Древняя ингушетия. История Ингушетии (краткий очерк)

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИНГУШЕТИИ ОТ ПЕРВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НАШЕЙ ЭРЫ И ДО 1992 ГОДА

Ингуши - автохтонные коренные жители центральной части Северного Кавказа, проживали с древних времен в горах, ущельях и предгорьях, в верховьях и по среднему течению Терека, что подтверждается многочисленными историческими, этнографическими и другими источниками русских и иностранных ученых.

Первое письменное упоминание об ингушских племенах на Северном Кавказе появляются в первом тысячелетии до нашей эры. Ингуши-(самоназвание - галгаи, г1алг1ай) представители кавказской (европеидной) расы, входят в нахско - дагестанскую семью кавказо - иберийских языков, в свою очередь входящую в индо - европейское языковое сообщество.

Ингуши исповедуют Ислам суннитского направления. В разное время по многочисленным данным у ингушей (вейнахов) также существовали свои государственные образования: Дурдзукетия, Цанария и другие.

До 13 века ингушские племена входили в состав Аланского государства. После разгрома Алании монгольскими ордами ингушские племена отступили в горы.

В начале XV века ингуши возвращаются на плоскость, селятся по долинам рр. Сунжа, Назранка, Камбилеевка, Терек, Ачалуки. Но во второй половине XVI в., в результате похода кабардинского князя Темрюка (декабрь 1562 г.), поддержанного ногайскими мурзами и русским царем Иваном IV Грозным, ингуши вновь вынуждены были, покинув плоскость, уйти в горы, где у них складываются отдельные общества: Галгаевское, Мецхальское, Цоринское, Джерахское.

Новое возвращение ингушей на плоскость начинается с начала XVII в. Миграция шла по ущельям рек Фортанга, Асса, Терек Сунжа, Камбилеевка.Научное описание территории ингушей также сделал в 1770 году академик Российской Академии Наук А.И. Гильденштедт. По его сведениям 24 ингушских села были расположены у выхода из горных ущелий реки Камбилеевки и реки Сунжа (современный Пригородный район). Эти села были сгруппированы в две «колонии», названные русскими колонизаторами «Большие Ангушты» и "Малые Ангушты" (по названию древнего ингушского села Ангушт, ныне называемому селение Тарское Северной Осетии). Село Ангушт было центром Большой Ингушетии, а село Шолхи (ныне село Октябрьское)-центром Малой Ингушетии.

В марте 1770 года вблизи села Ангушт несколькими ингушскими фамилиями был подписан договор с Россией об их вступлении в подданство Российской империи.

В 1784 году вблизи ингушского селения Заур - Юрт (Заур-Ков) была основана крепость Владикавказ. Известный российский ученый и общественный деятель П.Г. Бутков, который тогда находился на службе на Кавказе писал: "Прежде всего для связи кавказской линии с Грузией, в 1784 году построена отрядом войск крепость у Терека, при входе в ущелье Кавказских гор, при ингушевской деревне Заур и названа Владикавказом".

В 40-60 гг. XIX в. русская администрация на Кавказе проводит выселение ингушей из селений, расположенных по рекам Фортанга, Асса, Сунжа, Камбилеевка (нынешние Сунженский и Пригородный районы, принадлежавшие ингушам), переименовывают освобожденные таким образом ингушские селения в станицы и заселяют их казаками. Ингуши из этих селений частью были выселены в Турцию, частью погибли от холода, голода и болезней, оставшиеся расселились по другим ингушским селениям.

В период революции 1917 года и гражданской войны ингуши активно поддержали большевиков, поверив в их обещания справедливого решения национального вопроса. Тысячи ингушей погибли в борьбе за Советскую власть в период гражданской войны. Генерал белой армии А.И. Деникин в своих мемуарах писал, что именно в Ингушетии захлебнулось его победное шествие по России.В 1921-1924 гг. Ингушетия входила в состав Горской АССР. В 1920 году на ингушских землях был образован Сунженский казачий округ, который через некоторое время советские власти передали в состав Чеченской автономной области. В 1924 г., в связи с распадом Горской АССР, была образована Ингушская автономная область с административным центром в правобережной части г. Владикавказа. Пригородный район как этническая территория ингушского народа также вошел в состав Ингушской автономной области.

В июле 1933 года г. Владикавказ, переименованный по инициативе ингушского руководства в 1931 году в г. Орджоникидзе, советскими властями был передан Северной Осетии против воли руководителей Ингушской автономной области и ингушского народа, а в начале 1934 года без учета мнения народа, Ингушетия была присоединена к Чечне и образована Чечено - Ингушетия.

С началом Великой Отечественной войны ингуши, наравне с другими народамиСоветского Союза, защищали свою родину от немецко-фашистских захватчиков. Но в феврале 1944 года ингуши и чеченцы по ложному обвинению в сотрудничестве с фашистами по указу Сталина были депортированы в Казахстан и Сибирь, хотя территория Чечено-Ингушской АССР не была оккупирована немцами, в отличие от территории Северо-осетинской АССР. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована. В ссылке по одним данным погибло до трети ингушей, по другим данным около половины.

Территория Ингушетии была разделена между Осетией, вновь созданной Грозненской областью и Грузией. При этом Пригородный, Назрановский и Малгобекский районы, а также часть Сунженского района, были включены в состав Северной Осетии. В 1957 г. Чечено-Ингушская АССР была частично восстановлена, но ингушский Пригородный район и часть Малгобекского района были оставлены в составе Северной Осетии несмотря на требования ингушских лидеров. Возвращаясь из мест ссылки, депортированные из Пригородного района и Владикавказа ингуши явочным порядком расселялись на своих этнических землях Пригородного района и Владикавказа. Этому возвращению на землю предков противостояли законы и власти СССР и Северной Осетии. Так, было принято три постановления (1956,1982 и 1990 гг.), ограничивающие прописку, покупку жилья и выделение земельных участков ингушам. Поэтому значительная часть ингушей родом из Пригородного района и г. Владикавказа к осени 1992 года была лишена прописки. Эти антиконституционные действия властей Северной Осетии приводили к обострению обстановки, и в январе 1973 года ингуши вышли на многодневный митинг в Грозном, требуя возврата своих этнических территорий.

Съезд народных депутатов РСФСР 11 декабря 1990 года принял Постановление «О жертвах политических репрессий в РСФСР», в котором в частности, указывалось о необходимости «разработать и принять законодательные акты о реабилитации и полном восстановлении прав репрессированных народов и граждан РСФСР(России)».Тогда же Верховным Советом СССР была создана специальная комиссия под председательством А. Белякова для рассмотрения обращений ингушского населения (в том числе и проживающего и в Северо - осетинской АССР). Этой комиссией была признана обоснованность требований ингушского населения о возврате в состав Чечено-Ингушской АССР Пригородного района в границах, существовавших до 1944 года. К аналогичным выводам пришли и две последующие комиссии под председательством В. Алакоза и В. Соболева.

26 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон «О реабилитации репрессированных народов», статьи 3-я и 6-я которого предусматривают территориальную реабилитацию, т. е. другими словами согласно этому закону ингушам должны были вернуть весь Пригородный район и часть Малгобекского района, которые до сих пор незаконно находятся в составе Северной Осетии. Этот Закон был принят единогласно всеми депутатами Верховного Совета РСФСР(России), кроме депутатов от Северной Осетии. Но руководство Северной Осетии уклонилось тогда и до сих пор уклоняется от исполнения этого закона. Неисполнение законов высшими должностными лицами Северной Осетии на протяжении нескольких лет обострили в регионе ситуацию настолько, что целая серия преступлений по отношению к ингушам совершенных в преддверии октября-ноября 1992 года не могла не привести к кровавой кульминации.Не менее существенным фактором, приведшим в конце концов к военным действиям (а точнее к геноциду) в Пригородном районе и городе Владикавказе, явилось наличие на территории Северной Осетии осетин-кударцев из Юго-осетинской области (Грузия). Эти кударцы преднамеренно расселялись в спорном Пригородном районе. Их наличие резко усилило антиингушские настроения, усугубило криминогенную обстановку, ибо именно за счет ингушского населения Пригородного района руководство республики Северная Осетия намечало решить последствия конфликта с Грузией и компактного проживания осетин.

