Иван молодой краткая биография. Иван Молодой: что стало с соперником Софии Палеолог

  • Годы жизни: 15 сентября 1458 г. – 7 марта 1490 г.
  • Годы правления: великий князь Московский (соправитель с Иваном III Васильевичем) 1470-1490, удельный князь Тверской с 15 сентября 1485 по 7 марта 1490 года.
  • Отец и мать: Иван III Васильевич и Мария Борисовна.
  • Супруга: Елена Стефановна.
  • Дети: Дмитрий Иванович Внук, Иван Иванович.

Иван Иванович Молодой (15 февраля 1458 – 7 марта 1490) – великий князь московский и князь тверской. Его отцом был великий князь московский Иван III , а матерью – Мария Борисовна (дочь великого князя Тверского Бориса Александровича). Его покровителем стал Иоанн Предтеча. После рождения сына Иван III приказал возвести каменную церковь в честь его покровителя.

Иван Иванович Молодой: правление

В 1468 году Иван участвовал вместе с отцом в походах на Казанское ханство.

Иван III хотел централизовать власть и отдать ее старшему сыну. В 1470 году он объявил своим соправителем старшего сына Ивана.

Пока Иван III был в походах в 1472 и 1477 годах управлением Москвы занимался Иван Молодой.

В 1480 году стало известно, что к Оке направляется хан Ахмат. Правитель решил направить туда своего сына. Иван вместе со своим дядей Андреем Васильевичем Меньшим командовал войсками в период военных действий, названных «Стоянием на реке Угре». Отец пытался вызвать Ивана к себе в Москву, посылал ему грамоты, даже приказал воеводе Холмскому привезти сына силой, но он отказался и уберег Москву от татар.

В 1485 году к Москве присоединилась Тверь, из нее изгнали дядя Ивана – Михаил Борисович, поскольку он хотел вступить в союз с Великим княжеством Литовским. После этого Иван стал князем Тверским. В честь данного события были изготовлены специальные монеты с его изображением.

Личная жизнь и семья Ивана Ивановича

В 1483 году Иван Иванович женился на Елене, она была дочерью господаря Молдавского княжества Стефана III. Уже в этом году она подарила мужу наследника – Дмитрия Ивановича .

В последующем после кончины отца Дмитрий был венчан на правление своим дедом – Иваном III, но за власть шла борьба между ним и дядей, в итоге в 1502 году его вместе с матерью взяли под стражу, где он скончался в 1509 году.

Последние годы жизни и смерть Ивана Ивановича

В 1490 году Иван Иванович Молодой заболел, так называемой, «ломотой в ногах» (вероятно, подагрой). Для его лечения специально пригласили лекаря Леби Жидовина из Венеции, но несмотря на все свои усилия он так и не смог помочь великому князю, 7 марта 1490 года Иван скончался. Правитель Иван III обвинил лекаря в плохом лечении и приказал казнить его. Существует гипотеза, что Иван умер из-за того, что его отравили слуги Софьи Палеолог – второй жены Ивана III, поскольку она хотела, чтобы правителем стал ее сын . Но доказательств данной теории нет.

