Сообщение о харун ар рашид. Империя харуна ар-рашида

Год издания: 1965

Страна: Венгрия

Будущий герой сказок был сыном халифа Мухаммада ибн Мансура аль-Махди и его рабыни аль-Хайзуран. Она была очень властной женщиной — буквально заставила влюбленного халифа освободить её и официально на ней жениться. Наследником халифа считался его старший сын от другой жены — Муса, но аль-Хайзуран продолжала интриговать. В конце концов, её муж согласился сделать наследником юного Гаруна и отправился в провинцию, которой управлял Муса, чтобы уговорить старшего сына отказаться от престола в пользу брата. В пути халиф скоропостижно скончался — видимо, в его окружении имелись и сторонники Мусы. Старший сын взошел на престол, но процарствовал всего год. Подговоренные аль-Хайзуран рабыни, вызванные потешить молодого халифа, задушили его подушкой. Трон Аббасидского халифата, простиравшегося от Закавказья до Гибралтара, наконец-то достался 21-летнему Гаруну аль-Рашиду.

Нового халифа не очень интересовала власть. От его имени правили мать и воспитатель Яхья ибн Халиб. Сам же Гарун предавался прилагавшимся к титулу удовольствиям. Он проводил время в пирах, оргиях в гаремах и прочих подобных увеселениях. Возможно, он действительно бродил инкогнито по ночному Багдаду в сопровождении неразлучного друга Джафара, сына Яхьи, но только в поисках новых приключений. В 789 году его мать умерла. Траур по ней лишь ненадолго прервал праздник жизни, который затянулся на 17 лет.

Всё неожиданно изменилось в 803 году. Во время ночного пира Джафар, сказавшись нездоровым, удалился в свои покои. Примерно через час Гарун подозвал доверенного евнуха и попросил его принести ему голову Джафара. Разбуженный визирь решил, что произошла ошибка, и вернулся в зал, где шел пир. Гарун удивился: «Я же велел не привести Джафара, а принести его голову». Верного друга обезглавили тут же в углу. Тело его разрубили на 17 частей и положили куски на всех багдадских мостах. Казни и изгнания посыпались на всё семейство Яхьи.

Гарун аль-Рашид решил править сам. Делал он это очень жестоко. Железной рукой халиф подавлял мятежи в далеких провинциях, а затем, устраняя потенциальных конкурентов, казнил военачальников, которые подавляли эти восстания. Репрессии обрушились и на жителей Багдада. Опасаясь бунта в столице, халиф почти в ней не жил, перенеся свою резиденцию в Ракку. Гарун аль-Рашид был фанатичным мусульманином. Он разрушил все христианские храмы в халифате, а также на приграничных территориях, заставил подданных-христиан носить особую одежду. Перепуганная Византия согласилась платить халифу ежегодную дань.

Государство, построенное на страхе, просуществовало недолго. Вскоре после смерти Гаруна аль-Рашида в 809 году его сыновья затеяли междоусобную войну, и Аббасидский халифат рассыпался.

В сентябре 786 года к власти пришел 5-й аббасидский халиф Харун аль-Рашид (в другой транскрипции Гарун ар-Рашид), под властью которого мусульманская держава достигла зенита своей славы, процветания и культуры. Русскому человеку он хорошо известен по сказкам «Тысячи и одной ночи» и стихотворению Николая Глазкова, в котором говорится, что:

«Он, себя за купца выдавая,
Посещал караван-сараи
И, вино распивая, от пьяных
Узнавал обо всех изъянах.

Был Гарун-аль-Рашид халифом,
Но не верил ни льстивым фразам,
Ни причесанным сводкам-мифам,
А старался быть ближе к массам!»

Двадцатидвухлетний Харун, родившийся в 763 году, наследовал своему брату аль-Хади, правившему в 785 – 786 годах.

Средневековые арабские источники [труды арабского историка и богослова Ибн Джарира ат-Табари (838 – 923), историка и географа Абу-ль-Хасана аль-Масуди (умер в 956 году) и других] дают нам довольно достоверную картину его правления, и стоит сказать, что она весьма далека от той, что пришла к нам в легендах и мифах об идеальном мусульманском халифе.

Он вряд ли походил на персонажа из сказок, а арабская держава того времени мало походила на идеальный халифат, созданный фантазией следующих поколений, хотя годы его правления действительно стали временем экономического и культурного расцвета арабской государственности, а также запомнились победоносными походами против Византии. Но именно при аль-Рашиде начался политический распад империи и общий упадок ее административной системы. Это были первые ростки неблагополучия, которые во времена правления его преемников переросли в гражданскую войну. Видимо, тяжелые годы, последовавшие за его правлением, и заставили мусульман вспоминать пятого халифа аббасидов с теплотой, всячески идеализируя и его самого, и его время.

Харун аль-Рашид был третьим сыном халифа аль-Махди и его вторым сыном от йеменской рабыни аль-Хайзуран, на которой халиф женился, даровав ей свободу, в 775 году. Его мать, Он аль-Хайзуран, сыграла и в судьбе аббасидского халифата, и в судьбе своих сыновей весьма значительную роль. В гаремах халифов, как, впрочем, и всех знатных мусульман, шла жестокая борьба между многочисленными женами, и каждая из них стремилась пристроить в главные наследники именно своего сына. А о способности аль-Хайзуран плести интриги даже в те годы ходили легенды.

