Методическое пособие по анатомии и физиологии человека. Анатомия и физиология человека

Главная потребность человека — сохранение жизни и здоровья. Здоровым считается человек, у которого отсутствуют болезни и физические дефекты. Чтобы сохранить здоровье как можно дольше, необходимо изучать свой организм, знать какие процессы происходят внутри, изучать факторы и условия, которые вызывают патологические изменения.

Это делают научные дисциплины, которые исследуют человеческий организм, разрабатывают профилактику и методы лечения заболеваний. Выделяют 2 основных направления: анатомия и физиология.

Что такое анатомия

Анатомия — это наука, изучающая структуру организма, органов и систем в целом.

Дисциплина возникла еще в Древней Греции до нашей эры. Название произошло от греческого слова «анатоме», при переводе значит «рассечение».

В те времена изучения организма человека проводилось путем вскрытия мертвого тела. Первым начал проводить такие опыты на животных ученый Алкемон, с целью изучения строения внутренних органов.

Гиппократ описал кости черепа, строение позвонков, ребер, внутренние органов. Это послужило мощным толчком для изучения дисциплины в дальнейшем. Сегодня анатомия имеет несколько отраслей:

  • Нормальная анатомия — наука о здоровом организме;
  • патологическая анатомия — дисциплина, которая исследует отклонения от нормы, патологические изменения органов и систем;
  • топографическая анатомия изучает послойно анатомические области, проекцию органов на кожу (голотопию ), расположения органов относительно друг друга (синтопию ), отношение к скелету (скелетотопию ), кровоснабжение, иннервацию и отток лимфы в нормальных и патологических условиях.

Что такое физиология

Нормальная физиология исследует функции и процессы здорового организма. Патологическая физиология изучает как меняются процессы жизнедеятельности при какой-либо патологии, факторы приводящие к заболеванию, патогенез данных явлений.

Принято считать, что официально физиология возникла в 1628г. , когда Вильям Гарвей (английский врач) издал свой трактат, в котором описал наличие большого и малого кругов кровообращения и воздействия сердца на систему кровообращения.

Виды физиологии:

  • Возрастная , которая исследует жизнедеятельность организма человека, образование, развитие и угасания его функций;
  • физиология труда изучает профессиональные факторы, которые влияют на жизненные процессы;
  • авиационная рассматривает изменения реакций организма в условиях низкого атмосферного давления и космоса;
  • экологическая обнаруживает и изучает реакции в организме при изменении климата и географической среды, увеличение выносливости к неблагоприятным факторам;
  • эволюционная изучает процессы физиологии, их механизмы регуляции и развития, сходства в организмах, которые находятся на разных эволюционных ступенях.

Анатомия и физиология человека неотделимы друг от друга. Совокупность клеток образуют ткань, ткань свою очередь орган, органы переходят в системы. Строение органов прямо связно с их функциями.

Например, желудок состоит из слизистого, подслизистого, мышечного, серозного слоя. Главными его функциями есть перемешивание съеденной пищи и ее расщепление, для дальнейшего продвижения по желудочно-кишечному тракту. Мышечный слой сокращается, при попадании еды происходит перемешивания пищи и растирания ее до густой консистенции. Клетки слизистого слоя выделяют пепсин и соляную кислоту. Пепсин нужен для преобразования белков в полипептиды и в аминокислоты, а соляная кислота образует необходимую кислотность для действия ферментов протеолиза и убивает бактерии.

Обладая знаниями о строении органа, можно понять его функциональные способности и наоборот, понимая функции органа можно объяснить его структуру.

На основании знаний анатомии и физиологии человека, можно решать проблемы сохранения работоспособности и благополучия, проводить профилактические и лечебные мероприятия.

Например, при атеросклерозе коронарных сосудов на стенке артерий появляется атеросклеротическая бляшка, которая ведет к нарушению кровообращения, гипоксии и развитию ишемической болезни сердца, ее неблагоприятных последствий. Одна из причин развития этой бляшки — повышенный уровень холестерина. Именно с помощью знаний патогенеза заболевания можно предупредить развития болезни, уменьшая в рационе продукты, содержащие насыщенные жиры (колбасные и мучные изделия, торты).