Вскоре после смерти Ивана, при попытке отравить и его сына Дмитрия, Софья была разоблачена и посажена вместе с сыном Василием в тюрьму.Правда, некоторые детали отличаются от реальности, но это все же народная сказка, а не исторические хроники. Очередность появления на свет братьев в сказке была такой - сначала Дмитрий, потом Василий, последний - Иван. В реальности она была прямо противоположной - сначала появился Иван (1458), потом Василий (1479), потом Дмитрий (1481). "В промежутке" был еще и брат Юрий (1480).Жена Ивана Оляна, она же Елена Волошанка (Молдаванка), родившаяся и воспитанная в европейской стране, отличалась умом и прогрессивными взглядами. В правление ее отца в Молдавии развивались культура и искусство рукописной книги.Любопытно, что в сказке про Ивана-царевича Елена упрекает коварных братьев такими словами: "Вы б тогда были добрые РЫЦАРИ, если б выехали с ним в чисто поле, да живого победили, а то убили сонного и тем какую похвалу себе получите?" Сама эта реплика говорит о том, что Елена, безусловно, происходила из европейской страны с рыцарским кодексом чести. Молдавия вполне относилась к таким странам.Елена была весьма образованной, и в Москве вокруг нее образовался кружок свободно мыслящих людей. В него входил, в том числе, вольнодумец Федор Курицын. В своей книге "Написание о грамоте" он пропагандировал - подумать только! - свободу воли ("самовластие души"), достигаемую путем образования и грамотности. Елена и после смерти мужа Ивана какое-то время смогла удерживать царя от репрессий против инакомыслящих, в то время как новая царская жена Софья требовала жестокой расправы над "еретиками".Иван Молодой был сыном Ивана III от его первой жены Марии Борисовны, дочери великого князя Тверского Бориса Александровича. Следовательно, был законным наследником на Московский и Тверской престол. В это время Тверской престол занимал Михаил Борисович, брат его матери. Будучи бездетным и понимая свое шаткое положение, он интриговал против Великого князя Московского Ивана III. В 1483 году состоялся брак между Оляной (Еленой Волошанкой) и Иваном Молодым. И вскоре у молодых родился сын и наследник Дмитрий. Тем самым упрочилось положение правящей Московской династии. В 1485 году Михаил Борисович бежал из Твери, и Иван III послал туда своего сына. До конца жизни Иван Молодой был не только соправителем отца, но и Великим князем Тверским. Так брак молдавской княжны и русского наследника позволил присоединить к Московскому государству Тверь. Что способствовало созданию единого централизованного Русского государства в XV веке. В то же время вторая жена Ивана III Софья Палеолог попала в немилость. Из царской казны стали исчезать драгоценности. Как писали про Софью летописи, "много истеряла казны великого князя; брату давала, кое племяннице давала - и много...". Великокняжеская казна была предметом особых забот не одного поколения московских государей, которые старались приумножать фамильные сокровища.Бесценные драгоценности тверской княжны Марии (первой жены Ивана III и матери Ивана Молодого) Софья, никого не спрося, отдала своей племяннице- итальянке. В 1483 году во время крещения первого царского внука Дмитрия, сына Ивана Молодого и Елены Волошанки, разразился грандиозный скандал. Новорожденный Дмитрий был продолжателем династий и московских, и тверских князей, и молдавских господарей.В 1490 году Иван Молодой умер. Как считают многие, он был отравлен. Говорят, что отравили его люди Софьи Палеолог. Но доказательств тому нет. Следствия в те далекие и темные времена никто не вел, а врача, который лечил князя Иван Молодого, казнили.Политическая и династическая борьба продолжились при Московском дворе. Оляна (Елена Волошанка) пережила свой триумф, когда в 1497 году дед и Великий князь Московский Иван III в Успенском соборе Московского кремля венчал на царствование своего внука. Пышная праздничная церемония происходила при большом стечении духовенства, бояр, князей дворян, зарубежных гостей и послов, а также и простого московского люда. Это было первое в истории Российского государства венчание монарха на царствование. И самым первым среди множества монархов в истории России был Дмитрий

И вел. кн. Тверской Марии Борисовны. Род. 15 февр. 1456 г. Вел. кн. Тверской и 1486 - 1490 гг.

жена: с 1483 г. государыня Молдавская Елена Стефановна (+ 1505 г.).

В 1480 году, узнав, что к Оке приближается хан Ахмат, Иван III отправил туда сына вместе с полками и воеводами. Ахмат, пройдя вдоль русских границ, отправился к Угре. Иван следовал за ним. Началось знаменитое стояние на Угре . Иван III, смущаемый советчиками, не знал на что решиться. То он хотел биться с Ахматом, то бежать в Вологду. Несколько раз он писал сыну, чтобы тот ехал в Москву. Но Иван решил лучше навлечь на себя отцовский гнев, чем отъехать от берега. Видя, что грамоты сын не слушается, Иван III послал приказание воеводе Холмскому: схватив силой молодого великого князя, привезти его в Москву. Холмский не решился употребить силу и стал уговаривать Ивана, чтоб ехал в Москву. Тот отвечал ему: "Умру здесь, а к отцу не пойду". Он устерег движение татар, хотевших тайно переправиться через Угру и внезапно броситься на Москву: их отбили от русского берега с большим уроном.

