Произведение финансист полное содержание читать. Теодор Драйзер «Трилогия желания

Серия: 1 книга — Трилогия желаний

Год издания книги: 1912

Книга Драйзера «Финансист» была написана и опубликована в 1912 году. Произведение входит в цикл «Трилогия желания». Которая по сей день позволяет писателю занимать высокие места среди . Основой для написания романа послужила история жизни американского финансиста Чарльза Йеркса.

Романа «Финансист» краткое содержание

Главный герой романа Теодор Драйзер «Финансист» Фрэнк Алджернон Каупервуд родился в Филадельфии в семье мелкого банковского служащего. Генри Уортингтон Каупервуд (так звали отца маленького Фрэнка) был высоким, худощавым и очень тактичным человеком. К тому же он обладал умением не встревать в споры и способностью внушать к себе доверие.

Мама Фрэнка, миссис Каупервуд обладала невысоким ростом, светло-каштановыми волосами и чрезмерной религиозностью. Она очень тщательно подходила к воспитанию своих троих сыновей (братьев Фрэнка звали Эдвард и Джозеф) и дочери Анны-Аделаиды.

С самого детства Фрэнка интересовали политика и экономика. Он был очень независим и самоуверен, имел все качества, необходимые будущему лидеру. Постепенно Фрэнк стал вникать в дела отца. Он приходил к нему на работу, наблюдая, как проходят банковские операции. Уже между дестью и пятнадцатью годами от роду мальчик знал, что такое акции и каковы причины колебания курса валют.

Однажды в гости к главным героям приехал брат миссис Каупервуд Сенека Девис. Мистер Генри был польщен таким визитом, поскольку в те времена, когда он не имел достаточное количество денег, богатый родственник жены ни разу не утруждал себя приехать. В ходе разговора Сенека сказал, что, когда Фрэнк решит, чем он хочет заниматься, то он поможет мальчику встать на ноги.

Фрэнку было четырнадцать лет, когда, гуляя вдоль Фронт-стрит, он увидел, что там проходит аукцион. Внимательно понаблюдав за происходящим и прикинув свою выгоду, Фрэнк принимает участие в аукционе. Он покупает ящик кастильного мыла за тридцать два доллара и перепродает его знакомому бакалейщику в два раза дороже. С тех пор мальчик стал искать всевозможные способы заработать.

Чуть позже он влюбляется в соседскую девочку Пейшенс Барлоу, затем – в Дору Фитлер, а еще через некоторое время – в Марджори Стэффорд. В семнадцать лет благодаря дяде Фрэнк устраивается счетоводом в фирму «Генри Уотермен и Ко» и вскоре его назначают бухгалтером. Мальчик настолько превзошел все ожидания своих работодателей, что к Рождеству ему выписывают пятьсот долларов за хорошую службу фирме и повышают зарплату до тридцати долларов в неделю. Но, несмотря на такой щедрый жест, Фрэнк все равно планирует покинуть работу в фирме и попробовать себя в фондовых биржах.

В октябре следующего года Фрэнк устраивается в банкирскую контору «Тай и Ко». На первых порах мистер тай сказал Фрэнку работать под началом Артура Райверса – представителя конторы на биржевом рынке.

К тому времени Каупервуды уже полностью обосновались в новом доме, а мистера Генри в скором времени ожидало повышение до главного кассира.

Фрэнк знакомится с миссис Лилиан Сэмпл. Её муж, владелец обувного магазина, мистер Сэмпл явился однажды в гости к Генри Каупервуду. Он хотел обсудить с ним о развитии конной железной дороги. Это был новый и весьма перспективный способ передвижения. Тем временем Фрэнк не мог перестать думать о миссис Сэмпл. Лилиан было двадцать четыре года. Она была высокой и очень изящной. Но ни по уму, ни по красоте она не превосходила других девушек. Да и к тому же факт её замужества сильно мешал Фрэнку вывести их общение на другой уровень.

Через год мистер Сэмпл скончался от простуды. Лилиан постоянно плакала. Фрэнк был на похоронах и после заявился к вдове два раза и больше не появлялся. Где-то через полгода он снова стал навещать миссис Сэмпл. Он приходил каждую неделю и постепенно начал нравиться ей.

