Норман фостер архитектор биография. Музей изящных искусств в Бостоне

Сэр Норман Фостер — один из наиболее интересных и прославленных архитекторов современности. Мастер, которому удалось совершить почти невозможное: быть революционером и новатором, одновременно оставаясь человеком, формирующим правила архитектурного истеблишмента. Бюро Нормана Фостера с завидной регулярностью возводит знаковые объекты по всему миру: его зданиями гордятся и осторожные в экспериментах европейские столицы, и избалованные разнообразием небоскребов города Нового Света. А уж творения Фостера в Азии задают тон новому строительству региона, становясь неотъемлемой частью облика городов.

Разнообразие идей и типологий работ архитектора делают его сооружения узнаваемыми и уместными в любом контексте. Современная нота в историческом квартале столичного мегаполиса, реновация культурного памятника или модернизация фабрики в небольшом провинциальном городке, грандиозная постройка — символ в новом городском образовании — все подвластно неуемной фантазии мэтра! Его здания обрастают легендами и затейливыми историями еще на стадии строительства. Придумывание забавных прозвищ и бурные обсуждения — повсеместная реакция на творения, которые Фостер предлагает миру. (Чего стоит один только лондонский «Огурец»!) При этом его здания подчеркнуто функциональны и рациональны. Количество инженерных технологий, предложенных архитектором и ставших инновационными в общепринятой практике той или иной страны, просто поражает. Почти каждая из фостеровских построек выигрывает у сооружений соперников по каким-либо особым параметрам. Британскому архитектору регулярно удается придумать еще что-то неожиданное, что позволяет ему продолжать быть лучшим и формировать действительность, которая в разной степени затрагивает жизнь огромного числа людей.

Изучая такую яркую фигуру архитектурного небосклона современности, не перестаешь удивляться: как в скромном парнишке из простой рабочей семьи Манчестера проявился такой мощный творческий потенциал? И как ему удалось убедить сначала чопорных британцев, а потом и остальной мир в своей исключительности? А ведь сегодня сэр Норман Фостер не просто один из самых влиятельных мэтров архитектурной практики, титулованный член британского общества (носит титул Baron Foster of Thames Bank), лауреат престижнейших Императорской и Притцкеровской (1999) премий и огромного количества иных профессиональных наград. Его имя — синоним респектабельности и яркости художественного образа в современной архитектуре.

Мастеру не только удалось получить признание в профессиональных кругах, сделавшее его одним из авторитетнейших специалистов в проектировании и строительстве комплексов самого сложного уровня. Он активно способствует распространению по планете целого архитектурного стиля в течение десятилетий, что в наше время вообще почти немыслимо. Обилие визуальной информации и быстрота смены картинки настолько избаловали современного человека, что интерес к чему-то, находящемуся вне рамок моды или актуального тренда, сохраняется только в исключительных случаях. Фостер создал архитектуру, которая каждый раз и становится этим исключением из правил, уникальным явлением, вызывающим неподдельный интерес у людей разных национальностей, культурного и социального багажа, различных профессиональных интересов.

Хай-тек, родившийся из совместных с Ричардом Роджерсом и другими соучениками по Йельскому университету проектных экспериментов, благодаря методичной проработке и развитию в последующих сооружениях Фостера, стал общепризнанным мировым архитектурным стилем, в рамках которого выросло уже несколько новых ярких мастеров. Конечно, Фостер не был единственным архитектором, активно пропагандировавшим в своих проектах «высокотехнологическую» стилистику. Но именно в его творениях увлечение техницизмом приобрело подлинные масштаб и величавость, присущие любому «большому стилю». Удивительно другое: как человеку, приверженному четким эстетическим принципам, удается с каждой новой работой не просто по- вторить успешное решение, но развить его настолько, чтобы опять оказаться на гребне волны, не потеряться и не отойти в тень на фоне изобилия архитектурных фантазий молодого поколения? Ведь новые проекты почти 80-летнего сэра Нормана Фостера по-прежнему остаются заметными и обсуждаемыми в самых широких кругах! Тем интереснее более подробно поговорить об удивительной архитектуре этого мастера, задающего тон в современном зодчестве с искусством подлинного экспериментатора.

Норман Фостер родился 1 июня 1935 года в индустриальном городе Британии — Манчестере — в семье рабочих, далекой от архитектуры. Они жили совсем небогато, поэтому мальчик не мог рассчитывать на широкий выбор в вопросе будущей карьеры. Из-за финансовых трудностей семьи он ушел из школы в 16 лет и устроился в офис казначейства Манчестера. В свободное время юноша изучал торговое право и пробовал рисовать. Затем пошел служить в Королевские ВВС, где стал дипломированным пилотом. Полученные в армии навыки Фостер активно использовал уже потом, собственноручно пилотируя личный самолет в небе над Европой и перелетая от одного своего дома к другому, из страны в страну, с острова на континент и обратно.

После завершения службы в 1961 году будущий архитектор работал в пекарне, затем на заводе и, уже соприкасаясь с вопросами моделирования пространства, стал сотрудником мебельного магазина. Архитектурную профессию Норман начал постигать в Манчестерском университете градоустройства и архитектуры. Благодаря таланту и большому трудолюбию в 21 год он выиграл стипендию на право обучения в . Воспользовавшись этой благоприятной возможностью для продолжения образования, Фостер отправился в Нью-Хейвен, США, где проучился два года (1961-1963) в Школе архитектуры Йельского университета и получил ученую степень магистра. И, что более важно для мировой архитектуры, в Йеле Фостер встретил другого одаренного британца — Ричарда Роджерса, вместе с которым по возвращении в Англию создал «Бюро четверых». (В него вошли также жены архитекторов — Венди Фостер и Сью Роджерс.)

В рамках этого творческого объединения и родился хай-тек — архитектурный стиль, возведший красоту инженерных конструкций в главный художественный принцип построения здания. Сам Норман Фостер неоднократно подчеркивал, что одним из наиболее важных и вдохновляющих примеров для него послужили работы русского инженера В. Г. Шухова с его знаменитыми сетчатыми оболочками и большепролетными перекрытиями. При создании высотных башен Фостер по-своему интерпретировал тему развертывания зримого совершенства конструкции, так восхитившую его в московской Шуховской башне на Шаболовке и других сооружениях своего кумира студенческих лет.

Первым заметным проектом, принесшим Фостеру профессиональное и общественное признание, становится фабричное здание «Рилайенс контроле» 1966 года. Тогда же начинается его долгий путь на архитектурном поприще.

В 1967 году в возрасте 32 лет энергичный британец вместе с двумя коллегами открывает архитектурную фирму «Фостер и партнеры». Занимаясь отдельными проектами относительно небольшого масштаба, он сотрудничает с несколькими крупными мастерами архитектуры и инженерного дела. В 1971 году Фостер построил элегантную структуру пассажирского терминала из металла и стекла (Фред Ольсен Центр в доках Милуолл) в Лондоне. Здесь отразилось его видение организующего потенциала архитектуры: четкая конструкция в стилистике минимализма с элементами хай-тека может формировать модель поведения людей. В том же году был выполнен проект офисного здания для страховой компании «Уиллис, Фейбер и Дюма» в Ипсвиче. Работа велась в сотрудничестве со старшим коллегой и учителем Фостера Бакминстером Фуллером. Амебообразное строение с почти сплошной стеклянной облицовкой, вписанное в криволинейные очертания участка, заметно отличалось от более привычного модернистского окружения с его обилием прямых углов и призматических объемов. Эскалаторы вокруг просторного атриума, сад на крыше и бассейн для сотрудников, который работает в качестве теплоотвода, наглядно продемонстрировали важные для архитектора идеи энергоэффективности зданий и значимости социальной роли архитектуры. Строительство было закончено в 1975 году и, оказавшись весьма успешным, способствовало продолжению сотрудничества бюро «Фостер и партнеры» с компанией заказчика в последующие годы.

Стеклянно-металлические конструкции вообще становятся любимыми материалами архитектора, и именно их обилие отличает эстетику хай-тека. Впечатляющее художественное решение Центра изобразительных искусств Сейнсбери в Норвиче (1974-1978) с его мощной пространственной конструкцией из стекла и металла было отмечено наградами Королевского института британских архитекторов (RIBA) в 1983-м и Американского института архитекторов (AIA) в 1994 году.

