Какие качества левши проявляются в сказке. Что является причинами “леворукости” человека? Сочинение Описание Левши

Люди с доминирующей левой рукой, проще говоря, левши, рождались всегда. В древние века левшей считали колдунами и ведьмами, потому что нередко они обладали незаурядными способностями. И такие люди подвергались сожжению на костре. В Древней Руси левшам не разрешалось давать показания в суде. Считалось, что дьявол являлся левшой.

К счастью, времена поменялись, и уже давно известно, что магия здесь не играет никакой роли. Левшой человек уже рождается. Природа создала нас ассиметричными. Наш мозг сам выбирает, какая рука будет доминирующей. Если больше развито правое полушарие мозга, то активной становится левая рука, и напротив, если больше развито левое полушарие, то главной рукой будет правая.

Мы отобрали 5 наиболее любопытных фактов из жизни левшей:

- Леворукие – очень одаренные люди , которые обладают незаурядными способностями или имеют какой-нибудь яркий талант. К примеру, учёный Альберт Энштейн, римский император Гай Юлий Цезарь, писатель Лев Толстой, Художник Пабло Пикассо, актриса Мэрилин Монро – все они были левшами. Но всё же современные психологи считают, что гениальность человека не зависит от того, какая рука у него доминирует. Но мышление левшей и правшей отличается. И это остается фактом.

- Левши – люди более творческие, активные, они не сидят на месте, глотают информацию целиком. Но вот с логикой у них могут быть проблемы . Левши способны схватывать информацию на лету, они видят проблему целиком, правше нужно разложить всё по полочкам. Если у чистого левши сложности с математическими задачами, то ему будет проще объяснить материал на образах. Правши, наоборот, предпочитают логику. Из них получаются неплохие аналитики и отличные стратеги.

- Статистика указывает на то, что среди успешных спортсменов много левшей. Теннисист Рафаэль Надаль, футболист Пеле. Теннисистка Мартина Навратилова, являющаяся левшой, девять лет носила звание первой ракетки мира. Это был абсолютный рекорд.

Статистика говорит о том, что 40 процентов золотых медалей выигрывают именно спортсмены-левши.

Чистых левшей в мире людей не так уж и много. В животном мире всё наоборот. Там больше левшей. К примеру, у обезьян и белых медведей левая лапа сильнее. Но, как исключение, в мире фауны тоже встречаются праволапые, правда, гораздо реже.

Другая сторона медали - левши чаще страдают шизофренией и алкоголизмом.Однако, ученые разных стран расходятся во мнениях об этом незаурядном факте.

Для того, чтобы определить, кем является твой ребенок, можно провести несложный тест. Для начала определим главную руку – для этого попроси ребенка сцепить кисти в замок. Какой палец окажется сверху – та рука будет являться ведущей. Так же можно сложить руки перед собой в позе Наполеона (обхватить руки друг с другом перед грудью), если сверху оказалась правая рука, то она и является у ребенка главной. Теперь попробуем определить ведущее ухо. Попроси ребенка послушать тиканье наручных часов. Каким ухом он потянется к ним, то и будет являться доминирующим. Для того, чтобы определить активный глаз, то нужно сделать в листе бумаги круглое небольшое отверстие и попросить ребенка посмотреть в него. Какой глаз заглянет в это отверстие, тот и будет являться главным. В завершении можно проверить ногу ребенка. Просто попроси его закинуть ногу на ногу. Та нога, что окажется сверху и будет являться ведущей.

Если ребенок сделал всё левой, то перед тобой чистый левша, которых на нашей планете не более 10 процентов. А чистых правшей около 45 процентов. Если же при исполнении теста «лево» и «право» перемешались, то значит, твой ребенок скрытый левша, таких людей около 50 процентов. Существуют еще амбидекстры. Их очень небольшое количество. Это люди, у которых одинаково хорошо функционируют обе руки и не выделяется ведущая. Такие люди обладают возможностью использовать сразу оба полушария. Дети амбидекстры лучше усваивают новую информацию, более сообразительные, легче адаптируются к новым условиям. Воспитывая такого ребенка, нужно учитывать то, что если оба полушария мозга поучают большую нагрузку, то у ребенка может возникнуть неврастения, он будет сильно утомляться, могут возникнуть головные боли.