Анатомия и физиология — два кита, на которых строится вся медицинская отрасль.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Качество обучения медицинских сестер зависит не только от мастерства преподавания предмета, технического оснащения учебных занятий, но и от наличия современных учебников и учебных пособий.

Учебное пособие «Анатомия и физиология» разработано в соответствии с программой, утвержденной Министерством здравоохранения РФ.

Формирование будущей медицинской сестры начинается с дисциплин, которые изучаются с самого начала обучения. Одной из них является анатомия и физиология человека.

Материал учебного пособия представлен в традиционном для анатомии и физиологии плане. В нем 12 разделов, в которых вначале приводятся сведения по анатомии, а затем раскрываются физиологические функции определенного органа или системы. Кроме того, кратко рассмотрены основные этапы развития анатомии и физиологии. В конце каждого раздела даны вопросы для самоконтроля.

Для названия органов и их частей использованы общепринятые латинские анатомические термины, приведенные в Международной анатомической номенклатуре, утвержденной на Лондонском анатомическом конгрессе в 1985 г. Количественные физиологические показатели представлены по Международной системе единиц (СИ).

В пособии имеются рисунки, схемы. Часть рисунков заимствована из разных изданий, таких как «Анатомия человека» в 2 т. под ред. М. Р. Сапина (М., 1993), «Физиология человека» под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса (М., 1985-1986), «Общий курс физиологии человека и животных» в 2 т. под ред. А. Д. Ноздрачева (М., 1991), X. Фениш «Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры» (Минск, 1996) и других учебных пособий. В некоторые рисунки внесены изменения и дополнения.

Автор выражает искреннюю благодарность д-ру мед. наук, проф. кафедры анатомии человека МГМИ П. Г. Пивченко и председателю цикловой методической комиссии общепрофессиональных дисциплин Минского медицинского училища № 2 И. М. Байдаку за внимательное ознакомление с рукописью, полезные замечания, которые касались не только последовательности, но и сути изложения материала, способствовали более качественной разработке учебного пособия. Автор будет признателен всем, кто выскажет свои замечания по структуре и содержанию пособия.

Я. И. Федюкович

ВВЕДЕНИЕ

Анатомия и физиология человека относится к числу биологических дисциплин, составляющих основу теоретической и практической подготовки медицинских сестер.

Анатомия - это наука, которая изучает форму и строение организма в связи с его функциями, развитием и под воздействием окружающей среды.

Физиология - наука о закономерностях процессов жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей и клеток, их взаимосвязи при изменении различных условий и состояния организма.

Анатомия и физиология человека тесно связаны со всеми медицинскими специальностями. Их достижения постоянно оказывают влияние на практическую медицину. Невозможно проводить квалифицированное лечение, не зная хорошо анатомии и физиологии человека. Поэтому прежде чем изучать клинические дисциплины, изучают анатомию и физиологию. Эти предметы составляют фундамент медицинского образования и вообще медицинской науки.

Строение тела человека по системам изучает систематическая (нормальная) анатомия.

Строение тела человека по областям с учетом положения органов и их взаимоотношения между собой, со скелетом изучает топографическая анатомия.

Пластическая анатомия рассматривает внешние формы и пропорции тела человека, а также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения; возрастная анатомия - строение тела человека в зависимости от возраста.

Патологическая анатомия изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани.

Совокупность физиологических знаний делят на ряд отдельных, но взаимосвязанных направлений - общую, специальную (или частную) и прикладную физиологию.

Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов, общих проявлений жизнедеятельности, таких как метаболизм органов и тканей, общие закономерности реагирования организма (раздражение, возбуждение, торможение) и его структур на воздействие среды.

Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей (мышечной, нервной и др.), органов (печени, почек, сердца и др.), закономерности объединения их в системы (системы дыхания, пищеварения, кровообращения).

Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта).

Физиологию условно принято разделять на нормальную и патологическую. Первая изучает закономерности жизнедеятельности здорового организма, механизмы адаптации функций на воздействие разных факторов и устойчивость организма. Патологическая физиология рассматривает изменения функций больного организма, выясняет общие закономерности появления и развития патологических процессов в организме, а также механизмы выздоровления и реабилитации.

