Папа римский иоанн павел 2. Папа, преданный родиной

16 октября 1978 в католическом мире случилось беспрецедентное событие — впервые в истории новым папой был избран славянин, представитель коммунистической Польши, Кароль Войтыла. Как поговаривали в то время, кандидатура польского кардинала совершенно случайно была выдвинута на конклаве — кардиналы все никак не могли избрать папу, попросту не хватало нужных голосов. Могли ли они представить, что неприметный и скромный кандидат наберет большинство голосов и будет воздвигнут наместником Бога на земле? Поляк был загадкой для многих, ведь еще никогда на должности папы римского не было столь разностороннего человека: писателя, поэта, философа, драматурга, актера и спортсмена — жизнь Яна Павла II была необычной и увлекательной.

Несчастливое детство будущего понтифика

264-ый папа римский Кароль Войтыла родился 18 мая 1920 в верующей польской семье из города Вадовице . Его отец был военным, а мать учительницей — от родителей Кароль унаследовал любовь к Богу и высокоморальное воспитание. Детство будущего понтифика нельзя назвать счастливым — он рано узнал что такое смерть близких ему людей. Когда Каролю исполнилось 8 лет умерла его мать, а через несколько лет его брат Эдмунд , который работая врачом, заразился от больных скарлатиной и скончался в 1932 году.

Несмотря на такие потрясения Кароль тянулся к знаниям и находил в них отраду. От чувства одиночества, которое заполнило молодого парня после смерти близких, он спасался занимаясь в театральной секции. Игра на сцене, аплодисменты публики и взаимодействие актеров поселили в душе молодого Войтылы мечту стать актером. Воодушевленный классическими произведениями драматургии Кароль пишет пьесу «Король-дух». Наряду с этим, он не забывает об учебе: прилежно учится и проявляет большие способности к изучению языков.

Путь к Богу

Накануне Второй мировой войны Кароль Войтыла, получив среднее образование, вместе с отцом переехал жить в Краков. Здесь жизнь бурлила совершено по-другому и творческому, смышленому парню было где применить свои таланты. Он поступает в Ягеллонский университет, где обучается на факультете полонистики и одновременно активно занимается в актерском кружке «Студия 38». Во время одного из выступлений Кароля заметил архиепископ Кракова Стефан Сапега. После представления он подошел к юноше и сказал слова, которые на всю жизнь отложатся в памяти Войтылы и окажут большое воздействие на его дальнейшую жизнь: «Такой талант должен служить Богу».

С приходом фашистских оккупантов жизнь будущего папы римского резко изменилась. Его отцу прекращают выплачивать пенсию и для того, чтобы обеспечить себя и отца Кароль устраиваться работать в каменоломню, а позже идет работать на химический завод, параллельно проходя обучение на богословском факультете подпольного университета. В это время он не только усердно трудится, но и, как настоящий патриот, призывает рабочих не поддаваться власти фашистов.

В 1940 году Войтылу касается большое потрясение, которое сильно изменило его жизнь — отец 20-летнего Кароля умирает от сердечного приступа. В этот момент будущий понтифик невероятно остро почувствовал свое одиночество. » К двадцати годам я потерял всех кого любил», — скажет он позже в одной из своих книг. Именно смерть отца стала главным толчком, который сподвиг его не только принять Бога, а и понять, что его смысл жизни — служба Всевышнему.

Карьера священнослужителя

В 1942 году Кароль Войтыла пришел к архиепископу Кракова и сказал, что хотел бы стать священником. Говорят, что Стефан Сапега, по какой-то причине, трижды отказывал в этом Каролю , считая его неготовым и лишь на третий одобрил желание молодого поляка служить церкви. Войтыла записался на курсы подпольной духовной семинарии, а закончив ее и, будучи рукоположенным в священники, в 1946 году был отправлен в Рим для обучения богословию . Умный, отверженный и рассудительный, он показал себя в лучшем свете, а благодаря кропотливой работе над сочинениями мистика Иоанна Креста польский священник был удостоен звания доктора богословия .

С 1948 года начинается стремительна карьера Кароля Войтылы. Он начинает службу богу с небольшого пасторского прихода в маленьком селе Негович , вскоре переведен в Краков, где занимается преподаванием в Ягеллонском университете, позже — вспомогательным епископом Краковского архиепископства, а в 1958 году становится епископом.

Кароль Войтыла был удостоен звания кардинала в 1967 году и сразу же включился в важную для католической церкви работу. Будучи одним из самых молодых участников Второго Ватиканского собора, польский кардинал принимает активное участие в разработке и принятии важных церковных документов. Венцом его деятельности было избрание в 1978 году папой римским. Это было неожиданное и непредсказуемое событие, последствием которого стало появление одной из наиболее могущественных персон ХХ века.

Папа римский без тиары и коронации

Приняв имя своего предшественника, Кароль Войтыла становится Яном Павлом II. На этом сходство нового папы с предыдущим заканчиваются, как и схожесть с другими понтификами. Новый глава Ватикана видит свое правление в активной реформаторской деятельности и эти перемены в первую очередь коснулись порядков и традиций святого престола. Так, Ян Павел II отказался от традиционной коронации на пост — была проведена обычная инаугурация, понтифик отказался носить тиару, а говоря о своей персоне, никогда не употреблял «я», а не царственное «мы». Всеми своими действиями польский папа хотел подчеркнуть девиз всей своей жизни, который заключался в фразе «Я раб рабов Божьих».

Политика Ян Павла II была направлена на поднятие престижа католической церкви, прекращение разрозненности и вражды представителей различных религий и истребление коммунизма, как антигуманного явления, ущемляющего права человека. Понтифик продолжал вести активный образ жизни: он занимался лыжным и водным спортом, путешествовал по миру, встречался с могущественными политиками и общественными деятелями.

В первый же год своего папства Ян Павел II посетил Польшу. Земляки приняли понтифика с большим воодушевлением и гордостью за свою землю, на которой родился такой выдающийся человек. Этот приезд сплотил расслоенное общество, напомнил об аутентичности и величии польского народа, дал силы бороться за демократическую страну, в которой будут учитываться интересы каждого. Папа поддерживал деятельность организации «Солидарность», которая подняла народ на бунт против коммунизма. Многие историки и политические деятели говорят о том, что заслуга в провале режима Яна Павла II огромная — именно его приезд поспособствовал тому, что поляки действовали сплоченно и организовано.

Сплочение человечества и борьба за мир

Деятельность папы польского происхождения была поистине беспрецедентной: он первый из понтификов вошел в синагогу, провел мессу в мусульманской стране и в знак примирения между религиями сказал, что мусульмане «старшие братья христиан». Кроме этого, Ян Павел II провел встречу и установил взаимопонимание с африканскими племенами, приверженцами культа вуду , Далай Ламой, английской королевой Елизаветой II, лидерами СССР, в частности, с Михаилом Горбачевым , представителями лютеранской церкви.

