Темные аллеи сколько страниц в рассказе. Рассказы Бунина И.А. Сборник "Темные аллеи"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ» И. БУНИН - ТЕМА ЛЮБВИ В ЦИКЛЕ

Единство цикла рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи»

Книгу “Темные аллеи” принято называть “энциклопедией любви”. И. А. Бунин в этом цикле рассказов пытался показать отношения двоих с разных сторон, во всем многообразии проявлений. Бунин считал, что истинное, высокое чувство не только никогда не имеет удачного завершения, но обладает свойством даже избегать брака. Писатель неоднократно повторял это. Он также вполне серьезно цитировал слова Байрона: “Часто бывает легче умереть за женщину, чем жить с ней”. Любовь -- это накал чувств, страстей. Человек же, увы, не может постоянно находиться на взлете. Он непременно начнет падать именно тогда, когда достиг наивысшей точки в чем бы то ни было. Ведь выше самой высокой вершины не подняться!

В “Темных аллеях” мы не находим описания непреодолимого влечения двух людей, которое закончилось бы свадьбой и счастливой семейной жизнью. Даже если герои решили связать свои судьбы, в последний момент происходит катастрофа, нечто непредвиденное, что разрушает обе жизни. Часто такая катастрофа -- смерть. Кажется, Бунину легче представить себе гибель героя или героини в самом начале жизненного пути, чем их совместное существование в течение долгих лет. Жить до старости и умереть в один день -- для Бунина это вовсе не идеал счастья, скорее, напротив. Таким образом, Бунин как бы останавливает время на высшем взлете чувств. Любовь достигает своей кульминации, но она не знает падения. Никогда мы не встретим рассказа, в котором повествовалось бы о постепенном угасании страсти. Она обрывается в тот момент, когда обыденность еще не успела губительным образом повлиять на чувства.

Книга “Темные аллеи” -- это целая галерея женских портретов. Здесь встречаются и рано повзрослевшие девочки, и уверенные в себе молодые женщины, и почтенные дамы, и проститутки, и натурщицы, и крестьянки. Каждый портрет, выписанный короткими штрихами, удивительно реален. Главное -- все характеры удивительно русские и действие практически всегда происходит в России.

Женские образы играют в рассказах главную роль, мужские --второстепенны. Больше уделяется внимания мужским эмоциям, их реакции на различные ситуации, их чувствам. Сами же герои рассказов отступают на задний план, в туман. Рассказы поражают также огромным разнообразием оттенков любви: простодушная, но нерушимая привязанность крестьянской девушки к барину, соблазнившему ее (“Таня”); скоротечные дачные увлечения (“Зойка и Валерия”); краткий однодневный роман (“Антигона”, “Визитные карточки”); страсть, доводящая до самоубийства (“Галя Ганская”); простодушная исповедь малолетней проститутки (“Мадрид”). Любовь во всевозможных проявлениях. Она является в каком угодно облике: может быть поэтическим, возвышенным чувством, мигом просветления или, наоборот, непреодолимым физическим влечением без духовной близости. Но какой бы она ни была, для Бунина это лишь краткий миг, зарница в судьбе. Героиня рассказа “Холодная осень”, потерявшая жениха, любит его на протяжении тридцати лет и считает, что в ее жизни только и был тот осенний вечер, а все остальное -- “ненужный сон.

Теме любви И. А. Бунин посвятил значительную часть своих произведений, от самых ранних до последних. Сборник “Темные аллеи” стал воплощением всех многолетних размышлений писателя о любви. Он видел ее повсюду, поскольку для него это понятие было весьма широким.

Рассказы Бунина -- именно философия. Он видит любовь в каком-то особом свете. В то же время он отражает те чувства, которые испытывал каждый человек. С этой точки зрения любовь как раз не является неким особым, отвлеченным понятием, а наоборот, общим для всех.

“Темные аллеи” -- произведение многоликое, разноплановое. Бунин показывает человеческие отношения во всех проявлениях: возвышенная страсть, вполне заурядные влечения, романы “от нечего делать”, животные проявления страсти. В свойственной ему манере Бунин всегда находит нужные, подходящие слова для описания даже самых низменных человеческих инстинктов. Он никогда не опускается до пошлости, ибо считает ее недопустимой. Любовь для писателя -- чувство вполне земное, реальное, ощутимое. Духовность неотделима от физической природы человеческого влечения друг к другу. А это для Бунина не менее прекрасно и притягательно.

Образ женщины -- вот та притягательная сила, которая постоянно влечет Бунина. Он создает галерею таких образов, в каждом рассказе -- свой. Простая девушка из деревни в рассказе “Таня” так же прекрасна, как яркая испанка из “Камарга”. Обращается писатель и к судьбам падших женщин, они для него не менее интересны, чем дамы, соблюдающие приличия. Любовь уравнивает всех. Проститутки не вызывают отвращения, и наоборот, поведение некоторых женщин из “приличных” семей приводит в недоумение. Социальный статус перестает иметь значение, когда в дело вступают чувства.

