитлер, узнав о потерях, был в ярости, из громадного кабинета рейсхканцелярии доносились крики и упреки в адрес Штудента, в результате Гитлер запретил впредь проводить крупномасштабные десантные операции с участием ВДВ, возможно немцы были правы, что поступили таким образом, так как в дальнейшем опыт Второй Мировой войны в целом показал, что крупномасштабные операции воздушно-десантных войск слишком затратные и рискованные мероприятия, как, например, операции ВДВ, проведенные Красной Армией в 1943г. на Днепре и нашими союзниками в 1944г. в Голландии, которые к большим успехам не привели, а вот потери в людях и технике были довольно значительными.

Летом 1941 года, в ходе нападения фашисткой Германии на СССР, многие военные специалисты обратили внимание на то, что германское командование практически исключило широкое применение своих воздушно-десантных войск на Восточном фронте. Соединения и части германских ВДВ воевали в основном в качестве пехоты, иногда в качестве штурмовых войск, да, воздушные десанты немцами применялись, но только в составе не больших подразделений и то только в ближних тылах Красной Армии, в основном для захвата или уничтожения особо важных отдельных объектов и не более того.

Подбитый немецкий транспортный самолет Юнкерс Ю-52 падает на землю во время высадки на Крите. Второй самолет (на заднем плане) успешно сбросил десантников, раскрытые парашюты которых видны слева.


В чем причины такой осторожности германцев? К примеру, их танковые части и соединения наоборот мчались только вперед, не обращая внимания на свои открытые фланги и отставшие тылы, фактически немецкие танкисты заменили собой ВДВ, так как действовали решительно, дерзко, напористо и инициативно, а подразделения германских ВДВ на поле боя скромно следовали за ними в качестве обыкновенной мотопехоты.

Причиной такой «скромности» германских ВДВ, оказывается, был личный приказ фюрера, запрещавший использование германских воздушно-десантных войск в специальных масштабных десантных операциях, данный приказ состоялся по итогам операции по захвату о. Крит, проведенный силами германских ВВС и ВДВ в мае 1941 года.

Для чего вообще немцам понадобилось захватывать этот остров, находящийся в восточном Средиземноморье, да еще буквально накануне начала большой и серьезной войны против Советского Союза?

Многие исследователи полагают, что немцы серьезно опасались того, что, используя Крит как базу и своего рода непотопляемый авианосец, союзники начнут бомбардировки румынских нефтяных месторождений, имевших для Германии важнейшее стратегическое значение, так как без румынской нефти было практически невозможно вести войну против СССР, так что захват Крита являлся залогом успешного безостановочного продвижения германских танков на будущем Восточном фронте.

Немецкие парашютисты десантируются на остров Крит под огнем противника

Из различных данных известно, что к началу операции гарнизон Крита насчитывал около 40 тыс. греческих и британских солдат, цифра кажется на первый взгляд внушительной, однако греческие войска, имели на боевых позициях в своем составе всего не более 14 тыс. солдат и те были практически без тяжелых вооружений и имели крайне ограниченное количество боеприпасов. Таким образом, данной группировке союзных войск было не легко противостоять не только германским десантникам, настоящей германской военной элите, но и даже обыкновенной пехоте вермахта.

Англичане прекрасно понимали, что плохо вооруженные греческие войска долго обороняться не смогут и поэтому главными силами, которые составляли основу противодесантной обороны Крита, являлись, в основном, их наиболее подготовленные кадровые пехотные полки Лестерский, Аргайлский и Сазерлендский, которые имели на вооружении даже легкие танки. Слабыми сторонами в обороне острова было также отсутствие транспорта, в связи, с чем невозможно было быстро перебрасывать войска с одного угрожаемого направления на другое, обороняющиеся также не имели на вооружении достаточного количества артиллерии и боеприпасов к ней. На вооружении ПВО, чтобы прикрыть хотя бы наиболее важные объекты, зенитных орудий было не более половины от необходимого количества.

По всей видимости, английское командование рассчитывало, в основном, на свои военно-морские силы, так как их боевые корабли почти полностью контролировали все прибрежные воды Крита. Все это, как им казалось, делало остров практически неприступным для традиционного на то время морского десанта, однако немцы ударили там, где их ожидали меньше всего, - с воздуха.

Германцы для вторжения на Крит создали специальную авиационно-десантную группировку, в состав которой входили: 11-й авиационный корпус, который привлекался для осуществления непосредственно высадки на остров и 8-й авиационный корпус, который должен был прикрыть все действия десанта на земле. Немецкие авиационные корпуса в общей сложности насчитывали 430 бомбардировщиков и 180 истребителей, более 500 транспортных самолетов и 80 планеров. Немцы имели полное господство в воздухе. Командование всей операцией осуществляло ведомство Геринга-Люфтваффе, германские ВДВ в то время входили в состав ВВС, также как и ПВО как у них говорили, все что летало, подчинялось борову-Герингу.

Немецкий десантник, убитый еще в воздухе во время высадки на Крите

Для захвата Крита немецкое командование выделило 7-ю парашютную и 5-ю горнострелковую дивизии. Кроме этих основных частей, в состав десанта входили также части усиления. Парашютную дивизию немцы планировали десантировать на парашютах, а горнострелковую - на планерах и транспортных самолетах.

Всего в состав десанта, включая части, которые предполагалось доставить морем, входило около 23 000 человек. Несмотря на подавляющее преимущество в воздухе, штурм Крита являлся по прежнему очень рискованным и авантюрным мероприятием, так как Люфтваффе намеревалось захватить остров, расположенный почти в 100 милях от материковой части Греции, фактически без участия военно-морских сил, то есть при помощи только одних самолетов и десантников. Получалось, что численность сил вторжения была почти вдвое ниже, чем защитников острова. Немцы торопились и, как показали дальнейшие события, эта спешка при подготовке к столь серьезной операции чуть не привела их лучшие войска к настоящей трагедии и полному краху.

И вот день «Д» наступил, операция по захвату о. Крит под названием «Меркурий» началось ровно в 8.00 20 мая 1941 года. Сотни германских боевых самолетов заполнили небо над островом, штурмовики били точно по ранее вывяленным целям, буквально в течение первых минут налетов от штурмовок и бомбежек большинство позиций греков и англичан были разрушены, а многие зенитные расчеты уничтожены или на короткое время нейтрализованы, то есть попросту в панике разбежались.

Сгоревший немецкий парашютист. Рядом стоит английский солдат с трофейным пистолетом Р.08 «Люгер». Операция «Меркурий» (высадка немецких войск на Крите)

Германские асы действовали четко по плану операции, вначале была нейтрализована большая часть средств ПВО противника, затем во вторую очередь были атакованы основные дороги острова, порты и многие другие объекты, обороняющиеся еще были в шоке и растерянности, когда вдруг прямо у них над головой появились сотни германских транспортников Ю-52, и вниз, словно горох посыпались тысячи германских парашютистов, затем в небе показались десятки планеров с горными стрелками на борту. Зрелище действительно было впечатляющим.

В результате общая численность войск, перевезенных немцами по воздуху, составила почти 23 500 человек, кроме того, самолетами были доставлены 353 орудия, 771 мотоцикл (главное транспортное средство германских парашютистов), 5358 десантных контейнеров с и снаряжением и 1090 тонн различных грузов.

Вроде все для германцев началось удачно и мощно, казалось, что такую мощь остановить практически невозможно, но это только казалось, затем все пошло явно в разрез с планами, разработанными в уютных берлинских штабных кабинетах.

Многие из нас видели как десантируются современные ВДВ, боец-десантник с собой имеет не только личное стрелковое оружие, гранатометы, но и запас боеприпасов, продовольствия и т.д, то есть современный десантник приземлившись и освободившись от парашютных строп сразу же может вступить в бой и эффективно уничтожать не только пехоту противника но и многие бронированные цели.

Немецкие десантники в окопе на Крите

У германских ВДВ в 1941г. при десантировании на о.Крит главным недостатком было то, что парашютисты во время десантирования имели при себе только ножи и пистолеты. Основное оружие и снаряжение сбрасывалось отдельно в специальных контейнерах. Это было вызвано, прежде всего, недостатками в конструкции парашютов и опасениями, что стропы могут зацепиться за выступающие предметы экипировки.