Детство Харуна прошло в роскоши – мальчик рос в халифском дворце. Его воспитателем был назначен Йахья ибн Халид, происходящий из иранской династии Бармакидов. Этот знаменитый персидский род при Аббасидах весьма сильно возвысился, и Халид с сыновья-ми аль-Фадлом и Йахьей практически управляли халифатом. Один был воспитателем наследника, второй – советником халифа аль-Махди.

Мать и наставник Йахья, стараясь поднять престиж наследника и расчистить ему путь к трону, уговорили халифа назначить аль-Рашида главой двух военных экспедиций против Византии. Понятно, что юноша (а будущему халифу во время первого похода было всего 16 лет), был чисто номинальным главой, а всем распоряжались опытные военачальники. Но, тем не менее, цель была достигнута, боевая слава двух удачных походов – во время первого похода в 779 – 780 годах была захвачена крепость Самалу, а во время второго в 781 – 782 годах достигнут Босфор – досталась именно ему. По возвращении из походов Харун был назначен правителем Ифрикии (современный Тунис), Сирии, Армении и Азербайджана, то есть фактически стал высшим администратором в халифате. Наставник Йахья стал начальником его канцелярии.

Тем не менее, аль-Рашид пока еще был вторым в очереди на главный престол. Но благодаря ряду интриг, проведенных его матерью и верным Йахьей аль-Махди, халиф принял решение назначить именно Харуна своим первым преемником и отправился в Гурган с намерением заставить Мусу, правителя этой провинции, отказаться от своей очереди на престол. В дороге аль-Махди неожиданно умер, причем при весьма таинственных обстоятельствах, что позволяет предположить, что сторонники Мусы также не дремали.

Управляющий двором халифа заставил столицу принести присягу Мусе, и тот взошел на престол под именем аль-Хади. Сторонники Харуна попытались поднять бунт, который был весьма быстро подавлен, а сам Харун оказался в тюрьме, где был вынужден отказаться от каких-либо претензий на трон. Йахью, сторонника аль-Хади, обвинили в неверии, и ему грозила смерть. Но аль-Хади в 786 году умер так же внезапно, как и его предшественник, и тоже при весьма странных обстоятельствах, и путь на престол Харуну был расчищен. Молва обвиняла в смерти аль-Хади мать Гаруна аль-Хайзуран и Йахью, но насколько это верно, сказать трудно, хотя логика развития ситуации подсказывает, что подозрения не были безосновательными. Заметьте, что Харун практически ничего не сделал для своего воцарения, до поры до времени он был лишь пешкой в руках опытной матери и не менее опытного воспитателя. Йахья был сразу же назначен визирем, и Харун фактически устранился от управления халифатом. Даже отчитывался визирь о своей работе не халифу, а его матери. Кто из них правил: мать или воспитатель, – сказать сложно. Но Харун был тут явно ни при чем.

Волнения на окраинах халифата. Походы на Византию

На окраинах халифата продолжались волнения, в 788 и в 794 году вспыхивали антиаббасидские восстания в Египте, имевшие в основном социальные корни: богатейшая провинция была задавлена налогами на армию, направленную в Ифрикию. Восстания были подавлены, но волнения в государстве не прекращались: берберы больше не хотели жить под властью арабов, и в 789 году в Марокко установилась власть местной династии Идрисидов, а через год – в Ифрикии и Алжире – Аглабидов. Затем, в 794 – 795 годах, вспыхнул мятеж в Кайраване (Тунис), который был также подавлен, но в 797 году, во время очередного восстания, Харун был вынужден возложить правление Ифрикией на местного эмира Ибрахима ибн аль-Аглаба, потребовав с него ежегодную подать в размере 40 тысяч динаров.

В 795 году в Йемене также вспыхнуло восстание под руководством Хайсама аль-Хамдани; оно продолжалось девять лет.

Сирия и вовсе пребывала в постоянном волнении, и в 796 году халифу даже пришлось направить туда войско во главе с Бармакидом Джафаром. Именно волнения в Сирии стали основной причиной переезда Харуна из Багдада в Ракку на Евфрате, где он и стал проводить бо льшую часть времени, изредка отправляясь в военные походы против Византии или в паломничество в Мекку. В Багдаде, который Харун не любил, он старался показываться как можно реже.

Возникали и другие проблемы: жители провинций Дайлам и Табаристан, как, собственно, и остальных восточных владений, восприняли ислам хотя и целиком, но не полностью, и, по сообщениям одного из историков, Харун был вынужден лично заниматься в Табаристане насаждением ислама. Но полностью искоренить языческие верования ему так и не удалось. На неустойчивую веру очень легко накладывалась пропаганда противников Аббасидов, и в 792 году один из Алидов, Йахья ибн Абдаллах, при поддержке местной знати, поднял восстание в Дайламе. Туда отправился аль-Фадла, который, много чего наобещав, в том числе и амнистию всем участникам восстания, добился его прекращения и выдачи Йахьи. Харун, однако, под выдуманным предлогом амнистию отменил, и Йахья оказался в тюрьме.