Удивительно, что действие рассказа может длиться очень короткое время. В нескольких рассказах Бунин просто описывает случайно увиденных в вагоне поезда женщин. И это не менее интересно, чем если бы происходило какое-то действие. Образы яркие, сразу впечатываются в память. Это характерно для Бунина.

Бунин влюблен в любовь. Для него это самое прекрасное чувство на земле, не сравнимое ни с чем другим. И все же любовь рушит судьбы. Писатель не уставал повторять, что всякая сильная любовь избегает брака. Земное чувство есть лишь короткая вспышка в жизни человека, и Бунин пытается сохранить эти чудесные мгновения в своих рассказах. Еще до появления “Темных аллей” он пишет: “Блаженные часы проходят, и надо, необходимо... хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти, отцветанию шиповника”. Последний образ взят из стихотворения Н. Огарёва “Обыкновенная повесть”. Оттуда же пришло и название “Темные аллеи”.

Бунин стремится в своих рассказах остановить мгновение, продлить цветение шиповника, ведь опадение цветов неизбежно.

В сборнике “Темные аллеи” нет ни одного рассказа, где любовь завершилась бы браком. Влюбленных разлучают либо родные, либо обстоятельства, либо смерть.

Рассказ «Темные аллеи»

рассказ темный аллея бунин

Старик генерал приезжает на почтовую станцию в Тульскую губернию и встречает свою возлюбленную, с которой не виделся тридцать пять лет. Он не сразу узнает Надежду, ныне -- хозяйку постоялого двора, где когда-то произошла их встреча. А, узнав, внезапно выясняет, что все эти годы она любила его одного. Генерал Николай Алексеевич пытается оправдаться перед Надеждой, что столько лет не навещал ее: “Все проходит, мой друг... Любовь, молодость -- все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? “Как о воде протекшей будешь вспоминать”. Но больно уж неуклюжи, неискренни эти объяснения. И Надежда мудро отвечает постаревшему генералу: “Что кому Бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь -- другое дело”. Бунинский герой не верит: “Ведь не могла же ты любить меня весь век!” Однако оказывается, что могла. И Надежда “с недоброй улыбкой” укоряет своего возлюбленного: “Очень бессердечно вы меня бросили, сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем”, хотя и сознает, что “поздно теперь укорять”. Генерал как будто не испытывает раскаяния: “А! Все проходит. -- Все забывается”. Но на самом деле Надежда права: “все проходит, да не все забывается”. И Николай Алексеевич так и не смог забыть свою первую любовь. Напрасно молил он: “Уходи... Уходи, пожалуйста”. И неожиданно проговаривается: “Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила”. Выясняется, что не простила. Надежда не простила его, она признается: “Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя”. И Николай Алексеевич вынужден словно бы извиняться, оправдываться перед бывшей возлюбленной: “...Никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно, -- жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней,- чем я тебя. Сына обожал, пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести... Впрочем, все это тоже самая обыкновенная пошлая история”.

Нам понятно, что старая любовь сохранилась, что герои рассказа по-прежнему любят друг друга. Когда генерал уезжает, он признается сам себе: “Разве неправда, что она дала мне лучшие моменты жизни?” Судьба мстит ему за измену первой любви. Счастья в семейной жизни Николай Алексеевич так и не обрел. Он понимает, что упустил данный ему когда-то шанс. Когда кучер рассказывает генералу, что хозяйка постоялого двора дает деньги в рост и хотя и справедлива, но “крута”: не отдал вовремя -- пеняй на себя, генерал проецирует эти слова на свою несложившуюся жизнь. И герой размышляет: “Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты... Но, Боже мой, что же было дальше? Что, если бы не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялого двора, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?” Так распечатывается “запечатанная ваза” его души, метафорой которой становятся в рассказе “темные аллеи” -- слова из стихотворения Н. Огарева, когда-то читанного героем Надежде.

Сословные предрассудки в свое время помешали будущему генералу соединить свою судьбу с простолюдинкой. Но любовь к ней не ушла из его сердца и мешала обрести счастье с другой женщиной, мешала достойно воспитать сына. Измена, совершенная в молодости Николаем Алексеевичем, подсознательно преследовала его всю жизнь.

Свою “запечатанную вазу” открывает -- и тоже в дороге, в поезде, -- герой рассказа “Руся”. От знакомого пейзажа за вагонным окном в его душе словно начинает звучать своеобразный “ящик резонансов” разворачивается целый сюжет давней первой любви героя, сильнее и лучше которой уже ничего не было в его жизни

Персонажи рассказов изображены у Бунина в те моменты жизни, когда вдруг, по случайному стечению обстоятельств, “распечатываются” долго молчавшие “вазы” их душ.

Литература

1. Михаил Эдельштейн. Библиотека студента-словесника. -- М.: Высшая школа проект. журнал «Знамя» № 1, 2005

2. Диана Мышалова. Очерки по литературе русского зарубежья. -- Новосибирск, «Наука», 1995. -- 223 с.