Такая тактика была бы вполне оправдана при выброске в безлюдных районах, однако на Крите десантирование происходило практически на позиции противника. В результате немецкие десантники после приземления гибли десятками, а то и сотнями, так как оказывались перед врагом практически безоружными, греки и англичане их просто безнаказанно расстреливали, не давая добраться до контейнеров с личным оружием.

В результате первая волна высадки немецкого десанта из состава 7ПД понесла крупные, в своем большинстве неоправданные потери. А вот зенитная артиллерия британцев пришла, наконец-то, в себя и открыла плотный заградительный огонь по германским транспортникам и парашютистам. Иногда окружающее наблюдали страшные картины - это когда подбитые германские самолеты разламывались на части прямо в воздухе, парашютисты высыпались из них словно картошка из мешка и гибли, не имея возможности раскрыть парашют с помощью вытяжного кольца. Так как конструкция тогдашнего немецкого парашюта не позволяла каким-либо образом изменить траекторию полета, так что в парашютном деле, как показал Крит, немцы были явно в отстающих, многих потерь среди десантников можно было бы избежать, имея на вооружении более совершенную посадочную технику.

Немецкие солдаты и офицер на Крите

К вечеру первого дня, после многочасовых очаговых боев, большая часть намеченного плана немцев потерпела неудачу. Атаки парашютистов на многих направлениях были отбиты. Немецким войскам, высадившимся на планерах в районе Каньи, пришлось вести тяжелые бои, многие планера разбились вместе с людьми находящимися у них на борту. Попытка высадки морского десанта и та потерпела неудачу, все транспорты, на которых итальянцы, союзники немцев пытались перебросить десант на остров, были потоплены или отогнаны английскими боевыми кораблями. Весь остров был усеян обломками планеров, брошенными немецкими парашютами, контейнерами и множеством трупов, в основном из состава германской военной элиты.

Но немцам путем нечеловеческих усилий все же удалось зацепиться за остров, и британцы поняли, что просто так этот противник им не даст его добить окончательно, что борьба за Крит все еще впереди.

Командующий и главный создатель германских ВДВ генерал Штудент осознал реальную угрозу полного провала операции, однако, несмотря на давление со стороны главного командования, генерал решительно отверг предложение прекратить вторжение на Крит, в этом случае пришлось бы оставлять на реальную погибель, а попросту бросить на произвол судьбы несколько тысяч отборных германских десантных бойцов, ценой огромных усилий и потерь захвативших плацдармы и даже окопавшихся вокруг некоторых английских аэродромов.

[

size=1]Немецкие десантники на позиции с пулеметом MG-34

После краткого совещания, ввиду отсутствия крупных резервов из состава парашютно-десантных частей, так как вся 7 ПД была в бою на острове, он принял решение о досрочной отправке посадочным способом на Крит третьего эшелона десанта в составе горных стрелков. Приказ был отдан, невзирая на реальное положение вещей, так как в руках немцев к тому времени не было ни одного полностью взятого под их контроль аэродрома, поэтому самолетам первой волны предстояло приземляться на фактически находящийся в руках врага небольшой горный аэродром.

И вот в течение 22 мая германские транспортные самолеты, несмотря на плотный зенитный огонь противника, сумели доставить на один из горных аэродромов под названием Малеме два пехотных батальона из состава 5-й горнопехотной дивизии, инженерный батальон и парашютную артиллерийскую батарею. Немцам приходилось расчищать посадочную полосу от горящих и подбитых самолетов с помощью захваченных английских танков. По словам очевидцев тех событий, в ходе высадки десанта не редко наблюдались такие катастрофические картины, достойные современных голливудских блокбастеров, это когда транспортник, загруженный до упора горными стрелками при посадке сталкивался с пытающимся взлететь другим Ю-52, раздавался взрыв, пламя, люди горели живьем прямо на глазах у тех, кому повезло, кто успел до этого выгрузиться перед ними, поле аэродрома Малеме после завершения боевых действий на Крите стало настоящим кладбищем германской транспортной авиации.

Британцы, понимая, что Малеме для немцев - это ключ к победе и в целом к овладению Критом, на протяжении всего дня атаковали этот аэродром практически беспрерывно, но немцы стояли на смерть, им отступать было некуда, и они устояли. Вскоре все атаки англичан были отбиты, и они вынуждены были отступить.

Наконец, 25 мая, на шестой день сражения, наступил перелом в битве в пользу германцев. Генерал Штудент вылетел из Афин в Малеме вместе со своим штабом, где на месте лично возглавил свои войска.

А вскоре, 27 мая, британцы поняли, что проиграли, их командованием был отдан приказ о начале эвакуации в Египет, и уже вечером 28 мая началась эвакуация в Египет измотанных и деморализованных английских войск. В этот же день 28 мая с моря успешно высадились главные силы морского десанта отряд итальянских войск в составе почти 6 тыс чел., которые и закрепили успех германских десантников окончательно.

Победа немцам досталась очень дорогой ценой, успех в боях за Крит ими был достигнут прежде всего благодаря всесторонней личной подготовке немецких десантников и горных стрелков, их умению вести бой в любых условиях местности и в любой обстановке.

Да, германскому командованию удалось довести операцию «Меркурий» до ее логического завершения, Крит в итоге был завоеван, однако победа оказалась по настоящему «пирровой» за две недели боев их десантные части потеряли только убитыми и пропавшими без вести около 4 тысяч человек, почти 3400 человек было ранено. Потери военно-транспортной авиации также катастрофические, из 500 военно-транспортных самолетов, принимавших участие в операции, в строю осталось только 185 единиц, после Крита германцы остались практически без своей транспортной авиации.

После окончания операции «Меркурий», генерал Штудент был вызван на «ковер» к фюреру, Гитлер, узнав о потерях, был в ярости, из громадного кабинета рейсхканцелярии доносились крики и упреки в адрес Штудента, в результате Гитлер запретил впредь проводить крупномасштабные десантные операции с участием ВДВ, возможно немцы были правы, что поступили таким образом, так как в дальнейшем опыт Второй Мировой войны в целом показал, что крупномасштабные операции воздушно-десантных войск слишком затратные и рискованные мероприятия, как, например, операции ВДВ, проведенные Красной Армией в 1943г. на Днепре и нашими союзниками в 1944г. в Голландии, которые к большим успехам не привели, а вот потери в людях и технике были довольно значительными.

Немецкие воздушно-десантные войска понесли огромные потери, но всё же сумели выполнить свою главную задачу - обеспечить возможность продолжения высадки и дальнейшего наращивания сил на острове, заложив фундамент будущей победы. Почему же британские войска, имевшие многократное численное превосходство, не смогли молниеносно справиться с вражеским десантом?

Ночью на море господствовал британский флот, днём - немецкая авиация, поэтому важную роль играло время рассвета и заката. В 6:45 утра по лондонскому времени, через полтора часа после восхода солнца, немецкие бомбардировщики атаковали Малеме и район Кании. Ещё через полчаса (в 8:15 по Берлину) началась высадка воздушного десанта - парашютного у Кании и планёрного в районе аэродрома Малеме. В 10:45 начался воздушный налёт на бухту Суда.

Из-за нехватки транспортных самолётов высадка проводилась в два этапа. После перерыва, в 15:15 по Лондону, вторая волна десанта атаковала восточную часть острова: немецкие пикировщики бомбили Ираклион и Ретимнон. Затем последовали несколько налётов горизонтальных бомбардировщиков, а за ними - парашютный десант.

Высадка у Малеме

Эта высадка прошла успешно везде, кроме самого главного пункта - аэродрома, где высаживались бо́льшая часть 1-го и весь 4-й батальон штурмового парашютного полка. Здесь дислоцировался 22-й новозеландский батальон, штаб которого размещался в деревне Пиргос. Лётное поле охраняла рота капитана Кэмпбелла, ещё три роты находились на высоте 107.

1-й батальон штурмового полка быстро захватил аэродромные строения и летний лагерь у высоты 107, однако новозеландцам удалось удержать позиции, оборудованные на самой высоте.

2-й батальон приземлился возле деревни Спилия к западу от аэродрома и реки Тавронитис. Его дозорный взвод, выдвинутый по шоссе в направлении Кастелли, был атакован 1-м греческим полком и в тяжёлом бою был разбит. При этом тяжёлое ранение получил командир штурмового полка генерал Майндль. По немецким данным, в бою погибло 37 парашютистов, ещё трое попали в плен (по английским данным, было взято 28 пленных). Греческий полк потерял 120 человек, включая 57 погибшими.