Краткая история развития анатомии

и физиологии

Развитие и формирование представлений об анатомии и физиологии начинаются с глубокой древности.

Среди первых известных истории ученых-анатомов следует назвать Алкемона из Кратоны, который жил в V в. до н. э. Он первый начал анатомировать (вскрывать) трупы животных, чтобы изучить строение их тела, и высказал предположение о том, что органы чувств имеют связь непосредственно с головным мозгом, и восприятие чувств зависит от мозга.

Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.) - один из выдающихся ученых медицины Древней Греции. Изучению анатомии, эмбриологии и физиологии он придавал первостепенное значение, считая их основой всей медицины. Он собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека, описал кости крыши черепа и соединения костей при помощи швов, строение позвонков, ребер, внутренние органы, орган зрения, мышцы, крупные сосуды.

Выдающимися учеными-естествоиспытателями своего времени были Платон (427-347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.). Изучая анатомию и эмбриологию, Платон выявил, что головной мозг позвоночных животных развивается в передних отделах спинного мозга. Аристотель, вскрывая трупы животных, описал их внутренние органы, сухожилия, нервы, кости и хрящи. По его мнению, главным органом в организме является сердце. Он назвал самый крупный кровеносный сосуд аортой.

Большое влияние на развитие медицинской науки и анатомии имела Александрийская школа врачей, которая была создана в III в. до н. э. Врачам этой школы разрешалось вскрывать трупы людей в научных целях. В этот период стали известны имена двух выдающихся ученых-анатомов: Герофила (род. ок. 300 до н. э.) и Эрасистрата (ок. 300 - ок. 240 до н. э.). Герофил описал оболочки головного мозга и венозные пазухи, желудочки мозга и сосудистые сплетения, глазной нерв и глазное яблоко, двенадцатиперстную кишку и сосуды брыжейки, простату. Эрасистрат достаточно полно для своего времени описал печень, желчные протоки, сердце и его клапаны; знал, что кровь из легкого поступает в левое предсердие, затем в левый желудочек сердца, а оттуда по артериям к органам. Александрийской школе медицины принадлежит также открытие способа перевязки кровеносных сосудов при кровотечении.

Самым выдающимся ученым в разных областях медицины после Гиппократа стал римский анатом и физиолог Клавдий Гален (ок. 130 - ок. 201). Он впервые начал читать курс анатомии человека, сопровождая вскрытием трупов животных, главным образом обезьян. Вскрытие человеческих трупов в то время было запрещено, в результате чего Гален, факты без должных оговорок, переносил на человека строение тела животного. Обладая энциклопедическими знаниями, он описал 7 пар (из 12) черепных нервов, соединительную ткань, нервы мышц, кровеносные сосуды печени, почек и других внутренних органов, надкостницу, связки.

Важные сведения получены Галеном о строении головного мозга. Гален считал его центром чувствительности тела и причиной произвольных движений. В книге «О частях тела человеческого» он высказывал свои анатомические взгляды и рассматривал анатомическое структуры в неразрывной связи с функцией.

Лекция №1

Тема «Введение в предмет»

План:

1) Понятие о предмете Анатомия и физиология человека

2) Основные физиологические термины

3) Конституция человека. Великие ученые анатомы и физиологии.

1. Анатомия и физиология как науки

Это составные части биологии - науки обо всем живом. Они составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. Достижения этих дисциплин позволяют медикам осознано вмешаться в жизненные процессы с целью их изменения в нужном для человека направлении: квалифицированно лечить, способствовать гармоничному развитию организма человека и удовлетворению его потребностей.

Анатомия - это наука о строении человека с учетом биологических закономерностей, присущих всем живым организмам, а также возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

Анатомия - морфологическая наука (от греч.morhe - форма ). На современном этапе различают анатомию

- описательную - описание органов при вскрытии трупов;

-систематическую - изучает строение тела человека по системам - систематический подход;

-топографическую - изучает расположение органов и их взаимоотношения между собой, их проекции на скелет и кожный покров;

-пластическую - внешние формы и пропорции тела человека;

-функциональную - структура организма рассматривается в неразрывной связи с функцией- функциональный подход;

-возрастную - строение тела человек в зависимости от возраста;

-сравнительную - сравнивает строение различных животных и человека;

-патологическую анатомию – выделилась в качестве самостоятельной науки, изучает поврежденные той или иной болезнью органа и ткани.