Впервые в истории человечества понтифик извинился за злодеяния католической церкви, действия инквизиции, бесчинства рыцарей Крестовых походов и Тевтонского ордена. Кароль Войтыла, будучи папой римским, реабилитировал своего земляка Николая Коперника и Галилео Галилея, частично признал учение Дарвина и поцеловал Коран. Но вместе с тем он был ярым противником абортов и гомосексуализма, однополых браков и женщин-священнослужителей.

С 58 до 85 лет длилось правление Яна Павла II, изменившего мир, показавшего, что все нации и религии могут мирно существовать на одной планете и взаимодействовать, получая общее благо. Папа не раз навещал страны, в которых шли войны и пытался всячески помочь решению конфликта: и словом и делом. Он всегда придерживался единой линии поведения и не шел на поводу у политиков — Кароль Войтыла никогда не искал личной выгоды и не совершал корыстных поступков, он лишь служил Богу и человечеству, чем заслужил огромную популярность верующих всего мира. Подобное положение дел было костью в горле многих политиков, что привело к покушению на понтифика в 1981 году.

Покушение на главу Ватикана

13 мая в 5 часов вечера автомобиль папы римского двигался через восторженную толпу верующих, простых зевак и туристов к собору Св. Петра. Все ждали речи великого понтифика, но по традиции автомобиль должен был сделать три почетных круга, во время которых Войтыла приветствовал толпу. В долю секунды раздался громкий выстрел и тело папы упало на руки личного секретаря, сидящего рядом в авто. На животе Яна Павла II кровоточила рана и его было немедленно отправлено в клинику «Джамелли «, а человека, выстрелившего в папу из толпы паломников, задержали в мгновение ока.

Мехмет Али Агджа , а именно так звали стрелка, оказался представителем турецкой ультраправой группировки, которая была известна в Европе под названием «Серые волки». Будучи беглецом турецкой тюрьмы и спасаясь от правосудия, Мехмет случайно оказался в Италии, где и осуществил преступление, целью которого было убить папу. Кто был заказчиком так достоверно и неизвестно: была создана специальная комиссия, которая расследовала детали покушения. Выдвигались различные версии кто же желал смерти понтифика от итальянских политиков и кардиналов до советских спецслужб, действующих по указаниям руководства СССР.

К счастью, цель Мехмета Али Агджи не была достигнута и после длительной операции и всех возможных и невозможных усилий итальянских медиков, понтифик выжил. Пуля не повредила жизненно важных органов, став лишь причиной сильного кровотечения, которое было вовремя остановлено. Позже папа римский скажет, что сама Матерь Божья отвела от него пулю и спасла жизнь, а постоянная молитва, которую Войтыла читал пока был в сознании, помогли быстро восстановиться.

Что же касаемо убийцы, то Папа ни на секунду не обозлился и даже не держал обиды на Агджу . Более того, в 1983 году он навестил заключенного, которого приговорили к пожизненному заключению. Войтыла долго разговаривал с Мехметом наедине, а когда вышел то сказал лишь: «Мы разговаривали как братья, которые полностью доверяю и не держат обиды друг на друга». Суть разговора понтифика и преступника так и осталась тайной, которая осталась между ними. Известно только одно — после рокового разговора по настоянию папы мера пресечения для Агджи была изменена и он был передан турецким властям. Жизнь преступника круто изменилась — он стал глубоко верующим человеком.

Завершение великой эпохи правления

В 90-е здоровье Кароля Войтылы значительно ухудшается. У него обнаруживают опухоль кишечника, которую успешно удаляют, но вскоре глава Ватикана оступился в душе и сломал шейку бедра. В это же время начинают говорить о том, что понтифик страдает болезнью Паркинсона , но Ватикан всячески отрицал эту информацию. Несмотря на многочисленные недомогания Ян Павел II не покидает своих дел и ведет активную международную деятельность. Когда же ему исполнилось 75 лет, то он собрал совет кардиналов, для того чтобы выяснить не должен ли он в этом возрасте уходить в отставку. Проведя целое расследование и изучение жизни предшественников, Войтыла принял решение, что уходить папа римский должен, когда его заберет Господь Бог.

30 марта 2005 года Ян Павел II в последний раз вышел на балкон для того, чтобы поприветствовать верующих, но это ему не удалось. Папа римский скончался 2 апреля, а возле его резиденции собралось бесчисленное количество людей, которые молились об облегчении страданий понтифика. Прощание с главой Ватикана было одной из самых масштабных церемоний века: 300 тыс. человек присутствовало на литургии, более 4 млн. верующих проводили выдающегося папу в последний путь, весь мир наблюдал за церемонией с экранов телевизоров.

Возведение в лик святых

После смерти понтифика разгораются различные споры о его жизни, ведь становится известной многолетняя переписка Кароля Войтылы с полькой Анной-Терезой Тыменецкой . В общении папы римского и писателя-философа не было ничего крамольного, но вездесущие папарацци пытаются читать между строк, дабы уличить главу Ватикана в любви к женщине — никому не верилось, что 32-летняя переписка могла производиться в рамках дружбы. Раздуть скандал не удалось — добродетельный папа искренне дружил с полькой, они вместе писали книгу и обсуждали философские проблемы, а в молодости, будучи другом семьи Тыменецкой , Войтыла вместе супругами занимался лыжным спортом.

Несмотря на попытки уличить папу Яна Павла II, опорочить его благодетельность не удалось, и в 2014 году он был причислен к лику святых. Этому поспособствовали совершенные понтификом чудеса, которые были документально зафиксированы и произведены при свидетелях. Благодаря молитве Войтылы две женщины излечились от тяжелых болезней, которые не поддавались лечению.

Целая эпоха ушла с уходом в иной мир Яна Павла II: посвятив жизнь служению Богу он, прежде всего, служил человечеству, пытался на собственном примере показать, что все мы братья и сестры на этой планете и можем прощать ошибки друг друга, помогать и поддерживать, проявлять добро и милосердие. На протяжении всей жизни глава католиков не забывал о своей родине — он до последнего вдоха оставался поляком до мозга костей и проявлял свой патриотизм в делах.

10 интересных фактов о жизни Иоанна Павла II

Ответ редакции

16 октября 1978 года Иоанн Павел II стал первым Папой Римским неитальянского происхождения за последние 455 лет (Адриан VI , ставший папой в 1523 году, был голландцем по рождению), одним из самых молодых понтификов в истории церкви и первым папой славянского происхождения. Его понтификат стал третьим по продолжительности после Святого Петра и блаженного Пия IX .

