Заброшенные жд. Заброшенная железная дорога ходоров-роздол

December 24th, 2012

"Великое пространство России немыслимо без железных дорог,
главных артерий жизни большой страны".

Г.В. Свиридов

Добро пожаловать на главную страницу сайта "Забытые железные дороги"! Он будет интересен тем, кто неравнодушен к железным дорогам как к виду транспорта и как к значительной части истории. Здесь будут размещаться описания и фотографии железных дорог, вокзалов и отдельных поездов. Причем железных дорог преимущественно узкоколейных, малодеятельных и подъездных путей, а не многопутных магистралей, по которым привыкли ездить жители столицы.

Цель данного проекта - показать читателю, насколько интересными бывают железные дороги, передать хотя бы часть этого уникального мира, красоту которого многие люди не видят. То есть автор не ставит перед собой целью показать как можно больше о железных дорогах, а только самое интересное и неочевидное, что достойно внимания. Многие железные дороги деградируют и уничтожаются (вот , отражающие деградацию железнодорожных линий) - а люди, возможно, не знают их историю и не видят своеобразную красоту этих дорог, будь то окружающий ее пейзаж, вокзалы, мосты, неординарное местоположение, уникальная техника и др. В этом и состоит идея данного сайта.

Если видишь рельсы, уходящие вдаль, поневоле задаёшься вопросом: а куда они ведут? Если знать, что почти все железные дороги обычной колеи образуют единую сеть, а полностью автономные сети можно пересчитать по пальцам одной руки, то интерес возрастает еще больше: где пересекаются и соединяются в колоссальную паутину отдельные пути? Другое дело - узкоколейные железные дороги, их главная особенность как раз в том, что они никакой единой сети не образуют, и каждая маленькая сеть имеет свои особенности.

Помимо железных дорог, меня в значительной степени интересует история, краеведение, искусствоведение, города России, Москва, архитектура, православные храмы и русская глубинка. Я уделяю этим предметам особое внимание в поездках, но писать об этом не хватает времени, поэтому я веду сайт только в форме журнала о железных дорогах. Если в Вашем блоге присутствуют записи на эту тему и он обновляется чаще, чем раз в полгода, то, скорее всего, я подпишусь на него. Не стесняйтесь мне его прорекламировать! И Вас прошу подписываться, только если мой сайт Вам действительно интересен.
()
Возможно, Вас также заинтересуют мои видеозаписи на Youtube. Также я имею свою страничку "В контакте": http://vk.com/kirillfedorov4 , где размещаются короткие записи на различные темы, отдельные мысли, а также ссылки на новые записи в Livejournal. Мой адрес электронной почты: [email protected] . Кроме того, я являюсь смотрителем сообщества, посвящённого забытым железным дорогам: forgottenrails .

Для удобства чтения записи размещены по 10 на каждой странице. Для перехода между страницами нажмите "Предыдущие 10" или "Следующие 10" внизу страницы. Часть записи большого объема скрывается под ссылками, выделенными красным жирным шрифтом.

Теперь - непосредственно о железных дорогах: несколько фактов для поднятия интереса к теме.

()

January 4th, 2013

В Москве, сравнительно недалеко от центра, есть место весьма интересное для любителей железных дорог. Оно находится на Угрешской улице, в самом ее конце, куда легко можно добраться от станции метро "Пролетарская" на трамваях № 20, 40 и 43. Это место, где трамвайные пути непосредственно соединены с железной дорогой, где между трамваем и железной дорогой нет четкой границы. Называется оно так: трамвайно-железнодорожный переходник, или гейт (англ: Ворота). Ну да, это именно ворота между двумя "стихиями". В России не так много подобных мест (чаще встречаются тупики для разгрузки трамвайных вагонов с вагона-платформы).


В Москве это - единственное. Редко где еще в России на трамвайных путях встречаются ручные стрелки, полувагоны с автосцепкой СА-3, и, конечно же, уникальный контактно-аккумуляторный электровоз ЭПМ3б, построенный здесь же. ЭПМ3б представляет собой экипажную часть от раритетного ныне тепловоза

Любители пейзажей в духе «Сталкера» Тарковского останутся довольны

Москва таит в себе множество загадок. Оказалось, что даже в огромном мегаполисе есть не просто отдельные объекты, а целые железнодорожные ветки, о существовании которых знают только интересующиеся. «МК» прогулялся по двум таким заброшенным объектам в городе и узнал их дальнейшую судьбу.

По шпалам - над водой

Все любители эстетики миров братьев Стругацких оценят эту локацию в парке «Лосиный остров». Заброшенная железнодорожная ветка, местами затопленная, теряющаяся в гуще леса и раздваивающаяся, кажется давно забытой.

Отыскать ее оказалось не очень сложно - она берет свое начало недалеко от станции МЦК «Белокаменная». Кстати, на станции даже сохранилось историческое здание постройки начала XX века. Людей здесь почти нет - создается впечатление, что ты уже уехал далеко от Москвы и теперь вышел на старом полустанке.

Прямо за платформой - огороженная территория. Одинокий охранник рассказывает, что желающих посмотреть дорогу не очень много, и указывает путь.

Если ехать на машине, то смело можно забить в навигатор Абрамцевскую просеку: там рельсы пересекаются с дорогой. Однако, чтобы посмотреть ветку с самого начала, придется идти к вышеупомянутой станции.

Первые метров 500 «железка» идет почти параллельно ветке МЦК. Пути перекрыты шпалой, новый светодиодный светофор горит красным. Здесь рельсы кажутся менее заброшенными - у нас даже появилось предположение, что дорога все-таки иногда используется. Однако мы быстро убедились в обратном, стоило зайти немного в лес вслед за «железкой».

Возле просеки дорога петляет в низине, поэтому после дождей рельсы оказались под водой. Не проехать, зато смотрится более чем живописно.

Метров 200 приходится идти параллельно рельсам, потому что вода доходит почти до колена. Над дорогой куполом сходятся ветви деревьев - получается такая железная дорога прямо в сказочный лес. На обочине стоит разрушенный дом, брошенный, судя по всему, довольно давно. Вполне возможно, что это могло быть помещение для железнодорожников. Если немного уйти от дороги, то встречаются сильно поросшие травой и мхом фундаменты еще нескольких зданий. Возле переезда обнаружился столб - скорее всего, на нем когда-то крепился светофор.

Наконец, можно спуститься и прогуляться по шпалам. Тут, на дороге, прекрасно видны последствия урагана - повсюду поваленные деревья. Где-то перелезть через них невозможно - приходится обходить. Рельсы бурые от ржавчины - видно, что по ним никто давным-давно не ездил.

Кажется, что дорога не использовалась с тех самых пор, когда поменяли шпалы, однако по откосам дороги лежат спиленные деревья, мягко говоря, не первой свежести. Скорее всего, они лежат здесь еще со времен урагана в начале двухтысячных. Они аккуратно срезаны, что наводит на мысль о том, что в начале века эта дорога еще использовалась.

Отдельного разговора заслуживают шпалы. Среди них встречаются как бетонные, так и деревянные. Если приглядываться, то на бетонных шпалах можно обнаружить годы их замены - с 1983-го по 1985-й. То есть дорога не видела ремонта более 30 лет. Углубившись в чащу, можно найти в канавах для стока воды старые шпалы. Большинство бетонных датировано 1967 годом. Казалось, что это все, но под ними нашлись еще замененные ранее деревянные. Таким образом, в середине 80-х был как минимум третий ремонт дороги.

Как выяснилось чуть позже, дорога была указана еще на картах Москвы начала 30-х годов, то есть эти самые деревянные шпалы могли быть положены еще при прокладке «железки». С карт она исчезла много позже.

Мы между тем, перебравшись через очередное поваленное дерево по откосу, выходим на относительно открытое пространство. Где-то в высокой траве рельсы окончательно теряются, и ориентироваться можно только по шпалам. Открытое пространство - это целая поляна поваленных деревьев и мокрая, хлюпающая под ногами земля. Зайти вглубь невозможно без риска провалиться в болото.