В 1485 году, присоединив к Москве Тверское княжество, Иван посадил там сына, по матери принадлежавшего к роду Тверских князей.

В 1490 году Иван разболелся ломотою в ногах; в это время был в Москве лекарь Леон Жидовин, вызванный русскими послами из Венеции. Леон объявил отцу больного: "Я вылечу сына твоего, а не вылечу, вели меня казнить смертною казнью". Великий князь велел лечить. Леон стал давать больному лекарство внутрь, а к телу прикладывать склянки с горячей водою. Но от этого лечения Ивану стало хуже и он умер. Иван III велел схватить лекаря, и, как минуло покойнику 40 дней, Леона казнили смертью. Погребен Иван в Москве, в Архангельском соборе.

Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.

Иван Иванович Молодой (1458-1490) - сын Ивана III Васильевича и его первой жены Марии Борисовны, дочери великого князя тверского. С 1471 года упоминается как великий князь - соправитель отца; поддерживал его централизаторскую политику. Был одним из руководителей русской рати в период "стояния на Угре", являясь упорным сторонником активной обороны от войск хана Ахмата. Вместе с отцом ходил в поход на Тверь. После ее присоединения к Москве (1485) назначен тверским князем. В 1483 году женился на дочери молдавского господаря Стефана - Елене, от которой имел сына Дмитрия Ивановича .

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Иван Иванович Молодой (1458-1490), сын вел. кн. Ивана III Васильевича. В 1480 командовал серпуховским отрядом при наступлении хана Ахмата и знаменитом стоянии на р. Угре. В 1485 отец отдал Ивану Ивановичу присоединенное Тверское княжество, назначив наместником в нем боярина В. Ф. Образца-Добрынского. Иван Иванович был с 1483 женат на дочери молдавского господаря Стефана IV Елене и имел сына Дмитрия, впоследствии венчанного, но лишенного прав наследства и заключенного в темницу. Иван Иванович принимал участие в делах правления при отце и в грамотах носил титул великого князя. В 1490 он заболел ломотой в ногах. Прибывший из Венеции врач начал его лечить, но больному стало хуже и он умер. Через 40 дней после смерти наследника Иван III велел доктора Леона казнить.

В 1490 г. умер старший сын Ивана III от первого брака, носивший тоже имя Иван. Возник вопрос, кому быть наследником: второму сыну государя – Василию или внуку Дмитрию, сыну умершего князя? Знатным, сановникам очень не хотелось, чтобы престол достался Василию , сыну Софии Палеолог . Покойный Иван Иванович титуловался великим князем, был как бы равным отцу, и потому сын его даже по старым родовым счетам имел право на старшинство. Зато Василий, со стороны матери, происходил от знаменитого царского корня. Придворные разделились: одни стояли за Дмитрия, другие – за Василия. Против Софии и ее сына действовали князь Иван Юрьевич Патрикеев и зять его Семен Иванович Ряполовский. Это были лица очень близкие к государю, и все важнейшие дела шли чрез их руки. Они и вдова умершего великого князя – Елена (мать Дмитрия) пустили в ход все меры, чтобы склонить государя на сторону внука и охладить к Софии. Сторонниками Дмитрия пущены были слухи, что Ивана Ивановича извела София. Государь видимо стал склоняться на сторону внука. Тогда сторонники Софии и Василия, по большей части люди незнатные – боярские дети и дьяки, составили заговор в пользу Василия. Заговор этот был открыт в декабре 1497 г. В то же время до Ивана III дошло, что какие-то лихие бабы с зельем приходили к Софии. Он пришел в ярость, жены и видеть не хотел, а сына Василия велел держать под стражей. Главных заговорщиков казнили мучительной смертью – сперва отрубили руки и ноги, а потом головы. Баб, приходивших к Софье, утопили в реке; многих побросали в тюрьмы.

Желание бояр исполнилось: 4 января 1498 г. Иван Васильевич короновал своего внука Дмитрия с небывалым торжеством, как будто в досаду Софии. В Успенском соборе среди церкви было устроено возвышенное место. Здесь поставлено было три стула: великому князю, внуку его и митрополиту. На налое лежала Мономахова шапка и бармы. Митрополит с пятью епископами и многими архимандритами отслужил молебен. Иван III и митрополит заняли свои места на возвышении. Князь Дмитрий стоял пред ними.