Продолжали свои выступления и хариджиты, которые особенно активизировались в провинциях Северной Африки, Северной Месопотамии и в Сиджистане. Участники восстания в Месопотамии в 794 году под руководством аль-Валид аш-Шари не только захватили Нисибин, но и привлекли на свою сторону племена аль-Джазиры. Против них были направлены войска, и смутьяны были рассеяны. Восстание же в Сиджистане под предводительством Хамза аш-Шари в 795 году оказалось намного мощнее, и восставшие, захватив Харат, распространили свою власть на иранские провинции Кирман и Фарс. Харун так и не сумел справиться с ними до самого конца своего царствования.

Были охвачены волнениями также и Хорасан и некоторые соседние области. Так что говорить о «золотом времени Харуна аль-Рашида» вряд ли возможно. Сам он, стараясь не обращать внимания на внутренние настроения, пытался исполнить свой религиозный долг, как он его понимал, и все-таки захватить Византию. Различные стычки с войсками империи происходили ежегодно, а несколько раз халиф лично возглавлял наиболее значительные походы. Харун даже создал особую пограничную область с укрепленными городами-крепостями, которая служила одновременно и плацдармом для атак, и щитом для халифата.

В 797 году, воспользовавшись продолжающимися в Византии распрями и ее войной с болгарами, Харун захватил крепость ас-Сафсаф и довольно далеко прошел в глубь византийской территории. Императрица Ирина, правившая уже от своего имени, вынуждена была заключить с ним очередной мирный договор, еще более ущемляющий права Византии.

Сменившему ее в 802 году императору Никифору этот договор не понравился, и он возобновил военные действия. Харун сначала отправил в Византию сына Касима с войском, а позже и лично возглавил поход. Поход оказался весьма удачным: в течение 803 – 806 годов мусульмане захватили множество византийских городов и селений, в том числе Геракл и Тиану, и дошли до Анкиры. Никифор, оказавшийся между молотом и наковальней – ведь продолжалась война с болгарами, – был вынужден заключить с Харуном мир на еще более тяжелых условиях, чем условия прежнего договора.

Перенеся столицу в Багдад, Аббасиды перестали интересоваться Средиземным морем. Харун же начал возрождать флот и в 805 году предпринял успешный морской поход против Кипра, а в 807 году совершил поход на остров Родос.

Падение Бармакидов

В первые семнадцать лет правления Харун аль-Рашида халифат почти полностью управлялся Бармакидами. Йахья был визирем, его сын Аль-Фадл – наместником в Иране, Армении и Азербайджане, а второй сын Йахьи, Джафар, хотя и не занимал официальной должности, но его влияние на халифа было также весьма велико. Он был лучшим другом Харуна и находился при нем практически неотлучно. Впрочем, Ат-Табари утверждает, что дело тут вовсе не в дружбе, а в гомосексуальных наклонностях, которые и в те далекие времена не были чем-то из ряда вон выходящим. Если это так, то тогда не слишком хорошее отношение Йахьи к дружбе сына с халифом объясняется очень просто.

Около 790 года умерла мать Харуна аль-Хайзуран, соратница Йахьи во многих делах, и влияние Бармакидов стало понемногу исчезать. Сразу же после смерти матери Харун отобрал у Джафара государственную печать, а враг Бармакидов аль-Фадла ибн Рабии был назначен хаджибом вместо Бармакии. Также, уже в 796 году, наместником Хорасана стал некий Али ибн Иса ибн Махан, несмотря на то что Йахья весьма сильно возражал против этой кандидатуры.

Бармакиды постепенно оттеснялись от реальной власти, хотя и сохраняли статус ближайших помощников халифа. Сам же Харун уже старался опираться на тех мавали, которые полностью зависели от его воли и в решающие моменты жизни халифата не раз доказывали Харуну свою преданность.

29 января 803 года Харун отдал приказ убить Джафара, а Йахью и членов его семьи отправить в тюрьму. Многие восприняли эти действия как внезапную перемену в его характере, но мы видим, что падение Бармакидов готовилось Харуном много лет. Объяснил он свои действия, как часто объяснялись подобные вещи в те времена, желанием возвратиться к истинному исламу.