Само здание Центра Сейнсбери представляет собой протяженное прямоугольное строение с двухслойными стенами и кровлей, собранными из гибких стальных конструкций. Эти конструкции образуют рамы с пролетом 33 метра, облицованные идентичными панелями. Все коммуникации расположены в пределах пространственных металлических конструкций, видимых только на торцах. Алюминиевые жалюзи с сенсорными датчиками обеспечивают подвижную систему контроля за естественным и искусственным освещением. Предложенная Фостером концепция высокотехнологичной «рамки» для экспонирования произведений современного искусства и пространственная свобода ее демонстрации — именно тот формат, который показался наиболее прогрессивным создателям Центра. В этом «обрамлении» под общей кровлей и находятся свободно перетекающие друг в друга собственно демонстрационные залы, оранжереи, кафе-бар и прочие помещения факультета искусств Центра. Прозрачные боковые окна по всей высоте здания позволяют окружающему пейзажу создать своеобразные «декорации» к тому, что представлено в коллекциях.

Если составлять топ-лист самых эффектных и значительных построек Фостера, то обратит на себя внимание не только разнохарактерность объектов, но и их различное назначение, масштаб и широкая география. В списке «самых-самых» непременно будут многофункциональные небоскребы, реконструкции исторических памятников, музеи и научные центры, общественные и офисные здания, аэропорты, вокзалы, фабрики, кампусы, мосты и другие инженерные сооружения. Попробуем остановиться на некоторых из них.

Среди наиболее выдающихся построек Фостера выделяют «Огурец», он же башня «Мэри-Экс, 30» в Лондоне (разработана совместно с Кеном Шаттлвортом; 1997-2000 / 2001-2004); комплекс зданий лондонской мэрии (2002, в том же проектном тандеме); аэропорт Стэнстед в Лондоне (1981-1991) и аэропорт Чеп Лап Кок (1992-1998) около Гонконга — самый большой в мире; «Коммерцбанк» (1991-1997) во Франкфурте и Гонконгский и Шанхайский банк (1979-1986) в Гонконге. Также нужно отметить следующие строения: штаб-квартиру страхового общества «Уиллис» (2004-2007), расположенную в Сити практически рядом с «Огурцом» и другим хай-тек-манифестом — зданием «Ллойдс» (1986) Ричарда Роджерса; стадион «Уэмбли» на 90 000 зрителей (2002-2007, опять же самый большой в мире), а также реконструированный Рейхстаг в Берлине (1999) и такие уникальные инженерно-транспортные сооружения, как виадук Мийо (2004) во и лондонский мост Тысячелетия (1996-2000, совместно с Энтони Каро).

Одной из популярных пространственных структур хай-тека, наряду с вынесенными на фасады коммуникациями и подчеркнуто эстетизированными несущими конструкциями, следует назвать систему вертикальных опор, организующих пространство. Таким своеобразным металлическим «лесом» из стальных вертикалей и подвешенных к ним на тросах алюминиевых сеток является центр компании «Рено» (1983) в небольшом британском городке Суиндон. Отличительной особенностью постройки является потенциальная незавершенность ее композиции, позволяющая в случае необходимости добавлять новые идентичные элементы.

Аналогичную тему прорастающего рукотворного леса, но уже со стеклянными мембранами заполнения, Фостер использовал в аэровокзале аэропорта Стэнстед. Отказавшись от обычной экономии на стандартных элементах, архитектор предложил проектное решение в принципах «сложной простоты»: он акцентировал ритм обманчиво простой сетки колонн качеством отделки и фактурностью более дорогих материалов. Первоначальный проект модернизации Рейхстага, представленный на международный конкурс, тоже базировался на идее легкого, примыкающего к зданию навеса на стальных опорах, обрамляющих площадь вокруг. Позднее, правда, замысел радикально изменился, и Фостер создал новый купол над залами бундестага. Теперь полупрозрачная зеркальная сфера с системой пандусов непрерывного движения позволяет туристам заглядывать в самое сердце немецкого парламента, не препятствуя его работе. Обновленный Рейхстаг стал одной из главных достопримечательностей объединенного Берлина.

Еще в период утверждения на мировом архитектурном Олимпе современности, но уже обладая достаточным проектным опытом, Фостер придумывает здание штаб-квартиры Гонконгского и Шанхайского банка, который становится новой вехой в его творчестве и развитии хай-тека как направления. Согласно оригинальному замыслу конструктивный скелет небоскреба вынесен наружу, гигантские мачты-колонны перехватывают четыре пояса ферм, к которым подвешены промежуточные этажи. Все лифты и вертикальные коммуникации сгруппированы по углам, этажи имеют свободную планировку, а в центре создан 10-этажный атриум. Такое архитектурное решение явилось новаторским для всей отрасли высотного строительства, а само здание на годы стало одним из самых знаменитых современных сооружений в Азии. После успеха гонконгского небоскреба Фостер считается признанным авторитетом именно в области возведения высоток. В последующие годы мастер и его коллеги по разросшемуся бюро активно проектируют высотные здания во всем мире. Наиболее выдающимся его небоскребом следующего десятилетия является головной офис немецкого «Коммерцбанка».

Стойкий приверженец художественного языка высокотехнологичной архитектуры, сэр Норман создает выразительный трехгранный 300-метровый небоскреб, главный современный символ Франкфурта, самое громадное здание Европы с 1997 по 2003 год (после титул перешел к московской «восьмой высотке» — Триумф-паласу и затем — к другим башням московского Сити). Неповторимое сооружение из нескольких нанизанных на стержни трехгранных призм имеет разные по характеру, но одинаковые по значению фасады, каждый из которых исключительно монументален и выразителен. Девять висячих садов, двойная оболочка фасадов с естественной вентиляцией, открывающиеся окна и контроль энергосбережения — все это делает его одним из самых экологически чистых строений в своем жанре. Уровень расхода энергии здесь примерно на 30 % ниже, чем в аналогичных офисных зданиях.

Говоря о современной архитектуре, сэр Норман Фостер неоднократно подчеркивал, что внимание к вопросам экологии и энергосбережения столь же важно, как и облик сооружения. Грамотное сбалансированное проектное решение должно уравновешиваться соответствующим инженерно-техническим наполнением здания.

При строительстве «Коммерцбанка» Фостер в очередной раз предложил новаторский подход к проектированию, сделав акцент на гармонии сооружения с окружающей средой и его энергетической эффективности. Он ушел от традиционной американской модели с полностью кондиционируемыми помещениями, искусственным освещением и одинаковой планировкой этажей вокруг центрального ядра. Архитектор использует главным образом естественные свет и вентиляцию; имеется атриум, проходящий от уровня земли до верхнего этажа; из каждой части здания открывается вид на город. Такие идеи позволили Норману Фостеру назвать это строение «первым в мире экологичным высотным зданием». С инженерной точки зрения основной вклад в подобное техническое совершенство был внесен системой, позволяющей эффективно взаимодействовать системам отопления, вентиляции, безопасности и коммуникаций.

Виадук Мийо — это один из самых длинных, высоких (341 метр) и величественных мостов в мире. Основное назначение грандиозного сооружения протяженностью около 2,5 километра — в составе новой трассы связать Южную Францию с Испанией. Многопролетная вантовая конструкция, изящно вознесшаяся над горным пейзажем, избавила европейцев от многочасовых пробок у переезда через реку Тарн на шоссе А75 — ис- ключительно популярном туристическом направлении в период отпусков.

Как часто бывает с масштабными проектами Фостера, виадук Мийо вызвал широкий резонанс в прессе. Звучали прямо противоположные оценки уместности и целесообразности подобного строительства в отдаленной провинции. В качестве инженера-соавтора выступил французский специалист Мишель Вирложо, а работами занималась французская конструкторская компания «Эйфаж», в которую в том числе входят мастерские, созданные еще Густавом Эйфелем. Несмотря на первоначальные сомнения, сегодня общепризнано, что новый мост, отдельные опоры которого выше самой Эйфелевой башни, стал органичным продолжением высокоскоростной магистрали. И, будучи чисто техническим сооружением, поднялся до уровня подлинного художественного произведения. Обманчиво легкий, он очень удачно влился в живописный французский пейзаж и вошел в число наиболее посещаемых объектов современной архитектуры во Франции. На примере этой работы Фостер в очередной раз продемонстрировал умение сочетать в своих произведениях основные качества подлинного зодчества: пользу, прочность и красоту (принципы классической архитектуры, сформулирован- ные еще древними греками).

После строительства моста Тысячелетия и стадиона «Уэмбли» в Лондоне, практически сразу ставших в ряд с основными туристическими достопримечательностями новейшего времени в городе, сэра Нормана Фостера начали воспринимать как наиболее авторитетного архитектора в родном британском обществе, весьма богатом на громкие имена в зодчестве наших дней. В декабре 2005 года газета «Таймс» объявила его персоной номер один в современном искусстве. Даже давний друг и соперник Ричард Роджерс оказался в роли «догоняющего» со своим исключительно смелым небоскребом «Шард».