3. Rosa Fedoulova-Touja. O некоторых особенностях языка И. Бунина (Тёмные аллеи). Revue des йtudes slaves; Париж, 1983.

4. Александр Закуренко. «Тёмные аллеи». О рассказах Ивана Бунина. Литературно-философский журнал «Топос», 14.11.2005

5. Баландина Н. В. Лингвостилистические особенности рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи» // Слово. Грамматика. Речь. -- М., 2001. -- Вып.3. -- С. 105-116.

6. Баландина Н. В. Языковые средства и их взаимодействие в прозаическом тексте: (рассказ И. А. Бунина «Тёмные аллеи») // Вопросы русского языкознания. -- М., 2005. -- Вып. 12: Традиции и тенденции в современной грамматической науке. -- С. 187-192.

7. Благасова Г. М. Двуединое начало в бунинской концепции любви («Темные аллеи») // Творчество И. А. Бунина и русская литература XIX--XX веков. -- Белгород, 2000. -- Вып. 2. -- С. 15-20.

8. Благасова Г. М. Роль красок, звуков, запахов в книге И. А. Бунина «Тёмные аллеи» / Г. М. Благасова, Л. С. Колесникова // Актуальные проблемы изучения литературы на перекрёстке эпох. -- Белгород, 2007. -- C. 165-168.

9. Глинина О. Г. «Тёмные аллеи» и проблема циклизации в творчестве И. А. Бунина // «Российский литературоведческий журнал». -- 1999. № 12. С. 81-91.

10. Гречнев В. Я. Цикл рассказов И. Бунина «Тёмные аллеи»: (психол. заметки) // «Русская литература». -- 1996. № 3. С. 226--235.

11. Донецких Л. И. Название цикла как обобщённый символ: («Темные аллеи» И. Бунина) / Л. И. Донецких, Е. Л. Грудцина // Вестник Удмуртского университета. -- Ижевск, 1996. -- N 7. -- С. 182-188.

12. Донецких Л. И. Фольклорные традиции в эстетике цикла «Тёмные аллеи» И. Бунина // Учен. зап. Казанского государственного университета. -- Казань, 1998. -- Т. 135. -- С. 202-208.

13. Ильин И. А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин, Ремизов, Шмелёв. -- М., 1991. -- С. 3-79.

14. Карпов И. П. Проза Ивана Бунина. -- М., 1999.

16. Мышалова Д. В. Реалист ли Бунин? О поэтике цикла «Тёмные аллеи» // «Грани». -- 1994. -- № 171. -- С. 124--130.

17. Подковырин Ю. В. Внешность героев в ценностно-смысловой структуре цикла И. А. Бунина «Тёмные аллеи» // «Сибирский филологический журнал», № 1, 2006. -- С. 24-31

18. Родионова Н. А. Типы портретных характеристик в художественной прозе И. А. Бунина: (лингвостилистический аспект): Автореф. дис. … канд. филол. наук. -- Уфа, 1999.

19. Саакянц А. Проза позднего Бунина // И. А. Бунин. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. М, 1988.

20. Сливицкая О. В. О природе бунинской «внешней изобразительности» // «Русская литература». -- 1994. № 1. С. 72-80.

21. Сливицкая О. В. Сюжетное и описательное в новеллистике И. А. Бунина // «Русская литература». -- 1999. № 1. С. 89-110.

22. Сливицкая О. В. Чувство смерти в мире Бунина // «Русская литература». -- 2002. № 1. С. 64-78.

23. Хазан В. Эротические функции одежды в цикле рассказов И. Бунина «Тёмные аллеи» // Русская литература ХХ века в контексте европейской культуры. -- Таллин, 1998. С. 119--135.

24. Ширина Е. А. Портрет как средство художественной изобразительности: (На примере рассказов И. А. Бунина «Генрих», "Пароход «Саратов») // Творчество И. А. Бунина и русская литература XIX--XX вв. -- Белгород, 2000. Вып. 2. С. 90-95.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина. Поэзия и трагедия любви в творчестве Бунина. Философия любви в цикле "Темные аллеи". Тема России в произведениях И.А. Бунина. Образ женщины в рассказах Бунина. Размышления о беспощадности судьбы к человеку.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2011

    Проза Бунина почти магически воздействует на читателя. Понять причины этого можно лишь читая произведение не один раз, не торопясь. Цикл рассказав "Темные аллеи" - рассказы о любви, о ее "темных" и чаще всего мрачных и жестоких аллеях, о разочарованиях.

    сочинение , добавлен 20.02.2008

    Этапы биографии и характеристика произведений писателя. Поэзия и трагедия любви в творчестве Ивана Алексеевича Бунина. Философия любви в цикле "Темные аллеи". Необычайная сила и искренность чувства, которые свойственны героям бунинских рассказов.

    презентация , добавлен 17.07.2014

    Выявление экстралингвистических параметров интерпретации рассказа Бунина "Темные аллеи". Анализ концептуального, денотативного пространства, структурной организации, членимости, связности и приемов актуализации смысла в данном художественном произведении.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2010

    Рассказ "холодная осень" был написан И.А. Буниным в 1944 году. Это тяжелое время для всего мира в целом. Идет вторая мировая война. В этом рассказе слышится протест против войны, как орудия массового убийства людей и как самого страшного явления жизни.