Далее в романе Драйзер «Финансист» читать можем о том, что на Кубе скончался дядя Фрэнка Сенека, оставив своему племяннику в наследство пятнадцать тысяч долларов. Вскоре началась война между Югом и Севером, в стране настал кризис и много маклеров обанкротились. Фрэнк принимает решение открыть собственную учетно-вексельную контору.

За откровенным разговором Фрэнк признается Лилиан в любви. Но девушку беспокоит общественное мнение, и она отторгает его. Но упорство юноши делает свое дело, и Лилиан соглашается стать его женой. В один прекрасный октябрьский день они повенчались и уехали в Нью-Йорк, а затем Бостон, где провели незабываемый медовый месяц.

По возвращении они обустроились в доме Лилиан и через некоторое время она призналась мужу, что ждет ребенка. Первенца супруги назвали Фрэнк-младший. А через пару лет у них родилась голубоглазая Лилиан.

Фрэнк хочет добиться разрешения на проведение внутреннего займа Пенсильвании. Но для этого ему нужен компаньон. Выбор падает на подрядчика Эдварда Мэлию Батлера, у которого были неплохие связи в сфере политики. Вскоре Фрэнк познакомился с семьей Батлера: с его женой, сыновьями Оуэном и Кэленом и дочерями Норой и Эйлин. В ходе долгих разговоров ему удалось склонить мистера Эдварда к заключению сделки.

Лилиан хочет организовать званый обед для Батлеров. Фрэнк начинает замечать, как сильно изменилась его жена. Уход за двумя детьми и проблемы со здоровьем забрали всю её легкость и изящество. Постепенно Фрэнк начинает засматриваться на других женщин и его взгляд останавливается на жизнерадостной Эйлин Батлер.

Каупервуд утверждает план постройки нового дома для них с Лилиан. Позже он знакомится с казначеем Джорджем Стинером, который становится его сотрудником в финансовых махинациях. Следят за всем этим Эдвард Батлер, сенатор Марк Симпсон и бизнесмен Генри Молленхауэр. Операции, которые они проворачивали и акции конной железной дороги, в которую Фрэнк все это время вкладывал деньги, принесли свои плоды. Финансовое благосостояние Каупервудов вышло на новый уровень. Фрэнк с отцом как в решили вложится в недвижимость. Они построили два дома по соседству друг с другом. В честь новоселья семья устраивает прием. На торжестве Эйлин Батлер понимает, что ей нравиться Фрэнк и начинает с ним флиртовать.

Вскоре между молодыми людьми завязывается роман. Оба они понимали, что их отношения ведут в никуда, но страсть заставила закрыть на это глаза. Недолго думая, Фрэнк снимает дом для тайных встреч с Эйлин.

Седьмого октября 1871 года произошел известный чикагский пожар. Само бедствие никак не затронуло Филадельфию, но вот паника, охватившая население, дошла до Пенсильванского городка в считанные дни. Люди стали продавать все приобретенные акции, а банки требовали погашения ссуд. Фрэнка не было в городе на тот момент, но как только он услышал о пожаре, то отправил несколько телеграмм. Он тревожился за Стиннера, карьера которого из-за афер теперь под угрозой. Коупервуду оставалось надеяться только на помощь Батлера. Но, как в все отвернулись от него. Ни Эдвард Батлер, ни Марк Симпсон с Генри Молленхауэром не хотят помогать молодому человеку. В то же время страховые и кредитные компании одна за другой объявляют о банкротстве. Фрэнк просит Стиннера о долге, но тот отказывает ему.

Далее в книге «Финансист» Теодор Драйзен рассказывается, как Мистер Батлер узнает от анонима, что его дочь тайно встречается с Каупервудом. Он требует от Фрэнка свои деньги назад, а после длительного разговора с Эйлин он убеждается, что то, что написано в анонимном письме, правда. Тогда Эдвард решает уничтожить Каупервуда, воспользовавшись его теперешним положением дел.

Фрэнку удается одолжить у знакомых семьдесят пять тысяч долларов. Но этого не хватит, чтобы вернуть всем ссуды. Потом ему удается найти еще шестьдесят тысяч. Но Каупервуд понимает, что, несмотря на все усилия, ему придется объявить свою компанию банкротом

Эйлин приходит повидать Фрэнка. Она сказала, что отец знает об их отношениях. Девушка признавалась в любви и говорила, что всю ночь переживала за своего возлюбленного.

