Как наладить хорошие отношения с учителем. Отношения с учителями

Вот такими качествами должен обладать идеальный учитель. Но в жизни, к сожалению, так случается очень редко, и конфликты между учеником и учителем встречаются гораздо чаще, чем того хотелось бы.

Что же в поведении учителей вызывает самый сильный гнев учеников? Оказывается, нет на свете школьника, который остался бы равнодушен, если ему несправедливо поставили отметку. Но злятся на учителей и по дру-гим причинам. Например, когда считают, будто они всегда правы, если задают домашнее задание, толком не объяснив, что надо сделать, когда приходят в школу в плохом настроении, когда кричат и многое другое.

Что касается взаимоотношений с учениками, то тут самое главное — справедливость. Ведь дети все видят и все понимают. Авторитет учителя не может раз и навсегда быть завоеван. Он должен постоянно поддерживаться чем-то. Учитель никогда не должен кричать, в особенности в адрес одного ученика при всем классе. Он не должен высмеивать одного челове-ка при его друзьях. Не надо заставлять учеников думать так же, как он.

Очень трудно поддерживать нормальные отношения, если учитель просто-напросто не хочет понять или считает себя и Богом, и Царем. Конечно, у него больше прав и власти. Но ты можешь применить в борьбе за своё «Я» те принципы, о которых узнала в разделе «Научись бороться с хамством и побеждать».

И еще одно «но». Прежде всего, посмотри на себя. Так ли ты бесконфликтна, не провоцируешь ли ты сама спорную ситуацию? Ведь если учитель всегда не прав, то тут стоит серьезно задуматься — скорее всего, причина в тебе. Постарайся поразмыслить над тем, всегда ли ты вежлива, отзывчива. Не стало ли у тебя системой прогуливание какого-то урока или вызывающее поведение на нем. Будь самокритична. Если же ты не найдешь ни одной причины, по которой педагог предвзято к тебе относится, то стоит подумать о смене учителя. Можно перевестись в другой класс или заниматься по этому предмету индивидуально. Но меры кардинальные, после того, как были использованы уже все методы наладить отношения.

Хорошие отношения с учителями – нужно ли это? Хорошие отношения – это достижение взаимопонимания, отсутствие придирок, желание идти на любимый урок. В идеале так и должно быть, но не всегда получается.

Если все разложить по полочкам, оказывается, что проблемы с учителями были практически у многих подростков. Для того чтобы лучше разобраться, попробуем систематизировать часто встречающиеся проблемы.

  • Учитель не всегда прав. Учитель – такой же человек, как и другие.
  • Успевать по предмету, быть в числе первых получается не у всех.

Немаловажным является умение быть коммуникабельным. Уметь налаживать отношения со взрослыми в этом возрасте очень важно. Но никто не говорит – как именно? Ситуаций много, попробуем рассмотреть самые распространенные.

  • Как зовут твоего любимого учителя?
  • Почему этот учитель тебе нравится?
  • С каким учителем тебе трудно общаться?

Ситуации с учителями

  • Если учитель относится к тебе с предубеждением , проанализируй – почему? Он придирается только к тебе? Постарайся понять причину его придирок. Существуют учителя, которые несправедливы ко многим, люди с тяжелым характером. Одна из распространенных причин – ты не успеваешь по предмету, который он преподает, не проявляешь интереса к занятиям.Предмет тебе не нравится, мало того, ты считаешь его бесполезным для взрослой жизни.Учитель всегда чувствует отношение к своему предмету, считает его главным. С этим не поспоришь.

Как тебе поступить? Ничего не поделаешь – придется предмет полюбить, особенно если он необходим для поступления. От маленьких успехов ты перейдешь к красному диплому, что улучшит твою жизнь. Можно, конечно, «забить» на математику, но проблемы начнут накапливаться.

Учитель, влюбленный в свой предмет – лучший учитель. Он открывает двери в науку, прививает любовь к исследованиям и экспериментам. Это самое главное. Возможно, благодаря ему ты станешь выдающимся химиком или математиком. Необходимо приналечь на учебу. Если оценки низкие, и ты сам чувствуешь, что не успеваешь за школьной программой, самое время задуматься – зачем тебе проблемы. Из любой ситуации всегда есть выход. Столяр или сантехник – уважаемые профессии. Но они требуют профессиональной подготовки, больших практических навыков. Подумай и взвесь – к чему ты стремишься.