3-й батальон , выброшенный восточнее аэродрома и южнее деревни Пиргос, угодил на позиции 21-го и 23-го новозеландских батальонов и понёс тяжелейшие потери - уцелело лишь 200 человек, погибло и попало в плен около 400 парашютистов.

4-й батальон захватил мост через реку Тавронитис и зенитную батарею у её устья.

Дислокация частей 5-й новозеландской бригады в районе Малеме по состоянию на 20 мая.
nzhistory.govt.nz

Воздушный налёт нарушил проводную связь, и в течение нескольких часов генерал Паттик на командном пункте 2-й новозеландской дивизии (в 1,5 км юго-западнее Кании) не получал никаких донесений от своих частей. Некоторые подразделения оставались без связи целый день - так, рота из 22-го батальона, не получив никаких приказов, следующей ночью была вынуждена отойти вверх по руслу реки Тавронитис, разбиться на взводы и отступить в горы (один из её взводов сдался в плен). Связь самой дивизии со штабом Фрейберга в бухте Суда удалось восстановить только к 11 часам дня.

В 17:15 командир 22-го батальона решил контратаковать противника. От Пиргоса наступала находившаяся там рота, от высоты 107 - две «Матильды» в сопровождении взвода пехоты и при поддержке огня «Бофорсов». Снаряды двух немецких 37-мм противотанковых пушек отскакивали от 60-мм брони, танки оторвались от пехоты, беспрепятственно прошли через аэродром и достигли реки Тавронитис. Увы, у одной «Матильды» попаданием снаряда была обездвижена башня, и вышла из строя пушка, другой танк застрял в русле реки. В итоге оба танка были брошены экипажами и достались немцам.

Примерно в это же время к аэродрому были направлены 23-й и 28-й маорийский батальоны. Из-за отсутствия координации атака провалилась - солдаты вышли к лётному полю, но занять его так и не смогли. В то же время 21-й батальон не получил никаких приказов и бездействовал на месте своей дислокации (у деревни Кондомари в 2 км южнее Пиргоса).

Тем временем 9-я рота штурмового десантного полка обошла левый фланг британских позиций на высоте 107 и заняла деревушку Ксамудохори в полукилометре южнее. Позиции 22-го батальона оказались охвачены с трёх сторон.


Немецкий планер, разбившийся в горах Крита.
nzhistory.govt.nz

В течение дня командир 5-й новозеландской бригады генерал-майор Харгест так и не смог организовать свои силы для эффективной контратаки аэродрома Малеме. Более того, он не направил подкреплений 22-му батальону, занимавшему ключевую высоту над аэродромом, даже когда во второй половине дня немецкая авиация прекратила атаки, переключившись на район Ретимнона и Ираклиона. Но британское командование не торопилось - всю первую половину дня оно занималось восстановлением нарушенной связи между частями и лишь после полудня озаботилось сосредоточением сил.

Причиной такой беспечности отчасти стала большая площадь высадки - это помешало немедленно определить основную цель противника. Британцы упорно ждали высадки с моря, поэтому не сразу осознали, что целью десанта является аэродром. В результате большинство батальонов занималось ликвидацией парашютистов в районах своей дислокации, а их рапорты звучали оптимистично и не вызывали тревоги. Только вечером 20 мая к аэродрому Малеме были стянуты основные силы 23-го и 28-го батальонов, но к этому времени 22-й батальон в борьбе с превосходящим по численности врагом (здесь действовали два батальона штурмового полка) уже понёс тяжёлые потери и был оттеснён на 800 м от края лётного поля.

Высадка в районе Кании

3-й батальон 3-го парашютного полка приземлился неудачно - его разбросало на большой площади между Галатосом и Канией. Одна из рот села прямо на позиции 10-й новозеландской бригады, а частью попала в Каратсосское водохранилище. Уже к полудню рота была в основном уничтожена либо взята в плен, оставшиеся бойцы пробились на юг на соединение с 1-м и 2-м батальонами.


Район высадки 3-го немецкого парашютного полка возле Галатаса 20 мая 1941 года.
nzhistory.govt.nz

Ещё одна рота вместо Галатаса была выброшена у деревушки Периволия в 3 км юго-восточнее, атаковала деревню Муринес, но была отброшена 2-м греческим полком и подошедшими сюда австралийцами, после чего соединилась с 1-м батальоном и остальными ротами. Серьёзного успеха добилась лишь одна из рот, захватившая «Кладбищенский холм» к юго-востоку от Галатаса.

2-й батальон вместе с командиром 3-го полка полковником Гейдрихом высадился более точно - в районе концлагеря к югу от Галатаса. Находившийся здесь 6-й греческий полк был быстро разгромлен, его остатки отступили к Галатасу, где командир 10-й бригады полковник Киппенбергер организовал оборону, перекрыв немцам дорогу на Канию. В дальнейшем концлагерь стал узловым пунктом обороны немцев.

1-й батальон 3-го парашютного полка также без проблем высадился к югу от шоссе между Канией и Судой и быстро установил радиосвязь со штабом полка.

Планерному десанту 1-й роты штурмового полка удалось сразу же захватить зенитную батарею на южной окраине Кании. А вот на береговые батареи полуострова Акротири планеры 2-й роты приземлились неудачно - 4 из 15 были сбиты, а высадившиеся десантники погибли или попали в плен.


Двое солдат 18-го батальона 4-й новозеландской бригады на месте высадки немецких парашютистов между Галатасом и Канией.
nzhistory.govt.nz

Высаженный с парашютами сапёрный батальон майора Либаха быстро занял горную деревню Аликиану в 7 км от берега: через этот район предполагалось установить контакт с группой «Малеме», минуя занятое противником побережье. Размещённый здесь 8-й греческий полк (около 1200 человек) сражался хорошо, но в итоге был сбит с дороги и отошёл к югу в горы.

В 19:15 командир 2-й новозеландской дивизии генерал Паттик ввёл в бой свой резерв - 19-й батальон 4-й новозеландской бригады при поддержке трёх лёгких танков. Наступая от Галатаса, к 20:30 батальон продвинулся на километр и подошёл к концлагерю, но продолжать атаки не решился из-за наступления темноты. Ночью 19-й батальон был передан 10-й бригаде, командир которой приказал отвести его назад.

В свою очередь Фрейберг направил из района Суды на помощь 10-й бригаде батальон коммандос, два взвода морской пехоты и часть 2-го греческого полка, а из сектора Кании - Уэльский батальон. Британцам удалось выбить десантников с артиллерийских позиций и оттеснить 1-й батальон 3-го парашютного полка на юг, в горы. Ближе к вечеру сюда же был направлен 8-й новозеландский батальон полевой артиллерии, после чего образовался двухкилометровый фронт между деревнями Периволия и Муринес.


Высадка в районе бухты Суда 20 мая.
nzhistory.govt.nz

В целом 3-й парашютный полк Гейдриха понёс меньше потерь, чем штурмовой полк Майндля - серьёзно пострадал лишь его 3-й батальон. Больше всего не повезло командиру 7-й парашютно-десантной дивизии генерал-лейтенанту Зюсману - его планер отцепился вскоре после взлёта и разбился на острове Эгина южнее Афин (все пассажиры погибли).

Успех десанта у Галатаса оказался ограниченным - парашютисты были оттеснены в горы, не заняв ни одного важного пункта, кроме концлагеря и дороги от него на Аликиану. Однако Гейдриху удалось быстро сконцентрировать свои силы, образовав два фронта: на север против 4-й новозеландской бригады в районе Галатаса и на восток против 10-й новозеландской бригады, прикрывавшей направление на Суду.

Из 500 транспортных самолётов, принявших участие в первой волне выброски, на базы не вернулось только 7 машин. Это окрылило Штудента - можно было надеяться, что потери в транспортной авиации и далее останутся небольшими. Тем не менее выброска второй волны началась с некоторым отставанием от графика - около 17 часов по берлинскому времени (16 часов по Лондону).