Папа Римский, не носивший тиару

Сразу после избрания главой Римско-католической церкви Иоанн Павел II продемонстрировал, что не собирается быть похожим на своих предшественников: он отказался от церемонии коронации, не стал носить папскую тиару и всегда подчёркивал роль, обозначенную в титуле папы как Servus Servorum Dei («раб рабов Божьих»). Говоря о себе, Иоанн Павел II использовал местоимение «я» вместо «мы», как это принято у царствующих особ, в т. ч. предыдущих глав Ватикана.

Первый поляк в истории, который стал Папой Римским

Кароль Юзеф Войтыла родился 18 мая 1920 года в польском городе Вадовице около Кракова. Он был младшим из троих детей в семье поручика Кароля Войтылы и учительницы Эмилии Качоровской. Когда Каролю исполнилось 8 лет, умерла его мать, четыре года спустя умер его старший брат. В 1938 году Войтыла вместе с отцом переехал в Краков, поступил в Ягеллонский университет, где изучал философию и различные языки. Он выступал в театральных группах, посещал занятия по риторике и писал стихи. В это время расцвёл его талант к языкам: он бегло разговаривал на 12 языках.

Во время немецкой оккупации он оставил учёбу и работал в каменоломне, а потом на химическом заводе, чтобы избежать депортации на работы в Германию. В 1941 г. умирает его отец; «В 20 лет я уже потерял всех, кого любил», — впоследствии скажет об этом сам Иоанн Павел II. После смерти отца он начал серьёзно задумываться о жизни служителя церкви. В октябре 1942 года он постучал в дверь Епископского дворца в Кракове и попросил взять его учиться на священника. В подпольной семинарии Кароль оставался до конца войны, а 1 ноября 1946 года Войтыла был рукоположён в священники и был переведён в Рим для продолжения богословского образования. В 1948 г. он вернулся в Польшу, а в 1953 году защитил на богословском факультете Ягеллонского университета диссертацию, после чего приступил к преподавательской работе.

Визит в кармелитскую церковь Посещения Пресвятой Девы Марии в Кракове — начало июня 1967 года, незадолго до своего назначения кардиналом. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1958 году отец Войтыла был рукоположён в сан епископа и в 1962-1964 гг. принимал участие во всех четырёх сессиях Второго Ватиканского Собора, проявив себя одним из активных его участников. Благодаря этой работе, в январе 1964 года был возведён в сан архиепископа, митрополита Краковского. В 1967 году папа Павел VI возвёл его в кардиналы-священники. В августе 1978 года Кароль Войтыла участвовал в конклаве, избравшем папу Иоанна Павла I, но избранный папа скончался всего через 33 дня. В октябре состоялся ещё один конклав, на котором Войтыла был избран папой и при восшествии на престол принял имя своего предшественника, став Иоанном Павлом II.

Консерватор, антикоммунист, миротворец

Иоанн Павел II считается одним из самых влиятельных лидеров XX века. Он проявил себя непримиримым борцом против коммунистических идей. Когда в 1989 году в Ватикане папа впервые провёл встречу с руководителем СССР Михаилом Горбачёвым, биограф Иоанна Павла II Джордж Ваагель так охарактеризовал её: «Визит Горбачёва в Ватикан стал актом капитуляции атеистического гуманизма как альтернативы развития человечества». Будучи убеждённым консерватором, Иоанн Павел II решительно осуждал популярную у католиков Латинской Америки «теологию освобождения» и, в частности, отлучил от церкви священника Эрнесто Карденаля, вошедшего в состав социалистического сандинистского правительства Никарагуа.

Иоанн Павел II был ярым противником абортов и средств контрацепции. В 1994 году Ватикан сорвал принятие ООН резолюции по поддержке планирования семьи. Понтифик также решительно выступал против гомосексуальных браков и эвтаназии, против рукоположения женщин в священники и поддерживал целибат. Одновременно с этим он доказал способность католической церкви развиваться вместе с научно-техническим прогрессом, признал с оговорками теорию эволюции и даже назначил покровителем Интернета святого Исидора Севильского.

Понтифика не раз обвиняли в излишней политизации Ватикана, указывая на его чрезмерную миротворческую деятельность. В 1982 году, во время войны за Фолклендские острова, он посетил и Великобританию, и Аргентину, призвав страны к миру. В 1991 году папа осудил войну в Персидском заливе, а в 2003 году — вторжение в Ирак.

Папа, протянувший руку другим церквям

Иоанн Павел II стал первым папой, который начал искать примирения с другими религиями. Символом этого стал Всемирный день молитв о мире, состоявшийся в Ассизи (Италия) 27 октября 1986 года, где 47 делегаций от различных христианских конфессий, а также представители 13 иных религий провели общую молитву.

Впервые с момента отделения англиканской церкви Иоанн Павел II встретился с архиепископом Кентерберийским и совершил совместное богослужение. В 2001 году он впервые начиная с раскола христианской церкви на католическую и православную в 1054 году посетил православную Грецию.

В августе 1985 года папа выступил в Марокко перед пятидесятитысячной аудиторией молодых мусульман с призывом к миру и единству между людьми и народами. В апреле 1986 года папа впервые в истории посетил синагогу, где произнёс фразу, ставшую одним из его наиболее цитируемых высказываний: «Вы — наши возлюбленные братья и, можно сказать, наши старшие братья». В 2000 году Иоанн Павел II посетил Иерусалим и коснулся Стены плача, а также побывал в мемориале Яд ва-Шем. 6 мая 2001 года Иоанн Павел II совершил молитву о мире в Дамаске и вошёл в мечеть Омейядов.

Покаяния за преступления времён крестовых походов и инквизиции

Будучи наместником Святого Престола, Иоанн Павел II принёс покаяние многим пострадавшим от рук Римско-католической церкви, в том числе за преступления времён крестовых походов и инквизиции. Никогда в истории человечества ни одна религия или конфессия не приносила подобного покаяния. Папа обнародовал извинения за более чем 100 преступлений, в том числе:

Иоанн Павел II также публично извинился за церковные расколы и религиозные войны, презрение по отношению к евреям, насильственную евангелизацию Америки, дискриминацию по половому и национальному признаку, проявления социальной и экономической несправедливости.

20 ноября 2001 года понтифик принёс извинения за случаи сексуального насилия в католической церкви, за «украденные поколения» детей аборигенов в Австралии и за поведение католических миссионеров в колониальные времена в Китае.

Апостольские визиты

Понтифик запомнился многим и как самый активно путешествующий папа. Он совершил свыше 200 пастырских поездок, в том числе 104 зарубежных путешествия, преодолев путь в 1 167 000 км — это более чем в три раза превышает расстояние от Земли до Луны. В ходе этих визитов он посетил 1022 города в 130 странах на всех континентах и провёл за пределами Ватикана в общей сложности более 822 суток.

Чаще всего он посещал Польшу, США и Францию, а также Испанию и Мексику. Эти поездки были призваны укрепить позиции католицизма и установить связи католиков с другими религиями, в первую очередь, с исламом и иудаизмом. Посещение России так и осталось несбывшейся мечтой Иоанна Павла II.