  • Еще одна причина – тебе кажется, что учитель занижает отметку . Вполне возможно, ему хочется, чтобы ты больше внимания уделял предмету, с его стороны – стимул тебя подстегнуть, заставить больше заниматься. Если ты собираешься поступать, предмет может оказаться профилирующим в ВУЗе, на вступительных экзаменах нужно будет показать не просто хороший, а превосходный результат. Именно поэтому требовательный учитель будет подталкивать тебя к тому, чтобы ты более интенсивно начал изучать материал.Учителя делятся на добрых и требовательных. Но это не значит, что требовательный учитель плохой. Как раз наоборот. Договорись о дополнительных занятиях, больше времени проводи в библиотеке, наверстывай упущенное.

Учитель объясняет материал по уроку десятки и даже сотни раз. Неудивительно, что он может потерять интерес к предмету.

В школе встречаются и другие проблемы , которые могут тебя раздражать.

  • У учителей часто бывают любимчики . Это не повод обижаться на учителя. Причины такого поведения могут быть разные – наличие у любимчика полезных родителей, материальная заинтересованность учителя. Возможно, после занятий он занимается репетиторством, и подобный вид заработка ему просто необходим.

Как тебе поступить? Если решил завоевать внимание учителя, стань первым в классе по успеваемости, демонстрируй глубокие знания, помоги учителю организовать клуб. Это гораздо лучше, чем статус любимчика.

  • Учителя могут ошибаться . Симпатии возникают спонтанно, с этим ничего не поделаешь. Бывает, что какой-нибудь подлиза начинает подхалимничать, а учитель принимает такое поведение за чистую монету.

Недавно учитель наорал на одного из учеников на уроке. Как думаешь, почему учитель не сдержался?

Как тебе поступить? Относись к этому спокойно. Подлиз и подхалимов не любят в любом коллективе. Такими действиями ничего не добьешься, а неприязнь одноклассников можно заслужить.

  • Учитель не так тебя понял . Бывает, что между людьми возникает непонимание. Как тебе поступить? Умение ладить с людьми, даже несимпатичными – одно из правил успешной жизни. Часто во взрослой жизни приходится решать вопросы именно с такими несимпатичными людьми. Деловые отношения нужно уметь выстраивать, учитель – тот, с кем необходимо выстроить подобные отношения, заложить фундамент взаимоуважения. Возможно, первый удачный шаг в этом направлении приведет к значительным успехам.

Если твой учитель тебе наскучил. сосредоточься на преподаваемом материале, а не на его недостатках.

Как тебе поступить?

  1. Как ты реагируешь, если по отношению к тебе учитель поступает несправедливо?
  2. Как следовало бы отреагировать?
  • В таких случаях лучше найти время, подойти к учителю и поинтересоваться – почему возникло непонимание. Постарайся объяснить свою точку зрения на происходящее, спокойно, без эмоций. И внимательно выслушай точку зрения педагога. В таком случае вам удастся найти компромисс, вы начнете лучше понимать друг друга. Не отступай. Поставь цель и двигайся к ней, чего бы это ни стоило. Учитель обязательно заметит твою настойчивость.
  1. Чтобы скучный урок был интереснее, я буду…
  2. Если учитель поступит со мной несправедливо, я сделаю следующее…
  • Почему лучше сосредоточиться на преподаваемом материале, чем следить за недостатками учителя?
  • Как твое отношение к предмету может повлиять на отношение учителя к тебе?

Отношения с учителями.

Как быть, если у ребенка возник конфликт с учителем?

Во-первых, еще до разговора с педагогом попробуйте понять, что происходит. С точки зрения вашей, учителя, ребенка. Не забывайте, что интересы и желания ребенка не всегда совпадают с целями и желаниями взрослых.

Затем внутренне, психологически подготовьтесь к предстоящему разговору с учителем. Не исключено, что учитель сразу станет защищаться или, наоборот, нападать на вас. Этому его научил прежний, не всегда приятный опыт общения с родителями. Постарайтесь убедить его, что вы ищете выход из ситуации, а не козла отпущения.

Полезно будет овладеть грамотной техникой ведения беседы. Она не раз вам пригодится в других сложных ситуациях. Вот один из приемов. После того как собеседник закончил очередную мысль, скажите: "Если я вас правильно понял(-а)..." - и кратко повторите то, что он только что говорил. Он подтвердит, что понят правильно, и вы можете начать высказывать свое мнение.