Деревья лежат на рельсах плотным настилом, так что ходить можно без опаски.

А пока наш путь опять ушел в глухую чащу. Здесь, на удивление, дорога меньше пострадала от урагана, но кое-где лужи все же портят прогулку. Общая длина этой ветки - около 4 километров, и, судя по карте, где-то она должна разделиться. Мы специально не стали смотреть, куда ведет дорога, - решили, что так будет интереснее.

На старых картах Лосиного острова действительно значатся дачные участки. Однако как бы мы ни бродили по окрестностям дороги, ничего, кроме одного фундамента, не нашли. Где-то вдалеке поют птицы. Кажется, что тут никогда и не ходили поезда, а рельсы положены просто по ошибке…

Наконец, набрели на будку стрелочника. Можно было попробовать перевести стрелку, но она уже сильно проржавела и не поддавалась. Будка практически развалилась. Порывшись в старых записях, находим, что стрелочника нет действительно очень давно, и зачастую, пока ветка функционировала, машинист должен был сам остановиться и перевести стрелку. Судя по наблюдениям местных жителей, еще в 2003 году здесь ходили поезда.

А вот раздваивающаяся ветка нас запутала. Мы были в полной уверенности, что приведет она к разным объектам, а получилось, что ветки сходятся в одном пункте назначения. Тут колючая проволока, за ней явно какие-то склады - дальше не пройти, да и посмотреть на них можно только издалека.

Московская железная дорога сообщила «МК», что железнодорожная ветка от станции МЦК «Белокаменная», расположенная на территории национального парка «Лосиный остров», была проложена к воинской части и в настоящее время не используется. В будущем планируется демонтаж этой ветки - соответствующее предложение железнодорожники уже направили в проектную организацию.

Однако нам стало интересно: что же это за воинская часть? Порывшись в источниках, видим, что Лосиный остров использовали артиллеристы еще где-то в середине XIX века. Тогда еще речи о дачном поселке, а уж тем более о городе не шло, а вот небольшая ферма здесь стояла. Именно ее и облюбовало Артиллерийское управление.

Но если склады появились еще в XIX веке, то ветка явно моложе. По некоторым сведениям, она появилась примерно в 1930-е годы прошлого века. Поскольку объект был стратегически важен, то и ветка усиленно охранялась. Видимо, от времени окончательно разрушились будки постовых, которые, по некоторым данным, стояли по обочинам.

Особое значение дорога приобрела во время войны. Ежедневно по ней проходили несколько эшелонов, а особенно тщательно охранялся переезд у Абрамцевской просеки. Уже после войны усиленное охранение сняли, однако те самые разрушенные постройки у самой просеки, которые мы изначально приняли за старые дачи, оказались домиками для караула.

Судя по картам 30-х годов, где-то недалеко от складов были два пруда, которые, однако, сейчас уже засыпаны.

Пока ветку не проложили, подъезд осуществлялся со стороны Ярославского шоссе через Бумажный просек. Еще в 70-х годах там был указатель на базу ГУТМО. Аббревиатура эта означает Главное управление торговли Министерства обороны.


Маргинальные пути сообщения

К слову, в Москве такой объект - не единственный. Шикарное для прогулки место можно найти недалеко от Электрозавода (или Московского электролампового завода) - там ветка идет параллельно МК МЖД. Ее протяженность - примерно 4 километра. Пути были построены еще в 20-х годах прошлого века и соединяют сразу несколько производств. Дорога полуразобрана, многочисленные стрелки демонтированы, но найти антуражные локации тут вполне можно. Вообще, после ликвидации ветки на ЗИЛе эта промышленная железная дорога стала самой длинной неиспользуемой в Москве.

Всего на ветке 4 переезда, а сама она сильно искривлена. Кажется, что она как будто огибает какое-то невидимое препятствие. И действительно, оказывается, что раньше здесь протекала река Хапиловка. Сейчас ее спрятали в коллектор, но искривление самой дороги осталось. Переезды, по всей видимости, уже не работают.

Чаще всего такие дороги строили предприятия, чтобы облегчить себе логистические маршруты по городу, да и пробок не создавать. Дороги эти стояли на их балансе, а сейчас ввиду того, что производства выносят из Москвы, в таких ветках отпала надобность.


В пресс-службе Московской железной дороги нам сообщили, что таких объектов действительно было немало, однако официальное ведомство к ним отношения не имеет. «На территории города есть ветки, которые не принадлежат и не обслуживаются ОАО «РЖД». Эти ж/д пути находятся на балансе различных предприятий. У нас нет сведений, сколько их, где они расположены и т.п. Судьба этих веток - в руках владельцев».

Сама прогулка занимает около двух часов. Лучше всего по таким местам ходить в удобной обуви, потому что после московских дождей размывает откосы дорог. Сама дорога тоже выглядит весьма живописно, в сочной зелени, - вроде и нет ощущения, что тут будут, как говорилось на просторах Интернета, «шприцы хрустеть, как снег под ногами». Иногда даже кажется, что вот-вот за спиной послышится паровозный гудок…

В целом впечатления полного запустения, как в «Лосином острове», нет. Кажется, что иногда дорога даже используется. В МЖД нам подтвердили, однако, что никакого отношения к этой дороге не имеют и не обслуживают ее. «Железнодорожная ветка от станции МЦК «Локомотив», расположенная в столичном районе Преображенское, не принадлежит и не обслуживается ОАО «РЖД». Это подъездные пути, которые находятся на балансе сторонней организации», - сообщили в ведомстве.

Когда-то эта ветка имела стратегическое знание. Во время войны на заводах, к которым были проложены рельсы, производили стратегически важную продукцию и снаряды. Теперь же большинство заводских зданий отданы под офисы, а на некогда огромном электроламповом заводе можно арендовать себе фотостудию…

После пустырей, очень урбанистических, сильно замусоренных, в какой-то момент мы оказываемся почти в лесу. Яркая зелень сильно контрастирует с бурыми рельсами, которые уже кажутся продолжением деревьев - большими толстыми корнями.

Кое-где попадаются заброшенные строения - скорее всего, будки стрелочников или другие хозяйственные постройки.

Кстати, чтобы погулять по этой ветке с комфортом, можно даже заказать экскурсию.


«В такие места не нужно ходить в одиночку»

Подобные локации привлекают и любителей фотографии, и прочих искателей нестандартных мест для прогулок.

Однако для того, чтобы прогулки и фотосессии не были омрачены неприятными встречами и прочими неожиданностями, мы решили составить небольшой свод правил для тех, кто хочет посещать такие места. Роман Васейкин, фотограф и турист с многолетним стажем, дал несколько рекомендаций.

«Любая прогулка по подобным местам должна начинаться со сбора информации. Нужно отчетливо понимать, куда ты идешь, что тебе может там угрожать», - говорит Роман. По его мнению, в случае с Электрозаводом реальная опасность - это люди. «Насколько я помню, это был довольно маргинальный квартал, и жители там были соответствующие. Ходить в такие места в одиночку не стоит. Даже если ты уверен в своих силах».

В случае с «Лосиным островом» люди, скорее всего, наименьшая опасность. А вот получить травму и не дозваться на помощь вполне вероятно. И тут еще один человек - это как раз гарант того, что к вам придут на помощь квалифицированные люди. Вообще, всегда нужно просчитывать худший сценарий и быть к нему готовым.

Помимо всего прочего нужно быть внимательным к висящим проводам - ведь, например, на Электрозаводе вся ветка была электрифицирована. И обрывы проводов - тоже реальность подобных мест.

Если же говорить о фотосессиях, то всю неудобную, но антуражную одежду лучше просто взять с собой, а пойти в том, в чем максимально удобно.