Чтобы этого избежать, нужно постараться уменьшить нагрузку на левое полушарие, которое отвечает за интеллектуальное развитие и логику, вместо этого больше развивать правое, которое отвечает за творчество. Например, вместо дополнительных занятий математикой занимайся с ребёнком рисованием, танцами, можно записать ребенка в музыкальную школу. Тогда мозг ребёнка не будет испытывать чрезмерных нагрузок.

Но наш мир больше приспособлен для правшей, так как всё-таки их большинство. Например, если взять магазин. Во всех супермаркетах движение по торговому залу идёт против часовой стрелки. Это придумано для того, чтобы праворуким покупателям было удобней складывать товар в корзину. Чем больше товара взято, тем быстрее растут продажи магазина.

Маркетинговый ход. Спортивные стадионы устроены по такому же принципу. Спортсмены бегут по стадиону против часовой стрелки, чтобы на повороте активная правая нога могла уберечь бегуна от падения. Турникеты в метро приспособлены для правшей, а также отверстие для руки в швейной машинке. Для левшей удалось найти лишь канцтовары – ножницы, точилки, линейки с зеркальной шкалой. А с остальным левшам пока приходится справляться самим.

АиФ.ru собрал 20 любопытных фактов про левшей :

1. Почти 90% людей на планете — правши, и только у 3-5% «ведущая рука» — левая. Остальные — амбидекстры.

2. Количество левшей все время сокращается. В каменном веке их было 50%, в бронзовом — 25%, а сейчас — всего 5%. Около 2500 левшей умирают ежегодно в результате несчастных случаев, связанных с использованием предметов, предназначенных только для правшей.

3. Южное полушарие Земли более «леворуко»: среди населения Южной Азии, Восточной Европы, Юго-восточной Азии, Австралии встречается намного больше левшей, чем в других этнических группах во всем мире, в то время как среди населения Западной и Северной Европы, Африки — левшей встречается намного меньше.

4. В разные времена леворукость рассматривалась то как вредная привычка или даже как знак дьявола, то как признак невроза или мятежного характера. Позже ее стали рассматривать как признак творческих и музыкальных способностей.

5. В Японии вплоть до ХХ века леворукость жены считалась достаточным основанием для развода.

6. Во многих языках слово «левый» имеет негативную смысловую окраску и является синонимом слов «неловкий», «фальшивый», «неискренний», «вызывающий подозрение». В английском языке синонимы слова «left-handed» — «неуклюжий», «неумелый», «двусмысленный» и «сомнительный».

Французское «gauche» означает не только «левый», но и «нечестный».

7. Заикание и дислексия (неспособность к чтению) чаще встречаются у левшей.

8. Правши живут в среднем на 9 лет дольше, чем левши.

9. Левши пользуются правой рукой гораздо чаще, чем правши — левой.

10. Вероятность рождения леворукого ребенка, если оба родителя правши, всего 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%, у обоих леворуких родителей дети-левши появляются в 46% случаев.

11. Левши наиболее часто встречаются среди однояйцевых близнецов.

12. Дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер.

13. У многих левшей хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

14. Зачастую дети-левши начинают говорить позже, чем их сверстники, и имеют трудности с произношением некоторых звуков.

15. «Вынужденное левшество» возникает из-за травмы правой руки в раннем возрасте. Также бывает, что ребенок подражает одному из родителей-левшей, и в результате леворукость входит в привычку.

16. Левши чаще выбирают профессии артистов, художников, писателей, они особенно ценятся в боксе, в фехтовании и плавании.

17. 40% золотых медалей в боксе завоевали леворукие. Леворукий боксёр имеет преимущество при ударе в печень, но теряет преимущество, свойственное праворукому боксеру, при ударе в сердце.

18. Левшами чаще являются мужчины, чем женщины.

19. Среди тех, кто закончил колледж, мужчины-левши на 15% богаче мужчин-правшей, а среди получивших высшее образование мужчины-левши богаче правшей на 26%. У женщин связи между зарплатой и леворукостью не выявлено.

20. Термины «левша» и «правша» применимы не только к людям, но и к животным. Среди кошек большинство — правши, среди мышей 44% правшей, 28% левшей, а остальные — амбидекстры, а все белые медведи — левши.

