"я просто не хотел быть нерусским". Жизненный путь: Нью-Йорк

Президент России Владимир Путин во время пребывания во Франции встретился в Кане с одним из старейших русских эмигрантов "первой волны", восьмидесятидвухлетним Андреем Шмеманом, и вручил ему российский паспорт. "Долгие годы я жил с разладом в душе, чувствуя себя абсолютно русским и одновременно оставаясь человеком без подданства, апатридом. И теперь я счастлив, что наконец обрел Родину", - сказал Андрей Дмитриевич. Сегодня ГАЗЕТА впервые публикует уникальные воспоминания Андрея Шмемана. С ним беседовала руководитель дирекции президентских программ Российского фонда культуры Елена Чавчавадзе.

"Никто из русских не брал гражданства той страны, в которой жил"
Я прожил в Париже семьдесят два года с паспортом беженца. Мой отец служил в Северо-Западной армии, которой командовал Юденич. Большевики оттеснили армию к Эстонии, и отец был туда интернирован. Через некоторое время моей матери удалось из Петербурга к нему приехать. Тогда Таллин назывался Ревелем, и мы были одними из первых в мире русских эмигрантов "первой волны". Такого исхода мир не помнил, чтобы сотни тысяч бежали сразу. Сравнить это можно только с геноцидом армян.

Беженцами тогда занималась Лига Наций, а известный всему миру норвежец Нансен придумал для приведения в порядок жизней тысяч людей без статуса национальный документ для беженцев. Он долго назывался "нансеновским" паспортом. По нему мы жили в стране, могли путешествовать. С меньшей охотой, чем другим, нам ставили визы, но мы путешествовали. До начала Второй мировой войны практически никто из русских не брал гражданства той страны, в которой жил. По крайней мере я могу про Францию сказать, что не брали. Особенно старшее поколение, потому что они глубоко чувствовали себя русскими. Не потому, что не хотели быть французами, но не хотели не быть русскими. Это было очень важно. Меняли гражданство те, кому очень нужно было по службе, например.

"Дочь моя боялась, что меня куда-нибудь упекут"
Я долго, пока мог, оставался с "нансеновским" паспортом, а потом и его отобрали. Теперь у меня такой общий для всех беженцев документ. Я никогда не считал свое желание оставаться русским каким-то героизмом, но я просто не хотел быть нерусским. С этим паспортом политэмигранта я могу ездить по всему миру, но не могу ехать в Россию, потому что тогда мой статус, так сказать, закончится. Но французы эту проблему обходят и дают для поездки в Россию специальные документы. По этому поводу возникали трудности на российской границе. Когда я с семьей приезжал в Петербург, моя жена и дочери прошли таможню легко, как французы. А мне сказали: "Посидите, пожалуйста". Я ждал полчаса, дочь моя осталась со мной, боялась, что упекут меня куда-нибудь, но потом выходит их директор, извиняется и говорит: "Простите, что мы заставили ждать, но такой бумаги мы никогда не видали".

"Среди родственников наших был знаменитый адмирал Шишков"
Мой дед был действительным тайным советником (это был высший чин), членом Государственного совета и сенатором. У меня есть некоторые о нем сведения по тогдашней литературе. Так удивительно вышло, что мне подарили книжку, где описаны известные деятели эпохи начала века. Увидели там мою фамилию и подарили. Но вышло забавно, потому что в книжке этой написано не только о моем деде, но и о деде моей жены, генерале Сахарове, военном министре.

В нашем роду военных не так много было, больше государственные деятели: кто служил в Сенате, кто в Государственном совете. А со стороны моей матери - Шишковы, они были, главным образом, помещики, предводители дворянства в своей губернии. Дед со стороны матери служил в дворянско-крестьянском банке. Ему нравилась эта работа, потому что в этом банке давали ссуды крестьянам на покупку земли, он был близок к крестьянам. Среди родственников наших был знаменитый адмирал Шишков, не совсем прямой родственник, потому что у него не было детей. Адмирал был достопримечательностью семьи. Со стороны матери были гораздо более русские корни, потому что по отцу мы из немцев. Я полагаю, что прадед, может быть, был даже и протестантом. Зато по "шишковской" линии была очень церковная семья, мой прадед занимал большой пост в Московской патриархии. Он заведовал Синодальной типографией.