Средневековые историки, впрочем, не слишком поверили Харуну, утверждая, что Бармакиды были весьма благочестивы, сооружали во множестве общественные здания, улучшали оросительную систему, ремонтировали колодцы и были справедливы при решении различных споров. Аль-Масуди даже написал, что «процветание империи уменьшилось после падения Бармакидов, и все убедились, насколько несовершенными были действия и решения Харуна аль-Рашида и дурным – его правление». Возможно, он был прав, так как решения последнего периода царствования аль-Рашида во многом способствовали усилению гражданской войны и последующему распаду империи. Харун, например, несмотря на множество донесений о плохом правлении наместника Али ибн Исы, отказывался снимать его с поста, продолжая принимать от того ценные подарки. Это, в итоге, привело к восстанию в Хорасане, которое в 806 году чуть не разрушило халифат, и только после этого Харун снял наместника. Решение было запоздалым: Хорасан уже фактически перестал подчиняться Багдаду. Харун лично, в сопровождении двоих сыновей, аль-Мамуна и Салиха, и с большой армией отправился туда наводить порядок, но заболел и был вынужден остановиться в Тусе. В Исфахани же в это время, в тылу его армии, вспыхнуло восстание хуррамитов – секты, сочетающей шиитские воззрения с зороастризмом. В 809 году Харун аль-Рашид умер, так и не сумев ликвидировать смуту.

Религия и культура

Харун аль-Рашид неоднократно подчеркивал религиозный характер своей власти. Он сам регулярно совершал хадж и жестоко наказывал еретиков. Даже всеобщая амнистия, объявленная им при вступлении на трон, не коснулась тех, кто «извращает веру».

Но, что интересно, при всех религиозных преследованиях Харун поощрял бармакидских министров, которые покровительствовали деятельности переводчиков, открывавших мусульманам индийских, иранских, а позднее и греческих авторов. Он, видимо, не понимал, что подобная литература зачастую уводит людей от ислама, прививая им свободу мышления и демонстрируя людям иные точки зрения. Хотя, возможно, здесь перевешивала любовь к славе, а Харун всегда хотел сделать свою столицу мировым центром культуры.

При Харуне впервые за долгое время стали подвергаться жестокому преследованию иноверцы. В 806 году он отдал приказ разрушить все церкви вдоль византийской границы, а через год возобновил старинные ограничения для немусульман. Отныне те должны были вместо поясов носить веревки, на голове стеганые шапки и даже туфли не такие, как у мусульман. Также им запрещалось ездить на лошадях, и они могли пользоваться только ослами, причем вместо кисточек на седельных луках они должны были использовать деревянные шишечки.

Еще один интересный нюанс: Харун был первым халифом, который не сам писал свои пятничные проповеди. В мечети по пятницам он читал тексты, которые за него писали его секретари. Объясняется ли это желанием сделать свои выступления более красноречивыми или небрежением к богослужению – сказать сложно. Впрочем, современники вспоминают Харуна как человека, твердо исполнявшего все заповеди. Однако аскетизм ему явно не был присущ: например, на свою свадьбу халиф потратил из казны 50 миллионов дирхемов. Его двор вообще был средоточием роскоши, которая вошла в легенды. Понятно, что подобный роскошный образ жизни требовал четкой организации сбора налогов, чем халиф занимался лично и в 800 году даже специально приехал из своей резиденции в Багдад взыскивать недоимки. Недоимщиков били и отправляли в тюрьму. У жителей Багдада вообще остались не слишком хорошие воспоминания о Харуне. Как, впрочем, еще и у многих его современников. В 796 году, например, когда Харун находился в Хире, жители соседней Куфы даже попытались убить его.

Помимо бурного развития культуры в годы правления Харуна очень сильно развивалась и торговля, а мусульманские купцы были известны от Китая до Восточной Африки. Именно к этой известности относят многие историки и легенду об обмене подарками между Харуном и Карлом Великим и предоставление последнему особых прав в Иерусалиме. Никаких упоминаний этих прав и подарков в арабских источниках нет, так что, скорее всего, это просто легенды, придуманные франками, или, как говорят сегодня, пиар.

Но, несомненно, главной политической ошибкой Харуна стало разделение власти между своими наследниками, сыновьями от разных жен – аль-Мамуном и аль-Амином. После смерти Харуна это привело к кровопролитной гражданской войне, а халифат перестал быть единым государством, расколовшись на множество мелких провинций, где власть «повелителя правоверных» признавали лишь номинально.

Идеальный правитель – это миф?

Харун вошел в историю как идеальный правитель. Увы, мы часто сталкиваемся с тем, что народная память, создавая легенду, мало обращает внимания на факты и подлинные события. То же произошло и с Харуном.

Цельная личность, предстающая перед нами в сказках, имеет мало общего с реальным образом шестого аббасидского халифа. В легендах нет ни слова ни о восхождении Харуна на трон, ни о том, что к фактической власти он долгое время не имел практически никакого отношения, ни о многочисленных восстаниях, которые расшатали устои мусульманской государственности, ни даже об успешных военных походах, которые он весьма любил.

Не упоминается и то, что сначала халиф отдал свою власть Бармакидам, а потом коварно и жестоко расправился с ними. Легенды, кстати, хвалят Бармакидов, осторожно обходя бесславный и для них, и для халифа конец. С полным пониманием, впрочем, относясь к капризам и деспотизму халифа – в Средние века такое поведение было нормой.

Многие легенды описывают личную заинтересованность Харуна в судьбе отдельного простого человека, его участие в делах багдадских купцов, ремесленников, поэтов и музыкантов, забывая о том, что в Багдаде халиф мало того что практически не жил, так еще и питал к нему неприязнь.