При их (боевиков из Юго-осетинской области) непосредственном участии 9 июня 1992 г. во время погрузки для отправки в г. Волгоград были захвачены 12 заштатных 122 миллиметровых самоходных артиллерийских орудий САУ 2 С-1, а на следующий день захвачена 1442 центральная артбаза Министерства Обороны РФ, с которой было похищено 14 КАМАЗов с боеприпасами и свыше 400 единиц стрелкового оружия. Руководивший этими нападениями председатель Совета Министров Южной Осетии Олег Тезиев был задержан с частью похищенного оружия, но под воздействием собравшейся вооруженной толпы и прежде всего южных осетин был отпущен.

По данным военной контрразведки только в течение года (на момент 4 ноября 1992 г.) на территории Северной Осетии было похищено 12 артиллерийских самоходных установок, 1 боевая разведывательная десантная машина, 185 миллиметровая пушка, 2 пушки БМП, 307 автоматов, 788 пистолетов, 15 пулеметов, 93 карабина СКС, большое количество боеприпасов.

В середине 1991 года в Северной Осетии начался процесс создания осетинских незаконных вооруженных бандитских формирований: республиканской гвардии и народного ополчения. По данным, требующим проверки, вооружение этих формирований шло за счет оружия, переданного МВД РФ из наличия Северо-кавказского военного округа для формирования батальонов миротворческих сил Южной Осетии и патрульно-постовых полков МВД Северной Осетии. Из показаний Министра внутренних дел Северной Осетии Георгия Кантемирова следует: «вся гвардия и часть ополчения влились в миротворческие силы».

В распоряжении следствия имеются материалы, свидетельствующие о приобретении осенью 1991 года управлением сельского хозяйства Пригородного района Северной Осетии у Промышленного Объединения «Воронежэкс» 21 БРДМ-2 (боевые разведывательные десантные машины) с приборами ночного видения, радиостанциями, фильтровентеляционными установками, но без вооружения под видом необходимости использования в народном хозяйстве. В процессе осмотров на них обнаружены следы, свидетельствующие об использовании в боевых условиях.Во Владикавказ в распоряжение МВД Северной Осетии накануне вооруженного конфликта прибыл эшелон из Арзамаса с 24 единицами БТР-80 с полным вооружением.

«На момент начала вооруженного конфликта МВД Северной Осетии имело на вооружении 1085 автоматов, 304 пистолета АПС, гранатометов 277 штук (ГП-5 - 150 штук, РПГ-7 - 113 штук, СПГ-9 - 14 штук), зенитных установок ЗУ-23 - 11 штук, 68 крупнокалиберных пулеметов (КВПТ-34 штуки, ПКТ-34 штуки), гранат-1016. Из бронетехники – 58 единиц БТРов-80». (т.17, л.д.11; т.31, л.д.88)

«ОМОН МВД Северной Осетии имел на вооружении 197 автоматов, 217 пистолетов, 186 гранатометов (ГП-25 - 110 штук, СПГ-9 - 14 штук, РПГ-7 - 62 штуки) и 38 пулеметов (КВПТ - 19 штук, ПКТ - 19 штук)».

Только по официальным данным, «на вооружении Республиканская гвардия Северной Осетии имела 243 автомата, 14 пулеметов (РПГ-74 - 6 единиц, ПКС- 8 единиц (т.13, л.д. 121-129). Из бронетехники за республиканской гвардией Северной Осетии числилось 44 БТРа (БТР-60 П - 14 единиц, БТР-70 - 9 единиц, БТР-80 - 19 единиц, БТР-КШМ - 2 единицы), БМП-2 - 4 единицы» (т.13, л.д. 121-134).

По официальным данным, «на вооружении отрядов народного ополчения Северной Осетии на 30 октября 1992 года имелись 21 БРДМ (боевая разведывательная дозорная машина), 135 автоматов. На руках у ополченцев было много и другого огнестрельного оружия» (т.16, л.д.35-68,69-76,83,84-85,92-98; т.31, л.д. 91-92,202-205; т.41, л.д. 62; т.47, л.д. 45).

Итого: только по официальным данным Генеральной Прокуратуры РФ одной только бронетехники на вооружении у осетинской стороны по состоянию на 30 октября 1992 года было 127 единиц, в том числе:

БТРов – 102 единицы БМП – 4 единицы БРДМ – 21 единица.

Официальные данные о вооружении осетин слишком занижены, так как в них не указано вооружение и боеприпасы похищенные из российских военных частей и армейских складов на территории Северной Осетии. Кроме того, 1 ноября 1992 года осетинской стороне представителями руководства России были переданы 57 танков Т-72 и значительное количество стрелкового оружия и боеприпасов. Также в распоряжении у осетинской стороны по данным осетина-пилота гражданского вертолета Инала Остаева были боевые вертолеты МИ-24 и по сведениям российской Временной администрации в зоне конфликта, у осетин также было два самолета АН-2.
На некоторых предприятиях Владикавказа было налажено собственное производство оружия и боеприпасов.

Из заключения независимых военных экспертов общественных организаций о подготовке и ходе так называемого осетино-ингушского конфликта: «...в Осетии незаконные военизированные формирования создавались повсеместно на предприятиях, учреждениях, колхозах, совхозах, по месту жительства и даже в лесничествах. Решались вопросы снабжения этих незаконных формирований бронетехникой, автотракторной техникой, стрелковым вооружением и средствами связи.В Пригородном районе, в селах, населенных преимущественно ингушами постоянно проводились военные маневры этих формирований, в ходе которых отрабатывались вопросы взаимодействия и управления, проводилась рекогносцировка местности. Средства массовой информации Северной Осетии разжигали военный психоз».

За период с апреля 1991 года по октябрь 1992 года в Пригородном районе и г. Владикавказе было убито более 25 человек ингушской национальности и нет ни одного привлеченного к уголовной ответственности за эти преступления. (абсолютное большинство этих преступлений совершили лица осетинской национальности).

В ночь с 3 на 4 июня 1991 года взрывным устройством был разрушен дом ветерана Великой Отечественной Войны М.С. Осканова, проживавшего в городе Владикавказ. В этом же месяце дважды был взорван тоже дом ветерана Великой Отечественной Войны и тоже проживавшего во Владикавказе А.Х. Добриева.

В селе Октябрьское в разное время были взорваны дома ингушей Д. Бузуртанова, Ю. Даскиева, А. Даскиева и других.

18 ноября 1991 года группа лиц осетинской национальности вывезла ингуша Албакова Мусу в селение Гизель, где с особой жестокостью убили, а труп зарыли.

4 декабря 1991 года осетинскими боевиками выстрелами из БТРа, который принадлежал осетинскому ополчению расстреляны в упор ингуш М. Ахильгов и русский солдат Игорь Зубов.

9 ноября 1991 года в г. Владикавказе в районе кинотеатра "Октябрь" выстрелами из автоматов убиты 2 брата Бузуртановы, Ахмед и Муса.

22 февраля 1992 года в г. Владикавказе в районе центрального рынка ударом ножа в спину убит ингуш Калоев Хасан.

В марте 1992 года в селении Кобань зверски были убиты ингуши Кодзоев и Дзауров. Бывшему с ними Аушеву чудом удалось избежать этой участи. Преступление совершено группой лиц из осетинского ОМОНа во главе с майором милиции Черткоевым.

В апреле 1992 года был убит, расчленен и сожжен в топке котла житель села Чермен ингуш Гантемиров.

В ночь с 5 на 6 августа 1992 года в селе Тарское Пригородного района группой ОМОН Северной Осетии была сделана попытка взять в заложники группу ингушских юношей в клубе села. Жители села воспрепятствовали этой провокации. В следующую ночь, в 2 часа, эта же группа северо-осетинского ОМОНа обстреляла из автоматического оружия целый жилой квартал домов ингушей. По счастливой случайности никто не пострадал.

20 октября 1992 года БТРом, который принадлежал осетинскому ополчению в селе Октябрьское была задавлена ингушская 12-летняя школьница Гадаборшева Мадина.

22 октября 1992 года на рассвете в поселке Южном осетинскими ОМОНовцами убиты Хаутиев Ибрагим, житель села Тарское и Пугиев Умар, житель села Камбилеевское. 22 октября 1992 года в 21.00 в том же поселке Южный из пулемета с БТРа ОМОНа Северной Осетии в упор расстрелян Ахильгов Магомет, житель села Чернореченское. 22 октября 1992 года, в 22.30 в том же поселке Южном, когда к месту предыдущих убийств ингушей собрались мирные жители поселка, прибывшими осетинскими ОМОНовцами были расстреляны Ахильгов Шамиль, брат недавно убитого Ахильгова Магомета и Котиев Лом-Али. Опять же 22 октября 1992 года в этом же поселке Южном под покровом ночи отряд на четырех БТРах, ведомый тремя заместителями МВД Северной Осетии во главе с народным депутатом РФ Т. Батаговым, совершили рейд на место предыдущей трагедии и обстрелял его из всех видов имеющегося оружия.