В результате разговора может выясниться, что одна сторона права, а другая - нет. Если виноваты вы или ваш ребенок - придется извиниться. Не бойтесь, что это вас унизит. Вы испытаете облегчение и усиление чувства собственного достоинства.

Если не прав учитель, но не находит в себе сил извиниться, попробуйте понять его. Не старайтесь во что бы то ни стало добиться признания вины. Ведь учителю сделать это труднее, чем представителю любой другой профессии. Существует же стереотип, что педагог не имеет права на ошибку. Скорее всего, он внутренне осознает свою вину и изменит свое отношение к ребенку. Если нет - придется искать другие пути разрешения конфликта.

В случае если не прав был учитель, вам предстоит объяснить это ребенку. Не бойтесь подорвать авторитет взрослого. Если ребенок поймет, что всем людям свойственно ошибаться, это существенно облегчит его собственную жизнь (да и вашу тоже). Если ошибетесь вы, вам не придется изворачиваться перед ребенком, чтобы скрыть свой промах. Скажите просто: учитель ошибся, потому что устал, или спешил, или был чем-то расстроен, обижен. Скорее всего, так оно и было на самом деле. Обычно детей вполне устраивает такое объяснение, и они успокаиваются.

Если не прав был ребенок, вместе с ним спокойно обсудите, как можно исправить ситуацию. Не давите на него своим опытом. Пусть он попробует сам предложить выход, наиболее приемлемый для него. Тогда можно надеяться, что конфликт благополучно разрешится. Если вы чувствуете, что ребенок не готов пока к извинению или другим шагам, предупредите учителя и сделайте это сами. Попросите пока ни на чем не настаивать. В дальнейшем вы найдете путь к примирению, который устроит обе стороны.

Как найти выход из "безвыходной" ситуации?

Из ситуаций, которые не связаны с чьей-то неопытностью или случайной ошибкой, выйти труднее. Затяжные конфликты возникают, например, если родители недовольны педагогическим стилем учителя, считают его подавляющим или, наоборот, слишком мягким. Учитель может считать, что ваш ребенок неспособен справиться с программой, а вы утверждаете, что дело не в ребенке. Вариантов может быть много. В таком случае придется выбирать один из трех способов поведения.

1. Первый способ : забрать ребенка из класса или из школы. Такой путь не всегда приносит облегчение. Трудно предсказать, как сложится школьная жизнь ребенка там, куда вы его переведете. Ему еще не раз придется столкнуться с людьми, которые будут оценивать его не так, как хотелось бы ему или его родителям. Возможно, полезнее для ребенка приобрести опыт общения с разными взрослыми и разными детьми. Но если вы чувствуете, что возникшее психическое напряжение ему не по силам, - переводите в другую школу.

2. Второй способ : поставить учителю условие, чтобы он изменил свое отношение к ребенку. Вы чувствуете свою правоту, но не хотите менять класс, вас устраивает школа, учебная программа. Вы просто хотите, чтобы учитель изменил свое поведение. Способ довольно рискованный. Прежде чем им воспользоваться, оцените свои силы. Продумайте свои ходы и меры, которые можно предпринять, если учитель не только не выполнит ваших требований, но и решит помериться с вами силами. Думайте, прежде всего, о последствиях для ребенка.

3. Третий способ , самый естественный и универсальный: если нельзя изменить ситуацию, нужно изменить свое отношение к ней. Ваша задача - помочь ребенку сохранить нормальную самооценку. Объясните, что отношение к нему не всегда зависит от его достоинств и недостатков. Помогайте ему при затруднениях в учебе. Он должен чувствовать уверенность в своих силах и в то же время уверенность в вашей поддержке. В разговоре с учителем дайте понять, что вам ясна его точка зрения, но ваш опыт подсказывает вам другое. И вы просите учесть свои пожелания.

Немаловажный момент в школьных конфликтах - обращение в различные инстанции, от администрации школы до городского отдела образования и выше. Конечно, вы будете действовать в соответствии с вашим жизненным опытом и темпераментом. И все же предпочтительнее попробовать разрешить ситуацию сначала в стенах самой школы. Если не получится - обращайтесь в районный комитет образования. Установка там в последнее время однозначная - учитывать, прежде всего, интересы ребенка.

Как наладить дисциплину в классе и правильно установить

отношения с учениками?