Вряд ли такой любитель роскоши, каким представляют историки халифа, мог бродить, ища развлечений, по ночному Багдаду со своим верным визирем Джафаром и телохранителем-палачом Масруром, переодетым в нищенские лохмотья.

Что интересно, в легендах Джафар выступает как отрицательный персонаж – нелюбимый народом чиновник-функционер и послушный исполнитель воли халифа, а не как одна из влиятельнейших персон в управлении халифатом, которой он, несомненно, являлся.

Что ж, народ мечтал об идеальном – добром и всемогущем – правителе и получил его – хотя бы в качестве персонажа легенд.

ГАРУН АР-РАШИД (766–809), пятый багдадский халиф из династии Аббасидов.

Родился в феврале 766 в Рее (близ совр. Тегерана). Сын халифа аль-Махди (775–785) и аль-Кайзуран, бывшей рабыни из Йемена. Его воспитателем был Яхья бен Халид, представитель знатного иранского рода Бармекидов (Бармакидов). В 781, в пятнадцатилетнем возрасте, был поставлен во главе похода против Византийской империи. В 782 с огромной армией вторгся в Малую Азию, разбил византийского стратега Никиту и дошел до Хрисополя (совр. Ускюдар, Турция) на азиатском берегу Босфора напротив Константинополя. Это вынудило регентшу Ирину подписать мирный договор с условием уплаты Багдадскому халифату ежегодной дани в 70 тыс. золотых динаров. По возвращении удостоился торжественной встречи, получил почетное прозвище ар-Рашид (Справедливый), был назначен наместником Туниса, Египта, Сирии, Армении и Азербайджана и признан вторым (после своего брата аль-Хади) в линии наследования престола.

После смерти отца в 785 поддержал переход власти к аль-Хади. Однако вскоре его отношения с новым халифом, по-видимому, ухудшились; аль-Хади решил назначить преемником своего сына Джафара. Когда же 14 сентября 786 аль-Хади скончался (есть версия, что он был задушен по приказу матери, аль-Кайзуран), Гарун ар-Рашид заставил Джафара отказаться от своих прав на престол и занял его сам.

Став халифом, сместил всех визирей и наместников провинций, назначенных его предшественником, заменив их своими ставленниками. Главным визирем стал Яхья бен Халид; важные посты получили также его сыновья и другие члены клана Бармекидов. Однако в первые годы правления Гаруна ар-Рашида реальная власть находилась в руках аль-Кайрузан. После ее смерти в 789 резко возросло политическое влияние Бармекидов. В 803 халиф устроил резню Бармекидов (был казнен и Яхья бен Халид); их огромные богатства были конфискованы.

Царствование Гаруна ар-Рашида выпало на время внутреннего ослабления Багдадского халифата. Ему пришлось постоянно бороться с восстаниями и сепаратистскими движениями. В 788 халиф подавил мятеж Яхьи, потомка халифа Али (656–661) и Фатимы (дочери пророка Мухаммеда), в Табаристане (в Северном Иране), но не смог помешать его родственнику Идрису основать независимое государство в Марокко (царство Идрисидов). В 788 и 794–795 посылал войска в Египет, где происходили массовые антиналоговые выступления, в 796 – в Сирию для усмирения сторонников свергнутой в 750 династии Омейядов . В 800 был вынужден признать Ибрагима бен аль-Аглаба автономным правителем Ифрикии (совр. Тунис и Восточный Алжир) на условиях уплаты значительной дани (княжество Аглабидов). Только в 804 он сумел справиться с начавшемся еще в 795 антиаббасидским движением в Йемене.

Стремился укрепить единство государства на базе официального ислама, делая ставку на духовенство и суннитское большинство населения. Осуществлял репрессии против оппозиционных движений в исламе (шиитов , хариджитов), проводил политику ограничения прав немусульманских групп в халифате.

Во внешней политике основное внимание уделял отношениям с Византией. Осенью 791 войска Гаруна ар-Рашида вторглись на ее территорию и вынудили византийского императора Константина VI (780–797) заключить унизительный мир, согласившись ежегодно уплачивать дань халифату. Осенью 797, после свержения Константина VI, организовал поход во Фригию и заставил императрицу Ирину (797–802) подтвердить обязательство ежегодной выплаты дани. Отказ нового византийского императора Никифора I (802–811) от этого обязательства спровоцировал очередной всплеск военных действий между двумя странами: в 805 арабы захватили о.Кипр, в 806 вторглись в Малую Азию и взяли Гераклею Понтийскую (совр. Эрегли, Турция) и Тиану (совр. Кемергисар, Турция), в 807 овладели о.Родос.

Гарун ар-Рашид превратил Багдад в самую блестящую и одновременно интеллектуальную столицу Востока. Возвел для себя роскошный дворец; строил школы, больницы, библиотеки. Активно покровительствовал наукам и искусствам. Привлекал ко двору знаменитых ученых, поэтов, врачей и музыкантов, в том числе чужеземцев. Сам увлекался наукой, писал стихи. Установил контакты с Китаем и Франкским государством (переписывался с Карлом Великим). Ввел обязательное использование бумаги, незадолго до него проникшей из Китая, в административном делопроизводстве.