Ни для кого не секрет, что человек – левша отличается от человека – правши не только тем, что пишет он, держа ручку в другой руке. Попробуем узнать об особенностях, характеристике и качествах левши.

На сегодняшний день в мире около 8-15% людей в качестве преобладающей руки используют левую, они называются левшами.

Интересно, что ведущую руку дети выбирают в возрасте трёх лет, проявляется это в играх, творческих занятиях – например, при рисовании, разукрашивании, лепке. Считается, что у деток, которые являются левшами, правое полушарие головного мозга является преобладающим (доминирующим). Его работа отвечает за восприятие месторасположения и ориентацию в пространстве, художественное восприятие, творческие, в том числе и музыкальные, способности, интуицию, воображение, эмоции.

Психологи часто отмечают, что левши являются художественно одарёнными людьми, они обладают отличным музыкальным слухом. Кроме этого, левшам свойственна затруднительность произношения некоторых звуков и иногда задержка развития речи. Говоря о других качествах левшей, психологи отмечают упрямство, умение рисовать, лепить, петь, трудности с чтением и письмом.

Дети-левши зачастую являются доверчивыми, непосредственными, подвержеными чужому влиянию, настроению. Также им присущи капризность, плаксивость, настойчивость и упорство в достижении желаемого. Причины отличия правшей и левшей заключаются в том, что правое и левое полушария мозга ответственны за разные сферы психической деятельности.

Также специалисты отмечают связь темперамента с леворукостью. Левши в сравнении с правшами более эмоциональны, у них существуют проблема с самоконтролем. Левши могут моментально разгневаться и выйти из себя, но зато обладают логическим мышлением, способностью последовательно обрабатывать информацию, обобщать её и анализировать. Левши отличаются отличной физической подвижностью, тягой к спорту, впечатлительностью и ранимостью, также они обладают склонностью фантазировать и обладают отличной памятью.

Раньше большинство детей, которые непроизвольно предпочитали использование левой руки, намеренно переучивали. Многие родители воспринимают новость о том, что их ребёнок левша негативно, однако не надо быть столь категоричными в своих суждениях. На сегодняшний день все специалисты сходятся в едином мнении, что ни в коем случае нельзя переучивать левшу. Процесс переучивания левши является тяжёлым испытанием для его психики, которое вызовет только стресс и невротизацию ребенка.

После переучивания дети часто страдают от невротических расстройств, в том числе нарушения сна, аппетита, головных болей, энуреза, заикания.

В качестве рекомендаций по поведению взрослых с ребёнком левшой встречается совет не заострять внимание на том, что ребёнок отличается от других детей своей леворукостью. В ситуации, когда малыш ощущает, что его особенность вызывает повышенный интерес со стороны окружающих, у него может понижаться самооценка и развиваться застенчивость и неуверенность в себе.

Интересно, что при выборе профессии стоит учитывать леворукость человека. Левши отлично себя зарекомендовали в таких областях, как дизайн, фотография, живопись, архитектура, музыка, спорт. Отмечено, что среди леворуких людей очень много творческих личностей, достигших успеха, в качестве примера можно назвать: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Владимир Маяковский, композиторы Бах, Бетховен, Чарли Чаплин, Мэрилин Монро. Если в семье появился ребёнок-левша, не стоит переучивать его, скорее нужно дать шанс проявить себя с творческой стороны и развить особенности и умения, которые ему хорошо удаются. Детям нужна и важна поддержка родителей. Будьте здоровы!

"Все звуки светятся, и все цвета звучат…" (Анализ звукоцветовых соответствий в стихотворении Д. Гореванова "Байкал")

Прежде чем приступить к работе, я изучил литературу, необходимую мне для проведения эксперимента. Выяснил, как характеризуется звук с точки зрения физики, физиологии, лингвистики, психологии. Пронаблюдал...

Анализ лирических произведений русских поэтов

Жил был старичок из Гонконга, Танцевавший под музыку гонга. Но ему заявили: «Прекрати это или Убирайся совсем из Гонконга!» Пожилой джентльмен из Айовы Думал, пятясь от страшной коровы: «Может...

Обобщив характеристики, мы можем определить тип лингвосоционической личности профессора Преображенского. Это интуитивно- логический экстраверт (в терминах соционики - Дон Кихот, или Искатель). Проанализировав его речь и высказывания автора...