В тот день, когда Батлер получил анонимное письмо, такое же сообщение доставили и Лилиан. Только аноним не указывал имя новой возлюбленной Фрэнка. Впрочем, миссис Каупервуд и без этого догадалась, что речь идет об Эйлин.

Фрэнку все-таки пришлось закрыть свою контору. Более того из-за ложных показаний Молленхауэра, Симпсона и Батлера его обвиняют в хищении. Теперь молодому человеку грозит тюрьма.

Миссис Моленхауэр предлагает Норе и Эйлин посетить Париж. Эйлин отказывается. Тогда у мистера Батлера не остается никаких сомнений о связи дочери с Каупервудом. Чтобы вывести любовников на чистую воду, он решает поехать в Нью-Йорк и нанять сыщиков. Через неделю детектив Олдерсон уже знал, где встречаются возлюбленные. Это был так называемый «дом для свиданий». Батлер с детективами вламываются в этот дом и разоблачают Эйлин и Фрэнка. Теперь отец переживает, что доверие дочери к нему подорвано. Он упрашивает Эйлин уехать на некоторое время в Европу, но она категорически отказывается. Девушка признается Каупервуду, что хочет уйти из семьи и пожить у знакомых, но молодой человек рекомендует ей послушать отца, чтобы их ситуация не стала еще хуже.

В результате длительного судебного процесса и горячих споров присяжных Фрэнк Каупервуд признается виновным. Шериф Эдлер Джеспис за отдельную плату предоставляет подсудимому отдельную комнату. Адвокат молодого человека хочет обжаловать решение в Верховном суде и обещает Каупервуду, что тот выйдет из тюрьмы через пять-шесть дней. По прошествии указанного срока суд соглашается пересмотреть свое решение. Фрэнк, хоть и временно, но выходит на свободу.

Эйлин обрадовалась последним новостям. Но пребывать в одном доме с отцом ей не хотелось. Поэтому, она все-таки решилась на побег, оставив своей семье записку с объяснениями. Узнав о том, что дочь сбежала, мистер Батлер направляется к Каупервуду, чтобы тот вернул ему дочь. Фрэнк находит возлюбленную и просит её вернуться домой. Девушка соглашается.

У Каупервуда было два месяца до разбора апелляции, и он решает восстановить свое доброе имя. Тем временем в обществе всплывает слух о том, что Фрэнк изменяет своей жене с Эйлин Батлер. В глазах многих людей это дискредитировало молодого человека. Он понимает, что ему не удастся избежать тюрьмы (хотя он все-таки планировал подать апелляцию в Верховный суд США) и рассказывает об этом Лилиан. Она понимает, что оказалась в довольно хрупком положении. Банкротство мужа, его арест и измена не сулили ей ничего хорошего.

За несколько дней до ареста Фрэнк видится с Эйлин. Она признается ему в любви и говорит, что будет ждать его из тюрьмы и навещать так часто, как это будет возможно. В понедельник она приходит в суд. Повторное рассмотрение дела не принесло никаких результатов, кроме смягчения приговора на три месяца. В итоге Фрэнка приговаривают к лишению свободы на четыре года и девять месяцев.

Надзиратель тюрьмы мистер Чепин показывает Каупервуду его комнату. Он сообщает, что жена имеет право приходить к нему раз в три месяца, адвокат – хоть каждый день. Отправлять письма Фрэнк может также один раз в три месяца. Но, поговорив с надзирателем, Каупервуд получает дополнительные удобства в камере: хорошее постельное белье, стол с книгами, новую одежду. Он переписывается с Эйлин, которая серьезно настроена прийти к нему повидаться.

Вскоре родители Фрэнка и Лилиан с детьми вынуждены переехать из своих шикарных особняков в дома попроще. А все имущество Каупервудов было продано на аукционе за сумму, намного меньшую, нежели его первоначальная стоимость.