22 октября 1992 года боевой отряд северо-осетинских ополченцев на четырех БТРах осуществили рейд в поселки Дачное и Куртат Пригородного района и под покровом ночи обстреляли ингушские дома.

30 октября 1992 года во время так называемых военных учений в селе Дачное убит Яндиев Мурат.

Сообщения об этих действиях всколыхнуло всех ингушей: стали проходить митинги, на которых выдвигались требования положить конец беспределу, чинимому по отношению к ингушскому населению. Въезды и въезды из ингушских сел охранялись ингушами.

К концу октября 1992 года обстановка накалилась до предела и достигла своей критической точки.«Конфликт» вспыхнул в ночь с 30 на 31 октября 1992 года. В эту ночь осетинские незаконные формирования начали массированный обстрел ингушских кварталов сел Пригородного района из крупнокалиберных пулеметов и гранатометов. Появились первые убитые и раненые ингуши, начали гореть ингушские дома. Около 9 утра 31 октября 1992 года после ночного обстрела в село Камбилеевское приехали заместитель командующего внутренними войсками В. Н. Саввина генерал И. И.Каплиев, заместитель министра внутренних дел Северной Осетии С. И. Сикоев, председатель Сунженского райсовета Руслан Татиев, член Народного Совета Ингушетии Якуб Куштов. Произвели осмотр разрушенных и обстрелянных ингушских домов. Генерал Каплиев и Сикоев начали оправдываться и извиняться, Сикоев пообещал собравшимся у разрушенного дома Цурова ингушам, что обстрелы прекратятся и виновные понесут наказание. И в этот самый момент начался очередной обстрел. Сикоев занервничал, забегал, начал звонить и они уехали. Утром 31 октября 1992 года ингуши уже пришли в себя после ночного нападения осетин и обстрела. Ингушам пришлось выводить своих женщин, детей и стариков из-под обстрела, хотя многие старики отказались уезжать из Пригородного района и впоследствии были убиты и жестоко замучены осетинскими формированиями под названием «народное ополчение» и «республиканская гвардия Северной Осетии». Обстрел продолжался еще долго. Ингушская молодежь и население из Ингушетии, узнав утром 31 октября, что в Пригородном районе началась война и что осетины ночью совершили нападение и обстрел, ринулись в Пригородный район, к первому пограничному селу Чермен, разоружили на черменском посту осетинских милиционеров и российских солдат, отобрали несколько БТРов и вместе с ингушами из Пригородного района выбили осетинские вооруженные бандитские формирования с некоторых позиций, с которых они обстреливали ингушские села Пригородного района из пулеметов и гранатометов. И за один день с утра 31 октября до 1 ноября 1992 года почти весь Пригородный район был очищен от осетинских незаконных формирований и ингуши дошли до самого Владикавказа.

В связи с возникновением вооруженного конфликта во второй половине 31 октября во Владикавказ прибыли вице- премьер РФ Хижа Г.С., председатель ГКЧС РФ Шойгу С.К., его заместитель генерал-полковник Филатов Г.В., командующий ВВ МВД РФ генерал- полковник Саввин В.Н., которым было доложено, что ингушская сторона якобы совершила заранее спланированную агрессию против Северной Осетии с целью отторжения Пригородного района.Собравшееся осетинское население Владикавказа и близлежащих районов блокировало подразделения российской армии, здание Верховного Совета республики, требуя выдачи населению оружия и боеприпасов. Того же мнения придерживалось руководство Северной Осетии в лице Галазова А.Х. и Хетагурова С.В. Последний потребовал у прибывших представителей правительства России выдачи не менее 15 тысяч автоматов и соответствующее количество боеприпасов. В противном случае он не гарантировал от захвата всего вооружения подразделений российской армии, дислоцируемых во Владикавказе. С целью оказать воздействие на армию в этом вопросе осетинами были захвачены в заложники жена и дочь начальника штаба армейского корпуса генерал-майора Скобелева.Согласовав этот вопрос с первым вице-премьером Гайдаром Е.Т. и министром обороны России Грачевым П.С, вице-премьер Хижа Г.С. в тот же день вынес письменное распоряжение о выдаче 642 единиц стрелкового оружия (автоматы АК-74, пулеметы РПК-2, ПКИ-ПГ-74, 20 гранат РГД), 2 боекомплекта и боеприпасы к нему, а также бронетанковую технику БМП-2 - 18шт.Распоряжением от 1 ноября 1992 г. Шойгу С.К. для обеспечения задач по наведению общественного порядка, стабилизации политической обстановки и охраны важных объектов разрешил выделить 57 единиц тяжелых танков Т-72. В последующем Хижой и Шойгу были даны письменные указания на выдачу МВД Северной Осетии и ВВ МВД РФ значительного количества боеприпасов. Однако избежать нападений осетинского населения на воинские подразделения с целью захвата оружия и боеприпасов не удалось.

В это же время по телевидению Северной Осетии в довольно резком тоне выступили Хижа Г. С. и Филатов Г.В., которые назвали ингушей агрессорами. Это обстоятельство дало основание ингушской стороне обвинить их в проосетинской ориентации. Ингушская сторона добилась встречи и проведения переговоров и в целом позитивно отнеслась к условиям сдачи оружия и захваченной у осетин и российских солдат бронетехники. 1 ноября ингушская сторона безоговорочно приняла все пункты соглашения, достигнутого при переговорах в штабе 19 мотострелковой дивизии во Владикавказе. Однако по неясным причинам Хижа потребовал новых переговоров, которые так и не состоялись.2 ноября Президентом России на территории Северной Осетии и Ингушетии было введено чрезвычайное положение.

В 15.30, 2 ноября 1992 года части российской армии совместно с осетинскими незаконными вооруженными формированиями начали военную операцию по уничтожению ингушских сел Пригородного района и вытеснению жителей ингушской национальности за пределы района (этническая чистка). На осетинской стороне выступала ударная группировка российских войск, обеспеченная поддержкой с воздуха. Началась крупномасштабная военная операция против ингушского населения Пригородного района с применением артиллерии, бронетехники, ракетных установок «Град», «Алазань». Тактика уничтожения мирного ингушского населения была следующей: сначала после ракетно-артиллерийского огня идут армейские части и танки, уничтожающие всё на своем пути. За танками следуют осетинский ОМОН, республиканская гвардия и народное ополчение Северной Осетии. Эти добивают раненных ингушей, особенно жестоко расправляясь с детьми мужского пола. Особое рвение проявляют прибывшие из Южной Осетии добровольцы. Завершают кровавые действия осетинские мародеры.
Как сказано в материалах независимой военной экспертизы, «...характер и ход операции группировки российских войск определялись совпадением целей северо-осетинского руководства и руководства РФ. Осетинскому руководству нужно было установить полный и бесспорный контроль над Пригородным районом и г.Владикавказом, очистить эти территории от ингушского населения и воспрепятствовать реализации Закона «О реабилитации репрессированных народов», который требовал от руководства Северной Осетии вернуть Пригородный район в состав Ингушетии. А российское руководство стремилось под предлогом урегулирования межнационального конфликтаперебросить в этот регион ударную армейскую группировку и военным путем решить наболевший вопрос с Чечней, которая к тому времени провозгласила независимость от России. Отсюда и конечная цель этой этой этнической чистки Пригородного района и г. Владикавказа от ингушей - спровоцировать Чечню на помощь братскому ингушскому народу и под благовидным предлогом «унять чеченских агрессоров», ввести войска в Чечню. Уничтожая ингушское население Пригородного района и г. Владикавказа и широко рекламируя через СМИ вмешательство юго - осетин (кударцев) в «конфликт» российское руководство провоцировало приход чеченских войск на помощь ингушам». Но руководство Северной Осетии втайне от руководства России накануне начала вооруженного конфликта послало свою делегацию к президенту Чечни Дудаеву, договорились с ним о его невмешательстве в будущий конфликт ингушей и осетин. Как известно, президент Чечни Дудаев заявил о нейтралитете.Таким образом российское руководство просчиталось. Не просчиталось лишь осетинское руководство, которое полностью вытеснило ингушское население за пределы Пригородного района, а часть уничтожило. И в результате сохранила Пригородный район за собой и освободилась от обязанности выполнять Закон «О реабилитации репрессированных народов», который требовал вернуть Пригородный район в состав Ингушетии.