Современная анатомия является функциональной, так как рассматривает строение тела человека в связи с его функциями. Основными методами анатомического исследования являются изучение макроскопического и микроскопического строения органов.

Физиология - наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органов, системах органов и целостном организме человека.

Физиология человека делится на нормальную - изучает деятельность здорового организма - и патологическую - закономерности появления и развития того или иного заболевания, а также механизмы выздоровления и реабилитации.

Нормальную физиологию делят:

На общую , изучающую общие закономерности жизнедеятельности человека, его реакции на воздействия окружающей среды;

- специальную (частую) - особенности функционирования отдельных тканей, органов и систем;

-прикладную - закономерности проявления деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, спорта, питания).

Основной метод исследования - эксперимент :

-острый - искусственная изоляция органов, введение лекарств и т.д.;

-хронический - целенаправленные хирургические операции.

Во всех случаях во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека- индивидуума (индивидуальный подход), одновременно выясняют причины и факторы, влияющие на человеческий организм (причинный подход) , анализируются особенности каждого органа (аналитический подход, по системам (систематический подход) тела человека, изучается целостный организм, подходя к нему систематически.

Систематическая анатомия изучает строение нормального , то есть здорового, человека, у которого ткани и органы не изменены в результате болезни или нарушения развития. В связи с этим нормальным (от лат. normali s - нормальный, правильный) можно считать такое строение человека, при котором обеспечивается полноценное выполнение функций организма. Это понятие условно, так как существуют варианты строения тела здорового человека, крайние формы и типичные, наиболее часто встречающиеся, которые определяются как наследственными факторами, так и факторами воздействия внешней среды.

Наиболее резко выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы аномалиями (от греч. anomalia- неправильность). Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение сердца), другие резко выражены и имеют внешние проявления. Такие аномалии развития называют уродствами (недоразвитие черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука тератология (от греч. teras, род.падеж teratos-урод).

Анатомия человека - наука, которая изучает строение организма и его отдельных органов и систем.

Человека - наука о принципах работы организма и его отдельных органов и систем.

Даже из определений становится очевидным, что исследовать физиологические процессы невозможно без знания анатомического строения организма человека и его отдельных органов.

Еще одна наука тесно связана с анатомией и физиологией. Это гигиена, изучающая жизнедеятельность человека в различных условиях. Задачи гигиены - предупредить нарушения здоровья, сохранить высокую работоспособность человека в самых различных ситуациях, в которых он может оказаться.

Анатомия и физиология являются основой медицины. Исторически эти науки развивались всегда вместе, и часто трудно провести границу между ними.

Подходы к изучению анатомии и физиологии у древних народов сильно различались. Например, в Индии (VIII в. до н.э.) принцип исследования организма человека был сугубо количественным, и тело описывали как сумму 7 оболочек, 300 костей, 107 суставов, 3 жидкостей, 400 сосудов, 900 связок, 90 жил, 9 органов. Центром жизни считался пупок. Совсем другим принципом руководствовались древние китайцы (III в. до н.э.), выпустившие, кстати, самые первые в мире трактаты по физиологии, анатомии и медицине. Их принцип исследования и описания организма человека следует, видимо, назвать «семейным». Центр жизни у китайцев - сердце, мать сердца - печень, дети сердца - желудок и селезенка. Душа расположена в печени, и в ней же рождаются идеи. Желчный пузырь - вместилище храбрости.

Огромных успехов достигли в понимании устройства нашего организма древние греки. Еще в V в. до н.э. Алкмеон Кротонский вскрывал тела животных и описал мозг как вместилище разума. Он же говорил о том, что животное только ощущает, а человек ощущает и мыслит. Душа, по Алкмеону, материальна! Болезнь - это нарушение природного равновесия между влажным и сухим, теплым и холодным, сладким и горьким. А ведь это пусть довольно наивное, но описание нарушения обмена веществ!