"Каждый полк со своей историей: летние лагеря, парады"
Военные были целым сословием в дореволюционной России, особой категорией ее жителей, из которых образовалось множество военных династий. Воспитание получали рано в кадетских корпусах. Это было высокое служение Родине, офицеры были элитой России. И это было очень красиво, каждый полк со своей историей: летние лагеря, парады. Помню, на парады обращалось слишком большое внимание, меньше как будто бы учили настоящему военному искусству, а по парадам судили об офицерах часто.

"Наступающие войска уже видели купол Исакия"
Мой отец, будучи военным, ушел на войну офицером. Когда армия стала разваливаться, многие бросали свои полки, но потом многие из них собирались, когда настало время, на юге, в Сибири, чтобы воевать против большевиков. Мой отец был офицером лейб-гвардии Семеновского полка. Большая часть этого полка вернулась в Петроград. Он даже назывался одно время "Полк по охране города Петрограда". Но многие офицеры вошли в контакт с генералом Юденичем. И когда настал момент, то весь полк, который был послан на борьбу с Юденичем, перешел к нему и стал воевать на стороне Северо-Западной армии. К сожалению, это длилось недолго, не как Белое дело на юге или в Сибири. Трагедия была в том, что наступающие войска уже видели купол Исакия и вот-вот могли войти в Петроград, но не вышло. Они отступили тогда в Эстонию, и так началась наша эмигрантская жизнь. Вначале приехала моя мать. И потом дедушка и бабушка приехали тоже.

Русские эмигранты бежали, спасая свою жизнь, у них в эмиграции не оказалось ни средств, ни имущества, у большинства не было мирных профессий. Ну и началось...

"На ночь отец немножко играл нам, чтобы мы заснули"
Что мог делать офицер, например, мой отец? Играл на скрипке. Он играл в ресторане в составе трио. Был в Таллине такой известный ресторан, "Европа". Там он играл по вечерам и довольно поздно, это не всегда нравилось моей матери. Когда мы приехали в Париж, она скрипку ликвидировала, не хотела, чтобы он работал в ночных ресторанах. Помню, в Таллине он приезжал поздно, ну и, конечно, немножко выпивший, последним поездом. Мы жили за городом, место было опасное. Такая жизнь не нравилась моей матери, она ее прекратила. Так что, когда мы приехали в Париж, уже не было этого заработка, и вообще он больше не играл на скрипке. Я еще помню, в Югославии, в Белграде, мы жили год, тогда на ночь он немножко играл нам, чтобы мы заснули. Но это было, так сказать, последнее его выступление.

Я все время говорю "мы", потому что мы с братом Александром близнецы. Мы всю жизнь были очень близки с ним. Александр - знаменитый богослов и священник. Когда он умер, я в знак траура надел черный галстук и ношу его всегда. У нас была старшая сестра Елена, которая родилась еще в Петрограде, и мать приехала с ней, но она умерла в 1925-м или в 1926-м году, ей было семь лет. Была эпидемия скарлатины с гриппом вместе, очень тяжелая форма. Смерть Елены была большой потерей для матери, она до конца своих дней ходила всегда в черном, для нее это было большое горе.