Высадка у Ретимнона

Во время высадки немцев у Ретимнона огонь зенитной артиллерии оказался слабым, и в первой волне был сбит лишь один транспортный «Юнкерс» . Однако немецкая воздушная разведка не смогла выявить огневых позиций, хорошо замаскированных в оливковых рощах, поэтому воздушный налёт также почти не имел результатов - погибло лишь два или три британских солдата. Из-за недостатка транспортных машин здесь удалось высадить только два из трёх батальонов 2-го парашютного полка (командир - полковник Штурм). Высадка велась тремя группами:

  • основная часть 1-го батальона майора Кроха (две стрелковые и одна пулемётная роты с группой тяжёлого оружия) - восточнее лётного поля в районе высоты «A»;
  • остальная часть 1-го батальона (стрелковая рота, два взвода и командир полка со своим штабом) - западнее аэродрома ближе к деревне Платанес;
  • 3-й батальон капитана Видемана (вместе с пулемётной ротой и двумя отделениями артиллерии) - в 4 км западнее Платанеса в районе деревни Периволия; отсюда он должен был двигаться на запад и занять Ретимнон.

Парашютисты приземлились вдоль приморского шоссе на протяжении почти 12 км - от Периволии до фабрики оливкового масла у деревни Ставроменос, где начиналась дорога через горы к южному побережью острова. Здесь оказался штаб 1-го батальона с 1-й и 4-й ротами. 2-я и 3-я роты высадились ближе к лётному полю, здесь были выброшены 10-я и 12-я роты из 3-го батальона. Десантники сразу же попали под сильный огонь с высоты «A» и понесли тяжёлые потери ещё до того, как успели распаковать контейнеры с оружием; так, в одной из рот оказались выбиты все офицеры.


Убитый немецкий парашютист.
nzhistory.govt.nz

В районе холма «A» оборонялась рота капитана Ченнела, а также размещалась 6-я батарея 3-го новозеландского артиллерийского полка: четыре 100-мм и два 75-мм орудия. Немцы смогли захватить две пулемётные точки и позицию 75-мм пушек, выведя их из строя с помощью миномётов. В итоге парашютистам удалось закрепиться на вершине и восточном склоне высоты «А», однако попытка спуститься с неё и атаковать аэродром провалилась - выйдя из виноградников на открытую местность, немцы тут же попали под массированный огонь с другого берега оврага, прикрывавшего аэродром с востока.

Группе полковника Штурма не повезло больше всех - она приземлилась прямо на позиции 1-го и 11-го австралийских батальонов. Десантники были быстро уничтожены или попали в плен (в том числе сам командир 2-го парашютного полка). Один только 11-й батальон майора Сэндовера захватил 84 пленных и большое количество оружия. К исходу дня всё пространство вокруг аэродрома между холмами «A» и «B» было очищено от немцев.


Положение под Ретимноном к вечеру 20 мая.

Две роты 3-го батальона (9-я и 11-я) под командованием капитана Видемана высадились в назначенном месте западнее аэродрома, за пределами эффективного огня британских пулемётов. Парашютисты заняли деревню Перволия и холм «С» южнее неё, часть немцев продвинулась до окраины Ретимнона, где была остановлена отрядом греческой полиции.

Из-за того, что подразделения противоборствующих сторон сильно перемешались, немецкие пикировщики в этот вечер не могли оказать десантникам необходимой поддержки, опасаясь попасть по своим. В то же время батальон 4-го греческого полка, размещённый у западного края аэродрома, в беспорядке отступил к югу, и британским офицерам потребовалось некоторое время, чтобы привести его в порядок.

В 17:30 британцы попытались сбить немцев с холма «А», атаковав его при поддержке двух «Матильд». Однако первый танк застрял в канаве на северной стороне аэродрома, а второй увяз в промоине на дне оврага, который пытался пересечь. В итоге контратака захлебнулась под огнём немецких пулемётов, ведшимся с противоположной стороны оврага.

К вечеру британцы прекратили атаки, собираясь возобновить их утром после подхода резервов. Командир 1-го австралийского батальона полковник Кэмпбелл, отвечавший за район аэродрома, по радио запросил у Фрейберга подкреплений. Генерал ответил, что ничего послать не может, напротив, он рассчитывал перебросить морем в район Кании часть сил из Ираклиона.

До вечера на окраине Ретимнона также шёл бой, но австралийцы смогли удержать высоты вокруг города. При высадке парашютисты потеряли все свои рации, поэтому немецкое командование в Афинах даже не знало о ситуации в этом районе. Однако с наступлением темноты немцы не собирались прекращать бой. Ночью десантники сбили австралийские посты на холме «А», переправились через овраг и взяли в плен экипажи обоих танков. К рассвету оставшиеся на холме австралийцы оказались отрезанными от остальных сил.

Высадка в Ираклионе

Ираклион насчитывал 36 000 жителей - больше, чем Кания. Обнесённый старой крепостной стеной город лежал в долине между горным массивом Иды и горой Дикте, где проходила дорога к южному берегу, в Тимбакион. Аэродром находился в 3 км восточнее города на плоской прибрежной равнине.

Здесь дела у немцев пошли хуже всего. Из-за задержки с вылетом транспортные «Юнкерсы» прибыли к цели не одновременно, выброска растянулась на три часа. Из-за нехватки самолётов оказалось не высажено около 600 парашютистов, в том числе половина 2-го батальона 1-го парашютного полка. К тому же, старый критский гарнизон бригадного генерала Чеппела действовал куда более умело и организованно, чем войска под непосредственным командованием генерала Фрейберга.


Немецкие парашютисты над Ираклионом.
nzhistory.govt.nz

В распоряжении Чеппела имелись три английских батальона, ранее не участвовавших в боях, а также один австралийский батальон, эвакуированный из материковой Греции и пополненный на острове. Кроме того, тут находились три греческих полка численностью около батальона каждый. Всего в районе Ираклиона находилось примерно 3500 британцев и до 2000 греков при 13 полевых и 14 зенитных орудиях, 2 «Матильды» и 6 лёгких пулемётных «Виккерсов». Основная часть артиллерии (девять 100-мм и четыре 75-мм полевых орудия, а также двенадцать 40-мм «Бофорсов») располагалась вокруг аэродрома. Здесь же были собраны все танки. Чеппел оказался единственным британским командиром, который дал своим войскам подробную инструкцию на случай высадки вражеского воздушного десанта. До момента приземления парашютистов вести огонь следовало только зенитчикам. Генерал понимал, что немцы в первую очередь попытаются захватить аэродром, поэтому по краям лётного поля приказал укрыть танки. При их поддержке оборонявший аэродром Лестерский батальон должен был контратаковать и уничтожить десант на лётном поле.

Благодаря хорошей маскировке потери от воздушных атак в Ираклионе были минимальными - несколько раненых. Самолёты с десантниками появились уже после окончания воздушного налёта, когда обороняющиеся успели прийти в себя; всего британцы насчитали 240 транспортных машин. Огнём с земли было сбито 15 самолётов, в воздухе погибло порядка 200 десантников. Хотя многие «Юнкерсы» рисковали делать по несколько заходов, парашютисты и здесь оказались разбросаны по большой площади на сильно пересечённой местности.


Горящий немецкий Ju.52 над Ираклионом.
Peter D. Antill. Crete 1941

1-й батальон 1-го парашютного полка должен был высаживаться в районе Гурнеса, где находилась радиостанция и РЛС, охраняемые взводом шотландской «Чёрной стражи». Однако лишь одна из четырёх рот была высажена вовремя (около 16:00), две другие приземлились с опозданием на три часа, а чётвертую роту в этот день высадить не удалось вовсе.

Только в 19:40 сюда прибыл сам командир высадки полковник Бройер. Он сразу же выслал усиленный взвод лейтенанта Блюхера на восток для атаки аэродрома вместе со 2-м батальоном. В темноте взвод обошёл вдоль берега позиции «Чёрной стражи» и достиг восточного края лётного поля, но здесь оказался блокирован превосходящими силами противника и к утру уничтожен при помощи танков. Лейтенант Блюхер погиб, уцелевшие десантники утром отошли к восточному склону высоты 182 («гребень AMES»).


