Конспект урока дыхательная система. Конспект урока по биологии на тему "Значение дыхания

Докучаева Елена Ивановна

учитель биологии


ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 404

Урок по биологии и английскому языку на тему:

"Органы дыхания: строение и функции"

Цели урока:

    Образовательные:

      изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;

      раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

      научиться называть их не только на русском, но и на английском языке (расширение словарного запаса)

      развить навыки монологической речи

      отработка конструкции «I have …»

      изучить, как дышать правильно.

    Развивающие:

      продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

      развивать память, внимание, мышление;

    Воспитательные:

      воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

      провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир)

      научить работать в группе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Вопросы учителя биологии:

1) В какой среде мы с вами живем? (Наземно-воздушной).

2) Какой газ поступает в наш организм из воздуха? (Кислород)

3) Для какого процесса человеку и всем живым организмам нужен кислород? (Для дыхания).

4) Какой газ мы выдыхаем при дыхании? (Углекислый газ).

5) Какое царство живых организмов поставляет в атмосферу кислород?. (Царство растений в процессе фотосинтеза)

– Почему говорят: дыхание – это жизнь?
– Влияет ли строение органа на выполняемую им функцию?
На все эти и многие другие вопросы мы с вами постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

III. Изучение нового материала (учитель английского языка)

Как вы догадались тема нашего сегодняшнего урока – «Органы дыхания» или «Organs of respiratory system » (тему урока представляют оба учителя)

Цели нашего урока: (учитель биологии)

1. Узнать, какие органы участвуют в дыхательном процессе.

2. Научиться называть их не только на русском, но и на английском языке (расширение словарного запаса)
3. Узнать, как дышать правильно.

Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.

Кислород находится в окружающем нас воздухе, поступление его в организм и обеспечивает дыхательная система.

Значение дыхания (2 учителя)

    Обеспечение организма кислородом (Учитель английского языка пишет на доске «oxygen » и произносит, ученики повторяют за ним)

    Удаление углекислого газа (Учитель английского языка пишет на доске «carbon dioxide » и произносит)

    Окисление органических соединений с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности (energy )

    Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)

Новая тема вводится совместно двумя учителями. Учитель биологии рассказывает о функциях каждого органа дыхания, а учитель английского языка вводит лексику следующим образом: учитель биологии называет орган дыхательной системы и объясняет функции данного органа, а учащиеся записывают основную информацию об этом органе. Учитель англ. языка называет этот же орган по-английски, учащиеся повторяют это слово и подчеркивают в раздаточном материале (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Верхние дыхательные пути

При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через носовую полость , которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выделяют слизь, которая делает вдыхаемый воздух влажным, задерживает пыль и микроорганизмы. Здесь много кровеносных сосудов, которые согревают вдыхаемый воздух. С помощью носа мы чувствуем различные запахи, и защищаемся чиханием.. Носовая полость открывается в носоглотку, а оттуда – в гортань.

Дыхательная система

Воздухоносные пут и Дыхательная часть

    Полость носа Легкие

(Воздух очищается, (газообмен между организмом

увлажняется, согревается) и окружающей средой)

3. Трахея

(прохождение воздуха в бронхи)

4. Бронхи

(прохождение воздуха в легкие)

Схему записывает учитель английского языка и вводит лексику, учитель биологии представляет материал в устной форме.

Гигиена носового дыхания

    Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.

Гортань - трубка 10-12 см длиной и 15 – 18 мм в диаметре образована хрящевыми полукольцами, поэтому просвет трахеи всегда открыт. Вход в гортань при еде закрывает надгортанник. Здесь также выделяется слизь, которая очищает воздух.

Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосовые связки.

Внизу трахея делится на 2 бронха .

Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею. Народная мудрость гласит «Когда я ем, я глух и нем».

При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.