Герои повести Булгакова "Собачье сердце"

Шарик и Шариков являются одним героем. Их отличает то, что Шарик - собака, а Шариков - человек, в которого превратился Шарик после операции. Динамика от Шарика к Шарикову такова, что Шарик - рационал, а Шариков - иррационал...

Гуманистическая система воспитания в произведении Н.С. Лескова "Кадетский монастырь"

Артиллерийский и инженерный Шляхетный корпус - это закрытое учебное заведение для детей дворян, существовавшее в 18-19 вв. в Санкт-Петербурге...

Описание физических явлений в художественной литературе

Основные темы творчества К.М. Симонова в 1950-1970-е годы

Показательно следующее высказывание К.Симонова. «Мне кажется, что точно так же, как сила действия ар-тиллерии определяется не внушительностью ее внешнего вида...

Потусторонний мир в произведениях Н.В. Гоголя. Его роль в выражении авторской позиции

гоголь мифология произведение чудище 1. В славянской мифологии Вий - это дьявольское чудовище, живущее в болотах, бродящее в туманах возле деревень и городов. Он обладает особым взглядом, который способен проникнуть в человеческую душу...

Русский национальный характер в произведении Н.С. Лескова "Левша"

Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера. В образ Левши собраны основные черты русского национального характера...

Семантическое поле цвета в поэтических текстах Марины Цветаевой

Существует мир «цвета» - феномен чисто психический. Известно, что в природе существуют только световые волны, а цвет есть порождение нашего глаза и мозга. Эта система «мира цвета» отражена в языке и, каким-то образом в языке структурирована...

Николай Лесков стремился постигнуть и отобразить в своем творчестве жизнь разных классов, групп и сословий. И ему удалось создать сложный и многокрасочный, не до конца изученный образ России в один из самых трудных для нее периодов - во второй половине XIX века. Прекрасным примером тому служит рассказ «Левша».

Кратко о сюжете

Прежде, чем приступить к анализу «Левши» Н. Лескова, вспомним сам рассказ. События «Сказа» происходят в начале XIX века. Императору Александру во время одной из поездок по Англии показали крошечную блоху, умеющую танцевать. Он привез ее в Россию. После смерти императора в его вещах обнаружили эту диковинку, а казак Платов объяснил, что государь привез эту блоху как образец мастерства английских механиков, и заметил, что русские могут не хуже. Император Николай, который верил в превосходство русских, поручил Платову съездить на Дон и посетить тульские заводы, поискать умельца, который ответит на вызов англичан.

Платов вызвал трех известных оружейников, в том числе и Левшу, показал им диковинную блоху и попросил придумать то, что превосходило бы английскую работу. Мастеровые ответили на вызов - блоху на все лапки подковали. Все были восхищены и отправили подкованную блошку обратно в Англию, чтобы продемонстрировать мастерство русских умельцев. В Англии Левше показали заводы и предложили остаться. Мастеровой отказался, а на обратном пути затеял с полшкипером спор, кто кого перепьет. По приезде в Петербург полшкипера вернули к жизни в богатой больнице, а Левша так и умер без медицинской помощи в больничке для бедных.

Рассказ Николая Лескова «Левша» заканчивается тем, что даже на смертном одре Левша думает об отчизне. Перед смертью он раскрывает секрет чистки ружей, но государю ничего не передали и продолжали чистить ружья толченым кирпичом. Прислушайся они тогда к совету Левши, в Крымской войне совсем иной исход был бы.

Главный герой

Главный герой повести - талантливый русский мастеровой Левша. Ему и другим мастерам было поручено создать шедевр, чтобы удивить англичан. Они решили гвоздики для подков создавал Левша. Описанию внешности автор не придает особого значения, указав, что у него было родимое пятно на щеке, он был косым на один глаз и имел залысины. Мастерство и умение Левши были важнее - этому автор и уделил внимание. Он не чувствует себя кем-то значимым, когда англичане предлагают остаться у них, он отказывается. Вызвано это не столько любовью к родине, сколько неверием в лучшую жизнь.