В середине 2000-х Фостер находился на пике международной славы. По его проектам возводились крупные объекты в , США, странах арабского мира. Завершив в 2006 году башню «Херст» в Нью-Йорке, архитектор снова доказал, что хай-тек — это исключительно яркое и богатое по своей выразительности художественное течение, а небоскреб — прекрасный инструмент для демонстрации синтеза яркости образа и передовых технологий.

Обладая впечатляющим творческим багажом, накопленным к седьмому десятилетию жизни, Фостер в очередной раз взялся за эксперименты и попробовал охватить своим искусством еще один значительный регион — Россию.

Взаимоотношения с нашей страной у сэра Нормана Фостера сложились весьма неоднозначные, хоть и достаточно интенсивные в определенный период. К началу нового тысячелетия архитектор уже собрал всевозможные международные призы и добился признания не только в родной Британии, но и во множестве других стран. А в как раз в начале 2000-х была особенно востребована идея приглашения зарубежных мастеров. Желание преодолеть разруху и неустроенность 1990-х годов влекло за собой требование крупных знаковых имен для реализации многих амбициозных планов как государственного уровня, так и частных заказчиков.

В 2006 году у компании Фостера были очень большие планы на работу в России. Бюро выполнило несколько крупных проектов для Петербурга, Москвы, Ханты-Мансийска и Екатеринбурга. Прошла персональная выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина, центральное место на ней занимал макет 600-метровой высотной башни «Россия», которая должна была появиться в столичном Сити. Британский мэтр часто приезжал в Москву и лично выступал на нескольких форумах и профессиональных научных конференциях.

Широкий общественный резонанс вызвал проект авангардного здания «Апельсин» (2008) на Крымском Валу, который должен был заменить здание ЦДХ в Москве. Наклонные скрученные дольки динамичного объема скорее напоминали формы Фрэнка Гэри, чем привычные для Фостера оболочки. Возможно, в этой работе сказалось почти 15-летнее сотрудничество мастера с известным инженером и архитектором Бакминстером Фуллером. Практически все замыслы сэра Нормана Фостера активно обсуждались в отечественной прессе, поскольку любой проект мастера подобного масштаба — событие. В силу разных причин ни один его крупный проект так и не был реализован в России. Грянувший международный экономический кризис сначала привел к отказу от строительства гигантской «России» в московском Сити, в 2010 году власти Петербурга объявили о пересмотре результатов конкурса на реконструкцию «Новой Голландии», где ранее (в 2006 году) победила компания «Фостер и партнеры». Проекты башни «Кристалл» в Ханты-Мансийске и реконструкции района в Нагатинской пойме «Хрустальный остров» в Москве так и не были воплощены.

До завершения еще одного проекта на территории бывших республик СССР пока относительно далеко. Это планировочная работа с административным зданием, удивительно напоминающим в некоторых ракурсах лондонский Сити-холл, возводится в рамках большой комплексной стратегии развития района «Белый город» в Баку. (Проект «Белый город Баку» был успешно представлен на ежегодной выставке по инвестициям MIPIM ASIA 2010 в Гонконге и сегодня активно реализуется.)

В итоге на всем постсоветском пространстве предложения лидера мировой архитектуры были осуществлены только в столице Астане.

В новейшей архитектуре имя сэра Нормана Фостера олицетворяет гармоничное единство яркости художественного образа, виртуозной деталировки с многообразием возможностей техники. Его зодчество, опираясь на технологическое совершенство, стремится к максимальной гуманизации окружения, экологичности и сомасштабности разных элементов среды.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА НОРМАНА ФОСТЕРА

Пассажирский терминал «Фред Ольсен Центра» 1967-1971 Лондон,
1971-1975 Ипсвич, Великобритания
Центр изобразительных искусств Сейнсбери, университет Южной 1974-1978 Норвич, Великобритания
Дистрибьюторский центр «Рено» 1983 Суиндон, Великобритания
1979-1986 Гонконг, КНР
Здание аэропорта Стэнстед 1981-1991 Лондон, Великобритания
Телевизионная башня «Торре Кольсеролла» 1992 Барселона,
Центр искусств «Кяр д"Ар» 1984-1993 Ним, Франция
Музей искусств Джослина 1994 Омаха, США
Павильон метрополитена 1988-1995 Бильбао, Испания
Офис «Коммерцбанка» 1991-1997 Франкфурт-на-Майне,
Международный аэропорт Чек Лап Кок 1992-1998 Гонконг, КНР
Реконструкция Большого двора Британского музея 1999 Лондон, Великобритания
1999 Берлин, Германия
2002 Лондон, Великобритания
Мост Тысячелетия 1996-2000 Лондон, Великобритания
Станция скоростных поездов для Всемирной выставки 1997-2004 Лондон, Великобритания
Центр музыкального образования 2004 Гейтсхед, Великобритания
Виадук Мийо 2004 окрестности Мийо, Франция
Здание Верховного суда Сингапура 2005 Сингапур
Мост Вестерн Астра 2005 Стокгольм,
Корпус Филологической библиотеки Свободного университета Берлина 2005 Берлин, Германия
Небоскреб «Дойчебанк Плейс» 1998-2005 Сидней,
Реконструкция главного железнодорожного вокзала 2002-2006 Дрезден, Германия
Небоскреб «Херст-тауэр» 2006 Нью-Йорк, США
Дворец Мира и Согласия 2006 Астана, Казахстан
Стадион «Уэмбли» 2002-2007 Лондон, Великобритания
Штаб-квартира компании «Уиллис» 2004-2007 Лондон, Великобритания
Международный терминал аэропорта Пекина 2007 Пекин, КНР
Башня «Торре Каха Мадрид» 2004-2008 Мадрид, Испания
Железнодорожная станция 2003-2010 Флоренция,
Общественный центр «Хан-Шатыр» 2006-2010 Астана, Казахстан
Высотный жилой комплекс «Тройка» 2004-2011 Куала-Лумпур, Малайзия
Небоскреб «Боу» 2007-2011 Калгари, Канада
Спортивно-развлекательный комплекс SSE Гидро (Колизей) 2005-2013 Глазго, Великобритания
Магазин «Эппл-стор», Зорлу-центр 2014 Стамбул,
Школа менеджмента, Йельский университет 2014 Нью-Хейвен, США

Сэр Норман Фостер - один из наиболее интересных и успешных архитекторов современности. Мастер, которому удалось совершить почти невозможное: быть революционером и новатором, одновременно оставаясь человеком, формирующим правила архитектурной моды. Архитектурное Бюро Нормана Фостера регулярно возводит знаковые объекты по всему миру: его зданиями гордятся и осторожные в экспериментах европейские столицы, и избалованные разнообразием небоскребов города Нового Света. А уж творения Фостера в Азии задают тон новому строительству региона и становятся неотъемлемой частью облика городов.

Разнообразие идей и типологий работ архитектора делают его проекты узнаваемыми и уместными в любом контексте. Современная нота в историческом квартале столичного мегаполиса, реновация культурного памятника или фабрики в небольшом провинциальном городке, грандиозная постройка - символ в новом городском образовании - все подвластно неуемной фантазии мастера. Его здания обрастают легендами и затейливыми историями еще на этапе строительства. Придумывание забавных прозвищ и бурные обсуждения - повсеместная реакция на творения, которые Фостер предлагает миру. (Чего стоит один только лондонский «Огурец»!)

При этом его здания подчеркнуто функциональны и рациональны. Количество инженерных технологий, предложенных архитектором и ставших инновационными в общепринятой практике той или иной страны, просто поражает. Почти каждая из фостеровских построек выигрывает у сооружений соперников по каким-либо особым параметрам. Архитектору из Британии регулярно удается придумать еще что-то неожиданное, позволяющее ему продолжать оставаться лидером и формировать действительность, которая в разной степени затрагивает жизнь огромного числа людей.

Изучая такую яркую фигуру архитектурного небосклона современности, не перестаешь удивляться: как в скромном пареньке из простой рабочей семьи Манчестера проявился такой мощный творческий потенциал? И как ему удалось убедить сначала чопорных британцев, а потом и остальной мир в своей исключительности? А ведь сейчас Норман Фостер не просто один из самых влиятельных мэтров архитектурной практики, титулованный член британского общества (носит титул Baron Foster of Thames Bank), лауреат престижнейших Императорской и Притцкеровской (1999) премий и огромного количества иных профессиональных наград. Его имя - синоним респектабельности и яркости художественного образа в современной архитектуре.