Заключенного переводят в другую камеру, которая оснащена двориком. Новый надзиратель разрешает Фрэнку принимать посетителей столько, сколько ему необходимо. Каупервуд сразу же вспоминает об Эйлин. Спустя некоторое время влюбленные встречаются. К Фрэнку также начинает часто приходить его жена. Но он уже не чувствует от неё той любви, что была раньше. И через четыре месяца Фрэнк решается попросить о разводе. Но Лилиан против.

Через полгода после заключения Фрэнк узнает, что мистер Батлер скончался. Еще через полгода адвокат Каупервуда добивается его досрочного освобождения. Бывший заключенный быстро находит себе работу, снимает маленькую квартиру и часто видится с Эйлин. Влюбленные мечтают уехать на Запад. Из-за банкротства банкирского дома «Джей Кук и Ко» в городе началась паника акции начали стремительно падать.

Заканчивается Драйзер роман «Финансист» тем, что Каупервуду удается воспользоваться этой возможностью и стать миллионером. Через некоторое время Лилиан соглашается на развод и Фрэнк м Эйлин переезжают в Чикаго.

Роман «Финансист» на сайте Топ книг

Роман Теодора Драйзера «Финансист» читать было популярным еще в СССР. Эта одна из немногих книг зарубежных писателей которая проникла в нашу страну и получила здесь огромную популярность. И сейчас книга входит в , а популярность самого Теодора Драйзера в нашей стране намного превосходит интерес к его книгам на родине писателя. Поэтому первый роман «Трилогии желаний» мы наверняка еще не раз увидим на страницах нашего сайта .

Трилогия желаний:

Первый роман из цикла «Трилогия желания» был опубликован в 1912-м году. В нём Драйзер рассказал о начальном, филадельфийском периоде жизни преуспевающего финансиста Фрэнка Алджернона Каупервуда и связанных с ним проблемах делового и морального характера.

Прототипом главного героя стал известный американский миллионер – Чарлз Тайзон Йеркс, давший «Финансисту» внешнюю сюжетную линию: начало бизнес деятельности в семнадцатилетнем возрасте, первая работа в хлебно-комиссионной конторе/должность счетовода в фирме «Генри Уотермен и К.», открытие маклерской фирмы/учётно-вексельное дело, работа на Филадельфийской фондовой бирже, сотрудничество с городским казначеем Джозефом Мерцером/в романе – Джорджем Стинером, банкротство в результате Великого чикагского пожара, осуждение за воровство, досрочный выход на свободу через семь месяцев/в романе – через тринадцать, приобретение нового состояния через десять лет/в романе – через шесть месяцев.

Художественная идея произведения связана с образом нового для Америки типа человека – честного преуспевающего дельца, руководствующегося девизом «Мои желания – прежде всего». Фрэнк Каупервуд – не положительный герой, но и не злодей. Драйзер определяет его как «рассудочного эгоиста», литературные критики – как человека с «нулевой нравственностью». Главный герой романа отличается последовательностью суждений и поступков как в бизнесе, так и в любви. В деле он руководствуется разумом, в отношениях с женщинами – чувством. Переход любви в документальный разряд (развод с Лилилан и свадьба с Эйлин) автоматически переносится Каупервудом в рассудочную область и решается путём простого логического умозаключения, высказанного жене: «Я больше не люблю тебя и не хочу продолжать отношения, которые меня не удовлетворяют» .

С точки зрения человека XXI века подобная позиция выглядит прямой и честной. В начале XX столетия она была невозможна в силу выработанных десятилетиями общественных моральных принципов, ставящих семью превыше всего. Фрэнк, понимающий, что «жизнь нельзя втиснуть ни в какие рамки» , отказывается подчиняться чужеродной для него норме. Влюблённая в него Эйлин, для которой «общепринятые религиозные взгляды и понятия» никогда «не были сдерживающим началом» , без особых эмоциональных переживаний отдаётся на волю чувству и ощущению внутренней правоты в отношениях, где «мужчина и женщина подходят друг другу» .

В отличие от «лицемерной блюстительницы общественных нравов» Лилиан, боящейся раскрыться даже наедине с мужем, смелая и решительная Эйлин Батлер сразу привлекает внимание Фрэнка своей живостью и жизнерадостностью. Нетерпеливая и тщеславная девушка в любом окружении, будь то семья или светское общество, неизменно становится центром всеобщего внимания и притяжения. Она – лучшее, что может предложить мир женщин Каупервуду, и он тянется к ней, ощущая в Эйлин похожую внутреннюю силу и характер.