В начале 809 повел войска в Среднюю Азию для подавления вспыхнувшего в 806 в Мавераннахре восстания Рафи ибн Лейса, но в пути заболел и 24 марта 809 умер в Тусе (провинция Хорасан), где и был похоронен.

Фигура Гаруна ар-Рашида была идеализирована в арабском фольклоре. Он стал одним из героев «авантюрных» новелл Тысячи и одной ночи , где предстает добрым, мудрым и справедливым государем, защищающим простых людей от нечестных и корыстолюбивых чиновников и судей. В ней Гарун ар-Рашид, переодевшись в купеческое платье, ходит в сопровождении визиря Джафара (сына Яхьи бен Халида) по ночным улицам Багдада и посещает базары и караван-сараи, чтобы узнать об истинном положении дел в стране и нуждах своих подданных.

Иван Кривушин

Гарун-аль-Рашид

Гарун-аль-Рашид
Правитель Багдада из арабских сказок «Тысяча и одна ночь». В этих сказках Гарун-аль-Рашид описывается как мудрый, справедливый правитель и покровитель искусств. Стремясь узнать нужды беднейшего населения, он бродит, переодевшись купцом, по улицам Багдада, обычно сопровождаемый своим визирем Джафаром Бармакидом.
У героя сказок есть реальный исторический прототип - багдадский халиф Харун-ар-Рашид (763-809), который совершенно непохож на идеализированный образ правителя из «Тысячи и одной ночи».
«Рашид» по-арабски - «справедливый».
Имя нарицательное для сказочно богатого человека, который щедрой рукой раздает богатства, помогает людям и т. д. (шутл.-ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Гарун-аль-Рашид" в других словарях:

    См. Тысяча и одна ночь. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    ГАРУН АЛЬ РАШИД, смотри Харун ар Рашид … Современная энциклопедия

    См. Харун ар Рашид … Большой Энциклопедический словарь

    См. Харун ар Рашид. * * * ГАРУН АЛЬ РАШИД ГАРУН АЛЬ РАШИД, см. Харун ар Рашид (см. ХАРУН АР РАШИД) … Энциклопедический словарь

    Гарун аль-Рашид - средневековый восточный властитель, согласно легендам, переодевался простым человеком и покидал дворец, чтобы узнать, что думают люди и творить добро неузнанным; при высококачественной деспотии эффективность методики в смысле первой задачи… … Мир Лема - словарь и путеводитель

    Гарун Аль-Рашид - ГАРУ́Н АЛЬ РАШИ́Д, см. Харун ар Рашид … Биографический словарь

    Халиф из династии Аббасидов (См. Аббасиды); см. Харун ар Рашид … Большая советская энциклопедия

    Гарун-аль-Рашид - Гар ун аль Раш ид, а … Русский орфографический словарь

    - … Википедия

    - … Википедия

Книги

  • Багдадский вор (аудиокнига MP3) , Андрей Белянин. О благословенный город, воспетый Шахерезадой! Высокие минареты, пение муэдзинов, призывающих правоверных к вечерней молитве... И вот уже лучатся яркие звезды на бархатном фиолетовом небе.… аудиокнига
  • Багдадский вор , Андрей Белянин. О благословенный город, воспетый Шахерезадой! Высокие минареты, пение муэдзинов, призывающих правоверных к вечерней молитве... И вот уже лучатся яркие звезды на бархатном фиолетовом небе.…
  • Дата:
    1920 год

по «Тысяча и Одной ночи»

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Гарун аль-Рашид — калиф.
Джафар — великий визирь.
Синдбад — купец.
Рыбак
Сила Сердец — наложница калифа.
3обейда — первая жена калифа.

Послы Карла Великого, купцы, носильщики, рабыни,слуги, пираты, негр, морской старик и др.

Место действия Багдад.
Время действия IX век по Р. X.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
КАРТИНА ПЕРВАЯ

Базар. Палатки, где торгуют арабы, персы, византийцы, китайцы.

СЦЕНА ПЕРВАЯ

Проходят покупатели, приценяясь и покупая. Появляется калиф с Джафаром; все расступаются, кланяясь. Они подходят к лотку китайца, который показывает калифу большие листы бумаги. Калиф удивляется. Джафар объясняет ее назначенье: «На этой вещи, которую недавно изобрели китайцы, можно писать лучше, чем на коже или листе пальмы» . Калиф награждает китайца и, довольный, уходит с Джафаром. Оживление возобновляется.

СЦЕНА ВТОРАЯ

Сила Сердец, любимая наложница калифа, влюблена в купца Синдбада. В сопровожденье служанки она приходит на базар рассматривает товары Синдбада, и между ними разыгрывается любовная сиена, прерываемая приходом других покупателей. Наконец Синдбад просит Силу Сердец принять его в ее доме. Она боится. Он успокаивает ее, залезает в тюк материи, и его раб, негр, взвалив тюк на спину, идет за Силой Сердец, которая смеется.

КАРТИНА ВТОРАЯ

СЦЕНА ПЕРВАЯ

Зала в доме Силы Сердец.