Максим Халдеев, инструктор по горному туризму, вообще не рекомендует посещать подобные места. Но если уж человек решился устроить себе такую прогулку, то он солидарен со своим коллегой: сначала нужно собрать информацию. Потом - определиться, что нужно с собой взять. «Конечно, никто не говорит о том, что нужно собираться как в поход, но продумать, в чем идти и что хорошо с собой прихватить, стоит. Кто-то берет какие-то средства самообороны, кто-то постоянно носит с собой аптечку - все это нелишнее.

February 26th, 2012

Эта ветка легендарна с самого своего сотворения. Спросите "Почему?" - отвечу. Наверное, многие видели первый советский звуковой фильм "Путёвка в жизнь", ну или хотя бы слышали о нём. Там есть сцены, где дети-беспризорники строят железную дорогу, необходимую в тех районах как воздух для обеспечения населения и предприятий товарами в первую очередь. Это и есть ветка "Дзержинская" - "Панки", на которой сейчас заброшен участок "Дзержинская - Яничкино" (с 1997 года). Город Дзержинский связан ныне с Москвой и Люберцами лишь автобусным сообщением.

На участке "Яничкино" - "Мальчики" - "Панки" осуществляется регулярное товарное движение. Станции "Яничкино" и "Мальчики" закрыты для пассажиров, пассажирского движения здесь нет уже 15 лет... (Станция "Панки" действующая, в составе Казанского направления МЖД) Эту ветку можно назвать ярким примером того, как железнодорожники, не выдержав конкуренции с автобусами и маршрутками, вынуждены были остановить движение электропоездов на участке, связывающем два крупных подмосковных города - Люберцы и Дзержинский...

А началось всё с того, что в далёком 1989 году в городе Дзержинский решили избавиться от переезда и шлагбаумов на Советской улице...

Адрес: Московская область, Люберецкий район, город Дзержинский, улица Академика Жукова (бывш. Советская улица), начало у дома №34
Как добраться: на метро до ст.м. "Кузьминки", далее на автобусе № 370 до остановки "Площадь Святителя Николая", далее пешком в сторону Университета и МКАД 200 метров до пересечения улицы с ж/д путями. Далее по путям в сторону Люберец
Калькулятор: 28 рублей на метро от любой станции до "Кузьминок", 60 рублей на автобусе № 470 до конечной. Итого: 88 рублей


Начём. Итак, начальной точкой нашего пути будут ворота и забор Гаражно-строительного кооператива "Лидер". Именно в них и упираются железнодорожные пути, приходящие из Люберец

На этом месте до 1989 года (с момента постройки в 1933-м году) и находилась платформа станции
"Дзержинская" Казанского направления МЖД. Сама ветка кончалась чуть дальше - прямо у старого Дзержинского
кладбища. Ныне к концу ветки проход закрыт... В последнее время, кстати, здесь ходили лишь
четырёхвагонные челноки, мотавшиеся по маршруту "Панки" - "Дзержинская" не
более десяти раз в день. Отсутствие прямой связи с Москвой в те годы считалось
весомым минусом. Но его с лихвой окупала возможность бесплатного и быстрого проезда -
всё-таки это была "дотурникетная" эра. Да и Люберцы тогда ещё были довольно лихим городом.
Контроллёры появлялись там нечасто, а поэтому билетные кассы на "Панках", "Мальчиках"
и "Яничкино" не пользовались особой популярностью =)

В 1989 году было решено - ликвидировать шлагбаумы на Советской улице (ныне Академика Жукова), и платформу...
перенесли на другую сторону улицы. Так она и простояла около девяти лет, после чего была демонтирована

Пройдём туда, мельком взглянув на старый переезд... На фото видно, как автобус переезжает железнодорожное полотно... Тоже едет из Люберец - он и есть тот самый победивший конкурент...

Вот здесь находилась та самая станция "Дзержинская" в период с 1989 по 1997 год... На фото
можно заметить железнодорожное сооружение - локомотивное депо. Ныне брошено...

С левой стороны по маршруту нашего движения видны остатки опор платформы..

На стенах локомотивного депо местные анархисты демонстрируют нам своё творчество

Взглянем последний раз на цивилизованный город Дзержинский и углубимся в город дикий, заброшенный
и местами нецензурный =)

Везде видны столбы - опоры бывшей контактной сети ветки...

Тут же, справа, находится брошенное здание железнодорожных сооружений
Дзержинского завода железобетонных изделий (ДЗЖБИ)

И тут внезапно! Среди голых деревьев - семафор ! Вот уж действительно древность и раритет)
Семафорная навигация была практически полностью ликвидирована в начале 2000-х. Здесь же
время остановилось в 1997 году, оставив за собой развалины и такие редкости...
Хотя... Далее на фотках будет видно, что раритеты на этом не закончились =)

Снова опоры и своды из веток деревьев. Завораживающее зрелище. Иногда кажется,
что идёшь по белоснежному тоннелю...

Всё это иногда дополняется странного вида заборами местных предприятий... Самого полотна
из-за снега не видно. Мы ещё вернёмся сюда летом. А пока - путь дальше!

Справа видим сооружения упомянутого выше ДЗЖБИ

Выходим на более-менее открытый участок. Здесь видим гаражи (ГСК-35) и довольно активно
используемую местными жителями тропинку, пересекающую пути перпендикулярно им...

Вид с ветки на микрорайон Донской города Дзержинский. Как увидим позже - он застроен
не только такими унылыми хрущёвками

Снова входим в "заросли" =)

Гаражи-гаражи снова... А слева ФГУП "Союз" - одно из ведущих предприятий ВПК в РФ...

Какие-то чудные остатки заборов. Когда-то вдоль этой ветки были садовые участки...

Ещё одна опора. Самой контактной сети, конечно же, не осталось...

А вот, собственно, забор опытно-механического филиала ФГУП "Союз". За ним столько
разнообразных железнодорожных вагонов...

Привлекающий внимание старый пассажирский вагон на территории ОМЗ ФГУП "Союз"...

Вот и тот самый дом, разрушающий представление о районе Донской как о районе хрущёвок.
Таких домов там несколько

Постепенно выходим на пусть и редко, но уже использующийся участок ветки. Сюда иногда
приезжают составы, обслуживающие ФГУП "Союз", и в частности его опытно-механический завод

Ворота опытно-механического завода ФГУП "Союз" и сам завод. Слева виден торчащий из сугроба
тупиковый ограничитель. Здесь всё предусмотрено для манёвров =)

Оригинальное здание ГСК "Наука-40"

Опа! Ещё один показатель того, что этот участок ветки используется.
Причём используется редко.
Женщина-путейщица расчищает стрелки от снега..

Подъездные пути локомотивного депо...

Домик путейца

А вот и само локомотивное депо. Говорят, что внутри этого помещения стоит
маневровый тепловоз, выезжающий очень редко...

Здание слева, немного вросшее в землю, - это бывшее овощехранилише с очень странным
названием "ТЭЦ-22". Видимо, оно обслуживало ТЭЦ-22 "Алексеево",
которая располагается неподалёку в районе улицы Энергетиков и МКАДа

Вот здесь снова начинаются раритеты. Для начала - гаражное искусство ГСК-96 и сосульки на
стенах гаражей. Надписи доставляют и показывают предвыборные настроения граждан =)
Ну а также говорят о том, что двери надо запирать на ключ =)

Гараж-сарай, сварганенный из железнодорожного вагона:

Ещё один сарай, сделанный из бывшего железнодорожного вагона...

На нём нашлась любопытная табличка... вагон 8Т46 Она-то и подсказала, что вагон принадлежал
оборонному предприятию. Кому интересно - фото таблички на вагоне. Больше её там не увидеть, ибо...

... ибо трофей! =)))

Вот мы и выходим к окраине города Дзержинский. Впереди ветку пересекает улица Ленина...

Забавно выглядит - Керосин в подвешенной пятилитровой баклахе =) Его там и не осталось почти!