Великим врачом и ученым был Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), говоривший о том, что лечить надо не болезнь, а больного, что врач не имеет права вредить больному и т. д. Учеником Гиппократа считал себя великий Гален, много лет бывший врачом гладиаторов. Имея богатейший опыт в хирургии, он написал 83 труда по анатомии и медицине, создав систему врачебных наук современности. Он исходил из аналогии между макрокосмом (Вселенная) и микрокосмом (тело человека). Анатомия и физиология тогда вообще были одной наукой. Считается, что их пути разделились только в XVI веке, когда английский врач Уильям Гарвей описал круги кровообращения и экспериментально доказал, что в сосудах циркулирует кровь, а не , как считалось до него. Гарвея считают основателем экспериментальной физиологии.

С известными допущениями можно сказать, что организм человека подразделяется на системы органов. Каждая из них представляет собой группу органов, выполняющую в организме определенную функцию. Органы, составляющие систему, имеют сходное эмбриональное происхождение и связаны с собой анатомически. В организме человека обычно выделяют следующие системы: опорно-двигательную, кровеносную, дыхательную, пищеварительную, выделительную, эндокринную, нервную, половую. Иногда отдельно выделяют лимфатическую систему.

Орган - это обособленная часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и приспособленная для выполнения какой-то функции. Орган состоит из нескольких тканей, но один или два вида обычно преобладают. Например, нервная система в основном образована нервной тканью, а опорно-двигательная - соединительной и мышечной тканями.

Анатомия – наука о происхождении, развитии, формах, строении человеческого организма.

Физиология – наука о функциях живого организма, физиологических систем, органов и тканей, а также о регуляции этих функций.

Клетка – это наименьшая «живая» частица организма. Основу сложной конструкции клетки составляют белки. Клетки объединяются в ткани.

Ткань – это общность клеток и внеклеточного вещества, имеющих единое происхождение, строение и назначение. Из тканей построены органы.

Орган – это часть тела, которая отличается своим строением, занимает определенное место в организме и выполняет особую роль.

Система органов – это органы, схожие по своему строению, происхождению и выполняющие единые задачи.

Топография органов – положение органов в теле человека по отношению друг к другу, скелету, частям тела.

Виды тканей:

1) Эпителиальная (кожа, слизистые оболочки).

2) Соединительная (кости, связки, сухожилия, хрящи, кровь). 3) Мышечная:

Произвольная (поперечнополосатая) – скелетная мускулатура; - непроизвольная (гладкая) – входит в состав кровеносных сосудов, большинства внутренних органов; ее деятельностью человек не может управлять усилием воли;

Сердечная (промежуточная) – по структуре напоминает поперечнополосатую, но человек также не может управлять ей. 4) Нервная – составляет основу головного, спинного мозга, нервных узлов и периферических нервов.

Вывод по вопросу: Чтобы понять анатомию и физиологию человека, необходимо начинать изучение с наименьшей «живой» частицы организма.

Скелет и соединения костей.

Состоит из костного скелета; подвижных и неподвижных соединений костей и скелетных мышц. В целом, скелет несет опорную функцию, составляет систему рычагов, является вместилищем для внутренних органов.

Кости – в скелете взрослого человека насчитывается более 200 костей, его масса в среднем составляет у мужчин 10 кг, у женщин 7 кг. Любая кость покрыта надкостницей, которую пронизывает множество кровеносных сосудов и нервных волокон, по костным канальцам проникающих вглубь кости, за счёт чего обеспечиваются её кровоснабжение и иннервация. Компактное вещество состоит из костных пластинок (образуют структурные единицы кости – остеоны) и плотным слоем покрывает периферию кости. Губчатое вещество, расположенное под компактным, образовано костными перекладинами (трабекулами). Костный мозг обеспечивает функционирование кости как органа (жёлтый и красный мозг). Прочность и одновременно упругость костей обеспечивается сложным строением и веществами, входящими в состав костной ткани: неорганическими (кальций, фосфор, магний и др.) и органическими (в основном жир).

Виды костей:

1. Трубчатые – длинные полые кости (кости конечностей), состоят из средней части – диафиза, двух эпифизов, между диафизом и эпифизом метафиз;

2. Губчатые – короткие кости, образованы губчатым веществом (рёбра, грудина, кости предплюсны, запястья, позвонки);

3. Плоские – имеют широкие поверхности, образуют вместилища для внутренних органов (кости черепа, таза, лопатки);

4.Смешанные – кости, которые состоят из частей, различных по своим функциям, форме и происхождению (кости основания черепа).