Мастеру не только удалось получить признание в профессиональных кругах, сделавшее его одним из авторитетнейших специалистов в проектировании и строительстве комплексов самого сложного уровня. Он активно способствует распространению по планете целого архитектурного стиля в течение нескольких десятилетий, что в наше время вообще почти немыслимо. Обилие визуальной информации и быстрота смены картинки настолько избаловали современного человека, что интерес к чему-то, находящемуся вне рамок моды или актуального тренда, сохраняется только в исключительных случаях. Фостер создал архитектуру, которая каждый раз и становится этим исключением из правил, уникальным явлением, вызывающим неподдельный интерес у людей со всего мира.

Норман Фостер родился 1 июля 1935 года в индустриальном городе Британии - Манчестере - в семье рабочих, которые далеки от архитектуры. Они жили совсем небогато, поэтому мальчик не мог рассчитывать на широкий выбор в вопросе будущей карьеры. Из-за финансовых трудностей семьи он ушел из школы в 16 лет и устроился в офис казначейства Манчестера. В свободное время юноша изучал торговое право и пробовал рисовать. Затем пошел служить в Королевские ВВС, где стал дипломированным пилотом. Полученные в армии навыки Фостер активно использовал уже потом, собственноручно пилотируя личный самолет в небе над Европой и перелетая от одного своего дома к другому, из страны в страну, с острова на континент и обратно.

После завершения службы в 1961 году будущий архитектор работал в пекарне, затем на заводе и, уже соприкасаясь с вопросами моделирования пространства, стал сотрудником мебельного магазина. Архитектурную профессию Норман начал постигать в университете градоустройства и архитектуры Манчестера. Благодаря таланту и большому трудолюбию в 21 год он выиграл стипендию на право обучения в США. Воспользовавшись этой благоприятной возможностью для продолжения образования, Фостер отправился в Нью-Хейвен, США, где проучился два года (1961-1963) в Школе архитектуры Йельского университета и получил ученую степень магистра. И, что более важно для мировой архитектуры, в Йеле Фостер встретил другого одаренного британца - Ричарда Роджерса, вместе с которым по возвращении в Англию создал «Бюро четверых». (В него вошли также жены архитекторов - Венди Фостер и Сью Роджерс.)

В рамках этого творческого объединения и родился хай-тек - архитектурный стиль, возведший красоту инженерных конструкций в главный художественный принцип построения здания.

Первым заметным проектом, принесшим Фостеру профессиональное и общественное признание, становится фабричное здание «Рилайенс контроле» 1966 года. Тогда же начинается его долгий путь на архитектурном поприще.

В 1967 году в возрасте 32 лет энергичный британец вместе с двумя коллегами открывает архитектурную фирму «Фостер и партнеры». Занимаясь отдельными проектами относительно небольшого масштаба, он сотрудничает с несколькими крупными мастерами архитектуры и инженерного дела.

В 1971 году Фостер построил элегантную структуру пассажирского терминала из металла и стекла (Фред Ольсен Центр в доках Милуолл) в Лондоне. Здесь отразилось его видение организующего потенциала архитектуры: четкая конструкция в стилистике минимализма с элементами хай-тека может формировать модель поведения людей. В том же году был выполнен проект офисного здания для страховой компании «Уиллис, Фейбер и Дюма» в Ипсвиче. Работа велась в сотрудничестве со старшим коллегой и учителем Фостера Бакминстером Фуллером. Амебообразное строение с почти сплошной стеклянной облицовкой, вписанное в криволинейные очертания участка, заметно отличалось от более привычного модернистского окружения с его обилием прямых углов и призматических объемов. Эскалаторы вокруг просторного атриума, сад на крыше и бассейн для сотрудников, который работает в качестве теплоотвода, наглядно продемонстрировали важные для архитектора идеи энергоэффективности зданий и значимости социальной роли архитектуры.

Строительство было закончено в 1975 году и оказавшись весьма успешным, способствовало продолжению сотрудничества бюро «Фостер и партнеры» с компанией заказчика в последующие годы.

Стеклянно-металлические конструкции вообще становятся любимыми материалами архитектора, и именно их обилие отличает эстетику хай-тека. Впечатляющее художественное решение Центра изобразительных искусств Сейнсбери в Норвиче (1974-1978) с его мощной пространственной конструкцией из стекла и металла было отмечено наградами Королевского института британских архитекторов (RIBA) в 1983-м и Американского института архитекторов (AIA) в 1994 году.

Само здание Центра Сейнсбери представляет собой протяженное прямоугольное строение с двухслойными стенами и кровлей, собранными из гибких стальных конструкций. Эти конструкции образуют рамы с пролетом 33 метра, облицованные идентичными панелями. Все коммуникации расположены в пределах пространственных металлических конструкций, видимых только на торцах. Алюминиевые жалюзи с сенсорными датчиками обеспечивают подвижную систему контроля за естественным и искусственным освещением. Предложенная Фостером концепция высокотехнологичной -рамки» для экспонирования произведений современного искусства и пространственная свобода ее демонстрации - именно тот формат, который показался наиболее прогрессивным создателям Центра. В этом “обрамлении” под общей кровлей и находятся свободно перетекающие друг в друга собственно демонстрацонные залы, оранжереи, кафе-бар и прочие помещения факультета искусств Центра. Прозрачные боковые окна по всей высоте здания позволяют окружающему пейзажу создать своеобразные «декорации» к тому, что представлено в коллекциях.

Если составлять топ-лист самых эффектных и значительных построек Фостера, то обратит на себя внимание не только разнохарактерность объектов, но и их различное назначение, масштаб и широкая география. В списке “самых-самых” непременно будут многофункциональные небоскребы, реконструкции исторических памятников музеи и научные центры, общественные и офисные здания, аэропорты, вокзалы, фабрики, кампусы, мосты и другие инженерные сооружения. Попробуем остановиться на некоторых из них.

Среди наиболее выдающихся построек Фостера выделяют «Огурец», он же в Лондоне (разработана совместно с Кеном Шаттлвортом; 1997-2000 / 2001-2004); комплекс зданий лондонской мэрии (2002, в том же проектном тандеме); аэропорт Стэнстед в Лондоне (1981-1991) и аэропорт Чеп Лап Кок (1992-1998) около Гонконга - самый большой в мире; (1991-1997) во Франкфурте и Гонконгский и Шанхайский банк (1979-1986) в Гонконге. Также нужно отметить следующие строения: штаб-квартиру страхового общества «Уиллис» (2004-2007), расположенную в Сити практически рядом с «Огурцом» и другим хай-тек-манифестом - зданием «Ллойдс» (1986) Ричарда Роджерса; стадион «Уэмбли» на 90 000 зрителей (2002-2007, опять же самый большой в мире), а также реконструированный Рейхстаг в Берлине (1999) и такие уникальные инженерно-транспортные сооружения, как (2004) во Франции и лондонский мост Тысячелетия (1996-2000, совместно с Энтони Каро).

Одной из популярных пространственных структур хай-тека, наряду с вынесенными на фасады коммуникациями и подчеркнуто эстетизированными несущими конструкциями, следует назвать систему вертикальных опор, организующих пространство. Таким своеобразным металлическим «лесом» из стальных вертикалей и подвешенных к ним на тросах алюминиевых сеток является центр компании «Рено» (1983) В небольшом британском городке Суиндон. Отличительной особенностью постройки является потенциальная незавершенность ее композиции, позволяющая в случае необходимости добавлять новые идентичные элементы.

Аналогичную тему прорастающего рукотворного леса, но уже со стеклянными мембранами заполнения, ‘ остер использовал в аэровокзале аэропорта Стэнстед. Отказавшись от обычной экономии на стандартных элементах, архитектор предложил проектное решение в принципах «сложной простоты»: он акцентировал ритм обманчиво простой сетки колонн качеством отделен и фактурностью более дорогих материалов. Первоначальный проект модернизации Рейхстага, представленный на международный конкурс, тоже базировался на идее легкого, примыкающего к зданию навеса на стальных опорах, обрамляющих площадь вокруг. Позднее, правда, замысел радикально изменился, и Фостер создал новый купол над залами бундестага. Теперь полупрозрачная зеркальная сфера с системой пандусов непрерывного движения позволяет туристам заглядывать в самое сердце немецкого парламента, не препятствуя его работе. Обновленный Рейхстаг стал одной из главных достопримечательностей объединенного Берлина.

Еще в период утверждения на мировом архитектурном Олимпе современности, но уже обладая достаточным проектным опытом, Фостер придумывает здание штаб-квартиры Гонконгского и Шанхайского банка, который становится новой вехой в его творчестве и развитии хай-тека как направления. Согласно оригинальному замыслу конструктивный скелет небоскреба вынесен наружу, гигантские мачты-колонны перехватывают четыре пояса ферм, к которым подвешены промежуточные этажи. Все лифты и вертикальные коммуникации сгруппированы по углам, этажи имеют свободную планировку, а в центре создан 10-этажный атриум. Такое архитектурное решение явилось новаторским для всей отрасли высотного строительства, а само здание на годы стало одним из самых знаменитых современных сооружений в Азии.