Плохо вооруженные жители ингушских сел не смогли оказать должного сопротивления российской армии и до зубов вооруженному осетинскому ополчению, гвардии, которые были незаконно созданы на территории Северной Осетии. Ингушское население подверглось уничтожению, а поселки разрушению. Особая активность и жестокость проявилась при ведении боевых действий за поселок Карца, который подвергся уничтожению. Жители села Тарское Пригородного района несмотря на полученные заверения о том, что село не будет затронуто военными действиями были обстреляны из боевой техники, а поселок был полностью разрушен, дома сожжены. А село Куртат Пригородного района, где компактно проживало ингушское население окружили танки и трое суток расстреливали из танков, буквально сравнивая с землей. Подобная жестокость проявлялась при ведении боевых действий во всех поселках Пригородного района. Активные боевые действия продолжались до 5 ноября 1992 года.

Многочисленные свидетельские показания, видео- и фото - материалы подтверждают, что лица ингушской национальности независимо от пола и возраста умерщвлялись с особой жестокостью, подвергались пыткам и издевательствам в специально подготовленных подвалах, овощехранилищах и концлагерях. Самыми большими и страшными по применяемым в них пыткам являлись концлагеря в селе Сунжа, селе Майрамадаг, в г. Владикавказе на улице Гадиева, в здании северо-осетинского ДОСААФ, на улице Транспортная 10, в подвале Северо-осетинского медицинского института (ныне медицинская академия), и в школе №1 в городе Беслан. По документам комиссии по расследованию преступлений против женщин и детей, по многочисленным обращениям ("Комитета депортированных студентов", "Комитета женщин Ингушетии", "Союза депортированных") можно сделать следующий вывод относительно умерщвления и пыток по отношению к ингушам: заложники содержались без воды и пищи, по несколько раз в день подвергались избиению. Есть случаи насильственного умерщвления грудных детей и скармливания их голодным свиньям на глазах у матерей (имеются свидетельские показания).По документам "Комиссии по расследованию преступлений против женщин и детей" явствует, что умерщвление производилось тремя способами: перерезалось горло, вырывалось сердце, вспарывались животы. Большинство тел, выданных впоследствии ингушской стороне, имели именно такие повреждения. У многих трупов ингушей перерезаны сухожилия и связки на плечевом суставе, предплечье и под левой подмышкой, сожжены половые органы, отрезаны или вырваны языки. По имеющимся фотографиям трупов мужчин и женщин видны следы пыток паяльными лампами и окурками. Характер останков, найденных родственниками свидетельствует о сожжении заживо – людей обливали бензином и поджигали (часто на глазах родных и соседей, имеются свидетельские показания). Многие трупы расчленены.

Особо необходимо выделить пытки в подвале Медицинского института в г. Владикавказе. 240 студентов - ингушей и чеченцев, депортированных из Северной Осетии, в письме тогдашнему министру здравоохранения России Э.А. Нечаеву описывают преступления в пыточных камерах Северо-осетинского Медицинского института. Ингушей пытали и убивали по распоряжению «врача», ректора Северо-осетинского медицинского института К. Д. Салбиева. Под его личным руководством были насильственно задержаны, пленены и посажены в подвал института студенты-ингуши. Многие из них были ограблены, избиты, часть убиты прямо в этом подвале.

Имеются многочисленные факты участия осетинских врачей в убийствах и насилии против граждан ингушской национальности. Так, главный врач первой городской больницы г. Владикавказа Х. Авсанов отдал списки ингушей-пациентов больницы - осетинским боевикам, которые тяжело больных людей (в возрасте от 50 до 70 лет), не имевших силпокинуть больницу, убивали на месте в палатах или свозили в концлагеря. Врач 2-го терапевтического отделения этой больницы Цакоева особенно жестоко унижала достоинство больных ингушей. В онкологическом диспансере г. Владикавказа раковым больным ингушской национальности было отказано в инъекциях из-за чего тяжело больные люди умирали на глазах медперсонала. В районной больнице села Октябрьское больных ингушей (детей, мужчин, женщин) прямо с больничных коек забирали в заложники. В документах имеются факты по преступлениям против ингушей со стороны медицинских работников Северной Осетии, прямо и косвенно участвовавших в убийствах и пытках гражданского населения. В свидетельских материалах называются фамилии осетинских врачей- преступников: В. Качмазова, В. Багаева, К. Битиева, Хугаева, Л. Джагаевой и ректора Северо- осетинского мединститута К. Д. Салбиева и др.

Осенью 1992 года были насильственно захвачены в заложники и по имеющимся сведениям отправлены в Южную Осетию 190 человек ингушской национальности. До сих пор их судьба неизвестна. С 31 октября по 4 ноября 1992 года в спортзале Дома Культуры села Сунжа незаконно насильственно удерживались в заложниках около 600 ингушей, многие из них были избиты, позже расстреляны. До сих пор неизвестна судьба многих. Свидетелем незаконного содержания ингушских заложников был депутат тогдашнего Верховного Совета России С.Н.Бабурин, тоже не принявший никаких мер по освобождению невинных жертв из лап осетинских бандитов. Установлены главные виновники, совершавшие преступления в селе Сунжа. Это В. Г. Качмазов, В. С. Багаев, С. Апаев, Р. Дряев, тем не менее следствие приостановлено. Розыскным действиям работников следственных групп противостояли силы осетинского ополчения и прочих незаконных вооруженных формирований, препятствующие их работе при выездах на осмотр мест происшествий, угрожая физической расправой следователям, свидетелям и потерпевшим, указывающим места массовых захоронений. Также сих пор невозможна работа следователей на свалке села Сунжа, где находится одно из самых больших захоронений умерщвленных ингушей- жертв 1992 года.

Безоружных ингушей-жителей города Владикавказа осетинские боевики захватили в заложники в один день и в один и тот же час. Большая часть сотрудников милиции ингушской национальности, работавших в Северной Осетии, были схвачены и убиты своими же «коллегами» по работе, милиционерами осетинской национальности.В этот день начала конфликта в школы не пришел ни один осетинский ребенок. Осетины- студенты не явились на лекции. Ингушских заложников брали целыми аудиториями в институтах, в организациях и на предприятиях ингушей брали в заложники целыми коллективами. Списки ингушских заложников были составлены с точным указанием адресов проживания. Это подтверждается материалами Генеральной Прокуратуры России и многочисленными показаниями свидетелей, граждан разных национальностей. Можно представить себе какая скрытая подготовительная работа была проведена осетинской стороной и в какой тайне она содержалась.

У следствия имеются материалы допроса капитана осетинской милиции Владимира Валиева, до событий 1992 года дежурный Черменского поселкового отделения милиции.
Вот его показания:

ПРОДОЛЖЕНИЕ И ПОЛНУЮ СТАТЬЮ ЧИТАЙТЕ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ.

По мнению некоторых ученых, ингуши являются автохтонами – наследниками племен кобанской культуры (I тысячелетие до н.э.).

Первые упоминания об ингушах относятся к VII веку нашей эры.

В Х в. складывается государство алан. Столицей его становится Магас («Город солнца»).

В первой половине XIII века монголы разгромили Аланское государство и оно вошло в состав Золотой Орды. Однако ордынцам так и не удалось покорить горную часть современной Ингушетии. Так аланам удалось сохранить язык и культуру предков.

Следующая беда настигла алан уже в конце XIV века в лице среднеазиатского завоевателя Тамерлана, который проник в предгорья Ингушетии.

В начале XV века аланы возвращаются на равнину, селятся по долинам рек Сунжа, Назранка, Камбилеевка и Ачалуки. Однако в 1562 году в результате похода кабардинского князя Темрюка ингуши вновь вынуждены были уйти в горы, где они остаются вплоть до начала XVII века.

В горах складываются общества, основанные на территориальном принципе – шахары. Общество строится на принципах демократии.

По некоторым свидетельствам, в XVII веке в Тарской долине появилось крупное селение Ангушт, от названия которого и произошел русский этноним «ингуши». Миграция на плоскость продолжалась до первой половины XIX века.

В марте 1770 года с ингушами был подписан договор об их вступлении в подданство Российской империи. В 1810 году на территории Назрани заложена одноименная крепость.

В 40-60 гг. XIX века русская администрация на Кавказе проводит выселение ингушей из некоторых селений и заселяет их казаками. Большая часть ингушей переселяется в Турцию.