Дисциплина в классе иногда становится труднодостижимой целью. Особенно сложно её установить, когда учитель – «молодой специалист», а преподаёт он в среднем школьном звене. Ученики, находясь в переходном возрасте, сложно поддаются общим методикам воспитания:

Они стремятся к самовыражению;

Быстро теряют интерес к занятиям;

Склонны высказывать своё мнение;

Демонстрировать личную позицию, и свою «взрослость».

При этом, установить правильные отношения с учениками очень важно, ведь только так можно проводить обучение достаточно эффективно.

    Учителю, необходимо знать разные способы налаживания контакта с учениками, прежде всего – уметь поддерживать здоровую обстановку на уроках.

    Учитель должен быть для своих учеников авторитетом, пользоваться их уважением и доверием. Для этого следует избегать авторитарного стиля преподавания, которому присуще – подавление, оценка личности, пренебрежительный тон, отрицательные комментарии в адрес учеников и др.

    Учителю следует держать детей на необходимой дистанции и создавать нужную иерархию отношений. Стоит предполагать товарищеский тон и корректность, но одновременно и строгость.

    Так же, следует помнить, что в общении с учениками, по отношению к их поведению необходимо использовать технику «Я – высказыание. Это позволяет выразить эмоции и чувства в настоящий момент, объективно описывать события. Описать свою эмоциональную реакцию следует, используя такие выражения как: « Я огорчаюсь, я не знаю, как реагировать, я раздражаюсь, мне страшно от того, что… и т.п.»

Например: «Лена, когда ты шепчешься с соседкой по парте во время опроса, я чувствую сильное раздражение, поэтому я теряю мысль, просьба к тебе – «пошептаться» после урока ». Тем самым, передается предпочитаемый исход событий – «Я чувствую, мне хотелось бы», не затрагивая личность ученика…

Есть немало способов вывести урок за рамки обычного рутинного занятия.

    «Охватывать» на уроке всех учеников.

    Использовать различные средства и методы обучения на уроках

    Постараться сделать уроки увлекательными, захватывающими. (Если урок действительно заинтересует учеников, дисциплину установить будет гораздо легче).

    можно использовать иллюстрации, музыкальные фрагменты;

    создавать презентации;

    выводить учеников на экскурсию, связанную с темой урока;

    проводить уроки в нестандартном формате: урок-диспут,

урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие;

    проводить мини-соревнования между учениками и др.

4. Очень важно следить за своим психологическим состоянием, тщательно его контролировать, не позволять эмоциям брать верх.

5. К проведению уроков необходимо настроиться позитивно. Очень важно, действительно любить свою работу и детей.

Временные сложности бывают у многих, но преодолеть их быстро и результативно поможет правильный внутренний настрой (раздражаться, расстраиваться, паниковать – не следует, необходимо сохранять самообладание).
6 . Уважайте в учениках личность. На детей не следует повышать голос – это демонстрирует слабость.

Почувствовав негативный посыл, ученики моментально ответят тем же.

(Необходимо проявить сдержанность, деликатность, корректность, настойчивость, уравновешанность). Так как, агрессия вызывает агрессию!

Приемы педагогического воздействия при нарушении дисциплины:

Если ученики нарушают дисциплину, не стоит терять контроль над собой. Необходимо вести себя спокойно, не нервничать. При нестихаемом шуме, лучше просто остановиться, сделать небольшую паузу, успокоиться, а затем (если ученики не замечают вашего молчания), привлечь их внимание – сделать неожиданности, например:

Включить или выключить свет,

Изменить темп речи;

Легкий стук по столу ручкой, указкой и т.п.

(при всем этом, важно продемонстрировать уверенность и твёрдость).

Следующий возможный прием:

Подойти к доске или к двери (эти действия наверняка вызовут интерес и отвлекут детей);

Ещё один вариант – определить с амых задорных учеников, так называемых «заводил», и подойти к ним. Наверняка, другие ученики начнут затихать, следя за развитием событий и ожидая наших дальнейших действий. После этого, достаточно строго напомнить ученикам о том, что идёт урок и есть ещё незаконченная работа, которую предстоит вместе с ними провести.

    Стоит учесть то, что нужно не отделиться от детей, а объединить себя с ними – мы трудимся вместе на уроках.

Но иногда бывают обстоятельства настолько серьёзные, где необходимы только экстренные меры и без вмешательства администрации школы, родителей – не обойтись. Следует помнить, что вместе – гораздо легче справиться с любой ситуацией.