«Отче митрополит, – громко сказал Иван Васильевич, – издревле предки наши давали великое княжение первым своим сыновьям, так и я первого своего сына Ивана при себе благословил великим княжением. Волею Божиею он умер. Благословляю ныне старшего сына его, внука моего Дмитрия, при себе и после себя великим княжеством владимирским, московским, новгородским. И ты, отче, дай ему свое благословение».

После этих слов митрополит пригласил Дмитрия стать на предназначенное ему место, положил ему на преклоненную голову свою руку и громко молился, да сподобит Всевышний его Своею милостию, да живет в сердце его добродетель, вера чистая и правосудие и т. д. Два архимандрита подали митрополиту сначала бармы, потом Мономахову шапку, тот передавал Ивану III, а он уже возлагал их на внука. Вслед за этим последовала ектения, молитва Богородице и многолетие; после чего духовенство поздравляло обоих великих князей. «Божиею милостию радуйся и здравствуй, – провозгласил митрополит, – радуйся, православный царь Иван, великий князь всея Руси, самодержец, и с внуком своим великим князем Дмитрием Ивановичем, всея Руси, на многая лета!»

Затем митрополит приветствовал Дмитрия и произнес ему краткое поучение, чтобы он в сердце имел страх Божий, любил правду, милость и суд праведный и так далее. Подобное же наставление повторил внуку и князь. Этим обряд коронации и кончился.

После обедни Дмитрий из церкви вышел в бармах и венце. В дверях его осыпали золотыми и серебряными деньгами. Это осыпание повторялось у входа в Архангельский и Благовещенский собор, куда ходил нововенчанный великий князь помолиться. В этот день был устроен у Ивана III богатый пир. Но недолго радовались бояре своему торжеству. И году не прошло, как страшная опала постигла главных противников Софии и Василия – князей Патрикеевых и Ряполовских. Семену Ряполовскому отрубили голову на Москве-реке. По просьбе духовенства Патрикеевым была оказана пощада. Отца постригли в монахи в Троицко-Сергиевском монастыре, старшего сына в Кирилло-Белозерском, а младшего стали держать под стражей в Москве. Ясных указаний, за что государева опала постигла этих сильных бояр, нет. При одном случае только Иван III выразился о Ряполовском, что он с Патрикеевым «высокоумничал ». Бояре эти, видно, позволяли себе своими советами и соображениями надоедать великому князю. Несомненно также, что открылись какие-нибудь их козни против Софии и Василия. В то же время опала постигла Елену и Дмитрия; вероятно, участие ее в жидовской ереси тоже повредило ей. София и Василий опять заняли прежде свое положение. С этой поры начал государь, по словам летописцев, «не радеть о внуке», а сына Василия объявил великим князем Новгорода и Пскова. Псковичи, не зная еще, что Дмитрий с матерью попали в немилость, прислали просить государя и Дмитрия, чтобы они держали свою отчину по старине, не назначали бы отдельного князя во Псков, чтобы тот великий князь, который будет на Москве, был бы и во Пскове.

Эта просьба рассердила Ивана III.

«Разве я не волен в своем внуке и в своих детях, – сказал он в гневе, – кому хочу, тому и дам княжество!»

Двоих из послов он велел даже посадить в тюрьму. В 1502 г. было приказано Дмитрия и Елену держать под стражей, на ектениях в церкви не поминать их и не величать Дмитрия великим князем.

Отправляя послов в Литву, Иван наказывал им так говорить, если дочь или кто иной спросит о Василии:

«Пожаловал государь наш сына своего, учинил государем: как сам он государь на государствах своих, так и сын его с ним на всех тех государствах государь».

Посол, поехавший в Крым, должен был говорить о переменах при московском дворе так:

«Внука своего Дмитрия государь наш было пожаловал, а он стал государю нашему грубить; но ведь жалует всякий того, кто служит и норови т, а который грубит, того за что жаловать».

В 1503 году скончалась София. Иван III, чувствуя уже слабость здоровья, приготовил завещание. Василию между тем пришла пора жениться. Попытка женить его на дочери датского короля не удалась; тогда, по совету одного придворного, грека, Иван Васильевич последовал примеру византийских императоров. Ко двору велено было собрать на смотрины красивейших девиц, дочерей бояр и боярских детей. Собрано было их полторы тысячи. Василий избрал Соломонию, дочь дворянина Сабурова.