Анализ рассказа «Левша» Н. С. Лескова не был бы полным без образа главного героя, поэтому рассмотрим более детально его характеристику. Настолько забитый человек, что ему не приходит мысль как-то противостоять обстоятельствам, Левша так и умирает нелепой смертью. Тут же автор противопоставляет Левше английского шкипера. Его сразу отвезли в английское посольство, окружив заботой. Автор подчеркивает, насколько в стране, в которую вернулся Левша, безразличны к человеческой жизни. На самом деле умер редкостный умелец, а никому до этого нет дела. Много в описании этого персонажа комичного. Например, свое косоглазие и леворукость мастер применил с пользой - он мог сделать тончайшую работу, которую невозможно было увидеть невооруженным глазом.

Другие герои

Продолжим анализ «Левши» Лескова знакомством с другими героями произведения. Основные персонажи «Левши»» - императоры Александр и Николай, казачий атаман Платов и русский умелец Левша. Александр Павлович - большой поклонник западной культуры и техники. Он восхищался работами западных умельцев, и они его неизменно радовали. Посетив Англию и увидев там чудо-блоху, он немедленно ее выкупил и привез в Петербург. Патриот Платов сказал, что и наши умеют не хуже. Но Александр, будучи проницательным политиком, все же воздерживается от того, чтобы показать в Англии работы русских мастеровых.

Николай Павлович - брат императора Александра и полная его противоположность. Он любознателен и патриотичен. Если Александр был уверен, что западные умельцы лучше всех, то Николай не сомневался в том, что российских мастеров никто не превзойдет. Увидев блоху и выслушав объяснения Платова, он не замедлил найти мастеров, которые смогут превзойти англичан. Вскоре умельцы показали свою работу, император очень расстроился, когда не увидел ничего необычного. Но, посмотрев в микроскоп, увидел, что блоха подкована. И немедленно отправил Левшу с диковинкой в Англию, чтобы продемонстрировать русское мастерство.

Сопровождал императора во время поездки в Англию. Платов отличался любовью ко всему русскому, восторгов Александра не понимал и изобличал коварство иностранцев. Когда англичане хвастались оружием - он отвинтил замок и показал им надпись, что сделано оно российскими мастерами, и искренне радовался расстройству англичан. Но не все было гладко в характере Платова - он был жесток с теми, кто от него зависел, и относился к ним с презрением.

История написания

Если проводить анализ произведения Лескова «Левша» по плану, то следует начать с даты и истории написания. Сказ о Левше впервые был напечатан в 1881 году в журнале «Русь». В отдельном издании автор внес поправки, усиливающие остроту рассказа, подчеркивающие произвол властей и невежество простого народа. Предисловие Лесков изначально исключил из собрания сочинений, впервые вступление к рассказу появится в издании 1894 года. А до этого времени читателю предоставлялась возможность вкусить всю прелесть истории, рассказанной выдуманным персонажем. Снимая предисловие, автор хочет озадачить читателя и становится лукавым спутником рассказчика, а в последней главе сменяет его.

В «Левше» в очередной раз проявилось новаторство Лескова: он не употребляет слово «сказка», так как оно не отвечает намерениям писателя. Ведь здесь нет фантастических персонажей, здесь упоминаются реальные исторические личности - императоры Александр и Николай, императрица Елизавета, казачий атаман Платов. Уточнение «легенда» позволяет лучше понять замысел автора - взглянуть на историю глазами человека из народа, в данном случае - оружейного мастера. Лесков еще раз подчеркивает способность народа сочинять легенды и мифы, в основу которых легли реальные события.

Средства выразительности

Продолжая анализ «Левши» Лескова, остановимся на художественных средствах, которые использовал автор в своем произведении. По рассказу Лескова снята пьеса, есть балетная версия «Левши». Но здесь отсутствует трагическая составляющая сказа. Рассказчик в «Левше» дает волю воображению и словесной игре, чтобы еще больше раззадорить слушателей. Как один из приемов для передачи комической составляющей используется гипербола - колоритный атаман Платов храпит так, что не один англичанин в доме не может уснуть. Английская блоха из чистой стали танцует контрданс, и ее нельзя увидеть невооруженным глазом.

На уроках литературы в 6 классе анализу произведения Лескова «Левша» уделяется достаточно времени. Детально изучают характер и поступки героев, авторский замысел, средства выразительности, которые использовал автор. Остановимся на них более подробно. Примером использования гиперболы служит и возвращение Платова с Дона в Тулу: описание нетерпеливости казачьего атамана и работы тульских мастеров, подковавших блоху и написавших свое имя на подкове. Игра писателя с языком в этом рассказе заходит намного дальше, чем в других произведениях, - это праздник неологизмов и барочных оборотов. Как заметил А. Волынский: «Весь сказ представляется набором шутовских выражений».