Независимый, смелый, задорный, лукавый, подозрительный, целеустремлённый, спокойный, дальновидный, осторожный, точный – вот тот набор качеств, которыми наделяет своего героя Драйзер. Именно благодаря им Фрэнк Каупервуд становится тем, кто он есть, - прирождённый финансистом, умным, наблюдательным, умеющим делать правильные выводы человеком.

Ещё в детстве, размышляя над трагедией, разворачивающейся в рыночном аквариуме, где омар день за днём отрывает от живой каракатицы куски тела и в конечном итоге съедает её, Фрэнк приходит к выводу, что «всё живое существует одно за счёт другого» . В тринадцать лет Каупервуд понимает, что готов сражаться за своё место под солнцем, и заявляет родным: «Я не хочу быть мальчиком. Я хочу работать» . Начав свою финансовую деятельность в семнадцать, к тридцати четырём годам Фрэнк вырастает до уровня крупного биржевого маклера и владельца контрольного пакета акций одной из прибыльных конно-железнодорожных линий.

Молодого финансиста губит непредвиденная случайность – катастрофический пожар в Чикаго, вызвавший панику на фондовой бирже, и собственная неосторожность в вопросе обналичивания чека на фоне предстоящего банкротства. Интимная связь с дочерью одного из трёх видных политических деятелей Филадельфии завершает цепь трагических случайностей. Фрэнк терпит крах, попадает в тюрьму, но не лишается ни Эйлин, ни своей уникальной силы духа, позволившей ему преодолеть все тяготы одиночного заключения и заработать миллион долларов спустя шесть месяцев после освобождения.

Прямолинейный, в меру циничный и жёсткий герой высказывает в «Финансисте» необычную точку зрения по большинству серьёзных проблем, характерных для современной ему Америки. Гражданскую войну между промышленным Севером и рабовладельческим Югом он воспринимает как досадную помеху, препятствующую деловому развитию страны и ничего не приносящую ему лично. Тяжёлому положению рабов Фрэнк сочувствует, но не сильно, так как видит, что «положение огромного большинства мужчин и женщин мало чем отличается от положения рабов» . «Жизнь с его своеобразной точки зрения имела лишь две стороны – силу и слабость» и в ней было одинаково плохо как рабам, так и людям, «слабым духом» и «слабым телом» .

Законодательную базу США Каупервуд воспринимает не иначе как «туман, образовавшийся из людских причуд и ошибок» . Как и война, закон, по мнению Фрэнка, не помогает, а мешает человеку реализовывать свои деловые и общественные дерзания. Не случайно тюрьма, в которую попадает герой, подаётся через метафорический образ осьминога, чьи семь корпусов-«щупалец» раскинулись вокруг центрального здания и только и ждут, чтобы поглотить в себя «каракатицу»-Каупервуда.

«Финансист» - роман реалистический . В нём Драйзер подробно описывает внешность каждого героя, архитектурные и интерьерные особенности зданий, малейшие тонкости биржевой работы и американского судопроизводства. Наравне с пространными рассуждения в «Финансисте» присутствуют и яркие, живые диалоги, и описания внутренних переживаний персонажей, и своеобразная лирическая составляющая, выраженная, к примеру, в цветовых характеристиках предметов, которые Фрэнк Каупервуд видит вокруг себя после вынесения приговора – в «лиловых и фиолетовых тенях» , ложащихся на «белую пелену снега» , в «зеленовато-сером доме» , в «кремовых кружевных занавесках» .

«Финансист» - первая книга «Трилогии желания» выдающегося американского писателя Т. Драйзера (1871–1945). Роман начинается с юношеских лет американского капиталиста Фрэнка Каупервуда и заканчивается в тот период жизни главного героя, когда он, чувствуя силу накопленных им капитала и профессионального опыта, провозглашает свой жизненный лозунг, давший название всей трилогии «Мои желания прежде всего».