Легкие

Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Есть правое и левое легкое. Они состоят из легочных пузырьков. Стенки этих пузырьков очень тонкие и состоят из одного слоя клеток. Клетки легких выделяют биологически активные вещества, которые препятствуют слипанию легочных пузырьков и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие.

. Гигиена дыхания

Курение нарушает физиологические свойства биологически активных веществ, легкие слипаются и не участвуют в газообмене.

IV . Закрепление нового материала. (учитель английского языка)

Now you ll divide into 4 groups of three .

Первичное закрепление лексики. (Учащиеся разделяются на 4 группы, каждой даётся список транскрипций слов, они должны подписать слова, при этом для каждой группы слова стоят по-разному)

You should write the words, using their transcriptions.

["neɪz(ə)l] ["kævətɪ]

["brɔŋkaɪ]

["lærɪŋks]

["or(ə)l] ["kævətɪ]

      The game “Snowball” ( Игра снежный ком ).

Let’s play the game. The first student should name one organ of respiratory system and show where it is. Then the second pupil will repeat the first word and call his/her own one. For example: I have a nasal cavity: I have a nasal cavity, a throat, ….

      Отработка орфографического навыка.

Every group has a picture of a person. You should stick different organs of respiratory system on the picture of a human body and then sign ( подписать ) them. You have 5 minutes to do this task.

Now let s check ! (По окончании работы на магнитную доску вывешиваются работы групп и оцениваются вместе по следующим критериям: последовательность расположения органов, правильное написание слов по-английски)

      Песня «Respiratory system ». Listen and say what organ of respiratory system a singer has mentioned in this song. Sing a song.

      Активизация ЛЕ в речи.

Work in groups. Make up the sentences from the given words and translate them into Russian. Use the words in brackets. (приложение 3)

1 группа : the /nose/breath/we/must/through

(Мы должны дышать через нос)

    группа : warms/ in/ a/ cavity/cleans/nasal/the/air/and/moistens

(В носовой полости воздух согревается, очищается и становится влажным.)

Если возникают проблемы с переводом предложения, включаем 1 часть песни « Respiratory system » и спрашиваем, о каком органе дыхательной системы идёт речь.

    группа : for/is/lungs/dangerous/smoking

(Курение опасно для лёгких . )

    группа : throat/the/vocal/in/codes/there/ are

      Подведение итогов урока

Проверь себя (закрепление материала по группам или дом. задание)

Необходимо соотнести название органа с выполняемой им функцией поставив возле каждой цифры необходимую букву. (Приложение 4 )

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?

Понравился ли урок? Какие органы дыхательной системы вы узнали? Можете ли назвать их по-английски? Как следует дышать правильно: через нос или рот? Что опасно для наших лёгких?

XI . Домашнее задание

Выучить слова, практиковать полное дыхание

О рганы дыхания (organs of respiratory system)

Воздухоносные пути Орган дыхания

    Нос легкие

a nasal cavity lungs

(a nose)

    Гортань

a larynx

(Here there are vocal codes. Здесь находятся голосовые связки)

    Трахея

a trachea

    Бронхи

bronchi ( a bronchus )

    Ротовая полость – an oral cavity

[" br ɔŋ ka ɪ]

[ tr ə" ki ːə]

[" l æ r ɪŋ ks ]

[ l ʌŋ z ]

[" ne ɪ z (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" or (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" ne ɪ z (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" br ɔŋ ka ɪ]

[" l æ r ɪŋ ks ]

[" or (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[ tr ə" ki ːə]

["or(ə)l] ["kævətɪ]

[" ne ɪ z (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" l æ r ɪŋ ks ]

[ tr ə" ki ːə]

[" br ɔŋ ka ɪ]

[" ne ɪ z (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" br ɔŋ ka ɪ]

[" l æ r ɪŋ ks ]

[ tr ə" ki ːə]

[" or (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

1 группа:

the

nose

we

must

through

breathe

moistens

in

a

cavity

cleans

nasal

the

air

and

warms

    группа :

    группа:

for

is

lungs

dangerous

smoking

4 группа:

throat

the

vocal

in

codes

there

are

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?