"Тогда в Париже было множество бензоколонок"
Отец в Париже стал заниматься, чем мог. Торговал бензином, тогда в Париже было множество бензоколонок. На бензоколонку к моему отцу приезжало множество русских таксистов, у них была веселая компания. Неподалеку было кафе, где они сиживали. Нельзя сказать, что работа была обременительной. Но денег это мало приносило. Отец, тогда уже немолодой, должен был на велосипеде ездить на работу. Туда еще он как-то спускался под горку, а обратно шел пешком, тащил велосипед за руль. Моя мать стала служить гувернанткой. И успешно. Ее очень любили. Но все это, конечно, не давало нужных денег. Меня и брата отдали в кадетский корпус. Дома стало немного легче, но за учебу надо было платить 500 франков в месяц, это очень большие деньги были. Но многие не платили, потому что какие-то стипендии находились.

"Cенаторы тихонечко сидели и тихо разговаривали"
Мой дед был в Париже дружен с Владимиром Николаевичем Коковцевым, который в дореволюционной России был председателем Совета министров (он занял этот пост после Столыпина). А дед мой, Николай Эдуардович Шмеман, как я уже говорил, тоже был крупным сановником: действительный тайный советник, член Государственного совета и товарищ министра юстиции.

Для этих людей эмиграция была большой драмой. Они были в возрасте уже. Мой дед родился в 1850-м году, значит, к революции ему уже было 67 лет. Это по тому времени было много, он был еще полон сил, но не мог найти никакой работы.

Кроме того, для них это было крушением всей жизни. И они предавались воспоминаниям. Мой дед часто встречался с Коковцевым, и еще приходили некоторые сенаторы. Они тихонечко сидели и тихо разговаривали.

Дед мой обожал Петербург и очень тосковал по нему. И вот они садились с жившим в том же доме по соседству генералом Бэмом. Они садились друг против друга и говорили: "Ваше превосходительство, как бы вы прошли от этого пункта в такой-то пункт", и рассказывали друг другу об улицах, по которым мысленно проходили. У отца моего, который тоже участвовал в этих играх, был козырь - он родился в каком-то переулке, который, никто никогда не знал. Так они проводили время. Я помню, как дед со своими дочерьми, сестрами моего отца, переехал в Париж и жил, бедняга, на 5-м этаже без лифта. Внешне он был очень представительным, с орденом Почетного легиона, который в то время еще ценился. Когда он переходил улицу, такой импозантный, с орденом в петлице, ему помогали.

Когда он умер и его собирались хоронить, французы прислали предложение отправить роту солдат. Во Франции по статуту ордена Почетного легиона полагаются некоторые воинские почести и, в частности, когда умирает кавалер ордена, высылается рота солдат, которые отдают ему последнее "прости, прощай". Но мои тетушки, категорически отказались. Отпели скромно в маленькой церкви и похоронили на кладбище, а потом перенесли на Сен-Женевьев-де-Буа.

Без паспорта
Андрей Шмеман родился 13 сентября 1921 года в городе Ревель (ныне Таллин) в Эстонии. Его отец Дмитрий Шмеман до Октябрьской революции был офицером лейб-гвардии Семеновского полка. В 1929 году семья эмигрировала во Францию. Шмеманы-старшие, похороненные на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем, и их сын Андрей никогда не получали французского гражданства.

Андрей Дмитриевич всю жизнь прожил с так называемым "нансеновским паспортом" - временным удостоверением личности, служившим заменой паспорта для апатридов и беженцев. "Нансеновские паспорта" были введены Лигой Наций и выдавались на основании Женевских соглашений 1922 года.

В 1930 году Андрея отдали в открывшийся в Версале кадетский корпус-лицей императора Николая II. Преподававшие там офицеры старой русской армии сумели привить своим воспитанникам не только выправку, но и присущую российскому офицерству интеллигентность. Закончив корпус в 1939 году, Андрей Шмеман большую часть жизни посвятил упрочению кадетского братства, воспитанию молодежи за рубежом в духе традиций русского офицерства. Он возглавляет Кадетское объединение выпускников версальского корпуса - лицея Императора Николая II. В 1995 году Андрей Дмитриевич, у которого трое детей - дочери Наталья и Елена, а также приемный сын Василий Кочубей (сын жены от первого брака), впервые побывал в России. Посетил Санкт-Петербург, откуда родом его отец и мать, и Москву, а в последующие приезды побывал и на Дону, в Ростове и Новочеркасске, где общался с кадетами.