В 1860 году военное управление Кавказом было ликвидировано. Были созданы Кубанская и Терская области. В Терской области был образован Ингушский округ, который в 1871 году объединен с Осетинским во Владикавказский округ. В 1905 году ингуши добились выделения Ингушетии в самостоятельный Назрановский округ Терской области. В 1909 году Назрановский округ был узаконен.

В 1917 году провозглашена Горская Республика и создано временное Терское правительство. 3 марта 1918 года была провозглашена Терская народная советская республика. С февраля 1919 года по март 1920 года плоскостная Ингушетия была оккупирована армией генерала Деникина.

В период революции 1917 года и гражданской войны ингуши активно поддержали большевиков.

В 1921 году Ингушетия вошла в состав Горской АССР, однако уже в 1924 году в связи с распадом Горской АССР выделилась в Ингушскую автономную область с административным центром во Владикавказе.

В 1934 году Ингушетия, вопреки мнению граждан, была присоединена к Чечне, образовав Чечено-Ингушскую автономную область.

Во время Великой Отечественной войны ингуши наравне с другими народами Советского Союза защищали свою Родину от немецко-фашистских захватчиков. Несколько десятков ингушей участвовали в защите Брестской крепости. Более 50 ингушей получили звание Героя Советского Союза.

В 1944 году Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а ингуши выселены в Казахстан и Среднюю Азию. Территории, принадлежавшие некогда ингушам, были разделены между Осетией, Грозненской областью и Грузией.

Лишь в 1957 году Чечено-Ингушская АССР была частично восстановлена.

В 1991 году Чечено-Ингушская АССР переименована в Чечено-Ингушскую Республику. В том же году Чечня отделилась от Ингушетии.

В декабре 1991 года на всенародном референдуме ингуши подтвердили, что Ингушетия является частью Российской Федерации.

В феврале 1993 года был избран первый президент Ингушетии Руслан Аушев.

В апреле 2002 года президентом Республики Ингушетия был избран Мурат Зязиков.

В 2008 году пост главы Ингушетии занял Герой России Юнус-бек Евкуров.

Родился Мурад Базоркин 6 сентября 1902 года в селе Базоркино Пригородного района в семье потомственного военного Муртуза Бунухоевича. Он был внуком генерала Российской императорской армии, сыном подполковника Муртуза Базоркина. Мать историка, Грета, имела французское происхождение, была дочерью Луи де Ратце - известного горного инженера, проводившего исследования в горах Северного Кавказа по приглашению царского двора. Бабушка его была двоюродной сестрой последнего императора Германии Вильгельма II.

Семья Муртуза и Греты дала народу двух гениальных людей: Мурада - основоположника исторической науки, и Идриса - всеми любимого народного писателя.

В 1917 году Мурад окончил городскую гимназию во Владикавказе. В 16-летнем возрасте он вступил в ряды самообороны Владикавказа, затем в ингушскую народную армию, участвовал в боях против армии Деникина. Рано остались Мурад и Идрис без родителей: Муртуз эмигрировал в Турцию, мать умерла в 1923 году.

С 1925 году Мурад Базоркин учился на рабфаке, в Горском педагогическом институте, в аспирантуре, которую окончил в 1936 году, и стал работать научным сотрудником Ингушского научно-исследовательского института, занимая должности от научного сотрудника до учёного секретаря. Мурад Базоркин принимал участие в археологических экспедициях в горах Ингушетии вместе с Л. Семёновым, Е. Крупновым, Н. Яковлевым, О. Мальсаговым, художниками Х. Ахриевым, Г. Даурбековым, И. Щеблыкиным. Результаты экспедиций отразились в трудах М. Базоркина «Памятники средневековья в горной Ингушетии», Л. Семёнова «Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии...», Е. Крупнова «Средневековая Ингушетия», И. Щеблыкина «Путеводитель по горной Ингушетии», в картинах художников Х. Ахриева и Г. Даурбекова.

В эти годы появились первые труды историка: «Борганы в Присунженской долине», «Кто такие сунженские казаки», «Появление гребенских казаков в низовьях Терека» и др. Мурад предан исторической науке. Владел несколькими языками. Имел огромный талант научного исследователя. И уже в 30-х гг. ХХ века создал свой исследовательский труд «Хетто-вейнахская проблема, или Происхождение ингушей», которому не скоро было дано увидеть свет. В этом исследовании впервые в ингушской исторической науке сделана научная попытка проникновения в тайны древней истории и происхождения ингушского народа. М. М. Базоркин вел обширную переписку с выдающимися историками того времени, уточняя факты, относящиеся к древним цивилизациям Малой Азии. Переписывался с исследователем хеттской цивилизации Б. Грозным, договаривался о встречах.

Высокая оценка работе «Хетто-вейнахская проблема, или Происхождение ингушей» была дана многими учёными. Вслед за этим трудом Мурад пишет серию работ: «Происхождение ингушей по известиям Вахушти о дзурдзуках», «Дорога заговора и крови», «Серго Орджоникидзе в борьбе за установление Советской власти на Северном Кавказе в 1918-1920 гг.», «Ступай! Победа! Слава! Слава!»...

Работа «Происхождение ингушей по географии Вахушти о дзурдзуках» открывает нам огромный период в истории цивилизации ингушского народа III в. до н. э. - XVIII в. н. э. «Материалы Вахушти, собранные из предшествующих ему данных всей грузинской истории, являющейся наиболее точной на Кавказе, как обладающая древнейшей национальной письменностью, создавшая обилие хроник, летописей и т. п., дают для ингушской истории ценные фонды», - писал сам историк М. Базоркин.

Работа М. Базоркина «Дорога заговора и крови» (о выселении в Турцию) показывает всю трагичность выселения народов, в том числе и ингушского, правду о которой поведал нам историк. Он показал переживание и боль народа, покинувшего свою родину, его песни на чужбине.

Работу «Ступай! Победа! Слава! Слава!» М. Базоркин писал к военным событиям, происходившим в годы Великой Отечественной войны под Москвой, для поддержания духа советских солдат.

Труды историка Мурада Базоркина долго оставались неопубликованными. Мурад собирал архив и знал, что наступит его время. Оно ещё было далеко. С 1943 года он работал в Чечено-Ингушском краеведческом музее старшим научным сотрудником. 22 февраля 1944 г. был назначен директором, а 23 февраля депортирован вместе с народом в Казахстан.

У Мурада было пятеро детей. В 1943 году дети остались без матери, отцу пришлось вдвойне трудней. В день высылки вместо продуктов и одежды каждый из детей брал в руки стопку бумаг и папки и выходил из дома. Это были документы, карты, рукописи. Папки, папки, папки. «Историю надо сохранить для народа», - говорил отец детям. Мёрзли в Казахстане, голодали, вместо подушек подкладывали под детские головки драгоценные папки с бумагами, жили в тяжелейших условиях, но сохраняли архив, как дорогую реликвию. В ссылке работать по своей научной профессии не разрешили. Пришлось работать каменотёсом.

Историк и патриот в Мураде жил всегда. Вместе с Дошлуко и Орцхо Мальсаговыми, Б. Зязиковым, Х. Муталиевым, Мурад с Идрисом проводили долгие вечера в рассуждениях о судьбе народа. Писали письма, ждали возвращения домой.

После возвращения на родину Мурад Муртузович работал в Чечено-Ингушском республиканском историческом музее старшим научным сотрудником. Огромный архив Мурад Базоркин привёз с собой домой. Им была проведена большая работа по созданию отдела гражданской войны в музее с. Мужичи. Он помогал начинающим историкам, но издать свои труды так и не мог.

Мурад и Идрис Базоркины поддерживали и ценили друг друга. Друг другу они могли поведать всё. То, что невозможно было написать в научной литературе, Идрис поведал миру через художественное творчество.

Рано ушёл историк из жизни. Детям своим он завещал, как бы трудно им ни пришлось - сохранить архив. И они помнили завет отца: издать книги и довести архив до народа. Архив Мурада Базоркина переезжал 34 раза. Последний раз он был вывезен из-под бомбёжек Грозного в 1995 году. Список огромный: 78 папок с рукописями, около трёх старинных книг, карты, переписка с видными историками и кавказоведами. В октябре 1988 года в музей г. Грозного Алаудин Базоркин сдал из архива эскизы настенных украшений, войлочных ковров - истингов и мн. др. Сколько дорог и кабинетов исходил сын Алаудин в надежде издать труды отца! Были только дежурные обещания.

К 100-летию учёного, в 2002 году, труды М. Базоркина были изданы Научно-исследовательским институтом гуманитарных наук при поддержке руководства республики. В книгу «История происхождения ингушей» вошли три работы историка: «Хетто-вейнахская проблема, или Происхождение ингушей», «История ингушей по известиям Вахушти о дзурдзуках», «Дорога заговора и лжи». Ждут своего издателя и другие труды историка.