Раб вослед за хозяйкой вносит тюк с Синдбадом и, положив его на ковер, удаляется. Сила Сердец продолжает смеяться и, шаля, катает тюк, мешая Синдбаду выбраться. Вдруг вбегает служанка с криком: «О госпожа, к тебе идет твой господин, калиф» . Сила Сердец в ужасе катит в угол тюк с Синдбадом. Входит калиф. Сила Сердец ласкается к нему, поминутно оглядываясь на тюк. Калиф замечает это и спрашивает, что там. Сила Сердец смущается, и калиф направляется в угол. Тогда Сила Сердец начинает прыгать, крича: «Спасите меня, здесь мышь» . Калиф поворачивается к ней и начинает ловить мышь. Синдбад пользуется случаем, вылезает из тюка и скрывается за занавесом. Калиф развертывает тюк, видит, что в нем только материя, и, успокоенный, ласкает Силу Сердец. Синдбад выглядывает из-за занавеса, ревнуя.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ

СЦЕНА ПЕРВАЯ

Комната Зобейды.

Зобейда, жена калифа, ревнует его к прекрасной наложнице. Она хлопает в ладоши и говорит вошедшей служанке: «Позвать ко мне великого визиря Джафара» . Служанка возвращается с Джафаром, который целует землю между рук Зобейды. Зобейда жалуется ему на калифа. Джафар не знает, что делать. Зобейда задумывается, наконец решается и говорит Джафару: «Уведи калифа гулять хотя бы на полдня и остальное предоставь мне» . Джафар кланяется и уходит.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
КАРТИНА ПЕРВАЯ

Равнина за городом. Вдали река.

СЦЕНА ПЕРВАЯ

Калиф, Джафар и придворные играют в поло. Калиф останавливается, вспоминая о Силе Сердец (ее фигура на заднем плане). Джафар его утешает и приглашает состязаться в скачке до реки. Калиф согласен, они скачут, калиф впереди.

СЦЕНА ВТОРАЯ

У реки рыбак забрасывает сети. Они зацепились обо что-то на дне, он сбрасывает одежду и ныряет. Тем временем проходит бродяга, хватает одежду и убегает за холм. Въезжает калиф, один. Он сходит с лошади и пьет воду из кувшина рыбака. Рыбак вынырнул с сетью, ищет свою одежду, увидал калифа, замахивается на него огромной дубиной и кричит: «Это ты, сын дьявола, украл мою одежду. Отдавай мне свою — или я тебя убью» . Калиф пытается спорить, но уступает и снимает свою верхнюю одежду. Рыбак ее примеряет, она длинна, он обрезает на ней полы. Тем временем калиф сзади оглушает его ударом дубины по голове. Въезжает Джафар и придворные. Калиф со смехом рассказывает им случившееся и приказывает: «Несите этого рыбака в мой дворец и, когда он очнется, до заката солнца повинуйтесь ему как калифу. Клянусь великой клятвой: на это время вся моя власть принадлежит рыбаку» . Рыбака уносят.

СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Дворец Зобейды.

Зобейда приказывает невольницам: «Приготовьте все для пиршества и пригласите ко мне Силу Сердец» . Подходит к потайному шкафчику и поочередно вынимает два флакона, на одном написано «Сон» , на другом «Смерть» (флаконы показываются отдельно); после колебанья Зобейда берет флакон с надписью «Смерть» . Вносят блюда, кувшины, с одной стороны выстраиваются танцовщицы, с другой-девушки с флейтами и цитрами. Входит Сила Сердец, целуя край платья Зобейды. Та ласково приглашает ее сесть. Пир и праздник. Танцы. Зобейда не решается отравить Силу Сердец, берет из шкафчика второй флакон с надписью «Сон» (он демонстрируется) и выливает содержимое в кубок Силы Сердец, Зобейда приказывает: «Отдайте этот сундук чужестранцам, которые навсегда покидают нашу страну".

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
КАРТИНА ПЕРВАЯ

Тронный зал во дворце калифа.

Вносят рыбака, одетого калифом, и сажают его на трон. Рыбак шевелится, чихает, очнулся. Все повергаются перед ним ниц. Он тоже повергается ниц, его поднимают и сажают на трон. Джафар выступает, спрашивая: «Что с тобою, о калиф?» Рыбак показывает на голову и хочет бежать. Его почтительно удерживают. Он говорит: «Я, должно быть, сплю. Если я калиф, пусть мне дадут хорошей еды» . Это исполняется. Рыбак доволен, но еще сомневается. «Если я калиф, пусть приведут мне мой гарем» . Перед ним проводят женщин всех наций. Рыбак волнуется, начинает верить, но говорит, указывая на Джафара: «Пусть этому дадут пятьдесят палочных ударов, тогда я поверю» . Это исполняется. Калиф, вне себя от беспокойства, ищет Силу Сердец. Все отговариваются незнаньем.

КАРТИНА ВТОРАЯ

Комната в башне магов.