Около двух месяцев назад Андрей Шмеман обратился с официальной просьбой о предоставлении ему российского гражданства, и недавно ему передали текст указа президента РФ.

Более полувека Андрей Дмитриевич является старостой парижской церкви Знамения Божьей Матери, имеет духовное звание иподиакона. Не так давно он вместе с другими видными деятелями русской эмиграции стал инициатором создания общественной организации "Движение за поместное православие русской традиции в Западной Европе". Андрей Дмитриевич - убежденный сторонник возвращения эмигрантов в лоно Русской православной церкви. Его брат - протоиерей Александр Шмеман, перебравшийся из Франции в Америку и скончавшийся в 1983 году, считается одним из крупнейших богословов современности. Его перу принадлежит большое число научных трактатов и статей по теологии и православной традиции христианства.


Андрей Шмеман
13 сентября 1921 - 07 ноября 2008
видный деятель русской эмиграции во Франции, председатель Объединения кадет российских кадетских корпусов во Франции
Семья
Дед - Николай Эдуардович Шмеман (1850-1928) - действительный тайный советник, сенатор, член Государственного совета, эмигрант.
Бабушка- Анна Шиеман -(1924).
Отец - Дмитрий Николаевич Шмеман (1893-1958) - офицер лейб-гвардии Семёновского полка, эмигрант.
Мать - Анна Тихоновна, урождённая Шишкова (1895-1981) - жила в эмиграции, дочь представителя старинного российского дворянского рода помещика Самарской губернии Т. А. Шишкова.
Брат-близнец - Александр Дмитриевич (1921-1983) - протопресвитер Православной церкви в Америке, богослов.
Сестра - Елена Дмитриевна (1919-1926).
Жена и дети - женат на Елене Ладыжинской (с 1944 года), у них две дочери.
Биография
С 1929 года семья живёт во Франции.
С 1930 года по 1939 год - обучался в русском кадетском корпусе в Париже.
В течение всей жизни работал администратором картинной галереи и занимался социальными делами русской эмиграции.
С детского возраста состоял в «Национальной организации витязей», был её инструктором.
В 1984-1994 годах - руководитель «Национальной организации витязей»
Являлся председателем Объединение кадет Корпуса-лицея императора Николая II, председателем Объединения кадет российских кадетских корпусов во Франции, хранителем кадетского музея.
Более полувека являлся старостой парижской церкви Знамения Божьей Матери, имел духовное звание иподиакона.
В 2004 году был одним из членов-учредителей «Движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе».
Гражданство
Единственный представитель эмиграции первой волны, не принявший французского гражданства.
Андрей Шмеман всю жизнь прожил с так называемым нансеновским паспортом - временным удостоверением личности, что сделало его пребывание на французской земле крайне сложным. А.Д. Шмеман - сын офицера лейб-гвардии Семеновского полка Дмитрия Николаевича Шмемана. В 1919 году Дмитрий Шмеман покинул Россию вместе с войсками Юденича. Андрей и его брат Александр родились в Ревеле (ныне Таллин) в 1921 году. В 1929 году Шмеманы переехали во Францию. Более полувека А. Шмеман являлся старостой Знаменской церкви в Париже, был иподиаконом. Стал одним из инициаторов создания общественной организации "Движение за поместное православие русской традиции в Западной Европе" и всегда оставался убежденным сторонником возвращения эмигрантов в лоно Русской Православной Церкви.
В 2004 году Президент России Владимир Путин во время пребывания во Франции встретился с одним из старейших русских эмигрантов, последним подданным Российской империи, 82-летним А.Д. Шмеманом, и вручил ему российский паспорт.