Слева на фото видим стройку спортивного клуба. Она остановлена из-за кризиса и из-за того,
что умер организатор стройки - легендарный Динамит (он же Владимир Турчинский).
По Генплану до 2020 года это здание планируется перепрофилировать в детский сад...

На этом фото справа - тот же долгострой спортклуба-детсада...

Местные гаражи в очередной раз доказывают знаменитое изречение о том, что у нас
сначала пишется это самое слово, и только потом строятся стены =))
Прошу прощения за мат на фото, но, блин, как же это эпично!!! =)

Обернёмся на город Дзержинский - улица Ленина и переезд...

Снова перелесочек. Но он быстро кончается, и вдалеке уже видна надпись, говорящая о том,
что мы выходим из города Дзержинский...

Вот и граница города Дзержинский и Люберецкого района. Рельсы здесь неплох видны.
За неделю до съёмки они были очищены и на них был неплохой накат...

Вид с ветки на люберецкий завод "Силикат"

Красивые виды ветки со столбами контактной сети...

Далее ветка потихоньку теряет налёт заброшенности. Из открытых ворот завода "Силикат"
выезжает маневровый ТЭМ-2, направляясь в сторону Люберец, чтобы развернуться
под путепроводом "Мальчики" (Октябрьский проспект) и продолжить одному ему известные маневры

Люберецкий завод "Силикат"...

Грузовые вагоны, за ними на соседнем пути ЧМЭ-3, а в свою очередь за ним покрашенная
в зелёный - традиционный цвет станций Казанского направления МЖД - станция Яничкино.
А вернее, её вокзал. Также закрытый, ввиду отмены пассажирского движения...

А это ответвление на ТЭЦ-22. Далековато отсюда она. Но этот путь - один из самых используемых.
Поэтому на фото видно, что организован переезд на Дзержинском (Люберецком) шоссе. Слева
стоит домик железнодорожного работника, управляющего шлагбаумами...

Неожиданно встречаем ещё один семафор. Здесь он сохранился лучше. Такое ощущение, что даже
до сих пор используется, несмотря на выросшее внутри него дерево =)

Пару видов маневрового тепловоза ЧМЭ-3 на подходах к станции Яничкино...

Граница станции. Мы совсем близко к "Яничкино"... Но на неё вход, к сожалению,
закрыт и охраняется людьми, следящими из домика за всеми любопытными...

Товарные вагоны...

Всё тот же ЧМЭ-3. Позади - семь километров пути от станции "Дзержинская"...

Вот такой оригинальный домик можно увидеть на пересечении ветки с пешеходным переходом.
Судя по всему, здесь когда-то давно помимо пешеходного перехода существовал переезд...

А вот и конечный пункт нашего пути - станция "Яничкино". К сожалению вокзал снять не удалось ввиду
выше описанных причин. Тем не менее, дальше ветка окончательно перестаёт быть заброшенной - по ней
регулярно проезжают товарные составы. И только пассажирского движения с 1997 года не существует...

Существуют варианты пуска по этой ветке рельсовых автобусов, но и они очень маловероятны.
Ибо обычный автобус пустить проще и дешевле. А главное - он уже и так есть... Все желающие могут
добраться от города Дзержинский до станции Люберцы на 20 маршруте

Спасибо за внимание!


В свете того, что в январе защищать диплом, сейчас очень много работы над ним. Поэтому немного выбиваюсь из графика и не успеваю вовремя публиковать отчеты. Но лучше поздно, чем никогда, поэтому сегодня выкладываю описание небольшой прогулки во время нашего сентябрьского путешествия в Абхазию. Даже с 2 прогулок, ведь в 1 день после приезда мы прогулялись до ж/д вокзала и поездов, а через пару дней вернулись и с башенки под звездой на закате поснимали снова окрестности города Сухум и собственно закат.
Под катом много фотографий поездов, ж/д полотна, ж/д вокзала и с его крыши.

Напомню, что в свое время я уже выкладывал отчет с этого места - см.ссылку - про поезда и про вокзал. Однако мы вернулись в Абхазию с новой фототехникой, чего бы не посетить еще раз, в перерыве между отдыхом на море и в тени парков. Сказано - сделано, мы уже идем через дачную часть города Сухум в сторону вокзала. Уже вскоре мы добираемся до железнодорожного полотна и видим первые подвижки в сторону к процветанию - между двумя сторонами ж/д на основе старого сделали новый красивый мост аля "трубопровод". Сначала мы хотели двинуться по нему, но поняли, что он ведет далеко дальше от жд на ту сторону, поэтому обошли и спустились дедовскими путями. И вот мы уже идем мимо разрушенных зданий по ремонту поездов, впереди появляются несколько заброшенных поездов, просто вагонов, были и товарняки, багажные вагоны, вагоны-рестораны. На самом деле не так уж и много - походу некоторые отогнали, однако еще много стоит на путях. Корпуса многих уже начинают ржаветь и разваливаться, заглядывали внутрь нескольких плацкартов - сильно побитые, растасканные на металлолом, фотографии не буду выкладывать, немного не впишутся в яркий солнечный отчет) В целом - в такую погоду прогуляться было отлично, но было ужасно жарко. Еще на территории растет много кустов ежевики (?), очень колючей. Итак, фотографии с поездов:

1. Попав на железнодорожное полотно и пройдя заброшенные цеха, мы видим такую картину. Слева рельсы уходят вдаль по направлению в сторону Нового Афона, справа стоят забытые поезда.

2. Подойдем поближе к одному из поездов, внутри - типичные плацкартные. Бурная растительность проросла вагон изнутри и бьется наружу из окошка двери. Изощримся, наклонимся и сделаем такой вот кадр "взгляд снизу".

3. На земле у рельсов находим привет из советского прошлого.

7. А вот и вагоны товарняков, также часто встречаются мачты ЛЭП и другие железнодорожные вышки.

8. Когда мы проходим вдоль всех поездов в сторону от центра города, становится виден вагон с краном для погрузки и разгрузки путевых материалов.

9. В некоторых местах корпуса вагонов значительно повреждены временем.

10. Железная дорога, уходящая вдаль.

11. Встречаются и цистерны, номер на одной из цистерн на фоне зеленеющей травы.

12. Пойдем обратно, в сторону вокзала. По пути продолжаем фотографировать.

13. Заглавная фотография.

После того, как осмотрели поезда на путях - обошли основную их часть, вернулись к самому зданию вокзала, которое вы увидите на фотографиях. Приведем сначала краткую историческую справку:

"Железная дорога пришла в Абхазию в начале 30-х годов XX века. В 1940 году был открыт участок от станции Ингири до Сухуми (с веткой на Ткуарчал), а в 1942 году, после завершения укладки пути на участке Сухуми - Адлер, началось сквозное рабочее движение на всём протяжении Черноморской железнодорожной линии. В постоянную эксплуатацию она была принята лишь в 1949 году и вошла в состав Закавказской железной дороги. Современное здание вокзала было построено в середине 50-х годов XX века. В начале 1992 года через станцию Сухум курсировали поезда: № 13/14 Москва - Тбилиси,№ 35/36 Москва - Цхалтубо,№ 47/48 Москва - Батуми,№ 51/52 Москва - Сухуми,№ 55/56 Москва - Ереван,№ 121/122 Москва - Сухуми,№ 183/184 Ростов-на-Дону - Ереван,№ 207/208 Киев - Тбилиси,№ 265/266 Москва - Ереван,№ 267/268 Москва - Тбилиси,№ 545/546 Санкт-Петербург - Сухуми,№ 587/588 Сочи - Ереван,пять пар пригородных поездов до Сочи,две пары пригородных поездов до Ткуарчала.
В результате вооружённого конфликта 1992-1993 гг движение по станции Сухум было полностью прекращено. После прекращения боевых действий станция обслуживала только две пары пригородных поездов: Сухум - Псоу (российско-абхазская граница), Сухум - Очамчыра.
5 декабря 2002 по мосту через реку Псоу прошел электропоезд Сухум - Сочи. В 2004 на участке Абхазской железной дороги (от Псоу до Сухума) начались полномасштабные восстановительные работы, производившиеся силами российских строительных организаций. На период производства ремонтных работ движение электропоездов было прекращено. 10 сентября 2004 года по Абхазской железной дороге прошёл первый поезд дальнего следования, состоявший из нескольких вагонов беспересадочного сообщения Сухум - Москва (от станции Весёлое до Москвы эти вагоны шли в составе скорого поезда № 75/76). Одновременно с этим возобновилось движение электропоезда Сочи - Сухум. По состоянию на лето 2010 года станция Сухум обслуживала 1 пару поездов № 627/628 сообщением Москва - Ростов-на-Дону - Сухум (3 прицепных вагона к поезду № 75-76 «Адлер-Москва»)." ()