1 Открытый урок по биологии 8 класс
«Значение дыхания. Органы дыхания»
Цели: определить сущность процесса дыхания; роль кислорода в организме человека; особенности строения и функционирования органов дыхания; их взаимосвязь.Развитие творческого мышления детей в решении проблемных вопросов.Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике; выполнять несложные практические задания.
Задачи урока:
Познавательные:

    дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи; развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи.
Развивающие: Воспитательные:
    воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих; провести аналогию: дыхание – жизнь; лёгкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).
Технологии:
- здоровьесберегающая технология;- проблемного обучения;- самостоятельная работа;- ИКТ – технологии (сопровождение урока презентацией, слайдами диска «ОК»)
Методы:
    Объяснительно – иллюстративный; Проблемный, частично – поисковый; Самостоятельная работа.
Средства:
Предметные : презентации «Кто как дышит?»; « Эмоциональный фон к уроку», «Дыхательная система». Диск «ОК»; учебные таблицы; влажный материал « Верхние дыхательные пути», «Лёгкие». Модель «Гортань».Практические: выполнение заданий «Наблюдение», самостоятельной работы.Интеллектуальные: анализ, сравнение, сопоставление.Эмоциональные: интерес.
Формы: Индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации, учебные таблицы, Диск «ОК», влажный материал «Верхние дыхательные пути», «Лёгкие». Модель «Гортань». Портрет Гиппократа.
Тип урока: изучение нового материала
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент:
Приветствие, фиксация отсутствующих.Проверка готовности учащихся к уроку.Организация внимания школьников.
Презентация учащихся.
Представьте себе, что мы находимся в летнем лесу. Тепло, ласково светит солнышко, пробиваясь сквозь деревья. Мы идём по тропинке мимо стройных сосен и величавых елей. Кругом цветут травянистые растения. Мы видим, как летают бабочки, пчёлы, шмели. Слышим птичий гомон. Тебе хорошо и радостно. С хорошим и радостным настроением мы начинаем наш урок биологии.
2.Изучение нового материала
СЛАЙД №1 - о «Дыхательной системе»
СЛАЙД №2 – Цель урока
Эпиграф к уроку: «ПОКА ДЫШУ – НАДЕЮСЬ» - римский поэт Овидий.

Решение биологических задач:

    Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Почему?
(Без пищи и воды человек может жить несколько дней, а без воздуха не может прожить и 10 минут. Хотя некоторые люди могут задержать дыхание на 3-4 минуты, а иногда 6 минут, но более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти).
    Используя знания, полученные при изучении курса «Зоологии», давайте вспомним и расскажем, у каких животных впервые появились органы дыхания? Какие эволюционные изменения произошли в дыхательных системах позвоночных животных?
Презентация учащихся с комментариями.
(* беспозвоночные (губки, плоские черви) не имеют специализированных органов дыхания и дышат всей поверхностью тела;* у большинства насекомых появляется дыхательная система – трахейная;* рыбы дышат с помощью жабр, которые есть и у морских кольчатых червей;* с переходом к наземному образу жизни дыхательная система усложняется:Земноводные дышат и кожей и лёгкими, которые имеют сравнительно простое строение;* лёгкие птиц, пресмыкающихся и млекопитающих имеют более сложное строение.
    Проблемный вопрос:
Для чего мы дышим? Какое значение для нас, как впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?
Беседа:
Как вы уже знаете, всем живым существам на Земле необходима энергия для поддержания своей жизнедеятельности.Вопрос: Вспомните, откуда добывают энергию растения?(Растения используют Е солнечного света.)Вопрос: Что же происходит с этой энергией дальше?(Она используется на построение органических веществ из углекислого газа и воды).Вопрос: А откуда получают энергию животные?(Животные добывают энергию из готовых органических веществ, получаемых с пищей.
Учитель. Правильно. Но ведь для этого органические вещества должны окисляться.Окисление – это химический процесс, т.е процесс взаимодействия веществ с кислородом.Различают несколько видов окисления:
    Быстрое окисление – горение. Медленное окисление. Биологическое окисление. Биологическое окисление – совокупность реакций окисления, протекающих во всех живых клетках.
Во всех этих процессах окисления участвует кислород и входе процесса выделяется тепловая энергия.Вопрос: много ли кислорода в нашем организме? Давайте решим небольшую задачку.
Задача: Известно, что в организме человека содержится по массе 65% кислорода. Вычислите, сколько кислорода содержится в вашем организме. (Учащиеся дают свои ответы).
Свободного кислорода в организме человека нет. Кислород в организм поступает в результате дыхания. И полностью расходуется на процессы окисления.
Вопрос: Откуда животные и человек берут кислород? (из воздуха; воды).
Учитель. Совершенно верно. Вот мы и подошли к вопросу о сущности дыхания.
СЛАЙД №3- о сущности дыхания
ДЫХАНИЕ – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.
Поступление кислорода происходит через органы дыхания
Слайд № 5 – о видах дыхания
Дыхание бывает:* легочное (вдох и выдох)* тканевое (клеточное дыхание)
ПОКАЗ ДИСКА – ЛЕГОЧНОЕ И ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИЕ

СЛАЙД № 6- О значении дыхания
Значение дыхания:

    Обеспечение организма кислородом
2) Удаление углекислого газа 3)Окисление органических соединений БЖУ с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности 4)Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и др.)
Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.По функциональному признаку органы дыхания делятся на воздухоносные, или дыхательные, и органы газообмена или дыхательная часть.
СЛАЙД №7- дыхательная система. СЛАЙД №9- верхние дыхательные пути ДИСК ОК- носовая полость
Проблемный вопрос:
«Без носа человек чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, -просто возьми да и вышвырни за окошко!» - так писал о носе Н.В.Гоголь. (зачитывает учитель)
- А если серьёзно, для чего появился нос у человека? Ведь у предков – человекообразных обезьян, его не было! (записан на доске)
При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки ресничного эпителия.У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи. Её функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующие их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже лёгкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой. Лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в гортань.
СЛАЙД № 10 – Гигиена носового дыхания.
    Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании в лёгкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции
СЛАЙД № 11 Наблюдения «Проверь проходимость воздуха через носовые ходы»
Закроем один носовой ход, а к другому поднесём кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать её при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе.Вывод: при нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
СЛАЙД № 12 - гортань и МОДЕЛЬ
ДИСК «ОК» - гортань
Гортань подобна воронке, стенки которой образованы хрящами.Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель.Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом.Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди. Между хрящами натянуты голосовые связки, а между ними находится голосовая щель.Таким образом, функция гортани – это проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути.
СЛАЙД № 13 . Наблюдение
1.Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх .
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательные движения. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.
2.Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.
Сделать ещё одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.
СЛАЙД № 14. –Образование звука
Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нос воздуха, который колеблет голосовые связки.Чем короче голосовые связки, тем выше звук. Окончательное формирование звука происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа и зависит от положения губ, нижней челюсти и языка.
ЗАДАНИЕ В РТ №83: На рисунках изображены голосовые связки трёх людей. Определите по голосовым связкам, кто из них глубоко дышит после бега, кто молчит, кто поёт. (Ученики дают ответы).У мужчин длина голосовых связок 20-24 мм, у женщин -18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.
Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе? (Ответ: при выдохе).
СЛАЙД № 15 – Фонограмма слова мама, на которой чётко видно слово МАМА, на которой чётко видно, что согласные звуки вызывают более сильную вибрацию голосовых связок, нежели гласные.
СЛАЙД № 16. Гигиена голосового аппарата
Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь вызывают негативное влияние на голосовой аппарат.
СЛАЙД № 17 – Трахея и бронхи.
ДИСК «ОК».
Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием. Который выводит пылевые частицы из лёгких.
В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – легочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.
Носовая полость – глотка – гортань образуют верхние дыхательные пути
Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.
ВЫВОД ПОУРОКУ (Делают учащиеся)
    Закрепление изученного материала.
СЛАЙД № 26. Проверь себя. По предложенным рисункам задаются вопросы классу.
    Домашнее задание: 23. РТ №
Творческие задания:
    В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания. Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания.