    сочинение , добавлен 19.12.2002

    Верная, горячая любовь Надежды на всю жизнь в рассказе И.А. Бунина "Темные аллеи". Трагическая любовь, связанная со смертью в произведении А.И. Куприна "Гранатовый браслет". Картина любви полесской колдуньи Олеси и русского интеллигента Ивана Тимофеевича.

    реферат , добавлен 10.10.2011

    Характеристика интереса, трагизма, насыщенности и деталей человеческой жизни как особенностей творчества и произведений И.А. Бунина. Анализ специфики раскрытия темы любви в рассказах Ивана Алексеевича Бунина как постоянной и главной темы творчества.

    презентация , добавлен 16.09.2011

    Характеристика понятия "женская проза". Описание биографии Дины Ильиничны Рудиной как одного из ярчайших представителей современной женской прозы. Рассмотрение отличительных черт рассказов Ивана Алексеевича Бунина на примере сборника "Темные аллеи".

    курсовая работа , добавлен 26.09.2014

    Желание любви в рассказе И.А. Бунина "Легкое дыхание". "Случайная" любовь в рассказе И.А. Бунина "Солнечный удар". Чистая любовь в рассказе "Чистый понедельник". Необычайная сила и искренность чувства, которые свойственны героям бунинских рассказов.

    реферат , добавлен 14.12.2011

    История создания рассказов о любви Бунина. Детальность описаний, уточнение последнего рокового жеста, их значение в бунинской концепции жизни. Отношение писателя к счастью, его отражение в произведениях. Рассказ "В Париже", его содержание и герои.

Темные аллеи... Невольно воображение рисует старинный парк в легкой дымке тумана, тяжелые кроны деревьев, таинственный полумрак и неповторимый аромат свежести и прелой листвы…

«Темные аллеи» Бунин написал в эмиграции. Рассказ-воспоминание наполнен нежностью, грустью ушедшей любви и осознанием того, что время невозможно повернуть вспять и нельзя Он дал название целому сборнику рассказов, которые впервые были опубликованы за границей, в Нью-Йорке, в 1943 году. Исследователи сразу же отметили, что все произведения книги наполнены любовью, воплощающейся в разных ипостасях: любовь писателя к далекой родине, к матери, к старинной барской усадьбе. Чувство в бунинских рассказах страстное, платоническое, дерзкое, берущее и отдающее - вся палитра красок любви была использована при написании рассказов. А как прекрасны пейзажи и зарисовки из повседневной жизни: музыка опер и ресторанов, запахи города и деревни, шуршание шелка и бархата, дикая и загадочные городские темные аллеи - краткое содержание рассказов не сможет передать того настроения, которым наполнен сборник.

Один из рассказов, «Темные аллеи» - это история горькой любви тридцатилетней давности. Между Надеждой, жившей в господском доме, и Николаем Алексеевичем, барским сынком, вспыхнуло яркое, всепоглощающее чувство любви. Но если девушка испытывала то молодой человек - только бурную страсть. Вскоре они расстались.

Нежданная встреча через тридцать лет оказалась болезненной для обоих. Надежда так и не вышла замуж, сохранив в сердце любовь к Николаю, а он неудачно женился и был брошен женой, которую страстно любил. Их объяснение в горнице гостиницы расставляет всё на свои места: Надежда говорит о единственной любви в своей жизни, Николай просит прощения и… получает отказ - гордая женщина не простила мужчине предательства. Она не разменяла свои чувства к любимому, и была верна ему долгие 30 лет.

Для Николая любовь стала и испытанием и наказанием: упустив возможность любить и быть любимым однажды, он так и не стал счастлив. Сословные предрассудки сыграли злую шутку: его жена, тоже дворянского происхождения, ушла к любовнику, а сын вырос избалованным мальчишкой. Жизнь не дала ему второго шанса. Но самое поразительное то, что герой не понимает этого, он не раскаивается, не пытается осознать - он уходит в воспоминания, где ему было хорошо, когда Надежда была молода и восхитительно красива… Даже по истечении тридцати лет он предпочел бежать, терзая душу строками стихотворения, которое читал Надежде. Именно в нем впервые появляются темные аллеи парка не только, как элемент пейзажа, но как таинственные "аллеи души", которые доступны не каждому.

Женщина ни разу не упрекнула Николая, не обидела, не заставила почувствовать виноватым. Сохранив достоинство и гордость, Надежда сумела подняться над жизнью: она владелица хорошей чистой гостиницы, в которой словно всю жизнь ждала своего Николеньку. И судьба подарила ей долгожданную встречу.

«Темные аллеи» - короткий рассказ о длинной истории любви, не оставляющий равнодушным читателя.