Покушение на площади Святого Петра

Жизнь Иоанна Павла II не раз была под угрозой. 13 мая 1981 он был тяжело ранен в результате покушения на площади Святого Петра. Член турецкой ультраправой группировки «Серые волки» Мехмет Али Агджа, попавший в Италию после побега из турецкой тюрьмы, ранил понтифика в живот и был арестован на месте. Два года спустя папа навестил находящегося в тюрьме Али Агджу, сказав, что «говорил с ним, как с братом, которого я простил и который имеет моё полное доверие».

Самой скандальной версией этого покушения была причастность к нему КГБ СССР через спецслужбы Болгарии. В 1984 году Агджа дал показания, согласно которым итальянская прокуратура предъявила обвинения трём гражданам Болгарии и трём гражданам Турции. Впоследствии все, кроме Агджи, были оправданы за отсутствием улик, а члены комиссии по расследованию спустя время заявили, что руководители СССР были инициаторами устранения Иоанна Павла II. Это мнение было основано на информации бывшего начальника архивного отдела КГБ СССР Василия Митрохина, бежавшего в Великобританию в 1992 году. Однако вскоре специальная комиссия была распущена. Её обвинили в клевете, а доклад в подтасовках, призванных очернить социалиста Романо Проди — соперника Берлускони на предстоящих выборах. В 2005 году Али Агджа дал новые показания и заявил, что к покушению были причастны некие ватиканские кардиналы.

До самой смерти Иоанн Павел II поддерживал контакты с семьёй Агджи. Встречался с его матерью и братом. Сам Агджа покаялся в преступлении и неоднократно просил прощения у понтифика, а после кончины папы называл его своим духовным учителем. Срок тюремного заключения Али Агджи истёк в январе 2010 года. После выхода из тюрьмы он выразил желание переселиться в Польшу, на родину папы, в том числе, по причине своего перехода в католичество.

Тело Иоанна Павела II в соборе Святого Петра. Фото: Commons.wikimedia.org

Причисление к лику блаженных и святых

После смерти Иоанна Павла II многие говорили о том, что папа достоин быть причисленным к лику блаженных и святых. В латинской традиции установлены для этого необходимые требования: сочинения должны соответствовать учению Церкви, проявленные добродетели должны быть исключительными, а факты чуда должны быть подтверждены документально или свидетельскими показаниями. 1 мая 2011 года папа Бенедикт XVI причислил Иоанна Павла II к лику блаженных. Утверждается, что Иоанн Павел II исцелил от болезни Паркинсона французскую монахиню Мари Симон-Пьер. А в этом году конгрегация по канонизации святых Святого Престола сделала заявление, что необходимое для канонизации второе чудо при содействии понтифика произошло 1 мая 2011 года. Комментариев о характере чудесного явления Ватикан пока не сделал, но предполагается, что чудо произошло в Коста-Рике с больной женщиной, которая исцелилась от тяжёлой болезни головного мозга благодаря молитвам покойному Иоанну Павлу II.

Процедура канонизации Папы Римского произойдёт 27 апреля 2014 года. Действующий глава Римско-католической церкви папа Франциск подписал об этом соответствующий документ. В истории католицизма — это самое быстрое причисление к лику святых: с момента смерти прошло всего 8 лет.

Жизнь Кароля Войтылы, которого мир знает под именем Иоанн Павел 2, была наполнена и трагическими, и радостными событиями. Он стал первым со славянскими корнями. С его именем связана огромная эпоха. На своем посту Папа Иоанн Павел 2 проявлял себя как неустанный борец с политическим и социальным угнетением людей. Многие его публичные выступления, поддерживающие права и свободы человека, превратили его в символ борьбы с авторитаризмом.

Детство

Кароль Юзеф Войтыла, будущий великий Иоанн Павел 2, родился в небольшом городке под Краковом в семье военного. Его отец, поручик польской армии, в совершенстве владел немецким и систематически обучал языку сына. Мать будущего понтифика - учительница, она, согласно некоторым источникам, была украинкой. Именно тем, что предки Иоанна Павла 2 были славянской крови, видимо, и объясняется то, что Папа Римский понимал и уважал все, что связано с русским языком и культурой. Когда мальчику исполнилось восемь лет, он потерял мать, а в двенадцатилетнем возрасте умер и его старший брат. В детстве мальчик увлекался театром. Он мечтал вырасти и стать артистом, а в 14 лет даже написал пьесу под название «Король-Дух».

Юность

В Иоанн Павел II, биографии которого может позавидовать любой христианин, окончил классический колледж и принял таинство миромазания. Как свидетельствуют историки, Кароль учился достаточно успешно. Завершив свое среднее образование накануне Второй мировой, он продолжил обучение в Краковском Ягеллонском университете на факультете полонистики.

За четыре года он успел пройти филологию, литературу, церковнославянскую письменность и даже азы русского языка. Будучи студентом, Кароль Войтыла записался в театральный кружок. В годы оккупации профессуру этого одного из самых известных в Европе университетов отправили в концлагеря, а занятия официально прекратились. Но будущий понтифик продолжал учебу, посещая занятия подпольно. А чтобы его не угнали в Германию, и он мог содержать отца, которому оккупанты урезали пенсию, юноша пошел работать в каменоломню под Краковом, а затем перешел на химзавод.

Образование

В 1942 году Кароль записался на общеобразовательные курсы духовной семинарии, которые подпольно функционировали в Кракове. В 1944-м архиепископ Стефан Сапега из соображений безопасности перевел Войтылу и нескольких других «нелегальных» семинаристов в епархиальное управление, где они работали в архиепископском дворце вплоть до конца войны. Тринадцать языков, на которых бегло говорил Иоанн Павел II, жизнеописания святых, сто философских и богословских и философских работ, а также четырнадцать энциклик и пять книг, написанные им, сделали его одним из самых просвещенных понтификов.

Служение церкви

Первого ноября 1946-го года Войтылу рукоположили в священники.Буквально через пару дней он направился в Рим, чтобы продолжить свое богословское образование. В 1948-м он защитил докторскую работу на тему произведений реформата ордена кармелитов, испанского мистика шестнадцатого века св. Иоанна Креста. После этого Кароль возвратился на родину, гле был назначен помощником настоятеля в приходе села Негович на юге Польши.

В 1953-м в будущий понтифик защитил еще одну диссертацию на тему о возможностях обоснования христианской этики на основе этической системы Шелера. С октября того же года он начинает преподавать нравственное богословие, однако вскоре польское коммунистическое правительство закрыло факультет. Тогда Войтыле предложили возглавить кафедру этики в Католическом Университете в Любляне.

В 1958-м папа Пий XII назначил его вспомогательным епископом в архиепископстве Кракова. В сентябре того же года состоялось его рукоположение. Обряд совершил львовский архиепископ Базяк. А после смерти последнего в 1962-м Войтыла был избран капитульным викарием.