Итак, мы подошли к зданию вокзала. За два года, что нас тут не было, тут ничего не поменялось. Внутрь главного зала ожидания мы не пошли - во-первых, оно было заколочено, а единственный залаз поражал уровнем своей "чистоты". Поэтому мы решили сразу двинуть на крышу на шпиль, зайдя внутрь и поднявшись в полной темноте по нескольким лестницам, пройдя несколько переходов, мы оказались на первом ярусе крыши. Тут можно отдохнуть, насладиться видами на город, тут много места, красивое оформление потолков, центральной части низа шпиля. Но нам хотелось большего, и вот мы уже ползем выше, по следующим лестницам. Таким образом мы добрались до ротонды на крыше. Она оказалась вся увешана антеннами и оборудованиями, а также был облом в том, что до звезды достать невозможно - это же не Котельническая высотка=) Ну да ладно - еще оказалось, что с обратной стороны вокзала припаркована милицейская машина, поэтому мы решили особо не палиться и долго там не торчать. Снизу пробыли подольше. Стало понятно, что половина вокзала сгорела капитально - рухнула крыша и перекрытия, а вот вторая сохранилась поцелее, но сверху по крыше и чердаку я ходить бы точно не стал. С другой стороны вокзала виднелась еше одно пространство за красивыми колоннами, мы его запомним, но вернемся попозже, уже в другой день, когда будем снимать закат.

14. Здание вокзала - взгляд со стороны железной дороги. Несмотря на типичность архитектуры того времени, мне это здание нравится. Как нравятся и здания Речного вокзала в Москве, павильонов ВВЦ похожей архитектуры и многие другие. Пальмы также радуют глаз москвичей)

15. А вот и фотография нового перехода, который был реконструирован совсем недавно.

16. Еще немного фотографий площади перед вокзалом. Особо внимательные заметят в кадре не только пальмы, но и маленькую собачку.

17. Теперь обойдем вокзал кругом, попутно полюбовавшись колоннами по бокам от бывшего главного входа. А вот и он. Раньше люди покупали билеты в кассах внутри вокзала, отдыхали в залах ожидания, в цивильных условиях. Теперь билетные кассы ютятся в маленьком здание с другого края, там можно купить билет только на пару единственных поездов. Кстати, реставрация этого вокзала давно в планах, но на сентябрь 2011 конкретно в самом здании ремонт не начался.

18. Преодолев сырой и грязный первый этаж и поднявшись по узким и старым лестницам, мы оказываемся на 1 ярусе крышей под колоннами. Сделаем отсюда первый кадр в сторону гор. На переднем плане привокзальная площадь, сюда приезжают все маршрутки и автобусы, которые едут в Сухум из других городов. Прямо по центру виднеется пешеходный переход - заходить в него я бы не советовал. По бокам отнего стоят два пятиэтажных советских дома - на них сохранились типичные вывески того времени "Трикотаж" и "Промтовары". Вдали виднеются пригороды Сухума и горы.

19. Оглянемся на шпиль со звездой. Кадр лучше будет далее с вечерней вылазки.

20. Псевдопанорама в сторону железнодорожной станции "Гума" и центральной части города Сухум - по центру справа. Погода просто отличная! Спереди виднеется полностью выгоревшая часть вокзала с рухнувшей крышей.

21. Попытка сделать кадр в ротонде под шпилем со звездой. Почти на каждой колонне установлен кронштейн для антенн сотовой связи.

22. Спускаемся вниз и идем на улицу - сделаем теперь кадр вокзала с северозападного угла. Ранее двери справа были открыты и можно было запечатлеть остатки советской лепнины на потолке (см.прошлый отчет). Теперь все заколочено - оно и к лучшему. Над дверьми висит картинка с поездом. Кстати на вокзале видна надпись "Сухумский вокзал", а с другой стороны написано "Авокзал" (как и многие другие названия).

На этом наша прогулка в этот день продолжилась, но это уже совсем другая история=) Через несколько дней мы вернулись к вокзалу на закате - при том мы вроде бы верно рассчитали время, но троллейбус (кстати в Абхазии появились новые и очень красивые оранжевые троллейбусы с электронным таблом) немножко припоздал и мы соответственно тоже. Прибыв к месту, мы увидели, как солнце стремительно начинало прятаться за горизонтом. Поторопившись, мы все же успели подняться к шпилю и заснять город и вокзал в вечерних красках, когда солнце скрывалось вдали.

23. Шпиль еще раз. Теперь уже на фоне неба в вечерних сумеречных красках.

24. Сделаем кадр из пространства с колоннами, где стоим мы на другое похожее, но без шпиля с другой стороны вокзала. Позже мы пройдем туда по крыше. Кстати чего особо бы делать не советовал, так как в некоторых местах чувствуется, что надежность листов не особая.

25. А вот мы уже и там - кадр на центральную часть вокзала со шпилем на фоне заката и гор.

26. Похожий кадр уже был, на этот раз - вечерний. Кстати в тот вечер где-то был пожар или горела мусорка, поэтому на город в этом районе спустилась легкая дымная пелена (позже, чем на кадре, поэтому особо продолжать без штатива не было смысла).

27. Как же закат - без закатного кадра. Солнце начинает скрываться за горизонтом, слева вдали виднеется море, а слева снизу и в центре - новый переход и заброшенные поезда.

28. По мановению ока солнце заходит. Сделаем похожую фотографию, но через колонны.

29. Кадр на центральную часть вокзала, где мы с девушкой встречали закат. На этот раз - чтобы увидеть эту часть более полно.

30. Обернемся на железнодорожные пути, уходящие вдаль и увидим множество грузовых поездов. Но они несильно портят картину, ведь над горами вдали - красивое сумеречное небо.

31. А вот и снимок внутри террасы на крыше (с кадра 24).

32. В это время краски на небе стали принимать совсем сказочный цвет - сделаем заключительный кадр на шпиль со звездой.

На этом очередной отчет заканчивается, но далеко не заканчиваются отчеты из Абхазии. Будет еще много интересного.

В Петербурге исчезают не только здания, но и железные дороги. «Канонер» решил найти в городе все заброшенные пути и объекты инфраструктуры. Список постепенно пополняется.

Центр

Путь к ТЭЦ и комбинату «Ладога»

Железная дорога по левому берегу Невы вела от станции Навалочная к ТЭЦ и комбинату «Ладога» на Синопской набережной. С конца XX века она практически не использовалась, однако сами рельсы оставались, в том числе почти на всем протяжении Синопской набережной вдоль береговой стенки. Железнодорожный мост через Обводный канал, располагавшийся западнее Шлиссельбургского моста, был разобран на рубеже 2010 и 2011 годов . Ржавые рельсы возле моста Александра Невского сохранялись примерно до 2013-го.

Сейчас можно найти несколько напоминаний о пути. Это светофор на Мельничной улице напротив дома 4, бетонная лестница, спускавшаяся к рельсам, в Деминском саду, пост охраны переезда на проспекте Обуховской Обороны, 8, корпус 2 (была версия, что его снесут ради развязки, но домик сохранили), а также несколько шпал напротив дома 10 по Мельничной.