СБОРНИК «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ« - ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЛЮБОВНЫХ ДРАМ. К теме любви И. А. Бунин обращался еще на самых ранних эта­пах своего творчества, в рассказах *Грамматика любви», «Легкое дыхание» и др. В 1888 году, говоря о важности этой темы, Бунин утверждал: «Любовь… вносит идеальное отношение и свет в буднич­ную прозу жизни, расшевеливает благородные инстинкты души и не дает загрубеть в узком материализме и грубо-животном эгоиз­ме». Со временем тема любви становится для Бунина одной из са­мых главных, ведущих тем творчества, достигая своей вершины в цикле рассказов «Темные аллеи», которые критика определила как «энциклопедию любви», или еще точнее - энциклопедию любов­ных драм. В каждом из рассказов («Темные аллеи», «Руся», «Ан­тигона», «Таня», «В Париже», «Галя Ганская», «Натали», «Чистый понедельник»; сюда же относят и написанный до «Темных аллей» рассказ « Солнечный удар ») показан момент высочайшего торжества любви, которую писатель понимает как самое прекрасное, самое вы­сокое чувство, на которое способен человек. В этих произведениях мы встречаем и возвышенные переживания, и противоречивые чув­ства, и неистовые страсти. Не случайно сам автор называл «Темные аллеи» «лучшей своей книгой», к которой смело можно отнести слова его же стихотворения:

Твой труд переживет тебя, поэт.

Переживут творца его творенья.

Живого не утратит выраженья

С тебя когда-то списанный портрет -

И станешь ты незримый, бестелесный,

Мечтою, мыслью, сказкою чудесной.

«Одним из последних лучей какого-то чудного русского дня» называл Бунина Г. Адамович. И действительно, многие видели в его произведениях волшебное сияние ушедшего светлого дня, который никогда не сможет повториться. Так, как писал Бунин, особенно о любви, теперь уже не пишут. Читая современные книги или жур­налы, мы редко испытываем то «блаженное замирание сердец», которое всегда происходит при чтении произведений великого пи­сателя. А вот современниками Бунина «Темные аллеи» далеко не сразу были поняты и восприняты, потому что это было «новое сло­во, новый подход к жизни», как говорил сам автор.

В цикле который включает в себя около сорока рассказов о люб­ви, в полной мере раскрывается чудесное умение писателя прони­кать в глубины человеческого сердца и внимательно исследовать все разнообразие и богатство проявлений чувства любви. В новеллах «Темных аллей» перед нами и своеволие любви, с ее непредсказуе­мой переменчивостью в настроениях любящих как преломление свободной сути любви, которая вне категорий добра и зла и которая сродни творческому вдохновению (рассказ «Муза»); и любовь как чувство, балансирующее на грани порочных соблазнов и святости («Чистый понедельник»); любовное чувство невинной девушки и «кокотки»; господина и крестьянки («Темные аллеи», «Таня»); и случайное дорожное приключение («Визитные карточки »); и любовь как вечное ожидание чуда, на мгновение мелькнувшего в жизни и утраченного («В Париже»).

По убеждению Бунина, именно любовь способна открыть чело­веку красоту окружающего мира, подарить ощущение полноты жизни. Любовь обостряет все чувства человека: зрение, слух, обо­няние, она перерождает саму душу. Сила любви - в духовной зна­чимости ее для человека, она превращает быт в бытие, существова­ние - в наполненную высоким смыслом жизнь. Только любовь может подарить человеку истинное счастье. Но, к сожалению, сча­стье не может длиться вечно. Ощущение счастья всегда ярко и не­долговечно. И потому любовь у Бунина всегда коротка и трагична. По мнению писателя, возникновение любовного чувства непостижи­мо, как случай, и неотвратимо, как смерть.

Любовь бунинских героев - естественная и драматичная, вели­чественная и вечная - является неотъемлемой частью мира, пре­красного и трагичного одновременно. Надежда, героиня рассказа «Темные аллеи», тридцать лет «все одним жила», но все же сумела сохранить не только светлое чувство в душе, но и себя как личность и многого добилась в жизни. А ее возлюбленный, Николай Алексе­евич, оставивший ее из-за предрассудков общества, после долгой разлуки признается, что все эти годы был несчастлив (его оскорби­тельно обманула жена, сын вырос негодяем). Надежда для него - «самое дорогое, что имел в жизни». Но она не прощает Николая Алексеевича, не может забыть обиду именно потому, что продолжа­ет любить. Итог их жизни печален: оба остаются в одиночестве, с затаенной обидой и несбывшимися надеждами.

Человек не волен в своей любви и потому, расставшись с люби­мым, всегда испытывает страдания. Чувства героев Бунина часто про­тиворечивы. Это противоречие и является источником драмы. Героев рассказа «Натали» разлучает двойственность поведения Мещерского, который разрывается между «такой мучительной красотой обожания Натали» и «таким телесным упоением Соней». Он не спо­собен сразу разобраться в своих чувствах, называя и то и другое любовью. Только время и разлука заставляют его осознать обман­чивость чисто физического влечения и возвышенность духовного, истинного обожания. К сожалению, понимание этого приходит слишком поздно. Счастливая любовь героев становится невозмож­ной из-за смерти героини.