Педагог-психолог РСПЦ, Мендаева Дания Джавитовна

Рассаживая учеников в классе, учитель руководствует разными критериями. Определенное значение имеет телосложение – ведь если впереди ребенка небольшого роста сидит ученик значительно выше его, школьнику плохо будет видна классная доска. В ряде случаев решающим фактором оказывается состояние здоровья – слабовидящего ребенка приходится сажать поближе к доске. Но в большинстве случаев учитель опирается на психологические особенности детей.

Ведущий глаз и ведущее ухо

Одна из индивидуальных характеристик человека связана с асимметрией полушарий головного мозга. У одних людей ведущее полушарие правое, у других – левое. Не всегда человек с ведущим правым полушарием бывает левшой, но в большинстве случаев ведущее полушарие определяет ведущий глаз и ведущее ухо.

Грамотный в психологическом отношении учитель всегда учитывает такие особенности детей при рассаживании их по партам, особенно когда речь идет о первоклассниках. Ведь у семилетних детей еще не сформировано произвольное внимание, и если посадить ребенка с ведущим левым глазом у окна, расположенного слева от него, он будет смотреть не на доску, а в окно. Первоклассник с ведущим правым ухом, сидя у стенки, расположенной справа, будет больше прислушиваться к тому, что происходит за ней, чем к словам учителя.

Рассаживать детей нужно так, чтобы ведущие органы чувств были обращены к учителю и классной доске. Мальчиков ориентируют преимущественно по ведущему глазу, а девочек – по ведущему уху.

Диагностировать эти особенности учитель может с помощью простых тестов, которые предлагает детям в форме игры: «посмотрим в подзорную трубу», «положим на парту часы и послушаем, как они тикают». Дети непроизвольно «подносят» воображаемую подзорную трубу к ведущему глазу, а к воображаемым или реальным часам наклоняют ведущее ухо.

Другие особенности

В процессе занятий становятся очевидными и другие психологические черты детей, которые тоже приходится учитывать.
Учеников неусидчивых, склонных постоянно отвлекаться, учителя сажают поближе к своему столу, чтобы удобнее было их контролировать. Озорников, которые любят привлекать к одноклассников вызывающим поведением, сажают на заднюю парту, тем самым лишая их возможности «играть на публику».

Многие учителя сажают детей-холериков за одну парту с флегматиками или меланхоликами: присутствие спокойного умиротворяющее действует на излишне возбудимого ребенка.

Хороший вариант – посадить за одну парту друзей, но если они на уроках больше разговаривают друг с другом, их приходится рассаживать.

Нередко учителя учитывают и фактор успеваемости. Отстающих сажают рядом с отличниками, чтобы сильные учащиеся помогали слабым. Правда, при этом учитель должен быть уверен, что будет иметь место именно помощь, а не списывание.

Источники:

  • Евграфова Т. Как рассадить детей за парты
  • Особенности подбора школьной парты и рассаживания детей

Порой посещение школы становится тяжелой обязанностью, потому что не складываются отношения с преподавателем одного из предметов. Проще всего, конечно, сделать виноватым учителя: специально придирается, незаслуженно ставит низкие оценки. Вот и предмет становится неинтересным, и урок тянется долго. Но все-таки желательно найти выход и сгладить конфликт.

Инструкция

Ответьте (только откровенно) на следующие вопросы:
- все ли задания выполняет ученик,
- все ли учебные принадлежности приносит на урок,
- внимательно ли слушает на объяснение учителя,
- старается ли разобраться в материале,
- не отвлекается ли ребенок во время (играет в телефон, болтает с соседом по парте),
- не идет ли ученик намеренно на конфликт с учителем.

Отвечая на данные вопросы, сделайте вывод, о том, что или кто является источником конфликта. Если на первые 3-4 вопроса ответ "нет", то причина, скорее всего, в ребенке. Если же на первые четыре вопроса вы дали ответы «да», а на последние вопросы – «нет», то причина конфликта в .

Поймите, что учитель, как правило, - нормальный, адекватный человек, он в состоянии принять тот факт, что не все его ученики могут легко овладеть учебным материалом по предмету.

Поэтому стоит обратиться к нему за помощью, он поможет или объяснит материал еще раз, подскажет, что и как нужно делать. Но если учащийся намеренно идет на конфликт с учителем, зарабатывая дешевый авторитет в глазах одноклассников, уроки, то учитель вынужден защищать свою честь и отстаивать свое . Правильный выход в такой ситуации – признать свои ошибки и изменить свое поведение.