Конспект урока по биологии на тему «Органы дыхания» (9 класс VIII вид)

Цель урока:
1. Показать особенности применения различных методов и приемов работы с учащимися на разных этапах урока.
2. Показать значение использования дидактического материала в коррекционной работе учителя.
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить и закрепить знания по разделам: «Система органов кровообращения» и «Опорно-двигательная система».
- изучить с учащимися систему органов дыхания, ее части;
- продолжить формировать интерес к строению своего организма;
- продолжить формирование умений и навыков в проектной деятельности при составлении мини-проектов,
-расширять кругозор.
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать умения анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить при выполнении различных заданий;
- корректировать и развивать память, зрительно-моторную реакцию учащихся;
-развивать речь учащихся, мышление, внимание;
- обогащать словарный запас;
- развивать творческое воображение при работе с иллюстрациями
(фото) к тексту;
- на примере презентации показать возможность использования ИКТ.
Воспитательные:
- мотивация здорового образа жизни,
- воспитывать интерес к изучению жизнедеятельности своего организма на примере системы дыхания
- заинтересовывать и побуждать к поиску дополнительной информации на основе межпредметных связей,
- способствовать положительной мотивации учебной деятельности,
-воспитывать самостоятельность при подготовке презентаций, сообщений.
Оборудование к уроку:
1. Презентация на тему: «Органы дыхания».(слайды).
2. Таблица: «Органы дыхания, строение».
3. Таблица: «Выбери правильный ответ».
4. Творческое задание с использованием биологических понятий и иллюстраций.
5. Раздаточный материал для индивидуальной работы.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
I. Организация учащихся к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление новой темы.
VI. Подведение итогов урока.
VII. Анализ и оценка работы на уроке.
VIII. Рефлексия
IX. Объяснение домашнего задания.

I. Организация учащихся к уроку.
У:Здравствуйте ребята! Проверьте, пожалуйста готовность к уроку.
Учащиеся проверяют готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания.
У:Ребята, вспомним изученные системы органов организма человека.
Вы готовили мини-проекты по темам: «Опорно-двигательная система» и «Система органов кровообращения».
Проверим знания.Слово для защиты мини-проекта по теме: «Опорно-двигательная система»предоставляется представителю 1 группы учащихся.
Слово для защиты мини-проекта по теме: «Система органов кровообращения»предоставляется представителю 2 группы учащихся.
У:Вопросы к классу:
1)Назовите органы опорно-двигательной системы.
Ответы:К органам опорно-двигательной системы относятся мышцы и скелет.
2)Назовите органы кровеносной системы.
Ответы:К системе органов кровообращения относятся сердце, кровеносные сосуды, кровь.
3)Назовите факторы отрицательного влияния на органы кровообращения.
Вредное влияние на органы кровообращения оказываю употребление алкоголя, наркотиков, курение.
4)Назовите факторы положительного влияния на органы кровообращения.
Укрепление и оздоровление органов кровообращения вызывают занятия спортом, физкультурой.

III. Изучение новой темы. (сл.1)
Сегодня на уроке мы начинаем изучать новую систему органов. Название системы вы узнаете выполнив задание: расположите буквы в порядке убывания размеров этих букв.(сл.2).