http://www.shmeman.ru/modules/pages/Biografiya_otca_Aleksandra_SHmemana.html
Протопресвитер Александр Шмеман
(Шмеман Александр Дмитриевич)
(Alexander Schmemann)
Родился 13 сентября 1921 г. в г. Ревель (Таллин) в Эстонии. Среднее образование получил в Париже. Окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже (1945). Принимал активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД) (в течение длительного времени был заместителем председателя Движения) и Содружества святого Албания и преподобного Сергия. Женат на Юлиане Осоргиной (янв. 1943, Париж). Преподавал в Свято-Сергиевском институте церковную историю (1945-1951). В 1946 г. принял священство. В 1951 г. с женой и детьми переселился в Нью-Йорк, приняв приглашение Свято-Владимирской духовной семинарии. Служил в юрисдикции Северо-Американской митрополии Русской Православной Церкви (с 1970 г. -Православная Церковь в Америке). В 1959 г. защитил в Париже докторскую диссертацию по литургическому богословию. В 1962-1983 гг. декан Свято-Владимирской духовной семинарии в г. Крествуд (шт. Нью-Йорк, США). Много выступал с проповедями по радио в передачах для России. Скончался 13 декабря 1983 г.
http://www.koob.ru/shmeman - здесь можно скачать другие книги Шмемана для чтения онлайн.
http://predanie.ru/mp3/Protopresviter_Aleksandr_Shmeman/ - радиобеседы о.Александра в мр3. Там же начитана и "Евхаристия". Ссылку предоставил Леонид Садович.

К 25-летию кончины
протопресвитера Александра Шмемана (1921-1983)

В этом году (статья написана в 2008 г. – прим ред.) отмечается двадцатипятилетие кончины отца Александра Шмемана, бывшего прислужника и иподиакона при нашем соборе, ставшего уже давно всемирно известным православным богословом. Сам отец Александр никогда ниоткуда не эмигрировал, как он сам любил вспоминать, но все же принадлежал русской парижской эмиграции, которая его и воспитала, и сформировала. В дневниках отец Александр трогательно, с почтением и благодарностью вспоминает своих воспитателей и наставников, в частности, генерала Римского-Корсакова, который передал ему любовь к русской литературе.

Однако не только кадетский корпус сыграл роль в воспитании отца Александра; с ранних лет со своим братом Андреем он прислуживал в соборе святого Александра Невского при митрополите Евлогии, а затем при митрополите Владимире под руководством Петра Евграфовича Ковалевского. Именно здесь, в соборе, отцу Александру открылся церковный мир, красота богослужения, предвосхищение Царствия Божьего, что будет впоследствии главной темой его богословской работы и мысли.

То, что получил отец Александр в годы юности в лоне русской эмиграции, в лицее и в Парижском университете, легло в основу его широкого мировоззрения и зародило в нем удивительную способность независимого и глубокого творчества. Завершением образования отца Александра были те годы, которые он провел в Парижском Свято-Сергиевском Богословском Институте. Тогда еще преподавали светила мирового богословия, и отец Александр впитал все наилучшее, что можно было почерпнуть тогда в эмигрантских условиях. В эту эпоху отец Александр уже сосредоточился на двух предметах, которые он не переставал углублять: церковной истории и литургике. Интерес к этим дисциплинам заложили в нем Антоний Карташов, архимандрит Киприан Керн и отец Николай Афанасьев. В те годы отцу Александру открылось глубокое убеждение, что Церковь жива именно в Литургии и Литургией, т.е. Евхаристией.

В 1951 г. отец Александр стал профессором, а затем деканом Свято-Владимирской семинарии под Нью-Йорком и преподавал в основном литургическое богословие. Впоследствии отец Александр написал известный труд « Евхаристия – Таинство Царства», который способствовал радикальному переосмыслению восприятия Евхаристии и, в частности, эффективного участия в ней народа. Эта книга облетела весь православный мир и сыграла большую роль в евхаристическом возрождении нашего времени. Этой замечательной книге вторит не менее известная книга о Великом Посте.