Север

Путь к Северо-Западной ТЭЦ

В 1994 году началось строительство Северо-Западной ТЭЦ в 3-й Конной Лахте, 34. Тогда же туда подвели железную дорогу от станции Морская Сестрорецкой линии. На территории ТЭЦ создали станцию Лахта-Техническая. Сейчас путь заброшен. Местами между рельсами растут деревья, а местами рельсы демонтировали.

Мост над Черной речкой

Металлический мост через Черную речку был собран с использованием заклепок, что, вероятно, относит его к дореволюционному периоду. По нему проходила Сестрорецкая железная дорога. После войны чуть ниже по течению навели железобетонную переправу на два пути. Правда, положили полотно только под один путь, а вторая половина пустует и используется только пешеходами. Старый мост перестал использоваться и теперь ветшает.

Озерковская линия

Солунская улица своей формой сохранила память об Озерковской линии Приморской железной дороги. Она шла от Приморского вокзала (стоял на месте нынешнего дома № 15 по Приморскому проспекту) вдоль восточной стороны Коломяжского проспекта, а затем проходила по Солунской улице.

В 1948 году часть Озерковской ветки отдали под Малую Октябрьскую (детскую) железную дорогу: на участке от перекрестка Коломяжского проспекта и аллеи Котельникова на север по старой трассе проложили узкоколейку. В южном направлении путь пошел вокруг Комендантского аэродрома до Старой Деревни.

В 1964 году после трагедии, когда на переезде с 3-й линией 1-й половине (по ошибке часто говорят, что с 2-й Никитинской улицей) самосвал столкнулся с мотодрезиной, было решено убрать участок от Коломяг до Старой Деревни, а в 1991 году демонтировали рельсы с Солунской улицы. С тех пор она стала полноценной автомобильной дорогой. Правда, местами разбитой.

Путь к заводу имени Климова

Во второй половине XX века заводу имени В. Я. Климова (ныне ОАО «Климов», входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) отвели площадку на северном берегу Шуваловского карьера. Там создали испытательную станцию. Для доставки горючего топлива туда проложили железную дорогу от станции Шувалово через Новоорловский лесопарк. Позднее от нее сделали ответвление к Росрезерву.

В 1999 году по пути к заводу Климова проложили детскую железную дорогу; для этого положили третий рельс посередине. Были сделаны три станции - Шувалово, Лесная (у реки Каменки) и Береговая (у Физтеха на нынешней улице Академика Харитона). Однако проработал маршрут один год. Ее закрыли, третий рельс украли, а сам подъездной путь ныне используется только до Росрезерва.

Путь к заводу «Светлана»

Завод «Светлана» был основан в конце XIX века. Его построили на ныне несуществующем Большом Латкинском проспекте (проходил почти параллельно Светлановскому проспекту). До войны к предприятию подвели подъездной путь от станции Удельная; он начинался примерно от перекрестка Удельного проспекта и Кубанской улицы и проходил по границе Удельного парка. Когда в 1954 году строили «сталинку» на Нежинской улице, 4, ее аккуратно разместили вдоль насыпи - для этого пришлось срезать угол.

В российское время ОАО «Светлана» перестало использовать подъездной путь. А в 2004 году, по словам очевидцев, демонтировали рельсы - во время капитального ремонта проспекта Энгельса, убрали и переезд через проспект. При этом на всем протяжении железки остались шпалы, сохраняются будка переезда, светофоры и ограничительный бетонный столбик.

Путь к заводу «Русский дизель»

Путь шел к заводу «Русский дизель», располагавшемуся на Большом Сампсониевском проспекте, 30. Когда железную дорогу проложили, точно неизвестно. На довоенной аэрофотосъемке ее не видно, но в 1970-х она уже существовала. Кстати, в 1957 году здесь, рядом с домом 12, был установлен паровоз, на котором Ленин возвращался из Финляндии в 1917 году, то есть тогда здесь был как минимум тупик.

Возле дома № 6 ветка раздваивалась и образовывала станцию. Рядом, у 8-го дома, стоял семафор. Сейчас на месте путей газон.

До 2010 году на Лесном проспекте перед перекрестком с Нейшлотским переулком стояли шлагбаумы. При реконструкции трамвайных путей их демонтировали.

От пути сохранился стрелочный пост - небольшой домик рядом с автозаправкой в Нейшлотском, 12, и автомойкой. В апреле 2012 года он горел, но сейчас это незаметно.

Путь к заводу «Красный выборжец»

Путь идет от станции Финляндской-Товарной на северную площадку завода «Красный выборжец» (Кондратьевский проспект, 6). Он пересекает две улицы - Минеральную и Арсенальную. Оба переезда не используются как минимум с начала 2010-х. В начале 2018 года были демонтированы шлагбаумы и светофоры на Арсенальной; на Минеральной они остаются по данным на март 2018-го.

Путь к Политехническому институту

Комплекс Политехнического института был построен в 1899–1903 годах. Предположительно тогда же к нему подвели собственную железнодорожную ветку от станции Ручьи. Она проходила по южной стороне нынешней улицы Верности. Собственно, когда строили эту улицу, железная дорога сохранялась вдоль нее.

Убрали ветку примерно в 1980-х годах. При этом старожилы утверждали, что в 2006 году видели остатки шлагбаумов у перекрестка улиц Верности и Бутлерова (корреспондент «Канонера» их не обнаружил). Сохраняется, но постепенно зарастает просека в Пискаревском парке южнее перекрестка Верности и Карпинского - по ней и проходили рельсы. А вот возле Ручьев, под Ручьевским путепроводом, до сих пор можно увидеть куски рельсов, в том числе стрелки, а также бетонные столбики.

Путь к заводам «Химволокно» и «Пластполимер»

Охтинский пороховой завод расположен на Охтинском разливе. Он был создан Петром I в самом начале XVIII века. До наших дней сохранилось несколько зданий конца XIX века; более старых построек нет. В советское время завод был разделен на два предприятия: «Химволокно» (улица Химиков, 28) и «Пластполимер» (улица Коммуны, 67).

Железная дорога была проложена к обоим. Она шла от станции Ржевка через Ржевскую площадь, вдоль нечетной стороны Ржевской улицы (там сохранился деревянный мост через Горелый ручей) и далее разветвлялась на два пути. Один (на «Химволокно») севернее Капсюльного моста пересекал Охтинский разлив (сохранились две насыпи-косы, светофор и деревянные шпалы). Другой (на «Пластполимер») отходил от основного пути у перекрестка с улицей Красина.

Пути разобрали примерно в 2006–2007 годах.

Восток

Переезд на Зотовском проспекте

Прежде Зотовский проспект пересекал Всеволожскую железнодорожную линию по переезду. В августе 2005 года открыли Индустриальный путепровод в створе Индустриального проспекта. После этого переезд демонтировали. От него остался пост охраны переезда.

Путь к заводу «Лентрублит»

Подъездной путь от товарной станции Охта на территорию завода «Лентрублит» (Магнитогорская улица, 51) был демонтирован, вероятно, в 2000-х. Он пересекал Магнитогорскую улицу между домами 32 и 34. На память остались одноэтажный железнодорожный пост (51, литера Я), построенный в 1956 году, и несколько деревянных шпал на пустыре напротив.

Путь к заводу ЛВМБ

От станции Охта шел подъездной путь к механическому заводу Ленинградской военно-морской базы (Новомалиновская дорога, 15). Частично он сохранился (на Якорной улице у дома 17 есть переезд), а далее разобран. К заводу ЛВМБ он подходил по кривой трассе под путепроводом Соединительной железнодорожной линии (вдоль Партизанской улицы, южнее ее) и шел вдоль Новомалиновской дороги, которая имеет здесь полукруглую форму благодаря пути. Сохраниться удалось деревянной железнодорожной будке, построенной в 1949 году; она стоит в самом конце Партизанской улицы за забором.