Итак, мы начинаем изучать систему органов дыхания.
Тема нашего урока «Органы дыхания». (сл.3).Открыли тетрадь, записали число и тему урока.
План.(сл.№4)
1. Значение дыхания.
2. Органы дыхания и их функция.
3. Гигиена дыхания.
Исключительно важно для человека дыхание. Известно, что без пищи
он может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, а без воздуха – всего несколько минут. Человек дышит постоянно, когда работает, ест, спит, гуляет.
Дыхание состоит из вдоха и выдоха. (сл.5).Процессы вдоха и выдоха. (сл.6).
Механизм вдоха.(сл.7) Во время вдоха воздух с кислородом поступает в организм человека. Механизм выдоха(сл.8). Во время выдоха воздух удаляется из организма.
Почему так важно дыхание. Работа каждой клетки, каждого органа нашего организма связана с потреблением энергии. Энергию вырабатывает сам организм. В каждой клетке происходит химическая реакция, в результате которой выделяется энергия. Для химической реакции необходим кислород, который поступает в организм во время вдоха. В результате химической реакции выделяется углекислый газ и пары воды, которые удаляются во время выдоха. Таким образом видно, что органы дыхания обеспечивают обмен газов между организмом и окружающей средой.
Дыхание – процесс обмена газов между организмом и окружающей средой (сл.№9).
Сделаем вывод и определим, какое значение имеет дыхание. (сл.№10).
Значение дыхания.
1. Поступление кислорода.
2. Удаление углекислого газа.
3. Удаление паров воды.
Газообмен происходит в легких. Но прежде чем воздух с кислородом дойдет до легких, он пройдет через ряд органов. Эти органы составляют систему дыхания (сл.№11). Органы дыхания представлены верхними дыхательными путями (носовая полость, ротовая полость, носоглотка, глотка) и нижними дыхательными путями (гортань, трахея, бронхи, лёгкие).
Начинается дыхание с поступления воздуха в носовую полость (сл.№14,15,16.17).
Носовая полость выстлана слизистой оболочкой, которая покрыта многочисленными волосками и пронизана кровеносными сосудами. Слизь убивает микробы, волоски очищают от пыли, кровеносные сосуды согревают воздух.
Почему не рекомендуется дышать ртом?
Почему нельзя кричать на морозе?
Почему на морозе нос красный?
Из носовой полости воздух поступает в носоглотку (сл.18).

Носоглотка – место соединения носовой полости и ротовой полости. Носоглотка выстлана слизистой и пронизана кровеносными сосудами. Носоглотка участвует в проведении и согревании воздуха.
Из носоглотки воздух поступает в гортань.(сл.№19,20,21,22) Гортань расположена в верхней части шеи. Она образована хрящами, которые соединены между собой связками и мышцами. В гортани находятся голосовые связки и между ними голосовая щель. Когда человек говорит, струя воздуха колеблет голосовые связки и возникает звук. Во время вдоха и выдоха воздух проходит через гортань.
Следовательно, гортань участвует в проведении воздуха и голосообразовании.

Из гортани воздух поступает в трахею.
(сл.№23,24).
Трахея – это трубка длиной 10-15 см. Ее составляют хрящевые полукольца. Мягкая задняя стенка трахеи не препятствует прохождению пищи по пищеводу. Такое строение не задерживает прохождение воздуха при любых движениях шеи. Трахея участвует в проведении воздуха.

Нижняя часть трахеи делится на два бронха(сл.№25). Крупные бронхи разветвляются на мелкие, как ветки у дерева. Бронхи участвуют в проведении воздуха.
Самые мелкие бронхи заканчиваются легочными пузырьками.
Легочные пузырьки пронизаны густой сетью кровеносных сосудов.
Мельчайшие бронхи и легочные пузырьки образуют легкие (сл.№26)
В легких происходит
Газообмен (сл.№27)

После газообмена совершается выдох по тем же органам, только в обратном направлении.
Назовите органы, по которым проходит воздух при выдохе?