Этот способ женитьбы вошел потом у русских царей в обычай. Мало в нем было хорошего: при выборе невесты ценили здоровье да красоту, на нрав и ум не обращали большого внимания. Притом женщина, случайно попавшая на престол, часто из незнатного состояния, не могла держать себя, как следует настоящей царице: в муже она видела своего владыку и милостивца, была для него не подругою, а рабою. Равною с царем она никак себя не могла признать, и сидеть на престоле рядом с ним ей казалось некстати; но вместе с тем ей, как царице, не было ровни между окружающими. Одинокая в блестящих царских покоях, в драгоценных украшениях, она была словно заключенная; а царь, повелитель ее, был тоже одиноким на престоле. Нравы и порядки двора отзывались и на жизни бояр, и у них отдельность женщин от мужчин, даже затворничество, еще больше усилилось.

В тот же год, как совершен был брак Василия (1505), скончался Иван III, 27 октября, 67-ми лет от роду.

По завещанию все его пять сыновей: Василий, Юрий, Дмитрий, Симеон и Андрей получали наделы; но старшему назначено было 66 городов, самых богатых, а остальные четверо все вместе получили 30 городов; притом у них отнято было право в уделах судить уголовные дела и чеканить монету.

Стало быть, младшие братья Ивана III уж никак не могли называться государями; они обязывались даже присягой держать великого князя господином «честно и грозно, без обиды». В случае смерти старшего брата младшие должны были подчиняться сыну умершего, как своему господину. Таким образом устанавливался новый порядок престолонаследия от отца к сыну. Еще при жизни своей Иван Васильевич приказал Василию заключить подобный договор с Юрием, вторым сыном своим; притом в завещании говорилось: «Если кто из сыновей моих умрет и не оставит по себе ни сына, ни внука, то удел его весь идет сыну моему Василию, а меньшие братья не вступаются в этот удел». О внуке Дмитрии уже и не поминалось.

Все свое движимое имущество, или «казну», как тогда говорилось (драгоценные камни, золотые и серебряные вещи, меха, платья и проч.), Иван III завещал Василию.

Года, сын великого князя Московского и всея Руси Иоанна III Васильевича и его первой жены Марии Борисовны. Летопись повествует: «февраля в 15 день, в среду на Феодорове неделе, егда начаша часы пети, родился великому князю Ивану сын и наречен бысть Иван ».

24 февраля, церковь вспоминала Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи . Вероятно, именно Иоанн Креститель и был избран небесным покровителем Иоанна Молодого. Обряд крещения младенца совершил митрополит Иона .

Настоятель Троице-Сергиева монастыря Паисий (Ярославов) отправил грамоту своему духовному сыну, призывая его "стать крепко… за свое отечьство ".

Иван III , смущаемый советчиками, не знал на что решиться: биться с Ахматом или бежать в Вологду . К Иоанну Молодому на Угру был отправлен скорый гонец с приказом немедленно оставить армию и вернуться в Москву . Однако 22-летний наследник престола "мужество показа, брань прия от отца, а не еха от берега, а хрестьянства не выда ". Отъезд Иоанна Молодого в эти критические дни пагубно сказался бы на боевом духе войск и, напротив, придал бы уверенности татарам . Ослушавшись приказания своего грозного отца, Иван рисковал очень многим.

Убедившись в том, что Иоанн Молодой не намерен исполнять его приказ, Иван III прибегнул к хитрости. Он послал распоряжение князю Холмскому силой привести наследника в Москву . Иван Молодой же на это ответил: "Лучше здесь погибну, чем поеду к отцу ".

Кончина

В году Иоанн Молодой заболел ломотою в ногах ("камчюгом").

В это время в Москве был лекарь, Мистр Леон, родом Жидовин, привезенный русскими послами из Венеции ; Леон объявил отцу больного: "Я вылечу сына твоего; а не вылечу, вели меня казнить смертною казнью ". Иван III велел ему лечить сына. Карамзин пишет: "Сей Медик, более смелый, нежели искусный, жег больному ноги стеклянными сосудами, наполненными горячею водою, и давал пить какое-то зелие ".