Командир 1-го парашютного полка полковник Бруно Бройер.
Peter D. Antill. Crete 1941

2-й батальон высаживался в 3-4 км восточнее 1-го батальона. Одна его рота приземлилась на восточном краю аэродрома прямо среди войск противника (у посёлка Неа-Аликарнассо) и была почти полностью уничтожена. Вторая рота приземлилась восточнее аэродрома, где вступила в тяжёлый бой. К вечеру остатки батальона также отступили к подножию высоты 182; в двух ротах оставалось около 70 бойцов. Около 300 парашютистов погибли или попали в плен, порядка 100 человек (в том числе 8 офицеров) были ранены. Таким образом, общие потери высаженной части батальона составили 85%.

3-й батальон под командованием майора Шульца приземлился в 5 км западнее 1-го батальона на окраине Ираклиона, где стояли греческие части, и понёс наименьшие потери.

2-й батальон 2-го парашютно-десантного полка (командир - капитан Ширмер) приземлился ещё западнее, в 3 км от Ираклиона, и выставил заслоны к западу, ожидая атаки оттуда.

К 21:30 британцам удалось очистить от противника местность к востоку от аэродрома, после чего бой прекратился из-за наступления темноты. В районе самого Ираклиона обстановка сложилась иначе: воспользовавшись замешательством греков, часть парашютистов проникла в город и завязала уличные бои. Несмотря на подход британских подкреплений, в 22:30 немцам удалось выйти к гавани. Лишь к утру 21 мая их наконец удалось выбить из центра города, но часть немцев продолжала удерживать его южную окраину.


Положение у Ираклиона к вечеру 20 мая.
Cavin Long. Greece, Crete and Syria

Десант в Ираклионе понёс огромные потери и не выполнил ни одной из поставленных задач. В то же время потери британцев оказались минимальными; кроме того, им досталась часть сброшенного вооружения, а главное - сигнальное оборудование и коды. Выяснив от пленных систему немецких условных сигналов, обороняющиеся получили возможность подавать самолётам ложные указания, чтобы сбрасываемое снаряжение попадало к ним.

Итоги первого дня

В первый день операции «Меркурий» на острове Крит было высажено приблизительно 7500 человек: около 4000 в Кании и Малеме и порядка 3500 в районе Ретимнона и Ираклиона. Ни в одном из пунктов задача десанта полностью выполнена не была - даже в Малеме парашютисты заняли лишь часть аэродрома. При этом немцы понесли серьёзные потери, особенно в Малеме и Ираклионе.

К вечеру 20 мая немцы имели на Крите не более 5000 боеспособных солдат без тяжёлого вооружения, из них в районе Малеме и Кании - не более 3000. При этом у Фрейберга в районе залива Кания и бухты Суда имелось как минимум 20 000 человек. Если бы он за ночь перебросил их к Малеме, то немцы, не имевшие артиллерии, испытывавшие острую нехватку боеприпасов и не успевшие даже отрыть окопов, были бы раздавлены за несколько часов. Однако Фрейберг не сделал этого: он всё ещё опасался высадки морского десанта и не решился снимать войска с побережья. Никаких экстренных мер для ликвидации десанта предпринято не было. Более того, около 2 часов ночи на совещании руководства 5-й бригады в штабе 23-го батальона было принято решение вывести две уцелевшие роты 22-го батальона из полуокружения на высоте 107 и переместить их на позиции 21-го и 23-го батальонов. Правда, из Пиргоса и с позиций 27-й артиллерийской батареи лётное поле также можно было держать под обстрелом, но куда менее эффективно, чем с ближайшей высоты.


Медики 5-го новозеландского полевого госпиталя оказывают помощь пленному немецкому парашютисту.
nzhistory.govt.nz

Именно решение бригадного генерала Харгеста об оставлении высоты 107 стало первым кирпичиком в фундаменте одного из самых жестоких поражений британской армии.

Ситуация на море

Вечером 20 мая соединение «С» контр-адмирала Кинга (два крейсера и три эсминца) вышло для ночного поиска десантных судов противника у северо-восточного побережья Крита. Действовавшее вместе с ним соединение «Е» (три эсминца) должно было обстрелять итальянский аэродром на острове Скарпанто.

В 20:40 корабли были атакованы сначала итальянскими самолётами-торпедоносцами, а затем шестью торпедными катерами. Обе атаки не удались, итальянцы потерь не понесли. Ночью эсминцы обстреляли Скарпанто, а затем осмотрели бухты на восточном побережье острова, не обнаружив там никаких следов десанта. На аэродроме Скарпанто в результате обстрела были повреждены два бомбардировщика Do.17.

Почему для обстрела аэродрома, с которого велись атаки на Крит, были отправлены не крейсера, а лишь три эсминца, имевшие в общей сложности шестнадцать 120-мм орудий? Участие крейсеров в ночном поиске не было обязательным - противник не имел здесь кораблей крупнее итальянского миноносца. Зато восемь 152-мм орудий крейсера «Перт» или даже десять 133-мм орудий крейсера «Наяд» могли нанести вражескому аэродрому куда более существенный урон. Но, судя по всему, британские моряки пока не воспринимали немецкую авиацию как серьёзного противника.

Продолжение следует

Литература:

  1. Битва за Крит [Д. А. Томас. Крит 1941 – битва на море. С. У. К. Пак. Битва за Крит]. Екатеринбург: Зеркало, 1997
  2. А. Гове. Внимание, парашютисты! Идея прокладывает себе дорогу. М.: Издательство иностранной литературы, 1957
  3. С. Роскилл. Флот и война. [Том I.] М.: Воениздат, 1967
  4. М. А. Брагадин. Итальянский флот во Второй мировой войне. Часть 1. Екатеринбург: Зеркало, 1997
  5. Д. Ричардс, Х. Сондерс. Военно-воздушные силы Великобритании во Второй мировой войне (1939-1945). М.: Воениздат, 1963
  6. Подлинная история Люфтваффе. Взлет и падение детища Геринга. М: Эксмо, Яуза, 2006
  7. Дж. Батлер. Большая стратегия. Сентябрь 1939-июнь 1941. М.: Издательство иностранной литературы, 1959
  8. К. Типпельскирх. История Второй мировой войны. М.: Издательство иностранной литературы, 1956
  9. Cavin Long. Greece, Crete and Syria. (Australia in the War of 1939-1945. Series 1. Vol II). Canberra, 1953
  10. James Lucas. Alpine elite. German Mountain troops of World War II. London-New York-Sidney, 1980
  11. Peter D. Antill. Crete 1941. Germany’s lightning airborne assault. Osprey Publishing, 2005 (Campaign 147)
  12. nzhistory.govt.nz

75 лет назад, 20 мая 1941 г., началось сражение на Крите (в немецких документах - операция «Меркурий») - стратегическая десантная операция Третьего рейха. Операция была прямым продолжением Греческой кампании и завершилась разгромом греко-британского гарнизона и оккупацией Крита. Германия получила контроль над коммуникациями восточного Средиземноморья. Операция «Меркурий» вошла в как первая крупная операция воздушно-десантных войск. Несмотря на тяжёлые потери, немецкие десантники смогли выполнить поставленные перед ними задачи и обеспечить высадку основных сил вермахта.

Предыстория

Логика войны толкала Третий рейх на захват Балканского полуострова. Балканские государства должны были стать или сателлитами Германии или потерять независимость. Балканы имели огромное военно-стратегическое и экономическое значение: здесь проходили важные коммуникации, находились крупные военные контингенты, имелись важные природные ресурсы, а также людские ресурсы. Через Балканы Британия (а в перспективе США) могла нанести серьёзный удар Германской империи. Господство над Балканами означало контроль над восточным Средиземноморьем, выход к проливам и Турции и далее на Ближний и Средний Восток. Поэтому Гитлер не мог оставить Балканы без своего внимания. Перед началом войны с СССР, что уже было решено, Гитлер хотел получить спокойный тыл на Балканском полуострове.

Румыния, Венгрия и Болгария стали союзниками Третьего рейха. Остались Греция, Югославия и Турция. Греция была врагом Италии, с которой воевала. А Муссолини был ближайшим союзником Гитлера. Турция склонялась на сторону Германии, хотя ранее была союзником Англии и Франции. В итоге большую часть войны турки держали дружественный нейтралитет в отношении Германии и даже могли выступить на её стороне, если бы вермахт взял Москву, Сталинград и прорвался в Закавказье. Югославия сначала также склонялась на сторону Германии. Однако 27 марта 1941 г. в Белграде произошёл дворцовый переворот и правительство, которое пошло на союз с Берлином было свергнуто. Разозленный Гитлер дал «зеленый свет» началу операции не только против Греции (план «Марита»), но и Югославии.