IV.Физкультминутка. Релаксационная пауза .(сл.28)

Проведем наблюдения.
Закроем один носовой ход, а к другому поднесем кусочек ваты. Сделаем вдох и выдох. (сл.№29)

Что мы наблюдаем?

Проведем наблюдения.
Сделаем глубокий вдох и глубокий выдох. Сделаем легкий вдох и попробуем сделать глубокий выдох.
(сл.№30)
Что мы наблюдаем?
Сделайте вывод из полученных наблюдений.

V. Закрепление изученного материала.
Дать определение дыханию.
Какое значение имеет дыхание?
Из перечисленных функций выбрать только те, которые относятся к дыханию.
Учитель переворачивает слова и на обратной стороне получается предложение «Органы дыхательной системы». Учитель предлагает под названием разместить органы дыхания.

Следующее задание связано с определением органов дыхания на иллюстрации.
Определить под какими цифрами обозначены органы дыхания. (сл.31,32)

Следующее задание. По особенностям строения и выполняемым функциям определить орган дыхательной системы.(сл.№33)

Индивидуальная работа по карточкам.
Карточки №1.
Соедини орган дыхания и выполняемую им функцию (сл.№34,35).

Карточки №2.
Расположи органы дыхания в порядке прохождения по ним воздуха от носовой полости к легким.

VI. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы начали изучать систему органов дыхания.
Какой процесс в организме называется дыханием?
Перечислить органы дыхания.
И в заключении хочется напомнить еще раз, что здоровье надо беречь
смолоду. Помнить, что курение – самая распространенная вредная привычка в нашем обществе, оказывает вредное влияние на все органы и на органы дыхания в том числе.
Сравните легкие курящего и некурящего человека(сл.№36). Надеюсь, что каждый сделает для себя вывод. Тот, кто не начинал и не начинайте курить, а тот кто курит, тот обязательно должен бросить эту пагубную привычку.

VII. Анализ и оценка работы.
Учитель анализирует и оценивает работу уч-ся на уроке.

VIII. Рефлексия (сл.37).
Продолжите предложение:
1.Мне на уроке понравилось…
2.Я на уроке запомнил…
3.Я научился…

IX. Объяснение домашнего задания. 1.Учебник, стр.77-80,читать, пересказывать
2.Творческое задание:
1. Найти на своем теле места, где расположены органы дыхательной системы.
2.Приготовить сообщения, презентации на темы:
Действие табачного дыма на организм человека,
Заболевания дыхательной системы (туберкулёз, пневмония).
(сл.№38)
X.Спасибо за внимание.(сл.39)

Конспект урока биологии в 8 классе: "Значение дыхания. Органы дыхательной системы."

Цель урока: Изучить строение и функции органов дыхания, значение дыхания для организма человека.

Задачи урока:

Образовательные:

    раскрыть сущность процесса дыхания;

    раскрыть его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека;

    познакомиться со строением органов дыхания в связи с их функциями;

    познакомиться с мерами профилактики заболеваний голосовых связок.

Развивающие:

    продолжить работу по изучению строения и функций организма человека;

    активизировать мыслительную деятельность и самостоятельное добывание знаний;

    умение связывать строение и функции организма.

Воспитательные:

    обратить внимание на бережное отношение к здоровью своему и близких людей;

    воспитывать чуткость и внимательное отношение к людям.

Тип урока: урок-введение, изучение нового материала.

Ход урока.

    Организационный момент:

Взаимное приветствие учителя и учеников. Проверка готовности к уроку.

    Проверка домашнего задания:
    Самостоятельная письменная работа по вариантам.