Лесков использует здесь много приемов, в том числе и сочетания двух слов, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл. В основе этого приема лежит склонность простого народа переделывать незнакомые или иностранные слова так, чтобы было понятно. Помимо этого, в «Левше» встречаются словесные нелепицы: «ногавочки» - носки, «ветряная нахлобучка» - башлык от ветра. В рассказе преобладают просторечные выражения, странные словосочетания, диалектизмы.

Основная мысль произведения

Критики после этого рассказа набросились на Лескова, он, мол, в лице тульского оружейника принизил русский народ. И только «Вестник Европы» понял основную тему и конфликт в сказе «Левша», а также замысел писателя. Лесков изобразил русский народ, который отрицает европейские рецепты, и в то же время выглядит ограниченным и зависимым от общественных условий. Надо признать, что «Левша» изобилует ироничным репликами, достойными внимания. Когда царь едут с атаманом по Европе, Платов всячески отвлекает его внимание - у нас не хуже. Атаман не хочет говорить по-французски: «Все разговоры французские считал за пустяки». Пока англичане демонстрируют оружие, он говорит, что его молодцы побеждали и без этого.

«Левша» глазами автора

Конечно, атаман - комедийный персонаж, и его здравый смысл отдает ограниченностью. Со своими вестовыми он обращается жестоко. Бесчеловечно поступает с Левшой в эпизоде с «нимфозорией» и царской дочерью. Когда полшкипер просит его помочь, он отказывается сделать что-либо для английского мастера. Без сомнения, рассказ «Левша» доказывает русское превосходство. Левша говорит, что православная вера самая правильная, потому как «наши книги толще ваших». Через все произведение видна насмешка автора над национализмом, люди, одержимые им, неспособны увидеть истинную ценность вещей. Но Лесков хотел добродушно высмеять бахвальство русского народа, неспособность признавать ценность сделанного на чужой стороне.

Продолжая анализ «Левши» Лескова, невозможно не остановиться и на мнении критиков. В годы советской власти критики не преминули подчеркнуть горькую сатиру в истории с Левшой. Его конец трагичен - в России невозможен расцвет народного таланта. Обоих царей автор изображает как комедийных персонажей. Александр старается во всем понравиться англичанам, поверхностно смотрит на русскую жизнь. Николай же не доверяет иностранцам, но поддается на лесть и хитрость придворных, которые скрывают от него смерть Левши. Умирающий Левша попросил сказать царю, чтобы не чистили ружья толченым кирпичом, но никто его слушать не стал. Царь ни о чем не узнал, а Крымскую кампанию проиграли.

Правдивая реальность

Народную жизнь тоже не назовешь отрадной. Платов с казаками обращается жестоко и безнаказанно чинит произвол. Избивает Левшу и отделывается извинением. Левшу бросили перед полицейским участком, он долго лежал на морозе, затем его полураздетого возили из больницы в больницу и наконец привезли в больницу для бедных. Автор показывает, в каком невежестве прозябает народ, находится в плену своих предрассудков и обычаев. Лесков писал, что хотел поначалу изобразить Левшу как символ русского народа со всеми его недостатками и достоинствами: сообразительностью и изобретательностью.

Завершая анализ «Левши» Лескова, подведем итог - удалось ли автору осуществить свой замысел? Смог ли читатель его понять? Вероятно, да. Много удивительных вещей сотворил безграмотный народ, не зная арифметики, только Псалтырь да сонник. Левша похож на птицу, которая слишком близко подлетела к солнцу и опалила крылья. И русский народ не способен воспользоваться своими талантами не только из-за невежества, но и потому, что им владеет чувство превосходства. А здравый смысл и рассудительность - понятия западные. В «Левше», автор говорит, что у русского человека две цепкие привычки, въевшиеся в кровь: пьянство и фанфаронство.

«Сказ о левше» нельзя назвать ни памфлетом против русского народа, ни откровенно националистическим произведением. Лесков талантливо представил здесь живой и правдивый образ реальности.