Соединения костей:

1) Непрерывные – отсутствует щель между соединяющимися костями (соединениями костей черепа, таза).

2)Прерывные – суставы. Суставы образованы двумя костями, на одной имеется ямка – суставная впадина, в неё входит головка другой кости, впадина и головка покрыты хрящом. Хрящ уменьшает трение. Кости в суставе скреплены связками.

3)Полусуставы - соединения с ограниченной подвижностью, есть небольшая щель (соединения лобковых костей, позвонков).

Кости и их соединения образуют череп, позвоночный столб, грудную клетку, скелет верхних и нижних конечностей.

Череп – скелет головы.

Подразделяется на три отдела:

1)Мозговой череп (полость и прочная защитная оболочка для головного мозга – свод черепа). Образован: затылочной, лобной, клиновидной, решетчатой, парой височных и парой теменных костей.

Верхний отдел мозгового черепа, образованный теменными костями и чешуями лобной, затылочной и височной костей, называется сводом или крышей черепа.

2)Лицевой череп (скелет жевательного аппарата, костная основа органов зрения, слуха, обоняния, вкуса, начальных отделов пищеварительной и дыхательной систем). Лицевой череп образован шестью парными костями (верхняя челюсть, нижняя носовая раковина, слёзная, носовая, скуловая и нёбная кости) и тремя

непарными (нижняя челюсть, подъязычная кость, сошник). Представляет собой начальный отдел пищеварительного и дыхательного аппаратов. Кости обоих отделов соединяются друг с другом при помощи швов и практически неподвижны.

3)Основание черепа - нижний отдел мозгового черепа, образованный лобной, затылочной, клиновидной и височной костями. Через многочисленные отверстия основания черепа проходят сосуды и нервы, а через большое затылочное отверстие – продолговатый мозг, где находятся дыхательный и сосудодвигательный центры.

Позвоночный столб.

Это основа скелета, гибкая ось туловища, опора головы и органов грудной и брюшной полостей, участвует в образовании задней стенки грудной, брюшной полостей и таза, служит вместилищем и защитой для спинного мозга. Помимо утолщения позвонков, необходимую степень прочности и упругости позвоночнику обеспечивают несколько его изгибов. Четыре разнонаправленных изгиба, чередующиеся в позвоночнике, расположены парами:

Изгибу, обращённому вперёд (лордозу);

Изгибу, обращённому назад (кифозу).

Позвоночный столб подразделяется на 5 отделов:

Шейный лордоз (7 позвонков),

Грудной кифоз (12 позвонков),

Поясничный лордоз (5 позвонков),

Крестцовый кифоз (5 позвонков),

Копчиковый кифоз (3 - 5 позвонков).

Всего 32 – 34 позвонка.

Грудная клетка.

Состоит из рёбер, соединённых передними концами с грудиной, а задними с грудными позвонками.

Ребро – длинная губчатая кость плоской формы, изгибающаяся в двух плоскостях(12 пар рёбер). Костная часть делится на тело ребра, головку ребра с суставной поверхностью на ней и разделяющую их шейку ребра. Хрящевая часть соединяется с грудиной.

Грудина – длинная губчатая кость плоской формы, замыкающая грудную клетку спереди. Выделяют три части грудины:

Тело грудины,

Рукоятка грудины,

Мечевидный отросток грудины.

Обычно к 30-35 годам они срастаются в единую кость.

Полость грудной клетки, ограниченная снизу диафрагмой, содержит жизненно важные органы – сердце, лёгкие, крупные сосуды и нервы, а также в верхней трети, сразу за грудиной вилочковую железу (тимус). Промежутки между рёбрами занимают межрёберные мышцы. Между мышцами располагается тонкий слой рыхлой клетчатки, в которой проходят межрёберные нервы и сосуды.

Скелет верхних конечностей.

Состоит из пояса верхних конечностей (ключица и лопатка) и свободных верхних конечностей (плечевая, лучевая, локтевая кость, предплюсневые, плюсневые кости и фаланги пальцев).

Пояс верхних конечностей.