После успеха гонконгского небоскреба Фостер считается признанным авторитетом именно в области возведения высоток. В последующие годы мастер и его коллеги по разросшемуся бюро активно проектируют высотные здания во всем мире. Наиболее выдающимся его небоскребом следующего десятилетия является головной офис немецкого «Коммерцбанка».

После строительства моста Тысячелетия и стадиона -Уэмбли» в Лондоне, практически сразу ставших в ряд с основными туристическими достопримечательностями новейшего времени в городе, сэра Нормана Фостера начали воспринимать как наиболее авторитетного архитектора в родном британском обществе, весьма богатом на громкие имена в зодчестве наших дней. В декабре 1005 года газета «Таймс» объявила его персоной номер один в современном искусстве. Даже давний друг и соперник оказался в роли «догоняющего» со своим исключительно смелым небоскребом «Шард».

В середине 2000-х Фостер находился на пике международной славы. По его проектам возводились крупные объекты в Китае, Канаде, США, странах арабского мира. Завершив в 2006 году башню «Херст» в Нью-Йорке, архитектор снова доказал, что хай-тек - это исключительно яркое и богатое по своей выразительности художественное течение, а небоскреб - прекрасный инструмент для демонстрации синтеза яркости образа и передовых технологий.

Обладая впечатляющим творческим багажом, накопленным к седьмому десятилетию жизни, Фостер в очередной раз взялся за эксперименты и попробовал охватить своим искусством еще один значительный регион - Россию.

В новейшей архитектуре имя сэра Нормана Фостера олицетворяет гармоничное единство яркости художественного образа, виртуозной деталировки с многообразием возможностей техники. Его зодчество, опираясь на технологическое совершенство, стремится к максимальной гуманизации окружения, экологичности и сомасштабности разных элементов среды.

Norman Foster

Британский архитектор, лауреат Императорской и Притцкеровской премий. Зарубежный почётный член Российской академии художеств.

б иография

Фостер родился в Манчестере (Англия), в семье, принадлежащей рабочему классу. Он был единственным ребенком в семье Роберта и Лилиан Фостеров. Отец работал маляром на вагоностроительном заводе Metropolitan-Vickers. Мать Нормана имела цыганские корни, работала на заводе. По воспоминаниям самого Фостера, у выходца из района, где он рос, “было столько же шансов попасть в университет, сколько стать Папой Римским”.

Норман учился на отлично в местной школе. Он рос замкнутым ребенком, его часто обижали сверстники. В детстве Норман увлекался техникой: паровозами и самолетами. За отличную успеваемость родители подарили ему книгу об архитектуре Фредерика Гибберда (Frederick Gibberd). Благодаря этой книге Норман познакомился с творениями ведущих архитекторов того времени: Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright) и Ле Корбюзье (Le Corbusier). Мальчика заинтересовала архитектура и в поисках новых сведений он начал посещать местную библиотеку.

Покинув школу в 16 лет, он работал в офисе казначея Манчестера. Затем проходил службу в Королевских ВВС. После выпуска в 1956 году Фостер посещал Манчестерский университет градоустройства и архитектуры.

В 1956 году Фостер поступил на платное отделение Школы архитектуры и городского планирования Манчестерского университета (University of Manchester’s School of Architecture and City Planning). Чтобы оплатить учебу, Фостер работал мороженщиком и даже вышибалой в ночном клубе. Однако благодаря успехам в учебе и многочисленным призам за свои работы Фостер получил стипендию, которая дала ему возможность путешествовать и практиковаться за рубежом.

Два года учился в Школе архитектуры Йельского университета, где получил ученую степень магистра и встретил Ричарда Роджерса, вместе с которым создал «Бюро четверых».

Из недр этого учреждения вышел весьма широко распространившийся стиль «хай-тек», основа которого была заложена в постройках русского архитектора В. Г. Шухова в конце XIX века. Сам Фостер в интервью называет Шухова своим кумиром и широко использует в своём творчестве шуховские сетчатые оболочки.

В 1962 году Фостер вернулся в Великобританию и с Роджерсом, а также Джорджи Чизман и ее сестрой Венди (Georgie и Wendy Cheesman) создал архитектурную фирму “Team 4”. Фирма специализировалась на промышленном дизайне в стиле хай-тек.

После этого Фостер вместе с Венди Чизман, ставшей к тому времени его женой, основал фирму Foster Associates. С 1968 года Фостер сотрудничал с именитым американским архитектором Ричардом Бакминстером Фуллером (Richard Buckminster Fuller).

В 1990 году Фостер был возведен королевой Елизаветой II в рыцарское звание в 1997 году был награжден орденом “За заслуги” а в 1999 году стал пожизненным пэром, членом Палаты лордов. Титул Фостера – Лорд берега Темзы (Lord Foster of Thames Bank, Reddish). В Палате лордов Фостер не входит ни в правящую партию, ни в оппозицию.

Фуллер стал одним из основных учителей Фостера: по его совету начинающий архитектор начал при проектировании уделять внимание сохранению окружающей среды. Для создания покрытий Фостер использовал сетчатые оболочки – системы металлических стержней, перекрещивающихся в двух направлениях и образующих “мембрану”, при помощи которой можно создавать криволинейные поверхности и перекрывать пролеты шириной более 30-40 метров с минимальными затратами материалов.

П роекты

В 1990 году Foster Associates была переименована в Foster + Partners. Компания проектировала и реконструировала офисные, промышленные, жилые культурные и инфраструктурные объекты. В числе их работ реконструкция Рейхстага в Берлине (1999 год), центрального вокзала в Дрездене (2006 год), стадиона Уэмбли в Лондоне (2007 год). Фостер был проектировщиком вантового виадука Мийо во Франции (2004 год) и лондонского небоскреба Мэри-Экс (2004 год), который часто называли самым экологичным небоскребом.

Фостер также стал автором проекта терминалов аэропортов в Гонконге (1998 год) и Пекине (2008 год), причем последний считается самым большим в мире. Фостер был разработчиком проекта экологически чистого города будущего Масдар-сити в Абу-Даби. Однако часто критики называли его архитектурными решения банальными.

Фостер был разработчиком многих архитектурных проектов для СНГ. В столице Казахстана, Астане, был построен монумент со смотровой площадкой “Байтерек” (тополь) – сооружение высотой 105 метров в виде 300 тонного шара из стекла “хамелеон”, меняющего цвет в зависимости от времени суток, находящееся на пятистах стальных сваях; предполагалось, что оно станет символом столицы и страны.

Он был автором проекта Дворца мира и согласия в Астане. В России Фостер известен как автор проектов реконструкции гостиничного комплекса “Россия” и Пушкинского музея. Кроме того, Фостер был автором проекта превращения комплекса “Новая Голландия” в Санкт-Петербурге в культурно-развлекательный объект. Реконструкция “Новой Голландии” по проекту Фостера началась в 2006 году, причем в ее ходе, по мнению некоторых экспертов, была нарушена историческая застройка острова. Также он был автором проектов 612-метрового небоскреба “Башня Россия” на территории делового комплекса “Москва-Сити” и культурно-делового комплекса “Хрустальный остров” в Нагатинской пойме.

Б ашня Россия

Проект небоскрёба на территории 17 и 18 участков ММДЦ в Москве. Башня должна была бы стать самым высоким зданием в Москве и Европе, однако её строительство было отменено.

Общая площадь строения должна была составить 520,8 тыс. м? общей площади, из которых 320 тыс. м? - наземной. Высота «России» - 612 м, что должно было сделать её самым высоким сооружением, в первую очередь в Москве - проект на 71 метр превосходит Останкинскую телебашню, а также во всей Европе, и второй по высоте в мире. Этажность составляла 118 этажей: таким образом, «Россия» стала бы первой башней в России и Европе, превысившей барьер в сто этажей. Предполагалось разместить в башне 101 лифт и подземную парковку на 3680 автомобилей.

Х рустальный остров

Культурно-деловой центр, проект которого разрабатывался Норманом Фостером. Предполагаемым местом размещения была – Москва, Нагатинская пойма, изначально объявленным временем завершения работ – 2014 год. Небоскрёб высотой 450 м должен был иметь общую площадь внутренних помещений более 2,5 млн м?, что сделало бы его самым вместительным зданием на планете. Стоимость реализации проекта оценивалась в 4 млрд долларов, главным инвестором собиралась выступить компания Russian Land Шалвы Чигиринского.