Филадельфия, где родился Фрэнк Алджернон Каупервуд, насчитывала тогда более двухсот пятидесяти тысяч жителей. Город этот изобиловал красивыми парками, величественными зданиями и памятниками старины. Многого из того, что знаем мы и что позднее узнал Фрэнк, тогда еще не существовало - телеграфа, телефона, доставки товаров на дом, городской почтовой сети и океанских пароходов. Не было даже почтовых марок и заказных писем. Еще не появилась конка. В черте города курсировали бесчисленные омнибусы, а для дальних путешествий служила медленно развивавшаяся сеть железных дорог, все еще тесно связанная с судоходными каналами.

Фрэнк родился в семье мелкого банковского служащего, но десять лет спустя, когда мальчик начал любознательно и зорко вглядываться в окружающий мир, умер председатель правления банка; все служащие соответственно повысились в должностях, и мистер Генри Уортингтон Каупервуд «унаследовал» место помощника кассира с блистательным, по его тогдашним понятиям, годовым окладом в три с половиной тысячи долларов. Он тотчас же радостно сообщил жене о своем решении перебраться из дома 21 по Батнвуд-стрит в дом 124 по Нью-Маркет-стрит: и район не такой захолустный, и дом - трехэтажный кирпичный особнячок - не шел ни в какое сравнение с нынешним жилищем Каупервудов. У них имелись все основания полагать, что со временем они переедут в еще более просторное помещение, но пока и это было неплохо. Мистер Каупервуд от души благодарил судьбу.

Генри Уортингтон Каупервуд верил лишь в то, что видел собственными глазами, и был вполне удовлетворен своим положением, - это открывало ему возможность стать банкиром в будущем. В ту пору он был представительным мужчиной - высокий, худощавый, подтянутый, с вдумчивым взглядом и холеными, коротко подстриженными бакенбардами, доходящими почти до мочек ушей. Верхняя губа, странно далеко отстоявшая от длинного и прямого носа, всегда была чисто выбрита, так же как и заостренный подбородок. Густые черные брови оттеняли зеленовато-серые глаза, а короткие прилизанные волосы разделялись аккуратным пробором. Он неизменно носил сюртук - в тогдашних финансовых кругах это считалось «хорошим тоном» - и цилиндр. Ногти держал в безукоризненной чистоте. Впечатление он производил несколько суровое, но суровость его была напускная.

На мой взгляд, нет никакого смысла в том, чтобы разделять «Трилогию желания» на три отдельно взятые книги, ведь все они связаны не только лишь сюжетной линией, но и стилистическими и историческими особенностями. Иными словами, перед нами полновесная история жизни человека, поделенная на три тома. Теодор Драйзер начал свое знаковое творение на заре Первой Мировой Войны, а закончил написание третьего тома — «Стоика» — в год окончания Второй Мировой. Но как это ни странно, все три романа не посвящены войне.

Теодор Драйзер не стал изменять себе, и уже в первой книге «Финансист» четко прослеживается его стилистика, выбранная в дебютном романе « ». Можно ли сравнить его первую книгу и «Трилогию желания»? Определенно да. Сюжет, язык, мотивы и поступки; все эти составляющие четко перекликаются между всех выше указанных произведений. Впрочем, во всей этой истории есть одна занятная деталь: глобально говоря, Драйзер успел закончить третью часть трилогии — «Стоик» — буквально за несколько дней до собственной кончины, и хотя концовка содержит логичное завершение, редакторы, с согласия жены Драйзера, включили в издание черновые наработки финальных глав книги.

Конечно же, Драйзер не стал отступать и от своей любимой темы - деньги. Ничто не движет человеком так многозначительно, как материальное благо. В этом ли состоит ? Отчасти да, и хотя мечта у каждого может разниться, у всех она сводится к одному - существованию в достатке. Этим стремлением объединены все действующие персонажи в книгах Драйзера: от Керри и Герствуда в «Сестре Керри» и до Фрэнка Каупервуда и всех его многочисленных компаньонов и противников в книгах «Финансист», «Титан» и «Стоик». Разница в количестве страниц между отдельной книгой и трилогией, впрочем, позволяет более детально описать всю подноготную дел и жизненных процессов протагониста, что явно не укладывалось у Драйзера в одном романе. Поэтому, даже несмотря на отсутствие исторических связей, сюжетной линии и пересечения персонажей, «Сестру Керри» можно смело считать памяткой перед прочтением всей «Трилогии желания».