После издания основных трудов М. Базоркина его сын, Алаудин Базоркин, сдал архив отца в Национальную библиотеку им. Д. Яндиева.

М. М. Базоркин серьезно занимался вопросами истории Ингушетии. Особое внимание он уделял древнейшему периоду истории ингушей, дзурдзукам, Дзурдзукетии.

Мурад Базоркин был предельно мягким человеком, интеллигентом в высшем понимании этого слова. Умел ценить личность в самом малом и взрослом человеке. Но этот добрейший человек становился решительным, когда дело касалось отстаивания исторических фактов и вопросов, касающихся истории его народа, и тем он дорог нам.

Ингуши - народ с древней и богатой историей. Ингушей антропологи относят к кавкасионскому антропологическому типу большой кавказской или кавказоидной расы. В России кавказоидную расу называют европеоидной. Впервые название «кавказская раса» дал белой расе в начале XIX в. немецкий ученый И.Ф. Блюменбах. Он владел самой большой в мире коллекцией черепов, и, при их изучении, он пришел к выводу, что наиболее древними представителями белой расы являются кавказцы.

Представители кавказоидной расы заселили с Кавказа Европу еще в очень далекие времена. В 1956 году, когда, благодаря тбилисским антропологам, в научный оборот уже внедрилось название «кавкасионский тип», московский антрополог Г.Ф. Дебец отметил, что этот тип сохранил в себе черты старого европеоидного, кроманьонского населения, обладавшего таким же высокими скелетами и массивными черепами. В.П. Алексеев по итогам своих собственных исследований подтвердил это мнение, добавив только, что кавкасионский тип имеет не только все кроманьонские признаки, но и южный генезис.

На Кавказе известно несколько антропологических типов: кавкасионский - в центре Кавказа, каспийский - на Северо-Восточном Кавказе, понтийский - на Северо-Западном Кавказе и иберийский - в Закавказье.

Кавкасионский тип имеют народы, обитающие на центральном Кавказе на территории бытования кобанской археологической культуры (сер.II - конец I тыс. до н.э.) и расселения алан (I-XV вв.) - ингуши, чеченцы, осетины, балкарцы, карачаевцы, кабардинцы, черкесы, тушины, хевсуры, сваны и др. горские грузинские этнографические группы. Кроме ингушей, все народы имеют сильную примесь других антропологических типов. Антрополог В.В. Бунак писал, что «среди ингушей этот собственный кавказский тип сохранился более чем у кого-либо из других северокавказских народов».

В областях, окружающих Черное море - Кавказе, Анатолии, Балканах, Карпатах, в Северном Причерноморье - в IV-III тыс. до н.э. сформировалась циркумпонтийская металлургическая провинция, создателями которой являлись северокавказцы. Здесь свершались важнейшие открытия и развивались производства, определявшие характер и пути развития множества культур Евразии; подразумевается, в частности, горно-металлургический промысел и формирование здесь циркумпонтийской провинции - основной и центральной системы производящих центров для всего Старого Света на протяжении почти двух тысяч лет: со второй половины IV тысячелетия по начало II тысячелетия до н.э.

В конце IV - начале III тыс. до н.э. в Европу вторгаются орды кочевников, вышедших несколько тысячелетий назад из глубин Азии, говоривших на праиндоевропейских языках. В этот период в районах, прилегающих к Черному морю (циркумпонтийская провинция) начинается строительство каменных крепостей, которые должны были защитить местное население от завоевателей.

В конце IV тыс. до н.э. происходит распад восточнокавказской семьи на нахскую и дагестанскую ветви. В материальной культуре это проявилось в складывании майкопской и куро-аракской культур.

С конца IV тыс. до н.э. далекие предки ингушей начинают несколькими волнами переселяться в Закавказье и Переднюю Азию. Это привело к складыванию в Передней Азии хурритской цивилизации. (Во II-I тыс. до н.э. хурритами было создано более десятка государств, наиболее крупными из которых являлись в Передней Азии - Миттания (Ханигальбат, Нахарина), Биайнили (Урарту), Аррапхэ, Мана (Матиена), Алзи, Ацци-Хаяса (Страна диаухов), Кулха (Колхида) и др., в Малой Азии - Киццуватна, и др. Также в Хеттском царстве хурриты составляли значительную часть населения.)

Во II тыс. до н.э. на Северном Кавказе майкопскую культуру сменила ее генетическая наследница - северокавказская культура. С конца II тыс. до н.э. на основе северокавказской культуры формируется кобанская культура, которая была распространена на территории от р. Аргун на востоке, до междуречья Малки и Кубани на западе. На юго-восточном побережье Черного моря складывается колхидская культура, которую многие исследователи объединяют с кобанской в колхидо-кобанскую культуру. Кроме единства материальной культуры здесь наблюдаются и одинаковые этнонимы. В конце I тыс. до н.э. колхидские племена переселяются на Центральный Кавказ. Во второй половине I тыс. до н.э. кобанскими племенами было создано предгосударственное объединение племен «Малх», которое было разгромлено во II в. до н.э. в результате похода селевкидского царя Антиоха III.

По данным античных, грузинских, армянских письменных источников в I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. известны этнонимы малхи, махалоны, кавкасиане, хамекиты, дурдзуки, глигвы, двалы, дигоры, колхи, халибы, санары, махалы, ганахи, халы, сьербы, троглодиты, кисты и др., под которыми в различные периоды различным авторам были известны племена далеких предков ингушей. Часто древние авторы называли северокавказские племена (в том числе и праингушские) скифами и сарматами.

С начала I тыс. н.э. на все праингушские племена Северного Кавказа распространяется этноним аланы. В IV-V вв., в период великого переселения народов, аланы участвуют в походах на Западную Европу. В 411-429 гг. в Испании существует алано-вандальское королевство. В 435-533 гг. существует алано-вандальское королевство в Северной Африке. В VI-VII вв. аланы участвуют в ирано-византийских войнах. В VII-X вв. аланы находятся в политической зависимости от Хазарского каганата. В VII-IX вв. аланы участвуют в арабо-хазарских войнах на стороне хазар.

В Х в. складывается государство алан со столицей г. Магас («Город солнца»). В первой половине XIII в. Аланское государство было разгромлено в результате монгольских завоевательных походов. Территория Алании была включена в состав Золотой Орды. Источники сообщают о мужественной борьбе алан против завоевателей. Горную часть современной Ингушетии они так и не смогли покорить. Аланы сохранили свой язык и культуру в горах Ингушетии и в прилегающих горных районах Чечни.

В конце XIV в. аланы подверглись нашествию войска среднеазиатского завоевателя Тамерлана. Тамерлан проник в предгорья Ингушетии в районе современных селений Галашки-Мужичи-Даттых-Ангушт.

В начале XV в. ингуши возвращаются на плоскость, селятся по долинам рр. Сунжа, Назранка, Камбилеевка, Ачалуки. Но во второй половине XVI в., в результате похода кабардинского князя Темрюка (декабрь 1562 г.), поддержанного ногайскими мурзами и русским царем Иваном IV Грозным, ингуши вновь вынуждены были, покинув плоскость, уйти в горы.

В горах складываются общества, основанные на территориальном принципе - шахары. Возникает предгосударственное устройство общественной жизни, основанное на демократических принципах.

Новое возвращение ингушей на плоскость начинается с начала XVII в. Миграция шла по ущельям рек Фортанга, Асса, Терек Сунжа, Камбилеевка.

По свидетельству грузинского географа Вахушти Багратиони уже в XVII в. в Тарской долине известно крупное ингушское селение Ангушт, от названия которого и произошел русский этноним «ингуши». Миграция на плоскость продолжалась до первой половины XIX в. В XIX в. определилась территория современного расселения ингушей.

В марте 1770 г. в с. Ангушт ингушами был подписан договор с Россией о вступлении ингушей в подданство Российской империи. В 1784 г. вблизи ингушского селения Заур-Ков была основана крепость Владикавказ. В 1810 г. на территории Назрани - заложена крепость Назрань. П.Г. Бутков писал: «Прежде всего, для связи кавказской линии с Грузией, в 1784 году построена отрядом войск крепость у Терека, при входе в ущелье Кавказских гор, при ингушевской деревне Зауре, и названа Владикавказом».