Ключица – длинная трубчатая кость S-образной формы. Верхняя поверхность тела ключицы гладкая, а нижняя имеет шероховатости, к которым прикрепляются связки, соединяющие ключицу с клювовидным отростком лопатки и с первым ребром. Грудинным концом ключица соединяется с рукояткой грудины.

Лопатка – плоская кость треугольной формы, несколько выгнутая назад. Суставной впадиной лопатка сочленяется с эпифизом плечевой кости.

Свободные верхние конечности.

Плечевая кость – длинная трубчатая кость. Верхний эпифиз шаровидной формы соединяется с суставной впадиной лопатки, образует плечевой сустав. Нижний эпифиз имеет две суставные поверхности, сочленяется с суставной поверхностью головок лучевой и локтевой костей.

Кости предплечья представлены длинными трубчатыми локтевой и лучевой костями трёхгранной формы. Верхние эпифизы соединяются с плечевой костью, нижние с костями запястья.

Запястье имеет форму чуть выгнутого желоба, обращённого выпуклостью к тыльной стороне ладони. Кости запястья короткие, неправильной формы, расположены в два ряда. Сверху сочленяются с локтевой и лучевой костями, снизу с пястными костями.

Пястные кости – изогнутые, обращённые выпуклостью к тыльной стороне кисти. Снизу сочленяются с основаниями фаланг пальцев.

Фаланги пальцев имеют тело, основание и головку. Различают проксимальные, средние и дистальные фаланги пальцев.

Скелет нижних конечностей.

Состоит из пояса нижней конечности (тазовые кости) и свободных нижних конечностей (парные бедренная кость, надколенник, кости голени - большеберцовая, малоберцовая и кости стопы).

Пояс нижней конечности.

Тазовая кость состоит из сросшихся лобковой, подвздошной и седалищной костей. Вместе с крестцом и копчиком они создают костную основу таза.

Скелет свободных нижних конечностей.

Бедренная кость – длинная трубчатая кость. Сверху сочленяется с тазовой костью, снизу с надколенником.

Надколенная чашечка или надколенник – сесамовидная кость в форме треугольника, направленного вершиной вниз.

Большеберцовая кость - длинная трубчатая кость с массивным трёхгранным диафизом.

Малоберцовая кость – расположена латеральнее большеберцовой и сочленяется с ней. Снизу большеберцовая и малоберцовая кости соединяются с костями предплюсны.

Кости предплюсны – короткие, губчатые. Различают проксимальный ряд костей предплюсны (таранная, пяточная) и дистальный ряд (ладьевидная, кубовидная кости, три клиновидных кости).

Кости плюсны – вытянутые и имеют основание, тело и головку. Основаниями кости плюсны соединены с кубовидной и тремя клиновидными костями предплюсны. Головки плюсневых костей сочленяются с основаниями проксимальных фаланг.

Кости пальцев стопы – тоже имеют тело, основание и головку. Все пальцы, кроме первого, имеют проксимальные, средние и дистальные фаланги.

Мышца – активный элемент аппарата движения. Структурный элемент мышечной ткани – миофибрилл.

Скелетные мышцы состоят из поперечнополосатых мышечных волокон (миосимпластов), способных к сокращению. К каждому волокну подходят нервы и кровеносные сосуды. Большинство мышц начинаются и заканчиваются сухожилиями, которые вплетаются в надкостницу и вместе со связками в капсульно-связочный аппарат суставов. Обеспечивают самые разнообразные движения тела. С их помощью тело человека удерживает равновесие, перемещается в пространстве. Участвует в глотательных и дыхательных движениях. В каждой мышце выделяют головку (начальную часть), брюшко (среднюю часть) и хвост (конечную часть).

Выделяют следующие формы мышц:

1)Веретенообразная – мышца, сужающаяся к обоим концам и заканчивающаяся сухожилиями;

2)Двуглавая, трёхглавая, четырёхглавая – мышца, у которой при одном брюшке может наблюдаться несколько головок, имеющих разное начало и переходящих в разные сухожилия;

3)Двубрюшная мышца – мышца, брюшко которой делится на два промежуточным сухожилием, называемым сухожильной дугой;

4)Многобрюшная – мышца, ход волокон которой прерывается одной или несколькими сухожильными перемычками (прямая мышца);

5)Широкая мышца – мышца, у которой мышечные волокна имеют вид пластов, переходящих в широкое сухожилие – апоневроз;

6)Одноперистая мышца – мышца, у которой мышечные волокна под углом прикрепляются к одному краю сухожилия;

7)Двуперистая – мышца, волокна которой располагаются по обеим сторонам сухожилия также под углом.