14 декабря 2007 года предложение о размещении «Хрустального острова» в Нагатинской пойме было одобрено на заседании Общественного совета при мэре Москвы. С возражениями против строительства выступил только Алексей Клименко, вице-президент Академии художественной критики. По его мнению Хрустальный остров напоминает буддийскую ступу и чужд сложившемуся в Москве стилю застройки, поблизости от него находится Коломенское, восприятие которого может пострадать от изменения городской среды. Помимо этого, Нагатинская пойма является экологически опасным районом. После отставки Юрия Лужкова с поста мэра Москвы проект был предан забвению.

М иллениум

Пешеходный мост в Лондоне, пересекающий Темзу.

Название моста переводится с английского как Мост Тысячелетия, поскольку постройка этого сооружения была в ознаменование наступления третьего тысячелетия; мост стал одним из немногих масштабных сооружений, которые были построены в столице Англии в связи с празднованием Милленниума.

это подвесной мост из стали, предназначенный для пешеходов. Он соединяет Сити и Бэнксайд. Находится Millennium между железнодорожным понтоном Блэкфрайарс и виадуком Саусворк. Строить достопримечательность начали в 1998 году, а открытие ее состоялось летом 2000 года. Общая длина – 370 м.

С ити-холл

Здание в Лондоне, служащее резиденцией Администрации Большого Лондона. Совет Большого Лондона, упразднённый в 1986 г., располагался в Каунти-холле, что в Ламбете. Сити-холл – это здание городской мэрии, штаб-квартира администрации Большого Лондона.

Проект был выполнен в 1998, строительство сооружения заняло около 5 лет и обошлось в 65 миллионов фунтов.

Здание находится в Саутварке, недалеко от Тауэрского моста. В нём десять этажей, его высота - 45 м. Сити-холл наиболее известен своей необычной искривлённой формой, напоминающей нарезанное яйцо. У обоих мэров Лондона - Кена Ливингстона и Бориса Джонсона - она вызвала ассоциацию с формой половой железы. Фостер объяснял непривычный облик сооружения стремлением сократить его поверхность и за счёт этого сэкономить потребляемую энергию.

У Сити-холла нет главного фасада и «неважных» дворовых стен, а впечатление от его внешнего вида во многом зависит от погоды. Здание покрывают 3844 уникальные стеклянные панели. Ни одна из них не повторяет другую. Каждый лист вырезался лазером по специальному лекалу. Весь криволинейный объем строения плавно опоясывает полукилометровая галерея, с которой можно свободно лицезреть работу членов лондонского собрания. (Идея наблюдения за парламентариями была успешно обыграна еще в берлинском Рейхстаге. Другим вдохновившим архитектора на создание обводной галереи сооружением мог стать знаменитый Музей Соломона Гуггенхайма.) В верхней части Сити-холла автор спроектировал так называемую лондонскую гостиную - просторную площадку для выставок и встреч, которую иногда открывают для публики. Попасть сюда можно по изящной винтовой лестнице, пронизывающей наклоненное яйцо. С площадки открываются прекрасные панорамные виды на Тауэр, набережные Темзы и прочие красоты британской столицы.

Х ёрст-тауэр

Hearst Tower

Спроектированное Норманом Фостером здание на Манхэттене, рядом с площадью Колумба. В здании располагается штаб квартира «Hearst Corporation», которая объединяет множество печатных изданий и компаний, включая «Cosmopolitan», «Esquire» и «Сан-Франциско кроникл», «Marie Claire», «Harper’s Bazaar» и другие.

Р ейхстаг

Историческое здание в Берлине, где в 1894-1933 годах заседал одноимённый государственный орган Германии – рейхстаг Германской империи и рейхстаг Веймарской республики. В 1945 году в Советском Союзе здание германского парламента было объявлено главным символом фашистской Германии. Сталин приказал водрузить на нём Знамя Победы. С 1999 года в реконструированном здании рейхстага размещается бундестаг.

После воссоединения Германии 4 октября 1990 года, на следующий день после фактической даты объединения Германии в Рейхстаге состоялось первое заседание первого общегерманского Бундестага. 20 июня 1991 года бундестаг в Бонне 338 голосами против 320 принял решение о переезде в Берлин в здание Рейхстага. После проведения конкурса реконструкция Рейхстага была поручена английскому архитектору лорду Норману Фостеру. В мае 1995 года совет старейшин бундестага после продолжительных дебатов принял решение возвести современный стеклянный купол, внутри которого могли бы ходить люди.

Норману Фостеру удалось сохранить исторический вид здания рейхстага и одновременно создать помещение для современного парламента, открытого по отношению к внешнему миру. Здание разделено на уровни по принципу прозрачности и целесообразности. В подвале и на первом этаже размещены структуры парламентского секретариата, а также технические устройства и системы жизнеобеспечения. Выше находится пленарный уровень с большим залом заседаний, над которым располагается уровень для посетителей. Ещё выше находится уровень президиума, над ним находится фракционный уровень и, наконец, крыша-терраса и впечатляющий купол здания. Прозрачность здания обеспечивается современными строительными материалами: лёгкие стальные конструкции и большие застеклённые площади, декоративный бетон, матово-белый или бежевый природный камень придают массивному зданию серебристый оттенок. Для ориентации используется цветовая концепция датского художника Пера Арнольди: двери каждого уровня выкрашены в определённый цвет.

A lbion Riverside

Albion Riverside в Лондоне - комплекс жилых домов и офисов, который Фостер построил в 1990 году. Криволинейная часть дома - жилая. В?прямоугольном объеме на?дальнем плане находится офис архитектора. Расположен он на южном берегу Темзы в квартале Риверсайд, который Фостер же и построил. Место очаровательное: мощенные камнем набережные и переулки, зелень, скамейки, вода. И здания: чистые линии, много стекла, человеческого размера опоры. Удобные двери. Ничего навязчивого – очень приятное впечатление. Отличная городская архитектура.

T orre de Collserola

Был разработан архитектором сэром Норманом Фостером и испанскими инженерами Хулио Мартинес Calz?n и Мануэль-Жулия-Vilardell. Эта символичная башня была построена в 1991 году строительная компания Cubiertas г MZOV С. А. на 1992 летних Олимпийских играх.

D eutsche Bank Place

Небоскрёб, находящийся в городе Сидней, Австралия. Высота здания 239 метров, 39 этажей и это делает его одиннадцатым по высоте зданием Австралии. Сооружение было разработано архитектором Норманом Фостером из компании Foster and Partners. Строительство началось в 2002 и было завершено в 2005 году. Основной арендатор здания – Дойче Банк занимает 9 этажей и владеет правами на имя здания.

К оммерцбанк-Тауэр

Commerzbank Tower

Небоскрёб в центре Франкфурта-на-Майне. Построенный в 1997 году небоскрёб высотой 259 м, а вместе с антенной - почти 300 м, обогнал 257-метровый небоскрёб «Мессетурм», став самым высоким зданием Европы. Но в 2003 году он отдал свой титул зданиям «Триумф-Палас», а затем Башне на набережной в Москве.

Небоскрёб находится на площади Кайзерплац, в непосредственной близости от него расположены Eurotower - здание Европейского центрального банка, Майнтауэр, небоскрёб Dresdner Bank, Japan Center и небоскрёб Gallileo. Рядом расположен пятизвёздочный отель «Франкфуртер Хоф» (нем. Frankfurter Hof).

Согласно проекту, принятому в июне 1991 года, здание стоит на 111 сваях, ушедших на глубину 48,5 м, составляет 65 этажей (45 из которых - офисы) общей площадью 120 тыс. м? и общим объёмом помещений 538 000 м?. Здание весит 200 000 тонн, из них вес стальных конструкций - 18 800 тонн, что вдвое превышает вес Эйфелевой башни в Париже. Проект небоскрёба создан английским архитектором Норманом Фостером.

Источник-интернет

Норман Фостер - современный английский архитектор, один из лидеров стиля хай-тек. Один из немногих архитекторов, чьи здания дважды удостаивались Премии Стерлинга, Любой проект он доводит до высшей степени технического совершенства.

архитектор

Норман Фостер родился 1 июня 1935 в Манчестере, в семье рабочего. Служил летчиком в Королевских военно-воздушных войсках, затем учился на архитектурном отделении Манчестерского университета и в архитектурной школе Йельского университета в США. В 32 года он основал свою фирму из трех человек.

Сегодня в мире нет более чествуемого архитектора. Фостер - лауреат многих высших архитектурных премий. Его мощная простран-ственная конструкция из стекла и металла Центра изобразительных искусств в Норвиче была отмечена наградами Королевского института британских архитекторов и Американского института архитекторов.