В 40-60 гг. XIX в. русская администрация на Кавказе проводит выселение ингушей из селений, расположенных по рекам Фортанга, Асса, Сунжа, Камбилеевка, переименовывают освобожденные таким образом селения в станицы и заселяют их казаками. Ингуши из этих селений частью были выселены в Турцию, частью погибли от холода, голода и болезней, оставшиеся расселились по другим ингушским селениям.

В 1860 г. военное управление Кавказом было ликвидировано, и на Северном Кавказе были созданы Кубанская и Терская области. Ингуши входили в Ингушский округ Терской области. В 1871 г. Ингушский округ был объединен с Осетинским округом во Владикавказский округ. В 1888 г. Ингушетия была подчинена Сунженскому (казачьему) отделу Терской области. В результате упорной борьбы в 1905 г. ингуши добились выделения временно Ингушетии в самостоятельный Назрановский округ Терской области. В 1909 г. Назрановский округ был узаконен.

В ноябре 1917 г. была провозглашена Горская Республика. 1 декабря 1917 г. было создано временное Терское правительство. 3 марта 1918 г. была провозглашена Терская народная советская республика. С февраля 1919 г. по март 1920 г. плоскостная Ингушетия была оккупирована армией генерала А.И. Деникина.

В период революций 1917 г. и гражданской войны ингуши активно поддержали большевиков, поверив в их обещания справедливого решения национального вопроса. Тысячи ингушей погибли в борьбе за Советскую власть в период гражданской войны. Генерал белой армии А.И. Деникин в своих мемуарах писал, что именно в Ингушетии захлебнулось его победное шествие по России.

В марте 1920 г. была восстановлена Терская народная советская республика. 17 ноября 1920 г. была провозглашена Горская ССР. Декретом ВЦИК от 20 января 1921 г. была создана Горская АССР.

В 1921-1924 гг. Ингушетия входила в состав Горской АССР. В 1924 г., в связи с распадом Горской АССР, была образована Ингушская автономная область с административным центром в г. Владикавказе.

В 1929 г. Сунженский казачий округ, состоящий из станиц, основанных на месте ингушских селений, был включен в состав Чечни. В июле 1933 г. г. Орджоникидзе (переименован по инициативе ингушского руководства в 1931 г.) был передан Осетии, а в начале 1934 г., без учета мнения народа, Ингушетия была присоединена к Чечне и образована Чечено-Ингушская автономная область (с 1936 г. - Чечено-Ингушская автономная советская социалистическая республика).

С началом Великой Отечественной войны ингуши, наравне с другими народами Советского Союза, защищали свою родину от немецко-фашистских захватчиков. С самого первого дня войны несколько десятков ингушей участвовали в защите Брестской крепости. Ингуши приняли участие в обороне Одессы, Кавказа, Ленинграда, Москвы, в Сталинградской битве, в битве на Курской дуге, в боях за освобождение Европы. Более 50 ингушей были представлены к званию Героя Советского Союза. У ингушского города Малгобек в 1942 г. было остановлено победное шествие немецкой армии по Северному Кавказу. В 2007 г. Малгобеку по инициативе Президента РИ М. Зязикова было присвоено почетное звание «Город воинской славы».

В 1944 г. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а ингуши вместе с чеченцами выселены в Казахстан и Среднюю Азию. В ссылке погибло до трети ингушей. Территория Ингушетии была разделена между Осетией, вновь созданной Грозненской областью и Грузией.

В 1957 г. Чечено-Ингушская АССР была частично восстановлена. Ингушский Пригородный район, значительная часть которого впоследствии была включена в состав г. Орджоникидзе (Владикавказа), был оставлен в составе Северной Осетии.

В мае 1991 г. Чечено-Ингушская АССР была переименована в Чечено-Ингушскую Республику. Осенью 1991 г. Чечня отделилась от Ингушетии, было провозглашено создание Чеченской Республики, избран свой президент. В декабре 1991 г. на всенародном референдуме ингуши подтвердили, что Ингушетия является частью Российской Федерации. 26 апреля 1991 г. Верховным Советом РФ был принят Закон «О реабилитации репрессированных народов», а 4 июня 1992 г. принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ».

Раскручиваемый третьими лицами на Северном Кавказе бренд "Ингушской Алании» в последее время привлек с себе внимание не только обычных граждан, но и авторитетнвх историков. К великому сожалению авторов этой идеи, чаша весов с трудно оспоримыми фактами и доказательствами все больше склоняется не в пользу сторонников "Ингушской Алании". Ни так давно в руки коллектива ингушских историков попала книга "История Ингушетии", на примере которой можно констатировать наличие желания заинтересованных закулисных кукловодов столкнуть народы на Сееверном Кавказе и развязать новый очаг напряженности. Но сегодня речь пойдет не столько о большой политике, сколько о разоблачении грязной технологии подмены и искажения истории ингушей.

Своеобразным идеологическим фундаментом для спора стала книга «История Ингушетии», коллектив авторов - государственный Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных наук им Ч. Ахриева. Недоумение у читателя возникает уже после прочтения страницы 7 «Введения», где мы встречаем четкое утверждение, что: «Республика Ингушетия расположена на северных склонах центральной части Большого Кавказского хребта». Однако все знают, что на указанной территории как-бы давным-давно расположены РСО-Алания и Кабардино-Балкарская Республика. На самом же деле Республика Ингушетия расположена в западной части Северо-Восточного Кавказа.

На той же странице 7 недвусмысленно указывается, что: «На востоке Ингушетия граничит с Чеченской Республикой, на севере и западе – с Кабардино-Балкарской Республикой и Северной Осетией, на юге в горной части Ингушетии проходит государственная граница России с Грузией». В реальности современная Республика Ингушетия (входящая, кстати, в состав Российской Федерации, о чем авторы так и не удосужились сообщить своим читателям) граничит: на западе и севере с Республикой Северная Осетия – Алания, на востоке с Чеченской Республикой. А с КБР не граничит и вовсе.

Идем дальше! Без указания источника информации в книге изображена (стр. 13) фотография с надписью «Вооружение средневекового ингушского воина». Однако, на самом деле фотография заимствована из работы Ахмадова Я.З. «Чеченец в панцирном вооружении середина XIX в.» («История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века. Москва, 2001. стр. 384), опубликованной еще в 2001 году. По свидетельству Ахмадова копия указанной фотографии приобретена им в 1992 году у археолога Чахкиева Д.Ю. на основании письменного договора, который и обозначил ее как фото чеченца-кистина из Панкисского ущелья, снятое в Грузии.

На стр. 183 приведена иллюстрация с картины художника Джапаридзе У.М. «Комендант Кизляра Фрауендорф награждает ингушских делегатов». Однако, как выяснилось, сей художник ничего подобного в своей жизни никогда не писал. Кстати, весьма странно выглядит на картине генерал-майор и комендант Кизляра 50-х годов XVIII в. Карл (Иван Львович) Фрауендорф, облаченный в шинель образца начала XIX века, да еще с эполетами! Для справки: в русской армии эполеты на шинелях и гусарских мундирах никогда не использовались. Не говоря уже о том, что «ингушские делегаты» Фрауендорфом не награждались какими-либо медалями или крестами.

Список подобных несуразностей можно продолжить. "Орел из Арзи», вынесенный на обложку книги, не орел, а бронзовая фигура ястреба (это мог бы объяснить маститым авторам любой ингушский мальчишка). И его изготовление относится не к 105 г. хиджры, как нас уверяют историки на стр. 93, а согласно мнению специалистов Эрмитажа (где хранится артефакт) – к 189 г. хиджры.

Дальше такую «Историю Ингушетии» можно было бы и не читать. О чем говорить, если ее авторы не знают географическое расположение республики. Однако, возможно, закулисный автор хотел намекнуть гордому ингушу, что это все твоя земля и ее следовало бы вернуть «хозяину».

Венцом развития археологических культур на Северном Кавказе авторы считают кобанскую (XII-IV вв. до н. э.) и утверждают, что именно с «племенами кобанской культуры принято увязывать этногенез протоингушских этнических групп». Кем принято, когда, где? Нет ответа! И далее: «Во второй половине I тыс. до н. э. ингуши представляли собой крупное объединение племен, находившееся на стадии образования государства и занимавшее довольно обширную территорию предгорно-плоскостной и горной зоны Центрального и Северо-Восточного Кавказа» (стр. 13). Какие «ингуши» в I тыс. до н. э., когда общее самоназвание появилось не ранее ХУШ в. н. э.?!!! Племена нахов, да будет известно авторам «Истории Ингушетии», занимали в античную эпоху ту же территорию, что и в кобанское время: от бассейна р. Уруп на западе до р. Аксай и Андийского хребта на востоке и полосу гор, прилегающую к Главному Кавказскому хребту с юга, в пределах от Сванетии до Дагестана (Меликишвили Г.А. «К древней истории Грузии». (Тбилиси, 1959), Гамрекели В.Н. «Двалы и Двалетия в I-XV вв» (Тбилиси, 1961), Гадло А.В. «Этническая история Северного Кавказа. IV-Х вв.» (Ленинград, 1979); Ахмадов Я.З. «История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века». (Москва, 2001; и др.).