С 1962-го по 1964-й биография Иоанна Павла 2 тесно взаимосвязана со Вторым Ватиканским Собором. Он принимал участие во всех сессиях, созываемых тогдашним понтификом В 1967-м будущий Папа Римский был возведен в кардиналы-священники. После смерти Павла VI в 1978-м Кароль Войтыла голосовал в конклаве, в результате чего был избран папа Иоанн Павла I. Однако последний всего через тридцать три дня скончался. В октябре 1978-го состоялся новый конклав. Участники раскололись на два лагеря. Одни защищали архиепископа Генуи Джузеппе Сири, славящегося своими консервативными взглядами, а другие - Джованни Бенелли, который был известен как либерал. Не придя к общему согласию, в конечном итоге конклав выбрал компромиссного кандидата, которым стал Кароль Войтыла. При восшествии на папский престол он принял имя предшественника.

Черты характера

Папа Иоанн Павел 2, биография которого всегда была связана с церковью, стал папой в пятидесятивосьмилетнем возрасте. Как и свой предшественник, он стремился к упрощению должности понтифика, в частности, лишил ее некоторых королевских атрибутов. Например, он стал говорить о себе как о Папе, используя местоимение «я», отказался от коронации, вместо которой провел просто интронизацию. Он никогда не носил тиару и считал себя рабом Божьим.

Восемь раз Иоанн Павел 2 навещал свою родину. Он сыграл огромную роль в том, что смена власти в Польше в конце 1980-х прошла без единого выстрела. После его разговора с генералом Ярузельским последний мирно передал руководство страной Валенсе, уже успевшему получить папское благословение для проведения демократических реформ.

Покушение

Тринадцатого мая 1981 года жизнь Иоанна Павла II чуть не оборвалась. Именно в этот день на площади св. Петра в Ватикане на него было совершено покушение. Исполнителем стал член турецких ультраправых экстремистов Мехмет Агджа. Террорист тяжело ранил понтифика в живот. Его арестовали сразу, на месте преступления. Спустя два года папа приехал к Агдже в тюрьму, где тот отбывал пожизненный срок. Жертва и преступник долго о чем-то говорили, однако рассказать о теме их беседы Иоанн Павел 2 не захотел, хотя и сказал, что простил его.

Пророчества

Впоследствии он пришел к убеждению, что от него пулю отвела рука Божией Матери. И причиной тому стали знаменитые Фатимские предсказания Девы Марии, которые узнал Иоанн. Павла 2 пророчество Богоматери, в частности, последнее, настолько заинтересовало, что он посвятил его изучению многие годы. На самом деле предсказаний было три: первое из них относилось к двум мировым войнам, второе в аллегорической форме касалось революции в России.

Что касается третьего пророчества Девы Марии, то на протяжении долгого времени оно являлось предметом гипотез и невероятных домыслов, что неудивительно: Ватикан долгое время держал его в глубочайшем секрете. Высшим католическим духовенством было даже сказано, что оно останется навсегда тайной. И только папа Римский Иоанн Павел 2 решился открыть народу загадку последнего Ему всегда была присуща смелость поступков. Тринадцатого мая, в день своего восьмидесятитрехлетия, он заявил, что не видит смысла в необходимости сохранения тайны предсказаний Девы Марии. Ватиканский Госсекретарь в общих чертах рассказал, что записала монахиня Лусия, которой в детстве и явилась Богородица. В сообщении говорилось, что Дева Мария предсказала тот мученический путь, по которому пройдут папы Римские в двадцатом веке, даже покушение на Иоанна Павла II, совершенное турецким террористом Али Агджой.

Годы понтификата

В 1982 году он встречается с Ясиром Арафатом. Спустя год Иоанн Павел II посетил в Риме лютеранскую церковь. Он стал первым папой, решившимся на такой шаг. В декабре 1989-го понтифик впервые в истории Ватикана принимает советского лидера. Им был Михаил Горбачев.

Напряженная работа, многочисленные поездки по миру подрывают здоровье главы Ватикана. В июле 1992-го понтифик объявил о предстоящей ему госпитализации. У Иоанна Павла Второго была диагностирована опухоль в кишечнике, которую нужно было удалить. Операция прошла благополучно, и вскоре понтифик вернулся к своей обычной жизни.

Спустя год он добился того, что между Ватиканом и Израилем были установлены дипломатические отношения. В апреле 1994-го понтифик, поскользнувшись, упал. Выяснилось, что у него сломана шейка бедра. Независимые эксперты утверждают, что именно тогда у Иоанна Павла 2 началась болезнь Паркинсона.

Но даже этот серьезный недуг не останавливает понтифика в его миротворческой деятельности. В 1995-м он просит прощение за то зло, которое католики в прошлом причинили верующим других конфессий. Спустя полтора года к понтифику приезжает кубинский вождь Кастро. В 1997-м папа приезжает в Сараево, где в своей речи говорит о трагедии гражданской войны в этой стране как о вызове для Европы. Во время этого визита на пути его кортежа не раз были минные заграждения.

В том же году понтифик приезжает в Болонью на рок-концерт, где предстает в качестве слушателя. Спустя несколько месяцев Иоанн Павел 2, биография которого насыщена миротворческой деятельностью, предпринимает пастырский визит на территорию коммунистической Кубы. В Гаване на встрече с Кастро он осуждает экономические санкции против этой страны и передает вождю список трехсот политзаключенных. Кульминацией этого исторического визита становится месса, которую понтифик проводит на площади Революции в кубинской столице, где собирается больше миллиона человек. После отъезда папы власти освободили больше половины узников.

В двухтысячном году понтифик приезжает в Израиль, где в Иерусалиме у Стены плача долго молится. В 2002-м в Дамаске Иоанн Павел II посещает мечеть. Он становится первым папой, который решился на такой шаг.

Миротворческая деятельность

Осуждая любые войны и активно критикуя их, в 1982-м году, во время кризиса, связанного с понтифик посещает Великобританию и Аргентину, призывая эти страны к заключению мира. В 1991 году папа выступает с осуждением конфликта в Персидском заливе. Когда в 2003-м в Ираке началась война, Иоанн Павел 2 отправил кардинала из Ватикана с миротворческой миссией в Багдад. Кроме того, он благословил еще одного легата на беседу с тогдашним Президентом США Бушем. Во время встречи его посланник передал главе американского государства резкое и достаточно отрицательное отношение понтифика к вторжению в Ирак.

Апостольские визиты

Иоанн Павел 2 посетил около ста тридцати стран во время своих зарубежных поездок. Больше всего он приезжал в Польшу - восемь раз. В США и Франции понтифик был с шестью визитами. В Испании и Мексике он был по пять раз. Все его поездки имели одну цель: они были направлены на содействие укрепления по всему миру позиций католицизма, а также на установление связей с другими религиями, и в первую очередь с исламом и иудаизмом. Везде понтифик выступал против насилия, выступая в защиту прав людей и отрицая диктаторские режимы.