Будучи исключительно одаренным человеком, обладая незаурядными способностями, тонким чутьем и большим чувством юмора, отец Александр видел, что главнейшей задачей православных, оказавшихся на Западе, является благоустройство поместной Церкви. Именно в Америке отцу Александру удалось развить эту идею. Поэтому важнейшим событием и достижением Православия в Америке благодаря поддержке и трудам отца Александра было основание Автокефальной Православной Церкви в Америке в 1970 г.

Трудно охватить все творчество отца Александра; им написаны многочисленные статьи, брошюры, книги, на ясном языке, вполне приемлемом для широкого круга читателей. Отец Александр был блестящим оратором, замечательно и увлекательно для слушателей читал доклады. Его участие в съездах РСХД было всегда событием, привлекавшим много народу. Большую работу провел отец Александр на радио Свобода, где им были прочитаны сотни передач на русском языке. Их даже теперь можно еще прослушивать на некоторых сайтах. Своими передачами отец Александр тронул в свое время самого Солженицына, открыв ему самому глубину его творчества. Впоследствии отец Александр и Солженицын неоднократно встречались во время пребывания Александра Исаевича в Америке.

Отец Александр любил семейную жизнь, о которой много рассказано им самим в «Дневниках», недавно изданных в Москве и произведших большое впечатление не только на людей церковного мира, но и на весьма широкий круг читателей. Самой большой радостью для него было собираться своей семьей, в окружении детей и внуков. Регулярные поездки в Париж становились некоторым ритуалом, которые, кроме радости общения со своими родными, позволяли ему снова погрузиться в любимый Париж, совершить любимые прогулки, побывать в Шартре, пообщаться со старыми друзьями и непременно посетить родную колыбель - собор святого Александра Невского.

Воспоминания об Андрее Дмитриевиче Шмемане

7-го ноября 2008 г. тихо скончался на 88-м году жизни Андрей Дмитриевич Шмеман, бывший Главный начальник Национальной Организации Витязей (НОВ). Отпевание состоялось 10-го ноября в соборе святого Александра Невского при большом стечении народа, при наряде витязей и вожатых в форме, при знаменах. Отпевание совершали три епископа с сонмом духовенства. Погребение состоялось на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. После погружения гроба в могилу громогласно звучали "Коль Славен" и гимн Витязей. В русском доме состоялись поминки, на которых многие выступили со словом в память усопшего.

Андрей и Александр Шмеманы родились в Ревеле в 1921 г. в семье офицера Семеновского полка Дмитрия Николаевича Шмемана и Анны Тихоновны Шмеман (Шишковой). Семья эвакуировалась из России с армией генерала Юденича и нашла убежище со многими другими в Эстонии. Вскоре семья Шмеман переехала в Париж, где окончательно устроилась после краткого пребывания в Белграде.

Братья Шмеман учились в кадетском корпусе имени Николая II в Верьере, откуда корпус переехал позже в Версаль в хороший большой особняк с парком и плацом. В эти годы братья Шмеман посещали собор святого Александра Невского в Париже и начали там прислуживать под управлением Петра Евграфовича Ковалевского, основавшего братство иподиаконов. Здесь на богослужениях, возглавляемых митрополитом Евлогием, братья Шмеман полюбили благолепие служб и на всю жизнь прониклись любовью к Церкви, к красоте богослужений. Оба были рукоположены в иподиаконов митрополитом Евлогием в 1940 г.
В корпусе братья Шмеманы получили прекрасное образование, они неоднократно вспоминали беседы генерала Римского-Корсакова о русской литературе, в частности о поэзии. В эту эпоху уже работали молодежные организации, в частности РСХД и при нем Дружина Витязей, основанная Николаем Федоровичем Федоровым в 1926 г. Братья Шмеманы тоже посещали дом № 10 на улице Монпарнасс, где был центр молодежной деятельности. Учение Андрей закончил в начале войны в русской гимназии, а Александр в лицее Карно.