Естественно они делились на более или менее крупные и мелкие племена и общества, независимые друг от друга, но не на «ингушей» и «чеченцев», объединения которых зародились только в новое время. И еще, нельзя не отметить, что серьезных сторонников имеет гипотеза не только о сугубо протонахском, но и о протоабхазо-адыгском субстрате носителей кобанской культуры.

Я пропускаю без комментариев бессмысленные рассуждения авторов о Нартском эпосе (им, оказывается, неизвестна ономастика имен главных героев нартиады и собственно название ее нахской версии – нарт-орстхой/эрстхой/архсартаггат) и переходим к одной из главных тем «Введения» и «Истории…» в целом – этногенезу сарматов и аланов.

Аланское государство предстает перед читателями данной истории как результат «завершения этнополитической консолидации аборигенных нахских (древнеингушских) племен и ассимилировавшихся в результате многовековых инфильтраций в нахскую среду, в позднекобанскую и посткобанскую эпоху, ираноязычных (сарматских) и, начиная с IV в. тюркских этнических групп…».

Здесь видим наглядное использование приемов, заимствованных из карточно-шулерской практики в псевдоисторическом труде. Нам здесь вбрасывают «ингушские», «древнеингушские» наименования не только вместо протонахских и чеченских этнонимов, но уже и вместо алан и других горских народов. Тем самым альтернативная «История Ингушетии» превращается в альтернативную историю всего Северного Кавказа…

Между тем авторы I тома «Истории Чечни с древнейших времен до наших дней» (Грозный, 2006) в своих текстах вплоть до XV в. преимущественно использовали этнонимы «нахи» и «вайнахи», а не «чеченцы». Профессор Ахмадов Я.З. в своей работе «История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века» (М., 2001) вплоть до начала XVI в. вообще не употребляет этноним «чеченцы», ограничиваясь использованием исключительно этнонима «нахи»…

Лженаучные маневры проделывают авторы «Истории Ингушетии» и в оценках исторического периода XV-XVIII вв. Тут «поздние переселенцы» в Грузии - «фяппи-бацой» или «цова-тушины» из «Горной Ингушетии» переходят на грузинский язык, другая часть «ингушей» покидает территории Куртатинского, Кобанского, Санибанского ущелий Осетии и их заселяют неведомо откуда взявшиеся «ираноязычные ироны-осетины», и т. д. То вдруг этническая территория ингушей «приблизительно с XVI в. начинает смещаться в сторону Северо-Восточного Кавказа», но здесь «ингушей» (которых еще и в природе на тот момент нет) вытесняют с «предгорий» ногайские и адыгские «родоплеменные группы» (которых тоже еще нет).

Не может не привлечь внимания и точка зрения авторов на Кавказскую войну. Здесь они в очередной раз выстроили литературно-изобразительными средствами конструкцию, в которой, видите ли: «Существенное влияние на этнополитическую консолидацию собственно чеченских территориальных обществ и расширение зоны распространения ареала этнонима «чеченцы» как этнополитического термина оказал имамат Шамиля». И далее: «В период Кавказской войны указанные восточные ингушеязычные общества, располагавшиеся в горной и предгорной зоне современной Чечни к западу от Аргуна, были частично независимыми, частью входившими в Имамат... Разрыв близкородственных ингушам ингушеязычных обществ («дальние кисты») с западными собственно ингушскими обществами и их постепенная ориентация на Чечню наметился с завершением строительства Сунженской линии и административно-территориальными реформами на Северном Кавказе во второй половине XIX в». В общем, прощай здравый смысл!!

Мы уже имели возможность говорить выше о неадекватном восприятии нашими авторами истории Чечни. Но возникает вопрос, а почему бред все время только об этом. Ведь авторы «Истории Ингушетии» могли бы бредить и о чем-нибудь другом. В чем же заключена сверхзадача ингушских псевдо-историков? В течение всего ХVIII и первой половины XIX в. царское правительство не снимало с повестки дня вопрос о христианизации ингушей. Но в среде последних упорно росли промусульманские и прочеченские настроения. В конце 50-х – начале 60-х гг. XIX в. старанием великого чеченского шейха Кунта-Хаджи Кишиева ислам окончательно утвердился на всей территории плоскостной и горной Ингушетии. Однако эта важнейшая страница в истории ингушского народа практически не нашла своего отражения в рассматриваемой «Истории...». Авторы оказались полностью отвлечены на всякие «ингушеязычные» экзерсисы, являющиеся подлинным издевательством над историей ингушского народа и его соседей… Оставляем досоветский пореформенный и советский период «Истории Ингушетии» без внимания. Собственно главы «Истории…» данного периода (гл. VI- ХI) рассмотрены в обстоятельной рецензии Хамзата Умхаева (Умхаев Хамзат. Историческое мифотворчество // Вести Республики. 14.10.2011 г.). Одно понятно и четко выражено еще во «Введении», что совместное пребывание ингушей и чеченцев в Чечено-Ингушской АССР с 1934 по 1991 г. ничего хорошего для ингушей не принесло. Как говорится: «Вот тебе, коршун, и награда»!

Не можем не согласиться с авторским коллективом «Истории Ингушетии» в их признании, что «труд не свободен от различного рода недостатков». А вот в том, «что в историческом повествовании настоящей работы наличествуют ряд положений, которые, безусловно, могут быть признаны спорными», я позволю себе не согласиться. Никак нельзя признать спорным тот основополагающий факт, что в искомой «Истории Ингушетии» начисто отсутствует исторический подход, подмененный псевдоэтнографическими и псевдофилологическими рассуждениями и умозаключениями.

В адрес своих соседей высказаны не только претензии, но и откровенно-циничные поползновения: характером навязчивого бреда окрашены выказываемые претензии на чеченские земли до Аргуна, а то и до Сулака в Дагестане. Мы уже уже не говорим, что и весь Центральный Кавказ «ингушский»… Притом последние, безусловно, весьма мутные заявления густо замешаны на крайнем национализме и резко отдают агрессивным нацистским душком… Судя по всему, авторы имеют полное содействие, одобрение и покровительство заокеанских и европейских кукловодов. А проводниками в этой хитрой политической игре стали ингуши-эмигранты, которых просто используют втемную.

То, что написано в этой, с позволения сказать, «Истории Ингушетии», совершенно недостойно славного, мусульманского ингушского народа с богатыми гуманистическими традициями. Конечно, все негативное, отмеченное в книге, не является постулатами национального самосознания ингушского народа. Подлинную культуру ингушского народа, его великолепные человеческие качества в историческом генезисе раскрывают, например, монографии А.Х. Танкиева, М.М. Зязикова и др. (Танкиев А. Х. «Духовные башни ингушского народа» (Саратов, 1997), Зязиков М.М. «Традиционная культура ингушей: история и современность» (Ростов-на-Дону, 2004), его же «На рубеже столетий. Ингушетия в конце Х1Х – начале ХХ веков» (Ростов-на-Дону, 2011).

В озникает закономерный вопрос исключительно к авторам книги и ее покровителям. А что дальше? Вот вы написали, заявили претензию на земли, язык, историю ряда горских народов, облили их грязью, влезли в историю. А дальше что? Как теперь, по-вашему, должны реагировать на ваш печатный вызов, те же чеченцы, осетины, кабардинцы и соответствующие субъекты Российской Федерации. Какие вырисовываются варианты? Может быть, чеченцам, кабардинцам, осетинам и горцам Грузии, устыдившись унесенных бредом авторов «Истории Ингушетии», совершить массовое харакири и освободить т. н. «ингушеязычную» территорию? А если они возьмут и предпочтут варианты полегче?! Этого видимо и ждете?!

Однако одни варианты неприемлемы для горских народов, другие губительны для самой Ингушетии. Значит, остается один надежный вариант – ингушский народ должен осознать, что им подло манипулируют извне, и делают это только с одной целью – развязать новую войну на Северном Кавказе. Видимо, сегодня только ингушский народ в силах усмирить пыл грязных провокаторов!