Общий сюжет

Итак, общее название сборника, в который вошли книги «Финансист», «Титан» и «Стоик», уже недвусмысленно намекают на то, что первостепенной ведущей силой и мотивацией в жизни главного персонажа являются его желания. В случае с Френком Каупервудом, основополагающей силой являются деньги. В жизни Френка этому материальному благу отведено самое почетное место, с которым едва ли могут соревноваться иные ценности, будь это просвещение, семья или дружба. Для него деньги заменяют потребность в товарищеских отношениях; ими он оплачивает любовь и благосклонность сильных мира сего; деньги для него - инструмент обеспечения вседозволенной жизни, основной целью которой является постоянное пополнение собственного «инструментария».

Разделение сборника на три тома условно сегментирует жизнь Каупервуда на три значимых этапа его жизни: «Финансист» повествует о первых шагах молодого Каупервуда на финансовом поприще в Филадельфии, о его первых успехах и поражениях, которые увенчались тюремным заключением.

Действия второй книги — «Титана» — переносятся в молодой город Чикаго, в котором Каупервуд создает газовые предприятия, а потом собственную транспортную империю. Собственно, в этой части он становится настоящим титаном в финансовой деятельности, но истинным мерзавцем в плане моральном. Роман «Стоик» посвящен лондонскому этапу жизни Каупервуда, в котором он стремиться поставить логическую финальную точку всем своим делам, а также добиться примирения с собственными любовными мытарствами, однако затяжная болезнь и последующая его кончина ставят лишь многоточие.

Финансист

Купить бумажную Купить электронную

Наверное, это самая совершенная и полная из представленных частей, как в сюжетно-мотивационном плане, так и по своей словестно-стилистической структуре. По сути, Драйзеру ничего не надо было придумывать: прототипом Каупервуда стала действительно существовавшая ранее личность с довольно интересной биографией, писателю лишь осталось завернуть историю этого человека в приятную обложку слов, и успех был гарантирован. Автор так и поступил, а у читателей появилась возможность с головой окунуться в Америку второй половины 19-го века, проследить за перипетиями политической и экономической жизни зарождающегося мирового гиганта, а также постичь основы финансовой и биржевой деятельности. Иными словами, в книге представлены интересы из разных плоскостей, а потому мало кому она покажется скучной. Не менее искусстно писатель придерживается и хронологии событий, параллельно представляя эволюцию характера и практических навыков молодого дельца Френка Каупервуда.

Здесь он совершает первые шаги в предпринимательской деятельности, взрослеет, познает первую симпатию, а вскоре и первую настоящую любовь, добивается первых успехов; со временем набивает первые шишки на собственных ошибках, но в определенный момент теряет чувство реальности, а главное - сдержанности, после чего все его состояние, словно перышко, уносит ветер времени. Кульминационным моментом книги можно считать судебный процесс над Каупервудом и признание его виновным. Уже в этих эпизодах читатель осознает, что молодой делец не гнушается и «темных делишек» во благо собственной выгоды, а потому фигура финансиста едва ли претендует на статус девственно чистой и нетронутой корыстолюбием. Впрочем, отбывание короткого срока в заключение (при огромном содействии незаконной возлюбленной Эйлин) не образумил молодого человека, а скорее наоборот - обозлил его по отношению к обществу, которое, между прочим, вынесло вполне справедливый вердикт. Именно в этот момент в образе Каупервуда зарождается желание стать гигантом, финансовым магнатом, способным вершить судьбу других.