Напишите определения нижеперечисленных понятий:

1 вариант

    Эритроциты

    Фагоцитоз

    Реципиент

  1. Большой круг кровообращения

    Венозная кровь

    Гипотония

    Верхнее артериальное давление

2 вариант

    Плазма крови

    Лейкоциты

    Иммунитет

    Малый круг кровообращения

    Артериальная кровь

    Гипертония

    Автоматизм

    Нижнее артериальное давление

    Актуализация знаний:

Эпиграф урока: “Пока дышу, надеюсь”
(Dum spiro, spero)
Овидий – римский поэт.

Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут).Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м 3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание? (Дыхание один из признаков жизни человека. По этому мы дышим, для того чтобы жить).

IV . Изучение нового материала

1 блок: Значение дыхания (Рассказ учителя)

1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.

2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.

3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.

Формула окисления

Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия .

Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.

Вопрос: Каким образом кислород поступает в клетки?

Ответ: Через кровь.

Вопрос: А как кислород проникает в кровь?

Ответ: Через лёгкие.

2 блок: Понятие дыхания (Рассказ учителя, частично-поисковый метод).

Найдите пожалуйста определение в учебнике и прочитайте его.

Подробное определение:

Дыхание – это процесс поступления О 2 в клетки организма, участие О 2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада.

Самое краткое определение:

Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.

Учащиеся записывают определение дыхания в рабочую тетрадь.

3 блок: Типы дыхания. (Рассказ учителя).

Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания – это лёгочное дыхание . Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.

Дыхание

Легочное Тканевое

Между воздухом и Между кровью и кровью. клетками тканей.

Ученики записывают схему в тетрадь.

4 блок: Строение органов дыхания (рассказ учителя с элементами беседы).

Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

Воздухоносный путь начинается с носовой полости .

Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом?

Ответ: Нет, потому что во носу воздух обеззараживается.

Опыт с двумя кроликами. Взяли двух кроликов. Одному из них ввели в носовую полость трубочки, чтобы воздух проходил, не соприкасаясь со стенками носовой полости. Через несколько дней кролик умер, а другой, дышащий нормально, остался жив. Объясните, почему?

Вывод: В носовой полости воздух обеззараживается.

Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.

Ответ: Мы заболеем, т.к. воздух проходя через носовую полость обеззараживается, согревается и смачивается, а в ротовой полости нет.

Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется.

(Учащиеся записывают вывод в своих тетрадях.)

Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов.

Вопрос: Как вы считаете, для чего в носовой полости так много кровеносных сосудов?

Ответ: Для согревания.

Вопрос: А для чего реснички в слизистой оболочке?

Ответ: Очищение от пыли.

Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.

Вопрос: Для чего нужна слизь?

Ответ: Для увлажнения и обеззараживания, так как в слизи находятся лимфоциты и фагоциты.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.

Строение гортани. Гортаньимеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный их них – щитовидный. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником.

Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)

Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания.

(Оно останавливается.)

В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок . Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться.

При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга.

У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.

Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе?

Ответ: При выдохе.

В мозгу существуют специальные центры речи. Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.

Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.

Из гортани воздух попадает в трахею.

Строение трахеи. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких. В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.

5 блок: Виды дыхательных путей (Рассказ учителя).

Носовая полость – носоглотка – гортань образуют верхние дыхательные пути.

Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.

Ученики записывают в тетрадь под диктовку).

V .Закрепление пройденного материала.

(Беседа по вопросам).

    Расположите последовательно органы образующие воздухоносные пути. (Носовая полость, носоглотка, ротоглотка, гортань).

    В чем проявляется связь строения и функций органов дыхания? (Для очищения воздуха имеются ворсинки, для согрева кровеносные капилляры. Строение и функции взаимосвязаны!).

VI .Подведение итогов урока. (Рассказ учителя)

ВЫВОДЫ

1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.
2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.
3. В гортани находятся две пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полости.
4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких.

Дети записывают выводы в тетрадь.

Оценки за активную работу на уроке.

VII .Домашнее задание

Выучить §23. Вопросы после параграфа проработать устно.