Для Бунина любовь является единственной истиной, и если она погибает, то сама жизнь теряет смысл. Писатель не скрывает того, что любовь приносит не только радость, счастье, но и горе, разоча­рование, а порой и смерть. Во многих рассказах его книги любовь и смерть неразрывно связаны («Холодная осень», «Поздний час»). «Боже мой, какое это было несказанное счастье! - восклицает ге­рой рассказа «Поздний час». - Это во время ночного пожара я впер­вые поцеловал твою руку, и ты сжала в ответ мою, - я тебе никогда не забуду этого тайного согласия». Но его любимая умирает, остав­ляя в душе героя лишь боль и воспоминания о сладостных минутах счастья. В этом - бунинская концепция любви: настоящее чувство не может быть вечным.

И все же автор, на мой взгляд, противоречит себе. Да, с гибелью героев обрывается их счастье, разлука приносит страдания. Но любовь-то не погибает. «Разве бывает несчастная любовь? - спра­шивает героиня рассказа «Натали». - Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья? »

Бунин убежден: « Нет несчастной любви», потому что любовь спо­собна победить все преграды на свете, даже смерть. Любовь и жизнь героев неизбежно обрываются - то ли по какой-то роковой случайно­сти, как в рассказах « Руся»,« Генрих »,« В Париже »,« Натали »(« Лег­кое дыхание »), то ли по воле самого человека, как в « Темных аллеях » или «Чистом понедельнике». Финал многих рассказов - как гром среди ясного неба после яркой вспышки «блаженно-хмельного» сча­стья: «А через месяц… казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил ее на платформе вокзала, среди большой толпы народа, только что прибывшей с поездом» («Лег­кое дыхание»); «На третий день Пасхи он умер в вагоне метро» («В Париже»); «В декабре она умерла на Женевском озере в преждевре­менных родах» («Натали»); «Весной того же года я узнал, что она приехала домой с воспалением легких и в неделю умерла. Узнал и то, что это была ее воля - чтобы скрывали от меня ее смерть возмож­но дольше» («Лика»); «Вена. 17 декабря. Сегодня, в ресторане «Franzens-ring» известный писатель Артур Шпиглер убил выстре­лом из револьвера русскую журналистку и переводчицу многих со­временных австрийских и немецких новеллистов, работавшую под псевдонимом “Генрих”» («Генрих»).

Концовка ряда рассказов - самоубийство героя или героини («Зойка и Валерия», «Галя Ганская»).

И все же, как бы ни была коротка, а порой мгновенна любовь, ее свет озаряет всю оставшуюся жизнь героев, потому что в понима­нии Бунина любовь оказывается приобщенной к вечности. И не по­тому, что она от века повторяется во всех поколениях, а потому, что она не поддается исчезновению в сознании, во «внутреннем време­ни» и, значит, несет в себе какое-то высшее начало. Не случайно герои «Темных аллей» вторят друг другу: «Подобного счастья не было во всей его жизни…» («Руся»); «Он поцеловал ее холодную руку С той любовью, что остается где-то в сердце на всю жизнь…» («Ви­зитные карточки»); «Что это было? Пронеслось и скрылось. Но сер­дце в груди так и осталось стоять. И так, с остановившимся серд­цем, неся его в себе, как тяжкую чашу, я двинулся дальше* («По­здний час»).

Потеряв свою любовь, персонажи «Темных аллей» живут счаст­ливыми воспоминаниями а ней. Они возвращаются снова и снова в те места, где испытали «недоумение счастья», который раз пережи­вают в душе то «удивительное лето, которое уже целых двадцать лет тому назад было». Герои Бунина испытали любовь, а значит, они счастливы. Даже если это счастье - лишь воспоминание. Без люб­ви не может быть истинного счастья. Так, у героини рассказа «Чи­стый понедельник» в жизни есть все: комфорт, изящество, незави­симость, возможность наслаждаться жизнью, но в душе ее нет сча­стья и покоя. Именно поэтому она избирает путь служения Богу - уходит в монастырь в поисках высоких и светлых чувств, способ­ных заменить чувство любви.

«Темные аллеи» И. А. Бунина - великая книга о любви, пони­маемой как «некий высший напряженный момент бытия», который озаряет всю жизнь человека, с ее тайнами, загадками, противоре­чиями. Это книга о человеческой жизни, которая только тогда про­жита не напрасно, когда в ней была, пусть короткая, пусть траги­ческая, но настоящая любовь. И здесь вспоминаются строки стихот­ворения Бунина:

В апрельский день я от людей ушла,

Ушла навек покорно и безгласно -

И все ж была я в жизни не напрасно:

Я для любви не умерла.

Любовь в «Темных аллеях», как и в других произведениях пи­сателя, предстает как огромная, грозная сила, способная перевер­нуть всю жизнь и мировоззрение героя. Она трагична, но она дарит ему незабываемые минуты счастья, возвышая его, поднимая над миром житейской суеты, и запоминается на всю жизнь. Автор ут­верждает истинные духовные ценности, красоту и величие челове­ка, способного на большое, искреннее, страстное, всепоглощающее чувство. Он утверждает возвышенность, чистоту настоящей, идеаль­ной любви, которая всегда остается светлой и прекрасной, даже ког­да несет боль, разлуку или смерть. Неповторимые по своей душев­ной силе образы, глубокий психологизм писателя, проникновение в самые сокровенные тайны человеческой души, нежность и трепет­ность чувства, соединение, казалось бы, несовместимого, противо­положного - любви и ненависти, страдания и счастья, - вот то, что делает эту книгу И. Бунина настоящим шедевром русской и мировой литературы.