Еще одной премии Королевского института архитекторов удостоились проекты мэтра архитектуры: аэропорт Стенстед в Эссексе и пристройка к зданию Королевской академии искусств в Лондон, гармонично сочетающаяся со старинной архитектурой. За проект реконструкции рейхстага Германия удостоила Фостера Ордена за заслуги - это высшая награда в области культуры. Он является дважды кавалером Ордена за заслуги - в 1997 году его удостоила этого звания британская корона. В 1990 был возведен королевой сначала в рыцари, а потом и в бароны.

Кроме того Норман Фостер - обладатель королевской золотой медали за вклад в архитектуру, золотой медали Французской академии архитектуры, золотой медали AIA - Американского института архитектуры, а также титула лауреата Притцкеровскои премии 1999 года - аналога Нобелевской премии в области архитектуры - награды Архитектурной ассоциации Premium Imperiale и т.д.

В этом же году Фостер стал пожизненным пэром с титулом «Лорд Фостер с берега Темзы».
Фостера ценят за виртуозную художественную трактовку, многообразие возможностей техники, за постоянное стремление ее гуманизировать, превратить ее в источник радости и красоты, дать человеческое измерение масштабу.

Именно в этом состоит ядро его творческой концепции, ее глубинная цельность, объединяющая столь, казалось бы, разные по назначению и образным характеристикам объекты мастера.


Небоскреб Swiss Re

В 2003 году в Лондоне вырос знаменитый «огурец» Нормана Фостера. За необычную форму он прозван в народе «корнишоном» (gherkin). Это одно из самых оригинальных современных зданий в мире. Небоскреб был построен для штаб-квартиры швейцарской страховой фирмы Swiss Reinsurance Company в Великобритании и известен как башня Swiss Re. Его высота около 180 м. В основу проекта легли принципы экологичности и рациональности как при строительстве, так и при эксплуатации здания.

Небоскреб удивляет своей необычной конструкцией. Он строился с учетом законов аэродинамики. Конструкция в форме боба устойчива к ветровым нагрузкам и, следовательно, снижает нагрузки на стены, освобождает большие пространства внутри здания и даже позволяет открывать окна. Кривизна спиралей, устремляющихся ввысь, придает небоскребу пространственную динамичность.

  1. Башня Коммерцбанка, Франкфурт-на-Майне (Германия), 1991-97гг.
  2. Millau Viaduct, Франция, 1993-2004 гг.
  3. The Sage Gateshead, Гейтсхед (Великобритания), 1997-2004 гг.
  4. EXPO Station, Сингапур, 1997-2000 гг.
  5. Интерьер City Hall, Лондон (Англия), 1998-2002 гг.
  6. City Hall, Лондон (Англия), 1998-2002 гг.
  7. SECC Conference Centre, Глазго (Шотландия), 1995-97 гг.

Мост Мийо. В 2004 году на юге Франции построен самый высокий в мире мост (2).
Расстояние от земли до дорожного полотна составляет в самой высокой точке 270 м. А одна из опор моста поднимается на 343 м. Французы гордятся тем, что новый мост длиннее Елисейских полей и выше Эйфелевой башни. Виадук Мийо - это совместный франко-британский проект.

На бетонных опорах закреплена система из 154 стальных тросов-вантов, поддержи-вающих полотно автомобильной дороги шириной 27,35 м. Мост обеспечил прямое автомобильное сообщение между Францией и Испанией.

Напротив Тауэра располагается 10-этажное pretty egg (5, 6)- высокотехнологичное, органичное, динамичное и монументальное здание мэрии Лондона - проект, призванный разрушить распространенный миф о «чопорных и консервативных лондонцах».

Концепцию здания автор определил как «образец демократичности, открытости, устойчивого развития и непрерывного движения вперед». Свое творение Фостер назвал «жизнеутверждающим зданием». А чрезмерно экстравагантную форму Фостер объяснил тем, что яйцо - это образ будущего и символ новой жизни.

  1. Международный аэропорт, Гонконг, 1992-1998 гг.
  2. Дворец Мира и Согласия (Palace of Peace and Reconciliation), Астана (Казахстан), 2006 г.
  3. Здание факультета права Кембриджского университета, Англия, 1990-95 гг.
  4. Купол Рейхстага, Берлин (Германия), 1999г.


Юридическая школа в Кембриджском университете (4) - самая большая в Великобритании. Новый четырехэтажный корпус здания факультета права с подземными аудиториями занимает 8,5 тысяч квадратных метров.

Фостер «вписывает» здание в гигантский полуцилиндрический объем, выполненный из треугольной стальной решетки. Традиционное место стен занимает рефлектирующая поверхность стекла. Она образует условную границу, отделяющую внутреннее пространство здания от внешнего мира.

Фостер - мастер самых новых и самых красивых реконструкций во всем мире. При реконструкции Рейхстага в Берлине (5) Фостер сохранил не самые политкорректные надписи русских солдат на стенах. Сейчас весь мир знает обновленное здание с прозрачной полусферой над залом заседаний, ставшей визитной карточкой нового Берлина. Купол, внутри которого проходит широкая лестница с перилами, стал своеобразной смотровой площадкой, с которой открывается панорама столицы Германии.

Люди, сидящие в ресторане под этим куполом, могут наблюдать заседание конгресса, что само по себе является метафорой прозрачности современной германской политики. Здание Рейхстага после реконструкции попало в Книгу рекордов Гиннесса.

комментарий

Глядя на работы Нормана Фостера, первое, что хочется сказать - «комментарии излишни». Ради диалога с человечеством люди стремятся к совершенству, добиваясь при этом краткости слов, точности действий, логики в поступках.
Такова, пожалуй, и архитектура Фостера: за кажущейся простотой и ясностью форм содержится глубина и, если хотите, жизненная мудрость и сила характера. По сути, все работы Фостера семантичны, так или иначе напоминают различные предметы и образы. Этот прием оправдан, так как он вызывает ассоциативный ряд у людей, наблюдающих за архитектурными объектами. Своего рода произведения изобразительного искусства или скульптура в архитектурном исполнении.
А когда на образ накладываются конструктивные решения, они придают лаконичной форме графическую эстетику. Ведь здание как архитектурный проект - это совокупность инженерных частей единого организма. Талант архитектора заключается в умении взрастить здоровый и красивый плод.
И еще одно достоинство Фостера в разработке объекта - он всегда точно улавливает атмосферу города и национальный характер той страны, в которой работает. Здания, построенные по всему миру, стоят в нужном месте в должном виде.

В своих проектах Фостер использует открытые эстетизированные пространственные конструкции, большие плоскости из стекла и металла, многофункциональность свободной планировки и изысканную деталировку. Даже принципиальные противники технологической образности подпадают под чары этого удивительного архитектора. Его архитектурные достоинства неоспоримы - эта новая по духу архитектура формально совершенна и рождает многообразные образные ассоциации.

Фостер увлечен идеей экологичности и очень внимателен к новациям в области энергосбережения. Для него экологический аспект архитектуры является едва ли не ключевым. Свои идеи архитектор стремится воплотить с максимальным использованием естественного света и воздуха, привлекая для этой цели самые смелые инженерные решения. «Почему мы постоянно вводим искусственный свет, когда можно проектировать здания, полные естественного света? Зачем нужны дорогостоящие системы кондиционирования там, где можно попросту открыть окно?».

Спроектированные им здания сами регулируют потоки воздуха и света, активно экономя энергию. Лорд Норман Фостер - не только главная звезда современной архитектуры, но одновременно и человек, стоящий над ней, переосмысливающий ее принципы. Отличие Фостера от прочих современных архитекторов в том, что он пытается строить надолго.

Сегодня Фостер работает в Лондоне, проживает во Франции и Швейцарии на виллах, которые спроектировал сам. Он имеет лицензию пилота, самостоятельно летает на личном реактивном самолете.



1. Al Raha Beach Road Development, Абу Даби, 2009 г.
Для возведения сооружения выбран один из богатейших районов города. Помимо экологичности и энер-госбережения, в этом проекте заложено много хитростей и новейших технологий. Сама форма постройки такова, что с южной стороны она будет освещаться естественным путём, а с других сторон - энергией, полученной с южной, находясь при этом в тени.
2. Хрустальный остров - проект культурно-делового центра. Предполагаемое место размещения - Москва, Нагатинская пойма, время завершения работ - 2014 год. Небоскрёб высотой 450 м будет иметь общую площадь внутренних помещений более 2,5 млн м2, что сделает его самым вместительным зданием на планете.
3. Beach Road, Сингапур, 2007 г.
Многофункциональный комплекс займет территорию целого квартала в центре города. В него войдут разнообразные общественные пространства и 4 расставленных попарно небоскреба.