6 апреля 1941 г. немецкие войска атаковали Югославию и Грецию. В агрессии Германию поддерживали Италия и Венгрия. Болгария предоставила свою территорию как плацдарм для вермахта для удара по Югославии и Греции. Румыния выполняла роль заслона против СССР. Югославское правительство, проводившее в предвоенные годы «гибкую» политику, не подготовило страну к обороне. Кроме того, сербы не ожидали удара немецких войск со стороны Болгарии. Оборона рухнула: в первый же день немцы заняли Скопье, а на следующий день их танковые и моторизованные части разгромили югославские войска в Вардарской Македонии, отрезав пути отхода в Грецию. Югославский план войны предусматривал отход в Грецию в случае неблагоприятного развития событий, по сценарию Первой мировой войны. 9 апреля пал город Ниш, на севере был захвачен Загреб. Активизировалось националистическое подполье, в частности хорватские нацисты - усташи. 13 апреля гитлеровцы ворвались в Белград. Югославское правительство бежало в Грецию, а оттуда в Египет, под крыло британцев. 17 апреля югославская армия капитулировала.

По схожему сценарию проходила операция в Греции. В греческом военно-политическом руководстве имелись прогерманские и пораженческие настроения. Греческое командование сосредоточило самые мощные силы на границе с Албанией. Таким образом, основные силы греческой армии были скованы угрозой со стороны Италии. Появление немецких войск в Болгарии и их выход на греческую границу в марте 1941 г. поставили командование Греции перед трудной задачей организации обороны на новом направлении. Не могло существенно изменить положения прибытие из Египта к концу марта британского экспедиционного корпуса. Британских сил было недостаточно, чтобы серьёзно изменить стратегическую ситуацию. С учётом новой ситуации греческое командование спешно сформировало две новые армии: «Восточная Македония», которая опиралась на укрепления линии Метаксаса вдоль границы с Болгарией и «Центральная Македония». Однако греки не ожидали, что немцы атакуют их и через территорию Югославии.

Греческие войска, опираясь на сильные укрепления, выдержали удар вермахта со стороны Болгарии. Но в это время танковые части вермахта, наступавшие через югославскую Македонию по долине реки Струмица в обход Дойранского озера, совершили обходной маневр, пересекли болгаро-югославскую границу и через практически не прикрытую греко-югославскую границу 9 апреля вышли к Салоникам. Так, немцы уже 9 апреля взяли Салоники, и вышли в тыл армии «Восточная Македония», отсекли её от других греческих армий. Армия «Восточная Македония», с разрешения верховного командования, капитулировала. Остальные армии начали отступление на новые рубежи обороны, но и там не смогли удержаться. Греческая оборона рухнула. Британцы начали эвакуацию, бросая тяжелое вооружение и технику. В греческом военно-политическом руководстве возник раскол: одни предлагали капитулировать, указывая, что положение Греции безнадежно, другие - выступили за продолжение сопротивления. Наиболее мощная армия «Эпир», где среди генералов были сильные германофильские настроения, 20 апреля подписала капитуляцию и 23 апреля подтвердила её. Греческое правительство сбежало на Крит, а затем в Египет под защиту англичан. 25 апреля немцы заняли Фивы, а 27 апреля - Афины. К исходу 29 апреля немецкие войска достигли южной оконечности Пелопоннеса.

Таким образом, Германия и Италия оккупировали южную часть Балкан. Однако, это не дало немцам контроля над восточным Средиземноморьем. У британцев нужно было отнять острова, и первоочередным шагом был захват Крита.

Выбор стратегии

Британцы заняли остров ещё в ходе итало-греческой войны 1940 г. и стали создавать на нём базы ВВС. Остров имеет стратегическое значение, так как расположен на стыке Европы, Азии и Африки. В результате британские ВВС и ВМС получили хорошую базу. И с Крита стали угрожать снабжению немецко-итальянских сил в Африке. Кроме того, Германия в это время готовилась напасть на СССР. И воздушные силы Британии на Крите в потенциале создавали угрозу странам Оси, в частности - нефтяным промыслам румынского Плоешти. Расчеты Русской кампании строились на блицкриге, и здесь были недопустимы нарушения поставок топлива для вооруженных сил и промышленности Третьего рейха. Гитлер хотел устранить угрозу нефтяной базе империи.

Правда, в среде немецкого военного руководства шли споры о том, где следует нанести первый удар. В частности, многие настаивали на необходимости сначала захватить Мальту, которая располагалась непосредственно на морском пути между Италией и Ливией. Здесь британцы разместили свою авиацию, подводные лодки и боевые корабли с целью всячески препятствовать военным перевозкам из Италии в Африку. Британское присутствие на Мальте нанесло мощный удар по немецко-итальянским коммуникациям. Корпус Роммеля в Северной Африке оказался в опасности. С потерей Мальты англичане теряли контроль над центральным Средиземноморьем. Кроме того, британский гарнизон на Мальте был сравнительно слаб, так как его снабжение затруднялось тем, что английские конвои, перевозящие грузы на остров, подвергались постоянным атакам со стороны итальянских воздушных и морских сил.

Таким образом, для продолжения кампании по завоеванию Северной Африки и установления контроля над Средиземноморьем захват Мальты был просто жизненно необходим. Поэтому главнокомандующий германским флотом адмирал Редер и отдельные высшие командиры возражали против Критской операции. Захват Мальты убеждали они Гитлера, является «существенным предварительным условием успешного хода войны против Великобритании в Средиземном море». Несколько офицеров немецкого Генштаба, которые видели опасность со стороны британских сил на Мальте, после того как транспорт, перевозивший грузы для Роммеля, пошел ко дну, вместе с Йодлем и Кейтелем обратились к Гитлеру с настойчивой просьбой немедленно начать операцию по захвату этого острова. По их мнению, нейтрализовать британские ВВС на Крите можно было ударами люфтваффе. Аэродромы немецкой авиации теперь находились совсем рядом, в Греции, и самолеты люфтваффе могли легко бомбить британские авиабазы на Крите.

Однако Гитлер уже принял решение. Все его решения были подчинены одной цели - сокрушить Советский Союз. Поэтому борьба с Британией отошла на второй план, хотя Третий рейх в союзе с Италией имел все возможности, чтобы взять вверх в районе Средиземноморья (Крит, Мальта, Кипр, Суэц, Гибралтар и т. д.). Распоряжение фюрера № 28 от 25.04.41 г. поставило точку в споре: «Успешно завершить Балканский поход путем оккупации острова Крит и использования его в качестве опорного пункта для воздушной войны против Англии в восточном Средиземноморье (операция «Меркурий»)». Фюрер желал устранить всю исходившую от британских военно-воздушных и морских сил опасность на юго-востоке Европы. С английскими войсками на Мальте, по его мнению, можно разобраться с помощью люфтваффе. Захват Крита нужно было завершить до начала вторжения в Россию.

По мнению ряда исследователей, это была стратегическая ошибка Гитлера. Как отмечает Б. Александер: «Приняв это решение, Адольф Гитлер проиграл войну. Нападение на Крит практически гарантировало двойную катастрофу для Германии: во-первых, оно превратило средиземноморскую кампанию в мышиную возню, направленную на достижение второстепенных или вообще пиаровских целей, а во-вторых, обратило всю мощь германской военной машины против Советского Союза в тот момент, когда Великобритания оставалась непобежденной да еще и получала прямую поддержку со стороны Соединенных Штатов Америки («10 фатальных ошибок Гитлера»).

Ошибки разведки

Вермахт имел неполную информацию о силах противника на острове. Руководитель абвера (военной разведки) Канарис первоначально доложил о наличии на Крите только 5 тыс. британских солдат и отсутствии греческих войск. В результате считалось, что весь британский экспедиционный корпус из Греции был эвакуирован в Египет, хотя часть его была переброшена на Крит. Странно, что Канарис, обладавший развитой сетью разведывательных источников в Греции, был неверно информирован. Возможно, что он планировал таким образом саботировать планы высадки, так как де-факто работал в интересах Британской империи.