Путь к фабрикам «Красный ткач» и Писчебумажной

В начале советской власти был построен подъездной железнодорожный путь к фабрике «Красный ткач» (Октябрьская набережная, 50) и Писчебумажной фабрике имени Володарского (Октябрьская набережная, 54). Обе промзоны отданы под жилую застройку ЗАО «БФА-девелопмент» . Железная дорога начиналась от станции Нева из-под нынешнего путепровода, по которому идет Народная улица.

В 1940-х годах вдоль южной стороны рельсов проложили дорогу на Пруды (в 1964-м была переименована в улицу Новоселов). В связи с закрытием фабрик в российское время линия перестала использоваться, и в декабре 2011 года ее демонтировали , а в 2012-м заасфальтировали бывшие переезды на Дальневосточном проспекте и проспекте Большевиков.

Тем не менее там остается светофор - у дома 45 по улице Новоселов.

Путь на Грязный остров

Когда-то от Портовой железнодорожной линии на Грязный остров шел подъездной путь. Он вел на Ленинградский гидролизный завод (ныне ЗАО «Петроспирт»), занимавший весь этот остров. Постепенно ветку разобрали, и сейчас на ее месте свалка. Но остался деревянный железнодорожный мост через реку Ольховку. Свободного доступа к нему нет, но переправу видно из-за забора.

Путь на склад Ленобпотребсоюза

Между улицами Маршала Говорова и Ивана Черных (улица Ивана Черных, 35) находился складской комплекс Ленобпотребсоюза. К нему с улицы Говорова подходил подъездной путь. Он был убран в период с 2009 по 2011 год, потом еще в течение пары лет демонтировали стрелку восточнее переезда. Сейчас от пути остался светофор.

Ранее Варшавская линия шла от одноименного вокзала точно на юг, а после Дунайского проспекта плавно поворачивала на юго-восток и сливалась с нынешним варшавским ходом у станции Шоссейная. Она оставалась, когда вдоль нее строили «сталинки» в 1950-х годах, а затем, в 1960-х, - хрущевки. Убрали ее в 1967 году: на участке от Соединительной линии до Шоссейной маршруты поездов отвели на Балтийскую линию (читайте ниже).

К застройке бывшего полотна приступили в 1980-х - на участке между Бассейной и Ленинским, продолжили в 1990-х и завершили в середине 2000-х возведением комплексов «Янтарный берег» и «Северное сияние» от ЛЭК (ныне «Л1»). В составе застройки остался свободен от домов бульвар между Краснопутиловской и улицей Галстяна.

Остались и более заметные остатки. В самом начале Варшавской улицы над ней есть путепровод, по которому пути на Варшаву пересекала Соединительная линия. Рядом с «Мебельным континентом», чуть севернее «Корпусного проезда», в земле сохраняется автомобильный тоннель; он был построен в 1960-х под рельсами для соединения двух площадок «Электросилы», а в 2008-м его частично демонтировали .

Возле нынешнего торгового комплекса «Лето» Варшавская линия проходила под мостом, по которому, в свою очередь, идет Окружная железнодорожная ветка. Но мост решили не сносить - под ним пустили западный проезд Пулковского шоссе. А чуть далее сохраняется насыпь, обрамленная лесополосами. 600-метровый отрезок сохранился за автосалоном и заправками на Пулковском шоссе, 42–44. Частные фирмы его частично перекопали, создали автостоянки и проезды, но ряды деревьев по-прежнему хорошо видны. Там же сохраняется заброшенное здание железнодорожного назначения.

В российское время процесс исчезновения варшавского хода продолжается. В 2001 году был закрыт Варшавский вокзал, а все поезда перевели на Балтийский. А в 2012-м демонтировали почти все вокзальные пути . Остался только один: по нему предстоит вывезти экспозицию Музея ОЖД в новое место, которое строится рядом с Балтийским вокзалом . А над путем стоит автомобильный виадук, по которому можно проехать с Московского проспекта к Митрофаньевскому шоссе. А в будущем на месте рельсов ЗАО «ССМО „ЛенспецСМУ“» возведет жилой микрорайон «Галактика».

Соединительный путь между Варшавской и Балтийской линиями

Перед закрытием участка Варшавской железнодорожной линии в 1967 году был построен соединительный путь от станции Корпусное Шоссе до Броневой. В рамках проекта над новым путем навели железобетонный путепровод, по которому идет Соединительная линия.

После закрытия Варшавского вокзала и планов застройки его путевого развития (читайте выше) соединительный путь стал ненужным. В 2013 году на нем еще лежали рельсы, а в 2014-м они отсутствовали. Под путепроводом образовался продолговатый водоем, поскольку вместе с рельсами убрали насыпь, причем последние шпалы (южнее путепровода) извлекли предположительно летом 2016 года - весной они еще были. А в 2014–2016 годах на месте участка пути построили подстанцию (Рощинская улица, 3, корпус 2).

Соединительная ветка

В первой половине XX века существовала линия, которая начиналась от Варшавского вокзала (от Бычьего поста), пересекала Московский проспект по переезду южнее дома 91 и далее соединялась с ныне существующим путем вдоль Черниговской улицы.

В 1930 году на переезде произошло ДТП: столкнулись трамвай и грузовой поезд. Это случилось, в частности, из-за того, что не были закрыты шлагбаумы. Почти сразу переезд был закрыт, а в 1938 году построили жилой дом на Московском, 106, который разместился прямо на месте рельсов.

В полном виде осталась восточная часть соединительной ветки: путь подходит прямо к дому 106. Там же расположена товарная станция Бадаевская. А на западной стороне Московского рельсы убраны, но форма и расположение зданий дают представление о том, как они лежали. Там же, у дома 6 по Малой Митрофаньевской улице, сохранился светофор.

Путь на 161-й военный склад

Военный склад располагается в комплексе зданий Интендантских магазинов на Ялтинской улице, 10. Путь шел к нему от Варшавской железнодорожной линии вдоль соединительной ветки и пересекал Митрофаньевское шоссе. Переезд на Митрофаньевском по-прежнему сохраняется, хотя восточнее рельсы разобраны.

Пусть к Центральной ТЭЦ

В прошлом от Черниговской улицы до Центральной ТЭЦ (набережная Обводного канала, 76, литера У) проходил подъездной железнодорожный пусть. Он пересекал перекресток улиц Киевской и Булавского. Разобрали путь не ранее 2007, но не позднее 2011 года. О прежней железной дороге напоминают конфигурация участков и одноэтажный домик севернее перекрестка (набережная Обводного канала, 76, литера Ш), числящийся в документах как «здание сторожевой будки и стрелочников».

Путь к складам Московской овощебазы

Железнодорожный путь существовал как минимум с довоенных времен. Тогда он обслуживал только Московскую овощебазу на Предпортовой улице, 6. После войны путь удлинили. В 1970-х годах проложили Кубинскую улицу, и на пересечении с железной дорогой сделали переезд. По меньшей мере с 2015 года ветка не используется, а пост переезда стоит с разбитыми стеклами. В 2019 году переезд хотят убрать . Кстати, рядом, в 80 метрах севернее, существовал еще один переезд; сейчас он заасфальтирован.

Путь к ДСК

В советское время между Благодатной и Кузнецовской улицами восточнее проспекта Юрия Гагарина находился Кузнецовский ДСК (ДСК № 4). К нему вел подъездной путь от Соединительной железнодорожной линии.

Возле дома 63 он пересекал Благодатную улицу; там существовал переезд. Его демонтировали предположительно не ранее лета 2007 года за ненадобностью: корпуса ДСК в 1990-х годах были распроданы. До 2012 года, когда прошел капремонт улицы, оставались основания шлагбаумов на тротуарах.

На сей день сохранилось одноэтажное здание дежурного по переезду. Сейчас оно закрыто высоким забором.

Путь к заводу «Стройфарфор»

Подъездной железнодорожный путь вел от Московской линии (примерно от путепровода Александровской Фермы) к заводам «Керамика» и «Стройфарфор». В 2012 году их снесли, а сейчас там ведется строительство высотного жилого комплекса от группы «ЛСР». После этого путь использовался металлобазой на Софийской улице, 61, корпус 2. А в сентябре 2017 года был демонтирован переезд на Софийской улице .