Как известно, Александр поступил в Свято-Сергиевский Богословский Институт и в 1946 г. был рукоположен во священника, будучи некоторое время преподавателем Истории Церкви, помощником профессора Карташова. В 1951 г. отец Александр уехал с семьей в Америку. Андрей остался во Франции и был активен в НОВ. После войны он поступил на работу в известную парижскую картинную галерею.

После смерти митрополита Евлогия Андрей Дмитриевич был иподиаконом при митрополите Владимире и заслужил полное доверие. Таким образом, в 1952 г., в момент некоторой смуты в приходе Знамения Божьей Матери, Андрей Дмитриевич был назначен митрополитом Владимиром (Тихоницким) старостой в этом приходе и уже позже избранным пребывал на этом посту до 2005 г. Кроме приходской деятельности, Андрей Дмитриевич был также многие годы членом епархиального совета и казначеем епархии.

Андрей Дмитриевич был долгие годы членом Обще-кадетского Объединения, в котором состояли в основном кадеты Российский Кадетских Корпусов, среди них было много офицеров – участников Белого Движения. Собирались преимущественно в нашем приходе. В конце семидесятых годов это объединение закрылось. Впоследствии, в девяностых годах, Андрей Дмитриевич решил возобновить Кадетское Объединение с кадетами Версальского корпуса, через который прошло примерно 300 человек. Кроме того, в восьмидесятых годах Андрей Дмитриевич был привлечен в правление Земгора – одной из главных благотворительных организаций Зарубежья. Андрей Дмитриевич был активным членом Общества ревнителей памяти Николая II.

Для завершения этого краткого очерка надо подчеркнуть некоторые черты характера Андрея Дмитриевича. Это был крайне внимательный и добрый человек, муж и отец, семьянин, старался помогать всем неимущим, которые являлись к нам в храм за помощью. Прекрасный оратор, он любил веселую компанию, любил попеть, пошутить, но был и строгим, когда это надо было. Вся его жизнь была ознаменована преданностью Церкви, России и служением ближнему.

Президент России Владимир Путин во время пребывания во Франции встретился в Канне с русским эмигрантом первой волны Андреем Шмеманом и вручил ему российский паспорт, сообщает РИА "Новости".

"Мы знаем последние драматические события нашего века, в результате которых миллионы наших сограждан оказались за пределами Родины, но продолжали жить проблемами нашей страны, нашего народа, радовались успехам и переживали неудачи", - сказал Путин, вручая паспорт Шмеману.

"Вы один из тех, кто свято хранил традиции нашей страны, поддерживая национальную культуру, язык и были духовно связаны с Россией. Мы знаем, сколько вы сделали для пропаганды России за границей, в том числе и во Франции, в частности, занимались возрождением кадетских корпусов", - отметил президент России.

Владимир Путин выразил уверенность, что опыт, знания Андрея Шмемана, его душевное состояние и впредь будут служить России.

Передавая паспорт, Путин сказал, что это торжественный жест, но он глубоко символичен. "Я хотел бы вручить вам паспорт и выразить благодарность за ваше солужение стране", - сказал он.

Владимир Путин принимал участие в торжествах, посвященных 60-летней годовщине высадки десанта союзников по антигитлеровской коалиции в Нормандии.

Андрей Шмеман назвал этот день особым в своей жизни. "Я русским в душе был всегда", - сказал он. Он также сказал, что "рад, что Россия встала на путь тех моральных ценностей, которыми она жила последнюю тысячу лет".

"Долгие годы я жил с разладом в душе, чувствуя себя абсолютно русским и одновременно оставаясь человеком без подданства, апатридом. И теперь я счастлив, что наконец обрел Родину", - сказал ранее Андрей Дмитриевич Шмеман, которому недавно указом президента России предоставлено российское гражданство.