В целом за время своего нахождения во главе Ватикана папа проехал более миллиона километров. Его несбывшейся мечтой так и осталась поездка в нашу страну. В годы правления коммунизма его визит в СССР был невозможен. После же падения железного занавеса посещение хоть и стало политически возможно, но тогда против приезда понтифика выступила Русская православная церковь.

Кончина

Иоанн Павел 2 скончался на восемьдесят пятом году жизни. Тысячи людей провели ночь с субботы на воскресенье второго апреля 2005 года перед Ватиканом, пронося в памяти дела, слова и образ этого удивительного человека. На были зажжены свечи и царило молчание, несмотря на огромное количество скорбящих.

Похороны

Прощание с Иоанном Павлом II стало одной из самых массовых церемоний за новейшую историю человечества. На траурной литургии присутствовало триста тысяч человек, четыре миллиона паломников проводили папу в вечную жизнь. Более миллиарда верующих всех конфессий молились за упокой души усопшего, а число зрителей, следивших за церемонией по телевизору, сосчитать невозможно. В память о своем земляке в Польше была выпущена памятная монета «Иоанн Павел 2».

Иоанн Павел II

Иоанн Павел II в начале понтификата.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Иоанн Павел II (Кароль Войтыла), 1978.10.16 - 02.04.2005

Иоанн Павел II, Папа Римский
Ioannes Paulus Secundus
Мирское имя: Кароль Юзеф Войтыла
Происхождение: Вадовице (Польша)
Годы жизни: 18 мая 1920 - 2 апреля 2005
Годы понтификата: 16 октября 1978 - 2 апреля 2005
Отец: Кароль Войтыла - старший
Мать: Эмилия Качоровска

Кароль Юзеф Войтыла родился в городе Вадовице, в южной Польше, в семье бывшего офицера австрийской армии. Он был младшим из двух детей Кароля Войтылы-старшего и Эмилии Качоровской, которая умерла, когда будущему папе было всего девять лет. Не достигнув 20-летнего возраста, Кароль Войтыла-младший остался круглым сиротой. Кароль успешно учился. Окончив лицей в 1938, накануне Второй мировой войны он поступил на философский факультет Ягеллонского университета в Кракове. Тогда же Кароль стал членом театрального кружка "Студия 38". Во время немецкой оккупации, чтобы избежать угона в Германию, он оставил учёбу и работал в каменоломне близ Кракова, а потом перешёл на химический завод. В 1942 Кароль Войтыла записался на общеобразовательные курсы подпольной Краковской духовной семинарии. Тогда же он стал одним из инициаторов действовавшего подпольно "Рапсодического театра". В 1944 архиепископ Краковский кардинал Стефан Сапега по соображениям безопасности перевёл Войтылу вместе с другими "нелегальными" семинаристами на работу в епархиальное управление в архиепископском дворце, где Кароль остался до конца войны. Ещё в юности он стал полиглотом и достаточно бегло разговаривал на девяти языках - на родном польском, словацком, русском, итальянском, французском, испанском, португальском, немецком и английском. А также, разумеется, знал латынь.

1 ноября 1946 Кароль Войтыла был рукоположен в священники и через несколько дней отправился в Рим для продолжения богословского образования. В 1948 в папском университете "Ангеликум" он защитил докторскую диссертацию по произведениям испанского мистика XVI века, реформатора ордена кармелитов, св. Иоанна Креста. Затем вернулся в Польшу, где его назначили помощником настоятеля прихода в Неговице, близ Гдова. Академический сенат Ягеллонского университета в Кракове признал действительным полученный Войтылой в Риме диплом и удостоил его докторского звания. В 1953 Войтыла защитил на богословском факультете Ягеллонского университета в Кракове диссертацию о возможности обосновать христианскую этику, исходя из этической системы немецкого философа Макса Шелера. Позднее Кароль Войтыла стал профессором этики и нравственного богословия в Краковской духовной семинарии и на богословском факультете Люблинского университета. 4 июля 1958 по назначению папы Пия XII отец Войтыла стал викарным епископом Краковского архиепископства и 28 сентября 1958 был рукоположен в сан епископа. Между 1962 и 1964 годами он принимал участие во всех четырёх сессиях Второго Ватиканского Собора, созванного папой Иоанном XXIII , являясь одним из самых молодых его участников. Благодаря этой работе спустя год он был рукоположен в сан архиепископа, митрополита Краковского. 28 июня 1967 папа Павел VI сделал его кардиналом. В августе 1978, после смерти Павла VI , Кароль Войтыла участвовал в конклаве, избравшем папу Иоанна Павла I , однако тот скончался всего через 33 дня после избрания. В октябре состоялся ещё один конклав. Его участники оказались расколоты на сторонников двух претендентов-итальянцев - Джузеппе Сири, архиепископа Генуи, известного своими консервативными взглядами, и более либерального Джованни Бенелли, архиепископа Флоренции. В конечном итоге Войтыла стал компромиссным кандидатом и был избран папой. При восшествии на престол Войтыла принял имя своего предшественника и стал Иоанном Павлом II. Он стал первым папой-поляком и первым неитальянцем с 1523 г.

Как и его предшественник, Иоанн Павел II попытался упростить свою должность, лишив её многих королевских атрибутов. В частности, говоря о себе, он использовал местоимение "я" вместо "мы", как это принято у царствующих особ. Папа отказался от церемонии коронации, проведя вместо нее простую инаугурацию. Он не носил папскую тиару и всегда стремился подчеркнуть роль, которая обозначена в титуле папы, Servus Servorum Dei (раб рабов Божьих).

С кончиной папы Иоанна Павла II (2.04.2005) закончился самый длинный понтификат в истории прошедшего века. Покойный папа был первым славянином во главе римского католицизма, посетившим с пастырскими визитами множество стран мира (знаковое исключение составляет Россия). Он канонизировал наибольшее количество святых за историю Католической церкви, в том числе священников и верующих, подвергшихся гонениям со стороны тоталитарных и авторитарных режимов (среди них, в частности, экзарх русских католиков Леонид Федоров). О папе еще при его жизни были написаны сотни книг, а государственный секретарь Ватикана Анджело Содано сразу после объявления о кончине Иоанна Павла II назвал его «великим папой» - обычно этот эпитет употребляется в отношении понтификов, признанных святыми или блаженными.