Ошиблась и разведка 12-й немецкой армии, которая также изучала оборону острова. Разведка 12-й армии нарисовала менее оптимистичную картину, чем Канарис, но она также значительно приуменьшила численность гарнизона и эвакуированных с материка войск (15 тыс. человек). Командующий 12-й армией генерал Александер Лёр был уверен, что для успешного захвата острова будет достаточно двух дивизий, однако оставил 6-ю горную дивизию в резерве в Афинах. Более того, немцы почему-то считали, что жители острова симпатизируют им и прямо-таки не дождутся, когда британцев выгонят с Крита. В результате недооценка патриотизма греческого населения вышла гитлеровцам боком. Не менее ошибочным было мнение, что противник деморализован поражением на континенте. Британцы и греки были готовы сражаться за остров и не собирались бежать. Таким образом, немецкое командование недооценило противника, его готовность сражаться и численность войск. Особого сопротивления не ожидали.

Правда, британцы также совершили ряд промахов. Командующий британскими войсками на Ближнем Востоке генерал Уэйвелл и военный министр, вопреки мнению Черчилля, вообще были против упорной обороны Крита. Они боялись больших потерь, так как германские ВВС свободно могли бомбить британские силы на острове. Однако Черчилль настоял на своем, на остров прибыли дополнительные подразделения британской армии. Британская разведка получила сведения о готовящемся вторжении благодаря немецким переговорам, расшифрованным в рамках проекта «Ультра». Командующий британскими силами на острове генерал Бернард Фрейберг был информирован о планах высадки немецких войск и предпринял ряд мер по укреплению обороны вокруг аэродромов и на северном побережье острова. Но из-за ошибок расшифровки англичане ожидали в основном морской десант противника, а не воздушный. Британцы ещё не осознали роли Воздушно-десантных войск во Второй мировой войне. Верховное командование союзников также отклонило предложение Фрейберга разрушить аэродромы, чтобы не допустить подвоза подкреплений в случае их захвата немецкими парашютистами.


Немецкие парашютисты десантируются на остров Крит под огнем противника

Силы сторон

Третий рейх. Командование операцией было поручено командующему 11-м воздушно-десантным корпусом генералу Курту Штуденту. План предусматривал захват аэродромов силами отдельного десантно-штурмового полка и 7-й авиационной дивизии (всего 15 тысяч бойцов) с последующей переброской туда 22-й аэромобильной дивизии, которая отличилась, несмотря на высокие потери при захвате Голландии. Хорошо обученные, закаленные в боях парашютисты были элитой немецких вооруженных сил.

Из-за дефицита авиационного бензина назначенная на 16 мая операция была перенесена на четыре дня. Кроме того, 22-я дивизия в этот раз занималась не своим делом - охраной нефтепромыслов Румынии А перебросить её в Грецию уже не успевали. Поэтому для операции Штуденту выделили всё, что нашли: три полка 5-й горнострелковой дивизии, усиленный полк 6-й горнострелковой дивизии (остальные части дивизии были в резерве), 700 пулеметчиков-мотоциклистов 5-й танковой дивизии, саперов, противотанковые роты - всего 14 тысяч штыков. Их, как и тяжелое вооружение, должны были доставить на место транспортные самолеты и морские конвои, для чего у греков изъяли 63 маломерных судна. Прикрытие конвоев возложили на итальянские ВМС. Операцию обеспечивали три полка военно-транспортной авиации особого назначения. Воздушную поддержку осуществлял 8-й воздушный корпус люфтваффе в составе 280 бомбардировщиков, 150 пикирующих бомбардировщиков и 150 истребителей.

Таким образом, десант планировали высадить планерами, выбросить с парашютами, высадить с транспортных самолетов на захваченных уже аэродромах и высадить с судов.

Уже с начала мая немецкая авиация начали регулярные налеты для ослабления обороны острова, бомбили конвои с , техникой и припасами для Крита. В результате немцы практически блокировали морской путь к середине мая. Из 27 тысяч тонн военных грузов до места дошло лишь 3 тысячи тонн. Кроме того, немецкая авиация практически выбила на острове британскую авиационную составляющую (40 самолетов). Уцелевшие несколько британских самолетов за день до штурма отправили в Египет, иначе они были обречены. Остров остался без прикрытия с воздуха, что сильно ослабило греко-британские силы. Таким образом, немцы получили полное превосходство в воздухе. Самолеты люфтваффе постоянно бомбили предполагаемые позиции британских войск, но маскировка подразделений, размещенных на острове, оказалась настолько хорошей, что они понесли лишь незначительные потери.


Командующий 11-м воздушно-десантным корпусом Курт Штудент

Британия и Греция. 30 апреля 1941 года командующим силами союзников на Крите был назначен генерал-майор Бернард Фрейберг. Под его началом оказалось более 40 тыс. греческих, британских, австралийских, новозеландских солдат и несколько тысяч местных ополченцев. Всего около 50 тыс. человек.

У греков сражались укомплектованные новобранцами остатки 12-й, 20-й дивизий, 5-й критской дивизии, батальон жандармерии Крита, гарнизон Ираклиона (численностью до батальона), курсанты военных академий, учебные полки и другие разрозненные подразделения. Численность греческих войск составляла 11-12 тыс. человек. Британские войска на Крите состояли из гарнизона острова (14 тыс. человек) и эвакуированных из Греции частей британского экспедиционного корпуса, насчитывающих до 15 тыс. человек. Ядро этих войск составляли 2-я новозеландская дивизия (7500 человек), 19-я австралийская бригада (6500 человек) и 14-я британская пехотная бригада. Здесь были и отборные части- батальон Лестерского полка и 700 шотландских горных стрелков.

Зная наиболее вероятные места высадки врага, командир гарнизона острова умело укрепил оборону аэродромов и северного побережья. Все важные участки оснастили огневыми точками, разумно расположили и замаскировали зенитные батареи (немецкая авиаразведка их так и не обнаружила). Они имели приказ не открывать огня по бомбардировщикам, а ждать десанта. Защитники оборудовали множество противодесантных заграждений, ложных линий обороны и позиций ПВО. Планировали привести в полную негодность все 3 аэродрома (своей авиации всё равно уже не было), чтобы не допустить использования их немцами, но верховное командование запретило это, считая, что для отражения десанта и так всё сделано.

Однако, хоть британцы и греки превосходили немцев в числе и подготовились к обороне, гарнизон Крита имел немало проблем, которые сильно ослабили боеспособность войск союзников. Солдат было много, но среди них было много новобранцев, часто это были разрозненные подразделения (греческие войска). Им не хватало вооружения, снаряжения и опытных командиров. Войска были перемешаны, им нужно было время для новой организации, перегруппировки. Греческие войска на острове передали большую и лучшую часть тяжелого оружия на континент. Большой проблемой являлась нехватка боеприпасов - в некоторых частях было всего по 30 патронов на солдата. Поэтому греки были размещены в восточном секторе, где не ожидалось нападения значительных сил немцев.

Сказывался недостаток тяжелого вооружения и техники и у британцев. Британские экспедиционные войска, которые эвакуировали из Греции, бежали, бросив тяжелое оружие. Британский флот не успел пополнить запасы гарнизона, так как его действия были парализованы германской авиацией. В результате на вооружении гарнизона оказалось всего несколько стационарных и 85 трофейных итальянских пушек разных калибров, почти без боеприпасов. Разобрав некоторые пушки на запчасти, собрали 50 годных к стрельбе орудий. Из бронетехники имелось 16 старых Cruiser MkI, 16 легких Mark VIB, 9 средних танков Matilda IIА 7-го Королевского танкового полка и 4-го Гусарского полка Его Величества. 40-мм пушки Матильды имели в своём боекомплекте по большей части бронебойные снаряды, неэффективные против пехоты. Двигатели были изношены, запчастей практически не было. Некоторые танки пустили на запчасти, большинство просто вкопали в качестве ДОТов на важных участках. Таким образом, подвижность бронетехники была утрачена. В качестве средств ПВО использовались 50 зениток и 24 прожектора, поделенных между аэродромами. Кроме того, союзные силы на Крите не обладали достаточной мобильностью для переброски войск, транспорта не хватало, чтобы было необходимо для быстрой реакции на атаку крупного вражеского десанта. Также союзники не имели поддержки с воздуха.