В апреле 1947 года И.Бунин писал о книге «Темные аллеи»: «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и самое прекрасное, что я написал в жизни». И сегодня вряд ли найдется человек, сердце которого не раскроется навстречу этому чуду, не захочет впитать в себя, ощутить каждую строчку, каждую эмоцию автора, научиться жить полной жизнью, по-настоящему, искренне переживать, радоваться и страдать, хра­нить в душе самые главные чувства и воспоминания. А это значит, что «Темные аллеи» можно назвать не просто энциклопедией люб­ви, ее можно назвать настоящей школой жизни.

Единство цикла рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи»

Книгу “Темные аллеи” принято называть “энциклопедией любви”. И. А. Бунин в этом цикле рассказов пытался показать отношения двоих с разных сторон, во всем многообразии проявлений. “Темные аллеи” - любимое детище писателя, создававшееся много лет. Здесь воплотились размышления автора о любви. Это была та тема, которой Бунин отдавал все свои творческие силы. Книга столь же многогранна, как сама любовь.

Название “Темные аллеи” взято Буниным из стихотворения Н. Огарёва “Обыкновенная повесть”. Речь в нем идет о первой любви, не завершившейся соединением двух жизней. Образ “темных аллей” пришел оттуда, но в книге нет рассказа с таким названием, как можно было ожидать. Это всего лишь некий символ, общее настроение всех рассказов.

Бунин считал, что истинное, высокое чувство не только никогда не имеет удачного завершения, но обладает свойством даже избегать брака. Писатель неоднократно повторял это. Он также вполне серьезно цитировал слова Байрона: “Часто бывает легче умереть за женщину, чем жить с ней”. Любовь - это накал чувств, страстей. Человек же, увы, не может постоянно находиться на взлете. Он непременно начнет падать именно тогда, когда достиг наивысшей точки в чем бы то ни было. Ведь выше самой высокой вершины не подняться!

В “Темных аллеях” мы не находим описания непреодолимого влечения двух людей, которое закончилось бы свадьбой и счастливой семейной жизнью. Даже если герои решили связать свои судьбы, в последний момент происходит катастрофа, нечто непредвиденное, что разрушает обе жизни. Часто такая катастрофа - смерть. Кажется, Бунину легче представить себе гибель героя или героини в самом начале жизненного пути, чем их совместное существование в течение долгих лет. Жить до старости и умереть в один день - для Бунина это вовсе не идеал счастья, скорее, напротив.

Таким образом, Бунин как бы останавливает время на высшем взлете чувств. Любовь достигает своей кульминации, но она не знает падения. Никогда мы не встретим рассказа, в котором повествовалось бы о постепенном угасании страсти. Она обрывается в тот момент, когда обыденность еще не успела губительным образом повлиять на чувства.

Однако подобные роковые исходы нисколько не исключают убедительности и правдоподобия рассказов. Утверждали, что Бунин говорил о случаях из собственной жизни. Но он не соглашался с этим - ситуации полностью вымышлены. Характеры же героинь он нередко писал с реальных женщин.

Книга “Темные аллеи” - это целая галерея женских портретов. Здесь встречаются и рано повзрослевшие девочки, и уверенные в себе молодые женщины, и почтенные дамы, и проститутки, и натурщицы, и крестьянки. Каждый портрет, выписанный короткими штрихами, удивительно реален. Остается только удивляться таланту автора, который умел в нескольких словах представить нам столь разных женщин. Главное - все характеры удивительно русские и действие практически всегда происходит в России.

Женские образы играют в рассказах главную роль, мужские - вспомогательны, второстепенны. Больше уделяется внимания мужским эмоциям, их реакции на различные ситуации, их чувствам. Сами же герои рассказов отступают на задний план, в туман.

Рассказы поражают также огромным разнообразием оттенков любви: простодушная, но нерушимая привязанность крестьянской девушки к барину, соблазнившему ее (“Таня”); скоротечные дачные увлечения (“Зойка и Валерия”); краткий однодневный роман (“Антигона”, “Визитные карточки”); страсть, доводящая до самоубийства (“Галя Ганская”); простодушная исповедь малолетней проститутки (“Мадрид”). Словом, любовь во всевозможных проявлениях. Она является в каком угодно облике: может быть поэтическим, возвышенным чувством, мигом просветления или, наоборот, непреодолимым физическим влечением без духовной близости. Но какой бы она ни была, для Бунина это лишь краткий миг, зарница в судьбе. Героиня рассказа “Холодная осень”, потерявшая жениха, любит его на протяжении тридцати лет и считает, что в ее жизни только и был тот осенний вечер, а все остальное - “ненужный сон”.