Путь к мясокомбинату «Самсон»

Однопутная дорога от Окружной линии возле станции Среднерогатская к мясокомбинату «Самсон» на Московском шоссе, 13, была проложена предположительно в 1930-х годах, когда возвели первые корпуса предприятия. Путь имел форму буквы С. Внутри «буквы» в 1960-х годах построили теплицы предприятия «Лето», созданного при совхозе «Тепличный».

Когда в 2010–2011 годах формировали земельные участки для жилой застройки бывших теплиц, то конфигурацию железной дороги вместе с ее полосой отвода сохранили, и жилые дома встали вдоль нее. На месте прежних рельсов сейчас местами разбит сквер (в северной части), а местами территория, поросшая самосевом, огорожена, кое-где лежат железобетонные шпалы (в западной части). Фрагмент рельсов можно увидеть на проезжей части внутриквартального проезда северо-восточнее дома 36, корпус 4, по Пулковскому шоссе.

Путь к НПО «Ленстройробот»

Мельничную улицу у дома 13 пересекает железнодорожный путь, который прежде вел на территорию НПО «Ленстройробот» (улица Профессора Качалова, 11). Сейчас рельсы еще лежат, но дорожное покрытие Мельничной уложено поверх них.

Пригороды

Ветка Раздельная - Лисий Нос

В 1894 году была открыла железнодорожная линия Лахта - Раздельная с ответвлением к Финскому заливу, где была организована пристань. От нее отправлялись пароходы в Кронштадт. Пассажирское движение по трехкилометровому ответвлению прекратилось к 1928 году. Тогда же ликвидировали станцию Лисий Нос, располагавшуюся у пристани, а ее название дали станции Раздельная.

В годы войны к использованию ветки вернулись; по ней подвозили грузы к заливу, а оттуда отправляли их в Кронштадт и Ломоносов. Маршрут назывался Малой дорогой жизни.

Впоследствии фрагмент этой ветки от Мариинского проспекта до Финского залива демонтировали, взамен обустроив грунтовку. И построили новый путь - от Мариинского в прямом направлении до дамбы. У дамбы сделали станцию Лисий Нос - Экспорт. Скорее всего, ее использовали до окончания строительства дамбы, а именно до 2011 года. А в 2012-м железку продали с торгов как «движимое имущество, подлежащее утилизации». Впрочем, компания-победитель ООО «Транспорт» до сего дня демонтаж так и не начала , а заброшенные рельсы вместе со светофорами и будками сохраняют память о дореволюционной и военной истории поселка.

Императорская ветка

В 1895 году была построена ветка от станции Александрвской до Царского павильона (Академический проспект, 35б). Подъезд осуществлялся со стороны Гатчины, и чтобы доехать из Царского Села в Петербург, поезду с императором приходилось менять направление в Александровской. Ветка сохранилась посейчас и до недавнего времени использовалась как подъездной путь к заводу «София» (Павильон Урицкого, 1), возникшему на месте бывших паровозно-вагонных сараев Императорской ветки.

На пути следования сохранился мост через Кузьминку, вернее, водопропускная труба (полностью находится в теле насыпи). Она однопролетная арочная с полуциркульной перемычкой. Фасады облицованы натуральным камнем - известняком и гранитом, арка выложена веерной кладкой. Сейчас труба находится в хорошем состоянии.

В 1897–1898 годах была построена вторая ветка - от Царского павильона на север. Она была необходима, чтобы поезд не заезжал в Александровскую при движении в Петербург и обратно. От ветки остались две руинированные опоры моста через Кузьминку, оказавшиеся в воде после создания Верхнего Кузьминского водохранилища. Опоры сложены из известняка и гранита, сохранились участки штукатурной отделки и карнизов.

Третья железнодорожная ветка, получившая название Императорская, была сооружена в 1899–1902 годах. Она представляла собой самостоятельный путь от специального павильона у Витебского вокзала (Загородный проспект, 52, литера Р) до Царского павильона. На этой трассе расположены три руинированных моста - восточнее Кузьминского кладбища, на территории Буферного парка напротив дома 5 по Детскосельскому бульвару и в конце Песочной улицы. Первый был над рекой Кузьминкой, остальные - над дорогами. Во всех случаях остались по две руинированные опоры, причем на Песочной они превращены в ворота садоводства.

Форма садоводства юго-восточнее перекрестка Ленинградской улицы и Петербургского шоссе объясняется тем, что вдоль него императорская ветка заворачивала.

Отыскали любители железных дорог и заросшие мосты в полях юго-восточнее пересечения Витебского проспекта и строящейся скоростной дороги на Москву, а также невдалеке от станции Паровозный Музей.

Варшавская линия, дублирующий путь

На аэрофотосъемке 1942 года в поселке Александровская виден железнодорожный путь, который шел в створе улицы Новые Места. В конце Рехколовского переулка от него осталась насыпь, поросшая травой. Для чего путь использовался и когда рельсы сняли, установить не удалось.

Ветка Пушкин - Колпино

Ветка с промежуточной станцией Красная (Московская) Славянка была построена в 1932 году. Поезд из 10 вагонов ходил в обе стороны по пять раз в сутки. Во время войны железную дорогу разобрали, а затем восстановили. Действовала она до середины 1960-х годов. С тех пор многие пути исчезли.

Однако до недавнего времени сохранялся путепровод, по которому Московское шоссе пересекало рельсы (вернее, не рельсы, а место, где они лежали). Весной 2013 года виадук снесли . Взамен построен, но пока не открыт путепровод-петля для разворота.

Сейчас от линии остался действующий путь в промзону «Восточная» (между шоссе Подбельского и Промышленной улицей), а также несколько бетонных шпал вдоль Торопецкой улицы.

Станция Ижоры

Станция под названием Ижоры была открыта в 1911 году в Усть-Ижоре. В 1940-х прошедшая рядом с ней улица получила название Станционная. В 1950-х рядом с Усть-Ижорой был построен поселок Металлострой. Он расположился северо-западнее станции Ижоры, а потому на Волховстроевской железнодорожной линии создали новую остановку - 19-й километр (в створе Садовой улицы Металлостроя). Позднее название Ижоры перешло на нее, а старые Ижоры перестали обслуживать пассажиров.

До сего дня возле путей сохранился одноэтажный деревянный вокзал (Станционная улица, 37). Он пустует предположительно с 2013 года. Здание разорено. Лицевой фасад, обращенный на железную дорогу, раскрасили вандалы. 5 июля 2017 года вокзал сгорел .

Сооружения возле станции Ижорский Завод

Ранее вдоль северо-восточной стороны Московской железнодорожной линии на участке между Усть-Ижорским шоссе и колпинской улицей Урицкого располагалось два дополнительных пути (трассировку на немецкой аэрофотосъемке 1942 года). Они пересекались друг с другом посредством железобетонного путепровода. Для уменьшения угла подъема один из путей проходил в полутоннеле. Как можно предположить, эти дороги были необходимы для безопасного перемещения поезда на другую сторону линии (сейчас этой цели служит путепровод в Рыбацком возле Вагонного проезда).

От прежних сооружений сохранилось несколько напоминаний. Полутоннель превратился в длинный пруд - 650-метровый. Он официально числится водным объектом. Остается и железобетонный путепровод: под ним проходит разбитая грунтовка, а само мостовое полотно заросло травой. Каменный арочный мост над рекой Ижорой, датирующийся 1847 годом, используется как пешеходный, а от каменного путепровода через Загородную улицу остались только устои.

Путь к 55-му металлообрабатывающему заводу

В Стрельне в конце Львовской улицы сохранились остатки пути, который некогда вел от Балтийской железной дороги на 55-й металлообрабатывающий завод. За пределами проезжей части рельсов уже не осталось.