Несколько стариков читают большие книги. Калиф вбегает к ним, взволнованный: «Где Сила Сердец?» Маги жгут на треножнике травы, в дыму возникает сундук, который приоткрывается, и в нем видна Сила Сердец. Калиф выхватывает меч и начинает ломать сундуки в их комнате. Оттуда показываются нечистые духи в разных видах. Испуганный калиф уходит.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ

Тронный зал.

К калифу прибыло посольство Карла Великого. Входят рыцари и оруженосцы. Их принимает рыбак. Он сперва пугается, когда они салютуют мечами. Ободрившись, выпрашивает разные вещи, которые видит на них. Ему говорят: «О калиф, ты должен отдарить послов» . Он колеблется, наконец решается, и по его знаку слуги вносят разные вещи. Слуги Зобейды вносят сундук с Силой Сердец (он, полуприкрытый, демонстрируется на заднем плане) и отдают его послам со словами: «От госпожи нашей Зобейды» . Послы уходят. За ними уносят вещи. Вбегает калиф с обнаженным мечом и начинает ломать сундуки. Рыбак думает, что это вор, и кричит: «Убейте его» . Придворные колеблются, а Джафар ударом палки сзади оглушает рыбака, которого по знаку калифа переодевают в простое платье и уносят. Калиф приказывает: «Вскрывайте все сундуки во дворце» .

КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ

Улица Багдада перед дворцом.

Слуги вносят рыбака и бросают на землю. Он садится, удивляется и то принимает гордые позы, то щупает себя. Проходит посольство. Рабы с трудом несут поклажу, видя рыбака, хватают его и, несмотря на его протесты и угрозы, заставляют взять на плечи один из сундуков. В нем Сила Сердец (демонстрируется на заднем плане). Рыбак отстает от других и убегает с сундуком. За ним гонятся, но напрасно. На базаре перед лавкой Синдбада он останавливается отдохнуть и садится на сундук. Сила Сердец просыпается и двигается (демонстрируется на заднем плане!. Рыбак вскакивает и, продав сундук Синдбаду, убегает. Синдбад освобождает Силу Сердец.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
КАРТИНА ПЕРВАЯ

Дом Синдбада.

Синдбад женится на Силе Сердец. Праздник, кади совершает формальности брака, записывает его в книгу. Невесту ведут в спальню. Туда же в сопровожденье женщин входит Синдбад. Является Джафар. «Именем калифа приказываю тебе не вступать в брак с Силою Сердец.» . Все смущены. Синдбад объясняет, что брак уже заключен. Джафар говорит: «Тогда именем калифа приказываю тебе развестись» . Синдбад в отчаянье, но должен покориться. Он и Сила Сердец следуют за Джафаром.

КАРТИНА ВТОРАЯ

Дворец Зобейды.

Калиф у Зобейды. Та, скрывая свою ревность, спрашивает, что будет, если Синдбад уже женился на Силе Сердец. Калиф отвечает: "Я не могу отнять жену у моего подданного и разведу их". Он уходит. Зобейда зовет. Входит слуга. Зобейда приказывает: "Когда Синдбад пойдет разводиться, схватить его и отдать пиратам. Тогда он будет вне власти калифа, и, пока он жив, калиф не коснется Силы Сердец". Слуга уходит.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ

Вечер. Улица. Багдада.

Джафар ведет Силу Сердец и Синдбада. Вооруженные люди нападают на них и уносят Синдбада. Джафар их преследует. Сила Сердец возвращается в дом Синдбада (на заднем плане). Синдбада приносят в воровской притон у реки. Пираты щупают его, смотрят ему на зубы и наконец покупают и ведут за собой к паруснику.

КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ

Море.

Корабль в море. На палубе пираты пьют, играют в кости, заставляют Синдбада прислуживать им. Буря. Корабль тонет, пьяные пираты тоже. Синдбад плывет. Воспоминанье о Силе Сердец (на заднем плане).

КАРТИНА ПЯТАЯ

Пустынный остров.

Синдбад выходит на берег и встречает почтенного старика. Тот просит перенести его через ручей. Едва очутившись на спине Синдбада, он сжимает его коленями, колотит палкой и заставляет возить по острову, причем рвет с деревьев плоды и ест. Синдбад выжимает в пустую тыкву сок винограда и ставит на солнце. Старик после некоторого времени пьет этот сок, пьянеет и, заснув, падает с плеч Синдбада. Синдбад вновь у моря, машет чалмой, корабль пристает и берет его с собою (на заднем плане). Сила Сердец противостоит уговорам калифа. Синдбад плывет к Багдаду.

КАРТИНА ШЕСТАЯ

Площадь Багдада.

Проходит глашатай, крича: «Плачьте, правоверные, калиф Гарун аль-Рашид умер» . Входит Синдбад. Он притворяется тоже плачущим, но на самом деле смеется. Смеется также рыбак, бродящий на базаре, говоря: «Я сам был калифом и знаю, как это невесело» . Его окружает народ и хочет избить. Синдбад выручает его и ведет к себе в дом, где их встречает Сила Сердец. Все трое довольные, с крыши дома они смотрят, как движется погребальный кортеж.

Конец

Подчеркнутые слова выявляются на экране.