Однако все эти положительные стороны понтификата Иоанна Павла II сочетаются с наличием целого ряда проблем в современном католицизме. Новое тысячелетие поставило церковь перед нелегким выбором: или адаптироваться к новым общественным настроениям, или выступать в качестве хранителя традиции. Этот выбор можно сравнить с эпохой Реформации, когда одна часть западных богословов настаивала на том, чтобы пойти навстречу протестантизму, а другая, напротив, на «ассиметричном» ответе на их вызов, предусматривающем ставку на все позитивное и жизнеспособное, что было в истории Католической церкви. В результате победили последние, ставшие идеологами контрреформации.

Итак, для того, чтобы попытаться определить значение понтификата Иоанна Павла II, нужно, в первую очередь, проследить за социальными, политическими, внутренними и внешними церковными событиями, произошедшими в Ватикане за прошедшие четверть века.

В наши дни ситуация выглядит следующим образом. II Ватиканский собор (1962-1965) начал реформы, направленные на модернизацию церкви: процедура богослужения была упрощена, а сама месса переведена на национальные языки; были расширены права епископов (и при этом несколько сокращены прерогативы Ватикана); санкционирован диалог с некатолическими церквами, а также между верующими и неверующими. Церковь дистанцировалась от апологетики капитализма, демонстрируя свою свободу от какой-либо политической, социальной или экономической системы. Определенным продолжением этой тенденции можно считать критику католиками многих проявлений глобализации, а также негативное отношение к односторонним силовым акциям, например к войне в Ираке.

Однако целое множество проблем не были решены и до сих пор продолжают оставаться дискуссионными. Многие клирики и прихожане настаивают на дальнейших реформах, однако даже среди модернизаторов нет консенсуса по вопросу о том, насколько глубокими они должны быть.

Считается, что в период понтификата Иоанна Павла II реформаторские тенденции в католицизме не получили поддержки в Ватикане. Но все же некоторые действия почившего папы, например такие, как демонстративное посещение синагоги и лютеранской церкви, а также покаяние за грехи католичества (12.03.2000), совершенные на протяжении многих столетий, в том числе и против евреев, нельзя не назвать новаторскими. В молитве, оставленной в Стене Плача в Иерусалиме, Иоанн Павел II испрашивал у Бога прощения за неправды против иудейского народа и выразил желание установить с ним братские отношения. Желание «примириться» с богоотверженным народом весьма неординарно для «главы» христианской церкви и со стороны верующих может быть рассмотрено по-разному, например на площади Святого Петра, где зачитывался текст «публичного покаяния», оно было встречено бурными овациями и рукоплесканиями. Но если отбросить шелуху повсеместных в последнее время обвинений в антисемитизме и глобализации, «примирение с иудеями» иначе как богоотступничеством католиков назвать нельзя.

Следует отметить, что за долгий 25-летний понтификат Иоанн Павел II всячески стремился поднять авторитет Ватикана как государства, а вместе с тем и Католической церкви как влиятельной структуры. По этой причине он налаживал контакты со многими государственными лидерами.

Например, 24 января 1979 года папа Иоанн Павел II принял Андрея Громыко по его просьбе. Визит советского министра иностранных дел в Ватикан был событием беспрецедентным. Дипломатических отношений между СССР и Ватиканом в то время не было, антикоммунизм папы был хорошо известен, как известно было и очевидное недружелюбие, с которым советская власть относилась к католицизму.

В 1980 году в Ватикан с государственным визитом прибыла королева Елизавета II. Визит был историческим, учитывая, что многие столетия британские монархи и римские понтифики были непримиримыми врагами. С течением времени стороны более или менее успокоились, между Соединенным Королевством и Ватиканом были даже установлены дипломатические отношения. Но о визите правящего британского монарха, а по совместительству и главы Англиканской церкви в Ватикан не могло быть и речи. Елизавета II стала первым британским монархом, посетившим Ватикан с государственным визитом. Она же стала первым монархом, пригласившим папу в Великобританию, правда, оговорившись, что поездка должна считаться не визитом в страну, а пастырским визитом к четырем миллионам британских католиков.

В 1982 году в Риме произошла встреча папы Иоанна Павла II с Ясиром Арафатом. Аудиенция в папской библиотеке была немедленно раскритикована Израилем как признак того, что Католическая церковь не имеет ничего против деятельности палестинских террористов и как косвенное доказательство антисемитских настроений, царящих в церкви.

В 1996 году во время поездки по Европе лидер кубинской революции Фидель Кастро неожиданно заехал в Ватикан, где состоялась его частная встреча с Иоанном Павлом II. Долгое время церковь и коммунистические власти Кубы враждовали. Ватикан неоднократно обвинял Гавану в нарушениях прав верующих. Встреча, по мнению наблюдателей, могла означать, что старые противники нашли компромисс. Так и произошло. Через два года Иоанн Павел II прибыл в Гавану с пастырским визитом и снова встретился с Фиделем Кастро. Уже официально и публично. На встрече во Дворце революции в Гаване папа осудил экономические санкции против Кубы.

11 марта 1999 года в Риме состоялась первая встреча главы Римско-Католической церкви с президентом Исламской Республики Иран Мохаммадом Хатами. Было это в то самое время, когда Иран пытался выйти из международной изоляции.

В общей сложности, почивший понтифик встретился с 426 главами государств, 187 премьер-министрами и 190 министрами иностранных дел, а также принял верительные грамоты 642 послов.

В правление папы Иоанна Павла II, как уже отмечалось выше, было прославлено много новых святых, кроме того, решением понтифика была совершена «реабилитация» средневекового ученого Галилео Галилея и беатификация Пия IX, которая кардиналом Поль Пупаром в интервью российской католической газете «Свет Евангелия» (№ 38. 22.10.2000), была обоснована следующем образом: «Человека канонизируют за христианские добродетели, а не за стиль управления».

Создается впечатление, что Ватикан при Иоанне Павле II стремился стать как можно ближе миру и современности, желая при этом идти на минимальный компромисс. До Иоанна Павла II ни один папа Римский не присутствовал на рок-концерте (27.09.1997), на стадионе, где проходил футбольный матч (29.10.2000). До него не издавались компакт-диски с песнями, которые он сам написал и спел. Покойный понтифик, таким образом, становится как бы символом или скорее «рекламой» нарочитой открытости Католической церкви миру. Но такая открытость, в конце концов, влечет за собой появление значительного числа требований, направленных к Ватикану со стороны общественности и мира, а Ватикан, принимая правила игры, обязан с этими требованиями считаться. И потому при более глубоком рассмотрении современного состояния Святого престола, становится ясно, что за яркой оберткой всеобщего благополучия, в католичестве скрывается множество внутрицерковных проблем, навязанных церкви неофитами, не желающими отказываться ради «высоких материй» от привычного комфортного образа жизни.

Так, например, либералы поднимают ряд вопросов, которые они хотели бы сделать, как минимум, дискуссионными. Среди них существенную роль играет возможная отмена целибата. Догматических запретов здесь нет, но целибат соответствует многовековой традиции католического канонического права. Дискуссия о целибате получила новый импульс из-за усиливающихся в последнее время обвинений европейских католических священников, а особенно североамериканских иерархов в преступлениях, связанных с совращением малолетних.