Титан

Купить бумажную Купить электронную

Полем для своей новой деятельности Каупервуд выбирает растущий город Чикаго. Именно длительному периоду жизни в этой части Америки и посвящена вторая часть трилогии, которая, откровенно говоря, скрасила все восторженные впечатления от первого произведения. Уже в «Финансисте» становится понятным, что Каупервуд не из числа святош, но в книге «Титан» размах его жульнических, низких и предательских действий достигает апогея. Помимо этого в книге явно нарушена динамическая структура, кульминация напрочь отсутствует, равно как и четкая идейность. В «Титане» нет подобного эпизоду с судом и заключением события, которое бы объяснило всю затею писателя, поэтому с эстетической и сюжетной точки зрения эту книгу можно назвать неудачной, естественно, на фоне успеха первого произведения. Постоянные смены любовниц Каупервуда, регулярное вранье и лицемерие, постоянные метания из одного «лагеря» в другой, в конце концов подкуп политиков и кровожадное потворствование собственной алчности просто отвращают от образа главного персонажа. Если же задумка Драйзера состояла только в этом, низкий ему поклон, впрочем, я склоняюсь к иному варианту. Результатом всей этой сомнительной деятельности Каупервуда стало создание многомиллионной империи, однако цена была заплачена очень высокая: разруха отношений с Эйлин, отсутствие семьи, друзей и надежной опоры, неприятие в обществе, война на всех фронтах с коллегами по деятельности, проигранные выборы, бесчисленное количество любовных увлечений. Оказывается, именно такую цену готов платить человек за свое богатство.

Стоик

Купить бумажную Купить электронную

Время не щадит даже самых великих людей, и вот уже Каупервуд стоит на пороге старости. Он хочет поставить жирную точку в своей финансовой деятельности - растянуть свои транспортные сети и на другом континенте, а в делах душевных окончательно сойтись с новой любовью - Беренис. Но с самого начала все эти затеи даются ему очень тяжело, дела идут скомкано, ни на одном из фронтов не видно заметных улучшений: строительство метро в Лондоне требует огромных затрат и привлечения благодушно настроенных к этому специалистов; сожительство с молодой девушкой Беренис выглядит не менее проблемным в силу разницы в возрасте, положения в обществе и действующего брачного союза с Эйлин. Безвременная кончина дельца прервала все задуманное на пути к их свершению. Каупервуд многое не успел завершить, но с другой стороны, после себя он оставил огромным след как в истории, так и в судьбах множества людей.

Конечно же, всей этой историей Драйзер хотел подчеркнуть тщетность человеческих страданий, связанных с постоянным желанием наживы. Богатство Каупервуда растаяло всего за несколько лет после его смерти, не менее жадные банкиры, юристы и поручители растащили все по своим углам, словно крысы - легкую добычу по норам. Мне судьба Каупервуда отдаленно напоминает историю Джея Гетсби: жизнь Френка Каупервуда была таким же масштабным праздником, место на котором находилось многим заметным фигурам, но их манил отнюдь не блеск человеческого естества, а сияние зотолой монеты.

Роман Теодора Драйзера «Финансист» поистине восхитителен. Сложно не полюбить эту книгу и её главного героя. В романе писатель рассказывает о финансовых махинациях главного персонажа в конце 19 века. Его всегда интересовала тема большого бизнеса. Неудивительно, что какое-то время в США этот роман был запрещён к изданию.

Фрэнк с детства рос в богатстве, его отец был банковским служащим. Он привык думать о том, как заработать побольше денег. Он во всём видел выгоду и шанс на успех. Фрэнк готов идти по головам, не считаясь ни с чьим мнением, никого не жалея, лишь бы получить богатство.

Когда мальчик ещё учился в школе, он уже занимался бизнесом, а потом и вовсе решил оставить школу, чтобы полностью сосредоточиться на увеличении дохода. У него нет никаких нравственных принципов, его не волнует чужое счастье и мнение общества, при этом он убежден, что заслуживает всего самого лучшего. Он обладает каким-то мистическим магнетизмом, умеет влиять на других людей, и с удовольствием использует эту свою способность. И хотя Фрэнк женится на приятной женщине, его главным желанием являются деньги, бесконечное количество денег. Всё, чего он хочет, - это жить, удовлетворяя свои желания. Но к чему это его приведёт?..

Прототипом главного героя Фрэнка стал реально существовавший человек – американский миллионер Чарльз Йеркс. В какие-то моменты герой вызывает отрицательные эмоции, но затем начинаешь им восхищаться. Он умеет идти к своей цели, невзирая ни на какие препятствия, он знает, чего хочет, и готов получить это любой ценой. Даже когда в его жизни случаются трудности, он не сдаётся. Такой силе духа и уверенности в себе можно позавидовать. Вот только должен ли путь к цели быть таким безнравственным? Об этом и заставляет задуматься автор, раскрывая черты характера и образ жизни богатых людей того времени.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Финансист" Теодор Драйзер бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.