Известный архитектор, автор множества проектов, реализованных по всему миру. Один из основателей и руководитель архитектурного бюро Foster + Partners. В 1990 году был возведен в рыцарское звание, имеет титул Лорд берега Темзы, пожизненный пэр, член Палаты лордов. Лауреат сотен призов и премий в области архитектуры.


Норман Роберт Фостер родился 1 июня 1935 года в Англии, в предместье Манчестера, районе Стокпорта - Реддише в семье рабочих. Он был единственным ребенком в семье Роберта и Лилиан Фостеров. Отец работал маляром на вагоностроительном заводе Metropolitan-Vickers. Мать Нормана имела цыганские корни, работала на заводе. По воспоминаниям самого Фостера, у выходца из района, где он рос, "было столько же шансов попасть в университет, сколько стать Папой Римским".

Норман учился на отлично в местной школе. Он рос замкнутым ребенком, его часто обижали сверстники. В детстве Норман увлекался техникой: паровозами и самолетами. За отличную успеваемость родители подарили ему книгу об архитектуре Фредерика Гибберда (Frederick Gibberd). Благодаря этой книге Норман познакомился с творениями ведущих архитекторов того времени: Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright) и Ле Корбюзье (Le Corbusier). Мальчика заинтересовала архитектура и в поисках новых сведений он начал посещать местную библиотеку.

Фостер закончил школу в 16 лет и начал работать клерком в Манчестерском городском казначействе: работа там была монотонной, однако Нормана очень интересовало само здание муниципалитета, построенное в стиле викторианской псевдоготики. В 17 лет Фостер был призван в армию и служил радистом в Королевских ВВС. После армии Фостер стал работать в манчестерской архитектурной фирме John Beardshaw & Partners. Там он занимался рисованием эскизов но в процессе общения с архитекторами из этой фирмы, в основном выходцами из богатых семей и выпускниками университетов, Фостер понял, что большинство из них даже не знакомы с работами Райта и решил поступать в высшее учебное заведение.

В 1956 году Фостер поступил на платное отделение Школы архитектуры и городского планирования Манчестерского университета (University of Manchester"s School of Architecture and City Planning). Чтобы оплатить учебу, Фостер работал мороженщиком и даже вышибалой в ночном клубе. Однако благодаря успехам в учебе и многочисленным призам за свои работы Фостер получил стипендию, которая дала ему возможность путешествовать и практиковаться за рубежом. После окончания университета в 1961 году Фостер получил возможность продолжить обучение на архитектурном факультете Йельского университета (Yale University School of Architecture). Там он получил степень магистра архитектуры а также познакомился со своим будущим партнером по бизнесу Ричардом Роджерсом (Richard Rogers). Учителями Фостера в Йельском университете был британский архитектор чеченского происхождения Серж Чермаев (Serge Chermayeff) и дизайнер Винсент Скалли (Vincent Scully).

В 1962 году Фостер вернулся в Великобританию и с Роджерсом, а также Джорджи Чизман и ее сестрой Венди (Georgie и Wendy Cheesman) создал архитектурную фирму "Team 4". Фирма специализировалась на промышленном дизайне в стиле хай-тек.

Team 4 просуществовала до 1967 года, после этого Фостер вместе с Венди Чизман, ставшей к тому времени его женой, основал фирму Foster Associates. С 1968 года Фостер сотрудничал с именитым американским архитектором Ричардом Бакминстером Фуллером (Richard Buckminster Fuller). Фуллер стал одним из основных учителей Фостера: по его совету начинающий архитектор начал при проектировании уделять внимание сохранению окружающей среды. Для создания покрытий Фостер использовал сетчатые оболочки - системы металлических стержней, перекрещивающихся в двух направлениях и образующих "мембрану", при помощи которой можно создавать криволинейные поверхности и перекрывать пролеты шириной более 30-40 метров с минимальными затратами материалов. Между тем специалисты отмечали, что сетчатые оболочки впервые были запатентованы русским, советским инженером Владимиром Шуховым. Фостер и Фуллер работали вместе до смерти Фуллера в 1983 году. Первым значимым проектом Фостера была построенная в 1975 году штаб-квартира Wiilis Faber & Dumas в Ипсвиче: стены этого здания были выполнены из черного стекла, а крыша была покрыта зеленой лужайкой. Уже тогда определился стиль Фостера: он отдавал предочтение легким сборным конструкциям и интерьерам, которые легко адаптируются к требованиям заказчика.

В 1990 году Foster Associates была переименована в Foster + Partners. Компания проектировала и реконструировала офисные, промышленные, жилые культурные и инфраструктурные объекты. В числе их работ реконструкция Рейхстага в Берлине (1999 год), центрального вокзала в Дрездене (2006 год), стадиона Уэмбли в Лондоне (2007 год). Фостер был проектировщиком вантового виадука Мийо во Франции (2004 год) и лондонского небоскреба Мэри-Экс (2004 год), который часто называли самым экологичным небоскребом. Между тем многие эксперты критиковали его за то, что он не вписывался в городской ландшафт, здание получило прозвище "огурец". Фостер также стал автором проекта терминалов аэропортов в Гонконге (1998 год) и Пекине (2008 год), причем последний считается самым большим в мире. Фостер был разработчиком проекта экологически чистого города будущего Масдар-сити в Абу-Даби. Однако часто критики называли его архитектурными решения банальными.

В январе 2007 года стало известно о том, что Фостер собирается продать 85 процентов акций Foster + Partners, однако желает остаться руководителем компании. Акции были проданы группе старших партнеров компании. В середине 2008 года в Foster + Partners работало более тысячи сотрудников.

Фостер был разработчиком многих архитектурных проектов для СНГ. В столице Казахстана, Астане, был построен монумент со смотровой площадкой "Байтерек" (тополь) - сооружение высотой 105 метров в виде 300 тонного шара из стекла "хамелеон", меняющего цвет в зависимости от времени суток, находящееся на пятистах стальных сваях; предполагалось, что оно станет символом столицы и страны. Кроме того, Фостер был автором проекта Дворца мира и согласия в Астане. В России Фостер известен как автор проектов реконструкции гостиничного комплекса "Россия" и Пушкинского музея. Кроме того, Фостер был автором проекта превращения комплекса "Новая Голландия" в Санкт-Петербурге в культурно-развлекательный объект. Реконструкция "Новой Голландии" по проекту Фостера началась в 2006 году, причем в ее ходе, по мнению некоторых экспертов, была нарушена историческая застройка острова. Также он был автором проектов 612-метрового небоскреба "Башня Россия" на территории делового комплекса "Москва-Сити" и культурно-делового комплекса "Хрустальный остров" в Нагатинской пойме. Оба эти проекта были встречены жесткой критикой а во время их строительства осенью 2008 года возникли трудности из-за финансового кризиса. Со сложностями в реализации столкнулся также проект 15-этажного многофункционального комплекса "Апельсин")совместный проект Фостера и российской компанией "Интеко"), который предполагалось построить на месте Центрального дома художника в Москве на Крымском валу.

Фостер является лауреатом сотен призов и премий. В 1999 году он был удостоен Притцкеровской премии, самой престижной в области архитектуры. Кроме того, он дважды получал приз Стирлинга (в 1998 и 2004 годах)был награжден Королевской золотой медалью и Золотой медалью Французской архитектурной академии (в 1983 и 1991 годах соответственно) был удостоен архитектурной премии Ага Хана в 2007 году. Помимо этого, он является членом профессионального сообщества дизайнеров Chartered Society of Designers, лауреатом ее Серебряной медали. Фостер с 1991 года является членом британской Королевской академии художеств.

В 1990 году Фостер был возведен королевой Елизаветой II в рыцарское звание в 1997 году был награжден орденом "За заслуги" а в 1999 году стал пожизненным пэром, членом Палаты лордов. Титул Фостера - Лорд берега Темзы (Lord Foster of Thames Bank, Reddish). В Палате лордов Фостер не входит ни в правящую партию, ни в оппозицию.

Фостер был женат три раза. Его первая жена и партнер по бизнесу Венди Чизман скончалась от рака в 1989 году. Его второй женой стала Сабиа Румани Малик (Sabiha Rumani Malik), творческий директор Foster + Partners, однако их брак распался в 1995 году. В 1996 году Фостер женился на журналисте и ученой Елене Очоа (Elena Ochoa). У Фостера четверо сыновей от первого брака: Ти (Ti), Cal (Кэл), Стив (Steve) и Джей (Jay) (двоих супруги усыновили). От третьего брака у него есть сын Эдуардо (Eduardo) и дочь Паола (Paola).

Фостер работает в Лондоне, проживает во Франции и Швейцарии на виллах, которые спроектировал сам. Фостер имеет лицензию пилота, самостоятельно летает на личном реактивном самолете.