Еще одна проблема - разводы. Каноническое право делает эту процедуру крайне затруднительной, что вызывает недовольство многих верующих. Во многих странах со значительным католическим населением прошли референдумы о легализации гражданских разводов, которые привели к тому, что многие католики прибегают к такому способу прекращения семейных отношений, игнорируя позицию духовенства. Кроме того, после гражданского развода они часто вступают во второй брак, который не признается церковью, что создает немалые сложности в общении с духовниками (это является одной из причин снижения активности прихожан).

Следующая проблема - контрацепция. Если отрицание абортов является практически консенсусным для римо-католицизма, то с противозачаточными средствами не все так просто. Многие католики из развивающихся государств настаивают на смягчении подхода к этому вопросу, утверждая, что без контрацепции значительная часть многодетных семей обречена на проживание в бедности.

Еще одна «тема нового века» - сексуальные меньшинства. Ватикан сохраняет традицию резко негативного отношения к ним, их представителей запрещено допускать к причастию. В то же время мировые тенденции носят прямо противоположный характер - некоторые политики, для которых раньше подобная информация означала конец карьеры, уже не скрывают своей сексуальной ориентации. В еще большей степени это относится к лидерам общественного мнения из культурно-медийной элиты.

.
Сторонники реформ обращают внимание на снижение авторитета церкви как среди паствы, так и в международных правящих кругах. Так, во время обсуждения проекта европейской конституции Ватикану не удалось пролоббировать включение в него положения о христианских корнях европейской цивилизации.

Что касается внутреннего вероучительного состояния католичества, то политика Иоанна Павла II может расцениваться более как консервативная, нежели либеральная, доказательством чего могут служить события, произошедшие еще в начале его понтификата, связанные с леворадикальной «теологией освобождения», получившей распространение в странах Латинской Америки. Тогда был сменен генерал ордена иезуитов, так как внутри ордена получили широкое распространение реформаторские тенденции. Труды отдельных либеральных теологов были подвергнуты критике, а наиболее известный из них, Ганс Кюнг, был уволен из католического университета.

Вместе с критикой латиноамериканских реформаторских тенденций резко выросло влияние «Опус Деи» - консервативной католической организации, основанной в 1928 году испанским священником Хосе-Марией Эскрива де Балагером, который был причислен к лику святых Иоанном Павлом II. «Опус Деи» обвиняли и в связях с франкизмом (впрочем, «опусдеисты» способствовали модернизации Испании и ее постепенному отходу от жесткой диктатуры и самоизоляции), и в слишком жесткой покаянной дисциплине вплоть до самобичевания. Однако внимание Ватикана эта организация привлекла в связи с попыткой синтеза духовной и светской жизни и связанным с этим «освящением» любого труда (исключая, конечно, криминальную деятельность). Такой подход привлек в организацию многих успешных мирян из числа «столпов общества» - бизнесменов, политиков, интеллектуалов. Такой подход сочетается с подчеркиванием необходимости широкого участия членов организации в благотворительных проектах.

«Опусдеистская» составляющая церковной политики является признаком того, что Ватикан был намерен действовать в рамках традиционалистской парадигмы. Повышение авторитета церкви должно осуществляться без радикализма, который, с точки зрения покойного папы и его ближайшего окружения, мог привести к серьезному обострению внутрицерковных конфликтов (литургическая реформа II Ватиканского собора привела к выходу из подчинения папе группы верующих во главе с двумя епископами).

Отношения римо-католичества и Русской Православной Церкви во второй половине XX века заслуживают особого внимания, объем данной работы не позволяет отметить все стадии их развития, но вкратце можно сказать следующее.

На II Ватиканском соборе в ознаменование намечающихся братских отношений между Ватиканом и Московской Патриархией был принят термин «Церковь-сестра». Но совсем недавно нынешний Римский папа Бенедикт XVI, еще в бытность свою префектом ватиканской конгрегации по вероучению, подчеркнул, что термин Церковь-сестра некорректен, и вопрос не только в терминологии, но и в сути дела. По его словам, «когда речь заходит о «Церкви», то имеется в виду единственная, святая, универсальная, апостольская Католическая церковь». Ее «сестрами» могут именоваться лишь другие Католические церкви, заявил кардинал, добавив, что он выступает против «примитивного экуменизма». «Выражение “Церковь-сестра” неприменимо к взаимоотношениям между католиками, православными и протестантами. Можно лишь говорить о Католической церкви как таковой и некоторых доктринах на Востоке».

В церковно-политическом плане следует отметить, что за время понтификата Иоанна Павла II неоднократно осуществлялись попытки приезда папы на каноническую территорию РПЦ - Россию и Украину. До сих пор остается открытым вопрос о поддержке Ватиканом захватнических действий униатов в западных областях Украины.

Кроме того, наталкивает на размышления поведение албанских католиков во время агрессии НАТО на Балканах. Когда притесняемые мусульманами сербские православные не ощутили от своих «собратьев-христиан» никакой помощи, хотя православные храмы были постоянно окружены припаркованными вокруг них натовскими танками, рядами колючей проволоки, блокпостами из мешков с песком и вооруженными до зубов солдатами, которые требовали документы от приходящих в храм. А 60 тысяч католиков чувствовали себя, как и прежде, вполне свободно и даже посещали мероприятия местных мусульман.

Каждая крупная историческая личность берет своих потомков в своеобразные заложники. И в этом смысле Иоанн Павел II был великой личностью, удобной для потомков. В какую бы сторону ни пошло дальнейшее развитие Католической церкви, всегда можно будет сказать, что это продолжение курса «великого папы».

Пойдут ли католики на большую либерализацию - можно будет сказать, что они продолжили линию Иоанна Павла II на открытость миру. Консервативный курс на защиту традиционных христианских ценностей от несущих порой разложение ветров времени также найдет в почившем папе свое оправдание. Будет Ватикан стараться расширять свое влияние на восток, на Россию - именно Иоанна Павла II можно будет назвать зачинателем этой политики. Но и обратная позиция на поиск точек соприкосновения с Русской Православной Церковью, в некотором смысле, тоже может быть оправдана именем папы.

Пока же ясно лишь то, что Иоанн Павел II оставил своим преемникам свободу во всем, кроме одного. Им отныне придется действовать под прицелом телекамер и в присутствии огромных толп народа. Чтобы не утратить авторитет Католической церкви, почивший папа вынужден был внести в свою деятельность элементы, если так можно выразиться, представления или, как сейчас принято говорить, «элементы шоу». И в этом смысле нынешней церкви для свершения каких-либо радикальных изменений в курсе своего дальнейшего развития придется выбирать между всегда обманчивой «любовью толпы» и осознанным следованием Христовым заветам.