По размеру мышцы подразделяются на длинные, образующие мышечные группы конечностей, и короткие, находящиеся в глубоких слоях спины.

Вывод по вопросу: Скелет несет опорную функцию, составляет систему рычагов, является вместилищем для внутренних органов, поэтому знание его необходимо, прежде всего, для изучения внутренних органов человека.

Внутренние органы и системы человека.

Внутренние органы обеспечивают функционирование жизненно важных систем человеческого организма.

1)Пищеварительная система.

Обеспечивает усвоение организмом необходимых ему в качестве источника энергии, а также для обновления клеток и роста питательных веществ.

Органы пищеварения способствуют процессу механической и химической обработки пищи, всасыванию пищевых веществ в кровеносные и лимфатические сосуды, выделении непереваренных остатков пищи.

Пищеварительный канал состоит:

1. ротовая полость;

2. глотка;

3. пищевод;

4. желудок;

5. тонкий кишечник;

6. толстый кишечник.

Последовательно соединяясь, они образуют пищеварительный канал длиной 8-10 метров.

1.Полость рта спереди ограничена губами, сверху мягким и твёрдым нёбом, снизу мышцами, образующими дно полости рта, и языком, а по бокам – щеками.

2.Глотка представляет собой мышечную трубку и располагается впереди тел шейных позвонков от основания черепа до уровня 6 шейного позвонка, где переходит в пищевод. Длина составляет 12-15 см.

3.Пищевод – мышечная трубка, соединяющая глотку с желудком, длиной около 25 см. Начинается на уровне 6 шейного позвонка, заканчивается на уровне 11 грудного позвонка, переходя в желудок.

4.Желудок – орган, перерабатывающий пищу при помощи пищеварительных соков (мешковидное образование около 21-25 см. и ёмкостью до 3 л.).

Желудок подразделяется на кардиальную часть, тело желудка, дно желудка, привратниковую часть. Основные функции желудка - секреторно-пищеварительная и моторная. Кроме того, он выполняет всасывательную и выделительную функции. Секреторная функция заключается в выделении желудочного сока. Этот процесс определяется приемом пищи и осуществляется в несколько фаз: рефлекторный акт (выделение желудочных соков под влиянием условных и безусловных рефлексов), стимуляция главных клеток гастрином (гормон, вызывающий образование пепсиногена и соляной кислоты).

Большое значение в процессе пищеварения имеет моторная функция, поскольку в покое желудок сокращается лишь изредка, а во время глотания сокращения прекращаются и в дальнейшем возникают перистальтические движения, приводящие к измельчению пищи и ее продвижению в двенадцатиперстную кишку.

Функция сфинктера-привратника заключается в отделении желудка от двенадцатиперстной кишки. Это осуществляется особым запирательным рефлексом со стороны двенадцатиперстной кишки, возникающим при попадании в нее кислого содержимого или жира.

Проглоченная пища в желудке располагается слоями по мере ее поступления. Причем наружные слои перевариваются и поступают в двенадцатиперстную кишку раньше, чем находящиеся ближе к центру желудка.

5.Тонкий кишечник – самый длинный отдел пищеварительного тракта (4-6 м.). В нём происходит процесс дальнейшего переваривания пищи и последующее всасывание продуктов переваривания в кровь.

Состоит из безбрыжеечной части (двенадцатипёрстная кишка) и брыжеечной (тощая и подвздошная кишка).

В тонкой кишке происходят следующие процессы пищеварения:

смешивание пищевого комка с кишечным соком, желчью, соком поджелудочной железы;

расщепление пищевой массы на мелкие фрагменты, более простые и растворимые формы, которые способны всасываться через кишечную стенку и кровоток;

всасывание переваренной пищи через стенку кишки в кровоток;

продвижение пищевой массы в толстый кишечник.