Братья-близнецы Андрей и Александр родились 13 сентября 1921 года в городе Ревель (ныне Таллин) в Эстонии. Их отец Дмитрий Шмеман до Октябрьской революции был офицером лейб-гвардии Семеновского полка. В 1929 году семья эмигрировала во Францию. И Шмеманы-старшие, похороненные на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, и их сын Андрей никогда не получали французского гражданства.

Андрей Дмитриевич всю жизнь прожил с так называемым "нансеновским паспортом" - временным удостоверением личности, служившим заменой паспорта для апатридов и беженцев. "Нансеновские паспорта" были введены Лигой Наций и выдавались на основании Женевских соглашений 1922 года.

"Ревель в свое время был частью Российской Империи, так что с детства я рос в русской среде, воспитывался в духе русской культуры и Православия. В эмиграции жизнь у всех складывается по-разному, но мои родители никогда не теряли корней, духовной связи с Родиной. Они всегда оставались истинно русскими людьми и верили в возвращение. И французское гражданство они не стали получать не потому, что не любили Францию, а потому, что не хотели стать нерусскими", - рассказывал Андрей Дмитриевич.

По-русски он, в отличие от многих эмигрантов, говорит очень чисто и грамотно, практически без акцента. В его четком, поставленном голосе, подтянутой фигуре, стройной, несмотря на годы, осанке чувствуется кадетская закалка.

В 1930 году Андрея отдали в открывшийся в Версале кадетский корпус императора Николая II. Преподававшие там офицеры старой русской армии сумели привить своим воспитанникам не только выправку, но и присущую российскому офицерству интеллигентность. И, конечно, любовь к далекой, но, как оказалось, не навсегда утраченной Родине.

Закончив корпус в 1939 году, Андрей Шмеман большую часть жизни посвятил упрочению кадетского братства, воспитанию русской молодежи за рубежом в духе традиций русского офицерства. Он и сегодня возглавляет Кадетское объединение императора-страстотерпца Николая II, являясь живым носителем славных традиций и хранителем уникальных исторических реликвий и архивных документов, рассказывающих об истории русской эмиграции.

В 1995 году Андрей Дмитриевич, у которого трое детей - дочери Наталья и Елена, а также приемный сын Василий Кочубей (сын жены от первого брака), впервые побывал в России. Посетил Санкт-Петербург, откуда родом его отец и мать, и Москву, а в последующие приезды побывал и на Дону, в Ростове и Новочеркасске, где общался с кадетами.

Около двух месяцев назад Андрей Шмеман обратился с официальной просьбой о предоставлении ему российского гражданства, а недавно ему передали текст указа президента РФ.

"Думаю, что до конца понять мои чувства могут лишь немногие. Прожить всю жизнь человеком без подданства, фактически беженцем, а потом стать полноправным русским, каким всегда ощущал себя, - это огромное счастье, за которое я искренне благодарю Бога", - говорит он.

Андрей Дмитриевич Шмеман - глубоко верующий человек. Более полувека он является старостой парижской церкви иконы Божией Матери "Знамение", имеет сан иподиакона. Не так давно он вместе с другими видными деятелями русской эмиграции стал инициатором создания общественной организации "Движение за поместное Православие русской традиции в Западной Европе". Андрей Дмитриевич - убежденный сторонник возвращения эмигрантов в лоно Русской Церкви.

Его брат - протопресвитер Александр Шмеман, перебравшийся из Франции в Америку и скончавшийся в 1983 году, - крупный богослов, хорошо известный и российским читателям. Его перу принадлежит большое число научных трактатов и статей по теологии и православной традиции христианства.

Яркий литературный дар унаследовал от отца Серж (Сергей Александрович) Шмеман - известный американский журналист, являющийся лауреатом Пулитцеровской премии.