Во многих рассказах цикла Бунин описывает женское тело. Это для него нечто святое, воплощение истинной Красоты. Никогда эти описания не опускаются до грубого натурализма. Писатель умеет найти слова, чтобы описать интимнейшие человеческие отношения без всякой пошлости. Без сомнения, это дается лишь ценой великих творческих мук, зато читается легко, на одном дыхании.

И. А. Бунин в цикле рассказов “Темные аллеи” сумел отобразить множество граней человеческих отношений, создал целую плеяду женских образов. И объединяет все это разнообразие то чувство, которому Бунин посвятил большую часть своего творчества, - Любовь.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Цикл рассказов под названием «Темные аллеи» посвящен извечной теме любого вида искусства – любви. О «Темных аллеях» говорят, как о своеобразной энциклопедии любви, которая вместила в себя самые различные и невероятные истории об этом великом и зачастую противоречивом чувстве.

И рассказы, которые вошли в сборник Бунина, потрясают своими разнообразными сюжетами и необычайным слогом, именно они – главные помощники Бунина, желающего изобразить любовь на пике чувств, любовь трагическую, но от этого – и совершенную.

Особенность цикла «Темные аллеи»

Само словосочетание, что послужило названием для сборника, было взято писателем из стихотворения «Обыкновенная повесть» Н. Огарёва, которое посвящено первой любви, у которой так и не случилось ожидаемого продолжения.

В самом же сборнике есть рассказ с таким названием, но это не говорит о том, что этот рассказ – основной, нет, это выражение – олицетворение настроения всех рассказов и повестей, общий неуловимый смысл, прозрачная, почти невидимая ниточка, связывающая рассказы между собой.

Особенностью цикла рассказов «Темные аллеи» можно назвать моменты, когда любовь двух героев по каким-то причинам не может больше продолжаться. Зачастую палачом пылких чувств героев Бунина становится смерть, порой непредвиденные обстоятельства или несчастья, но самое главное – любви никогда не дано осуществиться.

В этом и состоит ключевая концепция представления Бунина о земной любви между двумя. Он желает показывать любовь на пике ее расцвета, он желает подчеркнуть ее настоящее богатство и наивысшую ценность, то, что ей нет надобности превращаться в жизненные обстоятельства, как свадьба, брак, совместная жизнь…

Женские образы «Темных аллей»

Особое внимание стоит уделить необычным женским портретам, которыми так богаты «Темные аллеи». Иван Алексеевич выписывает образы женщин с таким изяществом и оригинальностью, что женский портрет каждого рассказа становится незабываемым и по-настоящему интригующим.

Мастерство Бунина состоит в нескольких точных выражениях и метафор, которые мгновенно рисуют в сознании читателя описываемую автором картину с множеством цветов, оттенков и нюансов.

Рассказы «Руся», «Антигона», «Галя Ганская» являются образцовым примером различных, но ярких образов русской женщины. Девушки, истории которых созданы талантливым Буниным, отчасти напоминают те истории любви, которые они переживают.

Можно сказать, что ключевое внимание писателя направлено именно на два этих элемента цикла рассказов: женщины и любовь. И истории любви такие же насыщенные, неповторимые, порой – роковые и своевольные, порой – до такой степени оригинальные и невероятные, что в них тяжело поверить.

Мужские образы в «Темных аллеях» слабовольные и неискренние, и это тоже обуславливает роковое течение всех историй о любви.

Особенность любви в «Темных аллеях»

Рассказы «Темных аллей» раскрывают не только тему любви, они раскрывают глубины человеческой личности и души, и само понятие «любви» представляется, как основа этой непростой и не всегда счастливой жизни.

И любовь не обязательно должна быть взаимной, чтобы приносить незабываемые впечатления, любовь не обязательно должна превращаться во что-то вечное и неустанно продолжающееся, чтобы радовать и делать человека счастливым.

Бунин проницательно и тонко показывает лишь «мгновения» любви, ради которых и стоит переживать все остальное, ради которых стоит жить.

Рассказ «Чистый понедельник»

Рассказ «Чистый понедельник» - это загадочная, и не до конца понятная история любви. Бунин описывает пару молодых влюбленных, которые, казалось бы, внешне идеально подходят друг другу, но загвоздка состоит в том, что их внутренние миры не имеют ничего общего.

Образ молодого человека прост и логичен, а образ его возлюбленной – недосягаемый и сложный, поражающий ее избранника своей противоречивостью. Однажды она говорит о том, что хотела бы уйти в монастырь, и у героя это вызывает полное недоумение и непонимание.

И конец этой любви так же сложен и непонятен, как сама героиня. После близости с молодым человеком она молча покидает его, затем – просит его ни о чем не спрашивать, а вскоре он узнает, что она ушла в монастырь.

Решение она приняла в Чистый понедельник, когда произошла близость между возлюбленными, и символ этого праздника – символ ее чистоты и мук, от которых она хочет избавиться.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Толстой «Средь шумного бала»: тема, композиция, образность, история
Следующая тема:   Куприн «Гранатовый браслет»: содержание и тема любви в рассказе