Сражение на Крите (в немецких планах — операция «Меркурий») — стратегическая

десантная операция Германии в ходе Второй мировой войны. Сражение за Крит

Немецкие парашютисты у транспортного самолета Юнкерс Ю.52 (Ju.52) перед началом операции «Меркурий» (немецкая десантная операция по захвату Крита) .

Операция имела целью уничтожение британского гарнизона на острове Крит для установления стратегического контроля над Средиземноморским бассейном. Является прямым продолжением греческой кампании итало-германских вооружённых сил, нацеленной на вытеснение Великобритании из Средиземного моря.
Окончилась оккупацией Крита, Германия получила контроль над коммуникациями восточного Средиземноморья.

Немецкие транспортные самолеты Юнкерс Ю.52 (Ju.52) буксируют планеры DFS 230 во время первого дня проведения операции «Меркурий» (немецкая десантная операция по захвату Крита). На фотографии запечатлен полет Западной десантной группы (кодовое наименование «Комета»). Ее целью был захват аэродрома Малеме и подходов к нему.

Вторая волна немецких парашютистов группы «Марс» из состава 7-й воздушно-десантной дивизии десантируется восточнее города Ретимнон во время операции «Меркурий» (немецкая десантная операция по захвату Крита). В задачу группы «Марс» (Центральная группа) под командованием генерала Зюсманна входил захват городов Ханья и Ретимнон.

Операция «Меркурий» вошла в историю как первая крупная операция воздушно-десантных войск. Несмотря на тяжёлые потери, немецкие десантники смогли выполнить поставленные перед ними задачи и обеспечить высадку основных сил немецких войск.

Немецкие транспортные самолеты Юнкерс Ю.52 (Ju.52) производят выброску десанта на Крит.


Пилоты 7-й эскадрильи 2-й учебной эскадры люфтваффе (7.(F)/LG 2) совещаются после вылета во время операции «Меркурий». Снимок сделан на греческом аэродроме после возвращения 7.(F)/LG 2 из вылета на прикрытие десанта на Крит.


Пилот немецкого истребителя Мессершмитт Bf.110C-5 из 7-й эскадрильи 2-й учебной эскадры (7.(F)/LG 2) после бевого вылета. Снимок сделан на греческом аэродроме после возвращения 7.(F)/LG 2 из вылета на прикрытие десанта на Крит.

Успехи немецких воздушно-десантных частей заставили высшее руководство остальных стран-участниц войны (в частности, Великобритании) пересмотреть своё отношение к этому роду войск.

Группа немецких парашютистов идет по улице греческой деревни на Крите.

Основным вооружением немецкого десантника был карабин Маузер 98k. Около четверти высаженных парашютистов вместо карабина были вооружены пистолет-пулемётом MP-38 или МР-40. Каждое отделение имело в своем распоряжении ручной пулемёт MG-34. Недостаток более тяжёлого вооружения немецкие технические и военные специалисты попытались компенсировать новинкой — 75-мм безоткатным орудием LG 40. При весе в 130 кг оно было в 10 раз легче немецкого 75-мм полевого орудия при всего на треть меньшей дальности стрельбы.

Оружие и боеприпасы сбрасывались в контейнерах. Немцы использовали парашюты разных цветов, чтобы обозначить контейнеры с различными грузами: личным оружием, тяжёлым оружием, боеприпасами. Безоткатные орудия LG 40 сбрасывались на специальных связках из 3 парашютов.


Группа немецких парашютистов на Крите. Позируют перед объективом.


Немецкие парашютисты и пролетающие над ними транспортные самолеты Юнкерс Ю-52 в районе высоты №107 на Крите. Высота №107 в районе аэродрома Малеме была одной из важнейших опорных точек союзников, за которую шли ожесточенные бои. 21 мая высота была захвачена немцами.

В отличие от парашютистов большинства других стран, немецкие парашютисты прыгали без карабинов и пулемётов (десантники, вооружённые MP-38/40, покидали самолёт с оружием, так как компактность позволяла крепить его под подвесной системой парашюта), которые сбрасывалось отдельно — в контейнерах.


Трое немецких парашютистов вынимают оружие из контейнера после высадки на Крите.


Немецкие парашютисты несут контейнеры (Fallschirmjäger Abwurfbehälter) со снаряжением по дороге на Крите.

Для удобства транспортировки по земле, данные контейнеры были снабжены специальными колесами и ручками (частично видны на фото).

Конструкция немецкого армейского парашюта была очень надёжна, но не позволяла управлять направлением полёта, и десантники нередко приземлялись вдали от своего вооружения.
В эти моменты они могли рассчитывать только на личное оружие — пистолеты и ручные гранаты, которыми набивали объёмные карманы десантных комбинезонов. Многие парашютисты были убиты именно при попытках добраться до контейнеров с оружием.

Могилы немецких парашютистов на Крите.


Итальянские морские пехотинцы у 8-мм пулемета Breda M37 после высадке в Ситии на Крите.

Командир боевой группы «Орион» (FJR-1 и II./FJR-2 из состава 7. Fliegerdivision) оберст парашютных войск люфтваффе Бруно Бройер (Bruno Oswald Bräuer, 1893—1947, слева) во время боев на Крите.


Немецкие парашютисты конвоируют британских пленных по улице города на Крите.

Немецкие парашютисты обыскивают пленных британских солдат на Крите.


Немецкие парашютисты проходят мимо убитых на Крите британских солдат.

Колонна британских пленных под конвоем немецких парашютистов на Крите .

Парашютист 3-го батальона 7-й немецкой дивизии у тел расстрелянных жителей деревни Кондомари на Крите.

Немецкие парашютисты на отдыхе в оливковой роще на Крите.

Немецкие парашютисты в трофейном британском автомобиле Morris-Commercial CS8 на Крите.

Немецкие парашютисты на мотоцикле у разбитого немецкого военно-транспортного самолета Юнкерс Ю-52 (Ju-52, бортов номер 1Z+BA) на аэродроме Малеме (Malemes) острова Крит.

Снимок с воздуха аэродрома Малеме на Крите, захваченного немецкими войсками в ходе операции «Меркурий». Фотография сделана с немецкого транспортного самолета Юнкерс Ю-52 (Ju.52). На земле видны разбитые и целые немецкие транспортники Ю-52 и пикирующие бомбардировщики Ю-87 (Ju.87).

Немецкие десантники ведут бой в городе Ханья (Χανιά, Chania) на острове Крит.

Немецкие парашютисты на отдыхе в перерыве между боями на Крите.


Немецкие парашютисты в бою с частями союзников на Крите.

Захваченный немецкими войсками британский военный палаточный лагерь в районе города Ханья на Крите

Пленные британские солдаты под конвоем немецких парашютистов на Крите.


Немецкий грузовик проезжает мимо колонны британских военнопленных на Крите.

Немецкие солдаты в трофейных британских грузовиках на Крите.

Командир 5-й немецкой горнострелковой дивизии генерал-майор Юлиус Рингель (Julius Ringel) награждает железными крестами солдат и офицеров из числа своих подчиненных, отличившихся во время операции по захвату Крита.

Вид на бомбежку кораблей у побережья Крита.

Британский ВМФ потерял в битве за Крит (исключительно от действий авиации): три крейсера, шесть эсминцев, 10 вспомогательных судов и более 10 транспортов и торговых судов. Также были повреждены три линкора, авианосец, шесть крейсеров, 7 эсминцев.

Потери союзного греческого флота не уточнены.

Британские ВВС потеряли 46 самолётов.

Люфтваффе потеряло 147 самолётов сбитыми и 73 в результате аварий (в основном транспортные).

Британская армия потеряла большую часть дислоцированных на острове военнослужащих

Греческая армия после операции практически перестала существовать.

После окончания операции «Меркурий», генерал Штудент был вызван на «ковер» к фюреру, Гитлер, узнав о потерях, был в ярости, из громадного кабинета рейсхканцелярии доносились крики и упреки в адрес Штудента, в результате Гитлер запретил впредь проводить крупномасштабные десантные операции с участием ВДВ, возможно немцы были правы, что поступили таким образом, так как в дальнейшем опыт Второй Мировой войны в целом показал, что крупномасштабные операции воздушно-десантных войск слишком затратные и рискованные мероприятия, как, например, операции ВДВ, проведенные Красной Армией в 1943г. на Днепре и нашими союзниками в 1944г. в Голландии, которые к большим успехам не привели, а вот потери в людях и технике были довольно значительными.